Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Образ педагога как фактор воспитания детей

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Педагог находит отражение в сознании детей. Длительное восприятие его личности порождает некоторый устойчивый образ, который входит в сознание как образ «учителя», либо «человека», либо «дамы», «мужчины», «взрослого», «биолога», «литератора» и т. п. Сознание детей расширяется наличием такого образа, а характеристика этого образа оказывает влияние на социальное содержание обобщенного представления… Читать ещё >

Образ педагога как фактор воспитания детей (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Образ — субъективное психическое явление как результат предварительного ощущения или восприятия, некая обобщенная картинка (мера обобщения разная) какого-то объекта или его отдельных сторон. Образ (представление) — одна из разновидностей отражения окружающей действительности в сознании человека. Всегда надо учитывать, что эта картинка субъективна: у каждого из нас свой образ моря, науки, совести, красоты. И каждый из нас, живущих на земле (и ребенок тоже), имеет свой образ человека. Более того, мы даже уверены, что нами созданный образ и есть истинный, настоящий, и склонны считать, что тот, кто не соответствует данному образу, «странный», «чудной». Даже понимая, что наш образ субъективен, мы оцениваем его все-таки как объективный эталон.

Педагог находит отражение в сознании детей. Длительное восприятие его личности порождает некоторый устойчивый образ, который входит в сознание как образ «учителя», либо «человека», либо «дамы», «мужчины», «взрослого», «биолога», «литератора» и т. п. Сознание детей расширяется наличием такого образа, а характеристика этого образа оказывает влияние на социальное содержание обобщенного представления о человеке, учителе, даме, мужчине, биологе, литераторе и прочих социальных ролях, исполняемых учителем в совместной деятельности. Образ учителя для детей довольно долго служит эталоном «правильного» человека, если родители не развенчают этот образ своим негативным отношением к школе еще до его формирования.

Вспомним эпизод художественного произведения. Учительница, чтобы дать возможность бедному и гордому ученику приобрести денег на молоко (у мальчика малокровие) предлагает ему сыграть в азартную игру «чику»:

— Сыграем?

Я не поверил своим ушам:

  • — Как же я с вами буду играть?
  • — А что такое?
  • — Вы же учительница.

А когда героиня повести специально шельмует в ходе игры, мальчик в возмущенном удивлении восклицает:

— Вот это да! Учительница называется![1]

Тот, кто носит имя педагога, не имеет права на низкие формы поведения, потому что миссия педагога как раз в транслировании достойной жизни и утверждении реальности высоких деклараций. А жизнь видится сначала через внешние проявления.

Дети входят в мир через восприятие формы предмета. Поэтому можно сказать, что воспитание начинается с формы. И если рассмотреть жизнь взрослых людей, невольно убеждаешься в огромном значении формы при становлении отношения к предмету. Что же говорить о детях — они еще не умеют отделять форму от содержания, и, если бы читали философию, быстрее, чем мы, взрослые, согласились бы с Гегелем, говорящим, что «форма — то же содержание».

Портрет педагога и его поведение есть образ человека, каким тот должен быть, — вот начальное восприятие детьми личности педагога.

В содержание этого образа входит как одно из слагаемых образ отношения к жизни. Именно этот элемент наделяет личность педагога силой фактора воспитания. Дети видят, слышат, наблюдают, оценивают, понимают, анализируют отношение, проявляемое педагогом. Это инициирует активное сопоставление отношения к людям, работе, деньгам, книгам, природе, обществу, знаемого и виденного ранее в семье и микросреде ребенка. В поведенческом образе педагога предстает перед ними отношение высшего уровня культуры. «Моя же специальность — писал А. С. Макаренко, — правильное поведение, я-то должен был во всяком случае правильно себя вести в первую очередь. С других требовать легко… Я учился у моих коммунаров, как быть требовательным к себе…»[2].

Однако в проблеме этой скрыто огромное противоречие: с одной стороны, педагог предъявляет собственным поведением социально санкционированный образ жизни и поведения, а с другой стороны, образ педагога должен быть индивидуально ярким, неповторяемым, своеобразным, и каждый педагог — иметь собственное лицо. Для воспитания очень страшна фигура учителя безликого. И вовсе не потому, что дети «любить не будут», но потому, что высокие декларации такого педагога тоже обретают безликость, как бы иллюстрируя детям, как выглядит человек, принявший социальные нормы жизни и живущий по данным нормам. Такой педагог дискредитирует в глазах детей и науку, которую преподает, и процесс познания, и человека как такового.

Не существует правил жизни и поведения педагога. Формы собственной жизни он созидает сам, вне каких-либо запретов и указаний.

Но если педагог «освоил», «усвоил» и «присвоил» достижения культуры, то это означает, что он исповедует наивысшие ценности, такие, как «человек», «жизнь», «природа», «общество». А формы конкретного выражения личностного отношения крайне индивидуальны и окрашены своеобразием характера личности.

В непосредственном взаимодействии с детьми педагог личным поведением служит невольной иллюстрацией человека-субъекта. Данная иллюстрация предоставляет опыт жизни, увлекает, пленяет, служит опорой для выбора поведения, зеркально отражается в действиях детей, подражающих педагогу. Педагог — первое представительное общественное лицо, поведение которого выступает для детей жизненным подтверждением реальности декларативных суждений о способности человека распоряжаться своей судьбой. Педагог создает в сознании детей «образ человека», который располагается в обобщенной картинке жизни, в образе жизни.

Чем выше субъектность педагога, тем выше воспитанность детей, потому что личность субъекта как социально-психологический феномен является фактором развития другой личности. Через личность Другого — «образ человека» — воспитание создает «образ жизни» в личностной структуре ребенка.

Человек неотвратимо следует имеющемуся в его сознании образу жизни — тому, которого жаждет человек, который его влечет, который грезится ему как желанный и счастливый. Сначала личность воображает желаемую жизнь, затем выстраивает этот желанный образ и именно с позиций этого образа воспринимает жизнь вокруг. «Люди до сих пор всегда создавали себе представления о самих себе, о том, что они есть или чем они должны быть. Согласно своим представлениям о том, что является образцом человека и т. д., они строили свои отношения. Порождения их головы стали господствовать над ними. Они, творцы, склонились перед своими творениями»[3].

Педагог, формирующий у школьника образ жизни и организующий его реализацию в жизни, способствует благоприятной ситуации развития ребенка, выстраиванию его жизненных перспектив, поскольку осознаваемые и осмысленно присвоенные ребенком ценности являются основой внутренней мотивации деятельности. На этой основе выстраивая собственную целенаправленную деятельность, ребенок чаще проживает радость, а встречаясь с внешними препятствиями, ищет способ их преодоления, поскольку знает, к чему стремится. Обретая смысл жизни, он уверен, спокоен, счастлив. Растущий человек действительно становится личностью, способной строить собственную жизнь.

Педагог менее всего думает о том, как выглядит его образ перед детьми. Он свободен в своем проявлении, и чем более свободен и открыт, тем интереснее и оригинальнее его педагогический образ. Когда говорят, что педагог «лепит» свой образ, сознательно выстраивает свое поведение, то здесь речь идет о пластической, речевой, мимической форме свободного выражения отношения. Обращаясь к мысли Макаренко о профессиональной необходимости «быть актером», «уметь играть», подчеркнем, что все сказанное ничуть не допускает притворства и лицемерия. Речь идет о том, чтобы дети могли увидеть чувства, мысли, отношения педагога — так чтобы его образ «иллюстрировал» человеческие движения души и «заражал» воспитанников, пленял красотой проявления.

Педагог не должен играть роль идеального человека, но должен суметь сыграть собственную роль: ярко, искренне и просто выразить внешне то, что проживает человек в подобной ситуации.

Только с этой платформы становится очевидна необходимость педагогической техники и ее постоянного совершенствования: голос, мимика, пластика, жесты, поза, темпоритм движений — все имеет существенное значение, как для актера, но все имеет иное назначение, не как для актера, когда дети воспринимают через образ педагога идею, когда образ педагога символизирует в себе образ науки, когда картина достойного поведения увлекает детей, раскрывая ценность и смысл реальных отношений к жизни вполне конкретного реального человека — к тому же счастливого и интересного для детей. Образ гуманистического педагога есть лучший аргумент в пользу гуманистической культуры.

  • [1] Распутин В. Г. Уроки французского // Живи и помни. — М., 1997. — С. 251—252.
  • [2] Макаренко А. С. Коллектив и воспитание личности. — М., 1972. — С. 27.
  • [3] Маркс К. Немецкая идеология // Собр. соч. — М., 1955. Т. 3. — С. 11.
Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой