Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Технологии обучения физике учащихся классов гуманитарного профиля

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Проведен педагогический эксперимент, анализ результатов которого позволил сделать вывод об эффективности разработанных технологий формирования физических понятий, формирования экспериментальных умений, обучения решению физических задач и обобщения знаний. Было установлено, что осуществляется последовательное и устойчивое формирование физических знаний у учащихся классов гуманитарного профиля… Читать ещё >

Содержание

  • Глава. L СОСТОЯНИЕ ПРЕПОДАВАНИЯ ФИЗИКИ В КЛАССАХ ГУМАНИТАРНОГО ПРОФИЛЯ
    • 1. 1. Специфика гуманитарного профиля
    • 1. 2. Исследования, посвященные преподаванию физики в гуманитарных классах
    • 1. 3. Состояние практики преподавания физики в классах гуманитарного профиля
    • 1. 4. Учебно-методическое обеспечение преподавания физики в классах гуманитарного профиля
  • Выводы по главе I
  • Глава II. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ТЕХНОЛОГИИ ОБУЧЕНИЯ ФИЗИКЕ УЧАЩИХСЯ КЛАССОВ ГУМАНИТАРНОГО ПРОФИЛЯ
    • 2. 1. Понятие педагогической технологии
    • 2. 2. Психолого-педагогические особенности учебно-познавательной деятельности учащихся классов гуманитарного профиля
    • 2. 3. Принципы конструирования технологии обучения физике учащихся классов гуманитарного профиля
    • 2. 4. Модель технологии формирования физических понятий у учащихся классов гуманитарного профиля
    • 2. 5. Модель технологии обучения решению физических задач учащихся классов гуманитарного профиля
    • 2. 6. Модель технологии формирования экспериментальных умений у учащихся классов гуманитарного профиля
    • 2. 7. Модель технологии обобщения знаний по физике учащихся классов гуманитарного профиля
  • Выводы по главе II
  • Глава III. ТЕХНОЛОГИИ ОРГАНИЗАЦИИ УЧЕБНО-ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ КЛАССОВ ГУМАНИТАРНОГО ПРОФИЛЯ
    • 3. 1. Технология формирования физических понятий и экспериментальных умений у учащихся классов гуманитарного профиля
    • 3. 2. Технология обучения решению физических задач учащихся классов гуманитарного профиля 142 3 .3. Технология обобщения знаний по физике учащихся классов гуманитарного профиля
  • Выводы по главе III
  • Глава IV. ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ЭКСПЕРИМЕНТ
    • 4. 1. Организация педагогического эксперимента и методы экспериментальной работы
    • 4. 2. Результаты констатирующего и поискового этапа педагогического эксперимента
    • 4. 3. Результаты обучающего и контрольно-оценочного этапа педагогического эксперимента
  • Выводы по главе IV

Технологии обучения физике учащихся классов гуманитарного профиля (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Изменения, происходящие в современном российском обществе, выдвинули на первый план проблему пересмотра целей и ценностей образования и привели к реформе всех ступеней образования. Существенным положительным моментом происходящей реформы общеобразовательной школы является концептуальное доминирование личностно-ориентированной парадигмы (разработанной В. А. Данильчуком, В. В. Сериковым, В.Д. Шадрико-вым, И. С. Якиманской и другие).

Личностно-ориентированное обучение предполагает, в первую очередь, учет способностей каждого из учащихся к тому или иному виду деятельности. Способности как индивидуально-психические особенности личности не даны человеку при рождении в готовом виде, а формируются из задатков в процессе обучения и других видов деятельности. Общество заинтересовано выявить для каждого своего члена ту область деятельности, задатки к выполнению которой у него максимальны, и развить их в наибольшей мере. Только в этом случае можно правильно решить проблему наиболее рационального использования потенциальных возможностей каждого члена общества и тем самым увеличить интеллектуальный потенциал страны.

Для выявления и развития способностей человека необходимо создать благоприятные условия. Важнейшее из этих условий — разностороннее общее образование, являющееся самым надежным путем обнаружения и развития задатков и способностей школьников. Лишение хотя бы части детей полного образования раньше, чем будут выявлены и развиты до нужного уровня их задатки, является нарушением одного из основных прав каждого человекаправа на всестороннее развитие его способностей. Кроме того, что не менее существенно, это принесет большой ущерб и обществу, так как могут быть безвозвратно потеряны способности многих его членов.

Однако одинаковое для всех детей общее образование, являясь необходимым условием для выявления задатков и способностей учащихся, не гарантирует достаточно интенсивного их развития. Это связано в первую очередь с неоднородностью учащихся в классе, разнообразием их интересов и склонностей, различием задатков и способностей. Необходима система определенных мер, обеспечивающих развитие задатков и формирование способностей учащихся.

Таким образом, заинтересованность общества в создании оптимальных условий для выявления задатков и максимального развития способностей всех детей приводит к необходимости дифференциации обучения. Она вытекает и из задачи общества удовлетворять интересы человека. В той же мере, в какой человек ответственен перед обществом за количество и качество труда, отданного обществу, общество ответственно за удовлетворение тех интересов личности, которые не противоречат интересам общества. Проблеме дифференцированного обучения посвящены работы Ю. И. Дика [64], О. Ф. Кабардина [92, 93], В. А. Орлова [92, 93], Н. С. Пурышевой [186, 187], Е. С. Рабунского [188, 190], И. Унт [228], Л. С. Хижняковой [242, 243], Н. М. Шахмаева [253].

Одной из форм дифференцированного обучения является профильное — обучение в специально сформированных на основе интересов, способностей и профессиональных намерений учащихся классах по несколько различным учебным планам в зависимости от профиля [187]. К настоящему моменту оно документально подтверждено Законом Российской Федерации «Об образовании».

В связи с этим возникает проблема разработки методики обучения физике учащихся классов различных профилей. Особого внимания заслуживает обучение физике учащихся классов, в которых этот предмет не является профилирующим, в частности, в гуманитарных классах. К гуманитарному профилю обучения обычно относят те классы, в которых профильными предметами являются литература, языки, история, философия.

Проблема обучения физике учащихся классов гуманитарного профиля имеет три принципиальных решения: не изучать ее вообще, изучать в составе курса естествознания, изучать как самостоятельный предмет. Как ни странно, первая точка зрения до сих пор имеет сторонников, однако в настоящее время она противоречит правительственным документам и задачам общего образования.

Физика как наука имеет не только специальный аспект, но и общечеловеческий, т. е. гуманитарный. Выявляя и используя ее «гуманитарный потенциал» в школе, можно формировать у учащихся диалектико-материалистическое мировоззрение, вырабатывать новый (планетарный) стиль мышления, опирающийся на современное миропонимание. Одновременно намного эффективнее решались бы задачи эстетического, экологического воспитания школьников. Учитывая все это, можно не считать большим преувеличением слова известного американского физика И. Раби: «Физика составляет сердцевину гуманитарного образования нашего времени».

Необходимость преподавания физики учащимся гуманитарного профиля вытекает из обоснованной необходимости формирования естественнонаучных, в том числе физических знаний у «гуманитариев». В работах Ю. И. Дика [64, 65], Ч. Сноу [210], Л. В. Тарасова [65, 219] и других неоднократно подчеркивалось, что формирование культурного, всесторонне развитого и способного к саморазвитию члена общества невозможно при «однобоком», узкоспециальном школьном образовании.

На наш взгляд, возможны два варианта изучения физических знаний в старшей школе (независимо от того, будут ли это 10−11 классы, или 11−12 классы): в составе курса естествознания, либо как самостоятельный предмет (последний путь нам кажется более разумным, т.к. именно физика является основой формирования мировоззрения, миропонимания, ориентации в окружающем природном мире).

Анализ имеющихся исследований, посвященных проблеме преподавания физики в классах гуманитарного профиля (Е.А. Дьяковой, Г. М. Иска-ковой, Н. В. Кочергиной, Н. С. Пурышевой, С.А. Тихомировой), показывает, что к настоящему моменту на основе специфических особенностей учащихся определены цели изучения и содержание курса физики в этих классах, некоторые особенности методики преподавания. Разработаны и опубликованы программы, учебники, дидактические материалы (А.Н. Мансуров, H.A. Мансуров, С. А. Тихомирова и другие). Однако практически не разработана технология обучения физике учащихся классов гуманитарного профиля, учитывающая специфику этого профиля. При этом под технологией мы понимаем упорядоченную совокупность действий, операций и процедур, инструментально обеспечивающих достижение прогнозируемого результата в изменяющихся условиях образовательного процесса [169].

Таким образом, существует противоречие между уже введенным в практику работы школы дифференцированным обучением физике и слабой разработанностью технологий обучения физике учащихся классов гуманитарного профиля, учитывающих специфику учебно-познавательной деятельности учащихся этих классов, что определяет актуальность темы исследования.

Соответственно проблема исследования — поиск ответа на вопрос: какой должна быть технология обучения физике учащихся гуманитарных классов, учитывающая специфику этого профиля.

Объектом исследования является процесс обучения физике учащихся классов гуманитарного профиля. Мы рассматриваем процесс обучения физике учащихся классов гуманитарного профиля как методическую систему, включающую цели, содержание, технологию обучения, в которой цели включающую цели, содержание, технологию обучения, в которой цели обучения являются системообразующим компонентом. Учитывая, что содержание курса физики для классов гуманитарного профиля определено [187], мы основное внимание уделяем технологии обучения физике. При этом цели и содержание обучения физике учащихся классов гуманитарного профиля анализируются нами постольку, поскольку они влияют на выбор технологий.

Поэтому, предметом исследования является технология обучения физике учащихся классов гуманитарного профиля. Видов учебно-познавательной деятельности учащихся много (работа с учебной и дополнительной литературой, лабораторный эксперимент, решение познавательных задач, подготовка и написание докладов и др.), соответственно существует большое число частных технологий обучения физике (технология формирования экспериментальных умений, технология систематизации знаний по отдельным темам и т. д.). Мы исследуем следующие технологии обучения физике учащихся классов гуманитарного профиля: формирования физических понятий, обучения решению физических задач, формирования экспериментальных умений, обобщения знаний, так как считаем, что связанные именно с ними виды деятельности играют ведущую роль в овладении знаниями по физике и умениями их применять для решения различного рода задач.

Цель исследования состоит в выявлении теоретических основ и разработке технологии обучения физике учащихся классов гуманитарного профиля, к которым мы относим технологии формирования физических понятий, обучения решению физических задач, формирования экспериментальных умений, обобщения знаний.

Гипотеза исследования: эффективность обучения физике учащихся классов гуманитарного профиля будет выше, если их учебно-познавательная деятельность будет организована с учетом специфики профиля, то есть общих и специальных целей обучения физике, содержания учебного материала, способностей и интересов учащихся. Под эффективностью мы понимаем достижение объема знаний, не менее, чем объем знаний, соответствующий минимуму образовательного стандарта, сформированность познавательного интереса и активности учащихся в процессе обучения физике.

Исходя из сформулированной цели исследования, были определены следующие его задачи:

1. Проанализировать современное состояние проблемы обучения физике учащихся классов гуманитарного профиля.

2. Определить теоретические основы технологий обучения физике учащихся классов гуманитарного профиля.

3. Разработать модели технологий обучения физике с учетом психолого-педагогических особенностей учащихся классов гуманитарного профиля (формирования физических понятий, обучения решению физических задач, формирования экспериментальных умений, обобщения знаний).

4. На основе сконструированных моделей разработать конкретные технологии формирования физических понятий, обучения учащихся решению физических задач, формирования экспериментальных умений и обобщения знаний на примере раздела «Молекулярная физика» (10 класс).

5. Экспериментально проверить справедливость гипотезы исследования, то есть эффективность разработанных технологий (формирования физических понятий, обучения решению физических задач, формирования экспериментальных умений, обобщения знаний).

Для решения поставленных задач применялись следующие методы педагогического исследования: теоретические и экспериментальные.

Теоретические: анализ педагогической и методической литературы по проблеме исследованияпрограмм, учебников и учебных пособий, разработанных для изучения физики в классах данного профилямоделирование технологий обучения физикеизучение и обобщение опыта, преподавания физики в классах данного профиля.

Экспериментальные: наблюдение, беседы с учителями и учащимися, анкетирование, тестированиепедагогический эксперимент, статистические методы обработки результатов эксперимента.

Апробация результатов исследования осуществлялась в процессе экспериментальной работы в средних школах № 4 и № 7 г. Армавира, в средней школе № 13 п. Глубокого Новокубанского района Краснодарского края и в школе-гимназии № 4 п. Псебай Мостовского района Краснодарского края в течение двух лет (1998 — 1999, 1999 — 2000 учебные годы). Результаты исследований докладывались:

— на Международной конференции «Новые технологии в преподавании физики. Школа и вуз», март 2000 г.;

— на съезде российских физиков-преподавателей «Физическое образование в XXI веке» в МГУ им. М. В. Ломоносова, июнь 2000 г.;

— на научных сессиях и аспирантских семинарах кафедры методики обучения физике в МПГУ (1997 — 2000 гг.);

— на ежегодных внутривузовских научно-методических конференциях Армавирского государственного педагогического института (1997;2000 гг.);

— на заседаниях и научно-практических семинарах кафедры физики Армавирского государственного педагогического института (1997;2000 гг.).

Научная новизна исследования состоит в следующем.

• Определены теоретические основы технологий обучения физике учащихся классов гуманитарного профиля, в частности: уточнена структура технологии обучения, (помимо блоков содержательного, процессуального и управления введен контрольный блок как самостоятельный, поскольку именно он позволяет корректировать технологию и тем самым управлять ею и делать ее гибкой) — предложена модель процесса конструирования технологии обучения, включающая в себя источники, факторы, принципы обучения (эта модель — общедидактическая, специфика предмета и профиля обучения отражается при конкретном наполнении ее содержанием) — уточнена номенклатура частнометодических принципов (выделен принцип учета гуманитарного потенциала физики-науки, принцип системности из ранга общедидактических переведен в ранг частнометодических, поскольку тесно связан с особенностями физики-науки).

• Разработаны модели технологий: формирования физических понятий, обучения решению физических задач, формирования экспериментальных умений, обобщения знаний, учитывающие специфику учебно-познавательной деятельности учащихся классов данного профиля (преимущественно наглядно-образное восприятие, мышление, память).

• Разработаны технологии формирования физических понятий, обучения решению физических задач, формирования экспериментальных умений, обобщения знаний на примере раздела «Молекулярная физика».

Теоретическая значимость данного исследования состоит в развитии теоретических основ технологизации процесса обучения физике, являющейся сравнительно новым направлением теории и методики обучения физике, применительно к гуманитарному профилю обучения.

Практическая значимость исследования состоит в том, что разработаны технологии формирования физических понятий, обучения решению физических задач, формирования экспериментальных умений, обобщения знаний в классах гуманитарного профиля. Их применение способствует повышению эффективности обучения физике, формированию у учащихся познавательного интереса и активности. Эти технологии могут быть использованы учителями классов гуманитарного профиля в школе, на занятиях по методике преподавания физики в педвузах, на курсах повышения квалификации учителей.

На защиту выносятся:

1. Теоретические основы технологий обучения физике учащихся классов гуманитарного профиля, включающие в себя: особенности учебно-познавательной деятельности учащихся (эмоционально-чувственное восприятие, преимущественно наглядно-образное мышление, образные память и переработка информации), в соответствии с которыми определяются требования к частным технологиямуточненная структура технологии обучениямодель процесса конструирования технологии обучения, включающая в себя источники, факторы, принципы обучения, позволяющая учесть специфику предмета и профиля обучения отражается при конкретном наполнении ее содержаниемуточненная номенклатура частнометодических принципов: выделен принцип учета гуманитарного потенциала физики-науки, принцип системности из ранга общедидактических переведен в ранг частнометодических, поскольку тесно связан с особенностями физики-науки.

2. Модели технологий формирования физических понятий, обучения решению физических задач, формирования экспериментальных умений, обобщения знаний учащихся гуманитарного профиля.

3. Рекомендации по использованию разработанных моделей технологий формирования физических понятий, обучения решению физических задач, формирования экспериментальных умений, обобщения знаний учащихся гуманитарного профиля на примере раздела «Молекулярная физика».

Краткое содержание работы.

Диссертация состоит из введения, 4-х глав, заключения, списка литературы и приложений.

Выводы по IV главе.

Констатарующий эксперимент позволил установить, что преподавание физики в классах гуманитарного профиля ведется практически без изменений (по сравнению с общеобразовательными классами) как в содержании, так и в способах организации учебно-познавательной деятельности (не учитывается специфика профиля). Это подтвердило актуальность исследования.

В ходе поискового эксперимента были выделены и описаны основные виды учебно-познавательной деятельности учащихся классов гуманитарного профиля, разработаны, обоснованы и частично апробированы технологии формирования физических понятий, обучения решению физических задач, формирования экспериментальных умений и обобщения знаний учащихся, учитывающие специфику профиля и особенности учащихся. Эксперимент дал положительные результаты: достигнутые уровень усвоения знаний учащимися (их объем и осмысленность) соответствует минимуму образовательного стандарта, эффективность использования технологий подтверждена возросшим интересом и активностью учащихся. Учителя, реализовывающие технологии в обучении, отметили большую устойчивость мотивации познавательных процессов. Обучающий и контрольно-оценочный эксперименты показали положительную динамику объема знаний, их осмысленности, а также рост интереса и активности учащихся. Таким образом, была подтверждена гипотеза исследования — эффективность обучения физике учащихся классов гуманитарного профиля будет выше, если их учебно-познавательная деятельность будет организована с учетом специфики профиля, и целесообразность применения разработанных технологий и их воспроизводимость.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

1. Изучение существующих исследований по данной проблеме и состояния практики преподавания физики в классах гуманитарного профиля показали, что по-прежнему преподавание физики в этих классах сталкивается со многими трудностями, большинство из которых тесно связано с отсутствием научно-обоснованных технологий обучения физике учащихся этого профиля.

2. На основе выявленных особенностей учебно-познавательной деятельности учащихся классов гуманитарного профиля (эмоционально-чувственное восприятие, преимущественно наглядно-образное мышление, образная память и переработка информации) были определены теоретические основы технологий обучения физике в классах данного профиля:

— уточнена структура технологии обучения: помимо блоков содержательного, процессуального и управления введен контрольный блок как самостоятельный, поскольку именно он позволяет корректировать технологию и тем самым управлять ею, делать ее гибкой;

— предложена модель процесса конструирования технологии обучения, включающая в себя источники, факторы, принципы обучения (она является общей, специфика предмета и профиля обучения проявляется в конкретном наполнении ее содержанием);

— уточнена номенклатура частнометодических принципов: выделен принцип учета гуманитарного потенциала физики-науки, принцип системности из статуса общедидактических переведен в статус частнометодических (поскольку тесно связан с особенностями физики-науки).

3. Разработаны модели частных технологий обучения физике (с учетом психолого-педагогических особенностей учащихся классов гуманитарного профиля): формирования понятий, обучения решению задач, формирования экспериментальных умений, обобщения знаний. Специфика профиля отражена в структуре технологий (в частности, технология формирования понятий включает этап «показа образца», ограничивается этапом установления связей понятия с другими понятиями внутри частной теории и т. п.) — в их содержании (например, технология формирования умения решать физические задачи использует банк задач с сюжетами из литературных произведений, знания из области искусства, музыки, философии).

4. Разработаны конкретные технологии обучения физике учащихся классов гуманитарного профиля на примере раздела «Молекулярная физика».

5. Проведен педагогический эксперимент, анализ результатов которого позволил сделать вывод об эффективности разработанных технологий формирования физических понятий, формирования экспериментальных умений, обучения решению физических задач и обобщения знаний. Было установлено, что осуществляется последовательное и устойчивое формирование физических знаний у учащихся классов гуманитарного профиля. Отмечена положительная динамика объема знаний, их осмысленности, а также рост интереса и активности учащихся. Таким образом, была подтверждена гипотеза исследования — эффективность обучения физике учащихся классов гуманитарного профиля будет выше, если их учебно-познавательная деятельность будет организована с учетом специфики профиля, доказана целесообразность применения разработанных технологий и их воспроизводимость.

6. Дальнейшие исследования по данной проблеме могут быть связаны с разработкой других частных технологий обучения физике учащихся классов гуманитарного профиля, разработкой средств диагностики достигнутого уровня знаний и умений.

Показать весь текст

Список литературы

  1. A.B., Сафиуллин Р. К. и др. Физика вокруг нас: качественные задачи по физике. — М.: Дом педагогики, 1998. — 300 с.
  2. O.A. Проверка знаний и умений как фактор активизации учебно-познавательной деятельности слабоуспевающих. Дис. канд. пед. наук. Челябинск, 1999. — 211 с.
  3. В.Б. Типы задач для обучения учащихся планированию действий по их решению. Научные труды Ml 11 'У. Естественные науки. М., 1999. — С. 145−146.
  4. .В., Анофрикова C.B. «Механизмы» планирования деятельности по решению задач. Научные труды МПГУ. Естественные науки. -1999. С. 147−148.
  5. .Г. Психология чувственного познания. М.: Изд-во Акад. пед. наук РСФСР, 1960. — 486 с.
  6. М.С. Формирование теоретических обобщений у учащихся на основе взаимных образно-логических связей: (на материале физики): Дис. канд. пед. наук. Ростов н/Д, 1999. — 245 с.
  7. В.Г. Методы обучения в современной школе. М.: Просвещение, 1985. — 208 с.
  8. Ю.К. Избранные педагогические труды. М.: Педагогика, 1989. — 560 с.
  9. Ю.К. Оптимизация учебно-познавательного процесса. М.: Педагогика, 1982. — 192 с.
  10. Т.Е. Совершенствование школьной методики преподавания физики на основе физического эксперимента. Автореф. дис. канд. пед. наук. Рязань, 2000. — 20 с.
  11. В.А. Задачи по физике и методы их решения. М.: Просвещение, 1983.-431 с.
  12. В.А. Дидактические основы построения системы познавательной деятельности у учащихся 9−10 классов на учебных занятиях по физике. Дис.канд.пед, наук. Челябинск, 1984. — 199 с.
  13. В.А. Дидактические основы организации учебно-познавательной деятельности у школьников. Челябинск: Факел, 1994, — 155 с.
  14. В.П. Опыт разработки и использования критериев качества усвоения знаний. // Сов. педагогика, 1968, № 4, С. 52−69.
  15. В.П. Основы теории педагогических систем- Проблемы и методы психолого-педагогического обоснования технич.обуч. систем. Воронеж, 1977, — 304 с.
  16. В.П. Слагаемые педагогической технологии. М.: Педагогика, 1989, -192 с.
  17. П.П. Память и мышление. М., 1935.-214 с.
  18. П.П. Развитие мышления у школьников.-М.: Учпедгиз, 1935,-128с.
  19. П.П. Ребёнок, его природа и потребности.-М., 1926.
  20. М. Беседы по физике. -М.: Просвещение, 1974, — 256 с.
  21. Д.И., Менчинская H.A. Психология усвоения знаний в школе. M.: Изд-во АПН РСФСР, 1969. — 347 с.
  22. A.A. Психология личности. М.: Изд-во МГУ, 1988. — 188 с.
  23. Л.И., Славина Л. С. Психологическое развитие школьника и его воспитание. // Педагогика и психология, 1979, № 12, С. 96.
  24. Н.И. и др. Педагогика. М.: Педагогика, 1968.- 526 с.
  25. Л.А. Наука и искусство. Эстетическое воспитание в процессе преподавания физики. -Чита: Изд-во Забайкальского гос.пед. университета, 1990. 28с.
  26. Л.А. Физические задачи общекультурного содержания: Учебное пособие/Забайкальский гос.пед.университет им. Н. Г. Чернышевского:
  27. Под ред. С. Е. Каменецкого.-Чита: Изд-во Забайкальского гос.пед. университета, 1997.-196с.
  28. Э.М. под редакцией Разумовского В.Г. Урок физики в современной школе: Творческий поиск учителей. М.: Просвещение, 1993.287 с.
  29. Дж. Процесс обучения. М.: Изд-во АПН РСФСР, 1981 — 83 с.
  30. А.И. Методика преподавания физики в средней школе. М.: Просвещение, 1981.- 288 с.
  31. A.A. Пути и методы предупреждения и преодоления неуспеваемости и второгодничества. Дис. на соиск.уч.степ.кан.пед.наук.- М., 1965.- 387 с.
  32. Л.Г. Гуманитаризация процесса обучения физике как средство развития познавательной активности учащихся. Дис.канд. пед. наук. -Рига, 1988.-182 е.
  33. В.А. и др. Демонстрационный эксперимент по физике в старших классах средней школы. Ч.-1-М.: Просвещение, 1967.- 366 с.
  34. В.А. и др. Фронтальные лабораторные занятия по физике в средней школе. М.: Просвещение, 1970
  35. И.Д. Дифференцированное обучение важное дидактическое средство эффективного обучения школьников. Дис. на соискание степени к.п.н.-М., 1968.-323 е.
  36. Г. А., Сауров Ю. А. Экспериментальные задачи по физике: 1011 классы общеобразовательных учреждений: книга для учителя 2-е издание. — М.: Просвещение, 2000.- 102 с.
  37. A.A., Корж Э. Д., Орехов В. П. Преподавание физики в 9 классе: пособие для учителей. М.: Просвещение, 1980. — 176 с.
  38. Г. А. Формирование у школьников способов самостоятельной работы над задачей: (В помощь учителю физики)/ Рос.акад.образования, Психологический институт.- М.: Социум-К, 1998 111с.
  39. К.В. Мир фантастики и приключений на уроках физики.
  40. Возрастные и индивидуальные особенности образного мышления учащихся. Под ред. И. С. Якиманской. М.: Педагогика, 1989. — 223 с.
  41. И.П. Цель одна дорог много: Проектирование процессов обучения: Книга для учителя: Из опыта работы.- М.: Просвещение, 1990. -159 с.
  42. Л.С. Избранные психологические исследования. М.: Изд-во АПН РСФСР, 1956. — 532 с.
  43. Л.С. Умственное развитие детей в процессе обучения. М.: ГУПИ, 1935.
  44. П.Я. Психология мышления и учения о поэтапном формировании умственных способностей. // Исследование мышления в советской психологии. М., Наука, 1966.
  45. М.В. Знаки и знаковое моделирование в познавательной деятельности. Автореф. дис. на соиск.уч.степ. д-ра психол.наук.- М.: 1977. 38 с.
  46. Н.К. Теоретические основы преподавания физики в основной школе: Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата педагогических наук. / ИОСО РАО. М., 1997. — 40 с. 46. Гербушский Б.С.
  47. И.В. О психологии усвоения истории школьниками. // Нач. школа, 1964, № 3.
  48. Е.Я. Дидактические основы дифференцированного обучения в советской школе.// Актуальные проблемы индивидуализации обучения: Материалы научного симпозиума в Тарту 13−14 октября 1969 г-Тарту, 1970. С. 4−6.
  49. Е.Я. Методы обучения в советской школе. -М.: Учпедгиз, 1957. -152с.
  50. Я.К. Этюды об ученых М.: Молодая гвардия, 1983. -415 с.
  51. И.И., Краснянская К. А. Применение математической статистики в педагогических исследованиях. Непараметрические методы. М.: Педагогика, 1977. — 136 с.
  52. В.Г., Наталенко В. А. К определению понятия «сложность задачи» // Преподавание физики в высшей школе, — М.: Прометей, — 1996, № 8.
  53. С.Т. Формирование мотивации учения школьников. М., МПГИ, 1982.- 189 с.
  54. Н.Н. Творческие задачи по физике как средство формирования познавательной деятельности учащихся. ¡-Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата педагогических наук. Челябинск, 1996. — 17 с.
  55. В.В. Развитие образовательной технологии. М.: Знание, 1998. -69 с.
  56. Л.А. Психологический анализ решения задач.- Воронеж: Из-во Воронежского университета, СНИИ общей и пед. психологии, 1976. -327с.
  57. В.В. Теория развивающего обучения / Психологический институт, Международная ассоциация «развивающее обучение». М.: ИНТОР, 1996. 541 с.
  58. В.И. Теоретические основы гуманитаризации физического образования в средней школе. Дис. на соиск. уч. степ, д-ра пед. наук.-СПб, 1997.-420 с.
  59. P.M., Даминов Р. В., Даминов Р. В. Физический эксперимент это просто! Занимательные опыты с пластиковыми бутылками: учебное пособие. Казань. Новое знание, 2000, — 64 с.
  60. О. Т. Воспитай творца: Книга для учителя. М.: Просвещение, 1993.- 160 с.
  61. Демонстрационный эксперимент по физике в старших классах средней школы / под редакцией А. А. Покровского. В 2-х частях. М.: Просвещение, 1967. -.
  62. С.И. Формирование статистических представлений у учащихся в курсе физики повышенного уровня: Дис.канд.пед. наук. М., 1992. -220 с.
  63. Дик Ю. И. Проблемы и основные направления развития школьного физического образования в Российской Федерации: Автореф. дис. на соиск. уч. степ, д-ра пед.наук.- М.: 1996. 42 с.
  64. Дик Ю.И., Тарасов Л. В. Практические аспекты гуманитаризации преподавания физики в школе.// Физика в школе, 1988, № 2.
  65. Л.З. Тестовые задания по физике: Пособие для школьников 9−11 классов и учителей средней общеобразовательной школы.-СПб.: Корона принт, 1998. -63 с.
  66. Л.А. Законы природы и их познание. Книга для внеклассного чтения. 8−10 классы. -М.: Просвещение, 1982. 112 с.
  67. И.В. Изучение математических способностей детей младшего школьного возраста. // Вопросы психологии способностей: Сборник статей. М.: Педагогика, 1976, С 5−89.
  68. В.М. Исторические обзоры в курсе физики средней школы. М.: Просвещение, 1985.- 160 с.
  69. Е.А. Методика преподавания физики в классах гуманитарного профиля: Диссертация на соискание степени кандидата педагогических наук. М., 1992. — 180 с.
  70. Е.А. Формирование системных знаний по физике в Х-Х1 классах общеобразовательной школы // Преподавание физики в высшей школе. 2000.-№ 18 С.52−55.
  71. Е.А. Особенности обобщения знаний учащихся при изучении физики в классах гуманитарного профиля. // Актуальные проблемы методики преподавания физики. М.: ЭОС, 1996. — С.12−13.
  72. Е.А. Условия генерализации знаний по физике в современной общеобразовательной школе. // Развитие непрерывного педагогического образования в новых социально-экономических условиях Кубани. Армавир: АГПИ, 1999. — С.218−219.
  73. Е.А. Моделирование процесса генерализации знаний по физике. // Развитие непрерывного педагогического образования в новых социально-экономических условиях Кубани. Армавир: АГПИ, 2000. — С.279.
  74. О.Я. Профессиональная ориентация учащихся в курсе физики средней школы в условиях дифференцированного обучения. Диссертации на соискание ученой степени кандидата педагогических наук. Челябинск, 1995. — 153 с.
  75. В.И. Необычные учебные материалы по физике: задачи, тесты, практические работы, книга для чтения и раздумий. (Б-ка. журнала «Физика в школе» выпуск № 16), — М.: Школа-Пресс, 2000. -80 с.
  76. В.И. Оригинальные уроки физики и приемы обучения. (Б-ка. журнала «Физика в школе» выпуск № 17). М.: Школа-Пресс, 2000. -75 с.
  77. А.С., Шамаш С. Я., Эвенчик Э. Е. Проверка знаний и умений учащихся по физике в 6−7 классах. М.: Просвещение, 1970. — 78 с.
  78. Л.А. Урок физики и его структура при комплексном решении задач обучения. М.: Просвещение, 1988. — 160 с.
  79. И.К., Зорина Л. Я. Дидактическая модель учебного предмета // Новые исследования в пед. науках., 1979, № 1 (33) С. 18−23.
  80. В.И. О современной трактовке дидактических принципов // Сов. педагогика, 1978-№ 10- С.66−72.
  81. Закон РФ «Об образовании» № 12 ФЗ от 13.01.96 // Док. в образовании. — 2000. -№ 14. — С.З.
  82. JI.В. Наглядность и активизация учащихся в обучении. М.: Уч-педиздат, 1960. — 311 с.
  83. А.В. Психология. М.: Правда, 1965.-239с.
  84. Л.Я. Дидактические аспекты естественнонаучного образования. -М.: Изд-во РАО, 1993. 163 с.
  85. Л.И. Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках физики при изучении нового материала. М.: Mill И имени В. И. Ленина, 1978. — 109 с.
  86. О.В. Методика формирования у учащихся обобщенных видов деятельности по усвоению понятий о физических объектах. Автореф. дис. канд. пед. наук. М., 1999. -16 с.
  87. Е.И. Психология изобразительной деятельности детей. М.: Педагогика, 1976. — С. 5−89.
  88. И.А. Реализация принципа профессиональной направленности при формировании экспериментальных умений у учащихся. Дис. канд. пед. наук. М.: 1990. -211 с.
  89. И.А. Теоретико-методические основы обучения физике в учреждениях начального профессионального образования. Дис. д-ра. пед. наук. Ярославль, 2000. 452 с.
  90. Г. М. Методическое обоснование содержания физического образования в гуманитарной школе. Дис.канд. пед. наук. СПб, 1994. — 242 с.
  91. О.Ф., Орлов В. А. Физика. Тесты 10−11 классы: Учебно-методическое пособие. М.: Дрофа, 1997. — 112 с.
  92. О.Ф. и др. Контрольные и проверочные работы по физике: 7−11 классы: Методическое пособие, М.: Дрофа, 2000. -190 с.
  93. З.И. Психологические принципы развивающего обучения. -М.: Просвещение, 1991. -96 с.
  94. З.И. Уровни применения знаний к решению учебных задач. //Психология применения знаний к решению учебных задач. М., 1958. -С. 130−183.
  95. С.Е., Орехов В. П. Методика решения задач по физике в средней школе. М.: Просвещение, 1974. — 330 с.
  96. П. Деятельностный подход к проектированию учебного процесса на примере обучения физике: диссертация на соискание ученой степени кандидата педагогических наук. / ИОСО РАО. М., 1988. — 256 с.
  97. .М. Классификация наук: Прогноз К. Маркса о науке будущего. -М.: Мысль, 1995.-543 с.
  98. A.A. Исходные методологические и теоретические предпосылки исследования проблемы индивидуализации и дифференциации обучения / Проблемы индивидуализации и дифференциации обучения Казань: ГПУ, 1978. — С 3−30.
  99. М.В. Педагогическая технология в учебном процессе. М. Знание, 1989. — 75 с.
  100. А.И. Индивидуально-типологические особенности младших классов. М.: Просвещение, 1976. -208 с.
  101. Концепция школьного физического образования: Материалы для обсуждения./ АПН СССР, НИИ общей педагогики. М.: АПН СССР, 1990. -19 с.
  102. Концепция физического образования в 12-летней школе. Проект.
  103. Концепция естественнонаучного образования в 12-летней школе. Проект.
  104. Концепция структуры и содержания общего среднего образования (в 12-летней школе). Проект.
  105. A.B., Жданович Н. М. Использование гуманитарного потенциала физики в гуманитарных лицеях и классах. // Физика в школе, 1995, № 2, С. 26.
  106. Н.И. Нетрадиционные формы организации обучения физике как средство развития познавательных интересов школьников: Автореф. дис.канд. пед. наук. РГПИ им. Герцена. Л., 1991. — 18 с.
  107. .И. Методы учебно-познавательной деятельности учащихся (состав, функции, закономерности, принципы и способы формирования) Дис. д-ра. пед. наук.- Славянск, 1978. -423 с.
  108. Н.В. Формирование экспериментальных умений у учащихся в условиях дифференцированного обучения физике (на примере гуманитарного и технического профилей): Дис. на соискание степени к.п.н. М., 1995. -204 с.
  109. Н.В. Особенности методологических знаний курса физики для классов разных профилей. // Преподавание физики в высшей школе, 1999, № 17, С.9−10.
  110. Н.В. Лабораторные работы для классов гуманитарного профиля (Методические рекомендации). М.: МПГУ им. В. И. Ленина, 1994. -20 с.
  111. Н.В. Внепредметные знания школьного курса физики сборник лекций по спецкурсу для студентов специальности 10 400 — физика / Стерлитамак: Стерлитамакский госпединститут, 1999. -92 с.
  112. ИЗ. Крылов K.P. Элементы сельскохозяйственной техники в преподавании физики. -М.: Просвещение, 1964.
  113. В.А. Опыт психологического анализа математических способностей школьников / Проблема способностей. М.: Изд-во АПН РСФСР, 1962.-С. 106−114.
  114. В.А. Психология. Т-1 М.: Просвещение, 1980. — 352 с.
  115. В.А. Психология обучения и воспитания школьников. М.: Просвещение, 1976. — 304 с.
  116. В.А. Проблема способностей в психологии. М.: Знание, 1971.-290 с.
  117. В.А. Психология математических способностей школьников.- М.: Просвещение, 1968−432 с.
  118. H.A. Проблемы учения и умственного развития школьника: Избранные психологические труды. М.: Педагогика, 1989. -118 с.
  119. Т.В. Психология технического мышления. М.: Просвещение, 1976. — 304 с.
  120. П.С. Курс истории физики. -М.: Просвещение, 1982. -448 с.
  121. Ю.Н. Эвристические методы в структуре решений.- М.: Педагогика, 1970. 232 с.
  122. И.Я. Формирование познавательных интересов учащихся на уроках физики. М.: Просвещение, 1985. — 128 с.
  123. И.Я., Тряпицина А. П. Раздвигая границы привычного.- Л.: Лениздат, 1990. 108 с.
  124. И.Я. Не уроком единым. Развитие интереса к физике. М.: Просвещение, 1991. — 222 с.
  125. И.Я. Методика развития познавательного интереса при обучении физике. Л., 1994. — 88 с.
  126. И.Я. Программа и поурочное планирование материала по физике для гуманитарных школ (7−11 класс). Л.: РГПУ им. Герцена 1991. -13 с.
  127. И.Я., Соломин В. П. Экскурсии в природу по физике и биологии: Учебное пособие, — СПб.: РГПУ, 1998. -185 с.
  128. Л.А. Методические основы технологии подготовки и проведения уроков решения задач по физике. Автореф. дис. на со-иск.уч.степ.канд.пед.наук.-СПб., 1999. 18 с.
  129. Е.С. Содержание образования: Учебное пособие. М.: Высшая школа, 1989. — 360 с.
  130. Н.С. Умственные способности и возраст. М.: Педагогика, 1971.-279 с.
  131. Н.С. Об умственной одаренности. М.: АПН РСФСР, 1960. -245 с.
  132. А.Н. Овладение учащимися научными понятиями как проблема педагогической психологии / Избранные психологические произведения. М.: Просвещение, 1985. — С. 324−380.
  133. И .Я. Развитие мышления учащихся в процессе изучения истории. -М.: Просвещение, 1982. 191 с.
  134. И.Я. Природа принципов обучения и пути их установления // Принципы обучения в современной педагогической теории и практике. -Челябинск: ЧГПИ, 1985. 161 с.
  135. И.Я. Дидактические основы методов обучения.-М.: 1981.-186 с.
  136. .Т. Педагогика.-М.: Прометей, 1996. -462 с.
  137. И.И. К теории построения учебного предмета. // Советская педагогика. 1969, № з, с. 91−100.
  138. И.И., Скапсин М. Н., Краевский В. В. Содержание общего среднего образования: проблемы и перспективы. М.: Знание, 1983.-95 с.
  139. Р.И. Проблемное обучение физике в средней школе. М.: Просвещение, 1980.- 127 с.
  140. Е.В. Формирование у школьников умения определять физические понятия. Дис. на соиск. уч.степ.канд.пед.наук.- М.: 1999. 189 с.
  141. А.Н., Мансуров H.A. Физика: Учебник для 10−11 классов школ с гуманитарным профилем обучения-М.: Просвещение, 1999.-222 с.
  142. А.Н., Мансуров H.A. Физика, 10−11 для школ с гуманитарным профилем обучения: Книга для учителя. М.: Просвещение, 2000.-160с.
  143. Т.А. Методические основы обучения физике в школах с углубленным изучением английского языка: Дис. на соискание степени к.п.н. СПб, 1996.- 187 с.
  144. М.И. Организация проблемного обучения в школе. М.: Просвещение, 1977. — 240 с.
  145. М.И. Современный урок. М.: Педагогика, 1981. — 192 с.
  146. A.A. Теоретические основы создания и применения технологий обучения физике: монография / Под ред. профессора, доктора пед. наук Н. С. Пурышевой. М.: Прометей, 1999 — 136 с.
  147. Методика преподавания физики в средней школе: Частные вопросы. Учебное пособие под ред. С. Е. Каменецкого, Л. А. Ивановой. М.: Просвещение, 1987. — 336 с.
  148. Методика преподавания физики в средней школе. Молекулярная физика. Электродинамика. Пособие для учителя под ред. С. Я. Шамоша. М.: Просвещение, 1987. — 286 с.
  149. Методика преподавания физики в 8−10 классах средней школы. Под редакцией В. П. Орехова, A.B. Усовой. М.: Просвещение, 1986. — 384 с.
  150. Методика решения задач по физике в средней школе. Книга для учителя. Изд 3-е., переработанное. -М.: Просвещение, 1987. 336 с.
  151. К.Н. Профильная дифференциация образования. // Советская педагогика, 1990, № 1, С. 60−64.
  152. В.В. Сочетание коллективной, индивидуальной и групповой форм организации обучения физике в основной школе: Дис. канд. пед. наук. М.: 1998. -223 с.
  153. Молекулярная физика и основы термодинамики. Учебное пособие для учащихся 10-х классов. Гуманитарный профиль. М.: НИИ школ, 1990. -139 с.
  154. Л.M. Физика за два года. Пособие для учащихся старших классов общеобразовательных школ. М.: АО «Аспект-пресс», 1994. — 224 с.
  155. В.М. Технологические основы проектирования и конструирования учебного процесса. Волгоград: Перемена, 1995. — 152 с.
  156. В.Н., Савельева Е. В. История физики в средней школе. -М.: Просвещение, 1981. 197 с.
  157. В.В. Развитие мышления у учащихся в курсе физики.: Учебное пособие.- Киров: Кировский пед. институт, 1976. 80 с.
  158. Г. Я., Буховцев Б. Б. Физика. Учебник для 10 класса средней школы. М.: Просвещение, 1990. — 223 с.
  159. Т.М. Сочетание общеклассных, групповых и индивидуальных работ учащихся на уроке как одно из средств повышения эффективности учебного процесса. Дис. канд. пед. наук. М.: 1972. -217 с.
  160. О методике преподавания физике. / Под ред. A.B. Перышкина. М.: Просвещение, 1984. — 397 с.
  161. Общая психология. / Под ред. Петровского A.B.- М.: Просвещение, 1976. -479 с.
  162. Н.И. Теоретические исследования на уроках физики. -М.: Прометей, 1999. -92 с.
  163. В.Ф. Основы проблемного обучения. (Перевод с польского). -М.: Просвещение, 1968. 208 с.
  164. В.Ф. Процесс обучения,— М.: Учпедгиз, 1962. -171 с.
  165. В.Ф. Введение в общую дидактику,— М.: Высшая школа, 1990. -382 с.
  166. Основы методики преподавания физики в средней школе. / Под ред. A.B. Перышкина, В. Г. Разумовского, В. А. Фабриканта. М.: Просвещение, 1984. -398 с.
  167. Педагогика: Учебное пособие для студентов педагогических учебных заведений/ В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, А. И. Мищенко, E.H. Шиянов. -3-е изд. -М.: Школа-Пресс, 2000. -512 с.
  168. П.И. Самостоятельная познавательная деятельность школьников в обучении,— М.: Педагогика, 1980. 240 с.
  169. К.К. Проблемы способностей. М.: Наука, 1972. — 312 с.
  170. С.Ф. Наблюдай и исследуй сам. М.: Просвещение, 1966. -144 с.
  171. С.Ф. Опыты и наблюдения в домашних заданиях по физике. М.: Просвещение, 1963. — 415 с.
  172. С.А. Групповая учебная деятельность учащихся в теории и практике обучения физике: (На материале молекулярной физики и электродинамики) Диск.канд.пед. наук. НИИ педагогики УССР. Киев, 1987. — 240 с.
  173. Я.А. Знание, мышление и умственное развитие. М.: Просвещение, 1967. — 264 с.
  174. Н.С., Дьякова Е. А. «Курс физики для классов гуманитарного профиля обучения». //Физика. Приложение к газете «Первое сентября», 1994, № 3−4, С. 4−5.
  175. Проблемы способностей. М.: Изд-во АПН РСФСР, 1967. — 308 с.
  176. Программа и поурочное планирование материала по физике для гуманитарных школ (7−11 класс). Л.: РПГУ имени Герцена, 1991 .-13 с.
  177. Программы общеобразовательных учреждений. Физика. Астрономия. / Составители Дик Ю. И., Коровин В. А. М.: Просвещение, 1998. — 152 с.
  178. Программы средней общеобразовательной школы. Физика. Астрономия. / Составители Дик Ю. И., Пинский A.A.- М.: Просвещение, 1992. -220 с.
  179. Программы общеобразовательных учреждений. Физика 7−11. / Составители Дик Ю. И., Коровин В. А М.: Дрофа, 2000. — 255 с.
  180. Программно-методические материалы. Физика 7−11. / Составители Дик Ю. И., Коровин В. А, — М.: Дрофа, 1999. 220 с.
  181. Н.И. Роль установки в операциональной регуляции процесса решения задач / Исследования функциональной структуры познавательной и исполнительской деятельности, — М.: ВТИИТЭ, 1982
  182. Психология / под ред. В. А. Крутецкого. М.: Просвещение 1974. — 304 с.
  183. Психология мышления. М.: Изд-во АПН РСФСР, 1965. — 298 с.
  184. Н.С. Дифференцированное обучение физике в средней школе. -М.: Прометей, 1993. 161 с.
  185. Н.С. Методические основы дифференцированного обучения физике в средней школе: Диссертация на соискание ученой степени кандидата педагогических наук. М., 1995. — 459 с.
  186. Е.С. Индивидуальный подход в процессе обучения школьников. М.: Просвещение, 1975. — 182 с.
  187. Е.С. Индивидуализация домашних заданий-необходимое условие успешного обучения.-Калининград: Книжное издательство, 1962. -59 с.
  188. Е.С. Теория и практика реализации индивидуального подхода к школьникам в обучении. Дис. на соиск. уч.степ.д-ра пед. наук-Горький., 1988. 464 с.
  189. В.Г. Физика в средней школе США. М.: Педагогика, 1973. — 157 с.
  190. В.Г. Творческие задачи по физике.-М.: Просвещение, 1966. -153с.
  191. Л.И. Графический метод в преподавании физике. М.: Уч-педиздат, 1960. — 347 с.
  192. Г. А. Физика, 10 класс (в таблицах), М.: Издат-школа, 1996. -87 с.
  193. Э. Физика для любознательных. Т.-2.-М.: Мир, 1970. 651с.
  194. С.Л. Основы общей психологии. М.: ГУПИ Наркомпрос РСФСР, 1940. — 595 с.
  195. С.Л. Бытие и сознание. -М.: Изд-во АНСССР, 1957.-328 с.
  196. С.Л. О мышлении и путях его исследования. М.: Изд-во АПН СССР, 1958.
  197. М. Н. Место и роль доказательства в системе логики. Дис.канд. пед. наук-М., 1953. 177 с.
  198. П.И., Сергеев A.B. Тематическая проверка знаний: Кроссворды по физике.- М.: Школа- Пресс, 1999. -140 с.
  199. Ю.А., Бутырский Г. А. Молекулярная физика: Модели уроков: Книга для учителя. М.: Просвещение, 1998. — 144 с.
  200. Сборник задач по физике для 10−11 классов. Составитель Степанова Г. Н. М.: Просвещение, 1999. — 287 с.
  201. Г. К. Современные образовательные технологии: учебное пособие для педагогических вузов. М.: Народное образование, 1998.-256 с.
  202. В.И. Увлекательная физика. М.: Новая школа, 1997. — 64 с.
  203. В.В. Личностно-ориентированное образование // Педагогика, М., 1994, № 5
  204. М.И. Школа и всестороннее развитие детей. М.: Просвещение, 1980. — 144 с.
  205. A.B. Гносеологический образ и научное мышление.- Смоленск: 1971.- 100 с.
  206. A.B. Наглядный образ в структуре познания.- М.: Политиздат, 1971. -271 с.
  207. A.B. Проблема возникновения нового знания.- М.: Наука, 1976. 294 с.
  208. Ч. Две культуры. М.: Прогресс, 1973. — 142 с.
  209. Современный урок физики в средней школе Под ред. В. Г. Разумовского, JI.C. Хижняковой. М.: Просвещение, 1983. — 196 с.
  210. А.И. Повышение активности учащихся к процессу решения задач.// Физика в школе.- М.: Просвещение, 1999, № 1-С. 25−30.
  211. .И. Физика в её развитии. М.: Просвещение, 1979. — 208 с.
  212. Справочник школьника по физике. -М.: Дрофа 1995.- 515 с.
  213. В.И. Формирование у учащихся приемов поисковой деятельности в процессе обучения (на материале физики) Дис. канд.пед.наук, -М, 1979. -178 с.
  214. Г. Н. Дифференцированное обучение физике в средней школе и пути его реализации на современном этапе. Дис.канд.пед.наук, М, 1995, — 235 с
  215. Н.Ф. Теория поэтапного формирования умственных действий / Управление процессом усвоения знаний. М., 1984, С. 54−143.
  216. Л.В. Гуманитаризация как одно из основных направлений перестройки преподавания физики в школе. // Физика в школе, 1988, № 2, С. 12−15.
  217. Теоретические основы содержания общего образования. /Под ред. В. В. Краевского, И. Я. Лернера. М.: Педагогика, 1983. — 352 с.
  218. Теория и методика обучения физике в школе: Частные вопросы: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений/ С. Е. Каменецкий, Н.С. Пу-рышева, Т. И. Носова и др.- Под ред. С. Е. Каменецкого.- М.: Издательский центр «Академия», 2000. 384 с.
  219. С.А. Рабочая тетрадь. 10 класс. Для учащихся гуманитарного профиля. М.: Школа-Пресс, 1998. — 95 с.
  220. H.H. Усова A.B. Методика обучения учащихся умению решать задачи. Челябинск, 1981. — 88 с.
  221. A.B. Практикум по решению физических задач. Учебное пособие. М.: Просвещение, 1992. 20 с.
  222. М.Е. Качественные задачи по физике в средней школе. Пособие для учителей. Изд. 4-е, переработанное и дополненное. М.: Просвещение, 1972. — 240 с.
  223. Унт И. Е. Индивидуализация и дифференциация обучения. М.: Педагогика, 1990, — 150 с.
  224. М.А. Методические основы преподавания физики в классах биолого-химического профиля: М., Дис.к.п.н. — 1996. -210 с.
  225. A.B. Влияние системы самостоятельных работ на формирование у учащихся научных понятий. Дис. д-ра пед.наук. Челябинск, 1969. -481 с.
  226. A.B. Психолого-дидактические основы формирования физических понятий. Челябинск: Изд-во 41 ПИ, 1986. — 84 с.
  227. A.B. Беликов В. А. Учись самостоятельно учиться. Челябинск -Магнитогорск: Изд-во ЧГТГУ: Факел, 1997. -128 с.
  228. A.B. Актуальные проблемы развития современной системы школьного образования. Челябинск: Факел, 1997. — 20 с.
  229. A.B. Психолого-дидактические основы формирования у учащихся полученных понятий. Спецкурс: Пособие для студентов пед. институтов. I часть. Челябинск, 1978. — 99 с.
  230. A.B. Формирование у школьников физических понятий в процессе обучения. М.: Педагогика, 1986. — 176 с.
  231. A.B. Вологодская З. А. Развитие познавательной самостоятельности и творческой активности учащихся в процессе обучения физике. Челябинск: Факел, 1996. -126 с.
  232. К.Д. Собрание педагогических сочинений. Т.6. М., 1946.
  233. Философский словарь М.: Политиздат, 1981. — 445 с.
  234. Л.М. // Физика в школе, 1994, № 6, С. 24−28.
  235. Л.М. Педагогический опыт.- М.: Просвещение, 1987.-223 с.
  236. Л.С., Коварский Ю. А. Содержание образования по физике в основной школе и старшей средней школе двух профилей: гуманитарного и естественнонаучного. // Дифференциация обучения физике в средней школе и пед. университете. М., 1992, С. 6−12.
  237. Л.С. Методические основы построения процесса обучения физике в средней школе в условиях всеобщего среднего образования. Дис. д-ра пед. наук. М., 1988. -378 с.
  238. Хрестоматия по физике. 8−10, под ред. Б. И. Спасского. -М.: Просвещение, 1982 222с.
  239. С.А. Типология учебных задач // Преподавание физики в высшей школе. М., 1998, № 13, С.44−46.
  240. С.А. Гуманитаризация физического образования как условие формирования научного мировоззрения учащихся: Дис.к.п.н. М., 1994. — 227 с.
  241. В.Д. Философия образования и образовательные политики.-М.: Логос, 1993. 181 с.
  242. В.Д. Психология деятельности и способности человека.- М.: Логос, 1996.-318 с.
  243. Т.Н. Учебный эксперимент в процессе формирования физических понятий. М.: Просвещение, 1986. — 96 с.
  244. С.И. Психологический анализ структуры математических способностей в старшем школьном возрасте. // Вопросы психологии способностей. М.: Педагогика, 1973, С. 90−129.
  245. М.Н. Мышление школьника. -М.: Учпедгиз, 1963. 255 с.
  246. Н.В. Методические рекомендации по гуманитаризации преподавания физики в школе / Центр усовершенствования работников просвещения. Таллин: Б. н, Ч-1−2-1995.-156 е.- 4−3-4−1995. -166 с.
  247. Н.М., Шахмаев С. Н., Шодиев Д. Ш. Физика. Учебник для 10 класса средней школы. М.: Просвещение, 1991. — 240 с.
  248. К.В. Методика обучения физике в старших классах средней школы с учетом уровневой дифференциации: Дис.канд.пед.наук. М., 1997.-244 с.
  249. Р.Н. Теоретические основы и методика формирования гуманистических ценностей в процессе обучения физике. Автореф. дис. на со-иск.уч.степ.д-ра пед.наук.- М., 1999. 39 с.
  250. Р.Н. Ценностные аспекты процесса обучения и воспитания на уроках физики: Монография- М.: Прометей, 1998. 267 с.
  251. Г. И. Активизация познавательной деятельности учащихся в учебном процессе. М.: Просвещение, 1979. — 243 с.
  252. Г. И. Проблема познавательного интереса в педагогике. М.: Педагогика, 1971. — 327 с.
  253. Г. И., Пидкасистый П. И. Педагогические проблемы формирования познавательного интереса.- М.: Педагогика, 1988. 203 с.
  254. ГЦуркова Н, Е. Практикум по педагогической технологии. М.: Педагогическое общество России, 1998. — 250 с.
  255. Д.А. Опыт дифференцированого обучения на химико-техническом профиле средней школы .// Сов.педагогика.- 1960-№ 8- С.70
  256. .М. Основные вопросы современного школьного курса физики. М.: Просвещение, 1980 — 318 с.
  257. .М., Тихомирова С. А. Физика 10 класс. Учебник для учащихся гуманитарных классов. М.: Школа-Пресс, 1997, — 228 с.
  258. И.С. Принцип активности педагогической психологии. // Вопросы психологии, 1989, № 6, С. 5−16.
  259. И.С. Развивающее обучение. М.: Просвещение, 1979. -144с.
  260. П.М. Психологические проблемы мотивации поведения человека,-М.: Просвещение, 1969. -317 с.
  261. П.М. Психология художественного восприятия,— М.: Исскуст-во, 1964. 86 с.
  262. П.М. Психология чувств и мотивация: Избранные психологические труды./ Под ред. Борисовой Е.Н.- Воронеж: МОДЭК, 1998. 304 с.
  263. Greenland №Е. Gndisidualisind Classroom Austruction № 1. 1974, С. 12.
Заполнить форму текущей работой