Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Подготовка студентов педвуза к реализации контрольно-оценочной деятельности учителя начальных классов

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Спецкурс-практикум реализовывался через систему теоретических, практических и семинарских занятий. При проведении теоретических занятий наша задача заключалась не только в передаче студентам необходимых знаний, но и в стремлении пробудить у них желание овладеть этими знаниями и осознать их профессиональную значимость. Для того, чтобы теоретические знания усваивались в единстве с опытом… Читать ещё >

Содержание

  • Глава I. Теоретические основы формирования контрольно-оценочной деятельности учителя начальных классов
    • 1. 1. Цель и основные задачи контрольно-оценочной функции учителя начальных классов
    • 1. 2. Содержательная характеристика и структура готовности студентов педвуза к реализации контрольно-оценочной деятельности в начальных классах
    • 1. 3. Причины и характер затруднений учителя в реализации контрольно-оценочной функции
  • Выводы по главе
  • Глава II. Опытно-экспериментальная работа по формированию готовности студентов педагогических вузов к реализации контрольно-оценочной деятельности в начальной школе
    • 2. 1. Диагностика готовности выпускников педагогических вузов к реализации контрольно-оценочной деятельности
    • 2. 2. Опыт экспериментальной подготовки учителя начальных классов к реализации контрольно-оценочной
  • Я деятельности
    • 2. 3. Результаты опытно-экспериментальной работы
  • Выводы по главе

Подготовка студентов педвуза к реализации контрольно-оценочной деятельности учителя начальных классов (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Новая образовательная идеология заставляет пересмотреть традиционные представления о социальной сущности образования. Изменения, происходящие в современном обществе, требуют и от профессионального образования принципиально новой позиции: это установка готовить конкурентоспособного специалиста. Отсюда возникает необходимость совершенствования всей системы профессионально-педагогической подготовки будущего учителя начальных классов, важнейшим компонентом которой является контрольно-оценочная деятельность.

Анализ научной литературы и практической педагогической деятельности свидетельствует о значительном внимании психологов, педагогов и методистов к проблемам контроля и оценки учебно-познавательной деятельности школьников, особенно в начальной школе, так как именно это звено есть начало начал образования. В пределах начального этапа обучения формирование значимых компонентов учебной деятельности — контроля и оценки — представляет собой одну из основных задач, стоящих перед учителем. Если в младшем школьном возрасте дети полноценно освоят действия контроля и оценки, то в дальнейшем учебная деятельность школьников будет протекать более успешно. Но такая способность появляется у учащихся в том случае, если учитель сам в достаточной степени владеет умениями планировать, организовывать контроль учебно-познавательной деятельности младших школьников и оценивать полученные результаты. Таким образом, очевидна необходимость повышения требований к Г в 1 качеству подготовки учителя начальных классов, способного ' успешно реализовывать контрольно-оценочную деятельность.

Между тем, исследование, проведенное нами в общеобразовательных школах г. Сургута, показало, что только 11,6% учителей начальных классов не испытывают никаких затруднений при «5 реализации контрольно-оценочной деятельности. Остальные же.

Чр? сталкиваются с дидактическими затруднениями различного характера, причины возникновения которых, на наш взгляд, необходимо искать, прежде всего, в недостаточно качественной профессиональной подготовке. Опрос студентов выпускных групп и опыт руководства педагогической практикой свидетельствуют о том, что будущие учителя начальных классов испытывают трудности при реализации контрольно-оценочной деятельности.

В педагогической литературе авторы Ш. А. Амонашвили, Ю. К. Бабанский, Т. С. Полякова, В. П. Симонов, Н. Ф. Талызина, В. А. Якунин и другие указывают на слабую подготовленность молодых специалистов к осуществлению контрольно-оценочной деятельности вообще, и в начальной школе в частности. Анализ учебных планов педагогических вузов, анализ практической работы учителей начальных классов позволили сделать заключение, что в системе высшего профессионально-педагогического образования процесс подготовки студентов к реализации контрольно-оценочной деятельности в начальной школе характеризуется рядом недостатков. Как правило, весь этот процесс осуществляется в рамках отдельных дисциплин и преимущественно на ознакомительном уровне. Остается недостаточно разработанным теоретический и методический аспект проблемы. С учетом этого, можно сделать вывод, что педагогические вузы не обеспечены научно обосновант.

— { ной, целостной системой подготовки будущих учителей начальных классов к реализации контрольно-оценочной деятельности в первой ступени общеобразовательной школы.

Таким образом, есть основание констатировать противоречие 11 между потребностями педагогической практики в специалистах,.

Чй) способных эффективно реализовывать контрольно-оценочную I деятельность учителя начальных классов, и недостаточной теоретической и методической разработкой проблем подготовки таких специалистов. Необходимость разрешения указанного противоречия определило выбор проблемы нашего исследования.

Целью нашего исследования является теоретическое обоснование и практическая апробация процесса формирования готовности студентов педагогического вуза к реализации контрольно-оценочной деятельности учителя начальных классов.

Объект исследования — целостный процесс профессиональной подготовки будущих учителей начальных классов.

Предмет исследования — процесс формирования готовности студентов педагогических вузов к реализации контрольно-оценочной деятельности.

В основу исследования положена гипотеза: процесс формирования готовности студентов педагогического вуза к реализации контрольно-оценочной деятельности учителя в начальной школе будет успешным, если:

— профессионально-педагогическая подготовка учителя начальных классов будет органически включать готовность к реализации контрольно-оценочной деятельности, представляющую собой единство мотивационно-личностного, содержательного и деятель-ностного компонентова >

— целенаправленно организовать процесс формирования готовности студентов к реализации контрольно-оценочной деятельности и создать необходимые педагогические условия, способствующие формированию готовности будущих педагогов к данному виду деятельности.

Исходя из цели и гипотезы были поставлены следующие задачи исследования:

1. Обосновать модель готовности будущих специалистов к реализации контрольно-оценочной деятельности учителя начальных классов.

2. Определить характер дидактических затруднений, возникающих у учителя при реализации контрольно-оценочной деятельности в начальной школе.

1 } 3. Разработать и апробировать процесс формирования готовности студентов педагогического вуза к реализации контрольно-оценочной деятельности в начальных классах. 4. Выявить основные педагогические условия, способствующие оптимальному функционированию процесса готовности студентов к данному виду деятельности. Теоретико-методологическую основу исследования составляют:

— учение о деятельности человека (Л.С.Выготский, П. Я. Гальперин, А. Н. Леонтьев, С. Л. Рубинштейн и другие);

— теория формирования личности учителя (Ю.К.Бабанский, Н. В. Кузьмина, В. А. Сластенин, А. И. Щербаков и другие);

— теория педагогического образования и содержания деятельности учителя (О.А.Абдуллина, С. И. Архангельский, Е. П. Белозерцев,.

Н.Д.Никандров, В.А.Кан-Калик, А. И. Пискунов, В. А. Сластенин и другие);

— учение об управлении учебной деятельностью (Ш.А.Амонашвили, В. П. Беспалыю, В. П. Симонов, Н. Ф. Талызина, В. А. Якунина и другие).

Для проверки гипотезы и решения поставленных задач использовались следующие методы исследования:

— теоретико-методический анализ научной литературы, изучение и обобщение педагогического опыта;

— социологические методы: интервьюирование, анкетирование, педагогическое наблюдение, тестирование, экспертная оценка и самооценка;

— методы педагогического моделирования- -методы статистического анализа и математической обработки эмпирического материала.

Основной опытно-экспериментальной базой исследования является Сургутский государственный педагогический институт и школы города Сургута.

Исследование осуществлялось в три этапа. Первый этап (1994;1995 г. г.) был посвящен изучению и анализу психолого-педагогической, учебной и методической литературы по теме исследования, изучению реального состояния готовности учителей начальных классов и студентов педагогического вуза к реализации контрольно-оценочной деятельности в образовательном процессевыявлению дидактических затруднений, возникающих в контрольно-оценочной деятельности учителя начальной школы. кУ.

Второй этап (1995;1998 г. г.) был направлен на разработку и осуществление опытно-экспериментальной работы по формированию готовности студентов педагогического вуза к реализации | контрольно-оценочной деятельности в начальной школе.

Третий этап (1998;1999 г. г.) связан с завершением формирующего эксперимента, анализом и обобщением материалов 1.

I исследовательской работы, оформлением диссертационного материала, формулировкой выводов.

Научная новизна и теоретическая значимость исследования состоит в следующем:

— определена модель готовности будущих специалистов к реализации контрольно-оценочной деятельности учителя начальных классов;

— теоретически определены и обоснованы виды дидактических затруднений, возникающих в контрольно-оценочной деятельности учителя начальных классов;

— разработан и апробирован процесс формирования готовности студентов педагогического вуза к реализации контрольно-оценочной деятельности в начальной школе;

— выявлены и экспериментально проверены педагогические условия, необходимые для формирования практической готовности будущих учителей к реализации контрольно-оценочной деятельности в начальных классах.

Практическая значимость. Результаты исследования могут быть использованы в массовой практике подготовки учителей начальных классов, а также в системе повышения их квалификации.

Разработанные содержание и программа спецкурса-практикума «Контрольно-оценочная деятельность учителя начальных классов» ш могут быть применены в системе профессионально-педагогического образования.

Результаты и выводы диссертационного исследования могут представлять интерес для преподавателей психолого-педагогических дисциплин, методистов и учителей начальных классов и могут быть использованы преподавателями педагогических институтов, колледжей на учебных занятиях и в педагогической практике.

Выявлены показатели и критерии уровней сформированное&tradeготовности к реализации контрольно-оценочной деятельности учителя начальных классов.

Апробация и внедрение результатов исследования осуществлялись на научно-практических конференциях: «Актуальные вопросы содержания и методики преподавания учебных дисциплин I в педагогическом вузе» (1996 г.), «Формирование инновационного стиля педагогического мышления специалиста» (1997 г.), «Инновационно-дидактические конструкции в подготовке педагогических кадров» (1998г.). Материалы диссертации нашли свое отражение в статьях, в коллективных сборниках научных трудов, программе спецкурса — практикума, внедрены и используются в учебном процессе Сургутского государственного педагогического института и Нефтеюганского педагогического колледжа.

На защиту выносятся:

1. Модель готовности к контрольно-оценочной деятельности учителей начальных классов, представляющая собой единство трех основных компонентов: мотивационно-личностного, содержательного и деятельностного.

2. Процесс формирования готовности студентов к реализации контрольно-оценочной деятельности учителя начальных классов.

3. Педагогические условия, способствующие успешному формированию у будущих учителей начальных классов готовности к реализации контрольно-оценочной деятельности.

Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, библиографии и приложений.

Выводы по второй главе.

1. В ходе констатирующего эксперимента были выявлены уровни готовности учителей начальных классов и студентов педвуза к контрольно-оценочной деятельности в начальной школе и определены причины и характер затруднений в процессе ее реализации.

2. Сущность формирующего эксперимента заключалась в разработке и реализации процесса формирования готовности к осуществлению контрольно-оценочной деятельности в начальной школе, который способствовал бы повышению уровня готовности студентов к данному виду деятельности.

3. Процесс подготовки будущих учителей начальных классов к реализации контрольно-оценочной деятельности представлял собой составляющую профессионально-педагогической подготовки студентов педвуза и включал три последовательных этапа.

Первый этап был направлен на формирование мотивационно-личностного компонента готовностивторой этап способствовал углублению и расширению знаний о контрольно-оценочной деятельности учителя начальных классовна третьем этапе происходило приобретение умений и навыков реализации данной деятельности.

4. Проведенная опытно-экспериментальная работа подтвердила, что формированию готовности студентов педвуза к реализации контрольно-оценочной деятельности в начальных классах общеобразовательной школы способствовало выполнение следующих педагогических условий: I I.

— образовательный процесс в педагогическом вузе должен обеспечивать формирование положительной мотивации, иметь достаточно выраженную направленность на реализацию контрольно-оценочной деятельности на начальном этапе обучения в школе;

— предметы психолого-педагогического и предметного цикла должны играть ведущую роль в формировании готовности к реализации контрольно-оценочной деятельности в начальных классах;

— в процессе обучения необходимо использовать различные методы, позволяющие развивать у студентов рефлексию и гибкость педагогического мышления;

— в учебный план педагогического вуза факультета начальных классов должен быть включен спецкурс-практикум «Контрольно-оценочная деятельность учителя начальных классов»;

— обучение должно строиться на установлении субъект-субъектного характера взаимодействия преподавателя со студентами основного на сотрудничестве;

— вовлечение студентов в научно-исследовательскую работу;

— различные виды педагогических практик должны быть направлены на формирование уровня готовности, достаточного для реализации контрольно-оценочной деятельности в младших классах и обеспечены микроисследованиями.

5. Результаты опытно-экспериментальной работы показали существенный рост уровня сформированное&tradeвсех компонентов готовности (мотивационно-личностного, содержательного, деятельности о го) у студентов экспериментальных групп. Показатели всех составляющих готовности к данной деятельности в экспериментальной группе превышают показатели в контрольных группах.

6. Предложенный процесс формирования готовности к контрольно-оценочной деятельности в начальных классах общеобразовательной школы способствовал обеспечению готовности выпускников педвуза к реализации данной деятельности на достаточном уровне.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Для современной начальной школы исключительно важно иметь учителя, способного реализовать контрольно-оценочную деятельность на максимально достаточном уровне, поскольку контроль и оценка в образовательном процессе имеют большое значение для управления, как учебной деятельностью ученика, так и педагогической деятельностью учителя, служат целям совершенствования самого учебного процесса и всестороннего воспитания младшего школьника.

В результате теоретического и практического исследования мы пришли к следующим выводам:

1. Контрольно-оценочная деятельность является неотъемлемой частью процесса подготовки специалиста к профессионально-педагогической деятельности. Готовность студентов к реализации контрольно-оценочной деятельности учителя начальных классов представляет собой единство трех структурных компонентов: мотивационно-личностного, содержательного и деятельностного.

Мотивационно-личностный компонент готовности будущих учителей начальных классов к контрольно-оценочной деятельности предполагает наличие убежденности в значимости данной деятельности, осознание ее как необходимого условия успешного профессионального становлениянацеленность на контрольно-оценочную деятельность и стремление осуществлять ее творческинаправленность на признание каждого ребенка субъектом учебной деятельности и его позитивное восприятие.

Содержательный компонент готовности включает знания о целях и основных задачах контроля и педагогической оценки в 1.

119 образовательном процессе, их роли в развитии личности младшего школьникасодержании и структуре контрольно-оценочной деятельности учителя начальных классовфункциях учителя при реализации данной деятельности в начальной школеразличных подходах к контролю и оценке эффективности обучения учащихся младшего школьного возрастапричинах и характере дидактических затруднений, имеющих место при осуществлении контрольно-оценочной деятельности.

Деятельностный компонент готовности предполагает наличие умений, обеспечивающих эффективную реализацию контрольно-оценочной деятельности в начальных классах. Нами было выделено 17 основных, на наш взгляд, контрольно-оценочных умений, которые мы объединили в три группы: умение планировать, организовывать контроль и оценивать его результаты.

2. Определены основные виды дидактических затруднений, возникающих в контрольно-оценочной деятельности учителя начальных классов:

— планирование контроля и оценки успеваемости учащихся- -соотнесение цели контроля содержанию контрольных заданий- -создание наиболее благоприятной обстановки при контроле за учебой слабоуспевающих;

— отождествление оценки за успехи (или неуспехи) в учебно-познавательной деятельности с оценкой его личности в целом- -оценивание учебной деятельности младших школьников- -обоснование педагогической оценки;

— отождествление оценки и отметки в образовательном процессе.

3. Процесс подготовки студентов к реализации контрольно-оценочной деятельности в начальных классах включает в себя три основных этапа: профессионально-ориентирующий, направленный на формирование мотивационно-личностного компонентатеоретико-аналитический, предполагающий углубленное овладение теоретическими знаниями, необходимыми для реализации контрольно-оценочной деятельностипрофессионально-творческий, способствующий приобретению опыта организации и реализации данной деятельности.

4. Доказано, что целенаправленно организованный образовательный процесс в вузе позволяет повысить уровень готовности студентов к реализации контрольно-оценочной деятельности учителя начальных классов при создании системы педагогических условий:

— направленность обучения на формирование готовности студентов реализовывать контрольно-оценочную деятельность учителя начальных классов;

— совершенствование профессиональной подготовки студентов за счет проблематизации предметов психолого-педагогического и предметного циклаиспользования различных методов обучения, позволяющих развивать у студентов рефлексию и гибкость педагогического мышления;

— установление субъект-субъектного характера взаимодействия преподавателя со студентами, основанного на сотрудничестве;

— включение в учебный план спецкурса — практикума «Контрольно-оценочная деятельность учителя начальных классов»;

— вовлечение студентов в научно-исследовательскую работу и обеспеченность процесса педагогической практики микроисследованиями;

— обеспеченность преподавателей и студентов знаниями уровней и критериев, позволяющих судить о готовности студентов к реализации контрольно-оценочной деятельности учителя начальных классов.

Спецкурс-практикум реализовывался через систему теоретических, практических и семинарских занятий. При проведении теоретических занятий наша задача заключалась не только в передаче студентам необходимых знаний, но и в стремлении пробудить у них желание овладеть этими знаниями и осознать их профессиональную значимость. Для того, чтобы теоретические знания усваивались в единстве с опытом деятельности, без которого они не могут быть применены на практике, на лекционных занятиях мы использовали педагогические задачи. Практические занятия были направлены на углубление и уточнение знаний, получаемых на лекциях и в процессе самостоятельной работына выработку умений и навыков применения знаний для решения практических и теоретических задачна формирование профессиональных качеств будущего специалиста. Методы и формы работы были разнообразны: деловые игрыпросмотр видеофильмов, иллюстрирующих контрольно-оценочную деятельность учителей начальных классоворганизация непосредственного наблюдения уроков с их дальнейшим анализомсовместная и индивидуальная разработка разноуровневых заданий для контроля и оценки уровня обученности младших школьников, апробация их на практике и другие.

Семинарские занятия строились на основе концепции совместной продуктивной деятельности преподавателя и студентов. Особое внимание было отведено изучению причин и характера дидактических затруднений учителя в реализации его контрольно-оценочной функции. При этом использовались такие методы, как дискуссия, конференция, анализ педагогических ситуаций и другие.

Большое значение при изучении спецкурса-практикума мы уделяли самостоятельной и научно-исследовательской работе студентов. Работа была направлена на самостоятельное изучение проблем контроля и педагогической оценки, исследование состояния данной проблемы в школах г. Сургута (интервьюирование и анкетирование учителей начальных классов, наблюдение за личностью учителя (сокурсника) в ситуативных проявлениях его контрольно-оценочной функции и т. д.).

5. Выделены уровни сформированности компонентов готовности учителей начальных классов к реализации контрольно-оценочной деятельности в начальных классах (низкий, средний, высокий) и определены их характерные признаки. Это позволило представить процесс развития готовности к контрольно-оценочной деятельности от возникновения до максимально возможного уровня. Данные критерии позволят преподавателям педагогических вузов и руководителям практики своевременно и эффективно контролировать формирование готовности студентов к реализации данной деятельности.

6. Опытно-экспериментальная апробация процесса формирования готовности и полученные результаты подтвердили эффективность и практическую осуществимость разработанной модели, а также основные положения гипотезы.

Проведенная нами экспериментальная работа не исчерпывает всех проблем подготовки студентов к реализации контрольно-оценочной деятельности учителя начальных классов. Каждый из компонентов готовности (мотивационно-личностный, содержательный и деятельностный) может быть подвергнут более глубокому изучению и выявлению педагогических условий, способствующих оптимизации процесса формирования готовности студентов к реализации контрольно-оценочной деятельности учителя начальных классов.

Показать весь текст

Список литературы

  1. А. Проблема педагогических умений в теории и практике высшего педагогического образования 1. Советская педагогика. — 1976.- № 1.-С.76−84.
  2. О. А. О формировании педагогических умений // Советская педагогика.-1992.-№ 11 .-С.93−103.
  3. О. А. Общепедагогическая подготовка учителя в системе высшего педагогического образования. 2-е изд. -М.: Просвещение, 1990.-141С.
  4. В. В. Профессиональная подготовка будущих педагогов к управлению математическим развитием детей дошкольного возраста. Дис. канд. пед. наук. Сургут, 1998.-187 с.
  5. Ш. А. Воспитательная и образовательная функция оценки умения школьников. -М.: Педагогика, 1984.- 296 с.
  6. Ш. А. Размышления о гуманной педагогике. -М.: Педагогика, 1989.-192с.
  7. Ш. А. Психолого дидактические особенности оценки как компонента учебной деятельности II Вопросы психологии. -1975.-№ 4.-С.35−38.
  8. . Г. Психология педагогической оценки: Избр. труды. В 2-х т. Т.2. -М&bdquo- 1980.-С. 128−267.
  9. . Г. Человек как предмет познания: Избранные психологические труды: В 2-х томах. Т. 1.-М.: Педагогика, 1980.- 212 с.
  10. П. К. Философские аспекты теории функциональной системы // Избранные труды. -М.: Наука, 1978.-400с.
  11. Е. А. Об изучении детского коллектива. -Новая Москва, 1927.-40с.
  12. С. И. Учебный процесс в высшей школе, его закономерные основы и методы. М.: 1980.- 367 с.
  13. Ю. К. Оптимизация учебно-воспитательного процесса. -М.: Просвещение, 1982.-192 с.
  14. Ю. Ю. Самоконтроль при выполнении заданий II Начальная школа.-1979.-№ 4.-С.41 -43.
  15. Л. В., Захарова А. В. Особенности оценки школьниками процесса решения задач // Вопросы психологии. -1975.-№ 6.-С.53−56.
  16. Л. В., Поливанова К. П. Диагностика действия контроля // Диагностика учебной деятельности и интеллектуальное развитие детей. -М., 1981.-С.29−40.
  17. С. Г. Особенности оценочного стиля личности. Дис.канд. пед. наук. -Л., 1982, — 207 с.
  18. В. П. Формирование профессиональной готовности будущего учителя к нравственному воспитанию школьников. Автореф. дис. канд. пед. наук.- Л.: 1987.- 16 с.
  19. В. П. Слагаемые педагогической технологии. -М.: Педагогика, 1989.-192с.
  20. Н. Е. Контроль за усвоением учебного материала // Сов. педаго-гика. -1985.-№ 8.-С.82−86.
  21. М. П. Дидактическая подготовка педагогических кадров дошкольных учреждений в контексте профессиональной деятельности. Дис.канд. пед. наук. -Барнаул., 1997.-291 с.
  22. А. А. Личность и общение. -М., 1983.
  23. Н. В., Соловьева А. А. Дискуссия в активном обучении. Методическое пособие. -М., 1992.-56с.
  24. С. С. Деловые игры на учебных занятиях по педагогике II Начальная школа.- 1977.- № 3.-С.70−74.
  25. Е. В., Павлюк С. В. Дидактическая игра как средство формирования профессиональных умений студентов педагогических вузов. -В кн. Профессиональная подготовка учителя в системе высшего педагогического образования. -М.: 1982.-.97−98.
  26. Л. С. Избранные психологические исследования. -М., Изд-во АПН РСФСР, 1956.-518с.
  27. Выпускник учебных заведений в период перехода к рынку (информац. материал)//Сов. педагогика.-1991.-№ 9.-С.11−20.I126
  28. С. И. Типы затруднений и их связь с проблемными ситуациями в учебной деятельности школьников. -М., 1974.-178 с.
  29. М. А. Формирование самоконтроля и самооценки при обучении математике на верхней границе начальной ступени школы. Дис.канд. пед. наук. -М., 1997.-158с.
  30. О. В. Подготовка будущего учителя к социально педагогической деятельности. Дис.-канд. пед. наук. -Волгоград, 1996.-233с.
  31. Государственный образовательный стандарт высшего образования. -М&bdquo- 1994.-34С.
  32. Л. Г. Контроль и самоконтроль как способ управления учебной деятельностью при формировании коммуникативной компетентности: Дис. канд. пед. наук. -М., 1991.-153с.
  33. Л. Ф. Формирование профессиональной готовности студентов факультета начальных классов к реализации принципов гуманной педагогики. Дис.канд. пед. наук. -Самара, 1994.-205.
  34. В. В. Учебная деятельность: состояние проблемы исследования / Вопросы психологии.-1991.-№б.-С.5−14.
  35. Деловые педагогические игры как средство повышения эффективности подготовки студентов к воспитательной работе в школе. -Куйбышев, 1984.
  36. М. И., Кандыбович Л. А. Психология высшей школы: особенности деятельности вуза.-Минск. Изд-во БГУ, 1978.-319с.
  37. М. И., Кандыбович Л. А. Психологические проблемы готовности к деятельности. -Минск. Изд-во БГУ, 1976.-175с.
  38. Дурай-Новакова К. М. Формирование профессиональной готовности студентов к педагогической деятельности: Дис. канд. пед. наук. -М., 1983.-356с.
  39. Е. А. Методика организации устного контроля в процессе педагогического общения. Дис.канд. пед. наук. М., 1994.-171 с.
  40. А. В. Развитие контроля и оценки в процессе формирования учебной деятельности II Формирование учебной деятельности школьников / Под ред. В. В. Давыдова, И. Лошпшера и др. -М., Педагогика, 1982.-С. 107−122.
  41. В. С. О концепции целостного учебно-воспитательного процесса. Методические основы совершенствования учебно-воспитательного процесса. Волгоград, 1981.-С.5−21.
  42. А. Ф. и др. Философский энциклопедический словарь. -М., Сов. энциклопедия, 1983.- 839 с.
  43. М. С. Человеческая деятельность. -М.: Политиздат, 1974.-238с.
  44. Кара-Мурза С. Г. Проблемы организации научных исследований. -М.: 1981.
  45. М. Д. Комплексный контроль в учебной деятельности // Сов. педагогика.-1986.-№ 10.-С.46−49.
  46. Н. А. Формирование готовности студентов педагогических вузов к аналитической деятельности. Дис.канд. пед. наук. -Курган, 1997, — 188 с.
  47. Качество знаний учащихся и пути его совершенствования / Под ред. Скаткина М. Н., Краевского В. В. -М.: Педагогика, 1978.-С.135−162.
  48. Кан Калик В. А. Учителю о педагогическом общении. -М., Просвещение, 1987.-190с.
  49. Кан Калик В. А., Никандров Д. Н. Педагогическое творчество. -М., Педагогика, 1990.-157с.
  50. С. И. Формирование у студентов педагогических умений и навыков в условиях университетского образования. -Л., Изд-во ЛГУ, 1973.-150 с.
  51. Н. Г. Формирование у старшеклассников готовности к самообразованию: Автореф. Дис.канд. пед. наук. -Минск, 1973.-19с.
  52. Кон И. С. Социология личности. -М., Политиздат, 1967.- 236 с.
  53. Н. И. Логический словарь справочник. -М., Наука, 1975.-717с.
  54. М. Ф. Новые методы и средства обучения / Под ред. Л. И. Мхитарова. Изд-во Знание. М., 1989.-119с.
  55. Е. В. Технология обучения младших школьников на оценочно содержательной основе/ Технология и мониторинг образовательного процесса. Информационно — методический бюллетень. Вып.2. -Урал.- С.38−39.
  56. Краткий психологический словарь / Под ред. А. В. Петровского, М. Г. Ярощенко. -М.: Политиздат, 1985.-431 с.
  57. Краткая философская энциклопедия. -М., Издательская группа «Прогресс"-"Энциклопедия», 1994.-576с.
  58. Р. Ф., Силютина О. Ф. Функции проверки и оценки в учебном процессе // Сов. педагогика.-1980.-№ 11.-С.60−65.
  59. Е. С. Основы социальной психологии. -J1., 1967.
  60. Н. В. К вопросу о системном подходе исследования педагогической деятельности. Обучение студентов основам педагогического мастерства. -Иваново, ИПИ, 1971.
  61. Н. В. Очерки психологии труда учителя. -Л., Изд-во ЛГУ, 1967.- 183 с.
  62. Н. В. Понятие «педагогическая система» и критерии ее оценки. 1980.-172с.
  63. Н. В. Проблемы профессиональной подготовки специалистов в вузах. -Л., Изд-во ЛГУ, 1970.- 57 с.
  64. Н. В. Психологическая структура деятельности учителя. -Гомель, ГГУ, 1976, — 57 с.
  65. Н. В. Современные психолого-педагогические проблемы высшей школы: Л., 1973.
  66. Н. Д. Формирование у будущего учителя умения осуществлять контроль учебно-познавательной деятельности школьников. Дис. канд. пед. наук. -Ставрополь, 1997.- 241 с.
  67. Т. П. Подготовка учителя начальных классов к реализации личностного подхода к педагогической деятельности. Дис. канд. пед. наук. -Волгоград, 1997, — 180 с.
  68. Н. Д. О психологических состояниях человека. -М., Просвещение, 1964.-344с.
  69. Н. Д. Психология. -М., Высш. шк., 1964.-256с.
  70. Н. С. Возрастные особенности развития склонностей // Проблемы общей и возрастной психологии. -М., 1978.
  71. А. Н. Деятельность. Сознание. Личность. -М., Политиздат, 1977.-304C.
  72. А. Н. Проблемы развития психики. -М., 1972.
  73. Г. П. О формировании контрольно-оценочных действий при обучении младших школьников математике // Учебная деятельность и творческое мышление. -Уфа, 1985.
  74. Т. А. Некоторые причины несформированности действия контроля у младших школьников в процессе учебной деятельности. -М&bdquo- 1983.-154с.
  75. М. И. Проблемное обучение. -М., Педагогика, 1975.-368с.
  76. М. И. Современный урок: Вопросы теории. -М., Педагогика, 1981.-190 с.
  77. Е. И. Психолого-педагогические проблемы компьютеризации обучения. -М., Педагогика, 1986.- 192 с.
  78. В. С. Проблемы экспериментальной психологии личности // Ученые записки Пермского педагогического института. -Т.77.-Пермь, 1970.
  79. Методы системного педагогического исследования. Учебное пособие. Под ред. Н. В. Кузьминой. -Л.: Изд-во ЛГУ, 1980.-171 с.
  80. Е. А. Психология формирования общетрудовых политехнических умений. -М.: Педагогика, 1973.- 297 с.
  81. Моделирование педагогических ситуаций/ Под ред. Ю. Н. Кулюткина, Г. С. Сухобской, 1981.-119с.
  82. М. И., Волкова С. И. Письменные контрольные работы по математике// Начальная школа.- 1990.-№ 8.-С.14−21.
  83. . О. Формирование оценочно-диагностических умений у будущего учителя трудового обучения. Дис. канд. пед. наук.- Киев, 1991 .-181с.
  84. Л. М. Дидактические основы контроля усвоения знаний. -М&bdquo- 1986.-52с.
  85. Новые технологии в обучении в вузе: М., 1995.-63с.
  86. С. И. Словарь русского языка.-18 изд., стереотип. -М., Русский язык, 1986.- 797 с.
  87. Основы педагогического мастерства. Под ред. И. А. Зязюна. -М., Просвещение, 1989.~302с.
  88. Педагогика: Уч. Пособие для студентов пединститутов / Под ред. Ю. К. Бабанского. -М., Просвещение, 1983.-608с.
  89. Педагогика / Под ред. П. И. Пидкасистого. -М., 1996.-602с.
  90. А. И. Профессионально педагогическая подготовка будущего учителя // Сов. педагогика.-1985.-№ 12.-С.42−47.
  91. . Избранные психологические труды.-М., 1969.-96 с.
  92. К. К. О знаниях, навыках, умениях II Советская педагоги-ка.-1963.- № 11.-С.7−10.
  93. П. И. Педагогика: Учебное пособие для студентов высших пед. учеб. заведений, — М., Просвещение: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1996.-432С.
  94. В. М. Оценка знаний школьников. -М., Знание, 1981.-96с.
  95. Т. С. Анализ затруднений в педагогической деятельности начинающих учителей. -М., Педагогика, 1983.-129 с.
  96. Психологический словарь. ~М., Педагогика, 1983.-448.
  97. В. Г. Особенности действия контроля в учебной деятельности младших школьников: Дис.канд. пед. наук. -М., 1985.-154с.
  98. С. Л. Бытие и сознание. -М., 1957.
  99. С. Л. Основы общей психологии. -М., 1946.- 289 с.
  100. В. М. Философские основания педагогической деятельности II Вестник высшей школы, 1987.-№ 1 .-С.22−32.
  101. В. Н. Формирование готовности студентов к развитию познава-тельных интересов у учащихся. Дис. канд. пед. наук. -Саратов, 1996, — 232с.
  102. В. И., Зобов Р. А. Новые философские аспекты экспериментально-структурных отношений. -Л., Изд-во ЛГУ, 1970.128 с.
  103. Н. К. Взаимосвязь обучения и труда старшеклассников как средство формирования положительной мотивации изучения предметов естественно-математического цикла. Дис.канд. пед. наук.- Волгоград, 1982.-238с.
  104. Н. К. О категории «связь» и ее применение в исследовании целостного педагогического процесса. Методологические основы совершенствования учебно-воспитательного процесса. -Волгоград, 1984.-С.95−103.
  105. В. В. Критерии определения результативности обучения математике младших школьников. -Дис.канд. пед. наук. -М., 1981.-135с.
  106. В. П. Диагностика личности и профессионального мастерства преподавателя. -М., Межд. пед. академия, 1995.-192с.
  107. В. П. Директору школы об управлению учебно-воспитательным процессом. -М., Педагогика, 1987.-160с.
  108. В. П. Педагогический менеджмент: 50 НОУ-ХАУ в области управления образовательным процессом. Учебное пособие. -М., 1997.-264с.
  109. В. П. Системный подход и анализ урока II Сов. педагогика, 1987.-№ 5.-С.60−67.
  110. М. Н. Совершенствование процесса обучения: Проблемы и содержания.-М., Педагогика, 1971.-205с.
  111. . Г. Контроль знаний и обратная связь в обучении. -Л., 1980.-160с.
  112. В. А. Формирование личности учителя советской школы в процессе профессиональной подготовки. -М., Просвещение, 1976.160 с.
  113. В. А. Мажар Н. Е. Диагностика профессиональной пригодности молодежи к педагогической деятельности. -М., 1991.144 с.
  114. В. А. Профессиональная готовность учителя к воспитательной работе: содержание, структура, функционирование. Профессиональная подготовка учителя в системе высшего образования. -М., МГПИ им. Ленина, 1982.- 220 с.
  115. В. А. Пути повышения творческого потенциала будущих учителей. Формирование личности учителя советской школы. -М., Прометей, 1991.-16 с.
  116. В. А., Семушина Л. Г. Проблемы формирования содержания педагогического образования на современном этапе / Формирование личности учителя: Межвузовский сборник научных трудов. -М., «Прометей», 1994.-158с.
  117. Словарь по этике. / Под ред. И. С. Кона. М., Политиздат, 1983.-445с.
  118. Г. Мысли о работе учителя // Начальная школа.-1994.-№ 3.-С.85−88.
  119. Г. Оценки и отметки // Начальная шкрла.-1998.-№ 2.-С.59−63.
  120. Л. Ф. Педагогические задачи в профессиональном обучении студентов // Сов. педагогика. -1974.-№ 6.-С.77−87.
  121. Л. Ф. Формирование общепедагогических умений учителя: Дис.-д-ра пед. наук. -М., 1980.-435C.
  122. Л. Ф. Формирование профессионально-педагогических умений учителя-воспитателя. Спец. курс. -Ярославль, 1976.-82 с.
  123. Н. Н. Подготовка воспитателей-исследователей для школьных учреждений в педагогическом колледже. Дис. канд. пед. наук. -М., 1996.-414 с.
  124. Л. П. Формирование аналитических и проектировочных умений воспитателя дошкольного учреждения в процессе подготовки в педагогических училищах. Дис. канд. пед. наук. -М., 1995.- 206 с.
  125. Л. Н. Формы контроля в университетах США / Формирование личности учителя: Межвузовский сборник научных трудов. -М., «Прометей», 1994.-158с.
  126. Т. Ф. Теоретические основы контроля в учебном процессе // Знание, 1983.-96с.
  127. Т. Ф. Управление процессом усвоения знаний. -М., Изд-во МГУ, 1975.-343с.
  128. Т. Ф. Формирование познавательной деятельности младших школьников: Книга для учителя. -М., Просвещение, 1988.175 с.
  129. Технологии образовательного процесса: Тез. Докл. Межвуз. Научн. -метод. Конф. -Оренбург: Оренбургский Гос. Ун-т, 1997.-147с.
  130. Технология обучения и воспитания в системе многоуровневой подготовки учителей начальных классов и преподавателей дошкольной педагогики и психологии: Тез. докл.научн.-практ. конф.: Перемена Волгоград, 1995.-158с.
  131. Д. Н. Экспериментальные основы психологической установки. -Тбилиси, 1961.- 102 с.
  132. Философский энциклопедический словарь / Глав. Ред. А. Ф. Ильичев и др. -М.: Сов. Энциклопедия, 1983.-839с.
  133. Формирование профессионально педагогических качеств у студентов пед. институтов: Межвузовский сборник научных трудов. -Саратов, 1985.-132с.
  134. Формирование профессионально педагогических умений будущего учителя: Сборник научных трудов. -Днепропетровск, 1989.-136с.
  135. Л. М., Волков К. Н. Психологическая наука учителю. -М., Просвещение, 1985.-162с.
  136. Т. И. Активизация учения школьников. -М., Педагогика, 1982.-209с.
  137. А. О. О подготовке студентов- будущих учителей к исследованию педагогических явлений и процессов. Психология труда и личности учителя. -Л., 1977, выпуск 2.
  138. А. О. Совершенствование системы психолого -педагогического образования будущего учителя // Вопросы психологии.-1981 .-№ 5.-С.13−21.
  139. И. С. Развивающее обучение. -М., Педагогика. 1979.-144с.
  140. В. А. Обучение как процесс управления: Психологические аспекты. -Л., Изд-во ЛГУ, 1988,-134с.
Заполнить форму текущей работой