Подготовка студентов педвуза к реализации контрольно-оценочной деятельности учителя начальных классов
Диссертация
Спецкурс-практикум реализовывался через систему теоретических, практических и семинарских занятий. При проведении теоретических занятий наша задача заключалась не только в передаче студентам необходимых знаний, но и в стремлении пробудить у них желание овладеть этими знаниями и осознать их профессиональную значимость. Для того, чтобы теоретические знания усваивались в единстве с опытом… Читать ещё >
Содержание
- Глава I. Теоретические основы формирования контрольно-оценочной деятельности учителя начальных классов
- 1. 1. Цель и основные задачи контрольно-оценочной функции учителя начальных классов
- 1. 2. Содержательная характеристика и структура готовности студентов педвуза к реализации контрольно-оценочной деятельности в начальных классах
- 1. 3. Причины и характер затруднений учителя в реализации контрольно-оценочной функции
- Выводы по главе
- Глава II. Опытно-экспериментальная работа по формированию готовности студентов педагогических вузов к реализации контрольно-оценочной деятельности в начальной школе
- 2. 1. Диагностика готовности выпускников педагогических вузов к реализации контрольно-оценочной деятельности
- 2. 2. Опыт экспериментальной подготовки учителя начальных классов к реализации контрольно-оценочной
- Я деятельности
- 2. 3. Результаты опытно-экспериментальной работы
- Выводы по главе
Список литературы
- А. Проблема педагогических умений в теории и практике высшего педагогического образования 1. Советская педагогика. — 1976.- № 1.-С.76−84.
- Абдуллина О. А. О формировании педагогических умений // Советская педагогика.-1992.-№ 11 .-С.93−103.
- Абдуллина О. А. Общепедагогическая подготовка учителя в системе высшего педагогического образования. 2-е изд. -М.: Просвещение, 1990.-141С.
- Абашина В. В. Профессиональная подготовка будущих педагогов к управлению математическим развитием детей дошкольного возраста. Дис. канд. пед. наук. Сургут, 1998.-187 с.
- Амонашвили Ш. А. Воспитательная и образовательная функция оценки умения школьников. -М.: Педагогика, 1984.- 296 с.
- Амонашвили Ш. А. Размышления о гуманной педагогике. -М.: Педагогика, 1989.-192с.
- Амонашвили Ш. А. Психолого дидактические особенности оценки как компонента учебной деятельности II Вопросы психологии. -1975.-№ 4.-С.35−38.
- Ананьев Б. Г. Психология педагогической оценки: Избр. труды. В 2-х т. Т.2. -М&bdquo- 1980.-С. 128−267.
- Ананьев Б. Г. Человек как предмет познания: Избранные психологические труды: В 2-х томах. Т. 1.-М.: Педагогика, 1980.- 212 с.
- Анохин П. К. Философские аспекты теории функциональной системы // Избранные труды. -М.: Наука, 1978.-400с.
- Аркин Е. А. Об изучении детского коллектива. -Новая Москва, 1927.-40с.
- Архангельский С. И. Учебный процесс в высшей школе, его закономерные основы и методы. М.: 1980.- 367 с.
- Бабанский Ю. К. Оптимизация учебно-воспитательного процесса. -М.: Просвещение, 1982.-192 с.
- Батий Ю. Ю. Самоконтроль при выполнении заданий II Начальная школа.-1979.-№ 4.-С.41 -43.
- Барцфаи Л. В., Захарова А. В. Особенности оценки школьниками процесса решения задач // Вопросы психологии. -1975.-№ 6.-С.53−56.
- Барцфаи Л. В., Поливанова К. П. Диагностика действия контроля // Диагностика учебной деятельности и интеллектуальное развитие детей. -М., 1981.-С.29−40.
- Безносов С. Г. Особенности оценочного стиля личности. Дис.канд. пед. наук. -Л., 1982, — 207 с.
- Безухов В. П. Формирование профессиональной готовности будущего учителя к нравственному воспитанию школьников. Автореф. дис. канд. пед. наук.- Л.: 1987.- 16 с.
- Беспалько В. П. Слагаемые педагогической технологии. -М.: Педагогика, 1989.-192с.
- Бобков Н. Е. Контроль за усвоением учебного материала // Сов. педаго-гика. -1985.-№ 8.-С.82−86.
- Боброва М. П. Дидактическая подготовка педагогических кадров дошкольных учреждений в контексте профессиональной деятельности. Дис.канд. пед. наук. -Барнаул., 1997.-291 с.
- Бодалев А. А. Личность и общение. -М., 1983.
- Борисова Н. В., Соловьева А. А. Дискуссия в активном обучении. Методическое пособие. -М., 1992.-56с.
- Боровик С. С. Деловые игры на учебных занятиях по педагогике II Начальная школа.- 1977.- № 3.-С.70−74.
- Воронина Е. В., Павлюк С. В. Дидактическая игра как средство формирования профессиональных умений студентов педагогических вузов. -В кн. Профессиональная подготовка учителя в системе высшего педагогического образования. -М.: 1982.-.97−98.
- Выготский Л. С. Избранные психологические исследования. -М., Изд-во АПН РСФСР, 1956.-518с.
- Выпускник учебных заведений в период перехода к рынку (информац. материал)//Сов. педагогика.-1991.-№ 9.-С.11−20.I126
- Высоцкая С. И. Типы затруднений и их связь с проблемными ситуациями в учебной деятельности школьников. -М., 1974.-178 с.
- Гончарова М. А. Формирование самоконтроля и самооценки при обучении математике на верхней границе начальной ступени школы. Дис.канд. пед. наук. -М., 1997.-158с.
- Госсе О. В. Подготовка будущего учителя к социально педагогической деятельности. Дис.-канд. пед. наук. -Волгоград, 1996.-233с.
- Государственный образовательный стандарт высшего образования. -М&bdquo- 1994.-34С.
- Громова Л. Г. Контроль и самоконтроль как способ управления учебной деятельностью при формировании коммуникативной компетентности: Дис. канд. пед. наук. -М., 1991.-153с.
- Губова Л. Ф. Формирование профессиональной готовности студентов факультета начальных классов к реализации принципов гуманной педагогики. Дис.канд. пед. наук. -Самара, 1994.-205.
- Давыдов В. В. Учебная деятельность: состояние проблемы исследования / Вопросы психологии.-1991.-№б.-С.5−14.
- Деловые педагогические игры как средство повышения эффективности подготовки студентов к воспитательной работе в школе. -Куйбышев, 1984.
- Дьяченко М. И., Кандыбович Л. А. Психология высшей школы: особенности деятельности вуза.-Минск. Изд-во БГУ, 1978.-319с.
- Дьяченко М. И., Кандыбович Л. А. Психологические проблемы готовности к деятельности. -Минск. Изд-во БГУ, 1976.-175с.
- Дурай-Новакова К. М. Формирование профессиональной готовности студентов к педагогической деятельности: Дис. канд. пед. наук. -М., 1983.-356с.
- Жукова Е. А. Методика организации устного контроля в процессе педагогического общения. Дис.канд. пед. наук. М., 1994.-171 с.
- Захарова А. В. Развитие контроля и оценки в процессе формирования учебной деятельности II Формирование учебной деятельности школьников / Под ред. В. В. Давыдова, И. Лошпшера и др. -М., Педагогика, 1982.-С. 107−122.
- Ильин В. С. О концепции целостного учебно-воспитательного процесса. Методические основы совершенствования учебно-воспитательного процесса. Волгоград, 1981.-С.5−21.
- Ильичев А. Ф. и др. Философский энциклопедический словарь. -М., Сов. энциклопедия, 1983.- 839 с.
- Каган М. С. Человеческая деятельность. -М.: Политиздат, 1974.-238с.
- Кара-Мурза С. Г. Проблемы организации научных исследований. -М.: 1981.
- Касьяненко М. Д. Комплексный контроль в учебной деятельности // Сов. педагогика.-1986.-№ 10.-С.46−49.
- Катайцева Н. А. Формирование готовности студентов педагогических вузов к аналитической деятельности. Дис.канд. пед. наук. -Курган, 1997, — 188 с.
- Качество знаний учащихся и пути его совершенствования / Под ред. Скаткина М. Н., Краевского В. В. -М.: Педагогика, 1978.-С.135−162.
- Кан Калик В. А. Учителю о педагогическом общении. -М., Просвещение, 1987.-190с.
- Кан Калик В. А., Никандров Д. Н. Педагогическое творчество. -М., Педагогика, 1990.-157с.
- Киссельгоф С. И. Формирование у студентов педагогических умений и навыков в условиях университетского образования. -Л., Изд-во ЛГУ, 1973.-150 с.
- Ковальская Н. Г. Формирование у старшеклассников готовности к самообразованию: Автореф. Дис.канд. пед. наук. -Минск, 1973.-19с.
- Кон И. С. Социология личности. -М., Политиздат, 1967.- 236 с.
- Кондаков Н. И. Логический словарь справочник. -М., Наука, 1975.-717с.
- Королева М. Ф. Новые методы и средства обучения / Под ред. Л. И. Мхитарова. Изд-во Знание. М., 1989.-119с.
- Коротаева Е. В. Технология обучения младших школьников на оценочно содержательной основе/ Технология и мониторинг образовательного процесса. Информационно — методический бюллетень. Вып.2. -Урал.- С.38−39.
- Краткий психологический словарь / Под ред. А. В. Петровского, М. Г. Ярощенко. -М.: Политиздат, 1985.-431 с.
- Краткая философская энциклопедия. -М., Издательская группа «Прогресс"-"Энциклопедия», 1994.-576с.
- Кривошапова Р. Ф., Силютина О. Ф. Функции проверки и оценки в учебном процессе // Сов. педагогика.-1980.-№ 11.-С.60−65.
- Кузьмин Е. С. Основы социальной психологии. -J1., 1967.
- Кузьмина Н. В. К вопросу о системном подходе исследования педагогической деятельности. Обучение студентов основам педагогического мастерства. -Иваново, ИПИ, 1971.
- Кузьмина Н. В. Очерки психологии труда учителя. -Л., Изд-во ЛГУ, 1967.- 183 с.
- Кузьмина Н. В. Понятие «педагогическая система» и критерии ее оценки. 1980.-172с.
- Кузьмина Н. В. Проблемы профессиональной подготовки специалистов в вузах. -Л., Изд-во ЛГУ, 1970.- 57 с.
- Кузьмина Н. В. Психологическая структура деятельности учителя. -Гомель, ГГУ, 1976, — 57 с.
- Кузьмина Н. В. Современные психолого-педагогические проблемы высшей школы: Л., 1973.
- Кучугурова Н. Д. Формирование у будущего учителя умения осуществлять контроль учебно-познавательной деятельности школьников. Дис. канд. пед. наук. -Ставрополь, 1997.- 241 с.
- Лакоценина Т. П. Подготовка учителя начальных классов к реализации личностного подхода к педагогической деятельности. Дис. канд. пед. наук. -Волгоград, 1997, — 180 с.
- Левитов Н. Д. О психологических состояниях человека. -М., Просвещение, 1964.-344с.
- Левитов Н. Д. Психология. -М., Высш. шк., 1964.-256с.
- Лейтес Н. С. Возрастные особенности развития склонностей // Проблемы общей и возрастной психологии. -М., 1978.
- Леонтьев А. Н. Деятельность. Сознание. Личность. -М., Политиздат, 1977.-304C.
- Леонтьев А. Н. Проблемы развития психики. -М., 1972.
- Максимова Г. П. О формировании контрольно-оценочных действий при обучении младших школьников математике // Учебная деятельность и творческое мышление. -Уфа, 1985.
- Матис Т. А. Некоторые причины несформированности действия контроля у младших школьников в процессе учебной деятельности. -М&bdquo- 1983.-154с.
- Махмутов М. И. Проблемное обучение. -М., Педагогика, 1975.-368с.
- Махмутов М. И. Современный урок: Вопросы теории. -М., Педагогика, 1981.-190 с.
- Машбиц Е. И. Психолого-педагогические проблемы компьютеризации обучения. -М., Педагогика, 1986.- 192 с.
- Мерлин В. С. Проблемы экспериментальной психологии личности // Ученые записки Пермского педагогического института. -Т.77.-Пермь, 1970.
- Методы системного педагогического исследования. Учебное пособие. Под ред. Н. В. Кузьминой. -Л.: Изд-во ЛГУ, 1980.-171 с.
- Милерян Е. А. Психология формирования общетрудовых политехнических умений. -М.: Педагогика, 1973.- 297 с.
- Моделирование педагогических ситуаций/ Под ред. Ю. Н. Кулюткина, Г. С. Сухобской, 1981.-119с.
- Моро М. И., Волкова С. И. Письменные контрольные работы по математике// Начальная школа.- 1990.-№ 8.-С.14−21.
- Мурий Б. О. Формирование оценочно-диагностических умений у будущего учителя трудового обучения. Дис. канд. пед. наук.- Киев, 1991 .-181с.
- Мякинина Л. М. Дидактические основы контроля усвоения знаний. -М&bdquo- 1986.-52с.
- Новые технологии в обучении в вузе: М., 1995.-63с.
- Ожегов С. И. Словарь русского языка.-18 изд., стереотип. -М., Русский язык, 1986.- 797 с.
- Основы педагогического мастерства. Под ред. И. А. Зязюна. -М., Просвещение, 1989.~302с.
- Педагогика: Уч. Пособие для студентов пединститутов / Под ред. Ю. К. Бабанского. -М., Просвещение, 1983.-608с.
- Педагогика / Под ред. П. И. Пидкасистого. -М., 1996.-602с.
- Пискунов А. И. Профессионально педагогическая подготовка будущего учителя // Сов. педагогика.-1985.-№ 12.-С.42−47.
- Пиаже Ж. Избранные психологические труды.-М., 1969.-96 с.
- Платонов К. К. О знаниях, навыках, умениях II Советская педагоги-ка.-1963.- № 11.-С.7−10.
- Подласый П. И. Педагогика: Учебное пособие для студентов высших пед. учеб. заведений, — М., Просвещение: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1996.-432С.
- Полонский В. М. Оценка знаний школьников. -М., Знание, 1981.-96с.
- Полякова Т. С. Анализ затруднений в педагогической деятельности начинающих учителей. -М., Педагогика, 1983.-129 с.
- Психологический словарь. ~М., Педагогика, 1983.-448.
- Романенко В. Г. Особенности действия контроля в учебной деятельности младших школьников: Дис.канд. пед. наук. -М., 1985.-154с.
- Рубинштейн С. Л. Бытие и сознание. -М., 1957.
- Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. -М., 1946.- 289 с.
- Сагатовский В. М. Философские основания педагогической деятельности II Вестник высшей школы, 1987.-№ 1 .-С.22−32.
- Саяпин В. Н. Формирование готовности студентов к развитию познава-тельных интересов у учащихся. Дис. канд. пед. наук. -Саратов, 1996, — 232с.
- Свидерский В. И., Зобов Р. А. Новые философские аспекты экспериментально-структурных отношений. -Л., Изд-во ЛГУ, 1970.128 с.
- Сергеев Н. К. Взаимосвязь обучения и труда старшеклассников как средство формирования положительной мотивации изучения предметов естественно-математического цикла. Дис.канд. пед. наук.- Волгоград, 1982.-238с.
- Сергеев Н. К. О категории «связь» и ее применение в исследовании целостного педагогического процесса. Методологические основы совершенствования учебно-воспитательного процесса. -Волгоград, 1984.-С.95−103.
- Силков В. В. Критерии определения результативности обучения математике младших школьников. -Дис.канд. пед. наук. -М., 1981.-135с.
- Симонов В. П. Диагностика личности и профессионального мастерства преподавателя. -М., Межд. пед. академия, 1995.-192с.
- Симонов В. П. Директору школы об управлению учебно-воспитательным процессом. -М., Педагогика, 1987.-160с.
- Симонов В. П. Педагогический менеджмент: 50 НОУ-ХАУ в области управления образовательным процессом. Учебное пособие. -М., 1997.-264с.
- Симонов В. П. Системный подход и анализ урока II Сов. педагогика, 1987.-№ 5.-С.60−67.
- Скаткин М. Н. Совершенствование процесса обучения: Проблемы и содержания.-М., Педагогика, 1971.-205с.
- Сладкевич Б. Г. Контроль знаний и обратная связь в обучении. -Л., 1980.-160с.
- Сластенин В. А. Формирование личности учителя советской школы в процессе профессиональной подготовки. -М., Просвещение, 1976.160 с.
- Сластенин В. А. Мажар Н. Е. Диагностика профессиональной пригодности молодежи к педагогической деятельности. -М., 1991.144 с.
- Сластенин В. А. Профессиональная готовность учителя к воспитательной работе: содержание, структура, функционирование. Профессиональная подготовка учителя в системе высшего образования. -М., МГПИ им. Ленина, 1982.- 220 с.
- Сластенин В. А. Пути повышения творческого потенциала будущих учителей. Формирование личности учителя советской школы. -М., Прометей, 1991.-16 с.
- Сластенин В. А., Семушина Л. Г. Проблемы формирования содержания педагогического образования на современном этапе / Формирование личности учителя: Межвузовский сборник научных трудов. -М., «Прометей», 1994.-158с.
- Словарь по этике. / Под ред. И. С. Кона. М., Политиздат, 1983.-445с.
- Солдатов Г. Мысли о работе учителя // Начальная школа.-1994.-№ 3.-С.85−88.
- Солдатов Г. Оценки и отметки // Начальная шкрла.-1998.-№ 2.-С.59−63.
- Спирин Л. Ф. Педагогические задачи в профессиональном обучении студентов // Сов. педагогика. -1974.-№ 6.-С.77−87.
- Спирин Л. Ф. Формирование общепедагогических умений учителя: Дис.-д-ра пед. наук. -М., 1980.-435C.
- Спирин Л. Ф. Формирование профессионально-педагогических умений учителя-воспитателя. Спец. курс. -Ярославль, 1976.-82 с.
- Ставринова Н. Н. Подготовка воспитателей-исследователей для школьных учреждений в педагогическом колледже. Дис. канд. пед. наук. -М., 1996.-414 с.
- Ступникова Л. П. Формирование аналитических и проектировочных умений воспитателя дошкольного учреждения в процессе подготовки в педагогических училищах. Дис. канд. пед. наук. -М., 1995.- 206 с.
- Талалова Л. Н. Формы контроля в университетах США / Формирование личности учителя: Межвузовский сборник научных трудов. -М., «Прометей», 1994.-158с.
- Талызина Т. Ф. Теоретические основы контроля в учебном процессе // Знание, 1983.-96с.
- Талызина Т. Ф. Управление процессом усвоения знаний. -М., Изд-во МГУ, 1975.-343с.
- Талызина Т. Ф. Формирование познавательной деятельности младших школьников: Книга для учителя. -М., Просвещение, 1988.175 с.
- Технологии образовательного процесса: Тез. Докл. Межвуз. Научн. -метод. Конф. -Оренбург: Оренбургский Гос. Ун-т, 1997.-147с.
- Технология обучения и воспитания в системе многоуровневой подготовки учителей начальных классов и преподавателей дошкольной педагогики и психологии: Тез. докл.научн.-практ. конф.: Перемена Волгоград, 1995.-158с.
- Узнадзе Д. Н. Экспериментальные основы психологической установки. -Тбилиси, 1961.- 102 с.
- Философский энциклопедический словарь / Глав. Ред. А. Ф. Ильичев и др. -М.: Сов. Энциклопедия, 1983.-839с.
- Формирование профессионально педагогических качеств у студентов пед. институтов: Межвузовский сборник научных трудов. -Саратов, 1985.-132с.
- Формирование профессионально педагогических умений будущего учителя: Сборник научных трудов. -Днепропетровск, 1989.-136с.
- Фридман Л. М., Волков К. Н. Психологическая наука учителю. -М., Просвещение, 1985.-162с.
- Шамова Т. И. Активизация учения школьников. -М., Педагогика, 1982.-209с.
- Щербаков А. О. О подготовке студентов- будущих учителей к исследованию педагогических явлений и процессов. Психология труда и личности учителя. -Л., 1977, выпуск 2.
- Щербаков А. О. Совершенствование системы психолого -педагогического образования будущего учителя // Вопросы психологии.-1981 .-№ 5.-С.13−21.
- Якиманская И. С. Развивающее обучение. -М., Педагогика. 1979.-144с.
- Якунин В. А. Обучение как процесс управления: Психологические аспекты. -Л., Изд-во ЛГУ, 1988,-134с.