Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Педагогические условия организации и проведения экскурсий и наблюдений в процессе развития речи детей старшего дошкольного возраста

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Организация экскурсий. Экскурсию как форму занятия используют в средней, старшей и подготовительной группах. Для каждой экскурсии определяют программное содержание, обязательное для усвоения всеми детьми. Экскурсии проводят в определенной системе. Организовывать их целесообразно на одни и те же объекты, чтобы развивать речь и пополнять словарный запас дошкольника. Организовать экскурсию… Читать ещё >

Педагогические условия организации и проведения экскурсий и наблюдений в процессе развития речи детей старшего дошкольного возраста (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Экскурсия [лат. excursio — поездка] - одна из форм образовательно — воспитательной работы с детьми; дает возможность изучить предметы или явления в естественной обстановке.

Организация экскурсий. Экскурсию как форму занятия используют в средней, старшей и подготовительной группах. Для каждой экскурсии определяют программное содержание, обязательное для усвоения всеми детьми. Экскурсии проводят в определенной системе. Организовывать их целесообразно на одни и те же объекты, чтобы развивать речь и пополнять словарный запас дошкольника. Организовать экскурсию значительно труднее, чем занятие в группе, и успешной она будет только при условии тщательной подготовки.

Подготовка воспитателя к экскурсии. Воспитатель, планируя экскурсию, точно определяет тему и цель экскурсии, конкретизирует программное содержание, намечает объект экскурсии. После этого намечает последовательность наблюдений, содержание и объем тех знаний, которые должны получить дети о данном круге явлений; устанавливает, где они могут самостоятельно вести наблюдение.

Предварительное ознакомление с экскурсией дает возможность не только уточнить и конкретизировать план, но и продумать приемы ее проведения. Чтобы экскурсия была интересной, воспитатель заранее подбирает стихи, загадки, пословицы, которые затем использует в работе.

Подготовка детей к экскурсии Перед экскурсией воспитатель тщательно продумывает, какой материал следует собрать для дальнейшей работы в группе и какое оборудование в связи с этим надо взять с собой. Все оборудование должно находиться в определенном месте.

Проведение экскурсий. Экскурсия включает вводную беседу, коллективное наблюдение, индивидуальные самостоятельные детские наблюдения и сбор природного материала, игры ребят с собранным материалом, заключительную часть, где воспитатель, подводя итог, обращает внимание детей на. Построение экскурсий и последовательность их проведения варьируются в зависимости от цели,.

Основная часть экскурсии — коллективное наблюдение. Здесь решаются основные программные задачи занятия. Воспитатель помогает детям подметить и осознать характерные признаки предметов и явлений. Это достигается различными приемами. Воспитатель дополняет наблюдения своим рассказом и пояснением. Основное внимание в наблюдении уделяется вопросам, вопросам-заданиям, заставляющим детей рассматривать предметы, сравнивать, находить отличие и сходство, устанавливать связь между, увидеть красивое в каждом объекте. Полезно в процессе наблюдения явлений использовать произведения детской художественной литературы, стихотворения, загадки. Обращение к поэзии должно быть естественным, ненавязчивым. Сочетание различных приемов и удельный вес каждого могут видоизменяться в зависимости от цели и содержания экскурсии.

По окончании основной части надо дать детям возможность удовлетворить любознательность в индивидуальных самостоятельных наблюдениях и сборе материала. Однако, давая задание собрать материал, следует строго ограничивать его количество, с тем, чтобы сосредоточить внимание ребят только на определенных предметах, кроме того, решать задачи воспитания.

Когда дети работают самостоятельно, воспитатель не должен оставаться пассивным наблюдателем. В играх дети закрепляют знания о характерных особенностях предметов, выражают словами их качество, запоминают названия растений и их частей.

Работа после экскурсии. Знания, полученные на экскурсии, расширяются и закрепляются на занятиях, в играх.

Планируя беседу после экскурсии, воспитатель должен поставить вопросы так, чтобы в памяти детей восстановить весь ход экскурсии, подчеркнуть наиболее важные в образовательном и воспитательном отношении моменты, подвести их к установлению связей между явлениями.

Наблюдение — это целенаправленное и планомерное восприятие явлений, результаты которого фиксируются наблюдателем.

Подготовка к наблюдению. Прежде всего воспитатель определяет место наблюдения в системе предстоящей работы по ознакомлению детей с предметом по развитию речи, задачи (содержание знаний, умений и навыков в соответствии с программой), которые с наибольшей полнотой могут быть решены с помощью этого вида деятельности, Затем выбирает объекты и предметы для наблюдения, который должен быть для детей интересным и в то же время доступным для восприятия.

Таким образом педагогические условия организации, проведения экскурсий и наблюдений направлены на то, чтобы целесообразно организовать их, развивать речь и пополнять словарный запас дошкольника. Также воспитателю нужно планировать экскурсию, наблюдение и точно определять тему, цель, конкретизировать программное содержание, продумывать тщательно материал для дальнейшей работы, чтобы у детей дошкольного возраста закрепились знания об окружающей действительности пополнялся словарный запас и развилась речь.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой