Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Компетентностный подход к формированию логической культуры учащихся в процессе обучения информатике

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Теоретической и экспериментальной разработке методики развития логического мышления на материале различных учебных предметов посвящены многочисленные труды и исследования: В. А. Крутецкого, И. Л. Никольской, А. А. Столяра, А. Я. Хинчина (в процессе обучения математике) — В. И. Решановой, В. К. Фурсова (процессе обучения физике) — Ю. В. Ходакова (в процессе обучения химии) — О. Ю. Богдановой… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. Теоретические основы формирования логической культуры учащихся в процессе обучения информатике в условиях компетентностного подхода
    • 1. 1. Компетентностный подход в обучении информатике в средней школе
    • 1. 2. Психолого-педагогические основы формирования компонентов ц логической культуры учащихся в базовом курсе информатики
    • 1. 3. Методическая система формирования логической культуры учащихся в базовом курсе информатики
  • Глава 2. Методика формирования логической культуры учащихся в процессе обучения информатике в условиях компетентностного подхода
    • 2. 1. Содержание подготовки учащихся к реализации компонентов логической культуры в базовом курсе информатики
    • 2. 2. Методическое обеспечение процесса формирования логической культуры учащихся основной школы
    • 2. 3. Организация и основные результаты педагогического эксперимента

Компетентностный подход к формированию логической культуры учащихся в процессе обучения информатике (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Характерной чертой общества начала XXI века является внедрение средств информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) во все сферы человеческой деятельности. Процесс информатизации сфер деятельности человека и его важнейшая составляющая часть — информатизация образования предполагает модернизацию школьного образования с учетом необходимости обучения школьников основам информатики, расширению спектра возможных применений средств ИКТ в образовательном процессе. Цель информатизации образования состоит в подготовке учащихся к полноценному и эффективному участию в профессиональной деятельности, освоению различных социальных ролей, развитию индивидуальных способностей.

Уровень развития современного специалиста, степень его адаптируемости к постоянно обновляющимся видам деятельности в значительной мере определяется уровнем его информационной культуры, основы которой должны быть сформированы в процессе изучения школьного курса информатики.

Основополагающие результаты в области разработки структуры и содержания школьного курса информатики, обоснования целей и задач обучения данному предмету в школе отражены в работах С. А. Бешенкова [10, 11, 12, 70, 81, 83], А. А. Кузнецова [19, 67, 68, 69, 70, 81, 83], М. П. Лапчика [76, 77, 78, 79, 80], B.C. Леднева [81, 82, 83], Н. И. Пака [105, 106, 107], И. В. Роберт [125, 126, 127, 128], И. Г. Семакина [78], Е. К. Хеннера [78, 159] и др. К числу важнейших задач, возлагавшихся на школьный курс информатики с момента появления его в школе относилась задача развития учащегося, формирования у него таких качеств и умений, которые обеспечили бы ему успешность и возможность творческой самореализации себя как личности в современном информационном обществе. Решение данной задачи предполагает усиление общеобразовательного и мировоззренческого потенциала школьного курса информатики.

В условиях модернизации системы образования школа, по мнению B.C. Библера, должна перейти от идеи «человека образованного» к «человеку культуры»: «не готовые знания, умения, навыки, но культура их формирования и изменения, трансформации, преобразования — вот чем должен обладать выпускник нашей школы» [175. С. 21].

В качестве одного из важнейших аспектов развития школьного курса информатики в данном направлении является формирование и развитие логической культуры учащихся, обеспечивающей способность четко мыслить, полноценно логически рассуждать, ясно излагать свои мысли, сравнивать, обобщать, выделять главное, существенное, осуществлять анализ и синтез, что является важнейшими элементами любого метода поиска решения задач из различных предметных областей.

Теоретической и экспериментальной разработке методики развития логического мышления на материале различных учебных предметов посвящены многочисленные труды и исследования: В. А. Крутецкого [66], И. Л. Никольской [98, 99], А. А. Столяра [144, 145], А. Я. Хинчина [160] (в процессе обучения математике) — В. И. Решановой [124], В. К. Фурсова [158] (процессе обучения физике) — Ю. В. Ходакова [161] (в процессе обучения химии) — О. Ю. Богдановой [13] (в процессе обучения литературе) — И. Я. Лернер [88] (в процессе обучения истории) — А. Д. Гетмановой [23], М. Р. Львова (начальная школа) [93], и др. Использованию логических операций как компонента формирования системы знаний у младших школьников посвящено диссертационное исследование Н. И. Лифинцевой [90]- формированию элементов логико-алгоритмической культуры учащихся в процессе обучения математике в начальной школе посвящено диссертационное исследование B.C. Абловой [1]- Л. Н. Удовенко решалась задача развития логической культуры учащихся 5−6 классов средствами логического конструирования при обучении математике [153]- развитию логического мышления учащихся-подростков на основе межпредметных задач (математика, информатика) посвящено диссертационное исследование Е. П. Коляда [60] и др.

Вопросы формирования логической культуры учащихся рассматривались в работах, посвященных теории и методике обучения информатике в связи с задачей формирования алгоритмической культуры учащихся. Так в работах М. П. Лапчика [77, 78, 79] рассмотрены основы конструирования алгоритмов, описывающих систему действий исполнителя и основанных на анализе логических условий и логическом выводе.

На протяжении многих лет парадигма школьного образования связывалась с формированием у учащихся системы знаний, умений и навыков (ЗУН). Однако настоящее время характеризуется рядом противоречий, влияющих на образование и требования к образованности. Одним из них является противоречие между значительным ростом информации и возможностью учащегося усвоить эту информацию. В связи с этим появляется потребность в выработке четкой стратегии реформ, определении приоритетов при условии сохранения основных элементов базового образования, которые помогают правильно построить жизнь, используя для этого знания, опыт и развитие культуры каждого человека.

С учетом происходящих в мире и России изменений в области определения целей образования, связанных с решением важнейшей задачи обеспечения вхождения человека в социум, характерной особенностью которого является расширение видов и содержания информационной деятельности, объективно возникает необходимость обеспечения нового уровня качества образования. В настоящее время целью образования является не только формирование у учащихся знаний, умений и навыков, но и формирование у них мотивационно-ценностных, когнитивных составляющих, в совокупности определяемых понятиями «компетенция» и «компетентность» (И.А. Зимняя, [45]).

Понятия компетентности и компетенции трактуются по-разному. В словаре-справочнике по педагогике предлагается следующее определение компетенции — «возможность установления субъектом деятельности связи между знанием и ситуацией или, в более широком смысле, способность найти, обнаружить ориентировочную основу действий, процедуру (знание + действие), необходимую для разрешения проблемы в конкретной ситуации» [136. С. 151]. По мнению А. В. Хуторского, «компетентный в определенной области человек обладает соответствующими знаниями и способностями, позволяющими ему обоснованно судить об этой области и эффективно действовать в ней» [164. С. 63].

Включение компетентностного подхода в практику образования и разработка теории развития ключевых образовательных компетенций становится все более актуальными для педагогической науки и практики. Так, в диссертационном исследовании И. Г. Агапова [2] определяются теоретические основы технологического обеспечения развития общих компетенций обучающихся в школев работе А. В. Тихоненко [152] рассматривается компетентностный подход к формированию общенаучных понятий у учителей и учащихся начальной школы.

Перед школьным образованием встают задачи формирования компетенций, проявляющихся в умении учащихся интегрировать, переносить и использовать знания в разных жизненных ситуациях. Под образовательной компетенцией А. В. Хуторской понимает «совокупность взаимосвязанных смысловых ориентаций, знаний, умений, навыков и опыта деятельности ученика по отношению к определенному кругу объектов реальной действительности, необходимых для осуществления личностно и социально значимой продуктивной деятельности» [164. С. 63].

Среди компетенций различают компетенции предметные, имеющие конкретное описание и возможность формирования в рамках учебных предметовобщепредметные компетенции, относящиеся к определенному кругу учебных предметов и образовательных областейключевые компетенции, относящиеся к общему содержанию образования.

При разработке теоретических и практических вопросов совершенствования методической системы обучения информатике в школе необходимо учитывать важнейшие современные направления совершенствования школьного образования, к числу которых относится выделение ключевых образовательных компетенций как основы проектирования содержания школьного образования. В Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года указывается: «Общеобразовательная школа должна формировать целостную систему универсальных знаний, умений, навыков, а также опыт самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся, то есть ключевые компетенции, определяющие современное качество содержания образования. Опираясь на богатейший опыт российской и советской школы, следует сохранить лучшие традиции отечественного естественно-математического, гуманитарного и художественного образования» [62].

В настоящее время ряд отечественных специалистов в области конструирования образовательных стандартов (В.В. Краевский, А. П. Тряпицына, А. В. Хуторской и др.) выделяют перечень ключевых образовательных компетенций как важнейших элементов общепредметного содержания образования. В их числе: ценностно-смысловая компетенция, общекультурная, учебно-познавательная, информационная, социально-трудовая, коммуникативная, компетенция личностного самосовершенствования [59].

Анализ содержания ключевых образовательных компетенций показывает важность их логического аспекта, нашедшего наибольшее отражение в компетенциях, относящихся к деятельности человека: учебно-познавательной, информационной.

Значимость и особую роль компетентностного подхода в отечественном образовании вообще и обучении информатике в школе, в частности, демонстрирует образовательный Стандарт среднего (полного) общего образования по информатике и информационным технологиям, определяющий в качестве основного результата обучения информатике «достижение базовой информационно-коммуникационной компетентности учащегося» [142]. Реализация на практике современных нормативных документов, определяющих структуру и содержание школьного курса информатики, обеспечит усиление роли школьного курса информатики в формировании универсальных, общеинтеллектуальных умений, базовой совокупности смысловых ориентаций и навыков.

Применительно к школьному курсу информатики А. А. Кузнецовым, С. А. Бешенковым, Е. А. Ракитиной в качестве основных компетенций выделены: компетенция в сфере информационно-аналитической деятельностив сфере познавательной деятельностив сфере коммуникативной деятельноститехнологическая компетенцияв области техникознания (техническая компетентность) — в сфере социальной деятельности и преемственности поколений [70].

Все представленные компетенции предполагают логическую составляющую деятельности, ориентированную на формирование общеинтеллектуальных, универсальных умений и навыков, носящих практико-ориентированную направленность. В частности:

— компетенция в сфере информационно-аналитической деятельности включает в себя умение учитывать закономерности протекания информационных процессов в своей деятельностивладение навыками анализа и оценки информации с позиций ее свойств, практической и личностной значимости;

— компетенция в сфере познавательной деятельности — знание основных этапов системно-информационного анализавладение основными интеллектуальными операциями, такими, как анализ, сравнение, обобщение, синтез, формализация информации, выявление причинно-следственных связей и др.- сформированность определенного уровня системно-аналитического, логико-комбинаторного и алгоритмического стилей мышления;

— компетенция в сфере коммуникативной деятельности определяет отношение к языкам (естественным, формализованным и формальным) как к средству коммуникациипонимание особенностей использования формальных языков;

— технологическая компетенция включает умение выявлять основные этапы и операции в технологии решения задачи [70].

Анализ диссертационных исследований в области теории и методики обучения информатике, учебно-методической литературы, программ и учебных пособий по школьному курсу информатики, вопросам целенаправленного формирования логической культуры учащихся с учетом направленности школьного образования на всесторонне развитие личности в условиях компетентностного подхода уделяется недостаточно внимания. Как результат — снижается общеобразовательный потенциал школьного курса информатики. Таким образом, возникает объективная необходимость в уточнении компонентного состава и содержания понятия логическая культура учащихся с учетом выделяемых ключевых и предметных компетенций.

Актуальность исследования определяется тем, что:

— сформулированные на общеметодологическом уровне задачи применения компетентностного подхода к образованию пока еще не нашли достаточного отражения в теоретических и практических исследованиях по совершенствованию процесса обучения информатике в школе;

— существующие методики формирования логической культуры учащихся, учитывающие преимущественно когнитивный ее компонент, не реализуют в практике образовательного процесса идеи компетентностного подхода, приоритетами которого являются интересы и потенциал личности, адекватные тенденциям интенсивного развития общества.

Проблема исследования заключается в разрешении следующих противоречий:

— между потенциальным и реальным уровнями интеграции информатики и формальной логики для формирования логической культуры учащихся в базовом курсе информатики;

— между объективной необходимостью применения компетентностного подхода к формированию логической культуры учащихся в базовом курсе информатики и существующими методиками обучения информатике, традиционно ориентированными на развитие ее когнитивного компонента.

Объект исследования: процесс обучения информатике в средней общеобразовательной школе.

Предмет исследования: процесс формирования логической культуры учащихся при обучении информатике на основе компетентностного подхода.

Цель исследования: выявить пути повышения уровня логической культуры учащихся в процессе обучения базовому курсу информатики на основе компетентностного подхода.

В соответствии с выявленной проблемой, объектом, предметом и поставленной целью исследования выдвинута гипотеза исследования: повышение уровня сформированности логической культуры учащихся будет обеспечено, если:

— уточнить понятие «логическая культура» на основе когнитивной, технологической, мотивационной и ценностно-смысловой компетенций, отражающих личностно-деятельностную и практико-ориентированную направленность компетентностного подхода;

— усилить логическую направленность базового курса информатики в соответствии с выделенными компонентами логической культуры посредством интеграции элементов формальной логики и информатики;

— дополнить методическое обеспечение базового курса информатики разработанными способами включения (фронтальное решение задач, самостоятельная работа учащихся, творческие задания и др.) и применением методических приемов (проблемное изложение, демонстрация, работа с программными средствами и др.) решения информационно-логических задач, обеспечивающих формирование компонентов логической культуры.

Исходя из цели исследования и сформулированной выше гипотезы, были определены следующие задачи:

1. Исследовать направления совершенствования методической системы обучения информатике, связанные с реализацией идей компетентностного подхода.

2. В рамках компетентностного подхода уточнить понятие «логическая культура» на основе когнитивной, технологической, мотивационной и ценностно-смысловой компетенций.

3. Выявить потенциал базового курса информатики для формирования логической культуры учащихся и осуществить интеграцию его содержания с элементами формальной логики.

4. Совершенствовать методическое обеспечение формирования логической культуры учащихся в процессе обучения базовому курсу информатики в основной школе на основе компетентностного подхода.

5. Экспериментальным путем проверить эффективность методики формирования логической культуры учащихся на основе компетентностного подхода.

Методологической основой исследования являются:

— результаты исследований по проблемам совершенствования методической системы обучения информатике в школе и информатизации системы образования (С.А. Бешенков, А. П. Ершов, А. А. Кузнецов, М. П. Лапчик, B.C. Леднев, Н. И. Пак, И. В. Роберт, И. Г. Семакин, Е. К. Хеннер и др.);

— теория развития мышления в процессе обучения (Л.С. Выготский, П. Я. Гальперин, А. Н. Леонтьев, С. Л. Рубинштейн, O.K. Тихомиров и др.);

— работы в области личностно-ориентированного обучения (Н.И.Алексеев, И. А. Зимняя, В. В. Сериков, И. С. Якиманская и др.);

— теория применения деятельностного подхода в обучении (П.Я. Гальперин, А. В. Петровский, Н. Ф. Талызина, Д. Б. Эльконин,.

Г. И. Щукина и др.).

— теория проектирования содержания образования (В.И. Загвязинский, В. В. Краевский, B.C. Леднев, И. Я. Лернер, М. Н. Скаткин, А. П. Тряпицына, А. В. Хуторской и др.);

— работы по проблемам компетенции и компетентности (Г.Э. Белицкая, Л. И. Берестова, И. А. Зимняя, Н. В. Кузьмина, А. К. Маркова, Дж. Равен, Н. Хомский, А. В Хуторской и др.).

В процессе работы над диссертацией для решения поставленных задач исследования были использованы следующие методы исследования: ® теоретический анализ философской, психолого-педагогической, дидактической, методической и учебно-методической литературы по теме исследованияанализ нормативных документов по вопросам образования в области информатикиизучение и обобщение опыта информатизации образования в школенаблюдение за учебной деятельностью учащихсяанкетирование и тестирование, собеседованиеизучение практического опыта преподавания информатики в средней школеанализ и обобщение собственного опыта преподаванияпроведение и анализ результатов опытно-экспериментальной работы.

Научная новизна исследования: в условиях реализации компетентностного подхода в обучении информатике уточнено понятие логической культуры учащихся на основе когнитивной, технологической, мотивационной и ценностно-смысловой компетенций.

Теоретическая значимость исследования: обоснована возможность расширения сферы реализации компетентностного подхода в процессе обучения информатике с целью формирования логической культуры учащихся.

Практическая значимость исследования: предложена типология информационно-логических задач, способы их включения в содержание базового курса информатики и методические приемы решения задач, в обеспечивающие формирование компонентов логической культуры.

На защиту выносятся следующие основные положения:

1. Компетентностный подход к формированию логической культуры учащихся в процессе обучения информатике приводит к необходимости уточнения понятия логической культуры на основе когнитивной, технологической, мотивационной и ценностно-смысловой компетенций.

2. Формирование компонентов логической культуры учащихся, выделенных в рамках компетентностного подхода обеспечивается посредством интеграции содержания базового курса информатики и р элементов формальной логики, применением задач информационнологического содержания.

3. Методическая система обучения базовому курсу информатики, скорректированная на основе компетентностного подхода, обеспечивает формирование мотивационно-ценностного компонента логической культуры учащихся.

Апробация работы. Теоретические положения, материалы и результаты исследования докладывались и обсуждались на заседаниях кафедры теории и методики обучения информатике ОмГПУ (1998;2004 гг.), И, III Сибирских методических чтениях (Омск, ОмГУ, 1998, 1999 гг.). Результаты исследования апробировались в период проведения учебных занятий, руководства курсовыми и выпускными квалификационными работами студентов факультета информатики ОмГПУ (1996;2004 гг.). Разработанные в ходе исследования учебно-методические материалы и электронные образовательные ресурсы используются в процессе преподавания информатики учителями школ, а также преподавателями учреждений начального профессионального образования г. Омска и Омской области.

Выводы по главе 2.

1. Компетентностный подход в образовании предусматривает переход от узкоспециализированных целей образования к приобретению фундаментальных междисциплинарных знаний, что должно способствовать более целостному восприятию и пониманию мира. Корректирование целей обучения информатике в первую очередь определяет изменение содержания обучения.

2. Для организации процесса формирования логической культуры учащихся в условиях компетентностного подхода была усилена логическая направленность базового курса информатики посредством дополнения разделов БКИ элементами формальной логики. Сформулированы критерии отбора содержательного наполнения разделов.

3. Реализация деятельностного подхода в обучении напрямую связана с разработкой и использованием в процессе обучения задач, решение которых способствует развитию логической культуры школьников. С этой целью нами предложены информационно-логические задачи, обеспечивающие формирование выделенных компонентов логической культуры. Типы задач отражают традиционные подходы в информатике к анализу структуры и функционирования информационных объектов.

4. Методическое обеспечение базового курса информатики было дополнено разработанными способами включения (фронтальное решение задач, самостоятельная работа учащихся, творческие задания и др.) и применением методических приемов (проблемное изложение, демонстрация, работа с программными средствами и др.) решения информационно-логических задач, обеспечивающих формирование компонентов логической культуры.

5. Основные итоги эксперимента подтверждают эффективность разработанной методики формирования логической культуры учащихся в процессе обучения информатике.

Заключение

.

В процессе выполненного диссертационного исследования были получены следующие результаты:

1. Исследованы направления совершенствования методической системы обучения информатике, связанные с реализацией идей компетентностного подхода.

2. На основе когнитивной, технологической, мотивационной и ценностно-смысловой компетенций уточнено понятие логической культуры учащихся, формируемой в процессе обучения информатике.

3. Формирование компонентов логической культуры учащихся, выделенных в рамках компетентностного подхода, обеспечено посредством интеграции содержания базового курса информатики с элементами формальной логики, применением задач информационно-логического содержания.

4. Дополнено методическое обеспечение формирования логической культуры учащихся в процессе обучения базовому курсу информатики в основной школе на основе компетентностного подхода.

5. Подтверждена экспериментально эффективность разработанной методики формирования логической культуры учащихся в процессе обучения информатике.

Показать весь текст

Список литературы

  1. B.C. Формирование элементов логико-алгоритмической культуры учащихся в процессе обучения математике в начальной школе. Дис. канд. пед. наук. Орел, 1995. — 150 с.
  2. И.Г. Теоретические основы технологического обеспечения развития общих компетенций обучающихся в школе. Дис.. докт. пед. наук. М., 2001. — 318 с.
  3. Н.И. Личностно-ориентированное обучение: вопросы теории и практики. Тюмень: изд-во ТюмГУ, 1997.
  4. Ю.К. Избранные педагогические труды. М., 1989. — 618 с.
  5. Ю.К. Оптимизация процесса обучения. М.: Педагогика, 1977.-251 с.
  6. Г. А. Теория учебных задач: Психолого-педагогический аспект. -М.: Педагогика, 1990. 184 с.
  7. В.П. Основы теории педагогических систем. Воронеж: Изд-во воронежского университета, 1977. — 304 с.
  8. В.П. Основы теории педагогических систем. Рига, 1972. -156 с.
  9. В.П. Слагаемые педагогической технологии. М.: Педагогика, 1989. — 192 с.
  10. Ю.Бешенков С. А. О чем недоговаривает новый проект общеобразовательного стандарта // ИНФО. 2003. — № 10. С. 2−4.
  11. П.Бешенков С. А. Развитие содержания обучения информатике в школе на основе понятий и методов формализации. Дис. докт. пед. наук. -М., 1994.-250 с.
  12. С.А., Бекзатов Б. А. О перспективах развития курса информатики в общеобразовательной школе // Педагогическая информатика. 1998. — № 1. — С. 9−16.
  13. М.Бордовская Н. В., Реан А. А. Педагогика. Учебник для вузов Спб: Питер, 2001.-304 с.
  14. Т. А. Методика обучения информатике (теоретические основы): Учебное пособие. С. Петербург, 1997. — 99 с.
  15. Т.А., Рыжова Я. И. Методика обучения информатике. Специальная методика. Учебное пособие для студентов. — СПб.: РГПУ им. А. И. Герцена, 1997. — 134 с.
  16. В.Н. Логика, мышление, информация. Л.: Издательство Ленинградского университета, 1988.- 152 с.
  17. В.Н. Практический курс логики для гуманитариев. Учебник. М.: Интерпракс, 1994. — 360 с.
  18. М., Кузнецов А. А. Возможности инструментальных программных средств при внедрении новой информационной технологии обучения // Развитие содержания, методов и средств обучения. НИИ ООО АПН РФ. Москва, 1992. С. 16−19.
  19. П.Я. К исследованию интеллектуального развития ребенка // Вопросы психологии. 1969. — № 1. — С. 15−25.
  20. А.Г., Сенокосов А. И., Шолохович В. Х. Информатика. 7−9 кл.: учеб для общеобразоват. учеб. заведений. М.: Дрофа, 1998.
  21. .С. Компьютеризация в сфере образования: Проблемы и перспективы. М.: Педагогика, 1987. 264 с.
  22. А.Д. Логика: Учебник для студентов высших учебных заведений. М.: Омега-Л, 2004 — 416 с.
  23. А.Д. и др. Логика: Учеб. пособие для общеобразоват. учеб. заведений. М.: Дрофа, 1995. — 256 с.
  24. А.Д. Логика: Словарь и задачник. М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1998. — 336 с.
  25. Л.Л. Психологические аспекты использования информационной технологии в науке // Психологические проблемы создания и использования ЭВМ. М.: Изд-во МГУ, 1985. — С. 28−30.
  26. В.В. Виды обобщений в обучении: Логико-психологические проблемы построения учебных предметов. М.: Педагогика, 1972. -423 с.
  27. В.В. Проблемы развивающего обучения: Опыт теоретического и экспериментального психологического исследования. М.: Педагогика, 1986. — 240 с.
  28. В.К. Организационная структура учебного процесса и ее развитие. М.: Педагогика, 1989. — 215 с.
  29. Г. М. Возможности использования информационных технологий на уроках математики // Применение современных информационных технологий в образовании: Материалы 2-го учебно-методического семинара. Омск: Изд-во ОмГПУ, 2003. — 135 с. 2225.
  30. Г. М. К постановке проблемы формирования логической культуры учащихся в процессе обучения информатике в средней школе // Информационные технологии в образовании: Сб. научных трудов. Вып. 2-Омск: Изд-во ОмГПУ, 1999. С. 156−160.
  31. Г. М. Компетентностный подход как основа развития школьного курса информатики // Математика и информатика. Наука и образование: Межвуз. сб. научных трудов. Вып. 4 Омск: Изд-во ОмГПУ, 2004. с. 164−168.
  32. Г. М. Методический аспект формирования логической культуры учащихся в процессе обучения информатике в средней школе // Математика и информатика. Наука и образование: Межвуз. сб. научных трудов. Вып. 2 Омск: Изд-во ОмГПУ, 2002. с. 212−215.
  33. Г. М. Программно-методический комплекс для изучения элементов логики на основе системы адаптивного тестирования //
  34. Математика и информатика. Наука и образование: Межвуз. сб. научных трудов. Вып. 3 Омск: Изд-во ОмГПУ, 2003. с. 182−186.
  35. Г. М. Системы счисления и основы логики // Информатика: Материалы для поступающих в ОмГПУ. Омск. Изд-во ОмГПУ, 2000. С. 135−158.
  36. О.Б. Деятельностный подход как теоретическая основа проектирования методической системы обучения математике Дис. .докт. пед. наук. Москва, 1999. -467 с.
  37. И.А. Ключевые компетенции новая парадигма результата образования// Высшее образование сегодня. — 2003. — № 5. — С. 3442.46.3имняя И. А. Педагогическая психология: Учебник для вузов. М.: Логос, 2001.- 384 с.
  38. Е.А. Логика. Учебник. М.: Издательство БЕК, 1996. — 309 с.
  39. Ю.В. Учебник логики: Семестровый курс: Учебник. М.: Дело, 2003.-208 с.
  40. Информатика в экспериментальных базисных учебных планах// Информатика и образование. 2002. — № 2. — С. 3−7.
  41. Информатика, 10−11 кл. / Под ред. Н. В. Макаровой. СПб: Изд-во «Питер», 2000.51 .Информатика, 9 кл. / Под ред. Н. В. Макаровой. СПб: Изд-во «Питер», 2000.
  42. Информатика. 6−7 класс / Под ред. Проф. Н. В. Макаровой. СПб: Питер КОМ, 1998.
  43. Информатика. 7−8 класс / Под ред. Проф. Н. В. Макаровой СПб: Питер КОМ, 1999.
  44. Информатика. Задачник-практикум в 2-х т. / под ред. И. Г. Семакина, Е. К. Хеннера: Т. 1,2. М.: Лаборатория базовых знаний, 1999.5 5. Информатика: Учеб. пособие для 10−11 кл. общеобразоват. учреждений / Шауцукова Л. З. М.: Просвещение, 2000.
  45. Информатика: Учебник по базовому курсу / И. Г. Семакин, Л. А. Залогова, С. В. Русаков, Л. В. Шестакова. М.: ООО «Издательство Лаборатория Базовых Знаний», 1998.
  46. Кабанова Меллер Е. Н. Психология формирования знаний и навыков у школьников: Проблема приемов умственной деятельности. -М.: Издательство АПН РСФСР, 1962. — 376 с.
  47. Кабанова Меллер Е. Н. Роль обобщения в переносе. — Вопросы психологии, 1972, № 2. — С. 55 — 66.
  48. Ключевые компетенции и образовательные стандарты: Доклад А. В. Хуторского на заседании Отделении философии образования и теоретической педагогики РАО 23 апреля 2002 г. Центр «Эйдос», .www.eidos.ru/news/compet.htm
  49. Е.П. Развитие логического мышления учащихся -подростков на основе межпредметных задач (математика, информатика) Дис.. канд. пед. наук. Саратов, 1996. — 153 с.
  50. Т.А. Методика формирования общелогических умений при обучении математике в 4−5 классах: Дисс.. канд. пед. наук.-М., 1980.-203 с.
  51. Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года. Правительство Российской Федерации. — Распоряжение № 1756-р от 29.12.2001 г.
  52. В.В., Хуторской А. В. Предметное и общепредметное в образовательных стандартах// Педагогика. 2003. — N 2. — С. 3−10.
  53. Г. В. Формирование общих интеллектуальных умений у учащихся на математическом материале в основной школе: Дисс. канд. пед. наук. М., 1994. — 190 с.
  54. В.И. Теоретические основы обучения решению школьных математических задач: Монография. М.: Прометей, 1995. — 210 с.
  55. В. А. Психология математических способностей школьников. М.: Просвещение, 1977.
  56. А.А. Развитие методической системы обучения информатике в средней школе: Автореф. дис. на соиск. учен. степ, д-ра пед. наук. М., 1988. — 47 с.
  57. А.А. и др. ЭВМ на уроках математики // Математика в школе. 1985. — N 6. — С. 44−46.
  58. А.А., Дяшкина О. А. Школьные стандарты: первые шаги и направления дальнейшего развития // Информатика и образование. — 1999.-N1.-С. 2−9.12
  59. А.А., Бешенков С. А., Ракитина Е. А. Современный курс информатики: от элементов к системе // Информатика и образование. 2004. — № 1 .-С. 2−8.
  60. А.А., Апатова Н. В., Основы информатики. 8−9 кл.: Учеб. для общеобразоват. учеб. заведений. М.: Дрофа, 1999.
  61. Н.В. Профессионализм личности преподпвателя и мастера производственного обучения. М., 1990.
  62. Н.В. Методы исследования педагогической деятельности. -Л., 1970.-113 с.
  63. Н.В. Способности, одаренность, талант учителя. Л.: Знание. 1985.-32 с.
  64. Н.В., Реан А. Л. Профессионализм педагогической деятельности. СПб., 1993. 323 с.
  65. М.П. Информатика и технология: компоненты педагогического образования // Информатика и образование. 1991 -N 6 — С. 3−8.
  66. М.П. Использование общеобразовательных аспектов программирования для ЭВМ в совершенствовании среднего математического образования. Дис.. канд. пед. наук. М., 1974. -163 с.
  67. М.П. и др. Методика преподавания информатики: Учеб. пособие для студ. пед. вузов / М. П. Лапчик, И. Г. Семакин, Е.К.
  68. Хеннер- Под общей ред. М. П. Лапчика. М.: Издательский центр «Академия», 2001. 624 с.
  69. М.П. Информатика и информационные технологии в системе общего и педагогического образования. Монография. Омск: Изд-во ОмГПУ, 1999.-294 с.
  70. М.П. Структура и методическая система подготовки кадров информатизации школы в педагогических вузах. Дис.. докт. пед. наук в форме научного доклада. М., 1999. — 82 с.
  71. B.C., Кузнецов А. А. Бешенков С.А. Состояние и перспективы развития курса информатики в общеобразовательной школе // Информатика и образование. 1998. -№ 3. — С. 76−78.
  72. B.C. Содержание образования: сущность, структура, перспективы. М.: Высш. шк., 1991.- 224 с.
  73. B.C., Кузнецов А. А., Бешенков С. А. О теоретических основах содержания обучения информатике в общеобразовательной школе // ИНФО.-2000.-№ 2.-С.13−16.
  74. А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М., 1975. — 304 с
  75. А.Н. Избранные психологические произведения. Т. 1. М., 1983
  76. И.Я. Дидактические основы методов обучения М.: Педагогика, 1981. 186 с.
  77. И.Я. Процесс обучения и его закономерности. М.: Знание, 1980.-96 с.
  78. И.Я. Развитие мышления учащихся в процессе обучения истории.-М.: Просвещение, 1982.
  79. И.Я., Скаткин М. Н. О методах обучения // Советская педагогика. 1965. — № 6 (приложение).
  80. Н.И. Логические операции как компонент формирования системы знаний у младших школьников. Дис.. канд. пед. наук. М., 1986.-160 с.
  81. Логика и компьютер. Моделирование рассуждений и проверка правильности программ / Н. А. Алешина, A.M. Анисов, П. И. Быстров и др. М.: Наука, 1990. — 240 с.
  82. Логика и проблемы обучения. / Под ред. Б. В. Бирюкова и В. Г. Фарбера. М.: Педагогика, 1977. — 213 с.
  83. М. Р. Формирование грамматических понятий у младших школьников//Начальная школа. 1981. № 11.
  84. А.К. Психология профессионализма. М., 1996.
  85. А.К. и др. Формирование мотивации учения. М.: Просвещение, 1990. — 192 с.
  86. A.M. Проблемные ситуации в мышлении и в обучении. -М.: Педагогика, 1972.'
  87. М.И. Проблемное обучение: Основные вопросы теории. -М.: Педагогика, 1975.
  88. И.Л. О единой линии воспитания логической грамотности при обучении математике // Преемственность в обучении математике: Сб. статей. -М.: Просвещение, 1978. С. 24−36.
  89. И.Л. Привитие логической грамотности при обучении математике: Автореф. дис. канд. пед. наук. М., 1973 — 26 с.
  90. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования / Под ред. Е. С. Полат. М.: Издательский центр «Академия», 2003. — 272 с.
  91. B.C. Система средств обучения для развития логической культуры учащихся на уроках математики в 4−8 классах: Автореф. дисс. канд. пед. наук. М., 1979. — 20 с.
  92. Образцы итоговых заданий по оценке качества подготовки школьников по информатике// ИНФО. 1999. — № 9. С. 8−21.
  93. Обязательный минимум содержания среднего (полного) общего образования по информатике.
  94. В.Н. Формирование умственной культуры учащихся в процессе обучения математике. Киев: Радянська школа, 1989.
  95. Пак Н.И., Семенов С. В. Из опыта использования метода проектов в курсе информатики средней школы // Педагогическая информатика. -1997.-№ 1.
  96. ПакН.И. Нелинейные технологии обучения в курсах информатики и информационных технологий. Дис. .докт. пед. наук. Красноярск, 2000. 246 с.
  97. ПакН.И. О нелинейных технологиях обучения // Информатика и образование 1997. № 5 — С. 11 — 14.
  98. В.Ф. Школа учит мыслить. М.: Просвещение, 1979.- 144 с.
  99. Педагогика. Учебное пособие для студентов педагогических вузов и педагогических колледжей / Под. ред. П. И. Пидкасистого. — М.: Педагогическое общество России, 2001. 640 с.
  100. JI.A. Компетентность в общении. М., 1989.
  101. Н.А. Изучение приемов логического мышления у взрослых. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1980, — 150 с.
  102. Е.А. Основные закономерности развития мышления // Информатика и образование. 1999. — № 8 — С. 12 — 20.
  103. Проблемы методологии педагогики и методики исследования / Под ред. М. А. Данилова. М.: Педагогика, 1971.
  104. Профессиональная педагогика. М., 1997.
  105. Психологические тесты / Под ред. А. А. Карелина: В 2 т. М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. — Т. 2. — 248 с.
  106. Психологический словарь / Под общей ред. ЮЛ. Неймера. — Ростов-на-Дону: Феникс, 2003. 640 с.
  107. Психология. Словарь / Под общ. ред. А. В. Петровского, М. Г. Ярошевского. М.: Политиздат, 1990. -494 с.
  108. A.M. Методическая система обучения геометрии в начальной школе. Автореферат на соискание научной степени д.п.н. (13.00.02) -М.: 1975.-80 с.
  109. Рабочая книга социолога // Ред. кол. Г. В. Осипов. М.: Наука, 1983.-480 с.
  110. Дж. Компетентность в современном обществе. Выявление, развитие и реализация. М., 2002. (англ. 1984).
  111. Е.А. Теоретические основы построения концепции непрерывного курса информатики. М.: Информатика и образование, 2002. — 88 с.
  112. А.А., Бордовская Н. В., Розум С. И. Психология и педагогика. СПб.: Питер, 2004. — 432 с.
  113. В.В. Общая методика преподавания математики. — М.: Учпедгиз, 1958.-223 с.
  114. В.И. Развитие логического мышления учащихся при обучении физике: Кн. для учителя. М.: Просвещение, 1985. — 93 с.
  115. И.В. Современные информационные технологии в образовании: дидактические проблемы- перспективы использования. М.:"Школа-Пресс", 1994.-205 с.
  116. И.В. Информатика, информационные и коммуникационные технологии: Учебно-методическое пособие. Раздел I. Информация, информационная деятельность, информационное взаимодействие. М.: Изд-во УРАО, 2001. -32 с.
  117. И.В. Новые информационные технологии в обучении: дидактические проблемы, перспективы использования // Информатика и образование. 1991. — N 4. — С. 18−25.
  118. И.В. Теоретические основы создания и использования средств информатизации образования. Дис.. докт. пед. наук. М., 1994.-339 с.
  119. СЛ. Основы общей психологии. 2-е изд. — М.:
  120. Педагогика, 1976. -467 е.,
  121. СЛ. Принципы и пути развития психологии. М., 1959.
  122. И.Г., Шеина Т. Ю. Преподавание базового курса информатики в средней школе. Методическое пособие. М.: Лаборатория Базовых Знаний, 2001. — 496 с.
  123. И.Г. Системы. Структуры. Модели // Информатика и образование. 1998. — № 1 — С. 51 — 56.• 133. Семакин И. Г., Хеннер Е. К. Образовательный стандарт поинформатике: анализ и реализация // Информатика. № 14. — 1997. -с.2.
  124. Семакин И.Г.и др. Информатика: Базовый курс для 7 9 кл. М.: Лаборатория базовых знаний, 1998. — 464 с.
  125. Е.В. Методы математической обработки в психологии. СПб.: ООО «Речь», 2004. — 350 с.
  126. Словарь-справочник по педагогике / Авт.-сост. В. А. Мижериков- Под общ. ред. П. И. Пидкасистого. М.: ТЦ Сфера, 2004.• -448 с.
  127. Р.Л. Когнитивная психология. Пер. с англ. М., 1959.
  128. Г. В., Меськов B.C. Логика в системе культуры / Вопросы философии, № 2, 1996. С. 93 -103.
  129. М.С., Спирин П. А. Дискретная математика. -Издательский центр «Академия», 2004. 368 с.
  130. Стандарт основного общего образования по информатике и информационным технологиям // Информатика и образование. 2004. -№ 4-С. 7−18.
  131. Стандарт среднего (полного) общего образования по информатике и информационным технологиям. Базовый уровень И Информатика и образование. 2004. — № 4 — С. 18 — 26.
  132. Стандарт среднего (полного) общего образования по информатике и информационным технологиям. Профильный уровень // Информатика и образование. 2004. — № 4 — С. 26 -35.
  133. А.А. Зачем и как мы доказываем в математике. Минск: Народная асвета, 1987.
  134. А.А. Как мы рассуждаем. Минск: Народная асвета, 1968.
  135. Л.Д. Основы психологии. Ростов н/Д. Издательство «Феникс», 1997. — 736 с.
  136. Стратегия модернизации содержания общего образования / Материалы для разработки документов по обновлению общего образования / Под ред. А. А. Пинского. М.: Мир книги, 2001.
  137. Н.Ф. Педагогическая психология: Учебник для студ. сред. пед. учеб. заведений. М.: Издательский центр «Академия», 1998.-288 с.
  138. Н.Ф. Управление процессом усвоения знаний. М.: Изд-во МГУ, 1975. — 343 с.
  139. O.K. Психология мышления. М.: Изд-во Московского университета, 1984.
  140. O.K. Структура мыслительной деятельности человека. -М.: Изд-во МГУ, 1969. 304 с.
  141. А.В. Компетентностный подход к формированию общенаучных понятий у учителей и учащихся начальной школы. -М., 2002.-307 с.
  142. Удовенко J1.H. Развитие логической культуры учащихся 5−6 классов средствами логического конструирования при обучении математике. Дис. канд. пед. наук. -М., 1996.
  143. К. Д. Педагогические сочинения: В 6 т. М.: Педагогика, 1987−1990.
  144. Федеральный компонент государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования // Информатика и образование. 2004. -№ 4 — С. 2 -6.
  145. Л.М. Психолого-педагогические основы обучения математике в школе. М.: Просвещение, 1983. — 273 с.
  146. И.Д. Компетентностный подход как естественный этап обновления содержания образования. // Педагогика развития: ключевые компетентности и их становление: Материалы 9-й научно-практ. конф./ Краснояр. гос. ун-т. Красноярск, 2003. — с. 33−57
  147. В.К. Развитие логического мышления учащихся в процессе преподавания физики в старших классах: Автореф. дисс.. канд. пед. наук. Баку, 1970. -15 с.
  148. Е.К. Проект стандарта образования по основам информатики и вычислительной техники // ИНФО.-1994.-№ 2.
  149. А.Я. О воспитательном эффекте уроков математики. //Математика как профессия. М., 1980.
  150. Ю.В. Развитие логического мышления на уроках химии. М.: Изд-во АПН РСФСР, 1958. — 47 с.
  151. А.В. Ключевые компетенции как компонент личностно-ориентированной парадигмы образования // Ученик в обновляющейся школе. Сборник научных трудов. М.: ИОСО РАО, 2002.-С. 135−157.
  152. А.В. Методологические основы проектирования образования в 12-летней школе // Педагогика. 2000. — N 8. — С. 2937.
  153. А.В. Практикум по дидактике и методикам обучения. СПб.: Питер, 2004. — 541 с.
  154. А.В. Современная дидактика: Учебник для вузов. -СПб.: Питер, 2001. 544 с.
  155. ЧекалеваН.В. Подготовка студентов к реализации идей модернизации образования / Модернизация педагогического образования с Сибири: проблемы и перспективы. Часть 1: Сборник научных статей. Омск: Изд-во ОмГПУ, 2002. — С. 38 — 42.
  156. И.М. Формы учебной работы в средней школе: Кн. Для учителя. М.: Просвещение, 1988. — С. 8−23.
  157. Т.И. Активизация учения школьников. — М.: Знание, 1979.- 96 с.
  158. Т.И., Третьяков П. И., Капустин Н. П. Управление образовательными системами. М.: Гуманиг. изд. центр ВЛАДОС, 2001.-320 с.
  159. А.С. Психология познания человека. Омск, 1994.
  160. А.С. Психология образования и развития человека: Учебное пособие для студентов педагогических вузов. Омск: Изд-во ОмГПУ, 1996.- 150 с.
  161. М.В. Методическая система фундаментальной подготовки будущих учителей информатики в педагогическом вузе в условиях двухступенчатого образования. Автореф. дис.. докт. пед. наук.-СПб. 1994.-36 с.
  162. М.В. Методическая система фундаментальной подготовки будущих учителей информатики в педагогическом вузе в условиях двухступенчатого образования. Дис.. докт. пед. наук. -СПб. 1994. с.
  163. С.Е., Кальней В. А. Школа: мониторинг качества образования. М.: Педагогическое общество России, 2000.
  164. Школа диалога культур: Идеи. Опыт. Проблемы. / Под общей редакцией B.C. Библера. Кемерово: Алеф. Гуманитарный центр, 1993.-С. 3−89.
  165. Е.П. Математико-статистические методы научного исследования. Учебное пособие. Омск: Изд-во ОмГПУ, 1997. — 46 с.
  166. Г. И. Роль деятельности в учебном процессе. М.: Просвещение. 1986. — 144 е.,
  167. Д.Б. Избранные психологические труды. М.: Педагогика, 1989. — 554 с.
  168. И.С. Личностио-ориентированное образование в современной школе. М.: Сентябрь, 1996.
  169. Е.В. Дидактические условия формирования логической культуры подросков (в процессе обучения предметам естественнонаучного цикла) Автореф. дисс.. канд. пед. наук. -Казань, 2003. 22 с.
  170. Г. И., Миганова Е. Ю. Функции задач в процессе обучения //Педагогика, 2001. № 9 С. 19−24 .
  171. Г. Е., Шмелев А. Д. Языковая деятельность и решение задач//Математика в школе, 1989. № 3 С. 39−45
Заполнить форму текущей работой