Компетентностный подход к формированию логической культуры учащихся в процессе обучения информатике
Диссертация
Теоретической и экспериментальной разработке методики развития логического мышления на материале различных учебных предметов посвящены многочисленные труды и исследования: В. А. Крутецкого, И. Л. Никольской, А. А. Столяра, А. Я. Хинчина (в процессе обучения математике) — В. И. Решановой, В. К. Фурсова (процессе обучения физике) — Ю. В. Ходакова (в процессе обучения химии) — О. Ю. Богдановой… Читать ещё >
Содержание
- Глава 1. Теоретические основы формирования логической культуры учащихся в процессе обучения информатике в условиях компетентностного подхода
- 1. 1. Компетентностный подход в обучении информатике в средней школе
- 1. 2. Психолого-педагогические основы формирования компонентов ц логической культуры учащихся в базовом курсе информатики
- 1. 3. Методическая система формирования логической культуры учащихся в базовом курсе информатики
- Глава 2. Методика формирования логической культуры учащихся в процессе обучения информатике в условиях компетентностного подхода
- 2. 1. Содержание подготовки учащихся к реализации компонентов логической культуры в базовом курсе информатики
- 2. 2. Методическое обеспечение процесса формирования логической культуры учащихся основной школы
- 2. 3. Организация и основные результаты педагогического эксперимента
Список литературы
- Аблова B.C. Формирование элементов логико-алгоритмической культуры учащихся в процессе обучения математике в начальной школе. Дис. канд. пед. наук. Орел, 1995. — 150 с.
- Агапов И.Г. Теоретические основы технологического обеспечения развития общих компетенций обучающихся в школе. Дис.. докт. пед. наук. М., 2001. — 318 с.
- Алексеев Н.И. Личностно-ориентированное обучение: вопросы теории и практики. Тюмень: изд-во ТюмГУ, 1997.
- Бабанский Ю.К. Избранные педагогические труды. М., 1989. — 618 с.
- Бабанский Ю.К. Оптимизация процесса обучения. М.: Педагогика, 1977.-251 с.
- Балл Г. А. Теория учебных задач: Психолого-педагогический аспект. -М.: Педагогика, 1990. 184 с.
- Беспалько В.П. Основы теории педагогических систем. Воронеж: Изд-во воронежского университета, 1977. — 304 с.
- Беспалько В.П. Основы теории педагогических систем. Рига, 1972. -156 с.
- Беспалько В.П. Слагаемые педагогической технологии. М.: Педагогика, 1989. — 192 с.
- Ю.Бешенков С. А. О чем недоговаривает новый проект общеобразовательного стандарта // ИНФО. 2003. — № 10. С. 2−4.
- П.Бешенков С. А. Развитие содержания обучения информатике в школе на основе понятий и методов формализации. Дис. докт. пед. наук. -М., 1994.-250 с.
- Бешенков С.А., Бекзатов Б. А. О перспективах развития курса информатики в общеобразовательной школе // Педагогическая информатика. 1998. — № 1. — С. 9−16.
- М.Бордовская Н. В., Реан А. А. Педагогика. Учебник для вузов Спб: Питер, 2001.-304 с.
- Бороненко Т. А. Методика обучения информатике (теоретические основы): Учебное пособие. С. Петербург, 1997. — 99 с.
- Бороненко Т.А., Рыжова Я. И. Методика обучения информатике. Специальная методика. Учебное пособие для студентов. — СПб.: РГПУ им. А. И. Герцена, 1997. — 134 с.
- Брюшинкин В.Н. Логика, мышление, информация. Л.: Издательство Ленинградского университета, 1988.- 152 с.
- Брюшинкин В.Н. Практический курс логики для гуманитариев. Учебник. М.: Интерпракс, 1994. — 360 с.
- Вахидов М., Кузнецов А. А. Возможности инструментальных программных средств при внедрении новой информационной технологии обучения // Развитие содержания, методов и средств обучения. НИИ ООО АПН РФ. Москва, 1992. С. 16−19.
- Гальперин П.Я. К исследованию интеллектуального развития ребенка // Вопросы психологии. 1969. — № 1. — С. 15−25.
- Гейн А.Г., Сенокосов А. И., Шолохович В. Х. Информатика. 7−9 кл.: учеб для общеобразоват. учеб. заведений. М.: Дрофа, 1998.
- Гершунский Б.С. Компьютеризация в сфере образования: Проблемы и перспективы. М.: Педагогика, 1987. 264 с.
- Гетманова А.Д. Логика: Учебник для студентов высших учебных заведений. М.: Омега-Л, 2004 — 416 с.
- Гетманова А.Д. и др. Логика: Учеб. пособие для общеобразоват. учеб. заведений. М.: Дрофа, 1995. — 256 с.
- Гетманова А.Д. Логика: Словарь и задачник. М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1998. — 336 с.
- Гурова Л.Л. Психологические аспекты использования информационной технологии в науке // Психологические проблемы создания и использования ЭВМ. М.: Изд-во МГУ, 1985. — С. 28−30.
- Давыдов В.В. Виды обобщений в обучении: Логико-психологические проблемы построения учебных предметов. М.: Педагогика, 1972. -423 с.
- Давыдов В.В. Проблемы развивающего обучения: Опыт теоретического и экспериментального психологического исследования. М.: Педагогика, 1986. — 240 с.
- Дьяченко В.К. Организационная структура учебного процесса и ее развитие. М.: Педагогика, 1989. — 215 с.
- Дьяченко Г. М. Возможности использования информационных технологий на уроках математики // Применение современных информационных технологий в образовании: Материалы 2-го учебно-методического семинара. Омск: Изд-во ОмГПУ, 2003. — 135 с. 2225.
- Дьяченко Г. М. К постановке проблемы формирования логической культуры учащихся в процессе обучения информатике в средней школе // Информационные технологии в образовании: Сб. научных трудов. Вып. 2-Омск: Изд-во ОмГПУ, 1999. С. 156−160.
- Дьяченко Г. М. Компетентностный подход как основа развития школьного курса информатики // Математика и информатика. Наука и образование: Межвуз. сб. научных трудов. Вып. 4 Омск: Изд-во ОмГПУ, 2004. с. 164−168.
- Дьяченко Г. М. Методический аспект формирования логической культуры учащихся в процессе обучения информатике в средней школе // Математика и информатика. Наука и образование: Межвуз. сб. научных трудов. Вып. 2 Омск: Изд-во ОмГПУ, 2002. с. 212−215.
- Дьяченко Г. М. Программно-методический комплекс для изучения элементов логики на основе системы адаптивного тестирования //
- Математика и информатика. Наука и образование: Межвуз. сб. научных трудов. Вып. 3 Омск: Изд-во ОмГПУ, 2003. с. 182−186.
- Дьяченко Г. М. Системы счисления и основы логики // Информатика: Материалы для поступающих в ОмГПУ. Омск. Изд-во ОмГПУ, 2000. С. 135−158.
- Епишева О.Б. Деятельностный подход как теоретическая основа проектирования методической системы обучения математике Дис. .докт. пед. наук. Москва, 1999. -467 с.
- Зимняя И.А. Ключевые компетенции новая парадигма результата образования// Высшее образование сегодня. — 2003. — № 5. — С. 3442.46.3имняя И. А. Педагогическая психология: Учебник для вузов. М.: Логос, 2001.- 384 с.
- Иванов Е.А. Логика. Учебник. М.: Издательство БЕК, 1996. — 309 с.
- Ивлев Ю.В. Учебник логики: Семестровый курс: Учебник. М.: Дело, 2003.-208 с.
- Информатика в экспериментальных базисных учебных планах// Информатика и образование. 2002. — № 2. — С. 3−7.
- Информатика, 10−11 кл. / Под ред. Н. В. Макаровой. СПб: Изд-во «Питер», 2000.51 .Информатика, 9 кл. / Под ред. Н. В. Макаровой. СПб: Изд-во «Питер», 2000.
- Информатика. 6−7 класс / Под ред. Проф. Н. В. Макаровой. СПб: Питер КОМ, 1998.
- Информатика. 7−8 класс / Под ред. Проф. Н. В. Макаровой СПб: Питер КОМ, 1999.
- Информатика. Задачник-практикум в 2-х т. / под ред. И. Г. Семакина, Е. К. Хеннера: Т. 1,2. М.: Лаборатория базовых знаний, 1999.5 5. Информатика: Учеб. пособие для 10−11 кл. общеобразоват. учреждений / Шауцукова Л. З. М.: Просвещение, 2000.
- Информатика: Учебник по базовому курсу / И. Г. Семакин, Л. А. Залогова, С. В. Русаков, Л. В. Шестакова. М.: ООО «Издательство Лаборатория Базовых Знаний», 1998.
- Кабанова Меллер Е. Н. Психология формирования знаний и навыков у школьников: Проблема приемов умственной деятельности. -М.: Издательство АПН РСФСР, 1962. — 376 с.
- Кабанова Меллер Е. Н. Роль обобщения в переносе. — Вопросы психологии, 1972, № 2. — С. 55 — 66.
- Ключевые компетенции и образовательные стандарты: Доклад А. В. Хуторского на заседании Отделении философии образования и теоретической педагогики РАО 23 апреля 2002 г. Центр «Эйдос», .www.eidos.ru/news/compet.htm
- Коляда Е.П. Развитие логического мышления учащихся -подростков на основе межпредметных задач (математика, информатика) Дис.. канд. пед. наук. Саратов, 1996. — 153 с.
- Кондрашенкова Т.А. Методика формирования общелогических умений при обучении математике в 4−5 классах: Дисс.. канд. пед. наук.-М., 1980.-203 с.
- Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года. Правительство Российской Федерации. — Распоряжение № 1756-р от 29.12.2001 г.
- Краевский В.В., Хуторской А. В. Предметное и общепредметное в образовательных стандартах// Педагогика. 2003. — N 2. — С. 3−10.
- Краснослобоцкая Г. В. Формирование общих интеллектуальных умений у учащихся на математическом материале в основной школе: Дисс. канд. пед. наук. М., 1994. — 190 с.
- Крупич В.И. Теоретические основы обучения решению школьных математических задач: Монография. М.: Прометей, 1995. — 210 с.
- Крутецкий В. А. Психология математических способностей школьников. М.: Просвещение, 1977.
- Кузнецов А.А. Развитие методической системы обучения информатике в средней школе: Автореф. дис. на соиск. учен. степ, д-ра пед. наук. М., 1988. — 47 с.
- Кузнецов А.А. и др. ЭВМ на уроках математики // Математика в школе. 1985. — N 6. — С. 44−46.
- Кузнецов А.А., Дяшкина О. А. Школьные стандарты: первые шаги и направления дальнейшего развития // Информатика и образование. — 1999.-N1.-С. 2−9.12
- Кузнецов А.А., Бешенков С. А., Ракитина Е. А. Современный курс информатики: от элементов к системе // Информатика и образование. 2004. — № 1 .-С. 2−8.
- Кузнецов А.А., Апатова Н. В., Основы информатики. 8−9 кл.: Учеб. для общеобразоват. учеб. заведений. М.: Дрофа, 1999.
- Кузьмина Н.В. Профессионализм личности преподпвателя и мастера производственного обучения. М., 1990.
- Кузьмина Н.В. Методы исследования педагогической деятельности. -Л., 1970.-113 с.
- Кузьмина Н.В. Способности, одаренность, талант учителя. Л.: Знание. 1985.-32 с.
- Кузьмина Н.В., Реан А. Л. Профессионализм педагогической деятельности. СПб., 1993. 323 с.
- Лапчик М.П. Информатика и технология: компоненты педагогического образования // Информатика и образование. 1991 -N 6 — С. 3−8.
- Лапчик М.П. Использование общеобразовательных аспектов программирования для ЭВМ в совершенствовании среднего математического образования. Дис.. канд. пед. наук. М., 1974. -163 с.
- Лапчик М.П. и др. Методика преподавания информатики: Учеб. пособие для студ. пед. вузов / М. П. Лапчик, И. Г. Семакин, Е.К.
- Хеннер- Под общей ред. М. П. Лапчика. М.: Издательский центр «Академия», 2001. 624 с.
- Лапчик М.П. Информатика и информационные технологии в системе общего и педагогического образования. Монография. Омск: Изд-во ОмГПУ, 1999.-294 с.
- Лапчик М.П. Структура и методическая система подготовки кадров информатизации школы в педагогических вузах. Дис.. докт. пед. наук в форме научного доклада. М., 1999. — 82 с.
- Леднев B.C., Кузнецов А. А. Бешенков С.А. Состояние и перспективы развития курса информатики в общеобразовательной школе // Информатика и образование. 1998. -№ 3. — С. 76−78.
- Леднев B.C. Содержание образования: сущность, структура, перспективы. М.: Высш. шк., 1991.- 224 с.
- Леднев B.C., Кузнецов А. А., Бешенков С. А. О теоретических основах содержания обучения информатике в общеобразовательной школе // ИНФО.-2000.-№ 2.-С.13−16.
- Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М., 1975. — 304 с
- Леонтьев А.Н. Избранные психологические произведения. Т. 1. М., 1983
- Лернер И.Я. Дидактические основы методов обучения М.: Педагогика, 1981. 186 с.
- Лернер И.Я. Процесс обучения и его закономерности. М.: Знание, 1980.-96 с.
- Лернер И.Я. Развитие мышления учащихся в процессе обучения истории.-М.: Просвещение, 1982.
- Лернер И.Я., Скаткин М. Н. О методах обучения // Советская педагогика. 1965. — № 6 (приложение).
- Лифинцева Н.И. Логические операции как компонент формирования системы знаний у младших школьников. Дис.. канд. пед. наук. М., 1986.-160 с.
- Логика и компьютер. Моделирование рассуждений и проверка правильности программ / Н. А. Алешина, A.M. Анисов, П. И. Быстров и др. М.: Наука, 1990. — 240 с.
- Логика и проблемы обучения. / Под ред. Б. В. Бирюкова и В. Г. Фарбера. М.: Педагогика, 1977. — 213 с.
- Львов М. Р. Формирование грамматических понятий у младших школьников//Начальная школа. 1981. № 11.
- Маркова А.К. Психология профессионализма. М., 1996.
- Маркова А.К. и др. Формирование мотивации учения. М.: Просвещение, 1990. — 192 с.
- Матюшкин A.M. Проблемные ситуации в мышлении и в обучении. -М.: Педагогика, 1972.'
- Махмутов М.И. Проблемное обучение: Основные вопросы теории. -М.: Педагогика, 1975.
- Никольская И.Л. О единой линии воспитания логической грамотности при обучении математике // Преемственность в обучении математике: Сб. статей. -М.: Просвещение, 1978. С. 24−36.
- Никольская И.Л. Привитие логической грамотности при обучении математике: Автореф. дис. канд. пед. наук. М., 1973 — 26 с.
- Новые педагогические и информационные технологии в системе образования / Под ред. Е. С. Полат. М.: Издательский центр «Академия», 2003. — 272 с.
- Нодельман B.C. Система средств обучения для развития логической культуры учащихся на уроках математики в 4−8 классах: Автореф. дисс. канд. пед. наук. М., 1979. — 20 с.
- Образцы итоговых заданий по оценке качества подготовки школьников по информатике// ИНФО. 1999. — № 9. С. 8−21.
- Обязательный минимум содержания среднего (полного) общего образования по информатике.
- Осинская В.Н. Формирование умственной культуры учащихся в процессе обучения математике. Киев: Радянська школа, 1989.
- Пак Н.И., Семенов С. В. Из опыта использования метода проектов в курсе информатики средней школы // Педагогическая информатика. -1997.-№ 1.
- ПакН.И. Нелинейные технологии обучения в курсах информатики и информационных технологий. Дис. .докт. пед. наук. Красноярск, 2000. 246 с.
- ПакН.И. О нелинейных технологиях обучения // Информатика и образование 1997. № 5 — С. 11 — 14.
- Паламарчук В.Ф. Школа учит мыслить. М.: Просвещение, 1979.- 144 с.
- Педагогика. Учебное пособие для студентов педагогических вузов и педагогических колледжей / Под. ред. П. И. Пидкасистого. — М.: Педагогическое общество России, 2001. 640 с.
- Петровская JI.A. Компетентность в общении. М., 1989.
- Подгорецкая Н.А. Изучение приемов логического мышления у взрослых. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1980, — 150 с.
- Пономарева Е.А. Основные закономерности развития мышления // Информатика и образование. 1999. — № 8 — С. 12 — 20.
- Проблемы методологии педагогики и методики исследования / Под ред. М. А. Данилова. М.: Педагогика, 1971.
- Профессиональная педагогика. М., 1997.
- Психологические тесты / Под ред. А. А. Карелина: В 2 т. М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. — Т. 2. — 248 с.
- Психологический словарь / Под общей ред. ЮЛ. Неймера. — Ростов-на-Дону: Феникс, 2003. 640 с.
- Психология. Словарь / Под общ. ред. А. В. Петровского, М. Г. Ярошевского. М.: Политиздат, 1990. -494 с.
- Пышкало A.M. Методическая система обучения геометрии в начальной школе. Автореферат на соискание научной степени д.п.н. (13.00.02) -М.: 1975.-80 с.
- Рабочая книга социолога // Ред. кол. Г. В. Осипов. М.: Наука, 1983.-480 с.
- Равен Дж. Компетентность в современном обществе. Выявление, развитие и реализация. М., 2002. (англ. 1984).
- Ракитина Е.А. Теоретические основы построения концепции непрерывного курса информатики. М.: Информатика и образование, 2002. — 88 с.
- Реан А.А., Бордовская Н. В., Розум С. И. Психология и педагогика. СПб.: Питер, 2004. — 432 с.
- Репьев В.В. Общая методика преподавания математики. — М.: Учпедгиз, 1958.-223 с.
- Решанова В.И. Развитие логического мышления учащихся при обучении физике: Кн. для учителя. М.: Просвещение, 1985. — 93 с.
- Роберт И.В. Современные информационные технологии в образовании: дидактические проблемы- перспективы использования. М.:"Школа-Пресс", 1994.-205 с.
- Роберт И.В. Информатика, информационные и коммуникационные технологии: Учебно-методическое пособие. Раздел I. Информация, информационная деятельность, информационное взаимодействие. М.: Изд-во УРАО, 2001. -32 с.
- Роберт И.В. Новые информационные технологии в обучении: дидактические проблемы, перспективы использования // Информатика и образование. 1991. — N 4. — С. 18−25.
- Роберт И.В. Теоретические основы создания и использования средств информатизации образования. Дис.. докт. пед. наук. М., 1994.-339 с.
- Рубинштейн СЛ. Основы общей психологии. 2-е изд. — М.:
- Педагогика, 1976. -467 е.,
- Рубинштейн СЛ. Принципы и пути развития психологии. М., 1959.
- Семакин И.Г., Шеина Т. Ю. Преподавание базового курса информатики в средней школе. Методическое пособие. М.: Лаборатория Базовых Знаний, 2001. — 496 с.
- Семакин И.Г. Системы. Структуры. Модели // Информатика и образование. 1998. — № 1 — С. 51 — 56.• 133. Семакин И. Г., Хеннер Е. К. Образовательный стандарт поинформатике: анализ и реализация // Информатика. № 14. — 1997. -с.2.
- Семакин И.Г.и др. Информатика: Базовый курс для 7 9 кл. М.: Лаборатория базовых знаний, 1998. — 464 с.
- Сидоренко Е.В. Методы математической обработки в психологии. СПб.: ООО «Речь», 2004. — 350 с.
- Словарь-справочник по педагогике / Авт.-сост. В. А. Мижериков- Под общ. ред. П. И. Пидкасистого. М.: ТЦ Сфера, 2004.• -448 с.
- Солсо Р.Л. Когнитивная психология. Пер. с англ. М., 1959.
- Сорина Г. В., Меськов B.C. Логика в системе культуры / Вопросы философии, № 2, 1996. С. 93 -103.
- Спирина М.С., Спирин П. А. Дискретная математика. -Издательский центр «Академия», 2004. 368 с.
- Стандарт основного общего образования по информатике и информационным технологиям // Информатика и образование. 2004. -№ 4-С. 7−18.
- Стандарт среднего (полного) общего образования по информатике и информационным технологиям. Базовый уровень И Информатика и образование. 2004. — № 4 — С. 18 — 26.
- Стандарт среднего (полного) общего образования по информатике и информационным технологиям. Профильный уровень // Информатика и образование. 2004. — № 4 — С. 26 -35.
- Столяр А.А. Зачем и как мы доказываем в математике. Минск: Народная асвета, 1987.
- Столяр А.А. Как мы рассуждаем. Минск: Народная асвета, 1968.
- Столяренко Л.Д. Основы психологии. Ростов н/Д. Издательство «Феникс», 1997. — 736 с.
- Стратегия модернизации содержания общего образования / Материалы для разработки документов по обновлению общего образования / Под ред. А. А. Пинского. М.: Мир книги, 2001.
- Талызина Н.Ф. Педагогическая психология: Учебник для студ. сред. пед. учеб. заведений. М.: Издательский центр «Академия», 1998.-288 с.
- Талызина Н.Ф. Управление процессом усвоения знаний. М.: Изд-во МГУ, 1975. — 343 с.
- Тихомиров O.K. Психология мышления. М.: Изд-во Московского университета, 1984.
- Тихомиров O.K. Структура мыслительной деятельности человека. -М.: Изд-во МГУ, 1969. 304 с.
- Тихоненко А.В. Компетентностный подход к формированию общенаучных понятий у учителей и учащихся начальной школы. -М., 2002.-307 с.
- Удовенко J1.H. Развитие логической культуры учащихся 5−6 классов средствами логического конструирования при обучении математике. Дис. канд. пед. наук. -М., 1996.
- Ушинский К. Д. Педагогические сочинения: В 6 т. М.: Педагогика, 1987−1990.
- Федеральный компонент государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования // Информатика и образование. 2004. -№ 4 — С. 2 -6.
- Фридман Л.М. Психолого-педагогические основы обучения математике в школе. М.: Просвещение, 1983. — 273 с.
- Фрумин И.Д. Компетентностный подход как естественный этап обновления содержания образования. // Педагогика развития: ключевые компетентности и их становление: Материалы 9-й научно-практ. конф./ Краснояр. гос. ун-т. Красноярск, 2003. — с. 33−57
- Фурсов В.К. Развитие логического мышления учащихся в процессе преподавания физики в старших классах: Автореф. дисс.. канд. пед. наук. Баку, 1970. -15 с.
- Хеннер Е.К. Проект стандарта образования по основам информатики и вычислительной техники // ИНФО.-1994.-№ 2.
- Хинчин А.Я. О воспитательном эффекте уроков математики. //Математика как профессия. М., 1980.
- Ходаков Ю.В. Развитие логического мышления на уроках химии. М.: Изд-во АПН РСФСР, 1958. — 47 с.
- Хуторской А.В. Ключевые компетенции как компонент личностно-ориентированной парадигмы образования // Ученик в обновляющейся школе. Сборник научных трудов. М.: ИОСО РАО, 2002.-С. 135−157.
- Хуторской А.В. Методологические основы проектирования образования в 12-летней школе // Педагогика. 2000. — N 8. — С. 2937.
- Хуторской А.В. Практикум по дидактике и методикам обучения. СПб.: Питер, 2004. — 541 с.
- Хуторской А.В. Современная дидактика: Учебник для вузов. -СПб.: Питер, 2001. 544 с.
- ЧекалеваН.В. Подготовка студентов к реализации идей модернизации образования / Модернизация педагогического образования с Сибири: проблемы и перспективы. Часть 1: Сборник научных статей. Омск: Изд-во ОмГПУ, 2002. — С. 38 — 42.
- Чередов И.М. Формы учебной работы в средней школе: Кн. Для учителя. М.: Просвещение, 1988. — С. 8−23.
- Шамова Т.И. Активизация учения школьников. — М.: Знание, 1979.- 96 с.
- Шамова Т.И., Третьяков П. И., Капустин Н. П. Управление образовательными системами. М.: Гуманиг. изд. центр ВЛАДОС, 2001.-320 с.
- Шаров А.С. Психология познания человека. Омск, 1994.
- Шаров А.С. Психология образования и развития человека: Учебное пособие для студентов педагогических вузов. Омск: Изд-во ОмГПУ, 1996.- 150 с.
- Швецкий М.В. Методическая система фундаментальной подготовки будущих учителей информатики в педагогическом вузе в условиях двухступенчатого образования. Автореф. дис.. докт. пед. наук.-СПб. 1994.-36 с.
- Швецкий М.В. Методическая система фундаментальной подготовки будущих учителей информатики в педагогическом вузе в условиях двухступенчатого образования. Дис.. докт. пед. наук. -СПб. 1994. с.
- Шишов С.Е., Кальней В. А. Школа: мониторинг качества образования. М.: Педагогическое общество России, 2000.
- Школа диалога культур: Идеи. Опыт. Проблемы. / Под общей редакцией B.C. Библера. Кемерово: Алеф. Гуманитарный центр, 1993.-С. 3−89.
- Щербаков Е.П. Математико-статистические методы научного исследования. Учебное пособие. Омск: Изд-во ОмГПУ, 1997. — 46 с.
- Щукина Г. И. Роль деятельности в учебном процессе. М.: Просвещение. 1986. — 144 е.,
- Эльконин Д.Б. Избранные психологические труды. М.: Педагогика, 1989. — 554 с.
- Якиманская И.С. Личностио-ориентированное образование в современной школе. М.: Сентябрь, 1996.
- Яковлева Е.В. Дидактические условия формирования логической культуры подросков (в процессе обучения предметам естественнонаучного цикла) Автореф. дисс.. канд. пед. наук. -Казань, 2003. 22 с.
- Саранцев Г. И., Миганова Е. Ю. Функции задач в процессе обучения //Педагогика, 2001. № 9 С. 19−24 .
- Крейдлин Г. Е., Шмелев А. Д. Языковая деятельность и решение задач//Математика в школе, 1989. № 3 С. 39−45