Формирование интеллектуально-эмоциональной готовности детей с задержкой психического развития к школьному обучению
Диссертация
Формирование интеллектуально-эмоциональной готовности детей с ЗПР к школьному обучению успешно осуществляется в рамках специально организованной педагогической системы, включающей в себя: этапы экспериментальной работы, определяющие логику интеллектуального, эмоционального развития детей с ЗПР при подготовки к школе в процессе реализации диагностической коррекционно-развивающей… Читать ещё >
Содержание
- Глава 1. Теоретические основы формирования интеллектуально-эмоциональной готовности детей с задержкой психического развития к школьному обучению
- 1. 1. Сущностные характеристики готовности детей с задержкой психического развития к школьному обучению
- 1. 2. 0. собенности интеллектуальной и эмоциональной сферы детей с задержкой психического развития
- 1. 3. Критерии, показатели и уровни интеллектуально-эмоциональной готовности детей к школьному обучению
- 1. 1. Сущностные характеристики готовности детей с задержкой психического развития к школьному обучению
- ГЛАВА 2. Опытно-экспериментальная проверка эффективности педагогической системы формирования интеллектуально-эмоциональной готовности детей с задержкой психического развития к школьному обучению
- 2. 1. Педагогическая система формирования интеллектуально-эмоциональной готовности детей с задержкой психического развития к обучению в школе
- 2. 2. Описание содержания, организации и результатов констатирующего, формирующего и контрольного экспериментов
- Выводы
Список литературы
- Адилова М.Ш. Особенности психомоторики младших школьников с ЗГТР: Автореф. канд. пед. наук М., 1988.
- Аксенова А.К., Якубовская Э. В. Дидактические игры на уроках русского языка во вспомогательной школе. М., 1991. 174 с.
- Актуальные проблемы диагностики детей с ЗГТР. / Под ред. Лебединской К. С. -М, 1982.129 с.
- Алексина Л.И. Динамика речевого развития умственно отсталых учащихся с нарушениями речи: Автореф. канд. пед. наук -М., 1977.
- Анастази А. Психологическое тестирование. М., 1982.
- Антонова Г. П., Антонова И. П. Познавательная деятельность детей 6−7 лет. М., 1991. 124 с.
- Антропова М.В., Кольцова М. М. Мофологические критерии школьной зрелости. М., 1978. С. 21−24.
- Артемьева Т.П. Роль изучения грамматических категорий в развитии мышления младших школьников с ЗПР: Автореф. канд. пед. наук М., 1985.
- Астапов В. М, Введение в дефектологию с основами нейро и патопсихологии. -М., 1994. 216 с.
- Ю.Бардин К. В. Подготовка ребенка к школе. М., 1983.
- Белопольская Н.Л. Личностные особенности детей с ЗПР в системе дифференциально-психологической диагностике: Автореф. канд. пед. наук М., 1996.
- Богуславская З.М., Смирнова O.E. Развивающие игры для детей младшего дошкольного возраста. М., 1991.207 с.
- Божович Л.И. Проблема развития мотивационной сферы ребенка // Изучение мотивации поведения детей и подростков. М., 1972.
- Божович Л.И. Психологические вопросы готовности ребенка к школьному обучению. M., 1948.
- Борякова Н. Ю Ранняя диагностика и коррекция ЗПР. М., 1999. 56 с.
- Борякова Н.Ю. О некоторых особенностях построения речевых высказываний шестилетних детей с ЗПР. // Дефектология. 1982. — № 5. — с.9−12.
- Борякова Н.Ю., Соболева A.B., Ткачева В. В. Практикум по развитию мыслительной деятельности у дошкольников. М., 1999. 63 с.
- Буре P.C. Готовим детей к школе. М., 1987. 96 с.
- Вайзер Г. А. Опоры для саморегулирования умственной деятельности детей с ЗПР// Дефектология 1985. — № 4.
- Вайзман Н. Реабилитационная педагогика. М., 1996. 155 с.
- Вархотова Е.К., Дятко Н.В, Сазонова Е. В. Экспресс-диагностика готовности к школе. М., 1999. 48 с.
- Венгер A. JL, Филипова Е. В. О критериях готовности дошкольников к школьному обучению. М., 1980.
- Венгер J1.A., Венгер A.JI. Готов ли ваш ребенок к школе. -М., 1994.
- Власова Т.А., Певзнер М. С. О детях с отклонениями в развитии. -М., 1973.
- Власова Т.А., Певзнер М. С. Учителю о детях с отклонениями в развитии. -М., 1973.
- Внедрение дефектологических исследований в педагогическую практику: Метод, пособие. М., 1978.
- Воропаева И.Г. Коррекция эмоциональной сферы младших школьников. М., 1993.
- Воспитание детей с ЗПР в процессе обучения. / Под ред. Власоваой Т. А. М., 1981.
- Воспитание и обучение детей с расстройствами речи / Под ред. Ляпидевского С. С. -М., 1960.
- Выготский Л.С. Вопросы детской психологии. Санкт-Петербург, 1997. 220 с.
- Выготский Л.С. Кризис семи лет // Собр. соч: в 6-ти т. М., 1984. Т.4.
- Выготский Л.С. Развитие высших психических функций. М., 1960.500 с.
- Выготский Л.С. Умственное развитие детей в процессе обучения. -М., 1935.
- Глухов Б.П. Методическое руководство к коррекционной педагогике и психологии". -М., 1997. 141 с.
- Гобова Е.С., Игнатова О. Н. Игра как метод обучения в классах коррекции. -М., 1997. 157 с.
- Голубева Г. Г, Некоторые данные изучения фонетических нарушений у детей дошкольного возраста с ЗПР. // Актуальные проблемы обучения, адаптации, интеграции детей с нарушением развития. -Сиб., 1995.
- Голубева Г. Г. Логопедическая работа по преодолению нарушений фонетической стороны речи у дошкольников с ЗПР: Автореф. канд. пед. наук М., 1996.
- Готовимся к школе: Программно-методическое оснащение коррекционно-развивающего воспитания и обучения дошкольников с ЗПР. -М., 1998. 192 с.
- Готовность детей к школе: Диагностика психического развития и коррекция его неблагоприятных вариантов / Под ред. Бугрименко Е. А. М., 1990.
- Готовность к школьному обучению детей с ЗПР с шести лет. / Под ред. Лубовского В. И, Цыпиной H.A. М., 1989.
- Гуткина Н.И. Несколько случаев из практики школьного психолога. М., 1991. 35с.
- Гунина Е.В. Игры и упражнения по развитию памяти, мышления, внимания у детей с ЗПР. Чебоксары, 1996. 15 с.
- Гуткина Н.И. Диагностика и коррекция готовности детей к школьному обучению. — М., 1987.
- Гуткина Н.И. Психологическая готовность к школе. М., 1993.
- Гуткина Н.И. Психологическая подготовка детей к школе в группах развития. М., 1990.
- Давыдов В.В. О понятии развивающего обучения. М., 1995. 76 с.
- Давыдов В.В. Психологическая теория учебной деятельности. -Томск, 1992.
- Давыдов В.В. Требования современного начального обучения умственному развитию детей дошкольного возраста. // Дош. вое. 1970.-34.
- Дембо М.А., Магомедов Н. М. Коррекционная педагогика. Самара, 1996.
- Дети с временными задержками развития / Под ред. ВласовойТ.А., Певзнер М. С. М, 1971.
- Дети с ЗПР / Под ред. Власовой Т. А., Лубовского В. И. М., 1984. 256 с.
- Дети с ЗПР / Под ред. Власовой Т. А., Цыпиной H.A. М., 1984. 256 с.
- Дети с ЗПР, /Под ред. Лубовского В. И., Кузнецова Л. В., Власовой Т.А.-М., 1984.
- Дети с отклонениями в развитии / Под ред. Гилевич И. М. М., 1997.
- Диас Г. Б. Особенности познавательной деятельности детей с ЗПР 6−7 лет: Автореф. канд. пед. наук М., 1985.
- Дмитриева Е.Е. Об особенностях общения со взрослыми шестилетних детей с ЗПР. // Дефектология. 1988.- № 1. — с.68−72.
- Домишкевич С.К. Продуктивность и динамические особенности интеллектуальной деятельности детей с ЗПР: Автореф. канд. пед. наук М., 1977.
- Дунаева З.М. Особенности пространственных представлений у детей с ЗПР и методы их коррекции: Автореф. канд. пед. наук -М., 1980.
- Жукова Н.С., Мастюкова Е. М. Если ваш ребенок отстает в развитии. М., 1993. 110 с.
- Заика Е.В. Комплекс интеллектуальных игр для развития мышления // Вопросы психологии. 1990. — № 6. — С. 86−92.64.3анков JI.B. Избранные педагогические труды. -М., 1990.
- Занятия по развитию речи в детском саду / Под ред. Ушаковой О.С.- М., 1993. 271 с.
- Иванов Е.С. О понимании «временной задержки психического развития». М., 1991.
- Иванова А.Я. Обучаемость как принцип оценки умственного развития детей М., 1976.
- Игры в логопедической работе с детьми / Под ред. Селиверстова В. И. М., 1988.
- Исаев Д.Н., Елисеев Н. Г. Опыт применения тестов тревожности и невротизма в изучении детей с ЗПР // Дефектология. 1999. -№ 4.
- Карпова Г. А., Артьемьева Т. П. Педагогическая диагностика учащихся с ЗПР. Ек., 1995.
- Князева Т.Н. Формирование самостоятельности мышления у младших школьников с ЗПР.: Автореф. канд. пед. наук Н. Новгород, 1994.
- Ковишков В.А., Демьянов Ю. Г. О речевых нарушениях у детей с ЗПР.-Л., 1967.
- Калмыкова З.И. Психологические принципы развивающего обучения. М., 1979.
- Калмыкова З. И, Продуктивное мышление как основа обучаемости. -М., 1982.
- Коломинский Я.Л., Панько Е. А. Учителю о психологии детей шестилетнего возраста. М., 1988. 190 с.
- Кольцова М.М. Ребенок учится говорить. М., 1973. 158 с.
- Компенсирующее обучение в России / Под ред. Протас Е. С. -М., 1997. 159 с.
- Компенсирующее обучение: Опыт, проблемы, перспективы. -М., 1995. 750 с.
- Коррекционная педагогика / Под ред. Пузанова Б. П. М., 1999. 141с.83 .Коррекционное обучение как основа личностного развития аномальных дошкольников / Под ред. Носкова Л. П. М., 1980.
- Кравцов Г. Г., Кравцова Е. Е. Шестилетний ребенок. Психологическая готовность к школе. М., 1987.
- Кравцова Е.Е. Психологические проблемы готовности детей к обучению в школе. М., 1987.
- Краткий психологический словарь. М., 1985.
- Кулагина И.Ю. Эмоциональные реакции детей с ЗПР в оценочной ситуации. // Дефектология. 1987. — № 3. — с. 15−18.
- Кулагина И.Ю., Пускаева Т. Д. Познавательная деятельность и ее детерминанты при ЗПР. // Дефектология 1989. — № 1. — с. 3−9.
- Кумарина Г. Ф. Педагогическая диагностика развития и обучения школьников в системе коррекционного обучения. -М., 1989.
- Ладислав Пожар Психология аномальных детей и подростков. -Москва-Воронеж, 1996. 127 с.
- Лалаева Р.И. Нарушение речи у детей с ЗПР: Учеб. пособие к спецкурсу. -Сиб., 1992.
- Лапшин В.А., Пузанов Б. П. Основы дефектологии. М., 1990. 143 с.
- Леонтьев А.Н. Язык, речь, речевая деятельность. -М., 1969.
- Логопедия / Под ред. Волковой Л. С. в 2-х книгах. Книга 2. -М., 1995. 147 с.
- Лубовский В.И. Высшая нервная деятельность и психологические особенности детей с ЗПР. // Дефектология. 1972. — № 4.
- Лубовский В.И. Общие и специфические закономерности развития психики аномальных детей // Дефектология. 1971. № 6.
- Лубовский В.И. Психологические проблемы диагностики аномального развития детей. М., 1989.
- Луговых H.H., Бурлуцкая Е. А. О некоторых аспектах работы с дошкольниками с ЗПР // Дош.вос. 1998. — № 6.
- Лусканова Н.Г. Диагностика интеллектуального развитиядетей 6−8 летнего возраста. -М., 1987. С. 157−167.
- Лукашевич И.М. Исследования нейрофизиологических механизмов ЗПР у детей // Физиология человека. 1998. — № 1.
- Мальцева Е.В. Недостатки речи у детей с ЗПР младшего школьного возраста: Автореф. канд. пед. наук M., 1991.
- Мальцева C.B. Особенности ориентировки дошкольников с ЗПР в звуковой речи // Дефектология. 1989. — № 3.-С. 59−65.
- Мамедов К.Н. Особенности динамики интеллектуальной деятельности школьников с ЗПР: Автореф. канд. пед. наук -М., 1991.
- Маркова A.B., Лидере А. Г., Яковлева Е. Л. Диагностика и коррекция умственного развития в школьном и дошкольном возрасте. Петрозаводск, 1992.
- Марковская И.Ф. Клиническая и нейропсихологическая диагностика детей с ЗПР. М., 1993. 198 с.
- Мастюкова Е.М. Клиническая характеристика задержки психического развития // Дефектология. 1982. — № 4. — с.15−19.
- Мастюкова Е.М. Лечебная педагогика. Ранний и дошкольный возраст. М., 1997. 303 с.
- Минаева В.М. Развитие эмоций дошкольников. М., 1999. 44с.
- Морковская И.Ф. ЗПР церебрально-органического генеза: Автореф. канд. мед. наук Л., 1982.
- Морозова Г. В. Особенности зрительного восприятия детей с разными аномалиями развития: Автореф. канд. пед. наук -М., 1988. .
- Морфофункциональное созревание основных физиологических систем организма детей дошкольного возраста / Под ред. Антроповой М. В., Кольцовой М. М. М. Д983. 160 с.
- Мухина В. С, Возрастная психология. М., 1998. 456 с.
- Насонова В.И. Анализ психофизиологических механизмов затруднений в овладении чтением и письмом у детей с ЗПР: Автореф. канд. пед. наук -М., 1979.
- Обучение детей с ЗПР / Под ред. Лубовского В. И. -Смоленск, 1994.
- Обучение детей с ЗПР в подготовительном классе / Под. ред. Мачихиной В. Ф., Цыпиной H.A. М., 1987. 144 с.
- Обучение детей с ЗПР в подготовительном классе. / Под ред. Ульенковой У. В. Гор., 1988.
- Обучение и развитие / Под ред. Занкова Л. В. М., 1975.
- Общая психодиагностика / Под ред. Бодалева A.A., Столина В.В.-М., 1987.
- Общая психология / Под ред. Петровского A.B. М., 1990. 176
- Овчарова Р.В. Справочная книга школьного психолога. -М., 1996. 351 с.
- Определение готовности к школьному обучению: Учебная деятельность школьников / Сост. Л. И. Земцова, Е. Ю. Сумкова. -М., 1988.
- Организация обучения и воспитания детей с ЗПР дошкольного и школьного возраста. /Под ред. Романова И. К. -М., 1993.
- Организация обучения и воспитания детей с ЗПР в дошкольном учреждении / Под ред. Боряковой И. Ю., Дубининой Е. А., Косициной М. А. -М., 1999.
- Основы психодиагностики / Под ред. Шмелева А. Г. -Ростов-на-Дону, 1996. 540 с.
- Особенности психического развития 6−7 летнего возраста / Под ред. Эльконина Д. Б., Венгера AJI. М., 1988.
- Певзнер М.С. Этиология и патогенез состояний сходных с олигофренией.-М., 1966.
- Переслени Л.И., Мастюкова Е. М. Задержка психического развития: Вопросы дифференциации и диагностики. // Вопросы психологии. 1989. — № 1.
- Переслени Л.И., Мастюкова Е. М. Задержка психического развития: Вопросы дифференциации и диагностики. // Вопросы психологии. — 1989. -№ 2.
- Петроченко Г. Г. Развитие детей 6−7 лет и подготовка их к школе. Минск, 1982.
- Подобед В.Л. Особенности вербальной памяти детей с ЗПР. // Дефектология. 1989.- № 6.- с.3−10.
- Подобед В. Л. Формирование мнемического приема смысловой группировки у детей с ЗПР.// Дефектология. 1987.-№ 2. — с.3−9.
- Попугаева М.К. Как помочь ребенку с ЗПР. // Нач. школа. -1998. № 5.
- Проблемы реабилитации детей с отклонениями в развитии: Материалы науч-практ. конф. Спб., 1995.
- Прохорова Г. Н. Психолого-педагогическая коррекционная работа в детском саду. // Дош.вос. 1998. — № 4.
- Психокоррекционная и развивающая работа с детьми /Под ред. Дубровиной И. В. М., 1999. 158 с.
- Психология эмоций. / Под ред. Вилюноса В. К., Гиппенрейтер Ю. Б. М., 1993.137. Рахимов Уфа, 1996. 207 с. 1. А. З. Психодидактика.
- Ребенок идет в школу: Проблемы социальной адаптации / Под ред. Безруких М. М., Ефимова С. П. -М., 1996. 231 с.
- Рейдибойм М.Г. Клинико-психологическая характеристика ЗПР: Автореф. канд. пед. наук М., 1978.
- Речь и мышление детей с отклонениями в развитии / Под ред. Артемьевой Т. П. Екатеринбург, 1992.
- Рогов Е. И. Настольная книга практического психолога в образовании. М., 1996.537 с.
- Руководство практического психолога /Под ред. Дубровиной И.В.-М., 1999. 94 с.
- Салахова В.Я. Формирование контроля и самоконтроля как средство коррекции звукопроизношения и письма у младших школьников с ЗПР: Автореф. канд. пед. наук Ек., 1998.
- Самоукина Н.В. Программа психокоррекционных игр для дошкольников. М., 1990.
- Сафин В.Ф. Психические отклонения в развитии детей и методы их психокоррекции. Уфа, 1994. 79 с.
- Сиволапов С.К. Особенности образной сферы у школьников с ЗПР. // Дефектология. 1988. — № 2. — с. 3−10.
- Симонова И.А. Некоторые особенности речи детей с ЗПР. // Вопросы изучения обучения и воспитания аномальных детей. -М., 1974.
- Симоновский А.Э. РазОвитие творческого мышления детей. -Ярославль, 1996. 192 с.
- Слепович Е.С. Игровая деятельность дошкольников с ЗПР.-М., 1990. 96 с.
- Слепович Е.С. Некоторые особенности монологической речи старших дошкольников с ЗПР. // Дефектология. 1984. — № 2. — С.68−72.
- Слепович Е.С. Психологическая структура ЗПР в дошкольном возрасте: Автореф. канд. пед. наук М., 1994.
- Слепович Е.С. Формирование речи у дошкольников с ЗПР. -Минск, 1989.
- Современные технологии обучения учащихся с нарушением умственного развития: Сб. науч. тр. / Урал.гос. ун-т. -Екатеринбург 1996. 119 с.
- Соловьев И.М. Психология познавательной деятельности нормальных и аномальных детей. М., 1966.
- Стернина Т.З. Понимание эмоциональных состояний другого человека детьми с нарушением умственного развития // Дефектология. 1988. — № 3. — С. 8−15.
- Стрекалова Т. А. Особенности наглядного мышления старших дошкольников с ЗПР. // Дефектология. 1987. — № 1. -с.64−69.
- Стрелкова Л.П. Игра и ее роль в эмоциональном развитии ребенка. М., 1978.
- Ступеньки развития. Коррекционно-развивающие занятия, упражнения, игры / Под ред. Боряковой Н. Ю, Окороковой A.b. -М., 1999.
- Тарасова В.Н. Работа с учащимися в группах коррекционно-развивающего обучения. М., 1995.
- Тихомирова Л.Ф. Развитие интеллектуальных способностей. Ярославль, 1996. 240 с.
- Тригер Р.Д. Некоторые особенности младших школьников с ЗПР в овладении грамматическим строем речи // Дефектология. 1987. — № 5. — С. 12−17.
- Тригер Р.Д., Владимирова Е. В. Дидактический материал по русскому языку для детей с ЗПР, М., 1986.
- Ульенкова У. В. Выготский JI.C. и концептуальная модель коррекционно-педагогической помощи детям с ЗПР. // Дефектология. 1997. — № 4.
- Ульенкова У.В. Дети с ЗПР.- Н. Новгород, 1994. 228 с.
- Ульенкова У.В. Формирование общей способности к учению шестилетних детей. М., 1990.
- Ульенкова У.В. Шестилетние дети с ЗПР. М., 1990.
- Ульенкова У.Е. Исследование психологической готовности шестилетних детей к школе // Вопросы психологии. 1983. — № 4.
- Уманская K.M. Сравнительное изучение дошкольников с нарушениями речи при норме и сниженном интеллекте: Автореф. кан. пед. наук. Киев. 1977.
- Урунтаева ГА. Дошкольная психология. М., 1999.334 с.
- Усанова О.Н. Дети с проблемами психического развития. -М., 1995.
- Усова А.П. Обучение в детском саду. М., 1970.
- Ушакова О.М., Струнина Е. К. Методики выявления уровня речевого развития детей старшего дошкольного возраста. // Дош. вое.- 1998. № 9.
- Фишман М.Н. Интегративная деятельность мозга детей в норме и патологии. М., 1989.
- Фотекова Т.А. Сравнительное исследование особенностей познавательной деятельности при ОНР и при ЗПР у младших школьников: Автореф. Канд. Пед. Наук М., 1993.
- Цеханская Jl.И. Диагностика степени овладения некоторыми предпосылками учебной деятельности. -М.Д978. 79 с.
- Чего на свете не бывает? / Под ред. Дьяченко О. М., Агаевой ЕЛ.-М., 1991. 63 с.
- Чистякова М.И. Психогимнастика. М. Д995. 158 с.
- Шабалина З.П. Первый год самый труд. — М. Д 990.
- Швайко Г. С, Игры и игровые упражнения для развития речи. -М, 1988.
- Шевченко С.Г. Формирование знаний об окружающей действительности как средство активизации познавательной деятельности детей с ЗПР: Автореф. канд. пед. наук М. Д982.
- Шипицына Л.М. Интегрированное обучение детей с проблемами в развитии // Вестн. психосоц и коррекц-реабилитац. работы. 1996. — № 3. — С. 29−36.
- Шматко Н.Д. Новые формы организации коррекционной помощи детям с отклонениями в развитии. // Дош. вое. — 1998. -№ 3.
- Эльконин Д.Б. Диагностика учебной деятельности и интеллектуального развития детей. М. Д 981.
- Эльконин Д.Б. Развитие речи в дошкольном возрасте М., 1950.
- Эмоциональное развитие дошкольника. /Под ред. Кошелевой А. Д. М. Д985.
- Эмоциональные нарушения в детском возрасте и их коррекция / Под ред. Лебединского В. В., Никольской О. С., Баенской Е. Р. М. Д 990.
- Яссман Л.В. Некоторые особенности владения грамматическим строем речи детьми с ЗПР: Автореф. канд. пед. наук-М.Д976.