Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Основы обучения студентов-филологов устным профессионально значимым речевым жанрам повествовательного характера

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Автобиографические повествования, притчи, сказки, используемые как средство решения психолого-педагогических задач, полностью спонтанны, возникают как непосредственная реакция на ситуацию общения, когда изобретение, подробное планирование высказывания и работа над украшением речи отсутствует, и в лучшем случае у рассказчика возникает в самом общем виде только замысел. В данном случае создается… Читать ещё >

Содержание

  • Глава I. ПОВЕСТВОВАНИЕ И ЕГО РАЗНОВИДНОСТИ В ИСТОРИИ РУССКОГО РИТОРИЧЕСКОГО УЧЕНИЯ (XVII-XX вв.)
    • 1. 1. Появление терминологического наименования
    • 1. 2. Вычленение признаков повествования
    • 1. 3. Выделение разновидностей повеспвования
    • 1. 4. Осознание биографии и автобиографии как жанров повествования
    • 1. 5. Сказка и притча как вымышленные повествования
    • 1. 6. Обоснование принципов классификации
    • 1. 7. Выделение трех основных «композиционных форм» речи
    • 1. 8. От мертвых схем к живому слову
  • ВЫВОДЫ
  • Глава II. УСТНОЕ АВТОБИОГРАФИЧЕСКОЕ ПОВЕСТВОВАНИЕ КАК
  • РЕЧЕВОЙ ЖАНР
    • 2. 1. Особенности автобиографии
    • 2. 2. Характеристика устного автобиографического повествования
    • 2. '3 Устаое автобиографическое повествование в профессиональной речи учителя
      • 2. 4. Психолого-педагогические основы формирования устного умения рассказывать
  • ВЫВОДЫ
  • Глава III. МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ СТУДЕНТОВ-ФИЛОЛОГОВ УСТНОМУ АВТОБИОГРАФИЧЕСКОМУ ПОВЕСТВОВАНИЮ
    • 3. 1. Готовность студентов-филологов к созданию устного автобиографического повествования
    • 3. 2. Исходные положения, программа, организация опытного обучения
    • 3. 3. Методика опытного обучения
    • 3. 4. Результаты опытного обучения
  • ВЫВОДЫ
  • Глава IV. ПРИТЧА КАК РЕЧЕВОЙ ЖАНР
    • 4. 1. Из истории изучения притчи
    • 4. 2. Признаки притчи
    • 4. 3. Структурные типы притч
    • 4. 4. Язык притч
  • ВЫВОДЫ
  • Глава V. МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ СТУДЕНТОВ-ФИЛОЛОГОВ ПРИТЧЕ
    • 5. 1. Готовность студентов-филологов к использованию притчи в своей речи
    • 5. 2. Программа и организация опытного обучения
    • 5. 3. Методика опытного обучения
    • 5. 4. Результаты опытного обучения
  • ВЫВОДЫ
  • Глава VI. СКАЗКА КАК РЕЧЕВОЙ ЖАНР
    • 6. 1. Признаки сказки
    • 6. 2. Композиция сказок
    • 6. 3. Язык сказок
  • ВЫВОДЫ
  • Глава VII. МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ СТУДЕНТОВ-ФИЛОЛОГОВ ИСКУССТВУ СОЧИНЕНИЯ СКАЗОК
    • 7. 1. Готовность студентов-филологов к созданию своих сказок
    • 7. 2. Программа и организация опытного обучения
    • 7. 3. Методика опытного обучения
    • 7. 4. Результаты опытного обучения
  • ВЫВОДЫ

Основы обучения студентов-филологов устным профессионально значимым речевым жанрам повествовательного характера (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Повышение коммуникативной компетенции будущего учителя-словесника в процессе подготовки его в педагогическом .вузе чрезвычайно важно, так как педагогическая деятельность такой вид труда, «где, по словам В.А.Кан-Калика, общение из фактора, сопровождающего деятельность, сопутствующего ей, превращается в категорию кардинальную, профессионально значимую» (181, С .101). Общепризнанно, что в основе педагогической деятельности лежит коммуникативная деятельность, с помощью которой учитель предает знания, организует обмен информацией, управляет познавательно-практической деятельностью учащихся, регулирует отношения между обучаемыми и т. д. Нельзя не учитывать и того важного факта, что процесс педагогического общения является нравственно-этическим явлением, так как каждый элемент общения не может не быть обогащен нравственным опытом и учителя, и учащихся.

Не случайно в последнее время большое внимание уделяется теоретическим и практическим разысканиям, связанным с профессиональной подготовкой коммуникативно компетентного учителя.

В настоящее время определились ведущие перспективные направления в этой области исследования:

— определение принципов, методов и приемов организации учебно-воспитательного процесса подготовки специалиста в педагогическом вузе (М.Т.Баранов, А. Д. Дейкина, Л. М. Зельманова, В. Я. Коровина, М. РЛьвов, Т. А. Ладыженская, В. Н. Мещеряков, А. К. Михальская, В. П. Нерознак, А. П. Сковородников и др.);

— изучение теории коммуникативно-деятельностного подхода к обучению речи (А.Б.Добрович, Т. К. Донская, В.А.Кан-Калик, В. И. Капинос, А. А. Леонтьев, Т. А. Ладыженская и др.);

— проблемы обучения профессиональной речи (Л.Г.Антонова, Н. А. Ипполитова, Н. В. Кузнецова, Т. А. Ладыженская, Н. И. Махновская, Л. В. Салькова и др.);

— определение прикладного, инструментального характера речеведческих знаний и умений (В.Я.Коровина, Н. А. Купина, Т. А. Ладыженская, Т. В. Матвеева, И. А. Стернин и др.) и круга коммуникативных профессионально значимых умений, в том числе относящихся к речевым жанрам (см. действующую программу по курсу «Культура речи учителя»);

— определение «репертуара педагогических жанров», разработка подходов к их характеристике (Н.В.Кузнецова, Т. А. Ладыженская, Н. И. Махновская, Л. Наврузова, Э. В. Хлебникова и др.).

В результате данных исследований определены значение и специфика коммуникативной деятельности учителя, выявлены некоторые условия, обеспечивающие эффективность педагогического общения.

Однако многие вопросы, связанные с созданием системы работы по формированию у будущих учителей коммуникативных умений, еще требуют своего решения. Так, например, не была предметом специального исследования проблема обучения будущих учителей-словесников созданию таких профессионально значимых повествовательных жанров, как автобиографическое повествование, притча, сказка, хотя общеизвестно, что любой учитель, особенно учитель-словесник, в своей профессиональной деятельности выступает не только как информатор, но и как рассказчик, а иногда и как сочинитель. Он рассказывает о себе, уместно использует в своей речи притчи, сказки и т. д.

Устные повествовательные жанры (автобиографические повествования, притчи, сказки), как и рассказы (см. исследование Н.В.Кузнецовой), употребляются в речи учителя-словесника в основном в двух целях:

— как образцы для обучения школьников этим видам повествовательных жанров, т. е. в данном случае используются в целях обучения,.

— как средство решения широкого спектра различных психолого-педагогических задач, возникающих в процессе общения с учениками и между ними.

Устные повествовательные жанры, используемые в качестве образца для обучения школьников, имеют свою специфику. Учитель не только выступает с автобиографическими повествованими, притчами, сказками и анализирует их как жанры, но и стимулирует учеников к созданию собственных.

Автобиографические повествования, притчи, сказки в исполнении учителя рассчитаны на учеников как на адресатов рассказчика. Дети слушают живую речь учителя, и это создает определенную атмосферу творческого взаимодействия учителя-рассказчика и учеников-слушателей, которая, безусловно, оказывает влияние на создание и использование учениками интересующих нас жанров.

Автобиографические повествования, притчи, сказки, используемые как средство решения психолого-педагогических задач, полностью спонтанны, возникают как непосредственная реакция на ситуацию общения, когда изобретение, подробное планирование высказывания и работа над украшением речи отсутствует, и в лучшем случае у рассказчика возникает в самом общем виде только замысел. В данном случае создается высказывание импровизационного характера, когда в считанные секунды учитель должен сориентироваться в речевой ситуации (кому он будет говорить, какова его роль, коммуникативное намерение, время, место, продолжительность высказывания и т. д.), а затем в процессе самого рассказывания следить за реакцией слушателей и в зависимости от нее изменять ход своего рассказа (сокращать, вводить подробности, возвращаться к ранее сказанному и т. д.).

Как показывает проведенное исследование, студенты владеют речью повествователя на уровне интуиции.

Таким образом, актуальность данного диссертационного исследования определяется социальным заказом (низкий уровень развития коммуникативных умений выпускников педагогического вуза), неразработанностью методики, вследствие чего не реализуются возможности эффективного формирования у студентов профессионально значимого умения рассказывать.

Основными концептуальными понятиями диссертационного исследования являются:

1) повествование как жанр риторики;

2) отбор разновидностей повествовательного жанра, обоснование этого отбора в профессиональных целях;

3) система обучения, в чем она состоит.

Главным при этом для нашей концепции является вопрос о системе обучения.

Наше диссертационное исследование посвящено жанру повествования.

На основе изучения отечественной риторики (ХУН-ХХ вв.) нам удалось вычленить объединяющие разные виды повествований черты, а именно: а) предметом повествования в них является изображение дела, деяния, того, что существует во времени, б) содержание повествования располагается обычно в хронологической последовательностив) в них можно выделить три части: начало, развитие и конец действия.

Несмотря на то общее, что объединяет различные виды повествований, каждый из них имеет свою специфику.

В основе автобиографического повествования лежит достоверное сообщение об основных фактах и событиях жизни автора. В притче повествуется о действительности в обобщенно-трансформированной формеосновным жанровым признаком сказки является наличие фантастического вымысла.

Однако может возникнуть вопрос, почему из выделенных нами двадцати четырех разновидностей повествований (см. Приложение, таблица 2) мы выбрали для специального изучения именно автобиографические повествования, притчи и сказки?

Во-первых, данные повествовательные жанры, как и многие другие, являются богатейшим источником для пробуждения у школьников переживаний и нравственных, интеллектуальных, эстетических чувств.

Во-вторых, автобиографические повествования, притчи и сказки — древнейшие повествовательные жанры, возникшие у народов разных стран от общего стремления людей к нравственному совершенствованию, поддержанию исторически сложившихся норм поведения в обществе. Не случайно рассматриваемые нами повествовательные жанры выделяются уже в первых русских риториках.

В-третьих, как показало исследование, эти разновидности повествовательного жанра, часто употребляемые учителями (по нашим подсчетам, их более половины в числе других жанров), функционируют на уроках литературы, истории, географии, риторики и т. д, в объяснительной речи учителя, при проблемном обучении, при обсуждении спорных вопросов и т. д.

Все отобранные нами разновидности повествований подчиняются одной целинаучить будущих учителей умению рассказывать, т. е. создавать сами жанры или использовать их в сочетании с другими, например, вводить отобранные жанры — в дискуссию, в ораторскую речь и т. д.

Автобиографическое повествование используется для установления контакта, для размышлений над спорными и далеко не однозначно решаемыми проблемами жизнипритча — как краткий способ решения проблем нравственного характера, когда краткий рассказ, лежащий в основе притчи, в ненавязчивой форме предлагает возможный подход к решению проблемысказка — как вымышленная сказочная история, построенная с учетом опыта литературных сказок, помогающая осознать, что такое хорошо и что такое плохо в современном мире.

Самый простой жанр — автобиографическое повествование, где ученик не должен собирать материал (он рассказывает то, что знает) о себе и может опираться на понятие о невыдуманном рассказе, включенном в школьную программу.

Более сложным жанром является притча, которая требует умения сжато и вместе с тем достаточно ярко пересказывать притчу, уместно включая ее в ораторское выступление, дискуссионное выступление и т. д.

И наконец сказки, которые требуют развитого воображения, фантазии, вымысла, знакомства с современными литературными сказками.

Можно также говорить о микросистеме заданий, применительно к каждому жанру. При организации практической деятельности мы руководствовались сложившимися в методике развития речи традициями в отборе и характеристике видов упражнений: задания аналитического характера (на основе анализа конкретного печатного или видеоматериала в форме текстового продуктана основе анализа конкретного образца речевого поведенияна основе анализа собственного речевого поведения) — аналитико-синтетического и конструктивного характера, последние открывают возможности для формирования речевых умений, направленных на частичный синтез текстовой ткани: создание фрагмента текста на основе данного, распространение исходного материала текста, замена отдельных текстовых фрагментов и т. п.

Основное средство обучения — устная речь, и при этом живое слово учителя является примером для подражания, что не исключает видеозаписей, магнитофонных записей и т. д.

Раскрытые нами компоненты взаимосвязаны целевой установкой, формированием общих типовых жанровых умений, общих подходов к созданию жанров и общими исходными психолого-методическими положениями.

Во-первых, поскольку в центре нашего внимания находится эффективно общающийся учитель, приобретающий опыт творческой деятельности, важно учитывать сложившийся подход к ряду таких важных для нашего исследования понятий, как общение, педагогическое общение, стили педагогического общения, установка в общении, профессиональная открытость, потребность, мотивационная готовность и т. д. При определении данных понятий учитывались теоретические положения современной психологии и педагогики (см. работы Н. И. Жинкина, В.А.Кан-Калика, Л. Т. Курбановой, А. А. Леонтьева, Б. Ф. Ломова, А. К. Макаровой, т Ф. М. Рахматулиной, Л. М. Фридман и др.).

Во-вторых, исходя из прагматического и прикладного аспекта нашего исследования, мы опирались на те принципы и методы, которые сложились в современной методической теории и практике обучения (см. работы М. Т. Баранова, А. Д. Дейкиной, Н. А. Ипполитовой, В. Я. Коровиной, Т. А. Ладыженской и др.).

Методологической основой исследования являются основные положения гуманистической психологии и педагогики, которые направлены на личностно-ориентированный подход в обучении. Такой подход требует от педагога готовности к искреннему и отарытому общению с учениками, которое способствует самоактуализации личности каждого ребенка. Кроме того, мы опираемся на принципы деятельностного подхода, основные положения которого разработаны в теории деятельности.

Цель настоящего исследования — разработать теоретические основы формирования у студентов профессионально-коммуникативных умений, связанных с созданием и использованием жанра повествования.

Гипотеза исследования.

Эффективность обучения устным профессионально значимым жанрам повествовательного характера повысится, если:

— в процессе обучения будет реализована идея положительных мотивационных установок за счет включения речеведческих сведений об устных повествовательных жанрах, их особенностях и значении умения рассказывать в профессиональной деятельности учителя;

— в ходе обучения будут выполнены специальные риторические задачи, формирующие.

— опыт коммуникативно-профессиональной деятельности по созданию текстов определенного жанра, по их включению в другие жанры;

— речевые импровизационные способности;

— готовность к переносу приобретенных типовых жанровых умений на создание других профессионально значимых жанров.

В соответствии с целью и гипотезой исследования на разных его этапах необходимо было решить следующие задачи:

1. Определить уровень разработанности интересующей нас проблемы в историко-риторическом контексте: критически осмыслить и конструктивно оценить существующие в традициях частной риторики опыты обучения речевой практике.

2. Обобщить имеющиеся в современной методике подходы к обучению высказываниям определенного жанрового типа.

3. Определить основные жанровые особенности автобиографических повествований, притч, сказок, дать их описательную характеристику.

4. Установить в ходе констатирующего эксперимента уровень коммуникативной компетентности студентов-словесников I-III курсов. Выявить при проведении констатирующего эксперимента положительные и негативные стороны существующей практики оперирования текстовой информацией студентамивыяснить положительные и негативные качественные параметры сформированных у них жанровых умений.

5. Разработать методику формирования профессионально значимых устно-коммуникативных умений будущего учителя и проверить эффективность разработанной методики.

Организация и этапы исследования.

Первый этап исследования (1984 — 1988 it.).

В этот период рассматривались и уточнялись исходные положения ряда наук, выступающие в качестве теоретической основы методики работы по развитию связной речи учащихся IV класса, а также анализировался педагогический опыт и проводилась экспериментальная работа по обучению четвероклассников умению сочинять сказки. При этом дети постигали «механизмы» волшебных сказок, обучались приемам их создания на основе разработанных нами методических рекомендаций.

Результаты данного этапа работы отражены в кандидатской диссертации на тему: «Методика работы кружка по развитию связной речи учащихся» (1987) — в «Методических рекомендациях для проведения кружковой работы по развитию связной речи» (1987) и в статьях: «Кружок «Сочини сказку» (1985) — «Знания учащихся о сказках и интерес к их сочинительству» (1987) — «Из опыта работы кружка «Сочини сказку» (1988).

Второй этап исследования (1988 — 1992 it.) связан с теоретическими и практическими поисками в области коммуникативно-речевых умений педагога и разработкой курса культуры речи учителя. Автор исследования участвовал в апробации экспериментальных планов и программ по культуре речи учителя МПГУ им. В. И. Ленина под руководством Т. А. Ладыженской. Лично автором проводилось опытное обучение в студенческих группах словесников на филологическом факультете Московского государственного педагогического университета с целью проверки эффективности экспериментальной программы «Культура речи учителя». Проблема обучения устной речи разрабатывалась в рамках спецкурсов и спецсеминаров, которые вел автор на этом этапе работы. Идеи исследования нашли отражение в дипломных сочинениях студентов-выпускников МПГУ им. В. И. Ленина.

Результаты данного этапа работы отражены в следующих статьях: «Слушание и культура речи учителя в педагогическом общении» (1990) — «Совершенствование профессионально-речевой подготовки студентов на занятиях по культуре речи учителя» (1990) — «Организация активной профессионально ориентированной речевой деятельности студентов на занятиях по культуре речи» (1991). Результаты работы были представлены автором на научных конференциях в Московском государственном педагогическом институте и Ярославском государственном педагогическом институте (1991;92 гг.).

Третий этап исследования (1992;1995 гт.) связан с уточнением и конкретизацией предмета исследования, определением концептуальных положений экспериментальной работы по совершенствованию устно-коммуникативных умений учителя. Определялся минимум теоретических сведений по теории текста и жанраосновные принципы обучения, учитывающие особенности личности, важные для профессиональной педагогической деятельности. Создавалась дидактическая база экспериментальной работы, включающей текстовый материал, записи радиопередач, видеофрагменты, методическую видеотеку, включающую записи занятий.

На этом этапе периодически проводились экспериментальные замеры уровня готовности студентов-филологов и учителей-словесников к работе по совершенствованию коммуникативных умений, результаты которой в дальнейшем нашли отражение в соответствующей главе диссертационной работы.

Результаты данного этапа работы отражены в словаре-справочнике «Педагогическое речеведение» (1993) — в книге «Кружок «Сочини сказку» — в статьях: «Притча на занятиях по культуре речи учителя» (1994) — «Учимся сочинять сказки» (1994) — «Искусство рассказывания сказок» (1994) — «Лингвистическая экспедиция в страну Сказочного языка» (1994) — «Притча в профессиональной речи учителя» (1994) — «Знания учащихся о притче» (1995) и др.

Четвертый этап исследования (1995;1998 гг.) связан с апробацией разработанной методики в ходе опытной работы (самого автора и под его руководством) на филологическом факультете МПГУ и других педагогических вузах страны.

В этот период закончено формирование дидактической базы исследования.

Контрольные замеры и итоговые работы по результатам опытного обучения позволяли судить об эффективности созданной программы развития коммуникативных умений студентов-словесников.

Как результаты этого периода работы можно рассматривать: написание монографии «Повествование в истории русского риторического учения» (1998) — разделов в учебники «Школьная риторика» (5−8 классы): «Учимся слушать», «Пересказы, пересказы.», «Сочини сказку», «Начало моей биографии» (5 класс) — «Виды речевой деятельности», «Учимся слушать информационную речь», «Красна речь с притчею» (6 класс) — «Уроки житейской мудрости» (7 класс) — «Биографическое повествование» (8 класс) — журнальных публикаций: «Открою уста Мои в притче» (Использование притчи в профессиональной речи будущего учителя)" (1997) — «Без притчи века не изживешь (Приемы работы с притчей на уроках развития речи» (1997) — «Уроки житейской мудрости (Библейская притча на занятиях в VIII классе» (1997;1998) — «Искусство сочинения сказок» (1998) — «Расскажи о себе (Использование автобиографического повествования в профессиональной речи будущего учителя)» (1998) — «Начало моей биографии» (1998) и др.

Для решения поставленных задач были использованы следующие методы исследования:

— теоретическая разработка проблемы на основе изучения монографий, учебников и учебно-методических пособий по истории риторики, философской, психолого-педагогической, лингвистической, методической литературы;

— проведение констатирующих срезов, поискового эксперимента, опытно-экспериментальной работыколичественный и качественный анализ результатов обучения.

Эспериментальная работа проводилась в 1988;1998 годах.

Констатирующий и поисковый эксперименты были проведены в педагогических вузах г. Москвы, Ярославля, Новосибирска, Новокузнецка, Тольятти, Южно-Сахалинска, Саранска, Майкопа, Харькова, Луганска.

Обучающий эксперимент был проведен лично автором в Московском педагогическом государственном университете (1989;1998 гт.), а также преподавателями кафедры культуры речи учителя МПГУ, кафедры русского языка и методики преподавания русского языка и литературы Тольяттинского государственного педагогического института им. В. В. Куйбышева, кафедры русского языка Мордовского государственного университета им. Н. П. Огарева, АГУ, ЮСГПИ, кафедры русского языка и методики преподавания ЛГПИ им. Т. Г. Шевченко, сектора языкознания ХГПУ им. Г. С. Сковороды (1994;19 971Т.).

Теоретическая новизна исследования:

— в ходе анализа теоретических и практических пособий по русской частной риторике (XVIII — начала XX в.) выявлены наиболее традиционные разновидности повествования, которым отдается предпочтение на протяжении всего изученного периода отечественной риторикипоказана роль повествовательных жанров как дидактических единиц в обучении профессиональной речи;

— выявлены и охарактеризованы общие параметры для характеристики повествовательных жанров: определение предметного планацелевое назначениерасположение материаласлог (стиль) изложения материала.

— определен круг понятий, лежащих в основе формирования профессионально-речевых устных умений учителя-словесника (повествование как речевой жанр, структура и разновидности повествований, их употребление в речи учителя и т. д.);

— уточнен круг коммуникативно-речевых умений: а) анализировать данный речевой жанр по определенным параметрам (соответствие критериям жанра, коммуникативному намерению и способам его выражения, речевой ситуации и т. д.) и оценивать анализируемый жанрб) создавать текст в соответствии с его жанровыми особенностямиуместно вводить разновидности повествовательных текстов в другие жанрыв) оценивать созданный текст, его использование в сочетании с другими жанрами (уровень самооценки);

— разработаны оптимальные приемы формирования устно-речевых умений (анализ речевой ситуации, моделирование ситуаций, самоанализ, риторический анализ, риторическая задача, риторическая игра и др.), а также привлечение таких технологических средств, как видеофрагменты, видеозаписи, магнитофонные записи радиопередач, звукозаписи с образцами художественного рассказывания, лазерные диски с записью духовной музыки, репродукции картин, икон, фресок, мозаик и т. д.;

— разработаны критерии отбора дидактического материала (главный из нихпрофессиональная ориентированность на возможность использования текста в школе);

— доказано, что при организации системы обучения устным речевым жанрам повествовательного характера следует привлекать исторический опыт отечественной методики обучения языку и речи, а также частной риторики, где формирование речевых умений предполагало воспитание речевого вкуса и развитие личности говорящего;

Предлагаемая концепция обучения будущих учителей-словесников устным профессионально значимым жанрам повествовательного характера основывается на теоретически значимых положениях частной риторики о рекомендательном, прикладном характере речеведческих знаний и вместе с тем учитывает достижения современной коммуникативной лингвистикитеории речевой деятельностиисследования психологии общения и методики вузовского обучения языку и речиа также использует данные, полученные исследователем на этапе констатирующего и обучающего эксперимента.

Практическая значимость исследования: разработана научно-обоснованная и экспериментально проверенная комплексная программа обучения студентов устным профессионально значимым жанрам повествовательного характера;

— отобран и проверен в опытном обучении комплекс дидактических средств: текстов (общим объемом более 100 высказываний), видеофрагментов, видеозаписей, радиопередач (общим объемом более 20 часов);

— разработана система заданий для риторического анализакомплект риторических задач для разных этапов обучения устным речевым жанрам повествовательного характера учителя-словесника;

— созданы методические рекомендации для преподавателей педагогических вузов, ведущих курс «Культура речи учителя» по отдельным темам программы, а также для учителей, ведущих занятия по риторике в школе;

— разработаны основные темы программы как главы школьного учебника «Риторика. 5−8 классы» (под ред. Т .А.Ладыженской).

Материалы исследования могут быть использованы в практике преподавания вузовского курса «Культура речи учителя», «Педагогическая риторика» — в работе учителя риторики общеобразовательной школына курсах повышения квалификациидля совершенствования школьных и вузовских программ формирования коммуникативных умений.

Обоснованность и достоверность результатов подтверждается их опорой на фундаментальные теоретические и методические положения риторики, современной коммуникативной лингвистики, педагогики высшей школы, психологии личности, а также данными констатирующего эксперимента, поискового эксперимента, итогами опытного обучения, количественным и качественным анализом экспериментального материала.

В общей сложности экспериментальной работой на всех этапах исследования (в течение 1988 — 1998 гт.) было охвачено более 1000 студентов и более 100 учителей.

Апробация работы.

Обоснование концепции исследования представлено в публикациях и докладах на научно-практических конференциях, на апрельских чтениях в МПГУ (1990 — 1997 гг.), на учебно-методических семинарах для преподавателей риторики в вузе и в школе, на курсах риторики (1994 — 1997 гг.). На основе занятий по сочинению сказок была подготовлена телевизионная передача. Книга «Кружок «Сочини сказку» используется как пособие по развитию речи детей 8−12 лет учителями гг. Москвы, Загорска, Ярославля, Тольятти, Новокузнецка и др.

Концептуальные идеи автора разрабатывались в дипломных сочинениях студентов МПГУ, преподавателей риторики средних школ г. Москвы и области (на курсах городского ИУУ).

Положения, выносимые на защиту:

1. Обучение устным жанрам повествовательного характера будущего учителя-словесника должно стать составной частью его профессиональной речевой подготовки. В ходе обучения следует формировать важнейшие устно-коммуникативные умения в процессе овладения способами текстовой жанровой деятельности.

2. При организации современной практики обучения устной повествовательной речи целесообразно использовать накопленный русской частной риторикой опыт «научения» созданию высказываний на основе воспитания личности говорящего, развития его речевого вкуса, импровизационных способностей, готовности к переносу приобретенных типовых жанровых умений на создание других профессионально значимых жанров.

3. Включение в репертуар педагогических жанров таких повествовательных жанров, как автобиографическое повествование, притча, сказка, позволит максимально реализовать идеи профессионально-ориентированного обучения, где одинаково ценностны и формируемый опыт говорящего, и развитие его коммуникативно-творческих способностей.

4. Предлагаемая методика обучения устным жанрам повествовательного характера является в своей основе универсальной. Она может быть использована на разных этапах обучения учителя-словесника другим речевым жанрам.

Результаты исследования могут быть учтены при подготовке учебных программ, методических рекомендаций (для преподавателей курса «Культура речи учителя») и учебников (для студентов педагогических вузов).

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Диссертационное исследование посвящено актуальным проблемам формирования профессиональной личности.

Актуальность исследования определяется существующим социальным заказом на обучение учителя, который готов к коммуникативно-компетентному и профессионально грамотному речевому поведению. Эта проблема не была предметом специальных исследований в методическом плане, если не считать отдельных работ по обучению некоторым жанрам профессиональной педагогической речи (см., например, кандидатские диссертации Л. Г. Антоновой, Н. В. Кузнецовой и др.).

В рамках нашего исследования мы стремились.

— определить повествовательные жанры как дидактические единицы обучения профессиональной речи;

— разработать исходные теоретические положения методики работы над коммуникативными умениями;

— установить уровень готовности студентов-филологов к работе по речевому совершенствованию;

— разработать оптимальную в условиях вуза методику обучения профессионально значимым жанрам;

— определить комплекс методических мер, реализующих систему обучения учителя устным речевым жанрам.

Исторический экскурс проблем отечественной методики обучения языку и речи, а также частной риторики, позволил уточнить многие существующие в настоящее время проблемы практики сочинительства. Правильно организованная практика обучения речи должна учитывать достижения русской риторической науки. В ходе анализа теоретических и практических пособий по русской частной риторике удалось обосновать выделение повествования как жанра риторики, определить различные подходы к его характеристикевыявить наиболее традиционные разновидности повествования, которым отдавалось предпочтение на протяжении всего изученного периода отечественной риторикиохарактеризовать общие жанроопределяющие признаки повествовательных жанров. Характеристические параметры текстового типа (определение предметного плана речевого произведения и возможного расположения материалаописание условий бытования рода речи и отличительных жанрово-стилистических особенностей), представленные в пособиях по частной риторике, во многом не потеряли своей значимости и в наше время. Теоретическая и практическая реконструкция многих идей частной риторики тем очевиднее, что эти идеи имели свое бытование в свернутом виде в русской методической науке и практике обучения речи в частности.

Наше исследование подтвердило, что перспективную идею профессионального обучения возможно обеспечить, если основу речеведческой подготовки учителя-словесника составит усвоение выпускниками вуза опыта коммуникативно-творческой деятельности по созданию профессионально значимых типов высказываний. Таким образом, профессионально значимый жанр может и должен стать дидактической единицей обучения на занятиях по риторике, культуре речи и т. д. А исходным и целевым основанием для исследовательских поисков должно стать понятие коммуникативная компетентность, которое предполагает свободное, незатрудненное оперирование смысловой информацией в процессе речевого общения и дает личности право на реализацию собственного замыслаобеспечивает ей индивидуальный речевой стиль, в том числе и в области устных речевых жанров.

Как показал анализ специальной литературы по лингвопрагматике и современной жанрологии, речевой жанр — это единственно реальная форма существования текста, некая динамическая структура, модель, которая отражает форму языковой практики.

Наши исследования подтверждают, что каждая речевая среда (профессиональная в том числе) вырабатывает собственный репертуар речевых жанров, и, следовательно, можно говорить о существовании репертуара педагогических жанров. Среди жанровых моделей текста есть и повествовательные жанры, к числу которых относятся рассматриваемые нами автобиографические повествования, притчи и сказки.

В нашем исследовании мы подробно исследуем вопрос о жанрообразующих признаках данных повествовательных жанров, которые помогают подтвердить жанровое ожидание, обнаружить жанр, оценить его своеобразие.

Жанроопределяющие признаки имеют выход в методическую практику: позволяют конкретизировать и специализировать обучение жанровой деятельности. Практика обучения жанру должна включать знания о признаках жанра и умения использовать приоритетные признаки при создании его. л.

Автобиографические повествования, притчи и сказки рассматриваются нами как жанровые образования, имеющие свою систему жанроопределяющих признаков, которые необходимо учитывать как при анализе, так и при создании текстов определенных жанров.

Опыт исследования определенного массива текстов повествовательного характера позволил дать рабочее определение и описание представленных в опытном обучении жанров.

Выявленные жанровые особенности анализируемых устных повествовательных высказываний (автобиографических повествований, притч, сказок) использовались при разработке экспериментальной программы обучения: на основе жанроопределяющих признаков определялись умения, необходимые для речевых опытов, и система заданий, позволяющая формировать и совершенствовать эти умения.

Условия реализации методики обучения потребовали проведения констатирующего среза.

Обобщенные результаты констатирующего среза показали, что студенты-филологи 1-Ш курсов имеют положительную мотавационную готовность к работе по совершенствованию устно-речевых умений: строго оценивают свои коммуникативные способности, видят профессиональную значимость работы по коммуникативно-речевой подготовке, дают конструктивные советы по методической организации этой работы.

На основе констатирующего среза был сделан вывод, что проблемы обучения жанровой деятельности могут быть решены, благодаря созданию лингвистически и методически обоснованной теории обучения, которая охватывала бы все звенья коммуникативно-речевой подготовки студента-словесника.

В основу разработки методики опытного обучения, кроме данных констатирующего эксперимента, положены результаты исследований в области общей и частной риторики, психологии личности, прагматической лингвистики, педагогики и методики развития речи.

Программа опытного обучения строилась как общая методическая система, в основу которой были положены следующие принципы:

— принцип историзма;

— принцип единства общей и частной риторики;

— принцип единства обучения, развития, воспитания;

— принцип «целенаправленного методического действия» и др.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Н. Дар слова. СПб., 1900−1912. Вып. 1−15.
  2. В.В. Психотехнология решений проблемных ситуаций. М., 1992.
  3. С.С. Античный риторический идеал и культура Возрождения // Античное наследие в культуре Возрождения. М., 1984.
  4. Автоний (Афтоний). Предуготовление к красноречию. Сочинение древнего софиста Автония / Пер. с лат. М., 1805.
  5. И. Адрианова-Перетц В. П. Очерки поэтического стиля Древней Руси. М.- Л., 1947.
  6. М. Искусство говорить публично. Психофизиологическая теория красноречия. 2-е изд. СПб., 1908.
  7. M.K. Русские сказочники // Русская сказка. Избранные мастера. Л., 1932. Т.1.
  8. A.A. Структура целого текста. М., 1978. Вып. 1.
  9. К.С. О различии между сказками и песнями русскими // Московские ведомости. М., 1852. № 153.
  10. Активные методы обучения педагогическому общению и его оптимизация // Сб. науч. тр. / Под ред. А. А. Бодалева. М., 1983.
  11. A.B. Себя преодолеть. М., 1982.
  12. А.Д. Родной язык в средней школе (опыт методики). М., 1911.
  13. Амвросий (Серебренников). Краткое руководство к оратории российской, сочиненное в Лаврской семинарии в пользу юношества, красноречию обучающегося. М., 1778- 2-е изд. 1791.
  14. А. Письменные упражнения в начальных народных училищах. Симбирск, 1893. 4.1.
  15. Андрей Белобоцкий. Наука проповедей. Рукопись РГБ. Ф.310. № 430.
  16. И.Л. А теперь об этом. М., 1985.
  17. Н.П. Воспитание игрой: Книга для учителя. М., 1987.
  18. В.П. Баба-Яга // К мудрости ступенька. О русских песнях, сказках, пословицах, загадках, народном языке: Очерки. М., 1982.
  19. В.П. Гипербола в волшебных сказках // Фольклор как искусство слова. М., 1975. Вып.З.
  20. В.П. Русская народная сказка: Пособие для учителей. М., 1977.
  21. В.И. Композиция и терминология первой русской «Риторики» // Риторика и стиль. М., 1984.
  22. В.И. Первая русская «Риторика» начала XVII века. Автореф. канд.дис. М., 1985.
  23. В.И. Старообрядческая риторика в 5-ти беседах // Мир старообрядчества. Книга. Традиция. Культура. М., 1996. Вып.З.
  24. В.И. История русской риторики. Хрестоматия: Учебное пособие для студентов гуманитарных факультетов вузов. М., 1998.
  25. Античные теории языка и стиля / Под ред. О. М. Фрейденберг. Спб., 1996.
  26. С.П. Я читаю рассказ. М., 1973.
  27. Л.Г. Письменные жанры речи. Ярославль, 1998.
  28. Н.Д. Метафора // Лингвистический энциклопедический словарь. М., 1992.
  29. Н.Д. Типы языковых значений: Оценка. Событие. Факт. М., 1988.
  30. Е.А. Экстралингвистические детерминанты формирования коммуникативных способностей: Автореф. дис.. канд. филол. наук / Институт языкознания АН СССР. М., 1983.
  31. А.Г. О месте установки в структуре деятельности: Автореф. дис.. канд. психол. наук / МГУ им. М. В. Ломоносова. М., 1976.
  32. A.M. Народные сказки о богатырях русского эпоса. М.- Л., 1962.
  33. К.Н., Лесскис Г. А. Семиотика и структура повествования от третьего лица в художественной прозе // Изв. АН СССР. Сер. лит. и яз. М., 1980. Т.39. № 1.
  34. А.Н. Народные русские сказки: В 3 т. М.- Л., 1936.
  35. П.О. Краткая методика родного языка. 5-е изд. М.- Л., 1929.
  36. Т.В. Теория речевого общения в трудах М.М.Бахтина и Л. С. Выготского // Вестник Московского ун-та. М., 1984. Сер. 14. № 3.
  37. Ц.П. Воспитательное чтение. 4-е изд. М., 1914.
  38. И.А. Интерпретация заглавия, начала и конца как особых компонентов текста (к вопросу о сильной позиции у А.П.Чехова) // Вопросы стилистики: Межвуз. сб. науч. тр. Текст и его компоненты. Саратов, 1992. Вып. 24.
  39. М.Т. Межпредметные связи русского языка в учебном процессе // Русский язык в школе. М., 1979. № 3.
  40. М.Т. Приемы обогащения словаря учащихся // Вопросы изучения лексики русского языка в восьмилетней школе. М., 1962.
  41. М.Т. Типы учебного материала и методы обучения русскому языку // Русский язык в школе. М., 1981. № 3.
  42. М.Т. Эстетическое воспитание учащихся на уроках русского языка в 4−8 классах // Русский язык в школе. М., 1976. № 3.
  43. В.К. К принципам строения высказывания в разговорной речи // Новое в зарубежной лингвистике. М., 1985. Вып. 15.
  44. Р. Удовольствие от текста // Р.Барт. Избранные работы. Семиотика. Поэтика. М., 1994.
  45. К.Б. Живое слово в образцах и заданиях. М.- Л., 1929−1930. 4.1−4.
  46. К.Б. Культура слова. 2-е изд. М., 1930.
  47. Басни Эзопа / Перевод, статья и комментарии МЛ.Гаспарова. М., 1993.
  48. М.М. Проблемы поэтики Достоевского. М., 1972.
  49. М.М. Эстетика словесного творчества. М., 1979.
  50. В.А. Время в волшебной сказке // Проблемы фольклора. М., 1975.
  51. В.А. Об активности героя русской волшебной сказки // Фольклор народов РСФСР. Уфа, 1976. Вып.З.
  52. В.А. Пространственные представления в волшебной сказке // Фольклор народов РСФСР. Уфа, 1974. Вып.1.
  53. .Х. Психолингвистические проблемы речевого общения: Автореф. дис. канд. филол. наук / АН СССР: Институт языкознания. М., 1973.
  54. В.Г. Общая риторика Кошанского // Полн. собр. соч. М., 1955. Т.8.
  55. В.Г. Полн. собр. соч. М., 1954. Т.5.
  56. И.М. Учебник теории поэзии: Для пятого класса мужских и женских гимназий. Архангельск, 1877. (Последующие издания под названием «Учебник теории словесности». СПб.- М., 1878. (32 издания до 1918 года).
  57. Е.В. Теория словесности. Руководство при разборе образцов словесности и при письменных упражнениях учеников. М., 1869 (14 изданий до 1911 года). (В пособие включены «Правила для составления сочинений» и краткие теоретико-словесные сведения).
  58. Р. Развитие Я концепции и воспитание. М., 1986.
  59. Библейская энциклопедия. М., 1992.
  60. В.В. Присказка. Закон композиционного контраста // Фольклор Урала. Народная проза. Свердловск, 1976.
  61. Е.И. Сочинение-рассуждение в системе письменных работ. Книга 1. Владимир, 1963.
  62. О.И. Постоянный эпитет в народной сказке // Исследования по стилистике. Пермь, 1976. Вып.6.
  63. A.A. Личность и общение: Избранные труды. М., 1983.
  64. A.A. Формирование понятия о другом человеке как личности. Л.,
  65. Ф.М., Коряк Н. М. Внимание: конфликт! Новосибирск, 1989.
  66. Я. Разговорность как динамический фактор // Новое в зарубежной лингвистике. М., 1988. Вып. 20.
  67. А. О сочинениях в школе // Русский язык в школе. М., 1932. № 1.
  68. М.П. Стилистика немецкого языка. М., 1983.
  69. . Н.Л. Следы профессиональных сказочников в русских сказках // Этнографическое обозрение. 1904. № 2.
  70. Д.П. Человек: деятельность и общение. М., 1978.
  71. Бумбараш: Книга московских писателей. М., 1971.
  72. Н.Ф. Живое слово. СПб., 1876.
  73. Ф.И. Исторические очерки русской народной словесности и искусства. СПб., 1857. Т.2.
  74. Ф.И. О преподавании отечественного языка. Л., 1941.
  75. В защиту живого слова. Сб. статей. М., 1966.
  76. Н.М. Антитеза в волшебных сказках // Фольклор как искусство слова. М., 1975. (Художественные средства русского народного поэтического творчества. Вып. 3).
  77. Н.М. Контаминация как творческий прием в волшебной сказке // Русский фольклор. Л., 1972. (Русская народная проза- Т. 13).
  78. Н.М. Русская народная сказка. М., 1975.
  79. Н.М. Эпитет в волшебной сказке // Эпитет в русском народном творчестве. М., 1980.
  80. А. Метатекст в тексте // Новое в зарубежной лингвистике. М., 1978.1. Вып.8.
  81. А. Речевые жанры // Жанры речи. Саратов, 1997.
  82. А.Д. Греческо-русский словарь (репринт у-го издания 1899 года). М., 1991.
  83. А.Н. Статьи о сказке. 1868−1890 II Полн. собр. соч. М.- JL, 1938.1. Т.16.
  84. Вещь в искусстве. М. 1986.
  85. В.К. Психологические механизмы мотивации человека. М., 1990.
  86. В.В. Стилистика. Теория поэтической речи. Поэтика. М., 1963.
  87. В.В. О языке художественной прозы II Избранные труды. М., 1980.
  88. Г. О. Культура языка. М., 1929.
  89. Т. Г. Устная речь и стилевые свойства высказывания П Разновидности городской устной речи. М., 1988.
  90. П.В. Введение в историю русской словесности. Киев, 1896.
  91. В.И. Словесность в образцах и разборах, с объяснением общих свойств сочинения и главных родов. СПб., 1868. (6 изданий до 1905 года).
  92. А.А. Основы русской риторики. М., 1996.
  93. P.M. К вопросу о сказочной обрядности русской народной сказки II Тр. Одес. гос. ун-та / Сб. филол. ф-та. 1940. Т. 1.
  94. P.M. Русская сказка. К вопросу о роли сказочника в создании сказочной обрядности II Науч. зап. / Одес. пед. ин-т. 1941. Т.6.
  95. В.П. Риторики в России XVIII—XIX вв.. М., 1988.
  96. К.В. О роли ситуаций при обучении взрослых устной речи. М., 1964.
  97. Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. М., 1985.
  98. Л.С. Педагогическая психология. М., 1991.
  99. Л.С. Психология искусства. М., 1986.
  100. В. Родная речь: музыка и оружие // Комсомольская правда. М., 1969. 22 июня.
  101. А.И. Теория красноречия для всех родов прозаических сочинений. СПб., 1830. (4.1. Ораторский язык, изобретение, расположение- 42. Частная, или прикладная, риторика).
  102. И.Р. Сменность контекстно-вариативных форм членения текста // Русский язык. Текст как целое и компоненты текста. М., 1982.
  103. И.Р. Текст как объект лингвистического исследования. М., 1981.
  104. М.Л. Перевод, статья и комментарии // Федр. Бабрий. Басни. М., 1962.
  105. М.А. Коммуникативная лингвистика и типология текста. Тбилиси, 1988.
  106. П.Е. Руководство к изучению русской словесности, содержащее языкоучение, общую риторику и теорию слога прозаических и стихотворных сочинений. СПб., 1835. (3 издания до 1842 года).
  107. Н.М. Формулы русской волшебной сказки (к проблеме стереотипности и вариативности традиционной культуры) // Советская этнография. М., 1978. № 5.
  108. М. Искусство повествования. М., 1984.
  109. Гин Я. И. Из наблюдений над грамматической категорией рода в русской народной сказке // Язык жанров русского фольклора. Петрозаводск, 1977.
  110. С.И. Связный текст. Формальное определение и элементы типологии. М., 1971.
  111. Л.Я. О психологической прозе. Л., 1977.
  112. В.В. Общие вопросы развития устной речи // Мастерство устной речи. М., 1965.
  113. C.B. К вопросу о языке народной волшебной сказки // Вопросы истории и филологии. Воронеж, 1979. Вып.2.
  114. Л.А. Выразительное чтение и рассказывание учителя. М., 1981.
  115. И.Н., Житникова В. Ф. и др. Умеете ли вы общаться? М., 1991.
  116. A.M. О религиозно-мифологическом моменте в эпосе древних // Собр. соч.: В 30 т. М., 1953. Т.25.
  117. Э.В. К вопросу об индивидуальном стиле сказочника // Художественный фольклор. 1929. № 4−5.
  118. Л.К., Миськевич Г. И. Теория и практика русского красноречия. М., 1989.
  119. С.Т. Формирование мотивации учения школьников: Методические рекомендации. М., 1982.
  120. Е.А. Особенности синтаксиса русских народных сказок, записанных А.А.Шахматовым в бывшей Олонецкой губернии: Автореф. дис.. канд. филол. наук / Акад. наук СССР. Ин-т языкознания. Л., 1952.
  121. В.Е. Эстетика фольклора. Л., 1967.
  122. И.И. Система российской словесности. М., 1832.
  123. И.И. Чтения о словесности. Курс 1-й. Введение. Язык. Речь. Слог.
  124. М., 1837. 2-е изд., испр.- Курс 2-й. Ораторская речь. Философские сочинения.
  125. Исторические сочинения. М., 1838- Курс 3-й. Поэзия лирическая. Поэзия эпическая. М., 1839- Курс 4-й. Поэзия драматическая. М., 1843. У1
  126. O.A. К вопросу о традиционных приемах и средствах русской народной волшебной сказки // Проблемы современной и исторической лексикологии. М., 1979.
  127. O.A. Традиционные языковые средства русской народной волшебной сказки (определительные сочетания, поэтические формулы): Автореф. дис. канд. филол. наук / МГПИ им. В. И. Ленина. М., 1981.
  128. В.И. Толковый словарь живого великорусского языка (Репринт). М., 1990.
  129. В.В. Изучение речевых жанров: Обзор работ в современнойрусистике // Вопросы языкознания. М., 1997. № 1.
  130. А.Б. Воспитателю о психологии общения. М., 1987.
  131. А.Б. Общение: наука и искусство. М., 1980.
  132. А.Б. Глаза в глаза. М., 1982.
  133. В.А. Изложения и сочинения в семилетней школе. М.- Л., 1946.
  134. С. Притча в древнерусской духовной письменности // Православный собеседник. Казань, 1864, апрель, № 4.
  135. Древнерусская притча. М., 1991.
  136. Т.М. Текстовая деятельность в структуре социальной коммуникации. М., 1984.
  137. Т.М. Язык и социальная психология. М., 1980.
  138. ., Мэнге Ф., Эделин Ф., Пир Ф. Общая риторика. М., 1986.
  139. E.H. Некоторые замечания о роли загадки в сказке // Этнографическое обозрение. 1907. № 4.
  140. E.H. Некоторые замечания по поводу сложения сказок. Заговорные формулы в сказке // Этнографическое обозрение. 1912. № 1−2.
  141. Г. Г. Становление жанров автобиографии и мемуаров // Русский и западноевропейский классицизм. М., 1982.
  142. Жанры речи. Саратов, 1997.
  143. Н.И. Психологические основы развития речи // В защиту живого слова. М., 1966.
  144. Н.И. Речь как проводник информации. М., 1982.
  145. Н.Д. К вопросу о лингвистических единицах текста // Синтаксис текста. М., 1979.
  146. Н.Д. Текст: лингвистический и методический аспект. М., 1981.
  147. К.П. Общая риторика. Одесса, 1849.
  148. К.П. Исследование о риторике в ее наукообразном содержании и в отношениях, какие имеет она к общей теории слова и к логике. Одесса, 1846.
  149. К.П. Курс русской словесности для учащихся. Общая риторика и частная риторика. Одесса, 1849.
  150. К.П. Теория словесности: Курс гимназический. В 3 тт. СПб., 1850−1852. (Издана анонимно. Т.1. Риторика- Т.2. Теория прозы- Т.З. Пиитика).
  151. Зизаний Лаврентий. Грамматика словенска. Вильно, 1596 (раздел «Лексис, сиреч речения»).
  152. С.Ф. Говори! (Уроки развивающей риторики). М., 1997.
  153. С.Ф. Искусство диалога, или Беседы о риторике. Пермь, 1992.
  154. П.Ф. Устные рассказы на факультативных занятиях // Русский язык в школе. М., 1976. № 6.
  155. Игра-драматизация в школе / Под ред. Е. Е. Соловьевой. М.- Л., 1924.
  156. Изборник великого князя Святослава 1073 года. М., 1880.
  157. И.А. О тьме и просветлении. Мюнхен, 1959.
  158. Иоанникий Галятовский. Ключ разумения. Киев, 1659.
  159. H.A. Текст в системе изучения русского языка в школе: Материалы к спецкурсу. М., 1992.
  160. П.Ф. Уроки по теории словесности с присоединением примерных планов для практических работ. Рязань, 1913.
  161. Исповедь блаженного Августина, епископа Гиппонского. М., 1991.
  162. Кан-Калик В. А. Педагогическая деятельность как творческий процесс. Грозный, 1976.
  163. Кан-Калик В. А. Учителю о педагогическом общении. М., 1986.
  164. Ю.Н. Русский язык и языковая личность. М., 1992.
  165. В.И. Основания словесности. СПб.- М., 1866. (4.1. Стилистика. Книга представляет собой первую часть теории словесности).
  166. В.И. Состав, формы и разряды словесных произведений применительно к практическому преподаванию словесности. СПб., 1876.
  167. В.И. Мотивы поведения и деятельности. М., 1988.
  168. К.В. О смысловом строении спонтанной устной речи // Новое в ^ зарубежной лингвистике. М., 1985. Вып. 15.
  169. А.Н., Крылова O.A., Одинцов В. В. Функциональные типы русской речи. М., 1982.
  170. И.М. Загадка в сказке // Учен. зап. / Ленингр. ун-т. Сер. филол. наук. Л., 1946. Вып. 12. № 81.
  171. Кон И. С. Открытие «Я». М., 1978.
  172. В.Г. Культура речи и стиль. М., 1960.
  173. H.H. Риторика. М., 1994.
  174. Н.Ф. Общая реторика. СПб., 1829 (10 изданий).
  175. Н.Ф. Частная реторика. СПб., 1832 (2-е изд. 1840).
  176. Н.И. Сказка как фольклорный жанр // Специфика фольклорных жанров: Сб. статей / Под ред. Б. П. Кирдана. М., 1978.
  177. В.М. Из истории украинской новеллистики XVII века. Киев, 1983.
  178. .Я. Особенности организации устной спонтанной речи: Автореф. дис. канд. филол. наук / МГУ им. М.ВЛомоносова. М., 1985.
  179. Т.А. Развитие речи (О подготовке учащихся к устным и письменным сочинениям) М., 1960.
  180. Т.А. Система работы по развитию связной устной речиучащихся. М., 1975.
  181. Т.А. Живое слово: Устная речь как средство и предмет обучения. М., 1986.
  182. С.Г. Поэтика русского фольклора. М., 1981.
  183. К.Д. Баба-Яга и одноногие боги (К вопросу о происхождении образа) // Фольклор и этнография. Л., 1970.
  184. K.M. Культура педагогического общения. Иркутск, 1985.
  185. A.A. Высказывание как предмет лингвистики, психолингвистики и теории коммуникации // Синтаксис текста. М., 1979.
  186. A.A. О речевой ситуации и принципе речевых действий // Русский язык за рубежом. М., 1968. № 2.
  187. A.A. Основы теории речевой деятельности. М., 1974.
  188. A.A. Педагогическое общение. М., 1996.
  189. A.A. Деятельность и общение // Вопросы философии. М., 1979. № 1.
  190. A.A. Психолингвистические единицы речевого высказывания. М., 1969.
  191. A.A. Психология общения. Тарту, 1974.
  192. Н.М. Учебный курс теории словесности. Симбирск, 1897. (15 изданий до 1917 г.). (Для духовных семинарий и женских училищ духовного ведомства,
  193. Т. 1. Стилистика- Т.2. Теория словесноста).
  194. Лингвистический энциклопедический словарь. М., 1992.
  195. .Ф. Методические и теоретические проблемы психологии. М., 1984.
  196. .Ф. Проблема общения в психологии // Проблемы общения в психологии. М., 1986.
  197. М.В. Краткое руководство к риторике // Полн. собр. соч. М.- Л. 1952. Т.7. Труды по филологии. 1739−1758.
  198. X. Сказание о молодце и девице. СПб., 1894.
  199. М.Р. Риторика. Учебное пособие для учащихся старших классов средних учебных заведений. М., 1995.
  200. С., Кэдзен К. Учитель и ребенок в ситуации устного рассказа // Познание и общение. М., 1988.
  201. А.К., Орлов А. Б., Фридман Л. М. Мотивация учения и ее воспитание у школьников. М., 1983.
  202. A.K. и др. Формирование мотивации учения: Книга для учителя. М., 1990.
  203. Мастерство устной речи / Под ред. В. В. Голубкова. М., 1965.
  204. Е.М. Герой волшебной сказки. Происхождение образа. М., 1958.
  205. А.Ф. Краткая риторика, или Правила, относящиеся ко всем родам сочинений прозаических. В пользу благородных воспитанников университетского пансиона. М., 1809.
  206. В.Н. Формирование коммуникативных умений учащихся на уроках русского языка с учетом методической типологии текста: Автореф. дис.. докт. пед. наук / МГПИ им. В. И. Ленина. М., 1986.
  207. Ф. Характер разговорности и разговорного стиля // Новое в ^ зарубежной лингвистике. М., 1988.
  208. В.И. Из наблюдений над фразеологическим составом русских народных сказок XIX в. (Парные сочетания слов) // Проблемы русской фразеологии. Тула, 1978.
  209. В.И. Парные сочетания в русских народных сказках (с антонимическими лексемами) // Материалы по русско-славянскому языкознанию. Воронеж, 1974.
  210. О.Ф. Разбор сборника русских сказок А.Н.Афанасьева // 34-е присуждение Демидовских наград. СПб., 1866.
  211. A.B. Сочинение в школе. Вып. I. Уроки коллективного творчества, д, Харьков, 1922.
  212. A.B. Умение говорить публично. Живое слово. М., 1923.
  213. Михаил Усачев. Риторика. Рукопись ГИМ. Собр. П. И. Щукина. № 803.
  214. М. Символ, аллегория, притча: На пути художественного познания мира // Знамя. 1966. № 2.
  215. А.К. Основы риторики: Мысль и слово: Учебное пособие для учащихся 10−11 классов общеобразовательных учреждений. М., 1996.
  216. Моделирование педагогических ситуаций / Под ред. Ю. К. Кулюткина. М., 1981.
  217. П.О. Сказки // А.Галахов. История русской словесности. СПб., 1880.
  218. Мотивация личности: феноменология и механизмы формирования // Сб. науч. тр. АПН СССР. Редкол.: А. А. Бодалев (отв. ред.) и др. М., 1982.
  219. Н.Л., Шабуров Н. В. и др. Прагматика притчи. Препринт. М., 1989.
  220. На подступах к риторике /Авт.-сост. В. Я. Коровина: Пособие для учащихся 811 классов общеобразовательных учебных заведений. М., 1996.
  221. O.A. Функционально-смысловые типы речи (описание, повествование, рассуждение). Улан-Удэ, 1974.
  222. А.И. Сказка, ее бытование и носители. М.- Л., 1930.
  223. А.И. Эротика в великорусской народной сказке // Художественный фольклор. М., 1925. № 4−5.
  224. H.A. Повествовательная структура и жанр: Пособие по спецкурсу / Отв. ред. Л. Ю. Максимов. М., 1993.
  225. A.C. Основания российской словесности. Часть 1−2. Спб., 1807. (7 изданий до 1830 года). (Учебник для морских училищ. 4.1. Грамматика (и стихосложение). Ч. 2. Риторика. В заглавии фамилия автора не указана.
  226. Е.С. Система персонажей в русской волшебной сказке // Типологические исследования по фольклору. М., 1975.
  227. Н.В. К художественной специфике восточнославянской волшебной сказки. Начальные и заключительные формулы // Отражение межэтнических процессов в устной прозе. М., 1979.
  228. Н.В. Образы восточнославянской волшебной сказки. Л., 1974.
  229. H.A. О специфике образа в восточнославянской сказке. Кощей Бессмертный // Русский фольклор. М.- Л., 1966. (Специфика фольклорных жанров- Вып. 10).
  230. В.В. Композиционные типы речи // Функциональные типы русской речи. М., 1982.
  231. Опыт краткого изложения теории словесности (с библиографическими указаниями). СПб., 1865 (4 издания до 1871 года). (Краткий конспект «Учебной теории словесности» Н. Г. Минина, составитель К. Петров).
  232. Опыт теории словесных наук, почерпнутый из лучших ее источников. СПб., 1832. (Указаны источники: Платон, Аристотель, Квинтилиан, Батгё, Блер, Кант и др.).
  233. Ю.М. Восхождение к индивидуальности: Книга для учителя. М., 1991.
  234. А.Я. Живое слово. М., 1907.
  235. В.П. Беседы о преподавании словесности. Спб., 1913.
  236. А. Учебник русской словесности: Для средних учебных заведений (с примерами из лучших отечественных писателей). СПб., 1849. 2-е изд., 1854. (Краткое изложение теории прозы, приводятся примеры родов и видов прозы).
  237. A.M., Смирнов И. П. Метафорические архетипы в русской средневековой словесности и поэзии начала XX века // ТОДРЛ. Т. XXVI. Л., 1971.
  238. Э. и Партридж Д. Как и что рассказывать детям в школе и дома. Пер. с англ. 2-е изд. М., 1916.
  239. И.И. Об употреблении задачника письменных упражнений в родном языке. СПб., 1875.
  240. В.М. Студп над загадками // Етнографхчний BicHroc. 1932. Кн. 10.
  241. Л.А. Компетентность в общении. М., 1989
  242. С.А. Змей в русской сказке // Древние славяне и их соседи. М., 1970.
  243. Познание и общение. М., 1988.
  244. Э.В. Русская народная сказка. М., 1963.
  245. Н.В. Текст-повествование в его жанрово-стилистических, разновидностях // Русский язык в школе. М., 1990. № 2.
  246. И. История русской словесности. Казань, 1870.
  247. A.A. Из лекций по теории словесности. Басня. Пословица. Поговорка. Харьков, 1894.
  248. A.A. Из записок по теории словесности. Харьков, 1905.
  249. A.A. Из лекций по теории словесности (Басня. Пословица. Поговорка). Харьков, 1914.
  250. A.A. Теоретическая поэтика. М., 1990.
  251. Н.И. Прелесть простоты и вымысла // Древнерусская притча. М., 1991.
  252. В .Я. Исторические корни волшебной сказки. Л., 1946.
  253. В.Я. Морфология сказки. М., 1969.
  254. В.Я. Мотив чудесного рождения // Уч. зап. Ленинградского ун-та. Сер. филол. наук. Л., 1946. Вып. 12.
  255. В.Я. Фольклор и действительность. М., 1976.
  256. Психолого-педагогические проблемы взаимодействия учителя и учащихся. М., 1980.
  257. Психолого-педагогические ситуационные задачи как средство формирования профессиональных навыков у преподавателя. СПб., 1992.
  258. Психология педагогического общения: Методические разработки для преподавателей и студентов. Саратов, 1980.
  259. Де Пуле М. Ф. Краткое руководство к изучению прозаических сочинений. Воронеж, 1866. (Учебник для военных учебных заведений).
  260. A.C. Полн. собр. соч. В 6 -ти тт. Т.З. М., 1950.
  261. A.C. Полн. собр. соч.: В 10 т. Т. Х: Письма. М.- Л., 1951.
  262. A.C. Стихотворения 1825−1836 гт. // Пушкин A.C. Собр. соч. в 10-ти тг. Т.2. М., 1975.
  263. Ф.М., Курбанова JT.T. Основы педагогического общения.Ф1. Казань, 1984.
  264. И.С. Опыт риторики, сочиненный и преподаваемый в Санкт-Петербургском горном училище. СПб., 1796 (4 издания до 1822 года), (Четыре части: украшение, изобретение, расположение, учение о слоге).
  265. И.С. Введение в круг словесности, сочиненное в Харьковском ун-те и служившее руководством бывших в оном 1805 года публичных чтений, предшествовавших науке красноречия. Харьков, 1806.
  266. Э.Г. Теория и практика интерпретации текста. М., 1974.
  267. Риторическая рука: Сочинение Стефана Яворского / Пер. с лат. Феодора ф Поликарпова // ОЛДП. СПб., 1878. Т.ХХ.
  268. Ю.В. Теория риторики. М., 1997.
  269. Е.К. Повести о гордом царе в рукописной традиции XVII—XIX вв.. Новосибирск, 1985.
  270. Русская словесность: От теории словесности к структуре текста: Антология / Под ред. В. П. Нерознака. М., 1997.
  271. Русское слово. 1859. № 4. Отдел III. Смесь.
  272. М.А. Постановка творческих работ II Русский язык в советской ^ школе. М., 1930. № 1.
  273. М.А. Избранные труды. М., 1958.
  274. Jl.В. Отрицательные конструкции в некоторых прозаических жанрах русского фольклора. Петрозаводск, 1977.
  275. C.B. Русская народная сказка. История собирания и изучения. Киев, 1914.
  276. М.В. Основные признаки реляционных имен лиц // Актуальные проблемы современной русистики / Тезисы докладов 2-ой региональной научно-практической конференции. Арзамас, 1994.
  277. Н.И. Живое слово ребенка в выразительном чтении и устной речи. (Теория и практика). СПб., 1913.
  278. Г. Я. Языковые средства экспрессии в народных сказках (По материалам пинежских сказок, записанных автором в 1958—1975 гт.) // Язык жанров русского фольклора. Петрозаводск, 1977.
  279. Система обучения сочинениям в 5−8 классах / Под ред. Т. А. Ладыженской. М., 1967.
  280. Сказки и предания Северного края / Запись, вступительная статья и комментарии И. В. Карнауховой. М.- Л., 1934.
  281. Сказки Ф. П. Господарева / запись текста, вступительная статья и примечания Н.Новикова. Петрозаводск, 1941.
  282. В. Собрание сочинений в 20-ти томах. T.l. М.- Л., 1960.
  283. Е. Лексикон латинский. Киев, 1973.
  284. П.В. Теория словесности. 18-е изд. М., 1913.
  285. И.М. Лубочные картинки русского народа в Московском мире. М.,
  286. В.И. Смежный лексический павтор в обиходно-бытовой речи диалекта и народных сказках // Материалы по русско-славянскому языкознанию. Воронеж, 1973.
  287. В.И. Конструкции разговорной речи в синтаксисе пинежских сказок // Язык жанров русского фольклора. Петрозаводск, 1977.
  288. Н.М. и Тумим Г.Г. На уроках родного языка. Обучение чтению и письму. Развитие устной и письменной речи на первой и второй ступенях обучения. Пг., 1917.
  289. Н.М. Устное и письменное слово учащихся. М.- Л., 1927.
  290. Ю.М. Русский фольклор. М., 1941.
  291. .М. и Ю.М. Сказки и песни Белозерского края. М., 1915.
  292. Ю.А., Тарасов Е. Ф., Шахнарович A.M. Теоретические и прикладные проблемы речевого общения / Науч. ред. А. А. Леонтьев. М., 1979.
  293. Софрониа иероманаха Ликудиева кефалинитянина, философии же и священныя богословии учителя. О силе риторичестей или о риторице. // ГИМ. Собр. Уварова. № 98−1.
  294. Софроний Лихуд. Риторика. Рукопись РГБ. М 3191.
  295. М.М. Правила высшего красноречия. СПб., 1844. (Лекции, читанные в Петербургской духовной академии в 1792 году. О частях слова, о сочинении, о расположении слов, о слоге, о произношении).
  296. М.Н. Эволюция русской повести в XVII веке // ТОДРЛ. Т. 1. Л., 1934.
  297. И.И. Взгляд на памятники украинской народной словесности. Письмо к проф. И. М. Снегиреву //Ученые записки Московского университета. 4.6. 1834, ф октябрь, IV.
  298. И.И. Материалы для словаря древнерусского языка по письменным памятникам. Т. 2. (Л-П). СПб., 1902.
  299. П.Г. Синтаксис пермских сказок // Уч. зап. / Перм. гос. ун-т- Отд-ние обществен, наук. 1931. Вып.2.
  300. B.C., Сало И. В. О некоторых типах лексических повторов в севернорусской сказке // Язык жанров русского фольклора. Петрозаводск, 1977.
  301. В.А. Мудрая власть коллектива. М., 1975.
  302. Е.Б. Избранные работы. М., 1988.
  303. М.И. Начальные основания риторики и поэзии, с предварительным объяснением логических правил, собранные для первого кадетского корпуса. СПб., 1818.
  304. Р.Б. К истории повествовательных форм русской басни XVII века // ТОДРЛ. Т. XXVII.
  305. М.М. Начертание курса изящной словесности для употребления в высших классах Общества благородных девиц и Училища ордена св. Екатерины. СПб., 1832.
  306. Г. Н. Руководство к изучению теории словесности. Одесса, 1877. (По программе 1870-х годов).
  307. П.З. Опыт систематического изложения теории словесности. СПб., 1870 (2-е изд. 1875).
  308. Толковая Библия. М., 1988.
  309. Толковый словарь Библии. США, 1976.
  310. JI.H. Пед. соч. 2-е изд., доп. М., 1953.
  311. Д.И. Чему и как учить на уроках русского языка. М., 1887.
  312. В.Н. Пространство и текст // Текст: семантика и структура. М., 1983.
  313. Г. Г. Живые группы. СПб., 1910.
  314. .А. Поэтика композиции. М., 1970.
  315. Г. И. Материалы и исследования. М.- Л., 1938.
  316. И.В. Техника развития устной и письменной речи. 3-е изд. М., 1928.
  317. М. Этимологический словарь русского языка. М., 1971.
  318. И.А. Синтаксис целого текста и ученические письменные работы. М., 1961.
  319. Ю. Понятие индивидуальности // Вопросы философии. М., 1989. № 2.
  320. Й. «Homo ludens» (Человек играющий). М., 1995.
  321. В.И. Фразеологический состав украинских народных сказок, записанных на Полтавщине: Автореф. дис. канд. филол. наук / Киевский гос. ун-т им. Т. Г. Шевченко. Киев, 1962.
  322. У. Память и вербализация прошлого опыта // Новое в зарубежной лингвистике. М., 1983. Вып. 12.
  323. A.B. Культура слова в школе. М., 1924.
  324. Д.О. Иван-царевич народный богатырь И Москвитянин. 1852. Т.6.1. Отд.З.
  325. E.H. Структура разговорного повествования // Русский язык. Текст как целое и компоненты текста. М., 1982.
  326. В. Б. Искусство как прием // Поэтика. Сборники по теории поэтического языка. Пг., 1919.
  327. Т.В. Речевой жанр. Возможности описания и использования в преподавании языка // Русистика. 1990. № 2.
  328. Ю.Д. Историко-художестъенная проблематика русских народных бытовых сказок о разрешении трудных задач и мудрых отгадчиках // Науч. тр. Курск, пед. ин-та. 1973. Т.24.
  329. Л.Г. Курс философии для гимназий Российской Империи. СПб., 18 111 814. 4.4. Умозрение словесных наук (включает 3 раздела: 1) умозрение изящных словесных наук вообще- 2) риторика- 3) пиитика).
  330. П.М. Психологические проблемы мотивации поведения человека. М., 1969.
  331. В.А. Учебный курс теории словесности: Руководство для среднеучебных заведений. СПб., 1887 (12 изданий до 1916 года). (При программе 18 701 880-х годов).
  332. В.А. Элементарный курс теории словесности. СПб., 1892. (Сокращенный «Учебный курс теории словесности» того же автора).
  333. Т.С. Психологические основы активной подготовки будущего педагога к общению с учащимися: Автореф. дис.. д-ра психол. наук / Киевский гос. пед. ин-т им. М.Горького. Киев, 1989.
  334. Х.П. О превращениях в малорусских сказках. Киев, 1891.1. УНИВЕРСИТЕТ1. ТУМИНА ЛЮБОВЬ ЕГОРОВНА
  335. ОСНОВЫ ОБУЧЕНИЯ СТУДЕНТОВ-ФИЛОЛОГОВ УСТНЫМ ПРОФЕССИОНАЛЬНО ЗНАЧИМЫМ РЕЧЕВЫМ ЖАНРАМ ПОВЕСТВОВАТЕЛЬНОГО ХАРАКТЕРА
  336. Специальность 13.00.02 Теория и методика обучениярусскому языку1. На правах рукописи
Заполнить форму текущей работой