Основы обучения студентов-филологов устным профессионально значимым речевым жанрам повествовательного характера
![Диссертация: Основы обучения студентов-филологов устным профессионально значимым речевым жанрам повествовательного характера](https://westud.ru/work/3601896/cover.png)
Диссертация
Автобиографические повествования, притчи, сказки, используемые как средство решения психолого-педагогических задач, полностью спонтанны, возникают как непосредственная реакция на ситуацию общения, когда изобретение, подробное планирование высказывания и работа над украшением речи отсутствует, и в лучшем случае у рассказчика возникает в самом общем виде только замысел. В данном случае создается… Читать ещё >
Содержание
- Глава I. ПОВЕСТВОВАНИЕ И ЕГО РАЗНОВИДНОСТИ В ИСТОРИИ РУССКОГО РИТОРИЧЕСКОГО УЧЕНИЯ (XVII-XX вв.)
- 1. 1. Появление терминологического наименования
- 1. 2. Вычленение признаков повествования
- 1. 3. Выделение разновидностей повеспвования
- 1. 4. Осознание биографии и автобиографии как жанров повествования
- 1. 5. Сказка и притча как вымышленные повествования
- 1. 6. Обоснование принципов классификации
- 1. 7. Выделение трех основных «композиционных форм» речи
- 1. 8. От мертвых схем к живому слову
- ВЫВОДЫ
- Глава II. УСТНОЕ АВТОБИОГРАФИЧЕСКОЕ ПОВЕСТВОВАНИЕ КАК
- РЕЧЕВОЙ ЖАНР
- 2. 1. Особенности автобиографии
- 2. 2. Характеристика устного автобиографического повествования
- 2. '3 Устаое автобиографическое повествование в профессиональной речи учителя
- 2. 4. Психолого-педагогические основы формирования устного умения рассказывать
- 3. 1. Готовность студентов-филологов к созданию устного автобиографического повествования
- 3. 2. Исходные положения, программа, организация опытного обучения
- 3. 3. Методика опытного обучения
- 3. 4. Результаты опытного обучения
- 4. 1. Из истории изучения притчи
- 4. 2. Признаки притчи
- 4. 3. Структурные типы притч
- 4. 4. Язык притч
- 5. 1. Готовность студентов-филологов к использованию притчи в своей речи
- 5. 2. Программа и организация опытного обучения
- 5. 3. Методика опытного обучения
- 5. 4. Результаты опытного обучения
- 6. 1. Признаки сказки
- 6. 2. Композиция сказок
- 6. 3. Язык сказок
- 7. 1. Готовность студентов-филологов к созданию своих сказок
- 7. 2. Программа и организация опытного обучения
- 7. 3. Методика опытного обучения
- 7. 4. Результаты опытного обучения
Список литературы
- Абрамов Н. Дар слова. СПб., 1900−1912. Вып. 1−15.
- Авдеев В.В. Психотехнология решений проблемных ситуаций. М., 1992.
- Аверинцев С.С. Античный риторический идеал и культура Возрождения // Античное наследие в культуре Возрождения. М., 1984.
- Автоний (Афтоний). Предуготовление к красноречию. Сочинение древнего софиста Автония / Пер. с лат. М., 1805.
- И. Адрианова-Перетц В. П. Очерки поэтического стиля Древней Руси. М.- Л., 1947.
- Ажам М. Искусство говорить публично. Психофизиологическая теория красноречия. 2-е изд. СПб., 1908.
- Азадовский M.K. Русские сказочники // Русская сказка. Избранные мастера. Л., 1932. Т.1.
- Акишина A.A. Структура целого текста. М., 1978. Вып. 1.
- Аксаков К.С. О различии между сказками и песнями русскими // Московские ведомости. М., 1852. № 153.
- Активные методы обучения педагогическому общению и его оптимизация // Сб. науч. тр. / Под ред. А. А. Бодалева. М., 1983.
- Алексеев A.B. Себя преодолеть. М., 1982.
- Алферов А.Д. Родной язык в средней школе (опыт методики). М., 1911.
- Амвросий (Серебренников). Краткое руководство к оратории российской, сочиненное в Лаврской семинарии в пользу юношества, красноречию обучающегося. М., 1778- 2-е изд. 1791.
- Анастасиев А. Письменные упражнения в начальных народных училищах. Симбирск, 1893. 4.1.
- Андрей Белобоцкий. Наука проповедей. Рукопись РГБ. Ф.310. № 430.
- Андроников И.Л. А теперь об этом. М., 1985.
- Аникеева Н.П. Воспитание игрой: Книга для учителя. М., 1987.
- Аникин В.П. Баба-Яга // К мудрости ступенька. О русских песнях, сказках, пословицах, загадках, народном языке: Очерки. М., 1982.
- Аникин В.П. Гипербола в волшебных сказках // Фольклор как искусство слова. М., 1975. Вып.З.
- Аникин В.П. Русская народная сказка: Пособие для учителей. М., 1977.
- Аннушкин В.И. Композиция и терминология первой русской «Риторики» // Риторика и стиль. М., 1984.
- Аннушкин В.И. Первая русская «Риторика» начала XVII века. Автореф. канд.дис. М., 1985.
- Аннушкин В.И. Старообрядческая риторика в 5-ти беседах // Мир старообрядчества. Книга. Традиция. Культура. М., 1996. Вып.З.
- Аннушкин В.И. История русской риторики. Хрестоматия: Учебное пособие для студентов гуманитарных факультетов вузов. М., 1998.
- Античные теории языка и стиля / Под ред. О. М. Фрейденберг. Спб., 1996.
- Антонов С.П. Я читаю рассказ. М., 1973.
- Антонова Л.Г. Письменные жанры речи. Ярославль, 1998.
- Арутюнова Н.Д. Метафора // Лингвистический энциклопедический словарь. М., 1992.
- Арутюнова Н.Д. Типы языковых значений: Оценка. Событие. Факт. М., 1988.
- Аршавская Е.А. Экстралингвистические детерминанты формирования коммуникативных способностей: Автореф. дис.. канд. филол. наук / Институт языкознания АН СССР. М., 1983.
- Асмолов А.Г. О месте установки в структуре деятельности: Автореф. дис.. канд. психол. наук / МГУ им. М. В. Ломоносова. М., 1976.
- Астахова A.M. Народные сказки о богатырях русского эпоса. М.- Л., 1962.
- Атарова К.Н., Лесскис Г. А. Семиотика и структура повествования от третьего лица в художественной прозе // Изв. АН СССР. Сер. лит. и яз. М., 1980. Т.39. № 1.
- Афанасьев А.Н. Народные русские сказки: В 3 т. М.- Л., 1936.
- Афанасьев П.О. Краткая методика родного языка. 5-е изд. М.- Л., 1929.
- Ахутина Т.В. Теория речевого общения в трудах М.М.Бахтина и Л. С. Выготского // Вестник Московского ун-та. М., 1984. Сер. 14. № 3.
- Балтолон Ц.П. Воспитательное чтение. 4-е изд. М., 1914.
- Банникова И.А. Интерпретация заглавия, начала и конца как особых компонентов текста (к вопросу о сильной позиции у А.П.Чехова) // Вопросы стилистики: Межвуз. сб. науч. тр. Текст и его компоненты. Саратов, 1992. Вып. 24.
- Баранов М.Т. Межпредметные связи русского языка в учебном процессе // Русский язык в школе. М., 1979. № 3.
- Баранов М.Т. Приемы обогащения словаря учащихся // Вопросы изучения лексики русского языка в восьмилетней школе. М., 1962.
- Баранов М.Т. Типы учебного материала и методы обучения русскому языку // Русский язык в школе. М., 1981. № 3.
- Баранов М.Т. Эстетическое воспитание учащихся на уроках русского языка в 4−8 классах // Русский язык в школе. М., 1976. № 3.
- Барнет В.К. К принципам строения высказывания в разговорной речи // Новое в зарубежной лингвистике. М., 1985. Вып. 15.
- Барт Р. Удовольствие от текста // Р.Барт. Избранные работы. Семиотика. Поэтика. М., 1994.
- Бархин К.Б. Живое слово в образцах и заданиях. М.- Л., 1929−1930. 4.1−4.
- Бархин К.Б. Культура слова. 2-е изд. М., 1930.
- Басни Эзопа / Перевод, статья и комментарии МЛ.Гаспарова. М., 1993.
- Бахтин М.М. Проблемы поэтики Достоевского. М., 1972.
- Бахтин М.М. Эстетика словесного творчества. М., 1979.
- Бахтина В.А. Время в волшебной сказке // Проблемы фольклора. М., 1975.
- Бахтина В.А. Об активности героя русской волшебной сказки // Фольклор народов РСФСР. Уфа, 1976. Вып.З.
- Бахтина В.А. Пространственные представления в волшебной сказке // Фольклор народов РСФСР. Уфа, 1974. Вып.1.
- Бгажноков Б.Х. Психолингвистические проблемы речевого общения: Автореф. дис. канд. филол. наук / АН СССР: Институт языкознания. М., 1973.
- Белинский В.Г. Общая риторика Кошанского // Полн. собр. соч. М., 1955. Т.8.
- Белинский В.Г. Полн. собр. соч. М., 1954. Т.5.
- Белоруссов И.М. Учебник теории поэзии: Для пятого класса мужских и женских гимназий. Архангельск, 1877. (Последующие издания под названием «Учебник теории словесности». СПб.- М., 1878. (32 издания до 1918 года).
- Белявский Е.В. Теория словесности. Руководство при разборе образцов словесности и при письменных упражнениях учеников. М., 1869 (14 изданий до 1911 года). (В пособие включены «Правила для составления сочинений» и краткие теоретико-словесные сведения).
- Берне Р. Развитие Я концепции и воспитание. М., 1986.
- Библейская энциклопедия. М., 1992.
- Блажес В.В. Присказка. Закон композиционного контраста // Фольклор Урала. Народная проза. Свердловск, 1976.
- Богомолова Е.И. Сочинение-рассуждение в системе письменных работ. Книга 1. Владимир, 1963.
- Богословская О.И. Постоянный эпитет в народной сказке // Исследования по стилистике. Пермь, 1976. Вып.6.
- Бодалев A.A. Личность и общение: Избранные труды. М., 1983.
- Бодалев A.A. Формирование понятия о другом человеке как личности. Л.,
- Бородкин Ф.М., Коряк Н. М. Внимание: конфликт! Новосибирск, 1989.
- Босак Я. Разговорность как динамический фактор // Новое в зарубежной лингвистике. М., 1988. Вып. 20.
- Бощакин А. О сочинениях в школе // Русский язык в школе. М., 1932. № 1.
- Брандес М.П. Стилистика немецкого языка. М., 1983.
- Бродский. Н.Л. Следы профессиональных сказочников в русских сказках // Этнографическое обозрение. 1904. № 2.
- Буева Д.П. Человек: деятельность и общение. М., 1978.
- Бумбараш: Книга московских писателей. М., 1971.
- Бунаков Н.Ф. Живое слово. СПб., 1876.
- Буслаев Ф.И. Исторические очерки русской народной словесности и искусства. СПб., 1857. Т.2.
- Буслаев Ф.И. О преподавании отечественного языка. Л., 1941.
- В защиту живого слова. Сб. статей. М., 1966.
- Ведерникова Н.М. Антитеза в волшебных сказках // Фольклор как искусство слова. М., 1975. (Художественные средства русского народного поэтического творчества. Вып. 3).
- Ведерникова Н.М. Контаминация как творческий прием в волшебной сказке // Русский фольклор. Л., 1972. (Русская народная проза- Т. 13).
- Ведерникова Н.М. Русская народная сказка. М., 1975.
- Ведерникова Н.М. Эпитет в волшебной сказке // Эпитет в русском народном творчестве. М., 1980.
- Вежбицка А. Метатекст в тексте // Новое в зарубежной лингвистике. М., 1978.1. Вып.8.
- Вежбицка А. Речевые жанры // Жанры речи. Саратов, 1997.
- Вейсман А.Д. Греческо-русский словарь (репринт у-го издания 1899 года). М., 1991.
- Веселовский А.Н. Статьи о сказке. 1868−1890 II Полн. собр. соч. М.- JL, 1938.1. Т.16.
- Вещь в искусстве. М. 1986.
- Вилюнас В.К. Психологические механизмы мотивации человека. М., 1990.
- Виноградов В.В. Стилистика. Теория поэтической речи. Поэтика. М., 1963.
- Виноградов В.В. О языке художественной прозы II Избранные труды. М., 1980.
- Винокур Г. О. Культура языка. М., 1929.
- Винокур Т. Г. Устная речь и стилевые свойства высказывания П Разновидности городской устной речи. М., 1988.
- Владимиров П.В. Введение в историю русской словесности. Киев, 1896.
- Водовозов В.И. Словесность в образцах и разборах, с объяснением общих свойств сочинения и главных родов. СПб., 1868. (6 изданий до 1905 года).
- Волков А.А. Основы русской риторики. М., 1996.
- Волков P.M. К вопросу о сказочной обрядности русской народной сказки II Тр. Одес. гос. ун-та / Сб. филол. ф-та. 1940. Т. 1.
- Волков P.M. Русская сказка. К вопросу о роли сказочника в создании сказочной обрядности II Науч. зап. / Одес. пед. ин-т. 1941. Т.6.
- Вомперский В.П. Риторики в России XVIII—XIX вв.. М., 1988.
- Воскресенская К.В. О роли ситуаций при обучении взрослых устной речи. М., 1964.
- Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. М., 1985.
- Выготский Л.С. Педагогическая психология. М., 1991.
- Выготский Л.С. Психология искусства. М., 1986.
- Гайдаров В. Родная речь: музыка и оружие // Комсомольская правда. М., 1969. 22 июня.
- Галич А.И. Теория красноречия для всех родов прозаических сочинений. СПб., 1830. (4.1. Ораторский язык, изобретение, расположение- 42. Частная, или прикладная, риторика).
- Гальперин И.Р. Сменность контекстно-вариативных форм членения текста // Русский язык. Текст как целое и компоненты текста. М., 1982.
- Гальперин И.Р. Текст как объект лингвистического исследования. М., 1981.
- Гаспаров М.Л. Перевод, статья и комментарии // Федр. Бабрий. Басни. М., 1962.
- Гвенцадзе М.А. Коммуникативная лингвистика и типология текста. Тбилиси, 1988.
- Георгиевский П.Е. Руководство к изучению русской словесности, содержащее языкоучение, общую риторику и теорию слога прозаических и стихотворных сочинений. СПб., 1835. (3 издания до 1842 года).
- Герасимова Н.М. Формулы русской волшебной сказки (к проблеме стереотипности и вариативности традиционной культуры) // Советская этнография. М., 1978. № 5.
- Герхардт М. Искусство повествования. М., 1984.
- Гин Я. И. Из наблюдений над грамматической категорией рода в русской народной сказке // Язык жанров русского фольклора. Петрозаводск, 1977.
- Гиндин С.И. Связный текст. Формальное определение и элементы типологии. М., 1971.
- Гинзбург Л.Я. О психологической прозе. Л., 1977.
- Голубков В.В. Общие вопросы развития устной речи // Мастерство устной речи. М., 1965.
- Голикова C.B. К вопросу о языке народной волшебной сказки // Вопросы истории и филологии. Воронеж, 1979. Вып.2.
- Горбушина Л.А. Выразительное чтение и рассказывание учителя. М., 1981.
- Горелов И.Н., Житникова В. Ф. и др. Умеете ли вы общаться? М., 1991.
- Горький A.M. О религиозно-мифологическом моменте в эпосе древних // Собр. соч.: В 30 т. М., 1953. Т.25.
- Гофман Э.В. К вопросу об индивидуальном стиле сказочника // Художественный фольклор. 1929. № 4−5.
- Граудина Л.К., Миськевич Г. И. Теория и практика русского красноречия. М., 1989.
- Григорян С.Т. Формирование мотивации учения школьников: Методические рекомендации. М., 1982.
- Гузунова Е.А. Особенности синтаксиса русских народных сказок, записанных А.А.Шахматовым в бывшей Олонецкой губернии: Автореф. дис.. канд. филол. наук / Акад. наук СССР. Ин-т языкознания. Л., 1952.
- Гусев В.Е. Эстетика фольклора. Л., 1967.
- Давыдов И.И. Система российской словесности. М., 1832.
- Давыдов И.И. Чтения о словесности. Курс 1-й. Введение. Язык. Речь. Слог.
- М., 1837. 2-е изд., испр.- Курс 2-й. Ораторская речь. Философские сочинения.
- Исторические сочинения. М., 1838- Курс 3-й. Поэзия лирическая. Поэзия эпическая. М., 1839- Курс 4-й. Поэзия драматическая. М., 1843. У1
- Давыдова O.A. К вопросу о традиционных приемах и средствах русской народной волшебной сказки // Проблемы современной и исторической лексикологии. М., 1979.
- Давыдова O.A. Традиционные языковые средства русской народной волшебной сказки (определительные сочетания, поэтические формулы): Автореф. дис. канд. филол. наук / МГПИ им. В. И. Ленина. М., 1981.
- Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка (Репринт). М., 1990.
- Дементьев В.В. Изучение речевых жанров: Обзор работ в современнойрусистике // Вопросы языкознания. М., 1997. № 1.
- Добрович А.Б. Воспитателю о психологии общения. М., 1987.
- Добрович А.Б. Общение: наука и искусство. М., 1980.
- Добрович А.Б. Глаза в глаза. М., 1982.
- Добромыслов В.А. Изложения и сочинения в семилетней школе. М.- Л., 1946.
- Добротворский С. Притча в древнерусской духовной письменности // Православный собеседник. Казань, 1864, апрель, № 4.
- Древнерусская притча. М., 1991.
- Дридзе Т.М. Текстовая деятельность в структуре социальной коммуникации. М., 1984.
- Дридзе Т.М. Язык и социальная психология. М., 1980.
- Дюбуа Ж., Мэнге Ф., Эделин Ф., Пир Ф. Общая риторика. М., 1986.
- Елеонская E.H. Некоторые замечания о роли загадки в сказке // Этнографическое обозрение. 1907. № 4.
- Елеонская E.H. Некоторые замечания по поводу сложения сказок. Заговорные формулы в сказке // Этнографическое обозрение. 1912. № 1−2.
- Елизаветина Г. Г. Становление жанров автобиографии и мемуаров // Русский и западноевропейский классицизм. М., 1982.
- Жанры речи. Саратов, 1997.
- Жинкин Н.И. Психологические основы развития речи // В защиту живого слова. М., 1966.
- Жинкин Н.И. Речь как проводник информации. М., 1982.
- Зарубина Н.Д. К вопросу о лингвистических единицах текста // Синтаксис текста. М., 1979.
- Зарубина Н.Д. Текст: лингвистический и методический аспект. М., 1981.
- Зеленецкий К.П. Общая риторика. Одесса, 1849.
- Зеленецкий К.П. Исследование о риторике в ее наукообразном содержании и в отношениях, какие имеет она к общей теории слова и к логике. Одесса, 1846.
- Зеленецкий К.П. Курс русской словесности для учащихся. Общая риторика и частная риторика. Одесса, 1849.
- Зеленецкий К.П. Теория словесности: Курс гимназический. В 3 тт. СПб., 1850−1852. (Издана анонимно. Т.1. Риторика- Т.2. Теория прозы- Т.З. Пиитика).
- Зизаний Лаврентий. Грамматика словенска. Вильно, 1596 (раздел «Лексис, сиреч речения»).
- Иванова С.Ф. Говори! (Уроки развивающей риторики). М., 1997.
- Иванова С.Ф. Искусство диалога, или Беседы о риторике. Пермь, 1992.
- Ивченков П.Ф. Устные рассказы на факультативных занятиях // Русский язык в школе. М., 1976. № 6.
- Игра-драматизация в школе / Под ред. Е. Е. Соловьевой. М.- Л., 1924.
- Изборник великого князя Святослава 1073 года. М., 1880.
- Ильин И.А. О тьме и просветлении. Мюнхен, 1959.
- Иоанникий Галятовский. Ключ разумения. Киев, 1659.
- Ипполитова H.A. Текст в системе изучения русского языка в школе: Материалы к спецкурсу. М., 1992.
- Исаев П.Ф. Уроки по теории словесности с присоединением примерных планов для практических работ. Рязань, 1913.
- Исповедь блаженного Августина, епископа Гиппонского. М., 1991.
- Кан-Калик В. А. Педагогическая деятельность как творческий процесс. Грозный, 1976.
- Кан-Калик В. А. Учителю о педагогическом общении. М., 1986.
- Караулов Ю.Н. Русский язык и языковая личность. М., 1992.
- Классовский В.И. Основания словесности. СПб.- М., 1866. (4.1. Стилистика. Книга представляет собой первую часть теории словесности).
- Классовский В.И. Состав, формы и разряды словесных произведений применительно к практическому преподаванию словесности. СПб., 1876.
- Ковалев В.И. Мотивы поведения и деятельности. М., 1988.
- Кожевникова К.В. О смысловом строении спонтанной устной речи // Новое в ^ зарубежной лингвистике. М., 1985. Вып. 15.
- Кожин А.Н., Крылова O.A., Одинцов В. В. Функциональные типы русской речи. М., 1982.
- Колесницкая И.М. Загадка в сказке // Учен. зап. / Ленингр. ун-т. Сер. филол. наук. Л., 1946. Вып. 12. № 81.
- Кон И. С. Открытие «Я». М., 1978.
- Костомаров В.Г. Культура речи и стиль. М., 1960.
- Кохтев H.H. Риторика. М., 1994.
- Кошанский Н.Ф. Общая реторика. СПб., 1829 (10 изданий).
- Кошанский Н.Ф. Частная реторика. СПб., 1832 (2-е изд. 1840).
- Кравцов Н.И. Сказка как фольклорный жанр // Специфика фольклорных жанров: Сб. статей / Под ред. Б. П. Кирдана. М., 1978.
- Крекотень В.М. Из истории украинской новеллистики XVII века. Киев, 1983.
- Ладыженская Б.Я. Особенности организации устной спонтанной речи: Автореф. дис. канд. филол. наук / МГУ им. М.ВЛомоносова. М., 1985.
- Ладыженская Т.А. Развитие речи (О подготовке учащихся к устным и письменным сочинениям) М., 1960.
- Ладыженская Т.А. Система работы по развитию связной устной речиучащихся. М., 1975.
- Ладыженская Т.А. Живое слово: Устная речь как средство и предмет обучения. М., 1986.
- Лазутин С.Г. Поэтика русского фольклора. М., 1981.
- Лаушкин К.Д. Баба-Яга и одноногие боги (К вопросу о происхождении образа) // Фольклор и этнография. Л., 1970.
- Левитан K.M. Культура педагогического общения. Иркутск, 1985.
- Леонтьев A.A. Высказывание как предмет лингвистики, психолингвистики и теории коммуникации // Синтаксис текста. М., 1979.
- Леонтьев A.A. О речевой ситуации и принципе речевых действий // Русский язык за рубежом. М., 1968. № 2.
- Леонтьев A.A. Основы теории речевой деятельности. М., 1974.
- Леонтьев A.A. Педагогическое общение. М., 1996.
- Леонтьев A.A. Деятельность и общение // Вопросы философии. М., 1979. № 1.
- Леонтьев A.A. Психолингвистические единицы речевого высказывания. М., 1969.
- Леонтьев A.A. Психология общения. Тарту, 1974.
- Ливанов Н.М. Учебный курс теории словесности. Симбирск, 1897. (15 изданий до 1917 г.). (Для духовных семинарий и женских училищ духовного ведомства,
- Т. 1. Стилистика- Т.2. Теория словесноста).
- Лингвистический энциклопедический словарь. М., 1992.
- Ломов Б.Ф. Методические и теоретические проблемы психологии. М., 1984.
- Ломов Б.Ф. Проблема общения в психологии // Проблемы общения в психологии. М., 1986.
- Ломоносов М.В. Краткое руководство к риторике // Полн. собр. соч. М.- Л. 1952. Т.7. Труды по филологии. 1739−1758.
- Лопарев X. Сказание о молодце и девице. СПб., 1894.
- Львов М.Р. Риторика. Учебное пособие для учащихся старших классов средних учебных заведений. М., 1995.
- Майклз С., Кэдзен К. Учитель и ребенок в ситуации устного рассказа // Познание и общение. М., 1988.
- Маркова А.К., Орлов А. Б., Фридман Л. М. Мотивация учения и ее воспитание у школьников. М., 1983.
- Маркова A.K. и др. Формирование мотивации учения: Книга для учителя. М., 1990.
- Мастерство устной речи / Под ред. В. В. Голубкова. М., 1965.
- Мелетинский Е.М. Герой волшебной сказки. Происхождение образа. М., 1958.
- Мерзляков А.Ф. Краткая риторика, или Правила, относящиеся ко всем родам сочинений прозаических. В пользу благородных воспитанников университетского пансиона. М., 1809.
- Мещеряков В.Н. Формирование коммуникативных умений учащихся на уроках русского языка с учетом методической типологии текста: Автореф. дис.. докт. пед. наук / МГПИ им. В. И. Ленина. М., 1986.
- Мико Ф. Характер разговорности и разговорного стиля // Новое в ^ зарубежной лингвистике. М., 1988.
- Милехина В.И. Из наблюдений над фразеологическим составом русских народных сказок XIX в. (Парные сочетания слов) // Проблемы русской фразеологии. Тула, 1978.
- Милехина В.И. Парные сочетания в русских народных сказках (с антонимическими лексемами) // Материалы по русско-славянскому языкознанию. Воронеж, 1974.
- Миллер О.Ф. Разбор сборника русских сказок А.Н.Афанасьева // 34-е присуждение Демидовских наград. СПб., 1866.
- Миртов A.B. Сочинение в школе. Вып. I. Уроки коллективного творчества, д, Харьков, 1922.
- Миртов A.B. Умение говорить публично. Живое слово. М., 1923.
- Михаил Усачев. Риторика. Рукопись ГИМ. Собр. П. И. Щукина. № 803.
- Михайлова М. Символ, аллегория, притча: На пути художественного познания мира // Знамя. 1966. № 2.
- Михальская А.К. Основы риторики: Мысль и слово: Учебное пособие для учащихся 10−11 классов общеобразовательных учреждений. М., 1996.
- Моделирование педагогических ситуаций / Под ред. Ю. К. Кулюткина. М., 1981.
- Морозов П.О. Сказки // А.Галахов. История русской словесности. СПб., 1880.
- Мотивация личности: феноменология и механизмы формирования // Сб. науч. тр. АПН СССР. Редкол.: А. А. Бодалев (отв. ред.) и др. М., 1982.
- Мусхелишвили Н.Л., Шабуров Н. В. и др. Прагматика притчи. Препринт. М., 1989.
- На подступах к риторике /Авт.-сост. В. Я. Коровина: Пособие для учащихся 811 классов общеобразовательных учебных заведений. М., 1996.
- Нечаева O.A. Функционально-смысловые типы речи (описание, повествование, рассуждение). Улан-Удэ, 1974.
- Никифоров А.И. Сказка, ее бытование и носители. М.- Л., 1930.
- Никифоров А.И. Эротика в великорусской народной сказке // Художественный фольклор. М., 1925. № 4−5.
- Николина H.A. Повествовательная структура и жанр: Пособие по спецкурсу / Отв. ред. Л. Ю. Максимов. М., 1993.
- Никольский A.C. Основания российской словесности. Часть 1−2. Спб., 1807. (7 изданий до 1830 года). (Учебник для морских училищ. 4.1. Грамматика (и стихосложение). Ч. 2. Риторика. В заглавии фамилия автора не указана.
- Новик Е.С. Система персонажей в русской волшебной сказке // Типологические исследования по фольклору. М., 1975.
- Новиков Н.В. К художественной специфике восточнославянской волшебной сказки. Начальные и заключительные формулы // Отражение межэтнических процессов в устной прозе. М., 1979.
- Новиков Н.В. Образы восточнославянской волшебной сказки. Л., 1974.
- Новиков H.A. О специфике образа в восточнославянской сказке. Кощей Бессмертный // Русский фольклор. М.- Л., 1966. (Специфика фольклорных жанров- Вып. 10).
- Одинцов В.В. Композиционные типы речи // Функциональные типы русской речи. М., 1982.
- Опыт краткого изложения теории словесности (с библиографическими указаниями). СПб., 1865 (4 издания до 1871 года). (Краткий конспект «Учебной теории словесности» Н. Г. Минина, составитель К. Петров).
- Опыт теории словесных наук, почерпнутый из лучших ее источников. СПб., 1832. (Указаны источники: Платон, Аристотель, Квинтилиан, Батгё, Блер, Кант и др.).
- Орлов Ю.М. Восхождение к индивидуальности: Книга для учителя. М., 1991.
- Острогорский А.Я. Живое слово. М., 1907.
- Острогорский В.П. Беседы о преподавании словесности. Спб., 1913.
- Охотин А. Учебник русской словесности: Для средних учебных заведений (с примерами из лучших отечественных писателей). СПб., 1849. 2-е изд., 1854. (Краткое изложение теории прозы, приводятся примеры родов и видов прозы).
- Панченко A.M., Смирнов И. П. Метафорические архетипы в русской средневековой словесности и поэзии начала XX века // ТОДРЛ. Т. XXVI. Л., 1971.
- Партридж Э. и Партридж Д. Как и что рассказывать детям в школе и дома. Пер. с англ. 2-е изд. М., 1916.
- Паульсон И.И. Об употреблении задачника письменных упражнений в родном языке. СПб., 1875.
- Перетц В.М. Студп над загадками // Етнографхчний BicHroc. 1932. Кн. 10.
- Петровская Л.А. Компетентность в общении. М., 1989
- Плетнева С.А. Змей в русской сказке // Древние славяне и их соседи. М., 1970.
- Познание и общение. М., 1988.
- Померанцева Э.В. Русская народная сказка. М., 1963.
- Попов Н.В. Текст-повествование в его жанрово-стилистических, разновидностях // Русский язык в школе. М., 1990. № 2.
- Порфирьев И. История русской словесности. Казань, 1870.
- Потебня A.A. Из лекций по теории словесности. Басня. Пословица. Поговорка. Харьков, 1894.
- Потебня A.A. Из записок по теории словесности. Харьков, 1905.
- Потебня A.A. Из лекций по теории словесности (Басня. Пословица. Поговорка). Харьков, 1914.
- Потебня A.A. Теоретическая поэтика. М., 1990.
- Прокофьев Н.И. Прелесть простоты и вымысла // Древнерусская притча. М., 1991.
- Пропп В .Я. Исторические корни волшебной сказки. Л., 1946.
- Пропп В.Я. Морфология сказки. М., 1969.
- Пропп В.Я. Мотив чудесного рождения // Уч. зап. Ленинградского ун-та. Сер. филол. наук. Л., 1946. Вып. 12.
- Пропп В.Я. Фольклор и действительность. М., 1976.
- Психолого-педагогические проблемы взаимодействия учителя и учащихся. М., 1980.
- Психолого-педагогические ситуационные задачи как средство формирования профессиональных навыков у преподавателя. СПб., 1992.
- Психология педагогического общения: Методические разработки для преподавателей и студентов. Саратов, 1980.
- Де Пуле М. Ф. Краткое руководство к изучению прозаических сочинений. Воронеж, 1866. (Учебник для военных учебных заведений).
- Пушкин A.C. Полн. собр. соч. В 6 -ти тт. Т.З. М., 1950.
- Пушкин A.C. Полн. собр. соч.: В 10 т. Т. Х: Письма. М.- Л., 1951.
- Пушкин A.C. Стихотворения 1825−1836 гт. // Пушкин A.C. Собр. соч. в 10-ти тг. Т.2. М., 1975.
- Рахматулина Ф.М., Курбанова JT.T. Основы педагогического общения.Ф1. Казань, 1984.
- Рижский И.С. Опыт риторики, сочиненный и преподаваемый в Санкт-Петербургском горном училище. СПб., 1796 (4 издания до 1822 года), (Четыре части: украшение, изобретение, расположение, учение о слоге).
- Рижский И.С. Введение в круг словесности, сочиненное в Харьковском ун-те и служившее руководством бывших в оном 1805 года публичных чтений, предшествовавших науке красноречия. Харьков, 1806.
- Ризель Э.Г. Теория и практика интерпретации текста. М., 1974.
- Риторическая рука: Сочинение Стефана Яворского / Пер. с лат. Феодора ф Поликарпова // ОЛДП. СПб., 1878. Т.ХХ.
- Рождественский Ю.В. Теория риторики. М., 1997.
- Ромодановская Е.К. Повести о гордом царе в рукописной традиции XVII—XIX вв.. Новосибирск, 1985.
- Русская словесность: От теории словесности к структуре текста: Антология / Под ред. В. П. Нерознака. М., 1997.
- Русское слово. 1859. № 4. Отдел III. Смесь.
- Рыбникова М.А. Постановка творческих работ II Русский язык в советской ^ школе. М., 1930. № 1.
- Рыбникова М.А. Избранные труды. М., 1958.
- Савельева Jl.В. Отрицательные конструкции в некоторых прозаических жанрах русского фольклора. Петрозаводск, 1977.
- Савченко C.B. Русская народная сказка. История собирания и изучения. Киев, 1914.
- Сандакова М.В. Основные признаки реляционных имен лиц // Актуальные проблемы современной русистики / Тезисы докладов 2-ой региональной научно-практической конференции. Арзамас, 1994.
- Сентюрин Н.И. Живое слово ребенка в выразительном чтении и устной речи. (Теория и практика). СПб., 1913.
- Симина Г. Я. Языковые средства экспрессии в народных сказках (По материалам пинежских сказок, записанных автором в 1958—1975 гт.) // Язык жанров русского фольклора. Петрозаводск, 1977.
- Система обучения сочинениям в 5−8 классах / Под ред. Т. А. Ладыженской. М., 1967.
- Сказки и предания Северного края / Запись, вступительная статья и комментарии И. В. Карнауховой. М.- Л., 1934.
- Сказки Ф. П. Господарева / запись текста, вступительная статья и примечания Н.Новикова. Петрозаводск, 1941.
- Скотт В. Собрание сочинений в 20-ти томах. T.l. М.- Л., 1960.
- Славинецкий Е. Лексикон латинский. Киев, 1973.
- Смирновский П.В. Теория словесности. 18-е изд. М., 1913.
- Снегирев И.М. Лубочные картинки русского народа в Московском мире. М.,
- Собинникова В.И. Смежный лексический павтор в обиходно-бытовой речи диалекта и народных сказках // Материалы по русско-славянскому языкознанию. Воронеж, 1973.
- Собинникова В.И. Конструкции разговорной речи в синтаксисе пинежских сказок // Язык жанров русского фольклора. Петрозаводск, 1977.
- Соколов Н.М. и Тумим Г.Г. На уроках родного языка. Обучение чтению и письму. Развитие устной и письменной речи на первой и второй ступенях обучения. Пг., 1917.
- Соколов Н.М. Устное и письменное слово учащихся. М.- Л., 1927.
- Соколов Ю.М. Русский фольклор. М., 1941.
- Соколовы Б.М. и Ю.М. Сказки и песни Белозерского края. М., 1915.
- Сорокин Ю.А., Тарасов Е. Ф., Шахнарович A.M. Теоретические и прикладные проблемы речевого общения / Науч. ред. А. А. Леонтьев. М., 1979.
- Софрониа иероманаха Ликудиева кефалинитянина, философии же и священныя богословии учителя. О силе риторичестей или о риторице. // ГИМ. Собр. Уварова. № 98−1.
- Софроний Лихуд. Риторика. Рукопись РГБ. М 3191.
- Сперанский М.М. Правила высшего красноречия. СПб., 1844. (Лекции, читанные в Петербургской духовной академии в 1792 году. О частях слова, о сочинении, о расположении слов, о слоге, о произношении).
- Сперанский М.Н. Эволюция русской повести в XVII веке // ТОДРЛ. Т. 1. Л., 1934.
- Срезневский И.И. Взгляд на памятники украинской народной словесности. Письмо к проф. И. М. Снегиреву //Ученые записки Московского университета. 4.6. 1834, ф октябрь, IV.
- Срезневский И.И. Материалы для словаря древнерусского языка по письменным памятникам. Т. 2. (Л-П). СПб., 1902.
- Стрелков П.Г. Синтаксис пермских сказок // Уч. зап. / Перм. гос. ун-т- Отд-ние обществен, наук. 1931. Вып.2.
- Суханова B.C., Сало И. В. О некоторых типах лексических повторов в севернорусской сказке // Язык жанров русского фольклора. Петрозаводск, 1977.
- Сухомлинский В.А. Мудрая власть коллектива. М., 1975.
- Тагер Е.Б. Избранные работы. М., 1988.
- Талызин М.И. Начальные основания риторики и поэзии, с предварительным объяснением логических правил, собранные для первого кадетского корпуса. СПб., 1818.
- Тарковский Р.Б. К истории повествовательных форм русской басни XVII века // ТОДРЛ. Т. XXVII.
- Тимаев М.М. Начертание курса изящной словесности для употребления в высших классах Общества благородных девиц и Училища ордена св. Екатерины. СПб., 1832.
- Тимошевский Г. Н. Руководство к изучению теории словесности. Одесса, 1877. (По программе 1870-х годов).
- Тимошенко П.З. Опыт систематического изложения теории словесности. СПб., 1870 (2-е изд. 1875).
- Толковая Библия. М., 1988.
- Толковый словарь Библии. США, 1976.
- Толстой JI.H. Пед. соч. 2-е изд., доп. М., 1953.
- Тихомиров Д.И. Чему и как учить на уроках русского языка. М., 1887.
- Топоров В.Н. Пространство и текст // Текст: семантика и структура. М., 1983.
- Тумим Г. Г. Живые группы. СПб., 1910.
- Успенский Б.А. Поэтика композиции. М., 1970.
- Успенский Г. И. Материалы и исследования. М.- Л., 1938.
- Устинов И.В. Техника развития устной и письменной речи. 3-е изд. М., 1928.
- Фасмер М. Этимологический словарь русского языка. М., 1971.
- Фигуровский И.А. Синтаксис целого текста и ученические письменные работы. М., 1961.
- Хабермас Ю. Понятие индивидуальности // Вопросы философии. М., 1989. № 2.
- Хейзинга Й. «Homo ludens» (Человек играющий). М., 1995.
- Хоменко В.И. Фразеологический состав украинских народных сказок, записанных на Полтавщине: Автореф. дис. канд. филол. наук / Киевский гос. ун-т им. Т. Г. Шевченко. Киев, 1962.
- Чейф У. Память и вербализация прошлого опыта // Новое в зарубежной лингвистике. М., 1983. Вып. 12.
- Чичерин A.B. Культура слова в школе. М., 1924.
- Шеппинг Д.О. Иван-царевич народный богатырь И Москвитянин. 1852. Т.6.1. Отд.З.
- Ширяев E.H. Структура разговорного повествования // Русский язык. Текст как целое и компоненты текста. М., 1982.
- Шкловский В. Б. Искусство как прием // Поэтика. Сборники по теории поэтического языка. Пг., 1919.
- Шмелева Т.В. Речевой жанр. Возможности описания и использования в преподавании языка // Русистика. 1990. № 2.
- Юдин Ю.Д. Историко-художестъенная проблематика русских народных бытовых сказок о разрешении трудных задач и мудрых отгадчиках // Науч. тр. Курск, пед. ин-та. 1973. Т.24.
- Якоб Л.Г. Курс философии для гимназий Российской Империи. СПб., 18 111 814. 4.4. Умозрение словесных наук (включает 3 раздела: 1) умозрение изящных словесных наук вообще- 2) риторика- 3) пиитика).
- Якобсон П.М. Психологические проблемы мотивации поведения человека. М., 1969.
- Яковлев В.А. Учебный курс теории словесности: Руководство для среднеучебных заведений. СПб., 1887 (12 изданий до 1916 года). (При программе 18 701 880-х годов).
- Яковлев В.А. Элементарный курс теории словесности. СПб., 1892. (Сокращенный «Учебный курс теории словесности» того же автора).
- Яценко Т.С. Психологические основы активной подготовки будущего педагога к общению с учащимися: Автореф. дис.. д-ра психол. наук / Киевский гос. пед. ин-т им. М.Горького. Киев, 1989.
- Ящуржинский Х.П. О превращениях в малорусских сказках. Киев, 1891.1. УНИВЕРСИТЕТ1. ТУМИНА ЛЮБОВЬ ЕГОРОВНА
- ОСНОВЫ ОБУЧЕНИЯ СТУДЕНТОВ-ФИЛОЛОГОВ УСТНЫМ ПРОФЕССИОНАЛЬНО ЗНАЧИМЫМ РЕЧЕВЫМ ЖАНРАМ ПОВЕСТВОВАТЕЛЬНОГО ХАРАКТЕРА
- Специальность 13.00.02 Теория и методика обучениярусскому языку1. На правах рукописи