1. В речевом развитии детей старшего дошкольного возраста наблюдается совершенствование звукопроизношения, фонематических процессов, смысловых компонентов речевой деятельности: связности, последовательности, логичности речевых высказываний. Развитие речи происходит взаимосвязано с развитием мышления, то есть обогащается словарь детей, появляется умение делать выводы. Формирующиеся нравственные качества и предложения соотносятся с выбором языковых средств, с уровнем коммуникативной компетентности, с развитием коммуникативных навыков детей старшего дошкольного возраста.
Развитие речи в дошкольном возрасте идет по двум линиям: совершенствуется понимание речи взрослых и формируется собственная активная речь ребенка.
В дошкольном детстве в основном завершается процесс овладения речью:
- — к 7 годам язык становится средством общения и мышления ребенка, также предметом сознательного изучения, поскольку при подготовке к школе начинается обучение чтению и письму;
- — развивается звуковая сторона речи. Младшие дошкольники начинают осознавать особенности своего произношения, но у них еще сохраняются и предшествующие способы восприятия звуков, благодаря чему они узнают неправильно произнесенные детские слова. К концу дошкольного возраста завершается процесс фонематического развития;
- — развивается грамматический строй речи. Детьми усваиваются тонкие закономерности морфологического порядка и синтаксического. Усвоение грамматических форм языка и приобретение большего активного словаря позволяют им в конце дошкольного возраста перейти к конкретности речи.
- 2. Основными показателями речевой готовности детей старшего дошкольного возраста к обучению являются:
- — более сложная самостоятельная форма речи — развернутое монологическое высказывание,
- — завершается процесс фонематического развития,
- — развитие лексико-грамматического строя речи,
- — обогащение словаря,
- — совершенствование словесно — логического мышления.
- 3. Наиболее успешным методом для формирования речевой готовности к обучению в школе является игра.
Дидактические речевые игры — это игры обучающего характера, с помощью которых можно обогащать словарный запас детей, развивать фонематический слух, грамматический строй речи, формировать выразительную, образную связную речь. Речевые игры помогают усвоить ребёнку навыки словообразования и словоизменения, учат анализировать слова, предложения, доступные тексты. Участвуя в речевых играх ребенок учится чувствовать себя более уверенно в кругу сверстников. Это тоже очень важно для ребенка, идущего в школу. Он становится способен предложить друзьям интересные игры, объяснить правила, объяснить свою точку зрения.