Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Использование декоративно-прикладного искусства для формирования творческих способностей дошкольников

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Подробнее знакомить с народным промыслом «Дымково» начали в средней группе. Нашей задачей стало развитие интереса к художественным промыслам, активизация словаря детей новыми словами, воспитание интереса к предметам рукотворного мира. При рассматривании дымковских игрушек выделяли узор, основной цвет и, наконец, рисовали один из элементов узора — простой круг. Затем задание усложнялось — дети уже… Читать ещё >

Использование декоративно-прикладного искусства для формирования творческих способностей дошкольников (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Наиболее эффективный путь развития индивидуальных способностей лежит через приобщение детей к продуктивной творческой деятельности. Потребность в отражении своих жизненных впечатлений ребенок удовлетворяет в разных видах изобразительной деятельности — рисовании, лепке. Здесь же создаются условия для проявления творчества, способностей, развития воображения. Рисование и лепка — виды продуктивной деятельности универсального характера, позволяющие гармонично и всесторонне развить как психическую, так и физиологическую сторону личности ребенка.

Формирование творческой личности начинается уже в дошкольном возрасте, поэтому воспитание творческих способностей, одна из главных задач в работе с детьми. Большой потенциал для раскрытия детского творчества заключен в процессе ознакомления с народно-прикладным искусством. Народ веками стремился в художественной форме выразить своё отношение к жизни, любовь к природе, своё понимание красоты. Изделия декоративно-прикладного искусства, которые видят дети, раскрывают перед ними богатство культуры народа, помогают им усвоить, обычаи, передаваемые от поколения к поколению, учат понимать и любить прекрасное.

Подлинно народное искусство отличается особой простотой, вкусом, выразительностью. Оно понятно и доступно даже самым маленьким. Поэтому в своей работе по развитию творческих способностей детей мы взяли за основу знакомство дошкольников с декоративно-прикладным искусством.

Знакомство детей с декоративно — прикладным искусством мы начинали с дымковской игрушки. На первом этапе знакомства, сообщали краткие сведения об истории народного промысла. Дети с интересом рассматривали репродукции, открытки, иллюстрации, готовые изделия народных умельцев.

На занятиях использовались различные игровые приёмы для объяснения предстоящей работы. Это дидактические игры, игровые упражнения, сюжетно — дидактические игры. Занятия построены так, чтобы вызвать у детей желание рассказывать о своей работе или работе товарища, обосновывать свой выбор. Важное место занимает и подвижная игра.

Игровая форма захватывает детей, повышает эмоциональную отзывчивость, способствует эстетическому и нравственному воспитанию. Связь ее с изобразительной деятельностью выражается в создании предметов для игры, отражении игровых сюжетов в аппликациях, рисунках, лепке. Цель этих занятий — подарить детям радость творчества, познакомить их с историей дымковского народного художественного промысла, показать приемы работы кистью, тычком. При этом воспитатель раскрывает способности ребенка, помогает преодолеть ему трудности. Овладение карандашом и кистью удается не сразу. Часто работа проводится индивидуально, особенно на первых порах, когда требуется подробно объяснить и показать каждое движение кисти.

В младшей группе, при первом знакомстве с дымковскими игрушками, после их рассматривания, занимались рисованием простейших элементов и узоров. Узоры получались незамысловатые, но очень яркие и красочные.

Подробнее знакомить с народным промыслом «Дымково» начали в средней группе. Нашей задачей стало развитие интереса к художественным промыслам, активизация словаря детей новыми словами, воспитание интереса к предметам рукотворного мира. При рассматривании дымковских игрушек выделяли узор, основной цвет и, наконец, рисовали один из элементов узора — простой круг. Затем задание усложнялось — дети уже рисовали круг с точками посередине, и точками вокруг круга. Мы учили расписывать силуэт, используя точки, круги, и внося новые элементы — прямые линии, дуги. Показывали, как можно рисовать узор тычками (палочка с ватным шариком на конце). Дети с удовольствием расписывали силуэты игрушек, радуясь результатам своего труда.

В группе были созданы необходимые условия для последующего самостоятельного использования детьми знаний об особенностях дымковской росписи в декоративном рисовании лепке. Для организации занятий по декоративной лепке с детьми используем солёное тесто и пластилин. Солёное тесто используем как материал, прежде всего потому, что оно пластично, однотонно, дает ребенку возможность понять целостность формы предметов. Тесто имеет еще одно преимущество перед пластилином: изделия можно подвергать дальнейшей обработке в печи или после хорошего просушивания окрашивать гуашью.

Желания детей создать красивый предмет и украсить его во многом зависят от интереса воспитателя к работе детей. Мы стараемся внимательно рассмотреть работу ребенка, показать ее другим детям, а затем предложить ребенку рассказать, как ему удалось так красиво сделать игрушку. Все наши действия направлены на то, чтобы научить малыша способам изображения предметов и подвести его к желанию сделать свою работу как можно интереснее, красивее, дать понять ему, что от него ждут именно такой работы.

Большое внимание в своей работе при знакомстве дошкольников с изделиями народного творчества уделяем необходимому демонстрационному материалу. Не всё, что хотелось, можно было купить, поэтому, как обычно, приходиться немного потрудиться самим.

Качество работы ребенка во многом зависит от того, как организовано его рабочее место. Для успешной работы место должно быть хорошо освещено и оснащено всем необходимым для творчества.

Создание атмосферы творчества во многом зависит от общей культуры педагога. Педагог должен обеспечить бережное отношение к процессу и результату детской деятельности: доброе, чуткое и заинтересованное. Безусловно, атмосфера творчества создается и другими видами искусств, которые не отвлекают ребенка от главного — изобразительной деятельности: вовремя сказанное четверостишие, пословица, поговорка, спетая песенка, включенная музыка создают настроение, «оживляют» образ. Главная роль в проявлении таких творческих способностей играет обучение изобразительной деятельности, отвечающее, современному развитию обучения в детских садах часто носит репродуктивный характер: ребенок больше узнает, чем творит. В этой сфере очень мало разработок. Главная задача, которая стоит перед педагогами — осуществление личностно-ориентированного подхода к каждому ребенку.

дымковская игрушка.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой