Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Концепции и значение дидактики

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Современная дидактика — наиболее разработанный и весьма динамичный раздел педагогики. Это и понятно: реформы школ, которые начались и продолжаются во многих странах мира, в первую очередь касаются пересмотра и совершенствования содержания общего и профессионального образования, форм и методов учебной работы во всех типах учебных заведений. Вследствие этого теория обучения — дидактика… Читать ещё >

Концепции и значение дидактики (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Современная дидактика — наиболее разработанный и весьма динамичный раздел педагогики. Это и понятно: реформы школ, которые начались и продолжаются во многих странах мира, в первую очередь касаются пересмотра и совершенствования содержания общего и профессионального образования, форм и методов учебной работы во всех типах учебных заведений. Вследствие этого теория обучения — дидактика — оказывается на переднем крае постоянного совершенствования.

«Дидактическая система — это организованная педагогическая система, которую представляют взаимосвязанные элементы: образовательные цели; содержание образования и обучения; обучающиеся и их личностные характеристики; обучающие и автоматизирующие средства; организационные формы совместного труда обучающих и обучающихся и дидактические процессы (модели обучения) как способы реализации целей и педагогического процесса в целом.

Дидактическая система выступает в качестве подсистемы по отношению к системе высшего порядка — педагогической системы, которая рассматривается Т. А. Ильиной как «выделенное на основе определенных признаков упорядоченное множество взаимосвязанных элементов, объединенных общей целью функционирования и единства управления и выступающих во взаимодействии со средой как целостное явление» Волохова, И. В. Дидактика: Конспект лекций для студентов педагогических вузов.-М:Просвещение.-2009.-с-126. При этом связи между элементами системы нередко важнее самих элементов. Обобщая богатство имеющихся дидактических концепций, следует выделить три: традиционную, педоцентристскую и современную систему дидактики. Каждая складывается из ряда направлений, педагогических теорий. Разделение концепций на три группы произведено на основе того, как понимается процесс обучения — объект и предмет дидактики.

В традиционной системе обучения доминирующую роль играет преподавание, деятельность учителя. Ее составляют дидактические концепции таких педагогов, как Я. А. Коменский, И. Песталоцци и в особенности И. Гербарт, и дидактика немецкой классической гимназии. В педоцентристской концепции главная роль в обучении отводится учению — деятельности ребенка. В основе этого подхода лежит система Д. Дьюи, трудовая школа Г. Кершенштейнера, В. Лая — теории периода реформ в педагогике в начале XX века.

" Современная дидактическая система исходит из того, что обе стороны — преподавание и учение — составляют деятельность обучения, а их дидактическое отношение является предметом дидактики (В. Краевский). Современную концепцию обучения создают такие направления, как программированное, проблемное обучение, развивающее обучение (П. Гальперин, Л. Занков, В. Давыдов), гуманистическая психология (К. Роджерс), когнитивная психология (Дж. Брунер), педагогическая технология, педагогические взгляды группы учителей-новаторов 80-х гг. в России" Волохова, И. В. Дидактика: Конспект лекций для студентов педагогических вузов.-М:Просвещение.-2009.-с-44. В традиционной системе обучения доминирующую роль играет преподавание, деятельность учителя. Дидактика Гербарта характеризуется такими понятиями, как управление, руководство учителя, регламентации, правила, предписания.

Главный вклад Гербарта в дидактику состоит в вычленении этапов (ступеней) обучения. Его схема такова: ясность — ассоциация — система — метод. Процесс обучения протекает от представлений к понятиям и от понятий к умениям теоретического характера. Практика в этой схеме отсутствует. Эти формальные уровни не зависят от содержания обучения, определяют ход учебного процесса на всех уроках и по всем предметам. К началу XX в. рождаются новые подходы.

Традиционная система подверглась критике за авторитарность, книжность, оторванность от потребностей и интересов ребенка.

И, то, что данная система обучения лишь передает ребенку готовые знания, но не способствует развитию мышления, активности, творчества, подавляет самостоятельность ученика.

В основе педоцентрической концепции — деятельность ребенка, главная роль отводится учению. Дьюи предлагал строить процесс обучения исходя из потребностей, интересов и способностей ребенка, стремясь развивать умственные способности и разнообразные умения детей, обучая их в «школе труда, жизни», когда учеба носит самостоятельный, естественный, спонтанный характер, получение знаний учениками происходит в ходе их спонтанной деятельности, т. е. «обучение через делание». Абсолютизация такой дидактики приводит к переоценке спонтанной деятельности детей, к утрате систематичности обучения, к случайному отбору материала, к снижению уровня обучения.

Современную дидактическую концепцию создают такие направления, как программированное, проблемное обучение, развивающее обучение (П. Гальперин, Л. Занков, В. Давыдов), гуманистическая психология (К. Роджерс), когнитивная психология (Брунер), педагогическая технология и педагогика сотрудничества. «Цели обучения в этих современных подходах предусматривают не только формирование знаний, но и общее развитие учащихся, их интеллектуальных, трудовых, художественных умений, удовлетворение познавательных и духовных потребностей учеников.

Сегодня педагогическая наука в целом и дидактика в частности претерпевают значительные изменения, обусловленные инновационными процессами в образовании, а также тенденциями развития самой науки, характером разрешения ее внутренних противоречий.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой