Организация коррекционно-логопедической работы на основе взаимодействия ДОУ и семьи
Диссертация
Эффективность процесса организации коррекционно-логопедической работы на основе взаимодействия ДОУ и семьи обеспечивают следующие педагогические условия: раннее выявление детей «группы риска» — раннее начало комплексной коррекционной работы, перенос акцента с коррекции речевых дефектов на профилактику, участие родителей в качестве активных субъектов коррекционного процесса, участие воспитателей… Читать ещё >
Содержание
- Научно-теоретические основы организации коррекционно-логопедической работы на основе взаимодействия ДОУ и семьи
- Историко-философский аспект раскрытия сущности коррекционио-логопедической работы
- Организация коррекционио-логопедической работы с дошкольниками как проблема педагогического исследования
Список литературы
- Абрамова, Н. А. Программно-целевое управление развитием профессиональной компетентности будущих учителей коррекционно-развивающего образования Текст.: автореф. дис.. канд. пед. наук: 13.00.01 / Н. А. Абрамова. — Якутск, 2006. — 20 с.
- Азаров, Ю. Я. Семейная педагогика Текст. / Ю. Я. Азаров. М.: Политиздат, 1982.-223 с.
- Аксенова, Л. И. Социальная педагогика в специальном образовании Текст.: учеб. пособие для студентов / Л. И. Аксенова. М.: Academia, 2001. -190 с.
- Аммосова, Л. И. Педагогические условия коррекции звукопроизношения у детей младшего школьного возраста в условиях билингвизма Текст.: автореф. дис.. канд. пед. наук: 13.00.01 / Л. И. Аммосова Якутск, 2007. — 21 с.
- Ананьев, Б. Г. Психология и проблемы человекознания Текст.: избр. психол. тр. М.: МОДЭК, 2005. — 432с.
- Ананьева, Т. В. Психолого-педагогическое сопровождение семьи, воспитывающей «Особого ребенка» Текст. / Т. В. Ананьева // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. 2001. — № 1. — С. 36−42.
- Андреева, Г. М. Теории диадического взаимодействия Текст. / Г. М. Андреева, Н. Н, Богомолова Л. А. Петровская // Социальная психология: тексты для подготовки к семинарским занятиям. М., 1998. — Вып. 3, ч. 2: Общение как взаимодействие. — 88 с.
- Анохин, П. К. Системные механизмы высшей нервной деятельности Текст.: избр. тр. / П. К. Анохин. -М.: Наука, 1979. — 454 с.
- Антология педагогической мысли Древней Руси и Русского государства XIV XVU вв. Текст. / [редкол.: С. Ф. Егоров и др.] — М.: Высш. шк., 1984. — 140 с.
- Антология педагогической мысли христианского средневековья Текст.: в 2 т. М.: Высш. шк., 1994. — Т. 1. — 462 с.
- Аристотель. О частях животных Текст. / Аристотель — [пер. с греч.
- B. П. Карпова. -М.: Гос. изд-во биол. и мед. лит., 1937. 219 с.
- Аристотель. Сочинения Текст.: в 4 т. / Аристотель. — М.: АН СССР, 1983. Т. IV. — 830 с.
- Арнаутова, Е. П. Основы сотрудничества педагога с семьей дошкольника Текст. / Арнаутова. -М.: Просвещение, 1994. -231 с.
- Архип, И. А. Образование родителей, имеющих детей дошкольного возраста с отклонениями в развитии Текст. / И. А. Архип // Дети с проблемами в развитии. 2004. — № 3. — С. 18−23.
- Архиреева, Т. В. Методика измерения родительских установки реакций Текст. / Т. В. Архиреева. Новгород, 1992. — 128с.
- Атемаскина, Ю. В. Мониторинг эффективности работы педагога ДОУ с семьей Текст. /10. В. Атемаскина // Управление ДОУ. 2004. — № 5. с. 29−34.
- Афанасьев, В. Ф. Этнопедагогика нерусских народов Сибири и Дальнего Востока Текст. / В. Ф. Афанасьев. -Якутск: Книж. изд-во, 1979. -181 с.
- Бадаева, Н. Е. Мониторинг коррекционно-логопедической работы Текст. / Н. Е. Бадяева, Н. В. Десюкова // Логопед. 2005. — № 5. — С. 62−65.
- Баева, А. И. Изучение состояния речевых процессов у 5−6-летних детей с общим недоразвитие речи Текст. / А. И. Баева // Логопед. — 2004. № 2. — С. 43−51.
- Басилова, Т. А. Воспитание в семье ребенка раннего возраста со сложным сенсорным и множественным нарушением Текст. / Т. А. Басилова // Дефектология. 1996. — № 3. — С. 47−50.
- Баскина, Ю. В. Методика диагностики родительского отношения (методика включенного конфликта) Текст.: автореф. дисс.. канд. психол. наук/Ю. В. Баскина. -М., 1992. 18с.
- Бездухов, В. П. Теоретические проблемы становления педагогической компетентности учителя Текст. / В. П. Бездухов,
- C. Е. Мишина, О. В. Правдина. — Самара: Изд-во Самар. ГПУ, 2001. 132 с.
- Беккер, К. П. Динамика развития детей в возрасте от 3 до 9 лет Текст. / К. П. Беккер // Дефектология. 1991. — № 3. — С. 65−70.
- Белинский, В. Т. О детских книгах Текст.: избр. иед. сочинения /В. Т. Белинский. -М., 1982. С. 64−101.
- Белова-Давид, Р. А. Клинические особенности детей дошкольного возраста с недоразвитием речи Текст. / Р. А. Белова-Давид // Нарушения речи у дошкольников. -М., 1972. С. 32−72.
- Бессмертная, Н. А. Организационно-педагогические условия развития профессиональной компетентности будущих логопедов сельских образовательных учреждений Текст.: автореф. дис.. канд. пед. наук: 13.00.01 /Н. А. Бессмертная. -Якутск, 2001. 19 с.
- Блонский, П. П. К проблеме воспитания Текст. / П. П. Блонский. — М., 1930.-123 с.
- Боговлянский, Д. Н. Психология усвоения знаний учащимися в школе Текст. / Д. Н. Боговлянский, Н. А. Менчинская. -М., 1959. 347 с.
- Богомолкина, Л. В. Взаимодействие специалистов ДОУ с родителями Текст. / Л. В. Богомолкина, Т. В. Масленникова // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. 2006. — № 2. — С. 53−59.
- Богославец, Л. Г. Взаимодействие ДОУ и семьи в условиях малого города Текст. / Л. Г. Богославец, А. А. Майер // Управление ДОУ. 2004. — № 5. — С. 34−47.
- Богуш, А. М. Методика обучения детей русскому языку в дошкольных учреждениях Текст.: учеб. пособие / А. М. Богуш. Киев: Высш. шк., 1990.-221 с.
- Богуш, А. М. Обучение правильной речи в детском саду Текст. / А. М. Богуш. Киев: Радянська шк., 1990. — 216 с.
- Бодалев, А. А. Личность и общение Текст. / А. А. Бодалев. М., 1995.-326 с.
- Бондаревская, Е. В. Введение в педагогическую культуру Текст.: учеб. пособие /Е. В. Бондаревская. Ростов н/Д.: РГПИ, 1995. — 172 с.
- Бородин, А. М. Методика развития речи детей Текст. / А. М. Бородич. 2-е изд. -М.: Просвещение, 1981. — 255 с.
- Буева, Л. П. Человек: деятельность и общение Текст. / Л. П. Буева. -М.: Мысль, 1978.-290 с.
- Буянов, М. И. Ребенку нужна родительская любовь Текст. / М. И. Буянов. М.: Знание, 1934. — 80 с.
- Варга, А. Я. Структура и типы родительского отношения Текст. :Уавтореф. дисс.. канд. психол. наук/А. Я. Варга. -М., 1986. -25 с.
- Вершинина, О. М. Пути оптимизации коррекционно-логопедической работы в ДОУ общеразвивающего вида Текст.: автореф. дис.. канд. пед. наук: 13.00.01 / О. М. Вершинина. -М., 2005. 19 с.
- Виноградова, И. Ф. Детский сад и семья Текст. /Н. Ф. Виноградова- [под ред. Т. А. Марковой]. -М.: Просвещение, 1986.-205 с.
- Винокурова, У. А. Воспитание и образование детей народов Севера Текст. / У. А. Винокурова. Якутск, 1997. — 102 с.
- Власова, Т. А. О детях с отклонениями в развитии Текст. / Т. А. Власова, М. С. Певзнер. -М.: Просвещение, 1973. 175 с.
- Волкова, Г. А Игровая деятельность в устранении заикания у дошкольников Текст.: кн. для логопеда/Г. А Волкова—М.: Просвещение, 1983. -144 с.
- Волкова, Г. А. Методика психолого-логопедического обследования детей с нарушениями речи. Вопросы дифференциальной диагностики Текст.: учеб.-метод, пособие / Г. А. Волкова. СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2003. — 144 с.
- Волкова, И. Е. Родители и дети Текст. / И. Е. Волкова. М.: Просвещение, 1961. — 149 с.
- Волковская, Т. Н. Генезис проблемы изучения задержки психического развития у детей Текст. / Т. Н. Волковская // Коррекционная педагогика. 2003. — № 2. — С. 5−17.
- Воспитание и обучение детей с расстройствами речи Текст. / [под ред. С. С. Ляпидевского, В. И. Селиверстова]. -М.: Просвещение, 1968.-247 с.
- Воспитателю о работе с семьей Текст.: пособие для воспитателя дет. сада / [под ред. Н. ФВиноградовой, Л. В. Загик и др.]. -М.: Просвещение, 1989. -188 с.
- Выготский, Л. С. Мышление и речь Текст. / Л. С. Выготский. М.: Лабиринт, 1999.-350 с.
- Выготский, Л. С. Педагогическая психология Текст. /Л. С. Выготский. -М.: Педагогика-Пресс, 1996. -533 с.
- Выготский, Л. С. Проблемы дефектологии Текст. / Л. С. Выготский. -М.: Просвещение, 1995. 524 с.
- Выготский, Л. С. Вопросы воспитания слепых, глухонемых и умственно-отсталых детей Текст.: сб. ст. и материалов / Л. С. Выготский. М.: Наркомпрос РСФСР, 1924. — 157 с.
- Выготский, Л. С. Игра и ее роль в психическом развитии ребенка Текст. / Л. С. Выготский // Вопросы психологии. —1966. -№ 6. С. 62−76.
- Гаврилушкина, О. П. Воспитание и обучение умственно отсталых дошкольников Текст.: кн. для воспитателя / О. П. Гаврилушкина, Н. Д. Соколова. -М.: Просвещение, 1985.-72 с.
- Гальперин, П. Я. Введение в психологию Текст. / П. Я. Гальперин. — М.: Педагогика, 1984. 340 с.
- Гвоздев, А. Н. Вопросы изучения детской речи Текст. / А. Н. Гвоздев. -М.: Изд-во АПН РСФСР, 1961. -178 с.
- Герасимова, Л. Н. Взаимодействие детского сада с семьей в условиях социально-педагогической среды Текст. / Л. Н. Герасимова // Чемчуук саас. — 2007. № 3 (7) июль -сент. — С. 34−35.
- Гессен, С. И Основы педагогики. Введение в прикладную философию Текст. / С. И Гессен / Отв. ред И сост. ПВ. Алексеев.-М: Школа-Пресс, 1995. —448 с.
- Гершунский, Б. С. Философия образования для XXI века : в поисках практико-ориентированных образовательных концепций Текст. / Б. С. Гершунский. -М.: Совершенство, 1998. 608 с.
- Гилевич, И. М. Дети с отклонениями в развитии Текст.: метод, пособие для педагогов, воспитателей массовых и спец. учреждений и родителей /И. М. Гилевич. -М.: Просвещение, 1997. 125 с.
- Гиппократ. Избранные книги / Гиппократ- пер. с греч. В. И. Руднева- ред., вступ. сг. и примеч. В. П. Карпова. -М.: «Сварог», 1994.-736 с.
- Глухов, В. П. Особенности формирования связной речи дошкольников с общим речевым недоразвитием Текст.: учеб.-метод, пособие для студентов дефектол. фак. пед. вузов / В. П. Глухов. -М.: Грааль, 2001. -193 с.
- Головин, Б. Н. Основы культуры речи Текст.: учеб. для вузов / Б. Н. Головин. 2-е изд., исправ. — М.: Высш. ж, 1988. — 319 с.
- Головчиц, Л. А. Дошкольная сурдопедагогика Воспитание и обучение дошкольников с нарушением слуха Текст.: учеб. пособие для студ. вузов / Л. А. Головчиц. М.: ВЛАДОС, 2001. — 304 с. — (Коррекционная педагогика).
- Гребенников, И. В. Воспитательный климат семьи Текст. /И. В. Гребенников. -М., 1975. -204 с.
- Гребенников, И. В. Основы семейной жизни Текст. / И. В. Гребенников. -М, 1991.-235 с.
- Гребенников, И. В. Педагогический всеобуч родителей Текст. /И. В. Гребенников. — М.: Знание, 1986.-79 с.
- Грибова, О. Е. Технология организации логопедического обследования Текст. / О. Е. Грибова -М.: Айрис-пресс, 2005. 96 с.
- Григорович, Л. А. Использование опросника «Анализ семейных взаимоотношений» в практике дошкольного психолога Текст. / Л. А. Григорович // Семейная психология и семейная терапия. -1998. -№ 2.-С. 66−72.
- Григорьева, А. А. Семейная педагогика Текст. / А. А. Григорьева, М. М. Прокопьева, — Якутск, 1998. 37 с.
- Григорьева, И, А Особенности работы логопеда в детском саду общего вида Текст. / НА Григорьева//Логопед в детском саду. -2005. -№ 5−6 (8−9). С. 27−35.
- Григорьева, Л П Концепция диагностики аномального развитая детей с сенсорными нарушениями Текст. / Л П. Григорьева // Дефектология. -1996. -К 3. С. 3−11.
- Гризик, Т. И. Развитие речи детей 4−5 лет Текст.: метод, пособие для восп. дошк. образоват. учреждений / Т. И. Гризик, Л. Е. Тимощук. — 2-е изд. М.: Просвещение, 2005. — 221 с.
- Губанихина, Е. Новая модель взаимодействия дошкольного образовательного учреждения и семьи Текст. / Е. Губанихина // Детский сад от, А до Я. 2004. — № 4. — С. 17−24.
- Давидович, Л. Р. Ребенок плохо говорит? Почему? Что делать? Текст.: коррекц.-пед. работа с неговорящими детьми: развитие у детей речевых возможностей, языковых способности / Л. Р. Давидович, Т. С. Резниченко. М.: ГНОМ и Д, 2001. — 109 с.
- Дементьева, А. М. Методика обучения рассказыванию в детском саду Текст. /А. М. Дементьева. — М.: Просвещение, 1998. -233 с.
- Диагностика нарушений речи у детей и организация логопедической работы в условиях дошкольного образовательного учреждения Текст.: сб.метод. рек. / [сост.: В. П. Балабанова и др.]. СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2002. -240 с.
- Доронова, Т. Н. Дошкольное учреждение и семья единое пространство детского развития Текст.: метод, рук. для работников дошк. образоват. учреждений / Т. Н. Доронова. — М.: ЛИНКА-ПРЕСС, 2001. — 223 с.
- Доронова, Т. Н. Радуга Текст.: программа и метод, рук. По воспитанию, развитию и образованию детей 5−6 лет в дет. саду / Т. Н. Доронова. -М.: Просвещение, 1996. -269 с.
- Душка, Н. Д. Синквейн в работе по развитию речи дошкольников Текст. / Н. Д. Душка // Логопед. 2005. — № 5. — С. 22−31.
- Дьячков, А. И. Дидактика школ глухих детей Текст.: учеб. пособие для студ.-заоч. дефектол. фак. пед. ин-тов и учителей школ глухих детей / А. И. Дьячков. М.: Просвещение, 1968. — Ч. 1. — 80 с.
- Егорова, Т. А. Педагогическая помощь родителям в формировании отношения к миру у старших дошкольников с задержкой психического развития {Текст.: автореф. дис. канд. пед. наук: 13.00.01 / Т. А. Егорова СПб., 2006. — 24 с.
- Екжанова, Е. А. Социально-педагогическая работа в проблемных семьях с разными типами внутрисемейного взаимодействия Текст. / Е. А. Екжанова // Школа Здоровья. -1998. -Т. 5. -№ 3−4. С. 199−203.
- Ершова, Е. П. К вопросу рациональной организации логопедической работы в общеобразовательной школе Текст. / Е. П. Ершова, М. Я. Гамерман // Дефектология. 1987. — № 2. — С. 50−54.
- Ефименкова, Л. М. Организация и методы коррекционной работы логопеда на школьном логопункте Текст.: пособие для логопеда / Л. М. Ефименкова, Г. Г. Мисаренко. -М.: Просвещение, 1991. -237 с.
- Жинкин, Н. И. Механизмы речи Текст. / Н. И. Жинкин. М.: Изд-во АПН РСФСР, 1958. — 370 с.
- Жукова, Н. С. Если ваш ребенок отстает в развитии Текст. /Н. С. Жукова, Е. М. Мастюкова. М.: Медицина, 1993. — 105 с.
- Закон Российской Федерации «Об образовании». М.: ИНФРА-М, 1996. — 52 с. — («Федеральный закон»).
- Замский, X. С. Умственно отсталые дети Текст. / X. С. Замский. -М.: НПО «Образование», 1995. 400 с.
- Запорожец, А. В. Воспитание и обучение в детском саду Текст. / А. В. Запорожец. М.: Педагогика, 1976. — 558 с.
- Захаров, А. И. Как предупредить отклонения в поведении ребенка Текст.: кн. для воспитателя дет. сада и родителей / А. И. Захарова. — М.: Просвещение, 1993. 191 с.
- Захаров, А. И. Ребенок до рождения и психотерапия последствий психических травм Текст. / А. И. Захаров. СПб.: СОЮЗ, 1998. — 144 с.
- Зверева, О. Л. Детский сад и семья Текст.: первые годы революции и современность / О. Л. Зверева // Управление ДОУ. — 2002. № 4. — С. 28−35.
- Зверева, О. Л. Общение педагога с родителями в ДОУ Текст.: метод, аспект / О. Л. Зверева, Т. В. Кротова. М.: ТЦ Сфера, 2007. — 80 с.
- Илыппенко, М В. Воспитание культуры речевого общения в дошкольном детстве Текст.: авгореф. дне. канд. пед наук: 13.00.01 /М В. Илыппенко. -М, 1998.-23 с.
- История зарубежной дошкольной педагогики Текст.: хрестоматия / [сост. Н. Б. Мчедлидзе, А. А. Лебеденко, Е. А. Гребенщикова]. М.: Просвещение, 1986.-419 с.
- История советской дошкольной педагогики Текст.: хрестоматия. -М.: Просвещение, 1988.-447 с.
- Кабаченко, Е. И. Развитие речи детей раннего возраста в условиях группы кратковременного пребывания Текст. / Е. И. Кабаченко, Н. А. Кабаченко // Логопед. 2006. — № 1. — С. 14−19.
- Кант И. Сочинения. Т.2 Текст. /И. Кант. -JVL: Мысли, 1964. -283 с.
- Каптерев, П. Ф. Избранные педагогические сочинения Текст. / П. Ф. Каптерев. М.: Педагогика, 1982. — 704 с.
- Кардаш, Я. А. Педагогическое взаимодействие коррекционного учреждения и семьи в реабилитации детей с нарушением слуха Текст.: автореф. дис. кацд. пед. наук: 13.00.01 /Я. А Кардаш. -Екатеринбург, 2005. -21 с.
- Катаева, А. А. Дошкольная олигофренопедагогика Текст. / А. А. Катаева, Е. А. Стребелева. М.: Просвещение, 1988. — 141 с.
- Каше, Г. А. Подготовка к школе детей с недостатками речи Текст. / Г. А. Каше. -М.: Просвещение, 1985. 207 с.
- Кащенко, В. П. Педагогическая коррекция Текст.: книга для учителя / В. П. Кащенко. 2-е изд., — М.: Просвещение, 1994. — 223 с.
- Квинт, Л. А. Речевые аномалии у детей школьного возраста и борьба с ними Текст. / Л. А. Квинт. — Харьков: Укр. гос. психоневрол. ин-т, 1928. — 28 с.
- Ковалев, С. В. Психология семейных отношений Текст. / С. В. Ковалев. -М., 1997. 134 с.
- Коджаспирова, Г. М. Педагогичесий словарь Текст. / Г. М. Коджаспирова, А. Ю. Коджаспиров. М.: Академия, 2000. — С. 18.
- Козлова, С. А. Дошкольная педагогика Текст. / С. А. Козлова, Т. А. Куликова. -М.: ACADEMA, 2000. 409 с.
- Козырева, JI. М. Развитие речи. Дети от рождения до 5 лет Текст. / JI. М Козырева Ярославль: Академия развития, Академия Холдинг, 2001. -160 с.
- Колесникова, Е. В. Развитие звуковой культуры речи у дошкольников Текст. /Е. В. Колесникова. — М.: Гном-пресс, 1997. 128 с.
- Колодезникова, М. Г. Актуальные проблемы семейного воспитания Текст. /М. Г. Колодезникова, JI. И. Омукова. Якутск, 1997.-48 с.
- Колшанский, Г. В. Лингвокоммуникагивные аспекты речевого общения Текст. / Г. В. Колшанский // Иностранные языки в школе. 2006. — № 4. — С. 27−30.
- Кольцова, М. М. Ребенок учится говорить Текст. /М. М. Кольцова. -М.: Сов. Россия, 1979. 159 с.
- Коменский, Я. А. Избранные педагогические сочинения Текст. / Я. А. Коменский. — М.: Учпедгиз, 1955. 651 с.
- Конвенция о правах ребенка Текст. — М.: Инфра-М, 2001. 23 с.
- Коррекционно-педагогическая работа в дошкольных учреждениях для детей с нарушениями речи Текст.: учеб. пособие для студентов пед вузов по специальности «Логопедия» / [подред Ю. Ф. Гаркуша]. -М: Ин-т общегуманиг. исслед, 2002. -157 с.
- Кротова, Т. В. ДОУ и родители Текст.: пути сотрудничества / Т. В. Коротова // Управление ДОУ. 2006. — № 4 (30). — С. 15−19.
- Крупская, Н. К. Педагогические сочинения Текст. / Н. К. Крупская. М.: Педагогика, 1980. — Т. 4−5. — 687 с.
- Крылова, Н. А. Общее и специфическое в работе логопеда и воспитателя логопедического детского сада по развитию речи детей Текст. / Н. А. Крылова // Дефектология. 1985. — № 2. — С. 62−68.
- Крылова, R JI О преемственности в речевой работе воспитателя и логопед, а детского сада Текст. /НД Крылова// Дефектология -1978. -№ 1. С. 57−63.
- Крючева, Я. В. Педагогическая помощь родителям в организации взаимодействия с детьми, имеющими задержку психического развития Текст.: автореф. дис. канд. пед. наук: 13.00.01 /Я. В. Крючева -Тюмень, 2004. -26 с.
- Кушоткин, Ю. Н. Образование взрослых и проблема функциональной неграмотности Текст. / Ю. Н. Кулюткин // Проблемы непрерывного образования: педагогические кадры: информ. бюл. СПб. — Новгород- Псков, 1997. — № 9. — С. 3−7.
- Левина, Р. Е. Опыт изучения неговорящих детей (алаликов) Текст. /Р. Е. Левина. -М.: Учпедгиз, 1951.-120 с.
- Левина, Р. Е. Основы теории и практики логопедии Текст. /Р. Е. Левина. -М.: Просвещение, 1968. 367 с.
- Леонтьев, А. А. Психолингвистические единицы и порождение речевого высказывания Текст.: монография / А. А. Леонтьев. М.: УРСС: Едиториал УРСС, 2003. — 53 с.
- Леонтьев, А. А. Язык и речевая деятельность в общей и педагогической психологии Текст.: избр. психол. тр. / А. А. Леонтьев. — М.: Моск. психол.-социал. ин-т — Воронеж: НПО «МОДЭК», 2001. -448 с.
- Леонтьев, А. Н. Некоторые вопросы психологии обучения речи на иностранном языке Текст. / А. Н. Леонтьев // Вопросы психолингвистики и преподавание русского языка как иностранного / А. Н. Леонтьев. М.: Изд-воМГУ, 1971.-С. 7−16.
- Лесгафт, П. Ф. Избранные педагогические сочинения Текст. /П. Ф. Лесгафт. -М.: Педагогика, 1988.-400 с.
- Лесгафт, П. Ф. Семейное воспитание ребенка и его значение Текст. / П. Ф. Лесгафт. -М., Педагогика, 1991. 174 с.
- Лисина, В. Р. Влияние общения воспитателя с ребенком 5 года жизни на его эмоциональное благополучие Текст.: автореф. дис.. канд. пед. наук / В. Р. Лисина. М., 1994. — 16 с.
- Лисина, М. И. Общение, личность и психика ребенка Текст. /М. И. Лисина. -М.: МОДЭК, 1997. 383 с.
- Лодкина, Т. В. Из опыта работы семейного педагога в школе Текст.: (в ряде городов школ РФ) / Т. В. Лодкина // Вестник психосоциальной и коррекционно-реабилитационной работы. М., 1996. — № 4. — С. 67−73.
- Лодкина, Т. В. Социальный педагог приходит в семью Текст.: (опыт школ Вологод. обл.] / Т. В. Лодкина//Воспитание школьников. —1996. -№ 5.—С. 25−29.
- Лопатина, О. Карусель непонимания Текст. / О. Лопатина, М. Медведева // Детский сад от, А до Я. 2004. — № 4. — С. 54−61.
- Лурия, А. Р. Высшие корковые функции человека и их нарушения при локальных поражениях мозга Текст. / А. Р. Лурия. М.: Акад. проект, 2000. — 504 с.
- Лурия, А. Р. Письмо и речь. Нейролингвистическис исследования Текст.: учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по направлению и специальностям психологии / А. Р. Лурия. М.: Academia, 2002. — 345 с.
- Лурия, А. Р. Язык и сознание Текст. / А. Р. Лурия. М.: Изд-во МГУ, 1979.-320 с.
- Лютова, Е. К. Тренинг эффективного взаимодействия с детьми Текст. /Е. К. Лютова, Г. Б. Монина. СПб., 2001. — 190 с.
- Мазурова, Н. В. Проблемы семьи, имеющей аномального ребенка Текст. / Н. В. Мазурова // Инновации в российском образовании: (специальное коррекционное образование): сборник. -М., 1999.
- Майер, А. Раннее обучение иностранному языку Текст. / А. Майер // Дошкольное воспитание. 2005. — № 10. — С. 86−89.
- Макаренко, А. С. Книга для родителей Текст. / А. С. Макаренко. — Л.: Лениздат, 1981.-319 с.
- Малофеев, Н. Н. Современное состояние коррекционной педагогика Текст. /Н. Н. Малофеев // Дефектология. 1996. — № 1. — С. 23−29.
- Маркова, А. К. Психология профессионализма Текст. / А. К. Маркова. М., 1996. — 308 с.
- Мастюкова, Е. М. Актуальные аспекты клинической диагностики умственной отсталости у детей Текст. / Е. М. Мастюкова // Дефектология. — 1997. -№ 1.-С. 35−38.
- Мастюкова, Е. М. Семейное воспитание детей с отклонениями в развитии Текст.: учеб. пособие для студ. высш. учеб. Заведений / Е. М. Мастюкова, А. Г. Московкина- [под ред. В. К Селиверстова]. -М.: ВЛАДОС, 2004.-408 с.
- Меремьянина, А. И. Из опыта сотрудничества педагогов специальной коррекционной школы VIII вида с родителями учащихся Текст. / А. И. Меремьянина // Дефектология. 2005. — № 1. — С. 32−41.
- Методы обследования речи детей Текст.: пособие по диагностике речевых нарушений/[под общ ред проф. Г. В Чиркиной]. -4-е изд, доп.-М: АРКТИ, 2005.-240 с.
- Миронова, С. А. Развитие речи дошкольников на логопедических занятиях Текст.: кн для логопеда/ С. А. Миронова. -М: Просвещение, 1991.-208 с.
- Мишина, Г. А. Пути формирования сотрудничества родителей с детьми раннего возраста с отклонениями в развитии Текст.: автореф. дис.. канд. пед. наук: 13.00.01 / Г. А. Мишина. -М., 1998. 18 с.
- Монтень М. Опыты // Собр. соч. в 3-х т. Т.1 Текст. /М. Монтень.-М.: Мысль, 1998. — 386 с.
- Мясшцев, В. Н. Основные проблемы и современное состояние психологии отношений человека Текст. / В. Н. Мясшцев // Психологическая наука в СССР. -М.: Изд-во АПН СССР, 1960. Т. 2. — С. 109.
- Негневицкая, Е. И. Язык и дети Текст. / Е. И. Негневицкая. — М., 1981.-245 с.
- Никашина, Н. А. Неуспеваемость первоклассников, имеющих недостатки произношения и пути ее устранения Текст.: автореф. дис.. канд. пед. наук: 13.00.01 /Н. А. Никашина. -М., 1959. 19 с.
- Новиков, А. О менталитете Саха Текст. / А. Новиков. Изд. 2-е доп. — Якутск, 1995.-147 с.
- Новогорцева, Н В. Логопедическая работа в массовом детском саду Текст.: автореф. дис. канд. пед. наук: 13.00.01 /Н. В. Новогорцева -Я, 1991. -16 с.
- Носкова, JT. П. Развитие речевой деятельности глухих дошкольников Текст. / Л. П. Носкова // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. М., 2003. — № 4. — С. 6−12.
- Обозов, Н. Н. Межличностные отношения Текст. / Н. Н. Обозов. — Л., 1979.-150 с.
- Образование родителей и школа Текст. / [под ред. Л. Г. Петряевской]. -М.: ВЛАДОС, 1999. 118 с.
- Овчинникова, Е. В. Организация сотрудничества логопеда и родителей Текст. / Е. В. Овчинникова // Логопед. 2007. — № 6. — С. 18−23.
- Оганесян, Е. В. Специальная (коррекционная) педагогика с историей Текст.: учеб. пособие для самост. работы студентов пед. вузов /Е. В. Оганесян, С. Н. Шаховская, Н. М. Назарова. -М.: Изд-во МСГИ, 1997. -157 с. (Специальность «Логопедия»).
- Ожегов, С. И. Словарь русского языка Текст. / С. И. Ожегов. — М.: Рус. язык, 1987.-750 с.
- Оконешникова, А. П. Этнопсихологические особенности народов в воспитании детей Текст. / А. П. Оконешникова. Пермь, 1996.
- Остроухова, А. И. Развитие дошкольного образовательного учреждения как открытого социально-воспитательного института Текст. / А. И. Остроумова. -М.: Ювента, 1993. 152 с.
- Парамонова, Л. А. С возрастом не пройдет ! Текст.: метод, рекомендации по выявлению и коррекции дефектов звукопроизношения у детей / Л. А. Парамонова. СПб.: Наука, 1994. — 204 с.
- Парамонова, Л. Г. Роль логопеда детского сада в современных условиях Текст. / Л. Г. Парамонова//Логопед в детском саду. -2006. —№ 6 (15).—С. 7−13.
- Парыгин, Б. Д. Социальная психология Текст. / Б. Д. Парыгин. -СПб., 1989.-325 с.
- Песталоцци, И. Г. Избранные педагогические сочинения Текст.:в 2 т. / И. Г. Песталоцци. М., 1981. — Т. 1. — 324 с.
- Пинюгина, Е. В. Основные этапы коррекционно-логопедической работы с детьми раннего возраста с задержкой речевого развития Текст. / Е. В. Пинюгина // Логопед в детском саду. 2004. — № 3 (3). — С. 37−41.
- Пиюкова, С. С. Формирование педагогической компетентности родителей приемных детей Текст.: автореф. дис.. канд. пед. наук: 13.00.01 / С. С. Пиюкова. Самара, 2002. — 16 с.
- Плутарх. Сравнительные жизнеописания Текст.: в 2 т. / Плутарх. — Изд. 2-е, испр. и доп. — М: Наука, 1994. Т. 2. — 672 с.
- Повесть временных лет Текст. -М. — JI., 1950. С. 358.
- Половинкина, О. Б. Педагогическое сопровождение семьи, воспитывающей ребенка раннего возраста с органическим поражением центральной нервной системы Текст.: автореф. дис.. канд. пед. наук: 13.00.01 / О. Б. Половинкина. М., 2005. — 26 с.
- Попов, Б. Н. Изменение семьи народов Якутии Текст. /Б. Н. Попов. Якутск: Сахаполиграфиздат, 1994. — 139 с.
- Попов, Б. Н. Культура семейного воспитания народов Севера Текст.: прошлое и настоящее /Б. Н. Попов. -Якутск: Полиграфист, 1993. 64 с.
- Портнягин, И. С. Этнопедагог К. С. Чиряев Текст.: педагогические мысли, идеи и взгляды / И. С. Портнягин. Якутск, 2002. — 168 с.
- Преодоление общего недоразвития речи дошкольников Текст.: учеб.-метод, пособие / [под общ. ред. Т. В. Волосовец]. М.: Изд-во ин-та общегуманит. исслед., 2002. — 256 с.
- Пути совершенствования подготовки будущих учителей дефектологов Текст.: межвуз. сб. науч. тр. / [отв. ред. В. И. Селиверстов]. -М.: Изд-во МГПИ, 1984. 127 с.
- Развитие детской речи Текст.: традиции и перспективы: материалы конф., посвящ. 30-лстию лаборатории развития речи ин-та дошкольного образования и семейного воспитания РАО / [ред. О. С. Ушакова]. М.: Изд-во РАО, 2002. — 85 с.
- Развитие речи детей дошкольного возраста Текст. / [ред. Ф. А. Сохин]. -М.: Просвещение, 1979. 223 с.
- Pay, Ф. Дефекты речи и борьба с ними у детей и подростков Текст. / Ф. Pay // Логопед. 2004. — № 3. — С. 32−38.
- Ребенок. Раннее выявление отклонений в развитии речи и их преодоление Текст. / [под ред. Ю. Ф. Гаркуши]. М.: Моск. психол.-социал. ин-т- Воронеж: Изд-во НПО «МОДЭК», 2001. — 256 с.
- Римбург, Р. М. Игра как форма активной познавательной деятельности детей старшего дошкольного возраста Текст. / Р. М. Римбург. -М., 1956.- 126 с.
- Рубинштейн, С. J1. Проблемы общей психологии Текст. / С. Л. Рубинштейн. -М.: Просвещение, 1973. 433 с.
- Руссо, Ж.-Ж. Педагогические сочинения Текст.: в 2 т. /Ж.-Ж. Руссо. -М., 1981.-Т. 1.-365 с.
- Рыбкина, Л. В. О развитии навыков общения детей раннего возраста Текст. / Л. В. Рыбкина // Логопед в детском саду. 2006. — № 2 (11).-С. 24−27.
- Самоукина, Н. В. Игры в школе и дома Текст.: психотехнические упражнения и коррекционные программы / Н. В. Самоукина. -М.: Новая школа, 1993. — 138 с.
- Селевко, Г. К. Социально-воспитательные технологии Текст. /Г. К. Селевко, А. Г. Селевко. -М.: Народное образование, 2002. С. 37−56.
- Селиверстов, В. И. Коррекционное обучение детей с нарушениями речевой деятельности Текст. /В. И. Селивестров. -М.: Изд-во Ml 11И, 1983. —134 с.
- Селиверстов, В. И. Речевые игры с детьми Текст.: учеб. пособие для логопедов / В. И. Селиверстов. М.: ВЛАДОС, 1994. — 343 с.
- Семейное воспитание Текст.: хрестоматия: учеб. пособие для сгуд. высш. пед. учеб. заведений / [сост. П. А. Лебедев]. М.: Академия, 2001.-408 с.
- Сергеев, Ф. П. Речевые ошибки и их предупреждения Текст. / Ф. П. Сергеев. Волгоград: Учитель, 1996. -93 с.
- Сигуан, М. Образование и двуязычие Текст.: пер. с фр. / М. Сигуан, У. Ф. Макки. М.: Педагогика, 1990. — 184 с.
- Синягина, Н. Ю. Психолого-педагогическая коррекция детско-родительских отношений Текст. / Н. Ю. Синягина. М.: ВЛАДОС, 2001.-96 с.
- Соботович, Е. Ф. Речевое недоразвитие у детей и пути его коррекции Текст.: (дети с нарушением интеллекта и мотор, алалией): учеб. пособие /Е. Ф. Соботович. М.: Классика-Стиль, 2003. — 158 с.
- Соковнин, В. М. О природе человеческого общения Текст.: (опыт философского анализа) / В. М. Соковнин. Фрунзе: Мектеп, 1974. — 178 с.
- Спиваковская, А. С. Обоснование психологической коррекции неадекватных родительских позиций Текст. / А. С. Спиваковская // Семья и формирование личности. М., 1981. — 24 с.
- Спирова, Л. Ф. Учителю о детях с недостатками речи Текст. / Л. Ф. Спирова, А. В. Ястребова, Т. П. Бессонова. М.: АРКТИ, 1996. — 159 с.
- Степанова, О. А. Организация логопедической работы в дошкольном образовательном учреждении Текст. / О. А. Степанова. М.: ТЦ Сфера, 2003.-112 с.
- Степанова, М. А. Развитие форм и функций речи дошкольников в игровой деятельности Текст.: автореф. дис.. канд. пед. наук: 13.00.01 / М. А. Степанова. -М., 1986. 18 с.
- Стребелева, Е. А. Современные формы помощи семье, воспитывающей ребенка с отклонениями в развитии Текст. / Е. А. Стребелева, А. В. Закрепина // Дефектология. 2005. — № 1. — С. 56−63.
- Сухобская, Г. С. Гуманистическая направленность обучения будущего учителя Текст. / Г. С. Сухобская // Проблемы непрерывного образования: педагогические кадры: информ. бюл. СПб.- Новгород- Псков, 1996. -№ 8. — С. 5−7.
- Сухомлинский, В. А. Избранные педагогические сочинения Текст. /В. А. Сухомлинский. -М., 1979−1981. Т. 1−3.
- Татаринова, И. А. Семинары-практикумы для воспитателей ДОУ Текст. / И. А. Татаринова // Логопед. 2007. — № 3. — С. 34−41.
- Тихеева, Е.И. Развитие речи детей Текст. / Е. И. Тихеева. — М., 1981.-279 с.
- Ткачева, В. В. Психокоррекционная работа с матерями, воспитывающими детей с отклонениями в развитии Текст.: практикум по формированию адекватных отношений / В. В. Ткачева. — М.: Гном-Пресс, 1999.-64 с.
- Ткачева, В. В. К вопросу о создании системы психолого-педагогической помощи семье, воспитывающей ребенка с отклонениями в развитии Текст. / В. В. Ткачева // Дефектология. 1999. — № 3. — С. 30−37.
- Ткаченко, Т. А. Если дошкольник плохо говорит Текст. / Т. А. Ткаченко. СПб.: Акцидент, 1998. — 109 с.
- Ткаченко, Т. А. Проблема коррекции фонетических нарушений у детей на современном этапе Текст. / Т. А. Ткаченко // Логопедия. 2004. — № 1 (З).-С. 11−15.
- Трауготт, Н. Н. Нарушение слуха при сенсорной алалии и афазии Текст. / Н. Н. Трауготт, С. И. Кайданова. JT.: Наука, 1975. — 179 с.
- Трифонова, В. А. Попытки организации координированной системы помощи детям с отклонениями в развитии Текст. / В. А. Трифонова, О. А. Степанова//Дефектология. 1996. -№ 1. — С. 40−44.
- Тютрина, Г. А. Включение родителей в процессе сопровождения речевого развития детей младшего дошкольного возраста Текст. / Г. А. Тютрина // Логопед. 2008. — № 2. — С. 40−45.
- У скова, И. Н. Участие педагогов детского сада в разработке и внедрении новых методов взаимодействия с семьей Текст. / И. Н. Ускова // Как помочь ребенку войти в современный мир?: сборник. — М.: Просвещение, 1995.-169 с.
- Уткин, К. Д. Навстречу ребенку Текст. / К. Д. Уткин, В. В. Семенова, Т. А. Обулахова. Якутск: Бичик, 2000. — 144 с.
- Ушакова, Т. Н. Современные модели психологии речи и психолингвистики Текст.: сб. науч. тр. / Т. Н. Ушакова- Акад. наук СССР, Инт психологии. -М.: Изд-во ИП АН, 1990. 191 с.
- Ушинский, К. Д. Педагогические сочинения Текст. / К. Д. Ушинский. М., 1988. — Т. 1.
- Федина, Н. В. Организация коррекционно-развивающей работы в системе дошкольного образования г. Липецка Текст. / Н. В. Федина // Логопед в детском саду. 2004. — № 2 (2). — С. 23−29.
- Филипович, И. В. Методическое обеспечение ранней логопедической работы Текст. / И. В. Филипович // Логопед. 2004. — № 7. -С. 23−36.
- Филичева, Т. Е. Особенности формирования речи у детей дошкольного возраста Текст. / Т. Е. Филичева. -М: РИЦ «Альфа», 2001. 205 с.
- Философский словарь / Под. ред. И. Т. Фролова Текст. /И. Т. Фролова. -М.: Политиздат, 1981. — 445с.
- Флерина, Е. А. Эстетическое воспитание дошкольника Текст. /Е. А. Флерина.-М., 1961.-334 с.
- Фомичева, М. Ф. Воспитание у детей правильного произношения Текст. /М. Ф. Фомичева. -М.: Просвещение, 1981. 178 с.
- Фромм, Э. Душа человека Текст. / Э. Фромм. М.: Республика, 1992.-430 с.
- Харчев, А. Г. Современная семья и ее проблемы (социально-демографическое исследование) Текст. / А. Г. Харчев, М. С. Мацковский. -М.: Статистика, 1978.-312 с.
- Хрестоматия по истории педагогики Текст. / [сост. И. Ф. Сладковский]. -М.: Учпедгиз, 1938. Т. 1. — 438 с.
- Хрестоматия по логопедии (извлечения и тексты) Текст.: учеб. пособие для студентов высш. и сред, специальных пед. учеб. заведений: в 2 т. / [под ред.: JI. С. Волковой, В. И Селиверстова]. -М: ВЛАДОС, 1997. Т. 2. -656 с.
- Цейтлин, С. Н. Язык и ребенок Текст.: лингвистика детской речи / С. Н. Цейтлин. -М.: ВЛАДОС, 2000. С. 24−35.
- Чевелева, Н. А. Преодоление заикания у детей Текст.: пособие для логопедов и воспитателей / Н. А. Чевелева. М.: Гном и Д, 2001. — 123 с.
- Чиркина, Г. В. Нарушения речи у детей Текст. / Г. В. Чиркина, Т. Б. Филичева. -М.: Просвещение, 1969. 199 с.
- Чиркина, Т. В. Воспитание правильной речи у детей с дизартрией Текст. / Т. В. Чиркина // Дошкольное воспитание. 1980. -№ 8. — С. 36−39.
- Шацкий, С. Т. Педагогические сочинения Текст. / С. Т. Шацкий. -М., 1964. -Т. 3.-491 с.
- Шевченко, С. Г. Комплексный подход к диагностике, коррекции и реабилитации детей с трудностями в обучении Текст. / С. Г. Шевченко // Дефектология. 1995. — № 4. — С. 30−37.
- Шипицина, Л. М. Азбука общения Текст.: развитие личности ребенка, навыков общения со взрослыми и сверстниками / Л. М. Шипицина. -СПб.: Детство-пресс, 2002. 380 с.
- Ширина, А. И. Семьи бывают разными Текст.: уметь работать нужно со всеми/А. И. Ширина, С. И. Люднова//Управление ДОУ. -2004. -№ 5. -С. 21−30.
- Эйдемиллер, Э. Г. Психология и психотерапия семьи Текст. / Э. Г. Эйдемиллер, В. В. Юстицкий. СПб.: Питер, 1999. — 656 с.
- Эльконин, Д. Б. Размышления о перестройке советской системы образования Текст. / Д. Б Эльконин // Перемены. 2000. — № 2. — С. 70−96.
- Этнопедагогика Текст. / [сост. ГригорьеваН. А.]. -Якутск, 2005. — 96 с.
- Юдина, И. А. Становление коррекционно-педагогической помощи детям с отклонениями в развитии в Республике Саха (Якутия) и пути ее совершенствования Текст.: автореф. дис.. канд. пед. наук: 13.00.01 /И. А. Юдина. Екатеринбург, 2001. -23 с.
- Юртайкин, В. В. Пути повышения эффективности коррекционно-воспитательной работы в группах для дошкольников с ОНР Текст. / В. В. Юртайкин, JI. Н. Ефименкова // Дефектология. 1981. — № 1. — С. 74−79.
- Юртайкин, В. В. Семья ребенка с особыми нуждами Текст. / В. В. Юртайкин, О. Г. Комарова // Школа здоровья. 1996. — № 1. — С. 18−24.
- Яковлева, А. Н. Семья и вопросы воспитания детей Текст.: учеб. пособие / А. Н. Яковлева. Якутск: Изд-во Якут, ун-та, 1997. — 47 с.
- Allen, Е. Education of defectives Text. / E. Allen, E. Edward. -St. Louis, 1904. 36 p.
- Bruner, J. C. From communication to language a psychological perspective Text. / J. C. Bruner // Cognition. — 1975. -№ 3. — P. 25−38.
- Minuchin, S. Families and family therapy Text. / S. Minuchin. -Cambridge, M.A.: Harvard University Press, 1974. 356 p.
- С каким настроением чаще всего Ваш ребенок идет в прогимназию? 1 .С очень хорошим, радостным.2.Спокойно, без эмоций.3.С грустью.
- Ходит в прогимназию по принципу «надо». 5. Не желает идти, плачет.
- П. Какие отношения складываются у ребенка с воспитателем?1. Очень хорошие.2.Ни плохие, ни хорошие.
- Сложные, можно сказать плохие.4.Не имею представления.
- Ш. Если у Вас появляются вопросы в отношении Вашего ребенка о воспитании, общении, обучении, к кому Вы обращаетесь за советом чаще всего?1.К знакомым.2.К воспитателю.3.К директору прогимназии.4.К родственникам.
- Искали ответ в книгах по воспитанию.6.Ни к кому не обращались.
- Таких проблем не возникало.1. Помогли ли Вам полученные советы? (да, нет)
- V. Информацией какого рода Вы обмениваетесь с воспитателем чаще всего?
- Преимущественно о достижениях своего ребенка. 2.0 содержании учебных занятий за день. 3. Жалобы на плохое поведение ребенка.40 происшествиях в группе, связанных с плохим поведением других детей.
- Просьбы и сообщения административно-хозяйственного характера.
- Никакого общения, кроме официального минимума, не бывает. VI. Каковы Ваши приоритеты в воспитании ребенка?
- Здоровье и физическое развитие.
- Развитие нравственных качеств.3.Речевое развитие.
- Развитие умственных способностей.
- Развитие художественных способностей.6.Раннее обучение ребенка.7.Другое (что именно).
- VII. Какой вид помощи Вы хотели бы получить от специалистов прогимназии?1.Информационную помощь.2.Диагностическую помощь.3.Консультативную помощь.
- Другую помощь (какую именно).
- МП. В каких формах Вы хотели бы получать помощь от специалистов прогимназии?
- Родительские собрания, конференции, лекции, групповые дискуссии, беседы, тематические консультации, семинары-практикумы.
- Информационные листки, газеты, буклеты, книги.
- Тематические выставки, папки.
- О гигиенических процедурах.
- О психофизических особенностях ребенка.
- Об изменениях в состоянии здоровья ребенка.10. О воспитании ребенка11. Об успехах ребенка.12. Об общении с ребенком.
- Об организации жизни ребенка в семье.
- Об организации досуга ребенка, праздников в семье.
- О том, в чем должно состоять взаимодействие прогимназии и семьи.16. Другое (что именно).
- X. Хотите лп Вы знать как можно больше об индивидуальных особенностях Вашего ребенка и методах его воспитания?1.Да.2.Нет.
- Хочу, но нет времени заниматься этим.
- Я знаю все о своем ребенке.
- XI, В какой роли Вы могли бы выступить, принимая участие в организации педагогического процесса в прогимназии?1.Советник.2.Гвд.3.Наставник.4.Помощник в группе.
- Помощник в разработке теоретических аспектов развития дошкольников.
- Другая роль (какая именно).
- XII. Какие мероприятия Вы посещали в прогимназии и как часто?
- XIII. Видите ли Вы в сотрудничестве с образовательным учреждением залог успешного воспитания и развития Вашего ребенка?1.Да.2. Нет.3. неуверен.
- Только я могу воспитывать и развивать моего ребенка.
- XIV. Как вы оцениваете Вашу активность при взаимодействии с прогимназией?
- Проявляем инициативу, готовы сотрудничать.
- Принимаем участие в жизни прогимназии лишь по просьбе воспитателя.
- Не считаем нужным принимать участие в воспитательно-образовательном процессе прогимназии.1. Благодарим за участие!
- Какие методы в воспитании Вы считаете наиболее эффективными? а) поощрение-б) наказание-в) требование-г) приучение.
- Какие виды поощрения Вы используете чаще всего? а) словесная похвала-б) подарки-в) ласки.
- Какие виды наказания наиболее действенны в воспитании? а) физическое наказание-б) словесная угроза-в) лишение развлечения-г) проявление Вами обиды.
- Участвует ли Ваш ребенок в делах семьи: а) часто-б) иногда-в) освобожден от семейных дел и забот.
- Какова Ваша позиция при организации совместных с Вашим ребенком форм деятельности: а) партнерская позиция, «на равных, вместе"-б) позиция руководителя, «над ребенком"-в) пассивная позиция, «рядом, но не вместе».
- На что, по Вашему мнению, должно быть направлено образование Вашего ребенка до школы? (выделите один пункт) а) на его общее развитие-б) на подготовку к школе-в) на приобщение к культурным ценностям-г) другое (что именно).
- Отметьте, консультации каких специалистов Вы хотели бы получить (психолог, дефектолог, воспитатель, логопед, психиатр, медицинский персонал).
- Каковы Ваша реакция и поведение в момент, когда с Вами разговаривает Ваш ребенок?
- Стараетесь ли Вы создать у ребенка ощущение значимости того, что он говорит?
- Как Вы думаете, какие основные задачи развития речи должны решаться на протяжетш всего дошкольного возраста?
- В каком возрасте ребенка необходимо консультировать у логопеда?
- Кто должен заниматься развитием речи ребенка? (Родители, образовательное учреждение).
- К какому возрасту у дошкольника должно быть сформировано правильное произношение всех звуков?
- Допустимо ли у 5-летнего ребенка аграмматичное высказывание (пропуск предлогов, несогласованность существительных, прилагательных с числительными и др.)?
- Какую работу по совершенствоваюпо речи Вы проводите со своим ребенком дома?
- Знаете ли Вы, какие знания получает Ваш ребенок на занятиях по развитию речи в образовательном учреждении?
- Как развивать речь ребенка, по Вашему мнению, должен воспитатель группы?
- Кто имеет больше возможностей развивать речь ребенка: родители или воспитатель?
- Знаете ли Вы требования школьной программы к развитию речи первоклассника?
- Видите ли Вы в сотрудничестве с образовательным учреждением залог правильного п своевременного развития речи Вашего ребенка? а) да-б) нет-в) неуверен-г) другое (что именно).
- Хотели бы Вы освоить приемы работы по развитию речи ребенка? а) да-б) нет-в) хочу, но нет времени заниматься этим-г) я знаю приемы работы по развитию речи.
- Следите ли Вы за тем, как говорит Ваш ребенок? (поясните)
- Что беспокоит Вас в речевом развитии ребенка?
- Как ребенок относится к своему речевому дефекту (если он есть) (не замечает- замечает, но не реагирует- замечает и переживает)?
- Каково Ваше отношение к трудностям в речи Вашего ребенка (если они есть)?
- Вы исправляете ошибки в речи своего ребенка? (поясните)
- Каковы причины речевых трудностей у Вашего ребенка (если они есть)?
- Какие речевые нарушения у детей Вам известны?
- Вы хотите научиться исправлять дефекты речи (если они есть)?а) да-б) нет-в) хочу, но нет времени заниматься этим-г) другое (что именно).
- Какую помощь ждете от логопеда?
- Если ребенок занимается с логопедом, то выполняете ли домашнее задание?
- Какие трудности испытываете Вы и Ваш ребенок, выполняя задания логопеда дома?
- Благодарим за помощь в нашей работе. Надеемся на дальнейшее сотрудничество.
- Просим Вас ответить на вопросы (можно обвести кружком пункт наиболее удовлетворяющего Вас суждения), которые помогут педагогам прогимназии исследовать зависимость уровня развития речи ребенка от характера общения.1. Фамилия, имя ребенка1. Группа
- Кто отвечает на вопросы (мама, папа, бабушка, дедушка и т. д.)
- Как часто и сколько вы общаетесь с ребёнком, беседуете, обсуждаете прошедший день?
- А постоянно, много- Б — почти ежедневно, но вечером-
- В редко, время от времени, с ним общаются другие члены семьи- Г-не общаюсь, вижу очень редко.
- Как вы считаете, хватает ли вашему ребёнку общения с вами?1. А вполне-
- Б не совсем, но нас обоих это устраивает- В — не хватает.
- Что, по вашему мнению, является важнейшим для развития речи ребёнка?1. А — чтение книг-
- Б беседы с родителями, общение- В — занятия в образовательном учреждении
- Как часто вы играете с ребёнком?
- А всегда, когда он захочет, найду несколько минут- Б — иногда, когда есть время- В — только в выходные- Г — не играю, т.к. нет времени и сил.
- Кто больше общается с ребёнком? А мама-1. Б —папа-
- В бабушки, дедушки или другие родственники.
- Какой характер носит речевое общение между вами и ребёнком?
- А познавательно — развивающий- Б — бытовой- В — смешанный.
- Каким обычно тоном вы общаетесь с ребёнком?
- А ровным, терпеливым, Б — шутливо-ласковым, В — с еле сдерживаемым раздражением- Г — резким, назидательным.
- Объясняете ли вы ребёнку новые и непонятные слова, стремитесь ли пополнить его словарный запас?
- А всегда, когда вижу, что это необходимо- Б — иногда, когда он сам спрашивает-
- В — полагаюсь на квалифицированную работу в образовательном учреждении.
- Играете ли вы с ребёнком в словесные игры?
- А очень часто, нам это очень нравится обоим- Б — иногда, когда хочет он- В — иногда, когда есть время у меня-
- Г-не играем, т.к. это не интересно, да и не знаем таких игр.
- Любит ли сам ребёнок играть в слова, проявляет ли интерес к стихам?
- А — очень любит, сам играет, экспериментирует словами, знает много стихов, сказок- Б по-разному, иногда- В — не любит стихов, не играет в слова.
- Ваш ребёнок предпочитает общение: А со сверстниками-
- Б со старшими детьми или с взрослыми- В — с детьми младше себя- Г-не любит общаться ни с кем.
- Легко ли ребёнок вступает в речевой контакт? А — легко со всеми-
- Б — легко, но только со знакомыми людьми- В по-разному, в зависимости от настроения и самочувствия- Г — всегда с трудом.
- Испытывает ли какие-то физические и психологические трудности при речевом общении, контакте?1. А не испытывает-
- Б иногда (стесняется, теряется, путается.) — В — часто, иногда вплоть до запинок судорожного характера, Г — боится общения или не может общаться.
- Часто ли ребёнок делится с вами тайнами, своими переживаниями, настроением?
- А — очень часто- Б иногда, редко- В — не делится.
- Много ли ребёнок задаёт «почемучкиных» вопросов?
- А очень много, постоянно- Б — довольно много, но периодами- В — мало.16. Как играет с игрушками?
- А усердно исследует, разбирает игрушки, придумывает новые игры, действия с ними- Б — играть с ними любит, но не проявляет разнообразия- В — почти не играет, подержит и бросает.
- Смотрит ли сам ребёнок книжки с яркими картинками?
- А очень часто, подолгу рассматривает, просит прочитать- Б — смотрит, но быстро теряет интерес- В — не интересуется почти совсем.
- Любит ли слушать, когда ему читают? А любит и подолгу слушает-
- Б когда как- В — не любит.
- Проявляет ли интерес к самостоятельному чтению?
- А умеет читать и много читает- Б — буквы знает и читает кое-какие слова- В — не любит.
- Часто ли разговаривает сам с собой?
- А нет- Б — иногда- В — очень часто.
- Ваш ребёнок предпочитает в основном:
- А — разговаривать, общаться, задавать разные вопросы- Б резвится, играть в шумные игры- В — смотреть телевизор, играть на компьютере и т. д.
- Какая форма речи больше используется вашим ребёнком? А — контекстная, связная,
- Б ситуативная, В — объяснительная.
- Каким уровнем развития речи, по вашему мнению, обладает ваш ребёнок, согласно возрастным нормам?
- А высоким, Б — выше среднего, В — средним, Г-низким.24. Хочет ли ребёнок учится?1. А — очень хочет,
- Б — хочет, но боится ходить в школу- В — не хочет.
- Есть ли у ребёнка потребность к творчеству?1. А есть-
- Б — проявляется, но редко- В очень редко.26. Уверен ли в своих силах?
- А — конечно уверен- Б — когда как- В — нет, не уверен.1. Спасибо!1. Анкета
- Просим Вас помочь в изучении особенностей работы воспитателя по развитию речи детей и трудностей, которые Вы испытываете в этом сложном аспекте Вашей деятельности. Ваши искренние и полные ответы помогут нам организовать направленную методическую помощь.
- Укажите основные этапы и сроки становления речи ребенка?
- Как развивается речь ребенка, укажите последовательность и сроки появления звуков в норме?
- От каких факторов зависит полноценное формирование речи ребенка?
- Чем отличается работа по формированию звукопроизношения от работы по его исправлению?
- Что является основой профилактического направления логопедической работы в ДОУ?
- Почему звукопроизношение ребенка в период от рождения до четырех лет всегда отличается определенными недостатками?
- В чем заключается связь между звукопроизношением и фонематическим восприятием?
- Из каких разделов состоит обследование речи дошкольников?
- Какие группы звуков обычно бывают нарушены у детей?
- Чем характеризуются фонетические нарушения звукопроизношения?
- Чем характеризуются фонематические нарушения звукопроизношения?
- Чем отличаются истинно речевые нарушения от временных недостатков речи?
- Как определить уровень неправильного произношения звуков?
- Какие способы постановки звуков Вы знаете?
- Какие особенности звукопроизношения могут встречаться при нарушении у ребенка фонематического слуха?
- Какие основные этапы работы по исправлению звукопроизношения Вы знаете?
- Какие причины могут приводить к отставанию в развитии речи ребенка?
- Какие задачи решаются при организации фронтальных занятий по развитию речи?
- Каковы особенности организации подгрупповой работы?
- Как проводится индивидуальная работа?
- Укажите основные направления работы при задержке речевого развития ребенка раннего возраста?
- На развитие каких сторон речи должна быть направлена работа с детьми, имеющими задержку речевого развития на начальном этапе?
- Назовите способы стимуляции, активизации речи.
- Спасибо за сотрудничество!
- Просим Вас помочь в изучении особенностей работы воспитателя по развитию речи детей и трудностей, которые Вы испытываете в этом сложном аспекте Вашей деятельности. Ваши искренние и полные ответы помогут нам организовать направленную методическую помощь.
- Считаете ли Вы необходимой специальную работу с детьми по формированию и коррекции речи?
- Какие проблемы развития речи Вы обсуждаете с родителями?
- Какие трудности испытываете при организации работы с детьми по формированию и коррекции речи?
- Каковы причины этих трудностей: — недостаток знаний у педагога-- недостаток практических умений-- недостаток времени-- проблемами развития речи должен заниматься логопед-- другое.
- Какие формы работы с детьми по формированию и коррекции речи используете в работе?
- Вызывают ли у Вас проблемы сотрудничество с родителями по вопросам развития и коррекции речи детей?
- Если да, то в чем это выражается?
- Какую методическую помощь Вы хотели бы получить по вопросам формирования и коррекции речи?
- В чем, по-Вашему, заключается суть взаимодействия логопеда и воспитателя в коррекционно-логопедическом процессе учреждения?1. Спасибо за помощь!1. Анкета
- Просим Вас помочь в изучении особенностей работы воспитателя по развитию речи детей и трудностей, которые Вы испытываете в этом сложном аспекте Вашей деятельности. Ваши искренние и полные ответы помогут нам организовать направленную методическую помощь.
- Укажите факторы, стимулирующие и препятствующие обучению, развитию, саморазвитию воспитателей в образовательном учреждении.
- Для целостного представления о личности и возможных проблемах Вашего малыша заполните, пожалуйста, анкету, подчеркнув готовые варианты ответов и вписав недостающие.1. Фамилия, имя ребенка.
- Кто отвечает на вопросы (мама, папа, бабушка, дедушка и т. д.)1. Каков состав вашей семьи?
- Каков характер отношений между членами семьи?
- Какие сложились отношения у ребенка с членами семьи?
- Кому малыш отдает предпочтение?
- Нет ли недостатка внимания, негативного отношения к ребенку, гиперопеки?
- Нет ли у ребенка субъективного ощущения дефицита внимания?
- Не сложилось ли у малыша негативное отношение к кому-либо из членов семьи?
- Кто занимается воспитанием ребенка?
- Нравится ли ребенку в образовательном учреждении? Долго ли он привыкал к прогимназии? Легко ли ребенок контактирует с детьми и со взрослыми? Радуется ли, когда к вам приходят гости?
- Избирателен ли малыш в общении?
- Какую дистанцию предпочитает для общения со взрослым и со сверстником?
- Зависит ли речевая активность от степени и характера знакомства ребенка с человеком
- Улавливает ли он шутку в общении, в играх?^
- Использует ли ребенок неречевые средства общения: мимику (движения мышц лица), пантомимику (движения всего тела), жесты (движение отдельных частей тела)?
- Что предпочитает из неречевых средств?
- Дифференцирует ли звуки бытовых электроприборов (может показать, что шумит: холодильник, стиральная машина и т. п.)?
- Использует ли малыш речевые средства при общении: возгласы, интонации, отдельные звуки, цепочки звуков и слогов, слова, фразы?
- Понимаете ли вы и другие члены семьи то, что ребенок хочет объяснить неречевыми средствами?
- Каким образом малыш реагирует на речевые трудности?
- Каковы взаимоотношения ребенка с другими детьми? Является ли он фактическим лидером?
- Понимает ли ребенок ваши эмоции?
- Каковы эмоциональные проявления малыша в настоящее время? Адекватные, бурные, безразличные, сдержанные.
- Каким образом ребенок реагирует на новую игрушку? Радостно восклицает, взмахивает руками, подпрыгивает, молча берет и рассматривает, фактически не реагирует.
- Сопровождаются ли его эмоциональные проявления речевыми средствами?
- Откликается ли ребенок на эмоциональные проявления, переживания другихлюдей и героев книг? Может ли сопереживать?
- Какие черты беспокоят вас в его характере?
- Есть ли у вас дома животные, птицы, растения и т. д. Каково отношение ребенка к ним?
- Как ваша семья проводит досуг, выходные дни, отпуск?
- Чем больше всего малыш любит заниматься?
- Какие игрушки и игры у него есть? Какие из них любимые?
- В какие совместные игры вы играете с ребенком? Сюжетно-ролевые, дидактические, обучающие, спортивные, игры-развлечения.
- Каким образом привлекает Вас ребенок к совместной игре? Предлагает поиграть, посмотреть.1. Играет ли малыш сам?
- Каков характер его игры? Манипулирует, переставтет игрушки с места на место, разбирает игрушки, исследует их.
- Есть ли замысел в его игре?
- Играет ли ребенок вместе с Вами в настольные игры? (Если да, то запишите ихназвания)
- Вовлекаете ли Вы малыша в совместную деятельность: накрывать на стол, убирать игруииси. Чем занимается ребенок на прогулке? С кем общается? Во что и как играет? Наблюдаетли за окружающим?
- Какие книжки вы читаете ребенку? (Запишите их названия)
- К чему проявляет интерес при чтении? К картинкам, к содержанию.1. С какого возраста?
- Есть ли у малыша любимые фильмы, пластинки и т. д. (Запишите их названия.)
- Проявляет ли он интерес к телепередачам? (Запишите их названия.)
- Любит ли ребенок рисовать? (Если рисует, то чем?)
- Обращается ли малыш за помощью к взрослым? В каких случаях?
- Любит ли ребенок лепить, конструировать, играть с мозаикой ?
- Не вызывают ли затруднений эти виды деятельности? Может ли он выполнить заданиепо описанию, по образу, по представлению ?
- Как ребенок решает возникающие трудности? Плачет, обращается за помощью (спрашивает взглядом, интонацией, речевыми средствами), наблюдает за вашими действиями (молча, мешает вам).