Дополнительная учебная информация как средство организации учителем образовательной среды
Диссертация
В заключении необходимо отметить, что динамика современного общественного развития оказывает определяющее влияние на процесс формирования содержательного компонента образовательной среды, дополняя и одновременно корректируя его в соответствии с изменениями в научной, социальной и иных сферах общества. При этом неуклонно возрастающая роль средств массовой коммуникации в жизни каждого человека… Читать ещё >
Содержание
- Глава I. Проблемы формирования педагогической информационной среды
- 1. 1. Медиаобразование как условие освоения информационной среды субъектами образовательной деятельности
- 1. 2. Образовательная среда и ее информационная составляющая
- 1. 3. Дополнительная учебная информация как содержательный компонент педагогической информационной среды
- Глава II. Исследование деятельности учителя по созданию им педагогической информационной среды с использованием дополнительной учебной информации.'
- 2. 1. Анализ исходного уровня самостоятельности учителя при формировании педагогической информационной среды
- 2. 2. Освоение учителем содержания и способов организации педагогической информационной среды
- 2. 3. Формирование педагогической информационной среды учителем — предметником с использованием дополнительной учебной информации
Список литературы
- Абасов З.А. Педагогические технологии и инновации в учебной деятельности школьников.// Школьные технологии.-2002.-№ 2. с.56−61.
- Абдеев Р.Ф. Философия информационной цивилизации. М.: ВЛАДОС, 1994. С 149−189.
- Агешин Ю.А. Информационная культура.// НТИ. Сер.1.- 1998. № 3. — с. 10- 12.
- Айламазян А.К. Информация и информационные системы. М.: Радио и связь, 1982. С. 160.
- Александрова Е.А., Алёшина М. В. Элементы индивидуализации учения. // Школьные технологии. 2002. — № 2. -С.54−66.
- Алексашина И.Ю. Учитель и новые ориентиры образования: Гуманизация образования как предмет теоретической рефлексии и практического освоения учителем: Монография / СПбГУПМ. СПб: 1997. С. 153
- Алексашина И.Ю. Педагогическая идея: зарождение, осмысление, воплощение: Практическая методология решения педагогических задач. СПб.: СпецЛит, 2000. с. 223
- Андреев Э.М., Миронов А. В. Социальные проблемы интеллектуальной уязвимости и информационной безопасности// Соц.-гуманит. знания. -2000.-№ 4. С. 169−179.
- Антопольский А. Проблемы классификации информационных ресурсов по критериям информационной безопасности. // Информационные ресурсы России. 1997.- № 6. с. 7−10.
- Бабанский Ю.К. Оптимизация процесса обучения. Общедидактический аспект. М.: 1997. с. 265.
- Бабанский Ю. К Проблемы повышения эффективности педагогического исследования. М.: Педагогика, 1982, с. 192.
- Баранов А.С. и др. Компьютерные технологии в школьной географии. М.: ГЕНЖЕР, 2004.С. 4−10.
- Башмаков М.И., Поздняков С. Н., Резник Н. А. Понятие информационной среды процесса обучения.// Школьные технологии,-2000.- № 2.-с. 153- 156.
- Белухин Д.А. Основы личностно-ориентированной педагогики: курс лекций. М.: Воронеж, 1996. с. 58−60.
- Бенькович Т.М. Мониторинг эффективности обучения. Проектирование и информационное обеспечение. // Школьные технологии.- 2002.- № 4. С.216−222.
- Бершадский М.Е. Создание обучающей среды для формирования когнитивного поведения учащихся // Завуч .- 2003. № 1. с. 41.
- Беспалов П.В. Компьютерная компетентность в контексте личностно-ориентированного обучения.// Педагогика- 2003 № 4. С.41−45.
- Беспалько В.П. Персонифицированное образование//Педагогика- 1998. № 2 с. 12−16.
- Бим-Бад Б.М., Петровский А. В. Образование в контексте социализации.//Педагогика.- 1996.- № 1.
- Бокарёва Г. А., Шмелёва С. В. Информационно-коммуникационная готовность специалиста. // Школьные технологии. 2003.- № 2. с. 106−111.
- Большой экономический словарь / Под ред. А. Н. Азриилияна. 20е из. Доп. и перераб. М.: Институт новой экономики, 1997. с. 220.
- Бондаренко Е.А., Журин А. А., Милютина А. А. Технические средства обучения в современной школе: Пособие для учителя и директора школы. -М.: ЮНВЕС, 2004.
- Бондаренко Е.А., Журин А. А. Состояние медиаобразования в мире.// Педагогика.- 2002.- № 3. с.88−98.
- Бондаренко Е.А., Журин А. А. О состоянии медиаобразования в России и в мировой практике. Аналитический доклад. 2001 г. http://www/mediaeducation/ru.
- Бондаренко Е.А. Диалог с экраном. Учебное пособие для среднего школьного возраста по предмету «Основы экранной культуры». М.: SVR-Apryc, 1994.
- Бондаренко ЕА. Медиаобразование как фактор реализации стандартов в образовательной области «Обществознание».http://hghltd.yandex.com/yandbtm?url=http%3A//www.mediaeducation.ru
- Бориснёв С.В. Социология коммуникации: Учебное пособие для вузов. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2003.
- Брановский Ю. и др. Работа в информационной среде. // Высшее образование в России.- 2002.- № 1. с. 81−87.
- Буряк В.К. Самостоятельная работа учащихся.- М., 1984. с. 67.
- Бухвалов В.А. Алгоритм педагогического творчества.- М., 1983, — с. 89.
- Ваграменко Я.А. Информационная электронная среда для народного образования. // Педагогика.- № 3.- с.20−31
- Василевич А. Обзор основных источников электронной информации: практические вопросы доступа и источников использования. // Информационные ресурсы России. — 1994. № 5.- с. 31−33.
- Валеев Г. Х. Объект, предмет и тема научного исследования.// Педагогика.- 2002.- № 2. с. 27−31.
- Введение в информационный бизнес: Учебное пособие / Под ред. Тихомирова В. П. и др. М.: Финансы и статистика.-1996. с. 7 17.
- Вербицкий А.А. Активное обучение в высшей школе: контекстный подход. М.: Высшая школа, 1991. с. 14.
- Вершловский С.Г. Профессиональное становление учителя. // Вечерняя школа.- 1992. №№ 2−3, с. 6−9.
- Вершловский С.Г. Педагог эпохи перемен. М., 2002.
- Вершловский С.Г. Учитель: проблемы и ценности. Кризис профессионального развития учителя// Личность, семья, школа. СПб., 1996.
- Владимирова Л. Книга как источник информации в современном образовательном процессе (размышление библиотекаря-практика о медиаобразовании и роли книги в развитии личности) // Школьная библиотека.- 2002.- № 4.- с. 17−19.
- Воронцова В.Г. Гуманитарные основания исследования образовательной среды. // Культурно-исторические основания создания и развития образовательной среды. СПб.: СПбГУПМ, 2002. С. 3 — 14.
- Воронцова В.Г. Гуманитарно-аксиологические основы постдипломного образования педагога: монография. — Псков: ПОИКРО, 1997. с. 248 261.
- Вохрышева М.Г. Информация и культура: векторы синтеза.-http ://www. ssu. samara.ru.
- Выготский JI.C. Развитие высших психических функций. — М.: Изд-во АПН, 1960.
- Гагин А. Сервис в Интернет — практическое рассмотрение.- М.: Jet Infosystems, 1996-с. 158.
- Гельмон А. М. Изучение детского кинозрителя. — М., 1933.
- Гендина Н.И. Дидактические основы формирования информационной культуры // Школьная библиотека, — 2002.- № 4.- с. 2−29.
- Гецов Г. Г. Как читать книги, журналы, газеты.- М.: Знание, 1989.- с. 144.
- Глоссарий.ру: словари по естественным наукам, http://www.glossary.ru
- Горшунова Е.Э. Исследование критичности отношения школьников к получаемой информации .// Школьные технологии.- 2002.- № 4. с. 76−78.
- ГОСТ 7.73.-96. Поиск и распространение информации. Термины и определения. — Изд. офиц. — Введ. 1998−01−01.- Минск: Межгосударственный совет по стандартизации, метрологии и сертификации, 1996.-е. 15.
- Государственные образовательные стандарты общего образования (приказ МО от 05.03.2004). http://edu.ru/db/portal/obschee/docs.htm
- Граник П.П. Как учить школьников работать с учебником/ П. П. Граник, С. М. Бондаренко, JT.A.Концевая. М.: Знание, 1987.
- Грошев И. Информационные технологии: тендерный аспект.// Высшее образование в России. — 1999. -№ 4. с. 114−120.
- Гузеев В.В. К формализации дидактики: системный классификатор организационных форм обучения (уроков).// Школьные технологии.2002.-№ 3. с. 49−57.
- Гуманизация естественнонаучного образования: проблемы и перспективы. Тезисы международной научно-практической конференции. / Под. ред. И. Ю. Алексашиной. СПб., 1996. с. 120.
- Гусельникова Е.В. Интернет и информационная культура школьников // Педагогическая информатика. — 2001. № 3. с. 3−5.
- Дворкина М.Я. Информационное обслуживание:социокультурный подход. М.: ИПО Профиздат, 2001.- с. 112.
- Дифференцированный подход к повышению квалификации учителей гуманитарных предметов в ИУУ: Методические рекомендации./ Сост. Т. Г. Браже и др. Л.: АПН СССР НИИ ООВ, 1998., С. 105.
- Данильчук Е.В. Методологические предпосылки и сущностные характеристики информационной культуры педагога.// Педагогика.- 2003.-№ 1. С.65−73.
- Донец И.А. Педагогические технологии в сфере медиаобразования.// Школьные технологии. — 2002.- № 2.с.47−50.
- Еляков А.Д. Современное информационное общество // Высшее образование в России. 2001.- № 4. — с. 77−85.
- Еляков А.Д. Современная информационная революция// СОЦИС.2003.-№Ю.-С. 29−39.
- Еременко Т. Информационные ресурсы нового типа как фактор влияния на качество образования // Альма- Матер. Вестник высшей школы. 2002.- № 9. с. 8−11.
- Интернет в гуманитарном образовании: Учебное пособие для студентов высш. учеб. заведений / Под ред. Е. С. Полат.- М.: ВЛАДОС, 2001.
- Информология, информатика и образование: Справочное пособие / Под общей ред. В. А. Извозчикова и И. В. Симоновой.- СПб.: КАРО, 2004.
- Жичкина А.Е., Белинская Е.ГТ. Самопрезентация в виртуальной реальности и особенности идентичности подростка-пользователя Интернета // Образование и информационная культура. М.-2000. С. 430 -460.
- Журин А.А. Информационная безопасность как педагогическая проблема. / Педагогика.-2001 .-№ 4. с. 48−53.
- Загвязинский В.И. Идея, замысел и гипотеза педагогического исследования // Педагогика.- 1997. № 2. — с. 9−14.
- Загладин Н.В. Информационное общество: основные параметры, национальные и глобальные аспекты. // Преподавание истории и обществознания в школе. -2004. № I.e. 16−17.
- Зазнобина JI.C. Общее и особенное в медиаобразовании, интегрированном с базовым. 1999 г. http://www.mediaeducation.ru
- Зазнобина JI.C. Стандарт медиаобразования, интегрированного в гуманитарные и естественнонаучные дисциплины общего образования. 1998 г. http://www.mediaeducation.ru.
- Зазнобина Л.С. Школа и СМИ.// Педагогика.- 1999.- № 5. с.72−75.
- Закон Российской Федерации о научно-технической информации // Информационные ресурсы России.- 1994.- № 4.- с. 4−8.
- Закон Российской Федерации «Об образовании». М., 2005.- с. 64.
- Засурский Я.Н., Алексеева М. И. Система средств массовой информации России: Учебное пособие для вузов. М.: Аспект Пресс, 2003. с. 3−16.
- Захарова И.Г. Информационные технологии для качественного и доступного образования // Педагогика. — 2002.- № 1.- с. 20−35.
- Зевина Л.В. Образовательные технологии и технологическая культура учителя. // Школьные технологии.- 2002.- № 2. с. 62−67.
- Зоткин А.О. Исследование способов профессионального развития педагога в образовательном учреждении // Гуманитарные исследования в образовании: опыт, проблемы, размышления. Томск: Изд-во Том. Университета, 2002. — с. 59−84
- Зуев Д.Д. Учебная книга источник становления личности школьника.//Педагогика. — 1995.- № 1. с. 7−11.
- Зуев Д.Д. Школьный учебник. М.: Педагогика, 1983. с. 44 -48 .
- Ильенков Э.В. Об идолах и идеалах. М., 1968. с. 153.
- Калмыков А.А. Виртуальный учитель. // Школьные технологии.- 2002.-№ 4. С.200−206.
- Кирикова 3.3. Технологическая готовность педагога. // Педагогика. -2001- № 4. с. 63−65.
- Кихтан В.В. Информационные технологии в журналистике. Ростов н/Д: Феникс, 2004.
- Кларин М.В. Интерактивное обучение — инструмент освоения нового опыта.//Педагогика 2000.- № 7. С.12−18.
- Колеченко А.К. Энциклопедия педагогических технологий: Пособие для преподавателей. СПб.: KAPO, 2002. с. 17−30.
- Коменский Я. А. Я. А. Коменский. Мир чувственных вещей в картинках, http://gogr.narod.ru/kom/framel l. html
- Кондратьев А.Н. Практические проблемы школьного телевидения// Школьные технологии.- 2003.- № 2. С. 11−13.
- Концепция повышения квалификации педагогических кадров школы / Под ред. В. Г. Онушкина, Ю. Н. Кулюткина, В. Г. Воронцовой. СПб.: СПбГУПМ, 1996. с 122.
- Коротов В.М. Общая методика учебно-воспитательного процесса: учебн. пособие для слушателей ФПК директоров школ и студентов пед. Ин-тов.-М.: Просвещение, 1983.
- Краевский В.В. Содержание образования — бег на месте.// Педагогика. — 2000.- № 7. С. 3−11.
- Краевский В.В. Состав, функции и структура научного обоснования обучения: Автореф. дис., канд. пед. наук. — М, 1976.
- Красильникова В.А. Информатизация образования: понятийный аппарат. // Информатика и образование. — 2003.- № 4. с.21−27.
- Крупина И.В. Образовательная среда семьи и школы как средство воспитания и обучения. — М., 2000. С. 6−8.
- Кузнецова Т.С. Информационное обеспечение урока: возможность и реальность. // Естествознание в школе. 2005 .- № 2. с. 43−45.
- Кузнецова Т.С. Использование материалов СМИ на уроках географии. // Географическая наука и географическое образование: традиции и новации/ Сборник научных трудов. -СПб.: «Облик», 2005.
- Кузнецова Т.С. Предметная информационная среда учителя географии. // Геология в школе и вузе: геология и цивилизация (материалы IV Международной конференции) Спб.: Эпиграф, 2005. — С. 149−153.
- Кузьмина Н.В., Куприна Е. В. Использование базы знаний для развития приёмов и способов работы с информацией // Информатика и образование.- 2001.- № 4. С.44- 46.
- Кулюткин Ю., Тарасов С. Образовательная среда и развитие личности // Новые знания. 2001. — № 1. — С. 6−7
- Кульневич С.В., Лакоценина Т. П. Современный урок. Часть I. Научно-практическое пособие.- Ростов-н/Д.: Учитель, 2005. С. 232−238.
- Лебедев О.Е., Неупокоева Н. И. Цели и результаты школьного образования: метод, рекомендации. СПб,. 2001, с. 52.
- Леднев B.C. Содержание образования: Учебн. пос.- М.: Высш. шк., 1989.-С.360.
- Лернер П.С. Информатизация продуктивного образования старших школьников// Школьные технологии.-2002.- № 4. С.207−215.
- Лернер П.С., Палло О. Д. Концепция интерактивного учебника // Школьные технологии.-2002.- № 5. С.101−105.
- Лихолетов В.В. Технологии личной информационной работы // Школьные технологии. 2002.- № 2. — с. 17−24.
- Лобанов Ю.А. Универсалии образования. // Петербургская школа. 1999. -№ 4−5.-с. 42−44.
- Логвинов И.И. Природа дидактического знания. //Педагогика.-2000.-№ 6. с. 13−18.
- Ляудис В Л. Психологический анализ инноваций в системе образования. М.- ИНИОН, 1992. с. 7−11.
- Макаров С.И. Отбор содержания учебной дисциплины //Вестник ОГУ .- 2002. № 8. С. 38−40.
- Малый энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона. http://slovari.yandex.ru
- ИЗ. Мартынов B.JI. Определение уровня и тенденций развития регионов России на основе использования общедоступной статистической информации. // География в школе.- 2005.- № 4. С. 16−17.
- Махмутов М.И. Современный урок (вопросы теории). М.: Педагогика, 1981.-С. 191.
- Махов Б. Информационный поиск: история исследования и других странных вещей. // Международный форум по информатике. 2001.- т.26. — № 3. с. 3−7.
- Мелюхин И.С. Проблемы формирования основ информационного общества в России // Информационные ресурсы России. — 1997, — № 6 — с. 18−21.
- Мун JI.H. Информационные технологии и гуманитарная культура: преподавание в общеобразовательной школе учебных дисциплин с использованием достижений современных информационных технологий. // Мир психологии. 2002. № 1. С. 262−264.
- Муртазин Э.В. Internet. Учебник. М.: ДМК. 2000. с. 12−25.
- Никитенко С.Г. Многопрофильные образовательные серверы в Интернете. // Школьные технологии. — 2003.- № 2. С.96−100.
- Никитина Г. В., Романенко В. Н. СПб отделение Академии информатизации образования. Связь педагогической информатики с учебными и профессиональными умениями // Педагогическая информатика.- 2003.- № 1. с. 24−25.
- Новейший философский словарь: 2-е изд., переработ, и дополн. Мн.: Интерпрессервис- Книжный Дом. 2001. с. 432.
- Новожилова Н.В. Межпредметные заданные комплексы ТОГИС // Школьные технологии.- 2003.- № 3. с. 31−37.
- Новые педагогические и информационные технологии в системе образования: Учебн. пособие для студ. пед. вузов и системы повышения квалификации пед. кадров/ Е. С. Полат и др. — 2-е изд., стер.- М.: Изд. Центр «Академия», 2005.
- Образцов П.И. Психолого-педагогические аспекты разработки и применения в вузе информационных технологий обучения. — Орел: Орловский государственный технический университет, 2000 г. с. 6−17.
- Орлов В.И. Знания, умения, навыки учащихся.// Педагогика. — 1997.-№ 2.-. с. 33−34.
- Орлов В.И. Содержательная учебная информация. // Педагогика. — 1997.- № 1.с. 54.
- Оспенникова Е.В. Моделирование учебного процесса по физике в средней общеобразовательной школе. Перм. гос. пед. ун-т. Пермь, 2001.1. С. 8- 13.
- Оспенникова Е.В. Информационно-образовательная среда современного школьника.// Школьные технологии. — 2002.- № 4. с.25−26.
- Педагогика. Учебное пособие для студентов педагогических вузов и педагогических колледжей / Под ред. П. И. Пидкасистого. М.: Педагогическое общество России, 2002. с. 212 — 218.
- Педагогика. Курс лекций: Учебное пособие/ Б. Т. Лихачев. 4-е изд., перераб. и доп. — М.: Юрайт, 2001.
- Педагогическая энциклопедия, М.: Советская Энциклопедия, 1966 г. Т.2. С. 118−119.
- Педагогический энциклопедический словарь / Гл. ред. Б.М.Бим-Бад- Редкол.: М. М. Безруких, В. А. Болотов, Л. С. Глебова и др. М.: Большая Российская энциклопедия, 2002. С. 110.
- Петров В.А. Содержание межпредметных связей в системе образования. Internet: http://www.education.rekom.ru.
- Пилюгина С.А. Метод проектной деятельности в Интернете и его развивающие возможности. // Школьные технологии. 2002. — № 2. С. 196 199.
- Почепцов Г. Г. Коммуникативные технологии двадцатого века. М.: Ваклер, 2002. с. 119−120.
- Пронина JI.A., Копытова Н. Е. Технология подготовки реферата.// Школьные технологии. 2002. № 3. с. 140−145.
- Программа ЮНЕСКО «Информация для всех»: Всеобщий доступ к информации. 2002−2007″. http://confifap.cpic.ru.- http://www.ruslibnet.ru:8101/proj/unesco.html
- Психолого-педагогический словарь /Сост. В. А. Мижериков. Ред. П. И. Пидкасистый. Ростов: Феникс, 1998. С. 241.
- Разумовский В.Г. Обучение и научное познание. // Педагогика. 1997.-№ 1. С. 5−7.
- Ракитина Е.И. Информация и информационные процессы. // Информатика и образование. 1998.- № 8. С. 12−14.
- Расторгуев С.П. Зачем черепахе панцирь? Очерк на тему философии информационной войны.// Народное образование. 200. № 3. с. 183−186.
- Рейман Л.Д. Информационное общество и роль телекоммуникаций в его становлении / Л. Д. Рейман // Вопросы философии. -2001.- № 3. с. 3−9.
- Розанов Л.Л. Концепция модернизации школьных учебников по географии. // География в школе. 2005.-№ 4. С. 35−38.
- Романенко Н.М. Особенности восприятия телеинформации школьниками. // Педагогика. 2003.- № 4. С.46−48.
- Российская педагогическая энциклопедия: в 2 т. / гл. ред. В. В. Давыдов. — М.: Большая рос. энцикл., 1993−1999.Т.1, с. 555.
- Ростовцева Т.В. Методические аспекты поиска информации в Интернете // Информационные ресурсы России. 2001. — № 8. с. 11−15.
- Саранцев Г. И. Диалектический подход к осмыслению категории. «Знание"//Педагогика». -2001. № 3. С. 17−19.
- Свинина Н.Г. Жизненный опыт учащихся в контексте личностно ориентированного обучения.// Педагогика. 2001.- № 7. С.27−31.
- Седова Т. Использование информационно-образовательных технологий в обучающем процессе.// Учитель. 2003.№ 1. с. 80.
- Седякин В. CD-ROM продукция и информационные ресурсы // Информационные ресурсы России. -1994.- № 5.- с.27−28.
- Семёнова З.В. Углублённое обучение информатике и профильная школа. // Стандарты и мониторинг в образовании. — 2003. № 2. с. 24−29.
- Скаткин М.Н. Проблемы современной дидактики. М.: Педагогика, 1980. с. 24−31.
- Слободчиков В.И. Образовательная среда: реализация целей образования в пространстве культуры // Университетский вестник. Выпуск 1. СПб, 2002. — С. 5- 13.
- Смолянинова О.Г. Кейс-метод обучения в подготовке педагогов и психологов // Информатика и образование 2001.- № 6.С.60−62.
- Современная западная социология: Словарь.- М.: Политиздат, 1990. — С. 131.
- Соколова Н.Ю. Как активизировать познавательную деятельность учащихся. // Педагогика". 2001. — № 7. С.32−36.
- Социальное воспитание средствами массовой информации и коммуникации. // Школьные технологии.-2002.- № 3.
- Стрельцов А.А. Содержание понятия «Обеспечение информационной безопасности». http://hghltd.yandex.com/yandbtm7urHittp
- Талызина Н.Ф. Совершенствование обучения в высшей школе // Советская педагогика 1973 -№ 7.
- Тарасов С.В. Образовательная среда современной школы: проблемы и подходы к изучению. // Культурно-исторические основания создания и развития образовательной среды. СПб: СПбГУПМ, 2002. — С. 15 — 25.
- Тарасов С.В. Школьник в современной образовательной среде, — СПб, 2000.- С. 144.
- Татьянченко Д.В., Воровщиков С. Г. Организационно-методические условия развития общеучебных умений школьников. // Школьные технологии.-2002.-№ 5. с. 42−55.
- Толковый словарь русского языка конца XX века. Языковые изменения. Под ред. Скляревской Г. Н. Российская академия наук, Институт лингвистических исследований. Изд-во «Фолио-Пресс». СПб., 1998.
- Фейнман Р. Характер физических законов. М.: Наука, 1978. с. 49.
- Федоров А.В. Медиаобразование: история, теория и методика. -Ростов: ЦВВР, 2001. с. 708.
- Фёдоров А.В. Медиаобразование: история, теория и методика / Монография. Ростов-на-Дону, 2001 г. е.- 8−19.
- Фёдоров А.В., Новикова А. А. Основные теоретические концепции медиаобразования. // Вестник РНГФ. 2002. — № 1. С.-149−157.
- Фёдоров А.В. Медиаобразование в контексте теории «диалога культур» // Школьные технологии .- 2003.- № 3. с.213- 216.
- Фёдоров А.В. Медиаобразование во Франции. / Педагогика. -2003.-№ 5. с. 91−95.
- Фельдштейн Д.И. Феномен Детства и его место в развитии современного общества.// Мир психологии. 2002. № 1. с. 11−13.
- Философский энциклопедический словарь. WWW.RUBRICON.COM/ Философский энциклопедический словарь. Полный текст «Философского энциклопедического словаря» выпущенного издательством «ИНФРА-М» (1997−2003).
- Фридман JI.M. Педагогический опыт глазами психолога. М.: Просвещение, 1987. с. 16−28.
- Харламов И.Ф. Педагогика. М.: Высшая школа. 1990. с. 128.
- Хуторской А.В. Интернет в школе: практикум по дистанционному обучению. М.: ИОСО РАО, 2000.
- Черный А.И. Введение в теорию информационного поиска. М.: Наука, 1975.-С. 238.
- Чикурова М.В. Контролировать сформированность информационной компетенции.//Школьные технологии.-2004, — № 1. С. 120.
- Чистяков В.В. Интегрирование знаний и целостный подход к исследованию детства. // Мир психологии. 2002. — № 1. С. 25.
- Школьное медиаобразование вчера и сегодня. Тезисы. 2001 г. http://www.redline.ru
- Шлыкова О.В. Культура мультимедиа: Учебное пособие для студентов. МГУКИ-М.: ФАИР-ПРЕСС, 2004.
- Шрейдер Ю.А. Информационные процессы и информационная среда. // Науч.-техн. Информ. Сер.2.- 1989. № 1.- С. 2−9.
- Шульц О.Б. Проблема многомерности содержания образования на этапе его обновления. // Стандарты и мониторинг в образовании"/ 2002. -№ 2.С. 16−26.
- Юдин В.В. Анализ занятия. Технологический подход.// Школьные технологии. 2002. № 2. с. 28−34.
- Якиманская И.С. Принципы построения образовательных программ и личностное развитие учащихся. / Вопросы психологии. 1999. № 3. с. 39−47.
- Яковлев А.И. Информационные и телекоммуникационные технологии в образовании // Информационное общество. 2001.-№ 2.- с. 32−38.
- Якунин В.А. Педагогическая психология: Учеб. пособие / Европ. Ин-т экспертов. СПб .: Полиус, 1998. с. 79−91.
- Якушина Е.В. Подростки в Интернете: специфика информационного взаимодействия. // Педагогика.-2001 .-№ 4. С. 55.
- Andersen Peter В. Computer semiotics // Scandinavian Journal of Information systems. Vol. 4. 1992.- p.3−30.
- International Encyclopedia of the Social & Behavioral Sciences. Vol. 14 / Eds.N.J.Smelser & P.B.Baltes. Oxford, 2001, p.9494).
- Masterman. An overview of media education in Europe. 1991. London p.9.
- Media Education. Paris: UNESKO, 1984.- P. 8.
- Уважаемы коллеги! Просьба заполнить анкету, руководствуясь при этом личным опытом работы.
- Вопрос анкеты: Как часто Вы используете в своей практике дополнительную учебную информаиию?
- Ваш стаж работы как учителя. Вы работаете в школе (другом ОУ) № 1. Дата заполнения анкеты.1. Спасибо !
- Уважаемы коллеги! Просьба заполнить анкету, руководствуясь при этом личным опытом работы.
- Вопрос анкеты: Какие источники дополнительной учебной информации Вы используете на своих уроках наиболее часто?
- Музеи: музейные экспозиции, тематические выставки2. Общественные учреждения 3. Производственные предприятия
- Библиотеки, другие учреждения культуры
- Ваш стаж работы как учителя. Вы работаете в школе (другом ОУ) № 1. Дата заполнения анкеты.1. Спасибо !
- Уважаемы коллеги! Просьба заполнить анкету, руководствуясь при этом личным опытом работы.
- Вопрос анкеты: Чем Вы руководствуетесь при отборе и использовании на Ваших уроках различных источников дополнительной учебной информации?
- Ваш стаж работы как учителя. Вы работаете в школе (другом ОУ)1. Дата заполнения анкеты.1. Спасибо !
- Уважаемы коллеги! Просьба заполнить анкету, руководствуясь при этом личным опытом работы.
- Вопрос анкеты: Как Вы думаете, что затрудняет регулярное использованиеразличных источников дополнительной учебной информации?
- Ваш стаж работы как учителя
- Вы работаете в школе (другом ОУ) № 1. Дата заполнения анкеты.1. Спасибо !1. Результаты анкетирования.
- Использование источников дополнительной учебной информации на уроках естественнонаучного цикла" Вопрос анкеты: Какие источники дополнительной учебной информации Вы используете на своих уроках наиболее часто?
- Газета 1,5 10,3 17,0 20,1 55,9
- Журнал 1,5 14,5 38,3 37,1 91,44.Листовки — 4,1 22,2 26,3
- Справочники 3,5 24,3 28,3 13,6 69,7б.Конспекты 1,8 15,6 19,3 15,0 51,7лекций
- Научные труды (монографии) 3,2 14,2 18,7 36,1
- Каталоги 4,4 10,2 18,5 33,1
- Хрестоматии 13,7 18,1 29,1 18,2 79,1
- Энциклопедии 8,2 28,4 29,4 14,1 80,1
- Словари 14,3 21,2 18,1 25,1 78,71. Мультимедийные носители: 7. DVD — 3,6 8,1 11,78. аудиокассеты 3,1 14,0 25,2 42,39. видеокассеты 17,3 29,2 24,3 70,810. CD 3,1 6,1 7,1 16,311. дискеты 3,3 6,3 17,1 26,712. слайды 1,2 7,2 24,3 18,3 51,0
- Ш. Средства массовой коммуникации
- V. Общественные учреждения, организации
- Музеи: музейные экспозиции, тематические выставки 7,3 26,1 50,2 83,6
- Общественные учреждения 1,2 6,5 17,1 24,83 .Производственные — 14,3 29,6 43,9предприятия
- Библиотеки, другие 1,4 7,1 24,2 35,2 67,9учреждения культуры
- НИИ, ВУЗы, 1,3 11,7 21,0 34,0другие образовательные учреждения
- V. Личный опыт 17,2 7,4 8,0 3,1 35,7
- VI. Другие источники 1,7 1,9 13,4 20,2 37,21. Пед. стаж: 18−19 лет
- Дата заполнения анкеты: 21/22.06.04.
- Г1о виду представления информации Н. По виду источника информации
- Вид информации Однородные группы видов информации Полиграфические издания, мультимедиа. Средства массовой коммуникации Учреждения, организации
- Графика (рисунок, схемы) ¦ графики ¦ диаграммы ¦ картосхемы ¦ планы ¦ рисунки, в том числе графические, ¦ схемы ¦ чертежи.
- Имитация (в том числе с использованием условных обозначений) ¦ карты ¦ макеты ¦ модели (объекта, процесса, явления, ситуации) ¦ планы местности
- Изображение, в том числе комбинированное С другими видами информации ¦ видеофильм (видеозапись) ¦ мультипликация ¦ фильм, телефильм, в т. ч. телепередачи ¦ фотографии ¦ художественные полотна, в т. ч. портреты (репродукции).
- Уважаемы коллеги! Просьба ответить на предложенные пункты анкеты, руководствуясь при этом личным опытом работы. Вашей точкой зрения по тому или иному вопросу.1. Вы преподаёте вклассах.
- На уроках вы используете учебники следующих лет издания:6 кл. 9 кл7 кл 10 кл8 кл 11 кл'
- При подготовке к уроку в качестве основного источника информации Вы используетев качестве дополнительного4.. При подготовке к уроку в качестве основного источника информации Ваши ученики используютв качестве дополнительного
- Какие средства массовой информации, в т. ч. периодические издания используются
- Вами при организации учебного процесса (в качестве источника учебной информации)?
- С Вашей точки зрения, какие курсы Вашего учебного предмета требуют обязательного использования СМИ в качестве источника дополнительной информации?1. Какие отдельные темы ?
- Какие формы организации деятельности учащихся Вы используете (могут быть использованы -*) при работе с материалами СМИ, ПЕРИОДИЧЕСКОЙ ПЕЧАТИ, СЕТИ «ИНТЕРНЕТ» на Ваших уроках
- С какой целью Вы используете материалы СМИ. в т. ч. периодической печати, в качествеисточника учебной информации на >роках (иллюстрация, коррекция, углубление, конкретизация, интересный факт и т. д.)
- Дополните одну из предложенных фраз: а) «Использование дополнительных материалов на уроках. способствуетб) «Использование дополнительных материалов на уроках .не целесообразно, т.к.
- Ваш стаж работы как учителя1. Специальность по диплому1. Спасибо !1. Дата заполнения анкеты.
- Основные источники информации, используемые учителем при подготовке ипроведении учебных занятий (в % от общего числа опрошенных учителей по каждому показателю)
- Предмет Учебник Методические пособия по предмету, научно-методические журналы Научно-популярные издания (в т.ч. энциклопедии, справочники) СМИ Интернет Устные сообщения, в т. ч. учащихся, личный опыт Другие источники информации
- География 79,2% 49,4% 20,2% 4,3% 1,1% 1,5% 2,6%
- Химия 68,1% 48,4% 10.2% - 10,2%
- Биология 75,3% 45,6% 5,4% - - 5,3%
- Физика 70,2% 40,1% 17,3% - - 10,4%
- Всего 73,2% 45,9% 13,2% 1,1% 03% 2,9% 4,6%
- Дополнительные источники информации, используемые учителем при подготовке ипроведении учебных занятий (в % от общего числа опрошенных учителей по каждому показателю)
- Предмет Учебник Методические пособия по предмету, научно-методические журналы Научно-популярные издания (в т.ч. энциклопедии, справочники) СМИ Интернет Устные сообщения, в т. ч. учашихся, личный опыт Другие источники информации
- География 7,2% 40,2% 49,2% 47,1% 7,4% 2,4% 20,1%
- Химия 5,2% 36,3% 25,2% 5,5% -
- Биология 30,3% 35,1% 30,2% 5,8% - 10,4%
- Физика 17,3% 43,2% 50,3% 3,4% - 3.2%
- Всего 7,4% 37,5% 39,9% 21,5% 3,3% 0,6% 5,9%
- Источники информации, используемые учащимися при подготовке к учебным занятиям (в % от общего числа опрошенных учителей по каждому показателю)
- Предмет Учебник Методические пособия по предмету, научно-методические журналы Научно-популярные издания (в т.ч. энциклопедии, справочники) СМИ Интернет Устные сообщения, в т. ч. учащихся, личный оныг Другие источники информации
- География 97,2% 3,4% 46,3% 36,7% 32,1% 10,3%
- Химия 100% 5,3% 28.3% 5,3% - 20,6%
- Биология 95,3% 10,2% 55,1% 15,1% 15,8% 25,5%
- Физика 70,1% 10.7% 50,2% 3,5% 13,3% 48,3%
- Всего 90,7% 7,4% 44,9% 15,1% 153% 26,1%