Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Дополнительная учебная информация как средство организации учителем образовательной среды

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

В заключении необходимо отметить, что динамика современного общественного развития оказывает определяющее влияние на процесс формирования содержательного компонента образовательной среды, дополняя и одновременно корректируя его в соответствии с изменениями в научной, социальной и иных сферах общества. При этом неуклонно возрастающая роль средств массовой коммуникации в жизни каждого человека… Читать ещё >

Содержание

  • Глава I. Проблемы формирования педагогической информационной среды
    • 1. 1. Медиаобразование как условие освоения информационной среды субъектами образовательной деятельности
    • 1. 2. Образовательная среда и ее информационная составляющая
    • 1. 3. Дополнительная учебная информация как содержательный компонент педагогической информационной среды
  • Глава II. Исследование деятельности учителя по созданию им педагогической информационной среды с использованием дополнительной учебной информации.'
    • 2. 1. Анализ исходного уровня самостоятельности учителя при формировании педагогической информационной среды
    • 2. 2. Освоение учителем содержания и способов организации педагогической информационной среды
    • 2. 3. Формирование педагогической информационной среды учителем — предметником с использованием дополнительной учебной информации

Дополнительная учебная информация как средство организации учителем образовательной среды (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность исследования определяется прежде всего ведущими тенденциями развития современного общества, отражающими процессы глобальной информатизации социума.

Все большее влияние и распространение приобретает культура медиасредств, которая в разных видах и формах (через печатные, телевизионные, кинематографические, радио, видео и компьютерные информационные каналы) интенсивно распространяется по всему миру, активно формируя информационную среду, в которую погружен современный человек.

Современные технологии позволяют практически любому человеку, вооруженному специальными умениями и навыками, не только получить доступ к существующему спектру информационных источников и широко использовать полученные с их помощью информационные данные, но и создавать собственные информационные банки данных, имея представление о возможностях различных видов носителей информации и ее видах.

Значение и роль современных средств массовой коммуникации (средства массовой информации, Интернет и т. д.), особенно в области современного образования, неуклонно возрастает. Средства массовой коммуникации (СМК) современного общества представляют собой комплексное средство освоения человеком окружающего мира, естественной (природной и социальной среды жизнедеятельности) и искусственной (специально сконструированной) информационных сред.

Возросшая интенсивность информационного потока существенно сказалась на содержательных и структурных компонентах образовательной среды, в том числе ее информационной составляющей — педагогической информационной среды.

Концепции формирования педагогической информационной среды разрабатывали М. Е. Бершадский, О. А. Ильченко, Е. В. Оспенникова, С. Н. Поздняков, Н. А. Резник, Е. И. Ракитина, О. И. Соколова, Ю. А Шрейдер,.

В.А. Ясвин и др. Одним из направлений ее развития рассматривается включение дополнительной учебной информации в учебный процесс (А.А. Журин, JT.C. Зазнобина, Д. Д. Зуев, Н. Ф. Талызина А.В. Федоров и др.).

Дополнительная учебная информация как вариативная часть содержательного компонента учебного процесса непрерывно поставляется средствами массовой коммуникации. Она не только способствует обеспечению учителя и учащихся дополнительными сведениями, но и может существенно повлиять на процесс адаптации личности к конкретным социальным и экономическим условиям.

Процесс организации педагогической информационной среды предъявляет целый ряд требований к учителю с точки зрения его профессионального развития, неуклонного повышения квалификации за счет приобретения специальных знаний, умений и навыков. Этим и обусловлен выбор темы исследования.

Цель исследования — определение педагогических условий организации учителем педагогической информационной среды на основе использования дополнительной учебной информации.

Объектг исследования — развитие информационной составляющей образовательной среды в педагогической деятельности учителя.

Предмет исследования — деятельность учителей по созданию ими педагогической информационной среды на основе использования дополнительной учебной информации.

Гипотеза исследования. Результативность деятельности учителей по созданию ими педагогической информационной среды на основе использования дополнительной учебной информации обусловлена: • Осознанием педагогами необходимости организации педагогической информационной среды посредством использование дополнительной учебной информации.

• Освоением учителями критериев отбора дополнительной учебной информации и методики применения дополнительных информационных ресурсов в учебном процессе.

• Организацией деятельности педагогов по внедрению дополнительной информации в качестве учебной в образовательный процесс в соответствии с дидактическими критериями и валеологическими требованиями.

• Осмыслением участниками образовательной деятельности необходимости последовательного и непрерывного повышения уровня собственной информационной культуры.

Задачи исследования:

1. Теоретический анализ проблемы формирования педагогической информационной среды.

2. Выявление основных характеристик педагогической информационной среды, определение ведущих критериев отбора дополнительной учебной информации.

3. Анализ исходного уровня самостоятельности учителя при формировании педагогической информационной среды.

4. Разработка и апробация программы повышения квалификации учителей в сфере освоения ими содержания и способов организации педагогической информационной среды.

5. Проверка эффективности практической деятельности учителей, направленной на создание ими педагогической информационной среды с использованием дополнительной учебной информации.

Теоретико-методологические основы исследования:

• Исследования, посвященные проблемам определения понятия «информация», рассмотрению её видов и свойств, раскрывающие основные закономерности производства и потребления информационных ресурсов (Р.Ф. Абдеев, А. И. Берг, Н. И. Гендина, Н. В. Загладин, Ю. А. Лобанов, В. Г. Разумовский, В. П. Тихомиров, А. В. Федоров, В.А. Якунин).

• Социологические аспекты развития коммуникативной сферы современного общества (М.И. Алексеева, Э. М. Андреев, С. В. Бориснёв, А. Д. Еляков, Я. Н. Засурский, В. В. Кихтан, А. В. Миронов, Г. Г. Почепцов, Л. Д. Рейман, А. А. Стрельцов, А. И Яковлев).

• Концепции, модели, методы медиаобразования (JI.M. Баженова, О. А. Баранов, Е. А. Бондаренко, К. Бэзэлгэт, Д. Бэкингем, А. А. Журин, JT.C. Зазнобина, Р. Кьюби, JI. Мастерман, И. С. Левшина, С. Н. Пензин, Г. А. Поличко, Ю. М. Рабинович, А. В. Спичкин, К. Тайнер, Ю. Н. Усов,.

A.В. Федоров, Э. Харт, С. А. Шеин и др.).

• Исследования, рассматривающие вопросы информационного содержания образовательной деятельности, проблемы дополнительного информационного обеспечения и критерии отбора учебной информации (Ю.С. Брановский, М. А. Данилов, Б. П. Есипов, Л. В. Занков, Д. Д. Зуев, П. Ф. Каптерев, Ю. А. Конаржевский, В. В. Краевский, В. И. Леднев, И. Я. Лернер, Ю. А. Лобанов, Б. Т. Лихачев, С. И. Макаров, М. И. Махмутов, П. И. Образцов, В. И. Орлов, М. Н. Скаткин, Н. Ф. Талызина, А. В. Усов, Т. И. Шамов, Л. М. Фридман и др.).

• Проблемы информационного обеспечения учебного процесса с точки зрения педагогической психологии (Б.Г. Ананьев, В. П. Беспалько, С. Л. Братченко, Л. С. Выготский, В. И. Гинецинский, К. П. Козелецкий,.

B.Я. Ляудис, ГШ. Образцов, В.А. Якунин).

• Исследования, рассматривающие закономерности развития образовательной среды (С.Г. Вершловский, В. Г. Воронцова, Е. Н. Казакова, Ю. Н. Кулюткин, О. Е. Лебедев, В. В. Селиванов, Г. С. Сухобская, С. В. Тарасов и др.).

• Концепции формирования информационной среды в сфере образования (А.А. Андреев, М. И. Башмаков, М. Е. Бершадский, В. Г. Воронцова,.

C.Д. Деряба, Ж. Н. Зайцева, О. А. Ильченко, Е. В. Оспенникова, С. Н. Поздняков, Е. И. Ракитина, Н. А. Резник, О. И. Соколова, Ю. А. Шрейдер, В. А. Ясвин и др.).

• Теоретические исследования и практические достижения в сфере профессионального развития педагога в системе постдипломного образования (И.Ю. Алексашина, С. В. Алексеев, Т. Г. Браже, С. Г. Вершловский, В. Г. Воронцова, А. К. Колеченко, Ю. Н. Кулюткин, О. Е. Лебедев, Н. И. Элиасберг и др.).

• Работы, связанные с вопросами конкретной методики медиаобразования (Л.М. Баженова, О. А. Баранов, К. Бэзэлгэт, Е. А. Бондаренко, Д. Бэкингем, К. Ворсноп, Л. С. Зазнобина, Д. Консидайн, С. Н. Пензин, Г. А. Поличко, Ю. М. Рабинович, А. В. Спичкин, К. Тайнер, Ю. Н. Усов, А. В. Федоров, А. В. Шариков и др.).

Научная новизна исследования:

• На основе эмпирических данных выявлены качественные характеристики педагогической информационной среды, лежащие в основе процесса ее организации учителем-предметником.

• Эмпирически доказано, что высокий уровень информационной грамотности учителя, его владение информацией по актуальным темам общественного развития снимает психологические барьеры, препятствующие полноценной коммуникации как среди учителей, так и в среде учащихся.

• Полученные результаты исследования показали, что приобретаемые учащимися информационные умения и навыки способствуют развитию их профессиональных интересов.

• Использование дополнительной информации в качестве учебной требует от педагога выполнения условий, соответствующих критериям информационного отбора. А именно: системное использование дополнительной учебной информации для решения педагогических задач, индивидуально-ориентированная направленность реализации педагогических целей посредством использования дополнительной учебной информации.

Теоретическая значимость исследования:

• Уточнена роль медиаобразования в осуществлении педагогических целей обучения и воспитания школьников.

• Определены значение и функциональная направленность дополнительной учебной информации в организации учителем педагогической информационной среды.

• Разработана классификация дополнительной учебной информации по виду представления информации на информационном носителе.

• Выявлены критерии использования дополнительных сведений в учебном процессе в качестве дополнительной учебной информации. Практическая значимость исследования:

• Разработан комплекс диагностических методик, направленных на выявление характеристик дополнительной учебной информации и уровня готовности педагогов в создании ими педагогической информационной среды.

• Определены возможные направления целенаправленного развития интерактивных свойств современной педагогической информационной среды с учетом ее основных характеристик.

• Разработана учебная программа курсов повышения квалификации учителей, направленная на освоение ими содержания и способов организации педагогической информационной среды.

• Разработаны методические материалы, способствующие формированию учителем педагогической информационной среды в практической деятельности;

• Апробирована стратегия методического портфолио как организатора самостоятельной образовательной деятельности учителей.

На защиту выносятся следующие положения:

• Осознание учителями педагогического потенциала медиакультуры способствует их профессиональному развитию.

• Работа с дополнительной учебной информацией и средствами ее поиска, получения и использования в качестве средства формирования педагогической информационной среды, становится главным содержанием профессиональной деятельности учителя в информационном обществе, необходимым компонентом современной педагогической информационной культуры.

• Деятельность учителей по созданию педагогической информационной среды эффективна, если она определяется системой ее качественных характеристик, а именно: целенаправленность, целостность, системность, интерактивность, информативность, продуктивность, значимость педагогической информационной среды.

• Освоение учителями теории и методики применения дополнительной учебной информации при организации ими педагогической информационной среды обеспечивает успешность решения ими практических задач профессиональной деятельности.

База исследования:

Исследование проводилось на базе Санкт-Петербургской академии постдипломного педагогического образования. В апробации основных положений диссертационного исследования принимали участие следующие образовательные учреждения (общеобразовательные школы): № 83 Выборгского района, № 349 Красногвардейского района, № 279 Кировского района, № 262, № 380, № 385, № 414 Красносельского района, другие общеобразовательные учреждения Санкт-Петербурга.

Всего в исследовании принимало участие 283 педагога Санкт-Петербурга и Ленинградской области, были проанализированы результаты анкетирования 227 учащихся общеобразовательных школ.

Основные этапы исследования:

I этап. 2000;2001 гг. Аналитико-поисковый. Анализ информационных источников, тематических публикаций и специальной литературы философской и общепедагогической направленности, ознакомление с научными фундаментальными исследованиями по вопросам информационного обеспечения учебного процесса, проблемам непрерывного профессионального развития педагогов. Формулирование исходной гипотезы исследования.

II этап. 2002;2003 гг. Экспериментальный. Проведение констатирующего эксперимента по определению уровня медиаобразовательной грамотности учителей-предметников, характера проблем формирования ими педагогической информационной среды. Разработка образовательной программы «Деятельность педагога по создания информационной среды».

III этап. 2004;2005 гг. Обобщающий. Систематизация, обобщение и анализ результатов исследования. Уточнение теоретических и экспериментальных результатов в ходе определения структуры и содержания диссертационной работы.

Методы исследования:

• Теоретические: анализ методологической, философской, психолого-педагогической, методической, социологической литературы по исследуемой проблемемоделирование педагогических ситуаций.

• Эмпирические: констатирующий и формирующий эксперименты, в ходе которых проводилось поэтапное анкетирование и беседы с учителями и учащимися, опросы, тестирование, педагогическое наблюдение.

• Методы количественного анализа, обобщения и систематизации данных эксперимента.

Достоверность и обоснованность основных положений и выводов подтверждены последовательной реализацией методологической основы исследованиясистемным подходом к изучению предмета исследования, проведением его на теоретическом и эмпирическом уровняхиспользованием методов, соответствующих задачам работы и специфике отдельных этапов исследованиясочетанием данных количественного и качественного анализапрактическим подтверждением основных положений исследования в ходе продолжения экспериментальной работы.

Апробация результатов исследования осуществлялась через публикации, участие в региональных, городских и районных конференциях и методологических семинарах, в том числе — международных.

IV Международная конференция «Геология в школе и вузе», 2005) — организацию и проведение курсов повышения квалификации учителей на базе Санкт-Петербургской академии постдипломного педагогического образованиясистематическое консультирование посредством тематических и индивидуальных занятий с учителями Санкт-Петербурга и Ленинградской области на базе предметных кабинетов СПбАППО.

Структура диссертации: Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, библиографии, приложений.

Заключение

.

В заключении необходимо отметить, что динамика современного общественного развития оказывает определяющее влияние на процесс формирования содержательного компонента образовательной среды, дополняя и одновременно корректируя его в соответствии с изменениями в научной, социальной и иных сферах общества. При этом неуклонно возрастающая роль средств массовой коммуникации в жизни каждого человека делает необходимым признание важности роли медиаобразования в общей системе современного образования.

Медиаобразование, формируя информационные знания, умения и навыки, способствует развитию аналитической деятельности учащихся с точки зрения усиления адаптационных возможностей каждого школьника к естественной информационной среде.

Информационные среды (естественная, педагогическая) в совокупности образуют информационное пространство процесса обучения. В современных условиях принципиальную роль начинает играть процесс педагогического моделирования информационных сред, в том числе за счет расширения их информационных возможностей посредством включения дополнительной учебной информации из различных источников.

На текущий момент основная дидактическая проблема заключается в том, чтобы сделать механизмы восприятия, интерпретации, преобразования дополнительной учебной информации подконтрольными, чтобы ученик мог использовать их сознательно как в условиях педагогической информационной среды, так и в естественной среде. В этом случае базовой — в рамках данного предмета — для ученика становится вся информация, которую он получает, независимо от источника и носителя. Это способствует формированию у подростка позиции исследователя, помогает расширить зону ближайшего развития, более активно использовать информационный потенциал формирующейся педагогической информационной среды.

Интеграция медиаобразования с конкретными предметами (или предметными областями) может послужить тем самым звеном перехода к международным требованиям стандарта образования, которое обеспечит целесообразное сочетание внимания к фактологической основе предмета с развитием мышления учащегося. Это поможет обеспечить актуальность содержания индивидуального образовательного маршрута ученика в процессе обучения, что приобретает особую важность в условиях модернизации образования.

Проведенное исследование позволило судить о высокой степени заинтересованности учителей в увеличении объема и актуализации учебной информации по своему предмету за счет привлечения дополнительных информационных ресурсов, о стремлении преподавателей к расширению спектра используемых информационных источников.

На основе собственного педагогического опыта, учителя-практики пришли к пониманию характерных черт той информационной среды, которую они формируют на своих уроках:

4. необходимость регулярного использования дополнительной информации на уроках в системе: информационный источник-информационный каналпотребитель,.

5. соответствие используемых информационных источников оптимальному уровню информативности, обеспечивающего необходимую эффективность информационного насыщения урока актуальным и потенциально востребованным учениками содержанием,.

6. воплощение информационных умений в готовом учебном продукте, имеющем общественную и личную значимость, педагогическую целесообразность.

Проведенное исследование и полученные результаты подтвердили гипотезу о повышении результативности образовательной деятельности учителя в условиях формирования им педагогической информационной среды с использованием дополнительной учебной информации и с учетом выявленных в ходе эксперимента основных характеристик педагогической информационной среды, определяющих содержание и направление процесса её формирования учителем-предметником.

Использование современных интерактивных технологий, сопровождающихся включением в учебный процесс различных направлений современной информационной коммуникации, значительно повышает привлекательность всей образовательной системы для учащихся, стимулируя интерес и, тем самым, общую мотивацию к учению.

В заключении следует отметить, что педагогическая информационная среда находится в постоянном развитии, что определяется как меняющимся содержанием науки и, соответственно, школьного учебного предмета, так и потребностями и запросами самого общества, предъявляемыми им к системе образования. Проведенное исследование и полученные результаты подтвердили гипотезу о повышении результативности образовательной деятельности учителя в условиях формирования им педагогической информационной среды с использованием дополнительной учебной информации и с учетом выявленных в ходе эксперимента основных характеристик педагогической информационной среды, определяющих содержание и направление процесса её формирования учителем-предметником.

В дальнейшем предполагается исследовать особенности повышения результативности образовательной деятельности учителя в условиях формирования индивидуальных информационных сред субъектов образовательной деятельности с использованием дополнительной учебной информации.

Показать весь текст

Список литературы

  1. З.А. Педагогические технологии и инновации в учебной деятельности школьников.// Школьные технологии.-2002.-№ 2. с.56−61.
  2. Р.Ф. Философия информационной цивилизации. М.: ВЛАДОС, 1994. С 149−189.
  3. Ю.А. Информационная культура.// НТИ. Сер.1.- 1998. № 3. — с. 10- 12.
  4. А.К. Информация и информационные системы. М.: Радио и связь, 1982. С. 160.
  5. Е.А., Алёшина М. В. Элементы индивидуализации учения. // Школьные технологии. 2002. — № 2. -С.54−66.
  6. И.Ю. Учитель и новые ориентиры образования: Гуманизация образования как предмет теоретической рефлексии и практического освоения учителем: Монография / СПбГУПМ. СПб: 1997. С. 153
  7. И.Ю. Педагогическая идея: зарождение, осмысление, воплощение: Практическая методология решения педагогических задач. СПб.: СпецЛит, 2000. с. 223
  8. Э.М., Миронов А. В. Социальные проблемы интеллектуальной уязвимости и информационной безопасности// Соц.-гуманит. знания. -2000.-№ 4. С. 169−179.
  9. А. Проблемы классификации информационных ресурсов по критериям информационной безопасности. // Информационные ресурсы России. 1997.- № 6. с. 7−10.
  10. Ю.К. Оптимизация процесса обучения. Общедидактический аспект. М.: 1997. с. 265.
  11. Бабанский Ю. К Проблемы повышения эффективности педагогического исследования. М.: Педагогика, 1982, с. 192.
  12. А.С. и др. Компьютерные технологии в школьной географии. М.: ГЕНЖЕР, 2004.С. 4−10.
  13. М.И., Поздняков С. Н., Резник Н. А. Понятие информационной среды процесса обучения.// Школьные технологии,-2000.- № 2.-с. 153- 156.
  14. Д.А. Основы личностно-ориентированной педагогики: курс лекций. М.: Воронеж, 1996. с. 58−60.
  15. Т.М. Мониторинг эффективности обучения. Проектирование и информационное обеспечение. // Школьные технологии.- 2002.- № 4. С.216−222.
  16. М.Е. Создание обучающей среды для формирования когнитивного поведения учащихся // Завуч .- 2003. № 1. с. 41.
  17. П.В. Компьютерная компетентность в контексте личностно-ориентированного обучения.// Педагогика- 2003 № 4. С.41−45.
  18. В.П. Персонифицированное образование//Педагогика- 1998. № 2 с. 12−16.
  19. Бим-Бад Б.М., Петровский А. В. Образование в контексте социализации.//Педагогика.- 1996.- № 1.
  20. Г. А., Шмелёва С. В. Информационно-коммуникационная готовность специалиста. // Школьные технологии. 2003.- № 2. с. 106−111.
  21. Большой экономический словарь / Под ред. А. Н. Азриилияна. 20е из. Доп. и перераб. М.: Институт новой экономики, 1997. с. 220.
  22. Е.А., Журин А. А., Милютина А. А. Технические средства обучения в современной школе: Пособие для учителя и директора школы. -М.: ЮНВЕС, 2004.
  23. Е.А., Журин А. А. Состояние медиаобразования в мире.// Педагогика.- 2002.- № 3. с.88−98.
  24. Е.А., Журин А. А. О состоянии медиаобразования в России и в мировой практике. Аналитический доклад. 2001 г. http://www/mediaeducation/ru.
  25. Е.А. Диалог с экраном. Учебное пособие для среднего школьного возраста по предмету «Основы экранной культуры». М.: SVR-Apryc, 1994.
  26. ЕА. Медиаобразование как фактор реализации стандартов в образовательной области «Обществознание».http://hghltd.yandex.com/yandbtm?url=http%3A//www.mediaeducation.ru
  27. С.В. Социология коммуникации: Учебное пособие для вузов. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2003.
  28. Ю. и др. Работа в информационной среде. // Высшее образование в России.- 2002.- № 1. с. 81−87.
  29. В.К. Самостоятельная работа учащихся.- М., 1984. с. 67.
  30. В.А. Алгоритм педагогического творчества.- М., 1983, — с. 89.
  31. Я.А. Информационная электронная среда для народного образования. // Педагогика.- № 3.- с.20−31
  32. А. Обзор основных источников электронной информации: практические вопросы доступа и источников использования. // Информационные ресурсы России. — 1994. № 5.- с. 31−33.
  33. Г. Х. Объект, предмет и тема научного исследования.// Педагогика.- 2002.- № 2. с. 27−31.
  34. Введение в информационный бизнес: Учебное пособие / Под ред. Тихомирова В. П. и др. М.: Финансы и статистика.-1996. с. 7 17.
  35. А.А. Активное обучение в высшей школе: контекстный подход. М.: Высшая школа, 1991. с. 14.
  36. С.Г. Профессиональное становление учителя. // Вечерняя школа.- 1992. №№ 2−3, с. 6−9.
  37. С.Г. Педагог эпохи перемен. М., 2002.
  38. С.Г. Учитель: проблемы и ценности. Кризис профессионального развития учителя// Личность, семья, школа. СПб., 1996.
  39. Л. Книга как источник информации в современном образовательном процессе (размышление библиотекаря-практика о медиаобразовании и роли книги в развитии личности) // Школьная библиотека.- 2002.- № 4.- с. 17−19.
  40. В.Г. Гуманитарные основания исследования образовательной среды. // Культурно-исторические основания создания и развития образовательной среды. СПб.: СПбГУПМ, 2002. С. 3 — 14.
  41. В.Г. Гуманитарно-аксиологические основы постдипломного образования педагога: монография. — Псков: ПОИКРО, 1997. с. 248 261.
  42. М.Г. Информация и культура: векторы синтеза.-http ://www. ssu. samara.ru.
  43. JI.C. Развитие высших психических функций. — М.: Изд-во АПН, 1960.
  44. А. Сервис в Интернет — практическое рассмотрение.- М.: Jet Infosystems, 1996-с. 158.
  45. А. М. Изучение детского кинозрителя. — М., 1933.
  46. Н.И. Дидактические основы формирования информационной культуры // Школьная библиотека, — 2002.- № 4.- с. 2−29.
  47. Г. Г. Как читать книги, журналы, газеты.- М.: Знание, 1989.- с. 144.
  48. Глоссарий.ру: словари по естественным наукам, http://www.glossary.ru
  49. Е.Э. Исследование критичности отношения школьников к получаемой информации .// Школьные технологии.- 2002.- № 4. с. 76−78.
  50. ГОСТ 7.73.-96. Поиск и распространение информации. Термины и определения. — Изд. офиц. — Введ. 1998−01−01.- Минск: Межгосударственный совет по стандартизации, метрологии и сертификации, 1996.-е. 15.
  51. Государственные образовательные стандарты общего образования (приказ МО от 05.03.2004). http://edu.ru/db/portal/obschee/docs.htm
  52. П.П. Как учить школьников работать с учебником/ П. П. Граник, С. М. Бондаренко, JT.A.Концевая. М.: Знание, 1987.
  53. И. Информационные технологии: тендерный аспект.// Высшее образование в России. — 1999. -№ 4. с. 114−120.
  54. В.В. К формализации дидактики: системный классификатор организационных форм обучения (уроков).// Школьные технологии.2002.-№ 3. с. 49−57.
  55. Гуманизация естественнонаучного образования: проблемы и перспективы. Тезисы международной научно-практической конференции. / Под. ред. И. Ю. Алексашиной. СПб., 1996. с. 120.
  56. Е.В. Интернет и информационная культура школьников // Педагогическая информатика. — 2001. № 3. с. 3−5.
  57. М.Я. Информационное обслуживание:социокультурный подход. М.: ИПО Профиздат, 2001.- с. 112.
  58. Дифференцированный подход к повышению квалификации учителей гуманитарных предметов в ИУУ: Методические рекомендации./ Сост. Т. Г. Браже и др. Л.: АПН СССР НИИ ООВ, 1998., С. 105.
  59. Е.В. Методологические предпосылки и сущностные характеристики информационной культуры педагога.// Педагогика.- 2003.-№ 1. С.65−73.
  60. И.А. Педагогические технологии в сфере медиаобразования.// Школьные технологии. — 2002.- № 2.с.47−50.
  61. А.Д. Современное информационное общество // Высшее образование в России. 2001.- № 4. — с. 77−85.
  62. А.Д. Современная информационная революция// СОЦИС.2003.-№Ю.-С. 29−39.
  63. Т. Информационные ресурсы нового типа как фактор влияния на качество образования // Альма- Матер. Вестник высшей школы. 2002.- № 9. с. 8−11.
  64. Интернет в гуманитарном образовании: Учебное пособие для студентов высш. учеб. заведений / Под ред. Е. С. Полат.- М.: ВЛАДОС, 2001.
  65. Информология, информатика и образование: Справочное пособие / Под общей ред. В. А. Извозчикова и И. В. Симоновой.- СПб.: КАРО, 2004.
  66. А.Е., Белинская Е.ГТ. Самопрезентация в виртуальной реальности и особенности идентичности подростка-пользователя Интернета // Образование и информационная культура. М.-2000. С. 430 -460.
  67. А.А. Информационная безопасность как педагогическая проблема. / Педагогика.-2001 .-№ 4. с. 48−53.
  68. В.И. Идея, замысел и гипотеза педагогического исследования // Педагогика.- 1997. № 2. — с. 9−14.
  69. Н.В. Информационное общество: основные параметры, национальные и глобальные аспекты. // Преподавание истории и обществознания в школе. -2004. № I.e. 16−17.
  70. JI.C. Общее и особенное в медиаобразовании, интегрированном с базовым. 1999 г. http://www.mediaeducation.ru
  71. JI.C. Стандарт медиаобразования, интегрированного в гуманитарные и естественнонаучные дисциплины общего образования. 1998 г. http://www.mediaeducation.ru.
  72. Л.С. Школа и СМИ.// Педагогика.- 1999.- № 5. с.72−75.
  73. Закон Российской Федерации о научно-технической информации // Информационные ресурсы России.- 1994.- № 4.- с. 4−8.
  74. Закон Российской Федерации «Об образовании». М., 2005.- с. 64.
  75. Я.Н., Алексеева М. И. Система средств массовой информации России: Учебное пособие для вузов. М.: Аспект Пресс, 2003. с. 3−16.
  76. И.Г. Информационные технологии для качественного и доступного образования // Педагогика. — 2002.- № 1.- с. 20−35.
  77. Л.В. Образовательные технологии и технологическая культура учителя. // Школьные технологии.- 2002.- № 2. с. 62−67.
  78. А.О. Исследование способов профессионального развития педагога в образовательном учреждении // Гуманитарные исследования в образовании: опыт, проблемы, размышления. Томск: Изд-во Том. Университета, 2002. — с. 59−84
  79. Д.Д. Учебная книга источник становления личности школьника.//Педагогика. — 1995.- № 1. с. 7−11.
  80. Д.Д. Школьный учебник. М.: Педагогика, 1983. с. 44 -48 .
  81. Э.В. Об идолах и идеалах. М., 1968. с. 153.
  82. А.А. Виртуальный учитель. // Школьные технологии.- 2002.-№ 4. С.200−206.
  83. Кирикова 3.3. Технологическая готовность педагога. // Педагогика. -2001- № 4. с. 63−65.
  84. В.В. Информационные технологии в журналистике. Ростов н/Д: Феникс, 2004.
  85. М.В. Интерактивное обучение — инструмент освоения нового опыта.//Педагогика 2000.- № 7. С.12−18.
  86. А.К. Энциклопедия педагогических технологий: Пособие для преподавателей. СПб.: KAPO, 2002. с. 17−30.
  87. Я. А. Я. А. Коменский. Мир чувственных вещей в картинках, http://gogr.narod.ru/kom/framel l. html
  88. А.Н. Практические проблемы школьного телевидения// Школьные технологии.- 2003.- № 2. С. 11−13.
  89. Концепция повышения квалификации педагогических кадров школы / Под ред. В. Г. Онушкина, Ю. Н. Кулюткина, В. Г. Воронцовой. СПб.: СПбГУПМ, 1996. с 122.
  90. В.М. Общая методика учебно-воспитательного процесса: учебн. пособие для слушателей ФПК директоров школ и студентов пед. Ин-тов.-М.: Просвещение, 1983.
  91. В.В. Содержание образования — бег на месте.// Педагогика. — 2000.- № 7. С. 3−11.
  92. В.В. Состав, функции и структура научного обоснования обучения: Автореф. дис., канд. пед. наук. — М, 1976.
  93. В.А. Информатизация образования: понятийный аппарат. // Информатика и образование. — 2003.- № 4. с.21−27.
  94. И.В. Образовательная среда семьи и школы как средство воспитания и обучения. — М., 2000. С. 6−8.
  95. Т.С. Информационное обеспечение урока: возможность и реальность. // Естествознание в школе. 2005 .- № 2. с. 43−45.
  96. Т.С. Использование материалов СМИ на уроках географии. // Географическая наука и географическое образование: традиции и новации/ Сборник научных трудов. -СПб.: «Облик», 2005.
  97. Т.С. Предметная информационная среда учителя географии. // Геология в школе и вузе: геология и цивилизация (материалы IV Международной конференции) Спб.: Эпиграф, 2005. — С. 149−153.
  98. Н.В., Куприна Е. В. Использование базы знаний для развития приёмов и способов работы с информацией // Информатика и образование.- 2001.- № 4. С.44- 46.
  99. Ю., Тарасов С. Образовательная среда и развитие личности // Новые знания. 2001. — № 1. — С. 6−7
  100. С.В., Лакоценина Т. П. Современный урок. Часть I. Научно-практическое пособие.- Ростов-н/Д.: Учитель, 2005. С. 232−238.
  101. О.Е., Неупокоева Н. И. Цели и результаты школьного образования: метод, рекомендации. СПб,. 2001, с. 52.
  102. B.C. Содержание образования: Учебн. пос.- М.: Высш. шк., 1989.-С.360.
  103. П.С. Информатизация продуктивного образования старших школьников// Школьные технологии.-2002.- № 4. С.207−215.
  104. П.С., Палло О. Д. Концепция интерактивного учебника // Школьные технологии.-2002.- № 5. С.101−105.
  105. В.В. Технологии личной информационной работы // Школьные технологии. 2002.- № 2. — с. 17−24.
  106. Ю.А. Универсалии образования. // Петербургская школа. 1999. -№ 4−5.-с. 42−44.
  107. И.И. Природа дидактического знания. //Педагогика.-2000.-№ 6. с. 13−18.
  108. Ляудис В Л. Психологический анализ инноваций в системе образования. М.- ИНИОН, 1992. с. 7−11.
  109. С.И. Отбор содержания учебной дисциплины //Вестник ОГУ .- 2002. № 8. С. 38−40.
  110. Малый энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона. http://slovari.yandex.ru
  111. ИЗ. Мартынов B.JI. Определение уровня и тенденций развития регионов России на основе использования общедоступной статистической информации. // География в школе.- 2005.- № 4. С. 16−17.
  112. М.И. Современный урок (вопросы теории). М.: Педагогика, 1981.-С. 191.
  113. . Информационный поиск: история исследования и других странных вещей. // Международный форум по информатике. 2001.- т.26. — № 3. с. 3−7.
  114. И.С. Проблемы формирования основ информационного общества в России // Информационные ресурсы России. — 1997, — № 6 — с. 18−21.
  115. Мун JI.H. Информационные технологии и гуманитарная культура: преподавание в общеобразовательной школе учебных дисциплин с использованием достижений современных информационных технологий. // Мир психологии. 2002. № 1. С. 262−264.
  116. Муртазин Э.В. Internet. Учебник. М.: ДМК. 2000. с. 12−25.
  117. С.Г. Многопрофильные образовательные серверы в Интернете. // Школьные технологии. — 2003.- № 2. С.96−100.
  118. Г. В., Романенко В. Н. СПб отделение Академии информатизации образования. Связь педагогической информатики с учебными и профессиональными умениями // Педагогическая информатика.- 2003.- № 1. с. 24−25.
  119. Новейший философский словарь: 2-е изд., переработ, и дополн. Мн.: Интерпрессервис- Книжный Дом. 2001. с. 432.
  120. Н.В. Межпредметные заданные комплексы ТОГИС // Школьные технологии.- 2003.- № 3. с. 31−37.
  121. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования: Учебн. пособие для студ. пед. вузов и системы повышения квалификации пед. кадров/ Е. С. Полат и др. — 2-е изд., стер.- М.: Изд. Центр «Академия», 2005.
  122. П.И. Психолого-педагогические аспекты разработки и применения в вузе информационных технологий обучения. — Орел: Орловский государственный технический университет, 2000 г. с. 6−17.
  123. В.И. Знания, умения, навыки учащихся.// Педагогика. — 1997.-№ 2.-. с. 33−34.
  124. В.И. Содержательная учебная информация. // Педагогика. — 1997.- № 1.с. 54.
  125. Е.В. Моделирование учебного процесса по физике в средней общеобразовательной школе. Перм. гос. пед. ун-т. Пермь, 2001.1. С. 8- 13.
  126. Е.В. Информационно-образовательная среда современного школьника.// Школьные технологии. — 2002.- № 4. с.25−26.
  127. Педагогика. Учебное пособие для студентов педагогических вузов и педагогических колледжей / Под ред. П. И. Пидкасистого. М.: Педагогическое общество России, 2002. с. 212 — 218.
  128. Педагогика. Курс лекций: Учебное пособие/ Б. Т. Лихачев. 4-е изд., перераб. и доп. — М.: Юрайт, 2001.
  129. Педагогическая энциклопедия, М.: Советская Энциклопедия, 1966 г. Т.2. С. 118−119.
  130. Педагогический энциклопедический словарь / Гл. ред. Б.М.Бим-Бад- Редкол.: М. М. Безруких, В. А. Болотов, Л. С. Глебова и др. М.: Большая Российская энциклопедия, 2002. С. 110.
  131. В.А. Содержание межпредметных связей в системе образования. Internet: http://www.education.rekom.ru.
  132. С.А. Метод проектной деятельности в Интернете и его развивающие возможности. // Школьные технологии. 2002. — № 2. С. 196 199.
  133. Г. Г. Коммуникативные технологии двадцатого века. М.: Ваклер, 2002. с. 119−120.
  134. JI.A., Копытова Н. Е. Технология подготовки реферата.// Школьные технологии. 2002. № 3. с. 140−145.
  135. Программа ЮНЕСКО «Информация для всех»: Всеобщий доступ к информации. 2002−2007″. http://confifap.cpic.ru.- http://www.ruslibnet.ru:8101/proj/unesco.html
  136. Психолого-педагогический словарь /Сост. В. А. Мижериков. Ред. П. И. Пидкасистый. Ростов: Феникс, 1998. С. 241.
  137. В.Г. Обучение и научное познание. // Педагогика. 1997.-№ 1. С. 5−7.
  138. Е.И. Информация и информационные процессы. // Информатика и образование. 1998.- № 8. С. 12−14.
  139. С.П. Зачем черепахе панцирь? Очерк на тему философии информационной войны.// Народное образование. 200. № 3. с. 183−186.
  140. Л.Д. Информационное общество и роль телекоммуникаций в его становлении / Л. Д. Рейман // Вопросы философии. -2001.- № 3. с. 3−9.
  141. Л.Л. Концепция модернизации школьных учебников по географии. // География в школе. 2005.-№ 4. С. 35−38.
  142. Н.М. Особенности восприятия телеинформации школьниками. // Педагогика. 2003.- № 4. С.46−48.
  143. Российская педагогическая энциклопедия: в 2 т. / гл. ред. В. В. Давыдов. — М.: Большая рос. энцикл., 1993−1999.Т.1, с. 555.
  144. Т.В. Методические аспекты поиска информации в Интернете // Информационные ресурсы России. 2001. — № 8. с. 11−15.
  145. Г. И. Диалектический подход к осмыслению категории. «Знание"//Педагогика». -2001. № 3. С. 17−19.
  146. Н.Г. Жизненный опыт учащихся в контексте личностно ориентированного обучения.// Педагогика. 2001.- № 7. С.27−31.
  147. Т. Использование информационно-образовательных технологий в обучающем процессе.// Учитель. 2003.№ 1. с. 80.
  148. Седякин В. CD-ROM продукция и информационные ресурсы // Информационные ресурсы России. -1994.- № 5.- с.27−28.
  149. З.В. Углублённое обучение информатике и профильная школа. // Стандарты и мониторинг в образовании. — 2003. № 2. с. 24−29.
  150. М.Н. Проблемы современной дидактики. М.: Педагогика, 1980. с. 24−31.
  151. В.И. Образовательная среда: реализация целей образования в пространстве культуры // Университетский вестник. Выпуск 1. СПб, 2002. — С. 5- 13.
  152. О.Г. Кейс-метод обучения в подготовке педагогов и психологов // Информатика и образование 2001.- № 6.С.60−62.
  153. Современная западная социология: Словарь.- М.: Политиздат, 1990. — С. 131.
  154. Н.Ю. Как активизировать познавательную деятельность учащихся. // Педагогика". 2001. — № 7. С.32−36.
  155. Социальное воспитание средствами массовой информации и коммуникации. // Школьные технологии.-2002.- № 3.
  156. А.А. Содержание понятия «Обеспечение информационной безопасности». http://hghltd.yandex.com/yandbtm7urHittp
  157. Н.Ф. Совершенствование обучения в высшей школе // Советская педагогика 1973 -№ 7.
  158. С.В. Образовательная среда современной школы: проблемы и подходы к изучению. // Культурно-исторические основания создания и развития образовательной среды. СПб: СПбГУПМ, 2002. — С. 15 — 25.
  159. С.В. Школьник в современной образовательной среде, — СПб, 2000.- С. 144.
  160. Д.В., Воровщиков С. Г. Организационно-методические условия развития общеучебных умений школьников. // Школьные технологии.-2002.-№ 5. с. 42−55.
  161. Толковый словарь русского языка конца XX века. Языковые изменения. Под ред. Скляревской Г. Н. Российская академия наук, Институт лингвистических исследований. Изд-во «Фолио-Пресс». СПб., 1998.
  162. Р. Характер физических законов. М.: Наука, 1978. с. 49.
  163. А.В. Медиаобразование: история, теория и методика. -Ростов: ЦВВР, 2001. с. 708.
  164. А.В. Медиаобразование: история, теория и методика / Монография. Ростов-на-Дону, 2001 г. е.- 8−19.
  165. А.В., Новикова А. А. Основные теоретические концепции медиаобразования. // Вестник РНГФ. 2002. — № 1. С.-149−157.
  166. А.В. Медиаобразование в контексте теории «диалога культур» // Школьные технологии .- 2003.- № 3. с.213- 216.
  167. А.В. Медиаобразование во Франции. / Педагогика. -2003.-№ 5. с. 91−95.
  168. Д.И. Феномен Детства и его место в развитии современного общества.// Мир психологии. 2002. № 1. с. 11−13.
  169. Философский энциклопедический словарь. WWW.RUBRICON.COM/ Философский энциклопедический словарь. Полный текст «Философского энциклопедического словаря» выпущенного издательством «ИНФРА-М» (1997−2003).
  170. JI.M. Педагогический опыт глазами психолога. М.: Просвещение, 1987. с. 16−28.
  171. И.Ф. Педагогика. М.: Высшая школа. 1990. с. 128.
  172. А.В. Интернет в школе: практикум по дистанционному обучению. М.: ИОСО РАО, 2000.
  173. А.И. Введение в теорию информационного поиска. М.: Наука, 1975.-С. 238.
  174. М.В. Контролировать сформированность информационной компетенции.//Школьные технологии.-2004, — № 1. С. 120.
  175. В.В. Интегрирование знаний и целостный подход к исследованию детства. // Мир психологии. 2002. — № 1. С. 25.
  176. Школьное медиаобразование вчера и сегодня. Тезисы. 2001 г. http://www.redline.ru
  177. О.В. Культура мультимедиа: Учебное пособие для студентов. МГУКИ-М.: ФАИР-ПРЕСС, 2004.
  178. Ю.А. Информационные процессы и информационная среда. // Науч.-техн. Информ. Сер.2.- 1989. № 1.- С. 2−9.
  179. О.Б. Проблема многомерности содержания образования на этапе его обновления. // Стандарты и мониторинг в образовании"/ 2002. -№ 2.С. 16−26.
  180. В.В. Анализ занятия. Технологический подход.// Школьные технологии. 2002. № 2. с. 28−34.
  181. И.С. Принципы построения образовательных программ и личностное развитие учащихся. / Вопросы психологии. 1999. № 3. с. 39−47.
  182. А.И. Информационные и телекоммуникационные технологии в образовании // Информационное общество. 2001.-№ 2.- с. 32−38.
  183. В.А. Педагогическая психология: Учеб. пособие / Европ. Ин-т экспертов. СПб .: Полиус, 1998. с. 79−91.
  184. Е.В. Подростки в Интернете: специфика информационного взаимодействия. // Педагогика.-2001 .-№ 4. С. 55.
  185. Andersen Peter В. Computer semiotics // Scandinavian Journal of Information systems. Vol. 4. 1992.- p.3−30.
  186. International Encyclopedia of the Social & Behavioral Sciences. Vol. 14 / Eds.N.J.Smelser & P.B.Baltes. Oxford, 2001, p.9494).
  187. Masterman. An overview of media education in Europe. 1991. London p.9.
  188. Media Education. Paris: UNESKO, 1984.- P. 8.
  189. Уважаемы коллеги! Просьба заполнить анкету, руководствуясь при этом личным опытом работы.
  190. Вопрос анкеты: Как часто Вы используете в своей практике дополнительную учебную информаиию?
  191. Ваш стаж работы как учителя. Вы работаете в школе (другом ОУ) № 1. Дата заполнения анкеты.1. Спасибо !
  192. Уважаемы коллеги! Просьба заполнить анкету, руководствуясь при этом личным опытом работы.
  193. Вопрос анкеты: Какие источники дополнительной учебной информации Вы используете на своих уроках наиболее часто?
  194. Музеи: музейные экспозиции, тематические выставки2. Общественные учреждения 3. Производственные предприятия
  195. Библиотеки, другие учреждения культуры
  196. Ваш стаж работы как учителя. Вы работаете в школе (другом ОУ) № 1. Дата заполнения анкеты.1. Спасибо !
  197. Уважаемы коллеги! Просьба заполнить анкету, руководствуясь при этом личным опытом работы.
  198. Вопрос анкеты: Чем Вы руководствуетесь при отборе и использовании на Ваших уроках различных источников дополнительной учебной информации?
  199. Ваш стаж работы как учителя. Вы работаете в школе (другом ОУ)1. Дата заполнения анкеты.1. Спасибо !
  200. Уважаемы коллеги! Просьба заполнить анкету, руководствуясь при этом личным опытом работы.
  201. Вопрос анкеты: Как Вы думаете, что затрудняет регулярное использованиеразличных источников дополнительной учебной информации?
  202. Ваш стаж работы как учителя
  203. Вы работаете в школе (другом ОУ) № 1. Дата заполнения анкеты.1. Спасибо !1. Результаты анкетирования.
  204. Использование источников дополнительной учебной информации на уроках естественнонаучного цикла" Вопрос анкеты: Какие источники дополнительной учебной информации Вы используете на своих уроках наиболее часто?
  205. Газета 1,5 10,3 17,0 20,1 55,9
  206. Журнал 1,5 14,5 38,3 37,1 91,44.Листовки — 4,1 22,2 26,3
  207. Справочники 3,5 24,3 28,3 13,6 69,7б.Конспекты 1,8 15,6 19,3 15,0 51,7лекций
  208. Научные труды (монографии) 3,2 14,2 18,7 36,1
  209. Каталоги 4,4 10,2 18,5 33,1
  210. Хрестоматии 13,7 18,1 29,1 18,2 79,1
  211. Энциклопедии 8,2 28,4 29,4 14,1 80,1
  212. Словари 14,3 21,2 18,1 25,1 78,71. Мультимедийные носители: 7. DVD — 3,6 8,1 11,78. аудиокассеты 3,1 14,0 25,2 42,39. видеокассеты 17,3 29,2 24,3 70,810. CD 3,1 6,1 7,1 16,311. дискеты 3,3 6,3 17,1 26,712. слайды 1,2 7,2 24,3 18,3 51,0
  213. Ш. Средства массовой коммуникации
  214. V. Общественные учреждения, организации
  215. Музеи: музейные экспозиции, тематические выставки 7,3 26,1 50,2 83,6
  216. Общественные учреждения 1,2 6,5 17,1 24,83 .Производственные — 14,3 29,6 43,9предприятия
  217. Библиотеки, другие 1,4 7,1 24,2 35,2 67,9учреждения культуры
  218. НИИ, ВУЗы, 1,3 11,7 21,0 34,0другие образовательные учреждения
  219. V. Личный опыт 17,2 7,4 8,0 3,1 35,7
  220. VI. Другие источники 1,7 1,9 13,4 20,2 37,21. Пед. стаж: 18−19 лет
  221. Дата заполнения анкеты: 21/22.06.04.
  222. Г1о виду представления информации Н. По виду источника информации
  223. Вид информации Однородные группы видов информации Полиграфические издания, мультимедиа. Средства массовой коммуникации Учреждения, организации
  224. Графика (рисунок, схемы) ¦ графики ¦ диаграммы ¦ картосхемы ¦ планы ¦ рисунки, в том числе графические, ¦ схемы ¦ чертежи.
  225. Имитация (в том числе с использованием условных обозначений) ¦ карты ¦ макеты ¦ модели (объекта, процесса, явления, ситуации) ¦ планы местности
  226. Изображение, в том числе комбинированное С другими видами информации ¦ видеофильм (видеозапись) ¦ мультипликация ¦ фильм, телефильм, в т. ч. телепередачи ¦ фотографии ¦ художественные полотна, в т. ч. портреты (репродукции).
  227. Уважаемы коллеги! Просьба ответить на предложенные пункты анкеты, руководствуясь при этом личным опытом работы. Вашей точкой зрения по тому или иному вопросу.1. Вы преподаёте вклассах.
  228. На уроках вы используете учебники следующих лет издания:6 кл. 9 кл7 кл 10 кл8 кл 11 кл'
  229. При подготовке к уроку в качестве основного источника информации Вы используетев качестве дополнительного4.. При подготовке к уроку в качестве основного источника информации Ваши ученики используютв качестве дополнительного
  230. Какие средства массовой информации, в т. ч. периодические издания используются
  231. Вами при организации учебного процесса (в качестве источника учебной информации)?
  232. С Вашей точки зрения, какие курсы Вашего учебного предмета требуют обязательного использования СМИ в качестве источника дополнительной информации?1. Какие отдельные темы ?
  233. Какие формы организации деятельности учащихся Вы используете (могут быть использованы -*) при работе с материалами СМИ, ПЕРИОДИЧЕСКОЙ ПЕЧАТИ, СЕТИ «ИНТЕРНЕТ» на Ваших уроках
  234. С какой целью Вы используете материалы СМИ. в т. ч. периодической печати, в качествеисточника учебной информации на >роках (иллюстрация, коррекция, углубление, конкретизация, интересный факт и т. д.)
  235. Дополните одну из предложенных фраз: а) «Использование дополнительных материалов на уроках. способствуетб) «Использование дополнительных материалов на уроках .не целесообразно, т.к.
  236. Ваш стаж работы как учителя1. Специальность по диплому1. Спасибо !1. Дата заполнения анкеты.
  237. Основные источники информации, используемые учителем при подготовке ипроведении учебных занятий (в % от общего числа опрошенных учителей по каждому показателю)
  238. Предмет Учебник Методические пособия по предмету, научно-методические журналы Научно-популярные издания (в т.ч. энциклопедии, справочники) СМИ Интернет Устные сообщения, в т. ч. учащихся, личный опыт Другие источники информации
  239. География 79,2% 49,4% 20,2% 4,3% 1,1% 1,5% 2,6%
  240. Химия 68,1% 48,4% 10.2% - 10,2%
  241. Биология 75,3% 45,6% 5,4% - - 5,3%
  242. Физика 70,2% 40,1% 17,3% - - 10,4%
  243. Всего 73,2% 45,9% 13,2% 1,1% 03% 2,9% 4,6%
  244. Дополнительные источники информации, используемые учителем при подготовке ипроведении учебных занятий (в % от общего числа опрошенных учителей по каждому показателю)
  245. Предмет Учебник Методические пособия по предмету, научно-методические журналы Научно-популярные издания (в т.ч. энциклопедии, справочники) СМИ Интернет Устные сообщения, в т. ч. учашихся, личный опыт Другие источники информации
  246. География 7,2% 40,2% 49,2% 47,1% 7,4% 2,4% 20,1%
  247. Химия 5,2% 36,3% 25,2% 5,5% -
  248. Биология 30,3% 35,1% 30,2% 5,8% - 10,4%
  249. Физика 17,3% 43,2% 50,3% 3,4% - 3.2%
  250. Всего 7,4% 37,5% 39,9% 21,5% 3,3% 0,6% 5,9%
  251. Источники информации, используемые учащимися при подготовке к учебным занятиям (в % от общего числа опрошенных учителей по каждому показателю)
  252. Предмет Учебник Методические пособия по предмету, научно-методические журналы Научно-популярные издания (в т.ч. энциклопедии, справочники) СМИ Интернет Устные сообщения, в т. ч. учащихся, личный оныг Другие источники информации
  253. География 97,2% 3,4% 46,3% 36,7% 32,1% 10,3%
  254. Химия 100% 5,3% 28.3% 5,3% - 20,6%
  255. Биология 95,3% 10,2% 55,1% 15,1% 15,8% 25,5%
  256. Физика 70,1% 10.7% 50,2% 3,5% 13,3% 48,3%
  257. Всего 90,7% 7,4% 44,9% 15,1% 153% 26,1%
Заполнить форму текущей работой