Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

На распутье. 
Практическая педагогика

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Сегодня педагоги фактически разделились на два лагеря: на тех, кто согласен сохранить технологию принудительного коллективного воспитания в школе, и тех, кто категорически возражает против ее применения в демократическом обществе. Печать пестрит противоречивыми мнениями, где в одной строке пытаются соединить несмыкающиеся понятия: коллектив и личность, принуждение и свобода, гуманизм и социализм… Читать ещё >

На распутье. Практическая педагогика (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Долгие годы авторитет А. С. Макаренко был непоколебим. Однако в последнее время отношение к созданной им технологии коллективного воспитания изменилось. Процессы демократизации и гуманизации воспитания подтолкнули педагогов к осмыслению и переосмыслению прежних ценностей. Появились альтернативные взгляды на воспитательную систему А. С. Макаренко. Одним из первых исследователей, критически взглянувших на систему коллективистского воспитания, был доктор педагогических наук, профессор Ю. П. Азаров. Вот выдержка из его книги: «…"Тем и страшен Макаренко, — отвечал я спокойно, — страшен тем, что талантлив. Тем, что стал певцом не внешней диктатуры, а глубоко внутренней, когда насилие с радостью принимается теми, на кого оно направлено. Макаренко создал набор примитивных догм, которые легко вкладывались в сознание учительства: для коллектива, через коллектив, в коллективе! Школа — завод! Мажор! Нам нет дела до личности! Совесть, гармоническое развитие, сострадание — буржуазные категории. Мы создаем педагогику параллельного действия, а это значит, плевать на страдания каждого отдельного человека, лишь бы коллектив в фанфарном марше топал к начертанным победам! Макаренковщина исчерпала себя!»"1.

Сегодня педагоги фактически разделились на два лагеря: на тех, кто согласен сохранить технологию принудительного коллективного воспитания в школе, и тех, кто категорически возражает против ее применения в демократическом обществе. Печать пестрит противоречивыми мнениями, где в одной строке пытаются соединить несмыкающиеся понятия: коллектив и личность, принуждение и свобода, гуманизм и социализм. Не свободен от этого и наш учебник: слишком трудно дается переосмысление.

Технологию принудительного воспитания стараются сохранить педагоги, обеспокоенные сниженим воспитанности, падением нравственности молодежи, отходом общества от прежних ценностей. Подпитывется ностальгия, но прежнему жесткому воспитанию настроениями, можно сказать, большинства людей: лучше пусть будут подавление и несвобода, чем вседозволенность и анархия. Слишком большие контрасты между нынешним поведением молодых людей и их поведением в еще недалеком прошлом. Не умея действовать в новых демократических условиях, многие учебные заведения фактически осуществляют воспитание теми способами, которые были характерны для принудительной системы коллективистского воспитания. Отсюда конфликты, расслоение на противоборствующие группы, из которых коллективы собрать уже невозможно.

Только время поможет нам постепенно освоиться в пространстве демократии, гуманизма и свободы. Мы в переходном процессе. Искусственное забегание вперед ничего хорошего не сулит. Мы можем сколько угодно копировать модели воспитания, существующие в странах развитой демократии, но изменить сразу и полностью устоявшиеся подходы не получится.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой