Разработчики: К. С. Глебович, Е. А. Добрунова.
Цель мастерской: знать и понимать явление теплопроводность и ее зависимость от рода вещества.
Ход мастерской:
I. Учащимся предлагается внимательно прочитать название темы и вдуматься в смысл этого слова. Учитель просит учеников записать на листе бумаги вопросы, которые у них возникают и на которые, как им кажется, они должны будут ответить в процессе изучения темы. Если на какие-то вопросы есть ответы, их можно записать.
II. Каждый учащийся сам записывает вопросы и известные им ответы.
Учащиеся работают в парах: составляют общий список вопросов.
Происходит обмен мнениями в группе.
V. Выступает по одному человеку от группы. Они знакомят одноклассников с групповыми вопросами и ответами. Вопросы учитель записывает на доске.
VI. Сообща выбираются четыре главных вопроса:
- 1) что такое теплопроводность;
- 2) когда она проявляется;
- 3) можно ли остановить теплопроводность;
- 4) где она применяется?
VII. Учитель демонстрирует опыт: гвозди, приклеенные пластилином к медной проволоке, поочередно падают на стол при нагревании на спиртовке одного из концов проволоки.
VIII. Каждый учащийся пишет объяснение опыта на листе бумаги.
IX. Обмен мнениями в четверках.
X. Учитель предлагает восьмиклассникам прочитать небольшой текст с объяснением передачи тепла от одного конца стержня к другому на основании положений молекулярно-кинетической теории и известных им свойств твердого тела.
XI. Общее (фронтальное) обсуждение итогов работы. Учащиеся говорят, в чем и почему они ошибались.
XII. Описание учащимися в тетрадях механизма теплопроводности.
XIII. Перед учащимися на столе находятся предметы из различных материалов: кусочки железа, деревянный карандаш, бумага, стеклянный стакан, кусочек ваты или ткани и др. Учитель предлагает всем прикоснуться к этим предметам и всем индивидуально выполнить два задания:
- 1) расположить предметы по степени «нагретоcти»;
- 2) объяснить, почему некоторые вещества кажутся более теплыми.
XIV. Работа в парах, а затем четверках: обмен мнениями и выработка группового решения.
XV. Представление группами своих объяснений и наблюдение демонстрации различной теплопроводности меди и алюминия, которая подтверждает выводы учащихся.
Формулировка учащимися выводов в тетрадях.
Каждый учащийся индивидуально отвечает на вопросы, которые были отобраны в начале урока.
Каждая группа учащихся готовит общую афишу, в которой записывает ответы на эти же четыре вопроса. Афиши вывешиваются. Все ходят, изучают.