Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Психологические теории формирования моральных установок

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Как мы уже отметили, первые ростки психологических теорий воспитания стали появляться еще задолго до рождения психологии. Базировались они на наблюдениях и умозаключениях авторов. Так, например, Иммануил Кант отстаивал предположение о том, что в психике человека изначально существуют определенные активные организующие принципы, упорядочивающие восприятие окружающего мира. Он предлагал называть… Читать ещё >

Психологические теории формирования моральных установок (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Теории развития сложных перцептивных способностей

Как мы уже отметили, первые ростки психологических теорий воспитания стали появляться еще задолго до рождения психологии. Базировались они на наблюдениях и умозаключениях авторов. Так, например, Иммануил Кант отстаивал предположение о том, что в психике человека изначально существуют определенные активные организующие принципы, упорядочивающие восприятие окружающего мира. Он предлагал называть их «категориями» и настаивал на том, что по природе своей они предшествуют впечатлениям. И. Кант полагал, что, несмотря на то, что мы считаем свое восприятие ощущений прямым и пассивным, на самом деле мы активно упорядочиваем эти ощущения в категории, приемлемые для нашего сознания. Таким образом, получается, что мы фактически обманываем себя, когда думаем, что познаем внешний мир, мы всего лишь познаем категории собственной психики.

Впоследствии в XX в. стали рождаться психологические теории, в значительной мере созвучные идеям И. Канта. Известный ученик З. Фрейда Карл Юнг полагал, что каждый человек наследует заложенные изначально паттерны (архетипы) апперцепции, которые существуют в неопределенной форме до тех пор, пока не кристаллизуются в определенный паттерн под влиянием личного опыта индивида.

Нобелевский лауреат, автор теории импринтинга австрийский этолог Конрад Лоренц также полагал, что категории и формы восприятия детерминированы генетически в результате действия эволюции так же, как и морфологические характеристики. Однако экспериментальные доказательства идеи существования априорных психических структур появились лишь в конце XX в. (Р. Л. Грегори, 1987)[1], когда были разработаны специальные методы для изучения этих явлений. В итоге, было экспериментально выявлено, что задолго до того как младенцы смогут активно изучать мир, они уже обладают хорошим перцептивным пониманием того, что видят. Исследуя особенности восприятия новорожденных, психологи А. Слетер и С. Джонсон выявили, что уже через несколько минут после рождения дети демонстрируют значимое предпочтение картинкам с лицами, а не картинкам с пустыми овалами или лицам с размытыми чертами. Младенцы в возрасте трех-четырех месяцев предпочитают более привлекательные (по мнению взрослых) лица менее привлекательным.

Один из интересных феноменов, демонстрирующих раннее появление сложных перцептивных, сенсомоторных способностей и социально-эмоционального общения — имитирующее поведение младенца. В специальных исследованиях было замечено, что уже новорожденные, появившись на свет несколько минут назад, демонстрируют подражание матери (высовывают язык, широко открывают рот и др.). Они имитируют и более сложные мимические реакции: выражение радости, грусти, страха и удивления. А в течение первых нескольких недель жизни в имитирующий репертуар младенцев добавляются интонации голоса и жесты пальцев.

Жан Пиаже, базируясь на своих наблюдениях, напротив, полагал, что младенцы лишены внутренних умственных представлений и на внешние раздражители отвечают исключительно рефлекторно. Поэтому им для построения основ концептуальных представлений необходимо экстенсивное сенсомоторное взаимодействие с внешней средой.

Модель личности А. Адлера существенно отличается от предложенных З. Фрейдом и К. Г. Юнгом. Она базируется на идее о том, что человек по природе своей существо социальное и его поведение диктуется социальными мотивами. А. Адлер подчеркивает в своей теории личности ее уникальность и творческие свойства человеческого «я» .

  • [1] Gregori R. L. The oxford companion to the mind. Oxford: Oxford University Press, 1987.
Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой