Подготовка будущих учителей технологии к организации профильного обучения в современной школе
Диссертация
В настоящее время разработано содержание образования по таким направлениям технологического профиля, как агротехническое, информационное, инженерное и др. Их введение требует создания в школах необходимой материально-технической базы, наличия педагогических кадров, готовых осуществлять квалифицированную предпрофильную подготовку и профильное обучение. Практика показывает, что значительная часть… Читать ещё >
Содержание
- Глава I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПОДГОТОВКИ БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ ТЕХНОЛОГИИ К ОРГАНИЗАЦИИ ТЕХНОЛОГИЧЕСКОГО ПРОФИЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ В СОВРЕМЕННОЙ ШКОЛЕ
- 1. 1. Сущность и содержание технологического профиля обучения в современной общеобразовательной школе
- 1. 2. Готовность учителей технологии к организации профильного обучения
- 1. 3. Педагогические условия совершенствования подготовки будущих учителей технологии к организации профильного обучения в современной школе
- Глава 2. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО РЕАЛИЗАЦИИ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ПОДГОТОВКИ БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ ТЕХНОЛОГИИ К ОРГАНИЗАЦИИ ТЕХНОЛОГИЧЕСКОГО ПРОФИЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ
- 2. 1. Организация и ход опытно-экспериментальной работы
- 2. 2. Результаты опытно-экспериментальной работы по реализации педагогических условий совершенствования подготовки будущих учителей технологии к организации профильного обучения
Список литературы
- М. Мое мировоззрение / Н. М. Амосов // Вопросы философии. -1992.-№ 6.-С. 50−75.
- Абросимов В.Н. Профессиональные качества преподавателя / В. Н. Абросимов // Стандарты мониторинга в образовании. 2001. -№ 6. — С. 61−64.
- Азаров Ю.П. Искусство воспитывать / Ю. П. Азаров. 2-е изд. — М.: Просвещение, 1985 — 178 с.
- Андреев В.И. Педагогика творческого саморазвития / В. И. Андреев. Казань: Изд-во КГУ, 1996. — 567 с.
- Атаулова О.В. Профессионально-творческое становление будущих учителей технологии в процессе изучения декоративно-прикладного искусства: Автореф. дис. канд. пед. наук / О. В. Атаулова. Чебоксары, 1997. — 16 с.
- Атутов П.Р. Роль трудового обучения в политехническом образовании школьников / П. Р. Атутов. М.: Просвещение, 1985. — 128 с.
- Атутов П.Р. Технология и современное образование / П. Р. Атутов // Педагогика.-1996. № 2. — С. 11−14.
- Афанасьев И.Н. Личностно-ориентированный подход в народной традиционной педагогической культуре / И. Н. Афанасьев. М.-Чебоксары: ЧГПУ, 2001.-210с.
- Ашмарин Н.И. Болгары и чуваши / Н. И. Ашмарин. Казань: Типо-литогр. императ. ун-та, 1902. — 76 с.
- Бабанский Ю.К. Проблемы повышения эффективности педагогических исследований: Дидактический аспект / Ю. К. Бабанский. М.: Педагогика, 1982.- 192 с.
- Бабанский Ю.К. Избранные педагогические труды / Ю. К Бабанский. -М.: Педагогика, 1989. 560 с.
- Беспалов В. Экономическое образование школьников: взгляд из министерства / В. Беспалов // Российский экономический журнал. 1993. — № 4. -С. 114−115.
- Блонский П.П. Значение среды и учителя для учения ребенка /Избранные педагогические произведения / П. П. Блонский. М.: Изд-во АПН РСФСР, 1961.-95 с.
- Боголюбов J1.H. Обоснование интегрированного курса «Обществоведение» на базовом уровне / JI.H. Боголюбов // Профильная школа. 2004. — № 2. — С. 14
- Большая Советская Энциклопедия: В 30 т. Т. 21. / A.M. Прохоров и др. -3-е изд. -М.: Советская Энциклопедия, 1975.-640 с.
- Вакуленко Е.Г. Педагогические условия обучения учащихся народному декоративно-прикладному искусству: Автореф. дис. канд. пед. наук / Е. Г. Вакуленко -Краснодар, 1998.-26 с.
- Возвращение к истокам: Народное искусство и детское творчество: Учеб,-метод. пособие / Т. Я. Шпикалова и др. -М.: ВЛАДОС, 2000. 272 с.
- Волков Г. Н. Трудовое воспитание в народной педагогике / Г. Н. Волков // Школа и производство. 2000. — № 3. — С. 26−31.
- Волков Г. Н. Трудовые традиции чувашского народа / Г. Н. Волков. Чебоксары: Чуваш, кн. изд-во, 1970.-96 с.
- Воробьев Н.И. Чуваши. Этнографические исследования / Н. И. Воробьев. -Чебоксары: Чуваш, кн. изд-во, 1956. -136 с.
- Воронин A.M. Педагогические теории, системы, технологии / А. М. Воронин. -Брянск.: Изд-во БГТТУ, 1996. -133 с.
- Воронцов Б.Н. Разумные потребности личности: сущность, критерии, пути формирования / Б. Н. Воронцов. Воронеж: Изд-во ВГУ, 1990. — 191 с.
- Гришакина О.П. Социальное партнерство в предпрофильной подготовке и профильном обучении / О. П. Гришакина // Профильная школа. 2004. — № 4. — С. 22−28.
- Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования: Специальность 30 600 «Технология и предпринимательство». М.: Наука, 2000. — 21 с.
- Гришин В.В. Методика психодиагностики в учебно-воспитательном процессе / В. В. Гришин, П.В. Лушин- Под общ. В. В. Гришина. М.: Наука, 1990.-64 с.
- Дидактика технологического образования: Книга для учителя. Ч. 1 / П. Р. Ату-тов и др. М.: ИОСО РАО, 1997. — 230 с.
- Денисов П.В. Национальная одежда низовых чуваш южных районов Чувашской АССР/П.В. Денисов. — Чебоксары: Чуваш, кн. изд-во, 1955. -523 с.
- Ефимов А.И. Формирование мировоззрения школьников в процессе художественной деятельности / А. И. Ефимов. Чебоксары: Чуваш, кн. изд-во, 1974. — 88 с.
- Жуков. В.А. Педагогическое проектирование / В. А. Жуков. М.: Знание, 1996. -136 с.
- Жураковский В. Н. Вузовский преподаватель сегодня и завтра : Педагогический и квалификационный аспекты / В. Н. Жураковский, В. С. Приходь-ко, И. К. Фёдоров // Высшее образование в России. 2000. — № 3. — С. 3 -12.
- Жукова Л.П. Предпрофильное обучение школьников в системе довузовской под готовки: Дис. канд. пед. наук: 13.00.08. / Л. П. Жукова.-М: РГБ, 2005. -175 с.
- Захаров Н.Н. Профессиональная ориентация школьников: пособие для студентов / Н. Н. Захаров. М: Просвещение, 1988. — 272 с.
- Змеев В.А. Министерство народного просвещения: первые годы деятельности В.А. Змеев// Социально-гуманитарные знания- 2002.-№ 6. -С.197−212
- Загвязинский В.И. Основы дидактики высшей школы: Учеб. пособие В. И. Загвязинский, Л.И. Грищенко- Под общ. ред. В. И. Загвязинского.-Тюмень: ТГУ, 1978.-91 с.
- Закон Российской Федерации «Об образовании». М.: Новая школа, 1992 -57с.
- Ильнна Т.А. Педагогика / Т. А. Ильина. М.: Просвещение, 1987. — 160 с
- Ильясов И.И. Проектирование курса обучения по учебной дисциплине: По собие для преподавателей / И. И. Ильясов. -М.: Логос, 1994.-207 с.
- Информационный центр «Образование». Андрей Фурсенко подчеркну. важность профилизации образования // Профильная школа. 2004. — № 4 — С. 53.
- Некрасова М.А. Народное искусство России в современной культуре / М. А Некрасова. М.: Коллекция М, 2003. — 256 с.
- Краевскнй В.В. Методология педагогического исследования. Учеб. по собие / В. В. Краевскнй. Самара: Изд-во СГПИ, 1994. — 162 с.
- Корнетов Г. Б. Гуманистическое образование: традиции и перспективы Г. Б. Корнетов. -М.: Наука, 1993. 135 с.
- Каховский В.Ф. Происхождение чувашского народа / В. Ф. Каховский .3-е изд., перераб. Чебоксары: Чуваш, кн. изд-во, 2003. -463 с.
- Козлова К.И. Этнография народов Поволжья / К. И. Козлова. М.: Изд-в< МГУ, 1964.-176 с.
- Концепция модернизации Российского образования на период до 2010 года / Директор школы. 2002. — № 4. с. 97−126.
- Краевский В.В. Методология педагогики: Пособие для педагогов-ис следователей / В. В. Красвский. Чебоксары: Изд-во ЧТУ, 2001. — 244 с.
- Кричесвский В.Ю. Как построить профильную школу: Пособие для руково дителей общеобразовательных школ / В. Ю. Кричевский. СПб.: Просвещение 2005.-26 с.
- Краткая чувашская энциклопедия. Чебоксары: Чуваш, кн. изд., 2001. — 526 с
- Кузнецова J1.B. Воспитательные возможности художественной культуры чу вашского народа: Сб. науч. тр. / ЧГПУ. Чебоксары: ЧГПУ, 1999. — С. 232 233.
- Кузьмина Н.В. Методы системного педагогического исследования / Н. В. Кузьмина. Л.: Изд-во ЛГУ, 1980. — 172 с
- Коменский Я.А. Великая дидактика // Избр. пед. соч. М.: Просвещение 1955.-651 с.
- Культура Чувашского края: Учебное пособие / В. П. Иванов, Г. Б. Матвеек Н.И. Егоров и др.- Сост. М. И. Скворцов. Чебоксары: Чуваш, кн. изд-во, 1994. -351 с.
- Казакович В.М. Основы методики трудового обучения / В. М. Казакович. М.: Просвещение, 1983. -148 с.
- Казакевич В.М. Стандартизация «технологии» в условиях профильного обучени / В.М. Казакевич// Профильная школа.- 2004.- № 1.- С. 43−52.
- Концепция формирования технологической культуры молодежи в общеобразова тельной школе. Программа «Технология. Трудовое обучение. 1−4,5−11 классы» // Школа и производство. -1999- № 1.-2−11с.
- Крылов Д.Г. Политехнические основы трудовой подготовки учащихся старших классов городской средней школы (на примере машиностроения и металлообработки): Дис. канд. пед. наук / Д. Г. Крылов. 1965.-326с.
- Копылова З.Г. Спасибо тебе, дворец! 1936−1996: Дворцу детского и юношеского творчества 60 / З. Г. Копылова. — Чебоксары: Медиум, 1996. — 52 с.
- Концепция государственной образовательной политики Чувашской Республики. -Чебоксары, 1998.-10 с.
- Концепция системы профессиональной ориентации учащихся общеобразовательных школ/С. Н. Чистякова и др. Ярославль, 1993.-24с.
- Костин А.К. Нормативно-правовое обеспечение эксперимента по введению профильного обучения / А. К. Костин, Н.А. Чопоргина- Под общ. ред. А. К. Костина. -М.: ВЛАДОС, 2001.
- Крылов Д.Г. Теория и практика трудовой подготовки учащихся общеобразовательной школы: Уч. пособие для студ. пед. ин-тов и уч-ся пед. училищ / Д. Г. Крылов. -Чебоксары: ЧГПИ, 1998. -350с.
- Кололожвари И. Как организовать интегрированный урок (о методике интегрированием образования) / И. Кололожвари // Народное образование. -1996. № 1 .— С. 87−89.
- Концепция профильного обучения на старшей ступени общего образования (приложение)/Приказ МО № 2783 or 18.07.2002 г. // Учительская газега.-2002. № 15.-2−4с.
- Кашапова JI. М. Концепция непрерывного этномузыкалыюго образования в Республике Башкортостан на 2003−2010 гг. / JI. М. Кашапова. Уфа: БГПУ, 2004. — 63 с.
- Концепция профильного обучения на старшей ступени общего образования // Вестник Образования: Сб. приказов и инструкций Минобразования России. М.: Просвещение, 2002. — С. 6 — 8.
- Лернер И.Я. Дидактические основы методов обучения / И. Я. Лернер. М.: Педагогика, 1981.-186 с
- Лернер П.С. Роль элективных курсов в профильном обучении / П. С. Лернер // Про фил ьная школа. 2004. — № 3.
- Мищенко В.А. Педагогическое образование и основные принципы структурирования его содержания. Образование, наука и техника: XXI век: Сб. науч. ст. / Редкол.: О. А. Яворук (отв. ред.) и др. Ханты-Мансийск: ЮГУ, 2005- 171 с.
- Модернизация шаг в будущее // Учительская газета. — 2004. — Вып. № 3 (20).
- Мадуров Д.Ф. Традиционное декоративное искусство и праздники чувашей / Д. Ф. Мадуров. Чебоксары: Чуваш, кн. изд-во, 2004. — с. 287.
- Матяш Н. В. Проектная деятельность в контексте парадигмы личностно ориентированного обучения // Технологическое образование школьников и студен тов: вопросы теории и практики: Сб. науч. тр. / Б ГУ Брянск, 2000.
- Максимов В.Г. Педагогика. Учеб. пособие для учащ. пед. классов / В. Г Максимова. Чебоксары, 1999. — 463 с.
- Мороз А.Г. Пути обеспечения преемственности в самостоятельной учебной работе учащихся средней общеобразовательной школы и студентов вуза: Автореф. канд. дис. / А. Г. Мороз. Киев, 1972.-24с.
- Митина Л. М. Личностное и профес-ное развитие человека в новых социально-экономич. условиях. / Л. М. Митина // Вопросы психологии. -1997. N4. — с. 2838.
- Максимов В.Г. Технология формирования профессионально-творческо! личности / В. Г. Максимов. Чебоксары: ЧГПИ, 1996. — 227 с.
- Максимов В.Г. Формирование профессионально-творческой направленное&trade- личности учителя: Автореф. дис. д-ра пед. наук / В. Г. Максимов. М., 1994. — 3i с.
- Максимова О.Г. Чувашское народное декоративно-прикладное искусство i системе непрерывного художественного образования Чувашии: Монография О. Г. Максимова. Чебоксары: ЧГПУ, 2005. — 154 с.
- Максимова О.Г. Система профессиональной ориентации учащейся мо лодежи: Монография / О. Г. Максимова. Чебоксары, 1995. — 233 с.
- Маркова А.К. Психология труда учителя: Кн. для учителя / А. К. Маркова М.: Просвещение, 1993. -192 с.
- Матвеев Г. Б. Материальная культура чувашского народа. Метод, рек., Г. Б. Матвеев. Чебоксары. — Чуваш, кн. изд-во, 1991. — 49 с.
- Матвеев Г. Б. Материальная культура чувашей / Г. Б. Матвеев. Чебоксары: Чуваш, гос. ин-т гуманит. наук, 1995.-200 с.
- Методы системного педагогического исследования: Учеб. пособие Сост Н. В. Кузьмина. Л.: ЛГУ, 1980. — 112 с.
- Мищенко А.И. Введение в педагогическую профессию / А. И. Мищенко. -Новосибирск: Изд-во НГПИ, 1991. 148 с.
- Михайлова И.В. Воспитание здорового ребенка на традициях чувашскогс народа: Учеб. -метод, пособие / И. В. Михайлова. Чебоксары, 2003. — 256 с.
- Наин А.Я. Педагогические инновации и научный эксперимент / А. Я. Наин L Педагогика. 1996. -№ 5. — С. 10−15.
- Никитина Е.А. Самореализация школьника в учении (теория и практика): Дисс. канд. пед. наук /Е.А. Никитина. Саратов, 2002. — 235 с.
- Некрасова М.А. Народное искусство России: народное творчество как мир целостности / М. А. Некрасова. -М.: Советская Россия, 1983.-219 с.
- Некрасова М.А. Современное народное искусство: по материалам выставок 1977−1978 гг. / М. А. Некрасова.-Л.: Художник РСФСР, 1980.-206 с.
- Немов Р.С. Психология: Учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений: В: кн. 4-е изд. — М.: Гуманитарный издательский Центр ВЛАДОС, 2002. — 16f с.
- Никитин Г. А. Чувашское народное декоративно-прикладное искусство i формировании эстетической культуры подростков: Автореф. дис.. канд. пед наук / Г. А. Никитин. Чебоксары, 1997. — 21 с.
- Никольский Н.В. Краткий курс этнографии чуваш. Вып. 1. / Н. В. Ни кольский.-Чебоксары, 1929.-154 с.
- Непрерывность и преемственность образования в структуре университетского комплекса // Университетское управление: практика и анализ. — 2003. — N 2 (25).
- Орлов А.Н. Управление подготовкой учительских кадров в процессе непрерывного образования: проблемы и перспективы / А. Н. Орлов. М., 1991.196 с.
- Ожегов С. И. Словарь русского языка / Ожегов С.И.- Под ред. Н. Ю. Шведовой. 16-е изд, испр.-М.: Рус. яз., 1990.-916 с.
- Об основных направлениях реформы общеобразовательной и профессиональной школы: Пост. Апрельского пленума ЦК КПСС // Известия. -1984. -11 апреля.
- Об отмене преподавания труда как самостоятельного предмета в школе: Приказ Народного комиссара просвещения РСФСР № 393 от 4 марта 1937 г. // Ордженикидзевский учитель. 1937. — № 2. — С. 48−49.
- Осипов П.Н. Стимулирование самовоспитания учащихся / П. Н. Осипов. Казань: Изд-воКГУ, 1997. — 234 с.
- Петровский А.В. Личность. Деятельность. Коллектив / А. В. Петров. -М.: Политиздат, 1982.-255 с.
- Педагогический словарь. М.: Академия, 2000. -176 с.
- Петрова Т.Н. Отстаивание национальной идеи: историческая этнопеда-гогика / Т. Н. Петрова. М.: Прометей, 2000. — 201 с.
- Прохоров В.А. Цвет и народное искусство // Чувашское искусство: Вопросы теории и истории / В. А. Прохоров. Чебоксары: Чув. гос. ин-т гуманитар. наук, 1996.-164с.
- Психолого-педагогический словарь / Сост. В. А. Мижериков. Рос-тов/нД: Феникс, 1998.- 544 с.
- Педагогика: Учеб. пособие для студ. пед. учеб. заведений / В.А. Сла-стенин и др.-М: Школа-Пресс, 1997.-512 с.
- Сазонов А.Д. Профессиональная ориентация учащихся: Уч. пособие / А. Д. Сазонов.-М.: Просвещение, 1988.-223 с.
- Попов В.А. Профессиональное самоопределение молодежи / В. А. Попов // Педагогика. -1993. -№ 5. с. 34.
- Пинский А. А. Предпрофильная подготовка в 9-х классах: на пороге эксперимента/А. А. Пинский. // Профильная школа.-2003.—№ 1.-С. 41−45.
- Перспективы развития системы непрерывного образования / Сост. Б. С. Гершунский. М.: Педагогика, 1990. — 224 с.
- Поляков В. А. Общая методика трудового обучения в старших классах / В. А. Поляков, А. Е. Ставровский. 2-е изд., испр. — М.: Просвещение, 1980. -111с.
- Павлова М.Б., Питт Дж. Образовательная область «Технология»: Теоретические подходы и методические рекомендации / М. Б. Павлова, Дж. Питт- Под ред. М. Б. Павловой. Н. Новгород, Нижегородский гуманитарный центр, 1998. — 81с.
- Пинский А. Будут ли перенесены сроки перехода старшей школы на профильное обучение? / А. Пинский, С. Кириллова // Первое сентября. -2003.- 26 апреля.
- Попова Т. С. Образование как процесс накопления человеческого и культурного капитала / Т. С. Попова // Социально-гуманитарные знания. 2005. — № 2. -с. 237.
- Рубина Г. В., Симоненко В. Д. Применение ЭВМ в графической подготовке студентов / Г. В. Рубина, Симоненко В.Д.- Под общ. ред. Г. В. Руби-ной. Брянск: БГПИ, 1992. — 88 с.
- Ретивых Е.М. «Проект „Мой выбор“ в профессиональном самоопределении школьников», по материалам сайга.
- Ремизова Н. И. Дифференциация обучения в средней школе Франции / Н. И. Ремизова // Советская педагогика. -1988. № 6. — С. 129 -136.
- Романова Т. В. Развитие системы общего образования Чувашии между двумя ее реформами (1959−1984 гг.) / Т. В. Романова. Чебоксары, 1999. — 209 с.
- Скаткин М. Н. Проблемы современной дидактики / М. Н. Скаткин. -М.: Педагогика, 1984. 96 с.
- Скаткин М.Н. Трудовое воспитание и профориентация школьников / М. Н. Скаткин, Костяшкин Э.Г.- Под общ. ред. М. Н. Костяшкина. М.: Просвещение, 1984.-192 с.
- Симоненко В.Д. Технологическое образование школьников. Теоретико-методологические аспекты / В. Д. Симоненко и др./- Брянск: Изд-во БГПУ, 1999. -230 с.
- Ситаров В. А. Дидактика / В. А. Ситаров, В. А. Сластенин Под общ. ред. В. А. Сластенина. -М.: Академия, 2002. 368 с.
- Смирнов И. П. Начальное профессиональное образование: социальный портрет учащегося / И. П. Смирнов, Е. В. Ткаченко // Педагогика. 2002. -№ 5.-С. 21 -24.
- Профессиональная ориентация учащихся: учебное пособие/ Под ред. А. Д. Сазонова М.: Просвещение, 1988. -223с.
- Селевко Г. К. Современные образовательные технологии: Учеб. пособие / Г. К. Селевко.—М.: Народное образование, 1998. 256 с.
- Симоненко В.Д. Технологическая культура в содержании образования школьников / В. Д. Симоненко // Педагогика- -1998. -№ 8. С. 40−44.
- Сластенин В.А. Профессиональная подготовка учителя в системе высшего педагогического образования /В.А. Сластенин. М.: МГПИ, 1992.180 с.
- Сластеиин В.А. Формирование личности учителя советской школы впроцессе профессиональной подготовки / В. А. Сластенин. — М.: Просвещение, 1976.-160 с.
- Смирнова Н.Б. Чувашское народное декоративно-прикладное искусство в системе профессиональной подготовки студентов художественно-графическогофакультета: Дис. канд. пед. наук / Н. Б. Смирнова. -Чебоксары, 2003. — 182 с.
- Спиридонов М.С. Орнаментация чувашской вышивки. // Чувашское ис-f кусство. Чебоксары, 1974. — Вып. 3. — С. 34−38.
- Трофимов А.А. Мастера народного искусства и художественных промыслов. Предприятия и мастерские, создающие произведения художественныхпромыслов: Каталог-справочник / А. А. Трофимов. — Чебоксары, 2004. — 128 с.
- Трофимов А.А. Проблемы народного искусства Чувашии / А. А. Трофимов. -Чебоксары: Чуваш, кн. изд-во, 1985. -112 с.
- Теоретические основы содержания общего среднего образования / В.В. щ Краевский и др. М.: Педагогика, 1983. — С. 84.
- Уткин П.И. Народные художественные промыслы: Учеб. для проф. учеб. заведений / П. И. Уткин. -М.: Высш. шк., 1992. -159 с.
- Ушинский К.Д. О народности в общественном воспитании // Избрашше педагогические сочинения: В 2 т. Т.1. М.: Педагогика, 1974. -548 с.
- Ушинский К.Д. Собр. соч. В 10 т. Т. 10. М.: Академия педагогических наук, 1950.-685с.
- Федорова Н.А. Воображение в процессе становления художественным конструированием: Автореф. дис. .канд. пед. наук / Н. А. Федорова. СПб., 2000. -22 с.
- Федеральный закон: Выпуск 84 (159). Об образовании. М.: ИНФРА-М, I 2003.-56 с.
- Философия: Энциклопедический словарь/ЛАИвин и др.|. —М: Гардари-ки, 2004. -1072 с. Стр. 507.
- Филатова Л.О. Преемственность в обучении в школе и вузе: новые возможности в условиях профильного обучения / Л. О. Филатова // Профильная шкапа. — 2004.-№ 2. -19−22с.
- Федеральный компонент госуд арственного стандарта образования по технологии // Школа и производство.- 2004 г.-№ 4. -6- 16с.
- Хслунцев ЮЛ. Технологическое образование молодежи / ЮЛ. Хотунцев // Мир образования—образование в мире. 2005.- № 1 (17).
- Хоруженко К.М. Культурология: Энциклопедический словарь / К. М. Хоруженко. Ростов-н/Д: Феникс, 1997. — 640 с.
- Центральный государственный архив (ЦГА) Чувашской республики. Опись 33. Дело 423, л. 1,10,18,96.
- Чувашское народное искусство. Чебоксары: Чуваш, кн. изд., 1981. — 246 с.
- Чувашские легенды и сказки / Пер. С.Шуртакова. Чебоксары: Чуваш, кн. изд., 1979.-320 с.
- Чистякова С.Н. Проблемы и риски самоопределения старшеклассников в выборе профиля обучения / С. Н. Чистякова // Профильная школа. 2004. — № 5. -5−1 Ос.
- Челышева Т.В. «Непрерывное художественное образование как целостная образовательная система:Афгореф. дис. док. пед. наук: 13.00.01Д300.08. / Т. В. Челышева.-Москва, 2003, — с. 23
- Шевелёв А.Н. Отечественная школа: история и современные проблемы / А. Н. Шевелев. СПб.: КАРО, 2003.
- Широкова Н. Талант или кошелек? / Н. Широкова // Обучение в России. 2003. -№ 1.-9 января.
- Щербаков А.И. Совершенствование системы психолого-педагогической подготовки будущего учителя / А. И. Щербаков // Вопросы психологии. -1981.- № 1. -С. 17−22.
- Щукина Г. И. Проблема познавательного интереса в педагогике / Г. И. Щукина.-М.: Педагогика, 1971.-351 с.
- Юцявичене П.А. Теория и практика модульного обучения / П. А. Юцявичене. Каунас: Швиеса, 1989. — 272 с.
- Kron F.W. Yrundwissen Pedagogic. Muenhen-Basel 1991, 72.