Мы изучили теоретические аспекты оказания ранней помощи детям с нарушениями слуха, нам удалось выяснить, что эффективные программы раннего вмешательства строятся на теоретических, эмпирических и клинических моделях детского развития. Практика раннего вмешательства, целью которого является оптимальное развитие ребенка, подразумевает активное исследование ребёнком окружающего мира, получение разнообразного опыта, взаимодействие с окружающими взрослыми и участие в различных мероприятиях, соответствующих возрасту ребёнка, его когнитивному уровню, интересам, а также пожеланиям и приоритетам его семьи.
Нами был разработан и апробирован набор заданий для комплексного педагогического обследования, позволяющий выявить особенности неслышащего ребенка третьего года жизни по основным линиям развития. Комплекс заданий включал в себя изучение социального, физического, познавательного развития, а также предметно-игровой деятельности ребенка, и его состояния речи.
В эксперименте приняли участие четверо детей в возрасте 2,5 лет с нарушениями слуха.
Задания для комплексного педагогического обследования позволили выявить возрастные особенности детей третьего года жизни в социальном, физическом, познавательном развитии, а также в предметно-игровой деятельности. Была обнаружена тенденция к задержке формирования основных навыков развития детей. Мы столкнулись с тем, что у родителей данной группы присутствует речевой барьер между ними и их ребенком, следовательно дети не получали должной поддержки и педагогической помощи от родителей, поэтому их развитие происходит не пропорционально, по таким линиям как физическое и познавательное развитие они показывают низкую границу нормы, а по социальному развитию и предметно-игровая деятельности, они показывают результаты несформированности навыков. Это подчеркивает необходимость начала коррекционно-педагогической работы с детьми с нарушенным слухом как можно раньше, когда еще не столь выражены различия между ними и их слышащими сверстниками.
Для ранней коррекционно-педагогической помощи нами была разработана программа для детей с нарушенным слухом, она рассчитывалась на три месяца, при условии занятий 2 раза в неделю с каждым ребенком индивидуально и один раз в неделю фронтально для закрепления приобретенных навыков предметно-игровой деятельности.
Программа состояла из нескольких блоков, это социальное развитие, познавательное развитие, предметно-игровая деятельность и развитие речи.
В результате коррекционной работы по разработанной нами программе удалось повысить уровень развития детей по всем линиям развития, над которыми велась работа, что доказывает наше предположение о том, что раннее выявление психомоторных и речевых особенностей у детей с нарушениями слуха, а так же своевременное начало оказания ранней помощи может значительно приблизить детей к возрастной норме.