Интегративная модель образования для сельской малокомплектной школы: на примере дисциплин естественнонаучного цикла
![Диссертация: Интегративная модель образования для сельской малокомплектной школы: на примере дисциплин естественнонаучного цикла](https://westud.ru/work/3313753/cover.png)
Диссертация
Демографические изменения на селе ведут к постоянному увеличению числа малокомплектных сельских школ. Условия их работы чрезвычайно сложны и для учителя, и для ученика. Организация образовательного процесса в таких школах по типу больших городских учебных заведений теряет свою эффективность, поскольку здесь складывается особая практика обучения и воспитания детей. В числе причин, характеризующих… Читать ещё >
Содержание
- ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИНТЕГРАЦИИ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ СЕЛЬСКОЙ МАЛОКОМПЛЕКТНОЙ ШКОЛЫ
- 1. 1. Интегративные процессы в современном образовании
- 1. 2. Сельская малокомплектная школа в современных 35 условиях (предпосылки к интеграции в образовательном процессе)
- I. 3 Образование в условиях профильной школы: 60 процессы интеграции и дифференциации
- Выводы по 1 главе
- ГЛАВА II. РАЗРАБОТКА И АПРОБАЦИЯ 77 ИНТЕГРАТИВНОЙ МОДЕЛИ ОБРАЗОВАНИЯ ДЛЯ СЕЛЬСКОЙ МАЛО-КОМПЛЕКТНОЙ ШКОЛЫ
- II. 1. Диагностика элементов педагогической системы 76 сельской малокомплектной школы и построение интегративной модели образования
- II. 2. Реализация интегративной модели образования для сельской малокомплектной школы (проверка эффективности разработанной модели)
- Выводы по II главе
Список литературы
- Абатурова В. В. Профильное обучение географии / В. В. Абатурова // География (приложение). — 2003. — № 22. — С. 2.
- Августевич И. И. Сельская школа комплекс — новый тип учебно-воспитательного учреждения (организационно — педагогические основы деятельности) / И. И. Августевич. — Курск: б.и., 1980. — 317 с.
- Алексашина И.Ю. Учитель и новые ориентиры образования / И. Ю. Алексашина // Гуманизация образования как предмет теоретической рефлексии и практического освоения учителем. М., 1997.-С. 153 — 158.
- Алексеев А.В. Особенности учебно-воспитательного процесса в сельской малочисленной школе / А. В. Алексеев. Ярославль: б.и., 1984.-26 с.
- Алексеев И. В. Специфика деятельности сельской малочисленной школы / И. В. Алексеев. Кострома: б.и., 1983. — 134 с.
- Алферов А. Основные тенденции интеграционных процессов в мировом образовании: автореф. дис. доктора пед. наук: 13.00.01 / А. Алферов. М., 1997. — 24 с.
- Алферова С. И. Современный урок химии в сельской малочисленной школе / С. И. Алферова, С. А. Рогачев, О. Н. Тюленева. -Воронеж: Воронежский государственный педагогический университет, 2003.- 148 с.
- Альтернативные педагогические системы / под ред. Н. А. Морозовой. Воронеж: ВИПКРО, 1996. — 149 с.
- Амонашвили Ш. А. Личностно-гуманная основа педагогического процесса / Ш. А. Амонашвили. Минск: Изд-во БГУ, 1990. — 560 с.
- Андросов В. Г. Внеклассная работа по химии в сельской школе:/ В. Г Андросов. М.: Просвещение, 1983.- 127 с.
- Антонова В. А. Воспитание трудолюбия у младших школьников в условиях сельской малокомплектной школы / В. А. Антонова // Начальная школа. 1983. — № 5. — С. 8 — 11.
- Арефьев И. П. Подготовка учителя к профильному обучению старшеклассников / И. П. Арефьев // Педагогика. 2003. — № 5. — с. 49 -55.
- Аршанский Е. Я. Специфика обучения химии в физико-математических классах: дифференциация химического образования / Е. Я. Аршанский // Химия в школе. 2002. — № 6. — С. 23.
- Афанасьев В. Г. Мир живого: системность, эволюция и управление / В. Г. Афанасьев. М.: Знание, 1968. — 334 с.
- Батербиев М.М. Разновозрастное обучение. От идеи до реализации./ М. М. Батербиев. Братск: изд. дом «Братск», 2001. — 144с.
- Бахвалова С. Б. Интегративно модельная методика биологической подготовки на этапе довузовского образования в педагогическом вузе: автореф. дис.канд. пед. наук: 13.00.02 / С. Б. Бахвалова. — СПб, 2003. — 26 с.
- Безрукова В.И. Педагогика. Проективная педагогика / B.C. Безрукова. Екатеринбург: Деловая книга, 1996. — 275 с.
- Белозерцев Е. П. На пути к русскому образованию / Е. П. Белозерцев // Педагогика. 1997. — № 2. — С.39−42.
- Беляева А. П. Тенденции развития профессионального образования / А. П. Беляева // Педагогика. 2003. — № 6. — с. 21 — 27.
- Берулава М. Н. Интеграция содержания образования / М. Н. Берулава. М.: Просвещение, 1995. — 215 с.
- Беспалько В. П. Психологические парадоксы образования / В. П. Беспалько // Педагогика. 2000. — № 5. — с. 13 — 20.
- Беспалько В.П. Педагогика и прогрессивные технологии обучения / В. П. Беспалько. -М.: Просвещение, 1995. 157 с.
- Биология. Животные: Учеб. для 7 8 кл. сред школы / Под ред. М. Д. Козлова. — М.: б.и., 1993. — 256 с.
- Блауберг И. В. Становление и сущность системного подхода / И. В. Блауберг, Э. Г Юдин. М.: Просвещение, 1973. — 205 с.
- Богуславский М.В. Ценностные ориентации российского образования в первой трети XX века / М. В. Богуславский // Педагогика. -1996. N4. — С.72−75.
- Большой энциклопедический словарь / под ред. Прохорова A.M. М.: Науч. изд-во «БРЭ», СПб, «Норинт», 1997. — 1457 с.
- Бондаревская Е.В. Воспитание как возрождение человека культуры / Е. В. Бондаревская // Основные положения концепции воспитания в изменяющихся условиях: Сб. науч. Тр. Ростов н/Д, 1993. -С 32−33.
- Бондаревская Е.В. Гуманизация воспитания старшеклассников / Е. В. Бондаревская // Педагогика. 1991. — № 1. — С.50−56.
- Бондаревская Е.В. Педагогика: личность в гуманистических теориях и системах воспитания: Учеб. пособие для студентов педвузов и слушателей ИПК / Е. В. Бондаревская, С. В. Кульневич. М.: Просвещение, 1999. — 560 с.
- Бондаревская Е.В. Ценностные основания личностно ориентированного воспитания / Е. В. Бондаревская // Педагогика. 1995. -N4. — С.29−36.
- Бородихина А. М Групповая работа при проверке знаний учащихся в малокомплектной сельской школе / А. М Бородихина // Химия в школе. 1983. — № 5. — с. 29−32.
- Бочарова В.Г. Стратегия модернизации сельского образовательного социума / В. Г. Бочарова, М. П. Гурьянова // Педагогика. -2005.-№ 8.-с. 32−38.
- Броневщук С. Г. Профильная дифференциация обучения в сельской школе: Пособие для рук. и учителей сельских школ / С. Г. Броневщук. М.: АРКТИ, 2000. — 135 с.
- Буева JI. И. Сознание личности и социальная среда / Л. И. Буева. М.: Изд-во МГУ, 1974. — 147 с.
- Буева JI. И. Человек: деятельность и общение / JI. И. Буева. М.: Мысль, 1978.-216 с.
- Букина Т. А. Организация профильного обучения в сельской школе / Т. А. Букина // Физика (приложение). 2002. — № 40. — С.9.
- Бунаков Н. Ф. Избранные педагогические сочинения / Н. Ф. Бунаков. М.: Просвещение, 1953. — 324 с.
- Бусыгин А. Г. Интеграционный аспект методологии образования в современной высшей школе / А. Г. Бусыгин // Интеграционные процессы в образовании взрослых: Материалы научно практической конференции. — СПб.: ИОВ РАО, 1999. — С. 88−89.
- Валицкая А. П. Современные стратегии образования: варианты выбора / А. П. Валицкая // Педагогика.-1997.-№ 2. С.3−8.
- Вахтеров В. П. Избранные педагогические сочинения / В. П. Вахтеров. М.: Просвещение, 1987. -389 с.
- Веселова В. Как работать в малых группах / В. Веселова // Педагогический вестник. 2000. — № 2. — с. 10−14.
- Габриелян О. С. Программа для профильного и углубленного изучения химии в старших классах общеобразовательных учебных заведений / О. С. Габриелян, И. Г. Остроумов // Химия в школе. 2002. -№ 8. -С.51.
- Габриелян О. С. Программа для профильного и углубленного изучения химии в старших классах общеобразовательных учебных заведений / О. С. Габриелян, И. Г. Остроумов // Химия в школе. 2002.9. С. 45.
- Габриэлян О.С. Программа для профильного и углубленного изучения химии в старших классах общеобразовательных учебных заведений / О. С. Габриэлян // Химия в школе. 2002. — № 9. — С. 45−56.
- Габриэлян О.С. Формы организации учебных занятий по химии в сельской школе/ О. С. Габриэлян // Химия в школе. 1994. — № 1. — с.35 -37.
- География России. Кн.1. Природа и население, 8 класс: учебник / под ред. Алексеева А. М. М.: Дрофа, 2001. — 320 с.
- География России. Кн.2. Хозяйство и географические районы, 9 класс: учебник / под ред. Алексеева А. М. М.: Дрофа, 2003. — 288 с.
- Гессен С. И. Основы педагогики. Введ. в прикл. философию: Учеб. пособие для вузов / С. И. Гессен. М.: Школа-пресс, 1995. — 447 с.
- Гладкая И.В. Профильное обучение и предпрофильнаяподготовка/ И. В. Гладкая, СП. Ильина, С. В. Ривкина. СПб: изд-во ЛГПУ им. А. И. Герцена, 2005. — 115с.
- Глориозов П.А. Уроки по неорганической химии в средней школе: пособие для учителей. М: Просвещение, 1989. — 285 с.
- Горбунова Н. С. Большие заботы маленькой школы / Н. Горбунова, Т. Френкель // Народное образование. 1988. — № 12. — С.45 -51.
- Готт В. С. Категории современной науки / В. С. Готт, Э. П. Семенюк, А. Д. Урсул. М: Мысль, 1984. — 125 с.
- Гузеев В.В. Интегральная образовательная технология / В. В. Гузеев. М.: Знание, 1999. — 159 с.
- Гузеев В.В. Структура образовательного процесса. Типы и структуры уроков / В. В. Гузеев // Химия в школе.- 2002. № 1. — с. 17−25.
- Гузей Л. С. Химия: Учеб. для 8, 9 классов сред, школы / Л. С. Гузей, В. В. Сорокин, Р. П. Суровцева. М.: Дрофа, 1999. — 148 с.
- Гурьянова М. П. Школы российской глубинки: как выжить?/ М.
- П. Гурьянова // Народное образование. 2000. — № 3. — С. 5−9.
- Гурьянова М.П. Российская сельская школа как социокультурный феномен / М. П. Гурьянова // Педагогика. 1999. — № 7.-С. 21−25.
- Гурьянова М.П. Социально-психологический портрет сельского подростка / М. П. Гурьянова // Открытая школа. 1999. — № 5. — С. 30−33.
- Гурьянова М.П. Типология сельских общеобразовательных учреждений России / М. П. Гурьянова. М.: Издательство АСОПиР РФ. Сер. «Развитие системы образования в сельском социуме: интеграция науки и практики». — 2001. — Вып. 16.-92 с.
- Данилюк А. Я. Учебный предмет как интегрированная система / А. Я. Данилюк // Педагогика. 1997. — № 4. — С. 24 — 28.
- Данилюк А.Я. Проблема эмпирического и теоретического в педагогике / А. Я. Данилюк // Педагогика. 1997. — № 5. — С.42−45.
- Даутова О.Б. Психолого-педагогические основы выбора профиля обучении / О. Б. Даутова, Т. В. Менг, Е. В. Пискунова. Санкт -Петербург: изд-во РГПУ им. Герцена, 2005. — 91с.
- Демакова И. Д. Воспитательная деятельность педагога (междисциплинарный подход) / И. Д. Демакова // Классный руководитель. 2002. — № 5. — С. 97 — 108.
- Демакова И.Д. Воспитательная деятельность педагога как фактор гуманизации пространства детства: вопросы теории / И. Д. Демакова. Казань: Изд-во «R-пресс», 2000. — 164с.
- Демчинская А.П. Особенности взаимоотношений учителя с учеником в малокомплектной школе / А. П. Демчинская // Сов. педагогика. 1990. — № 5. — С. 18−26.
- Емельянова Е. О. Организация познавательной деятельности учащихся на уроках химии / Е. О. Емельянова, А. Г. Иодко. М.: «Шк. Пресса», 2002. — 124 с.
- Енякова Т. М. Методические рекомендации к осуществлению тестового контроля знаний учащихся на уроках химии (8−11 кл.) / Т. М. Енякова, 3. А. Гатальская. Витебск: б.и., 2000. — 45 с.
- Енякова Т. М. Тестовые задания по химии для учащихся 8−9 классов / Т. М. Енякова, Ю. С. Кардычко. Витебск, 2001. — 197 с.
- Ермаков Д. Профильное обучение: проблемы и перспективы / Д. Ермаков // Народное образование. 2004. — № 7. — с. 101−107.
- Жильцов П.А. Воспитательная работа в сельской школе / П. А. Жильцов. М.: б.и., 1980. — 78 с.
- Загвязинский В.И. Методология и методика дидактического исследования / В. И. Загвязинский. М.: Знание, 1982. — 142 с.
- Загвязинский В.И. Творчество в управлении школой / В. И. Загвязинский, С. А. Гильманов. -М.: Знание, 1991- 61 с.
- Зайкин М. И. Уроки в малокомплектных классах / М. И. Зайкин // Сов.педагогика. 1990. — № 12. — С.40−43.
- Ибрагимов Г. И. Формы организации обучения: теория, история, практика / Г. И. Ибрагимов. Казань: Матбугат йорты, 1998. — 120 с.
- Иванов А.Ф. Сельская школа. Из опыта работы Мятлевской средней школы Калужской области / А. Ф. Иванов. М.: Педагогика, 1987.- 125 с.
- Иванова Л. А. Специфические особенности сельской среды и учет их в учебно-воспитательном процессе школы: Учеб. пособие / Л. А. Иванова. Иркутск: ИГПИ, 1981 — 87 с.
- Игнатов A.M. Дифференциация обучения детей подросткового возраста в сельской школе (на примере биологии исельскохозяйственного труда): Дисс.. канд. пед. наук: 13. 00. 01 / A.M. Игнатов. Орел, 1998.- 109 с.
- Игнатова В. А. Педагогические аспекты синергетики / В. А. Игнатова // Педагогика. 2001. — № 8. — С. 26 — 31.
- Ильиных Т. Выбираем профиль школы / Т. Ильиных // Сельская школа. 2004.-№ 3.-С.78−81.
- Ильясов И.И. Проектирование курса обучения учебной дисциплине. Пособие для преподавателей / И. И. Ильясов, Н. А. Галатенко. М.: Логос, 1994.-128с.
- Каменский А. А. Биология. Введение в общую биологию и экологию: Учеб. для 9 кл. общеобразоват. учеб. заведений / А. А. Каменский, Е. А. Криксунов, В. В. Пасечник. М.: Дрофа, 2002. — 304 .
- Каптерев П.Ф. История русской педагогики / П. Ф. Каптерев // Педагогика. 1994. — № 3. — С.59−72.
- Каптерев П.Ф. Педагогический процесс. Изб. пед. соч. / П. Ф. Каптерев. М.: Педагогика, 1982. — 458 с.
- Карпенко Л. А. Влияние размера групп на эффективность обучения в условиях совместной деятельности: Дисс.. канд. пед. наук: 13. 00.01 / Л. А. Карпенко. М., 1987. — 108 с.
- Кедров Б. М. Взаимодействие наук / Б. М. Кедров. М.: Наука, 1984.-245 с.
- Кириллова Г. Д. Процесс развивающего обучения как целостная система / Г. Д. Кириллова СПб.: Образование, 1996. — 76 с.
- Киселев Д.А. Тематический практикум в курсе естествознания / Д. А. Киселев // Химия в школе. 2000. — № 10 — С. 58−64.
- Кишеев В. А Положение о малокомплектной школе школе здоровья / В .А Кишеев // Завуч. — 2002. — № 1. — С. 67−85.
- Князева Р. Н. Обучение химии в условиях сельской школы:/ Р. Н. Князева. М.: Просвещение, 1983. — 159 с.
- Князева Р. Н О преподавании химии в малокомплектной сельской школе / Р. Н Князева // Педагогика. 1988. — № 2. — С. 39−42.
- Козловская И.М. Проблемы дидактической интеграции: теоретические основы / И. М. Козловская // Педагогика и психология профессионального образования. 1998. -№ 5. — С. 177−182.
- Колесников Н. Профориентация и предпрофильная подготовка / Н. Колесников // Народное образование. 2004. — № 1. — С. 70−100.
- Колин К. Будущее науки: методология познания и образовательные технологии / К. Колин // Alma mater. 2000. — № 11.-С. 33.
- Колин К. Информационный подход в методологии науки и научное мировоззрение / К. Колин // Alma mater. 2000. — № 2. — С.16.
- Колин К. Концепции системы опережающего образования / К. Колин // Alma mater. 1998. — № 4. — С. 17.
- Колин К. Наука и образование: проблема интеграции / К. Колин // Alma mater. 1999. — № 6. -С. 23 — 24.
- Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года // Учительская газета. 2002. — № 31. — С. 26−29.
- Концепция профильного обучения в учреждениях общего и среднего образования // Школьные технологии. 2002. — № 4. — С. 79.
- Концепция профильного обучения на старшей ступени общего образования // Директор школы. 2002. — № 8. — С. 120.
- Короленко Г. В. Личностно ориентированное воспитание в условиях массовой образовательной школы / Г. В. Короленко // Классный руководитель. 2001. — № 8. — С. 25 -32.
- Короткое Т.П. Принципы целостности / Т. П. Коротков. -Ленинград: ЛТУ, 1968. 234 с.
- Кравцова А. Е. Подготовка студентов педагогического колледжак работе в сельской школе: автореф. дисс.. канд. пед. наук: 13.00.01 / А. Е. Кравцова. Воронеж, 2003 .- 18 с.
- Крестников С. А. Интегративный урок как одно из средств реализации межпредметных связей физики с математикой (на примере курса физики 9 кл.): Дисс.. канд. пед. наук: 13. 00.01 / С. А. Крестников. Челябинск, 1992. — 158 с.
- Ю9.Кривошеев В. Ф. Особенности воспитательной работы в сельской школе / В. Ф. Кривошеев // Сов. Педагогика. 1989. — № 7. — с. 51−57.
- Ю.Кузнецова Н. Е. Проблемное обучение на основе межпредметной интеграции / Н. Е. Кузнецова, М. А. Шаталов. СПб.: Образование, 1998. — 47 с.
- Ш. Кузнецова Н. Е. Система профориентационной работы по химии /Н.Е. Кузнецова, Ж. J1. Самородницкая. М.: Просвещение, 1986. — 275с.
- Кулюткин Ю. Н. Интеграция знаний учителя как психологическая проблема / Ю. Н. Кулюткин // Проблемы интеграции и дифференциации подготовки и повышения квалификации педагогических кадров: Сб. науч. тр. Самара: Изд-во СамГПИ, 1993. -с.Ю- 17.
- Кулюткин Ю.Н. Проблемы гуманизации. Новое осмысление старых проблем / Ю. В. Кулюткин. М: Тезаурус, 1997. — 52 с.
- Кулюткин Ю.Н. Моделирование педагогических систем / Ю. В. Кулюткин. М.: Педагогика, 1981. — 231 с.
- Куренкова Р.А. Интеграция образования и методологическая культура учителя / Р. А. Куренкова // Интеграция образования. 1997. -№ 1−2.-С. 68.
- Лагунова Л.И. Проблемы совершенствования обучения химии в малокомплектной школе / Л. И. Лагунова, Л. С. Левина // Химия в школе. 1990.-№ 3.-С. 19−23.
- Леднев B.C. Содержание образования / В. С. Леднев. М.: Просвещение, 1994. — 260 с.
- Леонтьев А. Н. Лекции по общей психологии / А. Н. Леонтьев. = М.: Мысль, 2000.-511 с.
- Леонтьева О. Идея разновозрастного коллектива / О. Леонтьева // Первое сентября. 1999. — 14 авг. — С. 12 — 13.
- Лесгафт П.Ф. Семейное воспитание ребенка и его значение / П. Ф. Лесгафт. -М.: Педагогика, 1991. 176 с.
- Ш. Лещинский В. И. Личностная парадигма в истории образования. / В. И. Лещинский // Личностно ориентированная педагогика. 1999. -Вып.З. — С.15−19.
- Лиферов А.П. Интеграционный потенциал образовательных систем крупнейших регионов мира (типология, сравнительный анализ) / А. П. Лиферов. Рязань: Изд-во РГПУ, 1997. — 55 с.
- Лихачев Д. С. Заметки о русском / Д. С. Лихачев. 2-е изд., перераб. и доп. -М.: Сов. Россия, 1984. — 62 с.
- Ловкова Т. А. Биология. Общие закономерности. 9 кл.: методическое пособие к учебнику С. Г. Мамонтова, В. Б. Захарова, Н. И. Сонина «Биология. Общие закономерности. 9 класс» / Т. А. Ловкова, Н. И. Сонин. М.: Дрофа, 2002. — 128 с.
- Лусис К. К. Проблемы интеграции научного знания: Теор.-метод. аспект / К. К. Лусис, В. А. Марков. Рига: Зинатне, 1988. — 210 с.
- Лысова Ю. Проблемы обучения химии в сельской школе/ Ю. Лысова// Сельская школа. 2004. — № 3. — с. 111−112.
- Майоров А.Н. Мониторинг региональных образовательных систем и эффективность реализации социальных проектов / А. Н. Майоров, О. Е. Лебедев, Е.С. Заир-Бек. М.: Полиграф сервис, 1999. — 78 с.
- Максимова В. Н Межпредметные связи и совершенствование процесса обучения / В. Н Максимова. М: Просвещение, 1984. — 144 с.
- Максимова В.Н. Интеграция в системе образования / В. Н Максимова. СПб.: ЛОИРО, 1998. — 157 с.
- Малькова З. А Сравнительная педагогика / З. А Малькова, Б.Л.
- Вульфсон. М.: Изд-во «Институт практ. псих.», 1996. — 255с.
- Махмутов М.И. Вопросы интегративного потенциала дидактики / М. И. Махмутов, JI.A. Артемьева // Проблемы интеграции процесса обучения в СПТУ: Сб. науч. тр. М.: изд. АПН СССР, 1989. — С. 45 — 55.
- Михайлычев Е.А. Разработка и адаптация психологических методик для системы педагогической диагностики / Е. А. Михайлычев // Школьные технологии. 2002.-№ 8.-С.86−90.
- Морозова Н. А. Малочисленная школа. Профессиональный портрет учителя. / Н. А. Морозова. Воронеж: Изд-во ВОИПКРО, 2004. -45 с.
- Николина В. В. Методическое пособие к учебнику географии «Население и хозяйство России»: 9 кл. / В. В. Николина, А. И. Алексеев. -М.:б.и., 2003.- 192 с.
- Образование и культура в Воронежской области: статист. Сб./ Госкомстат России. Воронежский областной комитет гос. статистики. -Воронеж: б.и., 2004. 40 с.
- Обучение в малокомплектной сельской школе: 5−9 классы: Кн. для учителя / под ред. Г. Ф. Суворовой. М.: Просвещение, 1990. — 157 с.
- Осин А.К. Педагогическая система формирования мотивации и самоорганизации учебной деятельности учащихся сельских школ: автореф. дисс. канд. пед. наук: 13.00.01 / А. К. Осин. Шуя, 2000.-22 с.
- Особенности обучения и психического развития школьников 13 17 лет / под ред. И. В. Дубровиной, Б. С. Круглова. — М.: Педагогика, 1988.- 147 с.
- Остапенко А. А. Профильное обучение в старших классахмалочисленной школы / А. А. Остапенко // Школьные технологии. -2003. -№ 3.- С. 95 98.
- Остапенко А.А. Пути реализации концепции профильного обучения в сельской школе/ А. А. Остапенко // Сельская школа. 2003. -№ 4.-с. 18−25.
- Пак М. С. Дидактика химии: учеб. пособие для студ. Высш. Учеб. заведений / М. С. Пак. М.: Гуманитар, изд. цент ВЛАДОС, 2004. -315 с.
- Паладянц Е. А. Формирование научного мировоззрения школьников средствами межпредметной интеграции: автореф. дис.канд. пед. наук: 13.00.01 /Е. А. Паладянц.-Новосибирск, 2001. -23 с.
- Панов С. А. О личностно-ориентированном обучении и воспитании школьников в сельской школе / С. А. Панов // Химия в школе. 1999. — № 3. — С. 35−37.
- Петрова Н. О традиционных и новых подходах к профильному преподаванию географии / Н. Петрова // Учительская газета. 2003. — № 5. — С.39.
- Петунии О. В. Старшеклассники выбирают. Роль элективных курсов в предпрофильном биологическом образовании школьников / О. Петунии // Учитель. 2004. — № 1. — С. 22−25.
- Петунин О.В. Контрольные уроки по общей биологии для классов естественнонаучного профиля / О. В. Петунин // Биология (приложение). 2003. — № 17. — С. 4.
- Пинский А. Концепция профильного обучения: все идет по плану/ А. Пинский // Народное образование. 2004. — № 1. — С.55−58.
- Писарева С.А. Проектирование образовательной среды профильного обучения / С. А. Писарева. Санкт-Петербург: изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2005. — 56 с.
- Писарчук Е. А. Еще раз о концепции преподавания естественнонаучных знаний / Е. А. Писарчук, О. В. Щербан // Биология вшколе. 1991.-№ l.-C. 53 — 55.
- Пичугина Г. В. Химия в технологиях сельского хозяйства: 8−11 кл.: Метод, пособие / Г. В. Пичугина. М.: Гуманит. изд. Центр ВЛАДОС, 2003.- 144 с.
- Плетнер Ю. В. Практикум по методике обучения химии / Ю. В. Плетнер, В. С. Полосин. М: Просвещение, 1977. — 177 с.
- Программа развития образования Воронежской области / под общ. ред. Савинкова Ю. А. Воронеж: ИПФ «Воронеж», 2001. — 208 с.
- Программа развития образования Воронежской области на 20 012 005 годы / Борисов И. И. и др. Воронеж, 2001. — 200 с.
- Программы по географическим дисциплинам. М.: МГПУ, 1999.- 164 с.
- Программы элективных курсов по предпрофильной подготовке школьников.- Воронеж: ВОИПКРО. 2004. — 70 с.
- Производительный труд сельских школьников. Педагогические аспекты / В. В. Акимов, Н. Д. Сустроев. М: Academia, 2001. — 131с.
- Радецкий А. М. Проверочные работы по химии в 8 11 классах: Пособие для учителя / А. М. Радецкий. — М.: Просвещение, 2000. — 208 с.
- Раковская Э. М. Методическое пособие по курсу географии: Природа России / Э. М. Раковская. М.: .:б.и., 2003. — 144 с.
- Рачинский С. А. Сельская школа: Сб. статей. / С. А. Рачинский. -М.: Педагогика, 1991.- 180 с.
- Регуш Л. А. Прогнозирование как познавательная способность личности. Проблема развития познавательных способностей / Л. А. Регуш. Ленинград: ЛГПИ, 1985. — 124 с.
- Реймерс Н. Ф. Азбука природы. Микроэнциклопедия биосферы /
- Н. Ф. Реймерс. М.: Знание, 1980. — 152 с.
- Ровкин Д. В. Дидактические основы технологии конструирования интегративного содержания учебного предмета: автореф. дисс.. канд. пед. наук: 13.00.01 / Д. В. Ровкин. ОГПУ -Омск, 1997.-24 с.
- Рогачев С. А. О некоторых особенностях сельской школы / С. А. Рогачев // Дидакт. 2000. ~№ 4. — С. 12−19.
- Рогачев С. А. Сельская малочисленная школа: перспективы развития / С. А. Рогачев. Воронеж: ВОИПКРО, 1998. — 115 с.
- Рогачев С. А Концепция сельской малочисленной школы / С. А. Рогачев. Воронеж: ВОИПКРО, 1995. — 116 с.
- Рогов Е. И. Настольная книга практического психолога: учеб. пособие: В 2-х кн. / Е. И. Рогов М.: Изд-во ВЛАДОС — ПРЕСС, 2002. -Кн. 1: Система работы психолога с детьми разного возраста. — 384 с.
- Роджерс К. Личные размышления относительно преподавания и учения / К. Роджерс // Открытое образование. 1993. — N5−6. — С. 23 -25.
- Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии: в 2 т. / С. Л. Рубинштейн. М.: Педагогика, 1989. — 2 т.
- Рягинский С.А. Сельская школа: Сб. статей / С. А. Рягинский. -М: Педагогика, 1991. 180с.
- Садовский В. Н. Системный подход в современной науке / В. Н. Садовский, И. В. Блауберг, Э. Г. Юдин // Проблемы методологии системного исследования. М.: Мысль, 1970. — С. 112−117.
- Сафонова Е. Н. Обучение и воспитание в условиях сельских школ / Е. Н. Сафонова. М.: Просвещение, 1988. — 24 с.
- Сериков В.В. Личностно ориентированное образование: к разработке дидактической концепции / В. В. Сериков // Педагогика. -1994. № 5. — С. 16−21.
- Сериков В.В. Личностный подход в образовании: концепция и технологии / В. В. Сериков. Волгоград: б.и., 1994. — 98 с.
- Сериков В.В. О методологических основах гуманизации образования / В. В. Сериков // Формирование личности. Волгоград, 1992.-С.7−13.
- Симоненко В. Д. Профессиональное самоопределение школьников: Учебное пособие / В. Д. Симоненко. Брянск: 1995. — 82с.
- Система адаптивного обучения в сельской малочисленной школе Воронежской области / Анохина Г. М. и др. Воронеж: ВИПКРО, 2000. — 142 с.
- Скопин А. Ю. Экономическая география России: Учеб. для 9 кл. / А. Ю. Скопин. М.: Велби, 2004. — 368 с.
- Соколова Н. Ю. Как активизировать познавательную деятельность учащихся / Н. Ю. Соколова // Педагогика. 2001. — № 7. — с. 32−36.
- Социологический энциклопедический словарь: На русском, английском, немецком, французском и чешском языках / под ред. Г. В. Осипова. М.: Издательская группа ИНФРА. — М.: НОРМА, 1998. — 788 с.
- Стрекозин В.П. Урок в сельской малокомплектной школе / В. П. Стрекозин. М: Просвещение, 1992. — 141с.
- Суворова Г. Ф. В центре внимания сельская школа/ Г. Ф. Суворова // Химия в школе. 1990. — № 2. — с. 3−8.
- Суворова Г. Ф. Сельская школа: новое в содержании образования / Г. Ф. Суворова // Педагогикаю 1996 — № 6. — С. 40 — 45.
- Тиллих П. Избранное: Теология культуры / П. Тиллих пер. с англ. -М.: Юрист, 1995.- 158 с.
- Титова И. М. Развитие мотивации обучения химии / И. М. Титова//Химия в школе. 1996. — № 5 — 6.- С. 7 — 11.
- Тучкова Т. У. Урок как показатель грамотности и мастерства учителя / Т. У. Тучкова. М.: АПК и ПРО, 2002. — 68 с.
- Тюнников Ю. С. Методика выявления и описания интегративных процессов в учебно-воспитательной работе / Ю. С. Тюнников. -Бийск: б.и., 1988. 132 с.
- Тюнников Ю. С. Роль политехнических межпредметных связей в совершенствовании профессиональной подготовки учащихся средних ПТУ / Ю. С. Тюнников. Бийск: б.и., 1986. — 54 с.
- Урсул А. Д. Теоретико методологические проблемы обоснования знания / А. Д. Урсул // Методологические проблемы взаимодействия общественных, естественных и технических наук. — М.: Мысль, 1984.-С. 458 -467.
- Урсул А. Д. Философия и интегративно общенаучные процессы / А. Д. Урсул. — М.: Наука, 1981. — 157 с.
- Урсул А.Д. Информатизация общества / А. Д. Урсул. М.: Наука, 1990. — 191 с.
- Усова А. В. Естественнонаучное образование в средней школе / А. В. Усова // Педагогика. 2001. — № 9. — с. 40 — 45.
- Усова А.В. Чтобы учение стало интересным и успешным / А.В. Усова//Педагогика. 2000. — № 4 — С. 30−33.
- Ушинский К. Д. Педагогика / К. Д. Ушинский // Собр. соч.: В 6 т.-М., 1990.-Т.5.- 328 с.
- Федорец Г. Ф. Межпредметные связи в процессе обучения / Г. Ф. Федорец. Ленинград: РГПУ, 1983. — 83 с.
- Федорец Г. Ф. Проблема интеграции в теории и практике обучения/ Г. Ф. Федорец. Ленинград: РГПУ, 1989. — 94 с.
- Федосеев П. Н. Философия и интеграция наук / П. Н. Федосеев // Вопросы философии. 1978. — № 7. — С. 17.
- Федотова Т.Н. Дифференцированный подход к организации исследовательской работы сельских школьников / Т. Н. Федотова // Химия в школе. 2002. — № 4. — С. 52−58.
- Ферулов В. К. Формирование готовности студентов пединститута к работе в сельской школе: Дисс.. канд. пед. наук: 13.00.01 / В. К. Ферулов. Ульяновск, 1987. — 129 с.
- Филатова О. В. Химическая символика как средство развития творческой деятельности школьников: автореф. дисс.. канд. пед. наук: 13.00.01 / О. В. Филатова. СПб, 2000. — 18 с.
- Фомичева И.Г. Диагностика и анализ учебного процесса И.Г. Фомичева // Завуч. 2003. — № 1. — С.133−146.
- Фролов П. Г. Особенности педагогического процесса в сельской малокомплектной школе / П. Г. Фролов. М.: Просвещение, 1991. -159 с.
- Фролов В.А. Вариативное образование на селе: состояние и перспективы / В. А. Фролов // Наука и школа. 1999. — № 5. — С 34 — 38.
- Фролов Т.П. Профильное обучение в условиях сельской школы / Т. П Фролов// Наука и школа. 2000. — № 3. — С. 48 -53.
- Фромм Э. Иметь или быть? / Э. Фромм. Пер. с англ. — 2-е изд., доп. — М.: Прогресс, 1990. — 354 с.
- Хуторской А. В. Как я понимаю и веду курс естествознания / А. В. Хуторской // Биология в школе. 1990. — № 5. — С. 27 — 31.
- Цирульников A.M. Педагогические основы вариативной организации сельской школы / A.M. Цирульников. М.: Просвещение, 1992.- 152 с.
- Шамаева А. М. Педагогическая специфика профильного обучения в общеобразовательной школе: Дисс.. канд. пед. наук: 13.00.01 / А. М. Шамаева. Липецк, 2005.
- Шаталов В. Ф. Куда и как исчезли тройки / В. Ф. Шаталов. М.: Педагогика, 1979. — 134 с.
- Шацкий С. Т. Избранные педагогические сочинения: в 2-х т / С. Т. Шацкий. М.: Просвещение, 1980. — 344 с.
- Шибанова Ю. В. Дидактические основы интеграции учебных предметов естественнонаучного цикла в общеобразовательной школе: автореф. дис.канд. пед. наук: 13.00.01 / Ю. В. Шибанова. М, 2001. -24 с.
- Энгельгардт В.А. Интегратизм путь от простого к сложному в познании явлений жизни / В. А. Энгельгардт // Вопросы философии. -1970.-№ 11.-С. 105−115.
- Энгельс Ф. Диалектика природы. Т. 4 / Ф. Энгельс, К. Маркс .2-е изд. -М.: б.и., 1983. 234 с.
- Юдин Э.Г. Методологическая природа системного подхода / Э. Г. Юдин // Системные исследования. 1973. — Вып. 5. — С. 12−17.
- Якиманская И.С. Личностно ориентированное обучение в современной школе / И. С. Якиманская. М: Сентябрь, 1996. — 96 с.
- Якиманская И.С. Развивающее обучение / И. С. Якиманская. -М.: Педагогика, 1991. 156 с.
- Якиманская И. С. Технология личностно-ориентированного обучения в современной школе / И. С. Якиманская. М: Сентябрь, 2000. -176с.
- Якобсон П.М. Психологические проблемы мотивации поведения человека / П. М. Якобсон. М.: АПН СССР, 1969. — 128 с.
- Яковлева Е.Л. Психология развития творческого потенциалашкольников: автореф. дисс. док. псих, наук: 19.00.13 / E. J1. Яковлева. -М., 1997.-23 с.
- Яковлева E. J1. Развитие творческого потенциала личности школьника / E. J1. Яковлева // Вопросы психологии. 1996. — № 3. — с.28.
- Яковлева E. J1. Эмоциональные механизмы личностного и творческого развития / E.JI. Яковлева // Вопросы психологии. 1997. -№ 4. — с.20.
- Янтос В. О совместном решении задач учащимся / В. О Янтос // Формирование учебной деятельности школьников. / Под ред. В. В. Давыдова и др.-М.: б.и., 1982.-С. 178−187.
- Ярцев Д.В. Особенности социализации современного подростка / Д.В. Ярцев//Вопросы психологии. 1999. -№ 6. — с.54.
- Alt Robert. Das Bildungsmonopol. Berlin: Akademie-Verlag. 1978.- 343 s.
- Becher G.S. Human capital a theoretical analysis, whis a special refrence to education. — N.Y., 1975. — 325 s.
- Feldman J, Gray P. Some educational benefits of freely chosen age mixing among children and adolescent // Phi Delta Kappa.- 1999.- T. 80, N 7.-C.507−512.
- Fuhrmann E., Week H. Forschungsproblem Unterrichtsmethoden. -Berlin: Volk und Wissen Volkseigener Verlag. 1976. 232 s.
- Mason DeWayne A., Stimson J. Combination and nongraded classes: defmitions and frequency in twelve states // The elementary school joumal-1996.- T. 96, N 4, — C. 439−452. 96. C.439.