Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Интегративная модель образования для сельской малокомплектной школы: на примере дисциплин естественнонаучного цикла

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Демографические изменения на селе ведут к постоянному увеличению числа малокомплектных сельских школ. Условия их работы чрезвычайно сложны и для учителя, и для ученика. Организация образовательного процесса в таких школах по типу больших городских учебных заведений теряет свою эффективность, поскольку здесь складывается особая практика обучения и воспитания детей. В числе причин, характеризующих… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИНТЕГРАЦИИ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ СЕЛЬСКОЙ МАЛОКОМПЛЕКТНОЙ ШКОЛЫ
    • 1. 1. Интегративные процессы в современном образовании
    • 1. 2. Сельская малокомплектная школа в современных 35 условиях (предпосылки к интеграции в образовательном процессе)
    • I. 3 Образование в условиях профильной школы: 60 процессы интеграции и дифференциации
  • Выводы по 1 главе
  • ГЛАВА II. РАЗРАБОТКА И АПРОБАЦИЯ 77 ИНТЕГРАТИВНОЙ МОДЕЛИ ОБРАЗОВАНИЯ ДЛЯ СЕЛЬСКОЙ МАЛО-КОМПЛЕКТНОЙ ШКОЛЫ
    • II. 1. Диагностика элементов педагогической системы 76 сельской малокомплектной школы и построение интегративной модели образования
    • II. 2. Реализация интегративной модели образования для сельской малокомплектной школы (проверка эффективности разработанной модели)
  • Выводы по II главе

Интегративная модель образования для сельской малокомплектной школы: на примере дисциплин естественнонаучного цикла (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность исследования.

Демографические изменения на селе ведут к постоянному увеличению числа малокомплектных сельских школ. Условия их работы чрезвычайно сложны и для учителя, и для ученика. Организация образовательного процесса в таких школах по типу больших городских учебных заведений теряет свою эффективность, поскольку здесь складывается особая практика обучения и воспитания детей. В числе причин, характеризующих отставание сельской школы от жизни, наряду с социально-экономическими факторами следует отметить отсутствие современной теории, отвечающей требованиям изменившегося общества и ориентирующей сельскую школу на решение новых практических задач. К тому же введение профильного обучения, которое происходит сегодня и в сельской малокомплектной школе, нуждается в научной поддержке, адекватной изменениям в образовательном процессе. Все это актуализирует проблему поиска новых принципов организации деятельности сельской школы, новых форм более интенсивного взаимодействия со средой, внедрения инновационных моделей образования для сельской малокомплектной школы.

В истории педагогики существуют примеры построения уникальных моделей сельских школ, прогрессивных для того или иного периода истории страны. Например, сельские школы С. А. Рачинского в Тверской губернии, М. К. Тенишевой, известной меценатки, организовавшей сельскую школу в Талашкине Смоленской губернии. Интересен опыт С. Т. Шацкого по созданию сельской школы — центра воспитания в социальной среде Калужской области. Уникален опыт Павлышской школы В. А. Сухомлинского, Дедуровской школы Н. К. Калугина в Оренбургской области.

Специфика сельской школы определяется совокупностью объективных факторов. К факторам, способствующим повышению эффективности образовательного процесса в сельской школе, относятся сельскохозяйственное окружение и близость к природе, которые создают благоприятные условия для связи обучения с конкретными видами сельскохозяйственного производства. За последние годы произошло резкое снижение количества учебных часов, отводимых для изучения химии, физики и других естественнонаучных дисциплин. Но именно сельская школа ежедневно, ежечасно соприкасаясь с природой и сельскохозяйственным производством, потенциально обладает более широкими возможностями использования этого фактора в образовательном процессе. Непосредственное общение сельских школьников с природой служит важным средством приобретения ими более осознанных естественнонаучных знаний.

Сравнительный анализ предметного содержания дисциплин естественнонаучного цикла выявляет совокупность сквозных тем, в которых изучаются различные аспекты одних и тех же явлений и понятий. Это позволяет осваивать новые знания не в отрыве друг от друга, не только в рамках одной предметной области, а целостно. В связи с этим важно показать пути получения целостных естественнонаучных знаний. Это, в свою очередь, позволит ученикам самостоятельно оперировать необходимыми в жизни знаниями и консолидировать содержание учебного материала в целое для разрешения проблемной ситуации. Целесообразность интегративного подхода заключается в обобщении естественнонаучных знаний, а следовательно, в формировании естественнонаучной картины мира.

Существующая в настоящее время в школе предметная система обучения ориентирует учащихся на дифференцированное усвоение знаний из различных областей, что не способствует целостному восприятию содержания дисциплин естественнонаучного цикла. Одной из особенностей сельской малокомплектной школы является «стихийная» интегративность (возрастная, территориальная, предметная) (М.П. Гурьянова). Это направление отражает естественно складывающуюся тенденцию развития сельской малокомплектной школы. «Стихийную» интегративность возможно использовать как ресурс не только для содержательной и процессуальной интеграции (уроки в разновозрастном коллективе), но и для осуществления профильного обучения. Преподавание учителем нескольких предметов позволяет шире использовать межпредметные связи, внедрять интегративные курсы, обеспечивать более целенаправленное влияние на развитие школьника.

Изучение психолого-педагогической литературы показало, что если в педагогических исследованиях середины XX века детально проработаны условия функционирования советской сельской школы, то в исследованиях современных авторов недостаточно уделяется внимание проблемам совершенствования и модернизации образования на селе, неточно определены стратегические и тактические ориентиры развития сельской малокомплектной школы в условиях смены социально-экономических приоритетов. Возникли противоречия между:

— предметной дифференциацией естественнонаучных знаний и возможностями в условиях сельской малокомплектной школы к содержательной и процессуальной интеграции;

— практической потребностью в реализации профильного обучения и существующей спецификой сельской малокомплектной школы;

— существующим дисбалансом между количеством учебного времени, отводимого на изучение гуманитарных и естественнонаучных дисциплин;

Выявленные противоречия позволили сформулировать проблему исследования: каковы возможные модели совершенствования образования в сельской малокомплектной школе с учетом современных условий?

Данная проблема определила тему исследования «Интегративная модель образования для сельской малокомплектной школы (на примере дисциплин естественнонаучного цикла)».

Объект исследования: естественнонаучное образование в условиях сельской малокомплектной школы, предмет — процесс интеграции дисциплин естественнонаучного цикла.

Цель исследования: теоретически обосновать и опытно-экспериментальным путем проверить эффективность интегративной модели естественнонаучного образования для сельской малокомплектной школы.

Цель исследования определила задачи, которые необходимо было решить в ходе работы:

Рассмотреть сущность и преимущества интеграции в образовании.

Выявить специфику интеграции естественнонаучного образования в условиях сельской малокомплектной школы.

Разработать и экспериментально обосновать интегративную модель образования для сельской малокомплектной школы на примере дисциплин естественнонаучного цикла.

Теоретико-методологические основы исследования. В своей работе мы исходили из: педагогических идей Н. Ф. Бунакова, В. П. Вахтерова, С. И. Гессена, П. Ф. Каптерева, П. Ф. Лесгафта, С. А. Рачинского, С. Т. Шацкого, К. Д. Ушинского как касающихся организации, сущности и целей воспитания народной школыидей культурологического личностно-ориентированного образования (Е. В. Бондаревская, А. П. Валицкая, С. В. Кульневич, Е. П. Белозерцев, В. И. Лещинский, И. С. Якиманская и др.) — логико-методологических и общетеоретических проблем интеграции (М. Н. Берулава, И. В. Блауберг, В. С. Готт, К. Колин, Б. М. Кедров, А. Д. Урсул, Э. Г. Юдин, В. А. Энгельгардт и др.) — идей о специфике и особенностях учебно-воспитательного процесса в сельской малокомплектной школе (М. П. Гурьянова, А. Ф. Иванов, Р. Н. Князева, С. А. Рогачев, В. А. Фролов и др.) — идей социообразовательного и социокультурного подходов к развитию сельской школы (JI. И. Буева, Н. С. Горбунова, С. А. Рогачев, А. М. Цирульников) — идей об интеграции учебных предметов естественнонаучного цикла в общеобразовательной школе (В.Н. Максимова, И. М. Титова, А. В. Усова, А. В. Хуторской и др.) — идей об организации интегрированных уроков в общеобразовательной школе (Г.Ф. Федорец, JI.H. Бахарева, Н. В. Грищенко, И. Коложвари, Э. Л. Мельник и др.).

Теоретические методы: анализ научных работ и публикаций периодической печати, связанных с организацией, методикой и содержанием учебно-воспитательного процесса в сельской малокомплектной школеизучение государственных документов по вопросам обучения и психолого-педагогической литературы с целью изучения состояния проблемы в теории обучения и определения теоретической концепции исследованиянаучно-методический анализ программ, учебников химии, биологии, географии, экологиианализ школьной документации, изучение состояния знаний и умений учащихсяизучение передового опыта школ и отдельных учителей сельских школ.

Экспериментальные методы: констатирующий, поисковый, формирующий, итоговый (контрольный) эксперимент по материалам исследованиянаблюдение учебного процесса, беседа, анкетирование и интервьюирование учителей и учеников, обработка результатов эксперимента с помощью методов статистики. Для промежуточной и итоговой диагностики результативности внедрения модели использовались различного рода тесты: тесты контроля, ситуационные тесты, личные опросники и др.

Базисными методологическими теориями данного исследования явились:

1. теория личностно-ориентированного образования;

2. теория деятельностного подхода.

Гипотеза: интеграция естественнонаучного образования в сельской малокомплектной школе будет успешнее, если:

1. в образовательном процессе сельской малокомплектной школы на содержательном и процессуальном уровнях востребованы идеи интеграции;

2. теоретически аргументирована и в условиях сельской малокомплектной школы реализована интегративная модель образования сельского школьника;

3. на основе интеграции обеспечена естественнонаучная подготовка с акцентом на адекватное профильное обучение учащихся.

Научная новизна исследования состоит в том, что: выявлены предпосылки и условия для реализации модели интегративного образования для сельской малокомплектной школыразработана и апробирована модель интегративного образования (на примере дисциплин естественнонаучного цикла), реализация которой способствует повышению качества знаний учащихсяобоснована необходимость содержательной интеграции применительно к условиям процесса образования в сельской малокомплектной школе, рассмотрены новые уровни реализации интегративного подхода, а именно: уровень дидактического синтеза и уровень процессуальной интеграции. предложен механизм включения содержания и форм предпрофильной подготовки в процесс естественнонаучного образования учащихся сельской малокомплектной школы и в данном контексте разработаны новые подходы к изучению предметной области «Естествознание».

Теоретическая значимость исследования заключается в том, что, определена интегрирующая и междисциплинарная роль предметов естественнонаучного цикла в процессе образования сельских школьниковобоснованы возможные пути реализации интегративного изучения дисциплин естественнонаучного цикла на основе личностно-ориентированного и деятельностного подхода.

Практическая значимость исследования определяется и подтверждается тем, что разработанная и апробированная в ходе эксперимента интегративная модель образования, нацеленная на обеспечение естественнонаучного образования, успешно внедрена в образовательную практику сельских малокомплектных школ с. Приречное, с. Нижний Мамон Верхнемамонского района Воронежской области. Прикладное значение имеют разработанные нами элективные курсы («Эта известная и неизвестная вода», «Основы биогеохимии», «Элементы жизни»), система интегрированных уроков с учетом малой наполняемости классов, а также определены методические условия реализации интегративного подхода не только на уровне интеграции знаний, но и на более широком уровне — уровне интеграции содержания образования.

Достоверность полученных результатов и выводов обеспечена методологической обоснованностью теоретических позиций, опорой на современные достижения психологии и педагогики, использованием комплекса взаимосвязанных методов, адекватных цели, задачам, логике исследования, экспериментальной проверкой выводов и практических рекомендаций, сопоставимостью полученных данных с опытом. На защиту выносятся: интеграция выступает как естественная взаимосвязь наук, учебных дисциплин, разделов и тем разных учебных предметов на основе ведущей идеи и ведущих положений с последовательным и многогранным раскрытием изучаемых процессов и явленийкомпоненты интеграционного процесса являются самостоятельными подсистемами, взаимодействие которых представляет собой систему знанийинтегративность выполняет в учебном процессе следующие функции: методологическую, профнаправленности, целостности, проблемности, систематизирующую, политехническую, организационную и др.- особенности сельской малокомплектной школы и предметов естественнонаучного цикла, накладываясь друг на друга, определили уровень дидактического синтеза как наиболее предпочтительный для данной школыинтегративная модель образования для сельской малокомплектной школы, включающая этапы, определённую структурированность организации естественнонаучного обучения, технологию предпрофильной подготовки, уровни и соответствующие формы процессуальной интеграции, способна обеспечить условия такого образования, которые позволяют стимулировать мотивацию обучения, рост качества подготовки по естественнонаучному циклу, активизировать предпрофильную подготовку учащихся. Апробация и внедрение результатов исследования на различных этапах эксперимента осуществлялись публикацией статей по теме работы, основные положения и результаты работы докладывались на II Региональной научно-практической конференции «Проблемы регионального природопользования и методика преподавания естественных наук в школе» (Воронеж, 2000), на III Региональной научно-практической конференции «Проблемы регионального природопользования и методика преподавания естественных наук в школе» (Воронеж, 2001), на III Международной научно-практической конференции «Динамика научных достижений — 2004» (г. Днепропетровск, 2004), на Международной научно-практической конференции «Организация работы с молодежью в транзитивном обществе: проблемы и перспективы» (Воронеж, 2004).

Результаты исследования отражены в 6 публикациях автора, в том числе одно учебное пособие для учителей сельских малокомплектных школ.

Апробация работы: разработанный учебно-методический комплекс использован в практике преподавания в школах основного общего образования с. Приречное, с. Нижний Мамон Верхнемамонского района Воронежской области.

Исследование осуществлялось в три этапа:

Первый этап (1999;2000) — поисково-теоретический. Был осуществлен: анализ научной и педагогической литературы, действующих учебников химии, биологии, экологии, географии, учебных материалов, реализовывалась цель построения «первичной» теоретической картины, единицы педагогической интеграциианализ и оценка современного состояния проблемы в теории и практике, выявлены особенности обучения, специфичные для малокомплектной школыпоиск основных направлений повышения результативности учебных занятий. Все это послужило основанием для определения проблемы исследования, формирования его теоретической концепции. Второй этап (2001;2003) — опытно-экспериментальный. Данный этап работы включал следующее: уточнение общей гипотезы исследованияотбор вариативной части содержания обучения естественнонаучным дисциплинам и разработка интегративной модели обучениярешение задачи углубления и расширения теоретических основ интеграции в обучении естественнонаучным дисциплинамразработка и включение в учебный процесс элективных курсов. Третий этап (2003;2006) — обобщающий: завершение формирующего экспериментаитоговый (контролирующий) эксперимент- —коррекция, систематизация и обобщение результатов, проведение опытной проверки экспериментального варианта интегрированной модели обучения дисциплинам естественнонаучного цикла в условиях сельской малокомплектной школы, анализ результатов, обработка материалов и оформление текста диссертации. Экспериментальной базой исследования являлась школа основного общего образования с. Приречное Верхнемамонского района Воронежской области.

Структура диссертации. Логика теоретического и опытно-экспериментального решения проблемы определила структуру диссертации, которая состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы и приложений. Исследование изложено на 130 страницах основного текста. Библиография насчитывает 233 источника. Текст диссертации содержит 34 рисунка, 4 таблицы и 8 приложений.

Выводы по II главе:

1. Формирование интеграционных характеристик содержания образования необходимо осуществлять на всех основных этапах его проектирования — начиная от этапа общетеоретического представления.

2. Непосредственное влияние на потребность в более высоких уровнях интеграции естественнонаучного образования, по сравнению с межпредметными связями, оказывают компоненты процесса обучения (мотивы учения, методы, формы, средства обучения).

3. В итоге рассмотрения особенностей сельской малокомплектной школы как особого типа образовательного учреждения и специфики естественнонаучного образования в ней, мы выделили содержательные компоненты естественнонаучного образования: философский, психологический, методологический, естественнонаучный и науковедческий.

4. Нами была разработана и апробирована интегративная модель образования для сельской малокомплектной школы (на примере дисциплин естественнонаучного цикла). Разработанная модель предполагает интеграцию на содержательном и процессуальном уровнях. Она включает традиционные и интегрированные уроки, систему домашних заданий, исследовательскую деятельность учащихся в урочное и во внеурочное время. В качестве результата процессуального синтеза выступили интегрированные уроки и интегрированные курсы. По нашему мнению, интегрированные уроки в сельской малочисленной школе способствуют: a) экономии учебного времениb) уменьшению перегрузки учащихсяc) преодолению фрагментарного усвоения нового знания.

5. Интегрированные уроки и курсы позволили нам увеличить количество часов на предпрофильную подготовку учащихся. Профильная дифференциация содержания образования для сельской малокомплектной школы является одним из эффективных средств повышения качества образования, развития способностей, склонностей, интересов школьниковактивности их познавательной деятельности. Кроме того, профильное, углубленное изучение ряда дисциплин в 8−9 классах, носящих предпрофессиональный характер, позволяет обеспечить достаточную подготовку выпускников сельской малокомплектной школы к успешному продолжению образования. Основаниями для профильной дифференциации содержания образования нами были выбраны основные предметные области знания и профессиональные намерения учащихся.

6. Исследование возможностей более высокого уровня интеграции естественнонаучного образования для сельской малокомплектной школы должно осуществляться в следующих направлениях: повышения мотивации к изучению естественнонаучных дисциплин за счет создания более реальной и близкой перспективы использования формируемых в них знаний и умений (специфика сельской школы дает все основания для этого) — устранения дублирования в изучении определенного учебного материала естественнонаучных дисциплинобеспечения системности в формировании у учащихся основных естественнонаучных понятий об объектах живой природы.

7. Практические умения и теоретические знания, полученные в ходе обучения учащихся, являются хорошей мотивационной основой для обучения гуманитарным и естественнонаучным предметам, дальнейшей проектно-исследовательской деятельности, а также предпрофильной ориентации школьников.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

На основании проведенного диссертационного исследования можно сделать следующие выводы.

1. Возрастная, территориальная и предметная интегративность являются предпосылками для построения интегративной модели образования в сельской малокомплектной школе. Особые условия функционирования сельской школы связаны не только с малым числом учащихся, но и обусловлены спецификой педагогической деятельности сельского учителя. Преподавание учителем нескольких предметов имеет и положительные моменты. В частности, это позволяет шире использовать межпредметные связи, внедрять интегративные курсы, обеспечивать более целенаправленное влияние на развитие школьника. Логический анализ проблемы повышения качества образования для сельских малокомплектных школ показал, что на любом этапе проектирования образования, начиная с этапа общетеоретического представления и затем на этапах формирования учебного предмета и учебного материала, можно осуществлять процесс интеграции. Анализ интегративных тенденций в образовании позволяет представить процесс интеграции как систему, характеризующуюся определенными функциями и структурой. Функции интеграции реализуются в целом через обучающую, воспитывающую и развивающую функции процесса обучения.

2. На интеграционные характеристики естественнонаучного образования для сельской малокомплектной школы непосредственное влияние оказывают условия обучения, включающие в себя в качестве важной составляющей формы обучения. Одной из основных форм обучения, используемой нами при построении интегративной модели образования явился интегрированный урок. Использование такой формы обучения, как интегрированный урок, позволил повысить уровень интеграции содержания естественнонаучного образования и соответственно уровень синтеза знаний учащихся стал более высоким, что было обеспечено, прежде всего, повышением системности учебного материала и соответственно повышением экономичности его изложения.

Высокая интегративность содержания дисциплин естественнонаучного цикла, специфика сельской малокомплектной школы, необходимость реализации профильного обучения, позволили нам разработать интегративную модель образования, она включает в себя традиционные и интегрированные уроки, исследовательскую работу в урочное и внеурочное время, систему домашних заданий, позволяющих подготовиться к интегрированным урокамэлективные курсы. Теоретический анализ исследования позволил определить подходы к изучению предметов естественнонаучного цикла и рассмотреть особенности предпрофильной подготовки учащихся сельской малокомплектной школы. Урок с «вертикальной» интеграцией проводится в разновозрастном коллективе с целью:

• приблизить численность учащихся к обычному классу, тем самым устранить психологические перегрузки учащихся;

• изменить взаимоотношения педагога и учащихся на урокеэти изменения направить в русло все большей педагогизации образовательного процесса, а именно — приобщить учащихся к функциям самого учителя;

• достичь повышения качества обучения за счет перераспределения учебных часов.

Разновозрастное сотрудничество, групповые и коллективные формы работы объединяют детей в общей познавательной деятельности, расширяют их кругозор, дают учителю возможность осуществить преемственность в изучении тем, активизируют самостоятельную деятельность учеников.

Уроки с «вертикальной» интеграцией позволяют увеличить число собеседников на уроке, сделать беседу интересной и увлекательной. Кроме того, у учащихся нивелируется чувство страха, ожидания сиюминутного контроля со стороны учителя. Предлагая различные задания, учитель предоставляет возможность старшим учащимся не только проконтролировать знания младших по ранее изученным вопросам, но и оценить собственный уровень знаний. Младшие школьники поставлены в условия опережающего обучения.

Предложенная система интегрированных уроков, практических работ предоставляет широкие возможности для самостоятельной работы учащихся, так как вызывает необходимость более глубокого анализа и обобщения явлений, круг которых увеличивается за счет других предметов и внеурочной работы. Эффективность интегрированного обучения зависит от правильного, педагогически обоснованного выбора форм организации обучения, который обеспечивается глубоким и всесторонним анализом образовательных, развивающих, воспитательных возможностей каждой из них.

Проведение системы интегрированных уроков в сельской малокомплектной школе позволяет экономить учебное время. Эти часы можно добавить ко времени, отводимому на предпрофильную подготовку учащихся. Профильное, углубленное изучение ряда дисциплин в 8−9 классах, носящих предпрофессиональный характер, позволяет обеспечить достаточную подготовку выпускников сельской малокомплектной школы к успешному продолжению образования. Основаниями для профильной дифференциации содержания образования нами были выбраны основные предметные области знания и профессиональные намерения учащихся.

Эффективность включения интегративной модели в образовательный процесс сельской малокомплектной школы подтверждена результатами итогового эксперимента.

Показать весь текст

Список литературы

  1. В. В. Профильное обучение географии / В. В. Абатурова // География (приложение). — 2003. — № 22. — С. 2.
  2. И. И. Сельская школа комплекс — новый тип учебно-воспитательного учреждения (организационно — педагогические основы деятельности) / И. И. Августевич. — Курск: б.и., 1980. — 317 с.
  3. И.Ю. Учитель и новые ориентиры образования / И. Ю. Алексашина // Гуманизация образования как предмет теоретической рефлексии и практического освоения учителем. М., 1997.-С. 153 — 158.
  4. А.В. Особенности учебно-воспитательного процесса в сельской малочисленной школе / А. В. Алексеев. Ярославль: б.и., 1984.-26 с.
  5. И. В. Специфика деятельности сельской малочисленной школы / И. В. Алексеев. Кострома: б.и., 1983. — 134 с.
  6. А. Основные тенденции интеграционных процессов в мировом образовании: автореф. дис. доктора пед. наук: 13.00.01 / А. Алферов. М., 1997. — 24 с.
  7. С. И. Современный урок химии в сельской малочисленной школе / С. И. Алферова, С. А. Рогачев, О. Н. Тюленева. -Воронеж: Воронежский государственный педагогический университет, 2003.- 148 с.
  8. Альтернативные педагогические системы / под ред. Н. А. Морозовой. Воронеж: ВИПКРО, 1996. — 149 с.
  9. Ш. А. Личностно-гуманная основа педагогического процесса / Ш. А. Амонашвили. Минск: Изд-во БГУ, 1990. — 560 с.
  10. В. Г. Внеклассная работа по химии в сельской школе:/ В. Г Андросов. М.: Просвещение, 1983.- 127 с.
  11. В. А. Воспитание трудолюбия у младших школьников в условиях сельской малокомплектной школы / В. А. Антонова // Начальная школа. 1983. — № 5. — С. 8 — 11.
  12. И. П. Подготовка учителя к профильному обучению старшеклассников / И. П. Арефьев // Педагогика. 2003. — № 5. — с. 49 -55.
  13. Е. Я. Специфика обучения химии в физико-математических классах: дифференциация химического образования / Е. Я. Аршанский // Химия в школе. 2002. — № 6. — С. 23.
  14. В. Г. Мир живого: системность, эволюция и управление / В. Г. Афанасьев. М.: Знание, 1968. — 334 с.
  15. М.М. Разновозрастное обучение. От идеи до реализации./ М. М. Батербиев. Братск: изд. дом «Братск», 2001. — 144с.
  16. С. Б. Интегративно модельная методика биологической подготовки на этапе довузовского образования в педагогическом вузе: автореф. дис.канд. пед. наук: 13.00.02 / С. Б. Бахвалова. — СПб, 2003. — 26 с.
  17. В.И. Педагогика. Проективная педагогика / B.C. Безрукова. Екатеринбург: Деловая книга, 1996. — 275 с.
  18. Е. П. На пути к русскому образованию / Е. П. Белозерцев // Педагогика. 1997. — № 2. — С.39−42.
  19. А. П. Тенденции развития профессионального образования / А. П. Беляева // Педагогика. 2003. — № 6. — с. 21 — 27.
  20. М. Н. Интеграция содержания образования / М. Н. Берулава. М.: Просвещение, 1995. — 215 с.
  21. В. П. Психологические парадоксы образования / В. П. Беспалько // Педагогика. 2000. — № 5. — с. 13 — 20.
  22. В.П. Педагогика и прогрессивные технологии обучения / В. П. Беспалько. -М.: Просвещение, 1995. 157 с.
  23. Биология. Животные: Учеб. для 7 8 кл. сред школы / Под ред. М. Д. Козлова. — М.: б.и., 1993. — 256 с.
  24. И. В. Становление и сущность системного подхода / И. В. Блауберг, Э. Г Юдин. М.: Просвещение, 1973. — 205 с.
  25. М.В. Ценностные ориентации российского образования в первой трети XX века / М. В. Богуславский // Педагогика. -1996. N4. — С.72−75.
  26. Большой энциклопедический словарь / под ред. Прохорова A.M. М.: Науч. изд-во «БРЭ», СПб, «Норинт», 1997. — 1457 с.
  27. Е.В. Воспитание как возрождение человека культуры / Е. В. Бондаревская // Основные положения концепции воспитания в изменяющихся условиях: Сб. науч. Тр. Ростов н/Д, 1993. -С 32−33.
  28. Е.В. Гуманизация воспитания старшеклассников / Е. В. Бондаревская // Педагогика. 1991. — № 1. — С.50−56.
  29. Е.В. Педагогика: личность в гуманистических теориях и системах воспитания: Учеб. пособие для студентов педвузов и слушателей ИПК / Е. В. Бондаревская, С. В. Кульневич. М.: Просвещение, 1999. — 560 с.
  30. Е.В. Ценностные основания личностно ориентированного воспитания / Е. В. Бондаревская // Педагогика. 1995. -N4. — С.29−36.
  31. А. М Групповая работа при проверке знаний учащихся в малокомплектной сельской школе / А. М Бородихина // Химия в школе. 1983. — № 5. — с. 29−32.
  32. В.Г. Стратегия модернизации сельского образовательного социума / В. Г. Бочарова, М. П. Гурьянова // Педагогика. -2005.-№ 8.-с. 32−38.
  33. С. Г. Профильная дифференциация обучения в сельской школе: Пособие для рук. и учителей сельских школ / С. Г. Броневщук. М.: АРКТИ, 2000. — 135 с.
  34. JI. И. Сознание личности и социальная среда / Л. И. Буева. М.: Изд-во МГУ, 1974. — 147 с.
  35. JI. И. Человек: деятельность и общение / JI. И. Буева. М.: Мысль, 1978.-216 с.
  36. Т. А. Организация профильного обучения в сельской школе / Т. А. Букина // Физика (приложение). 2002. — № 40. — С.9.
  37. Н. Ф. Избранные педагогические сочинения / Н. Ф. Бунаков. М.: Просвещение, 1953. — 324 с.
  38. А. Г. Интеграционный аспект методологии образования в современной высшей школе / А. Г. Бусыгин // Интеграционные процессы в образовании взрослых: Материалы научно практической конференции. — СПб.: ИОВ РАО, 1999. — С. 88−89.
  39. А. П. Современные стратегии образования: варианты выбора / А. П. Валицкая // Педагогика.-1997.-№ 2. С.3−8.
  40. В. П. Избранные педагогические сочинения / В. П. Вахтеров. М.: Просвещение, 1987. -389 с.
  41. В. Как работать в малых группах / В. Веселова // Педагогический вестник. 2000. — № 2. — с. 10−14.
  42. О. С. Программа для профильного и углубленного изучения химии в старших классах общеобразовательных учебных заведений / О. С. Габриелян, И. Г. Остроумов // Химия в школе. 2002. -№ 8. -С.51.
  43. О. С. Программа для профильного и углубленного изучения химии в старших классах общеобразовательных учебных заведений / О. С. Габриелян, И. Г. Остроумов // Химия в школе. 2002.9. С. 45.
  44. О.С. Программа для профильного и углубленного изучения химии в старших классах общеобразовательных учебных заведений / О. С. Габриэлян // Химия в школе. 2002. — № 9. — С. 45−56.
  45. О.С. Формы организации учебных занятий по химии в сельской школе/ О. С. Габриэлян // Химия в школе. 1994. — № 1. — с.35 -37.
  46. География России. Кн.1. Природа и население, 8 класс: учебник / под ред. Алексеева А. М. М.: Дрофа, 2001. — 320 с.
  47. География России. Кн.2. Хозяйство и географические районы, 9 класс: учебник / под ред. Алексеева А. М. М.: Дрофа, 2003. — 288 с.
  48. С. И. Основы педагогики. Введ. в прикл. философию: Учеб. пособие для вузов / С. И. Гессен. М.: Школа-пресс, 1995. — 447 с.
  49. И.В. Профильное обучение и предпрофильнаяподготовка/ И. В. Гладкая, СП. Ильина, С. В. Ривкина. СПб: изд-во ЛГПУ им. А. И. Герцена, 2005. — 115с.
  50. П.А. Уроки по неорганической химии в средней школе: пособие для учителей. М: Просвещение, 1989. — 285 с.
  51. Н. С. Большие заботы маленькой школы / Н. Горбунова, Т. Френкель // Народное образование. 1988. — № 12. — С.45 -51.
  52. В. С. Категории современной науки / В. С. Готт, Э. П. Семенюк, А. Д. Урсул. М: Мысль, 1984. — 125 с.
  53. В.В. Интегральная образовательная технология / В. В. Гузеев. М.: Знание, 1999. — 159 с.
  54. В.В. Структура образовательного процесса. Типы и структуры уроков / В. В. Гузеев // Химия в школе.- 2002. № 1. — с. 17−25.
  55. Л. С. Химия: Учеб. для 8, 9 классов сред, школы / Л. С. Гузей, В. В. Сорокин, Р. П. Суровцева. М.: Дрофа, 1999. — 148 с.
  56. М. П. Школы российской глубинки: как выжить?/ М.
  57. П. Гурьянова // Народное образование. 2000. — № 3. — С. 5−9.
  58. М.П. Российская сельская школа как социокультурный феномен / М. П. Гурьянова // Педагогика. 1999. — № 7.-С. 21−25.
  59. М.П. Социально-психологический портрет сельского подростка / М. П. Гурьянова // Открытая школа. 1999. — № 5. — С. 30−33.
  60. М.П. Типология сельских общеобразовательных учреждений России / М. П. Гурьянова. М.: Издательство АСОПиР РФ. Сер. «Развитие системы образования в сельском социуме: интеграция науки и практики». — 2001. — Вып. 16.-92 с.
  61. А. Я. Учебный предмет как интегрированная система / А. Я. Данилюк // Педагогика. 1997. — № 4. — С. 24 — 28.
  62. А.Я. Проблема эмпирического и теоретического в педагогике / А. Я. Данилюк // Педагогика. 1997. — № 5. — С.42−45.
  63. О.Б. Психолого-педагогические основы выбора профиля обучении / О. Б. Даутова, Т. В. Менг, Е. В. Пискунова. Санкт -Петербург: изд-во РГПУ им. Герцена, 2005. — 91с.
  64. И. Д. Воспитательная деятельность педагога (междисциплинарный подход) / И. Д. Демакова // Классный руководитель. 2002. — № 5. — С. 97 — 108.
  65. И.Д. Воспитательная деятельность педагога как фактор гуманизации пространства детства: вопросы теории / И. Д. Демакова. Казань: Изд-во «R-пресс», 2000. — 164с.
  66. А.П. Особенности взаимоотношений учителя с учеником в малокомплектной школе / А. П. Демчинская // Сов. педагогика. 1990. — № 5. — С. 18−26.
  67. Е. О. Организация познавательной деятельности учащихся на уроках химии / Е. О. Емельянова, А. Г. Иодко. М.: «Шк. Пресса», 2002. — 124 с.
  68. Т. М. Методические рекомендации к осуществлению тестового контроля знаний учащихся на уроках химии (8−11 кл.) / Т. М. Енякова, 3. А. Гатальская. Витебск: б.и., 2000. — 45 с.
  69. Т. М. Тестовые задания по химии для учащихся 8−9 классов / Т. М. Енякова, Ю. С. Кардычко. Витебск, 2001. — 197 с.
  70. Д. Профильное обучение: проблемы и перспективы / Д. Ермаков // Народное образование. 2004. — № 7. — с. 101−107.
  71. П.А. Воспитательная работа в сельской школе / П. А. Жильцов. М.: б.и., 1980. — 78 с.
  72. В.И. Методология и методика дидактического исследования / В. И. Загвязинский. М.: Знание, 1982. — 142 с.
  73. В.И. Творчество в управлении школой / В. И. Загвязинский, С. А. Гильманов. -М.: Знание, 1991- 61 с.
  74. М. И. Уроки в малокомплектных классах / М. И. Зайкин // Сов.педагогика. 1990. — № 12. — С.40−43.
  75. Г. И. Формы организации обучения: теория, история, практика / Г. И. Ибрагимов. Казань: Матбугат йорты, 1998. — 120 с.
  76. А.Ф. Сельская школа. Из опыта работы Мятлевской средней школы Калужской области / А. Ф. Иванов. М.: Педагогика, 1987.- 125 с.
  77. Л. А. Специфические особенности сельской среды и учет их в учебно-воспитательном процессе школы: Учеб. пособие / Л. А. Иванова. Иркутск: ИГПИ, 1981 — 87 с.
  78. A.M. Дифференциация обучения детей подросткового возраста в сельской школе (на примере биологии исельскохозяйственного труда): Дисс.. канд. пед. наук: 13. 00. 01 / A.M. Игнатов. Орел, 1998.- 109 с.
  79. В. А. Педагогические аспекты синергетики / В. А. Игнатова // Педагогика. 2001. — № 8. — С. 26 — 31.
  80. Т. Выбираем профиль школы / Т. Ильиных // Сельская школа. 2004.-№ 3.-С.78−81.
  81. И.И. Проектирование курса обучения учебной дисциплине. Пособие для преподавателей / И. И. Ильясов, Н. А. Галатенко. М.: Логос, 1994.-128с.
  82. А. А. Биология. Введение в общую биологию и экологию: Учеб. для 9 кл. общеобразоват. учеб. заведений / А. А. Каменский, Е. А. Криксунов, В. В. Пасечник. М.: Дрофа, 2002. — 304 .
  83. П.Ф. История русской педагогики / П. Ф. Каптерев // Педагогика. 1994. — № 3. — С.59−72.
  84. П.Ф. Педагогический процесс. Изб. пед. соч. / П. Ф. Каптерев. М.: Педагогика, 1982. — 458 с.
  85. Л. А. Влияние размера групп на эффективность обучения в условиях совместной деятельности: Дисс.. канд. пед. наук: 13. 00.01 / Л. А. Карпенко. М., 1987. — 108 с.
  86. . М. Взаимодействие наук / Б. М. Кедров. М.: Наука, 1984.-245 с.
  87. Г. Д. Процесс развивающего обучения как целостная система / Г. Д. Кириллова СПб.: Образование, 1996. — 76 с.
  88. Д.А. Тематический практикум в курсе естествознания / Д. А. Киселев // Химия в школе. 2000. — № 10 — С. 58−64.
  89. В. А Положение о малокомплектной школе школе здоровья / В .А Кишеев // Завуч. — 2002. — № 1. — С. 67−85.
  90. Р. Н. Обучение химии в условиях сельской школы:/ Р. Н. Князева. М.: Просвещение, 1983. — 159 с.
  91. Князева Р. Н О преподавании химии в малокомплектной сельской школе / Р. Н Князева // Педагогика. 1988. — № 2. — С. 39−42.
  92. И.М. Проблемы дидактической интеграции: теоретические основы / И. М. Козловская // Педагогика и психология профессионального образования. 1998. -№ 5. — С. 177−182.
  93. Н. Профориентация и предпрофильная подготовка / Н. Колесников // Народное образование. 2004. — № 1. — С. 70−100.
  94. К. Будущее науки: методология познания и образовательные технологии / К. Колин // Alma mater. 2000. — № 11.-С. 33.
  95. К. Информационный подход в методологии науки и научное мировоззрение / К. Колин // Alma mater. 2000. — № 2. — С.16.
  96. К. Концепции системы опережающего образования / К. Колин // Alma mater. 1998. — № 4. — С. 17.
  97. К. Наука и образование: проблема интеграции / К. Колин // Alma mater. 1999. — № 6. -С. 23 — 24.
  98. Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года // Учительская газета. 2002. — № 31. — С. 26−29.
  99. Концепция профильного обучения в учреждениях общего и среднего образования // Школьные технологии. 2002. — № 4. — С. 79.
  100. Концепция профильного обучения на старшей ступени общего образования // Директор школы. 2002. — № 8. — С. 120.
  101. Г. В. Личностно ориентированное воспитание в условиях массовой образовательной школы / Г. В. Короленко // Классный руководитель. 2001. — № 8. — С. 25 -32.
  102. Т.П. Принципы целостности / Т. П. Коротков. -Ленинград: ЛТУ, 1968. 234 с.
  103. А. Е. Подготовка студентов педагогического колледжак работе в сельской школе: автореф. дисс.. канд. пед. наук: 13.00.01 / А. Е. Кравцова. Воронеж, 2003 .- 18 с.
  104. С. А. Интегративный урок как одно из средств реализации межпредметных связей физики с математикой (на примере курса физики 9 кл.): Дисс.. канд. пед. наук: 13. 00.01 / С. А. Крестников. Челябинск, 1992. — 158 с.
  105. Ю9.Кривошеев В. Ф. Особенности воспитательной работы в сельской школе / В. Ф. Кривошеев // Сов. Педагогика. 1989. — № 7. — с. 51−57.
  106. Ю.Кузнецова Н. Е. Проблемное обучение на основе межпредметной интеграции / Н. Е. Кузнецова, М. А. Шаталов. СПб.: Образование, 1998. — 47 с.
  107. Ш. Кузнецова Н. Е. Система профориентационной работы по химии /Н.Е. Кузнецова, Ж. J1. Самородницкая. М.: Просвещение, 1986. — 275с.
  108. Ю. Н. Интеграция знаний учителя как психологическая проблема / Ю. Н. Кулюткин // Проблемы интеграции и дифференциации подготовки и повышения квалификации педагогических кадров: Сб. науч. тр. Самара: Изд-во СамГПИ, 1993. -с.Ю- 17.
  109. Ю.Н. Проблемы гуманизации. Новое осмысление старых проблем / Ю. В. Кулюткин. М: Тезаурус, 1997. — 52 с.
  110. Ю.Н. Моделирование педагогических систем / Ю. В. Кулюткин. М.: Педагогика, 1981. — 231 с.
  111. Р.А. Интеграция образования и методологическая культура учителя / Р. А. Куренкова // Интеграция образования. 1997. -№ 1−2.-С. 68.
  112. Л.И. Проблемы совершенствования обучения химии в малокомплектной школе / Л. И. Лагунова, Л. С. Левина // Химия в школе. 1990.-№ 3.-С. 19−23.
  113. B.C. Содержание образования / В. С. Леднев. М.: Просвещение, 1994. — 260 с.
  114. А. Н. Лекции по общей психологии / А. Н. Леонтьев. = М.: Мысль, 2000.-511 с.
  115. О. Идея разновозрастного коллектива / О. Леонтьева // Первое сентября. 1999. — 14 авг. — С. 12 — 13.
  116. П.Ф. Семейное воспитание ребенка и его значение / П. Ф. Лесгафт. -М.: Педагогика, 1991. 176 с.
  117. Ш. Лещинский В. И. Личностная парадигма в истории образования. / В. И. Лещинский // Личностно ориентированная педагогика. 1999. -Вып.З. — С.15−19.
  118. А.П. Интеграционный потенциал образовательных систем крупнейших регионов мира (типология, сравнительный анализ) / А. П. Лиферов. Рязань: Изд-во РГПУ, 1997. — 55 с.
  119. Д. С. Заметки о русском / Д. С. Лихачев. 2-е изд., перераб. и доп. -М.: Сов. Россия, 1984. — 62 с.
  120. Т. А. Биология. Общие закономерности. 9 кл.: методическое пособие к учебнику С. Г. Мамонтова, В. Б. Захарова, Н. И. Сонина «Биология. Общие закономерности. 9 класс» / Т. А. Ловкова, Н. И. Сонин. М.: Дрофа, 2002. — 128 с.
  121. К. К. Проблемы интеграции научного знания: Теор.-метод. аспект / К. К. Лусис, В. А. Марков. Рига: Зинатне, 1988. — 210 с.
  122. Ю. Проблемы обучения химии в сельской школе/ Ю. Лысова// Сельская школа. 2004. — № 3. — с. 111−112.
  123. А.Н. Мониторинг региональных образовательных систем и эффективность реализации социальных проектов / А. Н. Майоров, О. Е. Лебедев, Е.С. Заир-Бек. М.: Полиграф сервис, 1999. — 78 с.
  124. В. Н Межпредметные связи и совершенствование процесса обучения / В. Н Максимова. М: Просвещение, 1984. — 144 с.
  125. В.Н. Интеграция в системе образования / В. Н Максимова. СПб.: ЛОИРО, 1998. — 157 с.
  126. Малькова З. А Сравнительная педагогика / З. А Малькова, Б.Л.
  127. Вульфсон. М.: Изд-во «Институт практ. псих.», 1996. — 255с.
  128. М.И. Вопросы интегративного потенциала дидактики / М. И. Махмутов, JI.A. Артемьева // Проблемы интеграции процесса обучения в СПТУ: Сб. науч. тр. М.: изд. АПН СССР, 1989. — С. 45 — 55.
  129. Е.А. Разработка и адаптация психологических методик для системы педагогической диагностики / Е. А. Михайлычев // Школьные технологии. 2002.-№ 8.-С.86−90.
  130. Н. А. Малочисленная школа. Профессиональный портрет учителя. / Н. А. Морозова. Воронеж: Изд-во ВОИПКРО, 2004. -45 с.
  131. В. В. Методическое пособие к учебнику географии «Население и хозяйство России»: 9 кл. / В. В. Николина, А. И. Алексеев. -М.:б.и., 2003.- 192 с.
  132. Образование и культура в Воронежской области: статист. Сб./ Госкомстат России. Воронежский областной комитет гос. статистики. -Воронеж: б.и., 2004. 40 с.
  133. Обучение в малокомплектной сельской школе: 5−9 классы: Кн. для учителя / под ред. Г. Ф. Суворовой. М.: Просвещение, 1990. — 157 с.
  134. А.К. Педагогическая система формирования мотивации и самоорганизации учебной деятельности учащихся сельских школ: автореф. дисс. канд. пед. наук: 13.00.01 / А. К. Осин. Шуя, 2000.-22 с.
  135. Особенности обучения и психического развития школьников 13 17 лет / под ред. И. В. Дубровиной, Б. С. Круглова. — М.: Педагогика, 1988.- 147 с.
  136. А. А. Профильное обучение в старших классахмалочисленной школы / А. А. Остапенко // Школьные технологии. -2003. -№ 3.- С. 95 98.
  137. А.А. Пути реализации концепции профильного обучения в сельской школе/ А. А. Остапенко // Сельская школа. 2003. -№ 4.-с. 18−25.
  138. Пак М. С. Дидактика химии: учеб. пособие для студ. Высш. Учеб. заведений / М. С. Пак. М.: Гуманитар, изд. цент ВЛАДОС, 2004. -315 с.
  139. Е. А. Формирование научного мировоззрения школьников средствами межпредметной интеграции: автореф. дис.канд. пед. наук: 13.00.01 /Е. А. Паладянц.-Новосибирск, 2001. -23 с.
  140. С. А. О личностно-ориентированном обучении и воспитании школьников в сельской школе / С. А. Панов // Химия в школе. 1999. — № 3. — С. 35−37.
  141. Н. О традиционных и новых подходах к профильному преподаванию географии / Н. Петрова // Учительская газета. 2003. — № 5. — С.39.
  142. О. В. Старшеклассники выбирают. Роль элективных курсов в предпрофильном биологическом образовании школьников / О. Петунии // Учитель. 2004. — № 1. — С. 22−25.
  143. О.В. Контрольные уроки по общей биологии для классов естественнонаучного профиля / О. В. Петунин // Биология (приложение). 2003. — № 17. — С. 4.
  144. А. Концепция профильного обучения: все идет по плану/ А. Пинский // Народное образование. 2004. — № 1. — С.55−58.
  145. С.А. Проектирование образовательной среды профильного обучения / С. А. Писарева. Санкт-Петербург: изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2005. — 56 с.
  146. Е. А. Еще раз о концепции преподавания естественнонаучных знаний / Е. А. Писарчук, О. В. Щербан // Биология вшколе. 1991.-№ l.-C. 53 — 55.
  147. Г. В. Химия в технологиях сельского хозяйства: 8−11 кл.: Метод, пособие / Г. В. Пичугина. М.: Гуманит. изд. Центр ВЛАДОС, 2003.- 144 с.
  148. Ю. В. Практикум по методике обучения химии / Ю. В. Плетнер, В. С. Полосин. М: Просвещение, 1977. — 177 с.
  149. Программа развития образования Воронежской области / под общ. ред. Савинкова Ю. А. Воронеж: ИПФ «Воронеж», 2001. — 208 с.
  150. Программа развития образования Воронежской области на 20 012 005 годы / Борисов И. И. и др. Воронеж, 2001. — 200 с.
  151. Программы по географическим дисциплинам. М.: МГПУ, 1999.- 164 с.
  152. Программы элективных курсов по предпрофильной подготовке школьников.- Воронеж: ВОИПКРО. 2004. — 70 с.
  153. Производительный труд сельских школьников. Педагогические аспекты / В. В. Акимов, Н. Д. Сустроев. М: Academia, 2001. — 131с.
  154. А. М. Проверочные работы по химии в 8 11 классах: Пособие для учителя / А. М. Радецкий. — М.: Просвещение, 2000. — 208 с.
  155. Э. М. Методическое пособие по курсу географии: Природа России / Э. М. Раковская. М.: .:б.и., 2003. — 144 с.
  156. С. А. Сельская школа: Сб. статей. / С. А. Рачинский. -М.: Педагогика, 1991.- 180 с.
  157. Л. А. Прогнозирование как познавательная способность личности. Проблема развития познавательных способностей / Л. А. Регуш. Ленинград: ЛГПИ, 1985. — 124 с.
  158. Н. Ф. Азбука природы. Микроэнциклопедия биосферы /
  159. Н. Ф. Реймерс. М.: Знание, 1980. — 152 с.
  160. Д. В. Дидактические основы технологии конструирования интегративного содержания учебного предмета: автореф. дисс.. канд. пед. наук: 13.00.01 / Д. В. Ровкин. ОГПУ -Омск, 1997.-24 с.
  161. С. А. О некоторых особенностях сельской школы / С. А. Рогачев // Дидакт. 2000. ~№ 4. — С. 12−19.
  162. С. А. Сельская малочисленная школа: перспективы развития / С. А. Рогачев. Воронеж: ВОИПКРО, 1998. — 115 с.
  163. Рогачев С. А Концепция сельской малочисленной школы / С. А. Рогачев. Воронеж: ВОИПКРО, 1995. — 116 с.
  164. Е. И. Настольная книга практического психолога: учеб. пособие: В 2-х кн. / Е. И. Рогов М.: Изд-во ВЛАДОС — ПРЕСС, 2002. -Кн. 1: Система работы психолога с детьми разного возраста. — 384 с.
  165. К. Личные размышления относительно преподавания и учения / К. Роджерс // Открытое образование. 1993. — N5−6. — С. 23 -25.
  166. С. Л. Основы общей психологии: в 2 т. / С. Л. Рубинштейн. М.: Педагогика, 1989. — 2 т.
  167. С.А. Сельская школа: Сб. статей / С. А. Рягинский. -М: Педагогика, 1991. 180с.
  168. В. Н. Системный подход в современной науке / В. Н. Садовский, И. В. Блауберг, Э. Г. Юдин // Проблемы методологии системного исследования. М.: Мысль, 1970. — С. 112−117.
  169. Е. Н. Обучение и воспитание в условиях сельских школ / Е. Н. Сафонова. М.: Просвещение, 1988. — 24 с.
  170. В.В. Личностно ориентированное образование: к разработке дидактической концепции / В. В. Сериков // Педагогика. -1994. № 5. — С. 16−21.
  171. В.В. Личностный подход в образовании: концепция и технологии / В. В. Сериков. Волгоград: б.и., 1994. — 98 с.
  172. В.В. О методологических основах гуманизации образования / В. В. Сериков // Формирование личности. Волгоград, 1992.-С.7−13.
  173. В. Д. Профессиональное самоопределение школьников: Учебное пособие / В. Д. Симоненко. Брянск: 1995. — 82с.
  174. Система адаптивного обучения в сельской малочисленной школе Воронежской области / Анохина Г. М. и др. Воронеж: ВИПКРО, 2000. — 142 с.
  175. А. Ю. Экономическая география России: Учеб. для 9 кл. / А. Ю. Скопин. М.: Велби, 2004. — 368 с.
  176. Н. Ю. Как активизировать познавательную деятельность учащихся / Н. Ю. Соколова // Педагогика. 2001. — № 7. — с. 32−36.
  177. Социологический энциклопедический словарь: На русском, английском, немецком, французском и чешском языках / под ред. Г. В. Осипова. М.: Издательская группа ИНФРА. — М.: НОРМА, 1998. — 788 с.
  178. В.П. Урок в сельской малокомплектной школе / В. П. Стрекозин. М: Просвещение, 1992. — 141с.
  179. Г. Ф. В центре внимания сельская школа/ Г. Ф. Суворова // Химия в школе. 1990. — № 2. — с. 3−8.
  180. Г. Ф. Сельская школа: новое в содержании образования / Г. Ф. Суворова // Педагогикаю 1996 — № 6. — С. 40 — 45.
  181. П. Избранное: Теология культуры / П. Тиллих пер. с англ. -М.: Юрист, 1995.- 158 с.
  182. И. М. Развитие мотивации обучения химии / И. М. Титова//Химия в школе. 1996. — № 5 — 6.- С. 7 — 11.
  183. Т. У. Урок как показатель грамотности и мастерства учителя / Т. У. Тучкова. М.: АПК и ПРО, 2002. — 68 с.
  184. Ю. С. Методика выявления и описания интегративных процессов в учебно-воспитательной работе / Ю. С. Тюнников. -Бийск: б.и., 1988. 132 с.
  185. Ю. С. Роль политехнических межпредметных связей в совершенствовании профессиональной подготовки учащихся средних ПТУ / Ю. С. Тюнников. Бийск: б.и., 1986. — 54 с.
  186. А. Д. Теоретико методологические проблемы обоснования знания / А. Д. Урсул // Методологические проблемы взаимодействия общественных, естественных и технических наук. — М.: Мысль, 1984.-С. 458 -467.
  187. А. Д. Философия и интегративно общенаучные процессы / А. Д. Урсул. — М.: Наука, 1981. — 157 с.
  188. А.Д. Информатизация общества / А. Д. Урсул. М.: Наука, 1990. — 191 с.
  189. А. В. Естественнонаучное образование в средней школе / А. В. Усова // Педагогика. 2001. — № 9. — с. 40 — 45.
  190. А.В. Чтобы учение стало интересным и успешным / А.В. Усова//Педагогика. 2000. — № 4 — С. 30−33.
  191. К. Д. Педагогика / К. Д. Ушинский // Собр. соч.: В 6 т.-М., 1990.-Т.5.- 328 с.
  192. Г. Ф. Межпредметные связи в процессе обучения / Г. Ф. Федорец. Ленинград: РГПУ, 1983. — 83 с.
  193. Г. Ф. Проблема интеграции в теории и практике обучения/ Г. Ф. Федорец. Ленинград: РГПУ, 1989. — 94 с.
  194. П. Н. Философия и интеграция наук / П. Н. Федосеев // Вопросы философии. 1978. — № 7. — С. 17.
  195. Т.Н. Дифференцированный подход к организации исследовательской работы сельских школьников / Т. Н. Федотова // Химия в школе. 2002. — № 4. — С. 52−58.
  196. В. К. Формирование готовности студентов пединститута к работе в сельской школе: Дисс.. канд. пед. наук: 13.00.01 / В. К. Ферулов. Ульяновск, 1987. — 129 с.
  197. О. В. Химическая символика как средство развития творческой деятельности школьников: автореф. дисс.. канд. пед. наук: 13.00.01 / О. В. Филатова. СПб, 2000. — 18 с.
  198. И.Г. Диагностика и анализ учебного процесса И.Г. Фомичева // Завуч. 2003. — № 1. — С.133−146.
  199. П. Г. Особенности педагогического процесса в сельской малокомплектной школе / П. Г. Фролов. М.: Просвещение, 1991. -159 с.
  200. В.А. Вариативное образование на селе: состояние и перспективы / В. А. Фролов // Наука и школа. 1999. — № 5. — С 34 — 38.
  201. Т.П. Профильное обучение в условиях сельской школы / Т. П Фролов// Наука и школа. 2000. — № 3. — С. 48 -53.
  202. Э. Иметь или быть? / Э. Фромм. Пер. с англ. — 2-е изд., доп. — М.: Прогресс, 1990. — 354 с.
  203. А. В. Как я понимаю и веду курс естествознания / А. В. Хуторской // Биология в школе. 1990. — № 5. — С. 27 — 31.
  204. A.M. Педагогические основы вариативной организации сельской школы / A.M. Цирульников. М.: Просвещение, 1992.- 152 с.
  205. А. М. Педагогическая специфика профильного обучения в общеобразовательной школе: Дисс.. канд. пед. наук: 13.00.01 / А. М. Шамаева. Липецк, 2005.
  206. В. Ф. Куда и как исчезли тройки / В. Ф. Шаталов. М.: Педагогика, 1979. — 134 с.
  207. С. Т. Избранные педагогические сочинения: в 2-х т / С. Т. Шацкий. М.: Просвещение, 1980. — 344 с.
  208. Ю. В. Дидактические основы интеграции учебных предметов естественнонаучного цикла в общеобразовательной школе: автореф. дис.канд. пед. наук: 13.00.01 / Ю. В. Шибанова. М, 2001. -24 с.
  209. В.А. Интегратизм путь от простого к сложному в познании явлений жизни / В. А. Энгельгардт // Вопросы философии. -1970.-№ 11.-С. 105−115.
  210. Ф. Диалектика природы. Т. 4 / Ф. Энгельс, К. Маркс .2-е изд. -М.: б.и., 1983. 234 с.
  211. Э.Г. Методологическая природа системного подхода / Э. Г. Юдин // Системные исследования. 1973. — Вып. 5. — С. 12−17.
  212. И.С. Личностно ориентированное обучение в современной школе / И. С. Якиманская. М: Сентябрь, 1996. — 96 с.
  213. И.С. Развивающее обучение / И. С. Якиманская. -М.: Педагогика, 1991. 156 с.
  214. И. С. Технология личностно-ориентированного обучения в современной школе / И. С. Якиманская. М: Сентябрь, 2000. -176с.
  215. П.М. Психологические проблемы мотивации поведения человека / П. М. Якобсон. М.: АПН СССР, 1969. — 128 с.
  216. Е.Л. Психология развития творческого потенциалашкольников: автореф. дисс. док. псих, наук: 19.00.13 / E. J1. Яковлева. -М., 1997.-23 с.
  217. Яковлева E. J1. Развитие творческого потенциала личности школьника / E. J1. Яковлева // Вопросы психологии. 1996. — № 3. — с.28.
  218. Яковлева E. J1. Эмоциональные механизмы личностного и творческого развития / E.JI. Яковлева // Вопросы психологии. 1997. -№ 4. — с.20.
  219. В. О совместном решении задач учащимся / В. О Янтос // Формирование учебной деятельности школьников. / Под ред. В. В. Давыдова и др.-М.: б.и., 1982.-С. 178−187.
  220. Д.В. Особенности социализации современного подростка / Д.В. Ярцев//Вопросы психологии. 1999. -№ 6. — с.54.
  221. Alt Robert. Das Bildungsmonopol. Berlin: Akademie-Verlag. 1978.- 343 s.
  222. Becher G.S. Human capital a theoretical analysis, whis a special refrence to education. — N.Y., 1975. — 325 s.
  223. Feldman J, Gray P. Some educational benefits of freely chosen age mixing among children and adolescent // Phi Delta Kappa.- 1999.- T. 80, N 7.-C.507−512.
  224. Fuhrmann E., Week H. Forschungsproblem Unterrichtsmethoden. -Berlin: Volk und Wissen Volkseigener Verlag. 1976. 232 s.
  225. Mason DeWayne A., Stimson J. Combination and nongraded classes: defmitions and frequency in twelve states // The elementary school joumal-1996.- T. 96, N 4, — C. 439−452. 96. C.439.
Заполнить форму текущей работой