Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Педагогические условия формирования готовности к профессиональной деятельности будущего учителя физической культуры

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

A.Н.Леонтьев, Б. Д. Эльконин и др.), использования подвижных и спортивных игр для обеспечения физической активности субъекта (А.О. Бударина, М. Я. Виленский, В. М. Григорьев, Р. И. Жуковская, Г. И. Макеев, С. С. Коровин, Б. В. Куприянов и др.). Кроме того, для нашего диссертационного исследования научный интерес представляют работы, раскрывающие проблемы формирования личности, ее мотивации… Читать ещё >

Содержание

  • Глава. L ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ БУДУЩЕГО УЧИТЕЛЯ
    • 1. Современные предпосылки совершенствования профессиональной подготовки учителя
    • 2. Сущность и структура технико-тактической подготовки будущего учителя физической культуры
    • 3. Индивидуальный подход к профессиональной подготовке будущего учителя физической культуры
  • Глава II. ИССЛЕДОВАНИЕ ВОЗМОЖНОСТЕЙ ТЕХНИКО-ТАКТИЧЕСКОГО КОМПЛЕКСА В ПОДГОТОВКЕ УЧИТЕЛЯ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ
    • 1. Педагогические условия профессиональной подготовки будущего учителя физической культуры
    • 2. Технология использования технико-тактических комплексов в профессиональной подготовке учителя физической культуры
    • 3. Экспериментальная проверка эффективности технологии профессиональной подготовки будущего учителя физической культуры

Педагогические условия формирования готовности к профессиональной деятельности будущего учителя физической культуры (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность исследования. Кардинальное реформирование российского общества закономерно сопровождается обновлением всех социальных институтов и систем, в том числе и образования, в рамках которой активизировался поиск инновационных моделей педагогического взаимодействия, разработаны национальная доктрина, федеральные программы и концепции, сформированы государственные образовательные стандарты высшего профессионального образования нового поколения и т. д.

В современном обществе востребованы специалисты, обладающие фундаментальной подготовкой, способные творчески осуществлять профессиональную деятельность, характеризующую конкурентоспособ-ность личности и т. д. Концепция формирования молодежи предполагает совершенствование процесса и системы подготовки, привитие культуры здорового образа жизни личности, в связи с чем актуальной становится проблема готовности будущего учителя к использованию современных технологий и методов взаимодействия и т. д.

Анализ психолого-педагогической и другой литературы показывает, что в последние годы физическое состояние здоровья молодежи вызывает тревогу не только у специалистов, поскольку физическая культура не стала потребностью личности, обязательным компонентом жизнедеятельности социальных групп и отдельной личности. Кроме того, на современном этапе развития цивилизации физическая культура рассматривается как личная проблема индивида, а не как составляющая здоровья нации. На наш взгляд, формировать здоровье личности необходимо с детского возраста, а управлять этим процессом должны учителя, что актуализирует проблему подготовки к ней студентов высших учебных заведений педагогического профиля.

С этих позиций одной из задач системы профессионально-педагогического образования выступает организация подготовки будущего учителя во времени и пространстве, выступающей необходимым условием его становления и предпосылкой интеграции России в мировое пространство. В связи с этим, использование комплекса педагогических условий подготовки будущих учителей приобретает особую значимость и актуальность.

Анализ психолого-педагогической, философской, специальной и другой литературы, показывает, что различные аспекты физической подготовки будущего учителя исследовались на протяжении многих лет, из которых для выполняемого исследования важное значение имеют исследования, связан/ ные с проблемой формирования личности через физическую культуру (М.Н. Алиев, Н. П. Аникеева, Н. Н. Визитей, С. В. Григорьев, Д. М. Маллаев,.

A.Н.Леонтьев, Б. Д. Эльконин и др.), использования подвижных и спортивных игр для обеспечения физической активности субъекта (А.О. Бударина, М. Я. Виленский, В. М. Григорьев, Р. И. Жуковская, Г. И. Макеев, С. С. Коровин, Б. В. Куприянов и др.). Кроме того, для нашего диссертационного исследования научный интерес представляют работы, раскрывающие проблемы формирования личности, ее мотивации и ценностных ориентаций (А.Г. Ac-t молов, В. А. Бодров, А. Г. Здравомыслов, А. Н. Леонтьев, К. Г. Платонов, С. Л. Рубинштейн, Д. И. Фельдштейн, И.С. Якиманская), а также исследования, связанные с анализом и обоснованием педагогических систем и технологий (С.И.Архангельский, Ю. К. Бабанский, Г. М. Гаджиев, В. И. Журавлев,.

B.И.Загвязинский, Т. А. Ильина, В. В. Краевский, Н. В. Кузьмина, И. Я. Лернер, Г. К. Селевко, В. Н. Сериков, М. П. Сибирская, В. М. Полонский и др.).

Изучение теоретических исследований и практики подготовки будущего учителя физической культуры к профессиональной деятельности свидетельствует о том, что далеко не все аспекты этой проблемы получили свое практическое разрешение, поскольку остается не вполне определенным и потому не в полной мере реализованным потенциал комплекса условий, способствующих формированию готовности будущего учителя физической культуры к профессиональной деятельности. Кроме того не разработаны и не обоснованы содержание и механизмы целенаправленного использования в профессиональной подготовке, индивидуального подхода, активных форм и методов, обеспечивающих системную подготовку специалистов, способных к эффективной трансформации физической культуры в практическую деятельность' по формированию навыков здорового образа жизни.

Вместе с тем разработка этих аспектов могла бы помочь в подготовке будущих учителей физической культуры к профессиональной педагогической деятельности, расширить их знания о ценностных ориентациях и т. д. Таким образом, актуальность диссертационного исследования определяется противоречиями между:

• возросшими требованиями к личности учителя-профессионала и неготовностью системы педагогического образования обеспечить процесс ее становления и развития;

• необходимостью использования в процессе подготовки современных психолого-педагогических концепций и их недостаточной востребованностью;

• социальной потребностью в использовании комплекса педагогических условий в целенаправленном формировании личности будущего учителя физической культуры и недостаточным научно-педагогическим обеспечением этого процесса в педагогических учебных заведениях.

Приведенные противоречия обуславливают актуальность исследования, проблемой которого выступает обоснование научных основ использования комплексов педагогических условий в профессиональном становлении будущего учителя физической культуры.

Актуальность исследования проблем профессиональной подготовки обусловили выбор темы диссертационного исследования «Педагогические условия формирования готовности к профессиональной деятельности будущего учителя физической культуры».

Цель исследования. Обоснование и экспериментальная проверка эффективности комплекса педагогических условий в профессиональной подготовке будущего учителя физической культуры.

Объект исследования — содержание и процесс профессиональной подготовки будущего учителя физической культуры.

Предмет исследования — условия формирования подготовки будущего учителя физической культуры к профессиональной деятельности.

Гипотеза исследования. Формирование готовности к профессионально-педагогической деятельности будущего учителя физической культуры будет существенно улучшен, если:

• обеспечить единство теоретической и практической составляющих подготовки учителя, нацеленной на его развитие и саморазвитие, формирование готовности к профессиональной деятельности;

• раскрыть сущностные и содержательные характеристики комплекса педагогических условий;

• использовать обобщенную структурно-уровневую модель формирования готовности к профессионально-педагогической деятельности будущего учителя;

• обеспечить технологизацию формирования готовности к профессионально-педагогической деятельности будущего учителя.

В соответствии с проблемой, объектом, предметом и гипотезой определены задачи исследования:

1. Анализ социально-педагогических основ профессиональной подготовки будущего учителя физической культуры.

2. Выявление сущностных и содержательных характеристик и педагогической значимости использования технико-тактического комплекса в профессиональной подготовке будущего учителя.

3. Обоснование индивидуальный подход как условия формирования готовности к профессионально-педагогической деятельности будущего учителя физической культуры.

4. Обоснование технологии использования комплекса педагогических условий в профессиональной подготовке будущего учителя физической культуры.

5. Разработка процесса профессиональной подготовки будущего учителя физической культуры с использованием национальной поясной борьбы.

6. Экспериментальная проверка эффективности технологии использования комплекса условий в профессионально-педагогической подготовке будущих учителей физической культуры.

Методологическая основа исследования. Методологическую основу исследования составляют системный, деятельностный и культурологический подходы (В.Г.Афанасьев, В. К. Бальсевич, В. Л. Бенин, И. В. Блауберг, М. Я. Виленский, Э. Г. Юдин и др.), философские положения концепции единства сознания и деятельности в процессе социализации личности (С.Л.Рубинштейн, И.Т.Фролов).

Теоретическая основа исследования. Теоретическую основу исследования составляют положения: концепций деятельности (М.С.Каган, А. Н. Леонтьев, Д. И. Фельдштейн и др.), «переноса» тренированности к навыкам (М.М, Боген, В. М. Зациорский, Л. П. Матвеев, В. П. Филин и др.), формирования личности и профессионализма учителя в системе непрерывного педагогического образования (О.А. Абдуллина, С. И. Архангельский, Е.П. Бело-зерцев, Ю. В. Варданян, А. А. Вербицкий, Н. В. Кузьмина, Ю. Н. Кулюткин, М. М. Левина, В. А. Сластенин, Л. Ф. Спирин, Е. Н. Шиянов, А. И. Щербаков и др.) — инновационных педагогических технологий подготовки учителя (В.П. Беспалько, Е. В. Бондаревская, И. Ф. Исаев, В.А. Кан-Калик, В.А. Караков-ский, Л. С. Подымова, В. В. Сериков, Е. А. Ямбург и др.) — образования в сфере физической культуры (В.М. Выдрин, П. Ф. Лесгафт, Л. И. Лубыщева, Ю. Д. Железняк, Г. Н. Пономарев, В. И. Лях и др.), формирования профессиональной физической культуры (Г.И. Макеев, С. С. Коровин, В. А. Кабачков и др-);

Ведущая идея исследования — профессиональная подготовка учителя является результатом субъектно-деятельностного становления и развития личности в системе непрерывного педагогического образования.

Методы исследования. Для решения поставленных задач и проверки исходных предположений использован комплекс взаимопроверяющих и взаимодополняющих методов исследования: анализ, сравнение, моделирование, наблюдение, интервью, анкетирование, тестирование, изучение и обобщение педагогического опыта, профессиографический метод, анализ творческих работ, рейтинг и самооценка, организация и анализ личного опыта, педагогический экспериментметоды качественного и количественного анализа полученных результатов.

Опытно-экспериментальная база исследования. Опытно-экспериментальной базой исследования выступали факультеты института физической культуры Дагестанского государственного педагогического университета, образовательные учреждения школа лицей № 51, школа-интернат № 2, г. Махачкала, ШВСМ, информационно-диагностический (методический) центр (ИДЦ), Дагестанский институт повышения квалификации и переподготовки педагогических кадров. Исследованием было охвачено свыше двух сот студентов разных курсов и факультетов, преподаватели вузов, руководители и учителя школ, слушатели курсов повышения квалификации, методисты и т. д.

Организация и этапы исследования. первый этап (2001;2003 гг.) предполагал поисковую работу по изучению состояния проблемы исследования, изучение нормативной и учебной документации, проведение анкетного опроса и бесед с учителями физической культуры, формирование методологических основ исследования, разработку механизма использования комплекса условий в подготовке будущих учителей физической культуры, разработку программы экспериментальной работы и постановку педагогического эксперимента, второй этап (2003;2005 гг.), предполагал проведение констатирующего этапа педагогического эксперимента с целью установления исходного уровня готовности будущих учителей физической культуры к профессионально-педагогической деятельности, разработку и внедрение технологии использования комплекса педагогических условий через разработку и реализацию программы формирующего эксперимента, уточнение заявленной гипотезы исследования и т. д., третий этап (2005;2007 гг.) был направлен на апробацию психолого-педагогических условий подготовки будущих учителей физической культуры к профессионально-педагогической деятельности, анализ, обработку и систематизацию результатов эксперимента, четвертый этап (2007;2009 гг.) предполагал интерпретацию, обобщение и систематизацию результатов исследования, формулирование частных и общих выводов, внедрение в практику профессиональной подготовки инновационных технологий и оформление диссертационного исследования.

Научная новизна исследования. Научная новизна исследования заключается в: выявлении особенностей профессионально-педагогической подготовки будущих учителей физической культурыразработке и обосновании механизма использования комплекса педагогических условий оптимизации профессиональной подготовки будущего учителя физической культурыобосновании педагогической технологии использования технико-тактических комплекса в профессиональной подготовке будущих учителей физической культуры.

Теоретическая значимость исследования. Теоретическая значимость исследования заключается в выявлении возможностей индивидуального подхода, технико-тактических комплексов и т. д. в подготовке учителя, обосновании значимости и сущности взаимосвязей содержания, методов и средств педагогического воздействия на личность студента. Предложенный в исследовании механизм решения проблемы профессионально-педагогической подготовки будущих учителей физической культуры углубляет научные представления в области теории и методики профессионального образования.

Практическая значимость исследования. Практическая значимость исследования состоит в разработке содержания и технологии профессионально-педагогической подготовки будущего учителя физической культуры на основе широкого применения в структуре их предметной подготовки комплекса педагогических условий (нормативные элективные курсы, индивидуальный подход и т. д.). Предложенные подходы определяют перспективность использования материалов диссертации в совершенствовании образовательных стандартов и отвечают задачам модернизации педагогического образования.

Достоверность и обоснованность результатов исследования обеспечивается обоснованностью исходных теоретико-методологических позицийрепрезентативностью и достаточным объемом выработкииспользованием комплекса методов исследования, адекватных предмету, задачам и логике исследованиясочетанием опытной и экспериментальной работ по разработке и реализации системы подготовки будущего учителя физической культуры, устойчивой повторяемостью результатов, подтвержденных математическими методами обработки.

Апробация работы. Результаты исследования нашли отражение в учебных программах, методических указаниях, программах спецкурсов, научных статья и докладах автора (Армавир, Карачаевск, Нижний Новгород, Уфа, Махачкала 2001;2009 гг.) и внедрены в практику работы факультетов физического воспитания вузов и колледжей Республики Дагестан. Результаты исследования отражены в 7 публикациях автора.

На защиту выносятся положения:

• профессионализм учителя как качественная характеристика, включающая совокупность интегрированных фундаментальных знаний, обобщенных умений и способностей, а таюке личностных и профессионально-значимых качеств, отражающих высокий уровень готовности к профессионально-педагогической деятельности;

• педагогические условия формирования готовности будущего учителя физической культуры к профессиональной деятельности, в качестве которых выступают: индивидуализация процесса подготовкисоздание комфортной дидактической средыобновление содержания подготовкиорганизация целостного педагогического процесса и его ориентация на использование технико-тактических комплексовтехнологическое обеспечение процесса профессиональной подготовки учителяиспользование активных методов обучения, моделирование технико-тактических действий и т. д.;

•индивидуальный подход к формированию готовности к профессиональной деятельности учителя физической культуры;

• технико-тактические комплексы как условие профессионально-педагогической подготовки будущего учителя физической культуры, включающая: технические (стойки, передвижения, захваты, защиты, приемы, контрприемы, сложные комбинации и технические действия) и тактические приемы;

• технологию профессионально-педагогической подготовки будущих учителей физической культуры с использованием технико-тактических комплексов, представляющая собой совокупность методов и средств целеполага-ния, проектирования, осуществления и анализа результатов направленного на достижение готовности к профессионально-педагогической деятельности;

Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, двух глав, библиографии, приложений.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Проведенное исследование позволяет сделать следующие выводы:

1. Профессионализм учителя физической культуры как качественная характеристика, включает в себя совокупность интегрированных фундаментальных знаний, обобщенных умений и способностей, а также личностных и профессионально-значимых качеств, отражающих высокий уровень готовности к профессиональной деятельности.

2. Педагогическими условиями формирования готовности будущего учителя физической культуры к профессиональной деятельности выступают: индивидуализация процесса подготовкииспользование технико-тактических комплексовобновление содержания подготовкиорганизация целостного педагогического процесса и его ориентация на использование технико-тактических комплексовтехнологическое обеспечение процесса профессиональной подготовки учителяиспользование активных методов обучения, моделирование технико-тактических действий и т. д.

3. Технико-тактический комплекс как условие профессиональной подготовки будущего учителя физической культуры, включает технические (стойки, передвижения, захваты, защиты, приемы, контрприемы, сложные комбинации и технические действия) и тактические приемы владение которыми характеризует готовность к профессиональной деятельности.

4. Индивидуальный подход к формированию готовности к профессиональной деятельности учителя физической культуры обеспечивает учет индивидуальных особенностей, интересов и склонностей будущего учителя в части использования технико-тактических комплексов борьбы.

5. Технология профессионально-педагогической подготовки будущих учителей физической культуры с использованием технико-тактических комплексов, представляет собой совокупность активных методов и средств, обеспечивающих готовность к профессионально-педагогической деятельности.

6. Разработанный нами механизм использования технико-тактических комплексов в системе подготовки к профессиональной деятельности внедрен в учебный процесс на факультетах физической культуры и спорта и подтверждает свою актуальность и эффективность.

7. Результаты опытно-экспериментального обучения показывают достаточно высокую эффективность разработанной технологии и системы технико-тактических комплексов, а также тренировочных упражнений направленных на формирование готовности к профессиональной деятельности будущего учителя физической культуры.

8. Ориентированность технологии на развитие двигательных умений и навыков в комплексе создает благоприятные условия для целенаправленной подготовки студентов к реальным условиям работы в образовательных учреждениях.

9. Разработанная технология использования технико-тактических комплексов в системе подготовки к профессиональной деятельности будущих учителей физической культуры выступает не только условием обеспечения готовности, но и средством обеспечения профессионализма специалистов, тренеров и т. д. в сфере физической культуры.

Показать весь текст

Список литературы

  1. О.А. Общепедагогическая подготовка учителя в системе высшего образования. Текст. О. А. Абдуллина. М.: Просвещение, 1990. — 139 с.
  2. .Л. Развитие ВУЗа как субъекта рыночных отношений. — Р-н-Д., 2003.-135 с.
  3. А дам М. Технико-тактическая подготовка дзюдоиста и пути ее совершенствования: Автореф. дис. кан. пед, наук. — М., 1982. — 16 с.
  4. М.Н. Физическая культура и здоровье студентов. — Махачкала, 1998.-213 с.
  5. И.И. Вольная борьба. М.: Физкультура и спорт, 1957. — 133 с.
  6. И.И. О становлении технико-тактического мастерства // Спортивная борьба: Ежегодник. М., 1982. — С. 7−10.
  7. И.И. Техника вольной борьбы. — М.: Физкультура и спорт, 1977. -216с.
  8. И.И. Технико-тактическое мастерство борцов вольного стиля //Спортивная борьба: Ежегодник. М., 1977. — С. 34−38.
  9. .Г. Психология педагогической оценки. Текст. Б. Г. Ананьев. — М., 1935.
  10. В.М., Туманян Г. С. Классификация техники дзюдо // Теория и практика физической культуры. 1975. — № 2. — С. 13−15.
  11. Н.П. Воспитание игрой. М.: Просвещение, 1987. — 143 с.
  12. П.К. Особенности афферентного аппарата условного рефлекса и их значение для психологии // Вопросы психологии. — 1955. С. 36−38.
  13. П.К. Очерки по физиологии функциональных систем. М.: Медицина, 1975. — 447 с.
  14. П.К. Роль ориентировочно-исследовательской реакции в образовании условного рефлекса // Сб. Ориентировочный рефлекс и ориентировочно-исследовательская деятельность. М., 1958. — С. 9−20.
  15. П.К. Физиология и нейрофизиология условного рефлекса. — М.: Медицина, 1968. 247 с.
  16. Л.К. Формирование профессионально-преподавательских умений и навыков у студентов ИФК (на уроках гимнастики): Автореф. дис.. канд. пед. наук-М., 1952.17с.
  17. В.А. Тактика в фехтовании. — М.: Физкультура и спорт, 1969. -81 с.
  18. В.А. Фехтование. М.: Физкультура и спорт, 1953. — 179 с.
  19. Г. И., Гальперин П. Я., Грантина Н. С. Формирование двигательного навыка на основе определенного типа ориентировки в задании //Доклады АПН РСФСР. М. — 1959. — № 3. — С. 43−46.
  20. С.И. Лекции по теории обучения в высшей школе. — М.: Высшая школа, 1974. 384 с.21 .Бабанский Ю. К. Оптимизация учебно-воспитательного процесса. Текст. Ю. К. Бабанский. -М.: Педагогика, 1982. 192 с.
  21. ЕЛ. Подготовка учителя в условиях перестройки. Текст. Е. П. Белозерцев. -М.: Педагогика, 1989. 208 с.
  22. Н.А. Новые линии развития в физиологии и их отношение к кибернетике // Вопросы философии. 1962. — № 8. — С. 77−78.
  23. Н.А. О построении движений. М.: Медгиз, 1947. — 255 с.
  24. Н.А. Очерки по физиологии движений и физиологии активности. М.: Медицина, 1966. — 349 с.
  25. В.П. Программированное обучение: Дидактические основы. -М.: Высшая школа, 1970. 300 с.
  26. Д.А. К вопросу и природе ориентировочной реакции // Сб. Ориентировочный рефлекс и ориентировочно-исследовательская деятельность. -М., 1958. С. 20−25.
  27. Г. П., Ивакин Н. Г., Преображенский И. Н. Основное содержание тактики и тактической подготовки //Пути совершенствования спортивного мастерства. — М., 1966. С. 44−54.
  28. М.М. Методологические основы теории обучения двигательным действиям // Теоретические и методологические основы обучения, воспитания, организации и управления подготовкой специалистов в институтах физической культуры. М., 1983. — С. 31−33.
  29. М.М. Обучение двигательным действиям. М.: Физкультура и спорт, 1985.-92 с.
  30. В.А. Основы тактической подготовки проведения некоторых приемов классической борьбы: Автореф. дис, канд. пед. наук. М., 1967. -16 с.
  31. С.Л., Тышлер Д. А. Методика тактической подготовки фехтовальщика. — Минск: Высшая школа, 1983. 73 с.
  32. Е.В. Педагогика: личность в гуманистических теориях и системах воспитания. Текст. Е. В. Бондаревская. Р-н-Д., 1999. — 560 с.
  33. Борьба самбо: Программа для спортивных факультетов институтов физической культуры. М., 1974. — 62 с.
  34. Ю.С. и др. Инновационное высшее образование // Высшее образование в России. 2001. — № 6. — С. 38−45.
  35. К.В. Аналогии и модели в познании. Новосибирск: Наука, 1981.-319с.
  36. М. Дзюдо: Основы тренировки. Минск: Польмя, 1983. — 27 с.
  37. А.А. Активное обучение в высшей школе: контекстный подход. Текст. А. А. Вербицкий. -М.: Высшая школа, 1991. 207 с.
  38. А.И. Кибернетика наука об оптимальном управлении. — M.-JL: Энергия, 1964. — 64 с.
  39. Н.Н. Физическая культура и спорт как социальное явление. -Кишинев: Штиница, 1986. 106 с.
  40. МЯ. Физическая культура учителя. М.: Прометей, 1993.
  41. В.П., Чумаков Е. М., Родное B.C. Анализ технического мастерства самбистов//Спортивная борьба: Ежегодник. -М., 1971 .-С 45−53.
  42. А.Е., Миленин В. М., Шевандин М. А. Стенография спортивнойтехники в борьбе // Теория и практика физической культуры. — 1969. — № 4.-С. 37—40.
  43. С.М. Национальная поясная борьба как средство профессиональной подготовки будущего учителя физической культуры. Дисс. канд. пед. наук. Махачкала, 2007. — 166 с.
  44. Г. М. Проектно-преобразовательная деятельность школьников. -Махачкала, 2002. 274 с.
  45. Н.М., Потратий Р. С. Планирование тактики схватки в вольной борьбе // Спортивная борьба: ежегодник. М., 1972. — С. 23−26.
  46. П.Я. Введение в психологию. М.: Изд-во МГУ, 1976. — 150 с.
  47. П.Я. и др. Зависимость двигательного навыка от типа ориентировки в задании // Ориентировочный процесс и ориентировочно-исследовательская деятельность. М., 1958. — С. 322−328.
  48. П.Я. Основные результаты исследований по проблеме формирования умственных действий и понятий: Автореф. дис.. докт. психолог. наук. -М., 1965. 50 с.
  49. П.Я. Психология мышления и учение о поэтапном формировании умственных действий // Исследование мышления в советской психологии. М., 1966. — С. 236−277.
  50. П.Я. Развитие исследований по формированию умственных действий // Психологическая наука в СССР. М., 1959. — Т. 1. — С. 441 469.
  51. П.Я. Управление процессом усвоения //Новые исследования в педагогических науках. М., 1965. С. 15−20.
  52. П.Я., Ковылицкая C.JI. Экспериментальное формированиевнимания. М.: Изд-во МГУ, 1974. — 101 с.
  53. П.Я., Сачко Н. Н. Формирование двигательных навыков //Формирование знаний и умений на основе теории поэтапного формирования умственных действий. — М., 1968. С. 3−7.
  54. П.Я., Талызина Н. Ф. Формирование начальных геометрических понятий на основе организованного действия учащихся // Вопросы психологии. 1957. — № 1. — С. 28−44.
  55. Г. Взгляд в будущее //Программированное обучение за рубежом. — 1968.-С. 245−268.
  56. .С. Философия образования для XXI века. М.: Совершенство, 1998.-605 с.
  57. В.П. Развитие тактического мышления и планирование схватки // Спортивная борьба: Ежегодник, М., 1984. — С. 13−17
  58. В.М. Народная педагогика игры. М.: ОДИ, 1996. — 243 с.
  59. В.В. Системные основания образовательной технологии. — М.: Знание, 1995.-135 с.
  60. Е. В. Навык и действие //Ученые записи МГУ. 1945. — Вып. 90. -С. 6−21.
  61. В.В. Виды обобщения в обучении. М.: Педагогика, 1972. -423 с.
  62. В.А. Методологические вопросы исследования спорта в аспекте теории деятельности: Автореф. дис. .канд. пед. наук. М., 1974. — 20 с.
  63. А.А., Исаев А. А. Педагогическое мастерство тренера. М.: Физкультура и спорт, 1981. — 375 с.
  64. Дзюдо // Иван Т., Кавамура Т., Каяэко С. и др. М.: Физкультура и спорт, 1980.-112 с.
  65. М.А. Дагестанская народная физическая культура. Махачкала, 1975.-176 с.
  66. С.В. Генерализация знаний у студентов в процессе формирования образа модели двигательных действий //Совершенствование подготовки квалификации кадров по физической культуре и спорту. -М., 1984. -С. 50−52.
  67. С.В. Исходные положения моделирования структуры целей двигательных действий спортсмена // Теория и практика физической культуры. 1984. — № 6. — С. 13−15.
  68. Д.Д. Биомеханические аспекты обучения без ошибок. //Теоретические и методические основы обучения, воспитания, организации управления подготовкой специалистов в институтах физической культуры. М., 1983. — С. 33−35.
  69. Н.А. Биометрия. М., 1970. — 369 с.
  70. В.И. Педагогическое творчество учителя. М.: Педагогика, 1987.-160 с.
  71. Закон РФ «Об образовании». М., 1993.
  72. А.В. Развитие произвольных движений. М., 1960. — 428 с. 75. 3aifuopcKuu В. М. Кибернетика, математика, спорт. — М.: Физкультура и спорт, 1969. 164 с.
  73. B.JI. Образование. Мышление. Культура. М.: Педагогика, 1989.-102 с.
  74. В.М. Совершенствование подготовки специалистов по физической культуре и спорту //Совершенствование подготовки и повышение квалификации кадров по физической культуре и спорту. М., 1984. -С. 3−5.
  75. К. Педагогическая диагностика. М.: Педагогика, 1991. — 238с.
  76. В.А. и др. Профессиональная направленность физического воспитания. М.: Высшая школа.
  77. А.З., Галковский Н. М. Борьба классическая и вольная. — М.: Физкультура и спорт, 1952. 448 с.
  78. П.В. Технико-тактические показатели соревновательной деятельности борцов классического стиля: Автореф. дис.. канд. пед. наук. М., 1983.-23 с.
  79. М.В. Инновационные модели обучения в зарубежных педагогических поисках. -М.: Педагогика, 1994. 147 с.
  80. КозловМ.С. Спортивные игры. -М.: Физкультура и спорт, 1953. 773 с.
  81. Я.А. Избранные педагогические сочинения. М.: Учпедгиз, 1955.-651 с.
  82. Кон И. С. Социализация и воспитание молодежи. М.: Педагогика, 1989. -190 с.
  83. Конституция (Основной Закон) РФ. М., 1994. — 47 с.
  84. Концепция общего среднего образования РФ // Учительская газета.1988, 25 августа.
  85. С.С. и др. Дидактические основы физического образования. М., 1999.-155 с.
  86. А.А. Программированное обучение ориентированию на местности с обеспеченной обратной связью // VIII конференция молодых ученых. 1970.-С. 93−95.
  87. В.В. Методологическая рефлексия // Советская педагогика. —1989.-№ 2.-С. 72−79.
  88. Н. Обучение с помощью машины. М.: Мир, 1965. — 374 с.
  89. Н. О различиях между линейным и разветвленным программированием // Программированное обучение за рубежом. М., 1968. — С. 127−159.
  90. Д. Программированное обучение и обучающие машины. М.: Прогресс, 1965.-99 с.
  91. В.В., Шустив В. Н., Петровский В. В. Модельные характеристики легкоатлетов. Киев, 1979. — 88 с.
  92. B.C., Холодов Ж. К. Качество усвоения студентами знаний в зависимости от методики обучения // Теория и практика физической культуры. М., 1984. — С. 43−45.
  93. Н.В. Способности, одаренность, талант учителя. Д.: Знание, 1985.-32 с.
  94. К.А., Гзовский Б. М. К вопросу о модели специалиста // Теория и практика физической культуры. — М., 1974. С. 56−59.
  95. Ю.Н. Моделирование педагогических ситуаций. М.: Педагогика, 1981.-207 с.
  96. А.П. Динамика устойчивости позы борца: к вопросу об эффективности сложных тактико-технических действий в спортивной борьбе: Автореф. дис. канд. пед. наук. -М., 1969. 36 с.
  97. В.М. Современные проблемы профессионально-педагогической подготовки студентов институтов физической культуры по специализации // Теория и практика физической культуры. М., 1983. С. 42−45.
  98. B.C. Содержание образования: сущность, структура, перспективы. М.: Высшая школа, 1991. — 224 с.
  99. А. Н. Тактика в спортивной борьбе. — М.: Физкультура и спорт, 1967.-52 с.
  100. А.Н. Основы построения комбинаций в борьбе и их разновидности //Пути совершенствования в спортивной борьбе. М., 1963. — С. 149 161.
  101. А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М.: Политиздат, 1975.-304 с.
  102. А.Н. Обучение как проблема психологии // Вопросы психологии. — 1957. № l.-C. 3−17.
  103. ИЯ. Процесс обучения и его закономерности. М.: Знание, 1985.-96 с.
  104. Р. А. Контроль за технико-тактической подготовленностью борцов // Спортивная борьба: Ежегодник. М., 1971. — С. 125−133.
  105. Р.А. Системный анализ соревновательного процесса как основа индивидуализации подготовки спортсменов // Спорт — науке, наука — спорту. Новосибирск, — 1984. — С. 41−43.
  106. Р.А., Джадаралиев В. Т. Повышение эффективности подготовки борцов // Спортивная борьба: Ежегодник. М., 1982. — С. 3−7.
  107. А.И. Концепция формирования физической культуры. М., 1992.-120 с.
  108. В.А. Французская борьба: Руководство для упражнений. -СПб., 1896.-109 с.
  109. И.И. История физической культуры на Северном Кавказе. -Карачаевск, 1997. 224 с.
  110. Д.М. Теоретические проблемы игровой деятельности. Махачкала, 1999.-64 с.т.Малиновский С. В. Моделирование тактического мышления спортсмена. -М.: Физическая культура и спорт, 1981. 92 с.
  111. С.Л., Нечаев Н. Н. Условия образования «высших единиц» двигательного навыка // Управляемое формирование психических процессов. -М., 1977-С. 163−172.
  112. Э.Г. и др. Проблемы спортивной антропологии. М.: ВНИИФК, 1977.- 118 с.
  113. В.И. Повышать качество, совершенствовать организацию // Теория и практика физической культуры. 1974. — № 4. — С. 5−7.
  114. В.М. Педагогическая технология. Махачкала, 2003. — 40с.
  115. В.М. Технологические основы проектирования учебного процесса. Волгоград: Перемена, 1995. — 152 с.
  116. А. А. Управление тренировочным процессом // Спортивная борьба: Ежегодник. — М., 1976. С. 4−8.
  117. А.А., Ленц А. Н. Опыт тактической ситуации в борьбе // Теория и практика физической культуры. 1966. — № 7. — С. 72.
  118. А.А., Ленц А. Н. Перспективное планирование спортивной тренировки борцов // Теория и практика физической культуры. 1960. — № 5. — С. 325−329.
  119. А.А., Смоляр С. Н. Пути повышения эффективности учебно-тренировочного процесса в классической борьбе // Спортивная борьба: Ежегодник. М., 1983. — С. 70−72.
  120. А.Ы. Научно-экспериментальная работа в образовательном учреждении. -М., 1996. 130 с.
  121. А.Н. Интеграционные процессы в педагогическом образовании. Махачкала, 1998. — 189 с.
  122. О дальнейшем развитии высшей школы и повышении качества подготовки специалистов: Постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР. М., 1981. — Т. 3. — С. 395−403.
  123. ОгуренковЕ.И., Кузин Л. Т. Современный бокс и кибернетика // Теория и практика физической культуры. — М., 1973. № 9. — С. 61- 66.
  124. Н.Г. Современная система спортивной тренировки. М.: Физкультура и спорт, 1970. — 478 с.
  125. Н.Г. Программирование процесса обучения в спортивной борьбе // Спортивная борьба: Ежегодник. М., 1972. — С. 39−42.
  126. В.Г., Каргин Н. Н. Проблемы и перспективы развития спортивной борьбы // Спортивная борьба: Ежегодник. — М., 1984. С. 3−5.
  127. КС., Геселевич В. А. Показатели стиля спортивной деятельностиборца // Спортивная борьба: Ежегодник. — М., 1983. С. 59−60.
  128. О.П. Современные технологии обучения в ВУЗе // Высшее образование в России. 1994. — № 2. — С. 45−50.
  129. А.А. Педагогика сотрудничества: некоторые итоги и перспективы. -М&bdquo- 1988.-120 с.
  130. Основные направления реформы общеобразовательной и профессиональной школы // О реформе общеобразовательной и профессиональной школы. М., 1984. — С. 37−63.
  131. Очерки по теории физической культуры. М., 1984. — 268 с.
  132. И.П. Лекции о работе больших полушарий головного мозга. JL, 1949.-474 с.
  133. И.П. Физиологический механизм так называемых произвольных движений // Поли. собр. соч. Т. 3., кн. 2. — M.-JL, 1951. — С. 315−319.
  134. Н.С. Формирование двигательного навыка письма в зависимости от типа ориентировки в задании // Вопросы психологии. 1957. — № 4.-С. 117−132.
  135. Педагогика: Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов. //Под ред. Ю. К. Бабанского. -М.: Просвещение, 1983. 608 с.
  136. Педагогика / Под ред. Сластенина В. А. М.: Просвещение, 2004. — 460с.
  137. Р. Алгоритмизация технико-тактических действий в борьбе //Братство богатырей. М., 1976. — С. 46−58.
  138. Р.А., Джадаралиев В. Т. Совершенствование тактики ведения поединка // Спортивная борьба: Ежегодник. М., 1984. -С. 53−57.
  139. К.К. О системе психологии. М., 1974. — 46 с.
  140. Т.В. К вопросу оптимизации обучения технике игры в волейбол на занятиях по общему курсу в институтах физической культуры //Совершенствование подготовки и повышение квалификации кадров по физической культуре и спорту. -М., 1984. С. 66−68.
  141. Н.И. н др. Некоторые аспекты формирования положительного отношения к физической культуре. М., 1993.
  142. Н.И. Некоторые проблемы функционирования и развития теории физической культуры // Теория и практика физической культуры. -1996.-№ 5.-С. 26−29.
  143. А.Ф. Использование тренажеров в борьбе // Спортивная борьба: Ежегодник. М., 1980. — С. 72−73.
  144. С.А. Вольная борьба. -М.: Воениздат, 1967. 127 с.
  145. Программа Коммунистической партии Советского Союза: Новая редакция: Проект. М.: Правда, 1985. — 95 с.
  146. З.А. Роль ориентировочной деятельности в двигательном навыке // Вопросы психологии. 1956. — № 11. — С. 53−64.
  147. У.К. Учителя и машины: Введение в теорию и практику программированного обучения. М.: Мир, 1968. — 277 с.
  148. А.А. Спортсмен прогнозирует. — М.: Физкультура и спорт, 1971.-72 с.
  149. B.C. Комплексное применение технических средств и методов программированного и проблемного обучения в процессе профессиональной подготовки по борьбе самбо: Автореф. дисс.. канд. пед. наук. -М., 1982.-20 с.
  150. СЛ. Основы общей психологии. М.: Педагогика, 1976. -467 с.
  151. П.А. Психофизиологические вопросы спортивной тренировки. — М.: Физкультура и спорт, 1969. 272 с.
  152. Д.Л. Техника борьбы лежа. Нападение. М.: Физкультура и спорт, 1982. — 232 с.
  153. В.М., Николаенок Г. В. Методы подбора специальных средств воспитания оперативного мышления борца // Спортивная борьба: Ежегодник. М., 1977. — С. 29−32.
  154. А.Н. О параметрах соревновательной схватки борцов //Спортивная борьба: Ежегодник. М., 1980. — С. 66−69.
  155. Н.Г. Виды и функции материализации в обучении. М.: Изд-во1. МГУ, 1981.-136 с.
  156. Н.Н. Формирование (производственных) навыков по обычной методике с обеспеченной обратной связью: Автореф. дисс.. канд. пед. наук.-М., 1965.-28 с.
  157. ИД. Методические рекомендации по обучению основным приемам борьбы дзюдо. М., 1981. — 35 с.
  158. П.К. Современные образовательные технологии. М., 2004. — 250 с.
  159. И.М. Избранные философские и психологические произведения. М.: Госполитиздат, 1947. — 646 с.
  160. В.А. Формирование профессиональной культуры учителя. — М.: Просвещение, 1993. 175 с.
  161. Н.Н. Спортивная борьба (классическая и вольная): Учеб. для институтов физической культуры. М.: Физкультура и спорт, 1960. -484 с.
  162. С.Г. и др. Физическое воспитание в системе формирования социальной активности личности будущего учителя // Теория и практика физической культуры. 1984. — № 10. — С. 42−44.
  163. Спортивная борьба: Учеб, для институтов физической культуры / Под ред. А. П. Кутхцова. М.: Физкультура и спорт, 1978. — 424 с.
  164. Спортивная борьба: Учеб. для институтов физической культуры / Под общ. ред. Н. М. Галковского, А. З. Катулина. М.: Физкультура и спорт, 1968.-584 с.
  165. Спортивная борьба: Учеб. пособие для техникумов и институтов физической культуры / Под ред. Г. С. Туманяна. М.: Физкультура и спорт, 1985.-144 с.
  166. Спортивная борьба: Учеб. пособие для тренеров / Под общ. ред. А. Н. Ленца. — М.: Физкультура и спорт, 1964. 493 с.
  167. Спортивная метрология: Учебник для институтов физической культуры / Под ред. В. М. Зациорского. М.: Физкультура и спорт, 1982. — 256 с.
  168. А.Г., Климин В. П., Писъменский И. А. Индивидуализация подготовки борцов. М.: Физкультура и спорт, 1984. — 240 с.
  169. С.В., Ким В.А. Анализ соревновательной деятельности дзюдоистов // Спортивная борьба: Ежегодник. М., 1980. — С. 64−66.
  170. Н.Ф. Теоретические проблемы программированного обучения. М.: Изд-во МГУ, 1969. — 132 с.
  171. Н.Ф. Теория программированного обучения. М.: Знание, 1975.-51 с.
  172. Н.Ф. Управление процессом усвоения знаний. — М.: Изд-во МГУ, 1975.-343 с.
  173. Теория и методика физического воспитания: Учеб. для ин-тов физической культуры / Под общ. ред. Л. П. Матвеева и А. Д. Новикова. М.: Физкультура и спорт, 1976. — 304 с.
  174. И.И. Организация педагогических экспериментов по программированному обучению и обработке их результатов. М.: Знание, 1968. -68 с.
  175. И.И., Неверкович С. Д. Активизация педагогического процесса// Теория и практика физической культуры. 1984. — № 7. — С. 4144.
  176. И.И. Исследование методов применения технических средств и программирования в процессе обучения студентов, специализирующихся по спортивной борьбе: Автореф. дис.. канд. пед. наук. М., 1975.-23 с.
  177. Э.Л. Принципы обучения, основанные на психологии. М., 1930.-235 с.
  178. Г. И. Чтобы оставаться сильнейшими: Проблемы подготовки резервов // Спортивная борьба: Ежегодник. М., 1984. — С. 4143.
  179. Г. С. Методы изучения интенсивности соревновательных упражнений в спортивных играх и единоборствах // Теория и практика физической культуры. 1965. — № 8. — С. 17−20.
  180. Г. С. Об уровне технической подготовленности борцов // Теорияи практика физической культуры. 1967. — № 5. — С. 24−26.
  181. Г. С., Свищев И. Д., Чумаков Е. М. Методика определения и анализ тактико-технической подготовленности дзюдоистов различного возраста и квалификации: Метод, рекомендации. — М., 1974. -37 с.
  182. JI.B. Молодой самбист. М.: Физкультура и спорт, 1970. — 208 с.
  183. К.Д. Человек как предмет воспитания: Опыт педагогической антропологии / Собр. соч. M.-JL, 1950. — Т. 8, кн. 1. — 776 с.
  184. B.C. Управление движениями в спорте. М., 1975. — 208 с.
  185. B.C. Физиологические основы классификации физических упражнений // Физиология мышечной деятельности, труда и спорта. JL, 1969. — С. 250−256.
  186. В.В. Опыт применения предписаний алгоритмического типа на занятиях по повышению спортивного мастерства: На примере гимнастики // Теория и практика физической культуры. — 1983. № 5. — С.38−40.
  187. В.И., Петросян Э. А. О зависимости формирования двигательного навыка от времени подачи внешней корректирующей информации // Вопросы психологии. 1974. — № 2. — С. 65—76.
  188. Характеристика соревновательной деятельности юных дзюдоистов / Сиротин О. А. и др. // Спортивная борьба: Ежегодник. М., 1984. — С. 3941.
  189. А. А. Борьба самбо. М.: Физкультура и спорт, 1964. — 388с.
  190. А.А. Тактика борьбы самбо. — М.: Физкультура и спорт, 1958.-44 с.
  191. А. Содержание подготовки тренеров преподавателей по дзюдо в Тунисе: Автореф. дис.. канд. пед. наук. -М., 1984. 22 с.
  192. А.Ц. Тренирующее действие представления движений // Теория и практика физической культуры. 1969. — № 9. — С. 11−14.
  193. В.И., Сиротив О. А. Метод повышения надежности соревновательной деятельности борцов // Спортивная борьба: Ежегодник. — М., 1982.-С. 47−48.
  194. В.И., Подласный И.И О развитии мышления учащихся средствами программированного обучения //Программированное обучение. — Киев, 1972.-№ 9.-С. 6−10.
  195. Е.М. Тактика борца. М.: Физкультура и спорт, 1976. — 224 с.
  196. Е.М., Ионов С. Ф. Объем технико-тактических действий для изучения в секциях борьбы самбо коллективов физической культуры и ДЮСШ: Метод, рекомендации. М., 1983.- 106 с.
  197. И.В. Сравнительная характеристика подготовленности дзюдоистов-победителей Олимпийских игр и чемпионата СССР 1981 г. //Спортивная борьба: Ежегодник. -М., 1984. С. 28−29.
  198. Е.Н. Гуманизация педагогического образования. М.: Ставрополь, 1991.-205 с.
  199. В.А. Моделирование и философия. М. Наука, 1966. — 301 с.
  200. Н.Е. Практикум по педагогической технологии. М., 1998. — 250 с.
  201. .Д. Избранные психологические труды. М.: Педагогика, 1989.-560 с.
  202. Энциклопедический словарь по физической культуре и спорту. Т. 3. / Гл. ред. Кукушкин Г. И. М.: Физкультура и спорт, 1963. — 423 с.
  203. ЭссиккХ. Дзюдо. М.: Физкультура и спорт, 1974. — 120 с.
Заполнить форму текущей работой