Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Искусство и личность подростка с ОВЗ

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Трудности в формировании личности подростка с ОВЗ определяются природой и характером имеющегося нарушения развития. Однако они усугубляются в специальной школе за счет сокращения в период отрочества предметов искусства, которые, безусловно, давали бы возможность не только включить старших школьников в сотворчество с педагогом и сверстниками, почувствовать присутствие искусства в себе, свою… Читать ещё >

Искусство и личность подростка с ОВЗ (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

В этом возрасте происходит дальнейшее развитие сознания юношей и девушек: формирование духовных, нравственных, эстетических чувств, потребности активного участия в общественной жизни, которые могут удовлетворяться и с помощью искусства. Художественная культура выступает мощным средством развития, социализации как нормально развивающегося старшего школьника, так и его сверстника с различной недостаточностью.

Отрочество при всей сложности психологических взаимодействий с другими людьми (взрослыми, сверстниками), по мнению В. С. Мухиной, привлекательно своей направленностью на созидание. Через собственные душевные муки подросток обогащает свой внутренний мир. Проходя путь идентификации с собой и другими, он отстаивает свое право быть личностью. Меняется и социальная ситуация, она трансформируется в сознании школьника в новые ценностные ориентации: подросток начинает интенсивно реагировать на себя, на других людей, на общество. Семья, школа, сверстники обретают новое значение и смысл[1].

Знания приобретают большую значимость для развития личности подростка. Они становятся той ценностью, которая обеспечивает их собственное сознание и место среди сверстников.

В это время у старших школьников с ОВЗ наблюдается более выраженный интерес к знаниям в области искусства. Вместе со сверстниками они посещают художественные, научно-просветительские музеи, театры, лекции. В общественной деятельности они осваивают сферу труда, ищут способы получения независимости от родителей. Ощущение энергии собственного тела, развития себя телесного — особое ощущение, оно привлекает внимание и запоминается на долгие годы.

Развивающееся самосознание в этот период определяет духовную работу самопознания, поиск «внутренней позиции». Старшего школьника начинает волновать он сам в своем физическом и духовном воплощении («Кто я?» и «Какой я перед другими?»).

В подростковом возрасте в процессе физического, психического и социального развития вместе с достижениями возникают и специфические психологические трудности, негативные образования.

У учащихся старших классов специальной школы наблюдаются реактивные состояния так называемого дидактогенного характера: они начинают осознавать, что учатся в специальной школе, и переживают свою социальную неадекватность, понимаемую ими как личностную неполноценность. Такие состояния отрицательно влияют на учебу, отношение к семье, школе, самому себе. Особое значение в этот период имеют для подростка его лицо, одежда. Углубленная рефлексия собственной внешности обусловлена желанием быть взрослым. Обращение к своему «Я», стремление утверждать себя часто дает выраженную психическую напряженность, проявляющуюся в позах, жестах, суждениях.

В развитии культуры личности огромная роль принадлежит искусству, поскольку оно формирует духовность подростка с проблемами и обеспечивает тем самым вхождение в художественную культуру на более осознанном уровне. Однако, к сожалению, именно в старшем школьном возрасте, когда художественное образование способствует самосознанию и самопознанию личности, служит средством творческих проявлений, когда контакты с искусством усиливают общий интерес школьников к учебе, уроки по искусству в учебных планах специальной школы ограничены.

В силу специфики своего содержания школьные художественные циклы способны формировать внутренний мир юного человека. Однако, по мнению ведущего специалиста в области художественного воспитания школьников А. А. Мелик-Пашаева, этот «канал перекрыт» сегодня в школе. В лучшем случае художественный цикл бесплоден, ибо неадекватны способы преподавания предметов, непонятно их значение и возможности. Наблюдается недооценка способности детей к творческому освоению искусства. Статус художественных дисциплин снижен до третьестепенных (кроме литературы, которая является основной дисциплиной), что обусловливает соответствующее «снисходительнодесертное» отношение как самих подростков, так и родителей, учителей и руководителей школьного дела к урокам искусства.

Трудности в формировании личности подростка с ОВЗ определяются природой и характером имеющегося нарушения развития. Однако они усугубляются в специальной школе за счет сокращения в период отрочества предметов искусства, которые, безусловно, давали бы возможность не только включить старших школьников в сотворчество с педагогом и сверстниками, почувствовать присутствие искусства в себе, свою социальную значимость, но и помочь корригировать отклонения в личностном развитии подростков с проблемами. Именно поэтому и возникает так называемая бездуховность: отсутствие эмпатии, экологического сознания, исторической памяти, творческой инициативы, утилитарное отношение к жизни. Исправить это положение, наполнить учебный процесс старших школьников художественно-эстетическим содержанием можно, только изменив отношение к предметам, дисциплинам, связанным с искусством. Лишь в этом случае можно говорить о формировании субкультуры личности подростка с проблемами в развитии.

Значение формирования основ художественно-эстетической культуры школьников, особенно подростков, в специальной школе состоит в том, что, приобщая детей к специальной области искусства, мы обеспечиваем развитие у них эстетического отношения к жизни. Искусство должно так преподаваться в школе, чтобы в процессе творческой практики и восприятия произведений искусства учащийся с проблемами мог открывать в себе самом способность эстетического, художественного отношения к миру, ощущать, что художественная культура формируется и в нем, и вокруг него.

В подростковом возрасте ребенок с проблемами должен и хочет взрослеть. Но, не получая средств посильного приобщения к художественной деятельности, он будет испытывать неудовлетворенность и неуверенность и потеряет интерес к искусству. В этом состоит, в частности, главная психологическая причина так называемого подросткового кризиса в художественном развитии детей.

Основной период целенаправленного формирования художественной культуры учащихся в специальной школе заканчивается седьмом классе. После этого общение с искусством старшеклассников связано только с уроками литературы и внеклассной художественно-эстетической деятельностью. Возможность комплексного общения с разными видами искусства упускается, что затрудняет гармоническое развитие личности старшеклассников, формирование их художественной культуры, процесс их социальной адаптации с помощью искусства.

Упрощенность отношения к искусству в специальной школьной педагогической практике связывается с наличием в ней тенденции, обозначаемой как вербальный крен. Суть ее заключается в преобладании в цикле учебных дисциплин в старших классах искусства слова, литературы, которая изучается преимущественно как один из источников сведений об истории и современной жизни.

Литература

теряет собственную специфику как вид искусства. Предметная ориентированность сводится к усвоению адаптированных теоретических знаний.

К сожалению, музыка и изобразительное искусство не вводятся в перечень основных предметов в старших классах. Между тем экспериментально доказано (как в массовой, так и в специальной школе), что предметы художественно-эстетического цикла не только помогают усвоению математики, русского языка, других дисциплин общеобразовательного блока, но и обеспечивают коррекцию личностных нарушений детей с проблемами. Вырастая, такой подросток выходит за пределы школы и свои нереализованные художественно-эстетические потребности и интересы удовлетворяет вне образовательного учреждения.

Современный подросток накапливает художественные впечатления через средства массовой информации, в лучшем случае — художественные выставки, театр. Телевидение как источник художественных впечатлений и знаний об искусстве сегодня значимо как в маленьких поселках, так и в больших городах. Однако, что касается телепередач по искусству, то они не способны заменить непосредственное знакомство с произведениями живописи, скульптуры, музыки, театра. Чрезмерное увлечение подростков (особенно мальчиков) фильмами приводит к тому, что зачастую их просмотр перестает быть средством художественного развития, а порой даже снижает художественный вкус.

С возрастом у подростков с ОВЗ повышается интерес к эстетическиразвлекательным передачам, особенно музыкальным, к современной музыке больших частот и классической:

«Музыка больших частот привлекает подростков благодаря экспрессивности, призывающей своим ритмом к движению. Она позволяет включиться в заданный ритм и через телесные движения выразить свои переживания»[2].

Многие исследователи отмечают, что музыка, особенно ее ритмическая основа, приводит к изменениям физиологических реакций организма (в сердечнососудистой, дыхательной, вегетативной и других системах). При этом происходящие изменения в организме подобны реакциям при сильном аффекте. Подростковая аудитория, увлеченная попи рок-музыкой, стремится к восприятию ее на пределе возможного. Ритм и частота нередко ведут к зависимости от них, а психофизиологическое воздействие приводит к состоянию отрешения от себя. Восприятие музыки сопровождается непосредственными танцевальными движениями, что усиливает процесс погружения в нее.

Однако наряду с массовыми увлечениями высокочастотной музыкой подростки с проблемами могут быть склонны и к восприятию классической музыки, и к вокальной деятельности, что, в свою очередь, оказывает благотворное влияние на формирование духовности юношей и девушек.

Таким образом, раскрывая этапы приобщения ребенка с ОВЗ к миру искусства и художественной культуре общества, к общечеловеческой культуре, ее ценностям, можно отметить, что специальная школа не использует в полной мере искусство как средство развития личности на этапе отрочества, не создает условия для формирования самосознания подростка с проблемами. Культура, художественная деятельность — это шанс для социальной адаптации детей с ограниченными возможностями. От педагогов, от всех, кто работает в сфере специального образования, от родителей зависит, помогут ли школьнику с проблемами стать гармоничной личностью в современном обществе.

Указывая на огромную роль художественной культуры в формировании человека, Б. М. Неменский отмечает, что приобщение к ней ребенка (в том числе и с нарушениями в развитии) с детства может решить проблему гуманизации общества:

«Если мы хотим действительно серьезно изменить — очеловечить общество, то начинать необходимо именно с человека, с гармонизации его мышления, его духовного мира, его отношения к жизни. Мы должны глубоко осознать, что достичь этого не на словах, а на деле невозможно помимо школы, невозможно и без опоры на всю мощь многовековой художественной культуры. Будущее сегодня строится именно на перекрестке „искусство и школа“, „искусство и детство“, „искусство и педагогика“. При всех попытках обойти этот перекресток… мы потерпим крушение»[3].

  • [1] Мухина В. С. Возрастная психология. М., 1997. С. 397.
  • [2] Мухина В. С. Возрастная психология. С. 385.
  • [3] Неменский Б. М. Пути очеловечивания школы. С. 132.
Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой