Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Социально-педагогические инновации в развитии региональной образовательной системы

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

В процессе решения поставленных задач использовался комплекс методов исследования, предусматривающий изучение теоретических источников, изучение, анализ и обобщение опытной и экспериментальной практики социально-педагогической деятельности образовательных структур региона. Применялись методы наблюдения, анкетирования, беседыанализ рабочих, нормативных, инструктивных и методических документов… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. Социально-педагогические инновации как фактор устойчивого развития региональной системы образования
    • 1. Сущность и особенности социально-педагогических инноваций
    • 2. Анализ практической деятельности образовательных учреждений по внедрению социально — педагогических инноваций
    • 3. Социально-педагогические основы развития региональной системы образования
  • Глава II. Условия эффективного внедрения инноваций в социальнопедагогическую практику образовательных учреждений
    • 1. Содержание инновационной социально-педагогической деятельности учреждений образования
    • 2. Современные технологии инновационной социальнопедагогической деятельности в сфере образования
    • 3. Реализация социально-педагогических инноваций в управлении развитием региональной системы образования

Социально-педагогические инновации в развитии региональной образовательной системы (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Социально-экономическое переустройство общества ведет к изменениям в системе образования, одной из немногих сфер, сохраняющей, несмотря на трудности и потери, основной потенциал в силу специфичного консерватизма, присущего образовательной сфере независимо от хронологических и страноведческих характеристик. Однако наряду с тенденцией к устойчивости в системе образования объективно развиваются процессы, способствующие обновлению этой системы в соответствии с меняющимся социальным фоном, без чего невозможно ее развитие.

В современных условиях стало заметным появление и развитие новых социальных функций образовательных учреждений и ведомственных органов управления: исследовательской, социально-защитной, социально-преобразующей и некоторых других. Опережающее или, в крайнем случае, своевременное развитие сферы образования в значительной мере определяет успешность социальной реконструкции всего общества. В условиях демократизации основных гражданских социальных институтов значительная и все более увеличивающаяся часть функций управления переходит к региональным структурам, которые самостоятельно определяют стратегию, тактику и ресурсы развития региональных образовательных систем на основе федеральной образовательной доктрины.

Именно в последние годы процесс генерирования новых идей, экспериментальной деятельности, изучения, обобщения, распространения и использования передового и инновационного опыта протекает особенно интенсивно, приводит к существенным изменениям в образовательной практике и стиле мышления педагогических кадров — от руководителя региональной системы образования до учителя-предметника.

Педагогические инновации становятся заметным фактором развития региональных образовательных систем. Органы управления, педагогические коллективы, творчески работающие педагоги сталкиваются с рядом проблем: необходимость пересмотра и переосмысления педагогических концепций, технологий, подходов, форм работыпоиск ресурсов, в том числе новейших (информационных) — создание подсистемы обеспечения процесса разработки и внедрения инноваций в педагогическую практику.

На повестку дня встал вопрос о профессионализме кадров, владеющих способами и умениями научного диагностирования социально-педагогической ситуации общественного развития и разработки стратегии и тактики инновационной политики в сфере образования.

В педагогической науке вопросы инновационной деятельности в системе образования постоянно исследовались специалистами. Однако социально-педагогические инновации как фактор развития региональной образовательной системы не были предметом специального рассмотрения, с одной стороны, в силу сравнительно недавнего появления стремительно развивающейся социальной педагогики как науки и области практической деятельности, с другой стороны, относительной новизной общественной тенденции децентрализации и регионализации образования. Кроме того, эффективность частных, собственно педагогических (например, методических) инноваций значительно ниже, если они не подкреплены, не поддержаны в социально-педагогическом плане. Таким образом, имеет значение как создание поддерживающего социально-педагогического контекста для частных инноваций, так и собственно социально-педагогические инновации, определенный объем, масштаб и уровень которых способен существенно интенсифицировать развитие региональной системы образования в целом.

Актуальность диссертационной работы определяется ее направленностью на теоретическое осмысление потребности в социально-педагогических инновациях, определения их научных основ, условий формирования и распространения.

Таким образом, органическая взаимосвязь социальных и педагогических аспектов в разрешении обозначенной проблемы и необходимость разработки теоретических оснований ее решения обусловили выбор темы нашего исследования «Социально-педагогические инновации в развитии региональной образовательной системы».

Объектом исследования является региональная система образования в процессе развития.

Предмет исследования: социально-педагогические инновационные элементы в развивающейся региональной образовательной системе.

Цель исследования: разработать теоретические основы социально-педагогических инноваций и полного цикла их организационно-педагогического сопровождения в современной региональной системе образования.

Цель, объект и предмет исследования обусловили необходимость постановки и решения ряда взаимосвязанных исследовательских задач:

1. Определить сущность и особенности социально-педагогических инноваций в образовании.

2. Проанализировать практическую деятельность коллективных и индивидуальных субъектов в образовании, обеспечивающих внедрение социально-педагогических инноваций на региональном уровне.

3. Определить основы развития региональной системы образования посредством внедрения социально-педагогических инноваций.

4. Апробировать технологии инновационной социально-педагогической деятельности в сфере образования и разработать рекомендации в адрес образовательных учреждений.

Гипотеза исследования:

Процесс развития региональной образовательной системы как составной части системы более широкого социального порядка детерминирован общественными условиями. Эффективность этого процесса определяется, прежде всего, взаимосвязью образования и других секторов социальной сферысоциально-педагогическими нововведениями как фактором прогрессивного развития образованияпрофессионализмом кадров, их способностью принимать научно обоснованные решения в управлении образованием и в воспитании, обучении, развитии, социальной защите детей, позволяющие привести в движение механизмы выдвижения и внедрения социально-педагогических инноваций, полноценно использовать возможности личности, семьи, других социальных институтов формирующегося гражданского общества.

Методологической основой исследования послужили философские, историко-педагогические концепции развития образовательных систем, положения общей теории управления, социально-педагогические идеи управления инновационными процессами, положения системного подхода к изучению социально-педагогических инноваций, их взаимообусловленности развитием образовательных процессов на микрои макроуровнях.

Настоящее исследование осуществлялось на основе анализа трудов ученых, внесших значительный вклад в разработку социально-педагогических основ воспитательно-образовательного процесса (А.И. Арнольдов, В. Г. Афанасьев, С. А. Беличева, В. Г. Бочарова, П. П. Блонский, Л. П. Буева, Б.З. Вуль-фов, С. И. Григорьев, В. Н. Гуров, М. П. Гурьянова, В. И. Загвязинский, И. А. Зимняя, P.M. Куличенко, А. В. Мудрик, В. А. Никитин, Л. И. Новикова, М. И. Рожков, В. Д. Семенов, В. А. Сластенин, В. А. Сухомлинский, B.C. Торохтий, Н. Б. Шмелева, Г. Н. Филонов, Т. Ф. Яркина и др.). Для нашего исследования имели значение также педагогические труды Н. К. Крупской, А. В. Луначарского и С. Т. Шацкого. Мы также опирались на проведенные исследования, в которых рассматривались историко-философские аспекты изучаемой темы (Н.Г. Алексеев, Л. В. Бадя, В. А. Журавлев, Т. М. Михайлов, А. П. Окладников,.

С.С. Фролов).

В психолого-педагогическом аспекте изучаемой проблемы теоретическую основу составили труды Б. Г. Ананьева, Ю. К. Бабанского, С.А. Беличе-вой, JI.C. Выготского, В. В. Давыдова, И. В. Иванова, А. Н. Леонтьева, Л.П. Ромадинагосударственно-правовом аспекте — труды В. А. Болотова, Е.В. Тка-ченко, В. Г. Кинелева и др.

Общие вопросы управления инновационными процессами и учреждениями в образовании рассматривались в трудах Л. И. Вагиной, М. Г. Захарова, Ю. А. Конаржевского, B.C. Лазарева, И. С. Марьенко, М. М. Поташника, В. И. Слободчикова, В. П. Стрезикозина и др.

Аспекты регионального управления образованием изучены в диссертационных исследованиях последних лет: В. Н. Аверкина, Т. Ф. Борисовой, Н. И. Бутенко, В. Ф. Бут, А. П. Волчковой, Г. Г. Воробьевой, Н. Ю. Клименко, А. Г. Корниловой, С. Д. Намсараева, З. Г. Найденовой, Т. А. Полуниной, О. Г. Прохоровой, П. П. Семенова, Н. Г. Ратановой, Л. Д. Рогозиной, А. И. Таюрского, В. З. Юсупова, Е. А. Ямбурга и др.

База и методы исследования. Исследование осуществлялось на базе образовательной системы Норильского промышленного района, включающего города Норильск, Талнах, Кайеркан, пос. Снежногорск, Алыкель, жилой массив Оганер. Опытно-экспериментальной работой были охвачены 9 образовательных учреждений разного типа, а также ряд социально-педагогических служб. Всего в процессе исследования участвовало более 600 педагогов различных образовательных учреждений, в том числе 42 специалиста органов управления образованием разного уровня.

В процессе решения поставленных задач использовался комплекс методов исследования, предусматривающий изучение теоретических источников, изучение, анализ и обобщение опытной и экспериментальной практики социально-педагогической деятельности образовательных структур региона. Применялись методы наблюдения, анкетирования, беседыанализ рабочих, нормативных, инструктивных и методических документов и материалов, а также результатов деятельности учащихся и педагогических коллективов учреждений дополнительного образования детей, общеобразовательных школ, дошкольных учреждений, структур управления Норильского промышленного района. Осуществлялся ретроспективный анализ и обобщение собственного опыта диссертанта как руководителя Управления образования Норильского промышленного района. Анализировались особенности влияния различных факторов на эффективность развития образовательной системы, а также определялись и реконструировались устаревшие, неперспективные структуры, тормозящие процесс развития социально-педагогических инноваций.

Личное участие диссертантки в исследовании состоит в непосредственной организации и проведении опытно-экспериментальной работы, в разработке идей и основных положений диссертации с 1993 по 1999 годы. Исследование осуществлялось по тематике Института педагогики социальной работы РАО, включенной в Комплексную программу РАО «Педагогика социальной работы: интеграция науки и практики» в течение 1997;1999 гг.

Исследование осуществлялось в течение семи лет и включает три этапа.

На первом этапе (1993;1995гг.) диссертант изучал философскую, социологическую, педагогическую и психологическую литературупередовой и массовый опыт социально-педагогической работы. В ходе изучения мировой и отечественной практики анализировались процессы зарождения, проверки результативности и внедрения социально-педагогических инноваций, их влияние на развитие образовательной системы региона.

На втором этапе (1995;1997гг.) диссертант, являясь руководителем проекта «Развитие системы образования Норильского промышленного района», проводил опытно-экспериментальное исследование по обоснованию социально-педагогических инноваций и их внедрению в регионе.

На третьем этапе (1997;1999гг.) проводилась проверка эффективности инновационной социально-педагогической деятельности образовательных учреждений. В качестве основного элемента оценки было избрано формирование условий создания и функционирования инновационных учреждений: лицея искусств, физико-математического колледжа, гимназий, центров внешкольной работы, домов детского творчества, центра развития образования, центра семьи, учебно-профессиональных комплексов, а также составных частей традиционных образовательных учреждений, работающих в режиме инноваций. Были скомплектованы классы допрофессиональной подготовки, открыты психолого-педагогические службы в общеобразовательных школах, введены спецкурсы по соответствующей проблематике в систему повышения квалификации педагогических кадров. На данном этапе подведены итоги и оформлены результаты диссертационного исследования.

Научная новизна и теоретическая значимость исследования состоит в определении сущности и особенностей социально-педагогических инноваций в образованиив выявлении воспитательного и развивающего потенциала социально-педагогических идей, обеспечивающих развитие региональной системы образованияв разработке технологий инновационной социально-педагогической деятельности и полного цикла организационно-педагогического сопровождения социально — педагогических инноваций в региональной системе образования.

Практическая значимость исследования состоит в разработке механизма распространения и внедрения социально-педагогических инноваций на региональном уровнерегиональных социально-педагогических программ, направленных на преодоление кризисных явлений в региональной системе образованияновых направлений взаимодействия между системой образования и другими смежными секторами социальной сферы в целях более полного и адресного удовлетворения запросов населения и снижения социальной напряженности в регионедиагностического инструментария по оценке эффективности социально-педагогических инновацийметодических рекомендаций для системы повышения квалификации работников образования и руководителей образовательных учреждений по проблемам инновационной социально-педагогической деятельности.

Обоснованность и достоверность результатов исследования обеспечивалась путем сопоставления данных, полученных различными исследовательскими методами, апробирования методик в процессе пилотажных обследований в образовательных учреждениях, а также через сопоставление материалов, полученных в результате педагогического наблюдения в процессе изменения и оценки деятельности образовательных учреждений, изучения детей, подростков, взрослых в процессе их деятельности и общения. Достоверность результатов подтверждается использованием совокупности методов, адекватных целям, задачам, объекту и предмету исследованияразносторонним анализом эмпирических данных, результатов, полученных в ходе опытно-экспериментальной работы, а также позитивными изменениями в содержании и направлении деятельности образовательных учрежденийулучшением нравственной и психологической атмосферы в семьях учащихся, тенденцией сокращения количества правонарушений несовершеннолетних и другими традиционными для системы образования показателями оценки эффективности работы.

Обоснованность выводов и рекомендаций подтверждается широкой апробацией исследования, внедрением его результатов в 32 образовательных учреждениях Норильского региона, в ряде школ Красноярского края, Волгоградской области, других территорий России, Украины, а также выступлениями автора на региональных конференциях и семинарах (с 1993 по 1999 гг.), на сессиях Института педагогики социальной работы РАО (1997;1999 гг.), а также на Международном Конгрессе социальных педагогов и социальных работников (Израиль, 1998 г.) и авторских публикациях.

Практическое применение разработанной автором программы помогло образовательным учреждениям региона качественно изменить содержание и организацию социально-воспитательной деятельности учреждений дошкольного, общеобразовательного, профессионального типа, дополнительного образования детейрасширить сеть инновационных образовательных учрежденийапробировать вариативные социально-педагогические программызначительно расширить номенклатуру дополнительных образовательных и социальных услуг, а также внести изменения в штатное расписание, пополнив его новыми должностями и скорректировав функциональные обязанности ряда прежних должностей.

На защиту выносятся следующие положения:

• развитие региональной системы образования детерминировано социальными и историческими условиями страны как федерального государства и объективно обосновано социально-экономическими, политическими, культурными условиями и факторами развития регионов. Потребность в перенесении акцента в системе образования с режима традиционного функционирования на режим инновационного развития предполагает, прежде всего, социально-педагогический подход в деятельности образовательных учреждений всех видов и типов, интенсивное внедрение в эту деятельность социально-педагогических инноваций;

• сущность и особенности социально-педагогических инноваций, предусматривающих, в конечном итоге, гармонизацию отношений личности и социума, открытый характер и широкую систему взаимодействий учреждений образования с семьей и другими социальными институтами создают реальные условия для полноценного использования в образовательных целях возможности личности и общества и в этом смысле социально-педагогические инновации могут рассматриваться как движущая сила развития системы образованиясовершенствование управления системой образования достигается обеспечением социально-педагогических условий, связанных с ин-тегрированностью региональной модели в общее социально-политическое и образовательное пространство страны с его государственным, правовым и финансовым обеспечениемкомплексностью содержания и организации социально-педагогической деятельности образовательных учреждений всех ступеней и типов (в том числе инновационных) — а также согласованностью деятельности с другими учреждениями социальной сферыединой направленностью образовательного процесса, включающего обучение, социальное воспитание и социальную защиту личности на всех этапах ее онтогенеза.

Заключение

.

Инновационные социально-педагогические процессы определяют новые подходы к развитию образовательных систем. На фоне государственном, федеральном вырисовывается уровень региональный. Именно этот инновационный уровень получил развитие в Норильском промышленном районе. В создании такой образовательной системы мы видим приоритетную социально-педагогическую инновацию.

Исследование показало, что нарастающий процесс социально-педагогических инноваций в системе образования связан с рядом направлений: гуманизация образованиялюбые педагогические инновации в сфере содержания и общения будут бесполезны если не будет соблюдено непременное условие — гуманизация личности. Этот процесс должен начинаться с гармонизации личности учителя, с приобщения его к психологической культуре. Гуманизация образования должна осуществляться в процессе перестройки традиционной практики, а также при поиске более перспективных форм и средств социально-педагогической деятельности, апробировании новых методик и приемов обучения и воспитания. Для достижения этих целей необходимо приоритетное развитие социально-психологической службы, последовательная дифференциация образования, индивидуализация содержания, форм и методов образования.

Личностная ориентация образовательного процесса, который имеет целью разностороннее развитие ребенка. Чем больше упорядочены, систематизированы связи между образовательными учреждениями, социальной микросредой и личностью, тем шире возможности образовательного пространства в формировании творческой, духовно богатой социально адаптированной личностисоздании условий для саморазвития и профессионального самоопределения, социального воспитания.

Внедрение новых педагогических технологий. Источниками современных педагогических технологий являются достижения, как педагогической науки, так и практики. Содержание образования представляет собой ту среду, в которой происходит становление и развитие личности ребенка. Ей свойственны гуманистическая направленность, обращенность к человеку, гуманистические нормы и идеалы. Технологии личностной ориентации пытаются найти методы и средства обучения и воспитания, соответствующие индивидуальным особенностям каждого ребенка.

Характерные тенденции в развитии образовательной системы проявляются в широком распространении новых типов образовательных учреждений, в том числе инновационных: колледжа, лицея, гимназий — в проведении опытно-экспериментальной работы общеобразовательными школами и учреждениями дополнительного образованияво взаимодействии институтов собственно системы образования и социально-воспитательных институтов других отраслей социальной сферы.

Развитие образовательной системы связано с углублением общих, пронизывающих все аспекты системы образования процессов и тенденций демократизации, гуманизации и гуманитаризации, личностной ориентации, развивающим характером образования, направленностью на удовлетворение образовательных запросов населения социума и общества в целом, психологическим и социальным комфортомс улучшением качественных характеристик каждого из его компонентовс повышением уровня целостности, как основного свойства системы. Эти процессы и тенденции могут рассматриваться как наиболее общие принципы, обуславливающие целевые и содержательные установки проектирования развития социально-педагогических систем [78].

Проектирование развития систем образования должно осуществляться с учетом сложности и многофакторности самого образования и системы его социальных связей, что обуславливает необходимость многоаспектного подхода, также имеющего значение общего принципа. Конкретизация этого принципа заключается в том, что при составлении программ развития образования необходима постоянная ориентация на многомерное отражение в совокупности проектируемых действий самого образования, его социального окружения и на выбор ключевых аспектов в определении направлений его развития.

Система образования в отношении проектирования ее развития может и должна быть рассмотрена и соответственно спроектирована:

• в индивидуально-онтологическом аспекте — как часть, сторона жизни субъектов образовательного процесса;

• в собственно социальном аспекте — и как самостоятельная сфера социальной жизни, связанная и с другими сферами, и как «набор» образовательных услуг для населения;

• в социально-институциализированном аспекте — как сеть образовательных учреждений, обладающих образовательным потенциалом и органов управления и обеспечения деятельности;

• в собственно образовательном аспекте — как целостная система и как часть системы образования России и мира;

• в содержательно процессуальном аспекте — как содержание и технологии обучения и воспитания;

• в структурно-уровневом аспекте как система непрерывного образования, охватывающая дошкольное, школьное и профессиональное образование, в котором общее образование (начальное, среднее, полное) занимает центральное положение;

• в уровнево-процессуальном аспекте — как протекание процесса образования на уровнях учитель-ученик, образовательного учреждения, микрорайона, поселения, региона, страны. Сложность проектирования во многом связана с выделением ведущих аспектов и в их органической интеграции на каждом из уровней.

Таким образом, развитие традиции социально-педагогического движения в нашей стране, изучение зарубежных исследований и практическое решение проблемы помогают выработать более четкую стратегию в этой области на современном этапе развития.

Образование и управление им базируются на признании за личностью прав на выбор пути саморазвития через создание альтернативных форм образования, вариативных образовательных программ. Образовательно-воспитательный процесс сориентирован на предоставление возможностей каждому ученику реализовать себя в познании, учебе, поведении. Проведенное исследование, подтвердив положение гипотезы, позволило сделать следующие выводы:

1. Сфера образования в современных условиях коренных преобразований в обществе является наиболее мощной, реально действующей сферой социальной политики, которая через свои звенья, учреждения, институты при соответствующих условиях может осуществить адаптацию в новой жизненной ситуации, удержать процесс воспроизводства социального опыта, закрепить в общественном сознании и практике новые ориентиры общества и личности.

2. Эффективность реформирования образовательной системы во всех ее звеньях и компонентах определяется интенсивностью и научной обоснованностью внедрения социально-педагогических инноваций.

3. Инновационные процессы являются значимым фактором обновления системы образования. Одной из ведущих тенденций развития этого процесса в современных условиях является его социально-педагогическая направленность, способствующая эффективному влиянию системы образования на социальную сферу и социальную политику в целом.

4. Качественно новый уровень развития социально-педагогических инноваций состоит в переходе от отдельных очагов социально-педагогической деятельности в образовании к государственному влиянию на всю совокупность учреждений социальной сферы.

5. Влияние социально-педагогических инноваций на устойчивое развитие системы образования непосредственно связано с их номенклатурой, масштабом, уровнем применения и развития, областью распространения, возможностью использования в схожих условиях.

6. Социально-педагогический подход к развитию системы образования, создание адекватной организационно-управленческой структуры в системе социального воспитания и социальной работы предполагает: а) научно-обоснованный подход к определению параметров ограничения пространства и введение соответствующих нормативов применения социально-педагогических инновацийб) расстановку и полноценное использование потенциала субъектов социально-воспитательной инфраструктуры в соответствии с их назначениемв) ориентацию на семью с целью приведения в движение и полноценного использования ее воспитательного потенциала, оказания ей разносторонней помощи (социальной, культурной, правовой, медицинской, психолого-педагогической) — г) развитие и правовое обеспечение разнообразных форм общественно-государственного управления инновационными социально-педагогическими процессамиподдержка самодеятельных общественных объединений детей и взрослыхе) реализацию межведомственного подхода в содержании и организации социальных институтов воспитания, рациональное перераспределение их материально-технических ресурсов, финансовых средств, кадровых возможностей.

Показать весь текст

Список литературы

  1. А.И. Цивилизация грядущего столетия (Культурологические размышления). М.: Грааль, 1997 г, 328 с.
  2. В.В. Опыт инновационно моделирующей деятельности по проектированию образовательных процессов // Педагогика. — 1998. — № 1.
  3. Г. М. Социальная психология. Учебник для высших учебных заведений. М.: Наука, 1994.
  4. Антология социальной работы. Т-1, Т-2, Т-3 / Сост. М. Е. Фирсов. М.: Союз, 1994.
  5. Ю.К. Оптимизация учебно-воспитательного процесса. Методологические основы. -М.: Просвещение, 1982.
  6. В.П. О возможностях системного подхода в педагогике // Советская педагогика. — 1990. № 7.
  7. В.П., Татур Ю. Г. Системно-методическое обеспечение учебно-воспитательного процесса подготовки специалистов: Учебно-методическое пособие. М.: Высшая школа- 1989.
  8. JI.B., Паладьев С. П., Степанов Е. Н. Изучение эффективности воспитательной системы школы. Псков: 1994.
  9. В.Г. Социальная работа: знакомство с процессией. М.: 1993.
  10. В.Г. Педагогика социальной работы. М.: Аргуз, 1994, с. 200.
  11. В.Г. Развитие образования в области социальной работы в России в контексте международного опыта. М.: ЦСП РАО, 1996.
  12. В.Г., Филонов Г. Н. Социальная работа в XXI веке: проблемы и перспективы развития / Материалы международной конференции 13−17 мая 1996 г. в г.Москве. -М.: 1996.
  13. В.Г. Современная социально-педагогическая парадигма преодоления дизадаптации детей и подростков // Социальная дизадаптация: нарушения поведения у детей и подростков. Материалы Российской научно-практической конференции. М.: 1996, с. 32.
  14. В.Г., Яркина Т. Ф. Теория и практика социальной работы., T-1, T-2.-M.- 1993.
  15. В.Г. Профессиональная социальная работа: личностно-ориентированный подход. Монография.-М.: 1999.-184 с.
  16. А., Березина В. Социально-педагогическая работа в школе // Воспитание школьников, 1994. № 1.
  17. Л.П. Социальная среда и сознание личности. М.: МГУ, 1986.
  18. Бут В. Ф. Управление развитием инновационного образовательного региона на муниципальном уровне / Автореферат на соискание ученой степени кандидата педагогических наук. Ростов- на -Дону: 1999.
  19. Н.И. Региональная модель управления социально-воспитательной деятельностью учреждений образования / Автореферат. Москва, издательство Центра социальной педагогики РАО, 1997.
  20. E.T. педагогические условия развития инновационных процессов в профессиональном образовании (на примере регионального многопрофильного колледжа) / Автореферат на соискание ученой степени кандидата педагогических наук. М.: 1999.
  21. Н. В основе работы педагогические инновации // Учитель, 1998.-№ 5.
  22. Л.Л. Организационно-педагогические условия обеспечения эффективного управления образовательным учреждением инновационного типа (лицей) / Автореферат на соискание ученой степени кандидата педагогических наук. Челябинск, 1999.
  23. А.П. Управление инновационным процессом в современной школе: организационно-педагогический аспект / Автореферат на соискание ученой степени кандидата педагогических наук. М.: 1999.
  24. В.З. Социальная педагогика и процесс формирования личности // Теория и практика социальной работы- отечественный и зарубежный опыт. Т-1. Москва-Тула, 1993. — с.59−72.
  25. Глоссарий современного образования //Народное образование, 1997-№ 3.-С.93.
  26. М.Т. Педагогика образования взрослых (учебное пособие). М.: ТОО «Интел Тех», ЦИНО общества «Знание» РФ, 1995.-c.96.
  27. Ю. России нужна национальная доктрина образования //Народное образование, 1997-№ 1.-С.32.
  28. М.П. Социально-педагогический колледж. М.: 1995, к.1, с. 53.
  29. В.А., Семенова Л. Я., Шинкаренко Н. Ф. Социальная педагогика в действии: Методическое пособие для учителя. Ставрополь, 1994.
  30. В.В. Три парадигмы и четыре поколения в развитии образовательной технологии // Завуч, 1998 № 1.
  31. С.И. Социальное развитие и образование в провинциальном регионе России: Контекст сохранения и эволюции жизненных сил человека // Российский журнал социальной работы, 1997. № 1/5.
  32. Де Калувэ JL, Маркс Э., Петри М. Развитие школы: Модели и изменения /Под редакцией Зайцева А. К. Перевод с английского Максимовой Е. Н. Калуга.-Калужский институт социологии.-1993.
  33. Г. А., Дормидонова Т. И., Кулеев А. В., Максимова В. Н., Храмцова А. Д. Диагностика как фактор развития образовательной системы /Учебное пособие. С.-Петербург: ЛОИУУ.-1995.-81 с.
  34. Л.А. Общение: наука и искусство. М.: Политиздат, 1990.
  35. Допрофессиональная подготовка и начальное профессиональное образование социальных педагогов и социальных работников. Научно-методическое пособие. М.: 1992, № 2.
  36. А., Усманов Б., Шелейкова Н. Социальные инновации: сущность, практика, осуществление. М.: Институт молодежи, 1992.
  37. Э.Д. проблемы образования в контексте общего процесса модернизации России //Педагогика, 1996.-№ 5-С.39.
  38. В.И. Методология и методика дидактического исследования. -М.: Педагогика, 1981.
  39. В.И. Методология и методика социально-педагогического исследования. -М.: ЦСПРАО, 1995.
  40. A.M. Школа центр образования, воспитания и социальной педагогики. — Обнинск: 1995, с. 94.
  41. И.Н. Развитие социально-педагогических функций общеобразовательной школы в современных условиях. Диссертация на соискание ученой степени кандидата педагогических наук. М.: 1997.
  42. В.И. Образовательная программа школы: структура, содержание, технология разработки / М.: Образовательный центр «Педагогический поиск», 1998, 170 с.
  43. Инновационные процессы в школах России. Сборник научных трудов / т Под редакцией Чечель И. Д. М.: РИП КРО МО РФ — ИЛИ РАО, 1996.89 с.
  44. Инновационные общеобразовательные учреждения Омской области: справочный материал /Авторы-сост. Бригалда М. С., Буяновская Е. С., Калмина Н. И., Курбанова И.А.-Омск: ОмИПРКРО, 1994.-120 с.
  45. В. Школьное воспитание как управляемая система // Мир образования, 1997. № 1.
  46. Д. Как завоевать друзей и оказывать влияние на людей. ПереРвод с английского /Общая редакция и предисловие Зинченко В. П. и Жукова Ю. М.: Прогресс, 1989.- 714 с.
  47. В. Только один способ управления эффективен //Народное образование, 1997.-№ 1.
  48. М.В. Инновации в обучении: метафоры и модели (Анализ зарубежного опыта). М.: Наука, 1997. — 223 с. ф 54. Клименко Н. Ю. Специфика условий воспитания в заполярном городском социуме. Норильск: ЦРО.-1997.
  49. Н.Ю. В экстремальных условиях Крайнего Севера // Социальная работа. 1993, № 2. — с. 10−11.
  50. Н.Ю. Социальное воспитание: норильский вариант. 1993.
  51. Н.Ю., Денисова JI.B. Заполярный центр: разноуровневая система обучения социальной работе // Социальная работа. 1996. — № 1. -С. 36−37.
  52. Н.Ю. Педагогические требования к профессиональной компетентности специалиста социальной сферы / Норильское образование: опыт и перспективы развития. Сборник статей. М.: Издательство МГУК, 1999.-С. 21−26.
  53. Я. Как любить ребенка: книга о воспитании. Перевод с польско-го.-М.: Политиздат, 1990.-493 с.
  54. Г. В. О подходах органов по делам молодежи к организации работы по месту жительства граждан // Российский журнал социальной работы, 1997. № 2/6.
  55. А.Н. Проблемы развития личности. М.: МГУ, 1992.
  56. Лекции по технологии социальной работы. В трех частях / Под редакцией Холостовой Е. И. М.: Социально-технологический институт, 1998.
  57. .Т. Общие проблемы воспитания школьников. М.: Просвещение, 1979.
  58. А.В. О воспитании и образовании. М.: Педагогика, 1976.
  59. Л.В. Образовательная система Норильского промышленного района Красноярского края / Кто есть кто в Российском образовании? -М.: 1998. № 2. — С. 41−67.
  60. Л.В. Социальное образование: опыт первых лет / Норильское образование: опыт и перспективы развития. Сборник статей. — М.: Издательство МГУК, 1999. С. 5−7.
  61. .М. Проблема образования (философский анализ). М.: Экономика и информатика, 1998.- 220 с.
  62. А.С. Методика организации воспитательного процесса // Соч.: в 8 т. М.: Педагогика, 1984. Т-1.
  63. Н.Д. Нововведение в муниципальном управлении образованием: Пособие для руководителей и сотрудников муниципальных органов управления образованием. — М.: Новая школа, 1997. 96 с.
  64. Н.Д. Нововведения в региональном управлении образования // Педагогика, 1996. № 4.
  65. М.И. Теория и практика проблемного обучения. Казань: Татарское книжное издательство, 1972.
  66. Методика социально-педагогического исследования деятельности учителя. Учебно-методическое пособие. Ленинград-Красноярск- 1991.
  67. Методологические проблемы социальной психологии. М.: Наука, 1975.
  68. Методология и технология комплексного социально-педагогического проектирования (региональный уровень): Коллективная монография. — Тюмень: Издательство Тюменского государственного университета, 1997, 168 с.
  69. Министр определяет приоритеты. Программа развития системы общего образования. Тихонов А. П. // Народное образование, 1998.-№ 4.-С.4.
  70. Н., Юсфин С. Процессы совместного преодоления, или педагогическая поддержка ребенка как предмет управления // Директор школы, 1997. № 2. — С. 3−8.
  71. A.M., Капто А. Е., Лоренцов А. В., Хомерики О. Г. Нововведенияво внутришкольном управлении. М.: Российское педагогическое аген-ство. — 1998.-232 с.
  72. А., Поташник М. Многообразие школ: плюсы и минусы // Народное образование, 1997. № 4.
  73. А.В. Общение как фактор воспитания школьника. М.: Педагогика, 1994.
  74. В.А. Развитие социально-педагогических функций общеобразовательной школы. Диссертация на соискание ученой степени доктор педагогических наук. М.: 1991.
  75. Найденова 3. Г. Педагогические основы гуманизации инноваций в региональной системе образования. / Автореферат на соискание ученой степени кандидата педагогических наук. С.-Петербург: 2000.
  76. А.Я. педагогические инновации и научный эксперимент // Педагогика, 1996.-№ 5.-С. 10.
  77. Э.М. Федеральная система повышения квалификации работников образования. Учебное пособие. -М.: 1995.
  78. Л.И. Самоуправление в школьном коллективе. М.: Знание, 1988.
  79. A.M. Научно-экспериментальная работа в образовательном учреждении. — М.- 1996.
  80. П. Социальная педагогика С.-Петербург: 1911.
  81. С.И. Словарь русского языка: Около 57 000 слов /Под ред. чл. корр. АН СССР Шведовой Н.Ю.-18 изд., стереотип.-М.: Рус.Яз., 1987.-799 с.
  82. Общие основы педагогики / Под редакцией Королева Ф. Ф., Гмурмана В. Е. М.: Учпедгиз, 1967.
  83. Общие основы методики социальной работы / Под редакцией Филонова1. Г. Н.-М.: 1996.
  84. Л.Г. Методология образования / Актуальные проблемы социологии, психологии и социальной работы. Вып. 4. — Барнаул: 1995.
  85. Организация экологического образования в школе // Под редакцией Зверева И. Д., Суровегиной Т. Н. — Пермь: 1990.
  86. Общие основы методики социальной работы / Под редакцией Филонова Г. Н. М.: ЦСП РАО, 1996.
  87. Т.В. Концепция развития образовательного учреждения инновационного типа // Завуч, 1999. № 2 — С. 20−37.
  88. В. Социальный педагог семья — природа / Теория и практика социальной работы: отечественный и зарубежный опыт. Т-2. — Москва — Тула, 1993. — С. 86−93.
  89. Педагогическая энциклопедия. М.: 1930. — Т-1.
  90. И.Г. Избранные педагогические произведения: в 3 т. — М.: 1961−1965.
  91. А.В. Личность. Деятельность. Коллектив. М.: Политиздат, 1982.
  92. В.М. Методы исследования проблем образования // Педагогика. 1994.-№ 2. — С. 11.
  93. М.Л. Азбука школьного управления. М.: Просвещение, 1991.
  94. М.М., Лазарев B.C. Как разработать программу развития школы. М.: РАОД993.-С.46.
  95. М.М. Эксперимент в школе: организация и управление. — М.: 1992.
  96. М.М. Инновационные школы России: становление и развитие. Опыт программно-целевого управления: пособие для руководителей общеобразовательных учреждений /Вступительная статья Лазарева
  97. В.С.-М.: Новая школа, 1996.-320 с.
  98. М.М., Лазарев B.C. Управление развитием школы. М.: Новая школа, 1995.
  99. А.И. Нововведения: Стимулы и препятствия. М.: 1989.-63 с.
  100. Программно-целевое управление развитием образования: опыт, проблемы, перспективы: Пособие для руководителей образовательных учреждений и территориальных образовательных систем / Под ред. Моисеева А.М.-М.: педагогическое общество России, 1999.-191 с.
  101. Программа развития системы общего образования Красноярского края.
  102. О.Г. Становление социальной педагогики в школе // Руководство и управление социально-педагогической службы. Норильск: ЦРО, 1996.-22 с.
  103. О.Г. Социально-педагогическая служба в контексте развития школы // Развивающаяся модель школьной социально-психологической службы. М.: Ротапринт ЦСП РАО, 1996. — 1−12 с.
  104. О.Г. Социальный педагог нужен школе // Социальный педагог в общеобразовательных учреждениях Крайнего Севера, из опыта работы. Норильск: ЦРО, 1996.-3 с.
  105. Н.Г. формирование нравственных ценностей у учащихся /Из опыта работы средней школы № 40 г. Кайеркана, Красноярского края / М.: Изд. АСОПиР РФ, 1998.-51 с.
  106. Резолюция Международного семинара «Исторические корни современной проблемы и перспективы социальной работы в России» // Социальная работа. М.- 1994. — № 2−3.
  107. Реформы образования в современном мире: глобальные и региональныетенденции. М.: Изд. Российского открытого университета, 1995.-272 с.
  108. И. Современные информационные технологии по образованию: дидактические проблемы- перспективы использования. М.: Школа -Пресс, 1994.
  109. Российская энциклопедия социальной работы / Под редакцией Панова А. Н., Холостовой Е. И. -М.: 1997.
  110. Российская педагогическая энциклопедия. М.: 1993.-Т.-1.
  111. Л.И. Психолого-педагогические проблемы нравственного воспитания. -М.: Педагогика, 1981. 128 с.
  112. В.Д. Взаимодействие школы и социальной среды. М.: Педагогика, 1986.
  113. Н.Н. Методология и методика педагогических исследований: в помощь начинающему исследователю. — М.: Педагогика, 1986.
  114. Г. К. Современные образовательные технологии: учебное пособие. М.: Народное образование, 1998. — 256 с.
  115. В.А., Подымова Л. С. Педагогика: инновационная деятельность. М.: ИЧП Издательство «Магистр», 1997. — 224 с.
  116. В.И. Новые ценности образования. М.: Инноватор, 1995. № 3: Десять концепций и эссе.-1995.-153. 1. Нововведения в образовании- 2. Образование альтернативное- 3. Научные концепции.
  117. И.Б. Модульная система организации учебно-воспитательного процесса // Завуч, 1998. № 1. — С. 37−41.
  118. П.П. Развитие инновационного образовательного учреждения как открытого социально-воспитательного института / Автореферат на соискание ученой степени кандидата педагогических наук. — М.: 1999.
  119. В.Д. Взаимодействие школы и социальной среды: опыт исследования. М.: Педагогика, 1986.
  120. А., Чернушевич В. Вы начали эксперимент //Народное образование, 1997.-№ 7.-С.103.
  121. В.П. Педагогический менеджмент: 50 НОУ-ХАУ в управлении ^ педагогическими системами: Учебное пособие.-3 изд. Испр. и доп. М.:педагогическое общество России, 1999.
  122. А.Д. Общий курс философии /Учебное пособие для высших заведений. Иркутск: Иркутский технический университет, 1995.
  123. .Ф. Вопросы теории и практики целевого управления социальными процессами. — М.: МГПИ им. В. И. Ленина, 1985.
  124. И.М., Аверин Ю. П. Основы теории социального управления: учебное пособие для вузов. — М.: Высшая школа, 1990.
  125. Словарь справочник по социальной работе / Под редакцией Холосто-вой Е.И. — М.: Юрист, 1997. — 424 с.
  126. Современный словарь иностранных слов.-М.: 1993.-с.238.
  127. Социальная педагогика: вопросы теории и практики / Под общей редакцией Бочаровой В. Г. М.: 1994.
  128. Социальная педагогика и социальная работа в контексте международно-^ го сотрудничества. М.: РАО, 1991.
  129. Справочное пособие по социальной работе / Под редакцией Панова A.M., Холостовой Е. И. -М.: Юристь, 1997. 168 с.
  130. Справочник организационно-методических материалов для руководителей школ. Выпуск № 2 /Составители Лосева Л. В., Косинов В.И.
  131. Норильск.: Управление образования.-1995−1996 учебный год.
  132. Л.А. Феномен советской педагогики //Педагогика, 1998.-№ 6.
  133. В.А. Разговор с молодым директором школы. — М.: Педагогика, 1981.
  134. В.А. Как воспитать настоящего человека. М.: Педаго-гика.-1989.-С.96.
  135. С.В. Начальное профессиональное образование социального педагога в общеобразовательном учреждении / Автореферат на соискание ученой степени кандидата педагогических наук. М.: Издательсво ЦСП РАО, 1996.
  136. П.И. Основное содержание управленческой деятельности руководителей школы // Мир образования, 1996. № 1.
  137. В. Российская школа в европейском контексте // Директор школы, 1996.-№ 3.
  138. В. Логика организации школы // Директор школы, 1996. № 4.
  139. В. Логика управления школой // Директор школы, 1996. № 6.
  140. К. От отрицания до вовлеченности. Модель поведения администратора, внедряющего инновации // Директор школы, 1996. № 2.
  141. Управление школой: теоретические основы и методы. Учебное пособие. / Под редакцией Лазарева B.C. М.- Центр социальных и экономических исследований, 1997. — 336 с.
  142. Г. Н. Социальная педагогика: сопряжение наук о человеке // Педагогика, 1996. № 6. — С. 35−40.
  143. Г. Н. Социальная педагогика. Управляемый потенциал и прикладные функции. М.: 1995.
  144. Философские дисциплины: программы, требования, методические рекомендации. М.: МГПУ, 1993.
  145. Г. Н. Социальная педагогика: сопряжение наук о человеке // Педагогика, 1996. № 6.
  146. Философско-психологические проблемы развития образования. М.: Педагогика, 1981 .-63 с.
  147. А.Б. Учреждение дополнительного образования: инновационная социально-педагогическая модель (учебно-методическое пособие). -М.: ЦСП РАО, 1996.
  148. Философский энциклопедический словарь. М.: ИНФРА-М, 1997. -576 с.
  149. Т.Я. Я хороший, ты хороший: Перевод с английского. М.: Соль, 1993.-176 с.
  150. О.Г., Поташник М. Н., Лоренцов А. В. Развитие школы как инновационный процесс // Методическое пособие для руководителей образовательных учреждений. М.: Новая школа, 1994. — 64 с.
  151. Цандер Эрнст. Практика управления: Перевод с немецкого В. Воронь-кова /Общая редакция P.M. Гринева. Обнинск: титул, 1992.-240 с.
  152. Г. А. Экономические функции социальной работы и проблемы ее реализации // Российский журнал социальной работы, 1997. № 2/6.
  153. И.Д. Управление исследовательской деятельностью педагога и учащегося в современной школе. М.: Изд. Сентябрь, 1998.-144 с.
  154. Т.И., Малинин А. Н., Тюю Т.М. Инновационные процессы в школе как содержательно-организационная основа механизма ее развития. М.: 1993.-С. 7−17.
  155. С.Т. Избранные педагогические сочинения: в 2 т. / Под редакцией Кузина Н. П, М.: Педагогика, 1980.
  156. В.М. Социально-психологические проблемы воспитания. М.:1. Московский рабочий, 1987.
  157. Школа микрорайон / Научно-методический бюллетень ВНИК: 19 891 991. — выпуск 1−6.
  158. М. Без образованных людей у города нет будущего // Народное образование, 1998. № 1.
  159. А.И. Педагогическое управление учреждений дополнительного образования инновационного типа. М.: Новая школа, 1997. — 48 с.
  160. П.Г. Очерки по философии образования. М.: 1993.
  161. Энциклопедия социальной работы. Т-1, Т-2, Т-3. — М.- Центр общечеловеческих ценностей, 1994.
  162. В.З. Теоретические основы социально-педагогического проектирования в региональных системах образования / Автореферат на соискание ученой степени кандидата педагогических наук. Ярославль, 1999.
  163. Н.П. Общие основы педагогической инноватики: опыт, разработки, теории инновационных процессов в образовании. М.: 1991.-71 с.
  164. Е.А. Школа для всех /Адаптивная модель (Теоретические основы и практическая реализация). М.: Новая школа, 1997.
  165. Т.Ф. Гуманизм как теоретика методологическая основа социальной работы. — М.: Институт педагогики социальной работы РАО, 1997.
  166. И.С. Личностно-ориентированное обучение в современной школе // Директор школы, 1996. № 2. — 96 с. ьек |
  167. Муниципальная система образования Норильского промышленного района34 общеобразовательных учрежденияТ
  168. Физико-математический колледж- J Многопрофильная гимназия № 4- ^ Гимназия № 5- ^ Эстетическая гимназия № 7- s Лицей искусств-
  169. Школа-интернат № 2- ^ Вспомогательный интернат- s Вечерняя сменная школа № 3- s Дневных средних (полных)общеобразовательных школ 26.13 общеобразовательных учреждений
  170. J Вечерняя сменная школа № 6- J Дневных средних (полных)общеобразовательных школ 6.3 учреждения дополнительного образования
  171. УПК 1- ^ ДЮСШ-1- ^ Дом творчества — 1. тящтш
  172. Всего Аттестовано Иматт разряды оплаты по ШТС7 8 9 10 11 12 13 14
  173. Всего педагогов дополнительного образования 883 380
  174. Педагог дополнительного образования 431 142 55 66 62 37 69 96 35 l I
  175. Тренер спортивной школы 155 58 8 1 8 20 25 26 33 I 8 7
  176. П едагог У П К 102 69 3 4 12 16 36 32 I
  177. П едагог ВСШ 99 31 2 4 5 6 12 49 9 2
  178. Преподаватель НПУ 59 49 2 6 7 36 8
  179. Ц РО, Ц С 37 31 3 3 I 3 12 6
  180. УЧЕНИЧЕСКИИ КОЛЛЕТИВ ШКОЛ НОРИЛЬСКОГО ПРОМЫШЛЕННОГО РАЙОНА
  181. Всего учащихся 38.525 Классов-комплектов — 1.6731. Из них:1 4 классы -12.560 учащихся:5.9 классы -21.652 учащихся-10—11 классы -4.313 учащихся.
  182. S Группы продленного дня: 1 — 4 классы — 4.685уч.-5.9 классы -1.167 уч.
  183. S Классы компенсирующего обучения: 157 кл.-комплектов — 1.902уч.•S Классы углубленного изученияотдельных предметов: 48 кл.-комплектов — 1.050уч.
  184. S Выпускников вечерних школ: 9 классы — 252уч.-11 классы — 649уч.
  185. ЦЕЛЕВЫЕ ПРОГРАММЫ УПРАВЛЕНИЯ ОБРАЗОВАНИЯ
  186. Название программы Сроки Степень их реализации
  187. Российская научно-социальная программа для молодежи и школьников «Шаг в будущее» с 1997 г. * Участие школьников в работе итоговой конференции.
  188. ПРОГРАММА «ОДАРЕННЫЕ ДЕТИ»
  189. Название проекта: Индивидуальные образовательные маршруты одаренных детей. Организация: Управление образования администрации г. Норильска.1. В,
  190. Дата начала проекта: 01 января 1999 года.
  191. Дата окончания проекта: 01 января 2000 года.
  192. Продолжительность проекта: 12 месяцев.
  193. Запрашиваемая сумма: 1 миллион рублей.1. Описание проекта:
  194. Проблема, на решение которой направлен проект. Социокультурная адаптация, стимулирование и поддержка одаренных детей.
  195. Общая цель проекта. Создание социально-педагогических условий развития творческих способностей для реализации потенциала одаренных детей и молодежи.
  196. Деятельность в рамках проекта.
  197. Направления и формы деятельности1. Результаты деятельности
  198. Категории оценки деятельности (количественные или ка-чественные показатели)
  199. Диагностическая деятельность
  200. Образовательная деятельность
  201. Информационный банк данных на одаренных детей и оформленные индивидуальные маршруты.
  202. Реабилитационная деятельность
  203. Издательская деятельность для пропаганды инновационного опыта
  204. Снятие чувства страха, неуверенности, депрессий, агрессивности и других негативных проявлений психики у одаренных детей.
  205. Издание и распространение накопленной исследовательской информации среди различных образовательных структур города, края, федерации.
  206. План мероприятий по выполнению программып-п Вид деятельности Исполнитель Сроки выполнения Ожидаемые результаты Финансирование (руб.)
  207. Целевая переподготовка педагогов по программе «Диагностика и развитие одаренности ЦРО 1999 г. Кадровое обеспечение.
  208. Повышение квалификации педагогов. ЦРО, УО 1999 г. Кадровое обеспечение программы. 26 000
  209. Проведение научно-практических семинаров для учителей. ЦРО, УО 1999 г. Изучение методики работы с одаренными детьми.
  210. Разработка учебных планов программ, дидактических материалов при работе с одаренными детьми. УО, ЦРО 1999 г. Отчет на «круглых столах», тиражирование материалов для работы.
  211. Разработка учебных курсов повышенного уровня в условиях НПР. ЦРО, МО учителей 1999 г. 1. Обеспечение педагогов учебным материалом. 2. Вовлечение педагогов в инновационную деятельность.
  212. Организация и проведение школьных городских предметных УО, ЦРО, МО октябрь -декабрь 1999 г. 1. Выявление одаренных детей. 2. Организация дополнительной ра- 25 000 144−4
Заполнить форму текущей работой