Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Теоретические основы воспитания и обучения детей раннего возраста

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Однако своевременность — не единственный критерий оптимального развития. Не менее значимо качественное наполнение каждого микропериода развития, амплификация свойственных ему новообразований. Каковы типичные проблемы взаимодействия взрослых и детей в периоды возрастных кризисов развития (одного года и трех лет) и в чём заключаются основные способы пропедевтики конфликтов? В чём заключаются… Читать ещё >

Теоретические основы воспитания и обучения детей раннего возраста (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

ВЕДУЩИЕ ЛИНИИ РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА В ПЕРИОД РАННЕГО ДЕТСТВА

  • 1. Какие линии развития называются ведущими и чем обусловлена необходимость их выделения?
  • 2. Какие микропериоды целесообразно выделять внутри эпохи раннего детства, чем обусловлена их смена?
  • 3. В чём заключаются новообразования, формирующиеся в том или ином микропериоде в рамках выделенных ведущих линий, и каковы педагогические средства амплификации их развития?
  • 4. Каковы типичные проблемы взаимодействия взрослых и детей в периоды возрастных кризисов развития (одного года и трех лет) и в чём заключаются основные способы пропедевтики конфликтов?

Развитие ребенка имеет закономерный и прогрессивно направленный характер, осуществляется в определенной последовательности. И хотя путь развития не предопределен заранее, ребенку не заданы те стадии, которые он должен пройти и тот итог, которого он должен достигнуть, окружающая социопредметная среда направляет развитие. Вне социума ребенок вырастает не человеком, а тем животным, среди которых он находился: детимаугли даже передвигаются на четвереньках.

Безуспешный опыт возвращения таких детей в общество подтвердил идею сензитивности развития, выдвинутую М. Монтессори. Под возрастной сензитивностью понимается присущее тому или иному возрастному периоду оптимальное сочетание условий для развития определенных психических процессов и свойств. Среди данных условий ведущее значение имеют те, которые преднамеренно создает взрослый. Воспитание как целенаправленное осознанное содействие развитию ребенка в полной мере соотносится с сензитивными периодами, поскольку в случае преждевременности или запаздывания оно оказывается менее эффективным.

Но период раннего детства отличается от других возрастных отрезков высокой интенсивностью развития, сочетающейся с его неравномерностью и скачкообразностью, что обусловливает сравнительно быструю смену процессов, находящихся в наиболее благоприятных для их развития условиях. Поэтому для педагогики, ориентированной на изучение закономерностей, обеспечивающих своевременное и качественное развитие ребенка, имеет значение выделение внутри периода раннего детства более мелких отрезков — микропериодов. Такое дробление ни в коем случае не должно осуществляться формально, сводиться к математическому действию (по полугодиям, кварталам или месяцам). Основой для выделения микропериодов должна служить смена ведущих линий развития.

Ведущими линиями развития называются выделяемые на определенном возрастном отрезке направления, в рамках которых отмечается наибольшая динамика и пластичность формирования и развития умений, определяющих поведение ребенка данного возраста и имеющих прогрессивное значение в дальнейшей жизни. Именно эти умения должны находиться в центре внимания педагога, определяющего и реализующего задачи воспитания ребенка в том или ином микропериоде.

Каждый малыш в своем развитии последовательно проходит через все микропериоды, однако длительность проживания каждого отрезка, его возрастные рамки у разных детей могут быть различны. Поэтому обозначение возрастных границ микропериодов имеет условный характер, отражая современные научные представления о своевременности развития ребенка. Тем не менее, свойственная раннему детству широта индивидуальных различий обусловливает возрастающую размытость даже таких условных границ микропериодов, достигающую в отношении последнего из них полугода.

Однако своевременность — не единственный критерий оптимального развития. Не менее значимо качественное наполнение каждого микропериода развития, амплификация свойственных ему новообразований.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой