Формирование готовности к жизнедеятельности в образовательной среде военного вуза у курсантов младших курсов
Диссертация
Апробация и внедрение результатов исследования осуществлялись в Ставропольском военном институте связи ракетных войск. Результаты докладывались на заседаниях кафедры гуманитарных и социально-экономических дисциплин Ставропольского военного института связи ракетных войск, кафедры педагогики и психологии высшей школы Ставропольского государственного университета, на конференциях, семинарах, сборах… Читать ещё >
Содержание
- ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВАНИЯ ОРГАНИЗАЦИИ ПРОЦЕССА ФОРМИРОВАНИЯ ГОТОВНОСТИ КУРСАНТОВ МЛАДШИХ КУРСОВ К ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ В
- ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЕ ВОЕННОГО ВУЗА
- 1. 1. Готовность к жизнедеятельности в образовательной среде военного вуза как психолого-педагогическая проблема
- 1. 2. Организационно-педагогические и психологические особенности вхождения курсантов в образовательную среду военного вуза
- 1. 3. Содержание и организация процесса формирования готовности курсантов младших курсов к жизнедеятельности в условиях военного вуза
- ГЛАВА 2. УСЛОВИЯ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ПРОЦЕССА ФОРМИРОВАНИЯ ГОТОВНОСТИ КУРСАНТОВ МЛАДШИХ КУРСОВ К ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЕ ВОЕННОГО ВУЗА
- 2. 1. Организационно-педагогические условия проектирования процесса формирования готовности курсантов-первокурсников к жизнедеятельности в образовательной среде военного вуза
- 2. 2. Психолого-педагогические средства формирования у курсантов-первокурсников готовности к жизнедеятельности в образовательной среде военного вуза
- 2. 3. Методическое обеспечение процесса формирования у курсантов-первокурсников готовности к обучению в военном вузе
- 2. 4. Мониторинг степени готовности курсантов младших курсов к жизнедеятельности в военном вузе
Список литературы
- Адаптационные способности военнослужащих и проблемы психологического обеспечения адаптации к условиям службы по призыву: метод, пос. / УВР СКВО Вып.9. Ростов н/Д. 1997. — 44 с.
- Азаров, В.М. Оценка морально-психологического состояния военнослужащих / В. М. Азаров // Военная мысль.- 2001. — № 3. — С. 32— 41.
- Аржевитов, В. 10 советов абитуриенту / В. Аржевитов // Ориентир. 2003. -№ 12.- С. 44−46.
- Аржевитов, В. Мой выбор военный вуз / В. Аржевитов // Ориентир. — 2002.-№ 12.- С.41−42.
- Ащепков, В.Т. Педагогика высшей школы: науч. и учеб.- метод, пос. / В. Т. Ащепков. 4-е изд., перераб. и доп. — Армавир: АЛУ, 2005.- 112 с.
- Безрукова, B.C. Педагогика профессионально-технического образования: актуальные проблемы / B.C. Безрукова Свердловск: СИПИ, 1991. — 212с.
- Безрукова, B.C. Педагогика: проективная педагогика / B.C. Безрукова. -Екатеринбург: Деловая книга, 1996. 334 с.
- Белоконь, И.Д. Курсовая работа как средство формирования основ исследовательской деятельности курсантов военного вуза: автореф. дис.. канд. пед. наук. — Ставрополь, 2006. — 28 с.
- Беляев, А.В. Воспитание готовности к защите Родины у старшеклассников в условиях учебного заведения интернатного типа (на материале суворовских военных училищ): автореф. дис.. канд. пед. наук. — М., 1991.- 17 с.
- Ю.Богатырев, В. Н. Об организации преподавания в высшей школе основ морально-психологического обеспечения войск (сил) / В. Н. Богатырев, М. Ю. Зеленков // Военная мысль. 2001. — № 5. — С. 34−36.
- П.Богуславский, В. Содержание, организация и методика воспитательной работы с личным составом, требующим повышенного психолого-педагогического внимания / В. Богуславский, Н. Чесноков // Ориентир. — 2005.-№ 4.-С. 61−65.
- Болотин, И. Социальные проблемы подготовки научно-педагогических кадров / И. Болотин, Г. Джамалтудинов // Высшее образование в России. -2002.-№ 4.-С. 21−32.
- Бондаревская, Е.В. Теория и практика личностно-ориентированного образования / Е. В. Бондаревская — Ростов н/Д.: Изд-во РГПУ, 2000. — 352с.
- Бондаренко, И. Молодого человека нужно держать в строгости / И. Бондаренко // Ориентир. 2006. — № 4. — С. 36−37.
- Бондаренко, Н.Ф. Педагогические системы в практике воспитания воинов / Н.Ф. Бондаренко- под. ред. Ю. М. Склярова. Ставрополь: СВВИУС, 1996.-55 с.
- Бруснев, Ю.С. Методика оценки морально-психологического состояния военнослужащих, подразделений и частей / Ю. С. Бруснев — Ставрополь: ФРВИРВ, 2000.-35 с.
- Буранов, С. Психология межличностного общения / С. Буранов, С. Баклановский // Ориентир. — 2006. — № 4. — С. 59−63.
- Буранов, С. Особенности взаимоотношений в воинском коллективе / С. Буранов // Ориентир. 2004. — № 7. — С. 51−55.
- Буранов, С. Психологические аспекты межличностных конфликтов в воинских коллективах / С. Буранов // Ориентир. 2003. — № 7. — С. 47−51.
- Бусловский, В. Информация для профессионала / В. Бусловский // Ориентир. — 2004. — № 12.-С. 15−21.
- Валилин, Е.Г. Социальные проблемы военного образования / Е. Г. Валилин, О. Д. Муляева // Военная мысль. 2001. — № 1. — С. 45−51.
- Введение в профессию: основы деятельности психолога батальона, полка: учеб.-метод. пос. / В. И. Бусловский, Ю. Ф. Кучизин, Н. Ю. Ефимов.- М.: ГУВР ВС РФ, 2004.- 166 с.
- Военная педагогика / Под ред. А. В. Барабанщикова М.: Воениздат, 1972. -368 с.
- Военная психология и педагогика: учеб. пос. / Под ред. П. А. Корчемного, Л. Г. Лаптева, В. Г. Михайловского — М.: Совершенство, 1998. 384 с.
- Воинское воспитание курсантов военно-учебных заведений / Под ред. А. В. Омеличева. М., 2003. — 148 с.
- Войтович, Л.В. Профилактика и преодоление дезадаптации курсантов младших курсов в педагогическом процессе института ФСБ России пограничного профиля: автореф. дис.. канд. пед. наук. — Хабаровск, 2006. 23 с.
- Волковицкий, Г. А. Мотивация военно-профессионального самосовершенствования. — М., 1994.
- Воронова, М.С. Психолого-педагогические условия адаптации курсантов первого курса к учебной деятельности в военном вузе: автореф. дис.. канд. пед. наук. — Саратов, 2004. 23 с.
- Воспитательная работа в Вооруженных силах Российской Федерации / под общ. ред. Н. И. Резника. М.: ГУВР ВС РФ, 2005. — 344 с.
- Воспитательная работа: содержание, организация, методика / под общ. ред. Н. И. Резника. М.: Телисс, 2002. — 94 с. 31 .Ганин, А. Проблемы военного образования и пути их решения / А. Ганин // Ориентир. 2004. — № 10. — С. 12−16.
- Гербач, В.В. Организация и проведение воспитательной работы в военном институте: метод, реком./ В. В. Гербич, О. В. Вечерских, В. Т. Митрофанов Ростов н/Д.: РВИ РВСН, 2000. — 83 с.
- Глебов, В. Психологическая адаптация военнослужащих к служебно-боевой деятельности в условиях вооруженного конфликта / В. Глебов // Ориентир. 2001. — № 12. — С. 44−47.
- Горбачева, И.В. Педагогико-психологическое сопровождение в войсках как один из факторов формирования их высокого моральнопсихологического состояния: автореф. дис.. канд. пед. наук. — Ставрополь, 2000. 20 с.
- Горбенко, С.И. Управление качеством подготовки специалистов в условиях стандартизации образования (на примере военно-инженерного вуза): автореф. дис.. канд. пед. наук. — Ставрополь, 2002. — 22 с.
- Гордиевский, А. Служба армейская этап профессионального роста / А. Гордиевский // Ориентир. — 2002. — № 9. — С. 56−59.
- Грачев, Н.Н. Социальные процессы в воинском коллективе и проблемы управления ими // Введение в профессию. — М.: Центр ВСППИ ВС, 1992.
- Гребнев, JL Модернизация структуры и содержания инженерного образования / Л. Гребнев, В. Кружалин, Е. Попова // Высшее образование в России. 2003. — № 4. — С. 46−56.
- Гримаж, Л.П. Обучение с собой: начала психологии активности. М: Педагогика, 1991. — 327 с.
- Грищенко, А.И. Профилактика психического здоровья курсантов в условиях военного училища Электронный ресурс./ А. И. Грищенко, О. С. Вечтомова — Режим доступа: http://www.hpvestnik.ru/ index. php?razdel=state
- Грунтовский, И. Основные формы и методы индивидуально-воспитательной работы (ИВР) / И. Грунтовский // Ориентир. — 2005. № 5. -С. 53−56.
- Гурин, В. Социально-психологические основы взаимоотношений в воинском коллективе и пути их укрепления / В. Турин // Ориентир. -2001.-№ 7.-С. 42−45.
- Данилов, С. Основные формы и методы индивидуально-воспитательной работы / С. Данилов // Ориентир. 2000. — № 7. — С. 55−58.
- Дергачев С.П. Педагогическая подготовка будущих офицеров к воспитательной работе с личным составом в нестандартных ситуациях: автореф. дис.. канд. пед. наук. — Екатеринбург, 1999. 17 с.
- Директива Главнокомандующего РВСН 1998 г. № Др-5 «О дополнительных мерах по совершенствованию психопрофилактической работы в РВСН».
- Директива ГШ ВС РФ 2001 г. № ДГШ-4 «Об утверждении табеля срочных донесений Главного управления воспитательной работы Вооруженных Сил Российской Федерации».
- Директива МО РФ 1996 года № Д-18 «О мерах по предотвращению самоубийств в Вооруженных Силах Российской Федерации».
- Директива НГУВР ВС РФ 1998 г. № 1 «Об организации работы центров (пунктов) психологической помощи и реабилитации, комнат психологической разгрузки в Вооруженных Силах Российской Федерации».
- Директива НГУВР ВС РФ 1998 г. № 2 «О введении в действие в Вооруженных Силах Российской Федерации сборника формализованных документов по психологической работе (полк дивизия)».
- Директива НГУВР ВС РФ 1998 г. № 3 «Об информации, по психологической работе в Вооруженных Силах Российской Федерации.
- Добровольский, В.А. О системе многоуровневой военной подготовки /
- B.А. Добровольский // Высшее образование в России. 2004. — № 6.1. C. 112−118.
- Добряк, С.Ю. Динамика психологической адаптации курсантов на первом и втором году обучения в военном вузе: автореф. дис.. канд. психол. наук. СПб. 2004. — 22 с.
- Дубинин, А.Н. Учебно-методические материалы по психологии и педагогике / А. Н. Дубинин, Ю. П. Рокотянский. Ставрополь: СВВИУС, 1998.-136 с.
- Дьяченко, М.И. Психолого-педагогические основы деятельности командира / М. И. Дьяченко, Е. Ф. Осипенко, JI.E. Мерзляк- под ред. И. Т. Павловского М.: Воениздат, 1978. — 296 с.
- Жмурин, И. Воспитать готовность к бою / И. Жмурин // Ориентир. 2002.- № 3. С.32−34.
- Ильин, Г. Проективное образование и становление личности / Г. Ильин // Высшее образование в России. 2001. — № 4. — С. 85−92.
- Калачинская, JI.В. Создание целостной обучающее-воспитывающей среды военно-инженерного вуза: дис.. канд. пед. наук. — Ставрополь, 2003. — 162 с.
- Калачинская, Л.В. Создание целостной обучающее-воспитывающей среды военно-инженерного вуза: автореф. дис.. канд. пед. наук. — Ставрополь, 2003.-22 с.
- Калюжный, А. Основы организации и проведения воспитательной работы в подразделении, воинской части / А. Калюжный // Ориентир. 2006. -№ 8.-С. 55−58.
- Караян, А.Г. Активное социально-психологическое обучение как средство сплочения воинских коллективов. — М.: ГАВС, 1992.
- Кашин, С.Н. Применение средств физического воспитания в системе профессионального отбора кандидатов на учебу и службу в органы внутренних дел России: автореф. дис.. канд. пед. наук. — Ставрополь, 2003.-21 с.
- Кежаев, В.А. Актуальные вопросы подготовки специалистов по управлению РВ и, А / В. А. Кежаев // Военная мысль. 2006. — № 11. — С. 49−56.
- Кобенко, А.А. Вопросы психологии воинского коллектива / А. А. Кобенко, Л. В. Черкасов, И. М. Чернов. Рига: РВВПКУ, 1982. — 79 с.
- Кожевников, Д. Психология личности военнослужащего / Д. Кожевников, А. Гордиевский // Ориентир. 2005. — № 8. — С. 53−56.
- Корин, С. Система воспитания военнослужащих Вооруженных Сил Российской Федерации / С. Корин // Ориентир. 2005. — № 7. — С. 38−41.
- Косенко, В.В. Прогнозирование психологической компенсации и поведенческой адаптации у курсантов высших военных учебных заведений: автореф. дис.. канд. психол. наук. Ставрополь, 2006. — 25 с.
- Красилев, А.Н. Проблемы соотношения социализации и воспитания в военном вузе // Актуальные проблемы военного образования в контексте историко-педагогического опыта: сборник научных статей. Вып. 1. — Ставрополь: МО РФ, 1998. 175 с.
- Кулаков, В.Ф. Морально-психологическое обеспечение: проблемы и пути их решения / В. Ф. Кулаков // Военная мысль. — 1999. — № 6. — С. 67−72.
- Лазукин, В.Ф. Проблема адаптации курсантов в процессе обучения в военном вузе / В. Ф. Лазукин // Военная мысль. 2007. — № 8. — С. 54−62.
- Лушников, И.В. О мотивационной готовности молодых офицеров к военной службе // Военно-социологические исследования: сб. статей. — М.: Воениздат, 2003. № 4. — С. 65−69.
- Маклаков, А.Г. Личностный адаптационный потенциал: его мобилизация и прогнозирование в экстремальных условиях / А. Г. Маклаков // Психол. журн.-2001.-Т. 22.-№ 1.-С. 16−24.
- Мартюшев, Д. Чтобы казарма стала домом / Д. Мартюшев // Ориентир. -2000. № 9. — С. 50−52.
- Масалин, Ю. Воспитать сильных духом / Ю. Масалин, Ю. Селезнев // Ориентир. 2006.-№ 3.-С. 13−17.
- Масягин, В. Флоту нужен хороший психолог/ В. Масягин // Ориентир. — 2002.-№ 3.- С. 30−33.
- Масягин, В.П. Военно-профессиональная подготовка офицеров ВМФ: психолого-педагогический аспект/ В. П. Масягин // Военная мысль. -2002.-№ 5-С. 61−63.
- Матушанский, Г. Модели подготовки в профессиональной деятельности специалистов / Г. Матушанский А. Фролов // Высшее образование в России. 2003. -№ 4. — С. 92−95.
- Мельникова, Н.Н. Стратегии поведения в процессе социально-психологической адаптации: автореф. дис.. канд. психол. наук. — СПб, 1999.-22 с.
- Меренцов, Ю. Готовить компетентных специалистов / Ю. Меренцов // Ориентир. 2006. — № 6. — С.22−27.
- Методика психодиагностики суицидальных намерений / Под общ. ред.
- B.И. Ключникова. М.: ГУВР ВС РФ, 2003. — 47 с.
- Методические рекомендации по организации индивидуально-воспитательной работы с личным составом в подразделениях Ставропольского ВВИУС. — Ставрополь, 1998. 17 с.
- Мотивационная готовность молодых офицеров к военной службе: учеб.-метод. пос. -М.: ВУ, 2004. С. 26, 28
- Мотолыцкий, В.А. Управление процессами адаптации курсантов к воинской службе: автореф. дис.. канд. социол. наук. М., 2000. — 25 с.
- Муцынов, С.С. Молодые воины: воспитание и адаптация в коллективе /
- C.С. Муцынов. М.: ИВИ, 1989. — 88 с.
- Мыльникова, Г. «Имидж армии имидж России» / Г. Мыльникова // Российское военное обозрение. — 2006. — № 4. — С. 56−58.
- Настольная книга войскового психолога, офицера по организации общественно-государственной подготовки и военно-социальной работы. М.: Воениздат, 2004. — Вып. 44. — 384 с.
- Некрасов, П. К службе надо готовиться / П. Некрасов // Ориентир. -2000.-№ 3.-С. 50−51.
- Нечаева, Т.П. Педагогические условия формирования профессионально значимых свойств личности студентов (курсантов) инженерных специальностей в дидактических информационных средах: автореф. дис.. канд. пед. наук. — Ставрополь, — 2000. — 23 с.
- Организационно-методические указания по подготовке офицерских кадров в высших военно-учебных заведениях Ракетных войск стратегического назначения на 2007/08, 2008/09 учебные годы. М., 2007.
- Организация психологической работы по профилактике гибели военнослужащих в результате суицидальных происшествий / Под. общ. ред. Н. И. Резника. М.: ГУВР ВС РФ, 2006. — 56 с.
- Охремчук, С.И. Социально-педагогическая адаптация курсантов в условиях высшего военного учебного заведения: автореф. дис.. канд. пед. наук. — Магнитогорск, 2002. — 25 с.
- Педагогический энциклопедический словарь М: БРЭ, 2003. — С. 12.
- Перевалов, В.Ф. Воинский коллектив: динамика отношений / В. Ф. Перевалов. — М.: Воениздат, 1991. 111 с.
- Печерин, В. Деятельность командиров (начальников), должностных лиц органов воспитательной работы по изучению лиц, требующих повышенного психолого-педагогического внимания / В. Печерин // Ориентир. 2001. — № 9. — С. 48−51.
- Поливара, М.Г. Воспитание курсантов: психологический аспект / М. Г. Поливара // Военная мысль. 2001. — № 6. — С. 53−54.
- Половнев, А. Военно-профессиональная ориентация молодых офицеров / А. Половнев, Ю. Юрченко // Ориентир. 2004. — № 12. — С. 36−42.
- Поляков, В. Личность и профессионал / В. Поляков // Ориентир. — 2001. № 9. — С. 33−35.
- Плескачева, Н.М. Среда воспитания как эффективное средство создания условий личностного и профессионального саморазвития военнослужащего Российской Армии : автореф. дис.. канд. пед. наук. Ростов н/Д. 2006. — 24 с.
- Приказ МО РФ 1998 года № 440 «О системе работы должностных лиц и органов управления по сохранению и укреплению психического здоровья военнослужащих Вооруженных Сил Российской Федерации».
- Приказ МО РФ 2004 года № 70 «Об органах воспитательной работы Вооруженных Сил Российской Федерации».
- Приказ МО РФ 2005 года № 79 «О совершенствовании воспитательной работы в ВС РФ».
- Проект Руководства по психологической работе в Вооруженных Силах Российской Федерации (введен в действие директивой НГШ ВС РФ от 26 июля 1996 г. № 172/1/637).
- Психологическое обеспечение учебно-воспитательного процесса в военных вузах / Под общ. ред. В. М. Воробьева, В. А. Чигарева. М.: Министерство обороны СССР, 1988. — 272 с.
- Психология и педагогика / В. А. Сластенин, В. П. Каширин. — 3-е изд. -М.: Академия, 2001. 480 с.
- Психология и педагогика высшей военной школы / Под ред. А. В. Барабанщикова. — М.: Воениздат, 1989. — 366 с.
- Психология и педагогика управленческой деятельности командира (военного инженера). М.: РВСН, 1995. — 232 с.
- Психология и педагогика. Военная психология: Учебник для вузов / Под. ред. А. Г. Маклакова. СПб.: Питер, 2005. — 464 с.
- Психология. Учебник для технических вузов / Под общ. ред. В. И. Дружинина СПб.: Питер, 2000.
- Психология: Словарь / Под общ. ред. А. В. Петровского, М. Г. Ярошевского. — 2-е изд., испр. и доп. — М.: Политиздат, 1990. — 494 с.
- Рабочая книга войскового психолога. — М.: МО РФ, 1996. — 331 с.
- Ракурс: метод, рекомендации. Вып. 1. — М.: ГУВР ВС РФ, 2003. — 75 с.
- Рамазнин, А.Н. Основы управления воинским коллективом / А. Н. Рамазнин, В. А. Целыковский. — М., 2000. 123 с.
- Рекомендации по предупреждению уклонений от военной службы / Под. общ. ред. Н. Н. Радула М.: Главное управление по работе с личным составом МО РФ, 1993. — 57 с.
- Рыжов, А.В. Организация воинского воспитания курсантов в военном вузе: дис.. канд. пед. наук. — Ставрополь, 2006. 185 с.
- Рыжов, В.А. Целевая программа воспитания курсантов училища / В. А. Рыжов, А. Н. Ключенко. Ставрополь, 1998. — 80 с.
- Рыжов, В.А. Методические рекомендации по организации индивидуальной воспитательной работы: метод, пос. / В. А. Рыжов, А. Н. Ключенко. Ставрополь, 1998 — 17 с.
- Савченко, Б.Н. Организация процесса военно-профессиональной подготовки в системе военного образования: автореф. дис.. канд. пед. наук. — Ставрополь, 2006. — 23 с.
- Сакун, С. Готовить сознание к победе в бою / С. Сакун, М. Севастьянов // Ориентир. 2006. — № 2. — С. 32−37.
- Самойлов, В. О концепции высшего образования офицеров / В. Самойлов // Высшее образование в России. 2002. — № 6. — С. 76−78.
- Сидякин, А. «В молодых офицерах мы видим будущее Российской Армии» / А. Сидякин // Ориентир. 2000. — № 10. — С. 18−20.
- Система воспитательной работы в учреждениях среднего и высшего профессионального образования / Под ред. Н. А. Шейденко, В. Г. Полозкова, З. Н. Калинина и др. — Тула, 2000. — 187 с.
- Система морально-психологического обеспечения в Вооруженных Силах Российской Федерации / Под. общ. ред. Н. И. Резника. М.: ГУВР ВС РФ, 2005. — 469 с.
- Система работы должностных лиц подразделений по поддержанию правопорядка и укреплению воинской дисциплины. — Ставрополь: СВВИУС, 1997.- 10 с.
- Соловьев, В.В. Содержание и организация психолого-педагогической подготовки курсантов военно-инженерного вуза: дис.. канд. пед. наук. — Ставрополь, 2004. — 156 с.
- Сол од и лова, Т. В. Педагогическая поддержка студентов первого курса на этапе адаптации к обучению в вузе: автореф. дис.. канд. пед. наук. — Ставрополь, 2003. — 26 с.
- Социологический центр Вооруженных Сил РФ. К защите Отечества готовы // Российское военное обозрение. — 2006. № 2. — С. 46−47.
- Справочник офицера-воспитателя / Под ред. Н. И. Резника. — М.: Воениздат, 2003. — Вып. 35.- 368 с.
- Столяренко, Л.Д. Педагогическая психология / А. Д. Столяренко -Ростов н/Д.: Феникс, 2000. 544 с.
- Струков, А.Б. Педагогическое сопровождение адаптации курсантов к условиям обучения в высших военных учебных заведениях: автореф. дис.. канд. пед. наук. — Саратов, 2005. — 28 с.
- Сыромятников, И.В. Психология девиантного поведения военнослужащих и его профилактика / И. В. Сыромятников, В. Г. Чайка. -М., 2001.-108 с.
- Тарасов, М.М. Морально-психологическое обеспечение профессиональной адаптации курсантов к деятельности офицера внутренних войск: монография / М. М. Тарасов. — СПб.: СПб военный институт ВВ МВД России, 1998. 5,5 п.л.
- Тарасова, Л.И. Организация деятельности преподавателя-служащего в военно-инженерном вузе: автореф. дис.. канд. пед. наук. — Ставрополь, 2005. — 22 с.
- Теория и практика воспитания военнослужащих / Под. общ. ред. Н. И. Резника. М.: ГУВР ВС РФ, 2005. — 340 с.
- Третьяков, П.И. Адаптивное управление педагогическими системами: учеб. пос. для вузов / Под ред. П. И. Третьякова. М.: Академия, 2003. — 368 с.
- Уваров, JI.H. Педагогические проблемы повышения эффективности воспитательной работы в части / JI.H. Уваров, В. Г. Уткин. М., 1991. — 68 с.
- Указания ГШ ВС РФ от 23 октября 2001 г. № 315К/2/5566 «Инструкция по проведению мероприятий по профессиональному психологическому отбору нештатными подразделениями профотбора соединений и воинских частей».
- Указания ГШ ВС РФ от 4 декабря 2002 г. № 315К/2/6606 «Рекомендации по оценке нервно-психической неустойчивости».
- Указания по организации и проведению воспитательной работы в вузах РВСН. М., 2004.
- Фокин, Ю.Г. Преподавание и воспитание в высшей школе / Ю. Г. Фокин. М.: Академия, 2002. — 224 с.
- Хмелева, Е.В. Профориентационная работа со школьниками в системе непрерывного образования: автореф. дис.. канд. пед. наук. — Ставрополь, 2002. 21 с.
- Чепижко, М. Курсантский контракт / М. Чепижко // Российское военное обозрение. 2006. — № 4. — С. 52−53.
- Чернов, В. Каким быть будущему офицеру / В. Чернов // Ориентир. -2002.- № 5.- С.26−27.
- Шалупенко, В. Военно-профессиональная готовность выпускников вузов МО РФ / В. Шалупенко, Ю. Юрченко // Ориентир. — 2006. — № 1. С. 19−23.
- Шевчук, В.А. Особенности социокультурной адаптации современной российской молодежи к обучению в военном вузе: автореф. дис.. канд. социол. наук. Ставрополь, 2002. — 24 с.
- Юридическая служба «Ориентира». Готовность к службе — понятие государственное // Ориентир. 2004. — № 2. — С. 48−49.
- Юридическая служба «Ориентира». Поощрение — стимул воинской службы // Ориентир. 2005. — № 5. — С. 41−42.
- Юрченко, Ю. Индивидуальная работа с подчиненными / Ю. Юрченко // Ориентир. 2004. — № 8. — С. 53−56.
- Юрченко, Ю. Пути и способы повышения качества воспитательного процесса в подразделении / Ю. Юрченко // Ориентир. 2006. — № 7. — С. 53−56.
- Яковлев, А. Институт — хорошо, а училище — лучше? / А. Яковлев // Ориентир. 2006. — № 6. — С.20−21.
- Якунин, В.А. Педагогическая психология: учеб. пособие. 2-е изд. / В. А. Якунин. СПб.: Изд-во Михайлово В. А., 2000. — 349 с.160