Адресная помощь как условие подготовки детей к школьному обучению в образовательном пространстве малого города
![Диссертация: Адресная помощь как условие подготовки детей к школьному обучению в образовательном пространстве малого города](https://westud.ru/work/3386563/cover.png)
Диссертация
Вопрос о заблаговременной и целенаправленной подготовке детей к школе в принципе не нов. Есть и соответствующий научный материал, и опыт работы, обобщенный Академией образования ещё в советский период. В отечественной научной литературе имеется значительное количество работ, целью которых является изучение вопросов готовности дошкольников к обучению в школе (М.М. Безруких, JI.A. Венгер, JI. C… Читать ещё >
Содержание
- Глава 1. Теоретические основы проектирования адресной помощи дошкольникам на этапе подготовки к школьному обучению
- 1. 1. Дошкольный возраст как непрерывный период подготовки детей к школе и формирования у них компонентов дошкольной зрелости
- 1. 2. Состояние практики и условий подготовки дошкольников к школьному обучению в современной социокультурной ситуации
- 1. 3. Теоретическое обоснование проектирования муниципальной модели адресной помощи ребенку по формированию у детей готовности к обучению в школе и компонентов дошкольной зрелости
- 1. 4. Условия реализации модели адресной помощи детям при подготовке к школьному обучению в образовательном пространстве малого города
- Выводы по первой главе
- Глава 2. Экспериментальная проверка результативности модели адресной помощи детям при подготовке к школьному обучению и условий ее реализации в образовательном пространстве малого города
- 2. 1. Организация и методика эксперимента
- 2. 2. Оценка исходного состояния сформированности у детей готовности к школе и компонентов дошкольной зрелости
- 2. 3. Ход и промежуточные результаты внедрения модели адресной помощи детям при подготовке к школьному обучению и условий ее реализации в образовательном пространстве малого города
- 2. 4. Оценка и анализ результатов экспериментальной работы
- Выводы по второй главе
Список литературы
- Акофф, P.JI. О целеустремленных системах Текст. / P.JI. Акофф, Ф. Эмери. М.: Наука, 1974. — 77 с.
- Аксарина, Н.М. Воспитание детей раннего возраста Текст. // Дошкольное воспитание. 1990. № 3 — С.140−141.
- Актуальные проблемы дошкольного образования Текст.: сборник научных трудов / Магнитог. гос. ун-т. Магнитогорск: МаГУ, 2003. — 163 с.
- Ананьев, Б.Г. Человек как предмет познания Текст. / Б. Г. Ананьев. Л.: Лениздат, 1969. — 158 с.
- Анастази, А. Психологическое тестирование Текст.: в 2 т / А. Ана-стази. М.: Педагогика, 1982. — 124 с.
- Антонов, Ю.Е. Гришаев, Н.П. Социальный заказ на изменения в дошкольном образовании РФ Текст. // Управление ДОУ. 2006. № 8 С.32−35.
- Анциферова, Л.И. Развитие и современное состояние зарубежной психологии Текст. / Л. И. Анциферова, М. Г. Ярошевский. М.: Просвещение, 1974.- 142 с.
- Аркин, Е.А. Родителям о воспитании Текст. / Е. А. Аркин. М.: Просвещение, 1957. — 52 с.
- Байярд, Роберт и Джинн. Ваш беспокойный подросток Текст.: практическое руководство для отчаявшихся родителей / Роберт и Джинн Байярд- пер. с англ. М.: Просвещение, 1991. — 224 с.
- Балл, Г. А. Теория учебных задач: психолого-педагогический аспект Текст. / Г. А. Балл. М.: Педагогика, 1990. — 184 с.
- Баннов, И.И. Организационно психологические основы развивающего образования в регионе Текст. / И. И. Баннов [и др.] - М.: Педагогика, 2002.- 187 с.
- Берталанфи, Л. Общая теория систем: критический обзор Текст. // Исследования по общей теории систем / Ред. В. Н. Садовский, Э. Г. Юдин -М.: Прогресс, 1969. С. 23−82.
- Беспалько, В.П. Основы теории педагогических систем Текст. / В. П. Беспалысо. Воронеж: ВГУ, 1977. — 304 с.
- Битянова, М. Барчук, О. Диагностика дошкольной зрелости Текст. // Школьный психолог. 2006 г.- № 30 — С. 9−11.
- Божович, JI. И. Личность и ее формирование в детском возрасте Текст. / Л. И. Божович. СПб.: Питер, 2008. — 400 с.
- Божович, Л.И. Психологическая готовность детей к обучению в школе Текст. / Л. И. Божович. М.: Просвещение, 1995. — 204 с.
- Бондаревская, Е.В. Создание единого образовательного пространства как проблема образовательной политики в регионе Текст. / Е. В. Бондаревская. Туапсе, 1997. — 80с.
- Бордовская, Н.В. Диалектика педагогического исследования Текст. / Н. В. Бордовская. Рос. акад. образования. Сев.-Зап. отд-ние. — СПб.: Изд-во РХГИ, 2001.-175 с.
- Борисова, Н.В. Калиновский, Ю.И. Решение макродидактических задач адресной помощи дошкольнику в условиях региональной системы образования Текст. // Педагогическое образование и наука. 2009. — № 11. -С. 96−101.
- Борисова, Н.В. Калиновский, Ю.И. Шеина, О. Н. Чему и как учить ребенка до школы? Справочно-методическое пособие для субъектов помощи ребенку и семье Текст. / Н. В. Борисова, Ю. И: Калиновский, О.Н.
- Шеина. Тюменский областной государственный институт развития регионального образования, Тюмень, 2007. -136 с.
- Бочкина, Н.В. Регионализация образования в России Текст. / Н. В. Бочкина // Образование и культура Северо Запада России. — СПб.: Изд-во РХГИ, 1996. -Вып.1. — С. 9−14.
- Бронфенбреннер, У. Два мира детства. Дети США и СССР Текст. / У. Бронфенбреннер- пер. с англ. / Послесл. Л. Божович и И. Кона. М.: Прогресс, 1976. — 167 с.
- Вартовский, М. Модели. Репрезентация и научное понимание Текст. / М. Вартовский. М.: Прогресс, 1988. — 127 с.
- Венгер, Л.А. «Развитие» комплексная образовательная программа для дошкольного образования Текст. / Л. А. Венгер, О. М. Дьяченко. — М.: Просвещение, 1989.- 32 с.
- Венгер, Л.А. Готов ли ваш ребенок к школе? Текст. / Л. А. Венгер, А. Л. Венгер. М.: Знание, 1994. — 189 с.
- Вентцель, К.Н. Новые пути воспитания и образования детей Текст. / К. Н. Вентцель. М., Земля и фабрика, 1923. — 151 с.
- Винер, Норберт. Кибернетика и общество Текст. / Норберт Винер. -М.: Тайдекс Ко, 2002. 183 с.
- Вишневский, М.И. Дети и взрослые: диалог культур и культура диалога Текст. / М. И. Вишневский, И. А. Комарова / Материалы Третьей Международной Научно-практической конференции. 4−7 июня 2008 г. М.: Гуманитарий, 2008. — С. 28−30.
- Волков, Б.С. Детская психология: Психологическое развитие ребенка до поступления в школу Текст. / Б. С Волков., Н. В. Волкова М.: Просвещение, 1994. — 344 с.
- Выготский, Л.С. Вопросы детской психологии Текст. / Л. С. Выготский. СПб.: Союз, 1997. — 224 с.
- Выготский, JI.С. Обучение и развитие в дошкольном возрасте Текст. / JI.C. Выготский // Избранные психологические исследования. М.: Просвещение, 1956. — 429 с.
- Гальперин, П.Я. Методы обучения и умственное развитие ребенка Текст. / П. Я. Гальперин. М.: Изд-во МГУ, 1985. — 320 с.
- Гезелл, А. Умственное развитие ребенка Текст. / А. Гезелл. М., 1989.-113 с.
- Гершунский, Б.С. Философия образования для XXI века: (в поисках практико-ориентированных образовательных концепций) Текст. / Б. С. Гершунский М.: Совершенство, 1998. — 608 с.
- Гиппенрейтер, Ю.Б. Общаться с ребенком. Как? Текст. / Ю. Б. Гиппенрейтер. М.: МАСС-МЕДИЯ, 1995. — 240 с.
- Государственно-общественное управление системой дошкольного образования / Под. ред. О. Д. Головиной, Е. Ю. Зимина, А. А. Седельникова.-Красноярск: Гротеск, 2005. 360с.
- Готовность к школе: Развивающие программы Текст. / под ред. И. В. Дубровиной. М.: Просвещение, 1995. — 96 с.
- Гранатов, Г. Г. Метод дополнительности в развитии понятий (педагогика и психология мышления): монография / Г. Г. Гранатов. Магнитогорск: МаГУ, 2000. — 195 с.
- Громыко, Ю.В. Проблемы образовательной политики Текст. / Ю. В. Громыко. Тюмень: ТОГИРРО, 2000. — 205 с.
- Гуржапов, В.А. Образование до школы, или Путешествие в игру Текст. / В .А. Гуржапов. М.: Эврика, 2004. — 336 с.
- Гуткина, Н.И. Психологическая готовность к школе Текст. / Н. И. Гуткина. М.: Академический Проект, 2000. -184 с.
- Давыдов, В.В. Теория развивающего обучения Текст. /В.В. Давыдов. М.: ИНТОР, 1996.- 544 с.
- Диагностика готовности ребенка к школе: Пособие для педагогов дошкольных учреждений Текст. // под. ред. Н. Е. Вераксы. М.: Мозаика-Синтез, 2007.- 112 с.
- Диагностика ценностных ориентаций детей старшего дошкольного возраста в процессе педагогического общения: методическое пособие Текст. //.-Магнитогорск: МаГУ, 2008. 17 с.
- Днепров, Э.Д. Школьная реформа между «вчера» и «завтра» Текст. / Э. Д. Днепров. М.: РАО, ФИПО МО РФ, 1996. — 719 с.
- Доман, Г. Дошкольное обучение ребенка Текст. / Г. Доман, Д. До-ман. М.: Аквариум, 1995. — 400 с.
- Дьяченко, О.М. Развитие воображения у дошкольников Текст. / О. М. Дьяченко. М.: Просвещение, 1996. — 197 с.
- Загвязинский, В.И. Методология и методика дидактического исследования Текст. /В.И. Загвязинский. М.: Педагогика, 1982. -159 с.
- Заика, Е. В. Учитесь мыслить играя Текст. / Е. В. Заика // Наука и жизнь. -1991.- № 4.- С. 108 -111.
- Зак, А. З. Дебют мыслителя. Как проверить и развить интеллект ребенка 6−10 лет Текст. / А. З. Зак. М.: ННО «Перспектива», 1992. — 107с.
- Занков, JI.B. Избранные педагогические труды Текст. / Л. В. Занков.- М.: Дом педагогики, 1999. 452 с.
- Запорожец, А.В. О психологии детей раннего и дошкольного возраста Текст. / А. В. Запорожец. М.: Центр, изд-во Ордена Ленина ин-т усовершенствования врачей, 1969. — 26 с.
- Инновационные технологии дошкольного образования в современных социокультурных условиях Текст. / Г. В. Фадина [и др.]. Балашов: Николаев, 2004. — 64 с.
- Истоки: Базисная программа развития ребенка-дошкольника Текст. / Сост. Т. И. Алиева [и др.]. М.: Карапуз, 1997. — 278 с.
- История зарубежной дошкольной педагогики Текст. // Хрестоматия: Учеб. пособие для студентов пед. вузов / Под ред. С. Ф. Егорова. М.: Академия, 2000. — 435 с.
- История зарубежной психологии: 30−60-е годы XX века Текст. / под ред. П. Я. Гальперина, А. Н. Ждан. М.: Изд-во МГУ, 1986. — 344с.
- Йирасек, Я. Диагностика школьной зрелости Текст. / Я. Йирасек // Диагностика психического развития. Под ред. ШванцараИ.: Пер. с чешского. Прага: Авиценум, 1978. — 388 с.
- Калиновская, Т.П. Педагогика равных возможностей Текст. / Т. П. Калиновская. Тюмень: ТОГИРРО, 1998. -123 с.
- Калиновский, Ю.И. Истоки, генезис и развитие педагогического творчества Текст. / Ю. И. Калиновский.- Тюмень: ТОГИРРО, 2008. 187 с.
- Калиновский, Ю.И. Психолого-педагогические основы проектирования, организации и развития региональной системы образования Текст.: автореф. канд. дис. / Ю. И. Калиновский. М.:МГУ им. М. В. Ломоносова.- 1994.-22 с.
- Калиновский, Ю.И. Теория и практика семейного образования Текст. / Ю. И. Калиновский, Т. П. Калиновская, С. Е. Пузырев. Ханты-Мансийск: Югра, 2008. — 224 с.
- Калиновский, Ю.И. Философия образовательной политики как самосознание педагогики Текст. / Ю. И. Калиновский. Тюмень: ТОГИРРО, 1998.-37 с.
- Кашлач, В.М. Условия реализации гуманистической концепции образования в малом провинциальном городе Сибири Текст.: автореф. дис. канд. пед. Наук / В. М. Кашлач. Омск, 2001. — 21 с.
- Коджаспирова, Г. М. Педагогический словарь Текст. / Г. М. Код-жаспирова, А. Ю. Коджаспиров. М.: Издательский центр «Академия», 2003. — 176 с.
- Коломинский, Я. Л. Учителю о психологии детей шестилетнего возраста Текст. / Я. Л. Коломинский, Е. А. Панько. М.: Просвещение, 1988. -190 с.
- Коменский, Я. А. Избранные педагогические сочинения.: В 2-х Т. [Текст] / Под ред. А. И. Пискунова и др. М.: Педагогика, 1982. -Т.1. -656с., Т.2.-576 с.
- Комплексная программа развития и воспитания дошкольников в Образовательной системе «Школа 2100» («Детский сад 2100») Текст. // Под ред. А. А. Леонтьева. М.: Педагогика, 2007. — 45с.
- Конвенция о правах ребенка Текст. // Права ребенка. Минск, 2000. — С.1−32.
- Кондракова, И.Э. Федорова, Н.М. Гуманитарные ориентиры образовательной политики и государственно-общественного управления в сфере школьного образования Текст. // Научно-методические материалы.- СПб.: ООО «Книжный дом». 2008. 256 с.
- Концепция дошкольного воспитания (1989) Текст. // Козлова С. А., Куликова Т. А. Дошкольная педагогика: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений.- М.: Издательский центр «Академия», 2000. С. 389 — 399.
- Концепция дошкольного воспитания Текст. // Дошкольное воспитание. 1989. № 5, С. 10−23, — № 9, С.48−69.
- Концепция содержания непрерывного образования (дошкольное и начальное звено) Текст. // Издательство: Гном и Д. 2004. 32с.
- Корчак, Януш. Как любить ребенка Текст. / Януш Корчак. Екатеринбург: У — Фактория, 2007. — 384 с.
- Костромина, С.Н. Исследование процесса решения диагностических задач практическим психологом Текст.: автореф. канд. дис. / С. Н. Костромина. М.: Моск. гос. открытый пед. ун-т. -1997. — 216 с.
- Крайг, Грэйс. Психология развития Текст. / Грэйс Крайг, [пер. с англ. Н. Мальгина и др.] - под общ. науч. ред. А. А. Алексеева. 7-е между-нар. изд. — СПб. и др.: Питер, 2003. — 988 с.
- Кудрявцев, В.Т. Смысл человеческого детства и психическое развитие ребенка Текст. / В. Т. Кудрявцев. М.: УРАО, 1997. -153 с.
- Лазарев, B.C. Деятельностный подход к формированию педагогического образования Текст. / В. С. Лазарев, Н. В. Коноплина // Педагогика. -2000.- № 3.-С. 27−34.
- Лазарев, B.C. Подготовка будущих педагогов к исследовательской деятельности Текст. / B.C. Лазарев, Н. Н. Ставринова. Сургут: РИО Сур-ГПИ, 2007. — 162 с.
- Лебедев, О.Е. Управление образовательными системами Текст.: учебно-методическое пособие для вузов / О. Е. Лебедев. М.: Университетская книга, 2004.- 135 с.
- Леонтьев, А.Н. Очерк психологии личности Текст. / А. Н. Леонтьев. -М.: Смысл, 1997.- 64.
- Лесгафт, П.Ф. Школьные типы (Антропологический этюд) Текст. / П. Ф. Лесгафт. СПб.: Русское Богатство, 1894. — 124 с.
- Лидере, А.Г. Методы исследования умственного развития ребенка Текст. / А. Г. Лидере. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1980. — 34 с.
- Лисина, М.И. Общение со взрослыми и психологическая подготовка детей к школе Текст. / М. И. Лисина, Г. И. Капчела. Кишинев: Штини-ца, 1987. 136 с.
- Локк, Д. Мысли о воспитании Текст. / Д. Локк //Хрестоматия по истории зарубежной педагогики: Учеб. пособие для студ.пед.ин-тов / Сост. и авт. вводных статей А. И. Пискунов. М.: Просвещение, 1981. — С. 163−195.
- Лурия, А.Р. Развитие конструктивной деятельности дошкольника Текст. / А. Р. Лурия // Вопросы психологии ребенка дошкольника. М.: АПН РСФСР, 1948.-96 с.
- Макареня, А.А. Суртаева, Н.Н. Интеграционные процессы в образовании взрослых как фактор развития интеллектуального и социокультурного потенциала регионов Текст. / А. А. Макареня, Н. Н. Суртаева. СПб.-Тюмень: ИОВ РАО-ТОГИРРО, 2001.-160 с.
- Марцинковская, Т.Д. История психологии Текст. / Т.Д. Марцинков-ская. М.: Академия, 2001. — 538 с.
- Матюхина, М.В. Мотивация учения младших школьников Текст. / М. В. Матюхина. М.: Педагогика, 1984. — 144 с.
- Махмутов, М.И. Проблемное обучение: основные вопросы теории Текст. / М. И. Махмутов. М.: Педагогика, 1975. — 367 с.
- Методы оценки личности и эмоционально-волевых характеристик. Методика «Ценностные ориентации» М. Рокича // Лучшие психологические тесты Текст. // Под ред. А. Ф. Кудряшова. Петрозаводск: Петро-ком, 1992. — С. 112−114.
- Мид, М. Развитие ребёнка Текст. / М. Мид. -М.: Знание, 1968. -207 с.
- Моисеев, A.M. Основы стратегического-управления школой Текст. / A.M. Моисеев, О. М. Моисеева. — М.: Центр педагогического образования, 2008. 256 с.
- Монина, Г. Б. Предшкольный бум. Что нужно знать родителям будущих первоклассников Текст. / Г. Б. Монина, Е. В. Панасюк. Екатеринбург: У — Фактория, 2007. — 165 с.
- Никандров, Н.Д. Россия: социализация и воспитание на рубеже тысячелетий. Текст. / Н. Д. Никандров. М.: Гелиос АРВ. 2000 г. — 229 с.
- Новиков, A.M. Развитие отечественного образования Текст. / А. М. Новиков // Полемические размышления. М.: Эгвес, 2005. — 176 с.
- Новиковская, О.А. Вершки и корешки. Игровые модели обучения и воспитания Текст. / О. А. Новиковская. СПб., Паритет, 2006. — 11 с.
- Новоселова, С. Развивающая предметно-игровая среда детства: мир «Квадро» Текст. / С. Новоселова // Дошкольное воспитание. 1998. -№ 4. -С. 79−83.
- Новоторцева, Н.В. Коррекционная педагогика и специальная психология: словарь Текст. / Н. В. Новиков. 4-е изд., перераб. и доп. — СПб.: КАРО, 2006. -144 с.
- Обухова, Л.Ф. Детская психология: теории, факты, проблемы Текст. / Л. Ф. Обухова. М.: Тривола, 1995.-360 с.
- Овчарова, Р.В. Практическая психология в начальной школе Текст. / Р. В. Овчарова. М.: ТЦ «Сфера», 1996. — 240 с.
- Организационно методические основы развития новых форм дошкольного образования. Текст. //Дошкольное воспитание. 2002.- № 11.-С.7−15.
- Особенности психологического развития детей 6−7летнего возраста Текст. /под ред. Д. Б. Эльконина, А. Л. Венгера. М.: Педагогика. 2002. -189 с.
- Парамонова, Л.А. Содержание дошкольного уровня образования: с чем связано его обновление Текст. //Дошкольное воспитание. 2003. — № 3: С. 65−67.
- Парамонова, Л.А. Примерная общеобразовательная программа, воспитания, обучения и развития детей раннего и дошкольного возраста/ Л. А. Парамонова, Т. Алиева Текст. // Дошкольное воспитание. 2003. — № 6 -С.27−30.
- Первушина, И.М. Тропинка к своему Я: как сохранить психологическое здоровье дошкольников Текст. / И. М. Первушина, О. В. Хухлаева, О. Е. Хухлаев. М.: Генезис, 2009. — 175 с.
- Петровичев, В.М. Региональное образование: организация, управление развитием Текст. / В. М. Петровичев. Тула: Приокское кн. изд-во, 2005.-311 с.
- Пинский, А.А. Общественное участие в управлении школой: Школьные советы Текст. / А. А. Пинский. М.: Альянс Пресс, 2004. — 250 с.
- Подготовка ребёнка к школе Текст. // Р. И. Айзман, Г. Н. Жарова, JI.K. Айзман, А. И. Савенков, С. Д. Забрамная и др. Томск: Пеленг, 1994.- 203 с.
- Поддьяков, Н.Н. Современное состояние и перспективы исследований в области дошкольного воспитания. Текст. // Вопросы психологии.- 1982.-№ 6.-С.32−43.
- Подобед, В.И. Модель управления региональным центром непрерывного педагогического образования Текст. / В. И. Подобед. СПб.: ИОВ РАО, 1998.- 182 с.
- Полозова, Е.В. Продуктивная деятельность с детьми младшего возраста Текст. / Е. В. Полозова. Воронеж: ТЦ «Учитель» 2009. — 137 с.
- Поляков, О.Ю. Образовательный менеджмент: развитие общественной составляющей Текст. // О. Ю. Поляков, Ю. Л. Полевой / Инвестрегион.- 2006. № 6. — С.25−30.
- Предшкольное образование: содержание и методика. Текст. / Науч. ред. Кумарина Г. Ф., Степанова О. А. СПб.: КАРО, 2006. 96 с.
- Прихожан, А. М. Психология тревожности: дошкольный и школьный возраст Текст. / А. М. Прихожан. СПб.: Питер, 2007. -192 с.
- Программа «Истоки»: Базис развития ребенка-дошкольника / Т.И.
- Алиева, Е.П. Арнаутова и др.- Науч. ред. JI.A. Парамонова и др.- Центр «Дошкольное детство» им. А. В. Запорожца.-М.: Просвещение, 2003.-383 с.
- Психологические проблемы неуспеваемости школьников. Текст. // Под ред. Менчинской Н. А. М.: Педагогика, 1971. — 272 с.
- Психология детей дошкольного возраста: Развитие познавательных процессов Текст. / под ред. А. В. Запорожца, Д. Б. Эльконина. М: Просвещение, 1964.- С. 247−268.
- Путин, В.В. О стратегии развития России до 2020 года Электронный ресурс.: выступление на расширенном заседании Государственного совета 8 февраля 2008 года, Москва, Кремль / В. В. Путин // http://www.kremlin.ru.
- Пучкин, М.Г. Психологические основы организации управления образованием в монопрофильном регионе Текст.: автореф. дис. в виде науч. докл. канд. психол. наук: 19.00.07 / М.Г. Пучкин- Рос. акад. образования. Психол. ин-т. М., 1995. — 23 с.
- Развитие личности ребенка от пяти до семи Текст. // Екатеринбург: У Фактория, 2005. — Проект «Психология детства». — 600 с.
- Развитие творческого потенциала личности как цель образования Текст. / Е. Л. Яковлева // Мир психологии. 1996. — № 2. — С. 145−151.
- Роджерс, К. К науке о личности Текст. / К. Роджерс // История зарубежной психологии: тексты. М., 1986. — С. 293−323.
- Ротенберг, B.C. Мозг, обучение и здоровье Текст. / B.C. Ротенберг, С. М. Бондаренко. М.: Просвещение. 1989. — 240 с.
- Рубинштейн, С.Л. Основы общей психологии Текст. / С. Л. Рубинштейн. СПб.: Питер. 2006. — 712 с.
- Савенков, А.И. Маленький исследователь. Как научить дошкольника приобретать знания Текст. / А. И. Савенков. Ярославль: Академия развития, 2002.- 160 с.
- Сергеенкова, И.В. Психологическое развитие детей. Текст. / И. В. Сергеенкова. Ростов-на-Дону., 2007. — 125 с.
- Симонов, В.П. Педагогический менеджмент: 50 НОУ-ХАУ в управлении педагогическими системами Текст.: учебное пособие / В. П. Симонов. М.: Педагогическое общество России, 1999. — 430 с.
- Сластенин, В.А. Педагогика: Инновационная деятельность Текст. /
- B.А. Сластенин, Л. С. Подымова. М.: ИЧП «Издательство Магистр», 1997. — 224 с.
- Слободчиков, В.И. Категория возраста в психологии и педагогике развития Текст. / В. И. Слободчиков // Вопросы психологии. 1991.- № 2.1. C. 37−50.
- Слободчиков, В.И. Основы психологической антропологии. Психология человека: Введение в психологию субъективности Текст.: учебное пособие для вузов / В. И. Слободчиков, Е. И. Исаев. М.: Школа — Пресс, 1995.-384 с.
- Смирнова, О.Е. Детская психология Текст. / О. Е. Смирнова. М., Владос, 2003. — 368 с.
- Смирнова, О.Е. Дошкольник в современном мире. Текст. / О. Е. Смирнова, Т. В. Лаврентьева. М.: Издательство: ДРОФА, 2006. — 270 стр.
- Современный словарь иностранных слов Текст. / Ведущий ред. Л. Н. Комарова.- 4. изд., стер.- М.: Русский язык, 2001. 740 с.
- Спиваковская, А.С. Психотерапия: игра, детство, семья Текст. / А. С. Спиваковская. Т. 1, 2. М: ООО Апрель- Пресс, Изд-во ЭКСМО-Пресс, 1999.-464 с.
- Ставринова, Н.Н. Управление дошкольным образованием Текст. / Н. Н. Ставринова. Сургут: РИО СурГПИ, 2005. — 244 с.
- Стародубцева, И.А. Психолого-педагогические основы проектирования и организации семейного образования Текст.: дис. в виде науч. докл. канд. пед. наук: 13.00.01 / И. А. Стародубцева. Сургут, 2008. — 207 с.
- Талызина, Н.Ф. Педагогическая психология / Учеб- пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений Текст. / Н. Ф. Талызина. М.: Издательский центр «Академия». 1998. — 288 с.
- Третьяков, П.И. Адаптивное управление педагогическими системами Текст. / П. И. Третьяков. М.: Академия, 2003. — 368 с.
- Усова, А.П. Обучение в детском саду. Текст. / А. П. Усова. / Под ред. А. В. Запорожца. М.: Просвещение, 1981. — 176 с.
- Филиппов, А.В. Ситуация как элемент психологического тезауруса Текст. / А. В. Филиппов, С. В. Ковалев // Психологический журнал. -1986. № 1. — С.14−21.
- Фребель, Ф. Будем жить ради своих детей Текст. / Ф. Фребель- [пер. с нем: сост., предисл. JI. М. Волобуевой]. Екатеринбург: У-Фактория, 2005. — 248 с.
- Фридман, JI.M. Психология воспитания Текст. / JI.M. Фридман. М.: ТЦ «Сфера», 1999. — 208 с.
- Фромм, А. Азбука для родителей: от, А до Я Текст. / А. Фромм- [пер. с англ. А.А. Грузберга]. Екатеринбург: Литур, 2004. — 348 с.
- Хомерики, О.Г. Образование, наука, культура в глобальном информационном пространстве Текст. / О. Г. Хомерики. М.: Перспектива, 2008. -380 с.
- Цукерман, Г. А. Введение в школьную жизнь Текст. / Г. А. Цукер-ман, К. Н. Поливанова. М.: Генезис, 2003. — 128 с.
- Чейпи, Дж. Готовность к школе Текст.: как родители могут подготовить детей к успешному обучению в школе: [Пер. с англ.] / Дж. Чейпи. -М.: Педагогика-Пресс, 1992. 128 с.
- Шабалин, Ю.Е. Образовательное пространство региона как фактор развития образования // Проблемы современного образования: Сб. науч. тр. / Под ред. В. И. Казаренкова. -Москва.:РУДН, МАНПО, 2005. С.75- 80.
- Шаймарданов, Р.Х. Концептуальные основы личностно ориентированного педагогического процесса Текст. / Р. Х. Шаймарданов. Сургут: РИО СурГПИ, 2003. — 80с.
- Шамова, Т.И. Управление образовательными системами Текст.: учебное пособие для студентов высших учебных заведений / Т. Шамова, Т. Давиденко, Г. Шибанова.- М.: Академия, 2002. — 384 с.
- Широкова, Г. А. Справочник дошкольного психолога Текст. / Г. А. Широкова. РН/Д: ФЕНИКС, 2003. — 384 с.
- Эльконин, Д.Б. К проблеме периодизации психического развития в детском возрасте Текст. // Вопросы психологии. 1971. — № 4. — С.6−20.
- Эльконин, Д.Б. Развитие личности ребенка-дошкольника Текст. / Д. Б. Эльконин // Избранные психологические труды. М.: Просвещение, 1989. — С.254−292.
- Энциклопедия воспитания и развития дошкольника Текст. / под ред. Башаева Т. В., Васильева Н. Н., Клюева Н. В. и др.]. Ярославль: Академия развития, 2001. — 480 с.
- Энциклопедия психодиагностики. Том 1. Психодиагностика детей Текст. / ред. сост. Д. Я. Райгородский — Самара: Бахрах-М, 2008. — 624 с.
- Ядов, В.А. Стратегия социологического исследования. Описание, объяснение, понимание социальной реальности Текст. / В. А. Ядов. М.: Изд-во «Добросвет»: Кн. дом «Ун-т», 1998. — 596 с.
- Яковлева, E.JI. Психологические условия развития творческого потенциала у детей школьного возраста Текст. / Е. Л. Яковлева // Вопросы психологии. 1994. — № 5. — С. 37−42.
- Яковлева, Е.Л. Развитие творческого потенциала личности как цель образования Текст. / Е. Л. Яковлева // Мир психологии. 1996. — № 2. — С. 145−151.
- Bertalanffy L. von. General Systems theory. George Braziller, New York, 1968/
- Bronfenbrenner U. The Ekology of Human Development. Experiments by nature and Design. Cambridge, 1986.
- Global Modernity’s. SAGE Publication, 1995. P. 28
- Deutsch K.W. On nationalism, World Regions and the nature of the West// Mobilization, Center Periphery Structures and nation-Biding- Bergen, Oslo, Tromso.-1981
- MarKusen A. Regions: Economics and Politics of Territory. Rowmanand Littlefield Publishers. -1987. -P.251
- Инфраструктура Субъекты помощи
- S личностно-ориентированный подход в реализации преемственности развития шестилетних детей при переходе из дошкольного учреждения в начальную школу под руководством профессионально подготовленных педагогов дошкольного и начального школьного образования-
- S квалифицированное взаимодействие с семьей всех субъектов помощи ребенку-1. ДОУ.
- Органы муниципального управления Объекты адресной помощи
- Семья Образовательные учреждения Управление образованием
- ДИАГНОСТИЧЕСКАЯ ИГРА «ПОМОЩНИКИ ДОБРОГО ВОЛШЕБНИКА»
- Предлагаемая игра — про доброго волшебника Ням-Няма, который оберегает все детские сладости. Злой же волшебник Бузяка украл у мороженого цвет, вкус, запах. Это мороженое тоже охранял добрый волшебник Ням-Ням.
- Детям в игре предлагаются разные испытания, пройдя которые они спасают мороженое. Выполняя задания, дети демонстрируют сформированность тех качеств и процессов, которые входят в рабочую модель дошкольной зрелости.
- Дети вместе с ведущим путешествуют по карте. Наблюдатели, не вмешиваясь в игру, заполняют карту наблюдения и помогают ведущему в случае необходимости.
- ТЕКСТ И ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЬ ИГРЫ1. Деятельность ведущего
- Диагностируемые качества и раздаточные материалы
- Ведущий. Дуля, а неужели нельзя сначала попробовать? Ведь если мы ошибемся, то заблудимся. Давайте мы сначала на маленьких листочках попробуем.
- Достается карта Появляется игрушка (сидит на плече) (3)1. Уровень притязаний4. Конверты и ручки, ватман1. Моторика (5)
- Раздаются индивидуальные листочки с «Дорожками»
- Ведущий. Теперь, судя по карте, мы прибыли в Паутинный Крест. И чтобы не запутаться, нужно взяться за шнурок, идти по картинкам и запоминать то, что на них нарисовано.
- Дуля (шепотом). А в Долине Молчания мы должны притаиться, закрыть глаза и не подглядывать. Местные духи должны к нам привыкнуть, чтобы пропустить дальше. Вы что-нибудь слышали? Что? Тому, кто не шумел, духи оставили белые осколочки.
- Ведущий. Нас пропустили дальше! Ура!
- Произвольность, самоконтроль (11)1. Воображение (12)1. Полоски с кружочками1. Мышление (13)
- Память (контроль) (14) Разбросанные картинки Листочки, ручки Самооценка (15)
- Математические навыки (16)1. Мешок с конфетами (17)
- ДИАГНОСТИКО-КОРРЕКЦИОННЫЕ АСПЕКТЫ
- Игра имеет измерительно-испытательную направленность, за счет которой достигается количественная и качественная оценка дошкольной зрелости.
- Выводы о сформированиости тех или иных параметров зрелости дошкольника делаются на основании не одной какой-либо процедуры, а поведения ребенка в течение всей игры.
- Ребенок, участвуя в этой игре, имеет возможность проявить все параметры дошкольной зрелости.
- Все параметры делятся на два типа: а) отслеживаемые на карте наблюдения по заранее выделенным в процессе игры критериям- б) определяемые после проведения игры по продуктам деятельности детей. Все параметры заносятся в общую карту (см. Карту наблюдения).
- В игре обязательно должны выполняться все этические нормы и принципы, которые действуют при любом диагностическом исследовании. С педагогами, если они участвуют в наблюдении, необходимо провести дополнительную беседу.1. ТЕХНИЧЕСКИЕ ПРИНЦИПЫ ИГРЫ
- Во время игры на полу должен быть расстелен ковер, потому что многие задания дети выполняют на полу.
- Сюжет игры может варьироваться главное, чтобы суть отслеживаемых параметров оставалась прежней. Помещение может быть оформлено в зависимости от условий и фантазии психологов.1. Время игры: 1−1,5 часа.
- Ведущие: 1 человек ведет игру, 1−2 человека заполняют карты наблюдений.
- Место проведения: класс или актовый зал, освобожденные от мебели.
- Смотри поля описания текста игры)
- Дети перечисляют сладости. Здесь определяется общая осведомленность, умение построить фразу, предложение. Служит для введения детей в понятную для них сферу интересов и вкусов.
- Какое бывает мороженое? (Цвет, форма, величина, тактильные ощущения, материал, эмоциональная оценка, эстетическая оценка.)
- Называемые детьми признаки делятся по уровню сложности. Здесь можно выделить количественные и качественные показатели, называют ли дети слова какой-либо одной категории или могут использовать различные «определения».
- Игрушка помогает обезличивать некоторые задания. Например, получение «осколочков» мороженого из рук Дули производит на детей совсем другое впечатление, нежели из рук ведущего.
- Карта представляет собой красочный рисунок, на котором отмечены все этапы пути (лист, А 4). Карта висит на груди у ведущего (для простоты обращения с ней и для высвобождения внимания ведущего и привлечения внимания детей).
- С помощью шнурка на полу делается круг — Круглая Пустота. Задача детей — ее перепрыгнуть и сделать «лилипутики» (шаги — носок к пятке). Здесь ребята за выполнение задания получают синие «осколочки». Наблюдатели фиксируют выполнение.
- Из пакетика дети достают различные маленькие сладости (шоколадки, медальки, орешки и т. п.).
- КРИТЕРИИ ВЫДАЧИ ЦВЕТНЫХ «ОСКОЛОЧКОВ"1. Голубой (5)
- Каждый получает по одному «осколочку" — только в крайнем случае ребенку не дается ничего, если он совсем плохо проходит Тропу или шалит и всем мешает.1. Желтый (6)
- Каждый ребенок получает столько «осколочков», сколько кружков он «оживил» (максимальное количество — 8).1. Зеленый (13)1 — за каждую правильную картинку.
- Параметры и критерии оценки Закодированные данные детей
- Эмоции + явное выражение эмоции, богатые мимические проявления- ± кратковременное задерживание эмоции- неявное выражение эмоции- выражение лица не меняется-
- Слуховое внимание см. Опушка Путаниц (б). ++ правильно найдены ошибки и «правильная» помощь другим детям- + правильно найдены ошибки в «нелепицах" — ± найдены не все ошибки- ошибки не найдены-
- Зрительное внимание см. Опушка Путаниц (б). ++ правильно найдены ошибки и «правильная» помощь другим детям- + правильно найдены ошибки в «нелепицах" — ± найдены не все ошибки- ошибки не найдены-
- Уровень притязаний см. описание заданий (4, 7). + выбрал трудные задания- ± выбрал средние задания- выбрал легкие задания-
- Воображение (0—16 баллов) см. Холм Оживления (12) •количественная оценка: общее количество заполненных «кружочков» (0−8) — •качественная оценка: количество новых сюжетов в нарисованных картинках (0−8) —
- Самооценка см. (15). + ребенок ставит себя на верхнюю ступень- ± ставит себя на среднюю ступень- — ставит себя на нижнюю ступень-
- Мышление см. Лесная Больница (13). + правильно подобраны все три «заплатки" — ± две «заплатки" — одна или не подобрано совсем-
- В карте наблюдения можно отразить сформированность приемов игровой деятельности. Понаблюдайте, насколько ребенок включен в игру, оказывает ли помощь товарищам, принимает ли правила и инструкции ведущего.1. ОБРАБОТКА ДАННЫХ
- Для простоты обработки можно перевести значки в баллы: — 3 балла, + — 2 балла, ± — 1 балл,--0 баллов.
- Максимальное количество баллов, которое может получить ребенок — 51.
- По результатам дети делятся на три группы.
- Вторая группа — дети с высокой дошкольной зрелостью, получившие 75−100% из возможного количества баллов: 38−51 балл.
- Первая группа — дети со средней дошкольной зрелостью, получившие 50−75% из возможного количества баллов: 26−37 баллов.
- Нулевая группа — дети с низкой дошкольной зрелостью, получившие 0−50% из возможного количества баллов: 0−25 баллов.
- НАБЛЮДЕНИЕ ЗА СВОБОДНОЙ ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ ДЕТЕЙ
- Схема наблюдения за сформированностью у дошкольников приемов игровой деятельности (по Н. Гуткиной)
- Критерии оценки Игра в целом Закодированные данные детей1 2 3 • • •
- Устойчивость замысла игры (плановость)
- Динамичность замысла (импровизация)
- Совместное обсуждение замысла1. Достижение общего решения
- Содержание — взаимоотношения между людьми
- Присутствие эпизодов из сказок, социальность сюжета
- Разнообразие знаний, почерпнутых из взрослой жизни
- Содержательность ролевого взаимодействия
- Разнообразие используемых средств выразительности
- Активность использования речи при реализации роли
- Использование в игровых действиях предметов-заместителей, природных материалов, самоделок
- Осознанность и критичность при соблюдении правил (по отношению к себе и к другим)
- Дети делятся на три группы: вторая группа — 75—100%: 9—12 баллов- первая группа — 50—75%: 6—8 баллов- нулевая группа — 0—50%: 0—5 баллов.
- МЕТОДИКА ОПРЕДЕЛЕНИЯ УРОВНЯ ГОТОВНОСТИ РЕБЕНКА1. К ОБУЧЕНИЮ В ШКОЛЕ
- При построении уровневой шкалы определения готовности детей к обучению в школе мы ориентировались на представленные в таблице содержательные характеристики актуальных для нашего исследования компонентов готовности к школе.
- Готовность к обучению школе
- Компоненты готовности Содержательная характеристика
- Социально психологическая готовность • Гибкое владение способами установления взаимоотношений. • Развитие потребности в общении. • Умение подчиняться правилам и нормам. • Умение действовать совместно и согласовывать свои действия.
- Показатели и критерии готовности дошкольника к обучению в школе
- Для отнесения ребенка к определённому уровню сформированиости социально — психологической готовности к обучению в школе нами определена четырехуровневая шкала.
- Сформированность эмоционально волевой готовности детей к обучению в школе оценивается по четырехуровневой шкале.
- Фамилия, имя, отчество, возраст.
- Количество детей в семье, их возраст.
- Есть ли в семье дошкольники, посещают ли они детский сад.
- Есть ли в семье дети, начавшие обучение в школе.
- Считаете ли вы необходимым готовить ребенка к обучению в школе заранее: а) да- б) нет.
- Если да, то с какого возраста необходимо начать эту подготовку?
- Кто, по-вашему, должен готовить ребенка к обучению в школе: а) родители-б) воспитатели детского сада-в) специалисты центра подготовки к школе-г) будущие учителя из школы, где ребенку предстоит учиться-д) медицинские работники.
- Знаете ли Вы о том, какую помощь в воспитании ребенка и подготовке его к школе могут оказать имеющиеся в городе образовательные учреждения, учреждения культуры, спорта, медицинские учреждения и т. п.?а) да-б) нет-в) затрудняюсь ответить.
- Удовлетворила ли Вас оказанная Вам помощь: а) да, в полном объеме-б) скорее да, чем нет-в) скорее нет, чем да-г) нет.
- Приходилось ли Вам вместе со своими детьми участвовать в каких-либо мероприятиях, если да, то в каких: а) в спортивных-б) в праздниках-в) в концертах-г) в субботниках или волонтерских мероприятиях.
- Если Вы участвовали вместе с детьми в указанных мероприятиях, какова была Ваша (Вас и детей) роль: а) разработчики-б) организаторы.
- ПОЛОЖЕНИЕ (фрагменты) О МУНИЦИПАЛЬНОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ ДЕТСКИЙ ДОШКОЛЬНЫЙ ЦЕНТР ПО ОКАЗАНИЮ АДРЕСНОЙ ПОМОЩИ ДЕТЯМ ДОШКОЛЬНИКАМ, В ТОМ ЧИСЛЕ, НЕОРГАНИЗОВАННЫМ,
- И ИХ СЕМЬЯМ (о структурном подразделении дошкольного или внешкольного муниципального учреждения образования)1. Общие положения.
- О СОВМЕСТНОЙ РАБОТЕ МУНИЦИПАЛЬНОГО ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ С УЧРЕЖДЕНИЯМИ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ, ОБРАЗОВАНИЯ, СПОРТА И КУЛЬТУРЫ ПО ОКАЗАНИЮ АДРЕСНОЙ ПОМОЩИ ДОШКОЛЬНИКАМ, НЕ ПОСЕЩАЮЩИМ ДОУ, И ИХ РОДИТЕЛЯМ1. Общие положения.
- Настоящее Положение регулирует деятельность коллектива по организации и проведению работы с детьми, не посещающими ДОУ, и их семьями, проживающими в микрорайоне данного учреждения.
- Работа по оказанию адресной помощи дошкольникам, не посещающим ДОУ, и их родителям ведется в учреждении в соответствии с уставными целями и задачами совместно со специалистами других учреждений, работающих с детьми дошкольного возраста.
- Миссия учреждения по организации работы по оказанию адресной помощи дошкольникам, не посещающим ДОУ, и их родителям:
- Создание (построение) комплексной интегративной среды развития ребенка-дошкольника, обеспечивающей развитие способностей каждого ребенка.
- Создание условий для взаимодействия и общения субъектов развития ребенка, взрослых и детей, детей, посещающих ДОУ, и детей неорганизованных.
- Создание равных стартовых возможностей дошкольникам при подготовке к школьному обучению.
- Развитие сферы семейного образования детей дошкольного возраста.1. Задачи:
- Стимулирование всестороннего развития детей микрорайона в возрасте от одного года до 6 (7) лет, в том числе, детей с ограниченными возможностями.
- Обеспечение их ранней социализации и подготовки к обучению в школе.
- Предупреждение и преодоление проблем развития.
- Консультативно-методическая поддержка семей, имеющих детей дошкольников, в организации воспитания и обучения ребенка, его социальной адаптации.1. Направления работы:
- Проектирование системы взаимодействия родительского сообщества и специалистов по развитию и образованию детей дошкольного возраста.
- Организация и проведение комплекса оздоровительно воспитательных мероприятий с неорганизованными детьми, направленных на их всестороннее развитие, коррекцию функциональных отклонений.
- Организация и проведение мероприятий, направленных на повышение статуса семьи как социального института- мониторинга результативности деятельности всех субъектов помощи ребенку.
- Оказание патронажных услуг для неорганизованных детей в сочетании с организацией кратковременного пребывания детей в детском саду.
- Оказание помощи родителям, имеющим трудности в общении и взаимопонимании с детьми, в организации домашней обстановки, адекватной для развития ребенка, обучение навыкам общения с малышом.
- Психолого-педагогическое просвещение родителей по вопросам воспитания детей и внутрисемейных отношений, стимулирование ответственности родителей за всестороннее развитие ребенка.
- Организация взаимодействия субъектов развития ребенка.1. Содержание работы:
- Выявление совместно с детской поликлиникой неорганизованных детей в микрорайоне ДОУ- составление и регулярное обновление банка данных о детях в возрасте от 0 до 6(7) лет, проживающих в микрорайоне ДОУ.
- Изучение запросов семьи по развитию детей, не посещающих ДОУ.
- Диагностика развития ребенка, функциональных отклонений с последующей коррекцией выявленных нарушений в развитии ребенка.
- Выработка совместно с родителями индивидуальных адаптивных программ развития ребенка- рекомендаций по организации и регулированию взаимоотношений взрослых с детьми.
- Обучение родителей эффективным способам регулирования детского поведения и общения с ребенком.
- Организация работы групп кратковременного пребывания различной направленности (адаптационные, подготовки детей к школе, оздоровительные, вечернего пребывания, выходного и праздничного дня, семейного типа).
- Включение неорганизованных детей в недоукомплектованные группы (пребывание на занятиях, прогулке и др.).
- Организация работы комнат (центров, залов) игровой поддержки развития и лекотеки- совместных прогулок детей.
- Проведение праздников и развлечений в детском саду с участием неорганизованных детей и их родителей (традиционные праздники, фестивали детского творчества, спортивные развлечения, праздники двора и др.) —
- Консультирование родителей различными специалистами (учитель-логопед, педагог-психолог, инструктор по физвоспитанию, медицинский работник, старший воспитатель, социальный педагог и т. п.).
- Информирование родителей о развитии ребенка, плане занятий с детьми и о возможностях реализации этого плана в домашней обстановке.
- Обеспечение родителей в случае необходимости обучающими материалами, а также полной информацией, связанной с оказанием адресной помощи ребенку и семье.
- Привлечение родителей неорганизованных детей к работе детского сада, к участию в проведении игровых занятий, уборке территории и т. п.
- Взаимодействие субъектов адресной помощи:
- Участниками процесса оказания адресной помощи являются дети, их родители (законные представители), педагогические, медицинские, и др. категории работников, как учреждения, так и привлекаемые со стороны.
- Координация работы субъектов адресной помощи ребенку и его семье.
- Непосредственное руководство деятельностью учреждения по работе с неорганизованными детьми осуществляет директор или его заместитель по организационно-методической работе.
- ПОЛОЖЕНИЕ (фрагменты) О ЦЕНТРЕ КОМПЛЕКСНОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ СЕМЕЙНОГО ВОСПИТАНИЯ И ДОМАШНЕГО ОБРАЗОВАНИЯ1. Цель создания Центра.
- ЦЕНТРА СЕМЕЙНОГО ОБРАЗОВАНИЯ, ЗАЩИТЫ ПРАВ РЕБЁНКА И СЕМЬИ
- Центр семейного образования, защиты прав ребенка и семьи
- Актуальный уровень Модуль I «Детская приемная»
- Модуль II «Родительская гостиная»
- Перспективный уровень Модуль III «Родительский университет»
- Модуль IV «Школа семейного общения"1. Модуль V
- Центр правовой поддержк i и субъектных прав личности
- Рис. 1. Структурно-уровневая модель Центра семейного образования, защиты прав ребенка и семьи
- Центр семейного образования, защиты прав ребенка и семьи в зависимости от целей, задач и содержания деятельности включает в свою структуру следующие модули:1. Детская приемная" —
- Родительская гостиная» (социально-психологический родительский центр) —
- Родительский университет"-1. Школа семейного общения" —
- Центр правовой поддержки и субъектных прав личности».
- Понятие «модуль» употребляется нами в значении функционального узла или направления совместной многоаспектной деятельности субъектов.
- Поэтому модель Центра семейного образования, защиты прав ребенка и семьи является двухуровневой.
- Цели деятельности Центра на актуальном уровне — прервать цикл отчаяния и неудач, предупредить психоэмоциональное перенапряжение, снять последствия стрессовых нарушений, Формализовать межличностные контакты.
- Целями перспективного уровня являются обучение навыкам общения и психологической саморегуляции, формирование общего (семейного) смыслового пространства.
- Раскроем задачи и содержание деятельности, осуществляемой в рамках каждого модуля.
- Модуль «Детская приемная».
- Модуль «Родительская гостиная» (социально-психологический родительский центр).
- Субъектами деятельности данного модуля являются специалист в области семейного права, социальный педагог, социальный работник, психолог.
- Модуль «Школа семейного общения».
- Данный модуль включает в себя постоянно или периодически действующие группы: научно-практического консилиума, психолого-педагогической консультации.
- В их составе взаимодействуют психолог, психологически компетентные учителя, опытные родители, социальные педагоги.
- Общая цель их совместной деятельности: выявить психолого-педагогические или социальные проблемы, провоцирующие стрессогенные ситуации.
- Модуль «Родительский университет».
- В его состав входят психологи, наиболее психологически и педагогически компетентные учителя и родители, фасилитаторы, супервизоры, консультанты-андрагоги (психологи, антропологи, врачи и т. д.)