Идеи развития народной школы и образования в педагогических трудах К.Д. Ушинского и Тао Синчжи
Диссертация
Дополнительно подчеркивая актуальность проводимого нами сравнительно-исторического анализа педагогических взглядов К. Д. Ушинского и Тао Синчжи, укажем, что значимость компаративистско-педагогических исследований на современном этапе интернационализации образования подчеркивается в документах, принятых в рамках Азиатско-Тихоокеанского форума и Болонского процесса. Проведение таких исследований… Читать ещё >
Содержание
- Глава 1. Теоретико-методологические основы исследования педагогического наследия К Д. Ушинского и Тао Синчжи
- 1. 1. Методология и методика сравнительно-исторического исследования педагогических идей основоположников русской и китайской народной школы и педагогики
- 1. 2. Основные историко-педагогические предпосылки создания К. Д. Ушинским и Тао Синчжи их педагогических систем
- Выводы по главе
- Глава 2. Сравнительный анализ педагогических идей развития народной школы и образования, разработанных К. Д. Ушинским и Тао Синчжи
- 2. 1. Определение целей и характеристика содержания народного образования и воспитания в трудах К. Д. Ушинского и Тао Синчжи
- 2. 2. Развитие идей народной школы и обучения в работах К. Д. Ушинского и Тао Синчжи
- 2. 3. Проблемы учителя в трудах К. Д. Ушинского и Тао Синчжи
- Выводы по главе
- Глава 3. Значение педагогического наследия К. Д. Ушинского и Тао Синчжи для развития педагогики и школы на современном этапе
- 3. 1. Идеи развития народной школы и педагогики К. Д. Ушинского и Тао Синчжи в контексте диалога китайской и российской культур
- 3. 2. Общемировое значение педагогических теорий К. Д. Ушинского и Тао Синчжи
- Выводы по главе
Список литературы
- Бай Тао. О педагогической идее Тао Синчжи // Сюешу юекань. 1958. -№ 1.
- Большой словарь китайских стратегий. — Пекин, 1995.
- Ван Пиншань. По-настоящему осознать стратегическое положение образования в строительстве модернизированного общества // Сюешу янь-цзю. — 1983. — N° 5.
- Внедрение реформы образования и превращение в жизни образования, направленного на формирование качеств личности / Под ред. Ян Хуна. -Пекин: Изд-во Гаодэн цзяоюй, 1999.
- Гао Ни. Путь развития образования нового Китая. Шицзячжуан: Изд-во Хэбэй цзяоюй, 1996.
- Го Шэн. Поиск расцвета для китайского образования исследование педагогических взглядов Тао Синчжи. — Ляонин, 1991.
- Го Шэн, Ван Бинчжао, Су Вэйчан. 40 лет образованию нового Китая. -Фуцзянь, 1989.
- Гоу Фучан, У Дэган. Реформа и развитие образования. Шицзячжуан: Изд=во Хэбэй цзяоюй, 1996.
- Гу Минъюань. Реформа высшего образования в Китае // Синьхуа вэнь-чжай. 1983. — № 8.
- Дай Ботао. Жизнь и учение Тао Синчжи. Изд-во: Жэньминь цзяоюй, 1982.
- Лайцзы Тао Синчжи боугуан цзыляо. (Материалы музея Тао Синчжи).
- Лян Чжунъи. Особенность теории жизненного образования Тао Синчжи // Цзяоюй яньцзю. 1981. — № 3.
- Ма Шэньлин, Гао Ци. Обновление содержания образования и прогностика об образовании мира. — Пекин: Изд-во Цязоюй юй Кэсюе, 1996.
- Мао Лижуй. Полная история китайского образования: В 6 т. Цзинань, 1985−1989.
- Мао Лижуй. Прогрессивная роль педагогической идеи народного педагога Тао Синчжи // Цзяоюй яньцзю. —1979. № 3.
- Основные теоретические изыскания и обновление концепции в области образования по пути трансформации взглядов в области образования -результат теоретических исследований, в области педагогики после 3 пленума КПК 11 созыва // Edu.cn./winfo. 13.03.1999.
- Пань Маоюань. Традиционное образование и реформа преподавания // Хунци.- 1986.-№ 13.
- Педагогическая деятельность Тао Синчжи в Америке // Синчжи яньцзю.- 1984.-№ 11.
- Педагогическая концепция Дэн Сяопина. — Пекин: Изд-во Цзяньси цзяоюй, 1994.
- Постановление ЦК КПК и Госсовета КНР «Об углублении реформы образования и всестороннего стимулирования качественных параметров образования». Пекин, 1999.
- Программа реформы и развития Китайского образования. Пекин, 1993.
- Современная значимость педагогической идеи Тао Синчжи. Изд-во Хуавэнь, 2000.
- Су Вэйчан, Лэй Кэсяо, Чжан Бинлян. Общая история системы китайского образования: В 8 т. Шаньдун, 2000.
- Сюй Хуай, Сюй Чжуанлинь. Реформа образования в современном мире. Чунцин: Изд-во Пед. ун-та Синань, 1997.
- Тан У, Пань Гуайсянь. Психология и образование, направленное на формирование качества личности. Шэньян: Изд-во Ляонин миньчжу, 1996.
- Тан Цуйин. Реформа структуры педагогического образования способствует установлению нормального цикла образования // Дунбэй дасюе бао. -1984. -№ 1.
- Тао Синчжи. Полное собрание сочинений Тао Синчжи: В 5 т. Чанша, 1984.
- Тао Синчжи. Избранные статьи по педагогике. Пекин, 1981.
- Тэн Дачунь. История образования США. Пекин: Изд-во Жэньминь цзяоюй, 1994.
- Фан Мин. Известные педагогические труды Тао Синчжи. — Пекин, Изд-во Цзяоюй Кэсюе, 2005.
- Фу Нэн. Необходимо покончить с новым «поветрием продвижения» в средних специальных учебных заведениях // Женьминь жибао. -24.05.1984.
- Хуан Гуйсян. Тао Синчжи отличается от Дж. Дьюи // Цзяоюй чньцзю. -1981. -№ 9.
- Хэ Гохуа. Педагогика Тао Синчжи. — Гуанчжоу, 2002.
- Хэ Дунчан. Исходя из действительности Китая, повернуться лицом к современности, миру, будущему // Жэньминь цзяоюй. 1984. — № 5.
- Цзин Линсян, Ту Тан, Фэн Хунцзя. Исследования Тао Синчжи в XX в. Шанхай, 2005.
- Цзинь Чжэньян. Изменить аудиторное обучение в соответствии с курсом «трех поворотов» // Жэньминь цзяоюй. 1984. — № 7.
- Чжан Вэнъюй. Педагогическая деятельность и педагогические взгляды Тао Синчжи к 90-летию рождения Тао Синчжи // Шанхай цзяоюй. -1981.-№ 10.
- Чжан Цзянь. Что такое жизненное образование? К 15-летнему юбилею основания Общества жизненного образования // Цзефан жибао. Янь-ань.- 15.03.1942.
- Чжоу Хунюй. Исследование Тао Синчжи за рубежом. Изд-во Жэньминь цзяоюй, 1991.
- Чжоу Хунюй, Юй Цзыся, Сюн Сяньцзюнь. Тао Синчжи и культурное образование Китая и за рубежом. Пекин: Изд-во Женьминь цзяоюй, 1998.
- Чэнь Ханьцай. Немножко о различиях между педагогических идеях Тао Синчжи и Дж. Дьюи // Хуанань шиюань сюебао. -1981.- № 4.
- Ши Баошэн. Тао Синчжи о учителе // Хэнань дасюе бао. 1983. — № 6.
- Ян Дунпин. 20 веков современного образования Китая. Шанхай, 2003.
- Ян Дэгуан. Рассмотрим реорганизацию структуры высшего образования страны с позиций новой технологической революции // ШХКС. 1984. -№ 11.
- Ян Сюеминь. Исследование о философской идее Тао Синчжи // Анхуэй шида сюебао. 1984. — № 3.
- Brameld Th. Education for the emergiugege. N.Y., 1975.
- Comparative Education: Continuing Tradition, New Challenges, and New Paradigms. Kluwer, 2003.
- Deway J. The school and society. Chicago, 1965.
- Durkheim E. The Evolution of Educational Thought. L., 1977.
- Devies L. Conflict and Education: Complexity and Chaos L., 2004.51a Stromquist N. Education in a Globalized World. Oxford, 2002.516 www.Srbs.ru/
- Абаев H.B. Чань-буддизм и культурно-психологическая традиция в средневековом Китае. Новосибирск, 1989.
- Анисов М.И. Основные требования к анализу историко-педагогических источников. -М.: Изд-во Моск. обл. пед. ин-та, 1975.
- Антипов Г. А. Историческое прошлое и пути его познания. Новосибирск: Наука, Сибир. отделение, 1987. — 242 с.
- Архив К.Д. Ушинского. М.: Изд-во АПН РСФСР, 1962. — Т. 4.
- Бакиров В. Социальное значение на пороге постиндустриального мира // Общественные науки и современность. 1993. — № 1.
- Батышев С.Я. Очерки истории профессионально-технического образования в СССР. М.: Педагогика, 1981.
- Белкин A.C., Ткаченко Е. В. Идеология, методология, научный аппарат историко-педагогического исследования И Образование и наука. -2006. -№ 1.-С. 21−29.
- Вельский В.Ю. Принцип народности в системе социально-философских воззрений К.Д. Ушинского. — М.: Моск. ун-т МВД России, 2002.- 167 с.
- Бергер Я.М. Модернизация Китая: традиции и современность (Программа курса). М., 1992.
- Бердяев H.A. Русская идея. Основные проблемы русской мысли XIX в. и начала XX в. // О России и русской философской культуре. М., 1990.
- Богуславский М.В., Корнетов Г. Б. О педагогических парадигмах // Магистр. 1992. — Май.
- Богуславский М.В., Корнетов Г. Б. Педагогическая парадигма: история и прогноз // Магистр. 1992. — Сентябрь
- Богуславский М.В., Корнетов Г. Б. Проблемы моделирования в исто-рико-педагогических исследованиях / Научные достижения и передовой опыт в области педагогики и народного образования. — Вып. 7 (19). -М.:НИИТиИП АПН СССР, 1991.-58 с.
- Бондаренко Л.И. Жизнь, педагогическая деятельность и педагогическая система К.Д. Ушинского. Л., 1973.
- Боревская Н.Е. Любовью полнится земля к 100-летию Тао Синчжи // Проблемы Дальнего Востока. — 1991. — № 5.
- Боревская Н.Е. О воспитании идей мировой педагогики в Китае // Советская педагогика. -1991. -№ 9.
- Боревская Н.Е. Формирование государственной стратегии образования в период реформ КНР (1980−1990 гг.): Дис.. докт. ист. наук. М., 2002.
- Бунаков Н.Ф. Моя жизнь в связи с общерусской жизнью (1897−1905 гг.). СПб.: Изд-во «Общ. польза», 1909. С. 62−63.
- Васильев Л.С. Некоторые особенности системы мышления, поведения и психологии в традиционном Китае // Китай: традиции и современность. -М., 1976.
- Васильев Л.С. История и культура Китая. М.: Наука, 1974.
- Введение в научное исследование по педагогике: Уч. пособие / Под ред. В. И. Журавлева. -М.: Просвещение, 1988.
- Волков Г. Н. Этнопедагогика. Учебник для сред, и высш. пед. заведений. М.: Изд. центр «Академия», 1999. — 168 с.
- Вопросы обучения и воспитания в педагогическом наследии К. Д. Ушинского. Владимир, 1974.-81 с.
- Вульфсон Б.Л. Сравнительная педагогика: история и современные проблемы. М.: Изд-во УРАО, 2003. — 232 с.
- Вульфсон Б.Л., Малькова З. А. Сравнительная педагогика. М.- Воронеж: НПО «Модек», 1996. — 256 с.
- Высшее образование сегодня. 2004. — № 12. — С. 43−51.
- Высшее образование в Европе. 2000. — № 3.
- Гегель Г. Наука логики. М.: Мысль, 1970−72. -501 с.
- Гершунский Б.С. Менталитет и образование. — М., 1996. 144 с.
- Гершунский Б.С. Образовательно-педагогическая прогностика. Теория.
- Методология. Практика: Уч. пособие. М.: Флинта: — наука, 2003. — 764 с.
- Гречко П.К. Концептуальные модели истории. М.: Логос, 1995.
- Гончаров Н.К. Педагогическая система К.Д. Ушинского. М.: Педагогика, 1974.-272 с.
- Дементьева М.Н. Методологические основания наследия К.Д. Ушинского и их роль в становлении отечественной научной педагогики XIX века: Автореферат дис.. канд. пед. наук. Рязань, 2002. — 17 с.
- Джуринский А.Н. Развитие образования в современном мире. М.: ВЛАДОС, 2004,-239 с.
- Джуринский А.Н. Сравнительная педагогика. М.: Академия, 1998. -171 с.
- Дмитриев Г. Д. Многокультурное образование. М.: Народное образование, 1999.
- Днепров Э.Д. Четвертая школьная реформа в России. — М.: Интерпракс, 1994.
- Ду Яньянь. Развитие высшего педагогического образования в Китае: Дис. канд. пед. наук. СПб, 2004.
- Егоров С.Ф. Теория образования в педагогики начала XX в.: Истори-ко-педагогический очерк. -М.: Педагогика, 1987.
- Егоров С.Ф. К.Д. Ушинский. М.: Просвещение, 1977. — 143 с.
- Жизненные ориентации учащихся и проблемы современного образования.-М., 1990.
- Загвязинский В.И. Методология и методика социально-педагогического исследования. М.: Изд-во АСОПиР, 1995.
- Загузов Н.И. Подготовка и защита диссертации по педагогике: На-уч.-метод. пособие. -М.: Ореол-Лайн, 1998.
- Закон РФ «Об образовании». М., 1992.
- Зеньковский В.В. История русской философии. Т. 1. — Ч. 1. — М., 1991.
- Зеньковский В.В. Русская педагогика в XX в. Париж, 1960.
- Инновации в российском образовании: Высшее профессиональное образование, 2000. В 2 ч. — М.: Изд-во МГУП, 2000.
- Исаев Л. Н. К.Д. Ушинский основатель русской дидактической и методической школы: Монография. — М.: Изд-во Ин-та общ. образования, 1999.-252 с.
- Историко-педагогические исследования и проблемы стратегии развития современного отечественного образования / Под ред. З. И. Равкина. — М.: Изд-во ИТП и МИО РАО, 1993.
- Историко-педагогические основания стратегии развития отечественного образования / Под ред. З. И. Равкина. М.: Изд-во ИТО и МИО РАО, 1994.
- К.Д. Ушинский и современная школа / Тезисы докладов Всероссийской научно-практической конференции (23−25 февраля 1994 г.) Курск, 1994.- 180 с.
- К.Д. Ушинский и современность: Сб. науч. тр. Под редакцией В. Н. Липника. — Л., 1975. — 15 8 с.
- К.Д. Ушинский и проблемы педагогики. М.: Изд-во УРАО, 2002. — 592 с.
- К.Д. Ушинский и русская школа / Под ред. Е. П. Белозерцева. М.: Изд-во «Роман-газета», 1994. — 192 с.
- Клепиков В.З. Развитие народного образования в КНР // Педагогика. -1998.-№ 6.
- Клепиков В.З. Школа и педагогическая мысль в Китайской Народной Республике. Очерки истории школы и педагогики за рубежом / Под ред. К. И. Салимовой. -М., 1998−1991.
- Колесникова И.А. Проблема преемственности в истории мировой педагогической культуры / Историко-педагогические исследования и проблемы стратегии развития современного отечественного образования / Под ред. З. И. Равкина. М.: Изд-во ИТП и МИО РАО, 1993.
- Константинов H.A., Медынский E.H., Шабаева М. Ф. История педагогики.-М., 1982.-447 с.
- Конференция Восток Запад по новым информационным технологиям в образовании. — М., 1992.
- Конфуцианство в Китае: Проблемы теории и практики. М., 1982.
- Конституция Российской Федерации // Новый сборник законов Российской Федерации. М.: ЗАО Славянский дом книги, 2000. — С. 7−21.
- Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года: Распоряжение Правительства Российской Федерации № 1756-р от 29.12.2001 г. // Вестник образования России. 2002. — № 6.
- Концепция общего среднего образования // Учительская газета. 1988.- 11 августа.
- Корнетов. Г. Б. Историко-педагогическое познание на пороге XXI в.: перспективы антропологического подхода. М.- Владимир: Изд-во ВГПУ, -1998.
- Корнетов Г. Б. Педагогика великих цивилизаций Востока // Свободное воспитание. Вып. 4. -М., 1993.
- Корнетов Г. Б. К вопросу о парадигме гуманистической педагогики // Свободное воспитание. — Вып. 2. — М., 1993.
- Корнетов Г. Б. Цивилизационный подход к изучению всемирного исто-рико-педагогического процесса. М.: ИТП и МИО РАО, 1994. — 265 с.
- Красильщиков В.А. Ориентиры грядущего? Постиндустриальное общество и парадоксы истории // Общественные науки и современность. — 1993. -№ 2.
- Крупская Н.К. Пед. сочинения: В 10 т. Т. 4. — М., 1959. — 630 с.
- Леднев B.C. Научное образование: развитие способностей к научному творчеству. М.: Изд-во МГАУ, 2001.
- Ленин В.И. Полн. собр. соч. Т. 39. — М.: Политиздат, 1963. — 623 с.
- Лихачев Д.С. Культура Древней Руси времен Андрея Рублева и Епифа-ния Премудрого (Конец XIV начало XV вв.). — М., Л., 1992. — С. 154.
- Ломакина Т.Ю. Концепция непрерывного профессионального образования. М.: ИТИП ФАО, 2005. — 45 с.
- Лордкипанидзе Д.О., Днепров Э. Д. Педагогическое наследие К.Д. Ушинского // К. Д. Ушинский. Избранные педагогические сочинения. -Т. 2.-М.: Педагогика, 1974.-С. 365−413.
- Лордкипанидзе Д.О. Классик русской педагогики К.Д. Ушинский. М.: «Знание», 1954. — 32 с.
- Лосев А.Ф. Философия. Мифология. Культура. М.: Политиздат, 1991.
- Лю Сяофань. Актуальность и значимость педагогического наследия Тао Синчжи на современном этапе развития китайского образования // Теория и методика профессионального образования: Вестник МГАУ. — М.: МГАУ, 2004.-С. 14−16
- Лю Сяофань. Модернизация китайской школы и педагогические идеи Тао Синчжи // Актуальные проблемы общего и профессионального образования: Сб. статей. Вып. 3. — Архангельск: АГТУ, 2005. -С. 109−113.
- Малькова З.А. Образование. -М.: Изд-во АПН, 1982. 38 с. (на кит. яз.)
- Малявин В.В. Педагогическая традиция в Китае. Рукопись, 1990.
- Малявин В.В. Основные этапы развития школьного образования в древнем и средневековом Китае // Очерки истории школы и педагогической мысли древнего и средневекового Востока. М., 1988. — С. 55−61.
- Маркс К. Энгельс Ф. О воспитании и образовании. в 2 т. — М.: Педагогика, 1978. — Т. 2 — 482 с.
- Медынский E.H. Великий русский педагог К.Д. Ушинский. Стенограмма публичной лекции. М., 1945. — 25 с.
- Мелик-Пашаева A.A. Гуманизация образования: Проблемы и возможности // Вопросы психологии. 1989. — № 5.
- Методические рекомендации по изучению педагогического наследия К. Д. Ушинского. — Владимир, 1972.-36 с.
- Методы педагогических исследований / Под ред. А. И. Пискунова, Г. В. Воробьева. М., 1979.
- Москалев А.Н., Жоголев Д. А., Пузицкий Е. В. Проблемы национального образования // Информ. Бюллет. ИДВ РАО. 1996. — № 2.ф 143 Морозов В. Э., Туюкина Г. П. и др. Русский язык как иностранный: Уч. пособие для иностр. аспирантов. M.: МСХА, 2004.
- Наследие К.Д. Ушинского и современные проблемы гуманитаризации образования в России. — Балашов, 1994. — 124 с.
- Никандров Н.Д. Россия: социализация и воспитание на рубеже тысячелетий. М.: Гелиос АРВ, 2000.
- Никандров Н.Д. На пути к гуманной педагогике // Советская педагогика. -1990.-№ 9.
- Никандров Н.Д. Проблемы взаимосвязи образования, экономики, социальной политики и культуры в современной России // Социально-политический журнал. 1997. -№ 2.
- Новиков A.M. Как работать над диссертацией. М.: ИПК и ПРНО, 1996.
- Ожегов С.Н., Шведов Н. Ю. Толковый словарь русского языка. М.:
- ООО «ИТИ Технологии», 2003. 944 с.
- Образование и наука в КНР. M., 1986.
- Определения основных терминов дидактики высшей школы. — М.: НИИВО, 1995.
- Основные направления и тенденции развития педагогической науки в конце XIX начале XX вв.: Сб. науч. тр. / Под ред. К. И. Салимовой. -М. 1980.- 164 с.
- Основные положения государственной политики в области высшего об• разования. М.: НИИВО, 1992. — 63 с.
- Очерки истории школы и педагогики за рубежом (1917−1939). М.: Педагогика, 1982.- 161 с.
- Очерки истории школы и педагогической мысли древнего и средневекового Востока. — M., 1988.
- Очерки истории школы и педагогики за рубежом / К. И. Салимова и др. -Ч. 2.-М.: Изд-во НИИОП, 1989. 284 с.
- Пилиповский В.Я. Педагогическая мысль в странах: традиция и совре• менность. Красноярск: Изд-во КТПУ, 1998. — 198 с.
- Пилиповский В.Я. Рационалистическая модель школы и процесса обучения на Западе // Педагогика. 1993. — № 2.
- Пилиповский В.Я. Традиционалистско-консервативная парадигма в тео• рии обучения на Западе // Педагогика. 1993. — № 1.
- Ременцов А.Н. Дополнительная подготовка иностранных граждан для обучения в вузах России в системе непрерывного профессионального образования: Монография. М.: Техполиграфцентр, 1999. — 333 с.
- Розин В.М. Философия образования: предмет, концепция, основные темы и направления изучения // Философия образования для XXI века. -М., 1992.
- Рой Синг. И. Образование в Китае // Перспективы. 1990. — № 1.
- Савельев А.Я. Высшее образование: состояние и проблемы развития. -М., 2001.-121 с.
- Сидихменов В.Я. Китай: страницы прошлого. — М.: Наука, 1987.
- Симкин Г. Н. Экология духа. В высшей школе учителя Куна // Человек. -1992.-№ 5.-С. 29.
- Скаткин М.Н. Методология и методы педагогических исследований. -М.: Педагогика, 1986. — 152 с.
- Словарь терминов по истории педагогики / Сост. И. И. Батчаева и др. -Пятигорск: Изд-во Пятигорск, гос. лингв, ун-та, 1997.
- Современные проблемы истории образования и педагогической науки / Под ред. З. И. Равкина: В 3 т. Т. 1. — М.: ИТП и МИО РАО, 1994. -186 с.
- Степашко JI.A. Ценности отечественной педагогики и стратегия образования / Историко-педагогические исследования и проблемы стратегии развития современного отечественного образования / Под ред. З. И. Равкина. -М.: ИТП и МИО РАО, 1993. С. 32−36.
- Сусоколов А.А. Культурная инерция этносов: зло или благо // Народное образование. 1994. — № 5. — С. 124−125.
- Тенчурина Л.З. История профессионально-педагогического образования / Монография. М.: Педагогика — Пресс, 1998.
- Тенчурина Л.З., Лю Сяофань. К. Д. Ушинский и Тао Синчжи: педагогическая деятельность и взгляды // Теория и методика профессионального образования: Вестник МГАУ. М.: МГАУ, 2005. — С. 163−166.
- Ткаченко Е.В. Российское образование: состояние и проблемы // Магистр. -1995.-№ 2.
- Традиционные каноны воспитания. Пекин, 1995.
- Ушинский К.Д. Избранные педагогические сочинения: В 2 т. М.: Педагогика, 1974
- Ушинский К.Д. Собрание сочинений: В 11 т. -М.- Л., 1950.
- Федотова Е.Е. Методологические основы сравнительно-педагогических исследований в области профессионального образования // Образованиев Сибири.-2002.-№ 1.
- Филиппов В. Понимать людей далеких и близких // Народное образование. 1995. — № 8−9. — С. 67−68.
- Философский энциклопедический словарь. М.: Сов. энциклопедия, 1989.-815 с.
- Фу Сяося. Основные направления современных реформ школьного образования в КНР: Дис.. канд. пед. наук. СПб, 2000.
- Фэн Юлань. Краткая история китайской философии. СПб., 1998.
- Хан Ли Шу, Нань Чжао Чжоу. Сравнительная педагогика в Азии и её перспективы // Перспективы. 1991. — № 1.
- Человек в педагогической системе К. Д. Ушинского. — Курск: Курск, гос. пед. ин-т, 1995. 306 с.
- Шабаева М.Ф. Идея народности в педагогике Ушинского // Ученые записки Моск. гос. пед. ин-та им. В. И. Ленина. М, 1946. — т. 33. — С. 55−67.
- Юдин Э.Г. Системный подход и принцип деятельности. М.: Наука, 1978.