Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Принципы педагогической диагностики воспитания

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Например, приобретенное знание, пережитые чувства и отношения, совершенные действия развили человека как личность, способствовали формированию его компетентности, идентичности. То есть развитие личности ребенка — это эффект, который стал возможен благодаря тому, что ряд субъектов воспитания и агентов социализации (в том числе сам ребенок) достигли своих результатов. Непонимание различий между… Читать ещё >

Принципы педагогической диагностики воспитания (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Сформулируем принципы педагогической диагностики воспитанности школьников.

Во-первых, принципы диагностики вытекают непосредственно из характеристик процесса воспитания, поскольку обусловлены ими. Так, весомой характеристикой данного процесса является отдаленность и неопределенность результатов воспитания. В учебно-воспитательном процессе результаты воспитания проявляются не сразу после проведения того или иного воспитательного занятия; более того, нередко вовсе не удается констатировать, что? именно повлияло на развитие у ребенка тех или иных отношений и качеств. Принимая во внимание большие индивидуальные различия детей, их социальный опыт, их отношение к процессу воспитания и воспитателю, можно сказать, что одномоментный срез воспитанности не может дать достоверной информации о тренде формирования качеств и отношений школьников, т. е. о направлении, темпах, продолжительности данного процесса. Диагностика воспитанности должна носить пролонгированный характер. Одномоментный диагностический срез не может претендовать на признание полученных фактов как типичных, требуется повторение его в разных обстоятельствах, а также воспроизведения диагностику через определенный промежуток времени.

Во-вторых, помимо индивидуального своеобразия при диагностике воспитанности необходимо принимать во внимание возрастные особенности школьников. Содержание деятельности детей в процессе их воспитания обусловлено изменяющимися потребностями и потому вариативно, определяется на каждый момент развития актуальными потребностями. Смена системы потребностей фиксируется в особенностях поведения, в речи, одежде, манерах, в ситуациях, до этого не имевших место в жизни ребенка. Так, например, интересы подростка нередко носят поисково-зондирующий характер, обусловленный мотивом самоопределения, самопознания, а вовсе не свидетельствующий о «разбросанности». Тоже в младшем школьном возрасте — свидетельство фрустрации личности, в старшем школьном — может быть даже истероидности.

Принцип возрастосообразности педагогической диагностики состоит также и в том, что-то, что важно и актуально для одного возраста, в другом возрасте может замещаться другими ценностями. Так, характеризуя воспитанность младшего школьника, нельзя не обращать внимание на проявления, обусловленные учебной деятельностью ребенка, например прилежание, умения самоорганизации и др. Дело в том, что для этого возраста учебная деятельность является ведущей, т. е. такой внутри и средствами которой развиваются новообразования личности. Характеризуя воспитанность подростка, большее внимание исследователь обращает внимание на его силу воли, социальную активность и т. п., что соответствует значимой для этого возраста социальной деятельности.

В-третьих, в воспитании нельзя ограничиться лишь одним показателем, приходится ориентироваться на комплекс, систему показателей воспитанности. Смысл этого принципа заключается в том, чтобы получить данные по большому числу параметров, характеризующих различные стороны воспитанности. Дело в том, что одностороннее рассмотрение личности может затушевать негативные качества или отношения; либо, наоборот, выявить недостатки человека. Очевидно, что и в том и в другом случае педагогу будет крайне непросто строить воспитательную работу с этим ребенком, опираясь на принцип воспитания с опорой на положительное. Например, диагностика может выявить отличное знание учащимся нравственных норм и правил поведения, умения делать нравственные суждения. Однако если воспитатель не располагает данными о характере действий и поступков школьника в повседневной жизни, в остроконфликтных ситуациях (которые могут быть любыми), нельзя с уверенностью судить об уровне его нравственной воспитанности.

Результаты и эффекты воспитания

Результат — это то, что стало непосредственным итогом участия обучающегося в деятельности (например, он приобрел некое знание, пережил и прочувствовал нечто как ценность, приобрел опыт действия).

Эффект — это последствие результата; то, к чему привело достижение результата.

Например, приобретенное знание, пережитые чувства и отношения, совершенные действия развили человека как личность, способствовали формированию его компетентности, идентичности. То есть развитие личности ребенка — это эффект, который стал возможен благодаря тому, что ряд субъектов воспитания и агентов социализации (в том числе сам ребенок) достигли своих результатов.

Непонимание различий между результатами и эффектами приводит к тому, что утрачивается понимание цели и смысла педагогической деятельности (особенно в сфере воспитания и социализации), логики и ценности профессионального роста и самосовершенствования.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой