Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Школа и микросреда личности, проблемы их взаимодействия

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Большие изменения происходят в организации воспитательной работы. С упразднением пионерской и комсомольской организаций, созданием обновленных учреждений дополнительного образования детей, которые частично перешли на оказание платных услуг, резко сократились возможности педагогически целесообразного и организованного влияния на детей в школе и вне ее. Кроме того, многие учителя и руководители… Читать ещё >

Школа и микросреда личности, проблемы их взаимодействия (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Среда — окружающие человека общественно-материальные и духовные условия его существования и деятельности. В узком смысле среда (микросреда) означает непосредственное окружение человека, трудовой, ученический и другие коллективы и группы Она оказывает решающее воздействие на формирование и развитие личности.

Первостепенную роль в социальном воспитании и социализации играет школа. Здесь он не только учится, он переживает становление его личности.

В новых условиях социально-формирующая, воспитывающая миссия школы не ликвидируется, а, напротив, значительно усиливается. В ситуации кризиса детства, социальной неустроенности значительной части населения, семейного неблагополучия, усилившейся агрессивности социальной среды системе образования, наряду с традиционной функцией обучения и воспитания, пришлось актуализировать, расширить и углубить и многие другие функции:

  • 1) социально-адаптивная и социально-стабилизирующая, обеспечивающая включение школьника в реальные социальные отношения, поддерживающая социальную мобильность личности, открывающая жизненные перспективы для каждого ученика, смягчающая социальную напряженность и социальные конфликты;
  • 2) социально-преобразующая, обеспечивающая подготовку людей к сознательной жизни в условиях формирующегося демократического общества, рыночных отношений, быстро изменяющихся жизненных ситуаций
  • 3) социально-защитная, связанная с заботой о детях, которым семья и общество не смогли дать нормальных условий для жизни и развития;
  • 4) здоровьесберегающая и реабилитационная, связанная с катастрофическим падением здоровья детей и преодолением пагубной традиции, когда цена образования оказывается слишком высокой.
  • 5) культуропреемственная и культуротворческая, проистекает из современного понимания образования как приобщения к культуре в широком смысле слова, т.к. средства массовой информации, учреждения культуры, микросреда не в состоянии пока обеспечить этот процесс, а зачастую оказывает явно негативное, разрушающее влияние на личность.

За последнее десятилетие существенно изменилось содержание общего среднего образования, в школах изучаются новые предметы: практическая экономика, педагогическая валеология и другие. Особенно обновилось содержание образования на региональном уровне, где для изучения введены такие предметы, как национальные народные промыслы, национальные обряды и традиции, устное народное творчество, москвоведение (в Москве).

Большие изменения происходят в организации воспитательной работы. С упразднением пионерской и комсомольской организаций, созданием обновленных учреждений дополнительного образования детей, которые частично перешли на оказание платных услуг, резко сократились возможности педагогически целесообразного и организованного влияния на детей в школе и вне ее. Кроме того, многие учителя и руководители общеобразовательных учреждений утратили ориентиры в организации оптимально целесообразного педагогического влияния на школьников в процессе обучения и организации внеучебной воспитательной работы.

В этих условиях все более отчетливо обозначились противоречия между:

  • — возрастающими требованиями к личности выпускника школы и снижением уровня воспитания и обучения в общеобразовательных учреждениях и современной семье;
  • — необходимостью усиления педагогического влияния на школьников и недостаточным использованием возможностей обучения с целью воспитания в процессе урочных занятий;
  • — наличием значительного опыта народной педагогики и классического наследия по использованию образовательной среды семьи и школы как средства воспитания и обучения и недостаточным использованием их в современных условиях;
  • — потребностью интеграции усилий педагогических коллективов и семьи и фактической рассогласованностью в их действиях;
  • — все возрастающей ролью семьи в обучении и воспитании школьников и недостаточной подготовленностью родителей к семейному образованию детей в условиях развития новых экономических рыночных отношений в стране;
  • — бурными демографическими изменениями, происходящими в современном обществе, и недостаточной изученностью влияния этого фактора на образовательную среду семьи и школы;
  • — активной компьютеризацией образовательной среды и нескоординированностью ее педагогического влияния в условиях семьи и школы;

Современная ситуация решительно требует усиления воспитательных, личностно-образующих функций школы как основного образовательного учреждения, требует, чтобы школа была не просто учебной, а социально и личностно развивающей, воспитательной системой.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой