Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Система воспитательной работы школы и ее планирование

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Воспитательную работу с отдельными учащимися или же классами осуществляют непосредственно классные руководители. Заместитель директора по воспитательной работе делает акцент на воспитательной работе параллелей классов, классов, относящихся к одному из уровней образования, к начальному, основному или среднему, а также всего школьного коллектива школы. На рис. 7.2 изображены объекты школьного… Читать ещё >

Система воспитательной работы школы и ее планирование (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Общеобразовательная школа представляет собой сложное иерархически устроенное системное образование. Ее высшим исполнительным органом является директор школы. Высший же коллегиальный орган школы — Управляющий совет, который состоит из представителей администрации, родителей и учащихся. Все члены Управляющего совета школы выполняют свои обязанности на общественных началах. Другие коллегиальные органы управления: педагогический совет, родительский совет и ученический совет. Члены этих советов также работают на общественных началах. Непосредственным организатором и исполнителем воспитательной работы школы является заместитель директора по воспитательной работе. По административной линии ему подчиняются руководители секций, кружков, объединений по интересам, методических объединений классных руководителей, а также педагог-психолог и социальный педагог, если они не отнесены непосредственно к зоне ответственности директора школы (рис. 7.1).

Управление системой функционирования школы.

Рис. 7.1. Управление системой функционирования школы.

Разумеется, все управляющие органы школы в определенной, но разной степени причастны к воспитательной работе. Отчетливый акцент на ней характерен лишь для деятельности членов воспитательного блока школы. Члены других блоков в соответствии с возможностями оказывают содействие воспитателям, которые, естественно, заинтересованы в сотрудничестве. Актуальные проблемы воспитательной работы обсуждают в советах школы. Воспитатели при этом как правило, играют роль экспертов.

Объекты воспитательной работы:

  • а) отдельные учащиеся,
  • б) класс учащихся,
  • в) параллель классов (параллель 5-х классов, параллель 8-х классов и т. п.),
  • г) классы начального (1—4-ые), основного (5—9-ыс) и среднего общего образования (10−11-ые),
  • д) коллектив учащихся школы.

Воспитательную работу с отдельными учащимися или же классами осуществляют непосредственно классные руководители. Заместитель директора по воспитательной работе делает акцент на воспитательной работе параллелей классов, классов, относящихся к одному из уровней образования, к начальному, основному или среднему, а также всего школьного коллектива школы. На рис. 7.2 изображены объекты школьного воспитания и как они соотносятся с видами планирования.

Объекты школьного воспитания и планы воспитательной работы.

Рис. 7.2. Объекты школьного воспитания и планы воспитательной работы

Жизнь учащихся не ограничивается событиями в школе и ее традициями. По понятным причинам в плане воспитательной работы школы необходимо отобразить актуальные события: а) в мире, б) в стране, в) в субъекте федерации, например, в крае или области, г) в городе или селе. Разумеется, речь идет только о событиях, обладающих значительным воспитательным потенциалом. Это, в частности, День знаний (1 сентября), День учителя (5 октября), День народного единства (4 ноября), День матери (последнее воскресенье ноября), День российской науки (8 февраля), День защитника отечества (23 февраля), Международный женский день (8 марта), День победы (9 мая).

Воспитательная наука в школе должна осуществляться осмысленно. Это означает, что каждая форма работы проводится на основе тех или иных видов воспитания. Напомним читателю актуальность четырех метавидов воспитания: этического, эстетического, экологического и формально-интеллектуального. При желании подать виды воспитания в максимально экономном виде следует как раз использовать представление о метавидах. Ведь подвидов воспитания значительно больше. Но ограничиваться только метавидами воспитания недостаточно, ибо в этом случае нет желаемой степени конкретности. Желательно указывать и подвиды, особенно те, которые относятся к этическому воспитанию. Следует учитывать, что именно в нем кульминируют все виды воспитания и к тому же оно чрезвычайно многообразно. В частности, к нему целесообразно относить и патриотическое, и трудовое, и физкультурно-спортивное воспитание. Если организаторы какого-либо мероприятия не знают, задачи какого вида воспитания оно выполняет, то налицо концептуальная невнятица. В таком случае трудно ожидать, что оно окажется достаточно эффективным. О таких мероприятиях говорят, что они для галочки. Между тем по определению мероприятие есть совокупность действий, которые ведут к достижению поставленной цели. Если та не определяется, то налицо как раз мероприятие для галочки. После сделанных выше разъяснений вырисовывается желаемая форма плана воспитательной работы школы (табл. 7.3).

Таблица 73

Форма плана воспитательной работы

Метавид воспитания.

Подвид воспитания.

Форма работы.

Параллели классов.

Цель.

Ответственные1

Сроки.

Коллектив всех учащихся школы.

Учащиеся 10—11 классов.

Учащиеся 5—9 классов.

Учащиеся 1—4 классов.

Этическое воспитание.

Правовое воспитание.

Беседа «Безопасная дорога» и практическое занятие.

1а, 16, 1 В.

Научить учащихся переходить дорогу по пешеходному переходу.

Методическое объединение классных руководителей начальной школы.

1−7.09.

1 Можно ввести также столбец «Стейкхолдеры».

При заполнении таблицы ради экономии печатного места в первых двух ее столбцах можно использовать сокращения наименований метаи подвидов воспитания (например, этическое воспитание — ЭВ, эстетическое воспитание — ЭсВ, экологическое воспитание — ЭкВ, правовое воспитание — ПВ). Решающее значение после определения видов воспитания имеет характеристика цели проводимой работы. Если она формулируется посредством таких мало обязывающих терминов, как улучшение, усиление, совершенствование, то, скорее всего, речь идет о мероприятии для галочки. Впрочем, определение цели воспитательной работы в желаемом четком виде всегда требует больших усилий. Тем не менее недопустимо их избегать, ибо в противном случае восторжествует критиковавшийся в предыдущем параграфе формализм.

В табл. 7.3 мы привели пример правового воспитания первоклассников. Ясно, что, например, с учениками 9-х классов следует обсуждать другие проблемы, относящиеся к правилам дорожного движения, например, езду на мотоциклах, да еще и без глушителей. Другой пример: патриотическое воспитание учащихся начальной, основной и средней школы проводится по-разному. Следовательно, меняются и цели этого подвида воспитания.

Планирование воспитательной работы школы и ее осуществление требует особой пошаговой стратегии. Ниже излагается тот вариант, который представляется нам наиболее эффективным.

  • 1. Характеристика системы воспитания, выделение в ней сначала таких метавидов, а в конечном счете таких подвидов воспитания, которые способны обеспечить максимальный рост компетенций учащихся. Иначе говоря, работа начинается с ранжирования подвидов воспитания.
  • 2. Поиск и определение форм работы, которые соответствуют ранее выбранным подвидам воспитания с наибольшим ранговым весом.
  • 3. Целеполагание. Для этого определяется ближайшая зона развития воспитанников, а ее конечный пункт признается целью воспитания. В соответствии с ней форма работы несколько корректируется.
  • 4. Задание временных границ проводимой работы. Обычно это делается в рамках годичного цикла воспитательной работы.
  • 5. Определение зон ответственности для воспитателей, учащихся и родителей.
  • 6. Привлечение к воспитательной работе заинтересованных лиц, т. е. стейкхолдеров воспитания, в частности учителей школы, членов различных муниципальных органов, ученых, деятелей культуры.
  • 7. Составление плана работы воспитательной работы школы.
  • 8. Его последовательное осуществление.
  • 9. Обсуждение результатов воспитательного процесса с учащимися, родителями, стейкхолдерами воспитания. Желательно обсуждать проблемы воспитания, его результаты и перспективы на заседаниях Управляющего, педагогического, родительского и ученического советов школы.
  • 10. Постоянная корректировка плана воспитательной работы школы.

Разумеется, всегда следует помнить, что и составление плана воспитательной работы и его осуществление является результатом совместной работы педагогов, учащихся и родителей, а также стейкхолдеров воспитания. При этом ведущую роль играет воспитатель. В случае школы эта миссия выпадает на долю заместителя директора школы по воспитательной работе. Именно он концептуальный лидер всей воспитательной работы.

Его коллеги, прежде всего, классные руководители и руководители различных объединений по интересам, вправе ожидать от него неординарных новаций. Что касается директора школы, то он координирует, гармонизирует учебную и воспитательную работу, а также контролирует ее ход. Разумеется, директор школы должен всячески стимулировать успешную деятельность своего заместителя по воспитательной работе.

Выводы.

  • 1. Непосредственным организатором и исполнителем воспитательной работы школы является заместитель директора по воспитательной работе.
  • 2. В плане воспитательной работы школы в качестве объектов воспитания рассматриваются параллели классов, коллективы учащихся соответственно начального, основного и среднего уровня образования, коллектив всех учащихся школы.
  • 3. Стратегия составления плана воспитательной работы включает десять шагов. При этом решающее значение после ранжирования видов воспитания и выявления наиболее эффективных из них имеет характеристика цели проводимой работы.
  • 4. В воспитательной работе школы необходимо не допускать ее искажений формализмом, требованиями глобального энтузиазма и квазинаучности.
Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой