Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Гуманизация учебно-воспитательного процесса как условие развития личности учащегося

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Фундаментализация знаний с ее глубинными сущностными основаниями и связями между разнообразными процессами окружающего мира служит критерием для отбора содержания естественнонаучных-математических и гуманитарных предметов. Фундаментализация содержания образования определяется принципами системности, целостности, научности и проявляется через диверсификацию, междисциплинарную интеграцию… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. Теоретико-педагогические основы гуманизации образования
    • 1. 1. Гуманизация как инновационный процесс в образовании
    • 1. 2. Идеи гуманизации в классической педагогике
    • 1. 3. Роль образования в социализации личности
  • Глава 2. Педагогическая технология развития личности в условиях гуманизации учебно-воспитательного процесса
    • 2. 1. Диверсификация содержания образования в инновационных общеобразовательных учебных заведениях
    • 2. 2. Фундаментализация содержания образозания как основа гуманизации учебно-воспитательного процесса
    • 2. 3. Междисциплинарностъ в формировании гуманистического мировоззрения учащихся
    • 2. 4. Конструирование педагогической технологии развития личности в инновационном образовательном учреждении
    • 2. 5. Обучающий эксперимент и его результаты

Гуманизация учебно-воспитательного процесса как условие развития личности учащегося (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Коренные преобразования социально-политической и экономической жизни России конца XX века сопровождались неизбежными изменениями образовательной системы.

Прагматический подход к образованию вызвал ослабление внимания к мировоззренческим, нравственным аспектам, привел к определенному отчуждению образования от человеческой личности. «Именно поэтому в настоящее время важнейшей задачей образовательной системы следует считать создание условий для развития целостной гуманной личности, способной реализовать себя в быстро меняющейся социально-экономической обстановке.

Переход от традиционного — социально заказного, личностно отчужденного образования к гуманистическому, личностно ориентированному отражает смену педагогической парадигмы.

Традиционное образование, обеспечивая прочные, глубокие знания, ¦ формируя разносторонние умения и навыки, ограничивало возможности личностного развития учащихся. Его особенностью была автономность процессов обучения, воспитания и развития учащихся. Даже эта общепринятая последовательность перечисления процессов подчеркивает, что развитие личности не являлось приоритетным.

Традиционное понимание образования как овладение знаниями, умениями и навыками в свете современной гуманистической парадигмы должно быть переосмыслено. Сегодня образование — это становление личности человека, обретение им своей неповторимой индивидуальности, развитие его творческого начала, обучение «жизнетворчеству» [14].

Главная цель личностно ориентированного образования — развитие в процессе обучения и воспитания личности учащегося, ее способностей к самообразованию, самореализации, саморегуляции, успешной социальной адаптации, гуманному взаимодействию с другими людьми, с природной и культурной средой, т. е. высокообразованной, гуманной нравственной личности.

Важнейшим условием достижения обозначенной цели является гуманистическая направленность содержания образования, наполненного компонентами, необходимыми для развития личности. Среди них:

• аксиологический, помогающий учащимся в выборе личностно значимой системы ценностных критериев;

• когнитивный, обеспечивающий учащихся научными знаниями о человеке, культуре, истории, природе, ноосфере как основе духовного развития;

• деятельностно — творческий, способствующий формированию и развитию у учащихся творческих способностей, необходимых в труде, научной, художественной и других видах деятельности;

• личностный, обеспечивающий развитие рефлексии, самопознание, саморегуляцию, самоопределение, самосовершенствование.

Ф и формирование жизненной позиции.

В традиционном образовании системообразующим является когнитивный компонент. Гуманизацию же учебно-воспитательного процесса обеспечивает преимущественно личностный компонент содержания образования, реализуемый через адекватные педагогические технологии.

Выбор этих технологий диктуется субъект-субъектным характером отношений учащегося и учителя. Для педагога открывается возможность восприятия учащегося как субъекта образовательного процесса с собственной мотивацией учения (личностный смысл, значимость, интересы и т. д.). на которую педагог должен опираться при организации обучения. Становится актуальным преобразование содержания и методов обучения.

Анализ педагогической литературы и диссертационных исследований 80-х — 90-х годов, в которых освещаются различные аспекты гуманизации образования, показывает, что в конкретных областях образовательного пространства имеется множество проблем, требующих оперативного всестороннего и глубокого рассмотрения. Изучение реальной школьной практики позволяет утверждать, что существует противоречие между потребностью в инновационном личностно ориентированном образовании, осознанием необходимости гуманистического обновления учебно-воспитательного процесса и уровнем его методологического и научно-методического обеспечения.

Актуальность темы

диссертационного исследования «Гуманизация учебно-воспитательного процесса как условие развития личности учащегося» обусловлена социальной потребностью в формировании личности с устойчивой мотивацией на саморазвитие, противоречием между осознанием необходимости гуманистического обновления учебно-воспитательного процесса и уровнем его методологического и научно-методического обеспечения.

Объект исследования — процесс развития личности учащегося инновационного учебного заведения.

Предмет исследования — 1уманизация учебно-воспитательного процесса как условие развития личности учащегося.

Цель исследования — разработать педагогическую технологию гуманизации учебно-воспитательного процесса инновационного общеобразовательного учебного заведения.

Гипотеза исследования: развитие личности учащегося инновационного общеобразовательного учреждения в процессе обучения будет эффективным, если.

• обеспечены отбор и реализация содержания образования, способы и формы организации учебно-воспитательного процесса на основе идей гуманизма и принципов диверсификации, фундаментализации и межпредметной интеграции;

• разработана педагогическая технология развития личности в условиях гуманизации учебно-воспитательного процесса;

• созданы условия для реализации творческой активности, ценностных установок, саморазвития учащихся.

Задачи исследования:

1. Раскрыть сущность и обосновать структуру понятия гуманизация учебно-воспитательного процесса.

2. Определить пути гуманизации учебно-воспитательного процесса в инновационном общеобразовательном учреждении как условия развития личности учащегося.

3. Разработать интегральную модель образовательного пространства (содержательный аспект) как основу педагогической технологии развития личности учащегося в процессе изучения отдельного предмета.

4. Сформировать критерии интегрированной оценки развития личности учащегося в условиях инновационного общеобразовательного учебного заведения.

Исследования проводились на базе физико-технического лицея, средних школ г. Саратова. Саратовского областного ИПК и ПРО.

Первый этап (1990;1992 г. г.) — ознакомление с состоянием исследуемой задачи в педагогической науке и практике (анализ философской, психолого-педагогической, методической литературы) — определение цели исследования: выдвижение научной гипотезыразработка методологии педагогического проектирования.

Второй этап (1992;1994 г. г.) — разработка теоретических основ гуманистической направленности содержания образования в рамках учебного предмета «химия» — проектирование педагогической технологии «Химия для математиков» и апробация ее отдельных элементовподготовка дидактического и методического обеспечения обучающего экспериментаапробация отдельных результатов исследования на научно-практических конференциях и семинарах.

Третий этап (1994;1997 г. г.) — проведение обучающего экспериментастатистическая компьютерная обработка экспериментальных результатовтеоретическое обобщение результатов исследования и выработка рекомендаций для педагогической практикиапробация результатов исследования на семинарах, совещаниях и конференциях.

Теоретико-методологическую основу исследования составляют идеи классической педагогики (Я.А.Коменский, Д. Локк, И. Г. Песталоцци, К. Д. Ушинский и др.) — современные философские и психолого-педагогические концепции личности (Б.Б.Коссов, А. Г. Ковалев, К.К.Платонов), ее социализации (Г.М.Андреева, И. С. Кон, А. Маслоу,.

A.В.Мудрик) и развития в процессе обучения (Л.С.Выготский,.

B.В.Давыдов, Л. В. Занков, Д.Б.Эльконин) — важнейшие дидактические принципы (Ю.К.Бабанский, Л. Г. Вяткин, В. И. Загвязинский, В. С. Леднев, И. Я. Лернер. М.Н.Скаткин) — современные концепции гуманизации образования (М.Н.Берулава, Б. С. Гершунский, С. В. Девятова, Н. Б. Крылова, А. А. Макареня, Н. Н. Суртаева, И. М. Титова и др.).

Методы исследования: теоретические — анализ философской, психологсьпедагогиче^кой. методической литературы по проблеме исследованияанализ учебнометодической документациисинтез и обобщение информациипедагогическое и математическое моделированиеэмпирические — педагогическое наблюдениебеседаинтервьюированиеанкетирование и тестирование учащихсяконстатирующий и обучающий эксперименты.

Проведена статистическая обработка результатов, осуществлено компьютерное графическое представление данных.

Научная новизна и теоретическая значимость исследования заключаются в следующем:

• предложена структура процесса гуманизации учебно-воспитательного процесса;

• конкретизирована роль обучения в процессе социальной адаптации личности;

• установлена целесообразность выделения в содержании образования для обеспечения его гуманизации инвариантного и вариативного компонентов;

• разработана интегральная модель образовательного пространства (содержательный аспект);

• теоретически обосновано и экспериментально подтверждено, что необходимыми условиями развития личности в процессе обучения в общеобразовательных учебных заведениях инновационного типа являются:

— диверсификация и фундаментализация содержания образования;

— интердисциплинарный подход к содержанию обучения в рамках предметной системы, формирующий у учащихся единую картину мира;

— применение адекватных содержанию образования педагогических технологий, в том числе информационных и компьютерныхвключение учащихся в активную культу ротворческую деятельность в процессе обучения;

— создание единой комплексной системы познавательной деятельности по учебному предмету;

— систематическая диагоностика качеств личности учащегося в процессе обучения.

Практическая значимость исследования заключается в:

• адаптации предложенной технологии развития личности учащегося инновационного общеобразовательного учебного заведения, сконструированной на основе принципа межпредметной интеграции и интегральной модели образовательного пространства (содержательный аспект), к реальной педагогической действительности;

• возможности применения представленной педагогической модели учебно-воспитательного процесса для создания авторских педагогических технологий развития личности учащегося в процессе изучения отдельных предметов в учебных заведениях любого типа;

• реализации идеи гуманизации и гуманитаризации образования через разработку методики общего инварианта неорганической химии, программ спецкурсов «Химия и цивилизация», «Решение химических задач», «Основы общей химии», цикла интегрированных уроков «Четыре стихии» ;

• созданнии компьютерных программ (дидактические игры, тренажеры, электронный задачник, средства обучающего и итогового контроля), способствующих развитию познавательных интересов и выработке индивидуального стиля деятельности учащихся при использовании во время учебных занятий в классе, выполнении домашних заданий, а также при дистанционном обучении по компьютерной сети Internet.

Апробация исследования и внедрение его результатов.

Результаты исследования докладывались на городских семинарах учителей и руководителей инновационных образовательных учреждений (1992;1997 г. г.) — российских и региональных научно-практических конференциях (г. Уфа, 1988; г. Санкт-Петербург, 1991, 1993; г. Петропавловск (Казахстан), 1991; г. Саратов, 1997; г. Москва, 1998) — российско-американском экологическом семинаре «Река-к-реке» (г.Ноксвилл, США, 1997). Содержание выполненного исследования отражено в 12 публикациях (методические пособия, статьи, тезисы), размещено в сети Internet.

На защиту выносятся:

1. Сущность понятия и структура гуманизации учебно-воспитательного процесса общеобразовательного учреждения.

2. Интегральная модель образовательного пространства (содержательный аспект).

3. Педагогическая технология развития гуманной творческой личности учащегося.

4. Критерии оценки уровня развития личности учащегося в процессе инновационного обучения.

Результаты исследования свидетельствуют, что у учащихсяпобедителей и призеров олимпиад (областных и всероссийских) по математике, физике, химии, биологии, чрезвычайно разносторонний познавательный интерес. Учащиеся с высоким, но предметно ограниченным познавательным интересом (математические, гуманитарные науки), не всегда могут реализовать свои возможности даже в этих областях знания.

Таким образом, учащиеся с разносторонними познавательными.

• интересами склонны к наиболее полной самореализации в процессе обучения. Они проявляют творческие способности, трудолюбие, готовность к обучению в инновационном режиме, наиболее полно удовлетворяющему их личные мотивы учения.

Краткие выводы по второй главе:

• Диверсификация — один из принципов развития образовательных систем, обеспечивающий гуманизацию учебно-воспитательного процесса.

• • Фундаментализация — один из принципов отбора содержания образования, позволяющий сформировать гуманную, широко образованную, интеллектуально мобильную личность.

• Межпредметная интеграция — ведущий принцип организации содержания образования в условиях гуманизации учебно-воспитательного процесса.

• Педагогические технологии, основанные на указанных принципах, позволяют создать благоприятные условия для развития личности учащегося инновационного учебного заведения.

• Критериями развития личности учащегося в процессе обучения могут служить мотивы и уровень учебной деятельности, а также сформированное^ широких познавательных интересов.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Анализ философской и психолого-педагогической литературы, методологическое и научное осмысление концепции гуманизации образования, результаты изучения практикоориентированных аспектов общего среднего образования свидетельствуют об актуальности исследования гуманизации учебно-воспитательного процесса.

В представленном диссертационном исследовании показано, что в условиях технического прогресса, нарастающего потока информации, расширения возможностей средств коммуникации, а также глобальных экологических, экономических, политических процессов для формирования глманной личности необходим высокий уровень математической и естественнонаучной подготовки. Однако, будучи необходимым, он еще не является достаточным. Требуется перерастание общечеловеческих ценностей в основу морали и норму нравственности. Решить эту проблему может лишь гу манизация образования.

Ведущая роль в развитии личности учащегося принадлежит содержанию образования, а обучение является способом и средством социальной адаптации личности.

Обосновано, что основу инновационного i уманистического образования должны составить диверсификация, фундаментализация и междисциплинарная интегрция.

Диверсификация содержания образования на всех уровнях создает благоприятные условия для реализации потребности учащегося в саморазвитии, для освоения различных методов познания истины, для формирования единой гуманитарной и естественнонаучной культуры. Она достигается в условиях дифференцированного обучения через многообразие педагогических парадигм, типов общеобразовательных учебных заведений, вариативности учебных планов и программ, творческой деятельности конкретных педагогов.

Фундаментализация знаний с ее глубинными сущностными основаниями и связями между разнообразными процессами окружающего мира служит критерием для отбора содержания естественнонаучных-математических и гуманитарных предметов. Фундаментализация содержания образования определяется принципами системности, целостности, научности и проявляется через диверсификацию, междисциплинарную интеграцию и информатизацию процесса обучения.

Разработан общий инвариант неорганической химии как способ структурирования и минимизации фундаментальных знаний и системно-структурного подхода к построению учебного материала. Ценность данной методической структуры в том, что она, демонстрируя логику учебного материала и пути познания его, открывает перед учащимся перспективы самостоятельного генерирования новых знаний, способствует развитию творческой личности.

Даны теоретически обоснованные рекомендации гуманистического обновления образования путем интеграция знаний на основе междисциплинарности.

Междисциплинарная интеграция в системе образования создаст оптимальные условия для развития нравственной образованной личности посредством моделирования инновационной деятельности общеобразовательных учебных учреждений: создания новых интегрированных курсов различного назначенияпроведения уроков и внеклассной работы интегративного содержания.

Установлено, что межпредметная интеграция сохраняет целостность образовательного пространства (содержательный аспект) при объединении образовательных областей действующего базисного плана, состоящих из предметных областей.

Обосновано, что интеграция учебных предметов разных образовательных областей обеспечивает всестороннее развитие личности. приобщение учащегося к общечеловеческим ценностям, устанавливая и закрепляя в его сознании представления о единстве и целостности окружающего мира.

Установлено, что педагогические технологии, основанные на принципе междисциплинарной интеграции, способствуют возникновению глобального мышленияпозволяют реализовать открытость образовательных систем, гуманистическую направленность содержания образованиясоздать благоприятные условия для всестороннего полноценного развития высоконравственной личности.

На основе диверсификации, фундаментализации и межпредметной интеграции разработана общая модель педагогической технологии развития личности учащегося, а также технология «Химия для математиков», позволяющая реализовать идеи гуманизации учебно-воспитательного процесса в инновационном общеобразовательном учреждении.

Педагогический эксперимент по внедрению предложенной технологии выполнен в условиях дифференцированного обучения в физико-техническом лицее № 1 г. Саратова. Опытно-экспериментальная проверка и оценка эффективности данной технологии дает динамику изменения познавательных интересов учащихся в процессе изучения отдельного предмета.

Согласно результатам исследования, гуманизация учебно-воспитательного процесса, способствуя более тесной связи обучения с жизнью, расширению возможностей практического применения полученных знаний, приобщая учащихся к полезной значимой деятельности, содействует поддержанию устойчивого познавательного интереса, вырабатывает позитивную мотивацию учения, культуру самоопределения, создает благоприятные условия для всестороннего полноценного развития личности учащегося.

Показать весь текст

Список литературы

  1. И.Ю., Орещенко Н. И. Естествознание 5−6. СПб, 1995.22 с.
  2. В. И. Педагогика творческого саморазаития. Инновационный курс, кн.1. Казань: Изд-во Казан, ун-та, 1996. 567 с.
  3. Г. М. Социальная психология. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1980.416 с.
  4. В. И. Балабанов Н.М. Владимирова А. П. и др. Концепция развития народного образования в Саратовской области на 1991−2000 г.г. Саратов, 1991. 37 с.
  5. П.И., Бабурова И. В. и др. Краткий справочник по педагогической технологии. М.: Новая школа, 1997. 92 с.
  6. Ю.К. Педагогика. М.: Просвещение, 1983.
  7. Ю.К. Оптимизация учебно-воспитательного процесса. М.: Просвещение, 1982.
  8. М. М. Гуляев В.М. Реализация идей разновозрастного обучения в экспериментальном лицее г.Усть-Илимска Иркутской обл.' Дидакг. 1996. № 1. С. 16.
  9. ЕЛ. Преодоление авторитаризма и утверждение идей демократизации и гуманизации школьного воспитания в советской педагогике (20-е годы): Автореф.дис.-канд.пед. наук Минск. 1992,
  10. Г. И. О сущности межпредмешых связей Некоторые теоретические и практические аспекты межпредметных связей. М.: Изд. АПН СССР, 1982. С. 8.
  11. Белинский В. Г, Избранные педагогические сочинения. М., 1948.
  12. Беспалько В. Г1. Опыт разработки и использования критериев качества усвоения знаний Сов.педагогика. 1968. № 4. С.52−69.
  13. М.Н. Общедидактические подходы к гуманизации образования// Педагогика. 1994. № 5. С.21−25.
  14. Е.В. Гуманистическая парадигма личностно ориентированного образования// Педагогика. 1997. № 4. С. 11−17.
  15. Т., Лемей Г. Ю. Химия в центре наук. М.- Мир, 1983, в2. х т.16.БСЭ. 3-е изд. Т.7. С. 444.
  16. М. С. Гончаренко С.У. Методолгический уровень практических задач педагогики / Философская и социологическая мысль. 1989. № 4.
  17. Л.П. Человек: деятельность и общение. М., 1978. С. 63.
  18. Т.О., Макареня А. А. Ведущие аспекты гуманизации курса химии на современном этапе системы непрерывного образования// Пути совершенствования преподавания химии в ВУЗе и школе (методические рекомендации). Петропавловск. 1991. С. 4.
  19. Вестник образования. Справочно-информационное издание минестерства образования РФ, 1993. № 9. С.З.
  20. К.Н. Свободное воспитание: Сб. научн. трудов. М.1993.
  21. Е. События, законы природы, принципы инвариантности / Успехи физических наук, т.1. 1965. С. 85.
  22. М.Д., Первин И. Б. Коллективная познавательная деятельность и воспитание школьников. М., 1977.
  23. А.П. Инновационные тенденции в образовании как фактор развития педагогического опыта: Дисс.-канд. пед. наук. Саратов, 1997.
  24. Л. Г. Корнюшкин Н.П. Основы педагогики. Методическое пособие. Саратов: ГУНЦ «Колледж». 1994. С. 50.
  25. Выготский Л. С, Избранные психологические сочинения. М&bdquo- 1956. С. 205.
  26. П.Я. Методы обучения и умственное развитие ребенка. М.: Изд-во МГУ, 1985. 45 с.
  27. Гельман 3. Вырваться из круга Народное образование. 1990. № 10. С. 24.
  28. И. Избранные педагогические сочинения. М.: Книгоиздательство Тихомирова, 1913.
  29. А.И. Избранные произведения. М., 1971.
  30. .С. Гуманизация образования: необходимость новой парадигмы// Магистр I. 1991, июнь. С.10−18.
  31. О.Н. Концепция фундаментального естественнонаучного курса в новой парадигме образования// Высшее образование в России. 1994. № 4. С. 25.
  32. Goodlad J.A. A Piase Called School: Prospects lor the Future. U.S., 1984.
  33. Л.Г. Гимназия как бесконечная инновация,'/ Частная школа. 1996. № 6. С. 79.
  34. Н.В. Интеграция как методологический и дидактический принцип (на примере школьного естественнонаучного образования)// Гуманистический потенциал естественнонаучного образования/ Под ред. И. Ю. Алексашиной. СПб. 1996. С.70−82.
  35. А.Е., Исаев Д. А., Понтак Л. С. Физика и химия 5−6 кл. М.- Просвещение. 1994. 176 с.
  36. В.В. Содержание и структура деятельности школьников Формирование учебной деятельности школьников,-М.:Педагогика, 1982.
  37. В.В. Проблемы развивающего обучения: опыт теоретического и экспериментального психологического исследования. М: Педагогика. 1986. 239 с.
  38. C.B. Купцов В. И. Концепция гуманизации и гуманитаризации образования Социально-политический журнал. 1995. № 6- 1996. № 1.
  39. А. Избранные педагогические сочинения.М. 1956.1. С. 118.
  40. Доклад о положении дел в области образования в мире за 1991 г., UNESCO, 1991.
  41. О.Г. Структура морального сознания// Вопросы философии. 1972. № 6. С. 57.
  42. В.К. Сотрудничество в обучении. М.: Просвещение, 1991.
  43. С.Ф. К.Д.Ушинский. Книга для учащихся. М&bdquo- Просвещение, 197. 143 с.
  44. Естествознание: Проб.учеб. для 7 кл. (ХрипковаА.Г. и др.) М: Просвещение, 1994. 224с.
  45. Г. И.Железовская, А. В. Елисеева. Педагогика развития творческой личности. Саратов: изд-во «Лицей», 1997. С. 122.
  46. Л.В. Избранные педагогические труды. М.: Новая школа, 1996. 431 с.
  47. Л., Земляченко С., Меньшова С. Школа «РОСТ»: управленческая модель// Частная школа. 1997. № 3. С. 56.
  48. И.Д. Взаимная связь учебных предметов. М.: Знание. 1977.64 с.
  49. И.Д., Максимова В. Н. Межпредметные связи в современной школе. М.: Педагогика. 1981. С.З.
  50. Н.В. Учителю об изучении проблем ребенка. М.: ВТК «Классный воспитатель». 1992. С. 28.
  51. Г. В зеркале собственной истории Высшее образование в России. 1997. № 1. С. 30.
  52. В.Р., Новикова А. А. В мире научной информации ' М.1978. С.123−124.
  53. История педагогики Под ред. М. Ф. Шабаевой. М.: Просвещенеие. 1981. 372 с.
  54. М.С. Человеческая деятельность. Опыт системного анализа. М., 1974.
  55. В.В., Степин B.C. Междисциплинарный синтез современной научной картины мира// Вопросы философии. 1988. № 4. С. 42.
  56. А.Г., Иванова Л. Ф. Образовательная программа московской городской педагогической гимназии// Частная школа. 1996. № 2. С. 32.
  57. В. Целостность, преемственность, качество// Высшее образование в России. 1997. N1. С.З.
  58. В.Г. Фундаментализация университетского образования// Высшее образование в России. 1994. № 4. С. 6.
  59. А.Г. Психология личности. М., 1970.
  60. Я.А. Избранные педагогические сочинения: В 2-х т. М.: Педагогика, 1982.
  61. .Д. Методологические проблемы школьного биологического образования. М.: Просвещение, 1991.
  62. Кон И. С. Социология личности. М.:Политиздат. 1967. 383 с.
  63. A.B., Жданович Н. М. Использование гуманитарного потенциала физики в гуманитарных лицеях и классах Физика в школе. 1995. № 2. С. 26.
  64. Е.С. Научное знание основа гуманистического воспитания" Педагогика. 1990. № 10. С.30−35.
  65. В.М. Межпредметные связи в учебно-воспитательном процессе Народное образование. 1976. № 4.
  66. .Б. Личность: актуальные проблемы системного подхода Вопросы психологии. 1997. № 6. С.58−68.
  67. H.H. Решетова Т. Н. Моделирование математика, информатика, логика в школе Информатика и образование. 1997. № 2. С. 65,
  68. Краткий словарь по философии. М.: Политиздат, 1982. С.159
  69. В. Четыре уровня школьного поиска// Народное образование. 1997. № 1. С.12−14.
  70. Н.Б. Формирование культуры будущего специалиста. М.: Высшая школа, 1990. 134 с.
  71. Е.С., Горячев A.B. Проект программы по информатике// Информатика и образование. 1996. № 1. С.З.
  72. П.Г. О межпредметных связях в обучении. М.: Моск. обл. орг. общ-ва «Знание» РСФСР, 1981.
  73. В. П. Орлов В. А., Панов В. И. Практико-ориентированные подходы к развивающему образованию Педагогика. 1996. № 5. С. 24.
  74. B.C. Содержание образования: сущность, структура, перспективы. М.: Высшая школа, 1991.
  75. Х.И. Как воспитывает процесс обучения. М.1982.
  76. Д. Педагогические сочинения. М., 1939. С. 126. 203.
  77. .Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии. М.: Наука. 1984, С. 308.
  78. А.Ф. Эсгетика Возрождения. М.: Мысль. 1982. 623 с.
  79. H.A. Межпред.1етные связи как средство совершенствования учебно-воспитательного процесса Под ред. 'Гесемницыной М.С. М: МП III 1981. С. 67.
  80. Ф. Память о будущем/ Пер. с франц. М.: АО Издат. гр. «Прогресс». 1995. 175 с.
  81. В.Н. Межпредметные связи в учебно-воспитательном процессе современной школы. М.: Просвещение. 1987. С. 57.
  82. В.Н. Межпредметные связи в процессе обучения.М.: Просвещение, 1988.
  83. К., Энгельс Ф. Соч., т.20. С. 565.
  84. А. Самоактуализация: Пер. с англ." Психология личности: тексты. М. 1982.
  85. Меморандум международного симпозиума ЮНЕСКО" Высшее образование в России. 1994. № 4. С. 6.
  86. Менделеев Д. И. Сочинения. В 25 т. Т.23. Народное просвещение и высшее образование. Л.-М.: Изд. АН СССР. 1952 т. 385 с.
  87. B.C. Очерк интегрального исследования индивидуальности. М.: Педагогика, 1986.
  88. Межпредметные связи естественно-математических дисциплин Под ред. Федоровой В. Н. М.: Просвещение. 1980. С. 28.
  89. B.C. Концептуальные основы изменения содержания общего образования в школах США (на примере предметов естественно-математического цикла) Педагогическая мысль в странах Запада на современном этапе. М.: Изд. АПН СССР, 1991. С.31−51.
  90. Э.И. Основы педагогических знаний. М.: Педагогика. 1986. 198 с.
  91. П.Г. Структурная модель науки как дидактическое основание формирования системных знаний школьников// Новые исследования в педагогических науках, вып.2. М.: Педагогика, 1991. С. 30.
  92. A.B. Личность школьника и ее воспитание в коллективе. М.: Знание, 1983. С. 10−11.
  93. A.B. Социализация и смутное время. М.: Знание, 1991.78 с.
  94. В.К. Англо-русский словарь. М.: Рус.яз. 1989. С. 348.
  95. .М. Приоритеты на путях гармонизации образования / Советская педагогика. 1989. № 1. С.61−65.
  96. С. И. Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка. М.: «Азъ» Ltd, 1992.С.150.
  97. A.A. Мониторинг инновационных процессов в образовании / Педагогика. 1996. № 3. С.9−15.
  98. М.М., Щепетов H.A. Программа курса «Современный мир»// Преподавание истории в школе. 1991, № 3. С. 84.
  99. В.П. Структура умственной воспитанности// Новые исследования в педагогических науках. 1983. № 2. С. 21.
  100. .Д. Социальная психология как наука. Л.: Лениздат. 1965.208 с.
  101. И.Г., Избранные педагогические сочинения: В 2-х т. М. Педагогика. 1981.
  102. А. Вальдорфская школа, традиционная и современная Мир образования. 1997. № 1. С. 23.
  103. К.К. Структура и развитие личности. М. 1986.
  104. В.А. Гуманизация школы и идея вселенского сознания 11едагогика. 1994. № 3. С. 13−18.
  105. И. Уроки с открытым финалом (интервью с Е.А.Ямбургом)// Семья и школа. 1995. № 7. С.6−8.
  106. Е.И. «Искони было слово.'"/ Биология в школе. 1995. № 3. С. 24.
  107. Проблемы методов обучения в современной общеобразовательной школе. Под ред. Ю. К. Бабанского и др. М., 1980. С.88−158.
  108. Программа „Столичное образование“. Москва: вариативное образование в лицах'/ Частная школа. 1997. № 1.
  109. Программы для средних общеобразовательных учебных заведений. Химия. М.: Просвещение. 1993. 295 с.
  110. Руссо Ж.-Ж. Педагогические сочинения: В 2-х т. М.: Педагогика, 1981. Т.2. 334 с.
  111. М.Н. Социальная ориентация выпускников основной школы// Социс. 1994. № 10. С.30−43.
  112. В.В. Научно-методическое обеспечение школьного инновационного эксперимента Формирование личности школьника и студента в условиях демократизации и гуманизации образования. Волгоград, 1991. 147 с.
  113. М.Н. О школе будущего. М, — Знание. 1974. 92 с.
  114. Словарь, но этике' Под ред. А. А. Гусейнова и И. С. Кона. 6-е изд. М.: Политиздат, 1989.С.63.
  115. Словарь античности Пер. с нем. М.: Прогресс. 1989. С. 169.
  116. В. Гуманизация образования' Народное образование. 1992. № 3−4. С.72−77.
  117. Социальная и социально-политическая ситуация в России: состояние и прогноз. М.1993. 120 с.
  118. В.М. Школа развития личности// Магистр I. 1996. № 6. С. 43.
  119. H.H. Гуманитаризация естественнонаучного образования (методические рекомендации). Тюмень: Изд. общ-ва „Знание“. 1990. 25 с.
  120. H.H. Педагогические технологии в реализации гуманистической концепции образования// Химия в школе. 1997. № 7. С. 18.
  121. Сухомлинский В. А. Павлышская средняя школа. М., 1969.1. С. 221.
  122. Н.Ф. Управление процессом усвоения знаний (Психологические основы). М.: Изд-во МГУ. 1984. 334 с.
  123. Л. В. Интегративно-гуманитарный подход как методологическая основа модели „Экология и диалектика“// Школа радости. 1994. № 1.С.15.
  124. Л.В. Школа „Экология и диалектика“ М.: Авангард.1997.
  125. И.М. Концепция развивающего обучения химии Химия в школе. 1996. № 3. С. 14.
  126. Титова И. М, Возможности эстетического воспитания учащихся в процессе обучения химии» Химия в школе. 1983. № 4. С. 42.
  127. К.Д. Собр.соч. в 11 т. Т.8. Человек как предмет воспитания. Опыт педагогической антропологии. М.-Л.: Изд. АПН РСФСР. 1959.776 с.
  128. Г. Ф. Гармонизация целостного педагогического процесса. / В сб. Методы обучения в средней общеобразовательной школе. Л.: ЛГПИ им. А. И. Герцена, 1985. С. 14.
  129. Г. Ф. Межпредметные связи в процессе обучения. Л.- ЛГПИ им. АИ. Герцена, 1983.
  130. С.Д. Мотивы обучения предмету труд учащихся в возрасте 15−18 лет/V Школа. 1997. № 6. С. 53.
  131. И.Ф. Педагогика. М.: Высшая школа, 1990. 576 с.
  132. Д.Р. Школа завтрашнего дня/У Частная школа. 1997. № 1.С.96.
  133. А. Школа эвристической ориентации: три года эксперимента/' Частная школа. 1995. № 6. С. 70.
  134. Н. Лев Тарасов и его модель «экология и диалектика"7 Народное образование. 1997. с. 20.
  135. С.Т. Избранные педагогические сочинения. М.: Педагогика. 1980. Т. 1,2.
  136. Щукина Г. И, Активизация познавательной деятельности учащихся в учебном процессе. М.: Знание, 1979.
  137. Г. И. Роль деятельности в учебном процессе. М.: Просвещение, 1986.
  138. Д.Б. Избранные психологические труды Под ред. В. В. Давыдова, В. П. Зинченко. М.: Педагогика, 1989. 554 с.
  139. П. М. Эрдниев Б.П. Укрупнение дидактических единиц в обучении математике. М.: Просвещение. 1986. 255 с.
  140. Н.Р. К проблеме разработки основ педагогической инноватики// Новые исследования в педагогических науках. М: Педагогика, 1990. Вып.1 (55). С.3−7.1. Искренне благодарю
  141. Макареню Александра Александровича профессора Тобольского государственного педагогического института, доктора химических и педагогических наук, за приглашение к исследовательской деятельности и творческое сотрудничество:
  142. Сиванову Ольгу Васильевну доцента химического факультета Саратовского государственного университета, кандидата химических наук, за неоценимую помощь при обсуждении работы.1. Т. Вдовина
Заполнить форму текущей работой