Гуманизация учебно-воспитательного процесса как условие развития личности учащегося
Диссертация
Фундаментализация знаний с ее глубинными сущностными основаниями и связями между разнообразными процессами окружающего мира служит критерием для отбора содержания естественнонаучных-математических и гуманитарных предметов. Фундаментализация содержания образования определяется принципами системности, целостности, научности и проявляется через диверсификацию, междисциплинарную интеграцию… Читать ещё >
Содержание
- Глава 1. Теоретико-педагогические основы гуманизации образования
- 1. 1. Гуманизация как инновационный процесс в образовании
- 1. 2. Идеи гуманизации в классической педагогике
- 1. 3. Роль образования в социализации личности
- Глава 2. Педагогическая технология развития личности в условиях гуманизации учебно-воспитательного процесса
- 2. 1. Диверсификация содержания образования в инновационных общеобразовательных учебных заведениях
- 2. 2. Фундаментализация содержания образозания как основа гуманизации учебно-воспитательного процесса
- 2. 3. Междисциплинарностъ в формировании гуманистического мировоззрения учащихся
- 2. 4. Конструирование педагогической технологии развития личности в инновационном образовательном учреждении
- 2. 5. Обучающий эксперимент и его результаты
Список литературы
- Алексашина И.Ю., Орещенко Н. И. Естествознание 5−6. СПб, 1995.22 с.
- Андреев В. И. Педагогика творческого саморазаития. Инновационный курс, кн.1. Казань: Изд-во Казан, ун-та, 1996. 567 с.
- Андреева Г. М. Социальная психология. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1980.416 с.
- Антонченко В. И. Балабанов Н.М. Владимирова А. П. и др. Концепция развития народного образования в Саратовской области на 1991−2000 г.г. Саратов, 1991. 37 с.
- Арапова П.И., Бабурова И. В. и др. Краткий справочник по педагогической технологии. М.: Новая школа, 1997. 92 с.
- Бабанский Ю.К. Педагогика. М.: Просвещение, 1983.
- Бабанский Ю.К. Оптимизация учебно-воспитательного процесса. М.: Просвещение, 1982.
- Батербиев М. М. Гуляев В.М. Реализация идей разновозрастного обучения в экспериментальном лицее г.Усть-Илимска Иркутской обл.' Дидакг. 1996. № 1. С. 16.
- Бахтанова ЕЛ. Преодоление авторитаризма и утверждение идей демократизации и гуманизации школьного воспитания в советской педагогике (20-е годы): Автореф.дис.-канд.пед. наук Минск. 1992,
- Беленький Г. И. О сущности межпредмешых связей Некоторые теоретические и практические аспекты межпредметных связей. М.: Изд. АПН СССР, 1982. С. 8.
- Белинский В. Г, Избранные педагогические сочинения. М., 1948.
- Беспалько В. Г1. Опыт разработки и использования критериев качества усвоения знаний Сов.педагогика. 1968. № 4. С.52−69.
- Берулава М.Н. Общедидактические подходы к гуманизации образования// Педагогика. 1994. № 5. С.21−25.
- Бондаревская Е.В. Гуманистическая парадигма личностно ориентированного образования// Педагогика. 1997. № 4. С. 11−17.
- Браун Т., Лемей Г. Ю. Химия в центре наук. М.- Мир, 1983, в2. х т.16.БСЭ. 3-е изд. Т.7. С. 444.
- Бургин М. С. Гончаренко С.У. Методолгический уровень практических задач педагогики / Философская и социологическая мысль. 1989. № 4.
- Буева Л.П. Человек: деятельность и общение. М., 1978. С. 63.
- Вдовина Т.О., Макареня А. А. Ведущие аспекты гуманизации курса химии на современном этапе системы непрерывного образования// Пути совершенствования преподавания химии в ВУЗе и школе (методические рекомендации). Петропавловск. 1991. С. 4.
- Вестник образования. Справочно-информационное издание минестерства образования РФ, 1993. № 9. С.З.
- Вентцель К.Н. Свободное воспитание: Сб. научн. трудов. М.1993.
- Вигнер Е. События, законы природы, принципы инвариантности / Успехи физических наук, т.1. 1965. С. 85.
- Виноградова М.Д., Первин И. Б. Коллективная познавательная деятельность и воспитание школьников. М., 1977.
- Владимирова А.П. Инновационные тенденции в образовании как фактор развития педагогического опыта: Дисс.-канд. пед. наук. Саратов, 1997.
- Вяткин Л. Г. Корнюшкин Н.П. Основы педагогики. Методическое пособие. Саратов: ГУНЦ «Колледж». 1994. С. 50.
- Выготский Л. С, Избранные психологические сочинения. М&bdquo- 1956. С. 205.
- Гальперин П.Я. Методы обучения и умственное развитие ребенка. М.: Изд-во МГУ, 1985. 45 с.
- Гельман 3. Вырваться из круга Народное образование. 1990. № 10. С. 24.
- Гербарт И. Избранные педагогические сочинения. М.: Книгоиздательство Тихомирова, 1913.
- Герцен А.И. Избранные произведения. М., 1971.
- Гершунский Б.С. Гуманизация образования: необходимость новой парадигмы// Магистр I. 1991, июнь. С.10−18.
- Голубева О.Н. Концепция фундаментального естественнонаучного курса в новой парадигме образования// Высшее образование в России. 1994. № 4. С. 25.
- Goodlad J.A. A Piase Called School: Prospects lor the Future. U.S., 1984.
- Грибенюк Л.Г. Гимназия как бесконечная инновация,'/ Частная школа. 1996. № 6. С. 79.
- Груздева Н.В. Интеграция как методологический и дидактический принцип (на примере школьного естественнонаучного образования)// Гуманистический потенциал естественнонаучного образования/ Под ред. И. Ю. Алексашиной. СПб. 1996. С.70−82.
- Гуревич А.Е., Исаев Д. А., Понтак Л. С. Физика и химия 5−6 кл. М.- Просвещение. 1994. 176 с.
- Давыдов В.В. Содержание и структура деятельности школьников Формирование учебной деятельности школьников,-М.:Педагогика, 1982.
- Давыдов В.В. Проблемы развивающего обучения: опыт теоретического и экспериментального психологического исследования. М: Педагогика. 1986. 239 с.
- Девятова C.B. Купцов В. И. Концепция гуманизации и гуманитаризации образования Социально-политический журнал. 1995. № 6- 1996. № 1.
- Дистервег А. Избранные педагогические сочинения.М. 1956.1. С. 118.
- Доклад о положении дел в области образования в мире за 1991 г., UNESCO, 1991.
- Дробницкий О.Г. Структура морального сознания// Вопросы философии. 1972. № 6. С. 57.
- Дьяченко В.К. Сотрудничество в обучении. М.: Просвещение, 1991.
- Егоров С.Ф. К.Д.Ушинский. Книга для учащихся. М&bdquo- Просвещение, 197. 143 с.
- Естествознание: Проб.учеб. для 7 кл. (ХрипковаА.Г. и др.) М: Просвещение, 1994. 224с.
- Г. И.Железовская, А. В. Елисеева. Педагогика развития творческой личности. Саратов: изд-во «Лицей», 1997. С. 122.
- Занков Л.В. Избранные педагогические труды. М.: Новая школа, 1996. 431 с.
- Зайцева Л., Земляченко С., Меньшова С. Школа «РОСТ»: управленческая модель// Частная школа. 1997. № 3. С. 56.
- Зверев И.Д. Взаимная связь учебных предметов. М.: Знание. 1977.64 с.
- Зверев И.Д., Максимова В. Н. Межпредметные связи в современной школе. М.: Педагогика. 1981. С.З.
- Иванова Н.В. Учителю об изучении проблем ребенка. М.: ВТК «Классный воспитатель». 1992. С. 28.
- Ильин Г. В зеркале собственной истории Высшее образование в России. 1997. № 1. С. 30.
- Ирина В.Р., Новикова А. А. В мире научной информации ' М.1978. С.123−124.
- История педагогики Под ред. М. Ф. Шабаевой. М.: Просвещенеие. 1981. 372 с.
- Каган М.С. Человеческая деятельность. Опыт системного анализа. М., 1974.
- Казютинский В.В., Степин B.C. Междисциплинарный синтез современной научной картины мира// Вопросы философии. 1988. № 4. С. 42.
- Каспржак А.Г., Иванова Л. Ф. Образовательная программа московской городской педагогической гимназии// Частная школа. 1996. № 2. С. 32.
- Кинелев В. Целостность, преемственность, качество// Высшее образование в России. 1997. N1. С.З.
- Кинелев В.Г. Фундаментализация университетского образования// Высшее образование в России. 1994. № 4. С. 6.
- Ковалев А.Г. Психология личности. М., 1970.
- Коменский Я.А. Избранные педагогические сочинения: В 2-х т. М.: Педагогика, 1982.
- Комиссаров Б.Д. Методологические проблемы школьного биологического образования. М.: Просвещение, 1991.
- Кон И. С. Социология личности. М.:Политиздат. 1967. 383 с.
- Коржуев A.B., Жданович Н. М. Использование гуманитарного потенциала физики в гуманитарных лицеях и классах Физика в школе. 1995. № 2. С. 26.
- Королькова Е.С. Научное знание основа гуманистического воспитания" Педагогика. 1990. № 10. С.30−35.
- Корогов В.М. Межпредметные связи в учебно-воспитательном процессе Народное образование. 1976. № 4.
- Коссов Б.Б. Личность: актуальные проблемы системного подхода Вопросы психологии. 1997. № 6. С.58−68.
- Красовский H.H. Решетова Т. Н. Моделирование математика, информатика, логика в школе Информатика и образование. 1997. № 2. С. 65,
- Краткий словарь по философии. М.: Политиздат, 1982. С.159
- Кричевский В. Четыре уровня школьного поиска// Народное образование. 1997. № 1. С.12−14.
- Крылова Н.Б. Формирование культуры будущего специалиста. М.: Высшая школа, 1990. 134 с.
- Крылова Е.С., Горячев A.B. Проект программы по информатике// Информатика и образование. 1996. № 1. С.З.
- Кулагин П.Г. О межпредметных связях в обучении. М.: Моск. обл. орг. общ-ва «Знание» РСФСР, 1981.
- Лебедева В. П. Орлов В. А., Панов В. И. Практико-ориентированные подходы к развивающему образованию Педагогика. 1996. № 5. С. 24.
- Леднев B.C. Содержание образования: сущность, структура, перспективы. М.: Высшая школа, 1991.
- Лийметс Х.И. Как воспитывает процесс обучения. М.1982.
- Локк Д. Педагогические сочинения. М., 1939. С. 126. 203.
- Ломов Б.Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии. М.: Наука. 1984, С. 308.
- Лосев А.Ф. Эсгетика Возрождения. М.: Мысль. 1982. 623 с.
- Лошкарева H.A. Межпред.1етные связи как средство совершенствования учебно-воспитательного процесса Под ред. 'Гесемницыной М.С. М: МП III 1981. С. 67.
- Майор Ф. Память о будущем/ Пер. с франц. М.: АО Издат. гр. «Прогресс». 1995. 175 с.
- Максимова В.Н. Межпредметные связи в учебно-воспитательном процессе современной школы. М.: Просвещение. 1987. С. 57.
- Максимова В.Н. Межпредметные связи в процессе обучения.М.: Просвещение, 1988.
- Маркс К., Энгельс Ф. Соч., т.20. С. 565.
- Маслоу А. Самоактуализация: Пер. с англ." Психология личности: тексты. М. 1982.
- Меморандум международного симпозиума ЮНЕСКО" Высшее образование в России. 1994. № 4. С. 6.
- Менделеев Д. И. Сочинения. В 25 т. Т.23. Народное просвещение и высшее образование. Л.-М.: Изд. АН СССР. 1952 т. 385 с.
- Мерлин B.C. Очерк интегрального исследования индивидуальности. М.: Педагогика, 1986.
- Межпредметные связи естественно-математических дисциплин Под ред. Федоровой В. Н. М.: Просвещение. 1980. С. 28.
- Митина B.C. Концептуальные основы изменения содержания общего образования в школах США (на примере предметов естественно-математического цикла) Педагогическая мысль в странах Запада на современном этапе. М.: Изд. АПН СССР, 1991. С.31−51.
- Моносзон Э.И. Основы педагогических знаний. М.: Педагогика. 1986. 198 с.
- Москаленко П.Г. Структурная модель науки как дидактическое основание формирования системных знаний школьников// Новые исследования в педагогических науках, вып.2. М.: Педагогика, 1991. С. 30.
- Мудрик A.B. Личность школьника и ее воспитание в коллективе. М.: Знание, 1983. С. 10−11.
- Мудрик A.B. Социализация и смутное время. М.: Знание, 1991.78 с.
- Мюллер В.К. Англо-русский словарь. М.: Рус.яз. 1989. С. 348.
- Неменский Б.М. Приоритеты на путях гармонизации образования / Советская педагогика. 1989. № 1. С.61−65.
- Ожегов С. И. Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка. М.: «Азъ» Ltd, 1992.С.150.
- Орлов A.A. Мониторинг инновационных процессов в образовании / Педагогика. 1996. № 3. С.9−15.
- Пантелеев М.М., Щепетов H.A. Программа курса «Современный мир»// Преподавание истории в школе. 1991, № 3. С. 84.
- Панько В.П. Структура умственной воспитанности// Новые исследования в педагогических науках. 1983. № 2. С. 21.
- Парыгин Б.Д. Социальная психология как наука. Л.: Лениздат. 1965.208 с.
- Песталоцци И.Г., Избранные педагогические сочинения: В 2-х т. М. Педагогика. 1981.
- Пинский А. Вальдорфская школа, традиционная и современная Мир образования. 1997. № 1. С. 23.
- Платонов К.К. Структура и развитие личности. М. 1986.
- Пономаренко В.А. Гуманизация школы и идея вселенского сознания 11едагогика. 1994. № 3. С. 13−18.
- Преловская И. Уроки с открытым финалом (интервью с Е.А.Ямбургом)// Семья и школа. 1995. № 7. С.6−8.
- Пригорева Е.И. «Искони было слово.'"/ Биология в школе. 1995. № 3. С. 24.
- Проблемы методов обучения в современной общеобразовательной школе. Под ред. Ю. К. Бабанского и др. М., 1980. С.88−158.
- Программа „Столичное образование“. Москва: вариативное образование в лицах'/ Частная школа. 1997. № 1.
- Программы для средних общеобразовательных учебных заведений. Химия. М.: Просвещение. 1993. 295 с.
- Руссо Ж.-Ж. Педагогические сочинения: В 2-х т. М.: Педагогика, 1981. Т.2. 334 с.
- Руткевич М.Н. Социальная ориентация выпускников основной школы// Социс. 1994. № 10. С.30−43.
- Сериков В.В. Научно-методическое обеспечение школьного инновационного эксперимента Формирование личности школьника и студента в условиях демократизации и гуманизации образования. Волгоград, 1991. 147 с.
- Скаткин М.Н. О школе будущего. М, — Знание. 1974. 92 с.
- Словарь, но этике' Под ред. А. А. Гусейнова и И. С. Кона. 6-е изд. М.: Политиздат, 1989.С.63.
- Словарь античности Пер. с нем. М.: Прогресс. 1989. С. 169.
- Собкин В. Гуманизация образования' Народное образование. 1992. № 3−4. С.72−77.
- Социальная и социально-политическая ситуация в России: состояние и прогноз. М.1993. 120 с.
- Степанов В.М. Школа развития личности// Магистр I. 1996. № 6. С. 43.
- Суртаева H.H. Гуманитаризация естественнонаучного образования (методические рекомендации). Тюмень: Изд. общ-ва „Знание“. 1990. 25 с.
- Суртаева H.H. Педагогические технологии в реализации гуманистической концепции образования// Химия в школе. 1997. № 7. С. 18.
- Сухомлинский В. А. Павлышская средняя школа. М., 1969.1. С. 221.
- Талызина Н.Ф. Управление процессом усвоения знаний (Психологические основы). М.: Изд-во МГУ. 1984. 334 с.
- Тарасов Л. В. Интегративно-гуманитарный подход как методологическая основа модели „Экология и диалектика“// Школа радости. 1994. № 1.С.15.
- Тарасов Л.В. Школа „Экология и диалектика“ М.: Авангард.1997.
- Титова И.М. Концепция развивающего обучения химии Химия в школе. 1996. № 3. С. 14.
- Титова И. М, Возможности эстетического воспитания учащихся в процессе обучения химии» Химия в школе. 1983. № 4. С. 42.
- Ушинский К.Д. Собр.соч. в 11 т. Т.8. Человек как предмет воспитания. Опыт педагогической антропологии. М.-Л.: Изд. АПН РСФСР. 1959.776 с.
- Федорец Г. Ф. Гармонизация целостного педагогического процесса. / В сб. Методы обучения в средней общеобразовательной школе. Л.: ЛГПИ им. А. И. Герцена, 1985. С. 14.
- Федорец Г. Ф. Межпредметные связи в процессе обучения. Л.- ЛГПИ им. АИ. Герцена, 1983.
- Фрейман С.Д. Мотивы обучения предмету труд учащихся в возрасте 15−18 лет/V Школа. 1997. № 6. С. 53.
- Харламов И.Ф. Педагогика. М.: Высшая школа, 1990. 576 с.
- Ховард Д.Р. Школа завтрашнего дня/У Частная школа. 1997. № 1.С.96.
- Хуторской А. Школа эвристической ориентации: три года эксперимента/' Частная школа. 1995. № 6. С. 70.
- Целищева Н. Лев Тарасов и его модель «экология и диалектика"7 Народное образование. 1997. с. 20.
- Шацкий С.Т. Избранные педагогические сочинения. М.: Педагогика. 1980. Т. 1,2.
- Щукина Г. И, Активизация познавательной деятельности учащихся в учебном процессе. М.: Знание, 1979.
- Щукина Г. И. Роль деятельности в учебном процессе. М.: Просвещение, 1986.
- Эльконин Д.Б. Избранные психологические труды Под ред. В. В. Давыдова, В. П. Зинченко. М.: Педагогика, 1989. 554 с.
- Эрдниев П. М. Эрдниев Б.П. Укрупнение дидактических единиц в обучении математике. М.: Просвещение. 1986. 255 с.
- Юсуфбекова Н.Р. К проблеме разработки основ педагогической инноватики// Новые исследования в педагогических науках. М: Педагогика, 1990. Вып.1 (55). С.3−7.1. Искренне благодарю
- Макареню Александра Александровича профессора Тобольского государственного педагогического института, доктора химических и педагогических наук, за приглашение к исследовательской деятельности и творческое сотрудничество:
- Сиванову Ольгу Васильевну доцента химического факультета Саратовского государственного университета, кандидата химических наук, за неоценимую помощь при обсуждении работы.1. Т. Вдовина