Изучив и проанализировав психолого-педагогическую литературу по проблеме нашего исследования, можно сказать, что в олигофренопедагогике достаточно подробно рассмотрен вопрос о процессе формирования трудовых навыков в учебной деятельности у детей с нарушением интеллекта, а формирование двигательно-трудовых навыков рассмотрен не значительно.
Важная задача трудового обучения — формирование у учащихся с интеллектуальной недостаточностью правильного отношения к труду. Этот вопрос имеет особую актуальность, т.к. в ряде случаев обучающиеся с нарушениями интеллекта не осознают, какую роль играет труд в жизни отдельного человека и общества в целом. Следствие такого понимания — неправильное, формальное отношение к трудовым заданиям.
Для того чтобы научить учащихся с интеллектуальной недостаточностью действовать в соответствии с ясно осознанной целью и средствами, ведущими к ее достижению, необходимы специальные коррекционные приемы обучения. Не сознавая задачи и ситуации, в которой он действует, и, будучи предоставлен самому себе, школьник с нарушениями интеллекта в своей деятельности не руководствуется стремлением достичь адекватных результатов, а лишь выполняет действия, имеющие отношение к данной задаче, к данной ситуации, но не учитывающие их требования и специфику.
В процессе труда, осуществляемого под руководством и направляющим воздействием учителя, у школьников происходят значительные сдвиги в умственном развитии, в развитии познавательных, учебных и общественных интересов и потребностей.
Все это оказывает благоприятное влияние на развитие у них целенаправленных способов деятельности.
Эффективности работы способствовали следующие факторы:
- — целенаправленность и системность работы;
- — индивидуальный и дифференцированный подход к детям;
- — максимальная наглядность формируемого навыка;
- — активная деятельность детей в процессе восприятия и усвоения материала;
- — понимание и осмысление выполняемых действий;
- — положительная мотивация к деятельности;
- — использование игровых методов и приемов;
- — использование специальных упражнений
В результате такой работы обеспечивалось наиболее успешное формирование двигательных трудовых навыков.
Под влиянием труда потребности и интересы школьников с нарушениями интеллекта претерпевают значительные изменения. Пассивное, безразличное отношение к окружающему уступает место активному, заинтересованному отношению к жизни коллектива и окружающей действительности.