Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Формирование речевой коммуникации учащихся младших классов специальных (коррекционных) школ VIII вида на уроках развития речи

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Несовершенство умений, связанных с использованием речи, как средства общения, является характерной особенностью учащихся с интеллектуальным недоразвитием (O.K. Агавелян, Р. И. Лалаева, O.K. Луцкина, В. Г. Петрова, А. Г. Разуван и др.). Это объясняется, с одной стороны, феноменологией умственной отсталости, а с другой — низким уровнем сформированности коммуникативных умений у данной категории… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. Теоретические основы формирования речевой ^ коммуникации
    • 1. 1. Общение как предмет междисциплинарного изучения
    • 1. 2. Механизмы речевой коммуникации
      • 1. 3. 0. бщение детей с нормальным и нарушенным интеллектом
    • 1. 4. Особенности речевой коммуникации детей с нормальным и нарушенным интеллектом
  • Глава 2. Особенности речевой коммуникации учащихся младших классов специальной (коррекционной) школы VIII вида
    • 2. 1. Методика экспериментального изучения речевых и ^ коммуникативных возможностей учащихся
    • 2. 2. Анализ результатов констатирующей части эксперимента
  • Глава 3. Содержание и методика работы на уроках развития устной речи в 1 классе школы VIII вида
    • 3. 1. Принципы организации уроков развития устной речи с позиций ^ коммуникативного подхода
    • 3. 2. Организация экспериментального обучения
    • 3. 3. Методика организации уроков развития устной (разговорной) речи в 1-х классах специальной (коррекционной) школы VIII вида
    • 3. 4. Динамика развития речевой коммуникации учащихся первых классов, обучавшихся по экспериментальной и традиционной методикам

Формирование речевой коммуникации учащихся младших классов специальных (коррекционных) школ VIII вида на уроках развития речи (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность исследования. Социальный опыт ребенка с проблемами в интеллектуальном развитии, как и нормально развивающихся детей, складывается под влиянием общественных отношений и связей, на основе коммуникации с другими людьми. Ведущим механизмом такого влияния и взаимодействия является общение (JI.C. Выготский, В. В. Давыдов, Н. И. Жинкин, А. В. Запорожец, М. И. Лисина и др.)

Способность человека к освоению социокультурного опыта, детерминированного речью, является определяющим условием личностного развития индивида, важнейшим фактором существования человеческого общества. (J1.C. Выготский, Н. И. Жинкин, А. А. Леонтьев, А. Р. Лурия и др.). Сказанное выше обуславливает тот факт, что в современных психолого-педагогических исследованиях развитие речи учащихся с нарушениями интеллекта выступает как одна из центральных проблем.

Несовершенство умений, связанных с использованием речи, как средства общения, является характерной особенностью учащихся с интеллектуальным недоразвитием (O.K. Агавелян, Р. И. Лалаева, O.K. Луцкина, В. Г. Петрова, А. Г. Разуван и др.). Это объясняется, с одной стороны, феноменологией умственной отсталости, а с другой — низким уровнем сформированности коммуникативных умений у данной категории школьников. У выпускников специальной школы трудности в установлении речевой коммуникации с людьми как в сфере делового, так и межличностного общения проявляются в эмоциональной напряженности, неуверенности, что нередко становится источником социальных проблем (И.М. Бгажнокова, Д. И. Бойков, А. И. Гамаюнова, О. Е. Шаповалова и др.).

В современной методике обучения русскому языку основополагающим является коммуникативный принцип. В соответствии с ним на первый план выдвигается задача формирования речевой коммуникации учащихся (М.Р. Львов, 1999). В этой связи решению дидактических задач способствуют комплексы методических приемов, опирающихся на речь, живое общение, языковую коммуникацию (Т.А. Ладыженская, М. Р. Львов, М. С. Соловейчик и др.).

В сложившейся практике как специальной, так и в массовой школы, проблема формирования навыков общения декларируется в качестве важной дидактической цели, но недостаточно реализуется в педагогической деятельности с учетом коррекционной направленности обучения умственно отсталых школьников.

В методической литературе, раскрывающей вопросы специальной методики обучения русскому языку (А.К. Аксенова, В. В. Воронкова, М. Ф. Гнездилов, С. Ю. Ильина, Э. В. Якубовская и др.), отмечается необходимость формирования навыков общения, имеют место некоторые рекомендации относительно использования специальных приемов обучения. Разработана программа обучения русскому языку умственно отсталых школьников в младших и старших классах, в которой цели развития речи, как средства общения реализуются в ее содержании (А.К. Аксенова, Н. Г. Галунчикова, Э.В. Якубовская).

Вместе с тем, целостная методическая система, направленная на развитие речевой коммуникации, включающая не только содержательный аспект, но и собственно механизмы педагогического воздействия (методический аспект), остается не разработанной. Возникшие противоречия между теоретическими положениями специальной методики русского языка и их практической реализацией требуют методического подкрепления что и предопределило актуальность нашего исследования.

В связи с тем, что методические аспекты развития коммуникативных умений умственно отсталых учащихся не рассматривались ранее в специальной дидактике, мы сочли необходимым исследовать речевую коммуникацию учащихся младших классов.

На начальном этапе обучения в школе VIII вида именно уроки развития речи, в большей степени, чем другие предметы учебного плана, обладают потенциальными возможностями для направленного развития и формирования умений речевой коммуникации. В этой связи мы организовали направленное обучение именно в рамках названного предмета.

Цель исследования: разработка методики формирования коммуникативных умений учащихся на уроках развития речи в 1 классе (специальной) коррекционной школы VIII вида.

Объект педагогического исследования — речевая коммуникация учащихся младших классов специальной (коррекционной) школы VIII вида.

Предмет исследования — педагогический процесс формирования речевой коммуникации у учащихся младших классов с интеллектуальным недоразвитием.

Гипотезой исследования является предположение о том, что освоению общественного, социокультурного опыта детьми с нарушениями интеллекта значительно препятствует недоразвитие коммуникативных умений. Разработка методики формирования речевой коммуникации на специально организованных уроках позволит не только оптимизировать процессы речевого развития умственно отсталых первоклассников, но и значительно расширить их коммуникативную компетентность.

Задачи исследования:

• охарактеризовать научные подходы к проблеме речевой коммуникации в психолингвистической, психолого-педагогической и методической литературе;

• разработать критерии оценки речевой коммуникации младших школьников с интеллектуальными нарушениями;

• экспериментально изучить особенности речевой коммуникации учащихся 1 и 4 классов школ VIII вида, выявить уровни владения младшими школьниками речевыми средствами и коммуникативными умениями;

•создать и апробировать методику развития речи, направленную на формирование речевой коммуникации у учащихся 1 классов школы VIII вида.

Методологической основой экспериментального исследования являются ведущие положения теории культурно-исторического развития (J1.C. Выготский, А. В. Запорожец, А. Р. Лурия, Д. Б. Эльконин и др.) — теории деятельности

А.Н. Леонтьев, C. JL Рубинштейн и др.) — теории речевой деятельности (JI.C. Выготский, Н. И. Жинкин, А. Р. Лурия, А. Н. Леонтьев, Т.В. Ахутина-Рябова и др.) — положение о единстве закономерностей развития нормальных и аномальных детей, ведущей роли обучения в развитии психики ребенка (Л.С. Выготский, А. Р. Лурия, А. Н. Леонтьев и др.) — исследования психофизических особенностей детей с умственной отсталостью (В.И. Лубовский, С. Я. Рубинштейн, Ж. И. Шиф и др.) — концепция ведущей роли коммуникативного подхода в обучении русскому языку (А.К. Аксенова, М. Ф. Гнездилов, Н. Г. Галунчикова, С. Ю. Ильина, Т. А. Ладыженская, М. Р. Львов, Э. В. Якубовская и др.)

Методами научного исследования являются: анализ научно-методической литературы, констатирующий и обучающий педагогический эксперименты, направленные наблюдения за процессом обучения школьников русскому языку, изучение опыта работы учителей, обобщение собственного опыта работы, анкетирование, статистическая обработка полученных результатов.

Научная новизна исследования

Речевая коммуникация умственно отсталых младших школьников впервые в дидактике специальной школы рассматривается как самостоятельная методическая проблема.

Данные, полученные при изучении явлений речевой коммуникации детей с нарушениями интеллекта, свидетельствуют о наличии дисбаланса между речевыми средствами и коммуникативными умениями данной категории школьников. Учащиеся младших классов школ VIII вида, обладая некоторыми речевыми средствам, минимально достаточными для участия в бытовом общении, оказываются не способны принимать участие в более широком спектре коммуникативных взаимодействий из-за несформированности коммуникативных умений.

Теоретическая значимость исследования

Изучение поставленной проблемы в рамках специальной методики обучения русскому языку дает возможность классифицировать полученные результаты с точки зрения типологии нарушений речевой коммуникации у умственно отсталых учащихся младших классов. В процессе исследования выделены три группы детей, характеризующихся разными возможностями участия в речевом общении, требующими дифференцированного подхода в обучении.

Анализ итогов эксперимента явился основой для разработки новых принципиальных положений методики формирования речевой коммуникации учащихся с интеллектуальными нарушениями: ситуативности, функциональности, социокультурного и социально-личностного подхода, партнерства в обучении.

Описание организационных и методических принципов формирования речевой коммуникации у учащихся младших классов школы VIII вида создает необходимые предпосылки для изменения концепции специальной методики обучения русскому языку: с формализованного грамматического подхода в сторону изучения языкового материла, мотивированного значимостью общения, т. е. коммуникативного подхода.

Практическая значимость исследования может быть представлена в нескольких аспектах.

1. Разработана программа «Устная разговорная речь» для 1 класса специальной (коррекционной) школы VIII вида: определено ее содержание, тематика речевых ситуаций, формы организации учебной деятельности детей на этих уроках, методические рекомендации, основанные на принципах коммуникативного подхода.

2. Предложенная программа и методика проведения уроков устной разговорной речи может быть рекомендована учителям младших классов специальных (коррекционных) школ VIII вида, а также может быть использована в лекционном курсе по дисциплине «Специальная методика русского языка» для студентов отделения «Олигофренопедагогика», на курсах повышения квалификации учителей-дефектологов.

Организация исследования

Экспериментальной базой исследования стали специальные (коррекционные) образовательные учреждения VIII вида: школа-интернат для детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей № 8 г. Москвы, школа № 571 г. Москвы, школа № 2 г. Твери, школа-интернат п. Красногородск Псковской области, школа-интернат г. Жигулевск Самарской области, специальная школа МОУ «Детский дом-школа» г. Боровичи Новгородской области.

Педагогическим экспериментом исследования были охвачены:

— на констатирующем этапе: 137 учащихся 1 и 4 классов специальных (коррекционных) школ, из них 65 первоклассников и 72 четвероклассника;

— на этапе обучающего эксперимента: 150 учащихся 1-х классов специальных (коррекционных) школ VIII вида, из них 65 первоклассников, принимавших участие в констатирующем эксперименте.

Апробация и внедрение результатов исследования

Результаты исследования обсуждались на заседаниях кафедры специальной психологии и коррекционной педагогики МИОО (2001 — 2004 гг.), кафедры олигофренопедагогики МГОПУ им. М. А. Шолохова (2000 — 2004 гг.), на курсах повышения квалификации учителей г. Москвы, г. Твери, г. Пскова, Псковской области, г. Жигулевска Самарской области, на методических объединениях учителей специальных (коррекционных) школ VIII вида г. Москвы (№ 8, 571).

Достоверность результатов обеспечена использованием комплекса взаимодополняющих методик, адекватных предмету и задачам исследования, положительными итоговыми результатами экспериментальной работы, охватом городских и сельских учреждений, ставших базой для исследования, личным участием автора в реализации всех этапов экспериментального исследования, репрезентативностью состава учащихся.

Положения диссертации, выносимые на защиту

1. Качественное своеобразие речевой коммуникации учащихся с нарушениями интеллекта, препятствующее их полноценному общению с окружающими, объясняется как нарушениями психического и речевого развития умственно отсталых школьников, так и недостаточным вниманием к проблеме недоразвития коммуникативной функции речи у детей названной категории в практике коррекционного обучения, особенно на начальных этапах.

2. У младших школьников с интеллектуальными нарушениями менее развитыми, более «дефицитарными», являются не собственно речевые, а коммуникативные умения. Несформированность последних, в совокупности с системным речевым недоразвитием, значительно снижает коммуникативную компетентность данной категории учащихся.

3. Среди умственно отсталых младших школьников выделяются три разноуровневые группы по степени успешности (неуспешности) речевой коммуникации, требующие дифференцированного подхода в обучении: условно успешная группагруппа детей со сниженными речевыми и коммуникативными возможностямигруппа детей с низкими показателями развития как речи, так и коммуникации.

4. Использование разработанной нами методики, основанной на принципах ситуативности, функциональности, социокультурного и социально-личностного подхода и партнерства в обучении, позволит сформировать первоначальные коммуникативные умения, создаст необходимые предпосылки для дальнейшего формирования социально значимой речевой коммуникации у учащихся с умственной недостаточностью.

5. Методической основой для развития и формирования коммуникативных и речевых умений является создание учебной речевой ситуации, которая должна приближать обучение к естественному процессу общения. Совместное обсуждение с учащимися условий ситуации, ее необходимых атрибутов подводит к необходимости в уточнении и обогащении словаря по теме. Включение в ролевую игру расширяет возможности активизации словаря в семантически структурированных предложениях, в том числе в «клишированных» формах, позволяет моделировать разнообразные варианты коммуникативного поведения учащихся.

Структура и объем диссертации

Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературных источников, приложений. Рукопись насчитывает 170 страниц, включая 15 таблиц, 8 рисунков, 3 приложения.

2. Результаты исследования показывают, что при использовании традиционных форм обучения более дефицитарными у умственно отсталых младших школьников являются коммуникативные умения, тогда как речевые возможности у части обследованных могут считаться удовлетворительными. Однако же удовлетворительные возможности полностью не реализуются из-за недостаточной коммуникативной компетентности. При анализе динамики развития речевой коммуникации учащихся обнаруживается, что именно коммуникативные умения учащихся в меньшей степени совершенствуются в сравнении с речевыми возможностями.

3. С учетом общей недостаточности речевых средств и коммуникативных умений, в группе учащихся 1 класса специальной школы VIII вида выделяются три уровня, различные по степени овладения речевыми и коммуникативными умениями.

Учащиеся, отнесенные к первой группе, достаточно легко вступают в общение, хотя в большинстве случаев это происходит по инициативе партнера, редко самостоятельно — под влиянием эмоциональных стимулов. При условии поддерживающей и стимулирующей помощи дети могут участвовать в речевой коммуникации со взрослым, как более опытным партнером, мотивирующим, организующим и поддерживающим их высказывания.

Вторая группа характеризуется значительным снижением речевых и коммуникативных возможностей и для достижения цели коммуникации должна инициироваться и направляться опытным партнером, т. е. педагогом.

В третью группу были условно выделены дети с самыми низкими возможностями к участию в речевой коммуникации. Как правило, учащиеся этой группы демонстрируют отказ от участия в общении из-за низкого уровня коммуникативных и речевых умений.

Каждая группа требует дифференцированного подхода при организации уроков развития устной речи.

4. Созданная нами коммуникативная методика, направленная на развитие речи как средства общения, в условиях специальной школы базируется на принципах ситуативности, функциональности, социокультурной и социально-личностной направленности и партнерства в обучении.

5. При приоритетности задач развития речевой коммуникации основной формой организации деятельности учащихся на уроках развития речи является речевая ситуация. Работа над речевой ситуацией предполагает реализацию трех взаимосвязанных этапов: накопительного, в ходе которого осуществляется подготовка к участию в речевой ситуации, происходит формирование основных речевых и коммуникативных умений, требующихся для участия в речевой ситуациидиалогического, в рамках которого разворачивается игра-драматизацияитогового, предполагающего организацию простейшего монологического высказывания школьников с учетом использования речевых образцов и наглядных опор.

6. Организация обучения по предложенной нами методике показывает, что у учащихся уже к концу 1 класса отмечается значительная динамика в развитии речевой коммуникации, по сравнению с учащимися 1-х классов, обучавшимися по традиционной методике, сложившейся в опыте специальной (коррекционной) школы VIII вида.

Заключение

Результаты проведенного исследования подтвердили и конкретизировали положения, лежащие в основе гипотезы:

1. Ученики младших классов специальной школы недостаточно владеют речевыми и коммуникативными умениями, что препятствует их полноценному общению со взрослыми и сверстниками. Особые трудности у детей вызывают ситуации общения со сверстниками.

Показать весь текст

Список литературы

  1. O.K. Общение детей с нарушениями умственного развития: Автореф. дис.докт. псих. н. / O.K. Агавелян. М., 1989. — 24 с.
  2. А.К. Дидактические игры на уроках русского языка в 1 — 4 классах вспомогательной школы / А. К. Аксенова, Э. В. Якубовская. — М., 1991. — 175 с.
  3. А.К. Методика обучения русскому языку в коррекционной школе / А. К. Аксенова. М., 1999. — 316 с.
  4. А.К. Развитие связной устной речи умственно отсталых учащихся на специальных уроках / А. К. Аксенова, Э. В. Якубовская // Дефектология. — 1987.-№ 6.-С. 32−37.
  5. .Г. Человек как предмет познания / Б. Г. Ананьев. JL, 1968. -338 с.
  6. А.Г. Речь и речевое общение детей / А. Г. Арушанова. М., 1999. — 272 с.
  7. Д.И. Речевое общение умственно отсталых детей дошкольного возраста и пути его активизации / Д. Й. Аугене // Дефектология. — 1987. -№ 4.-С. 76−81
  8. Т.В. Порождение речи. Нейролингвистический анализ синтаксиса / Т. В. Ахутина. М., 1989. — 214 с.
  9. Ю.К. Педагогика / Ю. К. Бабанский. М., 1985.
  10. .Ф. Коммуникативные функции монолога младших школьников / Б. Ф. Баев, Н. А. Головань // Общение как предмет теоретических и практических исследований: Тез. конф. JL, 1973.
  11. JI. Театрализованные игры-занятия с детьми с проблемами в интеллектуальном развитии / JI. Баряева, И. Вечканова, Е. Загребаева, А. Зарин. СПб., 2001. — 309 с.
  12. Л.Б. Обучение сюжетно-ролевой игре детей с проблемами интеллектуального развития / Л. Б. Баряева, А. П. Зарин. СПб. 2001. — 414 с.
  13. Jl.Б. Программа воспитания и обучения дошкольников с интеллектуальной недостаточностью / Л. Б. Баряева, О. П. Гаврилушкина, А. П. Зарин, Н. Д. Соколова. СПб., 2001. -316 с.
  14. А.В. Психодиагностика способности к общению или Как определить организаторские и коммуникативные качества личности /1. A.В. Батаршев. М., 1999.
  15. М.М. Эстетика словесного творчества / М. М. Бахтин. М. 1986. -296 с.
  16. И.М. Проблемы и перспе5ктивы развития коррекционной помощи детям с интеллектуальной недостаточностью И.М. Бгажнокова // Дефектология. 1994. — № 1. — С. 11 — 14.
  17. И.М. Психология умственно отсталого школьника / И. М. Бгажнокова. -М., 1987. 93 с.
  18. B.C. Михаил Михайлович Бахтин или поэтика культуры /
  19. B.C. Библер. -М., 1991. 169 с.
  20. Богуславская Н. Е. Веселый этикет / Н. Е. Богуславская, Н. А. Купина. -Екатеринбург, 1997.- 190 с.
  21. А.А. Восприятие и понимание человека человеком / А. А. Бодалев. -М., 1982.- 198 с.
  22. Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте / Л. И. Божович. М., 1968.-435 с.
  23. Д.И. Как развить навыки общения у ребенка: Методические рекомендации / Д. И. Бойков, С. В. Бойкова. СПб., 1995.
  24. Д.И. Речевая коммуникация учащихся вспомогательных школ-интернатов: Дис. канд. псих, наук / Д. И. Бойков. СПб., 1995. — 198 с.
  25. Васильева-Гангнус Л. П. Азбука вежливости / Л.П. Васильева-Гангнус. М., 1988.-143 с.
  26. .С. Психология общения в детском возрасте / Б. С. Волков, Н. В. Волкова. М., 1996. — 103 с.
  27. В.К. О специфике речевого поведения детей с алалией в условиях диалогического общения // Актуальные вопросы психолого-педагогической и социальной помощи детям с проблемами в развитии: Сб. ст. М., 2002. — С. 28−32.
  28. Л.С. Мышление и речь / Л. С. Выготский. ОГИЗ — СОЦЭКГИЗ, 1934.-333 с.
  29. Л.С. Проблемы дефектологии / Л. С. Выготский. М., 1995. — 527 с.
  30. Л.С. Собрание сочинений: в 6-ти т. Т. 6 / Л. С. Выготский. М., 1984.-395 с.
  31. Л.Н. Развитие потребности в общении со сверстниками в раннем возрасте // Новые исследования в психологии. 1978. — № 2 (19). — С. 60 — 64.
  32. А.И. Динамика становления межличностных отношений и представлений о себе и своем социальном окружении у учащихся начальных классов вспомогательной школы / А. И. Гаурилюс // Дефектология. 1995. -№ 2.-С. 27−31.
  33. М.Ф. Методика русского языка во вспомогательной школе / М. Ф. Гнездилов. М., 1965. — 195 с.
  34. М.Ф. Развитие устной речи умственно отсталых школьников / М. Ф. Гнездилов. М., 1947. — 135 с.
  35. .Н. Некоторые особенности общения со взрослым детей дошкольного возраста с нарушениями умственного развития // Обучение и воспитание умственно отсталых детей и подростков: Сб. ст. Иркутск, 1989.
  36. Е.Л., Кукушкина О. И. Внутренний мир человека как предмет изучения в специальной школе: опыт проектирования нового содержания обучения / Е. Л. Гончарова, О. И. Кукушкина // Дефектология. 1998. — № 3. -С. 3−15.
  37. И.Н. Основы психолингвистики / И. Н. Горелов, К. Ф. Седов. — М., 2001.-303 с.
  38. Дефектология. Словарь-справочник / Под ред. Б. П. Пузанова. М., 1996. — 80 с.
  39. Е.Е. Коммуникативное развитие детей с легкими формами психического недоразвития на ранних этапах онтогенеза: Монография / Е. Е. Дмитриева. Н. Новгород, 2004. — 259 с.
  40. А.Б. Воспитателю о психологии и психогигиене общения /1. A.Б. Добрович. М., 1987.
  41. Л.Ю. Влияние коммуникативной ситуации на мотивацию речепорождения младших школьников с умственной отсталостью: Автореф. дис. канд. пс. н. М., 2003. — 17 с.
  42. Т.М. Психология общения: Учебное пособие / Т. М. Дридзе,
  43. B.Э. Реньге. Рига, 1979. — 66 с.
  44. М.Г. Влияние некоторых особенностей общения на возникновение активной речи в раннем возрасте // Вопросы психологии. 1976. — № 2.1. C. 135−142.
  45. Н.П. Психология общения. Пособие для студентов психологов / Н. П. Ерастов. — Ярославль, 1979. 96 с.
  46. Н.И. Речь как проводник информации / Н. И. Жинкин. М., 1982. -155 с.
  47. Н.И. Язык. Речь. Творчество/ Н. И. Жинкин. М., 1998. — 368 с.
  48. А.Г. Некоторые вопросы обучения диалогической речи слабослышащих учащихся / А. Г. Зикеев // Дефектология. 1975. — № 3. — С. 44 — 50.
  49. И.А. Педагогическая психология / И. А. Зимняя. М., 1999. — 383 с.
  50. И.А. Психологические аспекты обучения говорению на английском языке / И. А. Зимняя. М., 1978. — 159 с.
  51. И.А. Смысловое восприятие речевого сообщения // Смысловое восприятие речевого сообщения: Сб. ст. М., 1976. — С. 5 — 33.
  52. И.А. Психология обучения неродному языку / И. А. Зимняя. М., 1989.-222 с.
  53. С.Ю. Речевое развитие умственно отсталых старшеклассников на основе коммуникативно-ориентированной модели обучения русскому языку / С. Ю. Ильина // Дефектология. 2003. — № 5 — С. 58 — 63.
  54. О.М. Культура речевого общения: теория и практика обучения (учебное пособие) / О. М. Казарцева. М., 1999. — 496 с.
  55. В.И. Развитие речи: теория и практика обучения / В. И. Капинос, Н. Н. Сергеева, М. С. Соловейчик. М., 1994. — 196 с.
  56. Карлеп Карл Обоснование содержания и методики обучения родному языку во вспомогательной школе: Доклад по опубликованным работам автора по совокупности на соискание степени доктора педагогических наук / Карл Карлеп. Тарту, 1993. — 103 с.
  57. А.А. Дошкольная олигофренопедагогика / А. А. Катаева, Е. А. Стребелева. -М., 1998.-208 с.
  58. В.И. Введение в языкознание / В. И. Кодухов. М., 1981.
  59. H.JI. Развитие личности учащихся вспомогательной школы / H.JI. Коломинский. Киев, 1978. — 87 с.
  60. Я.Л. Психология взаимоотношений в малых группах / Я. Л. Коломинский. Минск, 1976. — 217 с.
  61. Г. В. Коммуникативная функция и структура языка / Г. В. Колшанский.-М., 1984.-175 с.
  62. О.Ф. Формирование навыка использования этикетных единиц в речи учащихся младших классов вспомогательной школы: Дис. канд. пед. н. Екатеринбург, 1998. — 253 с.
  63. В.Г. Методическое руководство для преподавателей русского языка иностранцам / В. Г. Костомаров, О. Д. Митрофанова. М., 1988. -187 с.
  64. В.Г. Методическое руководство для преподавателей русского языка иностранцам / В. Г. Костомаров, О. Д. Митрофанова. М., 1988. — 157 с.
  65. В.В. Основы психолингвистики и теории коммуникации В.В. Красных. М., 2001. — 270 с.
  66. Краткий психологический словарь / Под ред. А. В. Петровского, М. Г. Ярошевского. М. 1985. — 431 с.
  67. О.И. Дневник событий жизни ребенка / О. И. Кукушкина, E.JI. Гончарова, Т. К. Королевская. -М., 2003. 61 с.
  68. Г. М. Диалог в процессе совместного решения мыслительных задач // Проблема общения в психологии. М., 1981. — С. 92 — 120.
  69. Т.А. Устная речь как средство и предмет обучения (учебное пособие) / Т. А. Ладыженская. -М., 1998. — 136 с.
  70. Р.И. Логопедическая работа в коррекционных классах / Р. И. Лалаева. М. 1999.-221 с.
  71. В.В. Нарушения психического развития у детей / В. В. Лебединский. М., 1985.
  72. К.М. Культура педагогического общения / К. М. Левитан. Иркутск, 1985.-100 с.
  73. А.А. Основы психолингвистики / А. А. Леонтьев. М., 1999. -287 с.
  74. А.А. Педагогическое общение / А. А. Леонтьев. М., 1979. — 45 с.
  75. А.А. Психология общения / А. А. Леонтьев. М. 1999. — 365 с.
  76. А.Н. Деятельность. Сознание. Личность / А. А. Леонтьев. М., 1975.-304 с.
  77. А.Н. Основы теории речевой деятельности / Под ред. А. Н. Леонтьева. М.: Наука, 1973. — 368 с.
  78. Н.И. Онтогенез речевой коммуникации: Дис. докт. пед. наук М. / Н. И. Лепская, М., 1989. — 300 с.
  79. Лингвистический энциклопедический словарь М. 1990.
  80. М.И. Общение, личность и психика ребенка / М. И. Лисина. Москва -Воронеж, 2001.-383 с.
  81. М.И. Проблемы онтогенеза общения / М. И. Лисина. М., 1986. — 144 с.
  82. .Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии Б.Ф. Ломов. М., 1984. — 444 с.
  83. .Ф. Общение и социальная регуляция поведения индивида // Психологические проблемы социальной регуляции поведения. М., 1976. — С. 64−93.
  84. .Ф. Общение как проблема общей психологии // Методологические проблемы социальной психологии. М., 1975. — С. 124 — 135.
  85. В.И. Динамика развития детей-олигофренов / В. И. Лубовский, М. С. Певзнер. -М., 1963. -223 с.
  86. В.И. Развитие словесной регуляции действий у детей / В. И. Лубовский. М., 1978. — 224 с.
  87. А.Р. Основные проблемы нейролингвистики / А. Р. Лурия. М., 1975. -253 с.
  88. А.Р. Речь и развитие психических процессов у ребенка / А. Р. Лурия, Ф. Я. Юдович. М., 1956. — 94 с.
  89. А.Р. Язык и сознание / Под ред. Е. Д. Хомской. М., 1979. — 320 с.
  90. М.Р. Основы теории речи / М. Р. Львов. М., 2000. — 245 с.
  91. М.Р. Словарь-справочник по методике преподавания русского языка / М. Р. Львов. М. 1999. — 270 с.
  92. А.К. Психология усвоения языка как средства общения / А. К. Маркова. М.: Просвещение, 1974. — 255 с.
  93. Е. А. Настольная книга преподавателя иностранного языка / Е. А. Маслыко, П. К. Бабинская, А. Ф. Будько, С. И. Петрова. Минск, 1996. -522 с.
  94. В.М. Изучение личностных свойств и особенностей эмоционального реагирования детей с интеллектуальной недостаточностью в период их адаптации у школе / В. М. Махова // Дефектология. 2000. — № 6. — С. 9 — 14.
  95. А.В. Общение как фактор воспитания школьников / А. В. Мудрик. -М., 1984. 112 с.
  96. А.В. Формирование личности школьника в процессе общения. / А. В. Мудрик. М., 1987. — 21 с.
  97. .И. Некоторые особенности личности учащихся вспомогательной школы / Ж. И. Назамбаева. Алма-Ата, 1985.
  98. .И. Осознанность переживания успеха и неуспеха в собственной деятельности у учащихся вспомогательной школы // Современные исследования по проблемам учебной и трудовой деятельности аномальных детей: Тезисы докладов. М., 1990.
  99. Л.П. Методика развития речи дошкольников нарушениями слуха / Л. П. Носкова, Л. А. Головчиц. М., 2004. — 343 с.
  100. Общая психология: Курс лекций / Составитель Е. И. Рогов. М., 2000. -446 с.
  101. Общение аномальных детей: Сб. ст. Тарту, 1980.
  102. Общение и его влияние на развитие психики дошкольников / Под ред. М. И. Лисиной. М., 1974. — 207 с.
  103. Общение и речь: развитие речи у детей в общении со взрослыми / Под ред. М. И. Лисиной. М.: Педагогика, 1985. — 207 с.
  104. Особенности умственного развития учащихся вспомогательной школы / Под ред. Ж. И. Шиф. М., 1965. — 340 с.
  105. Н.В. Формирование функционально-семантической стороны качественной лексики младших школьников с нарушениями интеллекта: Автореф. дис. канд. пед. наук / Н. В. Павлова. М., 2002. -23 с.
  106. О.С. Формирование коммуникативной деятельности у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи: Автореф. дис. канд. пед. наук / О. С. Павлова. М., 1998. — 16 с.
  107. .Д. Основы социально-психологической теории / Б. Д. Парыгин. -М., 1971.-351 с.
  108. Е.И. Коммуникативный метод обучения иноязычному говорению / Е. И. Пассов. М., 1985.-207 с.
  109. Е.И. Основы коммуникативной педагогики обучения иноязычному общению / Е. И. Пассов. М.: Русский язык, 1989. — 276 с.
  110. Педагогическое речеведение. Словарь-справочник / Под ред. Т. А. Ладыженской, А. К. Михальской. М., 1998. — 309 с.
  111. В.Г. Развитие речи учащихся вспомогательной школы / В. Г. Петрова. — М.: Педагогика, 1977. 200 с.
  112. Ш. Петровский А. В. К построению социально-психологической теории коллектива / А. В. Петровский // Вопросы философии. 1973. — № 12. — С. 80 -95.
  113. Понятийно-терминологический словарь логопеда / Под ред. В. И. Селиверстова. М. 1997. — 396 с.
  114. Придумай слово / Под ред. О. С. Ушаковой. М., 2001. — 223 с.
  115. Проблема общения в психологии / Под ред. Б. Ф. Ломова. М., 1981. — 277 с.
  116. Программы для 0 IV классов школы VIII вида (для детей с нарушениями интеллекта) / Под ред. И. М. Бгажноковой. — М., 1997. — 228 с.
  117. Программы подготовительного и 1 4 классов коррекционных образовательных учреждений VIII вида / Под редакцией В. В. Воронковой. -М., 2001.- 191 с.
  118. Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида// Под ред. И. М. Бгажноковой. М., 2003. — 295 с.
  119. С.В. Формирование коммуникативных умений у детей дошкольного возраста: Дис. канд. пед. н. Екатеринбург, 1999. — 194 с.
  120. Психолингвистика // Под ред. A.M. Шахнарович. М., 1984. — 366 с.
  121. Психология личности и деятельности дошкольника / Под ред. А. В. Запорожца и Д. Б. Эльконина. М., 1964. — 294 с.
  122. Развитие общения дошкольников со сверстниками / Под ред. Рузской А. Г. -М., 1989.-216 с.
  123. Развитие общения у дошкольников / Под ред. А. В. Запорожца, М. И. Лисиной. М., 1974.- 288 с.
  124. Развитие социальных эмоций у детей дошкольного возраста / Под ред. А. В. Запорожца, Я. З. Неверович. М., 1986. — 173 с.
  125. Е.И. Формирование умений делового общения у учащихся старших классов вспомогательной школы (на материале социально-бытовой ориентировки): Автореф. дис. канд. пед. наук / Е. Н. Разуван. М., 1988. — 17 с.
  126. Е.И. Формирование умений делового общения у учащихся старших классов вспомогательной школы / Е. И. Разуван // Дефектология. 1989. — № 3. -С. 36−40.
  127. Е.И. Психология общения / Е. И. Рогов. М., 1997.- 335 с.
  128. С.Л. Основы общей психологии: в 2 т. / С. Л. Рубинштейн М., 1989.
  129. С.Л. Проблемы общей психологии / С. Л. Рубинштейн. М. 1973.-423 с.
  130. С.Я. Психология умственно отсталого школьника / С. Я. Рубинштейн. М.: Просвещение, 1979. — 192 с.
  131. Т.В. Механизм порождения речи по данным афазиологии // Вопросы порождения речи и обучения языку: Сб. ст. М., 1967. — С. 76 — 94.
  132. Г. В. Совершенствование структуры простого предложения у умственно отсталого учащегося младших классов: Автореф. дис. канд. пед. наук / Г. В. Савельева. М., 1987. — 20 с.
  133. Е.А. Развитие связной диалогической речи у детей младшего школьного возраста с общим недоразвитием речи / Е. А. Савина // Логопед. -2004. -№ 3.- С. 24 -32.
  134. Е.Ф. Речевая готовность умственно отсталых детей к обучению в школе" // Реализация и развитие идей Л. С. Выготского в практике диагностики, обучения и воспитания детей с проблемами в развитии: Сб. ст. -Курск, 1997.
  135. В.И. Психология человека / В. И. Слободчиков, Е. И. Исаев. -М., 1995.-383 с.
  136. Н.Д. Воспитание и обучение умственно отсталых дошкольников / Н. Д. Соколова. М.: Просвещение, 1985. — 72 с.
  137. Н.Д. Развитие речевого общения умственно отсталых дошкольников в игре // Вопросы формирования речи аномальных детей дошкольного возраста: Сб. ст. М., 1982. — С. 56 — 66.
  138. Л.Г. Особенности коммуникативной деятельности детей с общим недоразвитием речи / Л. Г. Соловьева // Дефектология. — 1996. № 1. — С. 62 — 66.
  139. Л.Г. Формирование диалога у детей с общим недоразвитием речи в процессе совместной игровой деятельности / Г. Л. Соловьева // Дефектология. 1996. — № 6. — С. 67 — 71.
  140. Н.В. Организация речевого общения дошкольников с нарушениями интеллекта на занятиях по развитию речи / Н. В. Сорокина // Дефектология. 1990. — № 3. — С. 63 — 65.
  141. Т.З. Понимание эмоциональных состояний другого человека детьми с нарушением умственного развития / Т. З. Стернина // Дефектология. 1988. -№ 3.- С. 8.
  142. Е.Ю. Диалогизация образовательного процесса как средство активизации познавательной деятельности учащихся / Е. Ю. Тепишкина // «Начальная школа». 2003. — № 2. — С. 45 — 54.
  143. Н.К. Формирование предпосылок диалогического общения у детей старшего дошкольного возраста с ОНР: Автореф. дис. канд. пед. наук / Н. К. Усольцева. М., 1996. — 19 с.
  144. О.С. Развитие речи дошкольников / О. С. Ушакова М. 2001. 233 с.
  145. Т.Н. Функциональные структуры второй сигнальной системы / Т. Н. Ушакова. М.: Изд-во «Наука», 1973. — 247 с.
  146. Т.Н., Павлова Н. Д., Зачесова И. А. Речь человека в общении / Под ред. В. Д. Шадрикова. М., 1989. — 192 с.
  147. В.Г. Формирование коммуникативных умениий у детей старшего дошкольного возраста с ОНР: Автореф. дис. канд. пед. наук / В. Г. Федосеева. -М., 1999. 16 с.
  148. JI. Избранные философские произведения / JI. Фейербах. М., 1955.
  149. Н.И. Речевой этикет и культура общения Н.И. Формановская. М., 1989.
  150. Л.Ф. Формирование первоначальных представлений о себе у дошкольников с нарушением интеллекта: Автореф. дис. канд. пед. н. М., 2002.-23 с.
  151. Л.Б. Вопросы теории обучения речевой коммуникации учащихся с церебральным параличом / Л. Б. Халилова // Дефектология. 1990. — № 1. — С. 53−59
  152. Е.В. Особенности социально-перцептивных процессов у подростков с интеллектуальной недостаточностью: Автореф. дис. канд. пед. н. Шадринск, 2002. — 25 с.
  153. Г. И. Виды общения в обучении Г.М. Цукерман. М., 1994. -268 с.
  154. М.И. Психогимнастика / М. И. Чистякова. М., 1995. — 157 с.
  155. О.Е. Моделирование проблемных ситуаций в процессе воспитания учащихся вспомогательной школы-интерната / О. Е. Шаповалова // Дефектология 1995. — № 2. — С. 22 — 26
  156. JI.M. Основы коммуникации: Программа развития личности ребенка, навыков общения со взрослыми и сверстниками / JI.M. Шипицына, А. П. Воронова, О. В. Защиринская, Т. А. Нилова. СПб., 1993. — 128 с.
  157. JI.M. Развитие навыков общения у детей с умеренной и тяжелой умственной отсталостью / JI.M. Шипицына. СПб., 2004 — 335 с.
  158. А.Б. Языковая система и речевая деятельность / А. Б. Щерба. Л., 1974.
  159. Д.Б. Детская психология / Д. Б. Эльконин. М., 1989. — 328 с.
  160. Л.П. Избранные работы. Язык и его функционирование / Л. П. Якубинский. М., 1986. — 208 с.
  161. Э.В. Разучивание стихотворений с умственно отсталыми школьниками в пропедевтический период обучения грамоте: Монография / Э. В. Якубовская. М., 2003. — 53 с.
  162. Т.И. Психологический анализ самооценки учителя-дефектолога / Т. И. Янданова // Дефектология. 2001. — № 2. — С. 37 — 43.
Заполнить форму текущей работой