Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Формирование гуманистических ценностных ориентаций студентов педвуза в молодежной организации

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

В воспитательном пространстве молодежных организаций могут быть реализованы следующие цели: развитие и саморазвитие молодежи с учетом индивидуально-психологических особенностей и интересов, раскрытие творческого потенциала, обеспечение каждому юноше в жизнедеятельности общества позиции субъекта познания, деятельности, общения, права, социальная адаптация, включающая опыт межличностного… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА I. Теоретические аспекты формирования гуманистических ценностных ориентаций студентов педвуза в молодежной организации
    • 1. Л Сущностно — содержательная характеристика ключевых понятий исследования
      • 1. 2. Особенности формирования ценностно-ориентационной сферы будущего педагога
      • 1. 3. Воспитательный потенциал студенческой молодежной организации в формировании гуманистических ценностных ориентаций у будущих педагогов
  • Выводы к главе 1
  • ГЛАВА II. Педагогическое обеспечение процесса формирования гуманистических ценностных ориентаций студенческой молодежи в опытно — экспериментальной работе
    • 2. Л Изучение уровня сформированности гуманистических ценностных ориентаций студентов педвуза (констатирующий эксперимент)
      • 2. 2. Научно — практическое обоснование педагогических условий формирования гуманистических ценностных ориентаций студентов в молодежной организации
      • 2. 3. Организация, методика и результаты опытно — экспериментальной работы по формированию гуманистических ценностных ориентаций у студентов педвуза в молодежной организации
  • Выводы к главе II

Формирование гуманистических ценностных ориентаций студентов педвуза в молодежной организации (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность проблемы исследования. Переход общества в качественно новое информационное состояние обострил потребность в более тонком познании личности, возникла необходимость помочь каждому молодому человеку стать субъектом собственной жизни, реализовать стремление к самоопределению, самореализации, саморефлексии, к овладению культурой общения и поведения. Все это делает проблему формирования гуманистических ценностных ориентаций студентов не просто актуальной задачей, но и социально-значимой характеристикой учебно-воспитательного процесса любого вуза. В современной России отмечается падение уровня нравственности молодежи, что означает изменение их ценностных ориентаций под влиянием различных обстоятельств, в том числе и экономической неустроенности. Философы, социологи, политологи, психологи отмечают, что в стране складывается новая морально-нравственная атмосфера, идет переоценка ценностей, их творческое переосмысление.

Сегодня все выше поднимают голову различные организации неонацистского толка, все чаще мы слышим о том, что убивают людей других национальностей, общество становится жестоким, не восприимчивым к проблемам слабого (детей-сирот, инвалидов, стариков). Утверждение гуманистического воспитания сопряжено с трудностями, связанными с распространенностью в среде воспитателей устойчивых стереотипов отношения к ребенку как к объекту педагогического воздействия. С другой стороны, вряд ли есть необходимость доказывать растущую потребность общества в педагогах гуманистической ориентации, которые способны оказать ребенку помощь в процессе его творческой самореализации, в самоопределении и обеспечить защиту личности ребенка и его статуса в детской среде [33, с. 2].

Юношеский возраст — период важнейших событий в жизни человека, период становления социальных и профессиональных ориентиров, формирования мировоззрения, ценностно-мотивационной и нормативной структуры. При этом одним из важнейших общественных институтов воспитания, помогающим молодому поколению избежать душевной и духовной разрухи выступают молодежные объединения, которые не могут заменить школа, вуз или семья.

В этой связи становится понятным особое значение формирования гуманистических ценностных рриентаций молодежи. Большая роль в этом процессе принадлежит различным молодежным организациям.

В современной жизни доминирующее начало приобретают права и ценности личности, а педагогическая наука обращается к проблемам демократизации и гуманизации жизни. Особенно активно эта проблема разрабатывается в 90-е годы, когда недовольство состоянием обучения и воспитания стало предпосылкой реформаторских явлений в воспитании, когда начался интенсивный поиск новых идеалов и целей образования. Социокультурный прогресс как процесс гуманизации отношений между личностью и обществом, с необходимостью актуализирует внимание и к проблемам ценностных ориентаций молодежи [32, с. 44].

Проблема ценностных ориентаций анализируется в работах JI.M. Архангельского, О. Г. Дробницкого, А. Г. Здравомыслова, М. С. Кагана, Р. Е. Мироновой, Е. А. Подольской, В. Г. Харчевой, В. А. Ядова и др. Авторы данных исследований рассматривают ценностные ориентации как важнейший элемент всей внутренней структуры личности, как результат инте-риоризации ею ведущих социальных ценностей, позволяющий ориентироваться мире материальной и духовной культуры общества, обеспечивающий мотивацию поведения и деятельности личности. В педагогической науке представлены исследования нравственных и эстетических ценностей (Е.В. Бондаревская), ценностной ориентации на Отечество (Н.А. Григорьева), профессионально-ценностных ориентаций (JI.A. Йовайша, JI.X. Мага-мадова), ориентаций на труд как ценность (К.Г. Нургалиева, В.А. Кышты-мов). Общие основы формирования ценностных ориентаций рассматриваются в более широком контексте исследований Т. Н. Мальковской, Т. К. Ахаян, B.C. Мухиной, А. В. Кирьяковой и др.

Изучение общечеловеческих ценностей как основы формирования ценностных ориентаций, определение способов приобщения подрастающего поколения к ним рассматриваются в исследованиях И. К. Журавлева, И. Я. Лернера, В. А. Караковского, Н. С. Розова и др. Общечеловеческие образовательные ценности рассматриваются как интегрированные национальные ценности, обобщающие конкретно-исторический опыт совокупной жизнедеятельности человечества (З.И. Равкин).

Многими исследователями предпринимается попытка не только обозначить наиболее значимые в данной социокультурной ситуации ценности, но и дать им содержательное наполнение (А.В. Кирьякова, P.M. Рогова, Н. Е. Щуркова и др.).

Исследованием ценностных ориентаций учащейся молодежи на различных возрастных этапах занимались Т. В. Ильина, Г. В. Рогозина, Н. А. Савина, Т. И. Талызина, Д. Я. Тильмитдинов, И. Н. Шадрина, В. А. Ядов и ДР.

Отдельные аспекты формирования у подрастающего поколения гуманистических ценностных ориентаций рассматривались в более широком контексте работ Л. И. Маленковой. Влияние гуманистических ценностных ориентаций на тот или иной аспект жизни изучали Г. Б. Арустамова, Г. Р. Гаянов, М. Рокич и др.

Анализ проблем гуманизации воспитания содержится во многих исследованиях. Если до последнего десятилетия исследования касались воспитания гуманности (гуманистических отношений, чувств, убеждении) у школьников (студентов) различного возраста и в различных условиях (в семье, в процессе изучения тех или иных предметов, в процессе перевоспитания, в условиях школы-интерната, в классном коллективе и т. д.), то в последнее время исследователи уделяют особое внимание анализу различных аспектов гуманизации образования, поиску путей и форм реализации гуманистических идей в воспитательной практике (Р.А. Валеева, В. В. Горшкова, Н. М. Магомедов, М. А. Молчанова, З. Г. Нигматов, Н. Д. Соколова, Т. В. Цырлина, Т. В. Шуртакова и др.). В исследованиях последних лет, посвященных гуманизации образования, также анализируются теоретические и практические вопросы: гуманистическая направленность подготовки будущего учителя к воспитательной работе с младшими школьниками (А.Х. Бабаева), пути осуществления принципа гуманизма в воспитательном процессе современной школы (Н.А. Гусева), социально-педагогические аспекты гуманизации школьного образования (Е.В. Попов), социально-педагогические условия реализации прав ребенка в школе (В.А. Шеланков). В течение последнего десятилетия многие аспекты гуманизации воспитания исследовались под руководством З. Г. Нигматова. Особый интерес представляют исследования И. Д. Демаковой, И. В. Кулешовой, Ю. С. Мануйлова, С. Д. Полякова, H.JI. Селивановой, В. И. Семенова, A.M. Сидоркина, Т. В. Цырлиной, Е. А. Ямбурга и др.

Особое место в формировании гуманистических ценностных ориен-таций студентов занимают различные молодежные организации в связи с большей восприимчивостью молодежи к усвоению социокультурных ценностей в среде сверстников в условиях неформального общения, поэтому феномен молодежной организации, ее возможности в решении важных социально-педагогических проблем исследуется многими учеными.

Разработкой научно-педагогических основ жизнедеятельности детских и молодежных самоуправляющихся объединений занимались известные отечественные педагоги: В. А. Караковский, А. С. Макаренко, В.А. Су-хомлинский, С. Т. Шацкий и многие другие. Психолого-педагогические аспекты проблемы характеризовались в трудах отечественных и зарубежных исследователей: Л. И. Божович, А. Н. Лутошкина, А. Г. Макеевой, А. Мас-лоу, Р. Мертона, Н. Д. Никандрова, М. И. Рожкова, Л. И. Уманского, А. С. Чернышева и др.

Различные аспекты воспитания молодого поколения в молодежных организациях рассматриваются в исследованиях Ю. В. Бурякова, А.В. Во-лохова, А. Г. Кирпичника, Л. Ф. Спирина, И. И. Фришмана и др. Во всех работах подчеркивается влияние среды на молодое поколение. М. И. Рожковым разработана концепция для существующих общественных образований, способствующая нравственному становлению личности.

Ведутся исследования специфики деятельности молодежных организаций (Н.А. Козлова, С. С. Качалина, Р. А. Литвик, О. Д. Чугунова и др.), особенностей ориентаций юношей в условиях молодежной организации (И.Ф. Бережная, С. В. Тиханова и др.).

Деятельности молодежных движений посвящены работы Е. В. Акимовой, В. А. Артемьевой, Т. В. Самарина и др. В то же время, как свидетельствует обзор состояния изученности избранной нами темы, несмотря на довольно устойчивый интерес к ней широкого круга ученых и педагогов, до сих пор нет исследования, посвященного формированию гуманистических ценностных ориентаций студентов в молодежной организации, хотя имеющиеся работы составляют для этого серьезную научную базу. Анализ практической работы молодежных организаций показывает, что их потенциал для формирования гуманистических ценностных ориентаций не используется в достаточной степени.

На наш взгляд это связано с тем, что не разработано целостное представление о сущности, структуре гуманистических ценностных ориентаций, динамике их формирования в единстве всех компонентов, системе средств, методов и форм, обеспечивающих эффективное формирование этого единства в условиях молодежной организации.

Таким образом, возникают противоречия между:

— декларированием гуманизации образования, его направленности на укрепление достоинства и свободы личности воспитанника и продолжающейся практикой авторитарного стиля воспитания;

— большим педагогическим потенциалом молодежной организации как субъекта воспитания студентов и отсутствием системной разработки механизмов реализации этого потенциала в высших учебных заведениях;

— потребностью общества в личности педагога с развитыми гуманистическими ценностями и недостаточной методической разработанностью их воспитания в условиях молодежной организации в вузе.

Эти противоречия на теоретико-методологическом уровне выражаются в форме научной проблемы: каковы особенности, формы, методы и педагогические условия формирования гуманистических ценностных ориентаций студентов педвуза в молодежной организации.

Необходимость решения обозначенной проблемы определяет актуальность темы исследования: «Формирование гуманистических ценностных ориентаций студентов педвуза в молодежной организации».

Цель исследования — теоретически обосновать и экспериментально апробировать педагогические условия формирования гуманистических ценностных ориентаций студентов педвуза в молодежной организации.

Объект исследования: процесс гуманистического воспитания студентов педагогического вуза.

Предмет исследования: педагогические условия формирования гуманистических ценностных ориентаций студентов педвуза в условиях молодежной организации.

Исходя из объекта, предмета и цели исследования мы выдвигаем следующую гипотезу исследования: процесс формирования гуманистических ценностных ориентаций будущих педагогов, осуществляемый в деятельности молодежной организации, будет эффективным, если реализовать следующие педагогические условия:

— утверждение у студентов гуманистического педагогического идеала в лице видного польского педагога-гуманиста Я. Корчака;

— вовлечение студентов в научно-исследовательскую и пропагандистскую работу, связанную с именем Я. Корчака;

— организация практической, гуманистически ориентированной деятельности с детьми, требующими особого внимания и заботы;

— культивирование эмоционально-положительной атмосферы и гуманистического стиля взаимоотношений студентов в молодежной организации, проявляющегося в безусловном принятии друг друга, доброжелательности и уважении.

Для реализации цели и проверки гипотезы были поставлены следующие задачи исследования:

1. Уточнить сущностно-содержательную характеристику ключевого понятия исследования «гуманистические ценностные ориентации будущего педагога» и определить особенности формирования ценностно-ориентационной сферы будущего педагога.

2. Раскрыть воспитательный потенциал студенческой молодежной организации им. Я. Корчака в формировании гуманистических ценностных ориентаций будущих педагогов.

3. Разработать и в опытно-экспериментальной работе проверить эффективность педагогических условий реализации воспитательного потенциала молодежной организации в формировании гуманистических ценностных ориентаций студентов педвуза.

Методологической основой исследования явились философские положения о человеке как высшей ценности общества, как сознательном существе, личность которого формируется в деятельности, опосредованной множеством отношений к другим людям (О.Г. Дробницкий, М. С. Каган, Э. С. Маркарян, В. Н. Сагатовский, В. П. Тугаринов и др.) — аксиологический подход (Л.Н. Столович, В. Франкл) — системный подход (В.П. Кузьмин, В. А. Сластенин, И. Ф. Харламов и др.) — личностный подход (Л.И. Божович,.

A.Н. Леонтьев и др.).

Теоретическую базу исследования составляют фундаментальные психолого-педагогические теории и концепции:

— гуманизации образования и воспитания (Ш.А. Амонашвили, М. Н. Берулаева, Р. А. Валеева, Л. А. Волович, В. Г. Закирова, Р. Ш. Маликов, Г. В. Мухаметзянова, З. Г. Нигматов, Е. Н. Шиянов и др.);

— о развитии личности в зависимости от влияния среды (Н.Н. Иорданский, А. С. Макаренко, З. И. Равкин, М. Хейдметс, С. Т. Шацкий, и др.);

— о системности и целостности воспитательного процесса (В.Г. Афанасьев, А. С. Ахиезер, Л. Г. Балло, В. Г. Бочарова, Ю. С. Бродский, Л. И. Новикова, В. Н. Садовский, М. Д. Таборидзе и др.);

— воспитывающей и развивающей среды (Р.Б. Вендровская, З.А. Га-лагузова, Ю. С. Мануйлов, С. С. Моложавый, Н. Л. Селиванова, В. Д. Семенов, К. В. Серебрякова, Р. А. Фахрутдинова, А. Н. Хузиахметов, В. Н. Шульгин и др.);

— о ценностном подходе в образовании (И.Д. Багаева Р. Г. Гурова,.

B.А. Караковский, Т. Н. Мальковская, В. П. Тугаринов, Н. Е. Щуркова, В. А. Ядов и др.);

— саморазвития личности как духовно-практической самосозидательной активной деятельности (В.И. Андреев, О. С. Газман, Л. Н. Куликова, П. Н. Осипов и др.);

— профессионального педагогического образования (Е.М. Ибрагимова, Н. В. Кузьмина, А. К. Маркова, Л. М. Митина, В. А. Сластенин и др.).

Методы исследования: теоретический анализ научной литературы по проблемам гуманизации образования и воспитания, формирования гуманистических ценностных ориентацийизучение и обобщение массового передового педагогического опытанаблюдениеанкетированиетестированиеинтервьюпедагогический экспериментметоды математической обработки данных.

Экспериментальная база исследования. Исследование проводилось в три этапа с 2004 по 2008 годы на базе факультета психологии Татарского государственного гуманитарно-педагогического университета, в эксперименте приняли участие члены Казанского Молодежного Корчаков-ского Общества «Солнце Детям» (далее КМКО «СД») — 35 человек, студенты факультета психологии не члены Казанского Молодежного Корча-ковского Общества «Солнце Детям» — 35 человек.

Этапы исследования. Исследование проводилось последовательно в несколько этапов с 2004 г. по 2008 г.

Первый этап (2004 — 2005 гг.) включал проведение теоретического анализа философской, социологической, психолого-педагогической литературы по рассматриваемой проблемеорганизацию эмпирического исследования по изучению массовой практики в области формирования гуманистических ценностных ориентаций студентов в молодежной организации.

Второй этап (2005 — 2006 гг.) состоял в первичной апробации гипотетических предположений о педагогических условиях формирования гуманистических ценностных ориентаций студентов в процессе констатирующего эксперимента. В результате удалось сформулировать гипотезу и окончательно разработать условия, методы и средства формирования гуманистических ценностных ориентаций студентов педагогического вуза в молодежной организации.

На третьем этапе (2006 — 2008 гг.) был организован формирующий эксперимент в его завершенном виде, что позволило выявить степень эффективности разработанных педагогических условий формирования гуманистических ценностных ориентаций студентов педагогического вуза в молодежной организации. На этом этапе также происходило оформление диссертационной работы.

Научная новизна исследования состоит в том, что в нем:

— выработано уточненное определение понятия «гуманистические ценностные ориентации будущего педагога» как сложного образования интегрированных свойств личности, объединяющего в своей структуре систему ценностных отношений: любовь и уважение к ребенку, терпимость, эмпатию, чуткость, ответственность за других.;

— выявлено и раскрыто содержание воспитательного потенциала молодежной организации в формировании гуманистических ценностных ори-ентаций студентов педагогического вуза, включающего в себя развитие и саморазвитие молодежи с учетом индивидуально-психологических особенностей и интересовраскрытие творческого потенциала и обеспечение каждому юноше позиции субъекта познания, деятельности, общения, правасоциальную адаптацию, основанную на опыте межличностного взаимодействия и участия в различных социальных инициативахсоциализацию молодых людей на основе признания таких общечеловеческих ценностей, как человек, культура, отечество, мир;

— определены педагогические условия формирования гуманистических ценностных ориентаций студентов педвуза в молодежной организации в совокупности образующие содержательную модель процесса самоопределения будущих педагогов в ценностях и смыслах педагогической профессии (утверждение у студентов гуманистического педагогического идеала в лице видного польского педагога-гуманиста Я. Корчакавовлечение студентов в научно-исследовательскую и пропагандистскую работу, связанную с именем Я. Корчакаорганизация практической гуманистически ориентированной деятельности с детьми, требующими особого внимания и заботыкультивирование эмоционально-положительной атмосферы и гуманистического стиля взаимоотношений студентов в молодежной организации, проявляющегося в безусловном принятии друг друга, доброжелательности и уважении);

— раскрыты критерии и показатели сформированности гуманистических ценностных ориентаций студентов педвуза (когнитивный, отношен-ческий, эмоциональный, деятельностный).

Теоретическая значимость исследования заключается в том, что его результаты позволяют дополнить и конкретизировать современные концепции об аксиосфере педагога и о воспитательном потенциале молодежной организации как важном факторе ее формирования. Исследование представляет интерес для обогащения теории и практики воспитания: обоснованные и экспериментально проверенные педагогические условия могут стать дополнительным источником научного обоснования современных инновационных теоретических и процессуально-технологических поисков в области гуманизации воспитания студенческой молодежи. Новый взгляд на возможности реализации воспитательного потенциала молодежной организации в гуманистическом ценностно-ориентированном воспитании расширяет представления исследователей данной проблемы и служит основанием для исследования других ее малоизученных аспектов.

Практическая значимость исследования связана с возможностью использования его результатов для усиления гуманистических тенденций в практике вузовского воспитания, содействия организации воспитательной работы на фундаментальных основаниях — неприятии насилия, толерантности, уважения к личности. Материалы данного исследования могут быть использованы в организации воспитательной работы в вузе, методических пособиях для преподавателей, в организации деятельности молодежных организаций.

Достоверность результатов исследования обеспечена методологической и теоретической обоснованностью исходных позицийразнообразием использованных источниковадекватностью методов исследования его целям и задачам, апробацией важнейших идей, гипотетических утверждений и выводовмноголетней продолжительностью исследованиярепрезентативностью выборки исследования.

На защиту выносятся:

— теоретическое обоснование воспитательного потенциала молодежной организации в формировании гуманистических ценностных ориентаций будущих педагогов;

— педагогические условия формирования гуманистических ценностных ориентаций студентов педвуза в молодежной организации;

— критерии и уровни сформированности гуманистических ценностных ориентаций студентов педагогического вуза.

Апробация и внедрение результатов работы. Основные положения и результаты исследования обсуждены и одобрены на научно-практических конференциях молодых ученых и студентов КГПУ-ТГГПУ (Казань, 2003;2008 гг.) — на международных научно-практических конференциях «Педагогика Януша Корчака и современные проблемы воспитания» (Казань, 2003) «Теория и практика формирования профессиональной компетентности у будущих специалистов» (Чебоксары, 2006), «Детское счастье как цель воспитания» (Казань, 2007) — на Всероссийских конференциях и семинарах «Педагогика Януша Корчака и современные инициативы помощи обездоленному ребенку» (Казань, 2005), «Социальная адаптация детей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации» (Арзамас, 2007), XXIII Всероссийской конференции обучающихся «Национальное достояние России» (Москва — Непецино, 2008) — на межрегиональной научно-практической конференции «Развитие воспитательной системы в ВУЗе в условиях регионального социокультурного пространства» (Казань, 2006), Результаты исследования были апробированы при проведении мастер-класса в рамках курсов повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования по теме «Система работы со студентами в вузе» (Казань, 2008). Диссертация является итогом девятилетней практической работы диссертанта первоначально в качестве члена, а затем руководителя Казанского молодежного Корчаковского общества «Солнце Детям».

Структура работы. Реализация целевых установок диссертации и ее внутренняя логика определили структуру работы. Она состоит из введения, двух глав, включающих 6 параграфов, заключения, библиографии и приложений.

Выводы к главе II.

1. Как показали результаты констатирующего эксперимента, для студентов характерны такие ценности, как интересная работа, любовь, материальная обеспеченность жизни, высокие запросы, жизнерадостность, развлечения, образованность, наличие верных друзей, познание, исполнительность, непримиримость к недостаткам в себе и других. Мы отметили, что в группе студентов либо отсутствуют ценности гуманистической направленности, либо присутствуют на уровне знаний о них. Так как констатирующий этап нашего исследования проводился в самом начале первого курса этих студентов — это вполне естественно, студентам, как некой общности, в самом начале обучения в вузе характерно наличие именно этих ценностных ориентаций. Также мы выяснили, что общий уровень сформированности гуманистических ценностных ориентаций очень низкий и составляет 9%.

2. На основе результатов опытно-педагогической работы и теоретического осмысления проблемы. нами выделен следующий комплекс педагогических условий эффективного формирования гуманистических ценностных ориентаций студентов педагогического вуза в молодежной организации:

— утверждение у студентов гуманистического педагогического идеала в лице видного польского педагога-гуманиста Я. Корчака;

— вовлечение студентов в научно-исследовательскую и пропагандистскую работу, связанную с именем Я. Корчака;

— организация практической, гуманистически ориентированной деятельности с детьми, требующими особого внимания и заботы;

— культивирование эмоционально-положительной атмосферы и гуманистического стиля взаимоотношений студентов в молодежной организации, проявляющегося в безусловном принятии друг друга, доброжелательности и уважении.

3. Экспериментальная проверка выявления педагогических условий, осуществлявшаяся в реальных условиях педагогического вуза в молодежной организации, позволила прийти к выводу об их достаточной эффективности и возможности внедрения предложенной в диссертации системы педагогических инноваций в массовую практику организации работы с молодежью.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

1. Проблемой ценностных ориентаций имеет свою предысторию и находит отражение во многих трудах психологов и педагогов (JI.M. Архангельского, У. Билски, О. Г. Дробницкого, А. Г. Здравомыслова, М. С. Кагана, Р. Е. Мироновой, Е. А. Подольской, В. Г. Харчевой, Ш. Шварца, В. А. Ядова и др.). Анализ показывает, что многие идеи актуальны и на сегодняшний день: ценность как устойчивое убеждение в том, что определенный способ поведения или конечная цель существования предпочтительнее с личной или социальной точки зрения, чем противоположный или обратный им способ поведения, либо конечная цель существования, ценность как значимость и идеал одновременно. Многие исследователи соотносят ценностные ориентации с потребностями, мотивами, установками, личностным смыслом, убеждениями, но проведенный нами анализ подводит нас к тому, что ценностные ориентации нельзя отождествлять с этими понятиями.

2. Аксиологический подход как система начал складываться в XX веке с исследований У. Томаса, Ф. Знаненского. Элементы этой системы уточнялись через разработку понятийного ряда (ценности, ценностные ориентации и др.).

3. Нами определено и уточнено определение понятия гуманистические ценностные ориентации, которые рассматриваются как сложное образование интегрированных свойств личности, объединяющего в своей структуре систему ценностных отношений: развитие терпимости, эмпатии, чуткости, ответственности за других. Устойчивая и непротиворечивая совокупность ценностных ориентаций обусловливает такие качества личности, как цельность, надежность, верность определенным принципам и идеалам, уважение свободы, достоинства человека, толерантность, неприятие насилия, стремление быть полезным людям, находящимся в трудной жизненной ситуации.

4. Формирование гуманистических ценностных ориентаций — сложный и длительный процесс, предполагающий научные знания психологических механизмов, лежащих в основе ценностных ориентаций, и условий их развития. Мы рассмотрели этот процесс с трех позиций: с позиции системного подхода, который позволяет рассматривать данное психологическое образование как результат процесса взаимодействия человека с миром, с точки зрения содержания. Вторая позиция представлена В.А. Ядо-вым, который считает, что система ценностных ориентаций индивида формируются на высшем уровне развития личности, и регулирует поведение и деятельность личности в наиболее значимых ситуациях ее социальной активности, в которых выражается отношение личности к целям жизнедеятельности и к средствам удовлетворения этих целей. Ведущими характеристиками третьего (личностного) подхода являются гуманистические способы воздействия участников воспитательного процесса, развитие смысловой сферы личности, ее способности к рефлексии. В основу личностного подхода положен методологический принцип единства двух планов воздействия — внешнего (процессуального) и внутреннего (психологического). Такое образование направлено на формирование личностного опыта, «являющегося в форме переживания, смыслотворчества, саморазвития» (В.В. Сериков).

В педагогической литературе предлагается множество механизмов формирования ценностных ориентаций: поиск, оценка, выбор, проекция, самоактуализация личности, а также обобщенный ценностный механизм «поиск — оценка — выбор — проекция», объединяющий все элементы деятельности: поиск, оценку, выбор, проекцию в единую цепочку ценностных механизмов.

5. В диссертационном исследовании были рассмотрены основные требования, предъявляемые к деятельности педагога и реализуемые в деятельности молодежных организаций педагогического вуза.

Педагог становится мастером своего дела, профессионалом по мере того, как он осваивает и развивает педагогическую деятельность, овладевает педагогическим капиталом, признавая педагогические ценности. Особенно важным в этой связи мы видим развитие творческой личности.

Творческую личность характеризуют такие черты, как готовность к риску, независимость суждений, импульсивность, познавательная «дотошность», критичность суждений, самобытность, смелость воображения и мысли. Данные качества раскрывают особенности действительно свободной, самостоятельной и активной личности. Педагогическая профессия требует постоянного расхода внутренней энергии, эмоций, любви. Поэтому необходимо развитие у педагога эмоционально-мотивационной сферы, чему уделяется недостаточно внимания в системе подготовки и переподготовки учителя. Мы выделяем признаки ценностно-ориентационной сферы будущего педагога: преобразовательные способности, педагогическая рефлексия, положительные качества, высокие ценностные установки, педагогическая любовь, педагогическая духовность.

6. Нами был раскрыт воспитательный потенциал молодежной организации. Отечественные исследования в основном посвящены молодежным и подростковым субкультурам, ценностным ориентациям молодежи, процессам социализации и жизненного самоопределения, особенностям подросткового поведения, но они практически не затрагивают молодежные организации разного типа, не исследуют их как самостоятельную реальность. Несмотря на это, нельзя не принимать во внимание тот факт, что не только субкультура оказывает значительное влияние на молодых людей, также существенным фактором в их социализации являются организации, которые их окружают.

В воспитательном пространстве молодежных организаций могут быть реализованы следующие цели: развитие и саморазвитие молодежи с учетом индивидуально-психологических особенностей и интересов, раскрытие творческого потенциала, обеспечение каждому юноше в жизнедеятельности общества позиции субъекта познания, деятельности, общения, права, социальная адаптация, включающая опыт межличностного взаимодействия, различные социальные инициативы, социализация юношей во взаимодействии с социумом на основе признания таких общечеловеческих ценностей как человек, культура, отечество, мир и т. д. Таким образом, целью молодежных организаций является стимулирование и развитие потенциала личности, включение ее в систему социальных коммуникаций через общественно полезную деятельность. Главное, что должны развивать молодежные организации в студентах педагогического вуза — это гуманистическую направленность личности, т.к. эти студенты будущие педагоги и они, в свою очередь, должны воспитывать эти качества у своих учеников.

7. На основе анализа литературы мы определили основные принципы, которые раскрывают воспитательный потенциал молодежных организаций в формировании у студентов гуманистических ценностных ориентаций: принцип организации воспитательной средыпринцип свободосооб-разности воспитанияпринцип гармонизации общечеловеческих ценностей и реальных ценностейпринцип самореализации личностипринцип включенности студентов в социальные отношенияпринцип взаимосвязи педагогического управления и самоуправления студентовпринцип воспитания личности в коллективе.

8. В ходе эксперимента нашло свое подтверждение положение о том, что при создании определенных педагогических условий формирования гуманистических ценностных ориентаций студентов педагогического вуза в молодежной организации будет более эффективным:

— утверждение у студентов гуманистического педагогического идеала в лице видного польского педагога-гуманиста Я. Корчака;

— вовлечение студентов в научно-исследовательскую и пропагандистскую работу, связанную с именем Я. Корчака;

— организация практической, гуманистически ориентированной деятельности с детьми, требующими особого внимания и заботы;

— культивирование эмоционально-положительной атмосферы и гуманистического стиля взаимоотношений студентов в молодежной организации, проявляющегося в безусловном принятии друг друга, доброжелательности и уважении.

9. Проведенная опытно-экспериментальная работа доказала правильность выдвинутой гипотезы и концептуальных положений по реализации педагогических условий формирования гуманистических ценностных ориентаций студентов педвуза в молодежной организации. В ходе проведения исследования и осмысления его результатов наметился ряд проблем, требующих дальнейшего рассмотрения. На наш взгляд необходим учет моти-вационного фактора, расширение деятельности молодежной организации (в данном случае, КМКО «Солнце Детям»), в связи с деятельностью молодежной организации необходим учет дальнейшей самореализации каждого члена организации.

Показать весь текст

Список литературы

  1. , Г. С. Возрастная психология: Учебное пособие для студентов вузов Текст. / Г. С. Абрамова. — М.: Академия, 1997. — с. 542
  2. Абульханова-Славская, К. А., Брушлинский, А.В. Философско-психологическая концепция С. Л. Рубинштейна: к 100-летию со дня рождения Текст. / К.А. Абульханова-Славская, А. В. Брушлинский. -М.: Наука, 1989.-248 с.
  3. , Л.В. Детские и молодежные общественные объединения в воспитательном пространстве социума Текст. / Л. В. Алиева // Педагогика. -2000.-№ 7.-С. 48−52
  4. Американская социология. Перспективы, проблемы, методы Текст. / под ред. Т. Парсонса: пер. с англ. яз. М.: Прогресс, 1972. — 392 с.
  5. , Ш. А. Личностно-гуманистическая основа педагогического процесса Текст. / Ш. А. Ммонашвили. Минск: Университетское, 1990. -560 с.
  6. , Б.Г. О проблемах современного человекознания Текст. / Б. Г. Ананьев. М.: Наука, 1977. — 380 с.
  7. , Б.Г. Человек как предмет познания Текст. / Б. Г. Ананьев. Л.: Ленинград, 1969. — 53 с.
  8. , И.С. Ценности и воспитание Текст. / И. С. Артюхова. 1999. — № 4. -117−120 с.
  9. , В.Г. Системность и общество Текст. /В.Г. Афанасьев. -М.: Политиздат, 1980. 368 с.
  10. , И.Г. Социалистические ценности и ценностные ориентации личности Текст. / И. Г. Афанасьев. М.: Изд — во Московского Университета, 1986.- 108 с.
  11. М.Багдасарьянц, Х.Г., Немцов, А.А., Кансузян, JT.B. Послевузовские ожидания студенческой молодежи Текст. / Х. Г. Багдасарьянц, А. А. Немцов, JI.B. Кансузян // Социологические исследования. 2003. — № 6. — С.113 -119.
  12. , В.И. Моральный выбор: цели, средства, результаты Текст. / В. И. Бакштановский. Томск: Радуга, 1977. — 316 с.
  13. , М.М. К философии поступка Текст. / М. М. Бахтин // Философия и социология науки и техники. // Под редакцией И. Т. Фролова. М.: Наука, 1986.- 109 с.
  14. , В.П. Формирование гуманистической направленности студента будущего учителя как социально-педагогическая проблема: Авто-реф.дис. д-ра пед. наук Текст. / В.П.. — СПб, 1995. — 28 с.
  15. , М.Н. Гуманизация образования: направления и проблемы Текст. / М. Н. Берулаева // Педагогика. 1996. — № 4. — С. 23 — 27
  16. , Б.Н. Гуманизм и технократизм как типы духовной ориентации Текст. / Б. Н. Бессонов // Философские науки. 1998. — № 1. — С. 25 -36
  17. , B.C. Культура: диалог культур (опыт определения) Текст. / B.C. Библер // Вопросы философии. 1989. — № 6. — 32 — 36 с.
  18. , П.П. Избранные педагогические и психологические сочинения. В 2-х т. Текст. / П. П. Блонский. М.: Педагогика, 1979.
  19. , Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. (Психологическое исследование) Текст. / Л. И. Божович. М.: Просвещение, 1968.-464 с.
  20. , В., Малышевский, А. Разбивая лед слов: о культурологических основаниях базисного учебного плана общеобразовательных учреждений Российской Федерации Текст. / В. Болотов, А. Малышевский // Учительская газета. 1994. — № 6. — 12 — 13 с.
  21. , Е.В. Смысл и стратегии личностно-ориентированного воспитания Текст. / Е. В. Бондаревская // Педагогика. — 2001. № 1. — С. 17 -24
  22. , Е.В. Теория и практика личностно-ориентированного образования Текст. / Е. В. Бондаревская // Теория и практика личностно-ориентированного образования. Ростов-на-Дону: РГПУ, 2000. — 352 с.
  23. , Е.В. Ценностные основания личностно-ориентированного воспитания гуманистического типа Текст. / Е. В. Бондаревская. — Ростов-на-Дону: РПУ, 1995. — 216 с.
  24. , Е.В., Бермус, Г.А. Теория и практика личностно-ориентированного образования Текст. / Е. В. Бондаревская // Педагогика. -1996.-С. 72−80
  25. , Е.В., Кульневич, С.В. Педагогика: личность в гуманистических теориях и системах воспитания: учеб. пособие для студентов Текст. / Е. В. Бондаревская, С. В. Кульневич. Ростов-на-Дону: Творческий центр «Учитель», 1999. — 560 с.
  26. , Б.С. Аномалии личности Текст. / Б. С. Братусь. М.: Мысль, 1988.-301 с.
  27. , Г. Л., Корнилова, Т.В. Личностные ценности и личностные предпочтения субъекта Текст. / Г. Л. Будинайте, Т. В. Корнилова // Вопросы психологии. 1993. — № 5. — С. 99 — 106
  28. , М.С. Аксиологические аспекты научных теорий Текст. / М. С. Бургин. Киев: Украина, 1991. — 113 с.
  29. , Т.М., Зевина, О.Г. Опыт утверждения общечеловеческих ценностей культурных символов в индивидуальном сознании Текст. / Т. М. Буякас, О. Г. Зевина // Вопросы психологии. — 1997.- № 5, — С. 44−55.
  30. , Р.А. Педагогическая концепция и воспитательная практика Януша Корчака Текст. / Валеева Р. А Самара: Профи, 2003. — 98 с.
  31. , М. Избранные произведения: пер. с англ. яз. Текст. / М. Вебер. М.: Прогресс, 1990. — 808 с.
  32. , А.А. Активное обучение в высшей школе: контекстный подход Текст. / А. А. Вербицкий. М.: Высшая школа, 1991. — 207 с.
  33. , К.Н. Психологи о педагогических проблемах Текст. / К. Н. Волков. -М.: Просвещение, 1981. 128 с.
  34. , A.M. Ценности: проблема обоснования: Дис. канд. филос. наук Текст. / A.M. Воронина. М., 1994. — 143 с.
  35. Воспитательная система учебного заведения Текст. М., 1992. — 161 с.
  36. , JI.C. Собрание сочинений в 6 томах Текст. / JI.C. Выготский. М.: Педагогика, 1982. — Т. 4. — 432 с.
  37. , В.П. Аксиология культуры Текст. / В. П. Выжлецов. СПб.: СППУ, 1996.-56с.
  38. , Г. П. Аксиология: становление и основные этапы развития Текст. / Г. П. Выжлецов. 1996. — № 1. — 86 — 99 с.
  39. , А.В. Развитие отечественных гуманистических воспитательных систем Текст. / А. В. Гаврилин. Владимир: ВОИУУ, 1997. — 208 с.
  40. , О.С. Гуманизм и свобода Текст. / О. С. Газман // Гуманизация воспитания в современных условиях. — М., 1995. С. 1 — 13
  41. , О.С. Потери и приобретения в воспитании после 10 лет перестройки Текст. / О. С. Газман // Воспитание и педагогическая поддержка детей в образовании. М., 1996. — С. 4 — 25
  42. , Ф.Ш. Формирование навыков научно-исследовательской деятельности у студентов педагогического вуза: Автореф. дисс.. канд. пед. наук. Текст. / Ф. Ш. Галиуллина. Казань, 2003. — 26 с.
  43. , Д.Я. Ценностные ориентации студентов учреждений среднего профессионального образования и их реализация в условиях современной России Текст. / Д. Я. Гильмитдинов. — Уфа: БГУ, — 1999. — 256 с.
  44. , Н.А. Формирование у старшеклассников ценностной ориентации на Отечество (на примере гуманитарных дисциплин). Дисс.. канд. пед. наук. Текст. / Н. А. Григорьева. Волгоград: Перемена, 1998. -221 с.
  45. Грэйс Крайг Психология развития: пер. с англ. яз. Текст. / Грэйс Крайг. СПб.: Питер, 2000. — 992 с.
  46. Гуманистические ценности воспитания и самовоспитания Текст. // Сборник научно-методических статей преподавателей ВГПИ: Гуманистические ценности воспитания и самовоспитания. Владимир: ВГПИ, 1983. -75 с.
  47. Гуманизация образования и воспитания Текст. // Сборник научно-методических статей преподавателей МГПИ: Гуманизация образования и воспитания. М.: МГПИ, 1983. — 75 с.
  48. , В.В. Проблемы развивающего обучения Текст. / В. В. Давыдов. М.: Педагогика, 1986. — 240 с.
  49. , И.Д. Гуманизация пространства детства: теория и практика Текст. / И. Д. Демакова. Казань: изд-во ТГГИ, 2003. — 212 с. 5 5. Демакова, И. Д. Должность или призвание [Текст] / И. Д. Демакова. — М.: Просвещение, 1991. — 256 с.
  50. , О.Г. Некоторые аспекты проблемы ценностей Текст. / О. Г. Дробницкий // Проблема ценностей в философии. М., 1966. — 261 с.
  51. , И.В., Круглов, Б.С. Психологические аспекты формирования ценностных ориентации и интересов учащихся Текст. / И. В. Дубровина, Б. С. Круглов // Ценностные ориентации и интересы школьников. -М.: МГУ, 1983.-36 с.
  52. , И.В. Формирование личности в переходный период: от подросткового к юношескому возрасту Текст. / И. В. Дубровина. М.: Академия педагогических наук СССР, 1987. — 184 с.
  53. , Э. Социология. Ее предмет, метод, предназначение: пер. с франц. яз. Текст. / Э. Дюркгейм. М.: Канон, 1995. — 352 с.
  54. , А.А. Ценности и понимание Текст. / А. А. Ивин // Вопросы философии. № 8. — 1987. — С. 24 — 36
  55. , И.П. Воспитывать коллектив Текст. / И. П. Иванов // Педагогический поиск. М., 1990. — С. 373 — 452
  56. , Н.В. Процесс самопринятия и гуманистические ценностные ориентации педагога Текст. / Н. В. Иванова // Гуманизация воспитания в современных условиях. М., 1995. — С. 101−115
  57. , М.С. Философская теория ценности Текст. / М. С. Каган. СПб.: ТООТК «Петрополис», 1997. — 205 с.
  58. , М.Г. Ценностные ориентации школьников и их формирование в коллективе Текст. / М. Г. Казакина. Л.: ЛГПИ, 1989. — 85 с.
  59. , О. А. Педагогика как любовь Текст. / О. А. Казанский. М.: Рос.пед.агенство, 1996.- 133 с.
  60. , З.И. Педагогика гуманизма Текст. / З. И. Калмыкова. М.: Знание, 1990. — № 6. — 80 с.
  61. Канн-Калик, В. А. Учителю о педагогическом общении Текст. / В.А. Канн-Калик. -М.: Просвещение, 1987. 190 с.
  62. , Г. М. Культура профессионального самообразования педагога Текст. / Г. М. Коджаспирова. М.: Знание, 1994. — 344 с.
  63. , И.А. Воспитание человеческих качеств Текст. / И. А. Колесникова // Педагогика, 1999. № 8. — С. 56 — 62
  64. , Л.Э. Ценностные ориентации личности в коллективах разного уровня развития: Автореферат дисс.. канд. психол. наук. Текст. / Л. Э. Комарова. М., 1983. — 19 с.
  65. , Я.А. Великая дидактика. Избр. пед. соч. Текст. / Я.А. Ко-менский. М.: Учпедгиз, 1955. — С. 164 — 446
  66. Кон, И. С. Психология старшеклассника Текст. / И. С. Кон. М.: Просвещение, 1980. — 192 с.
  67. Кон, И. С. Ребенок и общество Текст. / И. С. Кон. М.: Педагогика, 1988.-270 с.
  68. Кон, И. С. Социология личности Текст. / И. С. Кон. М.: Политиздат, 1967.-383 с.
  69. Концепция воспитания в современных условиях. Текст. // Современная школа: проблемы гуманизации отношений учителей, учащихся и родителей: материалы международной научно-практической конференции. М.: Изд -во ИТП и МИО РАО, 1993. — 20 с.
  70. , А.Ф. Психодиагностика: Учебное пособие Текст. / А. Ф. Корниенко. Казань: КГПУ, 2003. — 148 с.
  71. , Я. Избранные педагогические произведения Текст. / Я. Кор-чак. М.: Просвещение, 1966. — 470 с.
  72. , И.Б., Шиянов, Е.Н. Философские основания современной педагогики Текст. / И. Б. Котова, Е. Н. Шиянов. Ростов-на-Дону: Изд-во РГПУ, 1994. — 142 с.
  73. , В.В. Соотношение педагогической науки и практики Текст. / В. В. Краевский. -М.: Знание, 1977. 65 с.
  74. , С.В. Педагогика личности Текст. / С. В. Кульневич. Ростов-на-Дону: Рост.пед.универ., 1995. — 166 с.
  75. , А.Н. Деятельность, сознание, личность Текст. / А. Н. Леонтьев. М.: Политиздат, 1975, — 304 с.
  76. , А.Н. Избранные психологические произведения Текст. / А. Н. Леонтьев. М.: Педагогика, 1983. — 320 с.
  77. , Р.А. Педагогические основы деятельности общественных объединений в современных условиях: Дисс.. док. пед. наук Текст. / Р. А. Литва. Екатеринбург: ЕГПИ, 1997. — 389 с.
  78. , Б.Т. Педагогика: Курс лекций. Учебное пособие для студентов пед. учебн. заведений и слушателей ИПК и ФПК Текст. / Б. Т. Лихачев. — М.: Прометей, 1992. 528 с.
  79. Личность и ее ценностные ориентации Текст. М.: Мысль, 1968. — 218 с.
  80. , А. Беседы об эстетическом гуманизме Текст. / А. Лопухов // История. 1995. — № 3. — С. 1 — 9
  81. , В. Гадкие лебеди: жизненные ценности современной молодежи Текст. / В. Лукин // Культура. 2001. — № 16. — С. 4 — 9
  82. , А.С. Педагогические сочинения Текст. / А. С. Макаренко. -М.: Педагогика, 1984. 512 с.
  83. , В.А. Культура и человеческая ценность Текст. / В. А. Малахов. Киев: Наук, думка, 1984. — 286 с.
  84. , А. Психология бытия Текст. / А. Маслоу. М.: Просвещение, 1997.-282 с.
  85. , М.В. Психология воспитания Текст. / М. В. Матюхина // Психология воспитания. Волгоград: Перемена, 1996. — 59 с.
  86. Модернизация базовых ценностей россиян Текст. // Социальные исследования. 1996. — № 5. — С. 15 — 28
  87. ЮО.Морова, Н. С. Детское милосердие как одно из направлений социальной работы Текст. / Н. С. Морова // Теория и практика социальной работы. -М., 1993.-С. 288−291
  88. , А.В. Социальное воспитание и «смутное время» Текст. / А. В. Мудрик. -М.: Знание, 1991. 78 с.
  89. Юб.Немов, Р. С. Психология Текст. / Р. С. Немов. М.: Просвещение: ВЛАДОС, 1995.-607 с.
  90. , П.Д. Ценности как основа целей воспитания Текст. / Н. Д. Никандров // Педагогика, 1998. № 3. — С. 2 — 10
  91. , Н.Д. Проблемы ценностей в современном обществе Текст. / Н. Д. Никандров. СПб, 1998. — 17 с.
  92. , Н.Д. Россия: ценности общества на рубеже 21 века Текст. / Н. Д. Никандров. М.: Просвещение, 1997. — 144 с.
  93. Ю.Никитина, Е. Ю. Формирование готовности студентов педагогического вуза к научно-исследовательской деятельности средствами проблемного обучения: Автореф. дисс. .канд. пед. наук Текст. / Е. Ю. Никитина. Новокузнецк, 2007. — 25 с.
  94. Ш. Новикова, Л. И. Коллектив и личность как педагогическая проблема: Автореферат дисс. .докт. пед. наук Текст. / Л. И. Новикова. Л., 1977. -48 с.
  95. Новые ценности образования: забота поддержка — консультирование Текст. // Сборник материалов студентов и преподавателей МГПУ. — М.: Инноватор, 1996. — № 6. — 196 с. 1130 гуманизме в науке и культуре Текст. -М.: Наука, 1982. 381 с.
  96. Образование: идеалы и ценности Текст. // Образование: идеалы и ценности. М.: ИТОИП РАО, 1995.-631 с.
  97. , Л.Ф. Детская (возрастная) психология Текст. / Л. Ф. Обухова. М.: Просвещение, 1996. — 374с.
  98. Ориентиры личности в условиях изменяющейся социокультурной среды Текст. Воронеж: Рос. фонд культуры, 1996. — 90 с.
  99. , Г. Г. Экологическое воспитание младших школьников в семье: дисс.. канд.пед.наук Текст. / Г. Г. Парфилова. Казань, 2003. -173 с.
  100. Педагог в гуманистической воспитательной системе Текст. / Научно-методический сборник // Под ред. О. В. Заславского. Тула: ТО № 0, 1996. — 108 с.
  101. Пек, М. С. Нехоженые тропы. Новая психология любви, традиционных ценностей и духовного роста: пер. с англ. яз. Текст. / М. С. Пек. М: Ава-ценна, 1996. -301 с.
  102. , В.А. Воспитатели и дети: источники роста Текст. / В. А. Петровский. -М.: Сфера, 1994.-319 с.
  103. , А.В., Сталинский, З.В. Социальная психология коллектива Текст. / А. В. Петровский, З. В. Сталинский. М.: Просвещение, 1978. -176 с.
  104. , В.А., Кондратьева, О.Ю. Изменение мотивационно-ценностных ориентаций учащейся молодежи Текст. / В. А. Попов, О. Ю. Кондратьев // Социологические исследования. 1999. — № 6. — С. 96 — 99
  105. Психология эмоций Текст. // Под ред. В. К. Вилюнаса. М.: МГУ, 1993.-304 с.
  106. , З.И. Развитие образования в России: новые ценностные ориентиры (концепция исследования) Текст. / З. И. Равкин // Педагогика. 1995. — № 5. — С. 87−90
  107. , X. Подростковый и юношеский возраст Текст. / X. Рем-шмидт. -М.: Сфера, 1994. 189 с.
  108. , Я.А. К вопросу о природе ценностных явлений Текст. / Я. А. Розин // Философские науки. 1989. — № 6. — С. 89 — 93
  109. , P.M. Развитие гуманистического мировоззрения и ценностных ориентаций личности Текст. / P.M. Рогова. М.: Институт развития личности, 1996. — 144 с.
  110. , Р.А. Дисциплина, свобода, гуманизм: педагогический аспект Текст. / Р. А. Рогожникова. Пермь: 111'ПИ, 1994. — 115 с.
  111. , К. Взгляд на психотерапию. Становление человека: пер. с англ. яз. Текст. / К. Роджерс. М.: Прогресс, 1994. — 480 с.
  112. , С.А. Проблемы общей психологии Текст. / С. А. Рубинштейн. М.: Просвещение, 1973. — 208 с.
  113. , Е.А. Становление личности Текст. // Социальная психология личности. JL: Молот, 1974. — 217 с.
  114. , Н.А. Формирование ценностных ориентаций студентов Текст. / Н. А. Савина. М.: Прогресс, 1999. — 275 с.
  115. Саморегуляция и прогнозирование социального поведения личности Текст. // Под ред. В. А. Ядова. Л.: Молот, 1979. — 275 с.
  116. , В.Д. Община и клуб: воспитательный потенциал и его пределы Текст. / В. Д. Семенов. Екатеринбург: ЕГПИ, 1993. — 38 с.
  117. , И.Г. Опросник терминальных ценностей Текст. / И. Г. Сенин -Ярославль: Образовательные технологии, 1991. 58 с.
  118. , А.Е. Основы математической обработки данных психолого-педагогический исследований Текст. / А. Е. Сережкина. Казань: КГПУ, 2003.-96 с.
  119. , В.В. Личностно-ориентированное образование Текст. / В. В. Сериков // Педагогика. 1994. — № 5. — С. 16 — 21
  120. , В.Ф. Человек, его природа и смысл бытия Текст. / В. Ф. Сержантов. М.: Просвещение, 1990. — 360 с.
  121. , А.В. Ценностные ориентации личности в структуре профессионально значимых качеств школьных практических психологов: Автореф. дис.. канд. психол. наук Текст. / А. В. Серый. — Иркутск, 1996. —25 с.
  122. , Л.Ю. Формирование личности: проблема устойчивости Текст. / Л. Ю. Сироткин. Казань: КГУ, 1992. — 176 с.
  123. , В.А. Профессиональная готовность учителя к воспитательной работе: содержание, структура, функционирование Текст. / В.А. Сла-стенин. М.: МГПИ, 1982. — С. 14 — 28
  124. , В.А. Педагогическая деятельность и проблема формирования личности учителя Текст. / В. А. Сластенин // Психология труда и личности учителя // Под ред. А. И. Щербакова. Л.: ЛГПИ, 1976. — С. 30 — 46
  125. Собкин, В. С, Писарский, B.C. Ценностные ориентации старшеклассников начала 90-х годов Текст. / B.C. Собкин, B.C. Писарский // РАО. Центр социологии образования: Ценностно-нормативные ориентации современного старшеклассника. М.: РАО, 1995. — С.6−62.
  126. , Р. Общечеловеческие ценности: к нетрадиционному пониманию Текст. / Р. Соколова // Свободная мысль. 1994. — № 1. — С. 52 — 61
  127. , А.В., Щербакова, И.О. Ценностные ориентации постсоветского гуманитарного студенчества Текст. / А. В. Соколов, И. О. Щербакова // Социологические исследования. 2003. — № 1. — С. 115 — 123
  128. Становление гуманистического мировоззрения личности Текст. — М.: Институт развития личности, 1994. — 223 с.
  129. , В.А. Избранные педагогические сочинения Текст. / В. А. Сухомлинский. -М.: Просвещение, 1980.
  130. , Н.Н. О категориях «цель», «средство», «результат» Текст. / Н. Н. Трубников. М.: Высшая школа, 1968. — 148 с.
  131. , В.П. Теория ценностей в марксизме Текст. / В. П. Тугаринов.-Л.: ЛГУ, 1968.- 124 с.
  132. , Д.Н. Установка у человека. Проблема объективации Текст. / Д. Н. Узнадзе // Психология личности в трудах отечественных психологов. СПб.: Питер, 2000. — С. 87 — 91
  133. , Т.В. Феномен гуманистической авторской школы в педагогической культуре XX века Текст. / Т. В. Цырлина. Курск: КГПУ, 1999. -196 с.
  134. , Д.И. Психология развития личности Текст. / Д. И. Фельдштейн. М.: Институт практической психологии, 1996. — 328 с.
  135. Философский словарь Текст. // Под ред. М. М. Розенталя. М.: Политиздат, 1975. — 496 с.
  136. , В. Человек в поисках смысла: пер. с англ. яз. и нем. яз. Текст. / В. Франкл. М.: Прогресс, 1990. — 368 с.
  137. , В.Г. Ценностные ориентации в процессе становления и жизнедеятельности личности: Автореф. дис.. канд. филос. наук Текст. /В.Г. Харчева. М., 1983.-46 с.
  138. , А.Н. Формирование методологической культуры учителя: Автореф. дисс.. докт. пед. наук Текст. / А. Н. Ходусов. М., 1997. — 44 с.
  139. Ценностные ориентации в сфере педагогического образования: история и современность Текст. // Под ред. З. И. Равкина. М.: МГУ, 1998. -245 с.
  140. , И.Н. Особенности ценностных ориентаций мужчин и женщин Текст. / И. Н. Шадрина. -М.: ЭГО, 1998. 189 с.
  141. , С.Т. Педагогические сочинения Текст. / С. Т. Шацкий. — М.: АН РСФСР, 1995. Т. 4. — 328 с.
  142. , Н.И. Психодиагностика, коррекция и развитие личности Текст. / Н. И. Шевандрин. М.:ВЛАДОС, 1998. — 508с.
  143. , О.Е. Ценностные ориентации современной молодежи Текст. / О. Е. Шотина // Открытая школа. 2001. — № 4. — С. 43 — 45
  144. , Т.В. Педагогические основы формирования гуманистического мировоззрения студентов средствами искусства: Дис. .докт. пед. наук Текст. / Т. В. Шуртакова. Казань, 1991. — 347 с.
  145. , Л.В. Гуманистическая направленность воспитательной деятельности педагога (Историко-педагогический аспект): Дис. .канд. пед. наук Текст. / Л. В. Шустова. М., 1992.
  146. , Н.Е. Практикум по педагогической технологии Текст. / Н. Е. Щуркова. М: Педагогическое общество России, 1998. — 91 с.
  147. , И.Э., Габдуллин, Г.Г. Воспитательный потенциал педагогических дисциплин в формировании личности будущего учителя Текст. / И. Э. Ярмакеев, Г. Г. Габдуллин. Казань: КГПУ, 2003. — 464 с.
  148. , С.М. Договор как средство гуманизации отношений в процессе педагогической поддержки ребенка: Автореф. дисс.. канд. пед. наук Текст. / С. М. Юсфин. М., 1996. — 49 с.
  149. , В.А. Образовательная среда: от моделирования к проектированию Текст. / В. А. Ясвин. М.: ЦКФЛ РАО, 1997. — 248 с.
  150. , М.М. Проблемы воздействия сложных ситуаций на процесс формирования нравственного опыта старшеклассников: Автореф. дисс.. канд. пед. наук Текст. / М. М. Ященко. М., 1969. — 28 с.
Заполнить форму текущей работой