Педагогические условия формирования здорового образа жизни у школьников на основе аксиолого-компетентностного подхода
Базируясь на Конституции Российской Федерации, Федеральных законах и других нормативных и правовых актах, а также общепринятых принципах и нормах международного права: Всеобщей декларации прав человека, принятой и провозглашенной резолюцией 217 А (III) Генеральной Ассамблеи от 10 декабря 1948 г. Ратифицированной Российской Федерацией 5 мая 1998 г.- Декларации прав ребенка, провозглашенной… Читать ещё >
Содержание
- ГЛАВА 1. Теоретические основы создания педагогических условий формирования у школьников основ здорового образа жизни при использовании аксиолого-компетентностного подхода
- 1. 1. Использование аксиолого-компетентностного подхода в вопросах формирования ЗОЖ в системе общеобразовательных учреждений
- 1. 2. Здоровье как ценностная категория
- 1. 3. Педагогические способы и средства формирования социально значимых компетентностей и ценности здоровья и здорового питания у школьников различных возрастных групп
- 1. 4. Анализ современных образовательных программ по формированию у учащихся различных возрастных групп установок на
- ЗОЖ
- Выводы по 1 главе
- ГЛАВА 2. Создание и реализация педагогических условий для обучения школьников основам здорового питания на основе аксиолого-компетентностного подхода
- 2. 1. Выбор существующих и создание авторских УМК для педагогов и школьников по проблемам ЗОЖ и здорового питания
- 2. 2. Содержание и способы обучения основам ЗОЖ и здорового питания
- 2. 3. Подготовка педагогических кадров к работе с учащимися по формированию основ здорового питания и мотивации на ЗОЖ
- 2. 4. Апробация в ходе ОЭР педагогических условий обучения школьников основам ЗОЖ и здорового питания на основе аксиолого-компетентностного подхода
- Выводы по 2 главе
- ГЛАВА 3. Результаты апробации педагогических условий для формирования у школьников установок на ЗОЖ на примере обучения здоровому питанию
- 3. 1. Разработка критериальной базы и диагностических материалов для изучения результативности используемых педагогических условий
- 3. 2. Анализ эффективности формирования у учащихся начальной школы социально значимых компетентностей в области здорового питания
- 3. 2. 1. Углубление знаний и формирование социально значимой компетенции учащихся в области правильного питания при обучении по 2-ой части программы
- 3. 2. 2. Основное содержание тестов для оценивания результатов обучения по 2-ой части программы
- 3. 2. 3. Результаты тестирования учащихся начальной школы после обучения по программе «Две недели в лагере здоровья»
- 3. 2. 4. Сравнительный анализ результатов обучения школьников начальных классов по 1 и 2 части программы
3.3. Исследование развивающего эффекта при обучении младших школьников по программе «Разговор о правильном питании». 130 3.3.1. Анализ развивающего эффекта программы для учащихся начальных классов с точки зрения педагогов.
3.4. Анализ использования принципа углубления знаний для формирования социально значимых компетентностей у учащихся по вопросам правильного питания.
3.5. Результаты обучения школьников средней и старшей возрастных групп вопросам здорового питания и ЗОЖ.
3.6. Исследование использования в Нижегородской области образовательных программ по формированию установок и навыков правильного питания и ЗОЖ.
Выводы по 3 главе.
Список литературы
- Акбердиева Д.Ф. Формирование здорового образа жизни у школьников на внеклассных занятиях // Валеология, 2001. № 4. С. 27−30.
- Ананишев В.М., Денисова Т. Н., Сергейчик С. И. Проблемы гражданской социализации учащихся в контексте инновационных процессов в образовании // Инновации в образовании, 2002. № 3. С. 46−62.
- Апанасенко Г. Л., Попова JI.А.Медицинская валеология /Серия «Гиппократ». Ростов н/Д.: Феникс, 2000. 248 с.
- Баранов С.П. Сущность процесса обучения: Учеб. Пособие по спецкурсу для студ. пед. инст. М.: Просвещение, 1981, 143 с.
- Бароненко В.А. Концептуальный подход к проблеме культуры здоровья // Валеология, 2002. № 3. С. 74−78.
- Батракова С.Н. Педагогическое общение как диалог в культуре // Высшее образование в России. 2002, № 4.- С.77−83.
- Батракова С.Н. Педагогическое общение как диалог в культуре // Педагогика, 2002. № 4. С. 27−33.
- Батуев А.С. Психическое и физическое здоровье молоде-жи.//Валеология, 2000, № 1. С. 44−47.
- Байер К., Шенберг Л. Здоровый образ жизни. М., 1997. -368с.
- Безруких М.М. Школа и здоровье // Воспитываем здоровое поколение: материалы II межрегион, конф. (Москва, 3−4 июня 2002 г.). М., 2002. — С. 5−9.
- Безруких М.М. Состояние здоровья современных школьников // Воспитываем здоровое поколение: материалы III межрегион, конф. (Москва, 3−5 июня 2003 г.). М., 2003. — С. 1−3.13.
- Безруких М.М., Филиппова Т. А. Разговор о правильном питании / Рабочая тетрадь для школьников. М.: OJIMA-ПРЕСС Инвест, 2000. — 72 с.
- Безруких М.М., Филиппова Т. А., Макеева А. Г. Две недели в лагере здоровья / Рабочая тетрадь для школьников. М.: ОЛ-МА-ПРЕСС Инвест, 2003. — 12 с.
- Безруких М.М., Филиппова Т. А., Макеева А. Г. Две недели в лагере здоровья / Методическое пособие для учителя. М.: ОЛМА-ПРЕСС Инвест, 2003. — 79 с.
- Безруких М.М., Филиппова Т. А., Макеева А. Г. Разговор о правильном питании / Методическое пособие для учителя. М.: ОЛМА-ПРЕСС Инвест, 2000. — 19 с.
- Беспалько В.П. Слагаемые педагогических технологий. М. Педагогика, 1989, 192 с.
- Бим-Бад Б.М., Петровский А. В. Образование в контексте социализации // Педагогика, 1996. № 1. С. 3
- Богданова О.С. и др. О нравственном воспитании подростков (В помощь кл. руководителя IV VIII кл.). М.: Просвещение, 1974.
- Богданова О.С., Калинина О. Д., Рубцова М. Б. Эстетические беседы с подростками: Книга для учителя. М.: Просвещение, 1987, 192 с.
- Бодалев А.А., Караковский В. А., Новикова JI. И. Психолого-педагогические проблемы воспитания в современных условиях // Педагогика, 1991. № 5. С. 14.
- Бондаревская Е.В. Смыслы и стратегии личностно ориентированного воспитания // Педагогика, 2001. № 1. С. 17−24.
- Бондаревская Е.В. Ценностные основы личностно-ориентированного воспитания // Педагогика, 1995. № 4. С. 2936.
- Бондаревская Е. В, Пивненко П. П. Ценностно-смысловые ориентиры и стратегические направления развития сельской школы // Педагогика, 2002. № 5. С. 52−64.
- Валеев Г. Х. Объект, предмет и тема научного исследования // Педагогика, 2002, № 2. С. 27−31.
- Васильева О.С. Здоровье как проблема образования // Валеология, 2000, № 2. С. 13−14.
- Васильева О.С., Филатов Ф. Р. Здоровье как предмет междисциплинарного исследования : подходы и проблемы // Прикладная психология. 2001, № 5. С. 65−80.
- Вайнер Э.Н. Реформа школьного образования и проблема здоровья учащихся // Валеология, 2002, № 1. С. 13−14.
- Вайнер Э.Н., Магун Т. Я., Панченко М. М. Роль и содержание работы учителя в формировании и обеспечении здоровьяшкольников // Валеология, 2002, № 2. С. 21−24.
- Виноградова Н.Д. Привычка основа нравственного воспитания // Педагогика, 1997, № 5. — С. 91−96.
- Возрастная и педагогическая психология: Учебное пособие для студентов пед. институтов/М.В. Матюхина, Т. С. Михальчик, Н. Ф. Прокина и др. / Под ред. М. В. Гамезо и др. М.: Просвещение, 1984. — 256с.
- Волков Б. Ф. Волкова Н.В. Методы изучения психики ребенка. М., 1994.
- Волков И.П. Много ли в школе талантов? / Новое в жизни, науке, технике. Сер. Педагогика и психология. № 5./М.: Знание, 1989,80 с.
- Волков И.П. Цель одна дорог много: Проектирование процессов обучения: Кн. Для учителя: из опыта работы. М.: Просвещение, 1990, 159 с.
- Воронов В.В. Педагогика школы в двух словах : Конспект-пособие для студентов-педагогов и учителей. М., 1997. С. 8.
- Воспитание будущего учителя: идеи, ценности, ориентации: Учебное пособие/Под ред. JI.B. Загрековой, В. В. Николиной, В. А. Фортунатовой. Н. Новгород: Из-во НГПУ, 2001. — 107с.
- Выготский JI.C. Педагогическая психология. М.: Педагогика, 1991. С. 82.
- Выготский JI.C. Проблемы общей психологии. Собр. Соч. в 6 т. / Под ред. В. В. Давыдова. М.: Педагогика. 1982. Т. 2. 504 с.
- Газман О.С. Ответственность школы за воспитание детей. // Педагогика, 1997. № 4. С. 46.
- Гальперин П.Я. Введение в психологию: Учеб. Пос. для вузов. 4-е изд. М.: Книжный дом «Университет», 2002, 336 с.
- Гальперин П.Я. Психология как объективная наука/ Под ред.
- А.И. Подольского М.: изд-во «Институт практической психологии», 1998, 480 с.
- Гамезо М.В., Домашенко И. А. Атлас по психологии : Информ. -метод, пособие по курсу «Психология человека» М.: Российское педагогическое агенство. 1998. 272 с.
- Гериш А.А. Воспитание здоровой смены : проблемы и перспективы // Школа духовности, 2002, № 3. С. 28−32.
- Гершунский Б.Г. Концепция саморазвития личности в системе обоснования ценностей и целей образования // Педагогика, 2003. № 10. С. 3−6.
- Гладышева О.С. Научные основы теории питания и принципы современных образовательных программ // Воспитываем здоровое поколение: материалы II межрегион, конф. (Москва, 3−4 июня 2002 г.). М., 2002. — С. 25−29.
- Гладышева О.С. Интегративные подходы к формированию школьной образовательной области «Уроки здоровья» // Российское образование: традиции и перспективы. матер, между-нар. науч.-практ. конф. 19−21 мая 1997 г. — Н. Новгород, 1999. -С. 240−242.
- Гладышева О.С., Абросимова И. Ю. Результаты мониторинга внедрения программы «Здоровье и образование» в общеобразовательных учреждениях Нижегородской области // Педагогическое обозрение, № 1, 2000. С. 82−93.
- Гладышева О.С. Научные аспекты школьных учебных программ, реализующих формирование здорового образа жизни // Диалог науки и практики в поисках парадигмы общественного развития России в новом тысячелетии. 4.2 Йошкар-Ола, 2000. -С. 63−65.
- Гладышева О.С. Стратегия организации образовательной области «Уроки здоровья» // Моделирование школы здоровья. -м!, 2000. С. 156−58.
- Гладышева О.С., Алексеева Е. В. Уроки здоровья : Программа интегрированного курса (Средняя ступень общеобразовательной школы -5−7 классы). Н. Новгород: Нижегор. гуманитар, центр, 2003. 23 с.
- Гладышева О.С., Алексеева Е. В. Методические аспекты интегрированного курса «Уроки здоровья и ОБЖ» для средней и общеобразовательной школы // Экологическое образование и воспитание в Нижегородской области. Н. Новгород, 2001. — С. 11−12.
- Грищенко Е.А. К вопросу о формировании здорового образа жизни // Валеология, 2000, № 2. С. 21−22.
- Гурова Р.Г. Социологические проблемы воспитания. М.: Педагогика, 1981. 176 с.
- Гусинский Э.Н., Турчанинова Ю. И., Философия образования. Часть II. Логика образования // Завуч, 2002. № 2. С. 4−25 (из книги «Введение в философию образования». М.: Логос, 2000).
- Давыдов В.В. Проблемы развивающего обучения : Опыт теоретического и экспериментального исследования. М., 1986. -236с.
- Дармодехин С.В. Проблемы развития системы воспитания детей в Российской Федерации // Педагогика, 2001, № 1. С. 10 -17.
- Демакова И.Д. Воспитательная деятельность педагога (междисциплинарный подход) // Классный руководитель, 2002, № 5. С. 97−108.
- Демакова И.Д. Функционально деятельностные характеристики воспитательной деятельности педагога // Классный руководитель, 2002, № 5. — С. 108−124.
- Добротина Н.А. Биология человека. Экология и здоровье (Антропологическая валеология). Нижний Новгород, Изд-во ННГУ им. Н. И. Лобачевского, 1999. 247 с.
- Добротина Н.А., Швец И. М. Введение в экологию человека (Человек и природа, природа самого человека). Нижний Новгород, Изд-во ННГУ им. Н. И. Лобачевского, 1994. 203 с.
- Дьяченко В.К. Организационная структура учебного процесса и ее развитие. М.: Педагогика, 1989, 160 с.
- Дьяченко В.К. Сотрудничество в обучении: о коллективном способе учебной работы: Кн. Для учителя. М.: Просвещение, 1991, 192 с.
- Дьяченко В.К. Общие формы организации процесса обучения. Красноярск: Красноярский университет, 1984, 179 с.
- Закон Российской Федерации «Об образовании» М.: Новая школа, 1992. 62 с.
- Захарова Л.Н., Соколова В. В., Соколов В. М. Профессиональная компетентность учителя и психолого педагогическое проектирование. Учебное пособие. Н. Новгород, Нижегор. гуманитар. центр, 1995. — С. 17−19.
- Зайцев А.Г., Зайцев Г. К. Валеология питания // Валеология, 2002, № 2. С. 61−66.
- Зимняя И. А Характеристика и компонентный состав общей стратегии воспитания // Классный руководитель, 2002, № 5. С. 70−78.
- Зинченко В.П. О целях и ценностях образования // Педагогика, 1997, № 5. С. 3−16.
- Игнатьева Г. А., Волкова В. О., Шишкина О. П. Дидактика развивающего обучения : Практико-ориентированная монография. Н. Новгород: изд-во ННГУ, 1998. 136 с.
- Ильин И.А. Путь к очевидности. М., 1993. С. 300.
- Ильясов И.И., Галатенко Н. А. Проектирование курса по учебной дисциплине : Пособие для преподавателей. М.: Изд. корпорация «Логос», 1994. 208 с.
- Исламов Э.А. Как обеспечить социализацию подростков: предпроектный анализ и проект // Школьные технологии, 2000, № 4. С. 83−87.
- Каган М.С. Философия культуры. СПб.: Петрополис, 1996. -415 с.
- Каган М.С. Философская теория ценностей. СПб. Петрополис. 1997. 205 с.
- Казин Э.М., Федоров А. И., Петухов С. И. Проблема сохранения здоровья и развития учащихся в системе образования в условиях ее модернизации (на примере Кузбасса) // Валеология, 2002. № 2.-С. 10−15.
- Кан-Калик В. К. Учителю о педагогическом общении. М.: Просвещение, 1987. 190 с.
- Карпухин О.И. Молодежь России : особенности социализации и самоопределения // СОЦИУС, 2000. № 3. С. 124−128.
- Кларин М.В. Инновационные модели обучения в зарубежных педагогических поисках. М.: Арена, 1995. 221 с.
- Кларин М.В. Педагогические технологии в учебном процессе1. Знание, 1989. № 4.
- Клименко Н.Ю. Социально-педагогическая компетентность специалистов социальной сферы // Педагогика, 2003. № 2. С. 22−28.
- Климова В.И. Человек и его здоровье. М., 1990.
- Климова В.И. Книга о здоровье. М., 1988.
- Ключникова Г. А. Методика изучения самооценки школьников // Вопросы психологии, 1984. № 1. С. 111−113.
- Ковтун JI.B. Проблема здоровья в учебном процессе // Валео-логия, 2000. № 2. С. 17−18.
- Козлова О.Н. Введение в теорию воспитания : Пособие для преподавателей. М., 1994. С. 7.
- Кожеурова Н. Научить философии нельзя! (Из опыта преподавания) // Высшее образование в России, 2002. № 4. С. 69−77.
- Колбанов В.В., Зайцев Г. К. Валеология в школе. СПб: Санкт-Петербургский государственный университет педагогического мастерства, 1992. 51 с.
- Колков А.И., Барбараш Н. А. О культуре жизни и здоровье // Валеология. 2002, № 2. С. 15−20.
- Колпащикова И.Ф., Киселева Н. Ю. Экология человека : Учебное пособие. Н. Новгород: Изд-во Волго-Вятской академии гос. службы, 2002. — 102с.
- Колтун В.З., Лобыкина Е. Н., Олещенко A.M. Комплексный подход в реализации программы «Разговор о правильном питании» в г.Новокузнецка // Воспитываем здоровое поколение: материалы III межрегион, конф. (Москва, 3−5 июня 2003 г.). -М., 2003. С. 50−52.
- Комиссаров Б.Д. Методологические проблемы школьного биологического образования. М.: Просвещение, 1991. 159 с.
- Кон И. С. Социализация и воспитание молодежи // Новое педагогическое мышление / Под ред. А. В. Петровского. М., 1989. С. 191−205.
- ЮЗ.Копусова В. В. Формирование нравственных ценностных ори-ентаций сельских подростков: Автореф. канд. пед. наук Ярославль, 2000. — 20 с.
- Концепция воспитания учащейся молодежи // Педагогика, 1992. № з4. С. 16.
- Концепция модернизации Российского образования на период до 2010 года // Инновации в образовании, 2002. № 3. С. 4−33.
- Коротов В.М. Воспитательные аспекты педагогического проектирования // Педагогика, 1997. № 5. С. 46−51.
- Кравченко Г. В. Принципы и содержание воспитания достоинства человека // Классный руководитель, 2002. № 5. С. 125 132.
- Краевский В.В. Сколько у нас педагогик?//Педагогика, 1997, № 4.
- Краевский В.В. Воспитание или образование? // Педагогика, 2001. № 3.
- ПО.Кривов Ю. И. О месте понятия «социализация» в современной педагогике // Педагогика, 2003. № 2. С. 11−22.
- Кривченко Т.А. Коммуникативная культура человека как объект специального формирования в воспитании // Классный руководитель, 2002. № 5. С. 132−143.112. «Круглый стол» «Реформирование образования в России» // Педагогика, 1997. № 5. С. 17−41.
- ПЗ.Ксензова Г. Ю. Оценочная деятельность учителя. М.: Педагогическое общество России, 1999.
- Н.Кузнецова M.JI. Валеология практическая культура ноо-сферного мышления и поведения (валеоноосферное воспитание) // Валеология, 2002. № 1. — С. 77−81.
- Кузнецова M. JL, Сорокина С. П. Валеология и смысл жизни // Валеология, 2000. № 1. С. 11−15.
- Куликов В.П. Трехмерная модель здоровья. Сантивность и пативность // Валеология, 2000. № 1. С. 15−21.
- Куликов В.П. Трехмерная модель здоровья. Сантивность и пативность // Валеология, 2000. № 2. С. 23.
- Кульневич С.В. Личностная ориентация методологической культуры учителя // Педагогика, 1997. № 5. С. 108−115.
- Ладодо К.С. Питание школьников // Воспитываем здоровое поколение: материалы III межрегион, конф. (Москва, 3−5 июня 2003). М., 2003. — С. 10−14.
- Лапин Н.И. Модернизация базовых ценностей россиян // СО-ЦИУС, 1996. № 5. с. 3−23.
- Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. 2-е изд. М.: Политиздат, 1977. — 302 с.
- Лернер И.Я. Процесс обучения и его закономерности. М.: Знание, 1980. 96 с.
- Лихачев Б.Т. Педагогика. М.: Педагогика, 1996, С. 83.
- Маврин С. А. Бурмистрова Е.В. Понятие ценности воспитания и его развитие в современной педагогической науке // Понятийный аппарат педагогики и образования: Сб. науч. тр. /
- Отв. Ред. М. А. Галагузова. вып. 3. Екатеринбург: Из-во «СВ-96», 1998. — С. 93−99.
- Макеева А.Г. Особенности социальных установок, связанных со здоровьем, у подростков и взрослых-педагогов //Вестник Нижегородского Университета, 2006 (принято к печати).
- Мальковская Т.Н. Социальная активность старшеклассников. М.: Педагогика, 1988. 139 с.
- Мануйлов Ю.С. Средовой подход в воспитании // Педагогика, 2000. № 7. С. 36−41.
- Мижериков В.А., Ермоленко М. Н. Введение в педагогическую профессию. М.: Педагогическое общество России, 1999. С. 63.
- Мудрик А.В. Воспитание в системе образования : характеристика понятия // Классный руководитель, 2002. № 5. С. 4−11.
- Мудрик А.В. Воспитание в контексте социализации // Классный руководитель, 2002. № 5. С. 79−82.
- Мудрик А.В. Социализация и воспитание подрастающих поколений. М.: Общество «Знание» РСФСР, 1990. 31с.
- Мудрик А.В. Социализация и «смутное время». М.: Знание. 1990. 80 с. (Новое в жизни науки и техники. Сер.: Педагогика и психология. № 3).
- Мудрик А.В. Введение в социальную педагогику : Учебное пособие. Ч. 1. Пенза, 1994. С. 26.
- Мудрик А.В. Социализация и воспитание. М.: Сентябрь, 1997. 96 с.
- Мурашов В.И. Философия здоровья // Школа духовности, 2002. № 3. С. 3−21.
- Мусхелишвили H. JL, Сергеев В. М., Шрейдер Ю. А. Ценностная рефлексии и конфликты в разделенном обществе // Вопросы философии, 1996. № 11. С. 3−22.
- Немов Р.С. Психология : Учеб. для студ. пед. вузов в 3 кн. Кн. 1. Общие основы психологии. М., 1994. 576 с.
- Немов Р.С. Психология : Учеб. для студ. пед. вузов в 3 кн. Кн. 2. Психология образования. М., 1994. 496 с.
- Немов Р.С. Психология : Учеб. для студ. пед. вузов в 3 кн. Кн.З. Экспериментальная педагогическая психология и психодиагностика. М., 1995. 512 с.
- Немцов А.А. Целеполагание как творчество (некоторые традиционные психологические подходы к изучению творческой личности) // Педагогика, 2002. № 4. С. 15−20.
- Немцов А.А. Целеполагание как творчество (некоторые традиционные психологические подходы к изучению творческой личности) // Педагогика, 2002. № 4. С. 15−20.
- Петрова Г. В. Еще раз о необходимости здорового образа жизни // Валеология, 2000. № 2. С. 22.
- Половая социализация ребенка в семье и школе. Экспериментальные программы и дидактические материалы к ним / сост. Л. Г. Татарникова. Ч. 1. СПб: Санкт-Петербургский городской институт усовершенствования учителей, 1992. 49 с.
- Педагогика: учеб. пособие для студ. пед. вузов и педколлед-жей / Под ред. П. И. Пикасистого М.: Российское педагогическое агенство, 1995. 637 с.
- Педагогика: Курс лекций / Под ред. Г. И. Щукиной, Е. Я. Голанта, К. Д. Радиной. М.: Просвещение, 1966.
- Петровский А.В. Личность в психологии: парадигма субъективности. Ростов-на-Дону: Феникс, 1996. 512 с.
- Петровский А.В., Петровский В. А. Категориальная система психологии. // Вопросы психологии, 2000. № 5. С. 3−17.
- Подласый И.П. Педагогика. М., 1996. С. 25.
- Попова А.И. Здоровьесберегающая среда в школе // Образование, 2002. № 4. С. 80−84.
- Проблема здорового питания школьников/ Информационный сборник. М.: Nestle, 2004. — 28 с.
- Психология. Словарь / Под общ. ред. А. В. Петровского, М. Г. Ярошевского. 2-е изд. испр. и допол. М.: Политиздат, 1990. -294 с.
- Реан А.А. Человек как субъект воспитания // Классный руководитель, 2002. № 5. С. 83−96.
- Рожков М.И. Современные концепции воспитания. Ярославль, 2000.
- Российская педагогическая энциклопедия: В 2-х Т. / Под ред: В. В. Давыдова. М.: Большая Российская энциклопедия, 1993. Т. 1.
- Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. СПб.: Питер, 1999. 720 с.
- Рубинштейн С.Л. Проблемы общей психологии. М., 1973. -372 с.
- Рыжаков М.В. Чему учит история (Как не надо реформировать содержание образования) // Стандарты и Мониторинг в образовании, 2001. № 3. С. 20−27.
- Рыжаков М.В. Ключевые компетенции в стандарте : возможности реализации // Стандарты и мониторинг в образовании.1999, № 4.-С. 20−23.
- Рыжова С.В., Шилова JI.H. Педагогические системы, модели и технологии личностно-ориентированного образования : Учебное пособие для спецкурса. Н. Новгород: Нижегор. гуманитар, центр, 1998. — 95 с.
- Селевко Г. К. Технология развития личности школьника // Образование в современной школе, 2002. № 2. С. 29 -37.
- Сериков В.В. Личностно-ориентированное образование // Педагогика, 1994. № 5. С. 16−21.
- Сиземская И.Н. Мировоззрение как ценность образования : Гессен С. И. Зеньковский В.В., Ильн И. А. // Педагогика, 2001. № 1.- С. 63−67.
- Сидоренков А.В. Христианские ценности и социализация молодежи в современной России // Вопросы психологии, 2000. № 5. С. 48−56.
- Скаткин М.Н. Проблемы современной дидактики/ Воспитание и обучение: Биб-ка учителя. М.: Педагогика, 1980, 96 с.
- Скаткин М.Н. Школа и всестороннее развитие детей. Кн. Для учителей и воспитателей. М. Просвещение, 1980.
- Скаткин М.Н., Шацкий С. Т. О всестороннем развитии детей. М.: Знание, 1977, 64 с.
- Сластенин Н.Л. и др. Педагогика. М., 1997. С. 40.
- Сластенин В.А., Чижакова Г. И. Введение в педагогическую аксиологию : Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. М.: Издательский центр «Академия», 2003. — 192 с.
- Сластенин В.А. Аксиологическая основа образования // Ценностные приоритеты общего и профессионального образования: материалы междунар. науч.-практ. конф. Ч. 1. М., 1999. С. 21−26.
- Словарь русского языка: В 4-х т. / Под ред. А.П. Евгенье-вой: АН СССР, Ин-т рус. яз. 2-е изд. М., 1981. С. 215, 560.
- Смирнов А.Т., Мишин Б. И. Формирование здорового образа жизни подростков на уроках ОБЖ. 5−9 классы: Методическое пособие для учителя. М.: Вентана-Графф, 2002. — 112 с.
- Смирнов Н.К. Здоровье сберегающие образовательные технологии в современной школе. М.: Академия АПК и ПРО, 2002. -116с.
- Солдатова Т.А., Васильева О. С. Здоровье и школа // Валеология, 2000. № 2. С. 48−49.
- Сонькин В.Д. Характеристика питания Российских школьников // Воспитываем здоровое поколение: материалы III межрег. конф. (Москва, 3−5 июня 2003 г). М., 2003. С. 3−10.
- Сонькин В.Д., Безобразова В. Н. Школа и здоровье : история и современность // Воспитываем здоровое поколение: материалы V межрегион, конф. (Москва, 2−4 июня 2005 г.). М., 2005. — С. 2−8.
- Соковня-Семенова И. И. Основы здорового образа жизни и первая медицинская помощь. М., 1997. С. 4.
- Степанов Е.Н. Методология моделирования воспитательной системы образовательного учреждения // Педагогика, 2001. № 4.-С. 14−19.
- Стрекозин В.П. Актуальные проблемы начального обучения. Пос. для учителя. М.: Просвещение, 1976, 207 с.
- Суровегина И.Т. Проблема целостного изучения здоровья человека в 12-летней школе // Стандарты и Мониторинг в образовании, 2001. № 3. С. 28 — 32.
- Юдин Б.Г. Здоровье: факт, норма и ценность // Мир психологии 2000. № 1(21). — С. 56.
- Шалаева И.М. Выбираем ценности (социологический опрос). // Образование, 2001. № 6. С. 89−94.
- Шалыпина JI.A. О здоровом образе жизни // Школа духовности, 2002. № 3. С. 22−24.
- Шахов В.И. Психологические основы педагогической науки // Педагогика, 2002. № 4.. с. 9−15.
- Шевцов Е.В. Эстетическое воспитание : пути и проблемы. -М., 1988. С. 13.
- Швец И.М., Алексеева Е. В., Беленов А. Ф., Гладышева О. С. и др. Обеспечение развития образовательной области «Естествознание» : Материалы кафедры естественнонаучного образования НИРО. Н. Новгород: Нижегор. гуманитар, центр, 1998. 180 с.
- Шульц О.Б. Обучение способам деятельности как условие овладение содержанием образовательных стандартов // Стандарты и Мониторинг в образовании, 2001. № 3. С. 28−32.
- Шуман С.Г. Место воспитания в целостном процессе развития личности // Образование в современном мире, 2002. № 4. -С. 27−33.
- Щедровитский Г. П. и др. Педагогика и логика. М.: Касталь, 1993.
- Федорова О.Н. Русская школа и ее принципы // Мир образования, 1995. № 0. С. 75.
- Федоров Б.И., Пермина JI.M. Дидактические проблемы вконтексте методологического обоснования // Педагогика, 2002. № 5.-С. 14−19.
- Философский энциклопедический словарь. М., 1989.
- Формирование социально-активной позиции школьников в условиях взаимодействия социальных и педагогических факторов / Под ред. Т. Н. Мальковской. 1984. 128 с.
- Фридман JI.M., Волков К. Н. Психологическая наука учителю. М.: Просвещение, 1985. — 224 с.
- Часовский А.В. Интегративные методы обучения в преподавании «Психологии здоровья» // Инновации в образовании, 2002. № 3. С. 92−98.
- Чекалов А.Е. Философское осмысление проблемы здоровья в стране // Валеология, 2000. № 2. С. 12−13.
- Чепурных Е.Е. зам. Министра образования РФ — обращение к участникам III Межрегиональной Конференции «Воспитываем здоровое поколение» (3−5 июня 2003) // Воспитываем здоровое поколение: материалы III межрег. конф. (Москва, 3−5 июня 2003 г). М., 2003.
- Черемушкин В.А. Холистическая модель здоровья человека с позиций системного и информационного подходов // Валеология, 2000. № 2. С. 20.
- Чечельницкая С.М., Косарецкий С. Г., Михеева А. А., Соколова О. И., Возвышаева И. В., Шалаева Д. А., Родионов В. А. Результаты аналитического исследования «Обучение жизненным навыкам» // Образование, 2002. № 4. С. 66−79.
- Шиянов Е.В., Котова И. Б. Развитие личности в обучении : Учеб. пособие для студ. пед. вузов. М.: ACADEMIA, 1999. 288 с.
- Щепанский Я.Ю. Элементарные понятия социологии. М.:1. Прогресс, 1969. 240 с.
- Щуркова Н.Е. Воспитание как педагогическое явление / Педагогика: Учеб. пособие для студ. пед. вузов и пед. колледжей / Под ред. П. И. Пидкасистого. М.: Педагогическое общество России, 1998. 640 с.
- Эльконин Д.Б. Психология.развития: Учеб. пособие для сту-д. высш. учеб. завед. М.: Издат. Центр «Академия», 2001. 144 с.
- Юдин Б.Г. Здоровье : факт, норма и ценность // Мир психологии, 2000. № 1(21). С. 56.
- Якиманская И.С. Технология личностно-ориентированного образования. М.: Сентябрь, 2000, 175 с. // Директор школы, 2000, № 7.
- Яцук В.В. Создание эколого-развивающей среды и формирование здорового образа жизни // Школа духовности, 2002. № 3. С. 25−27.иложения