Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Педагогические условия формирования здорового образа жизни у школьников на основе аксиолого-компетентностного подхода

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Базируясь на Конституции Российской Федерации, Федеральных законах и других нормативных и правовых актах, а также общепринятых принципах и нормах международного права: Всеобщей декларации прав человека, принятой и провозглашенной резолюцией 217 А (III) Генеральной Ассамблеи от 10 декабря 1948 г. Ратифицированной Российской Федерацией 5 мая 1998 г.- Декларации прав ребенка, провозглашенной… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА 1. Теоретические основы создания педагогических условий формирования у школьников основ здорового образа жизни при использовании аксиолого-компетентностного подхода
    • 1. 1. Использование аксиолого-компетентностного подхода в вопросах формирования ЗОЖ в системе общеобразовательных учреждений
    • 1. 2. Здоровье как ценностная категория
    • 1. 3. Педагогические способы и средства формирования социально значимых компетентностей и ценности здоровья и здорового питания у школьников различных возрастных групп
    • 1. 4. Анализ современных образовательных программ по формированию у учащихся различных возрастных групп установок на
  • ЗОЖ
  • Выводы по 1 главе
  • ГЛАВА 2. Создание и реализация педагогических условий для обучения школьников основам здорового питания на основе аксиолого-компетентностного подхода
    • 2. 1. Выбор существующих и создание авторских УМК для педагогов и школьников по проблемам ЗОЖ и здорового питания
    • 2. 2. Содержание и способы обучения основам ЗОЖ и здорового питания
    • 2. 3. Подготовка педагогических кадров к работе с учащимися по формированию основ здорового питания и мотивации на ЗОЖ
    • 2. 4. Апробация в ходе ОЭР педагогических условий обучения школьников основам ЗОЖ и здорового питания на основе аксиолого-компетентностного подхода
  • Выводы по 2 главе
  • ГЛАВА 3. Результаты апробации педагогических условий для формирования у школьников установок на ЗОЖ на примере обучения здоровому питанию
    • 3. 1. Разработка критериальной базы и диагностических материалов для изучения результативности используемых педагогических условий
    • 3. 2. Анализ эффективности формирования у учащихся начальной школы социально значимых компетентностей в области здорового питания
      • 3. 2. 1. Углубление знаний и формирование социально значимой компетенции учащихся в области правильного питания при обучении по 2-ой части программы
      • 3. 2. 2. Основное содержание тестов для оценивания результатов обучения по 2-ой части программы
      • 3. 2. 3. Результаты тестирования учащихся начальной школы после обучения по программе «Две недели в лагере здоровья»
      • 3. 2. 4. Сравнительный анализ результатов обучения школьников начальных классов по 1 и 2 части программы

      3.3. Исследование развивающего эффекта при обучении младших школьников по программе «Разговор о правильном питании». 130 3.3.1. Анализ развивающего эффекта программы для учащихся начальных классов с точки зрения педагогов.

      3.4. Анализ использования принципа углубления знаний для формирования социально значимых компетентностей у учащихся по вопросам правильного питания.

      3.5. Результаты обучения школьников средней и старшей возрастных групп вопросам здорового питания и ЗОЖ.

      3.6. Исследование использования в Нижегородской области образовательных программ по формированию установок и навыков правильного питания и ЗОЖ.

      Выводы по 3 главе.

Педагогические условия формирования здорового образа жизни у школьников на основе аксиолого-компетентностного подхода (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность исследования. Основные тенденции развития отечественного образования на рубеже XX и XXI столетий обусловлены значительными социокультурными изменениями в российском обществе. Педагогика современного периода отражает процесс становления новой образовательной парадигмы, связанной с гуманизацией, гуманитаризацией обучения и воспитания, с личностно-ориентированным образованием учащихся, что позволяет оптимально сочетать социально-культурный опыт (образовательный стандарт) и личностный опыт, приобретенный в общении и деятельности (А.Г. Асмолов, М. С. Каган, А. В. Петровский, Ю. В. Сенько, В. В. Сериков и др.).

Вместе с тем глубокие социальные изменения в нашей стране привели к значительному ухудшению как социального положения взрослого населения и детей, и вслед за этим к резкому падению здоровья у населения, детей и подростков. По данным Минздрава, за последние 10 лет число школьников с хронической патологией возросло в 1,5 раза. Распространенность хронических болезней среди учащихся начальной школы увеличилось в 1,4, а среди школьников подростков — в 2,1 раза. Только 30% школьников относится к числу здоровых, 50% имеют ту или иную патологию, около 20% имеют хронические заболевания. Результаты последнего мониторинга школ РФ (1300 школ из 79 регионов, 70 тыс. учащихся), показали, что от 1 к 10 классу в два раза увеличивается число детей с заболеваниями сердечно-сосудистой системы, желудочно-кишечного тракта, заболевания зрения и слуха. Особо отмечается увеличение в пять раз числа детей с заболеваниями эндокринной системы.

Здоровье ребенка, его социально-психологическая адаптация, нормальный рост и развитие во многом определяются средой, в которой он живет. Для ребенка от 6 до 17 лет в значительной мере этой средой является школа, т.к. более 70% времени его активности в течение дня связаны именно с ней. По оценкам специалистов Института возрастной физиологии РАО (М.М. Безруких, 2005), от 20 до 40% негативных влияний, ухудшающих здоровье детей школьного возраста, связано с образовательными учреждениями разного типа. Это же подтверждается и другими авторами (В.Ф. Базарный, А. К. Демин, Е. П. Усанова и др.). Сила влияния этих факторов усугубляется комплексным и системным действием в течение длительного и непрерывного времени (10−11 лет), пока ученик находится в стенах образовательного учреждения. Опасность усиливается кумулятивным (накопительным) действием в течение ряда лет. К числу школьных факторов риска (ШФР) среди причин специалисты Института возрастной физиологии относят отсутствие системной работы по формированию ценности здоровья и здорового образа жизни, так как особой проблемой для школьников и подростков стали социально зависимые заболевания, такие как наркомания, венерические заболевания, проблемы ВИЧ-инфицирования, школьная дезадаптация и связанные с ней ситуации дивиантного поведения. Большинство из этих заболеваний появляются в связи с не знанием или слабым владением населением вопросами сохранения и укрепления собственного здоровья и здоровья окружающих. Хотя декларативно эта проблема в системе школьного образования поднималась неоднократно (Г.Л. Апанасенко, JI.A. Попова и др.), но в большинстве случаев систематическая работа по формированию основ ЗОЖ отсутствует. Такое направление деятельности можно рассматривать как одно из важнейших в сохранении и укреплении здоровья подрастающего поколения и как один из факторов профилактической работы школы.

Базируясь на Конституции Российской Федерации, Федеральных законах и других нормативных и правовых актах, а также общепринятых принципах и нормах международного права: Всеобщей декларации прав человека, принятой и провозглашенной резолюцией 217 А (III) Генеральной Ассамблеи от 10 декабря 1948 г. Ратифицированной Российской Федерацией 5 мая 1998 г.- Декларации прав ребенка, провозглашенной резолюцией 1386 (XIV) Генеральной Ассамблеи от 20 ноября 1959 г.- Всемирной декларацией об обеспечении выживания, защиты и развития детей, провозглашенной ООН 30 сентября 1990 г. в г. Нью-ЙоркеДекларации и плане действия «Мир, пригодный для жизни детей», принятой резолюцией S — 27/2 специальной сессией Генеральной Ассамблеи ООН от 10 мая 2002 г. и утвержденной 16.09.03. Федеральных законах: от 30 марта 1995 г. № 38-Ф3- от 30 марта 1999 г. № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" — от 13 января 1996 г. № 12-ФЗ «Об образовании" — от 24 июня 1996 г. № 120-ФЗПостановление Правительства РФ от 1 мая 1996 г. № 540- Приказы Мин-здравмедпрома РФ от 16 августа 1994 г. № 170 и Минздрава СССР от 5 сентября 1988 г. № 690) — Национальной доктриной образования РФ на период до 2025 года, Законе РФ «Об образовании» (в редакции изменений и дополнений, учтенных постановлением Конституционного Суда РФ от 24 октября 2000 № 13-П).

В Законе Российской Федерации «Об образовании», Национальной Доктрине развития образования в Российской Федерации до 2025 года и в Федеральной программе развития образования, Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года и других документах, в качестве ведущих выделяются задачи сохранения здоровья, оптимизации учебного процесса, разработка здоровьесберегающих технологий и формирование ценности здоровья и здорового образа жизни. Несмотря на происходящие практически каждые 10−15 лет перманентные реформы образования, одна проблема пока остается неизменной — охрана и укрепление здоровья детей, создание нормальных условий для их роста и развития (М.М. Безруких, 2003).

Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года", определяющая стратегию развития образования, предусматривает мероприятия по сохранению и укреплению здоровья обучающихся, но все они больше касаются организационной стороны учебно-воспитательного процесса, либо организации досуговой деятельности и процедуры организации школьного питания. Однако, несмотря на то, что это направление является одним из важнейших, проблема формирования у школьников установок на здоровье и ЗОЖ данным документом не регламентируется.

В Нижегородской области данные проблемы сохранения и укрепления здоровья подрастающего поколения решаются в ходе реализации областной программы «Здоровье и образование», которая была принята в 1998 г. и «действует» по настоящее время под патронажем губернатора. Одним из ключевых направлений этой программы является обучение школьников основам ЗОЖ в рамках школьных интегрированных курсов, которые позволяют дать не только знания, но и сформировать мировоззрение учащихся на основе здоровья как ценностной категории высокого иерархического ранга. Вместе с тем важно, чтобы эти ценности и знания были не только присвоены учащимися, и стали основой их соответствующего поведения.

Анализ вариативных курсов, предлагаемых региональными авторскими коллективами (Москва, Санкт-Петербург, Самара и др.) показал, что они имеют локальный характер и не обеспечивают в полной мере решение вопросов формирования установок на здоровье, ЗОЖ и здоровое питание. Кроме того, для реализации этих программ не разработаны методология решения этой проблемы и не определены педагогические условия их реализации.

С учетом этих противоречий была определена тема данного исследования, цель которого сформулирована следующим образом:

Цель исследования: разработать и апробировать педагогические условия формирования у учащихся разного возраста установок на ЗОЖ на основе аксиолого-компетентностного подхода (на примере обучения основам здорового питания).

Объект исследования: педагогические условия для формирования у школьников основ здорового питания и ЗОЖ.

Предмет исследования: процесс реализации педагогических условий по формированию социально-значимых компетентностей в области здорового питания и ЗОЖ у школьников разных возрастных групп.

Гипотеза исследования: формирование здорового образа жизни у школьников будет успешным, если будут реализованы педагогические условия, опирающиеся на аксиолого-компетентностный подход, включающие в себя: обучения основам ЗОЖ на примере обучения здоровому питанию с использованием программ с учетом особенностей аксиолого-компетентностного подходасистему обучения педагоговс разработанными методическими рекомендациями и материалами для обучения школьниковмониторинговые исследования для определения успешности использования предлагаемых педагогических условий и коррекции педагогического процесса.

Задачи исследования:

1. Теоретически обосновать роль аксиолого-компетентностного подхода в разработке педагогических условий для обучения учащихся основам ЗОЖ на примере обучения здоровому пи-Ik1 танию. Уточнить и дополнить понятия: аксиологокомпетентностный подход, здоровье, ЗОЖ, здоровое питание.

2. Проанализировать имеющиеся и разработать авторские образовательные программы и определить технологические приемы для их реализации на примере программ в области здорового питания.

3. Разработать и апробировать совокупность педагогических условий, включающих подготовку педагогов, педагогические средства и способы анализа результативности обучения, экспериментально их апробировать.

4. Апробировать комплекс диагностических методик, позволяющих определить уровень сформированности представлений о ценности здоровья и об основных принципах здорового питания и ЗОЖ у школьников разных возрастных групп.

Методологической основой исследования являются аксиологический подход (М.С. Каган, 1997; В. В Николина, 2001, 2002; В. А } Сластенин, 1997, 1999, 2000), а также общеметодологические принципы наукифилософские положения о диалектическом познании явлений в их взаимосвязиосновы культурологического подходов в образованиипринцип гуманизации, гуманитаризации и демократизации образованияличностно-ориентированный подход как методологический принцип педагогического исследования (И.П. Волков, 1989, 1999; П. Я. Гальперин, 1998; А. Н. Леонтьев, 1997; С. Л. Рубинштейн, 1973, 1999) — теория о ведущей роли деятельности и общения в развитии личностиособенности психического развития детей разных возрастных групптеория системного подхода к организации педагогического процесса (Б.С. Гершунский, 1997, 2003; и др.), а 1 также компетентностный подход (М.Н. Еременко, 1999; Д. А. Иванов,.

•2003; В. А. Мижериков, 1999; К. Г. Митрофанов, 2003; О. В. Соколова, > 2003; М. В. Рыжаков, 1998, 1999, 2001; А. В. Хуторской, 2002).

Теоретическими основами исследования являются отечественная психологическая теория о личности как субъекте деятельности и сознания (К.А. Альбуханова-Славская, 1980; А. Н. Леонтьев, 1997; А. В. Петровский, 1996; С. Л. Рубинштейн, 1973, 1999) — положения зарубежных гуманистических направлений теории личности о роли самопознания и самоопределения в личностной реализации (Р. Берне, К. Роджерс, С. Френе) — теории социально-ориентированного и личностно-ориентированного образования (Е.В. Бондаревская, 1995, 1997, 2001; С. В. Кульневич, 1997, 2001; В. В. Сериков, 1994; В. А. Сластенин, 1997, 1999, 2000; и др.) — научные труды по проблемам здоровьесбережения (О.С. Васильева, 2000, 2001; Э. М. Казин, 2002; С. И. Петухов, 2002; Н. К. Смирнова, 2001, 2002; Т. А. Солдатова, 2000; А. И. Федоров, 2002) — педагогов (О.С. Богдановой и др., 1974, 1987) — медиков (Г.К. Зайцев, В. В. Колбанов, 1992, 1994,1997) и физиологов (М.М. Безруких, 2002; О. С. Гладышевой, 2000, 2002; Г В. Д. Сонькин, 2002, 2003).

При определении теоретических и организационно-методических подходов к осуществлению формирования установок на здоровое питание и ЗОЖ у школьников разных возрастных групп были учтены и использованы: психологические основы усвоения знаний (М.Н. Скаткин, 1977, 1980, 1984) — педагогические основы формирования НП (С.П. Баранов, 1981; В. П. Стрекозин 1976; и др.) — позиция о триединстве категорий знания, умения и опыта ценностных ориентацийположения о ценностных ориентациях личности (Б.Т. Лихачев, 1995, 1996; В. В. Николина, 2001, 2002; В. А. Сластенин, 1999, 2000, 2004; и др.) — характеристики социализации лично* сти (Г.М. Андреева, 1997; И. С. Кон, 1988, 1989; А. В. Мудрик, 1990,.

1997, 2002; и др.) — теория социальных взаимодействий в учебной деятельности (В.К. Дьяченко, 1984, 1989, 1991; В.А. Кан-Калик, 1987; Г. А. Цукерман, 2001) — вопросы конкретизации цели обучения (В.П. Беспалько, 1989; М. В. Кларин, 1989, 1994, 1995) — теория дея-тельностного подхода (Г.П. Щедровитский, 1993) — научные теории рационального питания ученых Института физиологии РАН (A.M. Уголев, 1980; и др.) и ученых Институтов питания РАМН (И.Я. Конь, 2001; К. С. Ладодо, 2001; А. Н. Мартинчик, 2003), труды ведущих возрастных физиологов (М.М. Безруких, В. Д. Сонькин, 2002).

Методы исследования. Для решения поставленных задач использовались научные методы теоретического исследования (анализ научной литературы, обобщение, систематизация, классификация, аналогия, синтез) — методы эмпирического исследования (педагогическое наблюдение, беседы, анкетирование, диагностирование, педагогический эксперимент, качественный и количественный анализ его результатов) — методы статистической обработки.

• Сопоставительный: аналитико-синтетическое рассмотрение научно-методической, психолого-педагогической литературы, материалы научно-практических конференций разного уровня по теме ис следованияметод системного анализа, сравнения и сопоставления учебных программ и пособий по направлению исследования.

• Социологический: анализ, сравнение, сопоставление и обобщение результатов наблюдений, тестирование и анкетирование, собеседования, системный анализ документации.

• Социально-педагогический анализ: анализ, синтез и обобщение опыта работы педагогов-новаторов, собеседования с детьми и учителями, родителямипедагогические наблюдения за детьми разных возрастных групп.

• Экспериментальный: педагогический эксперимент.

• Аналитический: качественный и количественный (статистический анализ результатов на основе общепринятых статистических мето-' дов) методы обработки результатов педагогического эксперимента.

Понятийно-категориальная основа исследования. Ведущими категориями нашего исследования являются понятия: «ценности», «компетентность», «аксиолого-компетентностный подход», «социализация», «здоровье», «здоровый образ жизни», которые понимаются нами следующим образом:

Ценности — специфически социальные определения объектов окружающего мира, выявляющие их положительное или отрицательное значение для человека и общества (Жизнь, Здоровье, духовность, Здоровье природы, благо, добро и зло, прекрасное и безобразное, заключенные в явлениях общественной жизни и природы) [Философский словарь/под ред. И. Т. Фролова. 5-е изд. — М.: Политиздат, 1986 — с. 534, 590 е.].

Аксиология — учение о ценностях.

Компетенция — совокупность взаимосвязанных качеств личности (знаний, умений, навыков, способов деятельности), задаваемых по отношению к определенному кругу предметов и процессов и необходимых для качественной продуктивной деятельности по отношению к ним.

Компетентность — в общем смысле понимают личные возможности должностного лица, его квалификацию (знания, опыт), позволяющие принимать участие в разработке определенного круга решений или решать самому вопрос благодаря наличию у него определенных знаний, навыков [Мижериков В.А., Ермоленко М. Н.

Введение

в педагогическую профессию. М.: Педагогическое общество России, 1999, стр.63].

Компетентности представляют собой многоплановые и многоструктурные характеристики качества подготовки обучающихся, оценка которых не может быть в полной мере стандартизирована.

Компетентность — владение, обладание человеком соответствующей компетенцией, включающей его личностное отношение к ней и предмету деятельности.

Компетентность — это характеристика, даваемая человеку в результате оценки эффективности/результативности его действий, направленных на разрешение определенного круга значимых для данного общества задач/проблем [Д.А. Иванов, К. Г. Митрофанов, О. В. Соколова, 2003].

Компетентностный подход — это подход, акцентирующий внимание на результате образования, причем в качестве результата рассматривается не сумма усвоенной информации, а способность человека действовать в различных проблемных ситуациях.

Принцип аксиологичности (принцип ценностной ориентации) -включает формирование у детей и молодежи мировоззрения, основанного на понятиях об общечеловеческих ценностях, привлекательности здорового образа жизни, законопослушности, уважении к личности, государству, окружающей среде и др., которые являются ориентирами и регуляторами их поведения.

Аксиологический подход — методологический инструментарий •педагогики, раскрываемый как система норм, правил, идеалов, ценностей, регулирующий взаимодействие в педагогической сфере и оказывающий влияние на становление в ней «отношенческого» компонента.

Аксиолого-компетентностный подход — соединение умения прагматически действовать, ориентируясь на систему ценностей.

Социализация — онтогенетически обусловленный, осуществляемый в деятельности и в общении процесс и результат усвоения и активного воспроизводства индивидом социального опыта [Краткий психологический словарь/Сост. J1.A. Карпенкопод. общ. ред. А. В. Петровского, М.Г.'Ярошевского. — М.: Политиздат, 1985. — с.332, 431с.].

Социализация понимается как процесс и результат включения растущего человека в общество благодаря усвоению и более или менее активному воспроизводству личностью социального опыта, исторически накопленной культуры (Б.М. Бим-Бад, А. В. Петровский, 1996).

Здоровье — состояние полного физического, душевного, духовного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней или физических недостатков" (ВОЗ).

Здоровье — способность человека приспосабливаться к окружающей среде с учетом собственных возможностей, противостоять внешним и внутренним воздействиям, болезням и повреждениям, сохранять себя, расширять свои возможности, т. е. обеспечивать свое благополучие.

Здоровье — такое естественное состояние организма, при котором функции его органов и систем уравновешены с внешней средой и отсутствуют какие — либо болезненные изменения, когда жизнь и деятельность выливаются в гармоническую реализацию всех возможностей и качеств человека и как личности, и как живого существа.

Здоровье — как ценностная категория.

Образ жизни — социальная категория, включающая качество, уклад и стиль жизни>

Образ жизни — это способ существования, основанный на взаимодействии между условиями жизни и конкретными моделями поведения индивида (ВОЗ).

Здоровый образ жизни — это индивидуальная система поведения Человека, обеспечивающая ему физическое, душевное, духовное $ и социальное благополучие в реальной окружающей среде (природной, техногенной, социальной) и активное долголетие.

Рациональное или Здоровое питание — питание, направленное на восполнение затрат питательных веществ, необходимых человеку для обеспечения нормальной жизнедеятельности.

Опытно-экспериментальная работа. В ходе педагогического эксперимента исследование проводили на базе 12 общеобразовательных школ 12 районов г. Нижнего Новгорода и Нижегородской области: №№ 4, 44, 62, 66, 72, 129, 135, Ильино-Заборской Семеновского района и др. (более 991 учащихся разных возрастных групп). В анкетировании после обучения по программе для старшеклассников приняли участие учащиеся 6 районов: Павловского (424 чел.), Городецкого (25 чел.), Уренского (74 чел.), Сергачского (10 чел.), Кстов-ского (28 чел.), Борского (189 чел.). Общее количество участвовавших в эксперименте: 1741 учащихся, 43 учителя, обучение в ходе квалификационных курсов прошли более 2000 педагогов. > Научная новизна исследования состоит в том, что: i.

— теоретически обоснована целесообразность использования ак-сиолого-компетентностного подхода для создания педагогических условий при формировании у школьников основ здорового питания и ЗОЖ;

— разработаны и апробированы педагогические условия для реализации этих образовательных программ, отработан алгоритм внедрения педагогических условий в практику школ Нижегородской области;

— теоретически и экспериментально подтверждена эффективность использования педагогических условий для авторских образоf вательных курсов, базирующихся на аксиолого-компетентностном подходе, а также введение в школьную практику интегрированных предметов, направленных на формирование основ ЗОЖ на примере обучению здоровому питанию;

— выбраны учебные материалы других и разработаны авторские программы и УМК для реализации поставленных задач;

— созданы и апробированы программы курсов для подготовки педагогов, работающих по этим программам;

— разработаны и апробированы критерии оценки эффективности образовательного процесса по формированию установок на ЗОЖ у учащихся различных возрастных групп;

Теоретическая значимость исследования заключается в том, что уточнены научно-теоретические представления о аксиолого-компетентностном подходе в применении к образовательным программам по формированию ЗОЖопределена совокупность педагогических условий, эффективных для формирования установок на ЗОЖ у школьников различных возрастных группсоздан алгоритм внедрения педагогических условий для реализации образовательных программ по формированию ЗОЖразработан учебно-методический комплекс, состоящий из программы курса «» Уроки здоровья" и ОБЖ" для учащихся средней и старшей ступени и методических материалов для учителясоздан комплекс диагностических материалов и разработана технология способов оценивания, позволяющих определить эффективность предлагаемых педагогических условий.

Практическая значимость исследования основана на том, что результаты исследования внедрены и используются в общеобразовательных учреждениях на территории Нижегородской области и в ряде других областей Российской Федерации, так технология оценивания эффективности педагогических условий для реализации программы авт. акад. М. М. Безруких и др. «Разговор о правильном питании» используются в образовательном пространстве Пермской, I* Томской областей. Внедрены в практику работы НИРО программы курсов и спецкурсов для учителей, желающих работать по проблеме формирования основ ЗОЖ, а также программа Педагогической мастерской для школ, проводящих ОЭР по проблемам ЗОЖ.

Основные этапы исследования. Исследование проводилось в три этапа.

На первом этапе (1993 — 1998 гг.) — теоретико-поисковом изучалась научная и учебно-методическая литература, анализировался и обобщался отечественный педагогический опыт по формированию основ здорового питания и ЗОЖ у школьников разных возрастных групп, была обоснована актуальность и практическая значимость проблемы исследования, сформулирована гипотеза.

На втором этапе (1999 — 2003 гг.) — теоретико-методологическом и опытно-экспериментальном, с целью проверки гипотезы, был в соавторстве с О. С. Гладышевой (2002) разработан учебно-методический комплекс по формированию основ здорового i питания и ЗОЖ на основе аксиолого-компетентностного подходаразработаны и апробированы педагогические условия по реализации этого комплекса: интегрированная программа «» Уроки здоровья" и ОБЖ" для школьников средней ступени, методические материалы для учителя и дидактические материалы для учителяорганизована опытно-экспериментальная работа, проведен констатирующий эксперимент, а также ОЭР с использованием программы начальной школы «Разговор о правильном питании» и «Две недели в лагере здоровья» (акад. М. М. Безруких и др.).

На третьем этапе (2003 — 2006 гг.) — контрольном — осуществлялось теоретическое обобщение, систематизация эмпирического ^ материала, статистическая обработка результатов опытноэкспериментального исследования, их анализ, коррекция программ и ^ разработка алгоритма внедрения педагогических условий в практику деятельности школ, литературное оформление текста диссертации, публикация статей по данной теме и внедрение результатов исследования в практику Нижегородской области.

Достоверность и обоснованность результатов исследования обеспечена использованием научной методологии, теоретических и эмпирических методов исследования, их адекватностью задачам исследования, целенаправленным анализом и обобщением результатов опытно-экспериментальной работы, успешным внедрением результатов исследования в практику общеобразовательных школ Нижегородской области. Экспериментальное исследование осуществлялось в 12 школах 12 районов Нижегородской области, в непосредственной работе автора исследования с учителями (43 человека, обучение в ходе квалификационных курсов прошли более 2000 педагогов), руководителями школ и школьниками (1741 чел.).

Программа «» Уроки здоровья" и ОБЖ" для среднего звена име-> ет сертификат экспертного совета Нижегородского института развития образования, сертифицированы также программные материалы по курсам повышения квалификации для учителей, работающих с учащимися разных возрастных групп.

Апробация и внедрение результатов исследования. Теоретические позиции и результаты исследования были доложены и обсуждены в ходе участия на региональных, межрегиональных, Всероссийских научно-практических конференциях в г. Н. Новгороде (1995, 1997, 1998, 1999, 2003, 2005) — на 3, 4, 5 и 6-й Межрегиональных конференциях «Воспитываем здоровое поколение» в г. Москве (2003, 2004, 2005, 2006) — Международной научной конференции 1 «Физиология развития человека» (2004) в г. Москве, Всероссийской.

— «Проблемы и перспективы социально-психологической и половозрастной адаптации детей и подростков „Человек. Культура. Здоровье“ (1997) в г. МосквеМеждународной научно-практической конференции „Ребенок и север“ Проблемы и перспективы формированияздоровья детей и молодежи в экстремальных условиях среды обитания» в г. Мурманске (1999) — Межрегиональной научно-практической конференции «Проблемы экологического образования» в г. Рязани (1998) — Всероссийской научно-практической конференции «Младший школьник: Воспитание, развитие» в г. Ульяновске (2003).

Положения, выносимые на защиту:

1. Совокупность педагогических условий, направленных на формирование у учащихся установок на ЗОЖ на примере обучения здоровому питанию, основанных на аксиолого-компетентностном подходе, включающие: авторские обучающие программы, современные интерактивные педагогические технологии обучения, подготовку педагогов, учебноi методические комплексы для педагогов и школьников, систему предварительной подготовки педагогов и сопровождение практической деятельности педагогов, критериальную базу для оценивания результативности.

2. Разработка, апробация и внедрение педагогических условий, направленных на совершенствование системы образования в области ЗОЖ на основе обучения здоровому питанию для учащихся начальной, средней и старшей ступени в образовательных учреждениях, способствовал формированию социально-бытовой компетентности у школьников.

3. Использование современных интерактивных технологий: тренинговые занятия, «мозговой штурм», «технология критического мышления», игровые формы и т. д. для учащихся различных возрастных групп, основанных на деятельност-ном подходе, обеспечивают реализацию компетентностных установок в обучении.

4. Разработанные критериальные подходы и технология оценивания эффективности формирования установок на здоровье, ЗОЖ и здоровое питание, позволяют оценить эффективность изменений мировоззренческих взглядов и обучен-ность школьников, уровень знаний, их социально-бытовую компетентность в вопросах рационального питания.

5. Разработанная в ходе нашего исследования система учебных курсов для педагогов по использованию образовательных программ для школьников средней и старшей ступени и образовательной программы «Разговор о правильном питании» 1 и 2 части (авт. акад. М. М. Безруких и др.) для начальной школы внедрена на территории Нижегородской области.

Общие выводы:

1. Обоснована важность и эффективность разработанных педагогических условий с использованием аксиолого-компетентностного подхода для успешного формирования у школьников установок на ЗОЖ на примере обучения здоровому’питанию.

2. Уточнены понятия: аксиолого-компетентностный подход, здоровье, ЗОЖ, здоровое питаниетеоретическое обоснование их использования при разработке педагогических условий формирования у учащихся разного возраста установок на ЗОЖ.

3. Определены и обоснованы основные характеристики педагогических условий, такие как критерии выбора соответствующих образовательных программ, интерактивных методических приемов их реализации, условий обучения и сопровождения деятельности педагогов, и критериев оценки результатов сформированности у учащихся показателей обученности, ценностных ориентиров и социальной компетентности в вопросах ЗОЖ и здорового питания.

4. Создана система подготовки педагогов для использования учебных программ для школьников различных возрастных групп по вопросам ЗОЖ и здоровому питанию.

5. Создан комплекс диагностических методик в ходе апробации педагогических условий, позволяющий определить уровень сформированности у школьников ценностных ориентиров на здоровье, и социальной компетентности в вопросах здорового питания.

6. Определены критерии социальной компетентности учащихся в вопросах здорового питания на основе научной теории рационального питания такие как:

• понимание важности сбалансированности рациона;

• устойчивое понимание зависимости состояния здоровья от правильного питания;

• знание и использование в рационе основных продуктов питания, необходимых для его разнообразия;

• регулярное употребление сырых фруктов и овощей, молочных и молочнокислых продуктов;

• соблюдение режима и гигиенических правил при приеме пищи.

7. Отмечен развивающий эффект использования образовательных программ у младших школьников в ходе педагогического эксперимента, заключающийся в появлении устойчивых коммуникативных навыков и интеллектуальных новообразований. Выявлено" влияние возрастных особенностей школьников на их восприимчивость к образовательным курсам по ЗОЖ и изменение их привычек в области питания.

8. Педагогические условия, разработанные в ходе настоящего исследования, успешно реализуются в образовательном пространстве Нижегородской области, что подтверждено результатами мониторинговых исследований, свидетельствующими о более высоком рейтинге использования тех программ в школах в области, к которым эти условия были разработаны нами.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

:

В результате проведенного исследования получила подтверждение гипотеза, согласно которой эффективность формирования ценностных установок на ЗОЖ на примере социально-бытовой компетентности в вопросах здорового питания у школьников разных возрастных групп достигается при создании и реализации Педагогических условий обучения, выстроенных на основе аксиолого-компетентностного подхода. Обращение к аксиолого-компетентностному подходу позволяет изменять не только мировоззренческие установки детей, а также дает возможность менять их поведение в направлении ЗОЖ, что может свидетельствовать о приобретении социальной компетентности в этих вопросах.

В результате исследований отмечено, что младшие школьники более легко принимают знания и изменяют характер своего питания по сравнению с подростками. Поэтому нами рекомендовано начинать обучение по формированию социально значимой компетентности в области здорового питания с первой ступени, т. е. с момента поступления ребенка в школу, а затем продолжать его на следующих его этапах на основе концентрических программ.

Выбор программ и содержания обучения должен осуществляться комплексно с учетом современных личностно-ориентированных методик преподавания, деятельностного подхода к организации учебных занятий, что также будет способствовать повышению компетентности в области ЗОЖ, а значит более успешной социализации современных детей и подростков. Практика применения конкретных образовательных программ в области ЗОЖ в общеобразовательных учреждений Нижегородской области демонстрирует, что их успешность зависит на прямую от создания соответствующих педагогических условий. Это доказано масштабными мониторинговыми исследованиями, проведенными в рамках областной программы «Здоровье и образование».

Выполненное исследование является, на наш взгляд, актуальным вкладом в развитие образовательного направления, связанного с формированием культуры здоровья у подрастающего поколения, что важно в связи с принятием Доктрины национальных проектов президента по образованию и здравоохранению. Наша работа определяет следующие направления дальнейшего поиска в решении рассматриваемой проблемы:

— созданные педагогические условия по формированию у учащихся установок на ЗОЖ на примере здорового питания, могут явиться предпосылкой для организации работы по формированию культуры здоровья в целом;

— подходы, использованные при создании критериальной базы для оценки сформированности социальной компетентности в области здорового питания, могут быть применены для разработки критериальной базы более широкого изучения проблемы.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Д.Ф. Формирование здорового образа жизни у школьников на внеклассных занятиях // Валеология, 2001. № 4. С. 27−30.
  2. В.М., Денисова Т. Н., Сергейчик С. И. Проблемы гражданской социализации учащихся в контексте инновационных процессов в образовании // Инновации в образовании, 2002. № 3. С. 46−62.
  3. Г. Л., Попова JI.А.Медицинская валеология /Серия «Гиппократ». Ростов н/Д.: Феникс, 2000. 248 с.
  4. С.П. Сущность процесса обучения: Учеб. Пособие по спецкурсу для студ. пед. инст. М.: Просвещение, 1981, 143 с.
  5. В.А. Концептуальный подход к проблеме культуры здоровья // Валеология, 2002. № 3. С. 74−78.
  6. С.Н. Педагогическое общение как диалог в культуре // Высшее образование в России. 2002, № 4.- С.77−83.
  7. С.Н. Педагогическое общение как диалог в культуре // Педагогика, 2002. № 4. С. 27−33.
  8. А.С. Психическое и физическое здоровье молоде-жи.//Валеология, 2000, № 1. С. 44−47.
  9. К., Шенберг Л. Здоровый образ жизни. М., 1997. -368с.
  10. М.М. Школа и здоровье // Воспитываем здоровое поколение: материалы II межрегион, конф. (Москва, 3−4 июня 2002 г.). М., 2002. — С. 5−9.
  11. М.М. Состояние здоровья современных школьников // Воспитываем здоровое поколение: материалы III межрегион, конф. (Москва, 3−5 июня 2003 г.). М., 2003. — С. 1−3.13.
  12. М.М., Филиппова Т. А. Разговор о правильном питании / Рабочая тетрадь для школьников. М.: OJIMA-ПРЕСС Инвест, 2000. — 72 с.
  13. М.М., Филиппова Т. А., Макеева А. Г. Две недели в лагере здоровья / Рабочая тетрадь для школьников. М.: ОЛ-МА-ПРЕСС Инвест, 2003. — 12 с.
  14. М.М., Филиппова Т. А., Макеева А. Г. Две недели в лагере здоровья / Методическое пособие для учителя. М.: ОЛМА-ПРЕСС Инвест, 2003. — 79 с.
  15. М.М., Филиппова Т. А., Макеева А. Г. Разговор о правильном питании / Методическое пособие для учителя. М.: ОЛМА-ПРЕСС Инвест, 2000. — 19 с.
  16. В.П. Слагаемые педагогических технологий. М. Педагогика, 1989, 192 с.
  17. Бим-Бад Б.М., Петровский А. В. Образование в контексте социализации // Педагогика, 1996. № 1. С. 3
  18. О.С. и др. О нравственном воспитании подростков (В помощь кл. руководителя IV VIII кл.). М.: Просвещение, 1974.
  19. О.С., Калинина О. Д., Рубцова М. Б. Эстетические беседы с подростками: Книга для учителя. М.: Просвещение, 1987, 192 с.
  20. А.А., Караковский В. А., Новикова JI. И. Психолого-педагогические проблемы воспитания в современных условиях // Педагогика, 1991. № 5. С. 14.
  21. Е.В. Смыслы и стратегии личностно ориентированного воспитания // Педагогика, 2001. № 1. С. 17−24.
  22. Е.В. Ценностные основы личностно-ориентированного воспитания // Педагогика, 1995. № 4. С. 2936.
  23. Бондаревская Е. В, Пивненко П. П. Ценностно-смысловые ориентиры и стратегические направления развития сельской школы // Педагогика, 2002. № 5. С. 52−64.
  24. Г. Х. Объект, предмет и тема научного исследования // Педагогика, 2002, № 2. С. 27−31.
  25. О.С. Здоровье как проблема образования // Валеология, 2000, № 2. С. 13−14.
  26. О.С., Филатов Ф. Р. Здоровье как предмет междисциплинарного исследования : подходы и проблемы // Прикладная психология. 2001, № 5. С. 65−80.
  27. Э.Н. Реформа школьного образования и проблема здоровья учащихся // Валеология, 2002, № 1. С. 13−14.
  28. Э.Н., Магун Т. Я., Панченко М. М. Роль и содержание работы учителя в формировании и обеспечении здоровьяшкольников // Валеология, 2002, № 2. С. 21−24.
  29. Н.Д. Привычка основа нравственного воспитания // Педагогика, 1997, № 5. — С. 91−96.
  30. Возрастная и педагогическая психология: Учебное пособие для студентов пед. институтов/М.В. Матюхина, Т. С. Михальчик, Н. Ф. Прокина и др. / Под ред. М. В. Гамезо и др. М.: Просвещение, 1984. — 256с.
  31. Б. Ф. Волкова Н.В. Методы изучения психики ребенка. М., 1994.
  32. И.П. Много ли в школе талантов? / Новое в жизни, науке, технике. Сер. Педагогика и психология. № 5./М.: Знание, 1989,80 с.
  33. И.П. Цель одна дорог много: Проектирование процессов обучения: Кн. Для учителя: из опыта работы. М.: Просвещение, 1990, 159 с.
  34. В.В. Педагогика школы в двух словах : Конспект-пособие для студентов-педагогов и учителей. М., 1997. С. 8.
  35. Воспитание будущего учителя: идеи, ценности, ориентации: Учебное пособие/Под ред. JI.B. Загрековой, В. В. Николиной, В. А. Фортунатовой. Н. Новгород: Из-во НГПУ, 2001. — 107с.
  36. JI.C. Педагогическая психология. М.: Педагогика, 1991. С. 82.
  37. JI.C. Проблемы общей психологии. Собр. Соч. в 6 т. / Под ред. В. В. Давыдова. М.: Педагогика. 1982. Т. 2. 504 с.
  38. О.С. Ответственность школы за воспитание детей. // Педагогика, 1997. № 4. С. 46.
  39. П.Я. Введение в психологию: Учеб. Пос. для вузов. 4-е изд. М.: Книжный дом «Университет», 2002, 336 с.
  40. П.Я. Психология как объективная наука/ Под ред.
  41. А.И. Подольского М.: изд-во «Институт практической психологии», 1998, 480 с.
  42. М.В., Домашенко И. А. Атлас по психологии : Информ. -метод, пособие по курсу «Психология человека» М.: Российское педагогическое агенство. 1998. 272 с.
  43. А.А. Воспитание здоровой смены : проблемы и перспективы // Школа духовности, 2002, № 3. С. 28−32.
  44. .Г. Концепция саморазвития личности в системе обоснования ценностей и целей образования // Педагогика, 2003. № 10. С. 3−6.
  45. О.С. Научные основы теории питания и принципы современных образовательных программ // Воспитываем здоровое поколение: материалы II межрегион, конф. (Москва, 3−4 июня 2002 г.). М., 2002. — С. 25−29.
  46. О.С. Интегративные подходы к формированию школьной образовательной области «Уроки здоровья» // Российское образование: традиции и перспективы. матер, между-нар. науч.-практ. конф. 19−21 мая 1997 г. — Н. Новгород, 1999. -С. 240−242.
  47. О.С., Абросимова И. Ю. Результаты мониторинга внедрения программы «Здоровье и образование» в общеобразовательных учреждениях Нижегородской области // Педагогическое обозрение, № 1, 2000. С. 82−93.
  48. О.С. Научные аспекты школьных учебных программ, реализующих формирование здорового образа жизни // Диалог науки и практики в поисках парадигмы общественного развития России в новом тысячелетии. 4.2 Йошкар-Ола, 2000. -С. 63−65.
  49. О.С. Стратегия организации образовательной области «Уроки здоровья» // Моделирование школы здоровья. -м!, 2000. С. 156−58.
  50. О.С., Алексеева Е. В. Уроки здоровья : Программа интегрированного курса (Средняя ступень общеобразовательной школы -5−7 классы). Н. Новгород: Нижегор. гуманитар, центр, 2003. 23 с.
  51. О.С., Алексеева Е. В. Методические аспекты интегрированного курса «Уроки здоровья и ОБЖ» для средней и общеобразовательной школы // Экологическое образование и воспитание в Нижегородской области. Н. Новгород, 2001. — С. 11−12.
  52. Е.А. К вопросу о формировании здорового образа жизни // Валеология, 2000, № 2. С. 21−22.
  53. Р.Г. Социологические проблемы воспитания. М.: Педагогика, 1981. 176 с.
  54. Э.Н., Турчанинова Ю. И., Философия образования. Часть II. Логика образования // Завуч, 2002. № 2. С. 4−25 (из книги «Введение в философию образования». М.: Логос, 2000).
  55. В.В. Проблемы развивающего обучения : Опыт теоретического и экспериментального исследования. М., 1986. -236с.
  56. С.В. Проблемы развития системы воспитания детей в Российской Федерации // Педагогика, 2001, № 1. С. 10 -17.
  57. И.Д. Воспитательная деятельность педагога (междисциплинарный подход) // Классный руководитель, 2002, № 5. С. 97−108.
  58. И.Д. Функционально деятельностные характеристики воспитательной деятельности педагога // Классный руководитель, 2002, № 5. — С. 108−124.
  59. Н.А. Биология человека. Экология и здоровье (Антропологическая валеология). Нижний Новгород, Изд-во ННГУ им. Н. И. Лобачевского, 1999. 247 с.
  60. Н.А., Швец И. М. Введение в экологию человека (Человек и природа, природа самого человека). Нижний Новгород, Изд-во ННГУ им. Н. И. Лобачевского, 1994. 203 с.
  61. В.К. Организационная структура учебного процесса и ее развитие. М.: Педагогика, 1989, 160 с.
  62. В.К. Сотрудничество в обучении: о коллективном способе учебной работы: Кн. Для учителя. М.: Просвещение, 1991, 192 с.
  63. В.К. Общие формы организации процесса обучения. Красноярск: Красноярский университет, 1984, 179 с.
  64. Закон Российской Федерации «Об образовании» М.: Новая школа, 1992. 62 с.
  65. Л.Н., Соколова В. В., Соколов В. М. Профессиональная компетентность учителя и психолого педагогическое проектирование. Учебное пособие. Н. Новгород, Нижегор. гуманитар. центр, 1995. — С. 17−19.
  66. А.Г., Зайцев Г. К. Валеология питания // Валеология, 2002, № 2. С. 61−66.
  67. Зимняя И. А Характеристика и компонентный состав общей стратегии воспитания // Классный руководитель, 2002, № 5. С. 70−78.
  68. В.П. О целях и ценностях образования // Педагогика, 1997, № 5. С. 3−16.
  69. Г. А., Волкова В. О., Шишкина О. П. Дидактика развивающего обучения : Практико-ориентированная монография. Н. Новгород: изд-во ННГУ, 1998. 136 с.
  70. И.А. Путь к очевидности. М., 1993. С. 300.
  71. И.И., Галатенко Н. А. Проектирование курса по учебной дисциплине : Пособие для преподавателей. М.: Изд. корпорация «Логос», 1994. 208 с.
  72. Э.А. Как обеспечить социализацию подростков: предпроектный анализ и проект // Школьные технологии, 2000, № 4. С. 83−87.
  73. М.С. Философия культуры. СПб.: Петрополис, 1996. -415 с.
  74. М.С. Философская теория ценностей. СПб. Петрополис. 1997. 205 с.
  75. Э.М., Федоров А. И., Петухов С. И. Проблема сохранения здоровья и развития учащихся в системе образования в условиях ее модернизации (на примере Кузбасса) // Валеология, 2002. № 2.-С. 10−15.
  76. Кан-Калик В. К. Учителю о педагогическом общении. М.: Просвещение, 1987. 190 с.
  77. О.И. Молодежь России : особенности социализации и самоопределения // СОЦИУС, 2000. № 3. С. 124−128.
  78. М.В. Инновационные модели обучения в зарубежных педагогических поисках. М.: Арена, 1995. 221 с.
  79. М.В. Педагогические технологии в учебном процессе1. Знание, 1989. № 4.
  80. Н.Ю. Социально-педагогическая компетентность специалистов социальной сферы // Педагогика, 2003. № 2. С. 22−28.
  81. В.И. Человек и его здоровье. М., 1990.
  82. В.И. Книга о здоровье. М., 1988.
  83. Г. А. Методика изучения самооценки школьников // Вопросы психологии, 1984. № 1. С. 111−113.
  84. JI.B. Проблема здоровья в учебном процессе // Валео-логия, 2000. № 2. С. 17−18.
  85. О.Н. Введение в теорию воспитания : Пособие для преподавателей. М., 1994. С. 7.
  86. Н. Научить философии нельзя! (Из опыта преподавания) // Высшее образование в России, 2002. № 4. С. 69−77.
  87. В.В., Зайцев Г. К. Валеология в школе. СПб: Санкт-Петербургский государственный университет педагогического мастерства, 1992. 51 с.
  88. А.И., Барбараш Н. А. О культуре жизни и здоровье // Валеология. 2002, № 2. С. 15−20.
  89. И.Ф., Киселева Н. Ю. Экология человека : Учебное пособие. Н. Новгород: Изд-во Волго-Вятской академии гос. службы, 2002. — 102с.
  90. В.З., Лобыкина Е. Н., Олещенко A.M. Комплексный подход в реализации программы «Разговор о правильном питании» в г.Новокузнецка // Воспитываем здоровое поколение: материалы III межрегион, конф. (Москва, 3−5 июня 2003 г.). -М., 2003. С. 50−52.
  91. .Д. Методологические проблемы школьного биологического образования. М.: Просвещение, 1991. 159 с.
  92. Кон И. С. Социализация и воспитание молодежи // Новое педагогическое мышление / Под ред. А. В. Петровского. М., 1989. С. 191−205.
  93. ЮЗ.Копусова В. В. Формирование нравственных ценностных ори-ентаций сельских подростков: Автореф. канд. пед. наук Ярославль, 2000. — 20 с.
  94. Концепция воспитания учащейся молодежи // Педагогика, 1992. № з4. С. 16.
  95. Концепция модернизации Российского образования на период до 2010 года // Инновации в образовании, 2002. № 3. С. 4−33.
  96. В.М. Воспитательные аспекты педагогического проектирования // Педагогика, 1997. № 5. С. 46−51.
  97. Г. В. Принципы и содержание воспитания достоинства человека // Классный руководитель, 2002. № 5. С. 125 132.
  98. В.В. Сколько у нас педагогик?//Педагогика, 1997, № 4.
  99. В.В. Воспитание или образование? // Педагогика, 2001. № 3.
  100. ПО.Кривов Ю. И. О месте понятия «социализация» в современной педагогике // Педагогика, 2003. № 2. С. 11−22.
  101. Т.А. Коммуникативная культура человека как объект специального формирования в воспитании // Классный руководитель, 2002. № 5. С. 132−143.112. «Круглый стол» «Реформирование образования в России» // Педагогика, 1997. № 5. С. 17−41.
  102. ПЗ.Ксензова Г. Ю. Оценочная деятельность учителя. М.: Педагогическое общество России, 1999.
  103. Н.Кузнецова M.JI. Валеология практическая культура ноо-сферного мышления и поведения (валеоноосферное воспитание) // Валеология, 2002. № 1. — С. 77−81.
  104. Кузнецова M. JL, Сорокина С. П. Валеология и смысл жизни // Валеология, 2000. № 1. С. 11−15.
  105. В.П. Трехмерная модель здоровья. Сантивность и пативность // Валеология, 2000. № 1. С. 15−21.
  106. В.П. Трехмерная модель здоровья. Сантивность и пативность // Валеология, 2000. № 2. С. 23.
  107. С.В. Личностная ориентация методологической культуры учителя // Педагогика, 1997. № 5. С. 108−115.
  108. К.С. Питание школьников // Воспитываем здоровое поколение: материалы III межрегион, конф. (Москва, 3−5 июня 2003). М., 2003. — С. 10−14.
  109. Н.И. Модернизация базовых ценностей россиян // СО-ЦИУС, 1996. № 5. с. 3−23.
  110. А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. 2-е изд. М.: Политиздат, 1977. — 302 с.
  111. И.Я. Процесс обучения и его закономерности. М.: Знание, 1980. 96 с.
  112. .Т. Педагогика. М.: Педагогика, 1996, С. 83.
  113. С. А. Бурмистрова Е.В. Понятие ценности воспитания и его развитие в современной педагогической науке // Понятийный аппарат педагогики и образования: Сб. науч. тр. /
  114. Отв. Ред. М. А. Галагузова. вып. 3. Екатеринбург: Из-во «СВ-96», 1998. — С. 93−99.
  115. А.Г. Особенности социальных установок, связанных со здоровьем, у подростков и взрослых-педагогов //Вестник Нижегородского Университета, 2006 (принято к печати).
  116. Т.Н. Социальная активность старшеклассников. М.: Педагогика, 1988. 139 с.
  117. Ю.С. Средовой подход в воспитании // Педагогика, 2000. № 7. С. 36−41.
  118. В.А., Ермоленко М. Н. Введение в педагогическую профессию. М.: Педагогическое общество России, 1999. С. 63.
  119. А.В. Воспитание в системе образования : характеристика понятия // Классный руководитель, 2002. № 5. С. 4−11.
  120. А.В. Воспитание в контексте социализации // Классный руководитель, 2002. № 5. С. 79−82.
  121. А.В. Социализация и воспитание подрастающих поколений. М.: Общество «Знание» РСФСР, 1990. 31с.
  122. А.В. Социализация и «смутное время». М.: Знание. 1990. 80 с. (Новое в жизни науки и техники. Сер.: Педагогика и психология. № 3).
  123. А.В. Введение в социальную педагогику : Учебное пособие. Ч. 1. Пенза, 1994. С. 26.
  124. А.В. Социализация и воспитание. М.: Сентябрь, 1997. 96 с.
  125. В.И. Философия здоровья // Школа духовности, 2002. № 3. С. 3−21.
  126. Мусхелишвили H. JL, Сергеев В. М., Шрейдер Ю. А. Ценностная рефлексии и конфликты в разделенном обществе // Вопросы философии, 1996. № 11. С. 3−22.
  127. Р.С. Психология : Учеб. для студ. пед. вузов в 3 кн. Кн. 1. Общие основы психологии. М., 1994. 576 с.
  128. Р.С. Психология : Учеб. для студ. пед. вузов в 3 кн. Кн. 2. Психология образования. М., 1994. 496 с.
  129. Р.С. Психология : Учеб. для студ. пед. вузов в 3 кн. Кн.З. Экспериментальная педагогическая психология и психодиагностика. М., 1995. 512 с.
  130. А.А. Целеполагание как творчество (некоторые традиционные психологические подходы к изучению творческой личности) // Педагогика, 2002. № 4. С. 15−20.
  131. А.А. Целеполагание как творчество (некоторые традиционные психологические подходы к изучению творческой личности) // Педагогика, 2002. № 4. С. 15−20.
  132. Г. В. Еще раз о необходимости здорового образа жизни // Валеология, 2000. № 2. С. 22.
  133. Половая социализация ребенка в семье и школе. Экспериментальные программы и дидактические материалы к ним / сост. Л. Г. Татарникова. Ч. 1. СПб: Санкт-Петербургский городской институт усовершенствования учителей, 1992. 49 с.
  134. Педагогика: учеб. пособие для студ. пед. вузов и педколлед-жей / Под ред. П. И. Пикасистого М.: Российское педагогическое агенство, 1995. 637 с.
  135. Педагогика: Курс лекций / Под ред. Г. И. Щукиной, Е. Я. Голанта, К. Д. Радиной. М.: Просвещение, 1966.
  136. А.В. Личность в психологии: парадигма субъективности. Ростов-на-Дону: Феникс, 1996. 512 с.
  137. А.В., Петровский В. А. Категориальная система психологии. // Вопросы психологии, 2000. № 5. С. 3−17.
  138. И.П. Педагогика. М., 1996. С. 25.
  139. А.И. Здоровьесберегающая среда в школе // Образование, 2002. № 4. С. 80−84.
  140. Проблема здорового питания школьников/ Информационный сборник. М.: Nestle, 2004. — 28 с.
  141. Психология. Словарь / Под общ. ред. А. В. Петровского, М. Г. Ярошевского. 2-е изд. испр. и допол. М.: Политиздат, 1990. -294 с.
  142. А.А. Человек как субъект воспитания // Классный руководитель, 2002. № 5. С. 83−96.
  143. М.И. Современные концепции воспитания. Ярославль, 2000.
  144. Российская педагогическая энциклопедия: В 2-х Т. / Под ред: В. В. Давыдова. М.: Большая Российская энциклопедия, 1993. Т. 1.
  145. С.Л. Основы общей психологии. СПб.: Питер, 1999. 720 с.
  146. С.Л. Проблемы общей психологии. М., 1973. -372 с.
  147. М.В. Чему учит история (Как не надо реформировать содержание образования) // Стандарты и Мониторинг в образовании, 2001. № 3. С. 20−27.
  148. М.В. Ключевые компетенции в стандарте : возможности реализации // Стандарты и мониторинг в образовании.1999, № 4.-С. 20−23.
  149. С.В., Шилова JI.H. Педагогические системы, модели и технологии личностно-ориентированного образования : Учебное пособие для спецкурса. Н. Новгород: Нижегор. гуманитар, центр, 1998. — 95 с.
  150. Г. К. Технология развития личности школьника // Образование в современной школе, 2002. № 2. С. 29 -37.
  151. В.В. Личностно-ориентированное образование // Педагогика, 1994. № 5. С. 16−21.
  152. И.Н. Мировоззрение как ценность образования : Гессен С. И. Зеньковский В.В., Ильн И. А. // Педагогика, 2001. № 1.- С. 63−67.
  153. А.В. Христианские ценности и социализация молодежи в современной России // Вопросы психологии, 2000. № 5. С. 48−56.
  154. М.Н. Проблемы современной дидактики/ Воспитание и обучение: Биб-ка учителя. М.: Педагогика, 1980, 96 с.
  155. М.Н. Школа и всестороннее развитие детей. Кн. Для учителей и воспитателей. М. Просвещение, 1980.
  156. М.Н., Шацкий С. Т. О всестороннем развитии детей. М.: Знание, 1977, 64 с.
  157. Н.Л. и др. Педагогика. М., 1997. С. 40.
  158. В.А., Чижакова Г. И. Введение в педагогическую аксиологию : Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. М.: Издательский центр «Академия», 2003. — 192 с.
  159. В.А. Аксиологическая основа образования // Ценностные приоритеты общего и профессионального образования: материалы междунар. науч.-практ. конф. Ч. 1. М., 1999. С. 21−26.
  160. Словарь русского языка: В 4-х т. / Под ред. А.П. Евгенье-вой: АН СССР, Ин-т рус. яз. 2-е изд. М., 1981. С. 215, 560.
  161. А.Т., Мишин Б. И. Формирование здорового образа жизни подростков на уроках ОБЖ. 5−9 классы: Методическое пособие для учителя. М.: Вентана-Графф, 2002. — 112 с.
  162. Н.К. Здоровье сберегающие образовательные технологии в современной школе. М.: Академия АПК и ПРО, 2002. -116с.
  163. Т.А., Васильева О. С. Здоровье и школа // Валеология, 2000. № 2. С. 48−49.
  164. В.Д. Характеристика питания Российских школьников // Воспитываем здоровое поколение: материалы III межрег. конф. (Москва, 3−5 июня 2003 г). М., 2003. С. 3−10.
  165. В.Д., Безобразова В. Н. Школа и здоровье : история и современность // Воспитываем здоровое поколение: материалы V межрегион, конф. (Москва, 2−4 июня 2005 г.). М., 2005. — С. 2−8.
  166. Соковня-Семенова И. И. Основы здорового образа жизни и первая медицинская помощь. М., 1997. С. 4.
  167. Е.Н. Методология моделирования воспитательной системы образовательного учреждения // Педагогика, 2001. № 4.-С. 14−19.
  168. В.П. Актуальные проблемы начального обучения. Пос. для учителя. М.: Просвещение, 1976, 207 с.
  169. И.Т. Проблема целостного изучения здоровья человека в 12-летней школе // Стандарты и Мониторинг в образовании, 2001. № 3. С. 28 — 32.
  170. .Г. Здоровье: факт, норма и ценность // Мир психологии 2000. № 1(21). — С. 56.
  171. И.М. Выбираем ценности (социологический опрос). // Образование, 2001. № 6. С. 89−94.
  172. JI.A. О здоровом образе жизни // Школа духовности, 2002. № 3. С. 22−24.
  173. В.И. Психологические основы педагогической науки // Педагогика, 2002. № 4.. с. 9−15.
  174. Е.В. Эстетическое воспитание : пути и проблемы. -М., 1988. С. 13.
  175. И.М., Алексеева Е. В., Беленов А. Ф., Гладышева О. С. и др. Обеспечение развития образовательной области «Естествознание» : Материалы кафедры естественнонаучного образования НИРО. Н. Новгород: Нижегор. гуманитар, центр, 1998. 180 с.
  176. О.Б. Обучение способам деятельности как условие овладение содержанием образовательных стандартов // Стандарты и Мониторинг в образовании, 2001. № 3. С. 28−32.
  177. С.Г. Место воспитания в целостном процессе развития личности // Образование в современном мире, 2002. № 4. -С. 27−33.
  178. Г. П. и др. Педагогика и логика. М.: Касталь, 1993.
  179. О.Н. Русская школа и ее принципы // Мир образования, 1995. № 0. С. 75.
  180. .И., Пермина JI.M. Дидактические проблемы вконтексте методологического обоснования // Педагогика, 2002. № 5.-С. 14−19.
  181. Философский энциклопедический словарь. М., 1989.
  182. Формирование социально-активной позиции школьников в условиях взаимодействия социальных и педагогических факторов / Под ред. Т. Н. Мальковской. 1984. 128 с.
  183. JI.M., Волков К. Н. Психологическая наука учителю. М.: Просвещение, 1985. — 224 с.
  184. А.В. Интегративные методы обучения в преподавании «Психологии здоровья» // Инновации в образовании, 2002. № 3. С. 92−98.
  185. А.Е. Философское осмысление проблемы здоровья в стране // Валеология, 2000. № 2. С. 12−13.
  186. Е.Е. зам. Министра образования РФ — обращение к участникам III Межрегиональной Конференции «Воспитываем здоровое поколение» (3−5 июня 2003) // Воспитываем здоровое поколение: материалы III межрег. конф. (Москва, 3−5 июня 2003 г). М., 2003.
  187. В.А. Холистическая модель здоровья человека с позиций системного и информационного подходов // Валеология, 2000. № 2. С. 20.
  188. С.М., Косарецкий С. Г., Михеева А. А., Соколова О. И., Возвышаева И. В., Шалаева Д. А., Родионов В. А. Результаты аналитического исследования «Обучение жизненным навыкам» // Образование, 2002. № 4. С. 66−79.
  189. Е.В., Котова И. Б. Развитие личности в обучении : Учеб. пособие для студ. пед. вузов. М.: ACADEMIA, 1999. 288 с.
  190. Я.Ю. Элементарные понятия социологии. М.:1. Прогресс, 1969. 240 с.
  191. Н.Е. Воспитание как педагогическое явление / Педагогика: Учеб. пособие для студ. пед. вузов и пед. колледжей / Под ред. П. И. Пидкасистого. М.: Педагогическое общество России, 1998. 640 с.
  192. Д.Б. Психология.развития: Учеб. пособие для сту-д. высш. учеб. завед. М.: Издат. Центр «Академия», 2001. 144 с.
  193. .Г. Здоровье : факт, норма и ценность // Мир психологии, 2000. № 1(21). С. 56.
  194. И.С. Технология личностно-ориентированного образования. М.: Сентябрь, 2000, 175 с. // Директор школы, 2000, № 7.
  195. В.В. Создание эколого-развивающей среды и формирование здорового образа жизни // Школа духовности, 2002. № 3. С. 25−27.иложения
Заполнить форму текущей работой