Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Описание работы по формированию знаний о здоровом образе жизни у подростков «группы риска» в Центре дополнительного образования ДЕТЕЙ «Логос»

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Участники исследования: из 185 подростков выбраны 53 участника нескольких 6 — 7 классов общеобразовательной школы № 3 города Добрянка, — возраста 13 и 14 лет: 47 человек — в контрольной, 53 человека — в экспериментальной группах; таблица 3. Впоследствии экспериментальная группа была разбита на две (20 и 33 человека). Административное управление Центром осуществляет директор; текущее управление… Читать ещё >

Описание работы по формированию знаний о здоровом образе жизни у подростков «группы риска» в Центре дополнительного образования ДЕТЕЙ «Логос» (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Описание диагностических методик

Характеристика Центра дополнительного образования детей «Логос».

Муниципальное образовательное учреждение дополнительного образования детей «Центр дополнительного образования детей «Логос» (в дальнейшем — Центр), функционирует с 1997 года; расположено в городе Добрянка Пермского края на улице Жуковского, дом 39. Центр является юридическим лицом; имеет Лицензию, А 24 7675, — на образовательную деятельность. В состав Центра входят:

  • — 4 клуба по месту жительства, которые расположены в современных микрорайонах и в частном секторе. Коллективы детей занимаются как в структурных подразделениях ЦДОД «Логос», так и на базе школ города и села;
  • — работает 84 объединения;
  • — 165 групп.
  • 105 детей свободно посещают клубы по месту жительства. В ЦДОД «Логос» организована работа с детьми, находящимися в СОП и группе риска, а также с детьми с ограниченными возможностями здоровья.

Административное управление Центром осуществляет директор; текущее управление — администрация, состоящая из трех заместителей директора, трех руководителей структурных подразделений, четырех руководителей отделов. Коллегиальное управление деятельностью Центра осуществляет Педагогический совет.

Перечень программ с указанием сроков обучения (от 1 до 9 лет) отражен в учебном плане. Обучение в детских объединениях осуществляется по очной форме. Посещение добровольное. В каждом детском объединении формируются учебные группы детей — по 15 человек в каждой группе. Учебные группы являются разновозрастными и создаются на курс обучения. В социально-педагогическом и художественно-эстетическом направлениях работают клубы, студии, ансамбли. Содержание образования в Центре включает использование проектных; информационно-компьютерных, исследовательских, здоровьесберегающих технологий; интеллектуальных и сюжетно-ролевых игр.

Условия осуществления образовательного процесса. ЦДОД «Логос» работает в режиме полного дня с 8.00 до 20.00 часов. Занятия в каждом детском объединении проводятся согласно расписанию.

Центр функционирует в 2 зданиях, находящихся в оперативном управлении. Это клубы «Светлячок» и «Тимуровец». Два клуба (клуб «Удача» и клуб «Сказка») находятся в помещениях образовательных учреждений на основании договора о сотрудничестве. На базе городских и сельских школ Центру на безвозмездной основе предоставлены учебные кабинеты. Педагогический персонал — 93 человека. Из них администрация: 4 человека. Образовательный процесс ведут 87 педагогов дополнительного образования, из них: 30 основных, 57 совместителей.

Образовательная деятельность Центра осуществляется по направлениям:

  • — художественно-эстетическое;
  • — туристско-краеведческое;
  • — эколого-биологическое;
  • — научно-техническое;
  • — физкультурно-спортивное;
  • — социально-педагогическое.

Социальный состав семей обучающихся детей следующий:

  • — малообеспеченные — 16%;
  • — неполные — 9%;
  • — безработные родители — 1,7%;
  • — неблагополучные — 35%;
  • — прочие — 38,3%.

Исследование Проведем исследование по выявлению наличия знаний о здоровом образе жизни у подростков «группы риска», по наличию у них проблем и по поиску решений. Исследование включает в себя четыре основных этапа:

  • 1. диагностика;
  • 2. установка результатов (констатация положения);
  • 3. коррекционный (проведение мероприятий);
  • 4. этап оценки эффективности коррекционных мероприятий.

Участники исследования: из 185 подростков выбраны 53 участника нескольких 6 — 7 классов общеобразовательной школы № 3 города Добрянка, — возраста 13 и 14 лет: 47 человек — в контрольной, 53 человека — в экспериментальной группах; таблица 3. Впоследствии экспериментальная группа была разбита на две (20 и 33 человека).

Принципы — нормы проводимых занятий — тренингов в ЦДОД «Логос»:

  • — откровенность и искренность;
  • — отказ от использования «ярлыков». Участники группы должны стремиться к пониманию, а не к оценке;
  • — конструктивная обратная связь выражается в передаче своих чувств, даже негативных;
  • — контроль поведения. Этот принцип выражается в формулах: «Обо всем можно говорить, но не все можно делать»; «Нельзя бесконтрольно проявлять свои эмоции, прежде всего агрессивные и сексуальные»;
  • — ответственность. Каждый участник группы берет на себя ответственность за других членов группы;
  • — правило «Стоп». Каждый участник имеет право без каких-либо объяснений остановить любой разговор, касающийся его личности;
  • — соблюдение конфиденциальности.

Диагностические методы по формированию знаний здорового образа жизни подростков «группы риска» в ЦДОД «Логос».

Используемые диагностические методики исследования (по этапам):

  • 1) обучающая психодиагностика,
  • 2) психологическая игра,
  • 3) использование метафор,
  • 4) тренинговые занятия,
  • 5) дискуссии.

Продолжительность исследования: 19 занятий по 40 минут.

Цель диагностики: выявление особенностей ценостно — смысловой сферы подростка «группы риска» и состояния его здоровья, определение степени ведения здорового образа жизни, формирование общей программы психологической коррекции.

Содержание диагностического этапа исследования наглядно характеризуют данные таблицы 4.

В процессе диагностического этапа методом обучающей психодиагностики решены задачи:

  • — выяснено, какой образ жизни ведут подростки «группы риска» и насколько их жизнедеятельность соответствует здоровому образу жизни (ЗОЖ), включающему следующие компоненты: режим сна;
  • — бодрствования, режим труда — отдыха, питание, двигательная активность, закаливание, лечебные процедуры, привычки;
  • — проведен анализ иерархии ценностей данных подростков;
  • — выяснена мотивация подростков размышления, что такое «здоровье» и что значит «вести здоровый образ жизни».

В процессе диагностического этапа проведена обучающая диагностика:

  • — тест «Какое у тебя здоровье?» автора Т. В. Орлова
  • — измененная Методика ценностных ориентации М. Рокича
  • — опросник «Отношение к здоровью»
  • — тест «Индекс отношения к здоровью» (Дерябо С., Ясин В.).

Проделанная работа показала, что подростки «группы риска» имеют уровень знаний по формированию здорового образа жизни, — определенный по методикам диагностики данного уровня «Индекс отношения к здоровью» (авторы — Дерябо С., Ясин В.), тест «Какое у тебя здоровье?» (автор — Т. В. Орлова) и другим, — по шестибалльной оценочной шкале, ;

  • — 2 балла — имеют 5% подростков;
  • — 3 балла — имеют 20% подростков;
  • — 4 балла — имеют 25% подростков;
  • — 5 баллов — имеют 43% подростков;
  • — 6 баллов — имеют 7% подростков; - рис. 1.
Диаграмма характеристики участников исследования по категориям уровня знаний по формированию здорового образа жизни; в % от общего числа.

Рисунок 1 — Диаграмма характеристики участников исследования по категориям уровня знаний по формированию здорового образа жизни; в % от общего числа В ходе экспериментального исследования — регулярно проводились промежуточные срезы с целью наличия и оценки процесса формирования знаний о здоровом образе жизни у подростков «группы риска». В конце диагностического этапа подростки выполняли небольшие самостоятельные работы, продолжительностью 15 минут. Задания были подобраны по аналогичным темам.

Для качественного повышения уровня знаний о здоровом образе жизни у подростков «группы риска» в ЦДОД «Логос» автором была составлена программа, направленная на коррекцию уровня знаний — путем проведения тренинговых занятий, дискуссий, использования метафор.

Методы математической обработки результатов: сравнение средних показателей при помощи критерия Стьюдента и Вилкоксона.

Методика обучения по повышению уровня знаний о здоровом образе жизни у подростков «группы риска» в ЦДОД «Логос» предполагают различные пути для достижения поставленной цели. При использовании программы участникам предложены разнообразные задания, тесты для уровня 6 и 7 класса, соответственно.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой