Описание и анализ результатов, полученных по первой методике. Тест самоконтроля и произвольности.
Для диагностики детей младшего школьного возраста может быть использован тест самоконтроля и произвольности. Ребенку предлагается рассмотреть по очереди 4 картинки (Приложение 1) и описать изображенные на них ситуации предлагая свои варианты разрешения проблем. Если ребенок объясняет, что причины неудач в скамейке, качелях, горке, краске, т. е. неудачи не зависят от персонажей, то он еще не умеет оценивать себя и контролировать свои действия. (В протоколе ставится «-»). Если ребенок видит причину неудач в самом герое и предлагает потренироваться, подрасти, позвать на помощь, значит у него развиты навыки самоконтроля и самооценки. Также если ребенок видит причины неудач и в герое и в объекте, то это может говорить о хорошей способности к разностороннему анализу ситуаций (В протоколе ставиться «+»).
Анализ данных производится следующим образом:
- 4 «+» — высокий уровень;
- 3−2 «+» — средний уровень;
- 0−1 «+» — низкий уровень.
Результаты представлены в таблице 1.
Таблица 1 Результаты определения уровня сформированности самоконтроля и произвольности.
|
Уровень. | низкий. | средний. | высокий. | Общее кол-во человек. |
Количество чел. | | | | |
(%). | 62,5. | | 12,5. |
Из данной таблицы видно статистическую разницу, что более половины учащихся находятся на низком уровне сформированности самоконтроля и произвольности. Также значительная часть учащихся имеет средний уровень сформированности самоконтроля и произвольности. Это объясняется тем, что у детей этого возраста еще только начинают формироваться умения контролировать себя и организовывать свои действия в соответствии с ситуацией. Уровень сформированности самоконтроля влияет на развитие и других не менее важных волевых качеств. Не редко учащиеся имеющие высокий уровень сформированности самоконтроля и произвольности показывают высокие результаты развития волевой сферы в целом.
Полученные данные изобразим на диаграмме: