Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Гражданское воспитание детей младшего школьного возраста средствами внешкольной деятельности

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Анализ педагогического опыта показывает, что сформированные признаки гражданского воспитания у детей младшего школьного возраста в условиях внеклассной и внешкольной деятельности проявляются: в потребности в активном участии в торжественных мероприятияхв стремлении к выходу из личностного безразличия, апатии, по отношению к ближайшему окружению в макро и микро мире, обусловленных… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА 1. Теоретические аспекты гражданского воспитания детей младшего школьного возраста средствами внешкольной деятельности
    • 1. 1. Теория гражданского воспитания в социально-историческом контексте
    • 1. 2. Гражданское воспитание как один из факторов развивающего воспитывающего воздействия на личность, состояние и постановка проблемы
    • 1. 3. Психолого-педагогические основы изучения проблемы гражданского воспитания детей младшего школьного возраста
  • ГЛАВА 2. Гражданское воспитание детей младшего школьного возраста в процессе освоения граждановедческих знаний
    • 2. 1. Психолого-педагогическая характеристика младших школьников
    • 2. 2. Современная модель гражданского воспитания — как средство в условиях внеклассной деятельности.(опыт комплексного опытноэкспериментального исследования)
  • Глава 3. Педагогические условия использования внеклассной работы в гражданском воспитании детей младшего школьного возраста
    • 3. 1. Функциональная роль педагога в регулировании процесса гражданского воспитания детей младшего школьного возраста средствами внешкольной деятельности
    • 3. 2. Инновационный опыт школьных учреждений в гражданском воспитании детей средствами внешкольной деятельности

Гражданское воспитание детей младшего школьного возраста средствами внешкольной деятельности (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность работы. Укрепление социально-экономической базы, повышение благосостояния населения России, стабильность в политической обстановке, в своих истоках зависят от воспитания нового поколения, гражданственно образованного и гармонично развитого.

Принимая во внимание важность государственной проблемы, философы, педагоги, социальные педагоги — В. Н. Гуров, Н. Д. Никандров, В. К. Шаповалов, Г. Н. Филонов исследуют проблемы гражданского воспитания молодежи в обновляющейся российской действительности.

Ученые считают, что данную образовательно-воспитательную деятельность с подрастающим поколением необходимо начинать в раннем детстве как наиболее благоприятном для формирования социальной ответственности и творческой активности, иначе говоря, гражданственности (Б.Г. Ананьев, А. Г. Асмолов, Л. И. Божович, A.C. Венгр, JI.A. Венгр, В. В. Давыдов, И. С. Кон, Д. И. Фельдштейн, Д.Б. Эльконин). В большинстве сложившихся мнений заложена мысль, что основы знаний о гражданских качествах личности у ребенка необходимо закладывать в семье (А.Ю. Гранкин, В. Н. Гуров, Н. З. Гасанов, C.B. Дармодехин, Г. Н. Филонов), детском дошкольном учреждении (С.А. Козлова,), в общеобразовательной школе (И.В. Бестужев-Лада, Б.Т. Лихачев) как можно раньше.

Сформированность гражданских качеств у отдельно взятого индивида и общества волнуют социальных педагогов (В.В. Айрапетова, В. Г. Бочарова, В. Т. Гуров, A.B. Мудрик, Б.З. Вульфов), педагогов-экологов (Н.С. Дежникова, И. Цветкова), художников-педагогов (Л.Г. Савенкова, Л. В. Котенко, Б.Т. Юсов).

Исходя из общепринятой теории о возможности раннего формирования личностных качеств ребенка в окружающей среде различными средствами во время педагогически управляемой регулируемой деятельности ученыепедагоги достаточно внимательно относятся к поиску средств, обеспечивающих формирование гражданских качеств личности. На фоне различных средств, формирующих гражданское воспитание, внеклассная и внешкольная работа с младшими школьниками обладает всеми соответствующими параметрами (В.И Максакова.).

Л именно, во внеклассной работе в микросоциуме школы более эффективно, с учетом возрастных особенностей детей, обеспечивается педагогически управляемая, регулируемая деятельность по гражданскому воспитанию детей, вытекающая из заранее планируемой темы (И.П. Иванов, Р. М Капралова., А.С. Макаренко). Во внешкольной работе сфера воспитательной деятельности педагогов аналогична внеклассной, но в расширенном виде включает в себя мероприятия, экскурсии, беседы, диспуты, встречи с «интересными людьми».

Она принимается за макро социум, так как позволяет ребенку более эффективно познать, освоить и принять окружающую социальную среду, сферу деятельности человека вне школы. Другим фактом, подтверждающим целесообразность включения в гражданское воспитание внеклассной и внешкольной работы как формирующего средства, являются проблемы семейного социума ребенка.

Так, например, очевидно, что на фоне семейного социума, в том числе и благополучного, чаще всего наблюдается отсутствие регулярной взаимосвязанной между всеми членами семьи деятельности, направленной на гражданское воспитание младшего школьника.

Анализ педагогического опыта показывает, что сформированные признаки гражданского воспитания у детей младшего школьного возраста в условиях внеклассной и внешкольной деятельности проявляются: в потребности в активном участии в торжественных мероприятияхв стремлении к выходу из личностного безразличия, апатии, по отношению к ближайшему окружению в макро и микро мире, обусловленных социально-экономической нестабильностьюв осознании личностной ответственности перед детским и взрослым коллективом в настоящем и будущемв потребности реализовать собственные возможности в различных видах позитивной деятельностив проявлении эстетических норм в процессе творческой деятельностив потребности в выполнении общественных порученийв проявлении нравственно-этических личностных качеств в процессе общения с взрослым и детским миромв стремлении повысить экологический статус родного города, поселка за счет актуализации данной проблемы в литературной, изобразительной, трудовой деятельностив стремлении нести личную ответственность при сохранении исторических, военно-патриотических, архитектурных памятников в условиях Краснодарского краяв отражении личностных патриотических устремлений при различных видах индивидуальной и общественной деятельности.

Неразработанность современных научных концепций, ориентирующих образовательно-воспитательные учреждения на целостное представление и решение практических задач гражданского воспитания детей в предметно-пространственной среде средствами внеклассной и внешкольной работы, разночтения таких понятий как «гражданское воспитание», «воспитание», «средства воздействия» потребовали с одной стороны обращения к философским, культурологическим, психолого-педагогическим основаниям исследуемой проблемы, с другой — попытаться вычленить смыслообразующий контекст в разносторонних позициях авторов, просмотрев в совокупности все составляющие и сделать их логическим продолжением собственное концептуальное понимание проблемы:

— в основе гражданского воспитания находятся базисные и вновь образованные социальные и природные ценности, которые должны быть восприняты каждым новым поколением (Т.Н.Филонов);

— воспитание в целом воздействует на ребенка тем эффективнее, если оно менее всего ощутимо субъектом и вызывает у детей стремление к активной жизнедеятельности, формирует у них гуманистическое мировоззрение, готовность к самоопределению, навыки самовоспитания и самоорганизации, ориентации на общечеловеческие ценности.

Н.Д.Никандров, В. В. Макаев, А.В.Мудрик).

Итак, гражданское воспитание понимается как совокупность интегрированных качеств личности младшего школьника, проявляющихся в различных видах творческой деятельности и отношениях каждого индивида при выполнении основных социально-ролевых функций — осознанной законопослушности, патриотической преданности своему Отечеству, в подлинно свободной и честной приверженности к общепринятым нормам, к нравственно-культурным ценностям при выполнении разнообразных функций в сферах семейно-бытовых, межнациональных и межличностных отношений.

Внеклассная работа как средство формирования элементов гражданственности понимается как объединенный комплекс детских мероприятий «Родник», направленных на формирование патриотических, экологических, нравственных, эстетических, знаний, умений и навыков у личности ребенка младшего школьного возраста в условиях школьной территории.

Внешкольная работа как средство формирования гражданского воспитания в данном диссертационном исследовании понимается как расширенный комплекс воспитательных мероприятий, выходящий за пределы школьной территории, улицы, района, города, региона. Она является составным звеном единой детской программы «Родник» и направлена на более эффективное познание, освоение и присвоение эстетических, этических, нравственных норм, патриотических, гражданственных качеств личности, направленных на сохранение и приумножение культурно-исторических памятников, природных и социальных ценностей, в том числе в условиях Краснодарского края.

В данном контексте факты подтверждают, что в число разнообразных заданий, вытекающих из внеклассной и внешкольной деятельности, а, соответственно, перевоплощающихся в средство формирования гражданского воспитания, входит освоение основ государственно-правовой политики, граждановедения, обществознания, Конституции страны я других законодательных актов с учетом возрастных особенностей детей младшего школьного возраста.

Актуальность и неразработанность данной проблемы обуславливает тему исследования: «Гражданское воспитание детей младшего школьного возраста средствами внешкольной деятельности».

Объект исследования: гражданское воспитание детей младшего школьного возраста в условиях общеобразовательной школы.

Предмет исследования: процесс гражданского воспитания детей младшего школьного возраста средствами внешкольной деятельности в условиях школы.

Цель исследования: обоснование путей и средств эффективной организации гражданского воспитания детей младшего школьного возраста средствами внешкольной деятельности в условиях общеобразовательной школы.

Задачи:

1. Провести анализ научной педагогической литературы по проблеме гражданского воспитания в условиях школы.

2. Проанализировать педагогические возможности формирования гражданских качеств детей младшего школьного возраста в процессе внешкольной деятельности.

3. Определить педагогические условия оптимального использования граждановедческих знаний в содержании внешкольного образования для гражданского воспитания детей младшего школьного возраста.

4. Разработать и экспериментально проверить совокупность педагогических средств, обеспечивающих эффективное использование внешкольной деятельности как средства гражданского воспитания детей младшего школьного возраста в условиях общеобразовательной школы.

Гипотеза исследования. Процесс формирования социально ценных гражданских качеств личности детей младшего школьного возраста при освоении граждановедческих знаний в процессе внешкольной деятельности будет осуществляться более эффективно, если:

— в познавательной деятельности школьников младшего детского возраста будет активизирован воспитательный потенциал содержащихся в них знаний об истории родного края;

— обоснованный отбор соответствующего содержания образования, разработка оптимальной структуры построения учебного материала, применение спектра дидактических методов и средств его предъявления будут способствовать ориентации учебно-познавательной деятельности детей — младших школьников на цели гражданского воспитания, развития гражданских качеств личности в обучении;

— формирование гражданского воспитания детей младшего школьного возраста средствами внеклассной и внешкольной деятельности будет осуществляться учителями, специально подготовленными к этой образовательно-воспитательной области.

Методологической основой исследования явились современные философско-культурологические и научно-педагогические подходы к проблемам гражданского воспитания подрастающей молодежи младшего школьного возраста, ее приобщению к культуре в обучении, гражданскому воспитанию.

Исследование опирается на общепринятые методологические принципы современной педагогики и психологии в теоретическом исследовании образовательно-воспитательного процесса, в частности — гражданского воспитания личности младшего школьного возраста в современных социокультурных условиях, в организации педагогической деятельности при подготовке, планировании, проведении и оценке результатов опытно-экспериментальной работы.

Для достижения поставленных задач исследования и проверки гипотезы использовался комплекс методов:

— научно-теоретический анализ философской, педагогической, психологической и методической литературы по исследуемой проблеме;

— изучение учебников и учебных программ;

— моделирование процесса гражданского воспитания;

— анкетирование, включенное наблюдение, беседа, синтез и обобщение, способствующие подведению промежуточных и общих итогов исследования.

Исследование проводилось в течение 5 лет (1999;2004 гг.) и включало три этапа.

Первый этап. Первоначальный эмпирический опыт в изучении проблем гражданского воспитания детей младшего школьного возраста в условиях школы, анализ, изучение и обобщение теоретических источников по искомой проблеме.

Второй этап (2000 г.) — изучение и анализ философской, психолого-педагогической, социально-педагогической литературы по теме исследования, изучение теоретического и практического уровней разработанности данной проблемы, выработка общей концепции исследования, уточнение ключевых понятий.

Разработка и первоначальная апробация вспомогательных учебно-методических материалов к курсу внеклассная и внешкольная деятельность, предназначенных для активного использования знаний в целях гражданского воспитания детей в условиях школысоздание комплекса констатирующих опытно-экспериментальных методик.

Третий этап (2001;2003 гг.). Опытно экспериментальная работа с целью проверки теоретических положений исследованиясистематизация, анализ и обработка предварительных результатов исследования. Осмысление результатов формирующего исследования и оформление их в форме диссертации.

Четвертый этап (2003;2004г.г.). Заключительный этап контрольного экспериментального этапа исследования и его теоретическое завершение в материалах диссертации и автореферата диссертации. Подготовка документации, необходимой для защиты диссертационного исследования.

Опытно-экспериментальной базой исследования явились: Кубанский государственный университет, средняя общеобразовательная школа № 66 г. Краснодара.

Научная новизна исследования заключается в том, что процесс освоении детьми младшего школьного возраста граждановедческих знаний впервые исследован как средство формирования гражданских качеств личности, образовательно-воспитательный феноменгражданское воспитание осуществлено на базе средних общеобразовательных учебных региональных заведенийосуществляется педагогически управляемый процесс — формирование гражданского воспитания детей младшего возраста в условиях образовательных учреждений, тем самым интегрируется наука педагогика в профиль внеклассных и внешкольных дисциплин.

Впервые гражданское воспитание как область педагогических, психологических, социально-педагогических знаний становится приоритетной для учителей начальной школы и заместителей директора по учебно-воспитательной работе начальной школы, воспитателей групп продленного дня.

Теоретическая значимость исследования состоит в том, что проанализированы и обоснованы общепринятые теоретические подходы и педагогическая практика развития гражданских качеств детей младшего школьного возраста по внеклассной и внешкольной деятельности. Выявлен воспитательный потенциал граждановедческих знаний во внеклассной деятельности, использованы методические психолого-педагогические приемы, вычленены средства формирования гражданского воспитания детей младшего школьного возраста в условиях школы, разработана модель, соответствующая формированию гражданских качеств у детей, выработке социально — нравственных ценностей, формированию активной сознательной позиции гражданина и патриота России, что в целом расширяет теоретические представления о образовательно-воспитательных возможностях учебных заведений в новых социально-экономических условиях.

Практическая значимость исследования заключается в разработке и использовании программного обеспечения в процессе формирования гражданского воспитания детей младшего школьного возраста средствами внеклассной деятельности в условиях школы, углублении содержания образования, ориентированного на воспитание гражданских качеств личности ребенка младшего школьного возраста во внеклассной и внешкольной деятельностив комплексе методических рекомендаций для самостоятельной работы, которые могут быть использованы учителями средних специальных учебных заведений, вузов, а также в системе работы методических центров, учреждений повышения квалификации работников образования.

Достоверность результатов исследования обеспечена совокупностью его теоретических и методических положений, позволяющих определить общепринятые научные психолого-педагогические подходы к исследованию искомой проблемы, использованием методик, соответствующих предмету «Внеклассная и внешкольная деятельность», поставленным целям и задачам исследования, а также экспериментальной проверкой эффективности исследования.

Апробация и внедрение результатов исследования осуществлены на внеклассных и внешкольных занятиях с детьми младшего школьного возраста. Результаты экспериментального исследования получили признание в выступлениях на конференциях в г. Краснодаре, в публикациях автора диссертационного исследования.

На защиту выносятся следующие основные положения:

1. Специально профильно-ориентированные граждановедческих знания квалифицируются как средство формирования гражданского воспитания детей младшего школьного возраста в новых социокультурных условиях.

2. Использование внеклассной и внешкольной деятельности как средства гражданского воспитания позволяет оптимизировать образовательно-воспитательный процесс, активизировать развитие гражданских качеств личности младшего школьника в процессе обучения.

3. Основным условием, обеспечивающим эффективное использование внеклассной и внешкольной деятельности как средства формирования гражданских качеств младших школьников в условиях школы, является наличие разработанной программы, включающей в себя комплекс учебно-методических средств, рекомендаций, содержащих перечень психолого-педагогических управляемых и регулируемых приемов, позволяющих осуществить образовательно-воспитательный потенциал.

4. Разработанный и апробированный методический комплекс по гражданскому воспитанию средствами внеклассной и внешкольной деятельности позволяет эффективнее воспитывать ценностное отношение детей к российскому обществу и государству, отечественному историческому и культурному наследию.

Структура диссертации. Работа состоит из введения, трех глав, заключения, библиографии, приложения.

Результаты исследования подтвердили гипотезу о том, что процесс гражданского воспитания детей с использованием окружающей среды станет эффективнее, если: ребенок рассматривается в этой среде как субъект деятельностиорганизуемая художественно-творческая деятельность детей в окружающей среде носит творческий характер, оказывает эстетическое, нравственное влияние и удовлетворяет духовно-творческие потребности ребенкасформирована потребность детей в освоении культурно-исторических традиций культурно-исторической средывнешкольное учреждение выступает как открытая воспитательная системаосвоение внешкольной деятельности культурно-исторической среды обеспечено готовностью педагогических коллективов школьных учреждений к гражданскому воспитанию детейосвоение внешкольной деятельности культурно-исторической среды обеспечено готовностью педагогических коллективов школьных учреждений к гражданскому воспитанию детей. Основываясь на определении целей гражданского воспитания детей условиях освоения культурно-исторических традиций внешкольной деятельности в исследовании обоснованны и раскрыты следующие принципы: первый принцип природопредпочтительность восприятия и отражения в сознании людей внешкольной деятельности, символизирующего сущность и специфику культурно-исторических традиций (в архитектуре, предметах быта, искусстве, словесном фольклоре) — второй принцип целенаправленность в гражданском воспитании детей на культурно-исторических традициях. Предполагается обращение человека к устоявшемуся укладу родной семьи, своего народа, в конкретном регионе, в городских или сельских условиях проживания. Ребенок должен чувствовать себя человеком своих родных мест, представителем своего народа, причастного к историческому прошлому и настоящемутретий принцип — избирательная предпочтительность в цвете с учетом половых особенностей, четвертый принцип вытекает из общественного или общинного характераобщепринятых мнений в приверженности к определенному выбору гаммы внешкольной деятельности при проведении ритуалов, обрядов и других социально значимых действийпятый принцип — воспитание у детей уважения к старшему поколению на основе визуального восприятия проявляющихся повседневных культурно-исторических предпочтений взрослых в одежде и других ситуациях, отражающих образ жизни человекашестой принцип носит характер игры в процессе восприятия ребенком различных культурно-исторических сочетаний. Его первые впечатления об окружающей среде, о воздействии внешкольной деятельности в процессе общения или о начальном опыте изобразительной деятельности имеют явно подражательную окраскуседьмой принцип — воспитание и обучение в процессе осознанной деятельности с компонентами внешкольной деятельности, раннее включение детей в совместную художественно-творческую деятельность, особенно игровую, связанную с восприятием внешкольной деятельности и выбором детьми собственных предпочтений, развивающих их социальную активность и ценностные ориентации. В ходе исследования установлено, что гражданское воспитание детей следует рассматривать в качестве: целенаправленного процесса созидания и реализации оптимальных условий духовно-нравственной адаптации ребенка в условиях сложившихся представлений о культурно-исторических традициях в окружающих ребенка средовых ситуациях.

Вся система образовательной и воспитательной деятельности школьных учреждений, как открытых учебно-воспитательных систем, опосредованных культурно-историческими традициями внешкольной деятельности, характеризуется свойствами, присущими динамическим социально-педагогическим системам. Она имеет определенную ценность, отраженную в признанной символике, познаваемой детьми и включает взаимосвязанные компоненты: процесс образования и воспитания, реализуемый в конкретных видах деятельности и организационных формах, адекватно отражающих интересы и потребности школьниковкомплекс педагогических средств, обеспечивающих деятельностную активность детей в окружающей предметно-пространственной средепрофессиональная психолого-педагогическая готовность педагогов, воспитателей социальных педагогов к исследованию окружающей среды в воспитании детей младшего школьного возраста.

В диссертационном исследовании представлена модель системы гражданского воспитания детей в образовательном школьном учреждении, которая ориентирована на поэтапное освоении детьми символически значимых характеристик явлений и процессов в окружающего социума. Проведенное нами исследование позволило на материалах Краснодарского края в обобщенном виде представить вариативную систему гражданского воспитания детей в условиях окружающей среды:

Организованная система гражданского воспитания детей — гибкие более близкие ребенку структуры и сферы самодеятельности: семья, внешкольные учреждения, музеи народного творчества, картинные галереи, игровые площадки центры и пр.

Ведущими видами эстетической деятельности являются изобразительная, декоративно-прикладная, трудовая деятельность, которая дифференцирована по возрастному принципу, коллективным и индивидуальным интересам.

Важную роль выполняет устный фольклор с включением в его состав «образных» сюжетов.

Исторический отрезок времени «школьное детство» предусматривает определенное развитие ребенкаего личный круг сверстников и общение с нимиобщение с компонентами внешкольной деятельности детства и внешкольной деятельностью мира взрослых.

Связи и отношения в предлагаемой модели — это сближение семьи и коллектива педагогов и воспитателейофициальных и неофициальных структурных отношений и связейучет культурно-исторических традиций культурно-исторической среды в развитии познавательных интересов детейвозрастание самой роли ребенка в осознании своей сопричастности к окружающему миру и его символике;

В ходе проведения опытно-педагогической работы были выявлены условия оптимального развития системы образовательно-воспитательной работы младших школьных учреждений в контексте использования окружающей среды на личность ребенка.

В ходе исследования разработаны критерии освоения ребенком культурно-исторических традиций окружающей среды: когнитивныйотражает уровень знаний детей о наиболее известных традициях использования окружающей среды в семье и обществе, государственных структурах, в архитектуре, предметах быта, изобразительном искусстве, в ритуальных обрядах, народных календарных праздниках и т. д.

Мотивационно-потребностные критерии — фиксируют наличие у детей к познанию символических эффектов окружающей средысформированной мотивации на участие в выполнении различных видов деятельности с компонентами внешкольной деятельности (художественно-творческая, трудовая, игровая, словесноречевая деятельность) — наличие эмоционально-чувственных переживаний по поводу собственных успехов в деятельности с компонентами внешкольной деятельности в ближайшем окружении.

Деятельностно-практические критерии отражают: знания, умения и навыки детей в приобретении самостоятельного опыта в понимании и освоении культурно-исторических традиций посредством различных видов деятельности.

Эвристическо-гедонистические критерии фиксируют высокое эмоциональное состояние детей в процессе гражданского воспитания средствами внешкольной деятельности, что побуждает их к более эффективной творческой деятельности с компонентами внешкольной деятельности, способствующей росту самопознания и социальной активности.

Практика работы внешкольной деятельности в условиях школы открытого типа тесно связана с картинной галереей, краеведческим музеем, выставками народного творчества, в которых наиболее разносторонне представлены культурно-исторические ценности, отраженные в окружающем социуме, ее взаимопроникновение в предметно-пространственную среду, в жизнедеятельность человека в обществе в целом.

С учетом полученных данных, на различных этапах исследования, в диссертации обоснованны общие выводы о внешкольной деятельности, психолого-педагогическом потенциале окружающей среды и ее социализирующих, воспитательных воздействий на личность младшего школьника: культурно-исторические традиции как социальная и духовная ценность выступают одним из основных звеньев культурно-исторической среды и обуславливают уровень гражданского воспитания ребенка (эстетический, духовнонравственный, художественно-творческий) — результативность гражданского воспитания детей зависит от оптимального включения культурно-исторических традиций внешкольной деятельности в структуру и контекст образовательного и воспитательного процессаактивное деятельностное восприятие детьми культурно-исторических объектов становится основой становления и развития процесса гражданского воспитания, его эстетической, духовной, художественно-творческой направленностиразличные художественно-творческие, игровые, диалогические методики работы с компонентами внешкольной деятельности, использование которых обогащает процесс познания и освоения детьми различных образов-символов культурно-исторической среды, создают психолого-педагогические условия оптимального взаимоотношения между ребенком и взрослым в различных сферах микросоциума и, прежде всего в семьенеобходимый уровень профессиональной специальной подготовки и педагогической культуры, предъявляемый учителю, их заинтересованное отношение к процессу гражданского воспитания обеспечивает необходимый выбор форм и содержания воспитательно-образовательной работыорганизация окружающей предметно-пространственной среды во внешкольной деятельности в условиях гражданского воспитания, подготовка учителей по проблемам гражданского воспитания детей, включая доверительный микроклимат в детском коллективе, выступает динамичным условием реализации моделей воспитания и образования детей. Изучение процесса гражданского воспитания детей в условиях активизации средств педагогического влияния окружающей среды открывает возможности для дальнейшего поиска вариативных способов управляемой педагогизации традиций культурно-исторического социума, путей корректировки разнообразных интересов, обусловленных внешкольной деятельностью у детей различного возрастаразработки воспитательно-образовательной системы внешкольных учреждений.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

В диссертации разработан и опытным путем проверен один из вариантов социально-педагогической концепции воспитания детей младшего школьного возраста в различных средовых ситуациях. Управляемый педагогический потенциал влияний окружающей среды на ребенка младшего школьного возраста во многом раскрывается при соблюдении условий деятельности детей в школьном учреждении, т. е. качества оснащения учебно-воспитательного процесса пособиями и материалами, наглядно представляющими особенности проявления эмоциональных реакций детей на те или иные изменения и его направленного использования в целях создания комфортных условий жизнедеятельности детей.

Показать весь текст

Список литературы

  1. В.В., Большакова Н. Г. О возможностях психологического изучения личности ребенка в социогенезе. На материале сказки. — М., 1988.
  2. А.М. Просуществует ли культура в России до 2005 года?//Учительская газета, 1995. № 3, 6.
  3. Г. С. Возрастная психология: Уч. пособие для студентов вузов. -М.: Академический Проект- Екатеринбург: Деловая книга, 2000. 624 с.
  4. С.С. Судьбы европейской культурной традиции в эпоху перехода от античности к средневековью//Из истории культуры средних веков и Возрождения. М., 1976.
  5. Ю.П. Педагогическая интуиция//Народное образование, 1966. № 8.
  6. В.В. Что такое искусство. М., Сов. художник, 1991. — 231с.
  7. .Д. Будущее за эмоциями. 1999.
  8. И.А. и др. Психодиагностика специальных способностей социального работника/Соц. работа, 1992. Вып. 2. — С. 56−64.
  9. Н.М. Раздумья о здоровье. М., 1978.
  10. .Г. и др. Индивидуальное развитие человека и константность восприятия. М.: Просвещение, 1968. — 334 с.
  11. И. Ананьев Б. Г. Человек как предмет познания//Избр. психологические труды: В 2 т. М.: Педагогика, 1980. — Т. 1. — с. 16−178.
  12. Г. М. Социальная психология. М.: Наука, 1994.
  13. Н.М. Гармония как понятие социального мышления. Ростов н/Д., 1986.
  14. А.И., Борисов В. А. Кризис семьи и пути его преодоления. М., 1990.
  15. А.И., Медков В. М. Социология семьи. М.: МГУ, 1996. — 303 с.
  16. Г. В., Багреева Е. Г., Мандалян Э. А. и др. Основы эстетической культуры: Для общеобразоват. и спец. школ, лицеев, гимназий и внешкольных детск. учреждений. М.: ИЦЭВ РАО, 1998. — 47 с.
  17. Д. Искусство бытовой вещи. М.: ОГИЗ, 1932. — 169 с.
  18. А.И. Живой мир социальной педагогики. (В поддержку актуальной науки). М., 1999. — 136 с.
  19. А.И. Социальная педагогика: восхождение к новому гуманизму. М.: Педагогика, 1994.
  20. Р. Искусство и визуальное восприятие. — М., 1974. — 391 с.
  21. Р. Новые очерки по психологии искусства. М.: Прометей, 1994.-352 с.
  22. В.Р. Традиции дизайнерского образования в Британии//Труды ВНИИТЭ. М., 1986. — № 50. — с. 13−29.
  23. Л.Ф. Внешкольной деятельности. М.: Книга, 1982. — 200 с.
  24. Я.М. Современная семья и ее воспитательная функция. -Дисс. .канд. философ, наук. -М., 1990.
  25. А.Г. Деятельность и установка. М.: МГУ, 1976. — 151 с.
  26. Ю. Укрепление взаимосвязи общественного и семейного воспитания/ТПолит. самообраз., 1984. -№ 12. С. 85−93.
  27. Ю.К., Поташник М. М. Оптимизация педагогического процесса, 2-е изд. Киев: Веща школа, 1984. — 198 с.
  28. Л.А., Евсеева А. М., Орлова Е. А. Гуманизация школы: теория и опыт: Монография/Под ред. Л. А. Байковой. Рязань: РГПУ, 1999. — 163 с.
  29. А.В. Исследования и статьи. М.: Сов. худ., 1981. — 352 с.
  30. А.В. Художественное творчество и воспитание. М.: Новая Москва, 1925. — 240 с.
  31. Р. Словарь социальной работы /Сокр. пер. с англ. М.: Ин-т соц. раб. АРСС, 1994.
  32. Ю.В. Методика диагностики родительского отношения (методика «включенного конфликта»). Дисс. .канд. психол. наук. М., 1992.
  33. З.Г. Функция, форма, качество. М.: Мир, 1969. — 168 с.
  34. С.А. Служба социальной защиты семьи и детства. М.: Педагогика, 1992. — № 7−8.
  35. H.A. Смысл творчества. М.: Мысль, 1916. — 200 с.
  36. Э. Игры, в которые играют люди. М., 1988.
  37. Г., Юнссон JI. Теория социально-психологической работы. — М., 1991.
  38. Т.С. Лекции по гармонии. Л., 1978. — 199 с.
  39. В.П. Слагаемые педагогической технологии. М.: Педагогика, 1989.
  40. Бестужев-Лада И.В. К школе XXI века: размышления социолога. М.: Педагогика, 1988. — 254 с.
  41. Бестужев-Лада И. В. Культура, контркультура, антикультураУ/На пороге XXI века: образование и культура. М.: РАО/РАФК, 1996. — С. 22−23.
  42. Бестужев-Лада И. В. Нужна ли школе реформа? XXI век: ожидаемые и желаемые изменения системы народного образования России. М.: Педагогическое общество России, 2000. — 192 с.
  43. Бестужев-Лада И. В. Ступени к семейному счастью. М.: Мысль, 1988.
  44. В.М. Коллективная рефлексология. Петроград: Колос, 1921. -430с.
  45. В.М. Творчество с точки зрения рефлексологии. — М., 1924.
  46. Н.Б. Специфика искусства. М.: Искусство, 1984. — 56 с.
  47. B.C. Мышление как творчество. М.: Политиздат, 1975. — 399 с.
  48. . Структура процесса воспитания. (Методологический аспект). Каунас: Швиеса, 1984. — 190 с.
  49. П.П. Избр. пед. и психолог, соч.: В 2-х т./Под ред. A.B. Петровского. М.: Педагогика, 1979. — Т. 1 — 334 е.- Т. 2 — 399 с.
  50. П.Г. Вопросы теории народного искусства. М.: Искусство, 1971.-341 с.
  51. A.A. О пролетарской культуре: Книга 1924. 344 с.
  52. A.A., Обозов H.H., Столин В. В. О службе семьи //Психол. журн., 1983.-Т. 1. № 4. — С. 91 -98.
  53. Е.Д., Гаврилива С. В., Давыдов В. В. и др. Учителю о психологии: Пособие для учителя /Под ред. В. П. Лебедевой, В. И. Пановой. М.: Молодая гвардия, 1997. — 305 с.
  54. Л.И. Возрастные закономерности формирования личности ребенка. М., 1981.
  55. А.П. Моделирование социальных процессов//Социол. исслед., 1987.-№ 4.
  56. Е.В. Теория и практика личностно-ориентированного образования. Ростов н/Д: Ростовский пед. ун-т, 2000. — 352 с.
  57. Л. Магия цвета. Спб.: Питер Паблишинг, 1997. — 384 с.
  58. Н.В., Реан A.A. Педагогика: Уч. для вузов. Спб.: Питер, 2000.-304 с.
  59. Г. Б. Человек мера вещей. — М.: Искусство, 1966. — 142 с.
  60. Ю.М. Воображение и теория познания. М., 1968. — 150 с.
  61. В.Г. Педагогика социальной работы. М.: Аргус, 1994. — 207 с.
  62. Т. Свет: воздействие на произведения искусств. — М.: Мир, 1983. -307 с.
  63. А.Е. Пластика и пространство как основные формы художественного выражения. — М., 1935. — 35 с.
  64. А.И. Об архитектуре. М.: Гостройздат, 1960.
  65. А.И. Эстетическая сущность искусстваУ/Проблемы и споры. М., 1980.-290 с.
  66. А.И. Эстетическая функция искусства. М.: Искусство, 1956.
  67. В.В. Всестороннее развитие личности и виды искусства. М.: Советский художник, 1963. — 301 с.
  68. Ю.В. Лекции по социальной педагогике (на материалах отечественного образования). 2-е изд., доп. и перераб. — М.: Полиграфресурсы, 1998. — 424 с.
  69. И.Л. эмоционально-эстетическое развитие младших школьников в учебной деятельности. М.-Ижевск: Академия повышения квалификации и переподготовки работников образования, Республиканский Центр развития образования MHO УР, 1999. — 116 с.
  70. В.П. Основы новой педагогики. М.: Изд-во И. В. Сытина, 1916.
  71. Введение в философию: Уч. для студ.: В 2 ч./Сост. И. Т. Фролов, Э.А. Араб-Оглы, Г. С. Арефьева и др. М.: Политиздат, 1989. — Ч. 2. — 639 с.
  72. Г. Истолкование искусства. М., 1923.
  73. В.И. Очерки по истории естествознания в России в XVIII столетии, 1912−1917: Открытия и судьбы. М.: Современник, 1993. — 688 с.
  74. В.И. Философские мысли натуралиста. М.: Наука, 1988. -520.
  75. Взаимодействие и интеграция искусств в полихудожественном развитии школьников: Сб. науч. трудов/Под ред. Б. М. Юсова. Луганск: Просвещение, 1990. — 200 с.
  76. Взаимодействие искусств в педагогическом процессе//Сб. по учебно-методическим вопросам. — Л., 1988.
  77. Взаимодействие искусств. Методология, теория, гуманитарное образование/ТМатериалы международной научно-практической конференции 25−29 августа 1997 г./Сост. П.С. Волкова/Ред. Л. П. Казанцева. Астрахань, 1997.
  78. Взаимодействие искусств: Советское изобразительное искусство в контексте художественной культуры//Сб. статей ВНПИ искусствознания. -М., 1989.
  79. Взаимодействие наук как фактор их развития//Сб. н. тр. АН СССР. -Новосибирск: Наука, 1988.
  80. .Р. Введение в историческое изучение искусства. М.: {Изобразительное искусство, 1985.
  81. Г. Н. Этнопедагогика /Под ред. И. Т. Огородникова. Чебоксары, 1974.-375 с.
  82. К.Н. Психология о педагогических проблемах. М.: Просвещение, 1981. — 128 с.
  83. Володина. Дети в городе //Экстра. М., 1994. 27 августа.
  84. А.А. Проблемы этнографии и этнической антропологи. М., 1978.
  85. Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте: Психологический очерк. 3-е изд. — М., 1991.
  86. Л.С. Психология искусства. Ростов н/Д: Феникс, 1988. -480.
  87. Л.С. Собрание соч., в 6 т. Т. 1- М.: Наука, 1982- Т. 4. — М.: Мысль, 1982.
  88. П.Я. Психология мышления и учения в поэтапном формировании умственных действий. Исследование мышления в советской психологии. М., 1966. — С. 110−149.
  89. П.Я. Формирование творческого мышления. Деятельность и психические процессы//Тез. докл. V Всесоюзного съезда психологов. М., 1977.-С. 54−55.
  90. Н.О. Конструирование среды, развивающей одаренность. -Автореф. дисс. .канд. пед. наук. Красноярск, 1996. — 24 с.
  91. Г. Д. Национальные образы мира. М., 1995. — 479 с.
  92. Д.М. Наука, дизайн и будущее//Техническая эстетика, 1970. -№ 1.
  93. Ю. Структура и смысл орнамента//Декоративное искусство СССР, 1979. № 1.
  94. И.В. К учению о цвете//Избр. соч. по естествознанию. Л., 1957.
  95. В.Л. Включение художественной деятельности в систему проектирования/УИскусство и научно-технический прогресс. М., 1973.
  96. В.Л. О дизайне. М.: Искусство, 1970. — 190 с.
  97. В.Л. Образы пространства//Творческий процесс и художественное восприятие. Л., 1978. — С. 159−174.
  98. . Что такое психология: В 2-х т./Пер. с франц. М.: Мир, 1992.-Т. 2.-376с.
  99. Н.К., Битинас Б. П. Введение в диагностику воспитания. М.: Педагогика, 1989. — 160 с.
  100. В.Г. Эстетика производственной среды и промышленного изделия. — М.: Знание, 1968. 64 с.
  101. С.О. Гений и творчество Л., 1924.
  102. Ю.Г. Персональный компьютер как средство коррекции знаний по математике (на материале решения задач с помощью уравнений). Автореф. дисс. .канд. пед. наук. М., 1992. — 16 с.
  103. Гуманистические традиции воспитания в России на ненасильственной основе (История, теория, практика): Тезисы докладов X Региональной научно-практической конференции. Н. Новгород, 28- 30 марта 1996. -132.
  104. В.Н. Социальная работа школы с семьей: Уч. пособие. М. Ставрополь: СГУ, 2001. — 155 с.
  105. В.Н. Теория и методика социальной работы школы с семьей. -М.-Ставрополь: Ставропольсервисшкола, 1998. 228 с.
  106. В.Е. О специфике восприятия фольклора/АГворческий процесс и художественное восприятие. JL, 1978.
  107. В.В. Теория развивающего обучения. М.: Интор, 1996. — 544 с.
  108. В.В., Переверзев JI.B. К исследованию предметной среды для детей//Техническая эстетика, 1976. № 3−4. — С. 4−6.
  109. С.М. Искусство видеть. О творческих способностях восприятия, о языке линий и красоты в воспитании зрителя. Л., 1990. -221 с.
  110. C.B. Государственная семейная политика. Авторская концепция. М.: Государственный НИИ семьи и воспитания, 1999. — 98 с.
  111. C.B. Государственная семейная политика: проблемы теории и практики. М.: Государственный НИИ семьи и воспитания, 1998. -48 с.
  112. C.B. Семья как объект государственной политики. М.: Государственный НИИ семьи и воспитания, 1998. — 206 с.
  113. А.Н. Развитие образования в современном мире: Уч. пособие. М.: ВЛАДОС, 1999. — 200 с.
  114. А.Л. Дизайн в капиталистических странах. М.: Знание, 1968.
  115. А.И. Наглядно-образные картины мира в системе культуры. -Автореф. дисс. .канд. пед. наук. -М., 1987. -24 с.
  116. Н.Г. Формирование представлений о гармонии цвета в учебно-воспитательном процессе начальной школы. Автореф. дисс. .канд. пед. наук. -М., 1999. — 18 с.
  117. Т.Б. Дидактические принципы передачи пространства и объема в рисунках учащихся 1−6 классов. Автореф. дисс. .канд. пед. наук. — М., 1980.-20 с.
  118. О.Г. Мир оживших предметов. Проблема ценности. М.: Политиздат, 1987.
  119. В.Н. Психология семьи. М.: КСП, 1996. — 160 с.
  120. Дж. Введение в философию воспитания М., 1921.
  121. В.В. Мифы о мироздании. М.: Изд-во политич. лит., 1990.
  122. З.В. Теоретические и методологические основы интеграции воспитательных сил микросоциума в целостном педагогическом процессе. Автореф. дисс.. .доктора пед. наук. — Чебоксары, 2000. — 48 с.
  123. В.П., Якунин Г. Л. Развитие, обучение и воспитание детей с нарушениями зрения. М.: Просвещение, 1990. — 222 с.
  124. П.М. Потребности человека. М.: Мысль, 1990. — 365 с.
  125. П.М., Ершова А. П., Букатов В. М. Общение на уроке, или Режиссура поведения учителя. Изд. 2-е, перераб. и доп. — М.: МПСИ, 1998.
  126. А.П. Звук и смысл. -М.: Просвещение, 1991.
  127. И.К., Краевский В. В. Современный урок. М.: Изд-во АПН РСФСР, 1963.-328 с.
  128. Г. О. О декоративно-орнаментальном рисовании в школе 1-й ступени: Искусство в трудовой школе. М., 1936.
  129. Г. Практическая эстетика. М., 1970. — 302 с.
  130. В. Социальное воспитание, его задачи и пути. М., 1918.
  131. В. К вопросу о пространственном обеспечении деятельности человека/ЛГехническая эстетика, 1969. № 7.
  132. А.Я. Современный синтез искусств//Виды искусств в социалистической художественной культуре. М.: Искусство, 1984.
  133. A.C. Личность в структуре педагогического общения. -Ростов н/Д, 1979. 156 с.
  134. Г. Р. Найдутся ли ответы? М.: Знание, 1989. — 48 с.
  135. В.В. Чет и нечет: Асимметрия мора и знаковых систем. — М., 1978.
  136. Игры для интенсивного обучения/Под ред. В. В. Петрусинского. М.: Прометей, 1991.-219 с.
  137. A.B. Дизайн в городской среде или дизайн городской среды. Дизайн и город. М., 1988.
  138. Э.В. Философия культуры. М.: Изд-во Политич. лит-ры, 1991.
  139. Искусство для детей (для школы и для семьи)/Сост. Р. Флёрих, Б. Сноу. -Кн. З.-М., 1914.-64 с.
  140. Исследование художественных интересов школьников//Под ред. Е. В. Квятковского, Ю.У. Фохт-Бабушкина. М., 1974. — 160 с.
  141. Истоки. Базисная программа развития ребенка-дошкольника. М., 1977.
  142. История культуры античного мира. М.: Наука, 1977.
  143. К исследованию предметной среды для детей/Лехническая эстетика, 1976.-№ 3−4.
  144. Д.Б. Воспитание ума и сердца. 2-е изд. — М.: Просвещение, 1981. — 120 с.
  145. М.С. Взаимодействие искусств в педагогическом процессе//Взаимодействие искусств в педагогическом процессе. Л., 1989.
  146. М.С. Системный подход к комплексному изучению искусства// Методологические проблемы современного искусства. Вып. 3. Л., 1980.
  147. И.П. Структура и механизмы творческой деятельности: Нормативный подход. М.: Изд-во МГУ, 1983. — 168 с.
  148. Я.А., Локк Д. Педагогическое наследие. М., 1987.
  149. В.В. О духовности в искусстве. М.: Творчество, 1982.-78 с.
  150. Кан-Калик В. А. Педагогическое творчество.- М.: Педагогика, 1 990 140.
  151. Кап Л. Пространство и вдохновение//Современная архитектура, 1969. -№ 2.
  152. Н.К. Теоретические основы синтеза искусств как способа эстетического познания и моделирования личности в условиях информационных технологий. Автореф. дисс. .доктора пед. наук. -Ростов н/Д., 1995. — 43 с.
  153. В. О духовном в искусстве. М., 1992.
  154. В.П. Педагогическая коррекция: Исправление недостатков характера у детей и подростков: Кн. для учителя. 2-е изд. — М.: Просвещение, 1994. — 223 с.
  155. Р. Развитие художественного творчества ребенка. М.: Изд-во Сытина, 1914.-214 с.
  156. Л.Н. Художественный вкус. Опыт конкретного социологического исследования. М.: Мысль, 1966. — 213 с.
  157. Л.Н. Цель и смысл жизни человека. М., 1993.
  158. В.Н. Основы художественного оформления текстильных изделий. М.: Легкая и пищевая промышленность, 1981. — 264 с.
  159. Т.С., Антонова A.B., Зацепина М. Б. Красота. Радость. Творчество: Программа эстетического воспитания детей 2−7 лет. М.: Педагогическое общество России, 2000. — 128 с.
  160. В.П. Развитие художественного объемно-пространственного мышления младших школьников на уроках изобразительного искусства и художественного труда. Автореф. дисс. .канд. пед. наук. — М., 1995. -17.
  161. Корбюзье Jle. Архитектура XX века. М., 1977. — 303 с.
  162. Д., Вернер-Бондз Л. Целебная сила цветозонотерапии/Пер. с анл. Л. Евелевой. М.: КРОН-ПРЕСС, 1998. — 184 с.
  163. Р.И. Рисование: альбом для учащихся 1 класса. М.: Просвещение, 1971.-151 с.
  164. Е.И. Искусство и ты. М.: Просвещение, 1997. — 142 с.
  165. В.М. Введение в педагогику. М.: УРАО, 1999. — 256 с.
  166. В.Г. Жизнь языка. От вятичей до москвичей. М.: Педагогика, 1977. — 88 с.
  167. В.В. Наука об образовании в современной России: методологический анализ//Известия РАО, 1999. № 1. — С. 13−22.
  168. В.В. Педагогическая теория: Что это такое? Зачем она нужна? Как она делается? Волгоград: Перемена, 1996. — 86 с.
  169. Краткий словарь по социологии/Под общ. ред. Д. М. Гвишиани, Н.И. Лапина- Сост. Э. М. Коржева, Н. Ф. Наумова. М.: Политиздат, 1989. — 479 с.
  170. В.Ф. Объемно-пространственная композиция в архитектуре/Под ред. A.B. Степанова. М.: Стройиздат, 1975. — 193 с.
  171. В.Ф., Ламцов И. В., Туркус М. А. Элементы архитектурно-пространственной композиции. М.-Л., 1934.
  172. П.А., Ломов Б. Ф., Митькин A.A. Психология восприятия и искусство плаката. М.: Плакат, 1987. — 208 с.
  173. Н.В. Психологическая структура деятельности учителя и формирование его личности. Л.: Изд-во ЛГУ, 1965. — 183 с.
  174. К. В. Советская эстетическая мысль 20-х годов. 1990. — 63 с.
  175. K.B. Эстетика России 20-х годов и современность: Уч. пособие. М.: МТИ ЭТ (ТУ), 1964.-64 с.
  176. Культура Древней Руси. М.: Наука, 1966. — 327 с.
  177. Культура и художественное воспитание: проблемы социального проектирования: Сб. статей/Сост. и отв. ред. М. М. Берлянчик, В. Г. Бутенко. Новосибирск-Херсон, 1991. -256 с.
  178. В.М., Казаринова Н. В., Поголыпа В. М. Межличностное общение: Уч. для вузов. Спб.: Питер, 2001.- 544 с.
  179. Г. Г. Феномен и дизайн образование в Италии//Труды ВНИИТЭ. — М., 1986. — № 50. — С. 29−44.
  180. Г. В. В помощь маленьким художникам. М.-Л.: Искусство, 1938.-75 с.
  181. Ю.С. Поэт и язык поэтической модели мира//Художественный текст: антология и интерпретация. Саратов, 1992. — С. 47−55.
  182. В. Когда маленький ребенок становится большим читателем. -М.: Лайда, 1994.
  183. A.A. Образ мира//Избр. психолог, пр. М., 1993.
  184. А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. 2-е изд. — М.: Политиздат, 1975. — 245 с.
  185. А. Природа художественного творчества. М.: Искусство, 1981.
  186. Я., Кондратьев К. Проблема этнокультурной идентичности и современный дизайн. Гуманитарно-художественная проблема образа жизни и предметной среды//Труды ВНИИТЭ. М., 1989. — № 58.
  187. .Т. Воспитание и социум: личностные смыслы общественного самосознания. М., 1999. — 149 с.
  188. .Т. Общие проблемы воспитания школьников: Уч. пособие по спецкурсу для студентов пед. ин-тов. М.: Просвещение, 1979. — 167. с.
  189. .Т. Педагогика: Курс лекций. М.: Юрайт, 1999. — 500 с.
  190. .Т. Педагогика: Курс лекций / Учеб. Пособие для студентов педагог. Учеб. Заведений и слушателей ИПК и ФПК. 4-е изд., перераб. и доп. -М.: Юрайт, 2000. — 523 с.
  191. .Т. Философия воспитания. Специальный курс: Уч. пособие для студентов вузов.- М.: Прометей, 1995. 282 с.
  192. Д.С. Книга беспокойств. Статьи, беседы, воспоминания. М.: Новости, 1991.-528 с.
  193. А.Ф. Теория и практика формирования у детей эстетического отношения к человеку. Автореф. дисс. .доктора пед. наук. — М., 2001.
  194. А.Д. Чувственные основы восприятия пространства. М.: МГУ, 1985.
  195. А.Ф. Бытие. Имя. Космос. М.: Мысль. РОУ, 1993. — 850 с.
  196. А.Ф. История античной эстетики. Высокая классика. М., 1974. -.Т. 3.-597 с.
  197. А.Ф. Очерки античного символизма и мифологии. М.: Мысль, 1993.-959 с.
  198. Лук А. Н. Мышление и творчество. М.: Политиздат, 1976. — 144 с.
  199. Г. Л. Игровая терапия: Искусство отношений/Пер. с англ. -Междунар. пед. академия. М., 1994.
  200. Малица Мирча. Культура и новый экономический порядок//Культуры, 1982.-№ 1,2.-С. 53−61.
  201. Ман Коркодейл Ч. Убранство жилого интерьера от античности до наших дней. М.: Искусство, 1990.
  202. М.А. О гармонии как закономерностях. Принцип симметрии. -М., 1978.
  203. О.И. Психология личности. Д.: Сталкер, 1997. 416 с.
  204. А. Статьи об искусстве. Переписка. М.: Искусство, 1993. — 461 с.
  205. И. Творческий метод и художественное наследство. М.: Изогиз, 1933.-33 с.
  206. В.В. О закономерностях и средствах художественного воздействия музыки. М.: Музыка, 1976.
  207. .С. Процесс творчества и художественное восприятие. М.: Искусство, 1985. — 316 с.
  208. A.B. Педагогика саморазвития личности Екатеринбург: Изд-во Урал, ун-та, 2001.-331 с.
  209. Е.М. Поэтика мифа. М., 1976.
  210. Мелик-Пашаев A.A. Педагогика искусства и творческие способности. -М., 1981.-96 с.
  211. Мелик-Пашаев A.A., Новлянская З. Н. Ступеньки к творчеству. М., 1995.-143 с.
  212. К.С. Мир художника. М.: Искусство, 1985. — 310 с.
  213. Методика художественного конструирования. М., 1983. — 165 с.
  214. Методология и технология комплексного социально-педагогического проектирования (региональный уровень): Коллективная монография. -Тюмень: ТГУ, 1997. 168 с.
  215. А.О. О красоте науки//Наука и жизнь. 1983. — № 3.
  216. Мид М. Культура и мир детства. М., 1988. — 425 с.
  217. Мировой опыт организации и реализации воспитания детей и учащихся: Материалы Всероссийской научно-практической конференции. М.: Педагогическое общество России, 2001. — 256 с.
  218. JI.H. Внешкольной деятельности: Уч. пособие. Минск: Вышэйная школа, 1984. — 286 с.
  219. Мифы народов мира: В 2-х т. М., 1990.
  220. Моделирование педагогических ситуаций. Проблемы повышения качества и эффективности общепедагогической подготовки учителя/Под ред. Ю. Н. Кулюткина. М.: Педагогика, 1982. — 120 с.
  221. М. Метод научной педагогики, применяемый к детскому воспитанию в Домах ребенка//Центр Монтессори. М., 1993.
  222. Н.С. Основы социально-педагогической реабилитации детей с ограниченными возможностями. Автореф. дисс. .доктора пед. наук. -М., 1998.-38 с.
  223. JI.B. Пространство мира и пространство картины. М.: Искусство, 1982. — 133 с.
  224. A.B. Введение в социальную педагогику: Уч. пособие. Пенза, 1994.
  225. В. Таинство детства. -М.: Экономическая газета, 1998. Т. II.
  226. B.C. Детская психология. М., 1985.
  227. Е.В. Логика музыкальной композиции. М.: Сов. Музыка, 1982.-350 с.
  228. В.В. Вероятностная модель языка. М.: Наука, 1979. — 315 с.
  229. П. Социальная педагогика. Спб., 1911.
  230. Научные труды Государственного научно-исследовательского института семьи и воспитания. М.: Государственный НИИ семьи и воспитания, 1999. — Т. I. — 164 с.
  231. М.А. Народное искусство и художественное наследство. -М.: ОГИЗ, ИЗОТИЗ, 1933. 336 с.
  232. М.А. Народное искусство как проблема коллективного и индивидуального. Традиции и новизна. Проблемы народного искусства/Под ред. М. А. Некрасовой, К. А. Макаровой. М.: ИЗО, 1982. -150 с.
  233. P.C. Психология: Уч. пособие. М.: Просвещение, 1990. — 301 с.
  234. Я.М. Человек, познай себя! Записки психиатра. Спб.: Наука, 1991.-208 с.
  235. Н.Д. Россия: ценности общества на рубеже XXI века. М.: МИРОС, 1997. — 144 с.
  236. Н.Д., Кан-Калик В.А. Творчество как условие профессиональной подготовки будущего учителя//Советская педагогика, 1982. № 4. — С.90−92.
  237. Н.Д. Российская национальная идея основа воспитания //Известия РАО, 1999. — № 2. — С. 13−23.
  238. Н.Д. Россия: гражданское воспитание на рубеже тысячелетий. М.: Гелиос АРВ, 2000. — 229 с.
  239. А.М. Научно-экспериментальная работа в образовательном учреждении (деловые советы). М.: Профессиональное образование, 1996.
  240. Л.И. Эстетика и техника: альтернатива или интеграция. М.: Политиздат, 1976. — 287 с.
  241. Г. А. Особенности социально-педагогической работы с многодетной семьей. Автореф. дисс. .канд. пед. наук. -М., 1997. -22 с.
  242. М.С. Этнопедагогика в сфере культурно-содержательной деятельности. Автореф. дисс. .доктора пед. наук. — М., 1997. — 47 с.
  243. Образование в области социальной работы в России. M., 1996. — 64 с.
  244. C.B. Осторожно дети. Театр и школа. М., 1976. — Вып. VII. -С. 16−29.
  245. Общая психология/Под ред. А. В. Петровского. М., 1988.
  246. Опыт компьютерной педагогической диагностики творческих способностей. Казань, 1989. — 142 с.
  247. Основы эстетической культуры и эстетики/Отв. ред. и сост. Л. П. Печко. М.: НИИ ХВ АПН СССР, 1990. — 47 с.
  248. Л.В., Пантелеев Г. Н. и др. Декоративное искусство детям. -М.: Просвещение, 1982. 143 с.
  249. Педагогическое мастерство и педагогические технологии: Уч. пособие/ Под ред. Л. К. Гребенкиной, Л. А. Байковой. 3-е изд., испр. и доп. — М.: Педагогическое общество России, 2000. — 256 с.
  250. И.П. Педагогика. М., 1999. — Ч. 1. — 573 с.
  251. В.М. Научно-педагогическая информация: Словарь-справочник. М.: Новая школа, 1995. — 256 с.
  252. В.Н. Одолень трава. Эстетическое воспитание детей и подростков в общении с народным искусством. М., 1989. — 140 с.
  253. Ю. Воображение и способность. М.: Знание, 1982. — 96 с.
  254. Я.А. Психология творчества. М.: Наука, 1976. — 303 с.
  255. Преемственность в формировании основ социальной активности личности на рубеже дошкольного и младшего школьного возраста: Методические рекомендации. М.: Прометей, 1989. — 54 с.
  256. Проблемы методов обучения в современной общеобразовательной школе/Под ред. Ю. К. Бабанского, И. Д. Зверева, Э.И. Моносзона- Акад. Пед. Наук СССР. М.: Педагогика, 1980.-224 с.
  257. Проблемы общей, возрастной и педагогической психологии/Под ред. В. В. Давыдова. М.: Педагогика, 1978. — 288 с.
  258. Проблемы преподавания художественных дисциплин в школе: Сб. научных трудов/Под ред. A.A. Мелик-Пашаева. М.: ВНИК «Школа», 1990. -105 с.
  259. Проведение практического занятия «Оценка уровня совместимости в малой социальной группе (семье)» (учебно-методическая разработка в помощь слушателям)/Сост. B.C. Торохтий. М., 1996. — 25 с.
  260. Программа «Изобразительное искусство и художественный труд» в школах РСФСР: Из опыта работы учителей-экспериментаторов/Ред.-составители Копцев В. П., Борисова О. Н. М.: НИИ школ МО РСФСР, 1991.
  261. Программа «Развитие» (основные положения). М.: Новая школа, 1994.
  262. Происхождение вещей. Очерки первобытной культуры//Под ред. Е. В. Смирницкой. -М., 1995.
  263. Профессиональная деятельность социального работника. М., 1993.
  264. A.C. Школа жизни: Методические разработки социально-психологических тренингов. — 2-е изд., испр. и доп. — М.: МООДиМ «Новая цивилизация», Педагогическое общество России, 2000. 192 с.
  265. A.C., Иванова Л. Ю. Как изучить общественное мнение в регионе (практикум). М.: МООДиМ «Новая цивилизация», 1999. — 40 с.
  266. Психология личности: тесты, опросники, методики/Авторы-составители Н. В. Киршева, Н. В. Рябчикова. М.: Геликон, 1995. — 220 с.
  267. Пути формирования образного восприятия цвета у младших школьников на уроках изобразительного искусства/Сост. Т. А. Копцева. -М., 1990.-67 с.
  268. Т.И. Шесть кукол: Психологический анализ режиссерской игры в семью у дошкольников. М.-Обнинск: Принтер, 2000. — 180 с.
  269. Т.Ф. Нравственное самостановление личности старшеклассника в историко-краеведческой деятельности. — Автореф. дисс. .канд. пед. наук. Воронеж, 2000. — 22 с.
  270. В.Г. Диалоги о музыкальной педагогике. — М., 1998. 142 с.
  271. A.B. Педагогические условия формирования чувства цвета у детей старшего дошкольного возраста в изобразительной деятельности. — Автореф. дисс. .канд. пед. наук. -М., 1997. 18 с.
  272. В.А. Художественная педагогика. М., 1999. — 75 с.
  273. Д.Я. Теории личности в западноевропейской и американской психологии: Хрестоматия по психологии личности. -Самара: БАХРАТ, 1996. 480 с.
  274. А. Стиль и среда//Декоративное искусство, 1989.
  275. .В. Системы перспективы в изобразительном искусстве. Общая теория перспективы. М.: Наука, 1968. — 415 с.
  276. A.A., Коломинский Я. Л. Социальная психология. Спб.: Питер Ком, 1999.-416 с.
  277. Революция искусство — дети: В 2-х Т.//НИИ ХВ АПН СССР. — М.: Просвещение, 1968. — 415 с.
  278. Т.И. Взаимодействие искусств в подготовке педагогических кадров и художественно- просветительской деятельности. Автореф. дисс. .доктора пед. наук. -М., 1998.
  279. Т. Опыт исследования творческого воображения. Спб., 1901.
  280. Е.И. Настольная книга практического психолога в образовании: Уч. пособие. М.: Владос, 1996. — 529 с.
  281. H.A. Световые явления: Вкладыш к учеб. физики для 6−7 кл. сред. шк. М.: Просвещение, 1986. — 32 с.
  282. Рок И. Введение в зрительное восприятие: В 2-х т. М.: Педагогика, 1980. — Т. 1. — 312 е.- Т. 2 — 280 с.
  283. H.H. Методика преподавания изобразительного искусства в школе. М.: Просвещение, 1974. — 244 с.
  284. Г. В. Дидактические основы применения информационных технологий в графической подготовке студентов педвузов. Автореф. дисс.докторапед. наук. -М., 1995. — 34 с.
  285. С.Л. О мышлении и путях его исследования. М.: Наука, 1958.-453 с.
  286. Е. Художественное воспитание в новой школе//Художественное воспитание в школе I ступени. — М., 1927.
  287. Руководство практического психолога. Готовность к школе: развивающие программы/Под. ред. И. В. Дубровиной. 2-е изд. — М.: Академия, 1995.
  288. .А. Язычество Древней Руси. М.: Наука, 1988. — 784 с.
  289. Социокультурные аспекты экологического воспитания школьников (Сборник научных трудов)/Под редакцией Н. С. Дежниковой.- Выпуск № 2.- М., 2000- 80 с.
  290. Л.Г. Изобразительное искусство и среда. Природа, пространство, архитектура для 1−11 классов. Интегрированные программы. М.: Просвещение, 1995. — 76 с.
  291. Л.Г. Освоение художественной организации предметно-пространственной среды//Взаимодействие и интеграция искусств/Под ред. Б. П. Юсова, Г. Г. Шевченко. Луганск, 1990. — С. 109−123.
  292. Л.Г. Человек в пространстве мира и культуры: интегрированный полихудожественный подход к преподаванию изобразительного искусства. М., 2000. — 360 с.
  293. Л.Г., Кабкова Е. П., Сухова Т. И., Юсов Б. П. Живой мир искусства. Полихудожественная программа для 1−4 кл. 2-е изд. — М., 1998.
  294. А. Идея гармонической личности в мусульманском средневековье. Гармонический человек. — М., 1965.
  295. И.Г. Предмет и форма. Роль восприятия материальной среды художником в создании пластической формы. М.: Сов. худ., 1984. — 304 с.
  296. Е.Е. Ребенок и знак: Психологический анализ знаково-символической деятельности дошкольника. Тула, 1993.
  297. Семья в России//Научный общественно-политический журнал, 1998.-№ 2.
  298. Семья и социум: проблемы и перспективы: Сб. материалов респ. науч.-практ. конф./Ин-т повышения квалификации работников образования. Ассоциация народной педагогики Якутии. Якутск: Изд-во ИПКРО, 1998.
  299. В.Ф. Направления в дизайне 70-х годов. Экологическое движение в мире//Труды ВНИИТЭ, 1998. № 48.
  300. П.В. Мозг и творчество//Вопросы философии, 1992. № 11. -С. 13−26.
  301. П.В., Ершов П. М., Вяземский Ю. П. Происхождение духовности. М.: Наука, 1987. — 352 с.
  302. Системный подход в социальной работе: Методологический семинар/ Сост.-ред. В. В. Колков. М.: Институт социальной работы, 1997. — 183 с.
  303. В.А. Формирование личности учителя советской школы в процессе его профессиональной подготовки. — М.: Просвещение, 1976.-160 с.
  304. В.И., Исаев Е. И. Психология человека. М.: Школа -Пресс, 1995. — 385 с.
  305. Н.И. Традиции симметрии в архитектуре. М.: Стройиздат, 1990.-342 с.
  306. Совершенствование техники общения учителя с учениками и умением организовывать диалоговые формы обучения находятся в центре тщательного анализа различных педагогических ситуаций школьных будней.
  307. Современные образовательные программы для дошкольных учреждений: Учеб. пособие для студ. высш. и сред. пед. учеб. заведений/Под ред. Т. И. Ерофеевой. — 2-е изд., стериотип. М.: Академия, 2000.-344 с.
  308. Содружество педагогов и учащихся как педагогическое явление: Межвуз. сб. науч. трудов. -JI., 1989. 161 с.
  309. Социальная педагогика: Курс лекций/Под общ. ред. М. А. Галагузовой. -М.: ВЛАДОС, 2000. 416 с.
  310. Социальная психология личности в вопросах и ответах: Уч. пособие/Под ред. В. А. Лабунской. М.: Гардарики, 1999.
  311. Социальная сфера: совершенствование социальных отношений. М., 1987.
  312. Социология молодежи: Уч./Под ред. В. Т. Лисовского. Спб., 1996.-460 с.
  313. К.С. Моя жизнь в искусстве. М.: Искусство, 1980.-431 с.
  314. В.В. Рисунок и творчество. Владивосток, 1996. — 806 с.
  315. Л.Н. Искусство и игра. М.: Знание, 1987. — 39 с.
  316. Ю.С. Техническое творчество школьников: Вопросы теории и организации, образовательное и воспитательное значение. М.: Педагогика, 1984. — 160 с.
  317. Е.В. Ребенок объясняет мир. М., 1978.
  318. Ф.С. Национально-региональный компонент содержания художественно-графического образования студентов педагогического вуза. -Автореф. дисс. .канд. пед. наук. Казань, 2000. — 20 с.
  319. Е. Социальная диагностика: методы и способы ее осуществления. М., 1993.
  320. В.А. Мудрая власть коллектива. М., 1975.
  321. В.А. Сто советов учителю. Киев: Рязанская школа, 1984.-254 с.
  322. Н.М. Очерки по истории костюма. М.: ГИТИС, 1994. — 157 с.
  323. Теория и методология социальной работы. М.: Наука, 1994.
  324. Теория и практика педагогического эксперимента/Под ред. Е. В Пискунова. — М.: Педагогика, 1979. 20 с.
  325. Теория и практика социальной работы: отечественный и зарубежный опыт/Под ред. В. Г. Бочаровой, Т. Ф. Яркиной. М., 1993.
  326. .М. Психология музыкальных способностей. М.: АПИ РСАХ, 1947.-337 с.
  327. Титаренко В .Я Семья и формирование личности. М., 1987.
  328. М.Ю. Эстетическое развитие личности как составной компонент целостного учебно-воспитательного процесса школы. -Автореф. дисс. .канд. пед. наук. -М., 2000. 16 с.
  329. B.C. Технологии психолого-педагогического обеспечения социальной работы с семьей: Уч. пособие. М.: МГСУ, 2000. — 216 с.
  330. B.C. Учебная программа по дисциплине: Психология социально работы с семьей. М., 1996. — 44 с.
  331. Е.М. Шалун или мир дому твоему: программа и методика эстетического развития школьников. М., 1998. — 220 с.
  332. Д.Н. Психологические исследования. М.: Наука, 1966. — 492 с.
  333. Ю. Н. Концепция художественного образования на материале кино, телевидения, видео, медиа, компьютерного экрана//Симпозиум художественного образования. 20−21 октября 1998 г. М., 1999. — 201 с.
  334. Ю.В. Педагогические особенности занятий образной хореографией с детьми младшего возраста. Автореф. дисс. .канд. пед. наук. — М., 2001. — 23 с.
  335. К.Д. Избр. соч. Т. 1. -М.: Учпедгиз, 1945.
  336. В.А. Воспоминания. Письма. Стенограммы. М.: Книга, 1991.
  337. В.А. Об искусстве, о книге, о гравюре. М.: Искусство, 1986.
  338. Д.И. Психология взросления: структурно-содержательные характеристики процесса развития личности: Избр. труды. М: МПСИ/ Флинта, 1999.-672 с.
  339. Д.И. Социальное развитие в пространстве и времени Детства. М.: МПСИ/Флита, 1997. — 160 с.
  340. Г. Н. Воспитание как социально-педагогический феномен. Стратегия развития. М.: Государственный НИИ семьи и воспитания, 2000.
  341. Г. Н. Воспитание личности школьника. М.: Педагогика, 1985.
  342. Е.А. Роль материальной среды в развитии художественно-творческой активности дошкольника. М., 1921.
  343. П.А. Анализ пространственности в художественно-изобразительных произведениях//Декоративно-прикладное искусство, 1980. № 7. — С. 24−29.
  344. П.А. О типах возрастания//Богословский вестник, 1906.-№ 7.
  345. Фохт-Бабушкин Ю. У. Искусство и духовный мир человека. М.: Знание, 1982.
  346. В. Человек в поисках смысла. М., 1990.
  347. .А. Теоретико-педагогические проблемы построения современных моделей общеобразовательных учреждений. Автореф. дисс.. .доктора пед. наук. — М., 2000. — 35 с.
  348. Фрейд 3. Художник и фантазирование. М.: Республика, 1993. — 400 с.
  349. С.С. Социология: Уч. 3-е изд., доп. — М.: Гардарюси, 1999.
  350. Хан-Магомедов С. О. Творчество там, где можно сказать это мое// Декоративное искусство СССР, 1981. — № 1.
  351. И.Ф. Педагогика: Уч. пособие. 2-е изд., перераб. и доп. -М.: Высш. шк., 1990. — 576 с.
  352. А.Г. Социология воспитания. М., 1990.
  353. В.Н. Импровизация, импровизация, импровизация. М.: Магистр, 1997. — 288 с.
  354. В. Творения/Общ. ред. МЛ. Полякова. М.: Советский писатель, 1986. — 735 с.
  355. У. Анализ красоты. JL: Искусство, 1987. — 256 с.
  356. Художественная культура и развитие личности/Под ред. Фохт-Бабушкина. М.: Наука, 1987. — 223 с.
  357. Художественное творчество и ребенок/Под ред. H.A. Ветлугиной. М.: Педагогика, 1972. — 287 с.
  358. Человек, предмет, среда: Сб. ст./Сост. В. Н. Толстой. М., 1980. — 250 с.
  359. Человек: деятельность, творчество, стиль мышления: Сб. -Симферополь, 1987. 272 с.
  360. P.M. Взаимодействие искусств в развитии личности старшего дошкольника. — Автореф. дисс. .доктора пед. наук. Ростов н/Д, 1995.
  361. .Ю. Содержание социальной работы с семьей: проблемы и перспективы//Соц. раб, 1993. Вып. 7. — С. 71−81.
  362. Шарден де Т. Феномен человека. М.: Наука, 1987. — 238 с.
  363. И.И. Симметрия в природе. -JI., 1968.
  364. С.Т. Пед. соч.: В 4 т. М., 1964. — Т. 3.
  365. К.А. Философия и воспитание. -М., 1985.
  366. Д. Поль. Культура и мир: роль культуры в будущем/ЛСультуры, 1982.-№ 1,2.-С. 20−40.
  367. В.П. Гармония как эстетическая категория: учение о гармонии в истории эстетической мысли. М., 1973.
  368. М.И. Гражданское воспитание личности школьника в педагогическом процессе: Уч. пособие. Красноярск: КГПУ, 1998. — 196 с.
  369. Школа 2000. Концепции, методики, эксперимент: Сб. научных трудов/Под ред. Ю. И. Дика, A.B. Хуторского. М.: ИОСО РАО, 1999.-308 с.
  370. Э.Г., Юстцкий В. В. Семейная психотерапия. Л.: Медицина, 1989.- 192 с.
  371. Д.Б. Психология игры. М., 1974. — 304 с.
  372. Энциклопедия социальной работы: В 3 т./Пер. с англ. М.: Центр общечеловеческих ценностей, 1993. — Т. 1. — 480 с.
  373. Эстетика: Словарь/Под общ. ред. A.A. Беляева и др. М.: Политиздат, 1989.-447 с.
  374. Эстетические ценности предметно пространственной среды. — М.: Стройиздат, 1990. — 334 с.
  375. Эстетическое сознание и процесс его формирования. — М.: Искусство, 1984.-256 с.
  376. Юсов Б. П Проблемы художественного воспитания и развитие школьников. Автореф. дисс. .доктора пед. наук. -М., 1984. — 44 с.
  377. .П. Когда все искусства вместе//Под общей ред. Б. П. Юсова. -Мурманск, 1995. 120 с.
  378. .П., Сухова Т. И., Пеня Т. Г. и др. Когда все искусства вместе. Полихудожественное развитие учащихся различных возрастных групп: Пособие для учителя. М.: ИЦЭВ РАО, 1995.- 107 с.
  379. П.М. Психология сценического чувства актера: Этюды по психологии творчества. М.: Рослитиздат, 1936.
  380. П.М. Эмоциональная жизнь школьника. М.: Просвещение, 1966.-48 с.
  381. Е.С. Фрагменты русской языковой картины мира (модели пространства, времени и восприятия). М.: Гнозис, 1994. — 343 с.
  382. Спасибо за участие в исследовании!
Заполнить форму текущей работой