Гражданское воспитание детей младшего школьного возраста средствами внешкольной деятельности
Диссертация
Анализ педагогического опыта показывает, что сформированные признаки гражданского воспитания у детей младшего школьного возраста в условиях внеклассной и внешкольной деятельности проявляются: в потребности в активном участии в торжественных мероприятияхв стремлении к выходу из личностного безразличия, апатии, по отношению к ближайшему окружению в макро и микро мире, обусловленных… Читать ещё >
Содержание
- ГЛАВА 1. Теоретические аспекты гражданского воспитания детей младшего школьного возраста средствами внешкольной деятельности
- 1. 1. Теория гражданского воспитания в социально-историческом контексте
- 1. 2. Гражданское воспитание как один из факторов развивающего воспитывающего воздействия на личность, состояние и постановка проблемы
- 1. 3. Психолого-педагогические основы изучения проблемы гражданского воспитания детей младшего школьного возраста
- ГЛАВА 2. Гражданское воспитание детей младшего школьного возраста в процессе освоения граждановедческих знаний
- 2. 1. Психолого-педагогическая характеристика младших школьников
- 2. 2. Современная модель гражданского воспитания — как средство в условиях внеклассной деятельности.(опыт комплексного опытноэкспериментального исследования)
- Глава 3. Педагогические условия использования внеклассной работы в гражданском воспитании детей младшего школьного возраста
- 3. 1. Функциональная роль педагога в регулировании процесса гражданского воспитания детей младшего школьного возраста средствами внешкольной деятельности
- 3. 2. Инновационный опыт школьных учреждений в гражданском воспитании детей средствами внешкольной деятельности
Список литературы
- Абраменкова В.В., Большакова Н. Г. О возможностях психологического изучения личности ребенка в социогенезе. На материале сказки. — М., 1988.
- Абрамова А.М. Просуществует ли культура в России до 2005 года?//Учительская газета, 1995. № 3, 6.
- Абрамова Г. С. Возрастная психология: Уч. пособие для студентов вузов. -М.: Академический Проект- Екатеринбург: Деловая книга, 2000. 624 с.
- Аверинцев С.С. Судьбы европейской культурной традиции в эпоху перехода от античности к средневековью//Из истории культуры средних веков и Возрождения. М., 1976.
- Азаров Ю.П. Педагогическая интуиция//Народное образование, 1966. № 8.
- Алексеева В.В. Что такое искусство. М., Сов. художник, 1991. — 231с.
- Амбре Ж.Д. Будущее за эмоциями. 1999.
- Аминов И.А. и др. Психодиагностика специальных способностей социального работника/Соц. работа, 1992. Вып. 2. — С. 56−64.
- Амосов Н.М. Раздумья о здоровье. М., 1978.
- Ананьев Б.Г. и др. Индивидуальное развитие человека и константность восприятия. М.: Просвещение, 1968. — 334 с.
- И. Ананьев Б. Г. Человек как предмет познания//Избр. психологические труды: В 2 т. М.: Педагогика, 1980. — Т. 1. — с. 16−178.
- Андреева Г. М. Социальная психология. М.: Наука, 1994.
- Аникеева Н.М. Гармония как понятие социального мышления. Ростов н/Д., 1986.
- Антонов А.И., Борисов В. А. Кризис семьи и пути его преодоления. М., 1990.
- Антонов А.И., Медков В. М. Социология семьи. М.: МГУ, 1996. — 303 с.
- Арзямова Г. В., Багреева Е. Г., Мандалян Э. А. и др. Основы эстетической культуры: Для общеобразоват. и спец. школ, лицеев, гимназий и внешкольных детск. учреждений. М.: ИЦЭВ РАО, 1998. — 47 с.
- Аркин Д. Искусство бытовой вещи. М.: ОГИЗ, 1932. — 169 с.
- Арнольдов А.И. Живой мир социальной педагогики. (В поддержку актуальной науки). М., 1999. — 136 с.
- Арнольдов А.И. Социальная педагогика: восхождение к новому гуманизму. М.: Педагогика, 1994.
- Арнхейм Р. Искусство и визуальное восприятие. — М., 1974. — 391 с.
- Арнхейм Р. Новые очерки по психологии искусства. М.: Прометей, 1994.-352 с.
- Аронов В.Р. Традиции дизайнерского образования в Британии//Труды ВНИИТЭ. М., 1986. — № 50. — с. 13−29.
- Артюшина Л.Ф. Внешкольной деятельности. М.: Книга, 1982. — 200 с.
- Арцимович Я.М. Современная семья и ее воспитательная функция. -Дисс. .канд. философ, наук. -М., 1990.
- Асмолов А.Г. Деятельность и установка. М.: МГУ, 1976. — 151 с.
- Бабанский Ю. Укрепление взаимосвязи общественного и семейного воспитания/ТПолит. самообраз., 1984. -№ 12. С. 85−93.
- Бабанский Ю.К., Поташник М. М. Оптимизация педагогического процесса, 2-е изд. Киев: Веща школа, 1984. — 198 с.
- Байкова Л.А., Евсеева А. М., Орлова Е. А. Гуманизация школы: теория и опыт: Монография/Под ред. Л. А. Байковой. Рязань: РГПУ, 1999. — 163 с.
- Бакушинский А.В. Исследования и статьи. М.: Сов. худ., 1981. — 352 с.
- Бакушинский А.В. Художественное творчество и воспитание. М.: Новая Москва, 1925. — 240 с.
- Баркер Р. Словарь социальной работы /Сокр. пер. с англ. М.: Ин-т соц. раб. АРСС, 1994.
- Баскина Ю.В. Методика диагностики родительского отношения (методика «включенного конфликта»). Дисс. .канд. психол. наук. М., 1992.
- Бегенау З.Г. Функция, форма, качество. М.: Мир, 1969. — 168 с.
- Беличева С.А. Служба социальной защиты семьи и детства. М.: Педагогика, 1992. — № 7−8.
- Бердяев H.A. Смысл творчества. М.: Мысль, 1916. — 200 с.
- Берн Э. Игры, в которые играют люди. М., 1988.
- Бернер Г., Юнссон JI. Теория социально-психологической работы. — М., 1991.
- Бершадская Т.С. Лекции по гармонии. Л., 1978. — 199 с.
- Беспалько В.П. Слагаемые педагогической технологии. М.: Педагогика, 1989.
- Бестужев-Лада И.В. К школе XXI века: размышления социолога. М.: Педагогика, 1988. — 254 с.
- Бестужев-Лада И. В. Культура, контркультура, антикультураУ/На пороге XXI века: образование и культура. М.: РАО/РАФК, 1996. — С. 22−23.
- Бестужев-Лада И. В. Нужна ли школе реформа? XXI век: ожидаемые и желаемые изменения системы народного образования России. М.: Педагогическое общество России, 2000. — 192 с.
- Бестужев-Лада И. В. Ступени к семейному счастью. М.: Мысль, 1988.
- Бехтерев В.М. Коллективная рефлексология. Петроград: Колос, 1921. -430с.
- Бехтерев В.М. Творчество с точки зрения рефлексологии. — М., 1924.
- Бехтин Н.Б. Специфика искусства. М.: Искусство, 1984. — 56 с.
- Библер B.C. Мышление как творчество. М.: Политиздат, 1975. — 399 с.
- Битинас Б. Структура процесса воспитания. (Методологический аспект). Каунас: Швиеса, 1984. — 190 с.
- Блонский П.П. Избр. пед. и психолог, соч.: В 2-х т./Под ред. A.B. Петровского. М.: Педагогика, 1979. — Т. 1 — 334 е.- Т. 2 — 399 с.
- Богатырев П.Г. Вопросы теории народного искусства. М.: Искусство, 1971.-341 с.
- Богданов A.A. О пролетарской культуре: Книга 1924. 344 с.
- Бодалев A.A., Обозов H.H., Столин В. В. О службе семьи //Психол. журн., 1983.-Т. 1. № 4. — С. 91 -98.
- Божович Е.Д., Гаврилива С. В., Давыдов В. В. и др. Учителю о психологии: Пособие для учителя /Под ред. В. П. Лебедевой, В. И. Пановой. М.: Молодая гвардия, 1997. — 305 с.
- Божович Л.И. Возрастные закономерности формирования личности ребенка. М., 1981.
- Бойко А.П. Моделирование социальных процессов//Социол. исслед., 1987.-№ 4.
- Бондаревская Е.В. Теория и практика личностно-ориентированного образования. Ростов н/Д: Ростовский пед. ун-т, 2000. — 352 с.
- Бонде Л. Магия цвета. Спб.: Питер Паблишинг, 1997. — 384 с.
- Бордовская Н.В., Реан A.A. Педагогика: Уч. для вузов. Спб.: Питер, 2000.-304 с.
- Борисовский Г. Б. Человек мера вещей. — М.: Искусство, 1966. — 142 с.
- Бородай Ю.М. Воображение и теория познания. М., 1968. — 150 с.
- Бочарова В.Г. Педагогика социальной работы. М.: Аргус, 1994. — 207 с.
- Брилл Т. Свет: воздействие на произведения искусств. — М.: Мир, 1983. -307 с.
- Бринкман А.Е. Пластика и пространство как основные формы художественного выражения. — М., 1935. — 35 с.
- Буров А.И. Об архитектуре. М.: Гостройздат, 1960.
- Буров А.И. Эстетическая сущность искусстваУ/Проблемы и споры. М., 1980.-290 с.
- Буров А.И. Эстетическая функция искусства. М.: Искусство, 1956.
- Ванслов В.В. Всестороннее развитие личности и виды искусства. М.: Советский художник, 1963. — 301 с.
- Василькова Ю.В. Лекции по социальной педагогике (на материалах отечественного образования). 2-е изд., доп. и перераб. — М.: Полиграфресурсы, 1998. — 424 с.
- Вахнянская И.Л. эмоционально-эстетическое развитие младших школьников в учебной деятельности. М.-Ижевск: Академия повышения квалификации и переподготовки работников образования, Республиканский Центр развития образования MHO УР, 1999. — 116 с.
- Вахтеров В.П. Основы новой педагогики. М.: Изд-во И. В. Сытина, 1916.
- Введение в философию: Уч. для студ.: В 2 ч./Сост. И. Т. Фролов, Э.А. Араб-Оглы, Г. С. Арефьева и др. М.: Политиздат, 1989. — Ч. 2. — 639 с.
- Вельфлин Г. Истолкование искусства. М., 1923.
- Вернадский В.И. Очерки по истории естествознания в России в XVIII столетии, 1912−1917: Открытия и судьбы. М.: Современник, 1993. — 688 с.
- Вернадский В.И. Философские мысли натуралиста. М.: Наука, 1988. -520.
- Взаимодействие и интеграция искусств в полихудожественном развитии школьников: Сб. науч. трудов/Под ред. Б. М. Юсова. Луганск: Просвещение, 1990. — 200 с.
- Взаимодействие искусств в педагогическом процессе//Сб. по учебно-методическим вопросам. — Л., 1988.
- Взаимодействие искусств. Методология, теория, гуманитарное образование/ТМатериалы международной научно-практической конференции 25−29 августа 1997 г./Сост. П.С. Волкова/Ред. Л. П. Казанцева. Астрахань, 1997.
- Взаимодействие искусств: Советское изобразительное искусство в контексте художественной культуры//Сб. статей ВНПИ искусствознания. -М., 1989.
- Взаимодействие наук как фактор их развития//Сб. н. тр. АН СССР. -Новосибирск: Наука, 1988.
- Виппер Б.Р. Введение в историческое изучение искусства. М.: {Изобразительное искусство, 1985.
- Волков Г. Н. Этнопедагогика /Под ред. И. Т. Огородникова. Чебоксары, 1974.-375 с.
- Волков К.Н. Психология о педагогических проблемах. М.: Просвещение, 1981. — 128 с.
- Володина. Дети в городе //Экстра. М., 1994. 27 августа.
- Воронов А.А. Проблемы этнографии и этнической антропологи. М., 1978.
- Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте: Психологический очерк. 3-е изд. — М., 1991.
- Выготский Л.С. Психология искусства. Ростов н/Д: Феникс, 1988. -480.
- Выготский Л.С. Собрание соч., в 6 т. Т. 1- М.: Наука, 1982- Т. 4. — М.: Мысль, 1982.
- Гальперин П.Я. Психология мышления и учения в поэтапном формировании умственных действий. Исследование мышления в советской психологии. М., 1966. — С. 110−149.
- Гальперин П.Я. Формирование творческого мышления. Деятельность и психические процессы//Тез. докл. V Всесоюзного съезда психологов. М., 1977.-С. 54−55.
- Гафурова Н.О. Конструирование среды, развивающей одаренность. -Автореф. дисс. .канд. пед. наук. Красноярск, 1996. — 24 с.
- Гачев Г. Д. Национальные образы мира. М., 1995. — 479 с.
- Гвишнани Д.М. Наука, дизайн и будущее//Техническая эстетика, 1970. -№ 1.
- Герчук Ю. Структура и смысл орнамента//Декоративное искусство СССР, 1979. № 1.
- Гете И.В. К учению о цвете//Избр. соч. по естествознанию. Л., 1957.
- Глазычев В.Л. Включение художественной деятельности в систему проектирования/УИскусство и научно-технический прогресс. М., 1973.
- Глазычев В.Л. О дизайне. М.: Искусство, 1970. — 190 с.
- Глазычев В.Л. Образы пространства//Творческий процесс и художественное восприятие. Л., 1978. — С. 159−174.
- Годфруа Ж. Что такое психология: В 2-х т./Пер. с франц. М.: Мир, 1992.-Т. 2.-376с.
- Голубева Н.К., Битинас Б. П. Введение в диагностику воспитания. М.: Педагогика, 1989. — 160 с.
- Грибачев В.Г. Эстетика производственной среды и промышленного изделия. — М.: Знание, 1968. 64 с.
- Грузенберг С.О. Гений и творчество Л., 1924.
- Гузун Ю.Г. Персональный компьютер как средство коррекции знаний по математике (на материале решения задач с помощью уравнений). Автореф. дисс. .канд. пед. наук. М., 1992. — 16 с.
- Гуманистические традиции воспитания в России на ненасильственной основе (История, теория, практика): Тезисы докладов X Региональной научно-практической конференции. Н. Новгород, 28- 30 марта 1996. -132.
- Гуров В.Н. Социальная работа школы с семьей: Уч. пособие. М. Ставрополь: СГУ, 2001. — 155 с.
- Гуров В.Н. Теория и методика социальной работы школы с семьей. -М.-Ставрополь: Ставропольсервисшкола, 1998. 228 с.
- Гусев В.Е. О специфике восприятия фольклора/АГворческий процесс и художественное восприятие. JL, 1978.
- Давыдов В.В. Теория развивающего обучения. М.: Интор, 1996. — 544 с.
- Давыдов В.В., Переверзев JI.B. К исследованию предметной среды для детей//Техническая эстетика, 1976. № 3−4. — С. 4−6.
- Даниэль С.М. Искусство видеть. О творческих способностях восприятия, о языке линий и красоты в воспитании зрителя. Л., 1990. -221 с.
- Дармодехин C.B. Государственная семейная политика. Авторская концепция. М.: Государственный НИИ семьи и воспитания, 1999. — 98 с.
- Дармодехин C.B. Государственная семейная политика: проблемы теории и практики. М.: Государственный НИИ семьи и воспитания, 1998. -48 с.
- Дармодехин C.B. Семья как объект государственной политики. М.: Государственный НИИ семьи и воспитания, 1998. — 206 с.
- Джуринский А.Н. Развитие образования в современном мире: Уч. пособие. М.: ВЛАДОС, 1999. — 200 с.
- Дижур А.Л. Дизайн в капиталистических странах. М.: Знание, 1968.
- Димитров А.И. Наглядно-образные картины мира в системе культуры. -Автореф. дисс. .канд. пед. наук. -М., 1987. -24 с.
- Долгоаршинных Н.Г. Формирование представлений о гармонии цвета в учебно-воспитательном процессе начальной школы. Автореф. дисс. .канд. пед. наук. -М., 1999. — 18 с.
- Донцова Т.Б. Дидактические принципы передачи пространства и объема в рисунках учащихся 1−6 классов. Автореф. дисс. .канд. пед. наук. — М., 1980.-20 с.
- Дробницкий О.Г. Мир оживших предметов. Проблема ценности. М.: Политиздат, 1987.
- Дружинин В.Н. Психология семьи. М.: КСП, 1996. — 160 с.
- Дьюи Дж. Введение в философию воспитания М., 1921.
- Евсюков В.В. Мифы о мироздании. М.: Изд-во политич. лит., 1990.
- Егорова З.В. Теоретические и методологические основы интеграции воспитательных сил микросоциума в целостном педагогическом процессе. Автореф. дисс.. .доктора пед. наук. — Чебоксары, 2000. — 48 с.
- Ермаков В.П., Якунин Г. Л. Развитие, обучение и воспитание детей с нарушениями зрения. М.: Просвещение, 1990. — 222 с.
- Ершов П.М. Потребности человека. М.: Мысль, 1990. — 365 с.
- Ершов П.М., Ершова А. П., Букатов В. М. Общение на уроке, или Режиссура поведения учителя. Изд. 2-е, перераб. и доп. — М.: МПСИ, 1998.
- Журавлев А.П. Звук и смысл. -М.: Просвещение, 1991.
- Журавлев И.К., Краевский В. В. Современный урок. М.: Изд-во АПН РСФСР, 1963.-328 с.
- Журина Г. О. О декоративно-орнаментальном рисовании в школе 1-й ступени: Искусство в трудовой школе. М., 1936.
- Земпер Г. Практическая эстетика. М., 1970. — 302 с.
- Зеньковский В. Социальное воспитание, его задачи и пути. М., 1918.
- Зефельд В. К вопросу о пространственном обеспечении деятельности человека/ЛГехническая эстетика, 1969. № 7.
- Зись А.Я. Современный синтез искусств//Виды искусств в социалистической художественной культуре. М.: Искусство, 1984.
- Золотникова A.C. Личность в структуре педагогического общения. -Ростов н/Д, 1979. 156 с.
- Иваницкий Г. Р. Найдутся ли ответы? М.: Знание, 1989. — 48 с.
- Иванов В.В. Чет и нечет: Асимметрия мора и знаковых систем. — М., 1978.
- Игры для интенсивного обучения/Под ред. В. В. Петрусинского. М.: Прометей, 1991.-219 с.
- Иконников A.B. Дизайн в городской среде или дизайн городской среды. Дизайн и город. М., 1988.
- Ильенков Э.В. Философия культуры. М.: Изд-во Политич. лит-ры, 1991.
- Искусство для детей (для школы и для семьи)/Сост. Р. Флёрих, Б. Сноу. -Кн. З.-М., 1914.-64 с.
- Исследование художественных интересов школьников//Под ред. Е. В. Квятковского, Ю.У. Фохт-Бабушкина. М., 1974. — 160 с.
- Истоки. Базисная программа развития ребенка-дошкольника. М., 1977.
- История культуры античного мира. М.: Наука, 1977.
- К исследованию предметной среды для детей/Лехническая эстетика, 1976.-№ 3−4.
- Кабалевский Д.Б. Воспитание ума и сердца. 2-е изд. — М.: Просвещение, 1981. — 120 с.
- Каган М.С. Взаимодействие искусств в педагогическом процессе//Взаимодействие искусств в педагогическом процессе. Л., 1989.
- Каган М.С. Системный подход к комплексному изучению искусства// Методологические проблемы современного искусства. Вып. 3. Л., 1980.
- Калошина И.П. Структура и механизмы творческой деятельности: Нормативный подход. М.: Изд-во МГУ, 1983. — 168 с.
- Каменский Я.А., Локк Д. Педагогическое наследие. М., 1987.
- Кандинский В.В. О духовности в искусстве. М.: Творчество, 1982.-78 с.
- Кан-Калик В. А. Педагогическое творчество.- М.: Педагогика, 1 990 140.
- Кап Л. Пространство и вдохновение//Современная архитектура, 1969. -№ 2.
- Карпова Н.К. Теоретические основы синтеза искусств как способа эстетического познания и моделирования личности в условиях информационных технологий. Автореф. дисс. .доктора пед. наук. -Ростов н/Д., 1995. — 43 с.
- Кашинский В. О духовном в искусстве. М., 1992.
- Кащенко В.П. Педагогическая коррекция: Исправление недостатков характера у детей и подростков: Кн. для учителя. 2-е изд. — М.: Просвещение, 1994. — 223 с.
- Кершенпггейнер Р. Развитие художественного творчества ребенка. М.: Изд-во Сытина, 1914.-214 с.
- Коган Л.Н. Художественный вкус. Опыт конкретного социологического исследования. М.: Мысль, 1966. — 213 с.
- Коган Л.Н. Цель и смысл жизни человека. М., 1993.
- Козлов В.Н. Основы художественного оформления текстильных изделий. М.: Легкая и пищевая промышленность, 1981. — 264 с.
- Комарова Т.С., Антонова A.B., Зацепина М. Б. Красота. Радость. Творчество: Программа эстетического воспитания детей 2−7 лет. М.: Педагогическое общество России, 2000. — 128 с.
- Копцев В.П. Развитие художественного объемно-пространственного мышления младших школьников на уроках изобразительного искусства и художественного труда. Автореф. дисс. .канд. пед. наук. — М., 1995. -17.
- Корбюзье Jle. Архитектура XX века. М., 1977. — 303 с.
- Корво Д., Вернер-Бондз Л. Целебная сила цветозонотерапии/Пер. с анл. Л. Евелевой. М.: КРОН-ПРЕСС, 1998. — 184 с.
- Коргузалова Р.И. Рисование: альбом для учащихся 1 класса. М.: Просвещение, 1971.-151 с.
- Коротеева Е.И. Искусство и ты. М.: Просвещение, 1997. — 142 с.
- Коротов В.М. Введение в педагогику. М.: УРАО, 1999. — 256 с.
- Костомаров В.Г. Жизнь языка. От вятичей до москвичей. М.: Педагогика, 1977. — 88 с.
- Краевский В.В. Наука об образовании в современной России: методологический анализ//Известия РАО, 1999. № 1. — С. 13−22.
- Краевский В.В. Педагогическая теория: Что это такое? Зачем она нужна? Как она делается? Волгоград: Перемена, 1996. — 86 с.
- Краткий словарь по социологии/Под общ. ред. Д. М. Гвишиани, Н.И. Лапина- Сост. Э. М. Коржева, Н. Ф. Наумова. М.: Политиздат, 1989. — 479 с.
- Кринский В.Ф. Объемно-пространственная композиция в архитектуре/Под ред. A.B. Степанова. М.: Стройиздат, 1975. — 193 с.
- Кринский В.Ф., Ламцов И. В., Туркус М. А. Элементы архитектурно-пространственной композиции. М.-Л., 1934.
- Кудин П.А., Ломов Б. Ф., Митькин A.A. Психология восприятия и искусство плаката. М.: Плакат, 1987. — 208 с.
- Кузьмина Н.В. Психологическая структура деятельности учителя и формирование его личности. Л.: Изд-во ЛГУ, 1965. — 183 с.
- Кулаев К. В. Советская эстетическая мысль 20-х годов. 1990. — 63 с.
- Кулаев K.B. Эстетика России 20-х годов и современность: Уч. пособие. М.: МТИ ЭТ (ТУ), 1964.-64 с.
- Культура Древней Руси. М.: Наука, 1966. — 327 с.
- Культура и художественное воспитание: проблемы социального проектирования: Сб. статей/Сост. и отв. ред. М. М. Берлянчик, В. Г. Бутенко. Новосибирск-Херсон, 1991. -256 с.
- Куницина В.М., Казаринова Н. В., Поголыпа В. М. Межличностное общение: Уч. для вузов. Спб.: Питер, 2001.- 544 с.
- Курьерова Г. Г. Феномен и дизайн образование в Италии//Труды ВНИИТЭ. — М., 1986. — № 50. — С. 29−44.
- Лабунская Г. В. В помощь маленьким художникам. М.-Л.: Искусство, 1938.-75 с.
- Лазебник Ю.С. Поэт и язык поэтической модели мира//Художественный текст: антология и интерпретация. Саратов, 1992. — С. 47−55.
- Левин В. Когда маленький ребенок становится большим читателем. -М.: Лайда, 1994.
- Леонтьев A.A. Образ мира//Избр. психолог, пр. М., 1993.
- Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. 2-е изд. — М.: Политиздат, 1975. — 245 с.
- Лилов А. Природа художественного творчества. М.: Искусство, 1981.
- Линтинен Я., Кондратьев К. Проблема этнокультурной идентичности и современный дизайн. Гуманитарно-художественная проблема образа жизни и предметной среды//Труды ВНИИТЭ. М., 1989. — № 58.
- Лихачев Б.Т. Воспитание и социум: личностные смыслы общественного самосознания. М., 1999. — 149 с.
- Лихачев Б.Т. Общие проблемы воспитания школьников: Уч. пособие по спецкурсу для студентов пед. ин-тов. М.: Просвещение, 1979. — 167. с.
- Лихачев Б.Т. Педагогика: Курс лекций. М.: Юрайт, 1999. — 500 с.
- Лихачев Б.Т. Педагогика: Курс лекций / Учеб. Пособие для студентов педагог. Учеб. Заведений и слушателей ИПК и ФПК. 4-е изд., перераб. и доп. -М.: Юрайт, 2000. — 523 с.
- Лихачев Б.Т. Философия воспитания. Специальный курс: Уч. пособие для студентов вузов.- М.: Прометей, 1995. 282 с.
- Лихачев Д.С. Книга беспокойств. Статьи, беседы, воспоминания. М.: Новости, 1991.-528 с.
- Лобова А.Ф. Теория и практика формирования у детей эстетического отношения к человеку. Автореф. дисс. .доктора пед. наук. — М., 2001.
- Логвиненко А.Д. Чувственные основы восприятия пространства. М.: МГУ, 1985.
- Лосев А.Ф. Бытие. Имя. Космос. М.: Мысль. РОУ, 1993. — 850 с.
- Лосев А.Ф. История античной эстетики. Высокая классика. М., 1974. -.Т. 3.-597 с.
- Лосев А.Ф. Очерки античного символизма и мифологии. М.: Мысль, 1993.-959 с.
- Лук А. Н. Мышление и творчество. М.: Политиздат, 1976. — 144 с.
- Лэндрет Г. Л. Игровая терапия: Искусство отношений/Пер. с англ. -Междунар. пед. академия. М., 1994.
- Малица Мирча. Культура и новый экономический порядок//Культуры, 1982.-№ 1,2.-С. 53−61.
- Ман Коркодейл Ч. Убранство жилого интерьера от античности до наших дней. М.: Искусство, 1990.
- Маршутаев М.А. О гармонии как закономерностях. Принцип симметрии. -М., 1978.
- Масляев О.И. Психология личности. Д.: Сталкер, 1997. 416 с.
- Матис А. Статьи об искусстве. Переписка. М.: Искусство, 1993. — 461 с.
- Маца И. Творческий метод и художественное наследство. М.: Изогиз, 1933.-33 с.
- Медушевский В.В. О закономерностях и средствах художественного воздействия музыки. М.: Музыка, 1976.
- Мейлах Б.С. Процесс творчества и художественное восприятие. М.: Искусство, 1985. — 316 с.
- Меренков A.B. Педагогика саморазвития личности Екатеринбург: Изд-во Урал, ун-та, 2001.-331 с.
- Мелетинский Е.М. Поэтика мифа. М., 1976.
- Мелик-Пашаев A.A. Педагогика искусства и творческие способности. -М., 1981.-96 с.
- Мелик-Пашаев A.A., Новлянская З. Н. Ступеньки к творчеству. М., 1995.-143 с.
- Мельников К.С. Мир художника. М.: Искусство, 1985. — 310 с.
- Методика художественного конструирования. М., 1983. — 165 с.
- Методология и технология комплексного социально-педагогического проектирования (региональный уровень): Коллективная монография. -Тюмень: ТГУ, 1997. 168 с.
- Мигал А.О. О красоте науки//Наука и жизнь. 1983. — № 3.
- Мид М. Культура и мир детства. М., 1988. — 425 с.
- Мировой опыт организации и реализации воспитания детей и учащихся: Материалы Всероссийской научно-практической конференции. М.: Педагогическое общество России, 2001. — 256 с.
- Миронова JI.H. Внешкольной деятельности: Уч. пособие. Минск: Вышэйная школа, 1984. — 286 с.
- Мифы народов мира: В 2-х т. М., 1990.
- Моделирование педагогических ситуаций. Проблемы повышения качества и эффективности общепедагогической подготовки учителя/Под ред. Ю. Н. Кулюткина. М.: Педагогика, 1982. — 120 с.
- Монтессори М. Метод научной педагогики, применяемый к детскому воспитанию в Домах ребенка//Центр Монтессори. М., 1993.
- Морова Н.С. Основы социально-педагогической реабилитации детей с ограниченными возможностями. Автореф. дисс. .доктора пед. наук. -М., 1998.-38 с.
- Мочалов JI.B. Пространство мира и пространство картины. М.: Искусство, 1982. — 133 с.
- Мудрик A.B. Введение в социальную педагогику: Уч. пособие. Пенза, 1994.
- Мухина В. Таинство детства. -М.: Экономическая газета, 1998. Т. II.
- Мухина B.C. Детская психология. М., 1985.
- Назайкин Е.В. Логика музыкальной композиции. М.: Сов. Музыка, 1982.-350 с.
- Налимов В.В. Вероятностная модель языка. М.: Наука, 1979. — 315 с.
- Наторп П. Социальная педагогика. Спб., 1911.
- Научные труды Государственного научно-исследовательского института семьи и воспитания. М.: Государственный НИИ семьи и воспитания, 1999. — Т. I. — 164 с.
- Некрасова М.А. Народное искусство и художественное наследство. -М.: ОГИЗ, ИЗОТИЗ, 1933. 336 с.
- Некрасова М.А. Народное искусство как проблема коллективного и индивидуального. Традиции и новизна. Проблемы народного искусства/Под ред. М. А. Некрасовой, К. А. Макаровой. М.: ИЗО, 1982. -150 с.
- Немов P.C. Психология: Уч. пособие. М.: Просвещение, 1990. — 301 с.
- Неплох Я.М. Человек, познай себя! Записки психиатра. Спб.: Наука, 1991.-208 с.
- Никандров Н.Д. Россия: ценности общества на рубеже XXI века. М.: МИРОС, 1997. — 144 с.
- Никандров Н.Д., Кан-Калик В.А. Творчество как условие профессиональной подготовки будущего учителя//Советская педагогика, 1982. № 4. — С.90−92.
- Никандров Н.Д. Российская национальная идея основа воспитания //Известия РАО, 1999. — № 2. — С. 13−23.
- Никандров Н.Д. Россия: гражданское воспитание на рубеже тысячелетий. М.: Гелиос АРВ, 2000. — 229 с.
- Новиков А.М. Научно-экспериментальная работа в образовательном учреждении (деловые советы). М.: Профессиональное образование, 1996.
- Новикова Л.И. Эстетика и техника: альтернатива или интеграция. М.: Политиздат, 1976. — 287 с.
- Новокшонова Г. А. Особенности социально-педагогической работы с многодетной семьей. Автореф. дисс. .канд. пед. наук. -М., 1997. -22 с.
- Нурмакова М.С. Этнопедагогика в сфере культурно-содержательной деятельности. Автореф. дисс. .доктора пед. наук. — М., 1997. — 47 с.
- Образование в области социальной работы в России. M., 1996. — 64 с.
- Образцов C.B. Осторожно дети. Театр и школа. М., 1976. — Вып. VII. -С. 16−29.
- Общая психология/Под ред. А. В. Петровского. М., 1988.
- Опыт компьютерной педагогической диагностики творческих способностей. Казань, 1989. — 142 с.
- Основы эстетической культуры и эстетики/Отв. ред. и сост. Л. П. Печко. М.: НИИ ХВ АПН СССР, 1990. — 47 с.
- Пантелеева Л.В., Пантелеев Г. Н. и др. Декоративное искусство детям. -М.: Просвещение, 1982. 143 с.
- Педагогическое мастерство и педагогические технологии: Уч. пособие/ Под ред. Л. К. Гребенкиной, Л. А. Байковой. 3-е изд., испр. и доп. — М.: Педагогическое общество России, 2000. — 256 с.
- Подласый И.П. Педагогика. М., 1999. — Ч. 1. — 573 с.
- Полонский В.М. Научно-педагогическая информация: Словарь-справочник. М.: Новая школа, 1995. — 256 с.
- Полунина В.Н. Одолень трава. Эстетическое воспитание детей и подростков в общении с народным искусством. М., 1989. — 140 с.
- Полуянов Ю. Воображение и способность. М.: Знание, 1982. — 96 с.
- Пономарев Я.А. Психология творчества. М.: Наука, 1976. — 303 с.
- Преемственность в формировании основ социальной активности личности на рубеже дошкольного и младшего школьного возраста: Методические рекомендации. М.: Прометей, 1989. — 54 с.
- Проблемы методов обучения в современной общеобразовательной школе/Под ред. Ю. К. Бабанского, И. Д. Зверева, Э.И. Моносзона- Акад. Пед. Наук СССР. М.: Педагогика, 1980.-224 с.
- Проблемы общей, возрастной и педагогической психологии/Под ред. В. В. Давыдова. М.: Педагогика, 1978. — 288 с.
- Проблемы преподавания художественных дисциплин в школе: Сб. научных трудов/Под ред. A.A. Мелик-Пашаева. М.: ВНИК «Школа», 1990. -105 с.
- Проведение практического занятия «Оценка уровня совместимости в малой социальной группе (семье)» (учебно-методическая разработка в помощь слушателям)/Сост. B.C. Торохтий. М., 1996. — 25 с.
- Программа «Изобразительное искусство и художественный труд» в школах РСФСР: Из опыта работы учителей-экспериментаторов/Ред.-составители Копцев В. П., Борисова О. Н. М.: НИИ школ МО РСФСР, 1991.
- Программа «Развитие» (основные положения). М.: Новая школа, 1994.
- Происхождение вещей. Очерки первобытной культуры//Под ред. Е. В. Смирницкой. -М., 1995.
- Профессиональная деятельность социального работника. М., 1993.
- Прутченков A.C. Школа жизни: Методические разработки социально-психологических тренингов. — 2-е изд., испр. и доп. — М.: МООДиМ «Новая цивилизация», Педагогическое общество России, 2000. 192 с.
- Прутченков A.C., Иванова Л. Ю. Как изучить общественное мнение в регионе (практикум). М.: МООДиМ «Новая цивилизация», 1999. — 40 с.
- Психология личности: тесты, опросники, методики/Авторы-составители Н. В. Киршева, Н. В. Рябчикова. М.: Геликон, 1995. — 220 с.
- Пути формирования образного восприятия цвета у младших школьников на уроках изобразительного искусства/Сост. Т. А. Копцева. -М., 1990.-67 с.
- Пухова Т.И. Шесть кукол: Психологический анализ режиссерской игры в семью у дошкольников. М.-Обнинск: Принтер, 2000. — 180 с.
- Пушкина Т.Ф. Нравственное самостановление личности старшеклассника в историко-краеведческой деятельности. — Автореф. дисс. .канд. пед. наук. Воронеж, 2000. — 22 с.
- Ражников В.Г. Диалоги о музыкальной педагогике. — М., 1998. 142 с.
- Размыслова A.B. Педагогические условия формирования чувства цвета у детей старшего дошкольного возраста в изобразительной деятельности. — Автореф. дисс. .канд. пед. наук. -М., 1997. 18 с.
- Разумный В.А. Художественная педагогика. М., 1999. — 75 с.
- Райгородский Д.Я. Теории личности в западноевропейской и американской психологии: Хрестоматия по психологии личности. -Самара: БАХРАТ, 1996. 480 с.
- Раппопорт А. Стиль и среда//Декоративное искусство, 1989.
- Раушенбах Б.В. Системы перспективы в изобразительном искусстве. Общая теория перспективы. М.: Наука, 1968. — 415 с.
- Реан A.A., Коломинский Я. Л. Социальная психология. Спб.: Питер Ком, 1999.-416 с.
- Революция искусство — дети: В 2-х Т.//НИИ ХВ АПН СССР. — М.: Просвещение, 1968. — 415 с.
- Рейзенкинд Т.И. Взаимодействие искусств в подготовке педагогических кадров и художественно- просветительской деятельности. Автореф. дисс. .доктора пед. наук. -М., 1998.
- Рибо Т. Опыт исследования творческого воображения. Спб., 1901.
- Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога в образовании: Уч. пособие. М.: Владос, 1996. — 529 с.
- Родина H.A. Световые явления: Вкладыш к учеб. физики для 6−7 кл. сред. шк. М.: Просвещение, 1986. — 32 с.
- Рок И. Введение в зрительное восприятие: В 2-х т. М.: Педагогика, 1980. — Т. 1. — 312 е.- Т. 2 — 280 с.
- Ростовцев H.H. Методика преподавания изобразительного искусства в школе. М.: Просвещение, 1974. — 244 с.
- Рубина Г. В. Дидактические основы применения информационных технологий в графической подготовке студентов педвузов. Автореф. дисс.докторапед. наук. -М., 1995. — 34 с.
- Рубинштейн С.Л. О мышлении и путях его исследования. М.: Наука, 1958.-453 с.
- Руднева Е. Художественное воспитание в новой школе//Художественное воспитание в школе I ступени. — М., 1927.
- Руководство практического психолога. Готовность к школе: развивающие программы/Под. ред. И. В. Дубровиной. 2-е изд. — М.: Академия, 1995.
- Рыбаков Б.А. Язычество Древней Руси. М.: Наука, 1988. — 784 с.
- Социокультурные аспекты экологического воспитания школьников (Сборник научных трудов)/Под редакцией Н. С. Дежниковой.- Выпуск № 2.- М., 2000- 80 с.
- Савенкова Л.Г. Изобразительное искусство и среда. Природа, пространство, архитектура для 1−11 классов. Интегрированные программы. М.: Просвещение, 1995. — 76 с.
- Савенкова Л.Г. Освоение художественной организации предметно-пространственной среды//Взаимодействие и интеграция искусств/Под ред. Б. П. Юсова, Г. Г. Шевченко. Луганск, 1990. — С. 109−123.
- Савенкова Л.Г. Человек в пространстве мира и культуры: интегрированный полихудожественный подход к преподаванию изобразительного искусства. М., 2000. — 360 с.
- Савенкова Л.Г., Кабкова Е. П., Сухова Т. И., Юсов Б. П. Живой мир искусства. Полихудожественная программа для 1−4 кл. 2-е изд. — М., 1998.
- Сагадеев А. Идея гармонической личности в мусульманском средневековье. Гармонический человек. — М., 1965.
- Сапего И.Г. Предмет и форма. Роль восприятия материальной среды художником в создании пластической формы. М.: Сов. худ., 1984. — 304 с.
- Сапогова Е.Е. Ребенок и знак: Психологический анализ знаково-символической деятельности дошкольника. Тула, 1993.
- Семья в России//Научный общественно-политический журнал, 1998.-№ 2.
- Семья и социум: проблемы и перспективы: Сб. материалов респ. науч.-практ. конф./Ин-т повышения квалификации работников образования. Ассоциация народной педагогики Якутии. Якутск: Изд-во ИПКРО, 1998.
- Сидорин В.Ф. Направления в дизайне 70-х годов. Экологическое движение в мире//Труды ВНИИТЭ, 1998. № 48.
- Симонов П.В. Мозг и творчество//Вопросы философии, 1992. № 11. -С. 13−26.
- Симонов П.В., Ершов П. М., Вяземский Ю. П. Происхождение духовности. М.: Наука, 1987. — 352 с.
- Системный подход в социальной работе: Методологический семинар/ Сост.-ред. В. В. Колков. М.: Институт социальной работы, 1997. — 183 с.
- Сластенин В.А. Формирование личности учителя советской школы в процессе его профессиональной подготовки. — М.: Просвещение, 1976.-160 с.
- Слободчиков В.И., Исаев Е. И. Психология человека. М.: Школа -Пресс, 1995. — 385 с.
- Смолина Н.И. Традиции симметрии в архитектуре. М.: Стройиздат, 1990.-342 с.
- Совершенствование техники общения учителя с учениками и умением организовывать диалоговые формы обучения находятся в центре тщательного анализа различных педагогических ситуаций школьных будней.
- Современные образовательные программы для дошкольных учреждений: Учеб. пособие для студ. высш. и сред. пед. учеб. заведений/Под ред. Т. И. Ерофеевой. — 2-е изд., стериотип. М.: Академия, 2000.-344 с.
- Содружество педагогов и учащихся как педагогическое явление: Межвуз. сб. науч. трудов. -JI., 1989. 161 с.
- Социальная педагогика: Курс лекций/Под общ. ред. М. А. Галагузовой. -М.: ВЛАДОС, 2000. 416 с.
- Социальная психология личности в вопросах и ответах: Уч. пособие/Под ред. В. А. Лабунской. М.: Гардарики, 1999.
- Социальная сфера: совершенствование социальных отношений. М., 1987.
- Социология молодежи: Уч./Под ред. В. Т. Лисовского. Спб., 1996.-460 с.
- Станиславский К.С. Моя жизнь в искусстве. М.: Искусство, 1980.-431 с.
- Степанова В.В. Рисунок и творчество. Владивосток, 1996. — 806 с.
- Столович Л.Н. Искусство и игра. М.: Знание, 1987. — 39 с.
- Столяров Ю.С. Техническое творчество школьников: Вопросы теории и организации, образовательное и воспитательное значение. М.: Педагогика, 1984. — 160 с.
- Субботинский Е.В. Ребенок объясняет мир. М., 1978.
- Сулейманова Ф.С. Национально-региональный компонент содержания художественно-графического образования студентов педагогического вуза. -Автореф. дисс. .канд. пед. наук. Казань, 2000. — 20 с.
- Суслова Е. Социальная диагностика: методы и способы ее осуществления. М., 1993.
- Сухомлинский В.А. Мудрая власть коллектива. М., 1975.
- Сухомлинский В.А. Сто советов учителю. Киев: Рязанская школа, 1984.-254 с.
- Тарабукин Н.М. Очерки по истории костюма. М.: ГИТИС, 1994. — 157 с.
- Теория и методология социальной работы. М.: Наука, 1994.
- Теория и практика педагогического эксперимента/Под ред. Е. В Пискунова. — М.: Педагогика, 1979. 20 с.
- Теория и практика социальной работы: отечественный и зарубежный опыт/Под ред. В. Г. Бочаровой, Т. Ф. Яркиной. М., 1993.
- Теплов Б.М. Психология музыкальных способностей. М.: АПИ РСАХ, 1947.-337 с.
- Титаренко В .Я Семья и формирование личности. М., 1987.
- Торговкин М.Ю. Эстетическое развитие личности как составной компонент целостного учебно-воспитательного процесса школы. -Автореф. дисс. .канд. пед. наук. -М., 2000. 16 с.
- Торохтий B.C. Технологии психолого-педагогического обеспечения социальной работы с семьей: Уч. пособие. М.: МГСУ, 2000. — 216 с.
- Торохтий B.C. Учебная программа по дисциплине: Психология социально работы с семьей. М., 1996. — 44 с.
- Торшилова Е.М. Шалун или мир дому твоему: программа и методика эстетического развития школьников. М., 1998. — 220 с.
- Узнадзе Д.Н. Психологические исследования. М.: Наука, 1966. — 492 с.
- Усов Ю. Н. Концепция художественного образования на материале кино, телевидения, видео, медиа, компьютерного экрана//Симпозиум художественного образования. 20−21 октября 1998 г. М., 1999. — 201 с.
- Ушакова Ю.В. Педагогические особенности занятий образной хореографией с детьми младшего возраста. Автореф. дисс. .канд. пед. наук. — М., 2001. — 23 с.
- Ушинский К.Д. Избр. соч. Т. 1. -М.: Учпедгиз, 1945.
- Фаворский В.А. Воспоминания. Письма. Стенограммы. М.: Книга, 1991.
- Фаворский В.А. Об искусстве, о книге, о гравюре. М.: Искусство, 1986.
- Фельдштейн Д.И. Психология взросления: структурно-содержательные характеристики процесса развития личности: Избр. труды. М: МПСИ/ Флинта, 1999.-672 с.
- Фельдштейн Д.И. Социальное развитие в пространстве и времени Детства. М.: МПСИ/Флита, 1997. — 160 с.
- Филонов Г. Н. Воспитание как социально-педагогический феномен. Стратегия развития. М.: Государственный НИИ семьи и воспитания, 2000.
- Филонов Г. Н. Воспитание личности школьника. М.: Педагогика, 1985.
- Флерина Е.А. Роль материальной среды в развитии художественно-творческой активности дошкольника. М., 1921.
- Флоренский П.А. Анализ пространственности в художественно-изобразительных произведениях//Декоративно-прикладное искусство, 1980. № 7. — С. 24−29.
- Флоренский П.А. О типах возрастания//Богословский вестник, 1906.-№ 7.
- Фохт-Бабушкин Ю. У. Искусство и духовный мир человека. М.: Знание, 1982.
- Франкл В. Человек в поисках смысла. М., 1990.
- Франкфурт Б.А. Теоретико-педагогические проблемы построения современных моделей общеобразовательных учреждений. Автореф. дисс.. .доктора пед. наук. — М., 2000. — 35 с.
- Фрейд 3. Художник и фантазирование. М.: Республика, 1993. — 400 с.
- Фролов С.С. Социология: Уч. 3-е изд., доп. — М.: Гардарюси, 1999.
- Хан-Магомедов С. О. Творчество там, где можно сказать это мое// Декоративное искусство СССР, 1981. — № 1.
- Харламов И.Ф. Педагогика: Уч. пособие. 2-е изд., перераб. и доп. -М.: Высш. шк., 1990. — 576 с.
- Харчев А.Г. Социология воспитания. М., 1990.
- Харькин В.Н. Импровизация, импровизация, импровизация. М.: Магистр, 1997. — 288 с.
- Хлебников В. Творения/Общ. ред. МЛ. Полякова. М.: Советский писатель, 1986. — 735 с.
- Хогарт У. Анализ красоты. JL: Искусство, 1987. — 256 с.
- Художественная культура и развитие личности/Под ред. Фохт-Бабушкина. М.: Наука, 1987. — 223 с.
- Художественное творчество и ребенок/Под ред. H.A. Ветлугиной. М.: Педагогика, 1972. — 287 с.
- Человек, предмет, среда: Сб. ст./Сост. В. Н. Толстой. М., 1980. — 250 с.
- Человек: деятельность, творчество, стиль мышления: Сб. -Симферополь, 1987. 272 с.
- Чумичева P.M. Взаимодействие искусств в развитии личности старшего дошкольника. — Автореф. дисс. .доктора пед. наук. Ростов н/Д, 1995.
- Шапиро Б.Ю. Содержание социальной работы с семьей: проблемы и перспективы//Соц. раб, 1993. Вып. 7. — С. 71−81.
- Шарден де Т. Феномен человека. М.: Наука, 1987. — 238 с.
- Шафрановский И.И. Симметрия в природе. -JI., 1968.
- Шацкий С.Т. Пед. соч.: В 4 т. М., 1964. — Т. 3.
- Шварцман К.А. Философия и воспитание. -М., 1985.
- Шейфер Д. Поль. Культура и мир: роль культуры в будущем/ЛСультуры, 1982.-№ 1,2.-С. 20−40.
- Шестаков В.П. Гармония как эстетическая категория: учение о гармонии в истории эстетической мысли. М., 1973.
- Шилова М.И. Гражданское воспитание личности школьника в педагогическом процессе: Уч. пособие. Красноярск: КГПУ, 1998. — 196 с.
- Школа 2000. Концепции, методики, эксперимент: Сб. научных трудов/Под ред. Ю. И. Дика, A.B. Хуторского. М.: ИОСО РАО, 1999.-308 с.
- Эйдемиллер Э.Г., Юстцкий В. В. Семейная психотерапия. Л.: Медицина, 1989.- 192 с.
- Эльконин Д.Б. Психология игры. М., 1974. — 304 с.
- Энциклопедия социальной работы: В 3 т./Пер. с англ. М.: Центр общечеловеческих ценностей, 1993. — Т. 1. — 480 с.
- Эстетика: Словарь/Под общ. ред. A.A. Беляева и др. М.: Политиздат, 1989.-447 с.
- Эстетические ценности предметно пространственной среды. — М.: Стройиздат, 1990. — 334 с.
- Эстетическое сознание и процесс его формирования. — М.: Искусство, 1984.-256 с.
- Юсов Б. П Проблемы художественного воспитания и развитие школьников. Автореф. дисс. .доктора пед. наук. -М., 1984. — 44 с.
- Юсов Б.П. Когда все искусства вместе//Под общей ред. Б. П. Юсова. -Мурманск, 1995. 120 с.
- Юсов Б.П., Сухова Т. И., Пеня Т. Г. и др. Когда все искусства вместе. Полихудожественное развитие учащихся различных возрастных групп: Пособие для учителя. М.: ИЦЭВ РАО, 1995.- 107 с.
- Якобсон П.М. Психология сценического чувства актера: Этюды по психологии творчества. М.: Рослитиздат, 1936.
- Якобсон П.М. Эмоциональная жизнь школьника. М.: Просвещение, 1966.-48 с.
- Яковлева Е.С. Фрагменты русской языковой картины мира (модели пространства, времени и восприятия). М.: Гнозис, 1994. — 343 с.
- Спасибо за участие в исследовании!