Развитие коммуникативной функции речи умственно отсталых старшеклассников на уроках литературного чтения
![Диссертация: Развитие коммуникативной функции речи умственно отсталых старшеклассников на уроках литературного чтения](https://westud.ru/work/3246630/cover.png)
Диссертация
Как показывает анализ литературы, сложившаяся методическая система обучения умственно отсталых старшеклассников русскому языку ориентирована преимущественно на расширение словаря, исправление недостатков ' грамматического строя речи, на овладение навыками связной устной и письменной речи. Несомненно, это важно, но недостаточно для того, чтобы сформировать у старшеклассников навыки… Читать ещё >
Содержание
- Глава 1. Теоретические основы исследования коммуникативной функции речи в психолого-педагогической литературе
- 1. 1. Общение как вид деятельности. Коммуникативная функция
- 1. 2. Вербальные и невербальные способы общения. Диалог как один из главных способов общения
- 1. 3. Основные закономерности онтогенеза общения при нормальном и нарушенном психическом развитии
- 1. 3. 1. Закономерности онтогенеза общения при нормальном психическом развитии
- 1. 3. 2. Закономерности онтогенеза общения при нарушенном психическом развитии
- 2. 1. Методика изучения коммуникативных умений умственно отсталых старшеклассников
- 2. 2. Изучение навыков диалогической речи умственно отсталых старшеклассников
- 2. 3. Изучение состояния диалогической речи умственно отсталых старшеклассников в специально организованной ситуации на уроке литературного чтения
- 3. 1. Основные принципы и направления коррекционной работы
- 3. 2. Формирование коммуникативных умений учащихся на уроках литературного чтения в старших классах специальной (коррекционной) школы
- 3. 3. Оценка эффективности экспериментального обучения
Список литературы
- Агавелян O.K. Общение детей с нарушениями умственного развития: Автореф. дис. докт. психол. наук / O.K. Агавелян. -М., 1989. -24 с.
- Акишина А.А. Жесты и мимика в русской речи (лингвострановедческий словарь) / А. А. Акишина, Т. Е. Акишина, X. Канно. М.: Русский язык, 1991.- 145 с.
- Аксенова А.К. Методика обучения русскому языку в специальной (коррекционной) школе / А. К. Аксенова. М.: Владос, 1999. — 320 с.
- Аксенова А.К. Развитие связной устной речи умственно отсталых учащихся на специальных уроках / А. К. Аксенова, Э. В. Якубовская // Дефектология. 1987. — № 6. — С. 32 — 37.
- Алексина Л.И. Динамика речевого развития умственно отсталых учащихся с нарушениями речи: Дис. канд. пед. наук. / А. К. Алексина. -М., 1977.- 183 с.
- Ананьев Б.Г. К теории внутренней речи в психологии. Психология чувственного познания / Б. Г. Ананьев. М.: АПН РСФСР, 1960. — с. 49 — 62.
- Т. Андреева Г. М. Зарубежная социальная психология XX столетия. Теоретические подходы. Учебное пособие для вузов. / Г. М. Андреева, Н. Н. Богомолова, Л. А. Петровская. М.: Аспект Пресс, 2001. — 288 с.
- Андреева Г. М. Социальная психология. Учебник для высших учебных заведений / Г. М. Андреева. М.: Аспект Пресс, 1996. — 376 с.
- Арушанова А.Г. Речь и речевое общение детей 3−7 лет. Книга для воспитателей детского сада / А. Г. Арушанова. М.: Мозаика-Синтез, 2002. -272 с.
- Аугене Д.Й. Речевое общение у умственно отсталых детей дошкольного возраста и пути его активизации / Д. Й. Аугене // Дефектология. 1987. -№ 4.-С. 76−81.
- Ахутина Т.В. Нейролингвистический анализ диалогической афазии / Т. В. Ахутина. -М.: МГУ, 1975. 143 с.
- Базылев В.Н. Онтологические проблемы языкознания XX века: актуальные гипотезы о динамическом представлении синхронной системы // Лингвистика на исходе XX века: итоги и перспективы: Тез. междунар. конф. Т. 1.М., 1995.-С. 38−51.
- Базылев В.Н. Сумерки лингвистики: Из истории отечественного языкознания: Антология / В. Н. Базылев, В. П. Нерознак. М.: Академия, 2001.-575 с.
- Балаян А.Р. Основные коммуникативные характеристики диалога: Дис. канд. психол. наук / А. Р. Балаян. М., 1971. — 179 с.
- Бгажноков Б.Х. Психолингвистические проблемы речевого общения (личностное и социальное ориентирование речевого общения): Дис. канд. психол. наук/Б.Х. Бгажноков. М., 1973.- 185 с. л *
- Бгажнокова И.М. Психология умственно отсталого школьника / И. М. Бгажнокова. М.: Просвещение, 1987. — 93 с.
- Бейн Э.С. Величина отдаленного объекта в восприятии умственно отсталых глухонемых школьников / Э. С. Бейн. Вопросы психологии глухонемых и умственно отсталых детей: Сб. ст. М.: Учпедгиз, 1940. — С. 41 -49. •
- Белобрыкина О.А. Речь и общение / О. А. Белобрыкина. Ярославль.: Академия и К, 1998. — 240 с.
- Берн Э. Игры, в которые играют люди. Психология человеческих взаимоотношений. Люди, которые играют в игры. Психология человеческой судьбы. / Э. Берн. СПб., 1992. — 186 с.
- Бесонова Т.П. Учителю о детях с недостатками речи. / Т. П. Бесонова, Л. Ф. Спирова, А. В. Ястребова. М.: Аркти, 1996. — 176 с.
- Блонский П.П. Избранные педагогические и психологические сочинения в 2-х томах / Под ред. А. В. Петровского. М.: Педагогика, 1979. — Т.1. -304 с.-Т.2.-400 с.
- Богомолова Н.Н. Основы социально-психологической теории. Учебное пособие / Под ред. А. А. Бодалева. М.: МПА, 1995. — 421 с.
- Бодалев А.А. Личность и общение / А. А. Бодалев. М.: МПА, 1995. -328 с.
- Бойков Д.И. Речевая коммуникация учащихся вспомогательных школ интернатов: Дис. канд. психол. наук / Д. И. Бойков. СПб., 1994. — 198 с.
- Бородин A.M. Методика развития речи детей / A.M. Бородич. М.: Просвещение, 1974.-288 с.
- Бородкин Ф.М. Внимание: конфликт! / Ф. М. Бородкин. — Новосибирск: Наука, 1989.- 190 с.
- Борякова Н.Ю. Ранняя диагностика и коррекция задержки психического развития у детей / Н. Ю. Борякова. М.: Гном и Д, 2000. — 64 с. л *
- Боскис P.M. Глухие и слабослышащие дети / P.M. Боскис. М.: Советский спорт, 2004. — 304 с.
- Брудный А.А. Мир общения / А. А. Брудный, Э. Шакуров. Фрунзе: Кыргызстан, 1977. — 72 с.
- Брудный А.А. Понимание и общение / А. А. Брудный. М.: Знание, 1989.-63 с.
- Брунер Дж. Онтогенез речевых актов. Психолингвистика / Дж. Брунер. -М., 1984.-367 с.
- Буева JI.П. Человек: деятельность и общение / Л. П. Буева. М.: Мысль, 1978.-216 с.
- Вавина JI.C. Развитие связной письменной речи учащихся старших классов вспомогательной школы на основе специально организованного практического опыта: Автореф. дис. канд. пед. наук / Л. В. Вавина. -М., 1968.- 17 с.
- Василевская В.Я. Понимание учебного материала учащимися вспомогательной школы / В. Я. Василевская. М.: Изд-во АПН РСФСР, 1960. -119 с.
- Васильева И.И. Психологические особенности диалога: Дис. канд. психол. наук / И. И. Васильева. М., 1984. — 197 с.
- Вахтеров В.П. Основы новой педагогики. Антология педагогической мысли России второй половины XIX начала XX в. / В. П. Вахтеров. —
- М.: Педагогика, 1990. 600 с."
- Венгер Л.А. Психология / Л. А. Венгер, B.C. Мухина. М.: Просвещение, 1988.-336 с.
- Взаимосвязное обучение видам речевой деятельности / Под ред. И. А. Зимней. -М.: Русский язык, 1985. — 116 с.
- Виноградов В.В. Понятие синтагмы в синтаксисе русского языка / В. В. Виноградов // Вопросы синтаксиса современного русского языка. — М., 1950. С. 75- 127.
- Винокур Г. О. Культура языка / Г. О. Винокур. М., 1930.-335 с.
- Винокур Т.Г. Говорящий и слушающий. Варианты речевого поведения / Т. Г. Винокур. -М.: Наука, 1993.- 171 с.
- Волкова JI.С. Выявление и коррекция нарушений устной речи у слепых и слабовидящих детей / Л. С. Волкова. Л., 1991. — 44 с.
- Вопросы порождения речи и обучения языку / Под ред. А. А. Леонтьева, Т. В. Рябовой. -М.: МГУ, 1967. 160 с.
- Воронкова В.В. Воспитание и обучение детей во вспомогательной школе / В. В. Воронкова. М.: Школа-Пресс, 1994. — 416 с.
- Воронкова В.В. Обучение грамоте и правописанию в 1 4 классах вспомогательной школы / В. В. Воронкова. -М.: Школа-Пресс, 1995. — 128 с.
- Выготский Л.С. / Сост. А. А. Леонтьев М.: ИД Шалвы Амонашвили, 1996.-224 с.
- Выготский Л.С. Мышление и речь / Л. С. Выготский. М.: ОГИЗ-СОЦЭКГИЗ, 1934.-333 с.
- Выготский Л.С. Проблемы дефектологии / Л. С. Выготский. М.: Просвещение, 1995.-527 с.
- Выготский Л.С. Собрание сочинений: В 6-ти т. / Л. С. Выготский. М.: Просвещение, 1983. — Т.2. — 504 с. — Т.З. — 368 с.
- Вярянен В.А. Особенности личных взаимоотношений учащихся старших классов вспомогательной школы: Дис. канд. пед. наук / В. А. Вярянен. -М., 1971.- 189 с.
- Гаврилушкина О.П. Психологические аспекты специального образования и новых коррекционных программ и технологий / О.П. Гаврилушки-на, Л. Я. Головчиц, М. А. Егорова // Психологическая наука и образование.-2001.- № i.c. 79−88.
- Гальперин П.Я. К вопросу о внутренней речи / П. Я. Гальперин // Доклады АПН РСФСР. 1957. — № 4. — С. 55−60.
- Гвоздев А.Н. Вопросы изучения детской речи / А. Н. Гвоздев. М., 1961.-471 с.
- Глухов В.П. Методика формирования связной монологической речи дошкольников с общим речевым недоразвитием / В. П. Глухов. М., 1996.- 143 с.
- Гнездилов М.Ф. Методика русского языка во вспомогательной школе / М. Ф. Гнездилов. -М.: УЧПЕДГИЗ, 1944. 195 с.
- Гнездилов М.Ф. Обучение русскому языку в старших классах вспомогательной школы / М. Ф. Гнездилов. М.: Издательство АПН РСФСР, 1961.- 199 с.
- Гнездилов М.Ф. Развитие устной речи умственно отсталых школьников / М. Ф. Гнездилов. M.-JI.: Государственное учебно-педагогическое издательство министерства просвещения РСФСР, 1947. — 135 с.
- Гонеев А.Д. Основы коррекционной педагогики / А. Д. Гонеев, Н.И. Ли-финцева, Н. В. Ялпаева. М.: Академия, 1999. — 280 с.
- Гордиенко Е.А. Научно педагогические основы обучения аномальных школьников связной речи / Е. А. Гордиенко. — Ташкент, 1985. — 100 с.
- Гордиенко Е.А. Развитие связной письменной речи учащихся 5−8 классов вспомогательной школы в процессе написания сочинения по картинкам: Автореф. дис. канд. пед. наук / Е. А. Гордиенко. М., 1971. — 12 с.
- Горелов. И.Н. Невербальные компоненты коммуникации / И. Н. Горелов. -М.: Наука, 1980. 103 с.
- Горелов И.Н. Основы психолингвистики / И. Н. Горелов, К. Ф. Седов. -М.: Лабиринт, 1998. 256 с.
- Горелов И.Н. Умеете ли Вы общаться? / И. Н. Горелов, В. Ф. Житников, М. В. Зюзько, Л. А. Шкатова. -М.: Просвещение, 1991. 144 с.
- Грибова О.Е. К проблеме анализа коммуникации у детей с речевой патологией / О. Е. Грибова // Дефектология. 1995. — № 6. — С. 7 — 15.
- Гужва Ф.К. Основы развития речи (пособие для учителя) / Ф. К. Гужва. -Киев: Радянська школа, 1989. 223 с.
- Гумбольт В. Избранные труды по языкознанию / Под ред. Г. В. Рами-швили. М.: Прогресс, 2ООО. — 399 с.
- Данилин К.Е. Восприятие межличностных предпочтений в малой группе / К. Е. Данилин // Общение и оптимизация совместной деятельности / Под ред. Г. М. Андреевой. М., 1987.-С. 124−142.
- Данилкина Г. И. Работа по развитию речи в 1 классе вспомогательной школы: Дисс. канд. пед. наук /Г.И. Данилкина. JL, 1967. — 200 с.
- Дефектология. Словарь-справочник / Под ред. Б. П. Пузанова. М.: Новая школа, 1996. — 80 с.
- Дмитриева Е.Е. Коммуникативное развитие детей с легкими формами психического недоразвития на ранних этапах онтогенеза: Монография / Е. Е. Дмитриева. Н. Новгород: НГПУ, 2004. — 259 с.
- Драганов Й.Ц. Некоторые структурно-функциональные характеристики диалога: Автореф. дисс. канд. психол. наук / Й. Ц. Драганов. М., 1977. -16 с.
- Дридзе Т.М. Текстовая деятельность в структуре социальной коммуникации. Проблемы семиосоциопсихологии / Т. М. Дридзе. М.: Наука, 1984.-272 с.
- Дридзе Т.М. Язык и социальная психология / Т. М. Дридзе. М.: Высшая школа, 1980.-224 с.
- Дульнев Г. М. Учебно-воспитательная работа во вспомогательной школе / Под ред. Т. А. Власовой и В. Г. Петровой. М.: Просвещение, 1981. -176 с.
- Ерастов Н.П. Психология общения. Пособие для студентов психологов / Н. П. Ерастов. Ярославль: Изд-во Яр. Универ, 1979. — 96 с.
- Ермилова К.Г. Особенности построения предложений в устной речи младших школьников с отклонениями в развитии: Автореф. дис. канд. пед. наук / К. Г. Ермилова. М., 1979. — 20 с.
- Ефименкова Л.Н. Формирование связной речи у детей-олигофренов / Л. Н. Ефименкова, И. Н. Садовникова. -М.: Просвещение, 1970. 124 с.
- Желтовская Л.Я. Программа коммуникативно ориентированного курса русского (родного) языка для II IV классов четырехлетней начальной школы / Л. Я. Желтовская, А. Ю. Купалова // Начальная школа. — 1997. -№ 8.-С. 63−76.
- Жинкин Н.И. Речь как проводник информации / Н. И. Жинкин. М.: Наука, 1982.- 155 с.
- Жинкин Н.И. Язык. Речь. Творчество / Н. И. Жинкин. М.: Лабиринт, 1998.-368 с.
- Жуков Ю.М. Диагностика и развитие компетентности в общении. Практическое пособие / Ю. М. Жуков, Л. А. Петровская, Р. В. Растянников. -Киров: Энном, мГ МГУ, 1991. — 96 с.
- Жукова Н.С. Преодоление задержки речевого развития у дошкольников / Н. С. Жукова, Е. М. Мастюкова, Т. Б. Филичева. М.: Просвещение, 1973.-222 с.
- Забрамная С.Д. Псйхолого-педагогическая диагностика умственно отсталых детей / С. Д. Забрамная. М., 1995. — 112 с.
- Замский Х.С. Умственно отсталые дети / Х. С. Замский. М.: НПО Образование, 1995. — 400 с.
- Занков Л.В. Очерки психологии умственно отсталого ребенка / Л.В. Зан-ков. М.: Учпедгиз, 1935. — 284 с.
- Зикеев А.Г. Работа над лексикой в начальных классах специальных (кор-рекционных) школ / А. Г. Зикеев. М.: Академия. — 2002. — 176 с.
- Зимняя И.А. К вопросу о восприятии речи: Дис. канд. психол. наук / И. А. Зимняя.-М., 1961.-207 с.
- Зыкова М.А. О речевом общении глухих младших школьников / М. А. Зыкова // Дефектология. 2001. — № 3. — С. 35 — 44.
- Зыкова Т.С. Новый подход к организации учебного процесса в младших классах школ для глухих детей / Т. С. Зыкова // Дефектология. 2003. -№ 1.-С. 8−15.
- Ильин Е.Н. Искусство общения // Педагогический поиск / Сост. И. Н. Баженова М.: Педагогика, 1988. — 472 с.
- Ильина С.Ю. Речевое развитие умственно отсталых старшеклассников на основе коммуникативно-ориентированной модели обучения русскому языку / С. Ю. Ильина // Дефектология. 2003. — № 5 — С. 58 — 63.
- Казарцева О.М. Культура речевого общения: теория и практика обучения (учебное пособие) / О. М. Казарцева. М.: Флинта — Наука, 1999. -496 с.
- Капинос В.И. Развитие речи: теория и практика обучения / В. И. Капинос, Н. Н. Сергеева, М. С. Соловейчик. М.: Линна-Пресс, 1994. — 196 с.
- Каптерев П.Ф. Избранные педагогические сочинения / Под ред. A.M. Арсеньева. М., 1982. — 704 с.
- Капырина Н.И. Формирование интеллектуально-речевых умений на уроках чтения / Н. И. Капырина // Начальная школа. 1988. — № 10. — С. 27 — 32.
- Карвялис В.Ю. Социально-трудовая адаптация выпускников специальных школ: Автореф. дис. док. пед. наук / В. Ю. Карвялис. М., 1987. — 20 с.
- Катаева А.А. Дошкольная олигофренопедагогика / А. А. Катаева, Е. А. Стребелева. М.: Владос, 1998. — 208 с.
- Клюева Н.В. Учим детей общению (характер, коммуникабельность) / Н. В. Клюева, Ю. В. Касаткина. Ярославль: Академия развития, 1997. -240 с.
- Коломинский H.JI. Развитие личности учащихся вспомогательной школы / H.JI. Коломинский. Киев: Радянська школа, 1978. — 87 с.
- Колшанский Г. В. Коммуникативная функция и структура языка / Г. В. Колшанский. М., 1984. — 175 с.
- Колшанский Г. В. Паралингвистика / Г. В. Колшанский. М.: Наука, 1974.-79 с.
- Комская С.Н. Коррекционная роль обучения умственно отсталых школьников старших классов пониманию и использованию образных сравнений: Автореф. дис. канд. пед. наук / С. Н. Комская. М., 1972. — 17 с.
- Кон И. С. Открытие «Я» / И. С. Кон. М., 1978. — 367 с.
- Кондратьева С.В. Психолого-педагогические проблемы общения / С. В. Кондратьева. Гродно, 1982. — 65 с.
- Корнев А.Н. Нарушение чтения и письма у детей. Диагностика, коррекция, предупреждение / А. Н. Корнев. СПб.: ИД МиМ, 1997. — 286 с.
- Коровин К.Г. Практическая грамматика в системе специального обучения слабослышащих детей языку / К. Г. Коровин. М.: Педагогика, 1976.-225 с.
- Коротаева Е.В. Хочу, могу, умею! Обучение, погруженное в общение / Е. В. Коротаева. М.: КСП, 1997. — 224 с.
- Крижанская Ю.С. Грамматика общения / Ю. С. Крижанская, В. П. Третьяков. СПб: Питер, 2005. — 288 с.
- Кузьмин Е.С. Основы социальной психологии / Е. С. Кузьмин. ЛГУ, 1967.- 193 с.
- Культура русской речи / Под ред. Л. К. Граудина, Е. Н. Ширяева. М.: Норма — Инфра, 2000. — 560 с.
- Курганова С.Ю. Ребенок и взрослый в учебном диалоге / С. Ю. Курганова. М.: Просвещение, 1989. — 127 с.
- Кучинский Г. М. Психологическая практика: проблемы и перспективы / Г. М. Кучинский, С. В. Сивуха, Ю. Г. Фролова. -*М.: Европейский гуманитарный университет, 2002. 220 с.
- Лабунская В.А. Психология затрудненного общения: Теория. Методы. Диагностика. Коррекция. Учебное пособие для вузов / В. А. Лабунская. -М.: Академия, 2001. 288 с.
- Ладыженская Т.А. Система работы по развитию связной устной речи учащихся / Т. А. Ладыженская. М.: Педагогика, 1974. — 264 с.
- Ладыженская Т.А. Устная речь как средство и предмет обучения (учебное пособие) / Т. А. Ладыженская. М.: Флинта — Наука, 1998. — 136 с.
- Лалаева Р.И. Нарушения речи и их коррекция у детей с задержкой психического развития: Учебное пособие для вузов / Р. И. Лалаева, Н. В. Серебрякова, С. В. Зорина. М.: Владос, 2003. — 304 с.
- Лалаева Р.И. Нарушения чтения и пути их коррекции у младших школьников / Р. И. Лалаева. СПб.: Союз, 2002. — 222 с.
- Лалаева Р.И. Устранение нарушений чтения у учащихся вспомогательной школы / Р. И. Лалаева. М., 1978. — 88 с.
- Лебединская К.С. Ранний детский аутизм // Детский аутизм. Хрестоматия: Учебное пособие для студентов вузов / Сост. Л. М. Шипицына. -СПб.: Дидактика Плюс, 2001. С. 66 — 77.
- Левина Р.Е. Нарушение письма у детей с недоразвитием речи / Р. Е. Левина. М.: АПН РСФСР, 1961. — 310 с.
- Левина Р.Е. Общая характеристика недоразвития речи у детей и его влияние на овладение письмом // Хрестоматия по логопедии: В 2-х. т., Т.2 / Под ред. Л. С. Волковой, В. И. Селиверстова. М.: Владос, 1997. — С. 375.
- Левитан К.М. Культура педагогического общения / К. М. Левитан. — Иркутск, 1985.- 100 с.
- Левченко И.Ю. Патопсихология: теория и практика / И. Ю. Левченко. -М.: Академия, 2000. 232 с.
- Левченко И.Ю. Психологические особенности подростков и старших школьников с ДЦП / И. Ю. Левченко. М.: Альфа, 2002. — 285 с.
- Леонгард К. Акцентуированные личности / К. Леонгард. Ростов н/Д: Феникс, 2000.-544 с.
- Леонтьев А.А. Основы психолингвистики / А. А. Леонтьев. М.: Смысл, 1997.-287 с.
- Леонтьев А.А. Педагогическое общение / А. А. Леонтьев. М.: Знание, 1979.-45 с.
- Леонтьев А.А. Психолингвистические единицы и порождение речевого высказывания / А. А. Леонтьев. М.: Наука, 1969. — 308 с.
- Леонтьев А.А. Психология общения / А. А. Леонтьев. М.: Смысл, 1999.-365 с
- Леонтьев А.Н. Основы теории речевой деятельности / Под ред. А. Н. Леонтьева. М.: Наука, 1973. — 368 с.
- Леонтьев А.Н. Проблемы развития психики. / А. Н. Леонтьев. М.: Изд-воМГУ, 1981.-584 с.
- Липкииа А.И. Работа над устной речью учащихся на уроках чтения / А. И. Липкина, М. И. Оморокова. М.: Просвещение, 1967. — 81 с.
- Лисина М.И. Общение, личность и психика ребенка / М. И. Лисина. М.: МПСИ, 1997.-384 с.
- Лисина М.И. Проблемы онтогенеза общения / М. И. Лисина. М.: Просвещение, 1986, — 142 с.
- Ломов Б.Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии / Б. Ф. Ломов. М.: Наука, 1984. — 432 с.
- Ломов Б.Ф. Проблемы и стратегия психологического исследования / Б. Ф. Ломов. М.: Наука, 1999. — 204 с.
- Лубовский В.И. Динамика развития детей-олигофренов / В.И. Лубов-ский, М. С. Певзнер. М.: АПН РСФСР, 1963. — 223 с.
- Лурия А.Р. Основные проблемы нейролингвистики / А. Р. Лурия. М.: Изд-во МГУ, 1975. — 253 с.
- Лурия А.Р. Речь и развитие психических процессов у ребенка / А. Р. Лурия, Ф. Я. Юдович. -М.: АПН РСФСР, 1956. 94 с.
- Луцкина Р.К. Коррекция речевого и умственного развития учащихся вспомогательной школы в процессе специального обучения (учебное пособие) / Р. К. Луцкина. Алма-Ата: КазПИ, 1989. — 87 с.
- Луцкина Р.К. Особенности развития устной и письменной речи учащихся вспомогательной школы в процессе обучения: Автореф. дис. канд. пед. наук / Р. К. Луцкина. -М., 1974. 17 с.
- Луцкина Р.К. Развитие устной речи учащихся вспомогательной школы в процессе обучения (пособие для учителя) / Р. К^. Луцкина. Алма-Ата: Мектеп, 1984.-55 с.
- Львов М.Р. Основы теории речи / М. Р. Львов. М.: Академия, 2000. -248 с.
- Львов М.Р. Речь младших школьников и пути ее развития / М. Р. Львов. -М.: Просвещение, 1975. 176 с.
- Львов М.Р. Риторика в начальной школе / М. Р. Львов // Начальная школа. 1994. -№ 9. — С. 56−61.
- Мальцева Е.В. Недостатки речи у детей с ЗПР младшего школьного возраста: Дис. канд. пед. наук/ Е. В. Мальцева. -М.: 1991. 204 с.
- Маркова А.К. Психология усвоения языка как" средства общения / А. К. Маркова. М.: Просвещение, 1974. — 255 с.
- Мастюкова Е.М.. Ребенок с отклонениями в развитии. Ранняя диагностика и коррекция / Е. М. Мастюкова. М.: Просвещение, 1992. — 95 с.
- Миртов А.И. Исправление речи учащихся / А. И. Миртов // Родной язык в школе. Кн. 1. -М: Работник, Просвещение, 1927. С. 294 — 308.
- Михлина М.Л. Из наблюдений над синтаксисом диалогической речи / М. Л. Михлина. М., 1955.- 117 с.
- Морено Дж. Соцометрия. Экспериментальный метод и наука об обществе / Дж. Морено. М.: Академический Проект, 2004. — 320 с.
- Мудрик А.В. Общение как фактор воспитания школьников. / А.В. Муд-рик. -М.: Педагогика, 1984. 112 с.
- Мудрик А.В. Формирование личности школьника в процессе общения / А. В. Мудрик.-М.: АПН СССР, 1987.-21 с.
- Мясищев В.Н. Личность и неврозы / В. Н. Мясищев. Л.: Изд-во ЛГУ, 1960.-425 с.
- Мясищев В.Н. Психология отношений: Избранные психологические труды / Под ред. А. А. Бодалева. М., 1995. — 356 с.
- Николаева Т.М. Письменная речь и специфика ее изучения / Т. М. Николаева // Вопросы языкознания. — 1961. —№ 3 — С. 9 — 17.
- Никольская О.С. Проблемы обучения аутичных детей // Детский аутизм. Хрестоматия: Учебное пособие для студентов вузов / Сост. JT.M. Шипи-цына.-СПб.: Дидактика Плюс, 2001.-С. 181 -200.
- Обозов Н.Н. Психология межличностных отношений / Н. Н. Обозов. -Киев: Лыбидь, 1990. 120 с.
- Обухова Л.Ф. Возрастная психология / Л. Ф. Обухова. М., 1999. — 442 с.
- Общение и речь: развитие речи у детей в общении со взрослыми / Под ред. М. И. Лисинрй. М.: Педагогика, 1985. — 207 с.
- Орлова Д.И. Некоторые особенности звукового анализа у учащихся вспомогательной школы / Д. И. Орлова // Специальная школа. 1967. -Вып. 1(4).-С. 45−53.
- Орлова М.Н. О характере соотношения вопроса и ответа в диалогической речи // Вопросы синтаксиса русского языка / Под ред. И.П. Распо-пова. Уфа, 1968. — С. 61−87.
- Особенности умственного развития учащихся вспомогательной школы / Под ред. Ж. И. Шиф. М.: Просвещение, 1965. — 340 с.
- Павлова Н.В. Формирование функционально-семантической стороны качественной лексики младших школьников с нарушениями интеллекта: Автореф. дис. канд. пед. наук / Н. В. Павлова. М., 2002. — 23 с.
- Павлова О.С. Формирование коммуникативной деятельности у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи: Автореф. дис. канд. пед. наук / О. С. Павлова. М., 1998. — 16 с.
- Парыгин Б.Д. Основы социально-психологической теории / Б.Д. Пары-гин. М.: Мысль, 1971.-351 с.
- Пассов Е.И. Основы коммуникативной педагогики обучения иноязычному общению / Е. И. Пассов. М.: Русский язык, 1989. — 276 с.
- Певзнер М.С. Дети-олигофрены / М. С. Певзнер. М.: АПН РСФСР, 1959.-486 с.
- Перцева Н.В. Диалог как способ обучения чтению / Н. В. Перцева // Начальная школа. 1997. — № 7. — С. 54 — 57.
- Петрова В.Г. Развитие речи и познавательной деятельности умственно отсталых школьников: Дис. докт. психол. наук / В. Г. Петрова. М., 1975.-386 с.
- Петрова В.Г. Развитие речи учащихся вспомогательной школы / В. Г. Петрова. -М.: Педагогика, 1977.-200 с.
- Петровская JI.A. Компетентность в общении: социально психологический тренинг / J1.А. Петровская. М.: МГУ, 1989. — 216 с.
- Пиаже Ж. Речь и мышление ребенка / Ж. Пиаже. М., Педагогика-Пресс, 1994. — 528 с.
- Пинский Б.И. Психологические особенности деятельности умственно отсталых школьников / Б. И. Пинский. М.: АПН РСФСР, 1969. — 319 с.
- Плаксина Л.И. Теоретические основы коррекционной работы в детских садах для детей с нарушениями зрения / Л. И. Плаксина. М.: Город, 1998.-263 с.
- Познание и общение / Под ред. А. В. Беляевой, М. Коула, Б. Ф. Ломова. -М.: Наука, 1988.-208 с.
- Политова Н.И. Развитие речи учащихся начальных классов / Н.И. Поли-това. М.: Просвещение, 1984. — 191 с.
- Поршнев Б.Ф. Социальная психология и история / Б. Ф. Поршнев. М.: Наука, 1979.-232 с.
- Проблемы организации речевого общения / Под ред. Е. Ф. Тарасова. — М., 1981.-502 с.
- Процко Т.А. Особенности мыслительной деятельности умственно отсталых школьников при решении словесно-образных задач: Автореф. дис. канд. пед. наук / Т. А. Процко. М., 1980. — 21 с.
- Развитие речи детей дошкольного возраста. Пособие для воспитателей детского сада / Под ред. Ф. А. Сохина. М.: Просвещение, 1984 — 223 с.
- Разуван Е.И. Формирование умений делового общения у учащихсястарших классов вспомогательной школы (на материале социально-бытовой ориентировки): Автореф. дис. канд. пед. наук / Е. Н. Разуван. -М., 1988.- 17 с.
- Разуван Е.И. Формирование умений делового общения у учащихся старших классов вспомогательной школы / Е. И. Разуван // Дефектология. 1989. — № 3. — С. 36 — 40.
- Раку А.И. Взаимодействие вспомогательной школы и семьи в социальной адаптации учащихся / Под ред. Х. С. Замского. Кишинев: Штинца, 1982.-212 с. '
- Рахимова Ж. Т. Проявление общего недоразвития речи у детей 6-летнего возраста и пути коррекции его в условиях массового обучения / Ж. Т. Рахимова // Дефектология. 1988. — № 1. — С. 80 — 84.
- Речевое общение: проблемы и перспективы (сборник научно-аналитических обзоров) / Под ред. Ф. М. Березина, В. Г. Садур, Е. Ф. Тарасова. М., 1983. — 223 с.
- Речевые уроки / Под ред. Т. А. Ладыженской. — М.: Просвещение, 1994. — 160 с.
- Рождественский Н.С. О языке и речи в начальном обучении / Н. С. Рождественский // Начальная школа. 1992. — № 9. — С. 9 — 13.
- Розанова Т.В. Развитие памяти и мышления глухих детей / Т. В. Розанова. М.: Педагогика, 1978. -231 с.
- Рубинштейн СЛ. К психологии речи / C.JI. Рубинштейн // Проблемы общей психологии. -М.: Педагогика, 1973.-С. 116−131.
- Рубинштейн СЛ. Психология умственно отсталого школьника / С. Я. Рубинштейн. -М.: Просвещение, 1979. — 192 с.
- Русская речь (сборник статей) / Под ред. JI.B. Щербы Петроград, 1923.-296 с.
- Руссу Н.Э. Моделирование речи для совершенствования речевой деятельности / Н. Э. Руссу // Начальная школа. 1990. — № 10. — С. 47 — 52.
- Рыбников Н.А. Методы изучения речевых реакций ребенка // ДетскаяIречь / Под ред. Н. А. Рыбникова. М.: Книжн. ф-ка Центриздата народов СССР, 1927.- С. 7−22.
- Рябцева C.JI. Диалог за партой / C.JI. Рябцева. М.: Просвещение, 1989.-96 с.
- Савельева Г. В. Совершенствование структуры простого предложения у умственно отсталого учащегося младших классов: Автореф. дис. канд. пед. наук / Г. В. Савельева. М., 1987. — 20 с.
- Свиридович И.Ю. Формирование устной монологической речи у учащихся младших классов вспомогательной школы: Автореф. дис. пед. наук / И. Ю. Свиридович. Минск, 1999. — 20 с.
- Святогор И.П. О некоторых особенностях синтаксиса диалогической речи в современном русском языке / И. П. Святогор. Калуга, 1960. — 97 с.
- Святогор И.П. Типы диалогических реплик в современном русском языке / И. П. Святогор. М., 1967. — 65 с.
- Седов К.Ф. Структура устного дискурса и становление языковой личности. Грамматический и прагматический аспекты / К. Ф. Седов. — Саратов: Изд-во Сарат. пед. ин-та, 1998. 111 с.
- Слепович Е.С. Особенности активной речи дошкольников отстающих в развитии: Автореф. дис. канд. пед. наук / Е. С. Слепович. М., 1978. -21 с.
- Слинько О.А. К изучению проблемы межличностных отношений дошкольников с нарушениями речи / О. А. Слинько // Дефектология. -1992. № 1.-С. 62−66.
- Смелкова З.С. Педагогическое общение. Теория и практика учебного диалога / 3.С. Смелкова. М.: Флинта, Наука, 1999. — 227 с.
- Смирнова З.Н. Развитие речи учащихся вспомогательной школы в связи с изучением имени прилагательного / З. Н. Смирнова. -М., 1971.-83 с.
- Соковнин В.М. О природе человеческого общения / В. М. Соковнин. -М.: Менатеп, 1974. 145 с. *
- Соколов А.Н. Внутренняя речь и мышление / А. Н. Соколов. М., 1968. -259 с.
- Соколова В.В. Культура речи и культура общения / В. В. Соколова. М.: Просвещение, 1995. — 192 с.
- Соколова Н.Д. Воспитание и обучение умственно отсталых дошкольников / Н. Д. Соколова. М.: Просвещение, 1985. — 72 с.
- Соколов Н.М. На уроках родного языка. / Н. М. Соколов, Г. Г. Тумим. -Петроград: Типогр. тов-ва А. С. Суворина «Новое время», 1917. 214 с.
- Солнцева Л.И. Введение в тифлопсихологию раннего, дошкольного и школьного возраста / Л. И. Солнцева. М.: Полиграфсервис, 1997. — 124 с.
- Соловьева Л.Г. Особенности коммуникативной деятельности детей с общим недоразвитием речи / Л. Г. Соловьева // Дефектология. 1996. — № 1.- С. 62−66.
- Соловьева Л.Г. Формирование диалога у детей с общим недоразвитием речи в процессе совместной игровой деятельности / Г. Л. Соловьева // Дефектология. 1996. — № 6. — С. 67 — 71.
- Соловьева О.И. Усвоение детьми родного языка / О. И. Соловьева. М.: Учпедгиз, 1951, — 115 с.
- Сорокина Н.В. Организация речевого общения дошкольников с нарушениями интеллекта на занятиях по развитию речи / Н. В. Сорокина // Дефектология. 1990. — № 3. — С. 63 — 65.
- Сохин Ф.А. Психолого-педагогические проблемы развития речи / Ф. А. Сохин // Вопросы психологии. 1998. — № 3. — С. 39 — 43.
- Стефаненко Т.Г. Этнопсихология. Учебное пособие для студентов вузов / Т. Г. Стефаненко. М.: Аспект Пресс. — 2003. — 368 с.
- Столяренко Л.Д. Основы психологии / Л. Д. Столяренко. Ростов н/Д: Феникс, 2003.-672 с.
- Субботский Е.В. Ребенок открывает мир / Е.В., Субботский. М.: Просвещение, 1991. -207 с.
- Тарасов Е.Ф. Психологические и психолингвистические проблемы речевого воздействия. Речевое воздействие / Е. Ф. Тарасов. М., 1986. — 166 с.
- Теория речевой деятельности (проблемы психолингвистики) / Под ред. А. А. Леонтьева. -М.: Наука, 1968.-271 с.
- Тихеева Е.И. Развитие речи детей (раннего и дошкольного возраста) / Е. И. Тихеева. М.: Просвещение, 1981. — 159 с.
- Ульянова Т.К. Речевое развитие учащихся младших классов вспомогательной школы в связи с изучением предметов окружающей действительности: Лвтореф. дис. канд пед. наук / Т. К. Ульянова. М., 1966. — 20 с.
- Уманский Л.И. Организаторские способности и их развитие / Л.И. Уман-ский // Ученые записки Курского пединститута. Курск, 1967. — Вып. 21.-233 с.
- Усанова О.Н. Специальная психология. Система психологического изучения аномальных детей / О. Н. Усанова. — М., 1990. 201 с.
- Усольцева Н.К. Формирование предпосылок диалогического общения у детей старшего дошкольного возраста с ОНР: Автореф. дис. канд. пед. наук / Н. К. Усольцева. М., 1996. — 19 с.
- Ушакова Т.Н. Функциональные структуры второй сигнальной системы / Т. Н. Ушакова. М.: Наука, 1973. — 247 с.
- Федосеева В.Г. Формирование коммуникативных умениий у детей старшего дошкольного возраста с ОНР: Автореф. дис. канд. пед. наук / В. Г. Федосеева.-М., 1999.- 16 с.
- Феофанов М.П. Очерки психологии усвоения русского языка учащимися вспомогательной школы / М. П. Феофанов. М.: АПН РСФСР, 1955. — 126 с.
- Филичева Т.Б. Особенности формирования речи у детей дошкольного возраста. Монография / Т. Б. Филичева. М.: РИЦ «Альфа» МГОПУ, 2001.-350 с.
- Философские проблемы психологии общения / Под ред. А. А. Брудного. Фрунзе: Илим, 1976. — 176 с.
- Хараш А.У. Принципы деятельности в исследовании межличностного восприятия / А. У. Хараш // Вопросы психологии. 1980. № 3. — с. 20 — 31.
- Хомский Н. Язык и мышление / Под ред В. В. Раскина. Вып. 2. М.: Изд. Моск. Ун-та, 1972. — 122 с.
- Цейтлин С.Н. Речевые ошибки и их предупреждение / С. Н. Цейтлин. -СПб.: Изд-во МиМ, 1997. 198 с.
- Цицерон М.Т. Три трактата об ораторском искусстве / М. Т. Цицерон. -М.: Наука, 1972.-472 с.
- Цукерман Г. И. Виды общения в обучении / Г. М. Цукермап. М., 1994. -268 с.
- Шахнарович A.M. Общая психолингвистика / A.M. Шахнарович. М.: УРА О, 1995.-96 с.
- Шибутани Т. Социальная психология / Т. Шибутани. М.: Прогресс, 1969.-535 с.
- Шпунтов А.И. Обучение слушанию на уроках русского языка / А. И. Шпунтов // Начальная школа. 1995. — № 9. — С. 12−18.
- Шпунтов А.И. Работа над средствами выразительности устной речи на уроках русского языка / А. И. Шпунтов // Начальная школа. — 1990. -№ 10.-С. 10−16.
- Щепаньский Я. Элементарные понятия социологии / Я. Щепаньский. -М.: Прогресс, 1969. 240 с.
- Щерба В.П. Лингвостилистическая и функционально-коммуникативная характеристика текста: Дис. канд. филол. наук / В. П. Щерба. М., 1981.-181 с.
- Эльконин Д.Б. Избранные психологические тр^ды. / Д. Е. Эльконин. -М.: Педагогика, 1989. 554 с.
- Эльконин Д.Б. Психическое развитие в детских возрастах / Под ред. Д. И. Фельдштейна. -М.: Ин-т практич. психол., 1995. 416 с.
- Юдилевич Я.Г. О речи как функции общения / Я. Г. Юдилевич // Дефектология. 1975. — № 3. — С. 52 — 56.
- Якубинский Л.П. О диалогической речи / Л. П. Якубинский // Избранные работы. Язык и его функционирование. М.: Наука, 1986. -С. 17−58.
- Ярошевский М.Г. Программно-ролевой подход к исследованию научного коллектива / М. Г. Ярошевский // Вопросы психологии. — 1978. -№ 3.-С. 40−53.