Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Внимание, его сущность и основные свойства

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Представьте себе школьника, выполняющего домашнее задание по математике. Он целиком углублен в решение задачи, сосредоточен на ней, обдумывает ее условия, переходит от одного вычисления к другому. Характеризуя каждый из этих эпизодов, можно сказать, что он внимателен к тому, что он делает, что он обращает внимание на те предметы, которые он выделяет из других. Во всех случаях можно говорить, что… Читать ещё >

Внимание, его сущность и основные свойства (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Внимание есть именно та дверь, через которую проходит все, что только проходит в душу человека из внешнего мира.

К.Д. Ушинский

Характеристика внимания. Виды внимания. Основные свойства внимания. Развитие внимания

Внимание представляет собой психологический феномен, в отношении которого до настоящего времени среди психологов нет единого мнения. Одни авторы считают, что внимание — это познавательный психический процесс. Другие связывают внимание с волей и деятельностью человека, основываясь на том, что любая деятельность, в том числе и познавательная, невозможна без внимания, а само внимание требует проявления определенных волевых усилий.

Что же такое внимание? Обратимся к примерам.

Представьте себе школьника, выполняющего домашнее задание по математике. Он целиком углублен в решение задачи, сосредоточен на ней, обдумывает ее условия, переходит от одного вычисления к другому. Характеризуя каждый из этих эпизодов, можно сказать, что он внимателен к тому, что он делает, что он обращает внимание на те предметы, которые он выделяет из других. Во всех случаях можно говорить, что его психическая деятельность на чтото направлена или на чем-то сосредоточена. Эта направленность и сосредоточенность на чем-либо определенном и есть внимание.

Внимание — это направленность и сосредоточенность сознания на определенном объекте. Не сосредоточившись, мы можем смотреть и не видеть, слушать и не слышать, есть и не ощущать вкуса.

Ученые подсчитали, что человеческий взор перемещается за день 100 000 раз. Представьте себе, что эти перемещения никак не связаны между собой, совершенно бесцельны и неуправляемы. Поэтому нужен «компас», который бы указывал направление наблюдения. Роль такого компаса выполняет внимание.

Нельзя быть внимательным вообще. Внимание всегда проявляется в определенных, конкретных психических процессах: мы всматриваемся, вслушиваемся, принюхиваемся, обдумываем задачу или, забыв обо всем на свете, пишем сочинение. Внимание не только создает наилучшие условия для психической деятельности, но и помогает человеку своевременно реагировать на различные изменения в окружающей среде и в собственном организме.

Различают внимание внешнее и внутреннее.

Внешнее внимание направлено на окружающие предметы и явления, внутреннее — на собственные мысли, чувства и переживания. Когда человек во что-то внимательно вглядывается, он весь подается к объекту восприятия, глаза широко раскрываются. Остальные движения затормаживаются. Когда человека что-то изумляет, это опятьтаки четко выражается в мимике внимания. Вспомните известное выражение «Слушает, открыв рот от удивления». Все это признаки проявления внешнего внимания. Совсем иначе выражается внимание, направленное на собственные мысли и переживания: брови чуть сдвинуты, веки опущены — человек как бы всматривается внутрь себя, «погружен в себя», — все это проявления внутреннего внимания.

Внимательность человека проявляется не только в познании мира и осуществлении деятельности, но и в отношениях с другими людьми.

Внимание к человеку является внешним проявлением внутренней культуры, в основе которой лежит уважение к другому человеку.

«Мне представляется, — вспоминала народная артистка СССР С. Гиацинтова, — эталоном таких качеств был артист Художественного театра Василий Иванович Качалов. Он непременно запоминал все имена и отчества людей, с которыми встречался. Он органически уважат людей и всегда иитересоватся ими. При нем каждая женщина чувствовата себя привлекательной, существом нежным, достойным заботы. Мужчины чувствовали себя умными и очень Качалову нужными в данный момент. Василий Иванович как бы „впитывал в себя чужие жизни, лица, характеры, и был он среди людей как праздник, как человеческая красота и благородство“».

Направленность и сосредоточенность психической деятельности могут носить произвольный или непроизвольный характер. Когда деятельность захватывает нас и мы занимаемся ею без каких-либо волевых усилий, то направленность психических процессов будет носить непроизвольный характер. Когда мы знаем, что надо выполнить определенную работу и беремся за нее в силу принятого решения, то направленность психических процессов уже носит произвольный характер. Поэтому по происхождению и способам осуществления обычно выделяют непроизвольное и произвольное внимание.

Непроизвольное внимание является наиболее простым видом внимания. Его часто называют пассивным или вынужденным, т. е. оно возникает независимо от сознания человека. Деятельность захватывает человека сама, но себе, в силу своей увлекательности. Но это упрощенное представление. При возникновении непроизвольного внимания обычно выделяют четыре группы причин.

Первая группа связана с характером внешнего раздражителя. Представьте, что вы увлечены каким-то делом, не замечаете шума на улице или в соседней комнате. Но вот раздается стук от упавшей вещи, и мы обязательно отреагируем, обратим внимание.

Вторая группа связана с соответствием внешних раздражителей внутреннему состоянию человека и его потребностям. Так, сытый и голодный человек будут по-разному реагировать на разговоры о нище.

Третья группа связана с общей направленностью личности. То, что связано с нашими интересами, в том числе и профессиональными, как правило, обращает на себя внимание. Именно поэтому, идя по улице, милиционер обращает внимание на неправильно припаркованную машину, а архитектор — на красоту старинного здания.

В качестве четвертой группы причин следует назвать те чувства, которые вызывает у нас внешний раздражитель. Такое внимание по праву можно назвать эмоциональным.

Приведем пример непроизвольного внимания.

Однажды лектор должен был читать лекцию об электричестве. Войдя в аудиторию, он увидел, что студенты не прореагировали на его приход, в аудитории продолжался шум. Вместо того чтобы их успокаивать, призывать к порядку, одергивать окриком, он встал за кафедру и, немного выждав, начал тихим голосом: «В далекие времена (чуть повысив голос) в VI в. (еще громче) в Древней Греции, в городе Милете (и совсем громко) родился мальчик». Аудитория успокаивается. Прислушивается, а он уже нормальным голосом продолжает: «И был он таким маленьким, что помещался в пивной кружке». В аудитории воцарилась абсолютная тишина. Лектор продолжал: «И назвали его Фалес Милетский…» Студенты слушали внимательно, и лектор спокойно прочитал лекцию об открытии Фалесом Милетским электричества и о самом электричестве. Вот так он привлек внимание студентов к своей лекции. Что здесь «сработало»? Во-первых, необычность тона, во-вторых, необычность информации (начало лекции), в-третьих, избыточность информации: лектор не стал сразу перечислять законы электричества, а рассказал сначала о человеке, его открывшем.

Внимание человека привлекает к себе то, что имеет для личности постоянную или временную значимость.

Но иногда, и весьма часто, приходиться делать над собой усилие — отрываться от интересной книги и делать что-то иное, намеренно переключать свое внимание на другой объект. Здесь мы имеем дело уже с произвольным (преднамеренным) вниманием, когда человек ставит себе определенную цель и прилагает старания для ее достижения. Иными словами, у человека есть определенные намерения, и он сам, но своей доброй воле старается их осуществить. Формула здесь простая: «Мне надо быть внимательным, и я заставлю себя быть внимательным, несмотря ни на что».

Произвольное внимание возникает на основе усилия воли. Поскольку оно требует усилий от человека, то является утомительным. Трудно заставить человека быть внимательным более двадцати минут.

Иногда стремление избавиться от отвлекающих раздражителей становится болезненным. Французский писатель М. Пруст приказал обить стены своего кабинета пробкой, но даже в такой тщательной изоляции он не мог работать днем, опасаясь шумов.

Исследователь психологии творчества польский писатель Я. Парадовский в очень интересной книге «Алхимия слова» рассказывает о писателях и поэтах, которые обладали способностью абстрагироваться от любого окружения. Такие умудряются писать среди шума, гама, суеты — в казармах, канцеляриях, редакции, на вокзале. К ним принадлежал польский писатель Генрих Сенкевич, который за столиком кондитерской в Закопано набрасывал на бумагу приключения Кмитица, героя романа «Крестоносцы».

Непроизвольное и произвольное внимание тесно связаны между собой и порой переходят друг в друга.

Внимание обладает рядом свойств, которые характеризуют его как самостоятельный психический процесс (рис. 7).

Все они могут проявляться в непроизвольном и произвольном внимании.

Устойчивость — это длительное удержание внимания на предмете или какой-нибудь деятельности. Устойчивым называется внимание, способное в течение длительного времени оставаться непрерывно сосредоточенным на одном предмете или на одной и той же работе.

Устойчивость внимания может определяться разными причинами. Люди со слабой нервной системой могут довольно быстро утомляться, становиться импульсивными. Человек, который физически нездоров, также характери;

Свойства внимания.

Рис. 7. Свойства внимания

зуется неустойчивым вниманием. При наличии раздражителей внимание колеблется, становится недостаточно устойчивым. Внимание не может долго задерживаться на неподвижном объекте (например, точка на листе), если мы не можем его рассматривать с разных сторон.

Если прислушиваться к тиканью часов и пытаться сосредоточиться на нем, то оно будет то слышно, то не слышно. Если мы будем рассматривать сложную фигуру, например усеченную пирамиду (см. рис. 8), то она будет поочередно казаться то выпуклой, то вогнутой.

Чем богаче объект своими свойствами, тем легче сосредоточить внимание на нем в течение длительного времени.

Объем — это количество объектов, которые охватываются вниманием одновременно. Это величина индивидуально изменяющаяся, но обычно его показатель равен у людей 5±2. Он обычно колеблется у взрослых в пределах от четырех до шести, у школьников (в зависимости от возраста) — от двух до пяти объектов.

Его важно учитывать во многих областях жизни. Например, создатель рекламы стремится к тому, чтобы любой прохожий, бросив мимолетный взгляд на рекламный щит, понял и запомнил его содержание. Для этого реклама не должна содержать более пяти слов. Если их больше, то полезно ярко выделить несколько (четыре-шесть) самых важных слов.

Распределение — это умение выполнять более двух видов деятельности, удерживая на них свое внимание.

Может ли внимание распределяться одновременно между двумя или несколькими разными видами деятельности? Может, потому что жизнь постоянно требует этого.

Рис. 8.

Рис. 8.

Например, студент на лекции распределяет внимание одновременно между тем, что записывает, и тем, что слышит в данный момент.

Согласно преданию, у Юлия Цезаря были феноменальные способности, благодаря которым он мог одновременно делать семь не связанных между собой дел. Известно, что Наполеон мог одновременно диктовать своим секретарям семь важных дипломатических документов. Но как показывает практика, человек способен выполнять только один вид сознательной деятельности. Еще В. Вундт доказал, что человек не может сосредотачиваться на двух одновременно предъявляемых раздражителях.

Чтобы успешно выполнять одновременно две работы, хотя бы одну из них надо знать настолько хорошо, чтобы она выполнялась автоматически, сама собой, а человек лишь время от времени контролировал и регулировал ее сознательно. Умение распределять свое внимание развивается постепенно.

Отвлекаемость — это непроизвольное перемещение внимания с одного объекта на другой. Она возникает при действии посторонних раздражителей на человека, занятого в этот момент какой-либо деятельностью, и может быть внешней и внутренней. Внешняя возникает под влиянием внешних раздражителей. Наиболее отвлекают предметы и явления, которые возникают внезапно. Внутренняя отвлекаемость внимания возникает под влиянием сильных переживаний, эмоций, из-за отсутствия интереса и чувства ответственности за дело, которым в данный момент занят человек.

Переключаемостъ — это сознательное и осмысленное перемещение внимания с одного предмета на другие. Если предыдущая работа интересная, а последующая нет, то переключение происходит трудно, и наоборот.

Переключение внимания всегда сопровождается некоторым напряжением, которое выражается в волевом усилии. В нем ярко проявляются индивидуальные особенности человека: одни люди могут быстро переходить к новой деятельности, а другие — медленно и с трудом. Разные виды деятельности требуют разных форм внимания. Например, работа корректора требует высокой концентрации внимания, а работа учителя — способности распределять внимание. Это свойство внимания можно и нужно тренировать.

Большое значение для изучения характеристик внимания имеет вопрос о рассеянности.

Обычно внимание противопоставляется рассеянности. В нашем языке последняя часто понимается как синоним невнимательности. Вспомните стихотворение С. Маршака «Рассеянный с улицы Бассейной», в котором главный герой «вместо шапки на ходу… надел сковороду, вместо валенок перчатки натянул себе на пятки».

Однако рассеянность и невнимательность не всегда совпадают. Рассеянностью обычно называют два разных явления. Часто рассеянностью называют чрезмерное углубление в работу, когда человек ничего не замечает вокруг себя — ни окружающих людей, ни предметов и явлений. Этот вид принято называть мнимой рассеянностью, поскольку это явление возникает в результате большой сосредоточенности на какой-либо деятельности.

Но когда человек не в состоянии ни на чем долго сосредоточиться, когда он переходит от одного объекта к другому, ни на чем не задерживаясь, этот вид рассеянности называется подлинной рассеянностью. Причины подлинной рассеянности разнообразны. Ими могут быть общее расстройство нервной системы, заболевания крови, недостаток кислорода, физическое или умственное утомление, тяжелые эмоциональные переживания.

Внимание имеет свои этапы развития. В первые месяцы жизни у ребенка наблюдается только непроизвольное внимание. В пять-семь месяцев ребенок в состоянии долго рассматривать предметы. Зачатки произвольного внимания обычно проявляются в конце первого года жизни. В дошкольном возрасте произвольное внимание неустойчиво. Особое значение для развития произвольного внимания имеет школа. Здесь ребенок приучается к дисциплине, у него формируется усидчивость, способность контролировать свое поведение. В старших классах произвольное внимание достигает более высокого развития. В целом можно сказать, что внимательность можно и нужно тренировать, при этом обязательно помнить, что само, но себе оно человеку не дается.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой