Становление и развитие системы дополнительного образования детей в отечественной педагогике: историко-педагогический анализ
Методологическую основу исследования составили: теории общественного воспитания (П.Ф. Каптерев, В.П. Вахтеров), внешкольного образования (А.У. Зеленко, Е.Н. Медынский), «свободного воспитания» (К.Н. Вентцель), «педагогики среды» (С.Т. Шацкий) — педагогика детского движения (Н.К. Крупская), педагогика клубной работы (С.Т. Шацкий, А.С. Макаренко) — основные идеи и положения теории социализации… Читать ещё >
Содержание
- ГЛАВА 1. ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА ОБЩЕСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ И ВНЕШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В РОССИИ КАК ОСНОВА ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ПЕДАГОГИКИ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ
1.1. Организация общественного детского движения и создание внешкольных учреждений в России как исторические предпосылки возникновения и становления отечественной системы дополнительного образования детей. ^
1.2. Основные факторы трансформации сети внешкольных учреждений в России в систему дополнительного образования детей. Динамика функций отечественной системы дополнительного образования.
1.3. Этапы становления и развития отечественной системы дополнительного образования детей.
ГЛАВА 2. ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ ДЕТЕЙ КАК ФЕНОМЕН ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ПЕДАГОГИКИ.
2.1. Роль дополнительного образования детей в современной системе общего образования и развитии российского общества.
2.2. Методологические подходы к моделированию региональной системы дополнительного образования.
2.3. Основные направления модернизации отечественной системы дополнительного образования детей в современных условиях.
Список литературы
- Абраухова В.В. Инновационные подходы к деятельности учреждения дополнительного образования как средство его развития: дис.. канд. пед. наук /В.В. Абраухова. Ростов-н/Д., 1997. — 279 с.
- Аверичев Ю.П. Подготовка школьников к труду в 50−80 годы / Ю.П. Авери-чев // Школа и производство. 1996. — № 1. — С. 3−10.
- Аверичев Ю.П. Трудовое начало в школе: уроки прошлого / Ю. П. Аверичев // Школа и производство. 1999. — № 1. — С. 15−22.
- Алпатов Н.И. Учебно-воспитательная работа в дореволюционной школе интернатного типа / Н. И. Алпатов. М., 1958. — 124 с.
- Андреев Е.Н. Школьное дело в России / Е. Н. Андреев. СПб., 1882. — 126 с.
- Андросова З.А. Мониторинг непрерывного повышения уровня профессиональной компетентности педагогов дополнительного образования / З. А. Андросова // Дополнительное образование. 2005. — № 1. — С. 25−29.
- Анопов И.А. Опыт систематического обзора материалов к изучению современного состояния среднего и низшего технического и ремесленного образования в России / И. А. Анопов. СПб., 1889. — 560 с.
- Антология по истории педагогики в России (первая половина XX в.): Уч. пособие для ст-тов пед. уч. заведений /Сост. А. В. Овчинников, Л. Н. Беленчук, С. В. Лыков. М.: ИЦ «Академия». — 2000. — 298 с.
- Антология педагогической мысли. В 3-х т. Т. 2. Русские деятели и педагоги народного образования о трудовом воспитании и профессиональном образовании /Сост. Н. Н. Кузьмин. М.: Высшая школа. — 1989.
- Антопольская Т.А. Теория и практика становления организационной культуры негосударственного учреждения дополнительного образования / Т. А. Антопольская // Дополнительное образование. 2005. — № 10. — С. 3−9.
- Ануфриев Е.А. Социальная роль и активность личности / Е. А. Ануфриев. -М.: изд-во МГУ, 1971. 152 с.
- Асмолов А.Г. Дополнительное образование как зона ближайшего развития образования в России: от традиционной педагогики к педагогике развития /А.Г. Асмолов // Внешкольник. 1997. — № 9. — С. 3−9.
- Асмолов А.Г. Психология XXI века и рождение вариативного образовательного пространства России /А.Г. Асмолов //Мир психологии. 1999. — № 1. — С.1.198−208.
- Аттестация педагогических кадров в учреждениях дополнительного образования детей. М: Центр инноваций в педагогике, 1997. — 73 с.
- Ахияров К.Ш. Труд в системе воспитания В.А. Сухомлинского / К. Ш. Ахияров // Дополнительное образование. 2003. — № 9. — С. 61−63.
- Ахметова Д. Уникальным может стать каждый /Д. Ахметова //Народное образование. 1995. — № 7. — С. 52−55.
- Базаров В.Н. К вопросу о разработке программы развития учреждения дополнительного образования на примере станции юных техников / В. Н. Базаров, М. В. Загоскин // Дополнительное образование. 2003. — № 1. — С. 8−10.
- Базисный учебный план учреждений дополнительного образования детей // Внешкольник. 1996. -№ 1. — С. 12−13.
- Березина В. А. Дополнительное образование детей как средство их творческого развития: автореф. дис.. канд. пед. наук /В. А. Березина. М., 1998. -22 с.
- Берне Р. Развитие Я-концепции и воспитание /Р. Берне. М., 1986. — 399 с.
- Бернштейн М.С. Педология наука о детях / М. С. Бернштейн. — М., 1928. -298 с.
- Бестужев-Лада И. В. Восьмая подсистема образования: А может быть, первая? //Внешкольник. 1997. -№ 3. -С. 11−16.
- Биркин А. Опыт устройства выставки ученических работ домашнего досуга / А. Биркин // Русская школа. 1914. № 7−8. — С. 120−127.
- Блонский П.П. Курс педагогики / П. П. Блонский. М., 1916.
- Блонский П.П. Трудовая школа / П. П. Блонский. Монография. М., 1919.
- Блонский П.П. Мои воспоминания. -М.: Педагогика, 1971. 171 с.
- Блонский П.П. Избранные педагогические и психологические сочинения: В 2 т./ Под ред. А. В. Петровского. М., 1969.
- Бодалев А.А. Концепция воспитания учащейся молодежи в современном обществе / А. А. Бодалев, З. А. Малькова, Л. И. Новикова, В. А. Караковский. -М., 1991.
- Божович Л.И., Славина Л. С. Исследование вопросов психологического воспитания в 20−30 гг. // Советская педагогика. 1967. — № 12. — С. 18−23.
- Божович Л.И. Этапы формирования личности в онтогенезе / Л. И. Божович // Вопросы психологии. 1978. — № 2. — С. 47−56.
- Большая советская энциклопедия в 30 томах. Том 25. /Под редакцией A.M. Прохорова. Издание 3. — М.: Советская энциклопедия, 1976. — 600 с.
- Бондаревская Е.В. Ценностные основания личностно-ориентированного воспитания /Е.В. Бондаревская //Педагогика. 1995. — № 4. — С. 29−36.
- Борисанова Н.В. Образовательная среда для педагога дополнительного образования /Н.В. Борисанова // Дополнительное образование. 2003. — № 6. — С. 34−74.
- Бочкарева М.А. Основные направления работы учреждения дополнительного образования с семьей / М. А. Бочкарева // Дополнительное образование. -2003. -№ 1.- С. 6−10.
- Бруднов А.К. Стратегия развития государственных и муниципальных учреждений дополнительного образования /А.К. Бруднов // Воспитание школьников. 1994.-№ 5.-С. 12−17.
- Бруднов А.К. Внешкольное дополнительное образование насущное веление времени (проблемы, поиски, решения) / А. К. Бруднов // Воспитание школьников. 1992. № 3−4. с.3−5
- Буданова Г. П. Дом, Дворец пионеров и создание комплекса внешкольных учреждений / Г. П. Буданова, Г. Н. Попова // Воспитание школьников. 1987. -№ 5.-С. 12−14.
- Буева Л.П. Проблемы нравственной культуры и развитие детей в России / Л. П. Буева.-М., 1995. С. 46−51.
- Вагнер Е. Детский школьный клуб / Е. Вагнер // Свобод. Воспитание. -1912/1913.-№ 4.-С. 16−17.
- Вахтеров В.П. Всенародное школьное и внешкольное образование / В. П. Вахтеров. М., 1917.
- Вахтеров В.П. Основы новой педагогики / В. П. Вахтеров. М., 1913.
- Вахтеров В.П. Основы педагогики / В. П. Вахтеров. М., 1916.
- Вентцель К.Н. Основные задачи нравственного воспитания / К. Н. Вентцель // Вестник воспитания. 1896. — № 2. — С. 14−18.
- Вентцель К.Н. Новые пути воспитания и образования детей / К. Н. Вентцель // Хрестоматия по истории педагогики. Т.4. М., 1936.
- Вентцель К.Н. Социализм и свободное воспитание / К. Н. Вентцель // Свободное воспитание и свободная школа. 1918. -№ 6−7. С. 18−24.
- Веселов А.Н. Низшее профессионально-техническое образование в России: очерк по истории профессионально-технического образования в дореволюционной России / А. Н. Веселов. М.: ПТИ, 1955. — 325 с.
- Внеклассные занятия // Русская школа. 1905. № 5−6. — С. 12−18.
- Внешкольные учреждения: Пособие для работников внешкольных учреждений / Сост.: Л. И. Филатова, B.C. Муратова- под ред. Л. К. Балясной. М., 1978.- 162с.
- Внешкольное воспитание и образование: Опыт и перспективы: Сб. метод, материалов / Под ред. Н. В. Семяшкиной. Архангельск, 1994. Вып.1. — 108 с.
- Внешкольная работа. Российская педагогическая энциклопедия. Т. 1. — М., 1993.
- Внешкольные воспитательные учреждения / Сост. А. В. Жилин, С.А. Кума-лагова. -М., 1991.
- Внешкольные учреждения: Пособие для работников внешкольных учреждений / Сост. Л. И. Филатова, B.C. Муратова под ред. Л. К. Балясной. М.: Просвещение, 1978. — 264 с.
- Вол охов А. В. Теория и методика социализации ребенка в детской общественной организации: автореф. дис.. канд. пед. наук /А.В. Волохов. Ярославль, 1999.-21 с.
- Волохов А.В. Концепция социализации личности ребенка в условиях деятельности детской организации /А.В. Волохов, М. И. Рожков. М., 1998. — 214 с.
- Волохов А.В. Историко-педагогический анализ подходов к организации деятельности детских общественных объединений / А. В. Волохов, В.Н. Кочер-гин, Г. Н. Попова, И. И. Фришман // Дополнительное образование. 2004. — № 3. -С. 9−13.
- Волохов А.В. Вариативно-программный подход к деятельности детских организаций и объединений / А. В. Волохов // Социальное становление учащихся. -Ярославль, 1996. С. 44−52.
- Вопросы внеклассной и внешкольной работы с детьми. М., 1955.
- Вопросы воспитательной деятельности внешкольных учреждений: Сб. науч. тр. / НИИ общ. педагогики АПН СССР- под ред. Б. Е. Ширвиндта, М. Б. Коваль. -М., 1980.- 182 с.
- Вопросы совершенствования деятельности общественных организаций. -М.:ИСИ, 1979.- 159 с.
- Воронин A.M. Педагогические теории, системы, технологии /A.M. Воронин, В. Д. Симоненко. Брянск, 1997. — 133 с.
- Воспитательная деятельность внешкольных учреждений: Сб. научн. тр. / Редкол.: М. Б. Коваль, М. П. Чумакова (отв. ред.), Б. Н. Ширвиндт. М.: Изд. АПН СССР, 1985.- 168 с.
- Всесоюзная пионерская организация им. В. И. Ленина: Дополнения и материалы / Ред. А.В. Федулова- сост. В. Д. Шмитков. 2-е изд., переработки и дополнения. -М.: Молодая гвардия, 1981. — 383 с.
- Выписка из Устава Международной Академии дополнительного образования // Дополнительное образование. 2004. — № 1. — С. 60−64.
- Газман О.С. Детский коллектив как субъект и объект воспитания. Автореф. дис.. к.п.н. / О. С. Газман. 1974. — 16 с.
- Ганаева Е.А. Маркетинг в УДОД: старт эксперимента / Е. А. Ганаева, Н.Г. % Корнева, Н. К. Антюфеева // Дополнительное образование. 2005. — № 9. — С. 37.
- Гернле Э. Красные скауты или юные пионеры: Хрестоматия по детскому движению / Э. Гернле, Н. Миронов. М., 1925. — 212 с.
- Гершунский Б.С. Ретроспективы развития системы непрерывного образования /Б.С. Гершунский. М., 1990. — 221 с.
- Гершунский Б.С. Образование в третьем тысячелетии гармония знания и веры /Б.С. Гершунский. — М.: Моск. психолого-социальный институт, 1997. -120 с.
- Гилинский Я.И. Стадии социализации индивида / Я. И. Гилинский // Человек и общество. Д., 1971. — Вып. № 9. — С. 12−18.
- Голованов В.П. Дополнительное образование детей: сущность, функции, тенденции развития /В.П. Голованов // Дополнительное образование. 2004. -№ 5.-С. 12−16.
- Голуб JI.B. Формирование региональной системы непрерывного профессионального образования /JI.B. Голуб / /Педагогика. 2001. — № 3. — С. 48−52.
- Гончаров Н.К. Педагогическая система К.Д. Ушинского / Н. К. Гончаров. -М.: Педагогика. 1974. — 162 с.
- Горелик Ф.Б. Воспитывая гражданина, формируя мировоззрение /Ф.Б. Горелик. М.: Просвещение, 1986. — 207 с.
- Горский В.А. С.Т. Шацкий и перспективы развития дополнительного образования / В. А. Горский, 3.3. Сулейманова, А. Х. Чупанов // Дополнительное образование. 2005. — № 1. — С.3−5.
- Горский В.А. Методологическое обоснование содержания, форм и методов деятельности педагога дополнительного образования // Дополнительное образование. 2003. — № 2−3. — С. 29−34.
- Горский В.А. Профильное обучение в системе внешкольного, дополнительного образования учащихся / В. А. Горский, 3.3. Сулейманова, А. Х. Чупанов //й Дополнительное образование. 2005. — № 4. — С. 3−10.
- Горский В.А. Послесловие к юбилею внешкольного образования / В. А. Горский // Дополнительное образование. 2003. — № 9. — С. 53−56.
- Горский В.А. Систематизация педагогических технологий, используемых в дополнительном образовании / В. А. Горский, JI.H. Ходунова //Дополнительное образование. 2003. — № 3. — С. 20−24.
- Горский В.А. «Круглый стол» в центре дополнительного образования Московской области / В. А. Горский // Дополнительное образование. 2003. — № 11. -С. 25−27.
- Горский В.А. Хроника событий из истории становления технической самодеятельности в России / В. А. Горский // Дополнительное образование. 2003. -№ 5−8.-С. 56.
- Грач В.А. Развитие новой модели взаимодействия педагогов дополнительного образования с семьей по формированию навыков самоопределения учащихся /В.А. Грач //Дополнительное образование. 2003. — № 12. — С. 38−40.
- Грибов Д.Н. Педагогические основы формирования системы дополнительного образования в современных общеобразовательных учреждениях: автореф. дис.. канд. пед. наук/Д.Н. Грибов.-М., 1998.-21 с.
- Григорьев П. Очерки по внешкольному образованию (Развитие взглядов на роль и задачи народного дома) / П. Григорьев. «Учитель». — 1918. — № 9−10. -С. 26−36.
- Данилыч (Иванов Ф.И.) Из опыта внешкольной работы. (Воспоминания о работе в дореволюционной деревне). Вступительная статья Н. Иорданского. М., «Новая Москва», 1924. 104 с. (Б-ка «Вестник просвещения»).
- Дахин А. Компетенция и компетентность: сколько их у российского школьника? /А. Дахин //Народное образование. 2004. — № 4. — С. 136−138.
- Два неверных взгляда на внешкольную работу // Внешкольник. 1929. -№ 4.
- Дедюхина О.В. Обеспечение творческой самореализации воспитанников в учреждении дополнительного образования / О. В. Дедюхина //Дополнительное образование. 2005. — № 9. — С. 18−22.
- Денисова Н.А. Определение места дополнительного образования детей в системе общего образования // Дополнительное образование. 2005. — № 8. — С. 24−26.
- Деркач А.А. Реализация концепции «Я» в системе жизненных отношений личности /А.А. Деркач. М.: РАУ, 1993. — 156 с.
- Дети в СССР: Статистический сборник. -М.: Статистика, 1979.
- Детские клубы в Москве // Вестник воспитания. 1905. № 3. — С. 76−81.
- Детский труд и отдых. Российская педагогическая энциклопедия. М., 1993.
- Детская железная дорога. Российская педагогическая энциклопедия. Т.2. -М., 1993.
- Детское движение на современном этапе. М.: Институт молодежи. — 1991. -85 с.
- Днепров Э.Д. Школьная реформа между «вчера» и «завтра». М., 1996. — С. 708.
- Донина О.И. Концепция аэрокосмического образования в учреждениях дополнительного образования типа детско-юношеского аэрокосмического центра /клуба/. Ульяновск, 1998. — 40 с.
- Донина О.И. Теоретические основы социализации личности в учреждении дополнительного образования детей / Донина О. И., Т. Ф. Есенкова, Л.И. Пенте-хина, В. А. Карнаухов. Монография. — Ульяновск: УИПК ПРО, 2003. — 188 с.
- Дополнительное образование детей фактор развития творческой личности.-СПб., 1998.-202 с.
- Дополнительное образование как феномен перестройки // Дополнительное образование.-2005.-№ 1.-С.5−8.
- Дополнительное образование детей в Российской Федерации: сб. нормативно-правовых документов. М., 1995. — 64с.
- Дополнительное образование детей: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Под ред. О. Е. Лебедева. М.: Гуманит. Изд. центр ВЛАДОС, 2000. -256 с.
- Евладова Е.Б. Дополнительное образование: содержание и перспективы развития /Е.Б. Евладова, Л. А. Николаева //Педагогика. 1995. — № 5. — С. 39−43.
- Еремеева Н.В. Опыт взаимодействия УДОД с социумом в решении образовательных задач / Н. В. Еремеева //Дополнительное образование. 2005. — № 2. — С. 26−28.
- Загузов Н.И. Подготовка и защита диссертации по педагогике /Н.И. Загу-зов. -М.: Издательский дом Ореол-Лайн, 1998. 192 с.
- Закон Российской Федерации «Об образовании» //Высшее образование в России. 1992. — № 3. — С. 5−33.
- Залесова Н.Н. Подготовка студентов педагогического университета к воспитательной деятельности в системе дополнительного образования / Н. Н. Залесова // Дополнительное образование. 2005. — № 10. — С. 10−14.
- Записки Русского Технического Образования и свод правил, выдаваемых по департаменту торговли и мануфактур. СПб., 1867−1917 гг.
- Заховаева А.Г. Центры детского творчества как база гуманизации личности /А.Г. Заховаева //Дополнительное образование. 2003. — № 1. — С.22−25.
- Звягинцев Е. Школьные колонии-дачи общества «Молодая жизнь» летом 1911 г. / Е. Звягинцев // Вестник воспитания. 1912. — № 4. — С.34−36.
- Звягинцева З.И. Воспитание общественной активности школьников в детских объединениях по месту жительства. Автореф. дисс.. к.п.н. /З.И. Звягинцева.-М., 1983.- 16 с.
- Зеленко В.А. Практика внешкольного образования в России. М., 1923. -124 с.
- Зеленко В.А. Практика внешкольного образования в России. Пг., 1918. 79 е., Изд. 2-е. М., 1922. — 241 с. Изд. 3-е М. — Пг., 1923. — 245 с. -
- Зеленко А.У. Детские парки. Госстрой издат. М. Л.: 1938, с. 92.
- Зенченко Н.С. Внеклассная работа в общественных средних школах России с начала XX века // Ученые записки ЛГПУ им. А. И. Герцена. 1959. -Т. 193. — Вып. 4. — С.32−38.
- Зинченко В.П. Живое Знание: Психологическая педагогика // Материалы к курсу лекций. 4.1. Самара, 1998. — С. 26−38.
- Золотарева А.В. Организационно-педагогические условия социального становления детей в многопрофильном учреждении дополнительного образования: автореф. дис.. канд. пед. наук /А.В. Золотарева. Ярославль, 1998. -22 с.
- Иванов И.П. Энциклопедия коллективных творческих дел / И. П. Иванов. -М., 1989.-206 с.
- Иванов И.П. Методика коммунарского воспитания / И. П. Иванов. М.: Просвещение, 1990. — 144 с.
- Иваненко И.Н. Насущные проблемы развития системы дополнительного образования детей / И. Н. Иваненко // Дополнительное образование. 2005. — № 9.-С. 21−23.
- Изучение личности подростка члена самодеятельного объединения: сборник диагностических методик /авт.- сост. Г. Н. Абросимова, JI.B. Алиева. -М., 1993.-88 с.
- Ильин B.C. Формирование личности школьника (целостный процесс) /B.C. Ильин. М.: Педагогика, 1984.- 144 с.
- Каргаполов В.Е. Дополнительное образование: от теории к практике / В. Е. Каргаполов // Дополнительное образование. 2006. — № 2. — С. 3−6.
- Каптерев П.Ф. Избр. педагогические сочинения / Под ред. A.M. Арсеньева. -М., 1982.
- Каптерев П.Ф. История русской педагогики / П. Ф. Каптерев. Пг.: Кн. склад «Земля», 1915.
- Каптерев П.Ф. Дидактические очерки / П. Ф. Каптерев. СПб., 1915.
- Кареев Н.И. Идеалы общего образования. СПб., 1909.
- Караковский В.А. Стать человеком. Общечеловеческие ценности основа целостного учебно-воспитательного процесса /В.А. Караковский. — М., 1993. -80 с.
- Карнаухов В.А. Педагогические условия социализации личности в учреждении дополнительного образования детей: дис.. канд. пед. наук /В.А. Карнаухов. Ульяновск, 2003. — 298 с.
- Картавцева В.А. Социально-педагогическая поддержка воспитанников в условиях УДОД / В. А. Картавцева //Дополнительное образование. 2003. — № 12.-С. 33−35.
- Катукова М.Р. Система дополнительного образования в России: история становления, развитие, перспективы /М.Р. Катукова //Ракурс. СПб., 1994. — № 4.-С. 12−17.
- Катукова М.Р. Формирование образовательной среды клуба учреждения дополнительного образования детей: автореф. дис.. канд. пед. наук /М.Р. Катукова. СПб., 1998. — 23 с.
- Качалина С.С. Взаимосвязь деятельности и общения в детском общественном объединении: автореф. дис.. канд. пед. наук /С.С. Качалина СПб., 1996. -22 с.
- Кенкманн П.О. Роль системы образования в жизненном самоопределении молодежи в условиях развитого социализма: автореф. дис.. докт. философ, наук /П.О. Кенкманн. М., 1985. — 44 с.
- Клуб это там, где вас поймут, там, где надеются и ждут.: Метод. Рекомендации / Гор. Дворец творчества юных- Сост. В. И. Аксельрод и др. — Спб., 1991.-36 с.
- Клыкова И.М. Перспективы интеграции общего и дополнительного образования на примере работы станции юных техников «Викинг» /И.М, Клыкова //Дополнительное образование. 2004. — № 3. — С. 13−16.
- Коломиец В.П. Становление индивидуальности (социологический аспект) /В.П. Коломиец. М.: МГУ, 1993. — 141 с.
- Кларин М.В. Инновационные модели обучения в зарубежных педагогических поисках / М. В. Кларин. М., 1994. — 222 с. 1. KJ
- КомарницкиИ В. Г. Очередные задачи современного школьного дела / В. Г. Комарницкий. Варшава, 1912. — 186 с.
- Коваль М.Б. Педагогика внешкольного учреждения. Оренбург, 1993. -162 с.
- Ковров В.В. Самореализация подростка в общественном объединении: Автореф. дисс.. к.п.н. / В. В. Ковров. -М., 1996. 16 с.
- Колесников Л.Ф. Эффективность образования /Л.Ф. Колесников, В.Н. Тур-ченко, Д. Г. Борисова. М.: Педагогика, 1991. — 269 с.
- Кон И. С. Социализация и воспитание молодежи /И.С. Кон //Новое педагогическое мышление /под ред. А. В. Петровского. М.: Педагогика, 1989. — С. 191−205.
- Кон И. С. Ребенок и общество (историко-этнографическая перспектива) / И. С. Кон. -М.: Наука, 1988. -270 с.
- Константинов Ю.С. О развитии системы дополнительного образования детей / Ю. С. Константинов //Дополнительное образование. 2003. — № 7. — С.11−14.
- Концепция дополнительного образования детей //Внешкольник. 1996.1.с. 6−11.
- Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года //Вестник образования России: сборник приказов и инструкций Министерства образования. 2002.-№ 1,-С. 7−16.
- Концепция модернизации дополнительного образования детей Российской Федерации до 2010 года // Народное образование. 2005. — № 2. — С.248−252.
- Концепция профильного обучения на старшей ступени общего образования //Учительская газета. 2003. — № 42. — С. 13−16.
- Концепции. Образовательные программы. Учебные программы: Рекомендации по оформлению и образцы документов /Д.С. Савельев и др. Ульяновск: ИПК ПРО, 1997. — 68 с.
- Коридапина Е. Дом пионеров и помощь школе / Е. Коридапина // Народное образование. 1953. -№ 3. — С. 25−32.
- Корольков Н.М. Краткий обзор деятельности постоянной комиссии по техническому образованию. СПб., 1912. — 64 с.
- Котряхов Н.В. Теория и практика трудовой школы в России (1917−1932) /Н.В. Котряхов. Киров, 1993. — 234 с.
- Краевский В.В. Методология педагогического исследования: пособ. для педагога-исследователя /В.В. Краевский. Самара, 1994. — 165 с.
- Круглова Л.Ю. Формирование творческой самостоятельности подростков в учреждениях дополнительного образования детей: дис.. канд. пед. наук/Л.Ю. Круглова. Челябинск, 1997. — 207 с.
- Крупская Н.К. Избранные педагогические сочинения/ Н. К. Крупская. М., 1948.
- Крупская Н.К. Педагогические сочинения: В 6 т. / Н. К. Крупская. М., 1980.
- Крупская Н.К. Больше внимания внешкольной работе с детьми // Педагогические сочинения. В 10 томах / Н. К. Крупская. Т.5. — М., 1959.
- Крылова Н.Б. Как обеспечить самообразование школьника и продуктивность учения? /Н.Б. Крылова, Е. Н. Александрова //Народное образование. -2003.-№ 6.-С. 77−80.
- Кузнецов А.В. Профессиональное самоопределение личности в условиях предпрофильной подготовки в учреждении дополнительного образования: дис.. канд. пед. наук / А. В. Кузнецов. Ульяновск, 2004. — 333 с.
- Кузнецова JI.B. Какова сущность понятий «Детское движение», «Детское объединение», «Детская организация» / JI.B. Кузнецова. Запорожье, 1991. -136 с.
- Кузьмина Т. Дворец пионеров и школьников на Ленинских горах: (К 50-летию со дня основания) / Т. Кузьмина //Воспитание школьников. 1987. — № 2. -С. 53−54.
- Кузьмина Н.В. Методы системного педагогического исследования /Кузьмина Н.В. Л.: ЛГУ, 1980. — 172 с.
- Латынина Д.Н. История педагогики. Воспитание и образование в России: Уч. пособие / Д. Н. Латынина. М.: ИД «Форум». — 1998. — 212 с.
- Леднев B.C. Содержание образования: сущность, структура, перспективы /B.C. Леднев. -М.: Высш. шк., 1991.-223 с.
- Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность /А.Н. Леонтьев М., 1975.-С. 299.
- Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность /А.Н. Леонтьев // Избранные психологические произведения. В 2 т. Т. 2. М., 1983. — С. 94−231.
- Лесгафт П.Ф. Избр. пед. соч. / П. Ф. Лесгафт. Т. 1. -М., 1951.
- Лесгафт П.Ф. Руководство по физическому воспитанию детей школьного возраста / П. Ф. Лесгафт. СПб., 1912. — 4.1.
- Липник В.Н. Школьные реформы в России: очерк истории / В. Н. Липник. -СПб.: РГПУ им. А. И. Герцена, 2000. 83 с.
- Литвак Р.А. Педагогические основы деятельности детских общественных объединений: Монография / Р. А. Литвак. Челябинск: ЧГПУ, 1996. — 138 с.
- Личность: внутренний мир и самореализация. Идеи, концепции, взгляды /сост. Ю. Н. Кулюткин, Г. С. Сухобская. СПб., 1996. — 175 с.
- Логинова Л.Г. Послесловие к конференции /Л.Г. Логинова //Внешкольник. 1997. -№ 11/12.-С. 22−25.
- Логинова Л.Г. Требования к программам дополнительного образования детей / Л. Г. Логинова // Дополнительное образование детей фактор развития творческой личности. — СПб., 1998. — С. 48−58.
- Ломова В.О. О приоритетных направлениях деятельности учреждения дополнительного образования в условиях формирования единого учебного комплекса /В.О. Ломова //Внешкольник. 1997. — № 3. — С. 5−6.
- Луков В.А. Государственная поддержка детских объединений: Концепция и реальность / В. А. Луков // Государство и дети. Реальности России. М., 1995. -С. 155−157.
- Луначарский А.В. О народном образовании / А. В. Луначарский. М., 1958.
- Луначарский А.В. О воспитании и образовании / А. В. Луначарский. М., 1976.
- Лушников В.И. Совершенствование системы повышения квалификации педагогов дополнительного образования в институтах усовершенствования учителей: дис.. канд. пед. наук /В.И. Лушников. -М., 1998. 182 с.
- Львов К.И. Организация клубной работы с детьми / К. И. Львов. М., 1930. -114 с.
- Ляшко Л. Ступени дополнительного образования /Л. Ляшко // Внешкольник.-1996.-№ 1.-С. 16−17.
- Макаренко А.С. О воспитании /Сост. и автор вст. статьи Хелемендик B.C. -М., 1988.-242 с.
- Макаренко А.С. Педагогические сочинения. В 8 томах / А. С. Макаренко. -Т.1.-М., 1983.
- Маркова М. О школьной молодежи (по данным одной анкеты) / М. Маркова // Вестник воспитания. 1913. — № 5−6. — С. 21−27.
- Максимова В.Н. Межпредметные связи в учебно-воспитательном процессе современной школы /В.Н. Максимова. М.: Просвещение, 1987. — 157 с.
- Малинин Г. А. Воспитательная система С.Т. Шацкого / Г. А. Малинин, Ф. А. Фрадкин. М.: Прометей, 1993. — 82 с.
- Малинин Г. А. Новые документы о С.Т. Шацком /Г.А. Малинин // Дополнительное образование. 2004. — № 12. — С. 46−53.
- Мартиросян Б.П. Инновации в дополнительном образовании / Б. П. Мартиросян, В. А. Горский // Дополнительное образование. 2003. — № 4. — С. 7.
- Маслоу А. Мотивация и личность /А. Маслоу //Вестник Моск. ун-та. Сер. 7, Философия. 1991. -№ 3. — С. 66−76.
- Матросов В.JI. Образование через всю жизнь /В.Л. Матросов // Открытая школа. 2002. — № 2. — С. 2−6.
- Медынский Е. Методы внешкольной просветительской работы / Е. Медынский. Пг., 1915.
- Медынский Е.Н. Энциклопедия внешкольного образования / Е. Н. Медынский. -Т. 1. -М.-Л., 1925.
- Медынский Е.Н. Просвещение в СССР / Е. Н. Медынский. М., 1955.
- Междисциплинарные исследования в педагогике: методологический анализ /В.В. Краевский и др.- под ред. В. М. Полонского. М.: ИТПИМИО, 1994. -228 с.
- Методические рекомендации по развитию дополнительного образования детей в общеобразовательных учреждениях // Народное образование. 2003. -№ 3. — С. 273−281.
- Микрюков В.Ю. Взаимодействие школьного и вузовского образования в России /В.Ю. Микрюков // Школа. 2001. — № 6. — С. 10−14.
- Мирошкина М.Р. Клубные объединения как отражение молодежных интересов / М. Р. Мирошкина, И. П. Андриади // Дополнительное образование. -2004.-№ 6.-С. 48−52.
- Миссия, цели и стратегия развития дополнительного образования // Народное образование. 2004. — № 2. — С. 52−54.
- Михайлова М.В. Общественно-педагогические и просветительские организации дореволюционной России: монография / М. В. Михайлова. М.: ИТП и МИО РАО, 1993.-294 с.
- Мозолин В.В. Информационная подготовка управленческих кадров в системе дополнительного образования /В.В. Мозолин //Дополнительное образование.-2005.-№ 11.-С. 59−62.
- Мудрик А.В. Личность школьника и ее воспитание в коллективе / А. В. Мудрик.-М., 1983.-96 с.
- Мудрик А.В. Социализация и «смутное время» / А. В. Мудрик. М.: Знание, 1990.-80 с.
- Музалевская А.Н. Маркетинг дополнительного образования / А.Н. Муза-левская // Дополнительное образование. 2005. — № 7. — С. 18−20.
- Народное образование в СССР. -М., 1957.
- Народное образование и культура в СССР. Статистический сборник. М.: Финансы и статистика. 1989. — 432 с.
- Народное образование, наука и культура в СССР. Статистический сборник. -М., 1977.
- Народное хозяйство в СССР в 1983 г. -М., 1984.
- Народное хозяйство СССР за 70 лет. М.: Финансы и статистика, 1987.
- Народное образование в СССР / Под ред. М. А. Прокофьева. М.: Педагогика, 1985.
- Народное образование, наука и культура в СССР: Статистический сборник. -М.: Статистика, 1971.
- Народное образование в СССР: Сб. документов 1917—1973 гг. М., 1974.
- Национальная доктрина образования в Российской Федерации // Российская газета. 1999. — 3 декабря. — С. 6−7.
- Неболсин А.Г. Историко-статистический очерк общего и специального образования в России А.Г. Неболсин. СПб., 1883. — 257 с.
- Невский В.А. Методы клубной работы / В. А. Невский. М., 1922. — 142 с.
- Непомнящая Н.И. Становление личности ребенка / Н. И. Непомнящая. -М, 1992.- 140 с.
- Нехаев В.В. Становление государственной молодежной политики в Российской Федерации: первые итоги // Из опыта реализации гос. политики: Информационный бюллетень / В. В. Нехаев. Тула: ТГПИ, 1994. — Вып. 2. — С. 1−24.
- Новиков A.M. Принципы построения системы непрерывного профессионального образования /A.M. Новиков //Педагогика. 1998. — № 3. — С. 11−17.
- Новиков A.M. Перспективы создания системы непрерывного профессионального образования /A.M. Новиков //Специалист. 1998. — № 1. — С. 2−8.
- Новикова Л.И. Педагогика детского коллектива. Вопросы теории / Л. И. Новикова. -М.: Педагогика, 1978. 142 с.
- Новикова Л.И. Концептуальные основы теории воспитательных систем / Л. И. Новикова, В. А. Караковский, Н. Л. Селиванова // Современные концепции воспитания: Материалы конференции. Ярославль: Изд.-во ЯИПКПРО, 2000. -148 с.
- Новикова Т.Г. Портфолио как форма оценивания индивидуальных достижений учащихся /Т.Г. Новикова, А. С. Прутченков, М. А. Пинская // Профильная школа. 2004. — № 2. — С. 48−55.
- Новожилова Н. Курсы по выбору: отбор содержания и технологии проведения /Н. Новожилова, М. Фирсова // Народное образование. 2004. — № 2. — С. 120−130.
- Новые ценности образования: тезаурус для учителей и школьных психологов /под ред. Н. Б. Крыловой. М., 1995. — 124 с.
- Нормативно-правовое обеспечение системы дополнительного образования и социального воспитания /сост. В. П. Голованов. М., 1995. — 190 с.
- Носакова Т.В. О решении проблемы взаимодействия педагогов, родителей и обучающихся в условиях дополнительного образования / Т. В. Носакова // Дополнительное образование. 2003. — № 12. — С. 40−42.
- Общий план технического и профессионального образования в Империи. -СПб., 1884.- 149 с.
- О государственных образовательных учреждениях дополнительного образования детей // Дополнительное образование. 2004. — № 10. — С. 3−4.
- О зависимости настроения нашей школы от умственного и нравственного состояния самого общества. Мысли и наброски старого профессора. Спб., 1903.-62 с.
- Образование по выбору реальность сегодняшнего дня: Материалы расширенного заседания коллегии Министерства образования Российской Федерации 1 марта 1995 г. — С.68−69.
- О ходе реализации межведомственной программы развития системы дополнительного образования детей / С. Н. Апатенко // Внешкольник: Деловая папка.-2004.-№ 11.-С. 1−8.
- Опыт педагогической деятельности С. Т. Шацкого / Под ред. В. Н. Шацкой, JI.H. Скаткина. -М.: Педагогика. 1976. — 162 с.
- Орлов Ю.М. Восхождение к индивидуальности /Ю.М. Орлов. М.: Просвещение, 1991. — 287 с.
- Основные положения Концепции очередного этапа реформирования системы образования // Народное образование. 1997. — № 8. — С. 4−19.
- Панов В.И. Развитие образовательной среды в учреждении дополнительного образования /В.И. Панов. М., 2000. — 60 с.
- Педагогический энциклопедический словарь / гл. ред. Б.М. Бим-Бад. М.: БРЭ, 2002. — 528 с.
- Педагогическая энциклопедия. В 3-х т. -М., 1927. Т.1.
- Педагогический ежегодник лесного коммерческого училища. Т.2. СПб., 1910.
- Педагогическая энциклопедия. М., 1966. — Т.З. — С. 141.
- Первая опытная станция по народному образованию. Российская педагогическая энциклопедия. М., 1993.
- Петрова Л.И. Самосознание и самопознание подростка /Л.И. Петрова //Дополнительное образование. 2004. — № 4. — С. 39−45.
- Петровский А.В. Психологическая теория коллектива / А. В. Петровский. -М, 1979.- 163 с.
- Пинкевич А.П. Педагогика. В 2-х т. / А. П. Пинкевич. М., 1925. — Т.2.
- Пичугина Г. В. Компетентностный подход к разработке стандартов технологической подготовки школьников и его реализация в учебном процессе /Г.В.
- Пичугина //Профильная школа. 2004. — № 2. — С. 23−31.
- Победоносцев К.П. Ученье и учитель / К. П. Победоносцев. М., 1901. -Кн. 1−2.
- Подгорный В.Ф. Творчество профессиональная сущность педагога ДО / В. Ф. Подгорный //Дополнительное образование. — 2005. — № 12. — С. 16−20.
- Подласый И.П. Педагогика: учеб. для студ. высш. пед. учеб. завед. /И.П. Подласый. М.: Просвещение- ВЛАДОС, 1996. — 432 с.
- Покунаров В.В. Подростковый клуб: самодеятельность, творчество, самоопределение / В. В. Покунаров. М.: Знание, 1988. — 80 с.
- Положение о внешкольных детских учреждениях РСФСР. Утв. 5 апр. 1960 г.-М., 1960.
- Полонский В.М. Оценка качества научно-педагогических исследований /В.М. Полонский. М.: Педагогика, 1987. — 142 с.
- Полонский В.М. Методы исследования проблем образования /В.М. Полонский//Педагогика, 1994.-С. 10−15.
- Поляков С.Д. Технология КТД / С. Д. Поляков // Классный руководитель. -2000.-№ 6.-С. 63−69.
- Попова Г. Н. Региональное дополнительное образование: проблемы и перспективы / Г. Н. Попова, В. А. Горский // Дополнительное образование. 2003. -№ 10.-С. 8−12.
- Попова Г. Н. Исторические предпосылки формирования системы дополнительного образования детей в России / Г. Н. Попова // Дополнительное образование. 2005. — № 4. — С. 46−54.
- После школьного звонка: О работе внешкольных учреждений: Сб. / Сост. и автор предисл. Г. Чубарова. М.: Молодая гвардия, 1978. — 168 с.
- Правдина О.В. Ориентация учащихся на ценность образования: теория и практика /О.В. Правдина. Самара, 2001. — 166 с.
- Проблема результата и качества деятельности учреждений дополнительного образования детей: Материалы научно-практической конференции. Ярославль, 1997.-242 с. й 264. Проблемы гуманизации образования. Новое осмысление старых проблем.
- Тезаурус /под ред. Ю. Н. Кулюткина. СПб., 1997. — 50 с.
- Пряжников Н.С. Психологический смысл труда /Н.С. Пряжников. М.: Институт практической психологии. — Воронеж: НПО «МОДЭК», 2001. — 352 с.
- Развитие дополнительного образования детей: взгляд на проблемы и перспективы // Проблемы развития дополнительного образования: материалы городской науч.-практ. конференции, апрель 1997. СПб., 1997. — 88 с.
- Разноцветный мир детства: детские общественные организации: Учеб. пособие для студ. сред, и высш. пед. учеб. заведений / И. И. Фришман. JI.B. Байбо-родова, А. В. Волохов, М. И. Рожков и др. М.: Издательский центр «Академия», 1999. — 224 с.
- Реформа образования в Российской Федерации: Концепция и основные задачи очередного этапа. М., 1997. — 22 с.
- Ривкин Е.Ю. Управление развитием системы дополнительного образования школы / Е. Ю. Ривкин // Дополнительное образование. 2005. — № 5. — С. 26−28.
- Рожков М.И. Детские общественные организации: возможности выбора /М.И. Рожков, А. В. Волохов. М.: Академия, 1996. — 111 с.
- Розов Н.С. Культура, ценности и развитие образования /Н.С. Розов. М., 1992.-201 с.
- Романченко JI. Дворец физического воспитания / JL Романченко // Русская школа. 1914. — № 3. — С.78−80.
- Российское образование в переходный период: программа стабилизации и развития /под ред. Э. Д. Днепрова. М., 1991. — 334 с.
- Российская педагогическая энциклопедия. Т.1., Т.2. -М., 1993, 1999.
- Рузавин Г. И. Методология научного исследования: учеб. пособие для вузов /Г.И. Рузавин. М.: ЮНИТИ — ДАНА, 1999. — 317 с.
- Русаков С. История внешкольного образования в связи с вопросом о тей-лоризации внешкольной работы. «Изв. Сибирского областного политпросвет. Ин-та», вып. 1., Томск, 1922. — С. 4−6.
- Рыбникова М.А. Кружки учащихся / М. А. Рыбникова. М., 1919.
- Рябинин А.И. Педагогические условия формирования воспитывающей среды во временном детском объединении: Автореф. дисс.. к.п.н. / А. И. Рябинин. Кострома, 1999. — 19 с.
- Савельева Т.П. Система повышения квалификации педагогических кадров в учреждениях дополнительного образования / Т. П. Савельева // Дополнительное образование. 2003. — № 5. — С. 10−12.
- Савельев Д.С. Методология и методика поисковой, исследовательской и экспериментальной работы в образовательных учреждениях: в помощь педагогам-исследователям /Д.С. Савельев. Ульяновск: ИПКПРО, 1995. — 33 с.
- Сагатовский В.Н. Образ жизни и активная жизненная позиция личности /В.Н. Сагатовский // Нравственная жизнь человека: искания, позиции, поступки. -М., 1982.-С. 12−33.
- Саймон Б. Общество и образование: пер. с англ. /Б. Саймон. М.: Прогресс, 1989.- 197 с.
- Самсонова Т.В. Равноправное, творческое, заинтересованное сотрудничество школы и семьи / Т. В. Самсонова // Дополнительное образование. 2003. -№ 5.-С. 41−43.
- Сафронова Е.М. Воспитательный потенциал общеобразовательной школыи УДО / Е. М. Сафронова // Дополнительное образование. 2005. — № 1. — С. 912.
- Селевко Г. Компетентности и их классификация /Г. Селевко // Народное образование. 2004. -№ 4. — С. 138−145.
- Сергеева Н.Ю. Деятельность педагогов дополнительного образования по обеспечению эмоционального благополучия детей и подростков /Н.Ю. Сергеева //Дополнительное образование. 2003. — № 7. — С. 34−39.
- Сергеева JI.H. Духовно-нравственное возрождение национальная идея России / JI.H. Сергеева // Дополнительное образование. — 2005. — № 12. — С. 2629.
- Серединцева Е.В. О приоритетности дополнительного образования /Е.В. Серединцева // Внешкольник. 1997. — № 4. — С. 18−24.
- Сильвестров В.В. Культура, деятельность, общение /В.В. Сильвестров. -М., 1998.-478 с.
- Симонов П.В. Междисциплинарная концепция человека /П.В. Симонов. -М.: Знание, 1989.-315 с.
- Симонова Г. И. Мониторинг деятельности учреждения ДО по социальной адаптации личности / Г. И. Симонова // Дополнительное образование. 2005. -№ 5.-С. 6−10.
- Симонова Г. И. Концептуальные основы деятельности У ДО по социальной адаптации учащихся / Г. И. Симонова //Дополнительное образование. 2005. -№ 1. — С. 40−44.
- Синицына Г. П. Развитие профессиональной компетентности педагогов дополнительного образования в программе внутрифирменного обучения / Г. П. Синицына, О. Н. Романова //Дополнительное образование. 2005. — № 10. — С. 41−43.
- Синицына Г. П. Образовательное партнерство учреждений общего и дополнительного образования / Г. П. Синицына, В. Е. Михайлова // Дополнительное образование. 2005. — № 7. — С. 31−35.
- Скаткин JI.H. С.Т. Шацкий и современность / JI.H. Скаткин // Народное образование. 1968.-№ 6.-С. 32−41.
- Скачков А.В. Дополнительное образование как социально-педагогическая проблема: дис. канд. пед. наук/А.В. Скачков. Ростов-н/Д., 1996. — 189 с.
- Скоробогатова В.И. Организация деятельности общественного объедине-t. ния в школе. Из опыта работы Российского Союза Молодежи. Методическиерекомендации / В. И. Скоробогатова, А. В. Соколов, И. С. Фатов, Т. В. Боброва. -М.: «Генезис», 2000. 272 с.
- Сластенин В.А. Педагогика: учеб. пособ. для студ. пед. учеб. заведений /В.А. Сластёнин. М.: Школа-Пресс, 1997. — 512 с.
- Смид Р. Групповая работа с детьми и подростками / пер. с англ. 2-е изд., исправленное / Р. Смид. М.: «Генезис», 2000. — 272 с.
- Смушков В. Народные университеты (Обзор уставов и принципов организации). «Внешкольное образование». — 1919. — № 2−3. — С. 33−34.
- Советский энциклопедический словарь под ред. A.M. Прохорова. М., 1989.-815 с.
- Созонов С. Судьба нашей средней школы / С. Созонов. М., 1907. — 78 с.
- Соколова Н.А. Методологические основы педагогики дополнительного образования детей / Н. А. Соколова //Дополнительное образование. 2003. — № 1.-С. 25−27.
- Сокольников Ю.П. Общественно-полезная деятельность как фактор формирования личности подростка. Дисс.. к.п.н. / Ю. П. Сокольников. — Л., 1971. -420 с.
- Социализация личности: Исторический опыт советского периода и современные тенденции: Сб. науч. тр. / Под ред. М. Г. Плоховой и Ф. А. Фрадкина. -М., 1993.- 186 с.
- Станция юных техников. Российская педагогическая энциклопедия. Т.2. -М., 1993.
- Стефановская Т.А. Педагогика: наука и искусство /Т.А. Стефановская -М.: Совершенство, 1958. 368 с.
- Стратегия модернизации содержания общего образования: материалы для разработки документов по обновлению общего образования. М.: Мир книги, 2001.-142 с.
- Сулейманова 3.3. Профессиональное становление личности /3.3. Сулейма-нова, А. Х. Чупанов // Дополнительное образование. 2003. — № 4. — С. 3−7.
- Сухомлинский В.А. Избранные произведения: В 5 т. / Редкол. А.Г. Дзеве-рин и др. Киев, 1979. — Т. 1, 2, 4.
- Сущенко Т.И. Педагогический процесс во внешкольном учреждении: Учебн.-метод. пособие / Т. И. Сущенко. Киев, 1986.
- Талызина Н.Ф. Управление процессом усвоения знаний /Н.Ф. Талызина. -М.-.МГУ, 1975.-343 с.
- Тарасова Т.Л. Роль комплекса дополнительное образование школа в профессиональном самоопределении личности /Т.Л. Тарасова, Г. И. Макаренко // Дополнительное образование. — 2003. — № 11. — С. 3−6.
- Тарасова Т.Л. Предшкольная подготовка в системе дополнительного образования / Т. Л. Тарасова, С. А. Сулима, Г. И. Макаренко //Дополнительное образование. 2005. — № 8. — С. 58−60.
- Татьянченко Д. Алгоритм разработки концепции дополнительного образования детей /Д. Татьянченко, С. Воровщиков, Т. Фомина//Внешкольник. 1998. -№ 5. — С. 12−16.
- Ташлыкова О.В. Дополнительное образование и научно-исследовательская деятельность детей /О.В. Ташлыкова //Дополнительное образование. 2003. — № 7.-С. 27−30.
- ТИМ теория, история, методика детского движения // Информ. бюллетень.-М., 1998. -Вып.4.
- Типовое положение об образовательном учреждении дополнительного образования детей // Народное образование. 2001. — № 10. — С.7−10.
- Типовое положение об общеобразовательном учреждении // Вестник образования. 1998. -№ 1. — С. 47−65.
- Титов Б.А. Социально-культурный потенциал системы дополнительного образования /Б.А. Титов //Дополнительное образование детей фактор развития творческой личности. — СПб., 1998. — С. 18−22.
- Титова Е.В. Они и мы: о концептуальных основах взаимодействия образовательных учреждений и детских общественных организаций /Е.В. Титова, Т. В. Трухачева. -М., 1993.- 124 с.
- Тихач А. Клубы для детей и подростков / А. Тихач // Педагогический листок. 1916. — № 4. — С. 707−710.
- Товстик В.А. Роль и место школьных клубов в организации досуга учащихся / В. А. Товстик // Деятельность ученических коллективов и объединений во внешкольной среде. М.: 1988. С. 95−104.
- Толстой J1.H. Мысли о воспитании // Собр. соч.: В 24 т. М., 1913. — Т. 14.
- Толстой JT.H. Педагогические сочинения / JI.H. Толстой. М., 1948.
- Траппер А. Какая организация нужна детям / А. Траппер, М. Эпштейн // Народное образование. 2002. № 8. — С. 137−141.
- Триодин В.Е. Организация и методика работы клубных объединений. Уч. пособие/В.Е. Триодин. Л.: ВПШК, 1982. — 136 с.
- Триодин В.Е. Клуб и свободное время / В. Е. Триодин. М.: Профиздат, 1982.- 136 с.
- Трифонов Е.Н. Развитие познавательного интереса школьников в процессе дополнительного образования / Е. Н. Трифонов // Дополнительное образование. -2003.-№ 3.-С. 48−52.
- Труды комиссии по техническому образованию и отчеты о школах для рабочих и их детей учрежденных РТО. СПб. — 1871−1901.
- Унт И. Индивидуализация и дифференциация обучения /И. Унт. М.: Педагогика, 1990. -192 с.
- Управление качеством образования: практико-ориентированная монография и методическое пособие /под ред. М. М. Поташника. М.: Педагогическое общество России, 2000. — 448 с.
- Утетледова Г. С. Социализация детей и подростков в условиях учреждения дополнительного образования детей / Г. С. Утетледова // Дополнительное образование.-2003.-№ 1.-С. 12−15.
- Ушинский К.Д. Собрание соч. Т.9. — М. — Л.: Изд-во АПН, 1950.
- Ушинский К.Д. Собрание соч. Т.10. — М. — Л.: Изд-во АПН, 1950.
- Ушинский К.Д. О народности в общественном воспитании / К. Д. Ушинский // Журнал для воспитания. 1857. — Т. 2.
- Федеральный закон «Об общественных объединениях». -М., 1999.
- Федеральный закон «О государственной поддержке молодежных и детских общественных объединений». -М., 1996.
- Фельдштейн Д.И. Психологические закономерности социального становления ребенка /Д.И. Фельдштейн //Советская педагогика. 1989. — № 5. — 48−52.
- Филатова Л.О. Преемственность в обучении в школе и вузе: новые возможности в условиях профильного обучения /Л.О. Филатова //Профильная школа. 2004. -№ 2. — С. 19−23.
- Филиппов В.М. Школа сегодня: тревоги и надежды /В.М. Филиппов // Открытая школа. 2002. — № 2. — С. 99.
- Филиппов В.М. Российское образование: состояние, проблемы, перспективы /В.М. Филиппов //Школа духовности. 2000. — № 1. — С. 15−20.
- Философия образования для XXI века. М.: Лотос, 1992. — 207 с.
- Философский словарь. Под редакцией Фролова И. Т. М., 1987. — 474 с.
- Философско-психологические проблемы развития образования / Под ред. В. В. Давыдова. М., 1981. — С.4
- Флейшер Б. Несколько слов об укладе жизни воспитанников кадетских корпусов / Б. Флейшер // Педагогический сборник. 1912. — Январь.
- Флейшер Б. О развитии самодеятельности кадетов / Б. Флейшер // Педагогический сборник. -1915. Январь.
- Франкл В. Человек в поисках смысла /В. Франкл. М.: Прогресс, 1990. -368 с.
- Фришман И.И. Методика работы педагога дополнительного образования: учеб. пособ. для студ. высш. пед. учеб. заведений /И.И Фришман. М.: Академия, 2001.- 160 с.
- Фролова Г. И. Организация и методика клубной работы с детьми и подростками: Учеб. пособие для ин-тов культуры / Г. И. Фролова. М., 1986. — 157 с.
- Фрумин И.Д. Пути самореализации /И.Д. Фрумин //Директор школы. -1994.-№ 4.-С. 12−16.
- Фрумин И.Д. Образовательное пространство как пространство развития: школа взросления /И.Д. Фрумин, Б. Д. Эльконин //Вопросы психологии. 1993. -№> 1.-28−34.
- Фуникова Н.И. Комплексный подход как фактор организации дополнительного образования детей: автореф. дис. .канд. пед. наук /Н.И. Фуникова. -Челябинск, 1998.-23 с.
- Фуникова Н.И. Региональные особенности организации дополнительного образования детей /Н.И. Фуникова //Внешкольник. 1998. — № 1. — С. Ю-16.
- Фурсенко А.А. О государственных образовательных учреждениях дополнительного образования детей / А. А. Фурсенко // Народное образование. -2005.-№ 2.-С. 254−255.
- Хлебникова Р. Школьные чтения с туманными картинками и школьные праздники / Р. Хлебникова // Русская школа. 1905. — № 7−8. — С. 14−20.
- Ходунова JI.H. Повышение качества дополнительного образования средствами педагогических технологий /JI.H. Ходунова //Дополнительное образование.-2003.-№ 4.-С. 18−26.
- Хорева Е.М. Деятельность общественных объединений и ученического самоуправления / Е. М. Хорева //Дополнительное образование. 2005. — № 11. -С. 18−20.
- Цимринг С.Я. Страницы истории технического образования России / С. Я. Цимринг, Ю. С. Кузнецов. СПб. — 1996. — 162 с.
- Чеков М.О. Теория и практика дополнительного образования детей в России: Монография / М. О. Чеков. Самара: Изд-во СамГПУ, 2001. — 288 с.
- Человек и образование в современной России: социологические очерки: сб. статей /под ред. Н. М. Вербицкой, В. Т. Лисовского, В. Т. Пуляева. СПб.: Изд-во СПб. ун-та, 1998.-488 с.
- Чернова Н.А. Педагогические условия развития дополнительного образования школьников (на примере региона): автореф. дис.. канд. пед. наук /Н.А. Чернова. Кемерово, 1998. — 19 с.
- Черных А.В. К вопросу о выборе образовательных приоритетов /А.В. Черных //Сборник материалов межвузовской научно-практической конференции. -Ульяновск, 2001.-С. 133−135.
- Чернышев А.С. Комплексная методика формирования молодежных групп / А. С. Чернышев, Ю. А. Лунев, С. В. Сарычев // Социально-психологические методы практической работы в коллективе: диагностика и взаимодействие. М., 1990.-С. 30−39.
- Чистякова С.Н. Профессиональная ориентация школьников: организация и управление /С.Н. Чистякова, Н. Н. Захаров. -М., 1987. 164 с.
- Чурилова И.Г. Сотрудничество и взаимопонимание залог успеха в развитии общественно-государственной сферы дополнительного образования и социальной защиты детей / И. Г. Чурилова // Дополнительное образование. — 2005. — № 7. — С. 28−32.
- Шавир П.А. Психология профессионального самоопределения в ранней юности /П.А. Шавир. М., 1981. — 95 с.
- Шамова Т.И. Активизация учения школьников /Т.И. Шамова. М.: Педагогика, 1982.-209 с.
- Шацкий С.Т. Работа для будущего / С. Т. Шацкий. М., 1919.
- Шацкий С.Т. Избранные педагогические сочинения. В 2-х т. Т.1. / С. Т. Шацкий М., 1980.
- Шацкий С.Т. На пути к новой школе / С. Т. Шацкий // Свободное воспитание и свободная школа. 1918. -№ 10−12.
- Шацкий С.Т. Педагогические сочинения. В 4-х т. / С. Т. Шацкий. М., 1964.
- Шацкий С.Т. Годы исканий. 4.1: Старая школа / С. Т. Шацкий // Педагогические соч.: В 4 т. Т. 1. М., 1963.
- Шацкий С.Т. Избранные педагогические сочинения: В 2 т. / Под ред. Н. П. Кузина, М. Н. Скаткина, В. Н. Шацкой. М., 1980. — Т. 1, 2.
- Шацкий С.Т. Мой педагогический путь // Пед. соч. в 4-х т., Т.1 / С. Т. Шацкий. -М., АПН. 1964. 640 с.
- Шацкая В.Н., Шацкий С. Т. Российская педагогическая энциклопедия. -Т.2.-М., 1993.
- Шиянов Е.Н. Идея гуманизации образования в контексте отечественных теорий личности /Е.Н. Шиянов, И. Б. Котова. Ростов-н/Д: Цветная печать, 1995.-310 с.
- Широкова О.П. Условия эффективного управления развитием ребенка в социокультурной среде / О. П. Широкова //Дополнительное образование. 2005. -№ 8.-С. 31−34.
- Школа 2000. Непрерывное образование: начальная, основная и старшая школа /под ред. А. А. Леонтьева. — М.: БАЛАСС, 2001. — 240 с. 384. «Школа безопасности» новое направления воспитания и ДОД // Дополнительное образование. — 2005. — № 7. — С. 45−48.
- Школьно-санитарные вопросы на съезде деятелей по народному образованию в Московском городском самоуправлении // Вестник воспитания. — 1912. — -№ 3.
- Школьные дачи // Русская школа, 1905 г. № 7−8. — С. 12.18.
- Щетинская А.И. Педагогическое управление деятельностью учреждения дополнительного образования: дис.. канд. пед. наук /А.И. Щетинская. М., 1995.- 158 с.
- Щетинская А.И. Развитие творческого потенциала педагога в условиях совершенствования дополнительного образования детей: автореф. дис.. д-ра пед. наук /А.И. Щетинская. Казань, 1999. — 48 с.
- Щукина Г. И. Активизация познавательной деятельности учащихся в учебном процессе /Г.И. Щукина. -М.: Просвещение, 1979. 160 с.
- Щукина Г. И. Педагогические проблемы формирования познавательных интересов /Г.И. Щукина. -М.: Педагогика, 1983. 208 с.
- Щуркова Н.Е. Новое воспитание / Н. Е Щуркова. М.: Педагогическое общество России, 2000. — 128 с.
- Эхов С.Ф. Программа дополнительного образования детей: Логика развития и методическое обеспечение / С. Ф. Эхов // Дополнительное образование детей фактор развития творческой личности. — СПб., 1998. — С. 95−99.
- Юсуфбекова Н.Р. Общие основы педагогических инноваций: опыт разработки теории инновационного процесса в образовании: метод, пособие /Н.Р. Юсуфбекова. -М.: ЦСПО РСФСР, 1991. 91 с.
- Якиманская И.С. Личностно-ориентированное обучение в современной школе /И.С. Якиманская. М.: Сентябрь, 1996. — 96 с.
- Яковлева Е.Л. Психология развития творческого потенциала личности / Е. Л. Яковлева. М.: Флинта, 1997. — 224 с.
- Ямилева Т.С. Карта интеллектуально-творческого потенциала личности / Т. С. Ямилева // Дополнительное образование. 2004. — № 6. — С. 24−28.
- Ясвин В.А. Образовательная среда: от моделирования к проектированию /В.А. Ясвин. М.: ЦКФЛ РАО, 1997. — 248 с.