Образование взрослых в современных условиях получает все большее распространение, становясь неотъемлемым условием развития, самореализации и профессиональной компетенции во многих областях социальной жизни. На данном этапе развития общества роль образования взрослых значительно возросла по сравнению с предыдущими десятилетиями. Роль образования в таких условиях имеет своей целью расширение возможности применения взрослыми людьми своих способностей, повышение профессиональной квалификации, получение дополнительных знаний, навыков и умений в той или иной профессиональной деятельности. Вследствие этого одним из направлений модернизации современного образовательного процесса в целом является организация системы непрерывного образования. Образование взрослых нацелено на повышение квалификации и дальнейшее обучение специалистов различных уровней с условием совершенствования их компетентности в той или иной сфере деятельности. Образовательный процесс в области обучения иностранным языкам должен не только снабжать обучающихся знаниями и формировать их речевые умения, но оказывать такое воздействие на личность, в результате которого она преобразуется в саморазвивающийся зрелый интеллектуальнопознавательный организм, способный справляться с непредвиденными ситуациями общения посредством определения или создания уникальных инструментов поиска, обработки и практического применения информации (49, с. 6). Распространение английского языка как средства международного общения проявляется в различных сферах социальной и экономической жизни, и, следовательно, английский язык становится неотъемлемой частью общей профессиональной компетенции в любой сфере деятельности. Именно •5- английский язык приобретает качественно новый статус статус второго языка, языка государственного общения и международного сотрудничества, который широко используется в более чем 100 странах, в том числе и России. В странах, располагающих достаточными финансовыми возможностями, организуется изучение языка через средства массовой информации, школы и систему высшего образования (67, с. 20,238). Более того, тенденция к использованию английского языка как средства общения появилась не только из-за развития туризма, но и в связи с необходимостью проведения международных деловых переговоров, спортивных состязаний и других мероприятий официального характера. Все эти вышеперечисленные тенденции обусловили стремление к изучению английского языка взрослым населением России, нацеленного на совершенствование профессиональных навыков и экономических, научных и производственных непрерывной языковой подготовки и практики. Распространение курсового обучения любого типа выявило ряд проблем, среди которых кроме нехватки преподавательских кадров и подчас отсутствия соответствующих методик обучения, возникла проблема, связанная со спецификой взрослого контингента как особой категории учащихся. Взрослые слушатели обладают своими, отличными от учащихся других возрастов психофизиологическими особенностями, что, в значительной мере, оказывается одним из определяющих факторов успешности обучения той или иной дисциплине. Сказанное также относится и к обучению на курсах иностранных языков. Вышеупомянутые вопросы, а также проблемы модернизации системы современного образования, недостаточная разработанность теоретических и практических вопросов курсового обучения взрослых иностранным языкам определили актуальность данного исследования. умений областях, в деловых, требующих •6- Объектом исследования является процесс обучения курсов. взрослых устноречевому общению на английском языке в условиях языковых Предметом исследования выступает технология процесса отбора и организации учебного материала в целях обучения иноязычному общению взрослых слушателей курсов иностранных языков. Цель данного исследования заключается в разработке теоретического обоснования проблемы оптимизации материала, а также в отбора и организаций обучения учебного взрослых разработке технологии устноречевому иноязычному общению в курсовых условиях. Гипотеза исследования состоит в том, что обучение взрослых слушателей иноязычному общению в условиях курсового обучения будет более эффективным, если отбор и организация учебного материала оптимизированы при соблюдении следующих условий: 1. Отбор фонетического материала осуществляться в соответствии с принципами: распространенности минимизации продуктивности 2. Отбор лексико-грамматического материала производится с учетом принципов: принцип минимизации принцип сочетаемости принцип коммуникативной ценности принцип аутентичности принцип наличия контекста, определяющего употребление ЯМ принцип эмоциональной окрашенности 3. Отбор речевого материала осуществляется принципами: в соответствии с ситуативное аутентичности адаптивности тематической маркированности, культурологической насыщенности, разнотипности. 4. Отобранный учебный материал будет представлен в учебной макроединице тематической секции, организованной на ситуативнотематической основе. 5. Комплекс упражнений будет построен с целью освоения оптимально отобранного и организованного учебного материала, направленного на обучение устноречевому иноязычному общению. Для проверки выдвинутой гипотезы необходимо решить следующие задачи: 1. Исследовать понятие «оптимизация» в целях уточнения его содержания и специфических особенностей в рамках данной проблемы. 2. Определить и сформулировать приоритетные цели курсового обучения взрослых английскому языку. 3. Уточнить сущность понятия «учебный материал», разработать принципы его отбора и способ организации для взрослых иноязычному общению. 4. Проанализировать психофизиологические особенности взрослых слушателей языковых курсов, определить специфику курсового обучения, а также рассматриваемого контингента учащихся. 5. Определить основную структурно-содержательную единицу обучения общению в условиях языковых курсов. 6. Разработать комплекс упражнений обучаемыми отобранного и организованного учебного материала. для освоения взрослыми образом соответствующим обучения.
Важной предпосылкой данного исследования явилось распространение английского языка и его изучения взрослыми не только как средства международного общения, но и необходимого условия для развития профессиональной компетенции и интеллектуального уровня взрослого человека. В результате проведенного исследования научно обоснована необходимость оптимизации отбора и организации учебного материала для обучения взрослых слушателей курсов интерактивному общению. Результаты экспериментального обучения свидетельствуют о правомерности выдвинутой гипотезы и адекватности подхода к решению поставленных задач, направленных на реализацию цели. В ходе исследования были рассмотрены и уточнены понятия оптимизации обучения, содержания обучения и его составляющие, а также понятия общения и интерактивного общения в частности. Так, отбор и организация учебного материала могут быть реализованы посредством выбора их наилучшего, оптимального варианта, который представлен в разработанном комплексе упражнений для начального этапа обучения взрослых на языковых курсах. Формирование и развитие навыков и умений устноречевого интерактивного общения проявлялось в значительном повышении удельного веса форм и методов самостоятельной работы слушателей, в ходе которой взрослые осуществляют психологическую установку на мобилизацию собственных интеллектуальных и волевых усилий. Повышенная мотивация, стремление к самосовершенствованию и проявление активности в решении коммуникативных задач позволяет взрослым организовывать учебную деятельность в соответствии с личностными способностями. Общая специфика курсового обучения взрослых иностранным языкам проявляется во взаимообусловленности ряда факторов, среди которых выделяются: прошлый образовательный опыт взрослыхспособность к самостоятельной организации учебно-познавательной деятельностиспособность взрослых адекватно оценивать собственную работу, самостоятельно исправлять допускаемые ошибкикритическое аналитико синтетическое мышление. Роль преподавателя, таким образом, заключается в управлении обучением, в необходимом инструктаже и помощи в овладении иностранным языком как на начальном, так и на последующих этапах обучения. Как показывает исследование, несмотря на особенности кризисных этапов в жизни взрослого человека, процессы обучения и самообучения подавляют развитие негативных сторон взрослой личности и способствует ее постепенному самообновлению. Данные исследования послужили основой не только для отбора и последующей организации учебного материала, но и для разработки комплекса упражнений, а затем и учебно-практического пособия, предназначенного для начального этапа обучения и направленного на обучение взрослых интерактивному устноречевому общению. Предлагаемый комплекс упражнений, направленный на формирование навыков и умений устноречевого интерактивного общения, отражает последовательность их выполнения по сложности речемыслительных операций. Представленный комплекс упражнений в дальнейшем может быть дополнен и расширен дополнительным материалом для последующих этапов обучения. Правомерность и эффективность разработанных теоретико практических материалов была подтверждена положительными результатами экспериментального обучения. Следует отметить, что данное диссертационное исследование не ограничивается кругом рассмотренных в нем проблем и позволяет наметить.
перспективы для дальнейшей разработки сферы данной проблематики, а именно разработать: • методику обучения взрослых слушателей языковых курсов на последующих этапах- • методику формирования межкультурной компетенции у взрослых слушателей языковых курсов- • методику развития умений самостоятельной работы взрослых слушателей языковых курсов- • методику курсового обучения взрослых иностранным языкам с использованием современных информационных технологий. Таким образом, решение данного круга проблем в значительной мере будет способствовать совершенствованию системы краткосрочного курсового обучения взрослых иностранным языкам.