Методика обучения учащихся исследовательской деятельности при изучении биологии
Диссертация
Актуальность исследования обусловлена необходимостью разработки педагогических приемов развития познавательного интереса и активизации устойчивой творческой деятельности учащихся, обязательных для совершенствования биологического образования. К таким приемам относится внедрение исследовательского, деятельностного, системно-комплексного принципов в процессе биолого-экологической подготовки… Читать ещё >
Содержание
- ГЛАВА I. Исследовательская деятельность учащихся при изучении биологии
- 1. 1. Внеклассное исследовательское опытничество учащихся 10 как форма научной деятельности
- 1. 2. Внеклассная исследовательская деятельность в учебно-методической и научной литературе
- 1. 3. Педагогические аспекты формирования технологической культуры в процессе исследовательской деятельности
- 1. 4. Требования к общеобразовательной подготовке в области исследовательской деятельности
- Выводы по первой главе
- ГЛАВА II. Методические особенности обучения и проведения исследовательской деятельности на основе сочетания преподавания обязательного факультативного курса и биологии
- 2. 1. Программа, факультативный курс, система и модель исследовательской деятельности
- 2. 2. Взаимосвязь теоретической и практической подготовки учащихся 6 класса к исследовательской деятельности при изучении биологии
- 2. 3. Опыты для обучения учащихся исследовательской деятельности
- 2. 4. Результаты исследовательской деятельности при изучении биологии
- Выводы по второй главе
Список литературы
- Ананьев Б.Г. Познавательные потребности и интересы. Л. Педагогика. 1959. с.42
- Анастасова Л.Т., Кучер Т. В. Экологическое образование в Голландии и России // Биология в школе. 1995. 1. с.79
- Аутлева А.Н. Комплексные самостоятельные исследования учащихся в процессе экологического образования. Диссертация на соискание учёной степени к.п.н., М., 1992
- Бабанский В.К. Проблемы повышения эффективности педагогических исследований (дидактические аспекты). М.: Педагогика. 1982
- Байков Ф.Я. Воспитание у школьников интереса к исследовательской работе // Советская педагогика. 1965. 7
- Бауман Д.Э. Познавательные интересы учащихся как средство активизации учебного процесса // Советская педагогика. 1958. 9
- Большая российская энциклопедия. М. 1993. с.608б. Верзилин Н. М. О содержании биологического образования в среднейшколе // Советская педагогика. 1964. 9. с.25
- Всесвятский Б.В. Системный подход к биологическому образованию в средней школе.: Педагогика. 1965
- Выготский Л.С. Развитие интересов в переходном возрасте.
- М.: Педагогика. Собр. соч., т. 4. 1984. с.432
- Герд А .Я. Избранные педагогические труды. Под ред. Б. Е. Райкова. М., изд-во АПН РСФСР. 1953
- Гальперин П.Я. Экспериментальное формирование внимания. М., изд-во Моск. ун-та. 1974. с. 100
- Давыдов В.В. О понятии развивающего обучения. Томск.: Пеленг. 1995. с. 142
- Дробышева Л.М., Колонтаев В. М. Основные проблемы и аспекты экологии современности. В сб."Флора и фауна Черноземья". Тамбов. Изд-во Тамбовского ун-та. 1997. Вып.З. с.116
- Загвязинский В.И. Методология и методика дидактического исследования. М.: Педагогика. 1982. с. 160
- Загвязинский В.И. Методология и методика социально-педагогического исследования. Тюмень. 1995. с.96
- Занков J1.B. О предмете и методах дидактических исследований. М.: Педагогика. 1982. с. 160
- Захлебный А.Н. Школа и проблема охраны природы. М.: Педагогика. 1981. с.26
- Захлебный А.Н., Суравегина И. Т. Экологическое образование школьников во внеклассное работе. М.: Просвещение. 1984
- Захлебный А.Н. Содержание экологического образования в средней общеобразовательной школе. Диссертация на соискание учёной степени д.п.н. И. 1985
- Зверев И.Д. Внеклассная работа по биологии. М.: Педагогика. 1960
- Зверев И.Д. Проблемы методики обучения биологии в средней школе. М.: Педагогика. 1978. с.245
- Зверев И.Д., Суравегина И. Т. Отношение школьников к природе. М.: Педагогика. 1988
- Зверев И.Д., Суравегина И. Т. Организация экологического образования в школе. М.: Педагогика. 1988
- Кабанова-Меллер Е. Н. Психология формирования знаний и навыков у школьников. М., изд-во АПН РСФСР. 1962. с.376
- Калинин М.И. О воспитании и обучении. М.: Учпедгиз. 1957. с. 157
- Калинова Г. С., Мягкова А. Н., Резникова В. З. Подходы к совершенствованию среднего биологического образования // Биология в школе. 1991.4. с.27
- Калинова Г. С., Мягкова А. Н. Актуальные проблемы среднего биологического образования. // Биология в школе. 1995. 4. с.22
- Комиссаров Б.Д. Методологические проблемы школьного биологического образования. М.: Просведение. 1991
- Краевой В.В. Методология педагогического исследования. Самара: изд-во СамГЛИ. 1994. с. 165
- Короткое В.М. Воспитывающее обучение. М.: Педагогика. 1980
- Кузнецова А.А., Чуракова С. В., Кузнецов В. Н. Познавательный интерес, условия его развития. // Биология в школе. 1996. 2. 29
- Леонтьев А.Н. Проблемы развития психики. М.: изд-во МГУ. 1972.с.574
- Макаренко А.С. Воспитание в советской школе. М. соч. Т.5. 1958
- Мамедов Н.М., Суравегина И.Т.Подготовка учащихся по экологии. Содержание и требования. // Биология в школе. 1996. 2. с.25
- Мамедов Н. М, Суравегина И. Т. О требованиях к уровню подготовки учащихся по экологии. // Биология в школе. 1996. 3. с. ЗЗ
- Миронов В.В. Век образования. М.: Педагогика. 1990
- Никишов А.И. Внеклассная работа по биологии. М.: Просвещение.1974
- Новиков A.M. Научно-экспериментальная работа в образовательном учреждении. М.: изд-во АПО. 1996. с. 132
- Пасечник В.В. Теория и практика организации учебно-познавательной деятельности учащихся в процессе обучения биологии. Диссертация на соискание учёной степени д.п.н. М. 1994.
- Пасечник В.В. Биология (бактерии, грибы, растения). Пробный учебник для 6 класса общеобразовательных учреждений. М.: Просвещение. 1995. с.272
- Пономарева И.Н. Экологическая культура основа гуманизации биологического образования школьников. В сб."Экологическоеобразование в Голландии и России. М. изд-во ин-та общего образования РАС. 1994. с. 108
- Райков Б.Е. Пути и методы натуралистического просвещения. М. Педагогика. 1960. с.488
- Райков Б.Е., Римский-Корсаков М.Н. Зологические экскурсии. М.: Топикал. 1994. с.640
- Рубинштейн C.JI. Основы общей психологии. М.: Педагогика. Т.2. 1989. с.323
- Светлова Н.Н. Методика внеклассного чтения. М.: Просвещение, 1991. с.207
- Скаткин М.Н. Методология и методика педагогических исследований. М.: Педагогика .1986. с. 152
- Смородинская М.Д., Маркова Ю. И. О культуре чтения.Что нужно знать каждому. М.: Педагогика. 1984
- Соколов В.Е., Чернова Н. М. Экологическому образованию глубокую научную основу. II Биология в школе. 1991. 2. с.24
- Суравегина И.Т. Теория и практика формирования ответственного отношения школьников к природе в процессе обучения биологии. Диссертация на соискание учёной степени д.п.н. М. 1986
- Суравегина И.Т., Сенкевич В. М. Как учить экологии. М.: Просвещение. 1995. с. 16
- Сухомлинский В.А. Избранные пед. сочинения. T.l. М.: Педагогика. 1979. с.501
- Талызина М.Ф. Формирование познавательной деятельности младших школьников. М.: Просвещение. 1988. с. 173
- Трайтак Д.И. Как сделать интересной внеклассную работу по биологии. М.: Просвещение. 1979. с. 171
- Ушинский К.Д. Избранные педагогические сочинения. М.: Учпедгиз. 1945. с.255
- Философско-психологические проблемы развития образования /Под ред. В. В. Давыдова. М.: Педагогика. 1981. с. 176
- Чернова Н.М. Наука об окружающей среде. // Биология в школе. 1994. 4. с.77
- Шамова Т.И. Активизация учения школьников. М.: Педагогика. 1982. с.121
- Шваб Д. Преподавание науки как исследование. М.: Просвещение. 1972
- Шваб Д. Настольная книга для преподавателей биологии. М.: Просвещение. 1974. с.416
- Шацкий С.Т. Избранные сочинения. Т. 2. М., 1980
- Щукина Г. И. Актуальные вопросы формирования интереса в обучении. М.: Просвещение. 1984. с. 176
- Щукина Г. И. Роль деятельности в учебном процессе. М.: Просвещение. 1986. с. 144
- Щукина Г. И. Педагогические проблемы формирования познавательного интереса учащихся. М.: Педагогика. 1988. с.204
- Экологическое образование: концепции и методические подходы. Отв. ред. Мамедов Н. М.: Экономика и информатика. 1996. с. 136
- Яковлев В.А., Спирин А. Ф. Активные формы и методы обучения биологии. Внеклассная работа по биологии в сельской школе. М.: Просвещение. 1991. с. 271. Б-ПРАКТИКА
- Абрамов А.Г. Воспитание детей в труде на учебно-опытном участке школы. Диссертация на соискание учёной степени к.п.н. J1., 1957
- Акимова Е.А. Создай свой парк. // Биология в школе. 1991. 1. с.60
- Аксенова Н.А. Фенологические наблюдения: организация и программа. // Биология в школе. 1994. 3. с.60
- Аксенова Н.А. Организация территории и учебно-опытнической работы. // Биология в школе. 1995. 2. с.70
- Алексеев Н.Н. Организация школьного сада и использование его в учебно-воспитательной работе в начальной и средней школе. Диссертация на соикание учёной степени к.п.н. Д., 1955
- Антипова Н.М. Методика осуществления взаимосвязи обучения с жизнью в курсе биологии 5 класса. Диссертация на соикание учёной степени к.п.н. JL, 1988
- Афанасенко Н.А. Опыты в школьном саду. Книга для учителя. М.: Про-свещение. 1991. с.42
- Багутский С.В., Крылов М. П. Человек и природа: особенности взаимодействия. // Биология в школе. 1990. с.5
- Бинас А.В. Методика учебного эксперимента по биологии (5 кл.). Диссертация на соискание учёной степени к.п.н. Орехово-Зуево. 1986
- Блинов J1.B. Формирование политехнических основ межпредметных связей курсов биологии и сельскохозяйственного труда. Диссертация на соискание учёной степени к.п.н. М., 1988
- Блинов J1.B., Щербаков С. В. Коллективная познавательная деятельность на уроке и во внеклассной работе. // Биология в школе. 1989. 6. с.31
- Бобылева Л.Д. Практика экологического воспитания школьников. //Биология в школе. 1994. 3. с.55
- Богоявленская А.Е. Практические работы учащихся. // Биология в школе. 1990. 2. с.40
- Боровская Л.А. Натуралистическая работа в ученических производственных бригадах как средство связи биологии с сельскохозяйственным трудом школьников. Диссертация на соискание учёной степени к.п.п. М., 1985
- Бровкина Е.Т., Державина Т. Б. Экскурсии в природу. // Биология в школе. 1993. 5. с.57
- Бровкина Е.Т., Державина Т. Б. Экскурсии на сельскохозяйственную выставку. // Биология в школе. 1990. 2. с.43
- Верзилин Н.М. Методика работы с учащимися на школьном учебно-опытном участке. М.:Педагогика. 1956
- Верзилин Н.М., Корсунская В. М. Общая методика преподавания биоло-гии. М.: Просвещение. 1985. с.315
- Воловик А.С. Комплексный подход к защите картофеля. // Картофель и овощи. 1993. 5−6
- Воробьев А.Н. Обучение старшеклассников агроэкологии. // Биология в школе. 1994. 1. с.48
- Вьюгина Г. В. На пути к рынку. // Биология в школе. 1993. 5−6. с.64
- Герд А.Я. О методике преподавания естественных наук. // Учитель. 1866. 2−3
- Данильченко Г. И. Методика развития деятельности экологичнского содержания у учащихся при изучении растений в школьном курсе биологии. Диссертация на соискание учёной степени к.п.н., С.Пб. 1994
- Добрецова Н.В. Как приобщить шкодников к исследовательской деятельности. // Биология в школе. 1991. с.59
- Доспехов Б.А. Методика полевого опыта. М.: Колос. 1979
- Дымова Д.М., Пичугина Т. В. Фермеров готовим в школе. // Биология в школе. 199″. l.c.35
- Дробышева JI.M., Колонтаев В. М. Организация и методика опытнической работы школьников. В сб. «Флора и фауна Черноземья». Тамбов. 1994. с. 150
- Дробышева JI.M. Проблемы и пути активизации познавательной деятельности школьников при изучении биологии. В сб. «Тезисы докладов к научной конференции преподавателей». Тамбов. 1994. с.52
- Дробышева JI.M., Колонтаев В. М. Роль экскурсий в биолого-экологической подготовке учащихся. В сб."Тезисы докладов к научной конференции препрдавателей". Тамбов. 1994. с.52
- Дробышева Л.М., Соловьева Л. С. Экологическая подготовка учащихся в процессе проведения биологических экскурсий.? сб. «Экологическое образование в Голландии и России». М. Изд-во ин-та общего образования МОРФ. 1994. С. 108
- Дробышева Л.М., Колонтаев В. М. Местные удобрения, экология и урожай. В сб. «Флора и фауна Черноземье». Тамбовского ун-та. Тамбов. Вып. 2. 1996. С. 156
- Дробышева Л.М. Методические приёмы активизации познавательной деятельности учащихся при изучении биологии. В сб. «Научные доклады сотрудников ТГУ». Тамбовского ун-та. Тамбов. 1995. с. 156
- Дробышева Л.М. Комплексная система подготовки учащихся к опытничеству и формирование у них устойчивой творческой деятельности при обучении биологии. В сб. «Материалы научной конференции преподав. Тамбовского ун-та». Тамбов. 1996. с.22
- Дробышева Л.М. Организационно-мотивационные и методические требования, предъявляемые к опытничеству учащихся при обучении биологии. В сб. «Флора и фауна Черноземья «Тамбовского ун-та. 1997. Вып.З.
- Дробышева Л.М. Формы организации самостоятельной работы учащихся и методы активизации у них устойчивой познавательной деятельности при обучении биологии. В сб. «Флора и фауна Черноземья» Тамбовского ун-та. Тамбов. 1997. Вып. 3. с.144
- Заровный Г. М. Как повысить эффективность экскурсий. // Биология в школе. 1991. 5. с.37
- Захарченко Г. Г. Экскурсии в тепличное хозяйство. // Биология в школе. 1993. 3. с.36
- Захваткин Ю.А. Экологические основы защиты растений. // Биология в школе. 1991. 2.
- Захваткин Ю.А. Биологические методы в системе интегрированной защиты растений. // Биология в школе. 1991. 5. с. 14
- Иванова Т.И. Сельская малокомплектная школа: занятия вне урока. // Биология в школе. 1992. 2−3. с.46
- Капралова B.C. Связь сельскохозяйственного труда и биологии как средство повышения трудовой подготовки учащихся. Диссертация на соискание учёной степени к.п.н. М., 1987
- Кейран Л.Ф. Экологическое воспитание в средней и высшей школе. Тезисы республиканской научно-методической конференции. Даугавпилс. 1988
- Киселев С.В., Полькина Л. Ф. Урок биологии в малокомплектной школе. // Биология в школе. 1990. 2. с.31
- Клепинина З.А. Трудовое обучение. Сельскохозяйственные работы. М.: Просвещение. 1991
- Князева Р.Н. Комплексные экскурсии в малокомплектной школе. Биология в школе. 1993. 7. с. 44.
- Котов В.Н. Лаборатория под открытым небом. // Биология в школе. 1990. 2. 58
- Кубанцев Б.С. Значение целенаправленности и логики обучения. // Биология в школе. 1991. 5. С. 19
- Кулев А.В. Как написать и оформить реферативную работу. // Биология в школе. 1995. 2. с.33
- Лебедев А.Т. Учителю о профориентации. // Биология в школе. 1993. 1. с.63
- Леднев B.C., Краевский В. В., Полёнский В. М., Штульман Э. А. Требования к диссертациям по педнаукам. М.: ВАК / Эксперта. совет по педагогике и психологии/. 1990. с.20
- Маилов И.М. Связь курса ботаники с трудом по выращиванию растений и влияние этой связи на знания учащихся. Диссертация на соискание учёной степени к.п.н. Баку. 1965
- Мелаш В.Д. Дидактические формирования экологических знаний иумений младших школьников в процессе внеклассной и внешкольной работы. Диссертация на соискание учёной степени к.п.н. М. 1995
- Никишов А.И. Ботаника. Размножение растений. Учебное пособие.
- М.: Изд-во гимназии «Открытый мир». 1995. с.64
- Никишов А.И. Ботаника. Отделы растений. Учебное пособие. М.: Изд-во гимназии «Открытый мир». 1995. с.64
- Новиков A.M. Как работать над диссертацией. М.: изд-во ИПК и ПРНО МО. 1996. с.112
- Павлов А.А. Экологическое объединение как разновидность внеклассной работы. // Биология в школе. 1995. 3. с.51
- Падалко Н.В. Практические работы на школьном участке. М.: Учпедгиз. 1955. с.37
- Пакулова В.М., Иманаева Т. Н. Подготовка учащихся к сельскохозяйственному труду в условиях малокомплектной школы. // Биология в школе. 1991. 2. с.28
- Пакулова В.М., Иманаева Т. Н. Кружковая работа как средство трудового воспитания учащихся. // Биология в школе. 1993. 1. с.50
- Папорков М.А., Попова М. И. Учебно-опытная работа на школьном участке. М.: Учпедгиз. 1959. с.68
- Папорков М.А., Клинковская Н. И., Милованова Е. С. Учебно-опытная работа на пришкольном участке. М.: Просвещение. 1974. с.79
- Пасечник В.В. Организация индивидуально-групповой познавательной деятельности учащихся на уроке. // Биология в школе. 1990. 6. с.23
- Петрова А.И. Опытническая работа учащихся по растениеводству в системе биологического образования. Диссертация на соискание учёной степени к.п.н. М., 1977
- Потапов С.П., Чувикова А. А., Черных Т. Г., Коваль А. А. Методика постановки опытов с плодовыми, ягодными, цветочно-декоративными растениями. М.: Просвещение. 1982. с.86
- Программы для средних общеобразовательных учебных заведений М.: Просвещение. 1993. с.219
- Программы общеобразовательных учреждений по биологии. М.: Просвещение. 1994. с. 142
- Реброва JT.B. Юннатским традициям жить. // Биология в школе. 1994. 3. с.58
- Реймерс Н.Ф. Надежда на выживание человечества. Концептуальная экология. М.: Россия молодая. 1992. с. 19
- Репина Р.К. Развитие экологических знаний и умений у школьников в кружках юннатов. Диссертация на соискание учёной степени к.п.н. JI. 1966.
- Российская педагогическая энциклопедия.: М. Научное изд-во. 1993
- Сиринов В.А. Методика использования учебно-опытного участка в трудовом воспитании школьников при обучении биологии в 5−6 классах. Диссертация на соискание учёной степени к.п.н. 1989
- Склярова Н.П. Сорта картофеля для широкого использования. // Картофель и овощи. 1995. 2. с. 10
- Скобелева О.А. Самостоятельная работа учащихся средней школы по общей биологии на учебно-опытном участке, в уголке живой природы и дома. Диссертация на соискание учёной степени к.п.н. JI. 1964. с.72
- Старшова Н.П. Наблюдение за цветением и опылением растением растений. // Биология в школе. 1991. 2. с.24
- Степанов А.С. Зелёные уроки. // Биология в школе. 1995. 3. с.32
- Степанченко А.Г. Организация внеучебной деятельности трудных подростков как средство развития интереса к учению. Диссертация на соискание учёной степени к.п.н. Иркутск. 1971. с.71
- Суравегина И.Т. Четыре занятия об экологической опасности напланете. // Биология в школе. 1991. 2. с.29
- Суряднова В.П. Система подготовки учителей биологии к работе на школьном учебно-опытном участке (в курсе методики биологии). Диссертация на соискание учёной степени к.п.н. JI. 1975. с.41
- Толстой J1.H. Педагогические сочинения. М.: Учпедгиз. 1953. с.269
- Трафимова Г. В., Трафимов С. А. Слово о зелёном друге (материалдля проведения школьного праздника). // Биология в школе. 1. с.60
- Тюрикова Г. Н. Закрепление учебного материала в процессе обучения. // Биология в школе. 1990. 1. с.24
- Османова Н.Б., Синельников В. И. Ученическая производственная бригада школа трудового воспитания. // Биология в школе. 1991. 2. с.62
- Уфимцева Г. А. Методика организации усвоения научных фактов наоснове связи биологии и сельскохозяйственного труда. Диссертация на соискание учёной степени к.п.н. М. 1986. с.51
- Учебно-опытный участок: большие и малые проблемы. // Биология в школе. 1990. 2. с.61
- Методика постановки и проведения учебно-полевых опытов в связи с изучением курса биологии (5 класс). Диссертация на соискание учёной степени к.п.н. М. 1960
- Хроменков Н.А. Ускорение и реформа общеобразовательной школы. М.: Педагогика. 1988. с.46
- Черненко Е.С. Опытная работа с плодовыми растениями на пришкольном участке. Тамбов. 1987. с.23
- Шевченко С.Н. Учить активному познанию. // Биология в школе. 1990. 5. с.36
- Шиков Е.А. Исследовательский принцип в обучении. // Биология в школе. 1995. 2. с. 19
- Шикунов А.В. Весенние явления в жизни растений // Биология в школе. 1994. l.c.63
- Щукин С.В. Опытническая работа учащихся на учебно-опытном участке. М.: Просвещение. 1991. с.27
- Яковлев В.А. Ученический кооператив «Малая Тимирязевка». // Биология в школе. 1990. 6.
- Аксенова Э.А. Формирование технологической культуры школьников: состояние и перспективы. // Перспективы развития общего среднего образования. Сб. научных трудов. М.: ИОСО РАС. 1996. с. 160.
- Аутов П.Р. О содержании учебного предмета «Технология». // Перспективы развития общего среднего образования. Сб. научных трудов. М.: ИОСО РАО. 1998. с. 160
- Давыдов В.В. Теория развивающего обучения. М.: Интор, 1996. с. 544.
- Пичугина Г. В. Организационно-педагогические и методические проблемы технологической подготовки сельских школьников и пути их решения. // Перспективы развития общего среднего образования. Сб. научных трудов. М.: ИОСО РАО. 1998. с. 160
- Симонова Л.П. Основные направления развития экологического образования в начальной школе. // Перспективы развития общего среднего образования. Сб. научных трудов. М.: ИОСО РАО. с. 160
- Сорокина Н.В. Разработка многоуровневых дидактических материалов для технологической подготовки школьников по специальностям растениеводства. // Перспективы развития общего среднего образования. Сб. научных трудов. М.: ИОСО РАО. 1998. с.160
- Эльконин Д.Б. Избранные психологические труды. М. 1972. с.514
- Ястребцева Е.Н. Год работы двадцати школ по программе межшкольных связей по интернет. // Перспективы развития общего среднего образования. Сб. научных трудов. М.: ИОСО РАО. 1998. с. 160.