Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Феномен конфликта. 
Конфликтология в социальной работе

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Известный психолог Б. И. Хасан отмечает, что самым важным аспектом в понимании и описании конфликта является его связь с противоречием, носителем которого он является. Назначение конфликта состоит в представлении противоречий и привлечении ресурсов, которые приведут к его разрешению. В русский и другие языки слово «конфликт» пришло из латынского языка. Слово является международным и не нуждается… Читать ещё >

Феномен конфликта. Конфликтология в социальной работе (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Основные понятия: конфликт, конфликтная ситуация, тины конфликтных ситуаций, конфликтогены, функции конфликта, структура конфликта, участники конфликта, предмет конфликта, стадии конфликта.

В русский и другие языки слово «конфликт» пришло из латынского языка. Слово является международным и не нуждается в переводе, так как его произношение и значение на всех языках примерно одинаково. Например, на английском — это «conflict», на немецком — «konflikt», на французском — «conflit».

В русском языке слово «конфликт» вошло в употребление с XIX в. В классическом Толковом словаре живого великорусского языка В. Даля его еще нет. Но Современный толковый словарь русского языка С. И. Ожегова уже содержит слово «конфликт», толкуемое как «столкновение, серьезное разногласие, спор», и сопровождается примерами, из которых видно, что в XX в. оно имело очень широкую область применения: «вооруженный конфликт», «семейный конфликт», «конфликтная комиссия», «конфликт с сослуживцами».

Можно было бы обойтись без самого слова «конфликт», но это не позволит избежать конфликтов, так как в мире существуют такие явления, как столкновение, спор, разногласие, борьба, схватка, противоречивые намерения, несовпадение установки и экспектации (ожидания), враждебность и т. д.

На рис. 1.1 представлена схема, которая раскрывает понятие «конфликт» на уровне ключевых слов.

Схема понятия «конфликт».

Рис. 1.1. Схема понятия «конфликт».

Сегодня понятие «конфликт» исследуется в рамках различных наук, таких как искусствоведение, военная наука, математика, история, политология, правоведение, экономика, социобиология, педагогика, психология, социология, психиатрия, философия и некоторых других. При этом каждая из наук рассматривает конфликт в соответствии со своей областью исследования.

Юристы определяют конфликт как вид взаимодействия, возникающий именно между людьми, а не между любыми системами, а так же как противоборство людей, выражающееся в поведении (включая и речевое поведение).

В педагогике конфликт рассматривается как предельно обостренное противоречие, которое сопровождается сильными эмоциональными переживаниями.

Термин «конфликт» применяется для обозначения острых враждебных столкновений классовых интересов и противоречий. Противоречие определено как взаимодействие взаимоисключающих и противоположных сторон, предметов тенденций и явлений.

Известный психолог Б. И. Хасан отмечает, что самым важным аспектом в понимании и описании конфликта является его связь с противоречием, носителем которого он является. Назначение конфликта состоит в представлении противоречий и привлечении ресурсов, которые приведут к его разрешению.

Конфликт — это специальная организация взаимодействия, позволяющая удерживать единство столкнувшихся действий за счет процесса поиска или создания средств и ресурсов разрешения представленного в столкновении противоречия.

Несмотря на различные трактовки и подходы к определению понятия «конфликт», можно выделить присущие ему свойства:

  • — наличие противоречий или различий между ценностями, целями, интересами, мотивами и ролями субъектов;
  • — противоборство, противодействие субъектов конфликта, стремление нанести ущерб оппоненту, травмировать его «я»;
  • — негативные чувства и эмоции в отношении друг друга как фоновая характеристика конфликта.

Для осознания сущности понятия «конфликт» важное значение имеет само определение конфликтной ситуации.

Чаще всего под «ситуацией» понимается стечение обстоятельств. Г. Гегель определяет ситуацию как состояние, которое приобрело частный характер, стало определенным и имеет в действительности субъективную значимость.

Б. И. Хасан утверждает, что именно затруднение, которое интерпретируется субъектом ситуации как столкновение действительности во внутреннем или во внешнем плане, придает ситуации статус конфликтной.

Конфликтная ситуация означает социальное взаимодействие между двумя или большим числом сторон, цели которых реально или предположительно существенно различны или даже несовместимы. Конфликт при этом характеризуется как столкновение противоположно направленных интересов, взглядов, позиций или целей субъектов социального взаимодействия.

Конфликтная ситуация как фрагмент конфликта — это эпизод его развития, своеобразный фотографический снимок конфликта на определенный момент времени. А. Я. Анцупов и И. Е. Ворожейкин понимают ее как пересечение интересов людей, отдельных лиц, общностей и жизненных обстоятельств, создающих предпосылки для возможного столкновения между ними, т. е. субъективно и объективно обусловленные противоречия, которые стороны осознают несовместимыми для своих интересов, подходов к преодолению препятствий, вставших на пути решения трудной задачи.

В научной педагогической литературе конфликтная ситуация определяется как пересечение человеческих интересов, которое объективно создает почву для реального противоборства между социальными субъектами. Некоторые ученые конфликтную ситуацию рассматривают как совокупность обстоятельств, содержащих предпосылки конфликта. Таким образом, разводятся понятия конфликт и конфликтная ситуация как самостоятельная стадия общего процесса.

В психолого-педагогической литературе выделяется четыре тина конфликтных ситуаций.

  • 1. Конфликтная ситуация объективно существует, но пока не осознается участниками (т.е. конфликта пока нет).
  • 2. Конфликтная ситуация существует объективно, и стороны (или одна из сторон) воспринимают ее как конфликтную, но с существенными отклонениями от действительности (случай неадекватного восприятия конфликта).
  • 3. Конфликтная ситуация объективно отсутствует, но отношения сторонами ошибочно воспринимаются как конфликтные (случай ложного конфликта).
  • 4. Конфликтная ситуация объективно существует, и участники адекватно ее воспринимают (случай объективного конфликта).

Конфликтная ситуация характеризуется наличием предмета и субъектов конфликта, которые претендуют на данный предмет. Качественное отличие конфликтной ситуации от самого конфликта состоит в отсутствии пока еще открытой активной борьбы между субъектами (участниками конфликтных отношений).

В условиях конфликтной ситуации соперники пока еще не стремятся занимать взаимоисключающую позицию. Участники еще имеют определенную область альтернатив при принятии решений, определяющих их поведение.

Конфликтная ситуация может существовать в скрытой форме сколь угодно долго. Конфликт в отличие от конфликтной ситуации представляет собой острый процесс противоборства между субъектами. Конфликт всегда заметен и часто влияет на состояние отношений в семье, коллективе и т. д.

Знание динамики развития конфликта от зарождения конфликтной ситуации до ее разрешения позволяет определить эффективную стратегию поведения. Конфликт на этапах формирования и развития конфликтной ситуации можно предупредить или конструктивно разрешить ситуацию. Когда конфликтная ситуация перерастет в конфликт, т. е. имеет место открытое столкновение, то конфликт уже не предупреждают, а разрешают.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой