Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Педагогическая технология формирования профессиональной компетентности будущих специалистов гостиничного сервиса

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Опытно-экспериментальная работа показали, что в экспериментальная группа по всем параметрам имеет достаточно высокую оценку по предложенным компетенциям, которая составила 38,17%. Это доказывает, что, с одной стороны, предложенные нами ключевые компетенции профессиональной подготовки специалиста гостиничного сервиса реальны и жизненно важны для учащейся молодежи, выбравшей данную специальностьа… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА 1. ТЕХНОЛОГИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ КАДРОВ ОТЕЧЕСТВЕНОЙ ГОСТИНИЧНОЙ ИНДУСТРИИ КАК ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА
    • 1. 1. Осмысление формирования профессиональной компетентности специалистов гостиничного сервиса как педагогической проблемы
    • 1. 2. Модель подготовки специалистов для предприятий гостиничного сервиса
    • 1. 3. Технологическая карта формирования профессиональной компетентности специалиста гостиничного сервиса
  • Выводы по главе 1
  • ГЛАВА 2. ДИАГНОСТИКА УРОВНЯ СФОРМИРОВАННОСТИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ СПЕЦИАЛИСТА ГОСТИНИЧНОГО СЕРВИСА И ЕГО ПОДГОТОВЛЕННОСТИ К ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
    • 2. 1. Этапы и содержание опытно-поискового исследования
    • 2. 2. Реализация структурно-функциональной модели в профессиональной деятельности студентов вуза
    • 2. 3. Результаты оценки истинности положений гипотезы
  • Выводы по главе 2

Педагогическая технология формирования профессиональной компетентности будущих специалистов гостиничного сервиса (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность исследования. Компетентностная модель образования вытекает из модернизации образования, целью которой является подготовка обучающихся к жизни, их самоопределение в стенах учебного заведения, а также их общая и профессиональная подготовка к выполнению всего спектра жизненных функций. Подготовка специалистов для сферы гостиничного сервиса относится к важнейшим проблемам, эффективное решение которых обеспечивает успешное развитие туризма как составной части экономики страны.

В мировой экономике туризм в целом и гостиничная индустрия, как составная часть его инфраструктуры, занимает важное место. К началу третьего тысячелетия на долю международного туризма приходилось 8% от общего объема мирового экспорта и 30−35% мировой торговли услугами.

В последние десятилетия в России претерпевают изменения процессы, протекающие в сфере гостиничного сервиса, обострились проблемы подготовки специалистов для предприятий индустрии гостеприимства, которые нуждаются в конкурентоспособном специалисте. Проблема конкурентоспособности профессионального образования в области гостиничного сервиса носит в современном мире универсальный характер. От того, насколько успешно она решается, зависит многое в экономической и социальной жизни страны в целом и каждого потребителя туристских и гостиничных услуг в частности.

В приведенном нами анализе усматривается два плана рассмотрения профессионального образования: первый — воспроизводство социально-экономической реальности в условиях рыночных отношений, второй — воспроизводство, профессионально-личностной реальности в условиях сложившегося рынка труда. Тем самым может быть обозначен социально-педагогический уровень актуальности проблемы исследования.

В настоящее время в условиях реформирования образовательной системы и развития туристской отрасли в России на передний план выдвигается актуальная задача совершенствования подготовки специалистов гостиничного сервиса, формирования их профессиональных качеств. В современных условиях система подготовки кадров для индустрии гостеприимства должна основываться не только на экономических критериях, необходимо учитывать также возможное развитие человека как личности в социальном, духовном и моральном плане. V ч.

Анализу подготовки специалистов туризма — и, в частности, гостиничного сервиса, в настоящее время уделяется много вниманиярезультаты такого рода анализа изложены в работах И. В. Зорина (профессиональное образование и карьера в туризме), В. А. Зоца (образовательные ресурсы стран СНГ), Е. В. Мошняги (использование зарубежного опыта при формировании системы образования в туризме Российской Федерации), Н. Т. Пироженко (опыт подготовки туристских кадров в России), 3.3. Сулеймановой, М. И. Беляева, JI.H. Яцуна, Н.В. Куд-ровой и др. Ряд аспектов исследуемой проблемы нашли отражение в кандидатских диссертациях Е. Н. Гараниной, Е. Н. Ильиной, Е. В. Мошняги, А. А. Охраменко, Т. С. Элиаровой, В. П. Скамаранги и др.

С одной стороны, специализация знаний в сфере гостиничного обслуживания делает подготовку кадров работой, требующей серьезной проработки, осмысления, тонкой взаимоувязки учебных программ, длительной и серьезной практической подготовки студентов. С другой стороны, темпы развития туристских технологий ставят встречную задачу — готовить специалистов широкого профиля на базе новых образовательных программ, основанных на междисциплинарном подходе к обучению в разумно короткие сроки. Однако здесь обращает на себя внимание одно важное обстоятельство: конкурентоспособность будущих специалистов гостиничного сервиса, их готовности к успешной деятельности в условиях рынка труда большинством исследователей либо рассматривается фрагментарно, в плане сопровождения, аргументации основной проблемы исследования, либо вообще выносится на периферию исследовательского внимания. Поэтому здесь мы усматриваем научно-педагогический уровень актуальности проблемы нашего исследования.

Анализ программ и стандартов высшего образования в области гостиничного сервиса свидетельствует о необходимости создания поддерживающих структур не только в области усвоения стандартизированных «знаниевых» блоков, но и соответствующего технологического обеспечения развития личностно-профессиональных способностей, в перечень которых необходимо включать также и интегральную способность — конкурентоспособность выпускника, которому предстоит осуществлять свою профессиональную деятельность в условиях рынка труда. Этим определяется третий уровень актуальности проблемы нашего исследования, который мы обозначили как научно-методический.

Как уже было сказано выше, актуальность этой проблемы высока и связана с потребностью предприятий гостиничного сервиса в высококвалифицированных специалистах и повышенными требованиями к их практическим знаниям и умениям. Необходимо также моделирование структуры обучения и формирования его содержания путем разработки учебно-тематических планов и учебных программ курсов, входящих в модельную структуру обучения технологиям гостиничного сервиса. Таким образом, можно констатировать, что вопрос о конкурентоспособности будущих специалистов гостиничного сервиса на рынке труда актуален, однако на него нет прямого и однозначного ответа вследствие наличия ряда противоречий, среди которых, на наш взгляд, главные: — на уровне государственной политики — между признанной государством и обществом необходимостью подготовки специалистов высокой квалификации специалиста гостиничного сервиса, умеющих адекватно реагировать на постоянную смену приоритетов на рынке труда, и существующей системой профессионального образования, не обеспечивающей должным образом мобильность и конкурентоспособность молодых специалистов на рынке труда;

— на уровне профессионализма деятельности — между целями профессионального образования в области подготовки специалистов гостиничного сервиса, направленными на обеспечение экономического роста страны, и целями высшего профессионального образования, зафиксированными в действующем стандарте профессионального образования в области подготовки специалиста гостиничного сервиса;

— на уровне профессионализма личности квалифицированного специалиста гостиничного сервиса — между складывающейся конкурентной средой в сфере образования и фактической конкурентоспособностью и отсутствием педагогической технологии, определяющей социальную мобильность выпускника вуза, приступающего к самостоятельной профессиональной деятельности в области гостиничного сервиса.

Это и определило проблему нашего исследования: какой должна быть педагогическая технология формирования профессиональной компетентности у студентов в высшем учебном заведении эффективного обучения гостиничному сервису.

Названные противоречия и выявленная проблема определили выбор и актуальность темы исследования: «Педагогическая технология формирования профессиональной компетентности будущих специалистов гостиничного сервиса».

Цель исследования состоит в разработке и экспериментальная апробации педагогической технологии формирования профессиональной компетентности квалифицированных специалистов для предприятий гостиничного сервиса.

Объект исследования — профессиональная подготовка специалистов гостиничного сервиса в вузе.

Предмет исследования — процесс формирования профессиональной компетентности квалифицированных специалистов для предприятий гостиничного сервиса в условиях региона.

Гипотеза исследования состоит в том, что педагогическая технология формирования профессиональной компетентности квалифицированных специалистов для предприятий гостиничного сервиса, возможно, будет соответствовать современным требованиям рынка труда и профессий при следующих педагогических условиях:

— педагогическая технология спроектирована с учетом трех аспектов (научного, процессуально-описательного, процесссуаль-но-деятельностного), определяющая целенаправленный и педагогически организуемый процесс, выстроенный как система научно обоснованных форм, приемов и методик, направленных на подготовку квалифицированного специалиста гостиничного сервиса;

— ядром педагогической технологии представлена структурно-функциональная модель подготовки специалиста гостиничного сервиса, отражающая реальный уровень профессионального становления специалиста гостиничного сервиса, конкурентоспособного на рынке труда, а потому готового к саморазвитию профессиональных и личностных качеств;

— оптимизация критериев эффективности конкурентоспособности будущего специалиста гостиничного сервиса предложена по ключевым компетенциям, определяющих успешность социально-инициативной деятельности и личностно-профессионального саморазвития.

Задачи исследования:

1. Проанализировать состояние изучаемой проблемы и на этой основе спроектировать педагогическую технологию формирования профессиональной компетентности специалистов для предприятий гостиничного сервиса.

2. На основании системного, личностно-деятельностного, компетент-ностного подходов, предполагающих реализацию в образовательном процессе единства теории и практики, разработать структурно-функциональную модель подготовки специалиста гостиничного сервиса.

3. Уточнить понятия «профессиональная компетентность специалиста гостиничного сервиса», «педагогическая технология формирования компетентности специалиста гостиничного сервиса», «конкурентоспособность специалиста гостиничного сервиса».

4. В ходе опытно-поисковой работы проверить эффективность педагогической технологии формирования профессиональной компетентности специалистов гостиничного сервиса.

Общую методологию исследования составляют важнейшие теоретико-педагогические положения о взаимосвязи теории и практики, профессиональности образования, объективных и субъективных факторах развития и формирования профессиональной личности.

Теоретико-методологической основой исследования являются психологическая теория развития личности в процессе деятельности (Л.С.Выготский, С. Л. Рубинштейн, А. Р. Лурия и др.) — системно-деятельностный подход в познании и обучении (ПЛ.Гальперин,.

A.Н.Леонтьев, В. В. Давыдов, Н. Ф. Талызина и др.) — методология построения образовательных технологий и систем (В.В.Белич, В. П. Беспалько,.

B.И.Загвязинский, Т. Г. Калугина, Л. М. Кустов, Г. К. Селевко, Г. Н. Сериков, Г. П. Щедровицкий и др.) — концепция личностно ориентированного образования (Н.А.Алексеев, А. С. Белкин, Е. В. Бондаревская, А. Г. Гостев, Э. Ф. Зеер, A.M. Кузьмин, Л. М. Митина, В. В. Сериков, И. СЛкиманская и др.) — положения о человеке как субъекте собственной активности.

К.А.Абульханова-Славская, Б. Г. Ананьев, А. В. Брушлинский, А. Б. Орлов, В. И. Слободчиков и др.) — исследования, посвященные проблеме способностей и их развитию (В.Н.Дружинин, Б. М. Теплов, В. Д. Шадриков и др.) — концепции структуры личности (Р.Кэттелл, К. К. Платонов, А. Б. Орлов, Л. Н. Собчик, А. Г. Шмелев и др.) — концепции профессионализма деятельности и профессионализма личности (А.А.Бодалев, А. А. Деркач, С.А.Днеп-ров, Э. Ф. Зеер, Н. В. Кузьмина, Л. М. Кустов, А. К. Маркова, Л. И. Савва и др.) — концепции профессионально-педагогического образования (С.Я.Батышев, В. А. Бодров, Г. М. Романцев, И. П. Смирнов, Е. В. Ткаченко, В. А. Федоров и др.) — концепции «экономического человека» и его конкурентоспособности (Н.В.Родионова и др.) — В. Д. Чепика (направления реформ системы туристского образования), В. С. Преображенского, А. И. Сеселкина, Н. И. Волошина, А. В. Дроздова, Е. Н. Ильиной, Т. А. Ирисовой, Л. В. Курило (образовательные стандарты подготовки специалистов для туристской деятельности), А. А. Колпакова (проблемы сертификационного обучения) — основы теории и методики профессионального образования в сфере туристской деятельности разработаны В. А. Квартальновым, И. Д. Солодухиным (методика и педагогика профессионального обучения и подготовки специалистов для целей туризма), И. В. Зориным (планирование карьеры в туризме) и др.

Для решения поставленных задач и проверки гипотезы были использованы следующие методы исследования: общетеоретические (анализ понятийно-терминологической системыисследований, выполненных в области профессионально-педагогической деятельности и подготовки специалистов гостиничного сервисаизучение и анализ методической литературы по проблемепостроение гипотезпрогнозирование, моделирование) — эмпирические (наблюдение, беседа, изучение организационно-педагогических условий развития личности студента, обобщение педагогического и профессионального опытасоциологические (анкетирование, интервьюирование, опрос студентов и специалистов гостиничного сервиса) — социально-психологические (тестирование) — прогностические (моделирование, проектирование) — описательные (самоотчет, диалогическая беседа) — экспериментальные (констатирующий и формирующий эксперименты) — математическая и статистическая обработка экспериментальных данных.

Исследование осуществлялось в три этапа.

Первый этап (2003;2004 гг) — накопление и осмысление личного педагогического опытаизучение и теоретический анализ научно-методической литературы, опыта работы отечественных и зарубежных ученых по подготовке специалистов гостиничного сервисаразработка рабочих программ для обучения студентов специализации «Гостиничный сервис».

Второй этап (2004;2005 гг) — разработка учебно-методических комплексов дисциплин специализации «Гостиничный сервис" — обобщение опыта подготовки кадров индустрии гостеприимства в России и зарубежных странахподготовка эксперимента. Проектирование модели подготовки специалистов для предприятий гостиничного сервиса. Разработка педагогической технологии формирования профессиональной компетентности специалистов для предприятий гостиничного сервиса.

Третий этап (2005;2006 гг) — проведение экспериментаподведение итогов экспериментавнедрение результатов исследования в практику работы Южно-Уральского государственного университета, Уральского государственного университета физической культуры и Челябинского юридического колледжазаключительный период был посвящен оформлению результатов исследования и подготовке кандидатской диссертации.

Научная новизна исследования:

1. Спроектирована и экспериментально доказана эффективность педагогической технологии формирования профессиональной компетентности специалистов для предприятий гостиничного сервиса, которая определяет основные тенденции их профессионального становления (например, сочетание теоретических знаний, прагматизма квалификаций с процессом формирования профессиональных и личностных качеств), через технологическую карту выделяет основные интеграционно-модульные блоки, которые отражают технологический аспект подготовки специалиста гостиничного сервиса.

2. На основании системного, личностно-деятельностного, компетент-ностного подходов, предполагающих реализацию в образовательном процессе единства теории и практики, разработана структурно-содержательная модель подготовки специалиста гостиничного сервиса, отражающая реальный уровень профессионального становления специалиста гостиничного сервиса, конкурентоспособного на рынке труда, а потому готового к саморазвитию профессиональных и личностных качеств.

3. Выявлена перспективность реализация модели подготовки специалиста гостиничного сервиса в системе высшего образования. При этом факторами перспективности реализации модели выступают ее: 1) теоретическая оснащенность- 2) нормативная обоснованность- 3) технологическая состоятельность и воспроизводимость достижения запланированных результатов- 4) предсказуемость результатов в практике подготовки специалиста гостиничного сервиса.

Теоретическая значимость исследования: 1. Дополнено содержание понятий: «профессиональная компетентность специалиста гостиничного сервиса», рассматриваемая как качественная характеристика личности специалиста, которая включает систему научно-теоретических знаний, в том числе специальных знаний в области гостиничного сервиса, профессиональных умений и навыков, опыта, наличие устойчивой потребности в том, чтобы быть конкурентоспособным специалистом на рынке труда, проявляющим интерес к профессиональной деятельности своего профиля, осуществляющим процесс самосовершенствования, который реализует самореализацию специалиста в обществе, тем самым, обеспечивая сервис гостиничных услуг на высоком профессиональном уровне- «педагогическая технология формирования компетентности специалиста гостиничного сервиса» -целенаправленный и педагогически организуемый процесс, выстроенный как система научно обоснованных приемов и методик, спроектированный в виде технологической карты, отражающий деятельностное состояние личности, характеризующееся стремлением к развитию профессиональных, нравственных и деловых качеств личности будущего специалиста гостиничного сервиса, конкурентоспособного на рынке труда, а потому способного к саморазвитию- «конкурентоспособность специалиста гостиничного сервиса», под которой мы понимаем профессионально значимую способность к состязательному взаимодействию с другими специалистами гостиничного сервиса на рынке труда, а также в процессе личностно-профессионального и карьерного роста, основанную на потребностях самопроектирования, самоосуществления, самоактуализации.

2. Выявлены теоретическая и технологическая функции актуализации конкурентоспособности специалиста гостиничного сервиса, что значимо для решения задач дальнейшего развития теории и методики профессионального образования специалистов гостиничного сервиса.

Практическая значимость исследования:

Результаты исследования имеют методический уровень практической значимости, содержат инвариантную основу, позволяющую строить процесс формирования конкурентоспособности в вузе и послевузовской профессиональной адаптации на принципах деятельностного развития и личностного саморазвития специалистов гостиничного сервиса — на основе стимуляции их профессиональной активности. Определено содержание практического обучения студентов технологии гостиничного сервиса, представленное пакетом учебно-методических комплексов дисциплин, а также рядом учебных пособий, которые позволяют сформировать профессионально компетентного специалиста гостиничного сервиса, конкурентоспособного на рынке труда.

Научная обоснованность и достоверность результатов исследования обеспечивается: опорой на методологию системного (развитие социально-педагогических систем), деятельностного (профессионально-педагогическая деятельность) и личностного подходовиспользованием комплексной методики исследованиявоспроизводимостью результатов исследования и репрезентативностью полученных экспериментальных данныхколичественным и качественным анализомработой автора диссертационного исследования в качестве преподавателя вуза.

База исследования: Южно-Уральский государственный университет, филиал Южно-Уральского государственного университета (г. Миасс), Институт туризма и социально-культурного сервиса Уральского государственного университета физической культуры, Представительство Уральского государственного университета физической культуры (г. Златоуст), Челябинский юридический колледж. В опытно-экспериментальной работе участвовали студенты 2−5 курсов.

Апробация исследования осуществлялась в ходе обсуждения основных положений и результатов исследования на заседаниях кафедры педагогики и социальной работы, заседаниях научно-методического совета. Основные положения докладывались на научно-практических конференциях различного уровня: международных (Москва, Омск, Челябинск, Ростов-на-Дону и т. д.) — российских (Самара, Новосибирск, Екатеринбург, Челябинск, Сыктывкар и т. д.) — межвузовских.

На защиту выносятся:

1. Педагогическая технология подготовки специалистов гостиничного сервиса, рассматриваемая в трех аспектах.

Научный аспект: Педагогическая технология формирования профессиональной компетентности специалистов гостиничного сервиса — это целенаправленный и педагогически организуемый процесс, выстроенный как система научно обоснованных приемов и методик, спроектированный в виде технологической карты, отражающий деятельностное состояние личности, характеризующееся стремлением к развитию профессиональных, нравственных и деловых качеств личности будущего специалиста гостиничного сервиса, конкурентоспособного на рынке труда, а потому способного к самообразованию. Процессуально-описательный аспект отражен через технологическую карту формирования профессиональной компетентности специалистов гостиничного сервиса, в которой предложен алгоритм интегративно-модульного подхода к подготовке специалиста гостиничного сервиса, в котором определена совокупность задач, интеграция методов и средств, видов деятельности для достижения поставленной цели, которые предопределяют содержание подготовки специалиста гостиничного сервиса. Процессуально-действенный аспект представлен интеграционным модулем формирования профессиональной компетентности специалистов гостиничного сервиса, построенным на компететностном подходе, который определяет качества личности студента в каждом модуле на основе методов, приемов и личностного отношения будущего специалиста относительно целеполагания на определенном этапе его подготовки.

2. Структурно-функциональная модель подготовки специалиста гостиничного сервиса с высшим образованием, спроектированная на основании системного, личностно-деятельностного, компетентностного подходов, как ядро педагогической технологии отражает реальный уровень профессионального становления специалиста гостиничного сервиса, конкурентоспособного на рынке труда, а потому готового к саморазвитию профессиональных и личностных качеств.

3. Критерии эффективности результатов реализации педагогической технологии формирования компетентности специалиста гостиничного сервиса, реализуемые в учебном процесса вуза и представленные в виде ключевых компетенций: профессиональной, деловой, ценностной, коммуникативной, креативной.

Архитектоника диссертации соответствует логике исследования и включает введение, две главы, шесть параграфов, заключение, и список литературы. Библиографический список включает 178 наименований, в том числе 4 на иностранном языке. Общий объем работы составляет 178 страниц. Текст занимает 178 страниц, содержит 14 рисунков и 21 таблицу.

ВЫВОДЫ ПО ВТОРОЙ ГЛАВЕ.

1. Для решения задач формирования профессиональной компетентности специалистов гостиничного сервиса были выделены семь показателей: выбор профессии в области гостиничного сервисамотивы обучения в вузеуровень нравственно-волевых качествстепень педагогического воздействияналичие у студентов креативных и коммуникативных качеств, обеспечивающих профессиональную компетентность. Все вышеуказанные показателей были апробированы в экспериментальной работе. Они оказались ведущими в выборе профессии специалиста гостиничного сервиса. 2. Исследование мотивационной сферы студентов позволило выяснить следующее: мотивационная сфера на будущую профессиональную деятельность весьма обширна и насчитывает до 40 мотивов. Оптимальное количество реальных мотивов занятий исчисляются шестнадцатью. Общая их классификация по содержанию включает в себя семь групп, это: профессиональные, надежду на успех, престиж, дружбу и любовь и др., причем мотивами центральной тенденции экспериментальной работы являются профессиональные мотивы.

Использование мотивационного инструмента в педагогическом воздействии является современным подходом. Такой подход современен в связи с меняющимися ценностными установками во всем обществе и конкретно для молодых людей разного возраста, занимающихся гостиничным сервисом. Его использование актуально в плане выбора жизненного пути уже в юношеском возрасте.

3. Студенты экспериментальной группы выделяют мотивы с профессиональной окраской в качестве значимых. На резервах мотивационной сферы может быть сделан качественный скачок в методике воспитательной работы с будущими специалистами гостиничного сервиса, организованной в рамках специализированных курсов и во время педагогической практики.

4. Нами выявлены семь основных социально-значимых (нравственно-волевых) качеств, которые были объединены в три следующие алгоритмические связки по учебно-воспитательной работе со студентами: во-первых, это воспитание трудолюбия и выдержки с самообладаниемво-вторых, воспитание дисциплинированности и организованностив-третьих, воспитание целеустремленности, доброты, вежливости с сопереживанием. Построение годового графика педагогических воздействий на нравственную сферу составлено на основе таких пропорций: 50% учебного времени на изучение качеств первой группы (трудолюбие и выдержка с самообладанием), и по 25% времени на вторую и третью группу качеств.

Проведенное исследование специфики содержания нравственного воспитания студентов экспериментальной группы позволило выявить следующие педагогические находки. Были обозначены 30 положительных нравственных качеств, определены с достаточно высокой степенью достоверности (работа компетентных судей) семь основных качеств, которые явились фундаментом содержания программы воспитательной работы со студентами экспериментальной группы. Особенно ценной оказалась работа со студентами в формировании рефлексивного сознания. Таким образом, экспериментально доказано, что на мотивационную сферу влияет нравственный фундамент личности. Невозможно управлять мотивационной сферой без развитой у них нравственной основы.

5. Для апробации созданной педагогической технологии формирования профессиональной компентности специалиста гостиничного сервиса выбраны наиболее значимые профессиональные качества, которые включены нами в характеристику ключевых компетенций профессиональной подготовки. К наиболее ведущим для специалиста гостиничного сервиса мы отнесли: организованность (деловой потенциал), креативность (творческий и самокритический потенциал), коммуникативный потенциал, профессиональная компетентность в области гостиничного сервиса, для которых были разработаны карты наблюдения.

Опытно-экспериментальная работа показали, что в экспериментальная группа по всем параметрам имеет достаточно высокую оценку по предложенным компетенциям, которая составила 38,17%. Это доказывает, что, с одной стороны, предложенные нами ключевые компетенции профессиональной подготовки специалиста гостиничного сервиса реальны и жизненно важны для учащейся молодежи, выбравшей данную специальностьа, с другой стороны, анализ результатов поступления в вузы, в которых готовятся специалисты гостиничного сервиса, дает основание предполагать, что выдвинутые положения в гипотезе обоснованы и экспериментально доказаны: достаточно большой процент наших студентов востребованы на рынке труда. Особенно ценным для специалиста гостиничного сервиса оказались качества, помогающие осуществлять самоконтроль, самооценку, самоорганизацию и самореализацию в процессе производственной практики, способность концентрировать свои усилия, проявлять целеустремленность, умения самостоятельно ставить и решать задачи собственной профессиональной деятельности.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Исследования, представленные в данной диссертационной работе, позволяют прийти к следующим заключениям.

1. Одной из исходных причин, обусловивших необходимость профессиональной подготовки специалистов гостиничного сервиса, является то, что до сих пор обучение специалистов в данной отрасли базируется на начальном уровне профессиональной подготовки. Руководители туристских комплексов и гостиниц приобретают необходимые знания, навыки и умения только в ходе личного опыта туристской деятельности.

В настоящее время высшие учебные заведения, готовящие кадры для предприятий гостиничного сервиса осуществляют свою образовательную деятельность в рамках образовательного стандарта 230 500 Социально-культурный сервис и туризм (средние специальные учебные заведения — в рамках специальности 2302 Гостиничный сервис). Изложенные в данном образовательном стандарте требования являются необходимыми, но недостаточными, так как:

— соотношение между объемом аудиторных занятий и продолжительностью производственных практик является не достаточно оптимальным;

— на изучение специальных дисциплин выделяется недостаточно времени;

— отсутствуют рекомендации по организации и проведению производственных практик.

В результате сравнительного анализа подготовки специалистов гостиничного сервиса в странах с давними традициями гостеприимства, были выявлены следующие особенности организации обучения, которые можно применить в российских условиях:

— знакомство с технологиями гостиничного сервиса в производственных условиях, акцент на практическое овладение специальностью;

— многоуровневость и гибкость системы обучения;

— глубокое сегментирование рынка образовательных услуг;

2. В соответствии со сказанным, профессиональную компетентность специалиста гостиничного сервиса можно представить как качественную характеристику личности специалиста, которая включает систему научно-теоретических знаний, в том числе специальных знаний в области гостиничного сервиса, профессиональных умений и навыков, опыта, наличие устойчивой потребности в том, чтобы быть конкурентоспособным специалистом на рынке труда, проявляющим интерес к профессиональной деятельности своего профиля., осуществляющим процесс самосовершенствования, который реализует самореализацию специалиста в обществе, тем самым, обеспечивая сервис гостиничных услуг на высоком профессиональном уровне.

3. В рамках разработки педагогической технологии формирования профессиональной компетентности представлена модель подготовки специалистов гостиничного сервиса, которая включает в себя такие компоненты, как: цель, задачи, содержание, методы и формы, требования к специалистам. Нами выделены следующие профессиональной компетентности специалиста: мотивационно-целеволевой, функциональный, коммуникативный и рефлексивный.

4. Спроектирована педагогическая технология формирования профессиональной компетентности специалистов для предприятий гостиничного сервиса, которая отражает основные тенденции их развития (например, сочетание теоретических знаний, прагматизма квалификаций с процессом формирования практических умений и др.), определяет значимые личностные качества специалиста гостиничного сервиса и через технологическую карту выделяет основные интеграционно-модульные блоки, которые отражают процессуальный аспект подготовки специалиста гостиничного сервиса. 5. Ядром педагогической технологии является технологическая карта, построенная на интегративности модулей, которые рассматриваются нами как подсистема в системе педагогической технологии формирования профессиональной компетентности специалиста гостиничного сервиса, в ней ставятся конкретные профессиональные задачи студентам, решения которых обеспечивают:

— содержательный результат — повышение общекультурного уровня студентов, развитие их профессиональных интересов, профессиональной культуры, профессиональной компетентности, осознание формирования профессиональной компетентности как творческого процесса;

— дидактический результат — овладение студентами различными способами усвоения интегрированных знаний по дисциплинам гостиничного сервиса;

— воспитательный результат — развитие креативных начал личности, мотивации самовыражения, готовности студентов творить, познание собственных возможностей и механизмов творчества.

Технологическая карта формирования профессиональной компетентности специалиста гостиничного сервиса позволила нам спроектировать модель профессионально компетентной личности, под которой мы понимаем личность, которая способна осваивать достижения в области гостиничного сервиса, перерабатывать духовный опыт и культурные ценности и на этой основе самообразовываеть себя с тем, чтобы быть конкурентоспособной на рынке труда.

Создана методическая база обучения технологиям гостиничного сервиса, включающая в себя учебные программы и планы по дисциплинам специализации, входящим в структурную модель обучения технологиям гостиничного сервиса.

Проведенный анализ полученных результатов показал, что выдвинутая гипотеза нашла подтверждение, задачи научного поиска решены, цель исследования достигнута. В то же время, проведенное исследование не претендует на исчерпывающий анализ всех аспектов исследуемой проблемы ввиду ее многоплановости. Дальнейшее изучение проблемы может быть продолжено по следующим направлениям: теория и практика подготовки специалистов гостиничного сервиса в условиях региона. Щ.

Показать весь текст

Список литературы

  1. В. С. Основы научной организации педагогического контроля в высшей школе. — М.: МИСиС, 1989. — 168 с.
  2. Н. А., Аверин, И. С., Аршавин, J1. И. Экспресс диагностика профессиональной пригодности к педагогической деятельности // Психологические проблемы профориентации учащихся: Межвузовский сборник научных трудов. Челябинск: ЧГПИ, 1990. — 108с.
  3. О. В. Подготовка студентов университета к воспитательной работе в современных условиях: Дис.. канд. пед. наук. Иркутск, 1999.-197с.
  4. В. И. Дидактика воспитания и самовоспитания творческой личности: Основы педагогического творчества.- Казань: Изд-во КГУ, 1980.-238с.
  5. В. И. Педагогика творческого саморазвития: Инновационный курс: Кн. 1.-Казань, 1996.-С. 31.
  6. , О. С. Методологическая культура педагогической деятельности. М.: Экономика, 1991. — 61с.
  7. А. Г. Личность: психологическая стратегия воспитания. Новое педагогическое мышление / Под ред. А. В. Петровского. М.: Педагогика, 1989.-280с.
  8. А. Г. Психология личности. Принципы общепсихологического анализа. -М.: Изд-во МГУ, 1990.-367с.
  9. Ю. К. Оптимизация учебно-воспитательного процесса: Метод, основы. -М.: Просвещение, 1982.-192с.
  10. Ю. К. Избранные педагогические труды. М.: Педагогика, 1989. — 558 с.
  11. И.Бабанский Ю. К. Проблемы повышения эффективности педагогических исследований. -М.: Педагогика, 1982. 192 с.
  12. С. Н. Интеграция технологического и физического образования учащихся школ: Монография. М.: Изд-во «Прометей» МПГУ, 2002.-320 с.
  13. Г. Д. Психологические основы формирования профессионального интереса к педагогической деятельности. Омск: ОГИФК, 1990. — 186с.
  14. М.Байкова JI. А., Гребенкина JI. К., Еремкина О. В. и др. Справочник заместителя директора школы по воспитательной работе. М.: Центр «Педагогический поиск», 1999, — 160 с.
  15. Е. Н., Колесникова И. А. О воспитании и воспитательных системах.- СПб.: Центр пед. информации, 1996.-12с.
  16. В. И. Стандарты в непрерывном образовании: современное состояние. М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 1998. — 249 с.
  17. А. С. Компетентность. Профессионализм. Мастерство. Челябинск: ОАО «Юж.-Урал.Кн. изд-во», 2004. 176 с
  18. С. П. Профессиональная практика студентов и ее оценка // Тезисы докладов и сообщений II республиканской научно-методической конференции «Актуальные проблемы педагогики высшей школы». Минск, 1986. — С. 5.
  19. В. П. Проблема образовательных стандартов в США и России // Педагогика. 1995. — № 1. — С. 89−94.
  20. В. П. Системно-методическое обеспечение учебно-воспитательного процесса подготовки специалистов. М.: Высшая школа, 1989.- 144 с.
  21. В. П. Слагаемые педагогической технологии. М.: Высшая школа, 1989. — 191 с.
  22. В. П. Педагогика и прогрессивные технологии обучения. -М.: ИР-ПО МО РФ, 1995. 304 с.
  23. М. Н. Теоретические основы интеграции образования. М.: Совершенство, 1998.-192с.
  24. И. В., Садовский, В. Н., Юдин, Э. Г. Системный подход: предпосылки, проблемы, трудности. М.: Знание, 1969. — 48 с.
  25. А. А., Володаманова Н. Ю., Георгиев К. В. Организация и управление гостиничным бизнесом: Учебник / Под ред. A.JI. Лесника. М.: Интел Универсал, 2000. — 280 с.
  26. В. И. Педагогическая технология: эволюция понятия // Сов. педагогика. 1991. — № 9. — С. 123−128.
  27. Е.В. Ценностные основания личностно-ориентированного образования// Педагогика.-1995.- № 5,-С.12−15
  28. Е. В. Гуманистическая парадигма личностно-ориентированного образования // Педагогика, 1997, — № 4.- С.11−15.
  29. Н. Ф. Об основах межпредметных связей // Сов. педагогика. 1971. — № 11. — С. 24−31.
  30. А. Д. Организация и методика педагогических исследований.- М., 1981. 43 с.
  31. Н. П. Моделирование сложных систем. М.: Наука, 1978. -400 с.
  32. Г. Д. Современное образование: тенденции и направления развития // Образование и наука. Будущее в ретроспективе: Научно-методический сборник / Авт.-сост. Е. В. Ткаченко. Екатеринбург: Изд-воУрО РАО, 2005.-434 с.
  33. В. В. Учебно-производственная зарубежная практика менеджеров туризма в системе высшего профессионального образования. Автореф. дис.. канд. пед. наук. Сходня: РМАТ, 2000. — 24 с.
  34. А. А. Активное обучение в высшей школе: комплексный подход. М.: Высшая школа, 1991. — 204 с.
  35. Т. И., Богданов Ю. В. Проблемы повышения профессионального уровня туристских кадров // Развитие туризма в условиях современных интеграционных процессов: Материалы научно-практической конференции. Минск, 1997.-С. 155−158.
  36. Ю. Г. Диссертация: Подготовка, защита, оформление: Практическое пособие / Под ред. Н. И. Загузова. М.: Гардарики, 2002.- 160 с.
  37. И. А., Арташкина Т. А. Использование профессиональных задач в процессе обучения // Практика создания модели специалиста в различных вузах. М.: Знание, 1989. — С. 6976.
  38. Воогт Йоке, Рыжаков Михаил, Пломб Тьерд. Функции и структуры стандартов: сравнительный анализ на примере трех стран // Тезисы докладов международной конференции «Образовательные стандарты: проблемы и перспективы». М.: МЦНТИ, 1995. — С. 155 156.
  39. Воспитательная работа в вузах России в новых условиях /А.А.Бартоломей, М. Б. Немировский, В. Н. Стегний и др. М., 1997.-40с.
  40. А. И. Связь высшего образования и производства в странах Запад // Экономические науки. 1991. — № 3. — С. 22−27.
  41. Е. Н. Формирование профессиональных навыков обслуживания туристов в процессе подготовки менеджеров гостеприимства. Автореф. дис.. канд. пед. наук. — М.: РМАТ, 1999.-24 с.
  42. . С. Стратегические приоритеты развития образования в России // Педагогика. 1996. — № 5. — С. 46−54.
  43. . С. Педагогическая прогностика: Методология, теория, практика. Киев: Изд-во при Киевском ун-те ИО «Вища школа», 1986.-200 с.
  44. . С. Гуманизация образования: необходимость новой парадигмы // Магистр,-1991 .-Июнь.- С. 17.
  45. Е. И. Жизненная перспектива и профессиональное самоопределение молодежи. Киев: «Наукова думка», 1988. — 144с.
  46. А. Е. Роль трудовых коллективов в формировании профессиональной направленности школьников // Советская педагогика. 1984. -№ 3.- С. 42−48.
  47. А. Е., Кондратьева, Л. JI. О профессиональных намерениях учащихся выпускных классов. / В кн.: Профессиональная работа в школе. Калуга, 1968. — 128с.
  48. В. В. Лекции по педагогической технологии. М., 1992.- 57с.
  49. Дж., Стенли Дж. Статистические методы в педагогике и психологии. М.: Прогресс, 1976. — 495 с.
  50. Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования. М.: Госкомитет по высшему образованию, 1995. — 382 с.
  51. В. Толковый словарь живого великорусского языка. В 4-х., Т.4. -М., 1979.
  52. А. П. Активные методы обучения в повышении качества подготовки туристских кадров // Развитие туризма в условияхинтеграционных процессов: Материалы научно-практической конференции. Минск, 1997.-С. 158−160.
  53. Д. В. Характеристика зарубежных школ индустриального туризма и гостеприимства: Учебное пособие. -М.: РМАТ, 2000 123 с.
  54. В. И. Взаимосвязь педагогической науки и практики. -М.: Педагогики, 1984. 176 с.
  55. В. И. Методология и методика социально-педагогического исследования. Тюмень, 1995. — 98 с.
  56. Закон РФ «Об образовании» // Сборник нормативно-методических материалов по профессиональному обучению. СПб.: УМЦ, 1995. -24 с.
  57. Закон РФ «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» от 22.08.1996 № 125-ФЗ // Сборник нормативно-правовых и методических документов в сфере профессионального дополнительного образования. М., 1998. — С. 38−52
  58. Г. И., Никульшина М. Н. Вариант системного подхода // Вестник высшей школы. 1984. — № 2. — С. 26−27.
  59. Э. Ф. Психологические особенности и закономерности становления личности инженера-педагога: сб. научн. тр. -Свердловск, 1991. С. 3−16.
  60. Э. Ф. Психология профессий. Учебное пособие. -Екатеринбург: Урал. гос. проф.-пед. ун-та, 1997. 244с.64.3еер Э. Ф. Личностно ориентированное профессиональное образование. Екатеринбург: Урал. гос. проф.-пед. ун-та, 1998. — 51с.
  61. Э. Ф., Водеников В. А., Доронин Н. А., Зеер П. Ф., Колобков И. А. Психолого-педагогическое обеспечение подготовки ремесленников-предпринимателей/ Под ред. Э. Ф. Зеера. Екатеринбург: Урал. гос. проф.-пед. ун-та, 2001. — 233с.
  62. В. П., Моргунов В. В. Человек развивающийся: Очерки российской психологии. М.: Тривола, 1994.- 304с.
  63. Г. И. Формирование содержания образования в профессиональном лицее туристского профиля: Автореф. дис.. канд. пед. наук. М.: РМАТ, 1998. — 21 с.
  64. И. В. Менеджмент персонала. Планирование карьеры в туризме. М.: РМАТ, 1997. — 240 с.
  65. Е. Н. Педагогические аспекты подготовки студентов к предпринимательской деятельности в процессе обучения туроперейтингу: Автореф. дис.. канд. пед. наук. М.: РМАТ, 1998. -24 с.
  66. Т. А. Структурно-системный подход к организации обучения. М.: Знание, 1972. — 78 с.
  67. Инновационное обучение: стратегия и практика. М., 1994.- 207с.
  68. В. А. Становление системы образования для целей туризма: Содержание эксперимента на примере Российской международной академии туризма. М.: РМАТ, 1997. — 75 с.
  69. В. А., Зорин И. А. Туристский бизнес и система обучения кадров предприятий обслуживания М.: ИПКРТЭО, 1990. -126 с.
  70. В. А., Солодухин И. Д. Методика и педагогика профессионального обучения и подготовки специалистов для целей туризма в России. Из опыта образовательных учреждений социального туризма. 1987−1997. М.: РМАТ, 1997. — 214 с.
  71. В. А. Педагогика и туризм. М.: Советский спорт, 2000.-360 с.
  72. В. А. Теоретические основы становления и развития системы непрерывного профессионального образования в сфере туристской деятельности. Автореф. дис.. докт. Пед. наук. М.: РМАТ, 2000. — 35 с.
  73. М. Н. Инновации в мировой педагогике: обучение на основе исследования, игры и дискуссии. Рига, НПЦ «Эксперимент», 1995. -176с.
  74. Е. А. Введение в психологию труда. М.: МГУ, 1988. — 200с.
  75. Е. А. Как выбрать профессию. М.: Просвещение, 1984. — 159с.
  76. Г. М., Коджаспиров А. Ю. Педагогический словарь: Для высших учебных заведений. М.: Академия, 2001. — 179 с.
  77. А. А. Основы теории системного подхода. Киев: Наук, думка, 1988.-176 с.
  78. А. К. Энциклопедия педагогических технологий: Пособие для преподавателей. СПб.: КАРО, 2004. -368 с.
  79. И. О. Методы математической статистики в педагогических исследованиях // Оздоровительные технологии XXI века: Материалы международной научно-практической конференции 3−5 декабря 2002. Челябинск: Изд-во ЮУрГУ, 2002. — С. 222−230.
  80. А. И. Культура педагогического исследования. Минск, 1986.
  81. В. В. Методология педагогического исследования. -Самара: Изд-во СамГПИ, 1994. 165 с.
  82. Н. Б. Культурология образования. -М.: Народное образование. 2000.-272с.
  83. Н. В. Методы системного педагогического исследования. Л.: Изд-во ЛГУ, 1980. — 172 с.
  84. Н. В. Опыт экспериментального моделирования деятельности преподавателя высшей школы // Современная высшая школа. 1977. — № 3. — С. 73−87.
  85. И. В., Кулак А. И. Активизация учебного процесса На лекциях // Тезисы докладов и сообщений II республиканской научно-методической конференции «Актуальные проблемы педагогики высшей школы». Минск, 1986. — С. 19.
  86. JI. М. Системный подход к проблемам профессиональной направленности молодежи / Проблемы формирования профессиональной направленности молодежи. Челябинск: ЧГИФК, 1993, вып. 1-й.-С. 6−10.
  87. А. А. Методы исследования в профессиональной подготовке. Таллин: Валгус, 1980. — 334с.
  88. В. А. Воспитание творчестваом. -Томск, 1992. -52с.
  89. К. М. Педагогическая деонтология. -Екатеринбург: Деловая книга, 1999.- 270с.
  90. М. М. Технологии профессионального педагогического образования: Учебное пособие для студентов высших педагогических учебных заведений. М.: Академия, 2001. — 272 с.
  91. В. С. Содержание образования: сущность, структура, перспективы. М.: Высшая школа, 1991. — 224 с.
  92. А. Н. Общее понятие деятельности // Хрестоматия по возрастной психологии / Под ред. Д. И. Фельдштейна. М., 1994.
  93. . Т. Цели воспитания личности // Сов. педагогика. 1991. -№ 4 — С.65−68.
  94. В. Я.Инновационное обучение, — М., 1992.-50с.
  95. В. Н. Межпредметные связи в процессе обучения. -М.: Просвещение, 1988. 91с.
  96. А. К. Психология труда учителя: Книга для учителя. М.: Просвещение, 1993. — 192 с.
  97. С. А. Модульная технология в учреждениях СПО: сущность, опыт применения, проблемы развития/Юбразование и наука Южного Урала. 2002. — № 3. — С. 38−39.
  98. В. С. Лекции по психологии мотивов человека. -Пермь: ПГУ, 1971.- 120 с.
  99. М. X., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента: Пер. с англ. М.: Дело, 1992. — 702с.
  100. Мун А. Н. Информационные технологии и гуманизация образования // Искусство и образование. 2000.- № 2.- С.39−42.
  101. А. Я. Инновации в образовании. Челябинск: Урал ГАФК, 1996, — 144с.
  102. А. Я. Проблемы управления профессиональной подготовкой кадров в условиях рыночных отношений: Учеб. пособие. Челябинск: Транспорт, 1991.-202с.
  103. А. Я., Гостев, А. Г. Какой быть новой педагогике? -Челябинск: Юж.-Урал. кн. изд-во, 1993.- 212с.
  104. С. Д. Игровые методы подготовки кадров. М.: Высшая школа, 1995. — 206 с.
  105. А. М. Научно-экспериментальная работа в образовательном учреждении (деловые советы). М: АПО, 1998. -132 с.
  106. А. М. Профессиональное образование в России. М.: ИЦП НПО РАО, 1997. — 254 с.
  107. С. А. Ассоциативно-синектический подход к развитию творчества учащихся // Образование и наука. Будущее в ретроспективе: Научно-методический сборник / Авт.-сост. Е. В. Ткаченко. -Екатеринбург: Изд-во УрО РАО, 2005. 434 с.
  108. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования: Учебное пособие для педагогических вузов и системы повышения квалификации педагогических кадров / Под ред. Е. С. Полат. -М.: Академия, 2001.-270 с.
  109. Д. У., Сканнел, Э. Е. Деловые игры и современный бизнес. М.: Бином, 1997. — 140 с.
  110. Образование в туризме // Туризм: обзор материалов. Вып. 4. -М.: Он-Лайн, 1996.-98 с.
  111. Общероссийский классификатор профессий рабочих, должностей служащих и тарифы разрядов (ОК 016−94) / Минтруда России. Госстандарт России. -М., 1996. 168 с.
  112. Г. В., Москвичев Л. Н., Кабыша А. В. и др. Социология. Основы общей теории: Учебное пособие. М.: Наука, 1996.-164 с.
  113. Педагогика: Учеб. пособие для студентов педагогических институтов / Под ред. Ю. К. Бабанского. М.: Педагогика, 1982. -192 с.
  114. Педагогика: Учебное пособие для студентов педагогических учебных заведений / Под ред. П. И. Пидкасистого. М.: Педагогика, 1995.-638 с.
  115. Педагогика высшей школы: Учебное пособие / Сост. В. В. Биктагиров. Казань: Изд-во Казанского университета, 1985. — 192 с.
  116. А. В. Идея «Я = мир» в развитии личности. М.: Инноватор, -1996.-№ 3
  117. А. В. Психология развивающей личности. М.: Педагогика, 1997.- 268с.
  118. Ю. JI. Применение системного подхода к построению учебного предмета: Автореф. дис. канд. пед. наук. -М, 1975. 19 с.
  119. Преподавание социально-гуманитарных дисциплин в вузах России. Аналитический доклад / Под ред. Л. Г. Ионина. М.: Логос, 2003. — 660 с.
  120. А. В. Психология развивающей личности. М.: Педагогика, 1997.- 268с.
  121. В. Ю. Основы педагогической технологии. М.: Ассоциация авторов и издателей «Тандем»: «Роспедагентство», 1997. -176с.
  122. . А. Диссертация и ученая степень. Пособие для соискателей. М.: ИНФРА-М, 2000. — 304 с.
  123. Решетова 3. А., Беляева С. А. Один из подходов к построению учебной дисциплины // Вестник высшей школы. 1985. — № 1. — С. 35−39.
  124. Решетова 3. А., Шамсутдинов И. Г. Проекция системного анализа на учебную деятельность // Вестник высшей школы. 1985. — № 6. — С. 24−28.
  125. В. В., Попкович Г. А. Системный подход к обоснованию содержания учебных дисциплин // Тезисы докладов и сообщений II республиканской научно-методической конференции «Актуальные проблемы педагогики высшей школы». Минск, 1986. -С. 10.
  126. Г. К. Современные образовательные технологии: Учеб. пособие. -М.: Нар. Образование, 1998.- 256с.
  127. Г. Н. Самообразование: Совершенствование подготовки студентов.- Иркутск: Изд-во Иркут. ун-ва, 1991.- 232с.
  128. Г. Н. Элементы теории системного управления образованием: В 5-ти частях. Челябинск: ЧГТУ, 1994.
  129. А. П. Актуальные вопросы концепции воспитания в современных условиях // Молодежь: будущее России / Под ред. И. Н. Ильинского. -М., 1995.- С. 238.
  130. В. А., Подымова JI. С. Педагогика: Инновационная деятельность. М.: ИЧП «Изд-во Магистр», 1997.- 224с.
  131. Я. и др. Методология и методы педагогических исследований. М.: Педагогика, 1989. — 224 с.
  132. В. А., Исаев И. Ф., Шиянов Е. Н. Общая педагогика: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Под ред. В. А. Сластенина: В 2 ч. -М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003.
  133. И. П., Ткаченко Е. В. Новый принцип воспитания: ориентация на интересы молодежи. Екатеринбург: ИД «Сократ», 2005.-184 с.
  134. Е. Э. Пути формирования модели специалиста с высшим образованием. JL: Изд-во Ленингр. ун-та, 1977. — 108 с.
  135. Д. В., Якунин В. А. Математические модели в психолого-педагогических исследованиях: Учебное пособие. Л., 1980.-67 с.
  136. Е. В., Чупанов А. Х. Значение и содержание специализаций государственного отраслевого стандарта высшего профессионального образования «туризм» // Дополнительное образование.-2004. № 11.-С. 13−15.
  137. Н. Ф. Теоретические проблемы разработки модели специалиста // Современная высшая школа. 1986. — № 2 (54). — С. 75−83.
  138. Н. Ф. и др. Пути разработки профиля специалиста / Талызина Н. Ф., Печенюк Н. Г., Хихловский Л. Б. Саратов: СГУ, 1987.- 176 с.
  139. Н. Ф. Методика составления обучающих программ: Учебное пособие. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1980. — 47 с.
  140. Теория и практика педагогического эксперимента / Под ред.
  141. A.И. Пискунова, Г. В. Воробьева. М., 1979.
  142. Е. В. Проблемные вопросы российского образования на рубеже столетий // Образование и наука. Будущее в ретроспективе: Научно-методический сборник / Авт.-сост. Е. В. Ткаченко. -Екатеринбург: Изд-во УрО РАО, 2005. 434 с.
  143. Е. В. Научные основы и приоритеты развития начального профессионального образования // Образование и наука. Будущее в ретроспективе: Научно-методический сборник / Авт.-сост. Е.
  144. B. Ткаченко. Екатеринбург: Изд-во УрО РАО, 2005. — 434 с.
  145. Н. А. Пути совершенствования педагогической технологии в подготовке учителя Челябинск: ЧГПИ, 1991.- 58с.
  146. П. И., Сентовский, И. Б. Технология модульного обучения в школе. -М: Новая школа, 1997.- 350с.
  147. Т. Н. Теоретические основы управления профессиональной подготовкой специалистов: Монография. -Челябинск: Изд. ЮУрГУ, 2000. 292 с.
  148. Т. Н. Педагогические проблемы маркетинга образования: Монография. Челябинск: Изд. ЮУрГУ, 2000. — 213 с.
  149. В., Трауенберг С. Воспитание личности будущего специалиста // Высшее образование в России. 1995. — № 4. — С. 2126.
  150. Н. Н., Трубайчук JL В., Большакова 3. М., Бормотова М. М. Инновационные процессы в обучении: Учебное пособие для студентов педвузов. -М.: Издат. дом «Восток», 2002.-256с.
  151. К. Д. Человек как предмет воспитания // Ушинский К. Д. Пед. соч. Т.5−6.- М., 1990.
  152. В. А. Малые гостиницы в индустрии гостеприимства: Методические рекомендации для проведения деловой игры в помощь менеджеру туризма. М.: РИБ «Турист», 2000. — 103 с.
  153. Философско-социологические проблемы воспитания: Сб. науч. тр. / Отв. ред. Г. М. Коростелев. Свердловск, 1980.- 181с.
  154. В. Д., Кальней В. А., Сеселкин А. И. Подготовка научно-педагогических кадров для туризма // Актуальные проблемы туризма- Сборник докладов и тезисов сообщений 11-й
  155. Всероссийской научно-практической конференции. М.: РМАТ, 1998.-С. 13−15.
  156. В. Д., Левченкова Т. В. Содержание образования в системе подготовки специалистов для туризма // Актуальные проблемы туризма-98. Сборник докладов и тезисов сообщений 11-й Всероссийской научно-практической конференции. М.: РМАТ, 1998.-С. 70−72.
  157. Д. Б. Дидактические технологии в высшей школе: Учеб. Пособие для вузов. М.:ЮНИТИ-ДАНА, 2002. — 437 с.
  158. В.Д. Социальные науки и гуманизация высшего образования в России // Высшее образование в России. 1992. — № 3. -С. 45−49.
  159. С. Е. Образовательные стандарты и качество образования // Образовательные стандарты и контроль качества. Сборник научных трудов. Вологда, 1996. — С. 25−34.
  160. С. Е., Кальней, В. А. Мониторинг качества образования. М. РПО, 1998. — 300 с.
  161. А. И. Развитие идей интеграции наследие XX века // Искусство и образование. — 2001.- № 1. — С. 15 -18.
  162. Г. И. Формирование познавательных интересов в педагогике. М.: Педагогика, 1971. — 351 с.
  163. В. С. Содержание и организация профессиональной подготовки специалистов для предприятий сферы гостеприимства: Автореф. дис. канд. пед. наук. -М.: РМАТ, 2001 -21 с.
  164. И. П. Интеграционные процессы в высшей школе. -Л.: Изд-во ЛГУ, 1980.- 115с.
  165. Н. М. Подготовка студентов к творческой воспитательной деятельности. Челябинск: Изд-во ЧГПИ, 1991.
  166. Н. М. Теория и практика подготовки будущего ^ учителя к творческому решению воспитательных задач: Дис. .докт.пед. наук. Челябинск, 1992.- 403с.
  167. И.С. Личностно ориентированное обучение в современной школе. М.: МГУ, 1996. — 96 с.
  168. Murray Н.А., Explorations in Personality (New-York: Oxford University Press, 1968).
  169. Nel Noddings. Philosophy of Education. Westview Press. 1995.
  170. Carroll S.J. and Tosi H.L., Organisational Bihavior (Chicago: St. Clair Press, 1977), p. 80.
  171. M.A., Bridgewell L.G., «Maslow Reconsidered: A Review 1 of Research on the Need Hierarchy Theory», Organizational Bihavior and
  172. Human Performans, Vol.15 (1976), pp. 212−240.
Заполнить форму текущей работой