Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Методика проблемного обучения студентов информатике на основе сетевой интеллектуальной обучающей системы

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Развитие организации обучения и передачи опыта началось с появления методики проблемного обучения, основная идея которого — самостоятельное приобретение знаний учащимися при разрешении проблемных ситуаций. Данная методика, развивающаяся уже более полувека, детально исследовалась многими известными отечественными и зарубежными учеными (М.Н. Скаткин, И. Я. Лернер, К. Д. Ушинский, Дж. Дьюи, М. И… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. Методика проблемного обучения в условиях ИКТ
    • 1. 1. Анализ проблемного обучения
      • 1. 1. 1. Генезис проблемного обучения
      • 1. 1. 2. Понятие проблемного обучения
      • 1. 1. 3. Вопросы и проблемы применения методики проблемного обучения
    • 1. 2. Проблемное обучение с позиции ИКТ
      • 1. 2. 1. Роль программных средств при организации методики проблемного обучения
      • 1. 2. 2. Дистанционные методы и средства поддержки методики проблемного обучения
    • 1. 3. Реализация методики проблемного обучения в дистанционном режиме
      • 1. 3. 1. Формализация целей и критериев их достижения
      • 1. 3. 2. Типология проблемных ситуаций
      • 1. 3. 3. Предпосылки реализации технологии
      • 1. 3. 4. Описание реализации методики обучения в обучающей системе
      • 1. 3. 5. Оценка критериев выбора технологии обучения
    • 1. 4. Условия информационного взаимодействия
      • 1. 4. 1. Элементы системы, ее участники и формы их взаимодействия
      • 1. 4. 2. Информационное взаимодействие и обратная связь с участниками
  • Выводы
  • Глава 2. Интеллектуальная обучающая система ITiS Learning System
    • 2. 1. Проектирование обучающей системы
      • 2. 1. 1. Организация и стратегия обучения в среде
      • 2. 1. 2. Разработка системных требований и функциональных возможностей
      • 2. 1. 3. Проектирование интерфейсной части среды
      • 2. 1. 4. Проектирование экспертной базы знаний
      • 2. 1. 5. Организация и стратегия разрешения проблемных ситуаций в системе
      • 2. 1. 6. Выбор контролируемых параметров
      • 2. 1. 7. Оценка соответствия принципов работы системы реальному разрешению проблемных ситуаций
    • 2. 2. Математические методы обучающей системы
      • 2. 2. 1. Кластеризация многомерных данных
      • 2. 2. 2. Оптимизация стохастических процессов с дискретным контролем времени
      • 2. 2. 3. Критерии оптимальности решения задач
    • 2. 3. Реализация программной части обучающей системы
      • 2. 3. 1. Выбор СУБД и программной платформы
      • 2. 3. 2. Проектирование базы данных
      • 2. 3. 3. Разработка хранимых процедур БД
      • 2. 3. 4. Разработка программного обеспечения
  • Выводы
  • Глава 3. Методика проблемного обучения с использованием обучающей системы
    • 3. 1. Руководство пользователя по использованию обучающей системы
      • 3. 1. 1. Регистрация анонимного пользователя
      • 3. 1. 2. Руководство администратора
      • 3. 1. 3. Руководство эксперта
      • 3. 1. 4. Руководство преподавателя
      • 3. 1. 5. Руководство студента
    • 3. 2. Методика организации обучения с помощью системы
      • 3. 2. 1. Общие принципы
      • 3. 2. 2. Условия эффективного применения
      • 3. 2. 3. Обучающая система как дополнительный инструмент
      • 3. 2. 4. Демонстрация методики проблемного обучения с ИОС
    • 3. 3. Педагогический эксперимент
      • 3. 3. 1. Постановка педагогического эксперимента
      • 3. 3. 2. Ход выполнения эксперимента
      • 3. 3. 3. Анализ результатов эксперимента

Методика проблемного обучения студентов информатике на основе сетевой интеллектуальной обучающей системы (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность научной проблемы состоит в том, что в настоящее время важным приоритетным направлением развития высшего образования признано качество подготовки специалистов в области информатики и информационных технологий. Кроме того, на текущий момент развития нашей страны и мира проблемы национальной безопасности и качества образования стали тесно переплетаться [119]. Повышение качества подготовки студентов по информатике можно обеспечить передовыми педагогическими технологиями, с одной стороны, и использованием средств информационно-коммуникационных технологий (ИКТ), — с другой.

С появлением новых средств обработки, передачи и использования информации активизируется использование интеллектуальных обучающих систем (ИОС). Данный процесс инициирует такие направления деятельности, как «создание и реализация возможностей средств новых информационных технологий (СНИТ), ориентированных на развитие интеллектуального потенциала обучаемых, разработка педагогических программных средств, необходимых для повышения эффективности образовательного процесса и реализации психолого-педагогических целей обучения и воспитания» (И.В. Роберт). Среди них особый интерес вызывают различные сетевые обучающие системы, функционирующие на основе искусственного интеллекта.

При этом образование является приоритетом государственной политики, что зафиксировано в Национальной доктрине образования Российской Федерации. Факт необходимости ускорения модернизации российского образования, результатом которой станет достижение современного качества образования, отражен в положении о приоритетном национальном проекте «Образование». Эта цель будет успешно реализовываться в свете интернетизации образования в рамках национального проекта «Образование» (Приказ Минобрнауки России и.

Мининформсвязи России от 30 июня 2006 г. № 176/85 «Об организации подключения к сети Интернет образовательных учреждений, не имеющих такого доступа»). В этой связи следует рассматривать методические системы обучения студентов информатике в контексте с глобальной информатизацией образования.

Вопросы развития методики преподавания информатики в вузах являются темой многих научных исследований теоретико-методологического направления (Ю.К. Бабанский, В. Г. Кинелев, B.C. Леднев, И. Я. Лернер, И. В. Роберт, М. П. Лапчик, В. В. Краевский, В. В. Давыдов, Я. А. Ваграменко, А. В. Могилев, Е. К. Хеннер, Н. И. Пак, А. Е. Поличка, С. Р. Удалов, М.И. Рагулина).

Развитие вычислительной техники, программного обеспечения, IT-индустрии обусловливает необходимость углублять содержание курса информатики в сторону прикладных вопросов, порождает трудности их изучения. Усложнение компьютерных систем, сетей, технических объектов, трудность их администрирования и обслуживания актуализируют проблему обучения специалистов эффективным и оптимальным действиям при решении практико-ориентированных проблемных задач. Под оптимальностью разрешения проблемных ситуаций (или локализации проблем) понимается такая последовательность шагов, при которой уровень неопределенности истинной причины проблемы постоянно снижается.

Развитие организации обучения и передачи опыта началось с появления методики проблемного обучения, основная идея которого — самостоятельное приобретение знаний учащимися при разрешении проблемных ситуаций. Данная методика, развивающаяся уже более полувека, детально исследовалась многими известными отечественными и зарубежными учеными (М.Н. Скаткин, И. Я. Лернер, К. Д. Ушинский, Дж. Дьюи, М. И. Махмутов, A.M. Матюшкин, А. В. Хуторской, М. А. Чошанов, А.А. Поляруш) и успешно применяется на практике. Проблемное обучение в предметной подготовке студентов по информатике 6 может способствовать повышению уровня их продуктивной деятельности и самостоятельности в приобретении знаний. В этой связи возникает необходимость учить будущих специалистов в области информатики решать проблемы, устранять их причины, способствовать приобретению опыта при разрешении учебных проблемных ситуаций. Без привлечения интеллектуальных методов и средств решить это достаточно сложно в силу многих факторов реальной образовательной практики.

Теоретические и практические основы информационных обучающих систем заложены в трудах различных исследователей (Н.О. Карбелашвили, JI.C. Зазнобина, А. А. Журин, С. В. Попов, М. В. Пряжевская, З. О. Джалиашвили, P.P. Фокин, С. В. Кувшинов, Б. М. Горенский, JI.C. Болотова, Е. В. Касьянова, Е. А. Троицкая, П.Д. Волков) и разработчиков (А.В. Пономаренко, В. А. Шахнов, А. И. Власов, В. О. Мигунов, Д. В. Крайтор, В. А. Степанцов, С. В. Тархов, Е.В. Касьянова).

Развитие сети Интернет в начале 90-х годов позволило по-новому взглянуть на дистанционное обучение (ДО) и способствовало его активному использованию в образовательном процессе. Организации этой форме обучения, основанной еще в середине XX века, посвящены работы многих исследователей (Я.А. Ваграменко, А. А. Федосеев, Д. А. Богданова, А. В. Хуторской, A.M. Бершадский, В. В. Гриншкун, Е.С. Полат). В последние годы осознание высокой роли информационной составляющей окружающего мира и развитие сетевого общества привели к развитию проективной стратегии организации сложных систем в сфере образования (Н.И. Пак, Г. Л. Ильин, И.В. Богомаз).

Реализовать методику проблемного обучения студентов информатике можно с помощью компьютерных имитационных тренажеров. Данные программные средства хорошо функционируют в дистанционном режиме, их технические и математические аспекты четко формализованы. Однако существующие модели узкоспециализированы и их разработка является делом трудоемким, дорогостоящим и длительным по времени.

Дистанционный режим обучения имеет много преимуществ (интерактивность, доступность, гибкость), однако современные средства и методы обучения в большинстве случаев не способствуют научению оптимальному разрешению проблемных ситуаций. Вследствие этого необходимо использовать интеллектуальные и адаптивные алгоритмы накопления опытной информации о ходе обучения для индивидуализации этого процесса в сетевых обучающих системах на клиент-серверной Web-платформе.

Проблему исследования определяют несколько противоречий между: а) высокими дидактическими качествами методики проблемного обучения для творческого и интеллектуального развития обучаемых, стимуляции самостоятельной познавательной и исследовательской деятельности и отсутствием теоретической и практической базы ее использования в предметном обучении студентов информатикеб) необходимостью развития у студентов продуктивности деятельности при решении проблемных задач по информатике и отсутствием специальных методик, позволяющих повысить этот уровеньв) необходимостью и возможностью индивидуализации обучения студентов оптимальному разрешению проблемных ситуаций и отсутствием специальных программных средств реализации методики проблемного обучения с применением дистанционных форм.

Проблемой исследования являются вопросы развития и реализации методики проблемного обучения студентов в предметной подготовке по информатике на основе интеллектуальных средств средств информационно-коммуникационных технологий.

Исходя из вышесказанного целью диссертационного исследования стали разработка и обоснование методики проблемного обучения студентов информатике с использованием специальной сетевой интеллектуальной обучающей системы, обеспечивающей условия повышения продуктивности деятельности при решении проблемных задач.

Объектом исследования в работе выступает учебный процесс по информатике в вузе с использованием дистанционных средств и методов обучения.

Предметом исследования является методика проблемного обучения студентов информатике с использованием интеллектуальной обучающей системы.

В основу исследования положена гипотеза о том, что повышение уровня продуктивности деятельности студентов при решении проблемных задач в их предметной подготовке по информатике может быть обеспечено, если в методике обучения использовать интеллектуальную обучающую систему при следующих условиях.

1. На организационно-методическом уровне: применение проективной стратегии обучения (по правилу «все-для-всех») при использовании сетевой интеллектуальной обучающей системы, доступной в Интернет.

2. На уровне управления учебной деятельностью: использование интеллектуальных и адаптивных алгоритмов индивидуализации обучения.

3. На содержательном уровне: наполнение базы знаний экспертами в проблемной области, базы проблемных заданий — преподавателями информатики, обучение системы всеми участниками системы (экспертами, преподавателями, студентами).

4. На учебном уровне: целенаправленное использование системы студентами на практических занятиях в компьютерном классе, а также при самостоятельной подготовке к промежуточной и итоговой аттестации по заданным темам курса информатики в дистанционном режиме.

Повышение уровня продуктивности деятельности студентов при решении проблемных задач в их предметной подготовке по информатике с использованием обучающей системы будет оцениваться по уровню оптимальности локализации учебных проблемных ситуаций и уровню незавершенности их разрешения (на основе трудов Н. В. Кузьминой и А.А. Деркача).

Учитывая указанную проблему, совокупность противоречий, цель и гипотезу в диссертационном исследовании поставлены следующие задачи.

1. Проанализировать теоретические основы методики проблемного обучения информатике, ее реализацию и проблемы применения в педагогической практике.

2. Выявить и описать условия информационного взаимодействия в условиях проективной стратегии организации процесса обучения. Описать роли пользователей, их функции и место в системе.

3. Разработать методику проблемного обучения, использующую специальную интеллектуальную обучающую систему на основе проблемных ситуаций. Спроектировать специальную интеллектуальную обучающую систему, используя современные достижения в педагогике, моделировании, математике, а таюке теории принятия решений.

4. Выбрать математические методы для реализации необходимых задач в обучающей системе, которые должны обеспечить ее интеллектуальность и адаптивность по отношению к процессу обучения и обучаемым. Выбрать инструменты разработки обучающей системы и реализовать необходимые алгоритмы на программной платформе.

5. Разработать базы знаний по курсам «Архитектура ЭВМ» и «Компьютерные сети», провести педагогический эксперимент в реальной практике вуза с целью выявления эффективности реализации методики проблемного обучения с использованием сетевой интеллектуальной обучающей системы.

Для достижения поставленных целей и задач будут использоваться следующие методы исследования. Изучение и анализ психолого-педагогической, научно-методической литературы, анализ отечественного и зарубежного опыта применения автоматизированных обучающих системнаблюдение, беседы с преподавателями учебных заведений и учащимися, анкетирование и тестирование учащихсяобобщениеформализациямоделированиепроведение занятий с использованием ИОСпедагогический эксперимент по проверке гипотезы исследования в процессе обучения решению задач по информатике студентов с дальнейшей обработкой его результатов.

В своей работе автор будет опираться на следующие методологические и теоретические концепции. Педагогические концепции (Ю.К. Бабанский, В. В. Давыдов, М. А. Данилов, В. В. Краевский, И. Я. Лернер, М. Н. Скаткин, Н. М. Шахмаев, М. А. Чошанов, А. В. Могилев, Е. К. Хеннер, Н.И. Пак), теории и методики информатизации образования (И.В. Роберт, М. П. Лапчик, О. А. Козлов, Я. А. Ваграменко, А. Е. Поличка, С.Р. Удалов), теории проблемного обучения (С.Л. Рубинштейн, М. Н. Скаткин, И. Я. Лернер, К. Д. Ушинский, Дж. Дьюи, М. И. Махмутов, A.M. Матюшкин,.

A.В. Хуторской, Г. К. Селевко). Теории систем (Л. фон Берталанфи, Л. Заде), теории искусственного интеллекта, экспертных систем и представления знаний в экспертных системах (Р. Карнап, Д. А. Поспелов, Э. В. Попов,.

B.Л.Стефанюк, Г. С.Осипов), математические теории распознавания образов и кластеризации данных (Н.Г. Загоруйко, Ю. И. Журавлев, А. В. Лапко, В.А.Лапко), теории и технологии проектирования баз данных (Д. Мейер, В. В. Быкова, М. П. Малыхина, А.Д. Хоменко).

Организация и этапы исследования.

I этап (2006 г.) — анализ предметной области, изучение педагогической и технической литературы, разработка целей исследования, обоснование.

11 теоретических подходов к реализации методики проблемного обучения в обучающей системе.

II этап (2007 г.) — разработка методики проблемного обучения, проектирование обучающей системы, реализация и тестирование отдельных алгоритмов системы, представление результатов работы на конференциях и в статьях, разработка опытного образца обучающей системы, начало проведения педагогического эксперимента.

III этап (2008 г.) — доработка обучающей системы до первой версии, внедрение обучающей системы, постановка педагогического эксперимента, обработка статистических результатов, проверка гипотезы.

Научная новизна диссертационной работы заключается в том, что в настоящей работе: обоснован и разработан подход реализации методики проблемного обучения студентов информатике с использованием специальной сетевой ИОС, позволяющей повысить уровень продуктивности деятельности студентов по разрешению проблемных ситуаций, индивидуализацию обучения с помощью включенных алгоритмов управления учебным процессом в традиционном и дистанционном режимахвыявлены типы учебных проблемных ситуаций, которые возможно реализовать с помощью интеллектуальных обучающих систем, а также этапы их формирования и разрешения, что отличает ее от работ Е. А. Троицкой, Е. В. Касьяновой, Г. С. Молотковаразработана схема информационного взаимодействия в обучающей системе между различными типами пользователей, организованная таким образом, что потоки между элементами направлены от объекта с большим информационным потенциалом к объекту с меньшим. Это позволяет передавать информацию через систему от экспертов в предметной области к обучаемым.

Теоретическая значимость. Обоснованы дидактические условия реализации методики проблемного обучения на основе специальной ИОС.

12 для развития продуктивности деятельности студентов по разрешению проблемных ситуаций по информатике. Раскрыта возможность эффективной реализации методики проблемного обучения информатике в дистанционном режиме.

Практическая значимость состоит в разработке методики проблемного обучения с использованием ИОС ITiS Learning System (http://pl96.achcity.com/tree), позволяющей преподавателям информатики использовать ее при аудиторной и дистанционной формах обучения студентов, а также базы знаний по разделам информатики (архитектура ЭВМ, компьютерные сети).

Достоверность научных результатов проведенного исследования, его результатов и выводов обусловлена теоретической и методической обоснованностью исходных данныхопорой на основные практические исследования в области педагогики, методики преподавания информатики, информатизации образования, применения ИКТ в образовательном процессе, теории разработки и проектирования баз данныхсовокупности различных методов исследований, адекватности применяемым методам исследования, а также соответствием полученных выводов основным положениям современной концепции информатизации образования и результатам педагогического эксперимента.

На защиту выносятся следующие положения.

1. Эффективным средством реализации методики проблемного обучения студентов в их предметной подготовке по информатике является проективная сетевая ИОС, позволяющая осуществлять тренаж по приобретению опыта разрешения проблемных ситуаций.

2. Методика проблемного обучения студентов информатике с использованием созданной ИОС повышает уровень продуктивности их деятельности по разрешению проблемных ситуаций по информатике, т. е. способствует приобретению навыков оптимальных действий при локализации проблемных ситуаций,.

13 повышает уровень самостоятельности при принятии решений в условиях неопределенности.

3. Использование интеллектуальных и адаптивных алгоритмов (кластеризации, оптимизации стохастических процессов), продукционных и семантических моделей знаний, накопление опытной информации о ходе обучения в сетевой ИОС на клиент-серверной web-платформе способствуют индивидуализации обучения студентов в их аудиторной и самостоятельной работе.

Теоретические положения и практические результаты опубликованы в 14 основных работах, результаты также приводились на I Сибирских педагогических чтениях «Актуальные проблемы теории и методики обучения и воспитания», КГПУ, г. Красноярск (2006), Всероссийской научной конференции студентов, аспирантов и молодых ученых «Наука. Технологии. Инновации». НГТУ, г. Новосибирск (2006, 2007), Всероссийской научно-практической конференции «Информатизация педагогического образования», УГЛУ, г. Екатеринбург (2007), Всероссийской научно-практической конференции «Проблемы формирования информационно-коммуникационной компетентности выпускника университета начала XXI века», ПТУ, г. Пермь (2007), Всероссийской научно-практической конференции с международным участием «Открытое образование: опыт, проблемы, перспективы», КГПУ, г. Красноярск (2007 и 2008), II Сибирских педагогических чтениях «Актуальные проблемы теории и методики обучения и воспитания», КГПУ, г. Красноярск (2007), XVII Международной конференции-выставке «Информационные технологии в образовании», Москва (2007), II Всероссийской научно-практической конференции «Фундаментальные науки и образование», БиГПУ, г. Бийск (2008), на конференции-конкурсе «Технологии Microsoft в теории и практике программирования», НГУ, г. Новосибирск (2008). Оформлена регистрация разработки интеллектуальной обучающей системы на основе проблемных ситуаций ITiS Learning System в государственном отраслевом фонде.

14 алгоритмов и программ (ОФАП) за номером № 10 017, Москва (от 19 февраля 2008 год).

Структура диссертации. Диссертация состоит из Введения, трех глав, Заключения, библиографического списка и приложений. Общий объем работы составляет 230 страниц. Текст работы содержит 63 рисунка, 10 таблиц, 6 приложений. Библиографический список содержит 140 наименований.

В результате проведенного исследования получены следующие научные и практические результаты.1. На основе анализа различных методов, форм и способов организации и применения методики проблемного обучения в курсе информатики выявлено, что создание специальных проблемно-ориентированных педагогических программных средств и обучающих систем является весьма актуальным.2. Разработана оригинальная методика проблемного обучения информатике с использованием интеллектуальной обучающей системы, основанной на проективной стратегии организации процесса обучения, интеллектуальных и адаптивных алгоритмах (кластеризации и оптимизации стохастических процессов с дискретным контролем.

времени), которая позволяет снизить скорость роста интеллектуальных и временных затрат преподавателей при организации и проведении проблемно-ориентированных занятий.3. Разработана модель экспертной базы знаний, которая реализована в реляционной базе данных с возможностью сохранения в ней всей информации о проблемных ситуациях класса поиска условий действия.4. Раскрыта возможность и необходимость применения интеллектуальных алгоритмов (кластеризации данных и оптимизации стохастических.

процессов) для индивидуализации методики проблемного обучения с использованием интеллектуальной обучающей системы на основе проблемных ситуаций.5. Разработана специальная интеллектуальная обучающая система ITiS Learning System на основе проблемных ситуаций для реализации методики проблемного обучения в курсе информатики в дистанционном режиме.6. Для использования разработанной методики проблемного обучения в разделах курса информатики (компьютерные сети и архитектура ЭВМ) созданы фрагменты экспертной базы знаний по указанным разделам.7. Разработана методика использования обучающей системы и представлены рекомендации по ее внедрению в учебный процесс по информатике.8. Подготовлен и проведен педагогический эксперимент по оценке эффективности реализации методики проблемного обучения информатике с использованием обучающей системы ITiS Learning System по курсу «Компьютерные сети». На основе вышесказанного автор работы заключает, что все задачи диссертационного исследования решены. Гипотеза о том, что повышение уровня продуктивности деятельности студентов при решении проблемных задач в их предметной подготовке по информатике может быть обеспечено, если в методике обучения использовать интеллектуальную обучающую систему при следующих условиях: применение проективной стратегии обучения на организационно-методическом уровнеиспользование интеллектуальных и адаптивных алгоритмов индивидуализации обучения на уровне управления учебной деятельностьюнаполнение базы знаний экспертами, базы проблемных заданий — преподавателями, обучение системы всеми участниками системы на содержательном уровнецеленаправленное использование системы на учебном уровне, подтверждена. Доказана статистически достоверная (для, а = 0,05) связь между применением разработанной методики проблемного обучения с использованием обучающей системы ITiS Learning System и повышением уровня оптимальности разрешения проблемных ситуаций у обучаемых. Доказано повышение уровня оптимальности и завершенности разрешения проблемных ситуаций студентами, что говорит о повышении продуктивности их деятельности при решении проблемных задач по информатике по указанным критериям. По разработанному коэффициенту достижения педагогических целей проведена оценка повышения эффективности реализации использования методики проблемного обучения с помощью обучающей системы по сравнению с традиционной формой организации обучения. В результате эксперимента она составила 31,1%, что является значимым достижением. Основная особенность и новизна обучающей системы ITiS Learning System состоят в том, что, обучаясь в процессе обучения студентов, система накапливает информацию об успешных методиках и далее может применять их как самостоятельно, так и предлагать преподавателю набор эффективных управляющих воздействий. В этом плане система включает в себя функции управления процессом обучения. Примечательно и то, что небольшая начальная экспертная информация в базе знаний позволяет преподавателю выстраивать сравнительно большое число проблемных ситуаций, которые охватывают широкий диапазон тем по различным дисциплинам обучения. Важнейшим показателем эффективности реализации методики проблемного обучения с помощью специальной обучающей системы ITiS Learning System является существенная индивидуализация обучения. После исследования индивидуальных характеристик конкретного обучаемого в любой момент времени система способна показать, какими сериями воздействий обучать его наиболее эффективно, а какие последовательности использовать не стоит, что говорит о системе в контексте обучения преподавателя это важное свойство данной разработки является весьма новым для обучающих систем подобного рода. Следовательно, цель диссертационного исследования — разработка и обоснование методики проблемного обучения студентов информатике с использованием специальной сетевой интеллектуальной обучающей системы, обеспечивающей условия повышения продуктивности деятельности при решении проблемных задач — достигнута. Методика проблемного обучения с использованием ИОС внедрена в учебный процесс кафедры информатики и вычислительной техники КГПУ им. В. П. Астафьева, а также кафедры информатики в Ачинском филиале КГПУ им. В. П. Астафьева на курсах «Архитектуры ЭВМ» и «Компьютерные сети». Система доступна по адресу: http://pl96.achcity.com/tree.Продолжением данной работы могут быть исследования в области создания дополнительных технологий и методов обучения на основе проблемных ситуаций других классов. Вместе с тем очевидно, что данную обучающую систему возможно использовать в учебном процессе прочих дисциплин, а поэтому изучение этой возможности вызывает интерес.

Показать весь текст

Список литературы

  1. , Н.Н. Анализ и экспертиза обучающих программ: к проблеме эффективности дистанционного образования / Н. Н. Абакумова // Открытое и дистанционное образование. — 2002. — № 2 (6) — С. 37−44.
  2. , Н.Н. Экспертная оценка программ в дистанционном образовании / Н. Н. Абакумова // Новые информационные технологии в университетском образовании. Кемерово: КГУ, 2002. — С. 233−234.
  3. , Э.Г. Словарь методических терминов (теория и практика преподавания языков) / Э. Г. Азимов, А. Н. Щукин. — СПб: «Златоуст», 1999.
  4. , Г. Ю. Понятие и определение интеллекта / Г. Ю. Айзенк // Вопросы психологии. 1995. — № 1. — С. 111−131.
  5. , А. А. Некоторые проблемы подготовки преподавателей современной высшей школы / А. А. Андреев // Вестник Омского государственного педагогического университета. Выпуск 2006- Электронный ресурс. // http://www.omsk.edu.
  6. , Ю. О дидактических основах повышения эффективности обучения / Ю. Бабанский // Народное образование. — 1986. — № 11. — С. 105−111.
  7. , Е.В. Теория и практика объектно-ориентированного проектирования содержания обучения средствам информационных технологий: автореф. дис.. д-ра пед. наук / Е. В. Баранова. — Санкт-Петербург, 2000. 36 с.
  8. , В.А. Эффективность использования моделирующих учебных систем в техническом вузе / В. А. Белавин, И. Н. Голицына, С. М. Куценко // Educational Technology & Society. 2000. — № 3(2). — С. 161 173.
  9. , В.И. Региональные образовательные телекоммуникации / В. И. Береговой, Я. А. Ваграменко, С. Д. Каракозов // XV конференция-выставка «Информационные технологии в образовании»: ИТО-95 Электронный ресурс. // http://www.ito.Su/l 995/c/karakoz.html.
  10. , Л.С. Адаптивное дистанционное обучение принятию решений на основе технологии экспертных систем ситуационного управления / Л. С. Болотова, В. А. Губарев, С. М. Коваленко и др. // Educational Technology & Society. 2003. — № 6(3). — С. 121−128.
  11. , С.И. Проблемное обучение в начальной школе: учеб. пособие / С.И. Брызгалова- Калинингр. ун-т. Калининград, 1995. — 72 с.
  12. С.И. Проблемное обучение в начальной школе: учеб. пособие. / С.И. Брызгалова- Калинингр. ун-т. — Изд. 2-е, испр. и доп. — Калининград, 1998. 91 с.
  13. Буторин, Д.Н. MS Agent и Speech API в Delphi / Д. Н. Буторин. -СПб.: БХВ-Петербург, 2005. 448 с. — (Серия: Профессиональное программирование).
  14. , Д.Н. Пакет программ Easy Tester в решении проблем контроля и оценке знаний / Д. Н. Буторин // XV Конференция-выставка «Информационные технологии в образовании»: сборник трудов участников конференции. — Ч. IV. — М.: «БИТ про», 2005. С. 231—232.
  15. , Д.Н. Оболочка для проведения тестирования EasyTester / Д. Н. Буторин // Компьютерные учебные программы и инновации. — 2005.-№ 8.-С. 9−10.
  16. , Д.Н. Разработка информационно библиотечной системы / Д. Н. Буторин // Материалы XLIII Международной научной студенческой конференции «Студент и научно-технический прогресс»: Информационные технологии. — Новосибирск, 2005. — С. 97.
  17. , Д.Н. Создание системы обслуживание читателей для библиотеки вуза / Д. Н. Буторин // Молодежь и наука — третье тысячелетие: сб. материалов Всероссийской научной конференции студентов, аспирантов и молодых ученых. — Красноярск, 2005.
  18. , Д.Н. Информационно-поисковый каталог библиотеки вуза ISCLib / Д. Н. Буторин // Компьютерные учебные программы и инновации. 2006. — № 7. — С. 12.
  19. , Д.Н. Проект разработки интеллектуальной системы обучения в области ИКТ / Д. Н. Буторин // Наука. Технологии. Инновации: материалы всероссийской научной конференции молодых ученых: в 7 ч. -Новосибирск: НГТУ, 2006. Ч. 1. — С. 133−135.
  20. , Д.Н. Интеллектуальная адаптивная обучающая система для дистанционного образования / Д. Н. Буторин // Информатика и образование. 2007. — № 10. — С. 126−128.
  21. , Д.Н. Различные аспекты интеллектуальной обучающей системы основанной на проблемных ситуациях / Д. Н. Буторин // Вестник СибГАУ. 2008. — № 2(19). — С. 100−104.
  22. , Д.Н. Практическое внедрение проективной обучающей системы в педагогическую практику / Д. Н. Буторин // Информатика и образование. 2008. — № 6. — С. 100−103.
  23. , Д.Н. Обучающая система ITiS Learning System / Д. Н. Буторин // Компьютерные учебные программы и инновации. 2008. — № 6. — С. 14.
  24. , В.В. Базы данных. Модели, проектирования: учеб.-практ. пособие в схемах /В.В. Быкова- Гос. образоват. учреждение «ГАЦМиЗ». Красноярск, 2003. — 160 с.
  25. , В.В. Проектирование реляционных баз данных: методы, задачи, алгоритмы / В. В. Быкова, С. Э. Мишина. — Красноярск: КГУ, 1999.
  26. , Я.А. Информатизация общего образования: итоги и направления дальнейшей работы / Я. А. Ваграменко // Педагогическая информатика. — 1997. — № 1.
  27. , Я.А. Развитие образовательных телекоммуникаций в России: международная конференция по программе ЮНЕСКО: Социально-экономические проблемы образования в Западно-Сибирском регионе России / Я. А. Ваграменко, С. Д. Каракозов. — Барнаул, 1995.
  28. , И.С. Роль проблемного обучения в организации поисковой деятельности учащихся и развитии их познавательных мотивов / И. С. Вальян // Вестник Омского государственного педагогического университета. Выпуск 2006- Электронный ресурс. // www.omsk.edu.
  29. , С.В. Фобус — система электронных практикумов / С. В. Васильева // XIII Конференция-выставка «Информационные технологии в образовании»: ИТО-2003 Электронный ресурс. // http ://ito.su/2003/II/1 /II-1 -223 8 .html
  30. , К. Разработка требований к программному обеспечению / К. Вигерс- пер. с англ. М.: «Русская Редакция», 2004. — 576 с.
  31. , О.В. Тестирование — одна из форм диагностики и проверки успешности обучения / О. В. Габова, А. А. Русаков // Педагогическая информатика. 2005. — № 3. — С. 13−17.
  32. , Т.А. Базы знаний интеллектуальных систем / Т. А. Гаврилов, В. Ф. Хорошевский. СПб.: Питер, 2000. — 384 с.
  33. , М. Иерархические структуры данных в реляционных БД / М. Голованов. — RSDN Magazine #0 Электронный ресурс. // http://rsdn.ru/article/db/Hierarchy.xml.
  34. , В. Дизайн пользовательских интерфейсов / В. Головач Электронный ресурс. // http://www.libedu.ru.
  35. , О.С. Общая педагогика: курс лекций / О.С. Гребенюк- Калинингр. ун-т. — Калининград, 1996. — 107 с.
  36. , В.В. Образовательная технология: от приема до философии /B.В. Гузеев. -М.: Сентябрь, 1996. С. 8−9.
  37. , С.И. Оценка надежности классифицирующих алгоритмов /C.И. Гуров. М.: Издательский отдел ф-та ВМиК МГУ, 2002. — 45 с.
  38. , А.А. Методолого-прикладные основы акмеологических исследований: монография / А. А. Деркач. -М., 1999.
  39. , Г. Проектирование реляционных баз данных для использования с микро ЭВМ / Г. Джексон. М., 2002.
  40. , П.П. Динамическое компьютерное тестирование энтропийного фактора деятельности учащихся / П. П. Дьячук, И. В. Шадрин // Педагогическая информатика. —2005. — № 2. — С. 8—12.
  41. , П.П. Динамическое компьютерное тестирование / П. П. Дьячук // Педагогическая информатика. — 2005. — № 3. — С. 3—9.
  42. , П.П. Компьютерные системы управления процессом обучения ученика как неопределенного объекта / П. П. Дьячук // Педагогическая информатика. — 2006. — № 1. — С. 80−86.
  43. , Е.А. Принципы разработки программ-имитаторов и исследования их эффективности / Е. А. Еремин, А. В. Князев, Е. К. Хеннер // Педагогическая информатика. — 2001. — № 1. — С. 53−64.
  44. , А.В. Продукционные сети: развитие теории ТК-продукций / А. В. Жожикашвили, В. Л. Стефанюк // Вестник РУДН. — Серия Прикладная и компьютерная математика. — Т. 2. — 2003. — № 1. — С. 140−149.
  45. , Л.С. Концепция информационно-обучающих систем нового поколения нового поколения / Л. С. Зазнобина, А. А. Журин //Всероссийский августовский Интернет-педсовет — 2001 Электронный ресурс. // http://2001.pedsovet.alledu.ru/news.php?n=339&c=37.
  46. , Н.О. Разработка и применение интерактивных информационных обучающих систем на основе современных программных средств / Н. О. Карбелашвили // Системотехника. — 2003. — № 1 Электронный ресурс. // http://systech.miem.edu.ru.
  47. , Т.С. Базы данных: модели, разработка, реализация / Т. С. Карпова. СПб.: Питер, 2001. — 304 с.
  48. , Е.В. Адаптивные методы и средства поддержки дистанционного обучения программированию: автореф. дис.. канд. физ.-мат. наук / Е. В. Касьянова. — Новосибирск, 2006. — 27 с.
  49. Корягин, П.А. Web-версия системы компьютерной диагностики знаний Prodiz. Web / П. А. Корягин, М. А. Морозов, A.JI. Симонова // Педагогическая информатика. — 2006. № 2. — С. 47—52.
  50. , П.А. О подходе к разработке проективных информационных систем с веб-интерфейсом / П. А. Корягин // Вестник СибГАУ. 2008. -№ 2 (19). — С. 95−99.
  51. , Д.Ю. Построение баз экспертных знаний для интеллектуальных обучающих систем: автореф. дис.. канд. тех. наук / Д. Ю. Кочин. — Москва, 2006. 26 с.
  52. , Т.В. Некоторые психолого-дидактические вопросы проблемного обучения / Т. В. Кудрявцев // Советская педагогика. — 1967. -№ 8.
  53. , Т.В. Проблемное обучение — понятие и содержание / Т. В. Кудрявцев // Вестник высшей школы. — 1984. — № 4 — С. 24—32.
  54. , Т.В. Проблемное обучение: истоки, сущность, перспективы / Т. В. Кудрявцев // Педагогика и психология. — 1991. — № 4 — С. 201.
  55. , Н.В. Творческий потенциал специалиста: акмеол. пробл. развития / Н. В. Кузьмина // Гуманизация образования. — 1995. — № 1. — С. 41−53.
  56. , А.В. Имитационные модели неопределенных систем /A.В. Лапко. Новосибирск: ВО «Наука», 1993 — 112 с.
  57. , А.В. Непараметрические системы классификации / А. В. Лапко, B.А. Лапко, М. И. Соколов, С. В. Ченцов. Новосибирск: Наука, 2000. — 240 с.
  58. , М.П. Информатика и информационные технологии в системе общего и педагогического образования: монография / М. П. Лапчик. — Омск: изд-во ОмГПУ, 1999. 294 с.
  59. , М.П. Методика преподавания информатики: учеб. пособие для студ. пед. вузов / М. П. Лапчик, И. Г. Семакин, Е.К. Хеннер- под общ. ред.213М.П. Лапчика. 3-е изд. — М.: Издательский центр «Академия», 2006. — 624 с.
  60. , И. Применение эффективных технологий обучения / И. Лептина, Н. Семенова // Учитель. 2003. — № 1.
  61. , И.Я. Дидактические основы методов обучения / И. Я. Лернер. — М.: Педагогика, 1981.
  62. , И.Я. Проблемное обучение / И. Л. Лернер. — М., 1974.
  63. Мамаев, Е.В. Microsoft SQL Server 2000 / Е. В. Мамаев. СПб.: БХВ-Петербург, 2002. — 1280 с.
  64. , Д. Теория реляционных баз данных / Д. Мейер. М.: Мир, 1987.
  65. , В.Н. Проблемный подход к обучению в школе / В. Н. Максимова. — Л., 1973.
  66. , М.П. Базы данных: основы, проектирование, использование / М. П. Малыхина. СПб.: БХВ-Петербург, 2004. — 512 с.
  67. , A.M. Проблемные ситуации в мышлении и обучении / A.M. Матюшкин. М., 1972.
  68. , М.И. Организация проблемного обучения в школе / М. И. Махмутов. М.: Педагогика, 1977.
  69. , А.В. Информатика: учебное пособие для студентов педагогических вузов / А. В. Могилев, Н.И. Пак- под ред. Е.К. Хеннера- рец.: Я. А. Ваграменко, М.П. Лапчик- МО РФ. 3-е изд., перераб. и доп. — М.: Академия, 2004. — 842 с.
  70. , А.В. О понятии «Образовательное пространство» / А. В. Могилев, А. Н. Шильман // Педагогическая информатика. — 2005. — № 2.-С. 72−79.
  71. , Г. С. Технология формирования системного мышления студентов информационных специальностей при обучении проектированию баз данных: автореф. дис.. канд. пед. наук / Г. С. Молотков. — Красноярск, 2006. — 22 с.
  72. , JI.B. Методы и алгоритмы принятия решений в управлении учебным процессом в условиях неопределенности: монография / Л. В. Найханова, С. В. Дамбаева. Улан-Удэ: Изд-во ВСГТУ, 2004. -164 с.
  73. , С.И. Алгоритмы кластеризации I / С. И. Николенко Электронный ресурс. // http://logic.pdmi.ras.ru/~sergey/index.php.
  74. С.И. Алгоритмы кластеризации II / С. И. Николенко электронный ресурс. // http://logic.pdmi.ras.ru/~sergey/index.php.
  75. , A.M. Методология / A.M. Новиков, Д. А. Новиков. М.: СИН-ТЕГ. — 668 с.
  76. , A.M. Методология образования. — Изд. 2-е. — М.: «Эгвес», 2006. 488 с.
  77. Пак, Н. И. Нелинейные технологии обучения в условиях информатизации / Н. И. Пак. — Красноярск: КГПУ, 1999.
  78. Пак, Н.И. О сущности проективного подхода в обучении и проектировании образовательных систем / Н. И. Пак // Педагогическая информатика. 2006. — № 1. — С. 394.
  79. Пак, Н. И. Интеллектуальная компьютерная система диагностики знаний с обучением / Н. И. Пак, А. Л. Симонова, М. А. Морозов, Т. А. Иванова // Педагогическая информатика. — 2005. — № 2. — С. 27—34.
  80. Пак, Н. И. Проективный подход в обучении как информационный процесс: монография / Н.И. Пак- Краснояр. гос. пед. ун-т им. В. П. Астафьева. — Красноярск, 2008. 112 с.
  81. , Е.П. Изучение исполнителей в начальной школе / Е. П. Паклина // Педагогическая информатика. 2003. — № 6.
  82. , М.Н. Компьютерная графика: учебник / М. Н. Петров, В. П. Молочков. СПб: Питер, 2003. — 736 с.
  83. , Ю.А. Организация среды учебного информационного взаимодействия на базе Интернета / Ю. А. Прозорова // Информатика и образование. 2003. — № 3. — С. 62−66.
  84. , М.И. Информационные технологии в математике: учебное пособие для вузов / М.И. Рагулина- под ред. М. П. Лапчика. — М.:ИЦ Академия, 2008. 304 с.
  85. , А.В. Оценка управления качеством учебного процесса (с использованием механизма нечетких логик): автореф. дис.. канд. тех. наук / А. В. Речинский. — Санкт-Петербург, 2002. — 26 с.
  86. , И.В. Организация подготовки специалистов в области теории и методики информатизации образования / И. В. Роберт // Вестник Омского государственного педагогического университета. — Выпуск 2006 Электронный ресурс. // www.omsk.edu.
  87. , И.В. Толкование слов и словосочетаний понятийного аппарата информатизации образования / И. В. Роберт // Информатика и образование. 2004. — № 5.
  88. , И.В. Основные направления научных исследований в области информатизации профессионального образования / И. В. Роберт, B.А. Поляков. М.: «Образование и Информатика», 2004. — 68 с.
  89. , И.В. Распределенное изучение информационных и коммуникационных технологий в общеобразовательных предметах / И. В. Роберт // Информатика и образование. — 2001. — № 5. С. 12—17.
  90. , С.Л. О мышлении и путях его исследования /C.Л. Рубинштейн. -М., 1958.
  91. Г. К. Современные образовательные технологии: учебное пособие / Г. К. Селевко. М.: Народное образование, 1998. — 256 с.
  92. , И.Г. Информатика в школе гуманитарного профиля / И. Г. Семакин, Е. К. Хеннер // XI Конференция-выставка «Информационные технологии в образовании»: ИТО-2001 Электронный ресурс. // Ьйр://ко^и.ги/2001/коЯ/1Я-1−1.Ь1т1.
  93. , Б.Е. Обработка и представление данных педагогических исследований с помощью компьютера / Б. Е. Стариченко. — Екатеринбург: Урал. гос. пед. университет, 2004. — 218 с.
  94. , В.А. Комплексный подход к разработке автоматизированных обучающих систем / В. А. Степанцов // XIII Конференция-выставка «Информационные технологии в образовании»: ИТО-2003 Электронный ресурс. //http://www.ito.Su/2003/II/4/II-4−1818.html.
  95. , Л.Д. Педагогика / Л. Д. Столяренко. — Ростов н/Д: Феникс, 2003.
  96. , С.В. Система дистанционного обучения на базе технологий Интернет / С. В. Тархов // XIII Конференция-выставка «Информационные технологии в образовании»: ИТО-2003 Электронный ресурс. // http://www.ito.Su/2003/III/2/III-2−2684.html.
  97. , А.Н. Управление современным образованием: социальные и экономические 1 аспекты / А. Н. Тихонов, А. Е. Абрамешин, Т. П. Воронина, А. Д. Иванников. — М.: Вита-пресс, 1998. 256 с.
  98. , С.Р. Подготовка педагогов к использованию средств информатизации и информационных технологий в профессиональной деятельности: монография / С. Р. Удалов. Омск: Изд-во Омского гос. пед. ун-та, 2005. — 211 с.
  99. , С.Р. Информационные технологии обучения: учеб. пособие для студ. пед. вузов / С. Р. Удалов, О. В. Воронина. — Омск: Изд-во Омского гос. пед. ун-та, 2004. — 176 с.
  100. Управление длительными процессами: ASP.NET + WebService Электронный ресурс. // http://www.gotdotnet.ru/LearnDotNetyASPNET.
  101. , А.Я. Информатика: процессы, системы, ресурсы /A.Я. Фридланд. — М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2003. — 232 с.
  102. , И.Д. Сборник информационно-методических материалов о проекте «Информатизация системы образования» / И. Д. Фрумин, Е. Н. Соболева, С. М. Авдеева и др. — М: Локус-Пресс, 2005. — 52 с.
  103. , Е.К. О понятии «информационное моделирование» / Е. К. Хеннер и др. // Информатика и образование. 1997. — № 8. — С. 6.
  104. , М.А. Гибкая технология проблемно-модульного обучения: методическое пособие / М. А. Чошанов. — М.: Народное образование, 1996.-160 с.
  105. , Г. Полный справочник по С#.: пер. с англ. — М.: Издательский дом «Вильяме», 2004. 752 с. -Парал. тир. англ.
  106. С.Д. Введение в теорию нечетких множеств и нечеткую логику / С. Д. Штовба Электронный ресурс. // http://www.tspu.tula.ru.
  107. , Д. Знакомство с технологией Microsoft ASP.NET 2.0 AJAX / Д. Эспозито. М.: «Русская редакция" — СПб.: Питер, 2007. — 320 с.
  108. Gottfredson, L.S. Mainstream Science on Intelligence // Wall Street Journal. — December 13, 1994. P. A18.
  109. Microsoft Corporation. Администрирование Microsoft SQL Server 2000: учебный курс MCSA/MCSE, MCDBA. Пер. с англ. — 2-е изд., испр. -М.: Издательско-торговый дом «Русская Редакция», 2002. — 640 с.
  110. Microsoft Corporation. Проектирование и реализация баз данных Microsoft SQL Server 2000: учебный курс MCAD/MCSE, MCDBA. Пер. с англ. — 2-е изд., испр. — М.: Издательско-торговый дом «Русская Редакция», 2003. — 512 с.
  111. William Siler, James J. Buckley Fuzzy expert systems and fuzzy reasoning. — John Wiley & Sons, Inc., Hoboken, New Jersey, 2005. 406 p.
Заполнить форму текущей работой