Педагогические средства мотивации нравственных поступков младших школьников в образовательном процессе
Диссертация
В ходе исследования нами были получены следующие результаты: до внедрения совокупности педагогических средств мотивации нравственных поступков у младших школьников были недостаточно развиты нравственные качества, знания о нравственном поступке не стали потребностями и мотивами личности, в поступках детей преобладали общественно-значимые и эгоистические мотивы, уровень этической образованности был… Читать ещё >
Содержание
- Введение
- Глава 1. Педагогические средства и их возможности в 4 мотивации нравственных поступков младших школьников в образовательном процессе
- 1. 1. Сущность и особенности педагогических средств мотивации нравственных поступков младших школьников
- 1. 2. Нравственный поступок как основной структурный ф компонент нравственной деятельности и нравственного поведения
- 1. 3. Совокупность педагогических средств мотивации нравственных поступков младших школьников и критерии ее оценки
- Глава 2. Реализация совокупности педагогических средств ф мотивации нравственных поступков младших школьников в экспериментально-опытном образовательном процессе
- 2. 1. Диагностика нравственных поступков младших школьников
- 2. 2. Педагогические средства мотивации нравственных поступков младших школьников в экспериментально-опытных условиях. 145. ф
- 2. 3. Эффективность совокупности педагогических средств мотивации нравственных поступков младших школьников
Список литературы
- Азаров Ю. П. Искусство воспитывать — М.: Просвещение, 1979. — 255с.
- Азаров Ю. П. Педагогика любви и свободы. М.: Топикал, 1994. — 608с.
- Азаров Ю. Самое человечное: Записки о нравственном воспитании (Школьников).// Новый мир. 1982. — № 6. — С. 192−215.
- Азбука нравственного воспитания./ Под ред. И. А. Каирова и О. С. Богдановой. М.: Просвещение, 1979. — 318с.
- Акуленко Г. И. Моральный поступок как элемент моральной деятельности.// Социальная сущность и функции нравственности. М.: изд-во Моск. ун-та, 1975. — 127с.
- Александрова В. Сотворение себя: (учиться нравственности по сути дела, учиться правильно жить).// Воспитание школьников. — 1995. — № 5. — С. 45−47.
- Амосова Р. Г. Формирование нравственного опыта младших школьников в коллективной деятельности: Дис. канд. пед. наук. М., 1971. — 181с.
- Анисимов С. Ф. Мораль и поведение. 2-е изд., доп. — М.:. Мысль, 1985. — 155с.
- Аплетаев М. Н. В поисках нравственного смысла жизни. Книга учителя-экспериментатора. Омск: Изд-во ОмГПУ, 1997. — 98с.
- Аплетаев М. Н. Воспитание личности школьника в нравственной деятельности: Методические рекомендации/. -Сост. Михаил Николаевич Аплетаев Омск: ОГПИ, 1991. -44с.
- Аплетаев М. Н. Воспитание нравственных основ личности в процессе обучения:/ методика и опыт/. Омск: ОГПИ -НГПИ, 1989. 89с.
- Аплетаев М. Н. Диагностика и развитие этики учителя: Методические рекомендации. Омск, 1990. — 40с.. Аплетаев М. Н. Диагностика нравственного воспитания личности подростка в процессе обучения: Методические рекомендации. — Омск, 1989. — 42с.
- Аплетаев М. Н. Моделирование системы воспитания нравственной, ответственной личности в процессе обучения.// Система форм и методов воспитания ответственного отношения школьников к учению. Омск, 1990. — 122 с.
- Аплетаев М. Н. Нравственное воспитание подростков в процессе обучения. Омск: ОГПИ, 1988. — 106с.
- Аплетаев М. Н. Образовательная рефлексия как форма нравственной деятельности.// Педагог: наука, технология, практика. Барнаул, 1997. — № 2(3). — С. 35−42.
- Аплетаев М. Н. Педагогика нравственного поступка: (этико-философский компонент) // Педагог: Наука, технология, практика. Барнаул, 1997. — С. 8−12.
- Аплетаев М. Н. Система воспитания нравственной личности в процессе обучения: Монография. Омск: Изд-во ОмГПУ, 1998. — 256с.
- Аплетаев М. Н. Теоретические и методические основы нравственного воспитания личности подростка в процессе обучения: Автореф. дис.докт. пед. наук. М., 1989. — 35с.
- Аплетаев М. Н. Теоретические и методические основы нравственного воспитания личности подростка в процессе обучения: Дис.докт. пед. наук. М., 1989. — 469с.
- Аплетаев М. Н. Формирование нравственных понятий как условие осознания поведения старшими подростками: Дис. канд. пед. наук. И. М., 1979. — 194с.
- Аплетаев М. Н. Этическая типология нравственных поступков.// Инновационные проблемы в учреждениях российского образования: Межвузовский сборник научных трудов/ Под ред. д-ра пед. наук, проф. 3. М. Улетбаева. -Магнитогорск: МаГУ, 1999. С. 3−9.
- Аристотель. О душе. М.: Соцэкгиз, 1937. — 178с.
- Асеев В. Г. Мотивация поведения и формирование личности. М.: Мысль, 1976. — 158с.
- Ашхаруа Э. Нравственное воспитание подростков во внеурочное время.// Воспитание школьников. 1987. — № 6.- С. 42−43.
- Бабосов Е. М. Нравственная культура личности. Мн.: Наука и техника, 1985. — 184с.
- Бакштановский В. И. Культура нравственного сознания и поведения личности. М.: Знание, 1979. — 64с. — (Новое в жизни, науке, технике. Сер. «Этика», № 3).
- Бакштановский В. И. Моральный выбор личности: альтернативы и решения. М., 1983. — 224с.
- Бакштановский В. И. Принципы морального выбора. М., 1974. — 63с.
- Балабан М. А. Педагогика поступка против науки послушания.// Педагогический калейдоскоп. 1994, ноябрь.- № 37−38.
- Библер В. С. Нравственность. Культура. Современность: /Философские раздумья о жизненных проблемах/.// Этическая мысль: Научн. публицист, чтения. — М.: Политиздат, 1988. — 384с.
- Библер В. С. От наукоучения к логике культуры. — М., 1991. — 412с.
- Бим-Бад Б. М., Петровский А. В. Образование в контексте социализации.// Педагогика. 1996. — № 1. — С. 38.
- Блюмкин В. А. О нравственной деятельности. М.: Знание, 1977. — 64с.
- Блюмкин В. А. Этика и жизнь. М.: Политиздат, 1987. -111с. — (филос. б-чка для юношества).
- Блюмкин В. А., Гумницкий Г. Н., Цырлина Т. В. Нравственное воспитание: /Философско-этические основы/.- Воронеж, 1990. 141с.
- Богданов Е. Н. Нравственные чувства: Содержание и функции.// Сов. педагогика. 1986. — № 4. — С. 41−46.
- Богданова О. С. и др. Этические беседы с подростками: Кн. Для учителя/ О. С. Богданова, О. Д. Калинина, М. Б. Рубцова. М.: Просвещение, 1987. — 192с.
- Богданова О. С. Нравственное воспитание младших школьников: Дис. докт. пед. наук. М., 1975. — 375с.
- Богданова О. С. Теория и методика воспитания: актуальные исследования.// Сов. педагогика. 1985. — № 10.- С. 43−47.
- Богданова О. С., Петрова В. И. Методика воспитательной работы в начальных классах. 3-е изд., дораб. — М.: Просвещение, 1986. — 192с. — (Б-ка учителя нач. классов).
- Богданова О. С., Петрова В. И. Некоторые проблемы нравственного воспитания и развития младших школьников.- М.: Педагогика, 1972. 104с.
- Богданова О. С., Петрова В. И. Ситуация выбора в нравственном развитии младших школьников.// Сов. педагогика. 1969. — № 5. — С. 13−15.
- Бодалев А. А., Караковский В. А., Новикова JI. И. Психолого-педагогические проблемы воспитания всовременных условиях.// Сов. Педагогика. 1991. -№ 5, — С. 11−20.
- Бодина Е., Ащеулова К. Педагогические ситуации.// Воспитание школьников. 1999. — № 3. — С. 31.
- Божович JI. И. Личность и ее формирование в детском возрасте. М., 1968. — 464с.
- Болдырев Н. И. Нравственное воспитание школьников. -М.: Педагогика, 1979. 244с.
- Болотов В. П. О некоторых аспектах соотношения мотива и действия в нравственном поступке.// Философские проблемы общественного развития. М.: Мысль, 1975. -192с.
- Болотов В. П. Проблема поступка в этике: Дис. канд филос. наук. М., 1975. — 183с.
- Большая энциклопедия./ Под ред. С. Н. Южакова. СПб.: Просвещение, 1903. Т.1. 655с.
- Бондаревская Е. В. Гуманизация воспитания старшеклассников.// Педагогика. 1991. — № 9. — С. 50−57.
- Бондаревская Е. В. Формирование нравственного сознания старших школьников: Автореф. дис. канд. пед. наук. Ростов — на — Дону, 1979. — 39с.
- Бондаревская Е. В. Ценностные основания личностно-ориентированного воспитания.// Педагогика. 1995. — № 4. -С. 29−36.
- Бордовская Н. В., Реан А. А. Педагогика. Учебник нового века. Спб., 2000. — С. 43.
- Боришевский М, И. Саморегуляция поведения школьников.// Сов. педагогика. 1991. — № 3. — С. 63−68.
- Боришевский М. И. Детерминизм и нравственное поведение личности. Минск: Наука и техника, 1974. -224с.
- Братусь Б. С. Психологические аспекты нравственного развития личности. М.: Знание, 1977. — 64с. (Новое в жизни, науке, технике: серия «этика», № 6).
- Бреслав Г. М. Эмоциональные особенности формирования личности в детстве. Норма и отклонения. М.: Педагогика, 1990. — 14с.
- Бронников. Развитие осознания поступков у дошкольников.// Новые исследования в педагогических науках. 1966. — VI, С. 78.
- БЭС (в 30 томах). Гл. ред. А. М. Прохоров. Изд. 3-е. М., «Советская энциклопедия», 1974.
- Вардомацкий А. П. Моральная регуляция поведения личности./ Под ред. В. М. Конона. Мн.: Наука и техника, 1987. — 128с.
- Васильев И. А., Магомед-Аминов М. Ш. Мотивация и контроль за действием. М., 1991. — 143с.
- Введение в философию: Учебник для вузов. В 2 ч. Ч. 2/ Фролов И. Т., Араб-Оглы Э. А., Арефьева Г. Р. и др. М.: Политиздат, 1989. — 639с.
- Вейт М. А. Опыт изучения гуманных качеств личности школьника.// Сов. педагогика. 1985. — № 2. — С. 42−46.
- Вилюнас В. К. Психологические механизмы мотивации человека. М., 1990. — 288с.
- Виноградова Н. Д. Привычка основа нравственного воспитания.// Педагогика. — 1997. — № 5. — С. 91−97.
- Вислогузова М. А. Использование творческой деятельности учащихся как средства усвоения ими нравственных норм.// Новые исследования в педагогических науках. М., 1991. Вып. I (52). — С. 26−29.
- Волин Б. М., Ушаков Д. Н. Толковый словарь русского языка. В 4х томах, М., 1935−1940.
- Воловикова М., Гренкова JI. Что значит быть порядочным человеком?// Воспитание школьников. 1999. — № 2. — С. 3237.
- Волченко Л. Б. Гуманность, деликатность, вежливость и этикет. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1992. — 115с.
- Ворожищева Н. Н. Методические приемы активизации образовательного процесса. Методическое пособие. ОмГПУ Омск, 1999. — 18с.
- Воспитание детей в школе: Новые подходы и новые технологии/ Под. ред. Н. Е. Щурковой. М.: Новая школа, 1998. — 208с.
- Габай Т. В. Учебная деятельность и ее средства. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1988. — 256с.
- Гавриловец К. В. Теория и методика воспитания у школьников гуманного отношения к людям: Дис. докт. пед. наук. Минск, 1989. — 431с.
- Гаврилычева Г. Ф. В начале было детство./ Сборник диагностических методик для изучения личности младшего школьника/. М., 1993. — 28с.
- Гегель Г. В. Ф. Сочинения. Т. VII. Философия права/ Пер. Б. Столпнера. М. — JL: Соцэкгиз, 1934. — 380с.
- Гегель. Соч. Т. 4: Система наук. Часть I. Феноменология духа. М., Соцэкгиз, 1959. — 440с.
- Гинецинский В. И. Проблема структурирования мирового образовательного пространства.// Педагогика. 1997. — № 3. — С. 10−15.
- Гордин JI. Ю. К вопросу о сущности поощрения и наказания как средств педагогической коррекции.// Новые исследования в педагогических науках. 1971. — № 3, — С. 25−30.
- Горленко В. П. Обдуманность поведения учащихся.// Педагогика, 1993. № 4. — С. 39−42.
- Гребенюк О. С. К методике выявления мотивации у школьников.// Формирование стремлений к знаниям, мотивации учения школьников: Учебное пособие. Ростов-на-Дону, 1975. — 82с.
- Гримак JI. П. Общение с собой: начала психологии активности. М.: Политиздат, 1991. — 320с.
- Гримак JI. П. Резервы человеческой психики: Введение в психологию активности. М.: Политиздат, 1989. — 319с.
- Гришин Д. М. Взаимодействие объективных и субъективных факторов в процессе нравственноговоспитания школьников: Дис. докт. пед. наук. М., 1978. 368с.
- Гришин Д. М. Жизненные ситуации с нравственным содержанием. Калуга, 1971. — 224с.
- Губриенко М. И. Обеспечение единства нравственных знаний и поведения в процессе воспитания младших подростков (на опыте школ-интернатов): Дис.'канд пед. наук. Киев, 1986. — 216с.
- Гулмадов Файз. Формирование у младших школьников нравственных знаний и поведения в коллективной деятельности: Дисс. канд пед. наук. Душанбе, 1988. -182с.
- Гумницкий Г. Н. Нравственный поступок и его оценка. М.: Знание, 1978. 64с.
- Гусейнов А. А. Золотое правило нравственности. 3-е изд. дор. и перераб. — М.: Мол. Гвардия, 1988. — 271с.
- Гусейнов А. А. Структура нравственного поступка.// Структура морали и личность/Под ред. С. Анисимова и Р. Миллера. М.: Мысль, 1977. — 147с.
- Давыдов В. В., Зинченко В. П., Талызина И. Ф. Проблемг деятельности в работах А. Н. Леонтьева.// Вопросы психологии, 1982. -№> 4. С. 61−67.
- Давыдов В. В., Маркова А. К., Шумилин Е. А. Психологические проблемы формирования у школьников потребностей и мотивов учебной деятельности.// Мотивыучебной и общественно-полезной деятельности школьников и студентов. М., 1980. — 128с.
- Даль Владимир. Толковый словарь живого великорусского языка: /В 4х т./ Предисл. А. М. Бабкина. -М.: Русский язык, 1978.
- Демин Н. Учить детей принимать нравственные решения.// Воспитание школьников, 1985, № 1. — С. 44−46.
- Добролюбов Н. А. Органическое развитие человека в связи с его умственной и нравственной деятельностью.// Избранные пед. соч. М.: Педагогика, 1986. — 346с.
- Донцов И. А. Самовоспитание личности: Филос.-этич. пробл. М.: Политиздат, 1984. — 285с.
- Дробницкий О. Г. Нравственная деятельность.// Философская энциклопедия, т. 4. М., 1967. — 691с.
- Дробницкий О. Г. Проблемы нравственности. М.: Наука, 1977. — 331с.
- Ермакова Е. Курс Нравственного воспитания «Этика».// Нар. образование. 1998. — № 9−10. — С. 96.
- Ерохина Л. Д., Костромина Т. И. Индивидуальная моральная оценка поступка. Владивосток: Изд-во Дальтевост. ун-та, 1992. — 96с.
- Ерошенков И. Н. Нравственное воспитание в социалистическом коллективе. М.: Знание, 1977. 64с.
- Ефимов В. Т. Формирование идейной убежденности и нравственное воспитание трудящихся. М.: Знание, 1974. -64с.
- Жидкова JI. С. Общение учителя с младшими школьниками как средство формирования у них эмоционально-нравственных отношений к действительности: Дис. канд. пед. наук. М., 1998. — 143с
- Зайцев В. В. Стимулирование свободного морального выбора поступка как средство нравственного воспитания младших школьников: Дис. канд. пед. наук. Волгоград, 1989, — 267с.
- Золотарева JI. Г. Формирование нравственного опыта младших школьников в процессе освоения норм поведения: Дис. канд. пед. наук. М., 1989, — 149с.
- Золотова А. В. Нравственное воспитание младших школьников.// Нач. шк. 1992. — № 5/6. — С. 4−6.
- Зосимовский А. В. Критерии нравственной воспитанности.// Педагогика. 1992. — № 11−12. — С. 22−26.
- Зосимовский А. В. Нравственное воспитание и учитель в условиях социальных перемен.// Педагогика. 1998. — № 7. С. 74 — 77.
- Зыбковец В. Ф. Происхождение нравственности. М.: Политиздат, 1974. — 126с.
- Игонен А. К. Нравственное воспитание учащихся во внеурочной работе.// Нач. шк. 1987. — № 8. — С. 48.
- Идейно нравственное воспитание учащихся. Минск, Народная асвета, 1985. — 63с.1 14. Изучение личности школьника учителем./ Под ред. 3. И. Васильевой, Н. В. Бочкина, Е. С. Заир-Бек и др. И.: Педагогика, 1991. — 136с.
- Карвацкая Г. Ф. Моральная мотивация: Дис. канд. филос. наук. М., 1973. — 270с.
- Катаева JI. И. Осознание поведения как условие нравственного формирования личности младшего подростка: Дис. канд. пед. наук. М., 1974. — 177с.
- Кикнадзе Д. А. Потребности. Поведение. Воспитание, М.: Мысль, 1968. 147с.
- Кичатинов JI. П. Формирование мотивов деятельности школьников. Иркутск, 1989. — 188с.
- Климин С. В. Влияние личностных качеств и их сочетаний с особенностями педагогического воздействия на формирование социально-нормативного поведения подростков: Дис. канд. психол. наук. М., 1995. — 173с.
- Ковалев В. И. К проблеме мотивов.// Психол. журн. -1981. Т. 2, № 1. С. 29−44.
- Ковалев В. И. Мотивы поведения и деятельности. М.: Наука, 1988. — 192с.
- Ковалев В. И., Дружинин В. Н. Мотивационная сфера личности и ее динамика в процессе профессиональной подготовки.// Психол. журн. 1982. Т. 3, № 6. — С. 35−44.
- Коджаспирова Г. М., Коджаспиров А. Ю. Педагогический словарь: Для студ. высш. и сред. пед. учеб. заведений. М.: Издательский центр «Академия», 2000. — 176с.
- Козлов Н. И. Философские сказки для обдумывающих житье, или Веселая книга о свободе и нравственности. -Дубна: Издат. центр «Феникс" — Москва: Ребус, 1994. 272с
- Колбаковский В. Л., Михина Т. Б. Формирование способности к нравственной оценке поступков у младших школьников: Дис. канд. пед. наук. М., 1975. — 212с.
- Колесов Д. В. Воля и нравственность.// Сов. Педагогика.- 1990. № 9. — С. 28−32.
- Колесов Д. В. Психологические основания нравственности: (О нравственном воспитании в школе).// Сов. педагогика. 1990. — № 4. — С. 35−39. — (Вопросы обучения и воспитания).
- Кон И. С. Нравственные проблемы развития личности. -М.: Просвещение, 1982. 348с.
- Кон И. С. Психология доброго поступка.// Этическая мысль: науч. публицист, чтения. М., 1988. — 384с.
- Кондаков Н. И. Логический словарь-справочник. 2-е изд. испр. и доп. М.: Наука, 1975. 1 17с.
- Краевский В. В. Методологическая рефлексия.// Сов. педагогика, 1989. № 2. — С. 72−79.
- Краткий психологический словарь./ Под ред. А. В. Петровского, М. Г. Ярошевского. М.: Политиздат, 1985. -431с.
- Краткий словарь по философии./ Под ред. И. В. Блауберга, И. К. Пантина. 3-е изд. — М.: Политиздат, 1979- 414с.
- Крутов Н. Н. Мораль в действии (О закономерностях влияния морали на поведение личности). М., Политиздат, 1977. — 255с.
- Лаврова К. Н. Нравственный закон во мне. М.: Знание, 1991. — 64 с. — (Новое в жизни, науке, технике. Сер. «Молодежная» № 3).
- Леонтьев А. Н. Деятельность. Сознание. Личность. М.: Политиздат. — 1975. — 304с.
- Леонтьев А. Н. Избранные психологические произведения: В 2-х т. Т. 2. М.: Педагогика, 1983. — 320с.
- Леонтьев А. Н. Потребности и мотивы деятельности.// Психология. Учебник для пединститутов. М., 1962.
- Леонтьев А. Н. Потребности, мотивы, эмоции. Конспект лекций. Изд-во Моск. ун-та, 1971. 40с.
- Леонтьев А. Н. Проблемы развития психики. 4-е изд. М., изд-во Моск. ун-та, 1981. 584с.
- Лихачев Б. Т О критериях оценки нравственной воспитанности школьников.// Сов. педагогика. 1987. — № 5.
- Лихачев Б. Т. Воспитание: необходимость и свобода.// Педагогика. 1994. — № 2. — С. 25−36.
- Локк Дж. Избр. филос. произв. В 2-х т. Т. 1. И.: Соцэкгиз, 1960. — 731с.
- Люблинская А. А. Формирование нравственной позиции начинается в детстве.// Начальная школа. 1982. — № 11. -С. 56−59.
- Маврин С. А. Оценить себя. Омск: Книжное издательство, 1988. — 56с.
- Макеева С. Г. Материалы к социально нравственному портрету младшего школьника.// Начальная школа. 1999. -№ 4. — С. 53−61.
- Маркова А. К. Проблема формирования мотивации учебной деятельности.// Сов. педагогика, 1979, № 11. С. 63−71.
- Маркова А. К. Пути исследования мотивов учебной деятельности школьников.// Вопросы психологии. 1980. -№ 5. — С. 47−59.
- Маркова А. К. Формирование мотивации учения в школьном возрасте. М., 1983. — 96с.
- Маркова А. К., Орлова А. Б., Фридман Л. Н. Мотивация учения и ее воспитание у школьников. М.: Педагогика, 1983. — 64с.
- Марксистская этика: Учебное пособие для вузов/ А. И. Титаренко, А. А. Гусейнов, В. И. Бакштановский и др.- Общ ред. А. И. Титаренко. 3-е изд., дораб. и доп. — М.: Политиздат, 1986. — 366с.
- Махлин В. Л. Михаил Б ахтин: философия поступка. И.: Знание, 1990. — /Серия философия и жизнь, № 6/. — 61с.
- Мерлин В. С. Лекции по психологии мотивов человека. -Пермь, 1971. 120с.
- Мильман В. Э. Внутренняя и внешняя мотивация учебной деятельности.// Вопросы психологии, 1987, № 5. С. 129 138.
- Мир детства: Младший школьник./Под ред. А. Г. Хрипковой- Отв. ред. В. В. Давыдов. М.: Педагогика, 1981. — 400с.
- Митяев О. Что такое «хорошо»?: (Концепция этико-нравственного воспитания школьников).// Нар. образование.- 1991. № 11. — С. 70−74.
- Мокроусов Н. Н. Об объективном критерии нравственности.// Проблемы этики. М.: Мысль, 1974. — С. 28−30.
- Мокроусов Н. Н. Проблема нравственной оценки поступков (поведения).// Вопросы философии. № 9. — 1965.- 37−46.
- Момов В. Совершенствование качества идеологического процесса на научной основе. София, 1982. — 98с.
- Момов Васил. Человек, мораль, воспитание: /теоретико-методологические проблемы/ Пер. с болг. М., Прогресс, 1975. — 162с.
- Мораль: сознание и поведение. М.: Наука, 1986. — 208с.
- Моральный выбор./ (А. А. Гусейнов, Р. И. Александрова, С. Ф. Анисимов и др.) — Под ред. А. И. Титаренко, М.: МГУ, 1980. 344с.
- Москаленко А. Т., Сержантов В. Ф. Личность как предмет философского познания: Философская теория личности и еепсихологическое и биологическое обоснования.-Новосибирск: Наука, 1984. 319с.
- Мусаелян Г. А. Формирование нравственных потребностей личности школьника в процессе деятельности и общения: Дис. канд. пед. наук. М., 1991. — 323с.
- Натанзон Э. Ш. Психологический анализ поступков ученика. М.: Просвещение, 1991. — 126с. — (Психол. наука -школе).
- Наука и нравственность. М., 1971. — 440с.
- Никандров Н. Д. На пути к гуманной педагогике.// Педагогика, 1990. № 9. — С. 41−47.
- Никитин А. Ф. Нравственное воспитание на переломе.// Магистр i: Независимый психол.-пед. журн. 1991. Июнь. -С. 37−48.
- Новые исследования в педагогических науках. Вып. 1 (57)/ Сост. И. К. Журавлев, В. С. Шубинский. М.: Педагогика, 1991. — 96с.
- Нравственная жизнь человека: искания, позиции, поступки. М.: Мысль, 1992. — 295с.
- Нравственная культура личности. Киев, 1986. — 192с.
- Нравственное воспитание школьников./ Под ред. И. С. Марьенко. М.: Просвещение, 1969. — 310с.
- Нравственное воспитание: Проблемы теории и практики./Акад. Общественных наук при ЦК КПСС, Каф. идеол. работы и каф. социальной психологии и педагогики-
- Редкол.: А. К. Уядов (отв. ред.) и др. М.: Мысль, 1979. -303с.
- Нравственное развитие личности. М.: Московский рабочий, 1969. — 237с.
- Нравственное развитие младших школьников в процессе воспитания./ Под ред. И. А. Каирова, О. С. Богдановой. -М.: Педагогика, 1973. 192с.
- Нравственные проблемы развития личности./ Под ред. А. И. Титаренко. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1982. — 144с.
- Ожегов С. И. Словарь русского языка: ок. 57 000 слов/Под ред. чл.-корр. АН СССР Н. Ю. Швецовой. 18-е изд., стереотип. — М.: Рус. Яз., 1986. — 797с.
- Осухова Н. Г. Современные учителя о воспитании, или Прошлое в настоящем.// Педагогика. 1995. — № 3. — С. 6065.
- Отрошко Т. А. Воспитание у детей склонности к добрым делам и поступкам: (В помощь учителю).// Нач. шк. 1980. — № 1. — С. 12−15.
- Педагогика: педагогические теории, системы, технологии: Учеб. для студ. высш. и сред. учеб. заведений/ С. А. Смирнов, И. Б. Котова, Е. Н. Шияков и др.- Под ред. С. А. Смирнова. 3-е изд., испр. и доп. — М.: Издательский центр «Академия», 1999. — 512с.
- Педагогика. Учебное пособие для студентов педагогических вузов и педагогических коллеждей./ Подред. П. И. Пидкасиетого. М.: Российское педагогическое агентство, 1995. — 637с.
- Педагогика: Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов/ Ю. К. Бабанский, В. А. Сластенин, Н. Н. Сорокин и др. Под ред Ю. К. Бабанского. 2-е изд., доп. и перераб. — М.: Просвещение, 1988. — 479с.
- Педагогическая энциклопедия. В 4-х т. Гл. ред. А. И. Каиров, Ф. Н. Петров. — М., Советская энциклопедия, 1964. (Энциклопедии. Словари. Справочники.)
- Першуткин Б. О. О новых подходах к понятию «воспитание».// Воспитание школьников. 1994. — № 6. — С. 2−7.
- Петрова В. И. Деятельность школьника и его нравственное воспитание.// Сов. педагогика. 1982. — № 3. -С. 18−22.
- Платонов К. К. Краткий словарь системы психологических понятий. М.: Высшая школа, 1981. -175с.
- Платонов К. К. О системе психологии. М.: Мысль, 1972.- 216с.
- Покатилова Т. Благотворительность и нравственность.// Alma mater. 1998. — № 3. — С. 55−58.
- Попов JI. Есть ли выход: (О проблемах нравственного воспитания личности).// Нар. образование. 1993. — № 9/10.- С. 60−62.
- Проблема формирования нравственных потребностей школьников. /Под ред. Ю. В. Шарова. Новосибирск, 1974. — 106с.
- Проблемы рефлексии: Современные комплексные исследования. /Под ред. И. С. Ладенко. Новосибирск, 1987. — 234с.
- Психологические проблемы нравственного воспитания детей. М., 1977. — 158с.
- Психология. Словарь./ Под общ. Ред. А. В. Петровского, М. Г. Ярошевского. 2-е изд., испр. и доп. — М.: Политиздат, 1990. — 494с.
- Разумный В. На изломе нравственности.// Клуб. 1991. -№ 11. — С. 12−13.
- Растим здоровых, умных и добрых: воспитание младшего школьника. Пособ. для сред, и высш. педагогич. учебн. заведений, преп. начальн. классов и родит./ Сост. Л. В. Ковинько. М.: Издательский центр «Академия», 1996. -288с.
- Реформирование образования в России.// Педагогика. -1997. № 5. с. 17−42.
- Рубинштейн С. Л. Бытие и сознание. О системе психического во всеобщей взаимосвязи явлений материального мира. М.: Изд-во Акад. наук СССР, 1957. -328с.
- Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии: Учебное пособие для пед. ин-тов. Изд. 2-е. М., 1946. — 703с.
- Рубинштейн С. JI. Человек и мир. «Методологические и теоретические проблемы психологии». — М., 1969. — С. 370.
- Рувинский JI. И. Нравственное воспитание личности. -М.: Изд-во Моск. ун-та, 1981. 184с.
- Рувинский JI. И. Психолого-педагогические проблемы нравственного воспитания школьников. М.: Педагогика, 1981. — 128с.
- Саморегуляция и прогнозирование социального поведения личности./ Под ред. В. А. Ядова. Д.: Наука. Ленингр. отд-ние, 1979. — 264с.
- Селиванов В. С. Основы общей педагогики: Теория и методика воспитания: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений/ Под ред. В. А. Сластенина. М.: Издательский центр «Академия», 2000. — 336с.
- Симонов П. Природа поступка.// Коммунист. 1988. — № 8. — С. 87−94.
- Синицына Г. П. Нравственная деятельность старших подростков в процессе обучения: Дис. канд. пед. наук. -Омск, 1996. 164с.
- Система психологии и теория отражения. М., 1982.
- Скоморохова. Ориентация младших школьников на нравственные ценности в процессе обучения: Дис. канд. пед. наук. Иркутск, 1997. — 171с.
- Словарь иностранных слов. 15-е изд., испр. — М.: Рус. яз., 1988. — 607с.
- Словарь по этике./ Под ред. И. С. Кона. 5-е изд. — М.: Политиздат, 1983. — 445с.
- Словрь по этике./ Под ред. О. Г. Дробницкого и И. С. Кона. Изд. 2-е. М.: Политиздат, 1970. — 398с.
- Слуцкий В. И. Элементарная педагогика, или Как управлять поведением человека: Кн. Для учителя. М.: Просвещение, 1992. — 159с.
- Совершенствование нравственного воспитания в школе на основе изучения личности учащихся./ Методические рекомендации/. М., 1983. — 72с.
- Соколов В. М. Социология нравственного развития личности. М.: Политиздат, 1986. — 240с.
- Соколов Я. В. Некоторые проблемы современного школьного воспитания.// Сов. педагогика. -1989. № 1. — С. 12−18.
- Сотникова Г. Н., Вышемирская В. И. Нравственное воспитание на уроках этики.// Нач. шк. 1996. — № 11. — С. 37−38.
- Социальная сущность и функции нравственности: Сборник статей. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1975. — 128с.
- Социологические проблемы науки./Сборник статей/. Под ред. В. Ж. Келле, С. Р. Микулинского. М.: Наука, 1974. -488с.
- Стефанов Н. Общественные науки и социальная технология. М., «Прогресс», 1976. — 251с.
- Струбицкий В. В. Меры поощрения и наказания и методика их применения в нравственном воспитании учащихся. Дис. канд. пед. наук. Симферополь, 1961, С. 86−91.
- Субботский Е. В. Нравственное развитие дошкольников./ Вопросы психологии. 1983. — № 4. — С. 29−38.
- Теория и практика личностно-ориентированного образования.// Педагогика. 1996. — № 5. — С. 72−81.
- Титаренко А. И. Критерии нравственного прогресса. М. 1967. — 190 с.
- Титаренко А. И. Мораль как особый способ освоения мира.// Социальная сущность и функции нравственности. -М., 1975. 127с.
- Трофимова Н. М. Нравственные ориентиры младшего школьника.// Педагогика. 1997. — № 6. — С. 59−65.
- Трубников Н. Н. О категориях «цель», «средство», «результат». М., «Высш. школа», 1968. — 148с.
- Тульчинский Г. JI. Разум, воля, успех: О философии поступка. JL: Изд-во Ленингр. Ун-та, 1990. — 216с.
- Узнадзе Д. Н. Психологические исследования. М.: Наука 1966. 450с.
- Файзуллаев А. А. Мотивационная саморегуляция. -Ташкент, 1987. С. 115.
- Файзуллаев А. А. Принятие мотива личностью.// Психологический журнал. 1985. — Т. 6, № 4. — С. 87−96.
- Филиппов В. Гуманистическая роль образования: православие и воспитание.// Воспитание школьников. -1999. № 3. — С. 5.
- Философская энпащедия. Гл. ред. Ф. В. Константинов.- М., Советская энциклопедия, 1970. 740с.
- Философский словарь./ Под ред. И. Т. Фролова. 5-е изд.- М.: Политиздат, 1986. 590с.
- Философский энциклопедический словарь. / Гл. редакция JI. Ф. Ильичев, П. Н. Федосеев, С. М. Ковалев, В. Г. Панов.- М.: Сов. энциклопедия, 1983. 840с.
- Фокина С. Д. Начала нравственности.// Начальная школа.- 1992. № 5/6. — С. 3−4.
- Фридман JI. М., Пушкина Т. А., Каплунович И. Я. Изучение личности учащегося и ученических коллективов. ¦ М.: Просвещение, 1988. 207с.
- Фролова Р. В. В тихом озере Ая: (Размышления о нравственном воспитании школьников).// Нар. Образование- 1990.- № 7.- С. 59−66.
- Харламов И. Ф. Нравственное воспитание школьников. Пособие для клас. руководителей. М.: Просвещение, 1983.- 160с. (Б-ка клас. руководителя).
- Харламов И. Ф. Педагогика. 2-е изд. перераб. и доп. М.: Высшая школа, 1999. 574с.
- Харламов И. Ф. Теория нравственного воспитания.(Ист. и современ. проблематика, основные педагогические идеи). Мн, Из-во БГУ, 1972. 364с.
- Хекхаузен X. Мотивация и деятельность./ Под ред. В. М. Величковского. М.: Педагогика, 1986. — 391с.
- Целикова О. П. Этика возвышения человека.// Сов. педагогика. 1988. — № 3. — С. 30−35.
- Чудновский В. Э. Опыт экспериментального выявления преобладающих мотивов у школьников.// Вопросы психологии. 1968. — № 1. — С. 67−74.
- Шаповалова Ф. Д. Этическая беседа «Услышать сердце человека».// Начальная школа. 1997. — № 7. — С. 16−18.
- Шварцман К. А. Буржуазные концепции нравственного воспитания: цели и средства. М.: Знание, 1982. — 64с. -(Новое в жизни, науке, технике. Сер. «Этика», № 6).
- Шемшурина А. И. Этическая грамматика в начальных классах. В помощь учителю. Часть 1. М.: Школа-Пресс, 1998. — 96с.
- Шемшурина А. И. Этическая грамматика в начальных классах. В помощь учителю. Часть 2. М.: Школа-Пресс, 1998. — 96с.
- Шилова М. И. Изучение воспитанности школьников. М. Педагогика, 1982. — 104с.
- Шилова М. И. Учителю о воспитанности школьников. -М.: Педагогика, 1990.
- Шимановский Д. С. Моральное самосознание личности. -М.: Знание, 1986. 64с. — (Новое в жизни, науке, технике. Сер. «Этика», № 3).
- Шимановский Д. С. Самосознание в структуре нравственной деятельности личности.// Вопросы философии. 1984. — № 3. — С. 93−101.
- Шимбирев П. Н., Огородников И. Т. Педагогика. М., 1954. С. 215.
- Шмачилина С. В. Воспитание старших школьников в нравственной деятельности: Учебное пособие для студентов педвузов. Омск: Изд-во ОмГПУ, 1997. — 106с.
- Штольц X., Рудольф Р. как воспитывать нравственное поведение?: Кн. Для учителя. / Пер. с нем. М.: Просвещение, 1986. — 80с.
- Щуркова Н. Е. Когда урок воспитывает /нравственный аспект/. М., 1981. — 128с.
- Щуркова Н. Е. Новое в воспитательной работе школы. -М., 1991. 111с.
- Щуркова Н. Е. Образ жизни, достойной Человека, и его формирование у школьника: (Метод, пособие для педагогов школы)/ Смолен, обл. ИУХ. Смоленск: Вн., 1995. — 64с.
- Щуркова Н. Е. Система воспитания нравственных отношений современного школьника: Автореф. Докт. пед. наук М., 1989. — 38с.
- Щуркова Н. Е. Три принципа воспитания: Рабочая кн. шк. педагога. Тюмень: Тюмен. обл. ин-т повыш. квалификац. Пед. кадров, 1996. — 37с.
- Щуркова Н. Е. Философическое воспитание.// Воспитание школьников. 1996. — № 2. — С. 2−5.
- Щуркова Н. Ценностные отношения.// Воспитание школьников. 1999. — № 3. — С. 17.
- Энциклопедический словарь./ Под ред. И. Е. Андриевского: Изд. Ф. А. Брокгауза и И. А. Ефрорна, СПб.: 1897. Т. 39. 480с.
- Якобсон П. М. Изучение чувств у детей и подростков /Развитие нравственных оценок у школьников/. М., 1961. -213с.
- Этика: Учебник. Под общ. ред. А. А. Гусейнова и Е. JI. Дубко. М.: Гардарика, 1999. — 496с.
- Якобсон С. Т., Прусс И. В. Последняя победа Буратино. -М.: Знание, 1983. 96с.
- Ярошевский М. Г. А. А. Ухтомский и проблема мотивации поведения.// Вопросы психологии. 1975. — № 3.- С. 3−17.
- Authoritarian, Anti authoritarian and the need for authority.// B&W — 1996. — № 2. — C. 10−12.
- Reform of en education policy.// B&W 1996. — № 1. — C. 4- 8.
- The teaching of values in school today: the art of the feasible.// B&W 1996. — № 2. — C. 4 — 8.
- Young people need orientation.// B&W 1996. — № 2. — C. 8 — 10.