Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Педагогические средства мотивации нравственных поступков младших школьников в образовательном процессе

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

В ходе исследования нами были получены следующие результаты: до внедрения совокупности педагогических средств мотивации нравственных поступков у младших школьников были недостаточно развиты нравственные качества, знания о нравственном поступке не стали потребностями и мотивами личности, в поступках детей преобладали общественно-значимые и эгоистические мотивы, уровень этической образованности был… Читать ещё >

Содержание

  • Введение
  • Глава 1. Педагогические средства и их возможности в 4 мотивации нравственных поступков младших школьников в образовательном процессе
    • 1. 1. Сущность и особенности педагогических средств мотивации нравственных поступков младших школьников
    • 1. 2. Нравственный поступок как основной структурный ф компонент нравственной деятельности и нравственного поведения
    • 1. 3. Совокупность педагогических средств мотивации нравственных поступков младших школьников и критерии ее оценки
  • Глава 2. Реализация совокупности педагогических средств ф мотивации нравственных поступков младших школьников в экспериментально-опытном образовательном процессе
    • 2. 1. Диагностика нравственных поступков младших школьников
    • 2. 2. Педагогические средства мотивации нравственных поступков младших школьников в экспериментально-опытных условиях. 145. ф
    • 2. 3. Эффективность совокупности педагогических средств мотивации нравственных поступков младших школьников

Педагогические средства мотивации нравственных поступков младших школьников в образовательном процессе (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Сегодня возникает необходимость серьезного рассмотрения актуальных нравственных проблем, представлявших в недалеком прошлом особую «зону молчания».

Российское общество продолжает испытывать большую тревогу за этическую образованность нашей молодежи, в том числе и школьного возраста. Среди значительной части учащихся еще очень часто проявляется бездуховность, отсутствие чувства социальной ответственности за свое поведение. Обостряются конфликтные ситуации, растет преступность. Уровень этической образованности младших школьников продолжает оставаться на низком уровне. Окружающая ребенка среда негативно влияет на развитие его нравственной сферы. Средства массовой информации ежедневно показывают ребенку сцены насилия, разврата, жестокости. Кроме того, часто в семье можно наблюдать падение нравственного облика родителей, а это ведет к неизбежной потере нравственных ориентиров у детей. Педагоги школ тоже мало уделяют внимания вопросам этического образования.

Отсутствие должной системы изучения детей приводит к тому, что педагоги по-настоящему не изучают, почему школьники проявляют недисциплинированность, совершают проступки, встают иногда на путь преступлений.

На наш взгляд, задача этического образования сегодня состоит в том, чтобы социальные требования общества педагоги превратили в мотивы личности каждого ребенка. Но необходимо учитывать, что педагогическое руководство этическим образованием учащихся — дело далеко не простое. Его трудности обусловлены тем, что по своему характеру этическое образование — это процесс внутренний, связанный с изменениями в духовном мире личности. Прикосновения же к внутреннему миру человека требует особой чуткости, внимательности, ответственности.

Проведенные опросы школьников и педагогов позволяют судить о необходимости и неотложности решения вопросов нравственного развития учащихся. Самая печальная нота, прозвучавшая в детских высказываниях, заключалась в их представлении о том, что нравственность и порядочность — это категории прошлогопорядочные люди — это какие-то другие люди, жившие в прежние временапорядочным может быть только кто-то из старших (дедушка, бабушка), но теперь они не встречаются. Анализ всех ответов показывает, что у школьников все же есть интерес к вопросам нравственности. Педагоги и психологи установили, что основы этического образования ребенка закладываются в дошкольном возрасте, но интенсивное развитие этих основ начинается с момента поступления ребенка в школу. Кроме того, младший школьник восприимчив к внешним влияниям, непосредственен в поведении. Именно в этом возрасте содержатся большие возможности для систематического и последовательного этического образования детей.

Особенно важным в этическом образовании младших школьников является вопрос, касающийся совершения ими нравственных поступков. Нравственные поступки как цель, средство и результат образования и развития личности в редких случаях становятся предметом диагностики и анализа. В педагогике и образовании феномен поступка потерял свое высокое значение и нуждается в своем возрождении как предмета исследований, образования и развития, как ценности первостепенной важности.

В философии, этике, социологии и культурологии рассмотрены основы нравственного воспитания (В. С. Библер, В. А. Блюмкин, Г. Н. Гумницкий, И. С. Кон), нравственной деятельности и нравственного поступка (В. А. Блюмкин, В. П. Болотов, Г. Н. Гумницкий, А. А. Гусейнов, П. Симонов, Д. С. Шимановский), мотивации поведения и деятельности (С. Ф. Анисимов, Г. Ф. Карвацкая).

В психологии проанализирована природа мотивов, зависимости определяющих их трансформации и развитие (В. Г. Асеев, В. И. Вилюнас, А. Н. Леонтьев, В. С. Мерлин, X.кхаузен, П. М. Якобсон).

В педагогике изучены вопросы образования, воспитания, нравственного развития школьников (Ш. А. Амонашвили, М. Н. Аплетаев, О. С. Богданова, И. Ф. Харламов, М. И. Шилова), нравственных поступков школьников (М. Н. Аплетаев, О. С.

Богданова, Jl. И. Новикова, В. И. Петрова, Г. П. Синицына, С. В. Шмачилина), особенности формирования нравственного поведения в процессе учебной и внеучебной деятельности (Р. Рудольф, X. Штольц), управление развитием мотивов учащихся (Т. Н. Мальковская, А. К. Маркова).

Тем не менее, имеются вопросы, которые недостаточно исследованы в педагогике, но которые стали особенно значимы на современном этапе развития нашего общества, в связи с возникновением новой социальной ситуации: рассмотрение нравственных поступков младших школьников и выделение педагогических средств мотивации этих поступков, что определило выбор темы исследования: «Педагогические средства мотивации нравственных поступков младших школьников в образовательном процессе».

Основное противоречие мы видим между потребностями социальной ситуации развития и фактическим уровнем этической образованности человека. Данное противоречие конкретизируется рядом частных противоречий: между имеющимся опытом, уровнем этической образованности учащихся и их поведениеммежду деятельностью педагога по мотивации нравственных поступков школьников и осознанностью ими мотивов деятельности и поведения.

Выявленные противоречия свидетельствуют о существовании проблемы определения эффективных педагогических средств мотивации нравственных поступков младших школьников.

Основные понятия — педагогическое средство, педагогические средства мотивации, мотивация, нравственный поступок, младший школьник, образование, этическое образование. (Тезаурус понятий по теме исследования смотрите в приложении 1.).

Объектом исследования являются нравственные поступки младших школьников в образовательном процессе.

Предмет исследования — мотивация нравственных поступков младших школьников педагогическими средствами в образовательном процессе.

Цель исследования — выявить и обосновать совокупность педагогических средств мотивации нравственных поступков младших школьников в образовательном процессе.

Задачи исследования:

1) провести теоретический анализ проблемы, выявить и обосновать педагогические средства мотивации нравственных поступков младших школьников;

2) провести экспериментально-опытную работу в начальных классах;

3) определить эффективность совокупности педагогических средств мотивации нравственных поступков младших школьников в экспериментально-опытных условиях;

4) разработать рекомендации по внедрению в практику педагогических средств мотивации нравственных поступков младших школьников.

Гипотеза: Если выявить и использовать совокупность педагогических средств мотивации нравственных поступков (разъясняющую беседу, рефлексию, ситуации выбора поступка, нравственные поступки личности, реальное совершение нравственных поступков младшими школьниками, оценку поступков) в образовательном процессе, то: повышается уровень этической образованности младших школьников;

— увеличивается частота совершаемых ими нравственных поступковзнания детей о нравственном поступке становятся мотивами их поступков;

— повышается осознанность поступкаосуществляется осознанный выбор нравственного поступка младшими школьниками.

Теоретической и методологической основой исследования является: философско-этические, культурологические основы нравственного воспитания (В. С. Библер, В. А. Блюмкин, Г. Н. Гумницкий, А. А. Гусейнов, И. С. Кон, В. JI. Махлин, Н. Н. Мокроусов, Т. В. Цырлина) — исследования по вопросам нравственного воспитания и мотивации поведения и деятельности (В. Г. Асеев, И. А. Васильев, В. К. Вилюнас, Г. Ф. Карвацкая, В. И. Ковалев, А.

Н. Леонтьев, Э. Ш. Натанзон, JI. С. Рубинштейн, Л. И. Рувинский, X. Хекхаузен, Н. Е. Щуркова, П. М. Якобсон) — основы нравственного поступка школьников (М. Н. Аплетаев, М. А. Балабан, О. С. Богданова, А. А. Бодалев, Н. И. Болдырев, Е. В. Бондаревская, И. С. Марьенко, Л. И. Новикова, Л. И. Рувинский, И. Ф. Харламов, Н. Е. Щуркова) — нравственного поведения и деятельности (М. Н. Аплетаев, М. И. Боришевский, В. П. Горленко, В. И. Петрова, Р. Рудольф, Г. П. Синицина, С. В. Шмачилина, X. Штольц) — нравственного воспитания школьников в учебной деятельности (О. С. Богданова, 3. И. Васильева, И. И. Дулов, В. А. Сухомлинский, Н. Е. Щуркова).

Мето-ды исследования: теоретические (теоретический анализ философской, этической, психологической, педагогической литературы) — эмпирические (наблюдениетестированиеконстатирующий, созидательнопреобразовательный, контрольный экспериментыопросные методы: беседа, интервью, контактное анкетирование.).

Этапы исследования. Исследование проводилось в течение 1996 — 2000 гг. и состояло из трех этапов:

Первый этап (1996 — июнь 1997 гг.): Изучение и анализ философской, этической, психолого-педагогической, методической литературы, диссертационных работ по проблемам этического образования. Определение цели, задач, методов, гипотезы исследования. Выявление уровня этической образованности младших школьников. Диагностика нравственных поступков учащихся начальных классов школ г. Ишима и г. Омска.

Второй этап (июль 1997 — июнь 1999 гг.): Внедрение педагогических средств мотивации нравственных поступков младших школьников в экспериментально-опытном образовательном процессе, определение эффективности этих средств, анализ и обобщение результатов исследования.

Третий этап (июль 1999 — март 2000 гг.): Разработка рекомендаций по внедрению в практику педагогических средств мотивации нравственных поступков младших школьников, оформление материалов диссертации, представление диссертации к защите.

База исследования: средние школы № 8, № 1, № 2 г. Ишима Тюменской области и средняя школа № 31 г. Омска. В эксперименте участвовали 1004 человека, в том числе 33 учителя.

Научная новизна исследования состоит в определении и обосновании совокупности педагогических средств мотивации нравственных поступков младших школьников (разъясняющей беседы, рефлексии, ситуации выбора поступка, нравственных поступков личности, реального совершения нравственных поступков младшими школьниками, оценки поступков) — определении эффективности совокупности этих средств и развивающем влиянии совокупности на этическую образованность учащихся.

Теоретическая значимость исследования состоит в том, что в нем уточнено и конкретизировано понятие «педагогическое средство» и раскрыты особенности «педагогического средства мотивации нравственных поступков" — определены педагогические средства мотивации нравственных поступков младших школьников в образовательном процессе и критерии эффективности совокупности этих средств: необходимость и достаточность совокупности педагогических средств мотивации нравственных поступков младших школьниковсодержание и характер системы мотивов поступков младших школьниковдинамика и устойчивость проявлений нравственных поступков (качеств) младших школьников.

Практическая значимость состоит в определении и обосновании совокупности педагогических средств мотивации нравственных поступков, разработке рекомендаций по внедрению выделенных средств.

Полученные результаты исследования позволяют педагогам расширить возможности этического образования младших школьников, положительно влиять на мотивацию нравственных поступков младших школьников в образовательном процессе.

Основные положения, выносимые на защиту: 1. Педагогические средства мотивации нравственных поступков представляют собой такие средства, которые побуждают человека к осознанию мотива и выбору поступка, его обоснованию и совершениюприменение этих средств будет эффективным, если использована их совокупностьсовокупность педагогических средств мотивации включает в себя: разъясняющую беседу, рефлексию, ситуации выбора поступка, нравственные поступки личности (в качестве образца), реальное совершение учащимися нравственных поступков, оценку поступковкритериями эффективности совокупности данных средств являются: а) необходимость и достаточность совокупности педагогических средств мотивации нравственных поступков младших школьниковб) содержание и характер системы мотивов поступков младших школьниковв) динамика и устойчивость проявлений нравственных поступков (качеств) младших школьников.

2. Использование различных педагогических средств мотивации нравственных поступков в образовательном процессе влияет на этическую образованность, мотивацию младших школьников.

3. Младшие школьники совершают поступки комбинированного типа (аффективно-коммуникативного, рационально-коммуникативного).

Апробация и внедрение результатов исследования осуществлялась через выступления на III педагогических чтениях (г. Омск, 1999 г.), областной научно-практической конференции «Творческая индивидуальность педагога» (г. Тюмень, 1997 г.), областной научно-практической конференции (г. Тюмень, 1996 г.), областных конференциях г. Омск, 1998, 1999, 2000 гг.), Ершовских чтениях (г. Ишим, 1999 г.).

По теме исследования опубликовано 7 работ.

Достоверность полученных результатов и научных выводов обеспечиваются исходными методологическими положениямииспользованием методов в соответствии с особенностями изучаемого явления, целями и задачами работыиспользованием анализа экспериментально-опытной работыподтверждением гипотезы исследованиявоспроизводимостью результатов исследованияобработкой результатов эксперимента и выводамиширокой апробацией.

Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, библиографии, приложений.

ВЫВОДЫ ПО II ГЛАВЕ:

1 .Проведенная опытно-экспериментальная работа на ее констатирующем этапе позволила определить, что учащимся соответствует 1, 2 реже 3 уровень этической образованности, то есть дети осознают нравственные ориентиры, но они не стали мотивами их нравственных поступков или же неустойчиво проявляются в конкретных поступках. Внедряемая нами совокупность педагогических средств мотивации позволила повысить уровень этической образованности (до 3, 4 уровня), то есть младшие школьники стали хорошо осознавать нравственные ориентиры и качества и устойчиво их проявлять в нравственной деятельности и поведении.

2.Использование педагогических средств мотивации нравственных поступков младших школьников будет наиболее эффективным, если используется совокупность этих средств. После внедрения такой совокупности увеличилось количество учащихся экспериментальных классов, осознающих нравственную сторону взаимоотношений в предметной деятельности I на 53,7% в первых классах, на 44,9% во вторых и на 16,3% в третьих) — младшие школьники более точно раскрывают нравственные понятия (это 70,3% учащихся первых классов, 85% вторых классов, 94,5% третьих) — в поступках учащихся стали преобладать общественно-значимые мотивы- 73% учащихся первого экспериментального класса совершают поступки типа нравственный мотив — последствия полезны.

3.Эффективная совокупность педагогических средств мотивации нравственных поступков может быть представлена следующими компонентами: разъясняющая беседа, рефлексия, ^ ситуации выбора поступка, конкретные поступки личности, реальное совершение учащимися нравственных поступков, оценка поступков. «Секрет» эффективности такой совокупности заключается в том, что данные педагогические средства мотивации нравственных поступков позволяют детям осваивать не только нравственные знания, но и реализовать их в конкретные нравственные поступки. Кроме того, расширяются ф межпредметные связи в этическом образовании младших школьников.

Нами разработаны следующие рекомендации педагогам начальных классов по внедрению педагогических средств мотивации нравственных поступков младших школьников:

А. Использовать выделенные нами педагогические средства на уроках этики, этикета, чтения, внеклассных мероприятиях, специально организованных занятиях. Тематика занятий может быть самой разнообразной, в зависимости от нравственных знаний, опыта, этической образованности учащихся.

Примерный перечень тем занятий по реализации педагогических средств мотивации нравственных поступков младших школьников.

1 КЛАСС.

1. Что такое «хорошо» и что такое «плохо».

2. Зачем быть вежливым?

3.Доброта приносит людям радость.

4. Моя помощь взрослым.

5. Мой герой.

2 КЛАСС.

1. Мир человеческих отношений.

2. О культуре поведения.

3. Какой я? Какой ты?

4. Подари человеку радость.

5. Как бороться со злом.

3 КЛАСС.

1. Услышать сердце человека.

2. Наши поступки.

3. Мы живем среди людей.

4. Каким я хочу быть?

5. Доброта и милосердие.

6. Качества людей.

Б. Выбирать эффективные педагогические средства мотивации нравственных поступков с учетом возрастных, индивидуальных особенностей младших школьников, уровня их * этической образованности.

При использовании такого эффективного педагогического средства мотивации нравственных поступков как игра, необходимо помнить, что педагог обязан: 1) тщательно продумать ход игры, ее цель, результат- 2) четко, эмоционально ознако-^ мить учащихся с содержанием игры, правилами- 3) проверить, как эти правила поняты- 4) выступать в качестве арбитра в спорных, конфликтных ситуациях.

В конце игры педагог оценивает нравственные поступки и поведение детей, отметить успехи. Также учитель отмечает для себя, удачно ли подобрана игра, были ли у младших Щ школьников необходимые знания, умения, какие нравственные качества детей проявились и какие формировались (радость от совершения товарищами нравственных поступков, умение подчинять свое поведение правилам игры.).

Мы отмечали, что в образовательном процессе нравственные знания, осваиваемые учащимися, необходимо подкре-ф пить конкретным примером (нравственным поступком). Педагог может использовать как свои нравственные поступки, так и поступки детей, их родителей, одноклассников, героев литературных произведений, кинофильмов. 4.

Оценивая поступки, совершаемые младшими школьниками, педагог не должен ограничиваться констатацией того, что тот или иной поступок плох или хорош. Необходимо осмыслить, почему учитель и дети оценили поступок именно так, соотнести его с нравственными принципами. Кроме того, важным является выявление мотива и результата поступка.

Предлагая учащимся ситуации выбора поступка, педагог вводит в образовательный процесс не только вербальные, но и реальные ситуации.

В. Использовать предложенные нами диагностические методики для определения уровня этической образованности учащихся начальных классов.

Г. Внедрять не только отдельные педагогические средства мотивации нравственных поступков, но и их совокупность.

Д. Использовать конспекты разработанных нами занятий по внедрению совокупности педагогических средств мотивации нравственных поступков младших школьников.

Е. Большое внимание уделять раскрытию сущности нравственных представлений и понятий. Раскрывая сущность нравственных понятий педагог может использовать энциклопедии, словари, справочники, прибегнуть к помощи детей, их знаниям и опыту. Конкретные же примеры помогут учителю сформировать у учащихся верные нравственные представления.

Заключение

.

Все беды сегодняшнего времени по своей сути являются нравственными бедами. Поэтому так остро стоит проблема возрождения духовности, нравственности. И в этом первостепенная роль отводится этическому образованию. Именно школа, решая задачи этического образования и опираясь на общечеловеческие ценности, помогает подрастающему поколению в определении ценностей собственной жизни, нравственных ориентиров.

Парадигма личностно-ориентированного образования, принципы гуманизации и демократизации обучения и воспитания позволяют улучшить процесс этического образования и нравственного развития школьников, удовлетворить потребности становящейся личности в данной сфере.

В ходе исследования нами были получены следующие результаты: до внедрения совокупности педагогических средств мотивации нравственных поступков у младших школьников были недостаточно развиты нравственные качества, знания о нравственном поступке не стали потребностями и мотивами личности, в поступках детей преобладали общественно-значимые и эгоистические мотивы, уровень этической образованности был низок. После внедрения выделенной нами совокупности повысился уровень этической образованности учащихся (до 3 и 4 уровня). Дети устойчиво проявляли нравственные качества в нравственной деятельности и поведении. Увеличилась осознанность мотива, стали преобладать общественно-значимые мотивы, чаще школьниками совершались поступки по нравственному мотиву с полезными последствиями.

Представленная нами в исследовании совокупность педагогических средств мотивации нравственных поступков младших школьников позволяет расширить возможности этического образования, повысить этическую образованность младших школьников. Совокупность педагогических средств мотивации нравственных поступков младших школьников (разъясняющая беседа, рефлексия, ситуации выбора поступка, нравственные поступки личности, реальное совершение школьниками нравственных поступков, оценка поступков) повышает уровень этической образованности.

Реализовывая выделенную нами совокупность педагогических средств мотивации нравственных поступков младших школьников на практике, мы определили ее эффективность. Критериями оценки эффективности педагогических средств мотивации нравственных поступков младших школьников выступали: а) необходимость и достаточность совокупности педагогических средств мотивации нравственных поступков младших школьниковб) содержание и характер системы мотивов поступков учащихсяв) динамика и устойчивость проявлений нравственных поступков (качеств) младших школьников.

Знание нравственной сферы младших школьников, применение педагогических средств мотивации нравственных поступков позволяют педагогу помочь школьнику разрешить противоречие между потребностями и фактическим уровнем нравственного развития.

В итоге работы оказалось, что разрыв между уровнем этического образования и реальным поведением школьников можно устранить: реализуя совокупность педагогических средств мотивации нравственных поступков в образовательном процессеразвивая у младшего школьника (учитывая его психолого-педагогические особенности) потребность в нравственном развитии.

Кроме того, необходимо установление высоко нравственных отношений между педагогом и учащимися, а этого можно достичь, если нравственно образован и развит сам педагог. Недооценка роли этих отношений может привести к проблематичности в нравственном становлении школьника.

Исследование позволило выделить новые проблемы, вопросы которых могут быть использованы в других диссертационных исследованиях.

Исследовательская работа может быть продолжена в плане поиска новых эффективных педагогических средств, расширения совокупности педагогических средств мотивации нравственных поступков не только для младших школьников, но и учащихся подросткового и старшего возраста. Все это позволит создать благоприятные условия для комплексного решения проблемы этического образования школьников.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Ю. П. Искусство воспитывать — М.: Просвещение, 1979. — 255с.
  2. Ю. П. Педагогика любви и свободы. М.: Топикал, 1994. — 608с.
  3. Ю. Самое человечное: Записки о нравственном воспитании (Школьников).// Новый мир. 1982. — № 6. — С. 192−215.
  4. Азбука нравственного воспитания./ Под ред. И. А. Каирова и О. С. Богдановой. М.: Просвещение, 1979. — 318с.
  5. Г. И. Моральный поступок как элемент моральной деятельности.// Социальная сущность и функции нравственности. М.: изд-во Моск. ун-та, 1975. — 127с.
  6. В. Сотворение себя: (учиться нравственности по сути дела, учиться правильно жить).// Воспитание школьников. — 1995. — № 5. — С. 45−47.
  7. Р. Г. Формирование нравственного опыта младших школьников в коллективной деятельности: Дис. канд. пед. наук. М., 1971. — 181с.
  8. С. Ф. Мораль и поведение. 2-е изд., доп. — М.:. Мысль, 1985. — 155с.
  9. М. Н. В поисках нравственного смысла жизни. Книга учителя-экспериментатора. Омск: Изд-во ОмГПУ, 1997. — 98с.
  10. М. Н. Воспитание личности школьника в нравственной деятельности: Методические рекомендации/. -Сост. Михаил Николаевич Аплетаев Омск: ОГПИ, 1991. -44с.
  11. М. Н. Воспитание нравственных основ личности в процессе обучения:/ методика и опыт/. Омск: ОГПИ -НГПИ, 1989. 89с.
  12. М. Н. Диагностика и развитие этики учителя: Методические рекомендации. Омск, 1990. — 40с.. Аплетаев М. Н. Диагностика нравственного воспитания личности подростка в процессе обучения: Методические рекомендации. — Омск, 1989. — 42с.
  13. М. Н. Моделирование системы воспитания нравственной, ответственной личности в процессе обучения.// Система форм и методов воспитания ответственного отношения школьников к учению. Омск, 1990. — 122 с.
  14. М. Н. Нравственное воспитание подростков в процессе обучения. Омск: ОГПИ, 1988. — 106с.
  15. М. Н. Образовательная рефлексия как форма нравственной деятельности.// Педагог: наука, технология, практика. Барнаул, 1997. — № 2(3). — С. 35−42.
  16. М. Н. Педагогика нравственного поступка: (этико-философский компонент) // Педагог: Наука, технология, практика. Барнаул, 1997. — С. 8−12.
  17. М. Н. Система воспитания нравственной личности в процессе обучения: Монография. Омск: Изд-во ОмГПУ, 1998. — 256с.
  18. М. Н. Теоретические и методические основы нравственного воспитания личности подростка в процессе обучения: Автореф. дис.докт. пед. наук. М., 1989. — 35с.
  19. М. Н. Теоретические и методические основы нравственного воспитания личности подростка в процессе обучения: Дис.докт. пед. наук. М., 1989. — 469с.
  20. М. Н. Формирование нравственных понятий как условие осознания поведения старшими подростками: Дис. канд. пед. наук. И. М., 1979. — 194с.
  21. М. Н. Этическая типология нравственных поступков.// Инновационные проблемы в учреждениях российского образования: Межвузовский сборник научных трудов/ Под ред. д-ра пед. наук, проф. 3. М. Улетбаева. -Магнитогорск: МаГУ, 1999. С. 3−9.
  22. Аристотель. О душе. М.: Соцэкгиз, 1937. — 178с.
  23. В. Г. Мотивация поведения и формирование личности. М.: Мысль, 1976. — 158с.
  24. Э. Нравственное воспитание подростков во внеурочное время.// Воспитание школьников. 1987. — № 6.- С. 42−43.
  25. Е. М. Нравственная культура личности. Мн.: Наука и техника, 1985. — 184с.
  26. В. И. Культура нравственного сознания и поведения личности. М.: Знание, 1979. — 64с. — (Новое в жизни, науке, технике. Сер. «Этика», № 3).
  27. В. И. Моральный выбор личности: альтернативы и решения. М., 1983. — 224с.
  28. В. И. Принципы морального выбора. М., 1974. — 63с.
  29. М. А. Педагогика поступка против науки послушания.// Педагогический калейдоскоп. 1994, ноябрь.- № 37−38.
  30. В. С. Нравственность. Культура. Современность: /Философские раздумья о жизненных проблемах/.// Этическая мысль: Научн. публицист, чтения. — М.: Политиздат, 1988. — 384с.
  31. В. С. От наукоучения к логике культуры. — М., 1991. — 412с.
  32. Бим-Бад Б. М., Петровский А. В. Образование в контексте социализации.// Педагогика. 1996. — № 1. — С. 38.
  33. В. А. О нравственной деятельности. М.: Знание, 1977. — 64с.
  34. В. А. Этика и жизнь. М.: Политиздат, 1987. -111с. — (филос. б-чка для юношества).
  35. В. А., Гумницкий Г. Н., Цырлина Т. В. Нравственное воспитание: /Философско-этические основы/.- Воронеж, 1990. 141с.
  36. Е. Н. Нравственные чувства: Содержание и функции.// Сов. педагогика. 1986. — № 4. — С. 41−46.
  37. О. С. и др. Этические беседы с подростками: Кн. Для учителя/ О. С. Богданова, О. Д. Калинина, М. Б. Рубцова. М.: Просвещение, 1987. — 192с.
  38. О. С. Нравственное воспитание младших школьников: Дис. докт. пед. наук. М., 1975. — 375с.
  39. О. С. Теория и методика воспитания: актуальные исследования.// Сов. педагогика. 1985. — № 10.- С. 43−47.
  40. О. С., Петрова В. И. Методика воспитательной работы в начальных классах. 3-е изд., дораб. — М.: Просвещение, 1986. — 192с. — (Б-ка учителя нач. классов).
  41. О. С., Петрова В. И. Некоторые проблемы нравственного воспитания и развития младших школьников.- М.: Педагогика, 1972. 104с.
  42. О. С., Петрова В. И. Ситуация выбора в нравственном развитии младших школьников.// Сов. педагогика. 1969. — № 5. — С. 13−15.
  43. А. А., Караковский В. А., Новикова JI. И. Психолого-педагогические проблемы воспитания всовременных условиях.// Сов. Педагогика. 1991. -№ 5, — С. 11−20.
  44. Е., Ащеулова К. Педагогические ситуации.// Воспитание школьников. 1999. — № 3. — С. 31.
  45. JI. И. Личность и ее формирование в детском возрасте. М., 1968. — 464с.
  46. Н. И. Нравственное воспитание школьников. -М.: Педагогика, 1979. 244с.
  47. В. П. О некоторых аспектах соотношения мотива и действия в нравственном поступке.// Философские проблемы общественного развития. М.: Мысль, 1975. -192с.
  48. В. П. Проблема поступка в этике: Дис. канд филос. наук. М., 1975. — 183с.
  49. Большая энциклопедия./ Под ред. С. Н. Южакова. СПб.: Просвещение, 1903. Т.1. 655с.
  50. Е. В. Гуманизация воспитания старшеклассников.// Педагогика. 1991. — № 9. — С. 50−57.
  51. Е. В. Формирование нравственного сознания старших школьников: Автореф. дис. канд. пед. наук. Ростов — на — Дону, 1979. — 39с.
  52. Е. В. Ценностные основания личностно-ориентированного воспитания.// Педагогика. 1995. — № 4. -С. 29−36.
  53. Н. В., Реан А. А. Педагогика. Учебник нового века. Спб., 2000. — С. 43.
  54. Боришевский М, И. Саморегуляция поведения школьников.// Сов. педагогика. 1991. — № 3. — С. 63−68.
  55. М. И. Детерминизм и нравственное поведение личности. Минск: Наука и техника, 1974. -224с.
  56. . С. Психологические аспекты нравственного развития личности. М.: Знание, 1977. — 64с. (Новое в жизни, науке, технике: серия «этика», № 6).
  57. Г. М. Эмоциональные особенности формирования личности в детстве. Норма и отклонения. М.: Педагогика, 1990. — 14с.
  58. Бронников. Развитие осознания поступков у дошкольников.// Новые исследования в педагогических науках. 1966. — VI, С. 78.
  59. БЭС (в 30 томах). Гл. ред. А. М. Прохоров. Изд. 3-е. М., «Советская энциклопедия», 1974.
  60. А. П. Моральная регуляция поведения личности./ Под ред. В. М. Конона. Мн.: Наука и техника, 1987. — 128с.
  61. И. А., Магомед-Аминов М. Ш. Мотивация и контроль за действием. М., 1991. — 143с.
  62. Введение в философию: Учебник для вузов. В 2 ч. Ч. 2/ Фролов И. Т., Араб-Оглы Э. А., Арефьева Г. Р. и др. М.: Политиздат, 1989. — 639с.
  63. М. А. Опыт изучения гуманных качеств личности школьника.// Сов. педагогика. 1985. — № 2. — С. 42−46.
  64. В. К. Психологические механизмы мотивации человека. М., 1990. — 288с.
  65. Н. Д. Привычка основа нравственного воспитания.// Педагогика. — 1997. — № 5. — С. 91−97.
  66. М. А. Использование творческой деятельности учащихся как средства усвоения ими нравственных норм.// Новые исследования в педагогических науках. М., 1991. Вып. I (52). — С. 26−29.
  67. . М., Ушаков Д. Н. Толковый словарь русского языка. В 4х томах, М., 1935−1940.
  68. М., Гренкова JI. Что значит быть порядочным человеком?// Воспитание школьников. 1999. — № 2. — С. 3237.
  69. Л. Б. Гуманность, деликатность, вежливость и этикет. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1992. — 115с.
  70. Н. Н. Методические приемы активизации образовательного процесса. Методическое пособие. ОмГПУ Омск, 1999. — 18с.
  71. Воспитание детей в школе: Новые подходы и новые технологии/ Под. ред. Н. Е. Щурковой. М.: Новая школа, 1998. — 208с.
  72. Т. В. Учебная деятельность и ее средства. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1988. — 256с.
  73. К. В. Теория и методика воспитания у школьников гуманного отношения к людям: Дис. докт. пед. наук. Минск, 1989. — 431с.
  74. Г. Ф. В начале было детство./ Сборник диагностических методик для изучения личности младшего школьника/. М., 1993. — 28с.
  75. Г. В. Ф. Сочинения. Т. VII. Философия права/ Пер. Б. Столпнера. М. — JL: Соцэкгиз, 1934. — 380с.
  76. Гегель. Соч. Т. 4: Система наук. Часть I. Феноменология духа. М., Соцэкгиз, 1959. — 440с.
  77. В. И. Проблема структурирования мирового образовательного пространства.// Педагогика. 1997. — № 3. — С. 10−15.
  78. JI. Ю. К вопросу о сущности поощрения и наказания как средств педагогической коррекции.// Новые исследования в педагогических науках. 1971. — № 3, — С. 25−30.
  79. В. П. Обдуманность поведения учащихся.// Педагогика, 1993. № 4. — С. 39−42.
  80. О. С. К методике выявления мотивации у школьников.// Формирование стремлений к знаниям, мотивации учения школьников: Учебное пособие. Ростов-на-Дону, 1975. — 82с.
  81. JI. П. Общение с собой: начала психологии активности. М.: Политиздат, 1991. — 320с.
  82. JI. П. Резервы человеческой психики: Введение в психологию активности. М.: Политиздат, 1989. — 319с.
  83. Д. М. Взаимодействие объективных и субъективных факторов в процессе нравственноговоспитания школьников: Дис. докт. пед. наук. М., 1978. 368с.
  84. Д. М. Жизненные ситуации с нравственным содержанием. Калуга, 1971. — 224с.
  85. М. И. Обеспечение единства нравственных знаний и поведения в процессе воспитания младших подростков (на опыте школ-интернатов): Дис.'канд пед. наук. Киев, 1986. — 216с.
  86. Гулмадов Файз. Формирование у младших школьников нравственных знаний и поведения в коллективной деятельности: Дисс. канд пед. наук. Душанбе, 1988. -182с.
  87. Г. Н. Нравственный поступок и его оценка. М.: Знание, 1978. 64с.
  88. А. А. Золотое правило нравственности. 3-е изд. дор. и перераб. — М.: Мол. Гвардия, 1988. — 271с.
  89. А. А. Структура нравственного поступка.// Структура морали и личность/Под ред. С. Анисимова и Р. Миллера. М.: Мысль, 1977. — 147с.
  90. В. В., Зинченко В. П., Талызина И. Ф. Проблемг деятельности в работах А. Н. Леонтьева.// Вопросы психологии, 1982. -№> 4. С. 61−67.
  91. В. В., Маркова А. К., Шумилин Е. А. Психологические проблемы формирования у школьников потребностей и мотивов учебной деятельности.// Мотивыучебной и общественно-полезной деятельности школьников и студентов. М., 1980. — 128с.
  92. Даль Владимир. Толковый словарь живого великорусского языка: /В 4х т./ Предисл. А. М. Бабкина. -М.: Русский язык, 1978.
  93. Н. Учить детей принимать нравственные решения.// Воспитание школьников, 1985, № 1. — С. 44−46.
  94. Н. А. Органическое развитие человека в связи с его умственной и нравственной деятельностью.// Избранные пед. соч. М.: Педагогика, 1986. — 346с.
  95. И. А. Самовоспитание личности: Филос.-этич. пробл. М.: Политиздат, 1984. — 285с.
  96. О. Г. Нравственная деятельность.// Философская энциклопедия, т. 4. М., 1967. — 691с.
  97. О. Г. Проблемы нравственности. М.: Наука, 1977. — 331с.
  98. Е. Курс Нравственного воспитания «Этика».// Нар. образование. 1998. — № 9−10. — С. 96.
  99. Л. Д., Костромина Т. И. Индивидуальная моральная оценка поступка. Владивосток: Изд-во Дальтевост. ун-та, 1992. — 96с.
  100. И. Н. Нравственное воспитание в социалистическом коллективе. М.: Знание, 1977. 64с.
  101. В. Т. Формирование идейной убежденности и нравственное воспитание трудящихся. М.: Знание, 1974. -64с.
  102. JI. С. Общение учителя с младшими школьниками как средство формирования у них эмоционально-нравственных отношений к действительности: Дис. канд. пед. наук. М., 1998. — 143с
  103. В. В. Стимулирование свободного морального выбора поступка как средство нравственного воспитания младших школьников: Дис. канд. пед. наук. Волгоград, 1989, — 267с.
  104. JI. Г. Формирование нравственного опыта младших школьников в процессе освоения норм поведения: Дис. канд. пед. наук. М., 1989, — 149с.
  105. А. В. Нравственное воспитание младших школьников.// Нач. шк. 1992. — № 5/6. — С. 4−6.
  106. А. В. Критерии нравственной воспитанности.// Педагогика. 1992. — № 11−12. — С. 22−26.
  107. А. В. Нравственное воспитание и учитель в условиях социальных перемен.// Педагогика. 1998. — № 7. С. 74 — 77.
  108. В. Ф. Происхождение нравственности. М.: Политиздат, 1974. — 126с.
  109. А. К. Нравственное воспитание учащихся во внеурочной работе.// Нач. шк. 1987. — № 8. — С. 48.
  110. Идейно нравственное воспитание учащихся. Минск, Народная асвета, 1985. — 63с.1 14. Изучение личности школьника учителем./ Под ред. 3. И. Васильевой, Н. В. Бочкина, Е. С. Заир-Бек и др. И.: Педагогика, 1991. — 136с.
  111. Г. Ф. Моральная мотивация: Дис. канд. филос. наук. М., 1973. — 270с.
  112. JI. И. Осознание поведения как условие нравственного формирования личности младшего подростка: Дис. канд. пед. наук. М., 1974. — 177с.
  113. Д. А. Потребности. Поведение. Воспитание, М.: Мысль, 1968. 147с.
  114. JI. П. Формирование мотивов деятельности школьников. Иркутск, 1989. — 188с.
  115. С. В. Влияние личностных качеств и их сочетаний с особенностями педагогического воздействия на формирование социально-нормативного поведения подростков: Дис. канд. психол. наук. М., 1995. — 173с.
  116. В. И. К проблеме мотивов.// Психол. журн. -1981. Т. 2, № 1. С. 29−44.
  117. В. И. Мотивы поведения и деятельности. М.: Наука, 1988. — 192с.
  118. В. И., Дружинин В. Н. Мотивационная сфера личности и ее динамика в процессе профессиональной подготовки.// Психол. журн. 1982. Т. 3, № 6. — С. 35−44.
  119. Г. М., Коджаспиров А. Ю. Педагогический словарь: Для студ. высш. и сред. пед. учеб. заведений. М.: Издательский центр «Академия», 2000. — 176с.
  120. Н. И. Философские сказки для обдумывающих житье, или Веселая книга о свободе и нравственности. -Дубна: Издат. центр «Феникс" — Москва: Ребус, 1994. 272с
  121. В. Л., Михина Т. Б. Формирование способности к нравственной оценке поступков у младших школьников: Дис. канд. пед. наук. М., 1975. — 212с.
  122. Д. В. Воля и нравственность.// Сов. Педагогика.- 1990. № 9. — С. 28−32.
  123. Д. В. Психологические основания нравственности: (О нравственном воспитании в школе).// Сов. педагогика. 1990. — № 4. — С. 35−39. — (Вопросы обучения и воспитания).
  124. Кон И. С. Нравственные проблемы развития личности. -М.: Просвещение, 1982. 348с.
  125. Кон И. С. Психология доброго поступка.// Этическая мысль: науч. публицист, чтения. М., 1988. — 384с.
  126. Н. И. Логический словарь-справочник. 2-е изд. испр. и доп. М.: Наука, 1975. 1 17с.
  127. В. В. Методологическая рефлексия.// Сов. педагогика, 1989. № 2. — С. 72−79.
  128. Краткий психологический словарь./ Под ред. А. В. Петровского, М. Г. Ярошевского. М.: Политиздат, 1985. -431с.
  129. Краткий словарь по философии./ Под ред. И. В. Блауберга, И. К. Пантина. 3-е изд. — М.: Политиздат, 1979- 414с.
  130. Н. Н. Мораль в действии (О закономерностях влияния морали на поведение личности). М., Политиздат, 1977. — 255с.
  131. К. Н. Нравственный закон во мне. М.: Знание, 1991. — 64 с. — (Новое в жизни, науке, технике. Сер. «Молодежная» № 3).
  132. А. Н. Деятельность. Сознание. Личность. М.: Политиздат. — 1975. — 304с.
  133. А. Н. Избранные психологические произведения: В 2-х т. Т. 2. М.: Педагогика, 1983. — 320с.
  134. А. Н. Потребности и мотивы деятельности.// Психология. Учебник для пединститутов. М., 1962.
  135. А. Н. Потребности, мотивы, эмоции. Конспект лекций. Изд-во Моск. ун-та, 1971. 40с.
  136. А. Н. Проблемы развития психики. 4-е изд. М., изд-во Моск. ун-та, 1981. 584с.
  137. . Т О критериях оценки нравственной воспитанности школьников.// Сов. педагогика. 1987. — № 5.
  138. . Т. Воспитание: необходимость и свобода.// Педагогика. 1994. — № 2. — С. 25−36.
  139. Дж. Избр. филос. произв. В 2-х т. Т. 1. И.: Соцэкгиз, 1960. — 731с.
  140. А. А. Формирование нравственной позиции начинается в детстве.// Начальная школа. 1982. — № 11. -С. 56−59.
  141. С. А. Оценить себя. Омск: Книжное издательство, 1988. — 56с.
  142. С. Г. Материалы к социально нравственному портрету младшего школьника.// Начальная школа. 1999. -№ 4. — С. 53−61.
  143. А. К. Проблема формирования мотивации учебной деятельности.// Сов. педагогика, 1979, № 11. С. 63−71.
  144. А. К. Пути исследования мотивов учебной деятельности школьников.// Вопросы психологии. 1980. -№ 5. — С. 47−59.
  145. А. К. Формирование мотивации учения в школьном возрасте. М., 1983. — 96с.
  146. А. К., Орлова А. Б., Фридман Л. Н. Мотивация учения и ее воспитание у школьников. М.: Педагогика, 1983. — 64с.
  147. Марксистская этика: Учебное пособие для вузов/ А. И. Титаренко, А. А. Гусейнов, В. И. Бакштановский и др.- Общ ред. А. И. Титаренко. 3-е изд., дораб. и доп. — М.: Политиздат, 1986. — 366с.
  148. В. Л. Михаил Б ахтин: философия поступка. И.: Знание, 1990. — /Серия философия и жизнь, № 6/. — 61с.
  149. В. С. Лекции по психологии мотивов человека. -Пермь, 1971. 120с.
  150. В. Э. Внутренняя и внешняя мотивация учебной деятельности.// Вопросы психологии, 1987, № 5. С. 129 138.
  151. Мир детства: Младший школьник./Под ред. А. Г. Хрипковой- Отв. ред. В. В. Давыдов. М.: Педагогика, 1981. — 400с.
  152. О. Что такое «хорошо»?: (Концепция этико-нравственного воспитания школьников).// Нар. образование.- 1991. № 11. — С. 70−74.
  153. Н. Н. Об объективном критерии нравственности.// Проблемы этики. М.: Мысль, 1974. — С. 28−30.
  154. Н. Н. Проблема нравственной оценки поступков (поведения).// Вопросы философии. № 9. — 1965.- 37−46.
  155. В. Совершенствование качества идеологического процесса на научной основе. София, 1982. — 98с.
  156. Момов Васил. Человек, мораль, воспитание: /теоретико-методологические проблемы/ Пер. с болг. М., Прогресс, 1975. — 162с.
  157. Мораль: сознание и поведение. М.: Наука, 1986. — 208с.
  158. Моральный выбор./ (А. А. Гусейнов, Р. И. Александрова, С. Ф. Анисимов и др.) — Под ред. А. И. Титаренко, М.: МГУ, 1980. 344с.
  159. А. Т., Сержантов В. Ф. Личность как предмет философского познания: Философская теория личности и еепсихологическое и биологическое обоснования.-Новосибирск: Наука, 1984. 319с.
  160. Г. А. Формирование нравственных потребностей личности школьника в процессе деятельности и общения: Дис. канд. пед. наук. М., 1991. — 323с.
  161. Э. Ш. Психологический анализ поступков ученика. М.: Просвещение, 1991. — 126с. — (Психол. наука -школе).
  162. Наука и нравственность. М., 1971. — 440с.
  163. Н. Д. На пути к гуманной педагогике.// Педагогика, 1990. № 9. — С. 41−47.
  164. А. Ф. Нравственное воспитание на переломе.// Магистр i: Независимый психол.-пед. журн. 1991. Июнь. -С. 37−48.
  165. Новые исследования в педагогических науках. Вып. 1 (57)/ Сост. И. К. Журавлев, В. С. Шубинский. М.: Педагогика, 1991. — 96с.
  166. Нравственная жизнь человека: искания, позиции, поступки. М.: Мысль, 1992. — 295с.
  167. Нравственная культура личности. Киев, 1986. — 192с.
  168. Нравственное воспитание школьников./ Под ред. И. С. Марьенко. М.: Просвещение, 1969. — 310с.
  169. Нравственное воспитание: Проблемы теории и практики./Акад. Общественных наук при ЦК КПСС, Каф. идеол. работы и каф. социальной психологии и педагогики-
  170. Редкол.: А. К. Уядов (отв. ред.) и др. М.: Мысль, 1979. -303с.
  171. Нравственное развитие личности. М.: Московский рабочий, 1969. — 237с.
  172. Нравственное развитие младших школьников в процессе воспитания./ Под ред. И. А. Каирова, О. С. Богдановой. -М.: Педагогика, 1973. 192с.
  173. Нравственные проблемы развития личности./ Под ред. А. И. Титаренко. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1982. — 144с.
  174. С. И. Словарь русского языка: ок. 57 000 слов/Под ред. чл.-корр. АН СССР Н. Ю. Швецовой. 18-е изд., стереотип. — М.: Рус. Яз., 1986. — 797с.
  175. Н. Г. Современные учителя о воспитании, или Прошлое в настоящем.// Педагогика. 1995. — № 3. — С. 6065.
  176. Т. А. Воспитание у детей склонности к добрым делам и поступкам: (В помощь учителю).// Нач. шк. 1980. — № 1. — С. 12−15.
  177. Педагогика: педагогические теории, системы, технологии: Учеб. для студ. высш. и сред. учеб. заведений/ С. А. Смирнов, И. Б. Котова, Е. Н. Шияков и др.- Под ред. С. А. Смирнова. 3-е изд., испр. и доп. — М.: Издательский центр «Академия», 1999. — 512с.
  178. Педагогика. Учебное пособие для студентов педагогических вузов и педагогических коллеждей./ Подред. П. И. Пидкасиетого. М.: Российское педагогическое агентство, 1995. — 637с.
  179. Педагогика: Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов/ Ю. К. Бабанский, В. А. Сластенин, Н. Н. Сорокин и др. Под ред Ю. К. Бабанского. 2-е изд., доп. и перераб. — М.: Просвещение, 1988. — 479с.
  180. Педагогическая энциклопедия. В 4-х т. Гл. ред. А. И. Каиров, Ф. Н. Петров. — М., Советская энциклопедия, 1964. (Энциклопедии. Словари. Справочники.)
  181. . О. О новых подходах к понятию «воспитание».// Воспитание школьников. 1994. — № 6. — С. 2−7.
  182. В. И. Деятельность школьника и его нравственное воспитание.// Сов. педагогика. 1982. — № 3. -С. 18−22.
  183. К. К. Краткий словарь системы психологических понятий. М.: Высшая школа, 1981. -175с.
  184. К. К. О системе психологии. М.: Мысль, 1972.- 216с.
  185. Т. Благотворительность и нравственность.// Alma mater. 1998. — № 3. — С. 55−58.
  186. JI. Есть ли выход: (О проблемах нравственного воспитания личности).// Нар. образование. 1993. — № 9/10.- С. 60−62.
  187. Проблема формирования нравственных потребностей школьников. /Под ред. Ю. В. Шарова. Новосибирск, 1974. — 106с.
  188. Проблемы рефлексии: Современные комплексные исследования. /Под ред. И. С. Ладенко. Новосибирск, 1987. — 234с.
  189. Психологические проблемы нравственного воспитания детей. М., 1977. — 158с.
  190. Психология. Словарь./ Под общ. Ред. А. В. Петровского, М. Г. Ярошевского. 2-е изд., испр. и доп. — М.: Политиздат, 1990. — 494с.
  191. В. На изломе нравственности.// Клуб. 1991. -№ 11. — С. 12−13.
  192. Растим здоровых, умных и добрых: воспитание младшего школьника. Пособ. для сред, и высш. педагогич. учебн. заведений, преп. начальн. классов и родит./ Сост. Л. В. Ковинько. М.: Издательский центр «Академия», 1996. -288с.
  193. Реформирование образования в России.// Педагогика. -1997. № 5. с. 17−42.
  194. С. Л. Бытие и сознание. О системе психического во всеобщей взаимосвязи явлений материального мира. М.: Изд-во Акад. наук СССР, 1957. -328с.
  195. С. Л. Основы общей психологии: Учебное пособие для пед. ин-тов. Изд. 2-е. М., 1946. — 703с.
  196. С. JI. Человек и мир. «Методологические и теоретические проблемы психологии». — М., 1969. — С. 370.
  197. JI. И. Нравственное воспитание личности. -М.: Изд-во Моск. ун-та, 1981. 184с.
  198. JI. И. Психолого-педагогические проблемы нравственного воспитания школьников. М.: Педагогика, 1981. — 128с.
  199. Саморегуляция и прогнозирование социального поведения личности./ Под ред. В. А. Ядова. Д.: Наука. Ленингр. отд-ние, 1979. — 264с.
  200. В. С. Основы общей педагогики: Теория и методика воспитания: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений/ Под ред. В. А. Сластенина. М.: Издательский центр «Академия», 2000. — 336с.
  201. П. Природа поступка.// Коммунист. 1988. — № 8. — С. 87−94.
  202. Г. П. Нравственная деятельность старших подростков в процессе обучения: Дис. канд. пед. наук. -Омск, 1996. 164с.
  203. Система психологии и теория отражения. М., 1982.
  204. Скоморохова. Ориентация младших школьников на нравственные ценности в процессе обучения: Дис. канд. пед. наук. Иркутск, 1997. — 171с.
  205. Словарь иностранных слов. 15-е изд., испр. — М.: Рус. яз., 1988. — 607с.
  206. Словарь по этике./ Под ред. И. С. Кона. 5-е изд. — М.: Политиздат, 1983. — 445с.
  207. Словрь по этике./ Под ред. О. Г. Дробницкого и И. С. Кона. Изд. 2-е. М.: Политиздат, 1970. — 398с.
  208. В. И. Элементарная педагогика, или Как управлять поведением человека: Кн. Для учителя. М.: Просвещение, 1992. — 159с.
  209. Совершенствование нравственного воспитания в школе на основе изучения личности учащихся./ Методические рекомендации/. М., 1983. — 72с.
  210. В. М. Социология нравственного развития личности. М.: Политиздат, 1986. — 240с.
  211. Я. В. Некоторые проблемы современного школьного воспитания.// Сов. педагогика. -1989. № 1. — С. 12−18.
  212. Г. Н., Вышемирская В. И. Нравственное воспитание на уроках этики.// Нач. шк. 1996. — № 11. — С. 37−38.
  213. Социальная сущность и функции нравственности: Сборник статей. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1975. — 128с.
  214. Социологические проблемы науки./Сборник статей/. Под ред. В. Ж. Келле, С. Р. Микулинского. М.: Наука, 1974. -488с.
  215. Н. Общественные науки и социальная технология. М., «Прогресс», 1976. — 251с.
  216. В. В. Меры поощрения и наказания и методика их применения в нравственном воспитании учащихся. Дис. канд. пед. наук. Симферополь, 1961, С. 86−91.
  217. Е. В. Нравственное развитие дошкольников./ Вопросы психологии. 1983. — № 4. — С. 29−38.
  218. Теория и практика личностно-ориентированного образования.// Педагогика. 1996. — № 5. — С. 72−81.
  219. А. И. Критерии нравственного прогресса. М. 1967. — 190 с.
  220. А. И. Мораль как особый способ освоения мира.// Социальная сущность и функции нравственности. -М., 1975. 127с.
  221. Н. М. Нравственные ориентиры младшего школьника.// Педагогика. 1997. — № 6. — С. 59−65.
  222. Н. Н. О категориях «цель», «средство», «результат». М., «Высш. школа», 1968. — 148с.
  223. Г. JI. Разум, воля, успех: О философии поступка. JL: Изд-во Ленингр. Ун-та, 1990. — 216с.
  224. Д. Н. Психологические исследования. М.: Наука 1966. 450с.
  225. А. А. Мотивационная саморегуляция. -Ташкент, 1987. С. 115.
  226. А. А. Принятие мотива личностью.// Психологический журнал. 1985. — Т. 6, № 4. — С. 87−96.
  227. В. Гуманистическая роль образования: православие и воспитание.// Воспитание школьников. -1999. № 3. — С. 5.
  228. Философская энпащедия. Гл. ред. Ф. В. Константинов.- М., Советская энциклопедия, 1970. 740с.
  229. Философский словарь./ Под ред. И. Т. Фролова. 5-е изд.- М.: Политиздат, 1986. 590с.
  230. Философский энциклопедический словарь. / Гл. редакция JI. Ф. Ильичев, П. Н. Федосеев, С. М. Ковалев, В. Г. Панов.- М.: Сов. энциклопедия, 1983. 840с.
  231. С. Д. Начала нравственности.// Начальная школа.- 1992. № 5/6. — С. 3−4.
  232. JI. М., Пушкина Т. А., Каплунович И. Я. Изучение личности учащегося и ученических коллективов. ¦ М.: Просвещение, 1988. 207с.
  233. Р. В. В тихом озере Ая: (Размышления о нравственном воспитании школьников).// Нар. Образование- 1990.- № 7.- С. 59−66.
  234. И. Ф. Нравственное воспитание школьников. Пособие для клас. руководителей. М.: Просвещение, 1983.- 160с. (Б-ка клас. руководителя).
  235. И. Ф. Педагогика. 2-е изд. перераб. и доп. М.: Высшая школа, 1999. 574с.
  236. И. Ф. Теория нравственного воспитания.(Ист. и современ. проблематика, основные педагогические идеи). Мн, Из-во БГУ, 1972. 364с.
  237. X. Мотивация и деятельность./ Под ред. В. М. Величковского. М.: Педагогика, 1986. — 391с.
  238. О. П. Этика возвышения человека.// Сов. педагогика. 1988. — № 3. — С. 30−35.
  239. В. Э. Опыт экспериментального выявления преобладающих мотивов у школьников.// Вопросы психологии. 1968. — № 1. — С. 67−74.
  240. Ф. Д. Этическая беседа «Услышать сердце человека».// Начальная школа. 1997. — № 7. — С. 16−18.
  241. К. А. Буржуазные концепции нравственного воспитания: цели и средства. М.: Знание, 1982. — 64с. -(Новое в жизни, науке, технике. Сер. «Этика», № 6).
  242. А. И. Этическая грамматика в начальных классах. В помощь учителю. Часть 1. М.: Школа-Пресс, 1998. — 96с.
  243. А. И. Этическая грамматика в начальных классах. В помощь учителю. Часть 2. М.: Школа-Пресс, 1998. — 96с.
  244. М. И. Изучение воспитанности школьников. М. Педагогика, 1982. — 104с.
  245. М. И. Учителю о воспитанности школьников. -М.: Педагогика, 1990.
  246. Д. С. Моральное самосознание личности. -М.: Знание, 1986. 64с. — (Новое в жизни, науке, технике. Сер. «Этика», № 3).
  247. Д. С. Самосознание в структуре нравственной деятельности личности.// Вопросы философии. 1984. — № 3. — С. 93−101.
  248. П. Н., Огородников И. Т. Педагогика. М., 1954. С. 215.
  249. С. В. Воспитание старших школьников в нравственной деятельности: Учебное пособие для студентов педвузов. Омск: Изд-во ОмГПУ, 1997. — 106с.
  250. X., Рудольф Р. как воспитывать нравственное поведение?: Кн. Для учителя. / Пер. с нем. М.: Просвещение, 1986. — 80с.
  251. Н. Е. Когда урок воспитывает /нравственный аспект/. М., 1981. — 128с.
  252. Н. Е. Новое в воспитательной работе школы. -М., 1991. 111с.
  253. Н. Е. Образ жизни, достойной Человека, и его формирование у школьника: (Метод, пособие для педагогов школы)/ Смолен, обл. ИУХ. Смоленск: Вн., 1995. — 64с.
  254. Н. Е. Система воспитания нравственных отношений современного школьника: Автореф. Докт. пед. наук М., 1989. — 38с.
  255. Н. Е. Три принципа воспитания: Рабочая кн. шк. педагога. Тюмень: Тюмен. обл. ин-т повыш. квалификац. Пед. кадров, 1996. — 37с.
  256. Н. Е. Философическое воспитание.// Воспитание школьников. 1996. — № 2. — С. 2−5.
  257. Н. Ценностные отношения.// Воспитание школьников. 1999. — № 3. — С. 17.
  258. Энциклопедический словарь./ Под ред. И. Е. Андриевского: Изд. Ф. А. Брокгауза и И. А. Ефрорна, СПб.: 1897. Т. 39. 480с.
  259. П. М. Изучение чувств у детей и подростков /Развитие нравственных оценок у школьников/. М., 1961. -213с.
  260. Этика: Учебник. Под общ. ред. А. А. Гусейнова и Е. JI. Дубко. М.: Гардарика, 1999. — 496с.
  261. С. Т., Прусс И. В. Последняя победа Буратино. -М.: Знание, 1983. 96с.
  262. М. Г. А. А. Ухтомский и проблема мотивации поведения.// Вопросы психологии. 1975. — № 3.- С. 3−17.
  263. Authoritarian, Anti authoritarian and the need for authority.// B&W — 1996. — № 2. — C. 10−12.
  264. Reform of en education policy.// B&W 1996. — № 1. — C. 4- 8.
  265. The teaching of values in school today: the art of the feasible.// B&W 1996. — № 2. — C. 4 — 8.
  266. Young people need orientation.// B&W 1996. — № 2. — C. 8 — 10.
Заполнить форму текущей работой