Формирование толерантного поведения подростков в общеобразовательной школе
Диссертация
Участие родителей в воспитательных мероприятиях в качестве субъектов совместной деятельности выступает залогом создания развития доверительных отношений в системе «родитель-ребенок», повышает компетентность родителей в сферах толерантности, формирует у родителей умения и навыки толерантного взаимодействия в семье, что в итоге способствует формированию толерантного поведения подростков… Читать ещё >
Содержание
- Глава I. Формирование толерантного поведения подростков как социально-педагогическая проблема
- 1. Проблема формирования толерантности в трудах отечественных и зарубежных исследователей
- 2. Особенности формирования толерантного поведения в подростковом возрасте
- 3. Модель формирования толерантного поведения подростков в общеобразовательной школе
- Выводы по первой главе
- Глава II. Организация опытно-экспериментальной работы по формированию толерантного поведения у подростков в общеобразовательной школе
- 1. Диагностика сформированности толерантного поведения у подростков
- 2. Реализация модели формирования толерантного поведения у подростков в общеобразовательной школе
- 3. Анализ результатов опытно-экспериментальной работы по реализации педагогических условий формирования толерантного поведения подростков
- Выводы по второй главе
Список литературы
- Абульханова-Славская К. А. Деятельность и психология личности. -М., 1980.-334 с.
- Абульханова-Славская К. А. Типология личности и гуманистический подход // Гуманистические проблемы психологической теории. М., 1995.
- Айгумова З.И. Психологические подходы к развитию этнической толерантности / Ежегодник российского психологического общества: Материалы 3-го Всероссийского съезда психологов/В 8 т. СПб.: Издательство С.-Петерб. ун-та, 2003./ т. З, с.261−263.
- Ангархаева Е.А. Этнокультурное образование как детерминант личностного развитя учащихся: региональный аспект: Дис. .канд. пед. наук.- Улан-Удэ, 2003 170 с.
- Алексеева Е.В. Ответственность и особенности преодоления подростками трудных жизненных ситуаций // Наш проблемный подросток. СПБ., 1999.
- Амонашвили Ш. А. Школа Жизни: Трактат о начальной ступени образования, основанного на принципах гуманно-личностной педагогики. -М.: Народное образование, Изд. Дом Ш. А. Амонашвили, 2000. 144 с.
- Аникеева Н.П. Воспитание игрой: Книга для учителя. М., 1987.- 144 с.
- Анциферова Л.И. Новые аспекты развития личности в процессе целостного жизненного пути // Принцип системности в психологической теории и практике: В 4 т. М., 1996. — т. 2.
- Арабина Л.Л. Методы активного обучения как средство развития ' этнической толерантности у подростков / Вестник интегративной психологии. Журнал для психологов. Ярославль-Москва: Выпуск 1 (3). 2005.
- Арабина Л.Л., Константинов В. В. Содержание и основные направления формирования толерантности у подростков // Вестник Костромского государственного университета им. Н. А. Некрасова: «Акмеология образования», Т. 12, № 1 Кострома, 2006. с. 22−26.
- Арутюнян М.Ю., Петровская Л. А. Обратная связь в системе восприятия человека человеком // Психология межличностного познания / Под. ред. Бодалева А. А. М., 1981. — С.42−53.
- Арутюнян Ю. В., Дробижева Л. М., Сусоколов А. А. Этносоциология. М.: Аспект Пресс, 1998. -235с.
- Асмолов А.Г. Толерантность: различные парадигмы анализа // Толерантность в общественном сознании России. М., 1998
- Асмолов А.Г. Историческая культура и педагогика толерантности //Мемориал. 2001.,№ 24, с.61−63.
- Асмолов А.Г. Толерантность как культура XXI века// Век толерантности. М.: СМИ МГУ им. М. В. Ломоносова, 2004. — № 7
- Байбаков A.M. Воспитание толерантности у старшего подростка ' в условиях взаимодействия малых групп: Дис. .канд. пед. наук. -Волгоград, 2003 149 с.
- Басова А.Н. Этнокультурное образование как фактор формирования основ национального менталитета у школьников: Дис. .канд. пед. наук. Кострома, 2002 — 176 с.
- Бердяев Н.А. Русская идея. Основные проблемы русской мысли XIX века и начала XX // О России и русской философской культуре:
- Философы русского послеоктябрьского зарубежья / Под ред. Е. М. Чехарина. М.: Наука, 1990. С.43−271.
- Бердяев Н.А. Философия творчества, культуры и искусства. М.: Издательство «Искусство», 1994. — Т. 1.
- Березовин Н.А., Коломинский Я. Л. Учитель и детский коллектив. -Минск, 1975.- 160 с.
- Беспалько В.П. Слагаемые педагогической технологии. М., 1989. — 190с.
- Блонский П.П. Избранные педагогические и психологические сочинения: в 2-х т. М., 1979. — Т. 2. — 393 с.
- Бодалев А.А. Восприятие и понимание человека человеком. М., 1982. 198с.
- Божович Л.И. Избр. псих.труды. Проблемы формирования личности/Под ред. Д. И. Фельдштейна. -М.: Межд.пед.академия, 1995 212 с.
- Бондаревская Е.В. Смыслы и стратегии личностно-ориентированного воспитания // Педагогика. 2001. — № 1. — С. 17−24.
- Вестник Организации Объединенных Наций, № 2,1996
- Виноградова Е.Г. Субъектные предпосылки толерантности личности: Дис. .канд. психол. наук. Сочи, 2002 — 118 с.
- Возрастные особенности формирования толерантности. Труды по социологии образования / Под.ред. В. С. Собкина. М.: Центр социологии РАО, 2003. Т. VIII Вып. XIV.
- Волков Г. Н. Этнопедагогизация современного воспитания // Мир образования 1997 — № 2. — С.66−71.
- Волков И.В. Основы технологии группового тренинга. Психотехника: Учебное пособие. М., 1999. — 261 с.
- Володарская П.А., Митина А. Проблема целей обучения в современной педагогике. М., 1989. — 178 с.
- Вульфов Б.З. Учить рефлексии // Воспитательная система школы: проблемы управления. М., 1997.-е. 96−101.
- Выготский J1.С. Педология подростка// Собр. соч. Т. 4. -М., 1984. -С. 5−242.
- Герасимов С.А. Педагогические средства воспитания толерантности у детей младшего школьного возраста: Дис. .канд. пед. наук. Архангельск, 2004 — 269 с.
- Гершунский Б.С. Стратегические приоритеты развития образования в России // Педагогика 1996. — № 5 — С. 46−54.
- Гершунский Б.С. Менталитет и образование. М., 1996 — с. 120.
- Гершунский Б.С. Философия образования для XXI века Издательство: Педагогическое общество России, 2002.
- Гинецинский В.И. Основы теоретической педагогики. СПб., 1992. — 154с.
- Голованова Н.Ф. Социализация школьников как явление педагогическое // Педагогика. 1998. — № 5. — С. 42−45.
- Грищенко А.В. Состояние установок толерантного поведения у современного подростка / Ежегодник российского психологического общества: Материалы 3-го Всероссийского съезда психологов / В 8 т. СПб.: Издательство С.-Петерб. ун-та, 2003./ т.2, стр.490−492.
- Громова Е.М. Развитие культуры межнациональных отношений у учащихся 8−9 классов: на примере образовательной области «Технология»: Дис. .канд. пед. наук. Ульяновск, 2004 — 205 с.
- Григорьев Д.В. Событийный подход к воспитательному пространству // Воспитательное пространство как объект педагогического исследования, — Калуга, 2000.-е. 66−71.
- Гуревич К.М. Индивидуально-психологические особенности школьников. М., 1984. — 79 с.
- Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка: В 4 т. -М, 1979.
- Данилюк А.Я. Учебный предмет как интегрированная система // Педагогика. 1997. — № 4. — С. 24−29.
- Драгунова Т.В. Проблема конфликта в подростковом возрасте// Вопросы психологии. 1972. — № 2. — С.25−39.
- Едыгова Н.П. Воспитание межнациональной толерантности в поликультурной подростковой среде: Дис. .канд. пед. наук. Майкоп, 2002 -195 с.
- Емельянов Ю.Н. Активное социально-психологическое обучение. JI.: Изд. ЛГУ, 1985. 166с.
- Емельянов Ю.Н. Теория формирования и практика совершенствования коммуникативной компетентности: Дис.. докт. псих, наук. Л., 1990. — 403 с.
- Ениколопов С.Н. Агрессиные установки личности: истоки фобий в конфликтных ситуациях // Межкультурный диалог: исследования и практика / Под ред. Солдатовой Г. У., Прокофьевой Т. Ю., Лютой Т. А. М.: СМИ МГУ им. М. В. Ломоносова, 2004.
- Ермаков П.Н., Дикая Л. А. Психофизиологические характеристики толерантности в межличностном общении / Материалы 3-го Всероссийского съезда психологов/ В 8 т. СПб.: Издательство С.-Петерб. ун-та, 2003./Т. 3. С. 263−266
- Забродин Ю.М., Попова М. В. Психология в школе: Экспериментальный учебный курс для подростков. М., 1994. — 263.
- Зазыкин В.Г. Основы психологии проницаемости. М.: Тривола, 1997.-84 с.
- Закон Российской Федерации об образовании // Российская газета. № 13.21.03.96.
- Захаров В.П., Хрящева Н. Ю. Социально-психологический тренинг: Учебное пособие. JL: Изд-во ЛГУ, 1989.
- Зиновьев Д.В. Повышение педагогического мастерства будущего педагога на основе формирования социокультурной толерантности: Дис. .канд. пед. наук. Красноярск, 2000. — 148 с.
- Иванова Л.М. Формирование толерантности с системе современного менталитета учащихся старшего школьного возраста: на примере изучения обществоведческих дисциплин в национальной школе: ' Дис. .канд. пед. наук. Якутск., 2003. — 181 с.
- Иванова Т.В. Изучение этнических стереотипов с помощью проективных рисунков / Вопросы психологии, М.: № 2,1998,71с.
- Иванченко Г. В. Толерантность при социокультурном разнообразии: психологические аспекты / Ежегодник российского психологического общества: Материалы 3-го Всероссийского съезда психологов/В 8 т. СПб.: Издательство С.-Петерб. ун-та, 2003./т.4, с.37−40.
- Игры обучение, тренинг, досуг (под ред. В.В. Петрусинского). В четырех книгах. — М.: Новая школа, 1994.
- Ионин Л.Г. Социология культуры. М., 1996. — 280с.
- Исаева О.В. Воспитание толерантности студентов в образовательном процессе ВУЗа: Дис. .канд. пед. наук. Оренбург., 2004. -180 с.
- Кан-Калик В. А. Учителю о педагогическом общении: Книга для учителя.-М, 1987.- 190 с.
- Кащенко О.О. Формирование толерантности подростков в учреждении дополнительного образования: Дис. .канд. пед. наук. -Магнитогорск, 2004 -190 с.
- Карлинская И.М., Шлягина Е. И., Щербакова А. Б. О построении типологии толерантности / Ежегодник российского психологического общества: Материалы 3-го Всероссийского съезда психологов/ В 8 т. СПб.: Издательство С.-Петерб. ун-та, 2003./ т.4, стр.167−169.
- Кирсанов А.А. Индивидуализация учебной деятельности как педагогическая проблема. Казань, 1980. — 224 с.
- Кларин М.В. Интерактивное обучение инструмент освоения нового опыта // Педагогика. — 2000. — № 7. — С. 12−18.
- Комогоров П.Ф. Формирование толерантности в межличностных, отношениях студентов высшего учебного заведения: Дис. .канд. пед. наук. -Курган., 2000.- 191 с.
- Корчак Я. Как любить ребенка. Калининград, 2000. — 367с.
- Кон И. С. Психология старшеклассника. М., 1980.
- Контров Г. Е. Формирование толерантности у подростков в условиях работы детских общественных объединений: Дис. .канд. пед. наук. Ярославль, 2004. — 151 с.
- Кривцова С.В. и др. Подросток на перекрестке эпох. М., 1997.171 с.
- Кроль JI.M. Где еще искать толерантность? // Век толерантности. г- М.: СМИ МГУ им. М. В. Ломоносова, 2004. № 7.
- Крупская Н.К. Интернациональное воспитание детей в начальной школе / Соч в 6 т. Т.6 М., 1959 — С.72−76.
- Крутова И.В. Формирование у старшеклассников отношения к толерантности как социально значимой ценности в обучении гуманитарным дисциплинам: Дис. .канд. пед. наук. Волгоград, 2002 — 231 с.
- Крэйг Г. Психология развития СПб: Издательство «Питер», 2000−992 с.
- Кудзиева Н.Ю. Формирование толерантности у субъектов, высшего профессионального образования: Дис. .канд. пед. наук. М., 2003−163 с.
- Кукушкин Н.В. Формирование толерантности у студентов высших учебных заведений: Дис. .канд. пед. наук. Саратов, 2004. — 194 с.
- Кэррел С. Групповая психотерапия подростков СПб.: Питер, 2002 — 224с.
- Лабунская В.А. Невербальное поведение (социально-перцептивный подход). Ростов на Дону, 1986. — 135 с.
- Лебедева Н.М. Введение в этническую и кросскультурную психологию М., 1999.
- Лебедева Н.М., Татарко А. Н. Кросс-культурный анализ этнической толерантности и стратегии межгруппового взаимодействия/ Ежегодник российского психологического общества: Материалы 3-го '
- Всероссийского съезда психологов/ В 8 т. СПб.: Издательство С.-Петерб. ун-та, 2003./ т.5, стр.61−63
- Лебедева Н.М., Лунева О. В., Стефаненко Т. Г. Тренинг этнической толерантности для школьников. М.: «Привет», 2004.
- Левитов Н. Д. Психология характера. — М.: Просвещение, 1969.
- Лекторский В.А. Идеалы и реальность гуманизма/ Вопросы философии. 1994. — № 6.
- Лекторский В.А. О толерантности, плюрализме и критицизме / Вопросы философии, 1997, № 11. с. 54.
- Леонтьев А.А. Россия: многокультурность и толерантность / Век толерантности: Научно-публицистический вестник: М.: МГУ, 2001. — 152с. Под ред. Асмолова А. Г., 46−53с.
- Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М., 1975.304 с.
- Лернер И.Я. Учебный предмет, тема, урок. М., 1988. — 80 с.
- Лихачев Д.С. Культура как целостная среда // Новый мир 1994. -№ 8-С. 4−8.
- Ломов Б.Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии. М., 1984 — 444 с.
- Лопатина А, Скребцова М. 600 творческих игр для больших и маленьких. -М.: ООО «Книжный Дом Локус», 2002. 320с.
- Лопатина А., Скребцова М. Вершины мудрости: 50 уроков о смысле жизни (Для занятий с детьми среднего и старшего школьного возраста). М.: ООО «Книжный Дом Локус», 2002. — 416с.
- Луковицкая Е.Г. Социально-психологические особенности этнической толерантности в поликультурном регионе: Дис. .канд. психол. наук.-СПб, 1998−173 с.
- Львов Д. Е Подходы к разработке тренинга толерантности / Этническое самосознание и кросскультурное взаимодействие народов
- Поволжья: Сборник материалов Международной научно-практической конференции. Казань: Академия наук Республики Татарстан, 2003 г.
- Макаренко А.С. О воспитании: Сборник / Составитель и автор вступ. Статьи B.C. Хелемендик. Изд-е 2-е.- М.: Политиздат, 1990. — 414 с.
- Макарова Н.Я. Театрализация в формировании толерантного поведения будущих педагогов Дис. .канд. пед. наук. М., 2003. — 284 с.
- Маслоу А.Г. Мотивация и личность. Пер. с англ. A.M. Татлыбаевой- Науч. ред. Н. Н. Акулина.- СПб.: Евразия, 1999.- 479 с.
- Материалы к курсу «Социология межэтнической напряженности» / Отв. ред. JI.M. Дробижева. М.: Изд-во Института социологии РАН, 2005.
- Мацковский М.С. Толерантность как объект социологического исследования // Межкультурный диалог: исследования и практика / Под ред. ' Солдатовой Г. У., Прокофьевой Т. Ю., Лютой Т. А. М.: СМИ МГУ им. М. В. Ломоносова, 2004.
- Мельникова Н.Н. Структура и формы толерантности/ Ежегодник российского психологического общества: Материалы 3-го Всероссийского съезда психологов/ В 8 т. СПб.: Издательство С.-Петерб. ун-та, 2003./ т.5, стр.356−359.
- Мир детства: Подросток / под ред. А. Г. Хрипковой, М- Педагогика., 1982.
- Миронов В.Г. Толерантность как экзистенциальное состояние человека: социально-философский аспект: Дис. .канд. философских, наук. -Ульяновск., 2003 135 с.
- Мириманова М.С. Толерантность и идентичность как ориентиры развития / Ежегодник российского психологического общества: Материалы 3-го Всероссийского съезда психологов/ В 8 т. СПб.: Издательство С.- ' Петерб. ун-та, 2003./т.5, стр.405−408.
- Миротворская И.В. Формирование толерантности у учащихся старших классов общеобразовательных школ в процессе правового образования: Дис. .канд. пед. наук. Чебоксары, 2004. — 186 с.
- Мольденгауэр Н.В. Межэтническая толерантность учащихся многонациональной школы: Дис. канд. психол. наук. — М., 2001, 169с.
- Морозов Н.В. О формировании толерантного поведения учащихся, http:// www. port all / Library / rubrik. asp?k=3&ko=l &kls 1 = Толерантность&Ьи&гЬИ &zag=676 966
- Морри ван Менте Эффективный тренинг с помощью ролевых игр -СПб.: Питер,-2002.
- Мудрик А.В. О воспитании старшеклассников. М., 1981. — 176 с.
- Мудрик А.В. Личность школьника и ее воспитание в коллективе. -М., 1983.-96 с.
- Мудрик А.В. Общение в процессе воспитания. Учебное пособие. -М., 2001,-320с.t
- Мухина B.C. Личность: мифы и реальность / Ежегодник российского психологического общества: Материалы 3-го Всероссийского съезда психологов/ В 8 т. СПб.: Издательство С.-Петерб. ун-та, 2003./ т. 5. С.518−523.
- На пути к толерантному сознанию / под ред. А. Г. Асмолова.-М.: «Смысл», 2000. 255с.
- Народы России. Энциклопедия / Гл. ред. В. А. Тишков М., 1994.
- Непочатых Е.П. Социально-психологические аспекты формирования этнической толерантности учащихся городской школы: Дис.fканд. психол. наук. Курск, 2004 — 184 с.
- Ожегов С.И., Шведова Н. Ю. Толковый словарь русского языка. -М., 1999.-944 с.
- Окудзян М.К. Педагогические условия формирования межэтнической толерантности у старшеклассников: Дис. .канд. пед. наук. -Армавир, 2004 223 с.
- Олпорт Г. Толерантная личность // Век толерантности. М.:, СМИ МГУ им. М. В. Ломоносова, 2003. — № 6.
- Павленко В.Н. Аккультурационные стратегии и модели трансформации идентичности у мигрантов/ Психология беженцев и вынужденных переселенцев: опыт исследовательской работы / Под ред. Г. У. Солдатовой. -М.: Смысл, 2001. 279с.
- Павленко В.Н. Развитие толерантности: теоретические и эмпирические аспекты / Этнопсихологические и социокультурные процессы в современном обществе: Материалы Международной конференции. Под ред. Гриценко В. В. Балашов: Изд-во «Николаев», 2003. — 404с.
- Пашков А.Г. Молодежное объединение как образовательное пространство // Социально-психологическая помощь подросткам и юношам в личностном развитии: теория, технологии, эксперимент: Материалы научно-практической конференции Курск, 2001.
- Перепелицина М.А. Формирование педагогической толерантности у будущих учителей: Дис. .канд. пед. наук. Волгоград, 2004 — 176 с.
- Петренко В.Ф., Митина О. В., Бердников К. В., Кравцова А. Р., Осипова B.C. Психосемантический анализ этнических стереотипов: лики толерантности и нетерпимости М.: Смысл, 2000. 73с.
- Петровская J1.A. Компетентность в общении. Социально-психологический тренинг. М.: Изд. МГУ, 1989. — 216с.
- Петровский А.В. Личность. Деятельность. Коллектив. М., 1982. -255 с.
- Пидкасистый П.И., Портнов М. Л. Искусство преподавания. Первая книга учителя / Пед. общество России. 2-е изд. — М., 1999. — 212 с.
- Подласый И.П. Педагогика: М.: ВЛАДОС, 2001
- Полукаров В.В. Подростковый клуб: самодеятельность, творчество, самоопределение.- М.: Знание, 1988.- 79 с.
- Пособие по гражданскому образованию. Сборник материалов разработанный под эгидой Совета Европы / Под ред. Н. Воскресенской, И. Фрумина. М., 2000. — 153с.
- Почебут Л.Г., Чикер В. А. Организационная социальная психология: Учебное пособие. СПб.: Речь, 2000.
- Практикум по социально-психологическому тренингу / Под ред. Б. Д. Парыгина, СПб., 1997.
- Практикум по психодиагностике и исследованию толерантности личности. Под ред. Г. У. Солдатовой, Л. А. Шайгеровой. М.: МГУ им. М. В. Ломоносова, 2003.
- Прутченков А.С. Социально психологический тренинг в школе. — М.: ЭКСМО — Пресс, 2001. — 640.
- Психогимнастика в тренинге / Под ред. Н. Ю. Хрящевой, СПб., 1999.
- Психология национальной нетерпимости. Хрестоматия / Сост. Ю. В. Чернявская. Минск: Харвест, 1998. — 560с.
- Разные, но равные: большие психологические игры / Под редакцией Г. У. Солдатовой. М.: Центр СМИ МГУ им. М. В. Ломоносова, 2004.-336 с.
- Репинецкий А.А. Толерантность на уроках истории. h^tp://vvww.portall/Library/rubrik.asp?k=3&ko=l&klsl=Toлepaнтнocть&b=t&zh =l&zag=662 094
- Риэрдон Б. Толерантность дорога к миру. М.: ЮНЕСКО, 2000.
- Роджерс К. Взгляд на психотерапию: Становление человека.-М.: Прогресс, 1998.- с. 480.
- Рожков М.И. Концепция социального закаливания детей // Современные концепции воспитания. Ярославль, 2000. — с.90−94.
- Рожков М. И, Байбородова Л. В, Ковальчук М. А. Воспитание толерантности у школьников Ярославль: Академия развития: 2003. — 192с.
- Ролз Дж. Теория справедливости. Новосибирск: изд. Новосиб. Ун-та, 1995.
- Руководство практического психолога: Психологические программы развития личности в подростковом и старшем школьном возрасте / Под ред. Дубровиной И. С. 2000.
- Рыбак Е.В. формирование толерантности у студентов высших учебных заведений: Дис. .канд. пед. наук. М, 2004 — 135 с.
- Рыбакина О.Ф. Становление толерантности у младших школьников в процессе художественно-эстетичесой деятельности: Дис. .канд. пед. наук. Брянск, 2004 — 245
- Саранцев Г. И. Формы обучения в средней школе // Педагогика. -2001,-№ 3.-С. 34−41.
- Сафина Р.Н. Формирование толерантности у учащихся в условиях полиэтничной школы: Дис. .канд. пед. наук. Казань., 2004. — 220, с.
- Селевко Г. К. Современные образовательные технологии. М., 1998.-256 с.
- Сериков В.В. Личностно-ориентированное образование //Педагогика. 1994. — № 5. — С. 16−21.
- Сидоренко Е.В. Методы математической обработки в психологии. СПб.: ООО «Речь», 2001.-350с.
- Синягина НЛО. Воспитание толерантности как основа гуманных отношений в обществе/ Ежегодник российского психологического общества: ' Материалы 3-го Всероссийского съезда психологов/ В 8 т. СПб.: Издательство С.-Петерб. ун-та, 2003./ Т. 7. С. 211−213.
- Скрябина О.Б. Педагогические условия формирования коммуникативной толерантности у старшеклассников: Автореф. .дис. канд. пед. наук. Кострома, 2000. 22 с.
- Сластенин В.В. Методы воспитания // Педагогика: Учебное пособие для студентов пед. институтов. М., 1988. С. 107 125.
- Солдатова Г. У. Психология межэтнической напряженности. М.: Смысл, 1998.
- Солдатова Г. У. Толерантность и интолерантность: две грани межэтнического взаимодействия / Век толерантности: Научно-публицистический вестник: М.: МГУ, 2001. — 152с. Под ред. Асмолова А. Г., 46−53с.
- Солдатова Г. У. Практическая психология толерантности, или Как сделать так, чтобы зазвучали лучшие струны человеческой души? // Век толерантности. М.: СМИ МГУ им. М. В. Ломоносова, 2003. — № 6.
- Солдатова Г. У., Шайгерова Л. А., Шарова О. Д. Жить в мире ссобой и другими: тренинг толерантности для подростков. М.: Генезис, 2000.
- Солдатова Г. У., Шайгерова Л. А., Шлягина Е. И. Нарушения этнической идентификации у русских мигрантов // Социологический журнал. 1994. № 3. С.144−150.
- Слободчиков В.И., Исаев Е. И. Психология развития человека. -М., 2000.-416с.
- Соловьев B.C. Собрание сочинений: В 2 т., М., 1989.
- Социология межэтнической напряженности/Отв. ред. Л. М. Дробижева. М.: Изд-во Института социологии РАН, 2003. — 222 с.
- Степанов П.В. Педагогические условия формирования толерантности у школьников-подростков: Дис. .канд. пед. наук. М, 2002. -178 с.
- Стернин И.А., Шилихина К. М. Коммуникативные аспекты толерантности. Воронеж, 2000. — 110 с.
- Сухарев А.В. Опыт этнофункциональной экспресс-психотерапии эмоциональных и поведенческих расстройств у детей в условиях стационара / Вопросы психологии, М. № 3,1997. — 92 с.
- Сухарев А.В. Этнофункциональный подход к проблемам психопрофилактики и воспитания / Вопросы психологии, М.- № 4, 1996. 81 с.
- Сухих Е.С. Проблема изучения и прогноза толерантного-интолерантного поведения / Ежегодник российского психологического общества: Материалы 3-го Всероссийского съезда психологов/ В 8 т. СПб.: Издательство С.-Петерб. ун-та, 2003./ т.7, стр.411−413.
- Сухомлинский В.А. Духовный мир школьника. М., 1976. — 223 с.
- Сухомлинский В.А. Методика воспитания коллектива. М., 1981. -192 с.
- Татарко А.Н. Взаимосвязь этнической идентичности и психологических стратегий межкультурного взаимодействия / Автореферат дис. канд. психол. наук. М. 2004.
- Таюрская Т.С. Формирование толерантного поведения ' подростков: на примере Республики Саха (Якутия): Дис. .канд. пед. наук. -Якутск, 2002−155 с.
- Тихомирова С.В. Роль праздника в формировании этнической идентичности субъекта / Ежегодник российского психологического общества: Материалы 3-го Всероссийского съезда психологов/ В 8 т. СПб.: Издательство С.-Петерб. ун-та, 2003./ т.7, стр.500−502
- Трдтян Н.А. Толерантность и психокоррекция средствами музыки / Этнопсихологические и социокультурные процессы в современном обществе: Материалы Международной конференции. Под ред. Гриценко В. В. ' Балашов: Изд-во «Николаев», 2003. — 404с.
- Улымжиева Е.А. Развитие этнической идентичности в ходе межкультурной психотерапии / Ежегодник российского психологического общества: Материалы 3-го Всероссийского съезда психологов/ В 8 т. СПб.: Издательство С.-Петерб. ун-та, 2003./ т.7, стр.587−591.
- Урок толерантности // География в школе, прил. к газете Первое сентября. № 35. 2001. С. 13 -19.
- Ушинский К. Д. Избранные педагогические сочинения в 2-х т. Т.1. -М.: Педагогика, 1974. С. 110.
- Федеральная программа развития образования в России. /Под научн. ред. академика РАО Б. С. Гершунского. М., 1993. — С. 120.
- Федеральная целевая программа «Формирование установок толерантного сознания и профилактика экстремизма в российском обществе (2001 2005 годы)» // Официальные документы в образовании. 2001. № 30. С. 66−90.
- Фельдштейн Д.И. Психология становления личности. М., 1994.
- Филатова А.Ф. Половозрастные особенности толерантности у студентов-психологов / Ежегодник российского психологического общества:
- Материалы 3-го Всероссийского съезда психологов/ В 8 т. СПб.: Издательство С.-Петерб. ун-та, 2003./ т.7, стр.411−413
- Фопель К. Как научить детей сотрудничать? Психологические игры и упражнения: Практическое пособие: Пер. с нем.: В 4-х томах. М.:, Генезис, 1998.
- Фопель К. Энергия паузы. Психологические игры и упражнения. М.: Генезис, 2001.- 240с.
- Фопель К. Сплоченность и толерантность в группе. Психологические игры и упражнения. Пер. с нем. -М.: Генезис, 2002.- 336 с.
- Формирование личности в переходный период от подросткового к юношескому возрасту. / Под ред. Дубровиной И. В. М., 1987. — 181 с.
- Хотинец В.Ю. Формирование этнического самосознания студентов в процессе обучения в вузе / Вопросы психологии, М. № 3, 1998. ' 31с.
- Хасан Б.И., Хромченко М. А. Мир без конфликтов или Да здравствует конфликт! М.: МГУ, 2001.
- Хасан Б.И. Игра и конфликт в подростковом возрасте // Журнал практического психолога. 1996. № 2
- Хабермас Ю. Моральное сознание и коммуникативное действие. Спб.: «Наука», 2001.
- Цукерман Г. А. Психология саморазвития для детей и подростков. М., 1994.
- Шайгерова JT.A. Кризис идентичности личности в ситуации вынужденной миграции // Межкультурный диалог: исследования и практика
- Под ред. Солдатовой Г. У., Прокофьевой Т. Ю., Лютой Т. А, М.: СМИ МГУ им. М. В. Ломоносова, 2004.
- Шеламова Г. М. Педагогические условия формирования толерантности учащихся профессионального лицея: Дис. .канд. пед. наук. -М., 2003- 196 с.
- Шихирев П.Н. Близок ли конец насилия? (О путях разрешения конфликтов) / Век толерантности: Научно-публицистический вестник: М.: МГУ, 2001. — 152с. Под ред. Асмолова А. Г, 54−67с.
- Шлягина Е.И., Ениколопов С. Н. Методы изучения этнической толерантности личности // Стефаненко Т. Г., Шлягина Е. И., Еникополов С. Н. Методы этнопсихологического исследования. М.5 1993.
- Шлягина Е.И. Этническая толерантность личности: опыт эмпирического исследования // Межкультурный диалог: исследования и практика / Под ред. Солдатовой Г. У., Прокофьевой Т. Ю., Лютой Т. А. М.: СМИ МГУ им. М. В. Ломоносова, 2004.
- Шпет Г. Г. Введение в этническую психологию. СПб.: Изд. Дом «П.Э.Т.» при участии изд-ва «Алатеия»: Кренов. 1996. — 193 с.
- Шустова Л.А. Интенциональные характеристики педагогического дискурса/ Ежегодник российского психологического общества: Материалы 3-го Всероссийского съезда психологов / В 8 т. СПб.: Издательство С.-Петерб. ун-та, 2003. / т. 8. С. 531−534
- ГЦуркова Н. Е. Новое воспитание. М., 2000. — 87 с.
- Эльконин Д. Б. К проблеме периодизации психического развития в детском возрасте. / Избранные психологические труды. М., 1989. — С.60−77.
- Berry J. W, Pleasantas M. Ethnic Tolerance in Plural Societies / Papere
- Given at the International Conference on Authoritarism and Dogmatism. -Potsdam, 1984.
- Gebauer G, Taureck B, Ziegler T. Auslanderfeindschaft ist Zukunftfeindschaft Plaedoyer fur kulturintegrative Gesellschaft. Frankfurt/Main, 1993. S.112.
- Deger P. Ethnische Grenzziehungen, Biirgerstatus und Multikulturelle Geselschaft: Gastarbeiter in Deutschland // Kollektive Identitat in Kriesen / Hrsg. R. Hettlage, P. Deger, S.Wagner. Opladen, 1997.
- Katz P.A. Developmental and Social Processes in Ethnic Attitudes, and Self Identification // Children’s Ethnic Socialization: Pluralism and Development. Newbury Park, 1987. — P.92−99.
- Klein J. The Idea of Liberial Education // The Goals of Higher Education.-Cambridge. 1994.-p.26−41.
- Lewis R.L. The Cultural Imperative: global trends in 21st century. Intercultural Press, Ink, 2003.
- The Encyclopedia of Philosophy / Ed. by P. Edwards. London, 1967. Vol. 8. P. 143−146.
- Triandis H.C. Culture and social behavior. N.Y. etc.: McGraw-Hill, 1994.