Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Формирование толерантного поведения подростков в общеобразовательной школе

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Участие родителей в воспитательных мероприятиях в качестве субъектов совместной деятельности выступает залогом создания развития доверительных отношений в системе «родитель-ребенок», повышает компетентность родителей в сферах толерантности, формирует у родителей умения и навыки толерантного взаимодействия в семье, что в итоге способствует формированию толерантного поведения подростков… Читать ещё >

Содержание

  • Глава I. Формирование толерантного поведения подростков как социально-педагогическая проблема
    • 1. Проблема формирования толерантности в трудах отечественных и зарубежных исследователей
    • 2. Особенности формирования толерантного поведения в подростковом возрасте
    • 3. Модель формирования толерантного поведения подростков в общеобразовательной школе
  • Выводы по первой главе
  • Глава II. Организация опытно-экспериментальной работы по формированию толерантного поведения у подростков в общеобразовательной школе
    • 1. Диагностика сформированности толерантного поведения у подростков
    • 2. Реализация модели формирования толерантного поведения у подростков в общеобразовательной школе
    • 3. Анализ результатов опытно-экспериментальной работы по реализации педагогических условий формирования толерантного поведения подростков
  • Выводы по второй главе

Формирование толерантного поведения подростков в общеобразовательной школе (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Формирование у подростков толерантного поведения является одной из задач образовательной системы России, когда количественный рост проявлений национализма, экстремизма, ксенофобии, агрессивности у подростков становится обыденностью. Одним из важных условий профилактики экстремизма выступает деятельность всех социальных институтов по формированию толерантного поведения людей.

Уровень толерантности отдельного человека во многом характеризует его личностные качества, нравственную зрелость и культуру, обусловливает его отношения с другими людьми.

Особое внимание необходимо уделять воспитанию толерантного поведения подростков, которые в силу психологической неустойчивости и социальной незрелости подвержены влиянию различных идеологий, националистических, псевдопатриотических идей. Возрастное стремление самореализоваться может стать почвой для экстремистского поведения. Анализ современных исследований различных аспектов толерантности как философской, социальной и психолого-педагогической проблемы показывает, что интерес к обозначенной проблеме все более возрастает.

Данное исследование опиралось на теоретические разработки и результаты исследований философов, социологов, политологов, психологов и педагогов. Количество публикаций по проблеме толерантности возросло в последние годы, однако, ее осмысление осуществлялось еще Платоном, Аристотелем, Сенекой, а позднее Ф. Бэконом, М. Лютером, Дж. Локком, Ж. Ж. Руссо, Дж. Стюартом Миллем, Ф. Вольтером, В. Соловьевым, П. Флоренским, Н. Бердяевым, Дж. Ролзом и другими.

Имеется ряд исследований в области философии (Б.С. Гершунский, В.А. Лекторский), социологии (Н.С. Ладыжец, М.С. Мацковский), результаты которых нами использовались в диссертационном исследовании.

Проблема формирования толерантности в целостном педагогическом процессе исследовалась отечественными психологами и педагогами в различных аспектах: гуманитарные дисциплины как средство формирования t толерантности (В.А. Лекторский, А. В. Никольский, А. И. Репинецкий и др.) — общие вопросы психологии и педагогики толерантности (А.Г. Асмолов, В. В. Глебкин, П. Н. Ермаков, М. И. Рожков и др.) — этническая толерантность (Н.И. Лебедева, Г. У. Солдатова, Л. А. Шайгерова, О. Д. Шарова и др.).

Анализ философской, социологической и психолого-педагогической литературы, изучение опыта работы образовательных учреждений позволили констатировать следующие противоречия:

— между социальными ожиданиями положительного развития личности подростков в связи с курсом на гуманизацию процесса образования и ростом, числа проявлений интолерантности со стороны подростков;

— между объективными потребностями общества в воспитании человека — гражданина, проявляющего толерантность на всех уровнях общественной жизни и недостаточной разработанностью теоретических и методических аспектов процесса формирования толерантного поведения. подростков.

С учетом выявленных противоречий проблема исследования состоит в поиске педагогических условий, обусловливающих процесс эффективного формирования толерантного поведения у подростков в общеобразовательнойшколе. Необходимость решения этой проблемы в педагогической науке позволили определить тему исследования: «Формирование толерантного поведения подростков в общеобразовательной школе».

Объект исследования: учебно-воспитательный процесс в общеобразовательной школе.

Предмет исследования: формирование толерантного поведения подростков в общеобразовательной школе.

Цель исследования: теоретически обосновать и экспериментально проверить педагогические условия, созданные в общеобразовательной школе, обеспечивающие формирование толерантного поведения у подростков.

В соответствии с целью, объектом и предметом исследования нами определена гипотеза исследования: формирование толерантного поведения подростков в образовательной школе будет эффективным, если:

1. Выявлены компоненты, определены критерии и показатели сформированности толерантного поведения;

2. Разработана и апробирована программа «Школа толерантности» для учащихся, родителей и педагогов в рамках комплексной модели формирования толерантного поведения подростков;

3. Выявлены, охарактеризованы и соблюдены следующие педагогические условия формирования толерантного поведения подростков в общеобразовательной школе:

— толерантная среда в общеобразовательном учреждении;

— реализация программы «Школа толерантности», обеспечивающей субъект-субъектное взаимодействие педагогов и учащихся;

— совместная деятельность учащихся и родителей как часть целостного педагогического процесса;

— направленность родителей и педагогов на толерантное взаимодействие с детьми;

— участие родителей в воспитательных мероприятиях в качестве субъектов совместной деятельности.

Для проверки выдвинутой гипотезы были определены следующие задачи:

— осуществить анализ проблемы формирования толерантности подростков в педагогической теории и практике;

— дать сравнительный анализ понятий «толерантность» и «толерантное поведение»;

— выявить компоненты, определить критерии и показатели сформированное&tradeтолерантного поведения подростков;

— раскрыть особенности формирования толерантного поведения в подростковом возрасте;

— обосновать и экспериментально проверить модель формирования толерантного поведения подростков в общеобразовательной школе;

— разработать программу занятий с учащимися, педагогами и родителями «Школа толерантности», позволяющую последовательно формировать толерантное поведение;

— выявить и экспериментально обосновать педагогические условия, обеспечивающие эффективность формирования толерантного поведения подростков.

Методологической основой исследования выступают: теории развития личности (Л.И. Божович, JI.C. Выготский, А. Н. Леонтьев, А. В. Петровский и др.) — основные положения теории социализации (Б.З. Вульфов, А. В. Мудрик и др.) — теория «Диалога культур», раскрывающая механизмы взаимодействия культур, обосновывающие его ценностный и диалогичный характер (Д.С. Лихачев, Б. Риэрдон) — психологические и социально-психологические концепции социального восприятия, формирования стереотипов и установок (А.Г. Асмолов, Н. М. Лебедева, Г. У. Солдатова и др.) — системный (К.А. Абульханова-Славская, Б. С. Гершунский, В.ГТ. Беспалько, Д. Б. Эльконин и др.), личностно — деятельностный подход в образовании (Е.В. Бондаревская, А. Н. Леонтьев, И. П. Подласый, Д. И. Фельдштейн и др.) с опорой на принципы индивидуализации, адекватности, субъектности и рефлексивностиосновные идеи гуманистической педагогики и психологии (Ш.А. Амонашвили, В. А. Сухомлинский, А. Маслоу, К. Роджерс и др.).

Теоретическую базу исследования составляет анализ и оценка категории «толерантность» по направлениям: толерантность как философская категория диалектического отражения социального поведения человека и его гармоничного взаимодействия с окружающим миром (В.А. Лекторский, Б.С. Гершунский) — психофизиологическое и общепсихологическое, учитывающее состояния когнитивных функций, индивидуально-типологических особенностей личности, уровней реализации личностных потенциалов как ключевых факторов формирования толерантного поведения (А.Г. Асмолов, Л. С. Выготский, А. Н. Леонтьев, Д. И. Фельдштейн и др.) — оценка толерантности как проявления социализации и социальной адаптации в поликультурном социуме (Н.М. Лебедева, В. Н. Павленко и др.) — личностно и коллективно ориентированная педагогика, обосновывающая стратегию педагогической деятельности для успешной организации взаимодействия социально-демографических групп в учебном коллективе (Е.В. Бондаревская, А. В. Мудрик, А. Г. Пашков, П. В. Степанов и др.).

Для решения поставленных задач был использован комплекс методов исследования: теоретический и сравнительный анализ литературы по проблеме исследования, анализ программ общеобразовательных учрежденийцеленаправленное педагогическое наблюдение, анкетирование, тестирование подростков, родителей и педагогов, моделирование социально-педагогических ситуаций в образовательном процессе, педагогический экспериментобобщение экспериментальных данныханалитическая и математико-статистическая обработка полученных данных.

База исследования: Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 12 имени В. В. Тарасова и Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 28 г. Пензы.

Исследование осуществлялось в три этапа в течение 2003;2007 гг.

Первый этап (2003 — 2004 г.) — анализ и обобщение литературы по изучаемой проблемеопределение теоретических положений исследованияуточнение содержания терминологического аппаратаобоснование темы, определение объекта и предмета исследования, его цели и задачи, формулирование гипотезы. Разработка модели формирования толерантного поведения подростков в общеобразовательной школе. Проведение констатирующего эксперимента. Подготовка программно-методического обеспечения экспериментальной работы.

Второй этап (2004 — 2006гг.) — определение педагогических условий эффективности формирования толерантного поведения подростковапробация модели формирования толерантного поведения подростков в общеобразовательной школе. Проверка выводов и положений гипотезы.

Третий этап (2006 — 2007гг.) — анализ, обработка и систематизация полученных результатовоформление диссертационной работы.

Научная новизна и теоретическая значимость исследования:

— уточнены терминологические границы понятий «толерантность» и «толерантное поведение»;

— разработана модель формирования толерантного поведения у подростков в общеобразовательной школе;

— выявлены критерии и показатели сформированности толерантного поведения;

— полученные в ходе исследования данные дополняют существующее представление о возможности формирования толерантности у подростков в общеобразовательной школе;

— разработаны, обоснованы и экспериментально проверены педагогические условия формирования толерантного поведения у подростков в общеобразовательной школе.

Практическая значимость:

— реализация разработанной программы занятий с учащимися, родителями и педагогами «Школа толерантности» может быть использована для решения проблемы формирования толерантного поведения подростков;

— методические материалы программы «Школа толерантности» могут быть использованы в практике работы образовательных учреждений, в лекционных и практических курсах подготовки и переподготовки педагогических работников;

— разработанный пакет диагностических методик, апробированный в рамках экспериментального исследования, может быть использован для оценки сформированности толерантного поведения.

Достоверность результатов исследования обеспечена обоснованностью методологии, ее соответствием поставленной цели, анализом современных подходов к проблеме формирования толерантного поведения подростковорганизацией экспериментальной работы с корректным применением математико-статистического аппарата при обработке и анализе эмпирических данныхиспользованием апробированных и валидных методик диагностики, адекватных целям, задачам и логике исследования.

На защиту выносятся следующие положения:

1. Толерантное поведение — опосредованная личностной толерантностью динамика взаимодействия человека с окружающим миром, проявляющаяся в виде гармоничного отношения к представителям иных социально-демографических и культурных групп и самому себесостоящее из четырех структурных компонентов: потребностно — мотивационного (мотив толерантного поведения, толерантные установки и ориентации), когнитивного (система знаний о толерантности, толерантные убеждения), поведенческого (умения и навыки толерантного поведения, активность в проявлении толерантности), эмоционального (оценочное отношение к проявлениям толерантности).

2. Модель формирования толерантного поведения подростков в общеобразовательной школе, включающая в себя: цельзадачипринципыформы и методы работы с учащимися, родителями и педагогамикомпоненты толерантного поведениякритерии сформированности толерантного поведенияпедагогические условия успешности формирования толерантного поведения.

3. Программа «Школа толерантности», включающая работу с учащимися (урок, классные часы «Азбука толерантности», внеклассные занятия «Школа толерантности», коллективные творческие дела), педагогами (семинары-практикумы, круглые столы, педсовет, тренинговые занятия «Учимся толерантности», индивидуальные консультации) и родителями (тренинговые занятия «Уроки толерантности», родительский всеобуч, индивидуальные консультации), позволяет последовательно формировать толерантное поведение подростков.

4. Эффективность модели формирования толерантного поведения подростков обеспечивается реализацией следующих педагогических условий: толерантная среда в общеобразовательном учрежденииреализация программы «Школа толерантности», обеспечивающей субъект-субъектное взаимодействие педагогов и учащихсясовместная деятельность учащихся и родителей как часть целостного педагогического процессанаправленность родителей и педагогов на толерантное взаимодействие с детьмиучастие родителей в воспитательных мероприятиях в качестве субъектов совместной деятельности.

Апробация и внедрение результатов исследования.

Основные теоретические выводы и разработанные на их основе рекомендации прошли апробацию в учебно-воспитательной работе муниципальных общеобразовательных учреждений: средней общеобразовательной школы № 12 имени В. В. Тарасова и средней общеобразовательной школы № 28 г. Пензырезультаты исследования докладывались на международных, всероссийских, межрегиональных научно-практических конференциях (2003 — 2006 гг.), на заседаниях кафедры педагогики ГГГПУ им. В. Г. Белинского (2004 — 2006 гг.).

Структура работы определяется задачами и логикой исследования. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, библиографического списка (219 наименований) и приложений.

Выводы по второй главе

1. Нами была осуществлена комплексная диагностическая работа с подростками, в ходе которой мы выявили степень сформированное&tradeпоказателей толерантного поведения. Было установлено, что большинству подростков присущи низкие показатели этнической идентичности (этноиндифферентность, гиперидентичность) и проявления агрессивности. Для большинства подростков доминирующими установками поведения в конфликтной ситуации являются такие установки как «соперничество» и «избегание». Выявлено наличие негативных характеристик этнических стереотипов, низкий уровень способности к эмпатии, наличие ксенофобии и проявление интолерантного поведения у большинства испытуемых подростков.

2. В ходе проведенного формирующего эксперимента, была реализована педагогическая модель формирования толерантного поведения подростков в общеобразовательной школе.

3. После реализации целенаправленного формирующего воздействия была проведена диагностическая работа с применением инструментария, использовавшегося на подготовительном этапе эксперимента. Выявлены существенные изменения диагностических показателей у подростков, принимавших участие в экспериментальной работе: рост показателей этнической идентичности, эмпатии, снижение проявлений агрессивности, ксенофобии и количества этнических стереотипов, произошло повышение количества подростков с доминирующей установкой поведения в конфликтной ситуации «сотрудничество».

4. Анализ результатов трех диагностических срезов, позволяет сделать вывод о том, что реализация программы «Школа толерантности» влияет на эффективное, значимое повышение толерантности у подростков, а включение в эту программу работы с родителями и педагогами интенсифицирует данный процесс.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Проблема толерантности в современном полиэтничном мире является предметом постоянного внимания не только исследователей, — она признается государственными и международными организациями в качестве ' одной из ключевых. В ходе нашего диссертационного исследования изучалась возможность организации скоординированной работы с подростками, их родителями и педагогами в качестве средства, повышающего успешность формирования толерантности подростков, учащихся средней общеобразовательной школы.

Обобщая основные теоретические положения, высказанные в трудах: А. Г. Асмолова, ВА. Лекторского, В. В. Глебкина, П. Н. Ермакова, М. И. Рожкова, Н. С. Ладыжец, Н. И. Лебедевой, М. С. Мацковского, Г. У. Солдатовой, Л. А. Шайгеровой, О. Д. Шаровой и других, можно ' заключить, что: проблема толерантности сначала возникла как проблема веротерпимости, а со временем трансформировалась в общую гуманитарную, многоуровневую проблему, в которой ученые в зависимости от предмета своего исследования используют тот или иной ее операционный уровень.

Анализ научных источников позволяет нам заявить о том, что основными критериями сформированности толерантного поведения являются: позитивная этническая идентичностьнизкий уровень агрессивностиустановка на «сотрудничество» в конфликтной ситуацииотсутствие этнических стереотиповразвитая эмпатияотсутствие ' ксенофобии.

Обобщая результаты исследований, посвященных возможности формирования толерантности и толерантного поведения на различных возрастных этапах, мы отмечаем наличие в сфере образования практических разработок, реализующих принципы толерантности на разных этапах обучения (С.А. Герасимов, Е. В. Муссалитина, О. Ф. Рыбакина,

A.M. Байбаков, Н. П. Едыгова, П. В. Степанов, И. В. Миротворская, Н. В. Мольденгауэр и др.).

Изучение проблемы формирования толерантного поведения подростков в образовательной школе, проведенное в диссертационном исследовании, а так же данные опытно-экспериментальной работы позволили сделать нам выводы:

1. Толерантность — это интегративная характеристика личности, детерминирующая осознанную деятельность субъекта, ориентированную на ' организацию отношений с представителями иных социально-демографических и культурных групп на основе конструктивного взаимодействия.

2. Толерантное поведение — опосредованная личностной толерантностью динамика взаимодействия человека с окружающим миром, проявляющаяся в виде гармоничного отношения к представителям иных социально-демографических и культурных групп. Толерантное поведение состоит из четырех компонентов: когнитивного, эмоционального, потребностно-мотивационного, поведенческого. Все компоненты ' взаимодействуют и взаимовлияют друг на друга, составляя единство и целостность процесса формирования толерантного поведения.

3. Особенности формирования толерантного поведения подростков обусловлены спецификой возраста, активизацией поиска собственной социальной идентичности, повышением интереса к вопросам социокультурной принадлежностипроявлением большего интереса к другим людям, их взглядам, поведению. Подростки активнее заявляют о своем мнении по многим волнующим взрослых, в том числе социальным, национальным, политическим, проблемамособую значимость приобретает ' становление собственной жизненной позиции.

4. Критериями сформированности толерантного поведения являются: позитивная этническая идентичность, отсутствие проявлений агрессивности, установка на «сотрудничество» в конфликтной ситуации, отсутствие этнических стереотипов, наличие эмпатических способностей, отсутствие ксенофобии.

5. Для формирования толерантного поведения подростков разработана и апробирована модель формирования толерантного поведения подростков в общеобразовательной школе. Реализация данной модели предусматривает постепенное формирование толерантного поведения подростков, родителей и педагогов.

6. Формирование толерантного поведения подростков происходит в процессе специально организованной педагогической деятельности по программе «Школа толерантности», включающей работу с учащимися (урок, классные часы «Азбука толерантности», внеклассные занятия «Школа толерантности», коллективные творческие дела), педагогами (семинары-практикумы, круглые столы, педсовет, тренинговые занятия «Учимся толерантности», индивидуальные консультации) и родителями (тренинговые занятия «Уроки толерантности», родительский всеобуч, индивидуальные консультации), позволяющей последовательно формировать толерантное поведение подростков.

7. Модель формирования толерантного поведения подростков в общеобразовательной школе эффективно реализуется при наличии следующих педагогических условий:

— толерантная среда в общеобразовательном учреждении, основанная на гуманистических, нравственных ценностях, являющаяся условием гуманистического образования, развивающего и воспитывающего толерантную личность, активно осваивающую и преобразующую окружающий мир, открытую и свободную, с высоко развитыми механизмами самоидентификации, выражающую определенные духовные и культурно-исторические ценности;

— реализация программы «Школа толерантности», обеспечивающей субъект-субъектное взаимодействие педагогов и учащихся;

— совместная деятельность учащихся и родителей как часть целостного педагогического процесса, реализующаяся в их взаимоотношениях и завершающаяся согласованием их индивидуальных решений. Результатом совместной деятельности учащихся и родителей является интенсификация процесса коллективообразования, что сказывается на специфике межличностных отношений в учебно-воспитательном процессе, формируя тем самым толерантное отношение;

— направленность родителей и педагогов на толерантное взаимодействие с детьми, так как изменение позиции педагога, родителей, переориентация на ценности толерантности, в целом гуманистические, общечеловеческие ценности и доверительный стиль диалогического общения ставит задачу перестройки форм и методов работы педагога в образовательном процессе;

— участие родителей в воспитательных мероприятиях в качестве субъектов совместной деятельности выступает залогом создания развития доверительных отношений в системе «родитель-ребенок», повышает компетентность родителей в сферах толерантности, формирует у родителей умения и навыки толерантного взаимодействия в семье, что в итоге способствует формированию толерантного поведения подростков. Взаимодействие педагогов и родителей будет успешным в случае их активного сотрудничества, когда они узнают ребенка, наблюдая его в разных ситуациях, развивая способности ребенка, формируя жизненные ценности, преодолевая интолерантные проявления в поведении.

Полученные в ходе экспериментального исследования данные позволили нам сформулировать комплекс методических рекомендаций, являющихся необходимыми для повышения успешности формирования толерантного поведения подростков в образовательной школе. Существенная часть разработанных материалов внедрена в практику работы МОУ СОШ № 12 имени В. В. Тарасова и МОУ СОШ № 28 г. Пензы. Часть материалов была использована при разработке лекций «Психология толерантности», «Развитие толерантности на предметных уроках» для слушателей

Пензенского областного института повышения квалификации и переподготовки работников образования.

Диссертационное исследование ограничивалось кругом вопросов, связанных с формированием толерантного поведения подростков в образовательной школе. Наряду с этим, не менее важным представляется изучение толерантного поведения учащихся в различных учреждениях общего и дополнительного образования и в разных возрастных группах, что раскрывает перспективы дальнейшего теоретического и экспериментального поиска.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Абульханова-Славская К. А. Деятельность и психология личности. -М., 1980.-334 с.
  2. Абульханова-Славская К. А. Типология личности и гуманистический подход // Гуманистические проблемы психологической теории. М., 1995.
  3. З.И. Психологические подходы к развитию этнической толерантности / Ежегодник российского психологического общества: Материалы 3-го Всероссийского съезда психологов/В 8 т. СПб.: Издательство С.-Петерб. ун-та, 2003./ т. З, с.261−263.
  4. Е.А. Этнокультурное образование как детерминант личностного развитя учащихся: региональный аспект: Дис. .канд. пед. наук.- Улан-Удэ, 2003 170 с.
  5. Е.В. Ответственность и особенности преодоления подростками трудных жизненных ситуаций // Наш проблемный подросток. СПБ., 1999.
  6. Ш. А. Школа Жизни: Трактат о начальной ступени образования, основанного на принципах гуманно-личностной педагогики. -М.: Народное образование, Изд. Дом Ш. А. Амонашвили, 2000. 144 с.
  7. Н.П. Воспитание игрой: Книга для учителя. М., 1987.- 144 с.
  8. Л.И. Новые аспекты развития личности в процессе целостного жизненного пути // Принцип системности в психологической теории и практике: В 4 т. М., 1996. — т. 2.
  9. Л.Л. Методы активного обучения как средство развития ' этнической толерантности у подростков / Вестник интегративной психологии. Журнал для психологов. Ярославль-Москва: Выпуск 1 (3). 2005.
  10. Л.Л., Константинов В. В. Содержание и основные направления формирования толерантности у подростков // Вестник Костромского государственного университета им. Н. А. Некрасова: «Акмеология образования», Т. 12, № 1 Кострома, 2006. с. 22−26.
  11. М.Ю., Петровская Л. А. Обратная связь в системе восприятия человека человеком // Психология межличностного познания / Под. ред. Бодалева А. А. М., 1981. — С.42−53.
  12. Ю. В., Дробижева Л. М., Сусоколов А. А. Этносоциология. М.: Аспект Пресс, 1998. -235с.
  13. А.Г. Толерантность: различные парадигмы анализа // Толерантность в общественном сознании России. М., 1998
  14. А.Г. Историческая культура и педагогика толерантности //Мемориал. 2001.,№ 24, с.61−63.
  15. А.Г. Толерантность как культура XXI века// Век толерантности. М.: СМИ МГУ им. М. В. Ломоносова, 2004. — № 7
  16. A.M. Воспитание толерантности у старшего подростка ' в условиях взаимодействия малых групп: Дис. .канд. пед. наук. -Волгоград, 2003 149 с.
  17. А.Н. Этнокультурное образование как фактор формирования основ национального менталитета у школьников: Дис. .канд. пед. наук. Кострома, 2002 — 176 с.
  18. Н.А. Русская идея. Основные проблемы русской мысли XIX века и начала XX // О России и русской философской культуре:
  19. Философы русского послеоктябрьского зарубежья / Под ред. Е. М. Чехарина. М.: Наука, 1990. С.43−271.
  20. Н.А. Философия творчества, культуры и искусства. М.: Издательство «Искусство», 1994. — Т. 1.
  21. Н.А., Коломинский Я. Л. Учитель и детский коллектив. -Минск, 1975.- 160 с.
  22. В.П. Слагаемые педагогической технологии. М., 1989. — 190с.
  23. П.П. Избранные педагогические и психологические сочинения: в 2-х т. М., 1979. — Т. 2. — 393 с.
  24. А.А. Восприятие и понимание человека человеком. М., 1982. 198с.
  25. Л.И. Избр. псих.труды. Проблемы формирования личности/Под ред. Д. И. Фельдштейна. -М.: Межд.пед.академия, 1995 212 с.
  26. Е.В. Смыслы и стратегии личностно-ориентированного воспитания // Педагогика. 2001. — № 1. — С. 17−24.
  27. Вестник Организации Объединенных Наций, № 2,1996
  28. Е.Г. Субъектные предпосылки толерантности личности: Дис. .канд. психол. наук. Сочи, 2002 — 118 с.
  29. Возрастные особенности формирования толерантности. Труды по социологии образования / Под.ред. В. С. Собкина. М.: Центр социологии РАО, 2003. Т. VIII Вып. XIV.
  30. Г. Н. Этнопедагогизация современного воспитания // Мир образования 1997 — № 2. — С.66−71.
  31. И.В. Основы технологии группового тренинга. Психотехника: Учебное пособие. М., 1999. — 261 с.
  32. П.А., Митина А. Проблема целей обучения в современной педагогике. М., 1989. — 178 с.
  33. .З. Учить рефлексии // Воспитательная система школы: проблемы управления. М., 1997.-е. 96−101.
  34. Выготский J1.С. Педология подростка// Собр. соч. Т. 4. -М., 1984. -С. 5−242.
  35. С.А. Педагогические средства воспитания толерантности у детей младшего школьного возраста: Дис. .канд. пед. наук. Архангельск, 2004 — 269 с.
  36. .С. Стратегические приоритеты развития образования в России // Педагогика 1996. — № 5 — С. 46−54.
  37. .С. Менталитет и образование. М., 1996 — с. 120.
  38. .С. Философия образования для XXI века Издательство: Педагогическое общество России, 2002.
  39. В.И. Основы теоретической педагогики. СПб., 1992. — 154с.
  40. Н.Ф. Социализация школьников как явление педагогическое // Педагогика. 1998. — № 5. — С. 42−45.
  41. А.В. Состояние установок толерантного поведения у современного подростка / Ежегодник российского психологического общества: Материалы 3-го Всероссийского съезда психологов / В 8 т. СПб.: Издательство С.-Петерб. ун-та, 2003./ т.2, стр.490−492.
  42. Е.М. Развитие культуры межнациональных отношений у учащихся 8−9 классов: на примере образовательной области «Технология»: Дис. .канд. пед. наук. Ульяновск, 2004 — 205 с.
  43. Д.В. Событийный подход к воспитательному пространству // Воспитательное пространство как объект педагогического исследования, — Калуга, 2000.-е. 66−71.
  44. К.М. Индивидуально-психологические особенности школьников. М., 1984. — 79 с.
  45. В.И. Толковый словарь живого великорусского языка: В 4 т. -М, 1979.
  46. А.Я. Учебный предмет как интегрированная система // Педагогика. 1997. — № 4. — С. 24−29.
  47. Т.В. Проблема конфликта в подростковом возрасте// Вопросы психологии. 1972. — № 2. — С.25−39.
  48. Н.П. Воспитание межнациональной толерантности в поликультурной подростковой среде: Дис. .канд. пед. наук. Майкоп, 2002 -195 с.
  49. Ю.Н. Активное социально-психологическое обучение. JI.: Изд. ЛГУ, 1985. 166с.
  50. Ю.Н. Теория формирования и практика совершенствования коммуникативной компетентности: Дис.. докт. псих, наук. Л., 1990. — 403 с.
  51. С.Н. Агрессиные установки личности: истоки фобий в конфликтных ситуациях // Межкультурный диалог: исследования и практика / Под ред. Солдатовой Г. У., Прокофьевой Т. Ю., Лютой Т. А. М.: СМИ МГУ им. М. В. Ломоносова, 2004.
  52. П.Н., Дикая Л. А. Психофизиологические характеристики толерантности в межличностном общении / Материалы 3-го Всероссийского съезда психологов/ В 8 т. СПб.: Издательство С.-Петерб. ун-та, 2003./Т. 3. С. 263−266
  53. Ю.М., Попова М. В. Психология в школе: Экспериментальный учебный курс для подростков. М., 1994. — 263.
  54. В.Г. Основы психологии проницаемости. М.: Тривола, 1997.-84 с.
  55. Закон Российской Федерации об образовании // Российская газета. № 13.21.03.96.
  56. В.П., Хрящева Н. Ю. Социально-психологический тренинг: Учебное пособие. JL: Изд-во ЛГУ, 1989.
  57. Д.В. Повышение педагогического мастерства будущего педагога на основе формирования социокультурной толерантности: Дис. .канд. пед. наук. Красноярск, 2000. — 148 с.
  58. Л.М. Формирование толерантности с системе современного менталитета учащихся старшего школьного возраста: на примере изучения обществоведческих дисциплин в национальной школе: ' Дис. .канд. пед. наук. Якутск., 2003. — 181 с.
  59. Т.В. Изучение этнических стереотипов с помощью проективных рисунков / Вопросы психологии, М.: № 2,1998,71с.
  60. Г. В. Толерантность при социокультурном разнообразии: психологические аспекты / Ежегодник российского психологического общества: Материалы 3-го Всероссийского съезда психологов/В 8 т. СПб.: Издательство С.-Петерб. ун-та, 2003./т.4, с.37−40.
  61. Игры обучение, тренинг, досуг (под ред. В.В. Петрусинского). В четырех книгах. — М.: Новая школа, 1994.
  62. Л.Г. Социология культуры. М., 1996. — 280с.
  63. О.В. Воспитание толерантности студентов в образовательном процессе ВУЗа: Дис. .канд. пед. наук. Оренбург., 2004. -180 с.
  64. Кан-Калик В. А. Учителю о педагогическом общении: Книга для учителя.-М, 1987.- 190 с.
  65. О.О. Формирование толерантности подростков в учреждении дополнительного образования: Дис. .канд. пед. наук. -Магнитогорск, 2004 -190 с.
  66. И.М., Шлягина Е. И., Щербакова А. Б. О построении типологии толерантности / Ежегодник российского психологического общества: Материалы 3-го Всероссийского съезда психологов/ В 8 т. СПб.: Издательство С.-Петерб. ун-та, 2003./ т.4, стр.167−169.
  67. А.А. Индивидуализация учебной деятельности как педагогическая проблема. Казань, 1980. — 224 с.
  68. М.В. Интерактивное обучение инструмент освоения нового опыта // Педагогика. — 2000. — № 7. — С. 12−18.
  69. П.Ф. Формирование толерантности в межличностных, отношениях студентов высшего учебного заведения: Дис. .канд. пед. наук. -Курган., 2000.- 191 с.
  70. Я. Как любить ребенка. Калининград, 2000. — 367с.
  71. Кон И. С. Психология старшеклассника. М., 1980.
  72. Г. Е. Формирование толерантности у подростков в условиях работы детских общественных объединений: Дис. .канд. пед. наук. Ярославль, 2004. — 151 с.
  73. С.В. и др. Подросток на перекрестке эпох. М., 1997.171 с.
  74. JI.M. Где еще искать толерантность? // Век толерантности. г- М.: СМИ МГУ им. М. В. Ломоносова, 2004. № 7.
  75. Н.К. Интернациональное воспитание детей в начальной школе / Соч в 6 т. Т.6 М., 1959 — С.72−76.
  76. И.В. Формирование у старшеклассников отношения к толерантности как социально значимой ценности в обучении гуманитарным дисциплинам: Дис. .канд. пед. наук. Волгоград, 2002 — 231 с.
  77. Г. Психология развития СПб: Издательство «Питер», 2000−992 с.
  78. Н.Ю. Формирование толерантности у субъектов, высшего профессионального образования: Дис. .канд. пед. наук. М., 2003−163 с.
  79. Н.В. Формирование толерантности у студентов высших учебных заведений: Дис. .канд. пед. наук. Саратов, 2004. — 194 с.
  80. С. Групповая психотерапия подростков СПб.: Питер, 2002 — 224с.
  81. В.А. Невербальное поведение (социально-перцептивный подход). Ростов на Дону, 1986. — 135 с.
  82. Н.М. Введение в этническую и кросскультурную психологию М., 1999.
  83. Н.М., Татарко А. Н. Кросс-культурный анализ этнической толерантности и стратегии межгруппового взаимодействия/ Ежегодник российского психологического общества: Материалы 3-го '
  84. Всероссийского съезда психологов/ В 8 т. СПб.: Издательство С.-Петерб. ун-та, 2003./ т.5, стр.61−63
  85. Н.М., Лунева О. В., Стефаненко Т. Г. Тренинг этнической толерантности для школьников. М.: «Привет», 2004.
  86. Н. Д. Психология характера. — М.: Просвещение, 1969.
  87. В.А. Идеалы и реальность гуманизма/ Вопросы философии. 1994. — № 6.
  88. В.А. О толерантности, плюрализме и критицизме / Вопросы философии, 1997, № 11. с. 54.
  89. А.А. Россия: многокультурность и толерантность / Век толерантности: Научно-публицистический вестник: М.: МГУ, 2001. — 152с. Под ред. Асмолова А. Г., 46−53с.
  90. А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М., 1975.304 с.
  91. И.Я. Учебный предмет, тема, урок. М., 1988. — 80 с.
  92. Д.С. Культура как целостная среда // Новый мир 1994. -№ 8-С. 4−8.
  93. .Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии. М., 1984 — 444 с.
  94. Лопатина А, Скребцова М. 600 творческих игр для больших и маленьких. -М.: ООО «Книжный Дом Локус», 2002. 320с.
  95. А., Скребцова М. Вершины мудрости: 50 уроков о смысле жизни (Для занятий с детьми среднего и старшего школьного возраста). М.: ООО «Книжный Дом Локус», 2002. — 416с.
  96. Е.Г. Социально-психологические особенности этнической толерантности в поликультурном регионе: Дис. .канд. психол. наук.-СПб, 1998−173 с.
  97. Львов Д. Е Подходы к разработке тренинга толерантности / Этническое самосознание и кросскультурное взаимодействие народов
  98. Поволжья: Сборник материалов Международной научно-практической конференции. Казань: Академия наук Республики Татарстан, 2003 г.
  99. А.С. О воспитании: Сборник / Составитель и автор вступ. Статьи B.C. Хелемендик. Изд-е 2-е.- М.: Политиздат, 1990. — 414 с.
  100. Н.Я. Театрализация в формировании толерантного поведения будущих педагогов Дис. .канд. пед. наук. М., 2003. — 284 с.
  101. А.Г. Мотивация и личность. Пер. с англ. A.M. Татлыбаевой- Науч. ред. Н. Н. Акулина.- СПб.: Евразия, 1999.- 479 с.
  102. Материалы к курсу «Социология межэтнической напряженности» / Отв. ред. JI.M. Дробижева. М.: Изд-во Института социологии РАН, 2005.
  103. М.С. Толерантность как объект социологического исследования // Межкультурный диалог: исследования и практика / Под ред. ' Солдатовой Г. У., Прокофьевой Т. Ю., Лютой Т. А. М.: СМИ МГУ им. М. В. Ломоносова, 2004.
  104. Н.Н. Структура и формы толерантности/ Ежегодник российского психологического общества: Материалы 3-го Всероссийского съезда психологов/ В 8 т. СПб.: Издательство С.-Петерб. ун-та, 2003./ т.5, стр.356−359.
  105. Мир детства: Подросток / под ред. А. Г. Хрипковой, М- Педагогика., 1982.
  106. В.Г. Толерантность как экзистенциальное состояние человека: социально-философский аспект: Дис. .канд. философских, наук. -Ульяновск., 2003 135 с.
  107. М.С. Толерантность и идентичность как ориентиры развития / Ежегодник российского психологического общества: Материалы 3-го Всероссийского съезда психологов/ В 8 т. СПб.: Издательство С.- ' Петерб. ун-та, 2003./т.5, стр.405−408.
  108. И.В. Формирование толерантности у учащихся старших классов общеобразовательных школ в процессе правового образования: Дис. .канд. пед. наук. Чебоксары, 2004. — 186 с.
  109. Н.В. Межэтническая толерантность учащихся многонациональной школы: Дис. канд. психол. наук. — М., 2001, 169с.
  110. Н.В. О формировании толерантного поведения учащихся, http:// www. port all / Library / rubrik. asp?k=3&ko=l &kls 1 = Толерантность&Ьи&гЬИ &zag=676 966
  111. Морри ван Менте Эффективный тренинг с помощью ролевых игр -СПб.: Питер,-2002.
  112. А.В. О воспитании старшеклассников. М., 1981. — 176 с.
  113. А.В. Личность школьника и ее воспитание в коллективе. -М., 1983.-96 с.
  114. А.В. Общение в процессе воспитания. Учебное пособие. -М., 2001,-320с.t
  115. B.C. Личность: мифы и реальность / Ежегодник российского психологического общества: Материалы 3-го Всероссийского съезда психологов/ В 8 т. СПб.: Издательство С.-Петерб. ун-та, 2003./ т. 5. С.518−523.
  116. На пути к толерантному сознанию / под ред. А. Г. Асмолова.-М.: «Смысл», 2000. 255с.
  117. Народы России. Энциклопедия / Гл. ред. В. А. Тишков М., 1994.
  118. Е.П. Социально-психологические аспекты формирования этнической толерантности учащихся городской школы: Дис.fканд. психол. наук. Курск, 2004 — 184 с.
  119. С.И., Шведова Н. Ю. Толковый словарь русского языка. -М., 1999.-944 с.
  120. М.К. Педагогические условия формирования межэтнической толерантности у старшеклассников: Дис. .канд. пед. наук. -Армавир, 2004 223 с.
  121. Г. Толерантная личность // Век толерантности. М.:, СМИ МГУ им. М. В. Ломоносова, 2003. — № 6.
  122. В.Н. Аккультурационные стратегии и модели трансформации идентичности у мигрантов/ Психология беженцев и вынужденных переселенцев: опыт исследовательской работы / Под ред. Г. У. Солдатовой. -М.: Смысл, 2001. 279с.
  123. В.Н. Развитие толерантности: теоретические и эмпирические аспекты / Этнопсихологические и социокультурные процессы в современном обществе: Материалы Международной конференции. Под ред. Гриценко В. В. Балашов: Изд-во «Николаев», 2003. — 404с.
  124. А.Г. Молодежное объединение как образовательное пространство // Социально-психологическая помощь подросткам и юношам в личностном развитии: теория, технологии, эксперимент: Материалы научно-практической конференции Курск, 2001.
  125. М.А. Формирование педагогической толерантности у будущих учителей: Дис. .канд. пед. наук. Волгоград, 2004 — 176 с.
  126. В.Ф., Митина О. В., Бердников К. В., Кравцова А. Р., Осипова B.C. Психосемантический анализ этнических стереотипов: лики толерантности и нетерпимости М.: Смысл, 2000. 73с.
  127. Петровская J1.A. Компетентность в общении. Социально-психологический тренинг. М.: Изд. МГУ, 1989. — 216с.
  128. А.В. Личность. Деятельность. Коллектив. М., 1982. -255 с.
  129. П.И., Портнов М. Л. Искусство преподавания. Первая книга учителя / Пед. общество России. 2-е изд. — М., 1999. — 212 с.
  130. И.П. Педагогика: М.: ВЛАДОС, 2001
  131. В.В. Подростковый клуб: самодеятельность, творчество, самоопределение.- М.: Знание, 1988.- 79 с.
  132. Пособие по гражданскому образованию. Сборник материалов разработанный под эгидой Совета Европы / Под ред. Н. Воскресенской, И. Фрумина. М., 2000. — 153с.
  133. Л.Г., Чикер В. А. Организационная социальная психология: Учебное пособие. СПб.: Речь, 2000.
  134. Практикум по социально-психологическому тренингу / Под ред. Б. Д. Парыгина, СПб., 1997.
  135. Практикум по психодиагностике и исследованию толерантности личности. Под ред. Г. У. Солдатовой, Л. А. Шайгеровой. М.: МГУ им. М. В. Ломоносова, 2003.
  136. А.С. Социально психологический тренинг в школе. — М.: ЭКСМО — Пресс, 2001. — 640.
  137. Психогимнастика в тренинге / Под ред. Н. Ю. Хрящевой, СПб., 1999.
  138. Психология национальной нетерпимости. Хрестоматия / Сост. Ю. В. Чернявская. Минск: Харвест, 1998. — 560с.
  139. Разные, но равные: большие психологические игры / Под редакцией Г. У. Солдатовой. М.: Центр СМИ МГУ им. М. В. Ломоносова, 2004.-336 с.
  140. А.А. Толерантность на уроках истории. h^tp://vvww.portall/Library/rubrik.asp?k=3&ko=l&klsl=Toлepaнтнocть&b=t&zh =l&zag=662 094
  141. . Толерантность дорога к миру. М.: ЮНЕСКО, 2000.
  142. К. Взгляд на психотерапию: Становление человека.-М.: Прогресс, 1998.- с. 480.
  143. М.И. Концепция социального закаливания детей // Современные концепции воспитания. Ярославль, 2000. — с.90−94.
  144. Рожков М. И, Байбородова Л. В, Ковальчук М. А. Воспитание толерантности у школьников Ярославль: Академия развития: 2003. — 192с.
  145. Дж. Теория справедливости. Новосибирск: изд. Новосиб. Ун-та, 1995.
  146. Руководство практического психолога: Психологические программы развития личности в подростковом и старшем школьном возрасте / Под ред. Дубровиной И. С. 2000.
  147. Е.В. формирование толерантности у студентов высших учебных заведений: Дис. .канд. пед. наук. М, 2004 — 135 с.
  148. О.Ф. Становление толерантности у младших школьников в процессе художественно-эстетичесой деятельности: Дис. .канд. пед. наук. Брянск, 2004 — 245
  149. Г. И. Формы обучения в средней школе // Педагогика. -2001,-№ 3.-С. 34−41.
  150. Р.Н. Формирование толерантности у учащихся в условиях полиэтничной школы: Дис. .канд. пед. наук. Казань., 2004. — 220, с.
  151. Г. К. Современные образовательные технологии. М., 1998.-256 с.
  152. В.В. Личностно-ориентированное образование //Педагогика. 1994. — № 5. — С. 16−21.
  153. Е.В. Методы математической обработки в психологии. СПб.: ООО «Речь», 2001.-350с.
  154. Синягина НЛО. Воспитание толерантности как основа гуманных отношений в обществе/ Ежегодник российского психологического общества: ' Материалы 3-го Всероссийского съезда психологов/ В 8 т. СПб.: Издательство С.-Петерб. ун-та, 2003./ Т. 7. С. 211−213.
  155. О.Б. Педагогические условия формирования коммуникативной толерантности у старшеклассников: Автореф. .дис. канд. пед. наук. Кострома, 2000. 22 с.
  156. В.В. Методы воспитания // Педагогика: Учебное пособие для студентов пед. институтов. М., 1988. С. 107 125.
  157. Г. У. Психология межэтнической напряженности. М.: Смысл, 1998.
  158. Г. У. Толерантность и интолерантность: две грани межэтнического взаимодействия / Век толерантности: Научно-публицистический вестник: М.: МГУ, 2001. — 152с. Под ред. Асмолова А. Г., 46−53с.
  159. Г. У. Практическая психология толерантности, или Как сделать так, чтобы зазвучали лучшие струны человеческой души? // Век толерантности. М.: СМИ МГУ им. М. В. Ломоносова, 2003. — № 6.
  160. Г. У., Шайгерова Л. А., Шарова О. Д. Жить в мире ссобой и другими: тренинг толерантности для подростков. М.: Генезис, 2000.
  161. Г. У., Шайгерова Л. А., Шлягина Е. И. Нарушения этнической идентификации у русских мигрантов // Социологический журнал. 1994. № 3. С.144−150.
  162. В.И., Исаев Е. И. Психология развития человека. -М., 2000.-416с.
  163. B.C. Собрание сочинений: В 2 т., М., 1989.
  164. Социология межэтнической напряженности/Отв. ред. Л. М. Дробижева. М.: Изд-во Института социологии РАН, 2003. — 222 с.
  165. П.В. Педагогические условия формирования толерантности у школьников-подростков: Дис. .канд. пед. наук. М, 2002. -178 с.
  166. И.А., Шилихина К. М. Коммуникативные аспекты толерантности. Воронеж, 2000. — 110 с.
  167. А.В. Опыт этнофункциональной экспресс-психотерапии эмоциональных и поведенческих расстройств у детей в условиях стационара / Вопросы психологии, М. № 3,1997. — 92 с.
  168. А.В. Этнофункциональный подход к проблемам психопрофилактики и воспитания / Вопросы психологии, М.- № 4, 1996. 81 с.
  169. Е.С. Проблема изучения и прогноза толерантного-интолерантного поведения / Ежегодник российского психологического общества: Материалы 3-го Всероссийского съезда психологов/ В 8 т. СПб.: Издательство С.-Петерб. ун-та, 2003./ т.7, стр.411−413.
  170. В.А. Духовный мир школьника. М., 1976. — 223 с.
  171. В.А. Методика воспитания коллектива. М., 1981. -192 с.
  172. А.Н. Взаимосвязь этнической идентичности и психологических стратегий межкультурного взаимодействия / Автореферат дис. канд. психол. наук. М. 2004.
  173. Т.С. Формирование толерантного поведения ' подростков: на примере Республики Саха (Якутия): Дис. .канд. пед. наук. -Якутск, 2002−155 с.
  174. С.В. Роль праздника в формировании этнической идентичности субъекта / Ежегодник российского психологического общества: Материалы 3-го Всероссийского съезда психологов/ В 8 т. СПб.: Издательство С.-Петерб. ун-та, 2003./ т.7, стр.500−502
  175. Н.А. Толерантность и психокоррекция средствами музыки / Этнопсихологические и социокультурные процессы в современном обществе: Материалы Международной конференции. Под ред. Гриценко В. В. ' Балашов: Изд-во «Николаев», 2003. — 404с.
  176. Е.А. Развитие этнической идентичности в ходе межкультурной психотерапии / Ежегодник российского психологического общества: Материалы 3-го Всероссийского съезда психологов/ В 8 т. СПб.: Издательство С.-Петерб. ун-та, 2003./ т.7, стр.587−591.
  177. Урок толерантности // География в школе, прил. к газете Первое сентября. № 35. 2001. С. 13 -19.
  178. К. Д. Избранные педагогические сочинения в 2-х т. Т.1. -М.: Педагогика, 1974. С. 110.
  179. Федеральная программа развития образования в России. /Под научн. ред. академика РАО Б. С. Гершунского. М., 1993. — С. 120.
  180. Федеральная целевая программа «Формирование установок толерантного сознания и профилактика экстремизма в российском обществе (2001 2005 годы)» // Официальные документы в образовании. 2001. № 30. С. 66−90.
  181. Д.И. Психология становления личности. М., 1994.
  182. А.Ф. Половозрастные особенности толерантности у студентов-психологов / Ежегодник российского психологического общества:
  183. Материалы 3-го Всероссийского съезда психологов/ В 8 т. СПб.: Издательство С.-Петерб. ун-та, 2003./ т.7, стр.411−413
  184. К. Как научить детей сотрудничать? Психологические игры и упражнения: Практическое пособие: Пер. с нем.: В 4-х томах. М.:, Генезис, 1998.
  185. К. Энергия паузы. Психологические игры и упражнения. М.: Генезис, 2001.- 240с.
  186. К. Сплоченность и толерантность в группе. Психологические игры и упражнения. Пер. с нем. -М.: Генезис, 2002.- 336 с.
  187. Формирование личности в переходный период от подросткового к юношескому возрасту. / Под ред. Дубровиной И. В. М., 1987. — 181 с.
  188. В.Ю. Формирование этнического самосознания студентов в процессе обучения в вузе / Вопросы психологии, М. № 3, 1998. ' 31с.
  189. .И., Хромченко М. А. Мир без конфликтов или Да здравствует конфликт! М.: МГУ, 2001.
  190. .И. Игра и конфликт в подростковом возрасте // Журнал практического психолога. 1996. № 2
  191. Ю. Моральное сознание и коммуникативное действие. Спб.: «Наука», 2001.
  192. Г. А. Психология саморазвития для детей и подростков. М., 1994.
  193. JT.A. Кризис идентичности личности в ситуации вынужденной миграции // Межкультурный диалог: исследования и практика
  194. Под ред. Солдатовой Г. У., Прокофьевой Т. Ю., Лютой Т. А, М.: СМИ МГУ им. М. В. Ломоносова, 2004.
  195. Г. М. Педагогические условия формирования толерантности учащихся профессионального лицея: Дис. .канд. пед. наук. -М., 2003- 196 с.
  196. П.Н. Близок ли конец насилия? (О путях разрешения конфликтов) / Век толерантности: Научно-публицистический вестник: М.: МГУ, 2001. — 152с. Под ред. Асмолова А. Г, 54−67с.
  197. Е.И., Ениколопов С. Н. Методы изучения этнической толерантности личности // Стефаненко Т. Г., Шлягина Е. И., Еникополов С. Н. Методы этнопсихологического исследования. М.5 1993.
  198. Е.И. Этническая толерантность личности: опыт эмпирического исследования // Межкультурный диалог: исследования и практика / Под ред. Солдатовой Г. У., Прокофьевой Т. Ю., Лютой Т. А. М.: СМИ МГУ им. М. В. Ломоносова, 2004.
  199. Г. Г. Введение в этническую психологию. СПб.: Изд. Дом «П.Э.Т.» при участии изд-ва «Алатеия»: Кренов. 1996. — 193 с.
  200. Л.А. Интенциональные характеристики педагогического дискурса/ Ежегодник российского психологического общества: Материалы 3-го Всероссийского съезда психологов / В 8 т. СПб.: Издательство С.-Петерб. ун-та, 2003. / т. 8. С. 531−534
  201. ГЦуркова Н. Е. Новое воспитание. М., 2000. — 87 с.
  202. Д. Б. К проблеме периодизации психического развития в детском возрасте. / Избранные психологические труды. М., 1989. — С.60−77.
  203. Berry J. W, Pleasantas M. Ethnic Tolerance in Plural Societies / Papere
  204. Given at the International Conference on Authoritarism and Dogmatism. -Potsdam, 1984.
  205. Gebauer G, Taureck B, Ziegler T. Auslanderfeindschaft ist Zukunftfeindschaft Plaedoyer fur kulturintegrative Gesellschaft. Frankfurt/Main, 1993. S.112.
  206. Deger P. Ethnische Grenzziehungen, Biirgerstatus und Multikulturelle Geselschaft: Gastarbeiter in Deutschland // Kollektive Identitat in Kriesen / Hrsg. R. Hettlage, P. Deger, S.Wagner. Opladen, 1997.
  207. Katz P.A. Developmental and Social Processes in Ethnic Attitudes, and Self Identification // Children’s Ethnic Socialization: Pluralism and Development. Newbury Park, 1987. — P.92−99.
  208. Klein J. The Idea of Liberial Education // The Goals of Higher Education.-Cambridge. 1994.-p.26−41.
  209. Lewis R.L. The Cultural Imperative: global trends in 21st century. Intercultural Press, Ink, 2003.
  210. The Encyclopedia of Philosophy / Ed. by P. Edwards. London, 1967. Vol. 8. P. 143−146.
  211. Triandis H.C. Culture and social behavior. N.Y. etc.: McGraw-Hill, 1994.
Заполнить форму текущей работой