Формирование предложно-падежных конструкций в системе коррекционно-логопедической работы с детьми старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи
Диссертация
Практика работы специальных учреждений показывает, что у большинства детей с речевыми нарушениями отмечается недоразвитие или несформированность пространственных представлений. Степень выраженности этой несформированности вариативна и часто коррелирует с тяжестью двигательных и речевых нарушений. В ряде случаев дети не только затрудняются в понимании и употреблении грамматических конструкций… Читать ещё >
Содержание
- ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ФОРМИРОВАНИЯ ПРЕДЛОЖНО-ПАДЕЖНЫХ СЛОВОСОЧЕТАНИЙ ПРОСТРАНСТВЕННОГО ЗНАЧЕНИЯ У ДЕТЕЙ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ
- 1. 1. Роль зрительно-пространственного гнозиса в развитии речи детей
- 1. 2. Формирование пространственных представлений у детей с проблемами в развитии
- 1. 3. О лексическом и грамматическом значении предлогов при обозначении локативных отношений в грамматическом строе русского языка
- 1. 4. Процесс овладения грамматическими конструкциями в норме и при патологии
- ГЛАВА II. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРЕДЛОЖНО-ПАДЕЖНЫХ КОНСТРУКЦИЙ ДЕТЬМИ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ (ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИЗУЧЕНИЕ)
- 2. 1. Принципы и организация психолого-педагогического исследования. Характеристика детей с общим недоразвитием речи
- 2. 2. Методика и результаты экспериментального исследования
- 2. 3. Сравнительный анализ результатов исследования
- ГЛАВА III. ФОРМИРОВАНИЕ ПРЕДЛОЖНО-ПАДЕЖНЫХ КОНСТРУКЦИЙ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ (ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ОБУЧЕНИЕ)
- 3. 1. Научно-теоретическое обоснование, задачи и принципы экспериментального обучения
- 3. 2. Коррекционная работа по развитию оптико-пространственных представлений, зрительного анализа и синтеза
- 3. 3. Формирование лексического и грамматического знамения пространственных предлогов
- 3. 4. Результаты обучающего эксперимента
Список литературы
- Аванесов Р.И. Лингвистическая география и структура языка //Вопросы лингвистической географии. М., 1962. — С.26−33.
- Айвазян С.А., Буштабер В. М., Енюков И. С. Прикладная статистика: Классификация и снижение размерности: Справ, изд. М.: Финансы и статистика, 1989 — 607 с.
- Айвазян С.А., Енюков И. С., Мешалкин Л. Д. Исследование зависимостей: Справ, изд. М.: Финансы и статистика, 1985.- 487с.
- Ананьев Б.Г. Пространственное различение Л.: ЛГУ, 1955. — 188с.
- Ананьев Б.Г., Рыбалко Е. Ф. Особенности восприятия пространства у детей.- М.: Просвещение, 1964. -304с.
- Анохин П.К. Очерки по физиологии функциональных систем. М.: Едиториал УРСС, 2004.-383с.
- Арутюнова Н.Д. Предложение и его смысл. М.: Эдиториал УРСС, 2003. — 384с.
- Арушанова А.Г. Речь и речевое общение детей. М.: Мозаика-Синтез, 1999. -272с.
- Афифи А. Статистический анализ: подход с использованием ЭВМ. Пер. с англ. -М.: Мир, 1982.-488с.
- Ахутина Т.В. Нейролингвистический анализ динамической афазии. О механизмах построения высказывания. М.: Теревинф, 2002.-144с.
- Ахутина Т.В., Пылаева Н. М. Диагностика развития зрительно-вербальных функций: Учеб. пособие М.: Издательский центр «Академия», 2003.- 64с.
- Ахутина Т.В., Яблокова Л. В., Полонская Н. Н. Нейропсихологический анализ индивидуальных различий у детей: параметры оценки // Нейропсихология и психофизиология индивидуальных различий.- М., Оренбург, 2000. С. 85−92.
- Безрукова Е.З., Забрамная С. Д. Психологическое изучение умственно отсталых школьников-Свердловск: Урал. гос. пед. ин-т. -1974. -79с.
- Белоусов В.Н., Ковтунова И. И., Кручинина И. Н. Краткая русская грамматика. -М.: Рус. яз., 1989.-639с.
- Бенилова С.Ю. Патогенетические подходы к комплексному лечению нарушений речи у детей и подростков с последствиями органического поражения центральной нервной системы.- М.: Прометей- Книголюб, 2003 32с.
- Бернштейн Н.А., Файнгенберг И. М. Физиология движений и активности.- М.: Наука, 1990.-494с.
- Бессонова Т.П., Грибова О. Е. Дидактический материал по обследованию речи детей. 4.2: Словарный запас и грамматический строй М.: Аркти, 1998 — 64с.
- Блажев Б.И. Употребление конструкций направления и места в современном русском языке.- София: «Народна просвета», 1975. 359с.
- Бондарко А.В. Функциональная модель грамматики. (Теоретические основы, итоги и перспективы) // Язык и речевая деятельность СПб., 1998. — Т. 1. — С. 1732.
- Боскис P.M., Левина Р. Е. Основы компенсации дефектов у аномальных детей II Психология аномального развития ребенка: Хрестоматия в 2 т. М.: ЧеРо, Высш. шк.: Изд-во МГУ, 2002.- Т.1, С.471−475.
- Боскис P.M., Коровин К. Г., Синяк В. А. Формирование грамматического строя у тугоухих учащихся.- М.: Изд-во АПН РСФСР, 1955.- 335с.
- Бурденюк Г. М., Григоревский В. М. Языковая интерференция и методы ее выявления.- Кишинев, 1978. 237с.
- Буслаев Ф.И. Историческая грамматика.- М: Учпедгиз, 1959.- С. 473.
- Быстрова Г. А., Сизова Э. А., Шуйская Т. А. Логопедические игры и задания.-СПб.: КАРО, 2002.-96с.
- Валгина Н.С., Розенталь Д. Э., Фомина М. И. Современный русский язык: Учебник для вузов.-6-е изд., перераб. и доп.- М.: Логос, 2001.- 528с.
- Вассерман Л.И., Дорофеева С. А., Меерсон Я. А. Методы нейропсихологической диагностики: Практ. рук.- СПб.: Стройлеспечать, 1997- 303с.
- Вахтеров В.П. Основы новой педагогики. Т.1. М.: Учпедгиз, 1938. С.411−523.
- Велкова Д.П. Нарушения пространственного анализа и синтеза при локальных поражениях головного мозга: Дис.: канд. псих, наук: 19.00.04. М., 1990 — 222 с.
- Венгер Л. А., Выготская Г. Л., Леонгард Э. И. Отбор детей в специальные дошкольные учреждения. М.: Просвещение, 1972. — 143с.
- Венгер Л.А. Слово и образ в решении познавательных задач дошкольниками: Сб. ст. 1 Под ред. Л. А. Венгера. М.: ИНТОР, 1996.- 128с.
- Винарская Е.Н., Пулапов А. М. Дизартрия и ее топико-диагностическое значение в клинике очаговых поражений мозга. Ташкент: Медицина, 1973 — 130с.
- Виноградов В.В. Русский язык: Грамматическое учение о слове. Учеб. пособие для вузов. -4-е изд. М.: Рус. яз., 2001.- 717с.
- Владимирский Е.Ю. Система предложно-падежных конструкций с пространственным значением в современном русском языке: Дис. канд. пед. наук: 13.00.01-М., 1972.-645с.
- Власенко И.Т. Особенности словесного мышления взрослых и детей с нарушениями речи.- М.: Педагогика, 1990.- 187с.
- Воробьева В.К. Развитие связного высказывания учащихся с моторной алалией. Обучение и воспитание детей с нарушениями речи: Сб. научн. тр. / Отв. ред. В. И. Селиверстов М.: МГПИ им. Ленина, 1982.- С.20−31.
- Воронова А.П. Диагностика и профилактика нарушений письма у детей с речевой патологией.- СПб.: Издательство «Образование», 1993 100с.
- Востоков А.Х. Русская грамматика. 2-е изд.- СПб., 1867.- С. 166.
- Всеволодова М. В. Владимирский Е.Ю. Способы выражения пространственных отношений в современном русском языке.- М.: Русский язык, 1982 262с.
- Выготский Л.С. Основы дефектологии.- СПб.: Издательство «Лань», 2003 656с.
- Выготский Л.С. Мышление и речь. Психика, сознание и бессознательное: Собр. тр./ Текстологический комментарий И.В. Пешкова- Издательство «Лабиринт», М., 2001.-368с.
- Выготский Л.С. Психология и учение о локализации психических функций II Собр. соч.: В 6 т М., 1982.-Т.1.-487 с.
- Гак В.Г. К типологии лингвистических номинаций// Языковая номинация. Общие вопросы М.: Наука, 1977.- С. 23−35.
- Гальперин П.Я. Методы обучения и умственного развития.- М.: Просвещение, 1985.-189с.
- Гальперин П.Я. Развитие исследований по формированию умственных действий II Психологическая наука в СССР: Сб. ст.- Ред. колп. Б. Г. Ананьев. М., 1959.-Т.1.-С. 441−469.
- Гвоздев А.Н. Вопросы изучения детской речи.- М.: Изд-во АПН РСФСР, 1961.-471с. .
- Глозман Ж.М. Нейропсихо логический и нейролингвистический анализ грамматических нарушений речи при разных формах афазии: Дис. .канд. псих, наук: 19.00.04.-М., 1974. 184с.
- Глухов В.П. Формирование связной речи детей дошкольного возраста с общим речевым недоразвитием. М.: АРКГИ, 2002. -144с.
- Гозова А.П. Психология трудового обучения глухих: Автореферат дис. д-ра псих. наук. М., 1977.- 36 с.
- Головчиц Л.Р. Дошкольная сурдопедагогика. Воспитание и обучение дошкольников с нарушениями слуха. М.: Владос, 2001. — 304с.
- Гордеев Ю.М. Система направительных отношений в конструкциях с глаголами движения в русском языке II Синтаксические связи в русском языке: Сб. тр. Дальневост. ун-та Владивосток, 2002. — С. 53- 54.
- Горелов И.Н., Седов К. Ф. Основы психолингвистики М.: Лабиринт, 1998−252с.
- Греч Н.И. Практическая русская грамматика. 2-е изд. СПб., 1834.- С. 215.
- Грибова О.Е. Правильно говорит ваш ребенок и надо ли идти к логопеду? М.: ВЛАДОС, 2003.-24с.
- Грибова О.Е. Особенности формирования грамматического строя письменной речи: (в начальных классах школ для детей с тяжелыми нарушениями речи): Дисс. канд. пед. наук: 13.00.03. М., 1990. — 217с.
- Гриншпун Б.М., Селиверстов В. И. Развитие коммуникативных умений у дошкольников в процессе логопедической работы над связной речью // Дефектология. -1988.- № 3 С. 81−84.
- Гуменная Г. С. Психолого-педагогическая типология детей с недоразвитием речи II Теория и практика коррекционного обучения. М., 1991. — С. 41−72.
- Гуменная Г. С., Барменкова Т. Д. Особенности воспроизведения текстового сообщения детьми с недоразвитием речиII Психолингвистика и современная логопедия.- М., 1997.-С. 179−192.
- Гуровец Г. В., Давидович Л. Р., Пересторонина Л. Н. Динамика речевых нарушений и вопросы социальной адаптации детей с моторной алалией II Речевые расстройства у детей и методы их устранения. М., 1978.- С.23−41.
- Давидович Л.Р., Резниченко Т. С. Ребенок плохо говорит? Почему? Что делать? Коррекционно-педагогическая работа с неговорящими детьми. Развитие у детей речевых возможностей, языковой способности. М.: Гном и Д, 2003. — 109с.
- Данилова Л.А. Методы коррекции речевого и психического развития у детей с церебральным параличом.- М.: Медицина, 1977.- 117с.
- Дунаева З.П. Особенности пространственных представлений у детей с ЗПР и методы коррекции: Автореф. дис. канд. пед. наук. М., 1980. — 22с.
- Ефименкова Л.Н. Формирование речи у дошкольников: (Дети с общим недоразвитием речи): Пособие для логопедов. М.: Просвещение, 2001. -112с.
- Жинкин Н.И. Речь как проводник информации. М.: Наука, 1982. — 160с.
- Жукова Н.С., Мастюкова Е. М., Филичева Т. Б. Логопедия. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников. Екатеринбург: ЛИТУР, 2000 — 320с.
- Жукова Н.С. Отклонения в развитии детской речи.- М.: «Гуманитарий», 1994.-128с.
- Жукова Н.С. Формирование устной речи. М.: «Гуманитарий», 1994 — 94с.
- Забрамная С.Д. От диагностики к развитию. М.: Новая школа, 1998. — 63с.
- Залевская А.А. Введение в психолингвистику. М.: Российск. гос. гуманит. ун-т, 2000.-382с.
- Залевская А.А. Проблемы психолингвистики Уч. пособие. Калинин, 1983. — С. 59−116.
- Зикеев А.Г. Развитие речи учащихся специальных (коррекционных) образовательных учреждений. М.: Академия, 2000. — 198с.
- Зимина И.А. Формирование предложно-падежных конструкций у дошкольников с общим недоразвитием речи II Актуальные проблемы специальной педагогики и специальной психологии. М., 1999. — С. 47−52.
- Зимняя И.А. Лингвопсихология речевой деятельности.- М.: МПСИ, Воронеж: НПО «МОДЭК». -2001.-232с.77.3олотова Г. А. Синтаксический словарь: Репертуар элементарных единиц русского синтаксиса. М.: Эдиториал УРСС, 2001. 440с.
- Ибаньес Р.Т. Формирование пространственной ориентировки у умственно отсталых дошкольников: Автореф. дис. канд. пед. наук. М., 1991. — 15с.
- Ипполитова М.В. Формирование предложно-падежных конструкций в речи учащихся с церебральным параличом //Дефектология. -1986. № 2. — С. 59−63.
- Карпова С.Н., Колобова С. Н. Особенности ориентировки на слово у детей. М., 1978.-165с.
- Касал Л.Н. Особенности формирования пространственных представлений у умственно отсталых детей старшего дошкольного возраста: Автореф. дис.канд. пед наук. М., 1990. — 17с.
- Киселева В.А. Комплексное исследование детей со стертой дизартрией И Логопедия: методические традиции и новаторство. М.: Издательство Московского социально-психологического института- Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2003. — С.39−50.
- Ковшиков В.А. Экспрессивная алалия. М.: «Институт общегуманитарных исследований», 2001. — 96с.
- Кок Е. П. Зрительные агнозии. Синдромы расстройств зрительного гнозиса при односторонних поражениях височно-затылочной или теменно-затыпочной области правого или левого полушария большого мозга: Автореф. дис. д-ра мед. наук. М., 1968. — 15с.
- Колповская И.К., Спирова Л. Ф. Характеристика нарушений письма и чтения // Хрестоматия по логопедии. М.: ВЛАДОС, 1997. — Т.2.-С.439−456.
- Корнева Г. Г. Логопедическая работа по формированию приглагольных словосочетаний (предлог, существительное, управляемое глаголом) в речи умственно отсталых дошкольников: Автореф. дис. канд. пед. наук. М., 1981 -21с.
- Коррекционно-педагогическая работа в дошкольных учреждениях для детей с нарушениями речи./ Под ред. Ю. Ф. Гаркуши. М.: Секачев В. Ю., Институт общегуманитарных исследований, 2002. — 160с.
- Красовская О.А. О нарушениях зрительных перцептивных функций при очаговых поражениях в детском возрасте II Всесоюзная конференция по организации неврологической и психиатрической помощи детям. М., 1980. — С.70−77.
- Крейдлин Г. Е., Поливанова А. К. О лексикографическом описании служебных слов русского языка в национальной школе II Русский язык в национальной школе. -1987. -№ 1.- С. 5−11.
- Кузьмина Т.В., Владимиров А. Д. Нарушение нейродинамических характеристик зрительного восприятия при поражении срединных структур мозга II АР. Лурия и современная психология. М.: Изд-во МГУ, 1982. — С. 193−207.
- Кукушкина О.И. Развитие пространственных представлений у глухих школьников: Метод, письмо. М.: Ленинградский восстановительный центр ВОГ. — 1989. -42с.
- Курилович Е. Очерки по лингвистике. Сборник 74 статей. М.: Изд-во иностр. лит., 1962.-456с.
- Лаврик М.С. Формирование синтаксического строя речи дошкольников// Развитие речи дошкольника: Сб. научн. тр. М., 1990. -137 с.
- Эб.Лакин Г. Ф. Биометрия: Учебное пособие для биол. спец. вузов. 4-е изд., перераб. и доп. — М.: Высш. шк., 1990. — 352с.
- Лалаева Р.И. Нарушения речи и система их коррекции в процессе логопедической работы во вспомогательной школе: Дис. д-ра пед. наук: 13.00.03.-Л., 1988.-421с.
- Лалаева Р.И. Нарушения чтения и пути их коррекции у младших школьников: Учебное пособие. СПб.: СОЮЗ, 1998. — 224с.
- Лалаева Р.И., Серебрякова Н. В. Формирование лексики и грамматического строя у дошкольников с общим недоразвитием речи. СПб.: Изд-во «Союз», 2001. -224с.
- Левина Р.Е. Нарушения письма у детей с недоразвитием речи. М.: АПН РСФСР, 1961.-С. 5−297.
- Левина Р.Е. Опыт изучения неговорящих детей алаликов. — М.: Просвещение, 1951.-120с.
- Левина Р.Е. Основы теории и практики логопедии. М.: Просвещение, 1968. -133с.
- Левицкий В.В., Стернин И. А. Экспериментальные методы в семасиологии. -Воронеж, 1989.-193с.
- Левченко И.Ю., Приходько О. Г. Технологии обучения и воспитания детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата: Учеб. пособие для студ. сред, пед. учеб. заведений. М.: Издательский центр «Академия», 2001. -192с.
- Леденев Ю.И. Неполнозначные слова как средства оформления синтаксических конструкций, связей и отношений II Неполнозначные слова как средства оформления в синтаксисе. Ставрополь, 1988. — С. 3−20.
- Лезина Л.Н. Особенности пространственной ориентировки умственно отсталых детей старшего дошкольного возраста //Дефектология. -1989. № 6. — С.65−73.
- Леонтьев А.А. Основы психолингвистики. М.: Смысл, 1997. -287с.
- Леонтьев А.А. Слово в речевой деятельности: Некоторые проблемы общей теории речевой деятельности. Изд. 2-е, стереотипное. М.: Едиториал УРСС, 2003.-248с.
- Леонтьев А.А. Язык, речь, речевая деятельность. М.: Просвещение, 1969. -214с.
- Леонтьев А.Н. Проблемы развития психики. М.: АПН РСФСР, 1959. -495с.
- Леушина Н.Н. Зрительное пространственное восприятие. Л.: Наука, 1978. -174с.
- Липакова В.И., Логинова Е. А., Лопатина Л. В. Дидактическое пособие для диагностики состояния зрительно-пространственных функций у детей дошкольного и младшего школьного возраста. СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена- Изд-во «Союз», 2001. -45с.
- Лихоледова Л.Н. Формирование лексико-грамматического строя речи у детей с амблиопией и страбизмом в дошкольном возрасте: Автореф. дис. канд. пед. наук Екатеринбург, 1998. — 16с.
- Ломоносов М.В. II Полн. Собр. Соч. М., Л., 1952, Т.7. — С 572.
- Ломтев Т.П. Предложение и его грамматические категории/ Вступ. Ст. Л. А. Новикова. Изд. 2-е, стереотипное. М.: Едиториал УРСС, 2004. — 200 с.
- Лубовский В.И. Психологические проблемы диагностики аномального развития детей. М.: Педагогика, 1989 — 100с.
- Лурия А.Р. Высшие корковые функции человека и их нарушения при локальных поражениях мозга. 3-е изд. — М.: Изд-во МГУ, 2000. — 500с.
- Лурия А.Р. Основы нейропсихологии. Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. М.: Издательский центр «Академия», 2003. — 384с.
- Лурия А.Р. Письмо и речь: Нейропсихологические исследования Учеб. пособие для студ. психол. фак. высш. учеб. заведений. М.: Издательский центр «Академия», 2002. — 352с.
- Лурия А.Р. Язык и сознание /Под ред. Е. Д. Хомской. 2-е изд. М.: Изд-во МГУ, 1998.-336с.
- Лурия А.Р., Правдина-Винарская Е.Н., Ярбус А. Л. К механизмам следящих движений взора и их патологии II Вопросы психологии. -1961. № 5. — С. 159 172.
- Лыков В.М. Речевые расстройства у детей. М.: ЦНИИСП, 1975. — 35с.
- Люблинская А.А. Овладение пространственными отношениями у ребенка дошкольного возраста// Проблемы психологии.- Л.: ЛГУ. -1948. С.67−74.
- Люблинская А.А. Роль речи в развитии зрительного восприятия у детей II Вопросы детской и общей психологии. М.: АПН РСФСР. -1954. — С.3−30.
- Маляр Т.Н., Селиверстова О. С. Пространственно-дистанционные предлоги в русском и английском языках. Munchen: Sagner, 1998. — 348 с.
- Марковская И.Ф. Задержка психического развития (клинико-нейропсихологическая диагностика). М.: «Комплекс-центр», 1993. — 198с.
- Мастюкова Е.М. Лечебная педагогика (ранний и дошкольный возраст). М.: ВЛАДОС, 1997.-304с.
- Мастюкова Е.М. О нарушении гностических функций у учащихся с тяжелыми расстройствами речи //Дефектология. -1976. № 1. — С. 13−17.
- Мастюкова Е.М., Ипполитова М. В. Нарушение речи у детей с церебральным параличом. М.: Просвещение, 1985. — 192с.
- Методы обследования речи детей: Пособие по диажостике речевых нарушений/ Под общ. ред. проф. Г. В. Чиркиной. 3-е изд., доп. — М.: АРКГИ, 2003.-240с.
- Микляева Ю.В. Формирование семантической стороны речи в процессе коррекционно-логопедической работы с детьми дошкольного возраста с общимнедоразвитием речи (на примере предложно-падежных конструкций): Автореф. дис. канд. пед. наук. М., 2003. — 18с.
- Невская, А А, Леушина Л. И. Ассиметрия полушарий головного мозга и опознание зрительных образов / АН СССР, Ин-т физиологии им. И. П. Павлова. -Л.: Наука, 1990.-150с.
- Негневицкая Е.И., Шахнарович A.M. Язык и дети.-М.: Наука, 1981.-127с.
- Парамонова Л.Д. Предупреждение и устранение дисграфии у детей. СПб.: Издательство «Союз», 2001. — 247с.
- Переслени Л.И. Механизмы нарушения восприятия у аномальных детей: психофизиологическое исследование I Науч.-исслед. ин-т дефектологии Акад. пед. наук СССР.- М.: Педагогика. -1984.-160с.
- Пешковский А.М. Русский синтаксис в научном освещении: Учебное пособие. -Изд. 8. Серия Лингвистическое наследие XX века. М.: Изд-во: Едиториал УРСС, 2001.-432с.
- Плаксина Л.И. Развитие зрительного восприятия у детей с нарушениями зрения в процессе обучения математике. Адель, 1998. -118с.
- Попова З.Д. Многозначность предложно-падежной формы как результат условий ее употребления II Вопросы лингвистики. -1979.- № 4. С.8−13.
- Попова М.И. Грамматические элементы языка в речи детей преддошкольного возраста II Вопросы лингвистики. -1958. № 4. — С.16−23.
- Потебня А.А. Из записок по русской грамматике. М.: Учпедгиз. 1958.1-II. — 6 с.
- Преодоление общего недоразвития речи дошкольников. Учебно-методическое пособие / Под общ. ред. Т. В. Волосовец. М.: Институт общегуманитарных исследований, В. Секачев, 2002. — 256с.
- Рамзаева Т.Г. Лингвометодические основы изучения предлогов и предложных словосочетаний в начальных классах школы: Учебное пособие. — СПб.: Образование, 1997. — 46с.
- Pay М. Ю. Изобразительная деятельность учащихся с нарушениями слуха (1−3 кл.): Кн. для учителя. М.: Просвещение. -1989. — 140с.
- Ребенок. Раннее выявление отклонений в развитии речи и их преодоление. I Под ред. Ю. Ф. Гаркуши. М.: Московский психолого-социальный институт- Воронеж: Издательство НПО «МОДЗК», 2001. — 256с.
- Реброва О.Ю. Статистический анализ медицинских данных. Применение пакета прикладных программ STATISTICA. М.: Медиа Сфера, 2002. — 312с.
- Репина З.А. Нейропсихологическое изучение детей с тяжелыми дефектами речи: Учеб. пособие. Екатеринбург- Урал. гос. пед. ун-т. -1995. — 121с.
- Роговой Б.С. Лингвопсихологические эксперименты с деграмматикализованными текстами II Вопросы общего языкознания. Л.: Наука, 1965. -С.123−127.
- Розет И.М. Психология фантазии. Минск, 1977. — 168с.
- Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. СПб.: «Питер», 2004. — 713с.
- Рубинштейн С .Я. Психология умственно отсталого школьника. М.: Просвещение, 1986. — 192с.
- Русская грамматика А. Х. Востокова, по начертанию его же сокращенной грамматики полнее изложенная. 2-е изд. СПб., 1867. С. 189−190.
- Русская грамматика: В 2-х т. / Н. Ю. Шведова, Е. А. Брызгунова, К. В. Багучан, В. А. Ицкович и др. Синтаксис. М.: Наука, 1980. -. Т.2. — 709с.
- Русский язык: Учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений /Л.Л. Касаткин, Е. В. Клобуков, Л. П. Крысин и др. М.: Издательский центр «Академия», 2001. — 768с.
- Секерина И. Психолингвистика// Фундаментальные направления современной американской лингвистики: Сборник обзоров. М., 1997. — С.231−260.
- Селиверстов В.И. 'Заикание у детей: Психокоррекционные и дидактические основы логопедического воздействия: Учеб. пособие для студ. высш. и средн. пед. учеб. заведений. 4-е изд., доп. — М.: Гуманит. изд. центр Владос, 2001. -208с.
- Селиверстов В.И. Речевые игры с детьми. М.: Владос, 1994. — 344с.
- Семаго М.М., Семаго Н. Я. Психолого-медико-педагогическое обследование ребенка: Комплект рабочих материалов / Под общ. ред. М. М. Семаго. М.: Аркти, 2001.-133с.
- Семенович А.В. Нейропсихологическая диатостика и коррекция в детском. возрасте: Учеб. пособие для высш. учеб. заведений. М.: Издательский центр «Академия», 2002. — 232с.: ил.
- Серебренников Б.А. К проблеме типов лексической и грамматической абстракции. II Вопросы грамматического строя. М., 1955. — С.73
- Сеченов И.М. Рефлексы головного мозга. М.: АПН СССР, 1961. — 99с.
- Симерницкая Э.Г. Мозг человека и психические процессы в онтогенезе. М.: Изд-воМП/, 1985. -190с.
- Скобликова Е.С. Согласование и управление как способы синтаксической организации слов в русском языке: Автореф. дис. д-ра филол наук. Л., 1970. -35с.
- Слобин Д.И. Когнитивные предпосылки развития грамматики // Психолингвистика. М., 1984. — С.143−203.
- Соботович Е.Ф. Речевое недоразвитие у детей и пути его коррекции (Дети с нарушением интеллекта и моторной алалией): Учеб. пособие для студентов. -М.: Классик-с стиль, 2003. 160с.
- Соботович Е.Ф. Формирование правильной речи у детей с моторной алалией. -Киев, 1981.-149с.
- Соботович Е.Ф. Формирование психологических механизмов усвоения грамматики родного языка у детей с моторной алалией. II Преодоление речевыхнарушений у детей и взрослых / Под ред. В. И. Селиверстова, С. Н. Шаховской. -М.-.МГПИ, 1981-С.62−72.
- Соколова Н.В. Обучение детей с ФФН и ОНР навыку употребления предложно-падежных форм //Дефектология. -1999. № 1. — С. 55−58.
- Сохин Ф.А. Начальные этапы овладения ребенком грамматическим строем языка: Дис.канд. пед. наук (по психологии). М.: МГУ, 1995. — 177с.
- Спирова Л.Ф. Особенности речевого развития учащихся с тяжелыми нарушениями речи (I IV классы).- М.: Педагогика.-1980. — 192с.
- Стентон Гланц Медико-биологическая статистика. М.: Практика, 1998.-459с.
- Ткаченко Т.А. Логопедическая тетрадь. Формирование лексико-грамматических представлений. СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 1999. — 48с.
- Токарева О.А., Грибова О. Е. Формирование предложных конструкций у учащихся младших классов школы для детей с тяжелыми нарушениями речи.// Актуальные проблемы логопедии. М.: МГПИ им. В. И, Ленина, 1980. — С.47−52.
- Урунтаева Г. А. Дошкольная психология. М.: Academia, 2001. 334с.
- Усанова О.Н. К вопросу о психолого-педагогическом исследовании детей с речевыми расстройствами (принципы и методы изучения) II Нарушения речи у детей и взрослых / Под ред. В. И. Селиверстова, С. Н. Шаховской, Ф. А. Самсонова -М.: МГПИ, 1979-С.3−10.
- Усанова О.Н., Синякова Т. Н. О состоянии невербального интеллекта при недоразвитии речи II Обучение и воспитание детей с нарушениями речи I Редкол. В. И. Селиверстов и др.- М.: Просвещение. -1982. С.13−20.
- Уткин Д.В. Синонимические словосочетания с пространственным значением в современном русском языке: / Вопросы морфологии и синтаксиса современного русского языка. Новосибирск, 1966.-С. 211−239.
- Уфимцева Н.В. Психолингвистические характеристики функционирования категории падежа существительного в русском языке II Психолингвистические проблемы грамматики: Сб. статей / АН СССР, Ин-т языкознания. М.: НИИ общ. педагогики, 1979. — С. 5−65.
- Ушинский К.Д. Собр. Соч. М.: АПН РСФСР. Т.2. С. 560.
- Феофанов М.П. Об употреблении предлогов в детской речи II Вопросы психологии, 1958. № 2. — С.118−123.
- Филатова И.А. Коррекция нарушений речи у дошкольников с дизартрией и недоразвитием пространственного гнозиса: Дис. канд. пед. наук: 13.00.03. -Екатеринбург, 1998.-217с.
- Фипичева Т.Б. Особенности формирования речи у детей дошкольного возраста: Дис. д-ра пед. наук в форме науч. докл.: 13.00.03. М., 2000. — 148с.
- Филичева Т.Б., Туманова Т. В. Дети с общим недоразвитием речи. Воспитание и обучение. Учебно-методическое пособие. М.: «Издательство Гном и Д», 2000.128с.
- Филичева Т.Б., Чиркина Г. В. Подготовка к школе детей с общим недоразвитием речи в условиях специального детского сада. Учеб. пособие для дефектол. фак. / Моск. гос. заоч. пед. ин-т. М.: Б.И., 1991. 187с.
- Фортунатов Ф.Ф. Избр. труды. М.: Учпедгиз, 1956.4.I. С. 170.
- Фрумкина P.M. Психолингвистика: Учеб. для студ. высш. учеб. заведений. М.: Издательский центр «Академия», 2001. — 320с.
- Халилова Л.Б. Психолингвистический подход и его использование в изучении речевых расстройств.11 Психолингвистика и современная логопедия. М., 1997. -С.41−58.
- Хватцев М.Е. Логопедия: Работа с дошкольниками. М.: ООО «Издательство ACT», 2002.-258с.
- Хомская Е.Д., Ефимова И. В., Будыка Е. В., Еникополова Е. В. Нейропсихология индивидуальных различий II Вестник МГУ, сер. 14 «Психология». -1997. 281с.
- Хомская Е.Д., Гасимов Ф. М. Особенности пространственной ориентации испытуемых с различными профилями межполушарной ассиметрии мозга.-Вестник МГУ, сер. 14 «Психология», 1991.- № 4. С. 47−52.
- Царгуш Л.Э. Пути развития познавательной деятельности у дошкольников с общим недоразвитием: Дис. канд. пед. наук: 13.00.03. М., 1986. — 176с.
- Цветкова Л.С. Афазия и восстановительное обучение: Учеб. пособие. М.: Просвещение, 1988.-207с.
- Цветкова Л.С. Мозг и интеллект: Нарушение и восстановление интеллектуальной деятельности. М.: Просвещение, «Учеблит.», 1995. — С.241−258.
- Цветкова Л.С., Глозман Ж. М. Аграмматизм при афазии. М.: МГУ, 1978. — 152с.
- Цветкова Л.С., Пирцхалайшвили Т. М. Роль зрительного образа в формировании речи и у детей с различными формами патологии II Дефектология. -1975. № 5. — С. 11−18.
- Цейтлин С.Н. Язык и ребенок: Лингвистика детской речи: Учеб. пособие. М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2000. — 240с.
- Ченцов Н.Ю. Нарушение пространственных представлений при локальных поражениях мозга в детском возрасте: Автореф. дис. канд. психол. наук М., 1983.-21с.
- Чиркина Г. В. К методике обучения детей с псевдобульбарной дизартрией II Дефектология. -1973.- № 4. С.45−50.
- Чудинова Л.М. Приемы активизации речи у алаликов: Хрестоматия по логопедии. / Под ред. Л. С. Волковой, В. И. Селиверстова М., 1997. — С.53−65.
- Чуковский К.И. От двух до пяти. М.: Педагогика, 1990. — 384с.
- Шахматов А.А. Синтаксис русского языка.- 2- е изд.- 1941- С. 504.
- Шахнарович A.M. Общая психолингвистика.- М.: Изд-во РОУ, 1995. 93с.
- Шахнарович А.М., Юрьева Н. М. Психолингвистический анализ семантики и грамматики на материале онтогенеза речи М.: Изд-во РОУ, 1990. — 168с.
- Шаховская С.Н., Худенко Е. Д. Как научить ребенка думать и говорить.-Калининград: Б.Г., 1993. 25с.
- Шаховская С.Н. Логопедическая работа по формированию грамматического строя речи детей, страдающих моторной алалией: Автореф. дис.. канд. пед. наук. М., 1969.-19с.
- Шаховская С.Н. Развитие словаря в системе работы при общем недоразвитии речи. Психолингвистика и современная логопедия / Под ред. Л. Б Халиловой. -М., 1997.-С.240−250.
- Шаховская С.Н., Худенко Е. Д. Планы занятий логопедов в детском саду для детей с нарушениями речи: В 2-х ч. Ч 1, 2. М.: Всесоюз. ин-т переподготовки и повышения квалификации науч.-пед. и рук. кадров нар. обр. при АПН СССР, 1992.-151с.
- Шашкина Г. Р., Зернова Л. П., Зимина И. А. Логопедическая работа с дошкольниками: Учеб. пособие. М.: Издательский центр «Академия», 2003. -240с.
- Шведова Н.Ю. Русский язык: Функционирование грамматических категорий. Текст и контекст I Виноградов, чтения XII XIII 1981−1982гг. — М.: Наука, 1984. -211с.
- Шевченко С.Г. Ознакомление с окружающим миром учащихся с задержкой психического развития.- М., 1990. 79с.
- Шиганова Г. А. Система лексических и фразеологических предлогов в современном русском языке.- Челяб. гос. пед. ун-т. Челябинск, 2001. — 454с.
- Шиф Ж. И. Усвоение языка и развитие мышления глухих детей. М., 1968.-С.39−40.
- Шкловский В.М., Визель Т. Г. Восстановление речевой функции у больных с разными формами афазии.- М.: «Ассоциация дефектологов», В. Секачев, 2000. -96с.
- Шохор-Троцкая (Бурлакова) М. К. Стратегия и тактика восстановления речи.-М.: Изд-во ЭКСМО-Пресс, В. Секачев, 2001. -432с.
- Шумилина А.Л. Синонимика в кругу глагольно-именных предложных словосочетаний с предлогами у, при, под, около, возле, подле, вблизи II Русский язык в школе. -1961.- № 6. С.25−30.
- Щерба Л.В. Избранные работы по русскому языку.-Учпедгиз, 1957.-179с.
- Щерба Л.В. О трояком аспекте языковых явлений и об эксперименте в языкознании.-М.: Учпедгиз, 1931.- С.ЗЗ.
- Щерба Л.В. Языковая система и речевая деятельность.- Л.: Наука, Ленингр. отд., 1974.-427с.
- Юртайкин В.В. Исследования когнитивного развития детей с тяжелой речевой патологией II Уч. записки Тартуского ун-та. Труды по дефектологии. 1986. -С.58−76.
- Юртайкин В.В. Особенности познавательной деятельности, детей с тяжелой речевой патологией II Уч. записки Тартуского ун-та. Труды по дефектологии. -1990.-С.30−45.
- Ядэшко В.И. Развитие речи детей от трех до пяти лет: Хрестоматия по теории и методике развития речи детей дошкольного возраста I Под ред. М. М. Алексеевой, В. И. Яшиной. М.: Издательский центр «Академия», 2000. — С. 277 283.
- Ястребова А.В. Коррекция недостатков речи у учащихся общеобразовательной школы.- М.: АРКГИ, 1997. 214с.
- Bellugi U. Neuropsychological, neurological and neuroanatomies profile of Williams Syndrome children / U. Bellugi, A. Bihrle, T. Jemigan, D. Trauner, S. Doherty 11 American Journal of Medical Genetics. -1990. № 6. -115−125.
- Cratty B. The Body-image of blind Children I B. Cratty. New York: American Foundation for the Blind. -1970. — 306p.
- Dekker R. inteiligentie van visueel gehandicapte kinderen in de leeftijd van 6 tot 15 jaarl R. Dekker. Amsterdam: V. U. <197> Uitgeverij, 1987.
- O’Boyle M.W. Hemispheric asymmetry & individual differences in cognition I M.W. O’Boyle, J. B. Hellige II Learning & Ind. Diff., 1989. № 1.
- Parisi D. Leccialcomtence i, F. Antinucci II In: «Advances in psycholinguistics», G. B. Flores d' Arcais and W. J. M. Levelt (eds.), Amsterdam: North-Holland, 1970,197−210.