Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Формирование предложно-падежных конструкций в системе коррекционно-логопедической работы с детьми старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Практика работы специальных учреждений показывает, что у большинства детей с речевыми нарушениями отмечается недоразвитие или несформированность пространственных представлений. Степень выраженности этой несформированности вариативна и часто коррелирует с тяжестью двигательных и речевых нарушений. В ряде случаев дети не только затрудняются в понимании и употреблении грамматических конструкций… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ФОРМИРОВАНИЯ ПРЕДЛОЖНО-ПАДЕЖНЫХ СЛОВОСОЧЕТАНИЙ ПРОСТРАНСТВЕННОГО ЗНАЧЕНИЯ У ДЕТЕЙ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ
    • 1. 1. Роль зрительно-пространственного гнозиса в развитии речи детей
    • 1. 2. Формирование пространственных представлений у детей с проблемами в развитии
    • 1. 3. О лексическом и грамматическом значении предлогов при обозначении локативных отношений в грамматическом строе русского языка
    • 1. 4. Процесс овладения грамматическими конструкциями в норме и при патологии
  • ГЛАВА II. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРЕДЛОЖНО-ПАДЕЖНЫХ КОНСТРУКЦИЙ ДЕТЬМИ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ (ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИЗУЧЕНИЕ)
    • 2. 1. Принципы и организация психолого-педагогического исследования. Характеристика детей с общим недоразвитием речи
    • 2. 2. Методика и результаты экспериментального исследования
    • 2. 3. Сравнительный анализ результатов исследования
  • ГЛАВА III. ФОРМИРОВАНИЕ ПРЕДЛОЖНО-ПАДЕЖНЫХ КОНСТРУКЦИЙ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ (ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ОБУЧЕНИЕ)
    • 3. 1. Научно-теоретическое обоснование, задачи и принципы экспериментального обучения
    • 3. 2. Коррекционная работа по развитию оптико-пространственных представлений, зрительного анализа и синтеза
    • 3. 3. Формирование лексического и грамматического знамения пространственных предлогов
    • 3. 4. Результаты обучающего эксперимента

Формирование предложно-падежных конструкций в системе коррекционно-логопедической работы с детьми старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность исследования. На современном этапе развития интеграционных процессов в образовании проблема адаптации детей с речевыми нарушениями к условиям общеобразовательной школы имеет приоритетное значение. Решение данной проблемы связано с осуществлением индивидуализированного, а также дифференцированного и поэтапного коррекционного воздействияс преобразованием методических систем, учитывающих неоднородность контингента детей с нарушениями речи и ведущие тенденции обновления содержания образования.

Проблема формирования грамматического строя у детей с недоразвитием речи является одной из наиболее значимых в логопедии. Своеобразие овладения грамматическим строем речи проявляется у детей с общим недоразвитием речи в замедленном темпе усвоения, в дисгармонии развития морфологической и синтаксической систем языка, семантических и формально-языковых компонентов, в искажении общей картины речевого развития (Г.В. Гуровец, ЛР. Давидович, Р. И. Лалаева, Н. В. Серебрякова, Т. Б. Филичева, Г. В. Чиркинаидр.).

Нарушения грамматического строя речи у детей с ОНР, выражающиеся в элементарных, фрагментарных или неправильных синтаксических конструкциях, несформирован-ности процессов словообразования и словоизменения, являются стойкими и могут сохраняться у школьников с общим недоразвитием речи до старших классов (О.Е. Грибова, Н. С. Жукова, Л. С. Спирова, Е. Ф. Соботович, С. Н. Шаховская и др.). Это обусловлено не только нарушениями речи детей, но и специфическими отклонениями в их психическом развитии (Г.С. Гуменная, Р. Е. Левина, Е. М. Мастюкова, В. И. Селиверстов, Г. В. Чиркинаидр.).

Менее изученной является проблема усвоения детьми с общим недоразвитием речи отдельных разделов грамматики. В работах Н. С. Жуковой, ВА Ковшикова, И.К. Колпов-ской, Р. Е. Левиной, С. Н. Шаховской и др. среди морфологических аграмматизмов при общем недоразвитии речи выделяется неправильное употребление предпожно-падежных конструкций в устной и письменной речи детей.

Нарушения и коррекция грамматического строя детей с речевыми нарушениями рассматриваются с психолингвистических позиций (Т.В. Ахутина, Р. И. Лалаева, Л.Б. Хали-лова, Н. В. Серебрякова, Л. С. Цветкова и др.).

Разработаны методические рекомендации к работе по формированию и дифференциации грамматических форм у детей с речевыми нарушениями (О.Е. Грибова, Т. В. Волосовец, Л. Н. Ефименкова, Ю. В. Микляева, Т. А. Ткаченко, Е. Д. Худенко и др.).

Несмотря на то, что определены теоретические основы формирования грамматических конструкций в речи детей с речевыми нарушениями, специфика усвоения ими предлогов с пространственным значением исследована недостаточно. Не изучены в полном объеме нарушения их понимания и употребления старшими дошкольниками с различными клиническими проявлениями ОНР, не определены приемы формирования предложно-падежных форм, обусловленных недоразвитием оптико-пространственных представлений.

Зрительно-пространственные психические функции носят сложный полимодальный характер и базируются на выборе факторов, среди которых центральное место занимает «пространственный фактор», связанный с симультанным способом переработки зрительной, слуховой и кожно-кинестетической информации, используемой для ориентации во внешнем и внутреннем пространстве. Отражение пространственных характеристик информации осуществляется в разных формах и на различных уровнях: сенсорном, моторном, перцептивном, мнестическом, интеллектуальном или семантическом (Д.П. Велкова, Ф. М. Гасимов, А. Р. Лурия, АА Люблинская, Е. Д. Хомская, и др.).

Изучение механизмов нарушения предложно-падежных конструкций при общем недоразвитии речи, определение в них роли расстройства пространственного гнозиса будут способствовать выработке эффективных методов преодоления речевых нарушений.

Недостаточная изученность формирования пространственных функций в их взаимосвязи с нарушениями речи у дошкольников с ОНР, неразработанность путей профилактики и коррекции нарушений предложно-падежных форм, сочетающихся с недоразвитием определенных психических процессов, определяют актуальность исследования.

Выбор темы исследования обусловлен также тем, что формирование грамматической стороны речи, в том числе предложно-падежных форм, является одним из условий развития речи и, следовательно, успешной интеграции выпускников логопедических групп дошкольных учреждений в общеобразовательные школы. Актуальность проблемы мотивирована и ее социальной значимостью.

Проблема исследования: каковы особенности усвоения предложно-падежных конструкций пространственного значения детьми старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи и возможно ли повышение эффективности коррекционно-логопедической работы в этом плане. Решение обозначенной проблемы составило цель исследования.

Субъект исследования: дети 5−6 лете общим недоразвитием речи (111 уровень).

Объект исследования — предложно-падежные конструкции с пространственным значением у дошкольников с общим недоразвитием речи.

Предмет исследования — процесс формирования предложно-падежных конструкций у детей 5−6 лет с общим недоразвитием речи (III уровень) в системе коррекционно-логопедической работы специального учреждения.

Гипотезой исследования является предположение: вариативно выраженные нарушения предпожно-падежных конструкций у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи (III уровень) коррелируют с незрелостью оптико-пространственных функций. Коррекционное воздействие, направленное на развитие оптико-пространственных представлений, анализ, сравнение, дифференциацию лексических и грамматических значений предложно-падежных форм, повысит эффективность формирования у детей морфологических и синтаксических обобщений.

В соответствии с целью и гипотезой исследования были определены следующие задачи:

1. Изучить теоретические основы проблемы, современные направления в нейропсихологии, нейролингвистике, психолингвистике, лингвистике, специальной педагогике и психологии, связанные с темой исследования.

2. В ходе сравнительного изучения предпожно-падежных конструкций у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи (III уровень) и детей с нормальным речевым развитием выявить особенности понимания и употребления предложно-падежных форм пространственного значения детьми с системными нарушениями речи.

3. Разработать и апробировать систему методических приемов, направленных на формирование предложно-падежных конструкций и предпосылок их становления у дошкольников данной категории.

Для решения поставленных задач были использованы следующие методы: теоретический анализ литературы по проблеме исследования, медицинской и педагогической документации, динамические наблюдения за детьми, беседы с детьми, родителями, воспитателями, констатирующий, обучающий и контрольный экспериментыстатистическая обработка экспериментальных данных.

Теоретико-методологической основой исследования явились философские и психологические исследования генезиса и структуры процесса познанияидеи о единстве и взаимодействии биологических и социальных факторов в развитии ребенка (Л.И. Божович, Л. С. Выготский, Р. Е. Левина, В. И. Лубовский и др.) — ведущей роли деятельности в речевом и психическом развитии и формировании человека (П.Я. Гальперин, АР. Лурия, С. Л. Рубинштейн и др.). Исследование базируется на концепции структурно-системного подхода к изучению явлений (Р.И Лалаева, А. А. Леонтьев, А. Н. Леонтьев и др.). Мы учитывали представления о высших психических процессах как функциональных системах и закономерностях формирования речи (П.К. Анохин, И. М. Сеченов и др.), психологические аспекты восприятия пространства и генезис пространственных представлений у детей (Б.Г. Ананьев, Л. А. Венгер, А. А. Люблинская, СЛ. Рубинштейн и др.).

Методологическими ориентирами исследования были основные положения теории порождения речи и уровнях синтаксиса (Т.В. Ахутина, И. А. Зимняя, А. А. Леонтьев, А. Р. Лурия, Л. С. Цветкова и др.), лингвистические и психолингвистические представления о единстве формальных, смысловых и коммуникативных значений языковых единиц (А.В. Бондарю, В. В. Виноградов, Е. В. Клобуков, Л. В. Щерба, Н. Ю. Шведова и др.).

В исследовании мы опирались на основополагающие принципы коррекционной педагогики и специальной психологии.

Организация исследования.

Исследование проводилось на базе ДОУ № 59,67 для детей с нарушениями речи г. Благовещенска. Материалы для сравнительного анализа получены в ДОУ № 1 г. Благовещенска. Всего с разной степенью полноты изучено 125 детей. Более подробно изучены 80 детей 5−6 лет с нарушением речи (из них 40 составили контрольную группу) и 45 дошкольников с нормальной речью.

Этапы проведения исследования:

Первый этап (1999 -2000 годы) — теоретическое исследование проблемы: изучение и анализ литературы по проблеме, определение цели исследования, гипотезы, задач и методов.

Второй этап (2000;2002 годы) — разработка методики экспериментального исследования, проведение констатирующего эксперимента, анализ его результатов.

Третий этап (2002;2003 годы) — разработка направлений, содержания и приемов работы по формированию предложно-падежных конструкций у дошкольников с нарушением речи и апробация их в обучающем эксперименте, анализ полученных результатов.

Четвертый этап (2003;2004 годы) — систематизация и обобщение результатов экспериментальной работы. Формулировка выводов, оформление диссертации.

Наиболее существенные результаты, полученные лично автором:

— выделены сравнительные данные о нарушениях механизма внутреннего программирования и грамматического структурирования у дошкольников с ОНР: недостаточное понимание и оречевление словосочетаний, предложений и текстов, содержащих предложное управление.

— разработана система методических приемов, направленная на развитие и коррекцию предложно-падежных конструкций с пространственным значением у детей старшего дошкольного возраста с ОНР на основе восприятия и продуцирования вербальной и невербальной информации, доказана ее эффективность.

Научная новизна исследования заключается в том, что выявлены общие и специфические особенности овладения предложно-падежными конструкциями пространственного значения детей с различными клиническими проявлениями общего недоразвития речи.

Получены сравнительные экспериментальные данные о дифференциации предложно-падежных форм: усвоении системы лексических знамений, формально-знаковых средств морфологической системы языка детей с общим недоразвитием и нормой речи.

Установлены частота употребления и коэффициент разнообразия падежей и предлогов, обозначающих пространственные отношения, в устной речи детей с общим недоразвитием и у дошкольников с нормальным речевым развитием.

Определены степени сформированное&tradeпредложно-падежных конструкций, выражающих пространственные отношения, у старших дошкольников с общим недоразвитием речи.

Разработаны основные направления, этапы, содержание и приемы коррекционной работы в специальных дошкольных учреждениях, направленной на развитие зрительно-пространственных функций и преодоление нарушений предложно-падежных конструкций у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.

Теоретическая значимость исследования состоит в том, что уточнены данные о симптоматике, механизмах и структуре нарушений предложно-падежных форм в грамматическом строе детей с различными клиническими проявлениями общего недоразвития речи.

Установлена корреляционная зависимость меэд уровнем сформированности оптико-пространственных представлений и предложно-падежных конструкций, что вызывает необходимость междисциплинарного подхода к развитию речи детей.

Результаты исследования позволят дополнить систему логопедической работы по совершенствованию грамматического строя речи, что повысит эффективность коррекцион-ного воздействия при общем недоразвитии речи.

Практическая значимость исследования.

Внедрение в практику коррекционного обучения апробируемой модели логопедического воздействия обеспечило практическое усвоение детьми с общим недоразвитием речи предложно-падежных конструкций.

Предлагаемая система методических приемов может быть рекомендована к использованию в логопедической и логоритмической практике на фронтальных, подгрупповых и индивидуальных занятиях в ДОУ специализированного вида, в работе с детьми с речевыми нарушениями младшего школьного возраста, а также при коррекции речи детей других категорий с отклонениями в развитии. Данные исследования могут быть использованы в дифференциально-диагностических целях при консультировании детей с различными отклонениями в развитии, в вузовской подготовке дефектологов, при проведении семинаров и курсов.

Достоверность и обоснованность результатов исследования обеспечены междисциплинарной методологической базой исследования, анализом и использованием достижений коррекционной педагогики и специальной психологии, психолингвистики, нейропсихологии, применением методов, адекватных предмету, целям и задэтам исследования, проведением исследования в единстве с практической деятельностью, количеством изучаемых детей, личным участием автора в опытно-экспериментальной работе, использованием статистического анализа полученных результатов.

Апробация и внедрение результатов исследования.

Основные положения исследования обсуждались на заседаниях кафедры дошкольной дефектологии МПГУна конференциях молодых ученых БГПУ г. Благовещенска (2002, 2004 г.г.), МПГУ (2005г), отражены в докладах на Международной научно-практической конференции «Психологическое здоровье учащихся: проблемы и пути их решения» БГПУ (2003г.), Международной научно-практической конференции «Профессиональные компетенции и качество высшего образования: БГПИ (2004г.), Всероссийской конференции с международным участием «Онтогенез речевой деятельности: норма и патология» МПГУ (2004г.). Материалы исследования использовались при чтении лекций и проведении семинарских занятий по курсу «Общее недоразвитие речи» со студентами отделения логопедии БГПУ. Апробация и внедрение результатов работы проводились в ДОУ № 59 г. Благовещенска,.

Положения, выносимые на защиту:

1. У детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи (III уровень) имеются общие и специфические особенности усвоения падежной парадигмы.

2. Стойкие ошибки в понимании и употреблении предлогов и падежей в различ «ных синтаксических конструкциях у дошкольников с ОНР коррелируют с несформированно-стью оптико-пространственного гнозиса и праксиса.

3. Использование специальных приемов по развитию невербальной и вербальной зрительно-пространственной информацииформированию лексического и грамматического значения предложно-падежных конструкций у дошкольников с общим недоразвитием речи повышает эффективность коррекционного воздействия.

Структура и объем диссертации

.

Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения, библиографии. Общий объем диссертации 188 страниц.

Список литературы

содержит 232 наименования. В работе имеется 16 таблиц, 11 диаграмм, 3 рисунка.

Выводы.

1. В структуре нарушений грамматического строя речи у дошкольников с ОНР преобладающими являются трудности понимания и употребления предложно-падежных конструкций с пространственным значением. В отличие от нормально развивающихся сверстников у таких детей с общим недоразвитием речи, наблюдаются сочетанные нарушения невербального и вербального факторов переработки оптико-пространственной информации, отмечаются специфические особенности процесса кодирования и декодирования высказываний, содержащих предложно-падежное управление.

2. Обработка экспериментальных данных по методике Спирмена выявила сильную корреляцию между пониманием и владением пространственным предлогами и сформированностью оптико-пространственного гнозиса и праксиса у старших дошкольников с ОНР. Статистически значимые различия между детьми с системными нарушениями речи и нормальным речевым развитием обнаруживаются в степени владения предложно-падежными конструкциями во фразовой и связной речи.

3. У старших дошкольников с общим недоразвитием речи частота употребления падежных форм с предлогами в два раза меньше по сравнению с детьми того же возраста с нормальной речью. Трудности возникают при речепроизводстве глагольных словосочетаний с существительными и предлогами в дательном, родительном и творительном падежах. Легче усваиваются словоформы в предложном и винительном падежах.

4. Для дошкольников с недоразвитием оптико-пространственных функций характерно нарушение грамматического структурирования в различных по сложности высказываниях, нарушение программирования различных синтаксических конструкций.

5. Эффективность логопедической работы по формированию лексического и грамматического значения предложно-падежных конструкций повышается при условии упреждающей коррекции оптико-пространственных функций, использования приемов невербального и вербального оформления пространственной информации. Это обеспечит развитие данного психического процесса, и будет способствовать в целом развитию речи и познавательной деятельности детей.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Система выражения пространственных отношений в грамматическом строе русского языка сложна, и наиболее продуктивным ее компонентом являются пред-ложно-падежные конструкции, овладение которыми представляет для детей с речевыми нарушениями особые трудности.

Практика работы специальных учреждений показывает, что у большинства детей с речевыми нарушениями отмечается недоразвитие или несформированность пространственных представлений. Степень выраженности этой несформированности вариативна и часто коррелирует с тяжестью двигательных и речевых нарушений. В ряде случаев дети не только затрудняются в понимании и употреблении грамматических конструкций, обозначающих пространственные отношения, но также не могут определить правую и левую стороны тела или предмета, испытывают трудности при ориентировке в окружающем пространстве. Эти нарушения более выражены при сочетании несформированности пространственного анализа и синтеза с недостатками зрительно-моторной координации.

Актуальность и социальная значимость проведенного исследования связаны с трудностями усвоения детьми с общим недоразвитием речи одного из важнейших разделов работы над грамматическим строем — формирования предложно-падежных конструкций. Своевременная и целенаправленная коррекция нарушений грамматических форм у данной категории дошкольников является одним из важнейших условий их речевого развития, обеспечения готовности к школьному обучению, предупреждения вторичных отклонений в развитии этих детей.

Экспериментальное изучение выявило не только количественные и качественные особенности предложно-падежных конструкций, но и специфику оптико-пространственного гнозиса у дошкольников с общим недоразвитием речи (III уровень) по сравнению с нормой. Нарушения квазиопространственных схем, проявляющиеся в трудностях декодирования последовательно поступающей информации в целостно обозреваемую симультанную схему, приводят к недостаточному пониманию, оречев-лению словосочетаний, предложений и текстов, содержащих предложно-падежное управление.

По результатам констатирующего эксперимента дошкопьники с различными клиническими проявлениями общего недоразвития речи условно подразделились на группы с учетом степени сформированное&tradeпредставлений о предложно-падежных конструкциях с пространственным значением и возможностей использования их в речевой деятельности. Установлено, что степень недоразвития данных грамматических форм коррелирует с состоянием оптико-пространственных функций и выраженностью речевого дефекта у детей с общим недоразвитием речи.

Условно выделены 3 группы детей: с недоразвитием оптико-пространственных функций и несформированностью предложно-падежных конструкцийс трудностями в оптико-пространственной ориентированности, в понимании и употреблении предложно-падежных конструкций и дошкольники, у которых не отмечалось недоразвития оптико-пространственных функций и несформированности предложно-падежных конструкций.

Недостаточное развитие пространственного гнозиса выражалось в незнании схемы тела, пространственных признаков предметов, неумении устанавливать пространственные отношения, в недостаточности конструктивной и графической деятельности, что нашло отражение в нарушении понимания и владения логико-грамматическими структурами языка.

У дошкольников с низкой степенью владения пространственной лексикой отмечались отклонения в распределении падежей и предлогов и неправильное их употребление в синтаксических конструкциях без учета значения входящих в них слов, их грамматического оформления и последовательности.

Были определены направления, содержание и приемы работы по развитию невербального и вербального оформления пространственной информацииразработаны формы и средства обучения в соответствии с особенностями пространственных функций и логико-грамматических конструкций у детей с различными клиническими проявлениями общего недоразвития речи.

Система коррекционной работы реализовывалась поэтапно и включала развитие первичных составляющих зрительно-пространственного гнозиса и формирование у детей представления о лексическом и синтаксическом значении предлога как средстве выражения связи между словами в высказывании.

В результате апробации разработанной системы коррекционно-педагогического процесса было доказано, что эффективность логопедической работы по формированию предложно-падежных конструкций у дошкольников с ОНР повышается при условии упреждающей коррекции и развития оптико-пространственных функций.

В рамках диссертационного исследования проблема формирования предложно-падежных конструкций в системе коррекционно-логопедической работы у детей старшего дошкольного возраста с ОНР приобрела теоретическое значение и получила конкретное практическое решение. В то же время, проблема поиска новых моделей и технологий коррекционной работы не теряет своей актуальности и предполагает возможность проведения дальнейших исследований.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Р.И. Лингвистическая география и структура языка //Вопросы лингвистической географии. М., 1962. — С.26−33.
  2. С.А., Буштабер В. М., Енюков И. С. Прикладная статистика: Классификация и снижение размерности: Справ, изд. М.: Финансы и статистика, 1989 — 607 с.
  3. С.А., Енюков И. С., Мешалкин Л. Д. Исследование зависимостей: Справ, изд. М.: Финансы и статистика, 1985.- 487с.
  4. .Г. Пространственное различение Л.: ЛГУ, 1955. — 188с.
  5. .Г., Рыбалко Е. Ф. Особенности восприятия пространства у детей.- М.: Просвещение, 1964. -304с.
  6. П.К. Очерки по физиологии функциональных систем. М.: Едиториал УРСС, 2004.-383с.
  7. Н.Д. Предложение и его смысл. М.: Эдиториал УРСС, 2003. — 384с.
  8. А.Г. Речь и речевое общение детей. М.: Мозаика-Синтез, 1999. -272с.
  9. А. Статистический анализ: подход с использованием ЭВМ. Пер. с англ. -М.: Мир, 1982.-488с.
  10. Т.В. Нейролингвистический анализ динамической афазии. О механизмах построения высказывания. М.: Теревинф, 2002.-144с.
  11. Т.В., Пылаева Н. М. Диагностика развития зрительно-вербальных функций: Учеб. пособие М.: Издательский центр «Академия», 2003.- 64с.
  12. Т.В., Яблокова Л. В., Полонская Н. Н. Нейропсихологический анализ индивидуальных различий у детей: параметры оценки // Нейропсихология и психофизиология индивидуальных различий.- М., Оренбург, 2000. С. 85−92.
  13. Е.З., Забрамная С. Д. Психологическое изучение умственно отсталых школьников-Свердловск: Урал. гос. пед. ин-т. -1974. -79с.
  14. В.Н., Ковтунова И. И., Кручинина И. Н. Краткая русская грамматика. -М.: Рус. яз., 1989.-639с.
  15. С.Ю. Патогенетические подходы к комплексному лечению нарушений речи у детей и подростков с последствиями органического поражения центральной нервной системы.- М.: Прометей- Книголюб, 2003 32с.
  16. Н.А., Файнгенберг И. М. Физиология движений и активности.- М.: Наука, 1990.-494с.
  17. Т.П., Грибова О. Е. Дидактический материал по обследованию речи детей. 4.2: Словарный запас и грамматический строй М.: Аркти, 1998 — 64с.
  18. .И. Употребление конструкций направления и места в современном русском языке.- София: «Народна просвета», 1975. 359с.
  19. А.В. Функциональная модель грамматики. (Теоретические основы, итоги и перспективы) // Язык и речевая деятельность СПб., 1998. — Т. 1. — С. 1732.
  20. P.M., Левина Р. Е. Основы компенсации дефектов у аномальных детей II Психология аномального развития ребенка: Хрестоматия в 2 т. М.: ЧеРо, Высш. шк.: Изд-во МГУ, 2002.- Т.1, С.471−475.
  21. P.M., Коровин К. Г., Синяк В. А. Формирование грамматического строя у тугоухих учащихся.- М.: Изд-во АПН РСФСР, 1955.- 335с.
  22. Г. М., Григоревский В. М. Языковая интерференция и методы ее выявления.- Кишинев, 1978. 237с.
  23. Ф.И. Историческая грамматика.- М: Учпедгиз, 1959.- С. 473.
  24. Г. А., Сизова Э. А., Шуйская Т. А. Логопедические игры и задания.-СПб.: КАРО, 2002.-96с.
  25. Н.С., Розенталь Д. Э., Фомина М. И. Современный русский язык: Учебник для вузов.-6-е изд., перераб. и доп.- М.: Логос, 2001.- 528с.
  26. Л.И., Дорофеева С. А., Меерсон Я. А. Методы нейропсихологической диагностики: Практ. рук.- СПб.: Стройлеспечать, 1997- 303с.
  27. В.П. Основы новой педагогики. Т.1. М.: Учпедгиз, 1938. С.411−523.
  28. Д.П. Нарушения пространственного анализа и синтеза при локальных поражениях головного мозга: Дис.: канд. псих, наук: 19.00.04. М., 1990 — 222 с.
  29. Л. А., Выготская Г. Л., Леонгард Э. И. Отбор детей в специальные дошкольные учреждения. М.: Просвещение, 1972. — 143с.
  30. Л.А. Слово и образ в решении познавательных задач дошкольниками: Сб. ст. 1 Под ред. Л. А. Венгера. М.: ИНТОР, 1996.- 128с.
  31. Е.Н., Пулапов А. М. Дизартрия и ее топико-диагностическое значение в клинике очаговых поражений мозга. Ташкент: Медицина, 1973 — 130с.
  32. В.В. Русский язык: Грамматическое учение о слове. Учеб. пособие для вузов. -4-е изд. М.: Рус. яз., 2001.- 717с.
  33. Е.Ю. Система предложно-падежных конструкций с пространственным значением в современном русском языке: Дис. канд. пед. наук: 13.00.01-М., 1972.-645с.
  34. И.Т. Особенности словесного мышления взрослых и детей с нарушениями речи.- М.: Педагогика, 1990.- 187с.
  35. В.К. Развитие связного высказывания учащихся с моторной алалией. Обучение и воспитание детей с нарушениями речи: Сб. научн. тр. / Отв. ред. В. И. Селиверстов М.: МГПИ им. Ленина, 1982.- С.20−31.
  36. А.П. Диагностика и профилактика нарушений письма у детей с речевой патологией.- СПб.: Издательство «Образование», 1993 100с.
  37. А.Х. Русская грамматика. 2-е изд.- СПб., 1867.- С. 166.
  38. М. В. Владимирский Е.Ю. Способы выражения пространственных отношений в современном русском языке.- М.: Русский язык, 1982 262с.
  39. Л.С. Основы дефектологии.- СПб.: Издательство «Лань», 2003 656с.
  40. Л.С. Мышление и речь. Психика, сознание и бессознательное: Собр. тр./ Текстологический комментарий И.В. Пешкова- Издательство «Лабиринт», М., 2001.-368с.
  41. Л.С. Психология и учение о локализации психических функций II Собр. соч.: В 6 т М., 1982.-Т.1.-487 с.
  42. Гак В.Г. К типологии лингвистических номинаций// Языковая номинация. Общие вопросы М.: Наука, 1977.- С. 23−35.
  43. П.Я. Методы обучения и умственного развития.- М.: Просвещение, 1985.-189с.
  44. П.Я. Развитие исследований по формированию умственных действий II Психологическая наука в СССР: Сб. ст.- Ред. колп. Б. Г. Ананьев. М., 1959.-Т.1.-С. 441−469.
  45. А.Н. Вопросы изучения детской речи.- М.: Изд-во АПН РСФСР, 1961.-471с. .
  46. .М. Нейропсихо логический и нейролингвистический анализ грамматических нарушений речи при разных формах афазии: Дис. .канд. псих, наук: 19.00.04.-М., 1974. 184с.
  47. В.П. Формирование связной речи детей дошкольного возраста с общим речевым недоразвитием. М.: АРКГИ, 2002. -144с.
  48. А.П. Психология трудового обучения глухих: Автореферат дис. д-ра псих. наук. М., 1977.- 36 с.
  49. Л.Р. Дошкольная сурдопедагогика. Воспитание и обучение дошкольников с нарушениями слуха. М.: Владос, 2001. — 304с.
  50. Ю.М. Система направительных отношений в конструкциях с глаголами движения в русском языке II Синтаксические связи в русском языке: Сб. тр. Дальневост. ун-та Владивосток, 2002. — С. 53- 54.
  51. И.Н., Седов К. Ф. Основы психолингвистики М.: Лабиринт, 1998−252с.
  52. Н.И. Практическая русская грамматика. 2-е изд. СПб., 1834.- С. 215.
  53. О.Е. Правильно говорит ваш ребенок и надо ли идти к логопеду? М.: ВЛАДОС, 2003.-24с.
  54. О.Е. Особенности формирования грамматического строя письменной речи: (в начальных классах школ для детей с тяжелыми нарушениями речи): Дисс. канд. пед. наук: 13.00.03. М., 1990. — 217с.
  55. .М., Селиверстов В. И. Развитие коммуникативных умений у дошкольников в процессе логопедической работы над связной речью // Дефектология. -1988.- № 3 С. 81−84.
  56. Г. С. Психолого-педагогическая типология детей с недоразвитием речи II Теория и практика коррекционного обучения. М., 1991. — С. 41−72.
  57. Г. С., Барменкова Т. Д. Особенности воспроизведения текстового сообщения детьми с недоразвитием речиII Психолингвистика и современная логопедия.- М., 1997.-С. 179−192.
  58. Г. В., Давидович Л. Р., Пересторонина Л. Н. Динамика речевых нарушений и вопросы социальной адаптации детей с моторной алалией II Речевые расстройства у детей и методы их устранения. М., 1978.- С.23−41.
  59. Л.Р., Резниченко Т. С. Ребенок плохо говорит? Почему? Что делать? Коррекционно-педагогическая работа с неговорящими детьми. Развитие у детей речевых возможностей, языковой способности. М.: Гном и Д, 2003. — 109с.
  60. Л.А. Методы коррекции речевого и психического развития у детей с церебральным параличом.- М.: Медицина, 1977.- 117с.
  61. З.П. Особенности пространственных представлений у детей с ЗПР и методы коррекции: Автореф. дис. канд. пед. наук. М., 1980. — 22с.
  62. Л.Н. Формирование речи у дошкольников: (Дети с общим недоразвитием речи): Пособие для логопедов. М.: Просвещение, 2001. -112с.
  63. Н.И. Речь как проводник информации. М.: Наука, 1982. — 160с.
  64. Н.С., Мастюкова Е. М., Филичева Т. Б. Логопедия. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников. Екатеринбург: ЛИТУР, 2000 — 320с.
  65. Н.С. Отклонения в развитии детской речи.- М.: «Гуманитарий», 1994.-128с.
  66. Н.С. Формирование устной речи. М.: «Гуманитарий», 1994 — 94с.
  67. С.Д. От диагностики к развитию. М.: Новая школа, 1998. — 63с.
  68. А.А. Введение в психолингвистику. М.: Российск. гос. гуманит. ун-т, 2000.-382с.
  69. А.А. Проблемы психолингвистики Уч. пособие. Калинин, 1983. — С. 59−116.
  70. А.Г. Развитие речи учащихся специальных (коррекционных) образовательных учреждений. М.: Академия, 2000. — 198с.
  71. И.А. Формирование предложно-падежных конструкций у дошкольников с общим недоразвитием речи II Актуальные проблемы специальной педагогики и специальной психологии. М., 1999. — С. 47−52.
  72. И.А. Лингвопсихология речевой деятельности.- М.: МПСИ, Воронеж: НПО «МОДЭК». -2001.-232с.77.3олотова Г. А. Синтаксический словарь: Репертуар элементарных единиц русского синтаксиса. М.: Эдиториал УРСС, 2001. 440с.
  73. Р.Т. Формирование пространственной ориентировки у умственно отсталых дошкольников: Автореф. дис. канд. пед. наук. М., 1991. — 15с.
  74. М.В. Формирование предложно-падежных конструкций в речи учащихся с церебральным параличом //Дефектология. -1986. № 2. — С. 59−63.
  75. С.Н., Колобова С. Н. Особенности ориентировки на слово у детей. М., 1978.-165с.
  76. Л.Н. Особенности формирования пространственных представлений у умственно отсталых детей старшего дошкольного возраста: Автореф. дис.канд. пед наук. М., 1990. — 17с.
  77. В.А. Комплексное исследование детей со стертой дизартрией И Логопедия: методические традиции и новаторство. М.: Издательство Московского социально-психологического института- Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2003. — С.39−50.
  78. В.А. Экспрессивная алалия. М.: «Институт общегуманитарных исследований», 2001. — 96с.
  79. Кок Е. П. Зрительные агнозии. Синдромы расстройств зрительного гнозиса при односторонних поражениях височно-затылочной или теменно-затыпочной области правого или левого полушария большого мозга: Автореф. дис. д-ра мед. наук. М., 1968. — 15с.
  80. И.К., Спирова Л. Ф. Характеристика нарушений письма и чтения // Хрестоматия по логопедии. М.: ВЛАДОС, 1997. — Т.2.-С.439−456.
  81. Г. Г. Логопедическая работа по формированию приглагольных словосочетаний (предлог, существительное, управляемое глаголом) в речи умственно отсталых дошкольников: Автореф. дис. канд. пед. наук. М., 1981 -21с.
  82. Коррекционно-педагогическая работа в дошкольных учреждениях для детей с нарушениями речи./ Под ред. Ю. Ф. Гаркуши. М.: Секачев В. Ю., Институт общегуманитарных исследований, 2002. — 160с.
  83. О.А. О нарушениях зрительных перцептивных функций при очаговых поражениях в детском возрасте II Всесоюзная конференция по организации неврологической и психиатрической помощи детям. М., 1980. — С.70−77.
  84. Г. Е., Поливанова А. К. О лексикографическом описании служебных слов русского языка в национальной школе II Русский язык в национальной школе. -1987. -№ 1.- С. 5−11.
  85. Т.В., Владимиров А. Д. Нарушение нейродинамических характеристик зрительного восприятия при поражении срединных структур мозга II АР. Лурия и современная психология. М.: Изд-во МГУ, 1982. — С. 193−207.
  86. О.И. Развитие пространственных представлений у глухих школьников: Метод, письмо. М.: Ленинградский восстановительный центр ВОГ. — 1989. -42с.
  87. Е. Очерки по лингвистике. Сборник 74 статей. М.: Изд-во иностр. лит., 1962.-456с.
  88. М.С. Формирование синтаксического строя речи дошкольников// Развитие речи дошкольника: Сб. научн. тр. М., 1990. -137 с.
  89. Эб.Лакин Г. Ф. Биометрия: Учебное пособие для биол. спец. вузов. 4-е изд., перераб. и доп. — М.: Высш. шк., 1990. — 352с.
  90. Р.И. Нарушения речи и система их коррекции в процессе логопедической работы во вспомогательной школе: Дис. д-ра пед. наук: 13.00.03.-Л., 1988.-421с.
  91. Р.И. Нарушения чтения и пути их коррекции у младших школьников: Учебное пособие. СПб.: СОЮЗ, 1998. — 224с.
  92. Р.И., Серебрякова Н. В. Формирование лексики и грамматического строя у дошкольников с общим недоразвитием речи. СПб.: Изд-во «Союз», 2001. -224с.
  93. Р.Е. Нарушения письма у детей с недоразвитием речи. М.: АПН РСФСР, 1961.-С. 5−297.
  94. Р.Е. Опыт изучения неговорящих детей алаликов. — М.: Просвещение, 1951.-120с.
  95. Р.Е. Основы теории и практики логопедии. М.: Просвещение, 1968. -133с.
  96. В.В., Стернин И. А. Экспериментальные методы в семасиологии. -Воронеж, 1989.-193с.
  97. И.Ю., Приходько О. Г. Технологии обучения и воспитания детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата: Учеб. пособие для студ. сред, пед. учеб. заведений. М.: Издательский центр «Академия», 2001. -192с.
  98. Ю.И. Неполнозначные слова как средства оформления синтаксических конструкций, связей и отношений II Неполнозначные слова как средства оформления в синтаксисе. Ставрополь, 1988. — С. 3−20.
  99. Л.Н. Особенности пространственной ориентировки умственно отсталых детей старшего дошкольного возраста //Дефектология. -1989. № 6. — С.65−73.
  100. А.А. Основы психолингвистики. М.: Смысл, 1997. -287с.
  101. А.А. Слово в речевой деятельности: Некоторые проблемы общей теории речевой деятельности. Изд. 2-е, стереотипное. М.: Едиториал УРСС, 2003.-248с.
  102. А.А. Язык, речь, речевая деятельность. М.: Просвещение, 1969. -214с.
  103. А.Н. Проблемы развития психики. М.: АПН РСФСР, 1959. -495с.
  104. Н.Н. Зрительное пространственное восприятие. Л.: Наука, 1978. -174с.
  105. В.И., Логинова Е. А., Лопатина Л. В. Дидактическое пособие для диагностики состояния зрительно-пространственных функций у детей дошкольного и младшего школьного возраста. СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена- Изд-во «Союз», 2001. -45с.
  106. Л.Н. Формирование лексико-грамматического строя речи у детей с амблиопией и страбизмом в дошкольном возрасте: Автореф. дис. канд. пед. наук Екатеринбург, 1998. — 16с.
  107. Ломоносов М.В. II Полн. Собр. Соч. М., Л., 1952, Т.7. — С 572.
  108. Т.П. Предложение и его грамматические категории/ Вступ. Ст. Л. А. Новикова. Изд. 2-е, стереотипное. М.: Едиториал УРСС, 2004. — 200 с.
  109. В.И. Психологические проблемы диагностики аномального развития детей. М.: Педагогика, 1989 — 100с.
  110. А.Р. Высшие корковые функции человека и их нарушения при локальных поражениях мозга. 3-е изд. — М.: Изд-во МГУ, 2000. — 500с.
  111. А.Р. Основы нейропсихологии. Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. М.: Издательский центр «Академия», 2003. — 384с.
  112. А.Р. Письмо и речь: Нейропсихологические исследования Учеб. пособие для студ. психол. фак. высш. учеб. заведений. М.: Издательский центр «Академия», 2002. — 352с.
  113. А.Р. Язык и сознание /Под ред. Е. Д. Хомской. 2-е изд. М.: Изд-во МГУ, 1998.-336с.
  114. А.Р., Правдина-Винарская Е.Н., Ярбус А. Л. К механизмам следящих движений взора и их патологии II Вопросы психологии. -1961. № 5. — С. 159 172.
  115. В.М. Речевые расстройства у детей. М.: ЦНИИСП, 1975. — 35с.
  116. А.А. Овладение пространственными отношениями у ребенка дошкольного возраста// Проблемы психологии.- Л.: ЛГУ. -1948. С.67−74.
  117. А.А. Роль речи в развитии зрительного восприятия у детей II Вопросы детской и общей психологии. М.: АПН РСФСР. -1954. — С.3−30.
  118. Т.Н., Селиверстова О. С. Пространственно-дистанционные предлоги в русском и английском языках. Munchen: Sagner, 1998. — 348 с.
  119. И.Ф. Задержка психического развития (клинико-нейропсихологическая диагностика). М.: «Комплекс-центр», 1993. — 198с.
  120. Е.М. Лечебная педагогика (ранний и дошкольный возраст). М.: ВЛАДОС, 1997.-304с.
  121. Е.М. О нарушении гностических функций у учащихся с тяжелыми расстройствами речи //Дефектология. -1976. № 1. — С. 13−17.
  122. Е.М., Ипполитова М. В. Нарушение речи у детей с церебральным параличом. М.: Просвещение, 1985. — 192с.
  123. Методы обследования речи детей: Пособие по диажостике речевых нарушений/ Под общ. ред. проф. Г. В. Чиркиной. 3-е изд., доп. — М.: АРКГИ, 2003.-240с.
  124. Ю.В. Формирование семантической стороны речи в процессе коррекционно-логопедической работы с детьми дошкольного возраста с общимнедоразвитием речи (на примере предложно-падежных конструкций): Автореф. дис. канд. пед. наук. М., 2003. — 18с.
  125. Невская, А А, Леушина Л. И. Ассиметрия полушарий головного мозга и опознание зрительных образов / АН СССР, Ин-т физиологии им. И. П. Павлова. -Л.: Наука, 1990.-150с.
  126. Е.И., Шахнарович A.M. Язык и дети.-М.: Наука, 1981.-127с.
  127. Л.Д. Предупреждение и устранение дисграфии у детей. СПб.: Издательство «Союз», 2001. — 247с.
  128. Л.И. Механизмы нарушения восприятия у аномальных детей: психофизиологическое исследование I Науч.-исслед. ин-т дефектологии Акад. пед. наук СССР.- М.: Педагогика. -1984.-160с.
  129. А.М. Русский синтаксис в научном освещении: Учебное пособие. -Изд. 8. Серия Лингвистическое наследие XX века. М.: Изд-во: Едиториал УРСС, 2001.-432с.
  130. Л.И. Развитие зрительного восприятия у детей с нарушениями зрения в процессе обучения математике. Адель, 1998. -118с.
  131. З.Д. Многозначность предложно-падежной формы как результат условий ее употребления II Вопросы лингвистики. -1979.- № 4. С.8−13.
  132. М.И. Грамматические элементы языка в речи детей преддошкольного возраста II Вопросы лингвистики. -1958. № 4. — С.16−23.
  133. А.А. Из записок по русской грамматике. М.: Учпедгиз. 1958.1-II. — 6 с.
  134. Преодоление общего недоразвития речи дошкольников. Учебно-методическое пособие / Под общ. ред. Т. В. Волосовец. М.: Институт общегуманитарных исследований, В. Секачев, 2002. — 256с.
  135. Т.Г. Лингвометодические основы изучения предлогов и предложных словосочетаний в начальных классах школы: Учебное пособие. — СПб.: Образование, 1997. — 46с.
  136. Pay М. Ю. Изобразительная деятельность учащихся с нарушениями слуха (1−3 кл.): Кн. для учителя. М.: Просвещение. -1989. — 140с.
  137. Ребенок. Раннее выявление отклонений в развитии речи и их преодоление. I Под ред. Ю. Ф. Гаркуши. М.: Московский психолого-социальный институт- Воронеж: Издательство НПО «МОДЗК», 2001. — 256с.
  138. О.Ю. Статистический анализ медицинских данных. Применение пакета прикладных программ STATISTICA. М.: Медиа Сфера, 2002. — 312с.
  139. З.А. Нейропсихологическое изучение детей с тяжелыми дефектами речи: Учеб. пособие. Екатеринбург- Урал. гос. пед. ун-т. -1995. — 121с.
  140. .С. Лингвопсихологические эксперименты с деграмматикализованными текстами II Вопросы общего языкознания. Л.: Наука, 1965. -С.123−127.
  141. И.М. Психология фантазии. Минск, 1977. — 168с.
  142. С.Л. Основы общей психологии. СПб.: «Питер», 2004. — 713с.
  143. С .Я. Психология умственно отсталого школьника. М.: Просвещение, 1986. — 192с.
  144. Русская грамматика А. Х. Востокова, по начертанию его же сокращенной грамматики полнее изложенная. 2-е изд. СПб., 1867. С. 189−190.
  145. Русская грамматика: В 2-х т. / Н. Ю. Шведова, Е. А. Брызгунова, К. В. Багучан, В. А. Ицкович и др. Синтаксис. М.: Наука, 1980. -. Т.2. — 709с.
  146. Русский язык: Учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений /Л.Л. Касаткин, Е. В. Клобуков, Л. П. Крысин и др. М.: Издательский центр «Академия», 2001. — 768с.
  147. И. Психолингвистика// Фундаментальные направления современной американской лингвистики: Сборник обзоров. М., 1997. — С.231−260.
  148. В.И. 'Заикание у детей: Психокоррекционные и дидактические основы логопедического воздействия: Учеб. пособие для студ. высш. и средн. пед. учеб. заведений. 4-е изд., доп. — М.: Гуманит. изд. центр Владос, 2001. -208с.
  149. В.И. Речевые игры с детьми. М.: Владос, 1994. — 344с.
  150. М.М., Семаго Н. Я. Психолого-медико-педагогическое обследование ребенка: Комплект рабочих материалов / Под общ. ред. М. М. Семаго. М.: Аркти, 2001.-133с.
  151. А.В. Нейропсихологическая диатостика и коррекция в детском. возрасте: Учеб. пособие для высш. учеб. заведений. М.: Издательский центр «Академия», 2002. — 232с.: ил.
  152. .А. К проблеме типов лексической и грамматической абстракции. II Вопросы грамматического строя. М., 1955. — С.73
  153. И.М. Рефлексы головного мозга. М.: АПН СССР, 1961. — 99с.
  154. Э.Г. Мозг человека и психические процессы в онтогенезе. М.: Изд-воМП/, 1985. -190с.
  155. Е.С. Согласование и управление как способы синтаксической организации слов в русском языке: Автореф. дис. д-ра филол наук. Л., 1970. -35с.
  156. Д.И. Когнитивные предпосылки развития грамматики // Психолингвистика. М., 1984. — С.143−203.
  157. Е.Ф. Речевое недоразвитие у детей и пути его коррекции (Дети с нарушением интеллекта и моторной алалией): Учеб. пособие для студентов. -М.: Классик-с стиль, 2003. 160с.
  158. Е.Ф. Формирование правильной речи у детей с моторной алалией. -Киев, 1981.-149с.
  159. Е.Ф. Формирование психологических механизмов усвоения грамматики родного языка у детей с моторной алалией. II Преодоление речевыхнарушений у детей и взрослых / Под ред. В. И. Селиверстова, С. Н. Шаховской. -М.-.МГПИ, 1981-С.62−72.
  160. Н.В. Обучение детей с ФФН и ОНР навыку употребления предложно-падежных форм //Дефектология. -1999. № 1. — С. 55−58.
  161. Ф.А. Начальные этапы овладения ребенком грамматическим строем языка: Дис.канд. пед. наук (по психологии). М.: МГУ, 1995. — 177с.
  162. Л.Ф. Особенности речевого развития учащихся с тяжелыми нарушениями речи (I IV классы).- М.: Педагогика.-1980. — 192с.
  163. Стентон Гланц Медико-биологическая статистика. М.: Практика, 1998.-459с.
  164. Т.А. Логопедическая тетрадь. Формирование лексико-грамматических представлений. СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 1999. — 48с.
  165. О.А., Грибова О. Е. Формирование предложных конструкций у учащихся младших классов школы для детей с тяжелыми нарушениями речи.// Актуальные проблемы логопедии. М.: МГПИ им. В. И, Ленина, 1980. — С.47−52.
  166. Г. А. Дошкольная психология. М.: Academia, 2001. 334с.
  167. О.Н. К вопросу о психолого-педагогическом исследовании детей с речевыми расстройствами (принципы и методы изучения) II Нарушения речи у детей и взрослых / Под ред. В. И. Селиверстова, С. Н. Шаховской, Ф. А. Самсонова -М.: МГПИ, 1979-С.3−10.
  168. О.Н., Синякова Т. Н. О состоянии невербального интеллекта при недоразвитии речи II Обучение и воспитание детей с нарушениями речи I Редкол. В. И. Селиверстов и др.- М.: Просвещение. -1982. С.13−20.
  169. Д.В. Синонимические словосочетания с пространственным значением в современном русском языке: / Вопросы морфологии и синтаксиса современного русского языка. Новосибирск, 1966.-С. 211−239.
  170. Н.В. Психолингвистические характеристики функционирования категории падежа существительного в русском языке II Психолингвистические проблемы грамматики: Сб. статей / АН СССР, Ин-т языкознания. М.: НИИ общ. педагогики, 1979. — С. 5−65.
  171. К.Д. Собр. Соч. М.: АПН РСФСР. Т.2. С. 560.
  172. М.П. Об употреблении предлогов в детской речи II Вопросы психологии, 1958. № 2. — С.118−123.
  173. И.А. Коррекция нарушений речи у дошкольников с дизартрией и недоразвитием пространственного гнозиса: Дис. канд. пед. наук: 13.00.03. -Екатеринбург, 1998.-217с.
  174. Т.Б. Особенности формирования речи у детей дошкольного возраста: Дис. д-ра пед. наук в форме науч. докл.: 13.00.03. М., 2000. — 148с.
  175. Т.Б., Туманова Т. В. Дети с общим недоразвитием речи. Воспитание и обучение. Учебно-методическое пособие. М.: «Издательство Гном и Д», 2000.128с.
  176. Т.Б., Чиркина Г. В. Подготовка к школе детей с общим недоразвитием речи в условиях специального детского сада. Учеб. пособие для дефектол. фак. / Моск. гос. заоч. пед. ин-т. М.: Б.И., 1991. 187с.
  177. Ф.Ф. Избр. труды. М.: Учпедгиз, 1956.4.I. С. 170.
  178. P.M. Психолингвистика: Учеб. для студ. высш. учеб. заведений. М.: Издательский центр «Академия», 2001. — 320с.
  179. Л.Б. Психолингвистический подход и его использование в изучении речевых расстройств.11 Психолингвистика и современная логопедия. М., 1997. -С.41−58.
  180. М.Е. Логопедия: Работа с дошкольниками. М.: ООО «Издательство ACT», 2002.-258с.
  181. Е.Д., Ефимова И. В., Будыка Е. В., Еникополова Е. В. Нейропсихология индивидуальных различий II Вестник МГУ, сер. 14 «Психология». -1997. 281с.
  182. Е.Д., Гасимов Ф. М. Особенности пространственной ориентации испытуемых с различными профилями межполушарной ассиметрии мозга.-Вестник МГУ, сер. 14 «Психология», 1991.- № 4. С. 47−52.
  183. Л.Э. Пути развития познавательной деятельности у дошкольников с общим недоразвитием: Дис. канд. пед. наук: 13.00.03. М., 1986. — 176с.
  184. Л.С. Афазия и восстановительное обучение: Учеб. пособие. М.: Просвещение, 1988.-207с.
  185. Л.С. Мозг и интеллект: Нарушение и восстановление интеллектуальной деятельности. М.: Просвещение, «Учеблит.», 1995. — С.241−258.
  186. Л.С., Глозман Ж. М. Аграмматизм при афазии. М.: МГУ, 1978. — 152с.
  187. Л.С., Пирцхалайшвили Т. М. Роль зрительного образа в формировании речи и у детей с различными формами патологии II Дефектология. -1975. № 5. — С. 11−18.
  188. С.Н. Язык и ребенок: Лингвистика детской речи: Учеб. пособие. М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2000. — 240с.
  189. Н.Ю. Нарушение пространственных представлений при локальных поражениях мозга в детском возрасте: Автореф. дис. канд. психол. наук М., 1983.-21с.
  190. Г. В. К методике обучения детей с псевдобульбарной дизартрией II Дефектология. -1973.- № 4. С.45−50.
  191. Л.М. Приемы активизации речи у алаликов: Хрестоматия по логопедии. / Под ред. Л. С. Волковой, В. И. Селиверстова М., 1997. — С.53−65.
  192. К.И. От двух до пяти. М.: Педагогика, 1990. — 384с.
  193. А.А. Синтаксис русского языка.- 2- е изд.- 1941- С. 504.
  194. A.M. Общая психолингвистика.- М.: Изд-во РОУ, 1995. 93с.
  195. А.М., Юрьева Н. М. Психолингвистический анализ семантики и грамматики на материале онтогенеза речи М.: Изд-во РОУ, 1990. — 168с.
  196. С.Н., Худенко Е. Д. Как научить ребенка думать и говорить.-Калининград: Б.Г., 1993. 25с.
  197. С.Н. Логопедическая работа по формированию грамматического строя речи детей, страдающих моторной алалией: Автореф. дис.. канд. пед. наук. М., 1969.-19с.
  198. С.Н. Развитие словаря в системе работы при общем недоразвитии речи. Психолингвистика и современная логопедия / Под ред. Л. Б Халиловой. -М., 1997.-С.240−250.
  199. С.Н., Худенко Е. Д. Планы занятий логопедов в детском саду для детей с нарушениями речи: В 2-х ч. Ч 1, 2. М.: Всесоюз. ин-т переподготовки и повышения квалификации науч.-пед. и рук. кадров нар. обр. при АПН СССР, 1992.-151с.
  200. Г. Р., Зернова Л. П., Зимина И. А. Логопедическая работа с дошкольниками: Учеб. пособие. М.: Издательский центр «Академия», 2003. -240с.
  201. Н.Ю. Русский язык: Функционирование грамматических категорий. Текст и контекст I Виноградов, чтения XII XIII 1981−1982гг. — М.: Наука, 1984. -211с.
  202. С.Г. Ознакомление с окружающим миром учащихся с задержкой психического развития.- М., 1990. 79с.
  203. Г. А. Система лексических и фразеологических предлогов в современном русском языке.- Челяб. гос. пед. ун-т. Челябинск, 2001. — 454с.
  204. Шиф Ж. И. Усвоение языка и развитие мышления глухих детей. М., 1968.-С.39−40.
  205. В.М., Визель Т. Г. Восстановление речевой функции у больных с разными формами афазии.- М.: «Ассоциация дефектологов», В. Секачев, 2000. -96с.
  206. Шохор-Троцкая (Бурлакова) М. К. Стратегия и тактика восстановления речи.-М.: Изд-во ЭКСМО-Пресс, В. Секачев, 2001. -432с.
  207. А.Л. Синонимика в кругу глагольно-именных предложных словосочетаний с предлогами у, при, под, около, возле, подле, вблизи II Русский язык в школе. -1961.- № 6. С.25−30.
  208. Л.В. Избранные работы по русскому языку.-Учпедгиз, 1957.-179с.
  209. Л.В. О трояком аспекте языковых явлений и об эксперименте в языкознании.-М.: Учпедгиз, 1931.- С.ЗЗ.
  210. Л.В. Языковая система и речевая деятельность.- Л.: Наука, Ленингр. отд., 1974.-427с.
  211. В.В. Исследования когнитивного развития детей с тяжелой речевой патологией II Уч. записки Тартуского ун-та. Труды по дефектологии. 1986. -С.58−76.
  212. В.В. Особенности познавательной деятельности, детей с тяжелой речевой патологией II Уч. записки Тартуского ун-та. Труды по дефектологии. -1990.-С.30−45.
  213. В.И. Развитие речи детей от трех до пяти лет: Хрестоматия по теории и методике развития речи детей дошкольного возраста I Под ред. М. М. Алексеевой, В. И. Яшиной. М.: Издательский центр «Академия», 2000. — С. 277 283.
  214. А.В. Коррекция недостатков речи у учащихся общеобразовательной школы.- М.: АРКГИ, 1997. 214с.
  215. Bellugi U. Neuropsychological, neurological and neuroanatomies profile of Williams Syndrome children / U. Bellugi, A. Bihrle, T. Jemigan, D. Trauner, S. Doherty 11 American Journal of Medical Genetics. -1990. № 6. -115−125.
  216. Cratty B. The Body-image of blind Children I B. Cratty. New York: American Foundation for the Blind. -1970. — 306p.
  217. Dekker R. inteiligentie van visueel gehandicapte kinderen in de leeftijd van 6 tot 15 jaarl R. Dekker. Amsterdam: V. U. <197> Uitgeverij, 1987.
  218. O’Boyle M.W. Hemispheric asymmetry & individual differences in cognition I M.W. O’Boyle, J. B. Hellige II Learning & Ind. Diff., 1989. № 1.
  219. Parisi D. Leccialcomtence i, F. Antinucci II In: «Advances in psycholinguistics», G. B. Flores d' Arcais and W. J. M. Levelt (eds.), Amsterdam: North-Holland, 1970,197−210.
Заполнить форму текущей работой