Заключение.
Формирование временных представлений в процессе изучения математики у учащихся младшего школьного возраста с задержкой психического развития
Группа детей с нарушениями в развитии по статистическим данным ряда стран составляет от 4,5 до 11? в зависимости от того, какие нарушения учитываются. Число таких детей из года в год возрастает, ибо возрастают факторы риска, среди которых наиболее опасны: отягощенная наследственность, патология беременности или родов у матери, хронические заболевания у родителей, неблагоприятные экологические… Читать ещё >
Заключение. Формирование временных представлений в процессе изучения математики у учащихся младшего школьного возраста с задержкой психического развития (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
«Конвенция о правах ребенка» и «Всемирная декларация об обеспечении выживания, защиты и развития детей» гарантируют права на развитие, образование и воспитание каждого ребенка с учетом его индивидуальных возможностей. Эти права распространяются и на детей с особыми образовательными потребностями. В Казахстане число детей, которым необходимы специальные коррекционно-образовательные услуги, увеличивается по разнообразным причинам, начиная от экологических и заканчивая социальными причинами.
Воспитание и обучение детей с отклонениями в развитии требует особых методологических подходов и создания целого комплекса дополнительных условий. В бывшем Советском Союзе функционировала достаточно дифференцированная сеть учреждений для детей с ограниченными возможностями. В стране был осуществлен переход от 3 типов к 8 типам специальных школ и 15 видам специального обучения, организовано дошкольное воспитание различных категорий детей с нарушениями развития.
Группа детей с нарушениями в развитии по статистическим данным ряда стран составляет от 4,5 до 11? в зависимости от того, какие нарушения учитываются. Число таких детей из года в год возрастает, ибо возрастают факторы риска, среди которых наиболее опасны: отягощенная наследственность, патология беременности или родов у матери, хронические заболевания у родителей, неблагоприятные экологические ситуации, курение матери во время беременности, алкоголизм родителей, неблагоприятный психологический микроклимат в семье и школе. Особую тревогу вызывает значительный рост числа детей с задержкой психического развития (ЗПР). Для них нужны специальные условия обучения, которые могут быть обеспечены в специальных школах, где наряду с общими задачами решаются и задачи коррекции недостатков психического развития.
Проблемой формирования временных представлений занимались такие ученые, как: А. А. Столяр, Е. М. Щербакова, А. М. Леушина, М. Фидлер, Ф. Н. Блехер и многие другие. С одной стороны, развивающееся восприятие времени опирается на чувственную основу, а с другой стороны — на освоение общепринятых эталонов времени. Исследования показали, что наименьшей точностью характеризуется словесная оценка интервала времени. Самое же точное восприятие времени наблюдается при воспроизведении временного интервала. Восприятие детьми тягучести времени, его необратимости и периодичности весьма затруднено из-за отсутствия наглядных форм. Важность этой проблемы для практики обучения младших школьников определяет актуальность данной темы. Знакомство с единицами времени способствует уточнению временных представлений у детей. Необходимо формировать конкретные представления о каждой единице времени, добиваться усвоения их соотношений, научить пользоваться календарем и часами.
Вопросы изучения особенностей формирования временных представлений и понятий у детей с ЗПР были освещены в работах М. Г. Аббасова, С. Г. Ералиевой, В. В. Эк и другими.
С целью подтверждения гипотезы о том, что «если на уроках математики в 4 классе систематически и последовательно использовать специальные задания, направленные на формирование временных представлений, то это обеспечит эффективность формирования временных представлений, т.к. цель и содержание будут едины», была проведена опытно-экспериментальная работа.
Данная работа состоит из двух основных глав.
В первой главе раскрывается теоретическая проблема исследования, анализируется и делается обзор литературы по проблеме исследования.
Во второй главе проводится экспериментальное исследование, состоящее из трёх этапов.
Экспериментальное исследование младших школьников включало три этапа: констатирующий, формирующий и контрольный.
Цель констатирующего этапа эксперимента: выявить уровень сформированности математических представлений о времени у учащихся с ЗПР в 4 классе.
Цель формирующего этапа эксперимента: совершенствование знаний о времени на уроках математики у младших школьников с ЗПР в 4-ом классе.
Цель контрольного этапа эксперимента: определить эффективность проведенной работы по формированию временных представлений у младших школьников с ЗПР.