Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Организационно-методические условия реализации компетентностного подхода в вузовском учебном курсе

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Достоверность и обоснованность результатов исследования определяются научной аргументированностью исходных теоретических положенийстрогостью методологических принципов' и обоснованностью применяемых методов исследованиялогической непротиворечивостью научных рассуждений и выводовопытно-экспериментальным подтверждением положений и выводов исследованиярезультатами количественного и качественного… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. Теоретико-методологический анализ проблемы исследования
    • 1. 1. Современные тенденции высшего профессионального образования
    • 1. 2. Компетентностный подход в системе высшего профессионального образования
    • 1. 3. Состояние и тенденции развития системы военной подготовки на военной кафедре в гражданских вузах
  • Глава 2. Современные образовательные технологии при подготовке специалистов в вузах
    • 2. 1. Дистанционные образовательные технологии
    • 2. 2. Активные методы обучения
    • 2. 3. Балльно-рейтинговая система оценивания
    • 2. 4. Формирующее оценивание
  • Глава 3. Экспериментальная проверка эффективности учебного курса на основе компетентностного подхода
    • 3. 1. Формирование целей обучения и общей структуры учебного курса
    • 3. 2. Оценка результативности учебного курса на основе компетентностного подхода
      • 3. 1. 1. Первый этап экспериментального исследования
      • 3. 1. 2. Второй этап экспериментального исследования
    • 3. 3. Обработка и анализ результатов анкетирования студентов
    • 3. 4. Методические рекомендации по проектированию учебного курса на основе компетентностного подхода

Организационно-методические условия реализации компетентностного подхода в вузовском учебном курсе (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Современный этап социально-экономического развития России обусловливает потребность в повышении эффективности профессиональной подготовки специалистов с высшим образованием и модернизации всей системы высшего образования в русле перехода от парадигмы «образование на всю жизнь» к новой парадигме «образование через всю жизнь». Изменения в сфере российского высшего образования направлены на повышение готовности выпускников вузов к профессиональной деятельности, а также на создание условий’для формирования творческого потенциала учащихся, развития активной учебной деятельности, способности к самообучению, саморазвитию, самосовершенствованию, самостоятельности. В качестве одной из ведущих идей обновления содержания образования в рамках современной модернизации образования принят компетентностный подход, что отражено в федеральных государственных образовательных стандартах высшего профессионального образования.

Применение компетентно стного подхода в образовании обусловливает необходимость эффективно реализовать его деятельностную и практическую направленность, что возможно при использовании современных образовательных технологий. Вместе с тем, реализация компетентностного подхода на практике требует научно обоснованного выбора конкретных образовательных технологий, учитывающих особенности учебного курса или учебной дисциплины, а главное, включающих комплексное использование современных форм, методов и средств обучения.

В настоящее время в педагогической науке довольно эффективно разрабатывается проблема практической реализация компетентностного подхода в образовании. Однако остаются недостаточно методически разработанными вопросы внедрения и учета особенностей компетентностного подхода применительно к проектированию и реализации учебных дисциплин в вузах на основе комплексного использования современных методов и средств обучения. Поэтому выявление необходимых условий внедрения компетентностного подхода в конкретные учебные курсы, позволяющих эффективно использовать преимущества комплексного «^применения» современныхметодов и средств обучения~является актуальной и своевременной научной задачей.

Таким образом, в этой связи в ходе исследования были выявлены следующие противоречия:

• между необходимостью внедрения компетентностного подхода в систему высшего профессионального образования и недостаточным уровнем теоретической и практической разработанности его реализации на уровне вузовских учебных курсов;

• между тенденцией широкого внедрения в образовательную практику компетентностного подхода и недостаточным уровнем теоретической и методической разработанности эффективного применения, в контексте' компетентностного подхода комплекса современных методов и средств, обучения на уровне учебного курса.

Выявленные противоречия определяют проблему исследования: каковы организационно-методические условия внедрения компетентностного подхода при проектировании и реализации вузовского учебного курса с использованием комплекса методов и средств обучения?

Таким образом, требования федеральных государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования указывают на необходимость внедрения компетентностного подхода и современных технологий в образовательный процесс высшей школы, наличие сформулированных выше противоречий и вытекающей из них проблемы обусловливают актуальность диссертационного исследования.

Актуальность проблемы и область профессиональной деятельности автора диссертации обусловили выбор темыисследования: «Организационно-методические условия» реализации компетентностного подхода в вузовском учебном курсе (на примере военно-технической дисциплины)".

Объект исследования — процесс обучения студентов на военной кафедревуза.

Предмет исследования — организационно-методические условия* реализации компетентностного подхода в учебном курсе военно-технической дисциплины.

Цель исследования состоит в научном обосновании организационно-методических условий разработки и реализации учебных курсов с позиций компетентностного подхода на основе комплексного использования современных-образовательнБ1Х" технологйй.

В качестве гипотезы исследования выдвинуто предположение о том, что уровень подготовки студентов может быть повышен за счет разработки и реализации вузовского учебного курса на основе компетентностного подхода, если выполнены следующие организационно-методические условия:

1) при проектировании и реализации учебного курса учтены особенности компетентностного подхода (практическая — направленность на обучение профессиональной деятельности, системная разработка понятных и диагностируемых целей — результатов обучения в комплексе с критериями их достижения и методиками контроля, систематический мониторинг и корректировка содержания, структуры и методов реализации учебного курса);

2) в образовательном процессе комплексно использованы современные методы обучения, необходимые для реализации компетентностного подхода (активные и интерактивные методы обучения, модульный принцип построения учебного курса, балльно-рейтинговая система оценивания, аудиторная и внеаудиторная самостоятельная работа студентов, формирующее оценивание с развитием навыков рефлексивного мышления);

3) в качестве средства поддержки современных методов обучения применены дистанционные образовательные технологии (системы управления обучением, например, пакет МоосПе).

В' соответствии с целью и гипотезой сформулированы следующие задачи исследования:

1. Анализ особенностей компетентностного подхода применительно к задачам разработки учебного курса в вузе.

2. Выявление № анализ современных методов и средств обучения, позволяющих результативно реализовать компетентностный подход в вузовском-учебном курсе.

3. Определение организационно-методических условий разработки и реализации вузовского учебного курса с позиций компетентностного подхода на основе комплексного использования современных методов и средств обучения.

4. Разработка экспериментального учебного курса и его методического обеспечения.

5-Опытная—работа—по—апробации й оценке рёзультативноста экспериментального учебного курса в контексте гипотезы исследования.

6. Разработка методических рекомендаций по проектированию учебных курсов с учетом выявленных организационно-методических условий на основе результатов исследования.

Организация исследования. Опытно-экспериментальная работа проводилась в Санкт-Петербургском государственном политехническом университете (СПбГПУ). В экспериментальную часть исследования были вовлечены 246 человек.

Теоретическую и методологическую основу исследования составили признанные научные результаты по направлениям:

• общие вопросы образования и методология педагогического исследования- (Ю.С. Васильев, В. А. Жуков, В. Н. Козлов, В. В. Краевский,.

A.M. Новиков, С. Д. Смирнов, A.B. Хуторской, Д. В. Чернилевский, А. И. Чучалин и др.);

• компетентностный подход в профессиональном образовании (М.А. Акопова, Н. И. Алмазова, Д. Г. Арсеньев, А. Г. Асмолов, В. И. Байденко, Г. А. Бордовский, P.E. Булат, Ю. В. Еремин, И. А. Зимняя, В. Н. Козлов,.

B.В. Лаптев, А. И. Сурыгин, А. П. Тряпицына и др.);

• современные образовательные технологии обучения в вузе (Г.А. Атанов, Б. С. Иванов, В. А. Жуков, М. Б. Лебедева, М. Г. Минин, Е. Ф. Мордвинов, Т. Н. Носкова, Е. С. Полат, В. Ю. Преснецова, И. Ю. Соколова, Е. С. Фишман, С. Э. Харзеева и др.);

• система военной подготовки в гражданских вузах (А.Н. Абрамов, В .Я. Добрицкий, B.C. Добровольский, К. А. Дубаренко, Г. А. Кабакович, В. В. Мелетичев, В. А. Родионов, Ю. Г. Спицын, A.A. Тарасов и др.).

В процессе научной работы над диссертацией использовались следующие методы исследования:

• теоретические — изучение, анализ и обобщение научной литературы в области исследования, нормативных документов по вопросам исследованияобоснование теоретической и методологической базы исследованиявыявление противоречийпостановка проблемыпостроение гипотезыпланирование научного исследования и интерпретация его результатов;

• эмпирические — мониторингизучение, анализ и обобщение педагогического опытаопытная исследовательская работапедагогический экспериментанкетированиеопростестированиестатистическая обработка результатов исследования.

Положения исследования, выносимые на защиту:

1. Организационно-методические условия разработки и реализации учебных, курсов с позиций компетентностного подхода на основе комплексного использования современных образовательных технологий:

• учет особенностей компетентностного подхода применительно к вузовскому учебному курсу:

— деятельностная направленность на обучение практической деятельности на основе фундаментальных знаний и. современных методов, обучения,.

— системный подход? к формированию понятных и диагностируемых целей— результатов обучения;

— наличие системы, критериев" — и методики оценивания учебной успешности студентов, разрабатываемых в. комплексе с планируемыми-результатамиобучения;

• - корректировка содержания, структуры и. методов реализации учебного курса на основе оценки успешности освоения учебного материала и регулярного анкетированиястудентов;

• необходимость использования, комплекса современных методов обучения: • ,.

— активные и интерактивные* методы обучения, активизирующие учебную деятельность учащихся,.

— модульный принцип построения учебного курса, обеспечивающий индивидуальную ритмичную и активную работу студентов по ходу освоения курса,.

— балльно-рейтинговая система оценивания как одна из современных систем контроля учебных достижений учащихся,.

— активная (аудиторная и внеаудиторная) самостоятельная работа студентов;

— формирующее оценивание^ как фактор развития навыков осмысления студентамисобственной деятельности по достижению целейспособствующее формированию рефлексивного мышления;

• использование дистанционных образовательных технологий в качестве средства поддержки современных методов обучения.

2. Методические рекомендации по проектированию учебного курса с ^учетоморганизационгго^етодических'условий:

— системное формирование целей — планируемых результатов освоения учебного курса — в увязке с целями (результатами обучения) по основной образовательной программе в целом,.

— разработка программы учебного курса для студентов с указанием целей освоения разделов учебного курса, критериев их достижения и оценивания,.

— использование в учебном курсе среды дистанционной поддержки обучения,.

— использование балльно-рейтинговой системыоценивания, текущего, рубежного (по модулю)' и итогового1 контроляи модульного принципа построения учебного курса,.

— применение активных и интерактивных методов обучения, реализующих деятельностную направленность учебного процесса и стимулирующих активную позицию" учащихся в учебно-познавательной деятельности,.

— применение формирующего оценивания' с целью развития у студентов. навыков рефлексивного мышления,.

— методическое обеспечение развития навыков самостоятельной работы (аудиторной и внеаудиторной),.

— регулярная корректировка учебногокурса на основе анализа результатов его реализации и опросов заинтересованных лиц.

Научная новизна исследования обусловлена применением концепции компетентностного подхода в сочетании с комплексным подходом при проектировании и реализации вузовского учебного курса с учетом выявленных организационно-методических условий (новое решение типовой задачи педагогического проектирования). В ходе исследования получены новые научные результаты:

• выявлены организационно-методические условия разработки и реализации учебных курсов с позиций1 компетентностного подхода" на основе комплексного использования современных методов и средств обучения;

• выявлены особенности компетентностного подхода применительно к задачам разработки учебного курса;

• подобран комплекс современных методов и средств обучения в вузе, необходимых длярезультативной реализации компетентностного подхода;

• разработаны и апробированы на примере учебного курса по военно-технической дисциплине научно обоснованные методические рекомендации по проектированию и реализации учебных курсов с учетом организационно-методических условий.

Теоретическая значимость исследования состоит в дополнении теории и методики профессионального образования результатами научного анализа применения положений компетентностного подхода в сочетании с комплексным подходом при разработке вузовского учебного курса: научно обоснованными организационно-методическими условиями разработки и реализации учебных курсов в вузе, включающими: учет особенностей компетентностного подхода применительно к учебному курсуиспользование комплекса современных методовюбучения;

— применение технологий дистанционной поддержки обучения;

— научно обоснованные методические рекомендации по проектированию и реализации учебных курсов.

Практическая значимость-исследования заключается в возможности повышения уровня подготовки студентов при внедрении разработанных методических рекомендаций по проектированию и реализации вузовских учебных курсов с позиций компетентностного подхода, что подтверждено опытом преподавания экспериментального учебного курса «Устройство, принцип действия, работа и эксплуатация дизельной электрической станции» на факультете военного обучения в СПбГПУ.

Разработанные в результате исследования методические рекомендации с учетом выявленных организационно-методических условий целесообразно применять в практике разработки и реализации учебных курсов в вузах.

Достоверность и обоснованность результатов исследования определяются научной аргументированностью исходных теоретических положенийстрогостью методологических принципов' и обоснованностью применяемых методов исследованиялогической непротиворечивостью научных рассуждений и выводовопытно-экспериментальным подтверждением положений и выводов исследованиярезультатами количественного и качественного анализа полученных эмпирических данных, апробацией основных положений исследования в научно-педагогической среде.——-———;

Апробация и внедрение результатов исследования. Основные положения диссертационного исследования отражены в 10 публикациях в отечественной и зарубежной печати. Основные положения диссертационного исследования были представлены на II Международной научно-практической конференции «Психология и педагогика: пути и методы развития» (Пенза, 2010) — XVII Международной научно-методической конференции «Высокие интеллектуальные технологии и инновации в образовании и науке» (Санкт-Петербург, 2010) — Международной научной конференции «Актуальные проблемы науки и образования» (Куба, 2010) — Международной научной конференции «Современное образование. Проблемы и решения» (Таиланд, 2010) — II Международной научно-методической конференции «Современные проблемы высшего профессионального образования» (Курск, 2010 г.).

Результаты диссертационного исследования внедрены в практику на военной кафедре факультета военного обучения Санкт-Петербургского государственного политехнического университета.

Объем и структура диссертации. Диссертация состоит из введения, трех глав, выводов по главам, заключения, библиографического списка, приложений. Общий объем — 177 стр., основного текста — 144 стр., библиографического списка из 135 наименований, 2 приложения, 16 таблиц, 38 рисунков и схем.

Выводы по главе 3.

1. Выявлены организационно-методические условия при проектировании учебного курса «Устройство, принцип действия, работа и эксплуатация дизельной электрической станции» с позиций компетентностного подхода на основе комплексного использования современных образовательных технологий.

2. Разработан, внедрен и апробирован учебный курс на основе компетентностного подхода в информационно-коммуникационной среде Моос11е на военной кафедре СПбГПУ. Технологии дистанционной поддержки обучения в совокупности с групповыми и практическими занятиями позволяет формировать у студентов знания, умения, навыки и военно-профессиональные компетенции, необходимые для решения разнообразных задач и выполнения функциональных обязанностей по первичной офицерской должности в соответствии с полученной военно-учетной специальностью.

2. Получены экспериментальные данные, показывающие повышение результативности подготовки студентов с помощью комплексного' использования современных образовательных технологий и среды дистанционной поддержки обучения.

3. Оценена эффективность проектирования учебного курса на основе компетентностного подхода с помощью методов статистической проверки гипотез.

4. Показано, что информационно-коммуникационная среда МоосПе позволяет реализовать интерактивное обучение с модульным принципом построения учебного курса и с применением балльно-рейтинговой системы и формирующего оценивания. Использование формирующего оценивания позволяет фиксировать индивидуальные достижения каждого студента и выявлять пробелы в освоении материала.

5. По итогам опытной работы и анкетирования студентов получены высокие результаты оценки эффективности разработанного в диссертации построения учебного курса на основе компетентностного подхода. Установлено, что повысилась активность, ритмичность, системность и самостоятельность в работе студентов, а наличие рейтингового листа контроля успеваемости сформировало у студентов ответственность за результаты освоения ими учебной дисциплины. Дисциплинирующее действие балльно-рейтинговой системы проявилось в сокращении времени задержки выполнения заданий.

7. Разработаны методические рекомендации по проектированию и реализации вузовских учебных курсов с учетом организационно-методических условий.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой