Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Развитие грамматического строя и словообразования в онтогенезе

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Овладение грамматическим строем речи является одним из важных этапов речевого развития детей, поскольку слово является важнейшей единицей языка. Развитие грамматического строя речи понимается как длительный процесс формирования умений оформлять высказывания с точки зрения законов и правил русского языка. Свободная устная и письменная речь опирается на владение достаточным словарным запасом… Читать ещё >

Развитие грамматического строя и словообразования в онтогенезе (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Овладение грамматическим строем речи является одним из важных этапов речевого развития детей, поскольку слово является важнейшей единицей языка. Развитие грамматического строя речи понимается как длительный процесс формирования умений оформлять высказывания с точки зрения законов и правил русского языка. Свободная устная и письменная речь опирается на владение достаточным словарным запасом, а также на уровень сформированности грамматического строя речи [45]. Бедность словаря, аграмматизмы мешают полноценному общению, а следовательно и общему развитию речи ребенка. И, напротив, отсутствие аграмматизмов является признаком хорошо развитой речи и показателем высокого уровня умственного развития. Освоение окружающего мира ребенком происходит в процессе неречевой и речевой деятельности при непосредственном взаимодействии с реальными объектами и явлениями, а также через общение со взрослыми. Первоначально общение взрослых с ребенком носит односторонний и эмоциональный характер, вызывает желание ребенка вступить в контакт и выразить свои потребности. Затем общение взрослых переходит на приобщение ребенка к знаковой системе языка с помощью звуковой символики. Ребенок подключается к речевой деятельности, приобщается к общению с помощью языка. Такое «подключение» происходит, прежде всего, через простейшие формы речи, с использованием слов, связанных с определенной конкретной ситуацией [46].

Развитие грамматического строя в онтогенезе описано в работах многих авторов: А. Н. Гвоздева, Т. Н. Ушаковой, А. М. Шахнаровича, Д. Б. Эльконина и др. В работах А. Н. Гвоздева с учетом тесного взаимодействия морфологической и синтаксической системы языка выделяются следующие три периода формирования грамматического строя речи:

I период — период предложений состоящих из аморфных слов-корней (от 1 года 3 мес. до 1года 10 мес.).

Этот период включает в себя два этапа:

  • 1) Этап однословного предложения (от 1 года 3мес. до 1года 8 мес.). На этом кратковременном этапе ребенок использует лишь отдельные слова в роли предложений. В речи ребенка лишь небольшое количество слов, которые используются для выражения его желаний, потребностей, впечатлений. Первые слова, которые употребляет ребенок, не имеют определенной грамматической формы. Это аморфные слова — корни. Основную часть слов составляют существительные, обозначающие названия лиц, предметов, звукоподражания (бух, би-би, мяу).
  • 2) Этап предложений из нескольких слов-корней (от 1 года 8мес. до 1 года 10 мес.). На этом этапе ребенок объединяет в одном высказывании сначала два, затем три слова, то есть в речи ребенка появляется фраза. Грамматическая связь между словами отсутствует. Существительные употребляются либо в именительном падеже ед. числа, либо в усеченной, искаженной, неизменяемой форме. Глаголы представлены в неопределенной форме 2-го лица ед. числа повелительного наклонения (дай, ниси, пать).

При комбинировании аморфных слов-корней ребенок еще не ставит и не может решить задачу выбора нужной грамматической формы и употребляет одинаковые формы слова в различных словосочетаниях.

II период — период усвоения грамматической структуры предложения (от 1 года 10 мес. до 3 лет).

Этот период включает в себя три этапа:

  • 1) Этап формирования первых форм слов (1 год 10 мес. — 2 года 1 мес.). На этом этапе формирования грамматического строя речи дети начинают замечать различную связь между словами в предложении. Первыми грамматическими формами существительных являются следующие: формы именительного падежа ед. и мн. числа с окончанием «ы», «и», формы винительного падежа с окончанием «у», иногда появляются формы родительного падежа с окончанием «ы», окончание «е» для обозначения места, при этом предлог не употребляется. Первыми грамматическими формами глаголов являются: повелительное наклонение 2-го лица ед. числа, формы 3-го лица ед. числа настоящего времени без чередования в основе, возвратные и невозвратные глаголы. К двум годам появляются прилагательные, чаще в именительном падеже ед. числа мужского и женского рода, но без согласования с существительными.
  • 2) Этап использования флективной системы для выражения синтаксических связей слов (от 2 лет 1 мес. до 2 лет 6 мес.). Из-за сложности флективной системы ребенок не может одновременно усвоить все формы словоизменения. В течение определенного времени дети используют только одно, наиболее продуктивное окончание, которое А. Н. Гвоздев называет «главенствующими». Другие варианты окончаний, выражающих то же грамматическое значение, отсутствуют в речи, оказываются вытесненными, они заменяются продуктивными флексиями. Так, формы существительных родительного падежа мн. числа имеют несколько вариантов окончаний:

«-ов», нулевое окончание, «- ей», среди которых продуктивной флексией является окончание «-ов» (много ложков, ножов) [9]. Характерной чертой детской речи на этом этапе является стремление к унификации основы различных форм слова. Вначале отмечается однозначное соединение корня и флексии, что выражается в отсутствии чередования, беглости гласных (молотоком, левы, человеки).

Таким образом, на начальном этапе ребенок усваивает наиболее общие, наиболее продуктивные правила формообразования, позже овладевает частными правилами, исключениями из общего правила. На этом этапе в детской речи встречается много грамматических неточностей.

3) Этап усвоения служебных слов для выражения синтаксических отношений (от 2 лет 6 мес. до 3 лет). Характерной особенностью нормального речевого развития является то, что усвоение предлогов происходит лишь после усвоения основных наиболее функциональных грамматических элементов языка — флексий. На начальных этапах речевого развития в детской речи отсутствуют предлоги. Но этот период не продолжителен. Научившись выделять и использовать флексию, ребенок затем вводит в эту конструкцию и недостающий третий элемент — предлог, выражая лексико-грамматическое значение с помощью предлога и флексии. На этом этапе ребенок правильно употребляет простые предлоги и многие союзы. На этом этапе закрепляется согласование прилагательных с существительными в косвенных падежах, продолжается развитие в речи сложносочиненного и сложноподчиненного предложений, усваиваются многие служебные слова. В основном усваиваются многие грамматические формы, однако морфологическая система языка усвоена еще не в полной мере.

III период — период дальнейшего усвоения морфологической системы (от 3 лет до 7 лет).

В этот период ребенок систематизирует грамматические формы по типам склонения и спряжения, усваивает многие единичные формы, исключения. В этот период значительно сокращается свободное использование морфологических элементов (словотворчество), так как ребенок овладевает не только общими правилами грамматики, но и более частичными правилами, системой «фильтров», накладываемых на использование общих правил [9].

Развитие словообразования у детей рассматривается в трудах Т. Н. Ушаковой, С. Н. Цейтлин, А. М. Шахнаровича и др. Согласно гипотезе А. М. Шахнаровича механизм словообразовательного уровня складывается из взаимодействия двух уровней: собственно словообразовательного и лексического. На ранних этапах овладения языком ведущая роль принадлежит лексическому уровню, а в дальнейшем на первый план выступает словообразовательный уровень, который характеризуется большим числом слов-неологизмов [48]. В процессе овладения словообразованием ребенок осуществляет следующие операции:

  • — вычленение морфемы из слов;
  • — обобщение значения и связи этого значения с определенной формой;
  • — синтез морфем при образовании новых слов.

В процессе овладения словообразованием выделяются следующие основные тенденции:

  • — тенденция «выравнивания» основы, сохранение тождества корня в производном слове,
  • — замена продуктивных словообразовательных аффиксов непродуктивными,
  • — переход от простого к сложному как в плане семантики, так и в плане формально знакового выражения.

Прежде всего, ребенок овладевает уменьшительно-ласкательными формами существительных, позднее в речи появляются названия профессий, дифференциация глаголов с приставками и другие более сложные по семантике формы [49].

По данным А. Н. Гвоздева, в словаре четырехлетнего ребенка наблюдается 50,2% существительных, 27,4% глаголов, 11,8% прилагательных, 5,8% наречий, 1,9% числительных, 1,2% союзов, 0,9% предлогов, 0,9% междометий и частиц.

Развитие морфологической и синтаксической систем языка у ребенка происходит в тесном взаимодействии. Появление новых форм слова способствует усложнению структуры предложения, и наоборот, использование определенной структуры предложения в устной речи одновременно закрепляет грамматические формы слов.

А.Н. Гвоздев выявил следующую последовательность усвоения ребенком грамматических форм русского языка:

число существительных — уменьшительная форма существительных — категория повелительности — падежи — категория времени — лицо глагола.

Здесь очевиден путь от менее абстрактных грамматических форм к более абстрактным, от простого, формального выражения грамматического значения — к более сложному.

Таким образом, к школьному периоду ребенок овладевает в основном всей сложной системой практической грамматики. Этот уровень практического овладения языком является очень высоким, что позволяет ребенку в школьном возрасте перейти к осознанию грамматических закономерностей при изучении русского языка [9, 38].

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой